Билеты на бешеные деньги. "Бешеные деньги" в театре им.Маяковского Бешеные деньги спектакль

Главная / Чувства

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли театра им. Маяковского составляет 30 минут!

А.Н. Островский
Комедия одержимости

Постановка - Анатолий Шульев
Художник - Мариус Яцовскис
Композитор - Полина Акулова
Художник по свету - Максим Бирюков

В репертуаре Театра Маяковского появился еще один спектакль по драматургии Александра Островского. На этот раз комедия «Бешеные деньги». Премьера была приурочена к юбилею народной артистки РСФСР Светланы Немоляевой.

Об актуальности пьесы говорить не приходится – деньги, как и жажда красивой жизни, всегда были одним из самых главных мотиваторов. Большая часть героев спектакля – представители разорившегося московского дворянства: они еще ездят в экипажах, пьют шампанское, держат слуг, но все это в долг. Тогда как зарождающиеся буржуа, наоборот, думают о том, «как бы из бюджета не выйти». Все они живут в то время, когда происходят внезапные разорения и возвышения, рождаются неожиданные источники доходов, когда торгуют всем, даже красотой.

Героиня Лидия молода и амбициозна, ею восхищается вся московская элита: от гимназистов до представителей правительства. Она привыкла жить на широкую ногу и находится в поиске того единственного, кто «и в горе и в радости» обеспечил бы ее безбедное существование. Услышав о сказочном богатстве одного провинциального предпринимателя, красавица делает свой выбор, однако немного ошибается в расчетах… В спектакле Театра Маяковского нет дидактики и каких бы то ни было нравоучений – здесь пытаются показать на сцене живых людей и пробуют разобраться в их человеческой сущности.

Действующие лица и исполнители:

Надежда Антоновна Чебоксарова - Светлана Немоляева
Лидия - Полина Лазарева
Савва Геннадич Васильков - Алексей Дякин
Иван Петрович Телятев - Виталий Ленский
Григорий Борисович Кучумов - Александр Андриенко
Егор Дмитрич Глумов - Константин Константинов
Василий - Юрий Никулин

Премьера: 7 апреля 2017 года.
Продолжительность: 3 часа 20 минут (с антрактом).

Театр оставляет за собой право не пускать людей не достигших указанного возврата.

Фото и видео





В котором актриса служит уже более 50 лет, поставил спектакль по пьесе Александра Островского "Бешеные деньги" (всем поклонникам творчества драматурга Островского советую побывать ).

Островский актуален и полтора века спустя, поэтому пьеса смотрится на одном дыхании.

Сюжет:

Героиня Лидия молода и амбициозна, ею восхищается вся московская элита. Она привыкла жить на широкую ногу и находится в поиске того единственного, кто обеспечил бы ее безбедное существование. Услышав о сказочном богатстве одного провинциального предпринимателя, красавица делает свой выбор, однако ошибается в расчетах

Режиссером выступил Анатолий Шульев , выпускник режиссерского факультета курса Римаса Туминаса. В театре им. Маяковского "Большие деньги" - это второй спектакль молодого режиссера.

Главную героиню - Лидию Чебоксарову , привыкшую без оглядки транжирить деньги родителей и не думать ни о чем, кроме своего удовольствия, играет Полина Лазарева , внучка Светланы Владимировны Немоляевой, которую вы можете увидеть, например, в "Талантах и поклонниках" или "Всех моих сыновьях" . Играет интересно, ей безусловно веришь. И оглядываясь вокруг замечаешь похожих на нее молодых людей и девушек. Очень показателен для понятия ее сущности их диалог с матерью:

Н а д е ж д а А н т о н о в н а (нюхая спирт). Муж пишет, что денег у него
нет, что ему самому нужно тысяч тридцать, а то продадут имение; а имение
это последнее.
Л и д и я. Очень жаль! Но согласитесь, maman, что ведь я могла этого и не
знать, что вы могли пожалеть меня и не рассказывать мне о вашем разорении.
Н а д е ж д а А н т о н о в н а. Но все равно ведь после ты узнала бы.
Л и д и я. Да зачем же мне и после узнавать? (Почти со слезами.) Ведь вы
найдете средства выйти из этого положения, ведь непременно найдете, так
оставаться нельзя. Ведь не покинем же мы Москву, не уедем в деревню; а в
Москве мы не можем жить, как нищие! Так или иначе, вы должны устроить, чтоб в нашей жизни ничего не изменилось. Я этой зимой должна выйти замуж,
составить хорошую партию. Ведь вы мать, ужели вы этого не знаете? Ужели вы не придумаете, если уж не придумали, как прожить одну зиму, не уронив
своего достоинства? Вам думать, вам! Зачем же вы мне-то рассказываете о
том, чего я знать не должна? Вы лишаете меня спокойствия, вы лишаете
меня беззаботности, которая составляет лучшее украшение девушки. Думали бы вы, maman, одни и плакали бы одни, если нужно будет плакать.

Очень хороши и другие актеры:

Алексей Дякин в роли Саввы Геннадича Василькова , провинциального предпринимателя, человека "новой эпохи", который считает, что в настоящее время разбогатеть вполне возможно и предпринимает определенные усилия в этом направлении. Влюбленный Васильков эмоционален, даже может показаться глупым, но разум окончательно его не покидает:

Васильков: Так и мне сердце отметило; я вдруг влюбился,
как несовершеннолетний, влюбился до того, что готов делать глупости. Хорошо еще, что у меня воля твердая и я, как бы ни увлекался, из бюджета не выйду. Ни боже мой! Эта строгая подчиненность однажды определенному бюджету не раз спасала меня в жизни.

Островский показывает, что за такими людьми будущее, но достаточно ли у них доброты и милосердия или всё подчинено только цели наживы?

Виталий Гребенников в роли Ивана Петровича Телятева , разорившегося дворянина, живущего от кредита до кредита, по которому "плачет" долговая яма. Гребенникову удалось создать очаровательный образ, с одной стороны шута, легко порхающего по жизни, с другой стороны, как всегда, подобный персонаж понимает жизнь глубже и не имеет иллюзий относительно себя и окружающего мира, а оценивает всё весьма трезво. Из его же уст звучит фраза, поясняющая смысл названия пьесы:

Т е л я т е в. Теперь и деньги-то умней стали, все к
деловым людям идут, а не к нам. А прежде деньги глупей были. Вот именно
такие деньги вам и нужны.
Л и д и я. Какие?
Т е л я т е в. Бешеные. Вот и мне доставались все бешеные, никак их
в кармане не удержишь. Знаете ли, я недавно догадался, отчего у нас с вами бешеные деньги? Оттого, что не мы сами их наживали. Деньги, нажитые трудом, - деньги умные. Они лежат смирно. Мы их маним к себе, а они нейдут; говорят: "Мы знаем, какие вам деньги нужны, мы к вам не пойдем". И уж как их ни проси, не пойдут. Что обидно-то, знакомства с нами не хотят иметь.

Константин Константинов в роли Егора Дмитрича Глумова, интригана и любителя колкостей тоже хорош. Это такой "злой гений" пьесы.

Александр Андриенко в роли барина Григория Борисовича Кучумова , который пытается казаться богатым и щедрым, а фактически живет только на деньги жены и родственников.

Все трое: Кучумов, Глумов и Телятев одного поля ягоды, не имеют средств и пытаются тем или иным образом устроиться в жизни за чей-то счет. Они немного ухаживают за Чебоксаровой, не имея сколько-нибудь серьезных намерений.

И последний персонаж спектакля - слуга Григорий , в исполнении Юрия Никулина . Он служит у Василькова (в этом имеются некоторые отличия от пьесы) и вполне современен, как и хозяин. Осваивает автомобиль и стоит на страже деловых интересов Саввы Геннадича.

Резюме. Спектакль классический, подходит для семейного просмотра (можно пойти с родителями или детьми-подростками), есть забавные моменты, которые заставляют зрителя улыбнуться.

Мои отзывы на спектакли других театров:

"Идиот" театр им. Моссовета

"Морское путешествие 1933 года" театр им. Моссовета

"Вишневый сад" театр Ленком

"Школа жен" театр под руководством О. Табакова

Надо напомнить, если кто-нибудь забыл: Немоляева сыграла в своем родном театре полсотни ролей. Здесь когда-то служил актером ее дядя, брат отца, а в 1959 году она была принята в труппу одновременно с Александром Лазаревым. Через год они поженились. Теперь Светлана Немоляева выходит на сцену Маяковки в шести спектаклях. В двух из них - вместе с внучкой, Полиной Лазаревой.

Семейный дуэт участвует и в бешеной гонке за деньгами по пьесе Островского - они играют мать и дочь. Полина говорит, что работать с бабушкой легко и полезно: и знают друг друга прекрасно, и рядом с большой актрисой играть - всегда счастье. Самое любопытное, что режиссер Анатолий Шульев, предложив такое вот распределение ролей худруку Миндаугасу Карбаускису, еще не знал, что Немоляева и Лазарева - бабушка и внучка. Но это простительно: Шульев, ученик Римаса Туминаса, ставит в Маяковке лишь второй спектакль.

Итак, Светлана Немоляева играет Надежду Антоновну Чебоксарову. Кроткую, безобидную старушку-мать, пекущуюся о счастье дочери, девицы на выданье. Но, как это часто бывает, благопристойности лишь маска, за которой - желание жить ого-го, лишь на широкую ногу. За всяким ювелирно-аккуратным жестом - попытка прощупать чужой карман. Ну или не совсем чужой - карман потенциального мужа, который, как честный человек, возьмет на содержание и ее, и дочь.

"Спекулировать" Надежде Антоновне нетрудно - приемы отработаны на собственном муже, который никогда не считался с казенными деньгами, если того требовали нужды женской части семьи. И выставить дочь на аукцион - пусть и завуалированный - ей тоже легче легкого: Лидия, собственно, мечтает о том же, что и мамаша. Только дочь прямолинейнее, без материнских сантиментов. Полина Лазарева так ее и играет - замашисто, как бы невзирая на знаменитую напарницу по сцене. Голос густ, жесты щедры.

А Светлана Немоляева тонко хлопочет, заламывает ручки - при этом очень точно передает на физическом уровне двужильность характера своей героини. Ее не пугают ни активные, треплющие рукопожатия Василькова, ни напор "дочери-внучки". Она гнется, но не ломается, трепещет, но только внешне. Не выпадает из образа божьего одуванчика.

Купец на товар нашелся быстро - Лидия Чебоксарова ходила в невестах престижных, так что взять в оборот провинциального Василькова ей было нетрудно. Сделка, поначалу казавшаяся бесчестной, на деле оказалась очень даже справедливой. И Васильков, и Лидия искали в браке вполне конкретные вещи. Их они и получили. Вопрос лишь в том, кто из них окажется более хватким, "деловым".

Победила хватка Василькова. Он делец, деньги ему не с неба упали и не по наследству достались. Он умеет и зарабатывать, и экономить. И с Лидией поступил так же - нанял в экономки, пообещав за это доход. Впряг теперь уже не совсем жену в повозку - и погнал к светлому будущему.

Конечно, это все театр. Но что-то мне подсказывает: такие вот к этому светлому будущему точно доедут.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры