Бикбаев дмитрий биография, фото, личная жизнь. Инстаграм @dimabikbaev Дмитрий Бикбаев Бикбаев

Главная / Чувства

Не так давно мы вместе с вами вспоминали самых ярких участников «Фабрики звезд» за всю ее историю. Это шоу подарило нам таких популярных артистов, как Стас Пьеха, Тимати, Ирина Дубцова и другие. Среди выпускников «Фабрики» была и группа «БиС», в состав которой входили Влад Соколовский и Дмитрий Бикбаев. Позднее бойзбэнд распался, каждый из парней начал строить сольную карьеру. И если о Владе мы говорим до сих пор, то Дмитрий ушел в тень. сайт связался с Бикбаевым и выяснил, чем он занимается сегодня и общается ли с бывшим коллегой по группе.

Нередкий случай, когда музыкальные группы распадаются, и их участники пытаются построить сольную карьеру. Кому-то это удается, кому-то - нет. В недавнем материале про 15-летие «Фабрики звезд» мы вспоминали самых ярких участников за всю историю шоу. Среди них была и суперпопулярная в нулевые группа «БиС» с Владом Соколовским и Дмитрием Бикбаевым в составе. После распада дуэта Соколовский начал сольную карьеру, и сегодня он - довольно успешный артист. О Дмитрии Бикбаеве же мы уже давно ничего не слышали. сайт связался с экс-солистом группы и узнал, как изменилась его жизнь за последние годы.

«На данный момент я режиссер-постановщик в московском театре Луны. Музыка из моей жизни никуда не исчезла: она выражается в оформлении спектакля, создании аранжировок, производстве аудиального контента. Не могу сказать, что я сменил профессию, театр всегда был моей прерогативой - оба моих высших образования связанны именно с театром. В театре я служу уже 15 лет, отмечен почетными категориями, имею звание мастера сцены высшей категории..

На вопрос о Владе Соколовском Дмитрий ответил, что у них замечательные отношения, несмотря на то, что им пытаются приписать вражду.

«Влад - чудесный человек, я безумно рад его творческим победам. На днях у меня был день рождения, и он меня поздравил. Так получилось, что у них с Ритой в этот день свой праздник, поэтому я в ответ поздравил их», - отметил Дмитрий.

Также экс-солист группы «БиС» рассказал, что дружит с Юлией Паршутой, Татьяной Богачевой, Артемом Ивановым. Дмитрий отметил, что их сезон «Фабрики» не был самым дружным, а потому неудивительно, что между собой бывшие «фабриканты» практически не общаются. Бикбаев добавил, что сегодня его круг общения в большей части составляют люди из театральной сферы.

Дмитрий не утаил от нас и свою личную жизнь. Артист признался, что несмотря на то, что он человек творческий и витающий в облаках, он состоит в отношениях, которые его полностью устраивают.

«Я уже серьезно задумываюсь о семье, детях. Карьеру можно строить до конца жизни, а семья - это очень важно. Сейчас я заканчиваю строительство дома, тогда уже можно будет говорить о созданиии своей семьи», - в завершение добавил Бикбаев.

Дима Бикбаев (28) приехал в Москву в 13 лет и больше не возвращался в родной Уссурийск. «Фабрика звезд », группы «БиС », 4Post и Apostol − вот что мы знаем о его музыкальной карьере. Но на самом деле Дима еще подростком понял, что станет театральным актером. Как он совмещает сцену в клубах и сцену «Театра Луны », PEOPLETALK.

Я родился в Уссурийске в самой обычной семье. У меня есть старший брат Саша. Собственно, он и определил мою судьбу. Он хорошо учился, был отличником и поступил в Дальневосточный государственный университет. А на втором курсе он понял, что там не сможет реализовать свой творческий потенциал: его ждет большой город. Так что он перевелся в Москву в РГГУ. А когда мне было 13 лет, я приехал к нему на каникулы и больше не вернулся домой. Москва − город возможностей, так что я решил: буду добиваться всего здесь.

Сначала пришлось уладить вопрос с родителями. Я позвонил им и заявил, что не приеду домой и останусь жить с братом в общаге РГГУ. Они, конечно, перепугались, так что я их долго уговаривал. Пришлось приврать: в Уссурийске я учился в художественной школе и сказал, что поступлю в Москве в Суриковское училище и обязательно стану профессиональным художником. Я честно попробовал поступить. Но вступительные экзамены отбили у меня все желание − нужно было нарисовать кованый забор. Нет, спасибо, это скучно, это не мое.

Мама и папа не оставляли попыток пусть даже и удаленно, но сделать из меня приличного человека. Так что по их настоянию я пошел на подготовительные курсы журфака. У меня вроде даже получалось. Но потом я решил описать процесс и подводные камни поступления на актерский факультет − так я впервые в жизни попал в театр, увидел спектакль и понял, что хочу быть здесь. Решил − во что бы то ни стало поступлю в театральный институт . Одна проблема − мне было мало лет.

Я взял ситуацию в свои руки: позвонил родителям и уговорил их забрать мои документы из школы в Уссурийске. Я не хотел тратить два года своей жизни на получение аттестата о среднем образовании, решил поступить в этом году. Так что я каким-то чудом уговорил руководство одной московской школы принять меня и зачислить на учебу экстерном. Они, наверное, увидели, что для меня это правда очень важно, так что пошли мне навстречу.

Родители, конечно, помогали мне материально, но все деньги, которые они присылали, я отдавал на курсы при журфаке. Мне было 13 лет, меня никуда не могли взять официально. Повезло − я стал помощником бармена в ресторане . Два года я работал ночью, днем учился. Спал катастрофически мало, но что поделаешь. За мечту нужно бороться. В конце концов, я сам поставил себя в такие условия. Зарабатывал очень мало.

В 16 лет я начал поступать во все возможные театральные вузы. Во МХАТ меня не взяли, развернули с первого тура. А вот в ГИТИСе и «Щуке» я с первого тура прошел сразу на последний.

Я не знал, что делать, − зарабатывал меньше 20 тысяч рулей, а за учебу нужно платить в тысячах долларов. В ГИТИСе меня спросили, почему я хочу стать артистом. Я в ответ заявил, что стать артистом очень хочу, но денег нет, решайте сами, что со мной делать. И тишина. Потом Сергей Борисович Проханов , который набирал курс, сказал: выйди за дверь и подожди. Я думаю: «Ну все, сейчас дадут бесплатных советов и выгонят отсюда». А Сергей Борисович принял решение оплатить обучение нескольким ребятам, в числе которых оказался и я. Проханов поставил только одно важное условие: мы должны были учиться так, чтобы он ни на секунду не усомнился в правильности своего решения.

Куртка, H&M; брюки, кофта, NO FAKE

Я изо всех сил старался оправдать доверие Сергея Борисовича и работал до седьмого пота. Если мои сокурсники представляли по 30 этюдов в год, то я − 130. Я подкупал преподавателей работоспособностью. Но проблемы были, не поверишь, с вокалом. Мне даже обещали просто так поставить тройку, только чтобы я не мешался на занятиях. Но меня такой вариант не устраивал, и я начал думать, как научиться петь. Долго искал частного преподавателя, а потом мне посоветовали Ирину Даниловну Шипилову. Я приехал к ней на прослушивание, спел песню и не попал ни в одну ноту. А она меня взяла: сказала, что увидела потенциал. Еще ей понравился такой контраст между худосочным мной и низким голосом. Год мы занимались, и весь год я не попадал в ноты. Мешала какая-то физиологическая проблема. Но однажды я вдруг запел так, как нужно. Сразу позвонил Ирине Даниловне: кажется, я научился!

На первом курсе я начал сниматься в кино и играть в спектаклях «Театра Луны». На втором драматург Андрей Максимов пригласил меня в свою постановку «Рококо». А на третьем, когда мне было 19 лет, я пошел на кастинг «Фабрики звезд» ради интереса. На тот момент я уже был обладателем кубка России по вокалу из рук Иосифа Кобзона − ну кому, как не мне, идти на «Фабрику»? На «Фабрике» все, что мы делали, – заслуга продюсера. От нас мало что зависело. Поэтому, когда сейчас ко мне подходят и говорят, что мы (я имею в виду «БиС») слишком сладко выглядели и пели какие-то стремные песни, это все равно что подойти к школьнику и сказать, что он неправильно учит русский язык. Мы делали так, как нас учили. Мы набрались опыта и уже порознь начали поиски себя. Сейчас и Влад сам себя продюсирует, и я. Почему бы и нет? Я никогда не забрасывал театр. Мои заслуги уже отмечают и в театральном мире, хотя из-за прошлого все-таки некая предвзятость присутствует. Но я считаю, что «Фабрика» − это прекрасный этап моей жизни, он многое мне дал.

После «БиС» я решил заняться музыкой, которая мне больше всего близка, и создал группу 4Post − такой лиричный поп-рок. Группа существовала пять лет, но потом появилось недопонимание с продюсером, которое по большей части основывалось на каких-то личностных моментах. После 4Post я создал новую группу −Apostol, это удивительное название, оно предполагает некую миссию. А опускаться до уровня ширпотреба и попсы мне уже не хочется. Мы играем тяжелый рок.

На втором курсе института я просто заболел творчеством Оскара Уайльда. Прочитал все его произведения. Не могу посоветовать только его поэзию, не читайте это никогда. (Смеется .) И я решил поставить на сцене нашего театра «Дориана Грея». Я пришел в театр, положил сценарий нашему художественному руководителю и сказал: «Давайте мы это сделаем». Он ответил: «Ну попробуйте». Мы и попробовали. Написанная мной адаптация романа, конечно, это больше инсценировка. Безусловно, мне помогала потрясающий режиссер Гульнара Галавинская. Дориан − канонический персонаж, но мне вообще не было страшно. Я тогда был очень наглый, сейчас я задумался бы и был бы очень нерешительным. «Дориана Грея» я поставил уже шесть лет назад, и это единственный спектакль в нашем театре, который идет с переаншлагами и ставится два раза в месяц. Это для меня большая честь.

Сейчас в моей жизни время очень увлекательное, многие переживают, что я мало пою, а на самом деле у меня на это просто нет времени: в театре очень серьезная загруженность, большое количество новых проектов, задач, которые необходимо решать. Театр – это целый организм, и я в нем, видимо, становлюсь отдельным винтиком, который должен крутиться с невероятной скоростью в ежедневном режиме. Мы наконец-то открыли театральный центр. Сергей Борисович Проханов, художественный руководитель «Театра Луны», мечтал, чтобы помимо драматического театра со взрослыми классными актерами у нас появился еще и театральный центр, на базе которого можно обучать детей. Этим процессом очень интересно управлять, я благодарен за оказанное доверие и надеюсь, что результат моей деятельности в формате художественного управленца крупной новой ячейки «Театра Луны» будет эффективным.

Во время репетиций я жутко матерюсь. Считаю, что лучший подтекст – это матерный подтекст, я всегда его подкладываю. Довожу своих артисток до слез, парни тоже обижаются, потом не разговаривают со мной, но что поделать! Я стал вот таким черствым калачом, который требует результат. Причем я не виноват, что я быстрее соображаю, как до этого результата дойти, и потом просто вынуждаю актеров идти за мной, слепо подчиняться и не выпендриваться. Потому что, если бы они знали, куда идти, сами были бы режиссерами. Некоторые потом обижаются, отказываются от ролей, плачут. Я точно знаю, что больше не возьму их обратно. Один раз ты ушел от меня − все, до свидания.

Если бы хоть один мужчина знал ответ на вопрос, какая она − идеальная девушка, он был бы уже женат. Потому что только женатый мужчина может ответить на этот вопрос, он скажет: «Это моя жена». Я все еще не женат, а значит, еще не определил для себя идеальную девушку. Я очень долго искал отношений, но, к сожалению, понял, что мне очень хорошо быть одному, и решил, что для меня сейчас самое важное – это моя собака. (Смеется .) Мне нравится быть холостяком: я никому ничего не должен, у меня есть свобода, хочу тут погуляю, хочу там, хочу тут ночь проведу, хочу в другом месте. Я вроде бы уже серьезный человек, а так рассуждаю. Очень агрессивно реагирую, когда кто-то пытается проникнуть в мое пространство. А как только мне начинают предъявлять какие-то претензии, я сразу говорю: «Дверь там». В театре меня часто спрашивают, как я все успеваю − и параллельно вести четыре спектакля, да еще и играть одной ногой. (Смеется .) А все поглощено работой. Может, я стал законченным карьеристом. Но если я люблю, если я ухаживаю, то это всегда безумно красиво. Я не романтик, просто если влюбляюсь, то живу только одной идеей: быть рядом с этим человеком.

Я страшный собственник. С одной стороны, если девушка со мной встречается, то она получает кучу няшек: я не изменяю, помогаю финансово и как угодно, сразу беру на себя всю ответственность, но я ревнивый и вспыльчивый. У меня чуйка, как у зверя: я вижу, когда мне врут. А в начале отношений бывает, что люди особенно много врут. Ну, знаешь, произвести впечатление хотят, а я это чувствую, и у меня сразу срабатывает агрессия, поэтому опять же «дверь там». Отношения со мной мало кто выдерживает, три месяца – это уже много, как только чувствую неправду, я перестаю звонить, брать трубку и «иди в баню».

Проводили фотосессии ведущих артистов страны. 12 театров - 12 артистов, это мой большой проект, организованный совместно с фондом "Артист" @fond_artist . Все средства от реализации календаря будут направленны в фонд. Давно мечтал сделать театральный календарь и безумно счастлив, что получилось организовать эту работу во имя благой цели. Хочу поблагодарить всех причастных к этому проекту и, конечно, Департамент культуры города Москвы @kultura_mos . Отдельную благодарность хочу выразить человеку, без которого воплотить в реальность этот проект было бы просто невозможно Ака Марзаева @aka_zlaka спасибо Вам за Ваше неравнодушное отношение и неоценимый вклад на пути создания и реализации данного проекта. Москвичи и гости столицы также смогут увидеть лучшие кадры проекта на Никитском бульваре, начиная с 3 ноября 2019 года в формате городской выставки.

"Мы сами выбираем свой путь!" - так говорят все возможные источники знаний, говорят по-разному и в различной форме. Однако насколько, верно, это утверждение? Думаю, что ровно настолько, насколько и не верно. Я, например уверен, что сам путь выбирает человека, а обстоятельства - человека формируют. Очень эгоистично думать, что ты сам себе господин и точка принятия решений - ты и твоя прости господи «Личность». Глупость! Большое заблуждение. Изменить хоть что-то в своей судьбе - можно, только осознав, что от нас персонально - почти ничего не зависит. И система работает сама по себе, она будет работать и без нас. Она прекрасно это доказывает изо дня в день - работая, не обращая внимания на наше «персональное» к ней отношение.

Дмитрий Бикбаев - российский певец, актер театра и кино, театральный режиссер. Многогранность таланта артиста позволила ему заявить о себе на всю страну в музыкальном проекте « », а театральная Москва узнала его по работам в Театре Луны. Сегодня Бикбаев известен прежде всего как режиссер нескольких столичных театральных проектов. При его участии проходят крупнейшие международные фестивали и форумы.

Детство и юность

Дмитрий Бикбаев родился 15 марта 1988 года в роддоме города Уссурийска. Имя сыну выбрал отец Амириз Хамзиевич в честь дедушки, татарина по национальности.

View this post on Instagram

Дмитрий Бикбаев в юности

В семье воспитывались двое детей - Дима и старший Александр. В раннем возрасте Дмитрий Бикбаев посещал танцевальный кружок, секцию гимнастики. Интересный факт из жизни артиста: он не получил музыкальное образование, музыка появилась в его жизни позднее.

Понимая, что для успешного будущего необходимо получить хорошее образование, в 14 лет парень оставил свой любимый, но слишком провинциальный город и отправился в столицу. Здесь учился его старший брат. В Москве Дмитрий Бикбаев доучивался в старшей школе. Вскоре, сдав экзамены экстерном, получил аттестат зрелости.

Театр и фильмы

Театральная биография Дмитрия Бикбаева началась на подмостках Театра Луны, куда он попал, будучи студентом ГИТИСа курса Сергея Проханова . Актер дебютировал в спектакле «Фанта-Инфанта» в образе Художника. После сыгранной первой роли в его репертуаре появилось еще несколько. Во время учебы в ГИТИСе Бикбаев попробовал силы и как киноактер.

View this post on Instagram

Дмитрий Бикбаев в театре

С середины 2000-х годов артисту начали предлагать главные роли в фильмах, среди которых оказался сериал «Взрослая жизнь девчонки Полины Субботиной». Спустя время поклонники Дмитрия наблюдали за его работой в мелодраме «Хозяйка моей судьбы», где он тоже появился на первом плане.

В 2012 году молодому артисту предложили должность директора театрального центра «Маленькая Луна». В том же году состоялись две премьеры. Дмитрий Бикбаев стал продюсером спектаклей «Сказка о Царице ночи» и «Орфей и Эвридика». В это же время Дмитрий продолжил пополнять свою фильмографию. В марте 2014 года он появился в небольшой роли жертвы маньяка в голливудском триллере «Черная роза».

Читайте также 7 ролей звезд, за которые им стыдно

В 2016 году Дмитрий Бикбаев как режиссер получил премию Best Style Awards за самый стильный спектакль сезона. Такую награду принесла Бикбаеву постановка 2015-го «Мне не больно».

В 2017 году Дмитрий принимает на себя руководство Культурным центром им. И. М. Астахова, а вскоре набирает актерский коллектив для театра-студии «15».

Музыка

Будучи студентом ГИТИСа, Дмитрий участвовал во многих престижных вокальных конкурсах. Всероссийская слава пришла к Диме благодаря появлению на экране в популярном телешоу «Фабрика звезд». Бикбаев успешно прошел кастинг в 7-й сезон проекта. Здесь парень познакомился с . Творческие и талантливые ребята во время пребывания на проекте решили создать бойз-бенд.

Группа «БиС» - «Катя»

Дуэт получил название «БиС» по первым буквам фамилий. Шефство над бойз-бендом взял . Благодаря мэтру ребята смогли записать свои первые песни. Композиции «БиС» «Твой или ничей», «Катя» и «Кораблики» полюбились миллионам слушателей.

Дмитрий Бикбаев понравился телезрителям с первого появления на экране. Этот невысокий, но при этом и не хрупкий (рост Димы - 170 см, а вес - 70 кг) обаятельный блондин с искренней улыбкой сумел расположить к себе поклонников «Фабрики звезд».

В 2010 году дуэт неожиданно распался. Решение принял Влад Соколовский, поставивший Диму перед фактом.

Бикбаев не опустил руки. Вскоре певец создал собственный коллектив «4POST», в котором стал фронтменом. В 2011 году музыкант выступил в роли режиссера мюзикла «Бункер свободы», заглавной песней которого стала композиция «Капитан» группы «4POST». А уже через год команда презентовала первый альбом «4POST № 1».

В 2016 году он создал новый коллектив, который назвал «Апостол». Дима - фронтмен группы. В этом же году появился первый клип новой команды - музыкальное видео на песню «Deal the final blow», которую участники записали вместе с МС Davi и Swed.

Личная жизнь

Плотный график работы не стал преградой для насыщенной личной жизни Дмитрия Бикбаева. Его первый роман случился в студенческие годы в ГИТИСе. Он влюбился в ровесницу Ксению Баскакову. Но период пребывания Димы на проекте «Фабрика звезд» оказался слишком серьезным испытанием для влюбленных.

Мало кто знает, что 27-летний экс-солист группы «БИС» и фронтмен собственной группы «4POST» Дмитрий Бикбаев не только талантливый актёр театра и кино, но автор текстов, композитор и даже режиссёр. В театре Луны состоялась премьера его нового спектакля «Карлсон на Луне», где младшему актеру всего 10 лет. Как Диме удается успешно заниматься несколькими проектами сразу, мы узнали из первых уст.

— Дмитрий, за пять лет вы поставили уже шесть спектаклей, среди которых «Дориан Грей», «Царица ночи» и знаменитый «Мне не больно». Стал ли для вас театр важнее, чем певческая карьера?
— У меня этот вопрос не стоит. Потому что театр — это другой способ разговаривать со зрителем на актуальные, на мой взгляд, темы. Другими средствами, в другой форме, но суть в том, что это все тот же разговор со зрителем. И мне нравится заниматься режиссурой, хотя это не легкий труд.

— Постановка «Карлсон на Луне» учит верить в дружбу. Что для вас дружба?
— Это спектакль не столько о дружбе, сколько о вере в чудеса, во что-то доброе и позитивное в отношении к окружающему миру и к людям. О том, как важно подпитывать себя положительными ощущениями и не губить в себе «внутреннего ребенка», несмотря на различные обстоятельства. А для меня дружба это прежде всего вера в человека.

— Ваш Карлсон совсем не похож на классического персонажа из известной книжки, он делает акробатические этюды на воздушном кольце, полотнах, прыгает с высоты, летает над сценой, ходит на ходулях. Вы тоже все это умеете?
— В прошлом сезоне я принимал участие в телешоу «Я смогу!», и мой финальный номер, который принес мне победу, как раз был акробатическим. Мне нужно было показать элементы гимнастики на воздушном кольце. Причем, все это должно было проходить без страховки, на высоте пять метров. Адреналин и восторг! Я очень хотел повторить это на театральной сцене, чтобы и зрители могли ощутить это чувство полета.


— Вы уже не раз делали проекты с участием детей. Не готовы еще заводить своих? Вы были бы прекрасным родителем.
— Да, мне нравится работать с детьми, хотя это совсем не просто. В спектакле «Бункер Свободы» на сцену выходили 80 юных актеров! Знаете, детей нельзя обмануть, они чувствуют, как ты к ним относишься. Если ты что-то делаешь ради корысти, денег или славы, они почувствуют и не пойдут за тобой. Но если ты искренен с ними, они станут твоими единомышленниками. Признаюсь, я детей очень люблю! Был бы рад стать отцом уже сейчас, но хочется, чтобы на семью было больше времени… Ведь его всегда не хватает. Например, все январские каникулы у меня ежедневные спектакли «Карлсона» и еще те, где я занят как актер. Потом я лечу на показы моего спектакля «Сказка о царице ночи» в Пятигорск. Надеюсь, что смогу вырваться на несколько дней отдохнуть, покататься. Ведь там горы, снег! Будет возможность совместить полезное с приятным! Я надеюсь, что Дед Мороз исполнит мою просьбу и даст мне больше времени в сутках. А все остальное я сам смогу!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры