Биография. Посада хосе гвадалупе Хосе посада

Главная / Чувства

Хосе Гуадалупе Посада (исп. José Guadalupe Posada)
2 февраля 1852, Агуаскальентес - 20 января 1913, Мехико.
Мексиканский художник-график, карикатурист, книжный иллюстратор.
Читать, писать и рисовать его учил старший брат, школьный учитель. В 1871 стал публиковать политические карикатуры в местной газете El Jicote ("Шмель"). После закрытия газеты, задевавшей власть, Посада переехал в Леон. Открыл лавочку гравюр, литографий, книг c иллюстрациями, афиш и т.п. продукции. С 1883 стал преподавать искусство литографии в городском училище. После наводнения 1888 и краха его торговли переехал в Мехико. Работал в либеральной газете Patria Ilustrada, которую издавал дед Октавио Паса. Прославился своими карикатурами на высшие классы, найдя для них форму, синтезировавшую традиционную мексиканскую культуру Праздника мёртвых, народные лубочные картинки и достижения графики модерна. В частности, широко известна его гравюра "Череп Катрины".

В годы Мексиканской революции был на стороне повстанцев. Но к концу жизни он уже значительно потерял популярность и был почти забыт. Умер в нищете.
Был погребен на бедном столичном кладбище Пантеон де Долорес по низшему разряду; поскольку за семь лет никто из родных или друзей не обратился с просьбой о его перезахоронении, его прах был перенесен в общую могилу.
Его фигуру и творчество воскресили в 1920-х годах Диего Ривера и Хосе Клементе Ороско, на творчество которых он заметно повлиял. Представительное собрание его работ находится в Национальном институте изобразительного искусства и литературы в Мехико.

Литература
Posada’s Mexico/ Ron Tyler, ed. Washington: Library of Congress, 1979
Rothenstein J. Posada: Messenger of Mortality. New York: Moyer Ltd, 1989
Toor F. Las obras de Jose Guadalupe Posada: grabador mexicano. México: Ed. RM, 2002
Cortez C. a.o. Viva Posada!: a salute to the great printmaker of the Mexican revolution. Chicago: Charles H. Kerr, 2002 (из этой книги отсканированы гравюры А.Н.)
López Casillas M. José Guadalupe Posada: ilustrador de cuadernos populares. México: Editorial RM, 2003
Miliotes D.H. José Guadalupe Posada and the Mexican broadside. Chicago: Art Institute of Chicago, 2006
Topete del Valle A. José Guadalupe Posada: prócer de la gráfica popular mexicana. Aguascalientes: Universidad Autónoma de Aguascalientes, 2007
José Lebrero Stals J., Reverté R. Posada: Mexican engraver. Seville: Centro Andaluz de Art Contemporáneo; Mexico: Editorial RM, 2008









































Хосе Гуадалупе Посада, седьмой сын небогатого рабочего индейского происхождения, родился 2 февраля 1852 года Агуаскальентес, Мексика (Aguacalientes, Mexico). Его талант к рисованию рано заметили в семье, и мальчик стал учеником печатника и издателя Хосе Тринидада Педросы (Jose Trinidad Pedroza). Под руководством своего наставника он изучил искусство гравюры на дереве и металле, а также научился делать литографии. Магазин, где работал Посада, служил местом встреч, где горожане обсуждали политические и социальные проблемы, и эти споры и беседы, безусловно, оказали сильное влияние на формирование политических взглядом самого Хосе и его искусство. Его работы сразу обратили на себя внимание. Молодой художник делал карикатуры на местных политиков, настолько убедительные и яркие, что власти отреагировали незамедлительно, и Посаде с его наставником пришлось покинуть город, чтобы избежать гнева обиженных заправил. Так началась его карьера.

Вскоре Хосе осел в городе Леон (Leon), женился и стал преподавать навыки изготовления литографий в местной школе. Его работы стали появляться в журналах, часть из них носила политический характер, другая преследовала чисто коммерческие цели – это были иллюстрации, логотипы, обложки книг и т.п. В 1888 году он был вынужден снова переселиться после большого наводнения, разрушившего город, на этот раз в Мехико (Mexico City). Он основал собственную мастерскую и сотрудничал на внештатной основе со множеством издателей, в том числе Антонио Ванегасом Арройо (Antonio Vanegas Arroyo), ведущим издателем столицы. В политической сатире Посада все чаще обращался к символике калавера (от исп. calavera - "череп"), символов мексиканского Праздника мертвых, и черепа и скелеты, глубоко укоренившиеся в культуре и сознании мексиканцев, часто неграмотных, ориентировавшихся только на картинки, нашли в итоге горячий отклик в их сердцах. Трудно точно подсчитать, какое количество гравюр Посада изготовил в этот период, но никак не меньше 20000. Из них до нашего времени дошли около 2000 работ.

Во время Мексиканской революции 1910 года Посада, разумеется, был на стороне революционеров и работал от зари до зари, вдохновляя и других художников на борьбу с диктатурой Порфирио Диаса (Porfirio Diaz). Между тем, последние годы жизни художник провел практически забытым, в нищете и одиночестве, и когда Хосе Гуадалупе Посада скончался 20 января 1913 года, его похоронили в общей могиле.

Интерес к его работам возродился только через несколько лет после его смерти, благодаря французскому художнику Жану Шарло (Jean Charlot). Шарло собрал множество работ Посады, записывал факты его биографии и опубликовал о нем статью, получившую широкое международное признание и обеспечившую Хосе Гуадалупе Посаде его место в истории мексиканского искусства. Сегодня работы Посады находятся в различных коллекциях по всему миру, а в родном городе художника открыт музей, посвященный его творчеству.

, Агуаскальентес – 20 января , Мехико) - мексиканский художник-график, карикатурист, книжный иллюстратор.

Биография

Читать, писать и рисовать его учил старший брат, школьный учитель. В стал публиковать политические карикатуры в местной газете El Jicote ("Шмель"). После закрытия газеты, задевавшей власть, Посада переехал в Леон . Открыл лавочку гравюр, литографий, книг c иллюстрациями, афиш и т.п. продукции. С стал преподавать искусство литографии в городском училище. После наводнения и краха его торговли переехал в Мехико . Работал в либеральной газете Patria Ilustrada , которую издавал дед Октавио Паса . Прославился своими карикатурами на высшие классы, найдя для них форму, синтезировавшую традиционную мексиканскую культуру Праздника мёртвых , народные лубочные картинки и достижения графики модерна . В частности, широко известна его гравюра «Череп Катрины» .

Напишите отзыв о статье "Гуадалупе Посада, Хосе"

Литература

  • Posada’s Mexico/ Ron Tyler, ed. Washington: Library of Congress, 1979
  • Rothenstein J. Posada: Messenger of Mortality. New York: Moyer Ltd, 1989
  • Toor F. Las obras de Jose Guadalupe Posada: grabador mexicano. México: Ed. RM, 2002
  • Cortez C. a.o. Viva Posada!: a salute to the great printmaker of the Mexican revolution. Chicago: Charles H. Kerr, 2002
  • López Casillas M. José Guadalupe Posada: ilustrador de cuadernos populares. México: Editorial RM, 2003
  • Miliotes D.H. José Guadalupe Posada and the Mexican broadside. Chicago: Art Institute of Chicago, 2006
  • Topete del Valle A. José Guadalupe Posada: prócer de la gráfica popular mexicana. Aguascalientes: Universidad Autónoma de Aguascalientes, 2007
  • José Lebrero Stals J., Reverté R. Posada: Mexican engraver. Seville: Centro Andaluz de Art Contemporáneo; Mexico: Editorial RM, 2008 (каталог выставки)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гуадалупе Посада, Хосе

Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.

Биография

Читать, писать и рисовать его учил старший брат, школьный учитель. В стал публиковать политические карикатуры в местной газете El Jicote ("Шмель"). После закрытия газеты, задевавшей власть, Посада переехал в Леон . Открыл лавочку гравюр, литографий, книг c иллюстрациями, афиш и т.п. продукции. С стал преподавать искусство литографии в городском училище. После наводнения и краха его торговли переехал в Мехико . Работал в либеральной газете Patria Ilustrada , которую издавал дед Октавио Паса . Прославился своими карикатурами на высшие классы, найдя для них форму, синтезировавшую традиционную мексиканскую культуру Праздника мёртвых , народные лубочные картинки и достижения графики модерна . В частности, широко известна его гравюра «Череп Катрины» .

В годы Мексиканской революции был на стороне повстанцев. Но к концу жизни он уже значительно потерял популярность и был почти забыт. Умер в нищете.

Был погребен на бедном столичном кладбище Пантеон де Долорес по низшему разряду; поскольку за семь лет никто из родных или друзей не обратился с просьбой о его перезахоронении, его прах был перенесен в общую могилу.

Наследие

Его фигуру и творчество воскресили в 1920-х годах Диего Ривера и Хосе Клементе Ороско , на творчество которых он заметно повлиял. Представительное собрание его работ находится в Национальном институте изобразительного искусства и литературы в Мехико.

Литература

  • Posada’s Mexico/ Ron Tyler, ed. Washington: Library of Congress, 1979
  • Rothenstein J. Posada: Messenger of Mortality. New York: Moyer Ltd, 1989
  • Toor F. Las obras de Jose Guadalupe Posada: grabador mexicano. México: Ed. RM, 2002
  • Cortez C. a.o. Viva Posada!: a salute to the great printmaker of the Mexican revolution. Chicago: Charles H. Kerr, 2002
  • López Casillas M. José Guadalupe Posada: ilustrador de cuadernos populares. México: Editorial RM, 2003
  • Miliotes D.H. José Guadalupe Posada and the Mexican broadside. Chicago: Art Institute of Chicago, 2006
  • Topete del Valle A. José Guadalupe Posada: prócer de la gráfica popular mexicana. Aguascalientes: Universidad Autónoma de Aguascalientes, 2007
  • José Lebrero Stals J., Reverté R. Posada: Mexican engraver. Seville: Centro Andaluz de Art Contemporáneo; Mexico: Editorial RM, 2008 (каталог выставки)

Ссылки

Категории:

  • Художники Мексики
  • Графики Мексики
  • Художники-карикатуристы Мексики
  • Родившиеся в 1852 году
  • Умершие в 1913 году
  • Умершие в Мехико

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гуадалупе Посада, Хосе" в других словарях:

    Гуадалупе Посада, Хосе Хосе Гуадалупе Посада Хосе Гуадалупе Посада (исп. José Guadalupe Posada, 2 февраля 1852, Агуаскальентес – 20 января 1913, Мехико) – мексиканский художник график, карикатурист, книжный иллюстратор … Википедия

    - (Posada) (1851 1913), мексиканский график. Основоположник мексиканской школы графики XX в. Обучался графике у М. Манильи. Сотрудничал во многих газетах, создал свыше 15 тысяч ксилографии. В творчестве Посады, впитавшем традиции… … Художественная энциклопедия

    - (Posada) (1851 1913), мексиканский график. Гравюры на дереве, часто в традициях народного творчества («калаверы» сцены со скелетами), иллюстрировали песни, баллады, рассказы, призывали к революционной борьбе. * * * ПОСАДА Хосе Гуадалупе ПОСАДА… … Энциклопедический словарь

    Посада (Posada) Хосе Гуадалупе (2.2.1851, Агуаскальснтес, 20.1.1913, Мехико), мексиканский график. Работая с 1887 в Мехико в издательстве А. Ванегаса Арройо, обучался графике у М. Манильи. Сотрудничал во многих газетах, создал свыше 15 тыс.… …

    - (1851 1913) мексиканский график. Гравюры на дереве, часто в традициях народного творчества (калаверы сцены со скелетами), иллюстрировали песни, баллады, рассказы, призывали к революционной борьбе … Большой Энциклопедический словарь

    - (Posada) Хосе Гуадалупе (2.2.1851, Агуаскальснтес, 20.1.1913, Мехико), мексиканский график. Работая с 1887 в Мехико в издательстве А. Ванегаса Арройо, обучался графике у М. Манильи. Сотрудничал во многих газетах, создал свыше 15 тыс.… … Большая советская энциклопедия

    Мексиканские Соединенные Штаты, гос во в Ю. З. части Сев. Америки. В 1821 г. провозглашена независимость исп. колонии Новая Испания. Образовавшееся новое гос во приняло название Мехико (исп. Mexico, Mejico) по названию столицы гос ва города… … Географическая энциклопедия

    Мексика - (Mexico) Государство Мексика, география, история, население и города Мексики Информация о государстве Мексика, география, города, история и население Мексики, экономика и политическое устройство Содержание Мексиканские Соединенные Штаты,… … Энциклопедия инвестора

    Мексиканская культура сформировалась из смешения испанских и индейских традиций. В 20 в. она испытала влияние культуры европейских стран и США. В доколумбовый период на территории Мексики процветали высокоразвитые цивилизации, создавшие… … Энциклопедия Кольера

    Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Музей борьбы с повстанцами расположен в некогда крупнейшем доме города и был открыт в октябре 1967 года с целью отображения событий, относящихся к борьбе за независимость Мексики.

Музей предлагает познакомиться с экспозицией, которая включает в себя перечень артефактов, повествующих о последних двух веках в истории Мексики, в том числе о поражении повстанцев в битве Puente de Calder n.

Внутренний двор музея представляет собой уникальный сад, вобравший в себя представителей флоры региона.

Признавая историческую ценность заведения, ЮНЕСКО включило музей в список культурного наследия человечества.

Музей Хосе Гуадалупе Посада

Музей Хосе Гуадалупе Посада - музей, в котором представлены оригинальные печатные пластины, при помощи которых создавались графические изображения. Музей расположен в историческом районе Триана города Агуаскалиентес, где родился и жил художник-график Хосе Гуадалупе Посада.

Музей был открыт в 1972 году, около церкви El Señ or del Encino, построенной в XVIII веке. Он находится под управлением штата и федерального правительства. Площадь музея небольшая, поэтому здесь нет книжного магазина и сувенирной лавки.

В коллекции музея представлены оригинальные формы для печати на разворотах и редчайшие сборники работ Посада, дошедшие до нас. Обложки для серии книг и музыкальных сборников вызывают особый интерес у посетителей. Главная гордость музея - это несколько знаменитых персонажей Хосе Посада, нарисованных для публикации в газете, которые вырезаны и представлены в натуральную величину. Посетителям музея, которые близко знакомы с изображениями Хосе Гуадалупе, бросаются в глаза небольшие размеры некоторых пластин, которые часто переиздавались монументально.

Музей Агуаскалиентес

Музей Агуаскалиентес - музей живописи, в котором представлены работы лучших мексиканских художников всех времен. Он построен в 1903 году в одноименном городе. Здание соорудили по проекту Refugio Reyes Rivas в неоклассическом стиле. С 1903 по 1915 год здесь был католический колледж. После небольшого ремонта и увеличения площади здесь организовали школу для девочек, которая существовала до 1975 года. В ознаменование четвертой годовщины официального основания города Агуаскалиентес в октябре 1975 года для посетителей был открыт музей Агуаскалиентеса.

Интерьер музея состоит из двух дворов. В первом преобладают арки с прямоугольными колоннами. Во втором дворе находится прекрасный сад с фонтанами. В музее представлены 5 постоянных галерей, где выставлены работы таких художников, как Saturnino Herr n с его «El m s pintor de los mexicanos y m s mexicano de los pintores», Gabriel Fern ndez Ledesma, Juan de Mata y Pacheco, Jes s F. Contreras и Francisco D az de Le n, а также две комнаты, которые предлагают временные выставки современного национального искусства. Музей открыт со вторника по воскресенье, стоимость билета 10 песо.

Областной историко-краеведческий музей

Областной историко-краеведческий музей - это место, которое защищает, хранит и распространяет историко-культурное наследие Мексики. Он расположен на улице Венустиано Карранса в городе Агуаскалиентес.

Музей находится в старом доме, который построен в 1914 году. Пространство адаптировано к климатическим условиям региона. Архитектурная эклектика музея комбинирует в себе различные художественные стили. Средиземноморский стиль проявляется в соединениях всех комнат между собой. Французский академизм показан в симметричности фасадов, выполненных в двух цветовых гаммах. Красивые резные двери, рамы и карнизы придают зданию особенный шарм. В центральном дворе музея можно увидеть обилие декоративных мотивов и колонн в стиле модерн.

Всего в музее 9 залов, которые расположены в хронологическом порядке. Каждая комната открывает для посетителей новый виток истории как города Агуаскалиентес, так и всей Мексики в целом.

Национальный музей Смерти

Национальный музей Смерти расположен в культурной части города Агуаскалиентес на территории Автономного университета. Музей посвящен распространению предметов, связанных с темой смерти в Мексике. Эти предметы принадлежали коллекции писателя Octavio Gil Bajonero, который пожертвовал их в университет.

Octavio Gil Bajonero начал свою коллекцию с предметов, которыми украшали свои дома мексиканцы во время Дня Мертвых. С годами коллекция пополнялась произведениями изобразительного искусства Manuel Manilla, Jose Guadalupe Posada и Francisco Toledo. 8 ноября 2006 года было подписано соглашение между Автономным университетом и Octavio Gil Bajonero на пожертвование всех работ и создание музея. 19 июня 2007 года на праздновании 34-й годовщины со дня основания университета открылся Национальный музей Смерти.

Коллекция музея включает в себя около 2000 работ доиспанского, сакрального, современного и ремесленных искусств.

Музей открыт со вторника по воскресенье с 10:30 до 18:30. Вход стоит 10 песо, по воскресеньям -бесплатный.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры