Билеты на спектакль "чума на оба ваши дома". «Чума на оба ваших дома» в Театре Джигарханяна

Главная / Чувства

Персонажи [ | ]

  • Бартоломео делла Скала, герцог Веронский
  • Брат Лоренцо - францисканский монах
  • Горожане Вероны, музыканты, родственники и слуги обоих домов, солдаты

Сюжет [ | ]

Первая часть [ | ]

Монах-францисканец Лоренцо, тот самый, который тайно повенчал Ромео и Джульету, рассказывает, что было дальше в истории, рассказанной Маттео Банделло и Уильямом Шекспиром.

Герцог безуспешно пытается примирить два враждующих дома. Увещевания, угрозы, аресты не помогают. Тогда герцог приказывает семьям назначить жениха и невесту из каждого клана, чтобы обвенчать их - герцог хочет примирить кланы, сделав их родственниками. Монтекки должны подыскать жениха, Капулетти - невесту. В случае ослушания герцог угрожает массовыми арестами.

Семьи начинают искать кандидатов по принципу «кого не жалко» и чтобы насолить врагам. Монтекки, выбирая между дедушкой и карликом, наконец останавливаются на косом и хромом дальнем родственнике - Антонио из Неаполя.

Капулетти предлагают для свадебной партии свою беременную племянницу Розалину, которую использовали для плотских утех своих важных гостей.

Жених и невеста, узнав о приданом, которое они получат после свадьбы, чувствуют взаимную симпатию.

На церемонии венчания выясняется, что Антонио «в каком-то смысле» не совсем вдовец, так как его первая жена, цыганка Росита, сбежавшая от него, приняла то ли мусульманство, то ли иудейство. По словам Антонио, церковь разрешила ему жениться второй раз, и вот вторая его жена действительно умерла. Однако священник захотел получить подтверждение словам Антонио из епископата почтой, и свадьбу пришлось отложить.

После ухода герцога вспыхивает ссора, которая закончилась временным объединением враждующих кланов в стремлении убить Антонио. Герцог, вернувшись на шум, застаёт готовых к схватке персонажей.

Взбешённый герцог объявляет будущего ребенка Розалины своим названным внуком или внучкой, а Антонио приказывает убраться из города, пока он не запасётся справками от епископата о своей пригодности стать женихом.

Вторая часть [ | ]

Горин о пьесе [ | ]

«Это была моя давняя задумка - рассказать о том, что происходило в городе Вероне после трагической гибели Ромео и Джульетты. Ведь все сконцентрировали своё внимание на подростках, а вокруг них жили взрослые люди, которые про любовь знают гораздо больше. И мне, как взрослому человеку, было что сказать по этому предмету. Тема любви - первый стимул, заставивший меня размышлять о продолжении трагедии Шекспира.

…узкие улицы города Вероны, они теперь полны звуками. Эти звуки - часть удивительной музыки Беллини, Гуно, Чайковского и Прокофьева, навеянной темой любви и ненависти Монтекки и Капулетти.

…Слушая сочинение этих композиторов, я вдруг однажды ясно увидел в подробностях, что же произошло с враждующими семьями на следующий день после гибели молодых».

Григорий Горин. Аннотация к премьере спектакля, 1998.

Специально для тех, кто не любит читать длинные рецензии, напишу одну главную фразу: если вы до сих пор не видели «Чуму на оба ваших дома» в Театре Джигарханяна , то чума на все ваши дома!
Снова имела возможность убедиться в том, что в этом театре блистает целое созвездие прекрасных актеров! Какую замечательную пьесу написал Григорий Горин! Ироничную, легкую, остроумную, когда слезы сквозь смех (именно так, а не наоборот).
Спектакль смотрится на одном дыхании и с первых минут забирает тебя тепленького, без остатка и малейшего сопротивления, завораживая харизмой актеров, остроумными репликами, непредсказуемыми поворотами сюжета. Юмор у Горина совсем не такой как в «Уральских пельменях», он засел как хитрый заяц в смысловых подтекстах, и выстреливает в репликах актеров, обыгрывается ими интонациями, жестами и даже многозначительными паузами.
Спектаклю кто-то написал странную аннотацию: «Трагикомедия… авторская версия… на первый план выходят цинизм, жадность, а вовсе не любовь…».
Вот не верьте аннотациям.
Этот спектакль именно про ЛЮБОВЬ!

Сюжет в трех словах.
После известной развязки, гибели Ромео и Джульетты, клан Монтекки и Капулетти пытается примирить герцог Веронский. Забыть вражду поможет только брак двух представителей от каждого рода. Монтекки, должны найти жениха, а Капулетти подобрать невесту. Естественно, оба давно глухо и непримиримо враждующих клана мечутся в поисках тех представителей, которых «не жалко».
Со стороны Монтекки «не жалко» плута, пройдоху, пьяницу, никогда неунывающего хромого Антонио - «дальнего родственника из Неаполя».
Капулетти «не жалко» некрасивую и уже слегка беременную Розалину – «племянницу».
У каждого из будущих супругов есть свои причины дать согласие на сей нелепый брак, один заинтересован в приданом, второй – в сокрытии греха, который, впрочем, никак грехом не назовешь.
И кто бы мог подумать!
Кто бы мог!

Сюжет закручивается в спираль. Кланы живут «по понятиям». Будут литься вино и кровь, сверкать стилеты, будут веселье и печаль, свадьба и похороны, козни и коварства, будет и чума, и рождение дитя, и даже забредёт на сцену странник из Иерусалима.

Актеры виртуозно и феерично разыгрывают свои партии.
И тут мне хочется поимённо назвать всех артистов!
Герцог Веронский Кирилл Анисимов
Сеньор Монтекки Алексей Анненков
Бенволио (друг Ромео) – Андрей Крупник
Антонио (жених и дальний неаполитанский родственник) - Ибрагим Гагиев
Сеньор Капулетти Анатолий Морозов
Сеньора Капулетти Оксана Голубева
Розалина (невеста и племянница) – Татьяна Мухина
Бальтазар (слуга Ромео) – Михаил Железнов
Самсон (слуга Ромео) – Юрий Ларев
Брат Лоренцо (Францисканский монах) – Анатолий Федоренко
Джорджи (негоциант из Венеции) – Станислав Эвентов
И обязательно поблагодарить всех жителей Вероны !
И приезжего из Иерусалима (а будет и такой персонаж) в исполнении Сергея Виноградов (он же режиссер спектакля).

Сеньора Капулетти получилась у Оксаны Голубевой похожей на гангстершу из Чикаго, Аль Капоне в юбке – нахальная и дерзкая, с приблатнённым накатом в голосе. Муж под каблуком, всё под контролем.

Розалина Татьяны Мухиной - очень трогательная в вынужденной агрессивности и беззащитной доверчивости.

Давно была наслышана про Алексея Анненкова и Ибрагима Гагиева – теперь убедилась сама в бесспорной правоте всех благодарных зрительских комплиментов в их адрес.

Как хороша сцена, когда на вечеринке, с изнемогающих и истерзанных вечным противостоянием сеньоры Капулетти (Голубева) и сеньора Монтекки (Анненкова) внезапно вдруг слетают хищные маски, и они превращаются в простых Юлию и Пьетро, и выясняется, что они знакомы с детства и когда-то были влюблены друг в друга.

Любое появление на сцене Антонио (Гагиева) превращается в праздник жизни.

Получилось у Кирилла Анисимова показать силу в кажущейся слабости герцога Веронского. И верю, что безбашенный Бенволио Андрея Крупника скоро станет мрачной тенью хозяина города и наведёт свои порядки в Вероне.
В спектакле блистал каждый актер! Каждый!

Давно я не получала такого насладительного удовольствия от спектакля. Надышалась от души мандельштамовским «кислородом театра».
Браво!
Браво!
Браво!

Как из собственного теплого дома выходила из Театра под рук.А.Джигарханяна в ноябрьскую московскую зиму.

Не всегда стоит слепо верить чужому мнению, пусть даже это мнение авторитетное. Потому что у каждого из нас свой жизненный и культурный опыт, он и формирует наши эстетические представления.

О театре Джигарханяна я слышал много нелестного. Да я и не собирался туда - случай привёл. Близился вечер, а я ещё не определился, куда сходить. Выбираться в центр уже поздно, а театр Джигарханяна - вот он тут, только выйди со двора. Подхожу к кассе, спрашиваю по своему обыкновению самые дешёвые билеты. Кассирша, во всех отношениях приятная дама, которой играть бы возрастные роли, если бы она состоялась как актриса (а мы знаем, что все кассирши в юности мечтали стать актрисами), гордо посмотрела на меня, определяя моё социальное положение, а определив лёгким движением головы и шевелением губ не одобрила. В душе своей я не согласился с ней. Ведь был канун Первомая - праздника равноправия и социального уравнивания. И была Пасха - христианский праздник торжества справедливости. Так что имею право хотя бы в эти дни не стесняться дешёвых дальних мест.

Однако не кажется ли вам, что жизнь наша - всего лишь система символов и знаков, облачённая для красочности в события? Или ещё вернее: она - отражённое слово или иллюстрация к небесному тексту. Если не совсем ясно, о чём я говорю, объясню на примерах.

Когда я, сдав свою кепку в гардероб, поднялся в зал и проходил уже к своим дальним местам в последний ряд, билетёрша обратилась ко мне: «А вы не хотите пересесть в первый ряд? Там свободные места остались, а скоро уже третий звонок». Конечно, хочу!

Таким образом, не отходя, так сказать, от кассы, на моём примере воплотилось в жизнь высокое божественное слово «и будут последние первыми» или, если хотите, более приземлённое, пролетарское «кто был ничем, тот станет всем». Подобное происходит на каждом шагу так часто, что мы уже не обращаем внимания на все приметы и знаки.

Итак, усевшись, в ожидании начала спектакля я продолжал свои размышления. Исходя из вышесказанного, мы давно уже не живём, а только переживаем, думал я. И хорошо, если переживаем, а не пережёвываем старые сюжеты, как это часто бывает.

Но третий звонок, гаснет в зале свет, над сценой завывает ветер, шум его нарастает, и начинается представление.

Спектакль Сергея Виноградова по пьесе Григория Горина «Чума на оба ваши дома» - премьера текущего юбилейного (если двадцать лет можно называть юбилеем) сезона. Сюжет увлёк меня практически сразу, превратив мою жизнь на эти три часа в сопереживание. Должен признаться, что раньше я никогда не читал и не видел этой пьесы. Она довольно широко известна, но так получилось, что я ходил, вероятно, по другим широтам. Не подумайте, что я бахвалюсь своим невежеством - просто хочу, чтобы вы поняли степень эстетического потрясения, когда в первый раз сталкиваешься с «Чумой». И если, кроме меня, есть другие люди, не видевшие и не читавшие этой пьесы (а таковые есть, я уверен), то призываю: идите и смотрите.

Играют правдиво, но «зачем же стулья ломать»!

Начинается спектакль с драматического настроя. На сцене друг против друга в два ряда стоят стулья. Семья Монтекки выходит и садится по левую сторону, семья Капулетти - по правую. Появляется герцог Веронский (замечательный актёр Кирилл Анисимов) и объявляет о своём решении породнить два дома, чтобы положить конец распрям. Главы семей начинают искать среди своей родни «кого не жалко». У Капулетти есть бедная родственница Розалина, которую они мечтают выгодно сбагрить, как лежалые запасы. А у Монтекки обнаруживается дальний родственник из Неаполя, косой и хромой Антонио. Вот с появлением Антонио (его играет актёр Ибрагим Гагиев) пьеса и оживляется, драматический тон повествования переходит в комический, и держится почти до конца. Но в финале комедия оборачивается трагедией, захватывает и возвращает нас к самим себе, в глубины наших душ, заставляя переживать и размышлять о разном и многом.

Племянницу Розалину играет некрасивая, как молодая Чурикова, актриса Татьяна Мухина. Вы думаете, я оговорился, сказав «некрасивая»? Или желаю нахамить? Нет, я специально, чтоб ошарашить вас и заострить ваше внимание, а потом обратить его на талант актрисы, на её игру. Она прекрасна. На самом деле в театре Джигарханяна, как мне показалось, не боятся выглядеть некрасиво, если того требует образ. Точно также не боятся быть злыми, полностью отрицательными. Оксана Голубева (синьора Капулетти), Андрей Крупник (Бенволио, племянник Монтекки), Станислав Эвентов (Джорджи, негоциант) - следишь за их игрой, веришь и забываешь, что это просто игра.

Декораций на сцене почти нет - стулья и скамьи, передвигаемые в зависимости от места действия. Кстати, одну из сцен драки актёры играли так яростно, что у стула отлетела ножка. Если каждому спектаклю в жертву по стулу, то никакого реквизита не хватит. Играют правдиво, но «зачем же стулья ломать»!

Режиссёр Сергей Виноградов и для себя нашёл в пьесе роль, точнее - придумал: проезжий из Иерусалима. В ходе спектакля он появляется трижды, становясь одновременно случайной отметиной и необходимым стержнем, пронизывающим всё действо. Но то скорее не роль, а своеобразная подпись к картине.

Верить или нет мне на слово, каждый решит сам, но я подытожу так: если после театра тянет делать добрые дела, то в театре давали хороший спектакль. Но где их возьмёшь, сюжеты для добрых дел? Круг сюжетов ограничен. Остаётся только переживать и создавать новые поводы к переосмыслению.

  • Бартоломео делла Скала , герцог Веронский - Ефим Байковский
  • Бард - Юрий Соколов
  • Синьор Монтекки - Юрий Никулин
  • Бенволио , племянник, друг покойного Ромео - Андрей Гусев
  • Антонио , дальний родственник из Неаполя - Анатолий Лобоцкий
  • Бальтазар , слуга Ромео - Максим Глебов
  • Синьор Капулетти - Игорь Марычев
  • Синьора Капулетти - Надежда Бутырцева
  • Валентин , брат покойного Тибальда - Игорь Евтушенко
  • Розалина , племянница Капулетти - Ольга Прокофьева, Анна Ардова
  • Самсон , слуга - Вячеслав Ковалев
  • Джорджи , негоциант - Виктор Довженко
  • Брат Лоренцо , францисканский монах - Юрий Коренев, Александр Шаврин
  • Кормилица - Людмила Иванилова
  • Винченцо - Сергей Быстров
  • Горожане и слуги - Ольга Блажевич, Макар Запорожский, Анастасия Цветанович, Римма Комина, Татьяна Рогозина, Алексей Фурсенко, Валерия Забегаева

“Чума на оба Ваши дома!” - это пьеса Григория Горина, являющаяся логическим продолжением трагедии Уильяма Шекспира. Она описывает события, которые происходили после смерти Ромэо и Джульетты. Спектакль по этой пьесе в театре имени Маяковского поставила Татьяна Ахрамкова. И сегодня все желающие могут приобрести билеты на эту постановку.

Итак, зрители перемещаются в Верону конца XIV века. Герцог, непрестанно пытающийся примирить два враждующих клана, ставит им ультиматум, по условиям которого они должны заключить брак между двумя представителями их семей. Семья Монтекки должна назначить жениха, а Капулетти - невесту. В случае отказа герцог грозит им многочисленными арестами. Враждующие семьи повинуются, но выбирают жениха и невесту по принципу “кого не жалко”. Таким образом, женихом становится хромой и косой Антонио из Неаполя, а невестой - беременная Розалина, которую Капулетти использовали для плотских утех особо важных гостей.

Однако, когда дело доходит до венчания, выясняется, что Антонио не может жениться, так как он не совсем вдовец. Его первая жена цыганка Росита сбежала и приняла другую веру. По его словам, он получил разрешение от церкви на повторный брак. Вторая жена Антонио умерла. Но священник требует письменного подтверждения того, что ему можно жениться снова. В связи с этим свадьба откладывается. Тем временем, пока герцог отлучается, происходит скандал, в результате которого две семьи, Монтекки и Капулетти, временно объединяются с целью убить Антонио. Но вовремя появившийся герцог останавливает эту схватку. Он объявляет будущего ребенка Розалины своим названным внуком или внучкой и прогоняет Антонио из города до тех пор, пока у него не будет письменного разрешения на брак.

На свет появляется девочка, которой дают имя Джульетта. Герцог объявляет, что он готов стать для нее крестным отцом и выделить ей и ее матери богатые земельные угодья. Тем временем приходит слух о том, что Антонио погиб. И обе семьи начинают подыскивать Розалине нового жениха. Каждая сторона надеется урвать долю из состояния герцога. В итоге принято решение выдать ее замуж за Джорджи - это кредитор семьи Капулетти, который является фактическим отцом ребенка. Антонио появляется снова. Как оказалось, его жена опять приняла католичество, а значит по закону он по-прежнему является ее мужем. Но он влюблен в Розалину, и они продолжают тайно встречаться.

Выясняется еще одна любопытная деталь. В молодости синьор Монтекки и синьорина Капулетти были друг в друга влюблены. Они вновь объединяются в попытке убить Антонио. Но злоумышленником удается нанести лишь только урон его здоровью, хотя и весьма значительный. Муж Розалины умирает. А ее вместе с Антонио изгоняют из Вероны. Брат Лоренцо проводит обряд венчания влюбленных, после чего он сам отлучает себя от церкви и становится бродячим артистом.

Такая трагикомическая история наглядно показывает, к чему приводят все войны, конфликты и разногласия. А также то, во что могут перерасти человеческие пороки, такие как ложь, зависть, страсть к наживе. Наш мир, как известно, не идеален. И то, что было актуально в XIV веке, не утрачивает смысла и по сей день. Посмотрите эту прекрасную постановку в Театре Маяковского, и убедитесь в этом сами.

Билеты на этот спектакль раскупаются очень быстро. Поэтому советуем Вам подумать об этом заблаговременно, пока еще есть возможность выбрать именно те места, которые бы Вам хотелось.

Специально для тех, кто не любит читать длинные рецензии, напишу одну главную фразу: если вы до сих пор не видели «Чуму на оба ваших дома» в Театре Джигарханяна , то чума на все ваши дома!
Снова имела возможность убедиться в том, что в этом театре блистает целое созвездие прекрасных актеров! Какую замечательную пьесу написал Григорий Горин! Ироничную, легкую, остроумную, когда слезы сквозь смех (именно так, а не наоборот).
Спектакль смотрится на одном дыхании и с первых минут забирает тебя тепленького, без остатка и малейшего сопротивления, завораживая харизмой актеров, остроумными репликами, непредсказуемыми поворотами сюжета. Юмор у Горина совсем не такой как в «Уральских пельменях», он засел как хитрый заяц в смысловых подтекстах, и выстреливает в репликах актеров, обыгрывается ими интонациями, жестами и даже многозначительными паузами.
Спектаклю кто-то написал странную аннотацию: «Трагикомедия… авторская версия… на первый план выходят цинизм, жадность, а вовсе не любовь…» .
Вот не верьте аннотациям.
Этот спектакль именно про ЛЮБОВЬ!

Сюжет в трех словах.
После известной развязки, гибели Ромео и Джульетты, клан Монтекки и Капулетти пытается примирить герцог Веронский. Забыть вражду поможет только брак двух представителей от каждого рода. Монтекки, должны найти жениха, а Капулетти подобрать невесту. Естественно, оба давно глухо и непримиримо враждующих клана мечутся в поисках тех представителей, которых «не жалко».
Со стороны Монтекки «не жалко» плута, пройдоху, пьяницу, никогда неунывающего хромого Антонио - «дальнего родственника из Неаполя».
Капулетти «не жалко» некрасивую и уже слегка беременную Розалину - «племянницу».
У каждого из будущих супругов есть свои причины дать согласие на сей нелепый брак, один заинтересован в приданом, второй - в сокрытии греха, который, впрочем, никак грехом не назовешь.
И кто бы мог подумать!
Кто бы мог!

Я в и


Сюжет закручивается в спираль. Кланы живут «по понятиям». Будут литься вино и кровь, сверкать стилеты, будут веселье и печаль, свадьба и похороны, козни и коварства, будет и чума, и рождение дитя, и даже забредёт на сцену странник из Иерусалима.

Актеры виртуозно и феерично разыгрывают свои партии.
И тут мне хочется поимённо назвать всех артистов!
Герцог Веронский - Кирилл Анисимов
Сеньор Монтекки - Алексей Анненков
Бенволио (друг Ромео) - Андрей Крупник
Антонио (жених и дальний неаполитанский родственник) - Ибрагим Гагиев
Сеньор Капулетти - Анатолий Морозов
Сеньора Капулетти - Оксана Голубева
Розалина (невеста и племянница) - Татьяна Мухина
Бальтазар (слуга Ромео) - Михаил Железнов
Самсон (слуга Ромео) - Юрий Ларев
Брат Лоренцо (Францисканский монах) - Анатолий Федоренко
Джорджи (негоциант из Венеции) - Станислав Эвентов
И обязательно поблагодарить всех жителей Вероны !
И приезжего из Иерусалима (а будет и такой персонаж) в исполнении Сергея Виноградов (он же режиссер спектакля).

Сеньора Капулетти получилась у Оксаны Голубевой похожей на гангстершу из Чикаго, Аль Капоне в юбке - нахальная и дерзкая, с приблатнённым накатом в голосе. Муж под каблуком, всё под контролем.

Розалина Татьяны Мухиной - очень трогательная в вынужденной агрессивности и беззащитной доверчивости.

Давно была наслышана про Алексея Анненкова и Ибрагима Гагиева - теперь убедилась сама в бесспорной правоте всех благодарных зрительских комплиментов в их адрес.

Как хороша сцена, когда на вечеринке, с изнемогающих и истерзанных вечным противостоянием сеньоры Капулетти (Голубева) и сеньора Монтекки (Анненкова) внезапно вдруг слетают хищные маски, и они превращаются в простых Юлию и Пьетро, и выясняется, что они знакомы с детства и когда-то были влюблены друг в друга.

Любое появление на сцене Антонио (Гагиева) превращается в праздник жизни.

Получилось у Кирилла Анисимова показать силу в кажущейся слабости герцога Веронского. И верю, что безбашенный Бенволио Андрея Крупника скоро станет мрачной тенью хозяина города и наведёт свои порядки в Вероне.
В спектакле блистал каждый актер! Каждый!

Давно я не получала такого насладительного удовольствия от спектакля. Надышалась от души мандельштамовским «кислородом театра».
Браво!
Браво!
Браво!

Как из собственного теплого дома выходила из Театра под рук.А.Джигарханяна в ноябрьскую московскую зиму.

ФОТО СПЕКТАКЛЯ:

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры