Биография Шолохова. Кратко о самом главном

Главная / Чувства

1. Вступление

2. Биография

3. Основные черты творчества.

4. «Тихий Дон»

5. Григории Мелехов

6. Аксинья

7. Большевики

8. «Судьба человека»

9. Значение творчества Шолохова

10.Библиография

Вступление

В 30-е годы вышли в свет известные всему миру романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (1-я книга). Шолохов - выдающийся писатель нашей страны, крупнейший мастер художественного слова. Произведения его широко известны и у нас и далеко за пределами Советского Союза.

«...Замечательное явление нашей литературы - Михаил Шолохов, - говорил А. Толстой... - Он пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа:

«Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности - произведение общерусское, национальное, народное».

«Произведение Шолохова является мастерским, - писал А. В. Луначарский о «Поднятой целине». - Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся вперед содержание одето здесь в прекрасную словесную образную форму...»

Биография

ихаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем-до 1918 года-в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов жил на Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной

из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим, счетоводом. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. В 1925 году вышла первая его книга-«Донские рассказы».

Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.

Хорошо сказал об этом А. Фадеев: «Когда по окончании гражданской войны мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной Родины - партийные, а еще больше беспартийные молодые люди, - мы поражались тому, сколь общи наши биографии при разности индивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова, автора книги «Чапаев»... Таков был путь более молодого и, может быть, более талантливого среди нас Шолохова... Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему».

После выхода в свет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал», - вспоминал он.

В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга романа вышла в 1928 году, вторая-в 1929 году, третья-в 1933 году, четвертая - в 1940 году. Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова широко известным.

Живое участие в литературной судьбе Шолохова приняли Горький и Серафимович. Серафимович написал к «Донским рассказам» предисловие. Он первый отметил в авторе незаурядный талант, знание жизни, большую изобразительную силу, яркую образность языка. Горький помог писателю напечатать третью книгу «Тихого Дона», которую пытались опорочить некоторые критики.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов - деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». Отдельные главы были напечатаны в 1943-1944 годах и в 1949 году. В них изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.

Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах

«Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. На его основе талантливый советский кинорежиссер и актер С. Бондарчук создал замечательный фильм под тем же названием.

В 1959 году Шолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь роман в целом.

За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в 1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена международная Нобелевская премия.

В настоящее время Шолохов продолжает работать над романом «Они сражались за Родину».

Основные черты творчества.

В

ся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений.

Сам Шолохов подчеркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался как член нашей великой Коммунистической партии и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины. С гордостью говорю, что я являюсь и патриотом своего родного донского края».

Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества - важная особенность творческой деятельности Шолохова.

Это отнюдь не значит, что Шолохов - писатель какой-то чисто местной, областнической темы. Напротив, на материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокие процессы широкого исторического значения. И здесь следует отметить вторую важнейшую особенность его творчества - стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического мира против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и драматической форме. Гражданская война («Тихий Дон»), коллективизация («Поднятая целина») и Великая Отечественная война («Они сражались за Родину», «Судьба человека») - вот три периода в жизни нашего народа, на которых сосредоточено внимание художника.

С этим связана третья черта шолоховского дарования - эпическая широта, склонность к монументальным художественным полотнам, к глубоким социальным обобщениям, к постановке больших вопросов об исторических судьбах народа.

Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника.

И, наконец, необходимо отметить существенную особенность творческого метода писателя-его неприязнь, к какой бы то ни было идеализации действительности. Неуклонно следовать суровой правде жизни, воплощать действительность во всех ее противоречиях, во всей ее сложности и многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживая напряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе рождения нового, коммунистического мира, такой. Художественный исходный принцип, которого неизменно придерживается Шолохов.

«Тихий Дон»

Э

ти принципы, с наибольшей полнотой проявившиеся в романе «Тихий Дон», сказались уже в первой книге писателя - «Донские рассказы». Главная тема рассказов-классовая борьба на Дону. Не родственные связи и чувства, а место людей в жестокой борьбе классов определяет их отношения между собой. Нередко даже отцы и дети, родные братья становятся смертельными врагами. В рассказе «Коловерть» старый казак Крамсков и двое его сыновей, ушедших к красным, попадают в плен к белогвардейцам. Их расстреливает младший сын Михаил-белый офицер. В рассказе «Бахчевник» отец-комендант белогвардейского военно-полевого суда, палач и истязатель, а его сын Федор-красноармеец. Раненного в ногу Федора преследуют белые. Отец обнаруживает его в бахчевнике и собирается расправиться с ним. Тогда младший сын Митя, чтобы спасти брата, убивает отца. В рассказе «Червоточина» комсомолец Степка ненавидит жгучей ненавистью своего отца Якова Алексеевича-кулака и мироеда. В наказание за то, что якобы по вине Степки пропали быки, Яков Алексеевич и его старший сын зверски убивают комсомольца.

Рисуя бешеную злобу врагов революции, их кровавые дела, Шолохов доказывает, что, напротив, в среде революционного казачества, которое вынуждено было в жестоких схватках отстаивать новую жизнь, проявлялись высокие и благородные качества-готовность к самопожертвованию, геройская отвага и подлинная человечность.

Если в «Донских рассказах» борьба классов изображалась главным образом в узких пределах казачьей семьи, то совсем по-иному разработана эта тема в «Тихом Доне». «Тихий Дон» принадлежит к числу самых выдающихся произведений советской художественной прозы. М. И. Калинин в беседе с молодыми писателями в 1934 году говорил: «Тихий Дон» я считаю нашим" лучшим художественным произведением. Отдельные места написаны с исключительной силой» ".

А. М. Горький относил «Тихий Дон» к книгам, которые «дали широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны».

Опираясь на лучшие достижения советской литературы в изображении гражданской войны, Шолохов сумел создать произведение глубоко новаторское и самобытное.

В «Тихом Доне» Шолохов, прежде всего, выступает перед нами как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. «Тихий Дон» охватывает период в десять лет-с 1912 по 1922 год.

В советских школах частью обязательной программы по литературе был роман , поэтому имя автора и биография Шолохова кратко были «на слуху». Сегодня мы читаем его произведения «Судьба человека», «Казаки», «Они сражались за Родину» и думаем о судьбах героев. Чтобы лучше понять романы, нужно проследить жизненный и творческий путь писателя.

Прожил Михаил Шолохов довольно долго – 78 лет. Среди перипетий непростой судьбы сложно отметить наиболее важные витки, но давайте попробуем перечислить самое главное.

Итак, биография Шолохова кратко:

  1. Рождение в семье приказчика (выходца из Рязанской губернии) и женщины из казачьего рода (бывшей горничной).
  2. Детство, рассказы матери, игры на просторах родного великого Дона.
  3. Обучение – сначала в начальной школе, затем в Богучарской гимназии.
  4. Трудовая жизнь: работа педагогом, чернорабочим, делопроизводителем…Куда только не забрасывала Михаила Александровича судьба!
  5. Активное участие в борьбе за установление советской власти. Женитьба.
  6. Работа над произведениями.
  7. Работа военным корреспондентом.
  8. Общественная деятельность, в том числе в роли народного депутата.
  9. Последние годы, борьба с болезнями, смерть в станице Вешенской, где писатель провел много лет с супругой и рожденными в единственном браке четырьмя детьми.

Это – в общих чертах. С целью более подробного ознакомления можно разбить жизненный путь по датам.

Проще будет вычленить главное, если вывести основные даты в таблицу: Михаил Шолохов: биография по датам

Период Событие
1905 Рождение мальчика в семье донской казачки и выходца из Рязани. Место рождения – хутор Кружилин (близ станицы Вешенской). Ребенка назвали Мишей
До 1912 Детские годы, игры с ровесниками, помощь родителям
1912 Поступление в Каргинское начальное училище
1912-1917 Продолжение учебы в разных школах, в гимназии
1918-1919 Годы гражданской войны, установление власти белоказаков в родных местах, где жил юноша
1920 Перевес власти за Советами. Полное принятие советской власти юношей Шолоховым и помощь ей.
1922-1923 Переезд в Москву. Учеба, работа. Тяга к перу. Первые произведения, увидевшие свет: «Испытание», «Ревизор».
С 1924 по начало ВОВ Жизнь и работа в родной Вешенской. Женитьба, рождение детей
Период Великой Отечественной Служба военным корреспондентом
Послевоенный период Продолжение писательской деятельности, литературные награды. Нобелевская премия. Общественная деятельность.
1984 Тяжелая болезнь, смерть

Такой путь прошел Шолохов, хронологическая таблица жизни показывает, что писатель вел постоянную борьбу с обстоятельствами и трудностями. Сложное время требовало от каждого человека сделать свой выбор. Позиция Михаила Александровича всегда была такой: с народом и за народ.

Основные даты

Жизнь и творчество писателя неразрывно связаны, поэтому, зная, какие события произошли, проще будет понять душевный настрой и точно попасть «на волну» каждого его произведения. Все запомнить невозможно, поэтому при изучении этого вопроса стоит уделить внимание наиболее интересным фактам из биографии писателя (и наиболее значимым).

Это, безусловно:

  • 1912 год – начало учебы, обретение знаний;
  • годы гражданской войны – выработка собственных взглядов, определение гражданской позиции;
  • ВОВ – опыт, полученный Шолоховым вблизи передовой, бесценен;
  • 1965 – мировое признание: Нобелевская премия.

Важно! Михаил Александрович горячо любил родную донскую степь и населяющий ее суровый, трудолюбивый и справедливый народ – казаков, что нашло отражение в его творчестве.

Творчество

Что важно в жизни человека? Конечно, в первую очередь, его родители, семья. Затем – учителя, окружение, друзья. Писатель никогда не отдалялся от своих корней, слово «Родина» не было для него отвлеченным понятием.

Биография писателя по датам – не самое главное, что необходимо запомнить. И превращать его жизнь в хронологическую таблицу, состоящую из сухих фактов и дат, тоже не обязательно.

Самое важное – понять, что творчество Шолохова – следствие его жизненного пути.

Если бы не революция и Гражданская война, если бы не довелось писателю принимать участие в Великой Отечественной войне, то вряд ли появились бы на свет самые сильные из его произведений:

  • «Тихий Дон»;
  • «Наука ненависти»;

От того, что происходило в жизни Шолохова, зависело его творчество и вдохновение. Писатель никогда не выдумывал своих героев, а потому персонажи получились таким настоящими, живыми.

Обратите внимание! Каждый из героев – практически точный портрет человека, которого автор встречал в жизни.

И Аксинья, и Григорий Мелехов, и его родной брат Петр – всех этих людей (разумеется, под другими именами) Михаил Александрович хорошо знал.

Конечно, пришлось немного поработать над образами, что-то смягчить, добавить, но можно с уверенностью сказать: герои романов – люди, которые реально жили, любили, страдали, боролись и надеялись в то тяжелое время, когда и автору довелось повзрослеть и обрести жизненную мудрость.

К одной из главных дат можно смело отнести период 1918-1921 гг., когда шли бои за власть между красными и белыми. Скорее всего, именно тогда сформировался характер будущего писателя, определились его взгляды.

Второй этап формирования личности – годы Великой Отечественной войны. Именно во время великих испытаний выясняется, каков человек и на что он способен.

Кроме того, автору «Тихого Дона» пришлось пережить не один арест и побывать перед лицом смерти. Эти даты: 1920 и 1938 годы. Первая – юноша оказался в руках Нестора Махно. Вторая – арест той самой властью, которую Михаил считал самой справедливой на земле.

Некоторые факты из жизни писателя вызывают чувство уважения и преклонения перед этим, внешне очень скромным, человеком. Будучи еще совсем юным, Михаил активно участвовал в борьбе с бандами мародеров, кишмя кишевших на Дону в бурное и страшное послереволюционное время.

Обратите внимание! Всю жизнь, несмотря на признание в России и в мире, оставался непритязательным в личных нуждах.

Место рождения

О месте, где появился на свет будущий писатель, можно рассказать кое-что интересное. Место рождения
писателя Шолохова – станица Вешенская, которая входит в современную Ростовскую область.

В наши дни — это крупный населенный пункт: здесь проживает около 10 тысяч человек. Небольшая ремарка: писатель родился не в самой Вешенской, а на хуторе близ нее.

В начале XX в. Вешенская тоже была не маленькой: в ней насчитывалось 1200 жителей. В годы юности Михаила Александровича станица стала центром Верхнедонского восстания, здесь белоказаки попытались свергнуть советскую власть и установить иные порядки.

Так что малая родина Шолохова – один из крупнейших очагов Гражданской войны, расколовшей Россию на два лагеря.

Когда волнения Гражданской войны остались позади, Михаил Александрович избрал Вешенскую своим постоянным местом жительства. Будучи народом депутатом, сумел облегчить жизнь односельчан: по его настоянию проложили железную дорогу до станицы Базковской, а затем построили мост, соединивший правый и левый берега Дона. Сегодня в Вешенской бережно охраняется музей-усадьба писателя.

Многие факты из жизни Шолохова описаны в учебниках и давно не представляют собой тайну. Но есть и «белые пятна», которые раскрылись для нас относительно недавно.

Так, мать Михаила Александровича, служившая горничной у помещицы, была отдана насильно замуж за казака Кузнецова. Однако она не любила мужа, от которого ушла к управляющему паровой мельницей (одна из его профессий) Александру Шолохову.

У влюбленных родился сын, однако мальчик сначала носил фамилию Кузнецов, поскольку узаконить отношения до момента смерти Кузнецова — официального супруга матери будущего писателя – было невозможно. Поэтому Михаил стал Шолоховым не сразу.

Михаил Александрович всю жизнь занимался самообразованием.

  • из-за революционных событий пришлось бросать одну школу за другой;
  • обучать грамоте детей и взрослых;
  • работать в продотряде, трудиться грузчиком.

Интересные факты из его биографии: закончил биологический факультет МГУ и историко-филологический факультет Ростовского университета. В университете же встретил будущую жену, вначале работавшую у него в качестве секретаря-помощника.

Во время Гражданской войны юный Михаил с отрядом наткнулись на банду самого «батьки» Нестора Махно. Будь парень постарше, ему бы не поздоровилось. Но 15-летний подросток вел себя так мужественно, что это пришлось по нраву атаману, и тот не расправился с ним. Лишь пообещал: «Еще раз попадешься – повешу».

Другой раз смерть заглянула в лицо Шолохову в 1922 году, когда в ходе сбора налогов он проявлял «излишнее рвение». Последовал арест, но через 2 дня расстрельный приговор заменили на год исправительных работ. Еще один арест последовал в страшном 1938 году. Кто-то оклеветал Шолохова, и его арестовали, но заключения и гибели удалось избежать.

Имел множество наград: Государственные премии, Сталинскую, Ленинскую, Международную премию мира. Был избран почетным доктором Лейпцигского университета. В 1941 году 4 своих государственных премии Михаил Александрович отдал на нужды фронта: на всю сумму были закуплены ракетные установки.

От чего умер

Последние годы автор романов тяжело болел. От чего умер талантливый прозаик, выдающийся писатель и общественный деятель Советского Союза? От чего именно умер советский прозаик, точно установили врачи. Здоровье подтачивали заболевания сосудов: два инсульта перенес в зрелом возрасте.

Но умер писатель вследствие иной болезни. У него был диагностирован рак, который дал метастазы в гортань. Умер Шолохов на своей родине, в станице Вешенской, где провел почти всю свою жизнь.

Полезное видео: Жизненный и творческий путь М. А. Шолохова

Вывод

Судьба нашего великого современника оказалась сложной. Много раз жизнь словно проверяла этого человека на твердость характера и мужество. Шолохов выдержал все испытания – так же, как герои его произведений, и до конца остался человеком, для которого превыше всего были идеалы справедливости, взаимопомощи, искренности и честности.

Вконтакте

Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. – справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины от фашистской Германии и ее союзников. Это, вне всякого сомнения, одно из самых значительных событий ХХ века.

О Великой Отечественной Войне написано немало книг –стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы. В моем реферате только малая часть того, что написано о войне. Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова «Судьба человека». При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. «Если вы действительно хотите понять, почему Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм», - писала одна английская газета о фильме «Судьба человека», а значит, и о самом рассказе.

Этот рассказ был написан в поразительно короткие сроки, всего за несколько дней напряженной работы. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло 10 лет. Критик М. Кохта в статье, посвященной рассказу Шолохова, пишет: «Замысел этого рассказа возник у писателя в пути. Возвратился он тогда из поездки по степи, как рассказывают вешенцы, необычайно взволнованным и еще долго находился под впечатлением от встречи и знакомства в хуторе Волховском Еланской станицы с каким-то шофером и мальчиком, которого шофер вел за руку к речной переправе.

Напишу рассказ об этом, обязательно напишу, - говорил писатель, делясь своим творческим замыслом».

Вернулся к этому замыслу Шолохов лишь через 10 лет, чтобы напомнить людям о трагических уроках минувшего, предупредить человечество о грозной опасности новых войн. Проклятие войны, разрушающей мирную жизнь людей, фашизму, человеконенавистничеству, неотвратимое обвинение поджигателям войны несет в себе этот рассказ – беспощадное, правдивое свидетельство жизни, произведение большого гуманистического искусства.

Чем же привлек моё внимание этот рассказ?

Прежде всего, в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годины испытаний.

И потому в работе я попытаюсь определить авторскую позицию в рассказе «Судьба человека»; показать героизм и мужество солдата на войне; раскрыть проблемы и перспективы рассказа «Судьба человека».

Верными моими помощниками стали книги Ф. Г. Бирюков «О подвиге народном. Жизнь и творчество М. А. Шолохова»; А. И Метченко, С. М. Петров «История русской советской литературы»; М. А. Шолохов «Судьба человека»; электронный учебник и иллюстрации к данной теме.

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ

Жизнь и творчество М. А. Шолохова

М. А. Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вешенской Донского округа, бывшей Области Войска Донского (ныне Вешенской район Ростовской области).

Кружилин – большой степной хутор, раскинувшийся между реками Чиром и Доном, невдалеке от него находилось панское имение Ясеновка, где долгое время жила в услужении мать писателя. В самом центре хутора, на церковной площади, стоял небольшой, крытый чаконом дом, где родился и провел первые годы детства будущий писатель.

С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце.

И покосы в займище, и тяжелые степные работы пахоты, сева, уборки пшеницы – все это клало черту за чертой на облик мальчика

Он играл на пыльных, заросших улицах с ровесниками-казачатами.

Мать - полуказачка, полукрестьянка. Будучи дочерью крепостного крестьянина, оставшегося и после «раскрепощения» на помещичьей земле, с двенадцати лет пошла в услужение

В детстве Михаил Шолохов ничем не отличался о своих сверстников. Вместе с казачатами пропадал все дни на Дону, во все глаза смотрел на казачьи свадьбы, любил слушать сказки, которые с большим мастерством рассказывала Ольга Михайловна.

Вероятно, истоки раннего творчества Михаила Шолохова надо искать в его детстве. Жизнь донской станицы, казачий быт, яркие характеры – все это оставляло свой след в душе впечатлительного и наблюдательного мальчика.

Настоящего образования он не получил, учился только в церковноприходской школе, но всю жизнь занимался самообразованием, много читал и в своем кругу считался образованным человеком.

Из библиотеки отца он брал книги Пушкина, Некрасова, Тургенева, Чехова, Толстого. Миша рано потянулся к знаниям. Уступая просьбе сына, родители начали учить его еще в дошкольном возрасте.

В 1910 году семья переезжает на хутор Каргинский в связи с поступлением отца на службу к купцу Озерову, а потом в торговый дом Левочкина и Лиховидова.

В 1911 году к Мише Шолохову был приглашен местный учитель Тимофей Тимофеевич Мрыхин.

М. Шолохову было 15 лет, когда он со своими товарищами преследовал белые банды в степях Верхнего Дона.

Осенью 1922 года Шолохов отправился в Москву. В столицу его привела мечта об учении, о литературной работе. Москва встретила его неласково: было нелегко найти жилье, а еще труднее – работу.

Ночами в тесной комнатенке, преодолевая усталость и сон, Шолохов запоем читал, не расставаясь с мечтой поступить на рабфак или в институт. И когда в августе 1923 года он получил место счетовода в жилищном управлении № 803 на Красной Пресне, - наконец, появились сравнительно сносные условия для занятий и творческой работы. Он знакомится с молодыми литераторами. На всю жизнь подружился с Василием Кудашевым, заведующим литературным отделом «Журнал крестьянской молодежи».

В сентябре 1923 года в комсомольской газете «Юношеская правда», наконец, было напечатано первое произведение Шолохова. Это был фельетон «Испытание». Через месяц, 30 октября, в этой же газете появился второй фельетон «Три» с посвящением рабфаку имени Покровского. В апреле 1924года был опубликован третий фельетон М. Шолохова «Ревизор», и в этом же году увидело свое первое художественное произведение писателя - «Родинка». В феврале 1925 года в «Молодом ленинце» напечатан рассказ «Продкомиссар» и первая повесть «Путь дороженька».

В издательстве «Новая Москва» выходит в свет первый сборник рассказов М. Шолохова «Донские рассказы» с предисловием А. Серафимовича.

В 1925 году на страницах журнала «Комсомолия» был напечатан рассказ «Бахчевник».

1925 год. М. Шолохов приступает к работе над романом «Донщина».

В 1926 году писатель прекращает работу над рукописью «Донщина» и начинает писать первую книгу романа «Тихий Дон».

В 1926 году выходит в свет тиражом 5000 экземпляров второй сборник «Лазоревая степь».

В 1927 году напечатаны рассказы «О колчаке, крапиве и прочем».

В 1929 году выходит приложением к газете «Батрак» сборник рассказов «Пастух. Двумужняя».

В 1930 году «Донские рассказы».

В мае 1943 года на страницах «Правды» началось печатание нового романа Шолохова «Они сражались за Родину».

После выхода первой книги «Тихого Дона» популярность М. Шолохова быстро растет не только в стране, но и за её пределами. В Вёшенскую к писателю приезжают делегации и гости. Сам он постоянно бывает в колхозах, делает доклады, встречается с людьми.

Судьба Соколова

В послевоенных произведениях М. Шолохова заметно усиливается лирическое авторское начало. В 1956 году в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека».

В рассказ «Судьба человека» автор «включает» себя в повествование. Размышления, чувства автора-повествователя не только усиливают эмоциональную напряженность рассказа, они позволяют увидеть истинное величие, силу и красоту обыкновенного человека Андрея Соколова.

Идеология фашизма и война связываются в рассказе Шолохова как реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено.

В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор – слушатель, случайный собеседник. Обронит вопрос. Скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдержанное горе. То вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его. В рассказе Шолохова «Судьба человека» я услышала еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.

Я думаю, что само название рассказа стало вызовом прежним временам, и могу это доказать: слово «судьба» считалось нежелательным, поскольку, как тогда считалось, отдавало мистицизмом, ведь за ним скрываются представления о предначертанности жизненного пути человека, о власти над ним роковых обстоятельств. Сама мысль о возможности существования провидения, или рока, противоречила официальному «человек – кузнец своего счастья», «хозяин своей судьбы». Недовольство некоторых критиков вызвало и то, что главным героем повести Михаил Александрович выбрал не убежденного коммуниста или прославленного героя, а простого работягу, обычного человека – «как все», к тому же, с «подпорченной» биографией, - прошедшего немецкий плен. Таких, как он, тогда официально считали предателями, амнистировали (но не реабилитировали!) лишь в 1953 году. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом. Стойкость, цепкость в борьбе, дух отваги, товарищество – эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел Лермонтов в стихотворении «Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Толстой. Все эти качества есть у Андрея Соколова. И даже в большей мере, чем когда-либо в прошлом, ибо испытания на его долю выпали небывалые. Жизненный путь Андрея Соколова, вместивший в себя, кажется, больше, чем по силам вынести одному человеку, - все это задавало два полюса этого произведения.

На одном из полюсов речь идет о трагической судьбе конкретной личности, человеческой единицы – и в этом было знамение того времени, когда литература, наконец, получила возможность от изображения подвигов масс, обратиться к запечатлению судеб отдельных людей на войне.

На другом же полюсе рассказа – та степень обобщения, которая позволяет говорить, что судьба Андрея Соколова – это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря, потерю самых близких людей, - но не сломавшегося окончательно. Такое сочетание в рамках одного произведения конкретности и монументальности, частного и общезначимого больше характерно для жанра эпопеи. И не даром критики заговорили о произведении М. Шолохова как о «рассказе- эпопее». Каждый момент личной истории Андрея Соколова, каждый поворот его судьбы, воспринимаясь как глубоко индивидуальное, одновременно проецируется на историю, на судьбу родного ему народа, неотъемлемой частью которой он является.

Шолохов не награждает своего героя исключительной биографией. Знаменательно, что Андрей Соколов начинает о себе рассказывать словами: «поначалу жизнь моя была обыкновенная». Но в этой «обыкновенной жизни» художник увидел много истинно прекрасного и возвышенного, поэтичного и человечного, ибо в каждодневных заботах и труде, радостях и горе, наполнявших эту жизнь, раскрывается человек честный и скромный, благородный и самоотверженный.

Читаешь рассказ Шолохова и словно бы воочию видишь, как встает над миром человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных, выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике – живое воплощение памяти войны. Это предельная нота человеческого горя, прозвучавшая в начале рассказа. Проклятие войне!

Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан у Шолохова верой в жизнь, верой в человека.

«Кольцевая» композиция рассказа не только как бы замыкает в единый круг сопережитого все рассказанное о своей жизни Соколовым, но и позволяет с огромной силой выделить ту неутраченную человечность, которая красила и возвышала героя Шолохова.

Поражает масштабность замысла писателя, художественная «сверхзадача», поставленная им перед собою. Трагическая история человеческой жизни, взятая в ее обусловленности, в ее связи с событиями второй мировой войны. Наивысшее историческое испытание для народа и государства и трагический надлом, жизнь человека, на которую обрушились все несчастья войны

Вот он появляется перед нами из неоглядной дали, из бескрайней весенней степи, этот человек, - «высокий, сутуловатый мужчина» - и с ним рядом мальчонка лет пяти-шести, былинка, доверчиво прильнувшая к сильному, обездоленному войной. Сиротинка, - объявляет писатель.

Испытание пленом

Шолохов подчеркивает обычность пути своего героя и на войне. Андрея Соколова не отличить среди идущих на передовую, и в плен он попадает при обстоятельствах, в которых оказались тысячи людей. В плену, где, казалось бы, невозможно было сохранить человеческое достоинство, с необыкновенной силой раскрылись красота и величие простого русского человека. Несгибаем солдат, когда держит ответ перед комендантом Мюллером, приговорившем его к расстрелу за агитацию в лагере против каторжного труда. Мюллер предлагает выпить стакан шнапса за победу немецкого оружия, одержанную якобы в Сталинграде. Соколов отказывается. Мюллер предложил другое: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою гибель». Вся эта сцена – не только пример бесстрашия Соколова, но и его вызов тем насильникам, которые хотели унизить советского человека. Выпив стакан шнапса, Соколов благодарит за угощение и добавляет: «Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня». И вот, вспоминая о столкновении с комендантом лагеря Мюллером, Андрей Соколов замечает: «И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло» Но героя впереди ожидают испытания еще более тяжкие. Погибла семья, в день Победы пуля немецкого снайпера оборвала жизнь сына Анатолия. «Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось», - со слезами на глазах вспоминает Андрей Соколов.

Многочисленные свидетельства говорят о том, что именно так, с достоинством вели себя советские люди, попадавшие в лапы фашистов, - и на допросах, и в стычках с комендатурой и охраной, и даже перед казнью. Они убивали часовых, устраивали подкопы, прыгали на ходу из вагонов поездов, устанавливали связи с антифашистами.

Он ищет любой способ, чтоб вырваться из плена, знает, что может быть в случае неудачи. Но все же идет на риск. Первая попытка убежать закончилась тем, что его догнали, травили собаками. Вторая оказалась удачной, вырвался на машине через линию фронта, привез немца с важными документами.

Величав и мужествен эпический тон повествования. Как летописное сказание, читаешь волнующие тревожные страницы о смертельной опасности, нависшей над Родиной. У Родины есть два символа – береза и дуб. И каждый из них по-своему соответствует понятию нашей Родины и нашего народа: береза - нежность, поэтичность; дуб - несгибаемая мощь, вросшая вековыми корнями в родную почву. Есть в Соколове то, что напоминает дуб, противостоящий всем ураганам, и одновременно березу как образ нежности, теплоты чувств, отзывчивости.

«Передовая фронта. Тяжелейшее сражение с врагом, намного превосходящим по живой силе и технике. Люди не знают отдыха от беспрерывных атак, орудийного обстрела, воздушных налетов, минометного огня, танковых колонн. Они долбят железную землю, зарываясь в окопы. Над ними – палящее солнце, степная пыль». Главное при этом – воспитывать в себе преданную любовь к человечеству, быть его братом, соучастником в трудовом и ратном деле.

Я считаю, что авторская мысль о том, какой дорогой ценой была куплена победа, нашла свое воплощение в трагических итогах пути героя «Судьбы человека». Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все: семья погибла, домашний очаг разрушен.

У М. В. Исаковского есть такое стихотворение:

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Соколов ушел на фронт человеком. И человеком вернулся. Не растерял задатков большой души, не дал погубить себя водкой.

Человек огромной душевной щедрости

Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд А Андрей Соколов смотрит на мир глазами, «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной смертной тоской». «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке Нету, и не дождусь!» - горько сетует герой. Жизнь была жестокой к человеку, но не смогла его сломить, убить в нем душу. Шолохов, писатель-гуманист, рисуя героический характер Андрея Соколова, утверждает, что стойкость – это проявление высшей человечности. Он никогда не разделял взглядов тех, кто считал, что мужество и смелость не уживаются вместе с нежностью и добротой, великодушием и отзывчивостью. В этих проявлениях человечности художник видел верную примету характера сильного, непреклонного. Его Андрей Соколов – человек огромной душевной щедрости и обаяния.

Шолохов избегает подробностей фронтового быта, описаний лагерных мытарств героя. Сам Андрей Соколов признается, что ему тяжело об этом вспоминать, да и разговаривает он с бывалым фронтовиком Внимание сконцентрировано на «ударных», кульминационных моментах, когда характер героя проявляется наиболее сильно и глубоко. Прощание на перроне - «Пришли на вокзал, а я на Ирину от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, как у тронутого умом человека»; пленение; расправа с предателем; столкновение с Мюллером; похороны сына; встреча с мальчиком Ванюшей – таковы вехи пути Андрея Соколова.

С какой мучительно сдерживаемой скорбью рассказывает об этом мальчике Андрей Соколов: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». –«А мама?» -«Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». – «А откуда вы ехали?» - «Не знаю, не помню» - «И никого у тебя тут родных нету?» -«Никого». –«Где же ты ночуешь?» -«А где придется».

Этот детский вздох, это сиротство тяжкой гирей ложится на весы истории, на весы, обвиняющие тех, кто начал войну. Высокий гуманизм пронизывает эту короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание.

И какая же неистребимая сила добра, красота человеческого характера открывается нам в Андрее Соколове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость. Он оборонял его от боли, страданий и скорби.

Это был подвиг, не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом начертании.

Все, казалось, вычерпала война из этого человека, все утратил он Но и в страшном, опустошающем одиночестве он оставался Человеком.

Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одерживал свою самую великую победу. Он торжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами –неизбежными спутниками войны.

Он побеждал самую смерть!

Главное действующее лицо рассказа – не романтический одиночка, жертвенно сжигающий себя во имя высшей цели, а человек, достойно представляющий народ в обстоятельствах суровых и трагичных и проявляющий качества, которые не выделяют его среди других людей, а сближает с ними. Среди действующих лиц «Судьбы человека» запоминается безымянный врач, который совершает свой подвиг мужественно и скромно. «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал», - восклицает Соколов. Доктору посвящено всего несколько строк, но его образ витает рядом с образом Андрея Соколова как воплощение тех же нравственных сил, которые делают человека непобедимым.

Иллюзия жизненной достоверности образа Соколова настолько сильна, что даже в критике он подчас рассматривался как реальное лицо, а сюжет рассказа сводится к судьбе героя, часто не замечая, что «Судьба человека» - произведение сложной художественной структуры. Его своеобразия нельзя понять, не выяснив ту роль, которая принадлежит образу автора. Этот образ неоднозначен: он и автор-повествователь, и одновременно случайный собеседник главного героя, «свой брат» и «шофер», который тоже «всю войну за баранкой пробыл». Многие критики видели в нем лишь собеседника главного героя. Но это – «временная» его роль, добровольно взятая на себя (таким он выступает в восприятии Соколова), но мы слышим и голос большого художника, человека также нелегкой судьбы, невольно попадаем под власть его настроения, следим за ходом его мыслей, вдумываемся в его суждения о жизни и людях – важнейших вопросах действительности.

Рассказ о несчастном водителе перерастает в размышление о народе и его историческом пути, о человеке и его судьбе.

Я считаю, что автор – не безучастный свидетель, он, потрясенный скорбной повестью о невозвратимых утратах в жизни своего собеседника, размышляет о его судьбе, о его силах, о возможностях, о его долге и праве. Авторская мысль расширяет границы повествования; сострадание, которым охвачен повествователь, не придало рассказу сентиментального оттенка, ибо поведанное героем вызывало не только жалость, но и гордость за русского человека, восхищение его мужеством, красотой его души. Автор признается в своей любви и уважении к этому человеку, когда с верой в справедливость и разум истории произносит: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы. Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть и все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». В подвиге простого человека художник увидел суровые исторические уроки, в его духовной сущности – надежду мира. Судьба героя озарилась светом истории.

В рассказе «Судьба человека» идея патриотизма не помешала Шолохову напомнить и о другом, без чего патриотизм становится декларативным, а именно – о личном благе человека, о его счастье, о том, чтобы Родина, которой верно служат ее сыновья, была щедра и ласкова к ним. Писатель ставит вопрос об ответственности перед теми, кто честно выполнил свой долг перед отчизной и человечеством, говорит о гуманизме как о высшем принципе жизненного устройства и человеческих взаимоотношений. Именно глубоко гуманные побуждения заставили автора, взволнованно рассказавшего о судьбе Андрея Соколова, утаить от ребенка навернувшуюся «жгучую скупую мужскую слезу», чтобы не омрачить его детство и не замутить его «ясные, как небушко, глаза». Хорошо писал Д. Благой: «Скажи автор о глазах мальчишки: светлые, как небо, - и получился бы маловыразительный штамп. Но эта народная, уменьшительная, ласкательная, почти колыбельная форма того же самого слова – радужно сверкает в данном контексте, как драгоценный камень, как бриллиант чистейшей воды».

Патриотизм, как верность Отчизне, и гуманизм, как ответственность перед человечеством, выступают в художественном высшем синтезе, а рассказ обретает смысл философского раздумья о коренных проблемах современного бытия.

Все книги Шолохова, верные суровой правде жизни, интересам добра, красоты и человечности, принадлежит нашему народу, напоминая людям об их ответственности за судьбы мира.

Шолохов никогда не забывал о том, чего стоят войны и какие неизгладимые следы они оставляют в сердцах людей, он всегда чувствителен к бедам народа. Для него допустим облегченный подход к этой теме, когда война представляется не таким уж опасным и обременительным делом.

Михаил Александрович Шолохов – великий писатель, правдивый летописец советской эпохи, видный государственный и общественный деятель. Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающиеся роли в мировой литературе двадцатого века не могут отрицать даже противники социализма. Произведения Шолохова уподобляются эпохальным фрескам. Во время Великой Отечественной войны перед писателем стала задача: разить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине советских людей. Ранней весной 1946 года, т. е. за выдающиеся заслуги в развитии советской культуры, за создание художественных произведений, получивших общенародное призвание, за плодотворную общественную деятельность М. А. Шолохову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Имя автора неразрывно связано с историей советской литературы, с утверждением в ней нового творческого метода – метода социалистического реализма. Шолохова – художника родила эпоха революционной борьбы. Эту эпоху во всей её сложности и суровой правде он и открывал читателю. Великие революционные события определили психологическую глубину чувств и характеров, ситуаций и конфликтов, драматическое содержание и эпический размах произведений Шолохова.

В своих книгах Шолохов раскрыл богатый душевный мир народа, его неиссякаемую талантливость, моральную цельность, извечное стремление к свету и правде; поднял огромные пласты народной жизни, создал яркие типичные образы, проникнутые неувядаемой поэзией и правдой. В национальных, народных по духу и форме произведениях Шолохова идейность и философская глубина сплавлены с высоким мастерством.

Михаил Шолохов художественно воплотил характер и судьбу русского человека в трагическом двадцатом веке. Развивая толстовские традиции, писатель создал полнокровные эпические картины народной жизни в её решающих моментах: мировых войнах, революциях, переломных годах коллективизации.

Вся жизнь и творчество Михаила Александровича Шолохова, летописца советской эпохи, были отданы беззаветному служению советскому народу, делу коммунизма.

Михаил Александрович Шолохов делегат 18 - 26 съездов КПСС, депутат Верховного Совета СССР 1 – 11 созывов, дважды Герой Социалистического труда. Награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 1 степени; медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», золотой медалью имени А. Фадеева, орденом «Большая Золотая звезда дружбы народов» - ГДР, орденом Сухэ-Батора - МНР, орденом Георгия Димитрова – НРБ, орденом Кирилла и Мефодия – НРБ. Он лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, Нобелевской премии, международной премии мира в области культуры Всемирного Совета Мира, международной литературной премии «София», Всепольского приза «Золотой колос» - ПНР, международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки.

Имя М. А. Шолохова навсегда сохранится в сердцах людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как много в мире войн! Как страшно становится жить! Война дорого обходилась людям. Это была, помимо всего, война нервов.

Шолохов в рассказе «Судьба человека» отвергает всякое поверхностное «отображательство». Он полностью раскрывает явления, не обходит трудное. Но все же для него главным остается факт, каким образом наш народ преодолевал, казалось бы, непреодолимое, в чем загадка русского характера, и Шолохов каждый раз, обращаясь к отгремевшим битвам, вспоминает легендарный, небывалый в истории подвиг народа, который проявил и еще больше обрел в жесточайшем испытании богатырскую мощь, «булатную крепость».

Когда я читаю произведения М. А. Шолохова о Великой Отечественной войне, я думаю о том, что людям нужно не так много – просто почувствовать боль другого человека, как свою собственную.

Как же это просто и почему-то невозможно! Все ведь люди, у всех есть матери и отцы, жены и мужья, сыновья и дочери. Каждый когда-то плакал, если ему причиняли боль. Я знаю, что такое горе, как тяжела потеря близких. И все-таки рвутся бомбы и гибнут дети.

Убивают друг друга люди в России, в Афганистане, в Чечне

Сердца наши очерствели, придавлены каменными плитами равнодушия. Уши наши не хотят слышать, и глаза не хотят видеть.

От себя я хочу пожелать: «Пусть каждый читает произведения Шолохова о войне, чтобы помнить о той трагедии, которая постигла наш народ более 60 лет назад. Его книги не дают успокоиться, будят мысль о противоестественности войны, зле и насилии, которые она несет. Рассказ воспитывает ненависть, без чего нельзя было победить сильного и упорного врага».

Что на меня производит наибольшее впечатление в книгах Шолохова – так это их масштабность и гуманность. Если вы хоть раз прочитали его описание донского края, этой части России с ее обширными, богатыми равнинами и величественной рекою Дон, то такое уж незабываемо. Но Шолохов живописует не только природой этого края, а и человеческий ландшафт.

Его герои – это живые люди, которые принадлежат донскому краю и которым по мере развития сюжета этот край со временем начинает тоже принадлежать. Они преобразуют край, и по мере того, как он изменяется, они сами изменяются. Шолохов не идеализирует своих героев, они не являются святыми, вылепленными из гипса, нет, это живые люди со своими достоинствами и недостатками. Вот почему их трагедии так волнуют нас, а их успехи производят на нас такое глубокое впечатление. Мы чувствуем, что наблюдаем саму жизнь во всем ее многообразии, как она изменяется и развивается.

Михаил Александрович Шолохов (11 мая (24 мая) 1905, область Войска Донского - 21 февраля 1984) - русский советский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 г. - за роман «Тихий Дон»), классик русской литературы.

Родился на хуторе Кружилине станицы Вешенской Области Войска Донского. Мать, украинская крестьянка, служила горничной. Была насильно выдана замуж за донского казака-атаманца* Кузнецова, но от него ушла к "иногороднему", богатому приказчику А. М. Шолохову. Их внебрачный сын вначале носил фамилию первого мужа матери, считался "казачьим сыном" со всеми положенными привилегиями и земельным паем. Однако после смерти Кузнецова (в 1912 г.) и усыновления родным отцом стал считаться "сыном мещанина", "иногородним" и все привилегии потерял.
Образование ограничилось четырьмя классами гимназии - дальше была война. "Поэты рождаются по-разному, - скажет он позже. - Я, например, родился из гражданской войны на Дону". С 15-ти лет начинает самостоятельную трудовую деятельность. Сменил множество профессий: учитель школы ликбеза, служащий станичного ревкома, счетовод, журналист... С 1921 года - "комиссар по хлебу", на продразверстке. За "превышение власти на хлебозаготовках" был приговорен трибуналом к расстрелу (заменили тюрьмой - условно)...
Осенью 1922 года М. Шолохов приезжает в Москву, пытается поступить на рабфак - не берут: не состоит в комсомоле. Живет случайными заработками. Посещает литературный кружок "Молодая гвардия", пробует писать, публикует фельетоны и очерки в столичных газетах и журналах. Эти опыты подтолкнули к созданию "Донских рассказов" (1926 г.), которые сразу обратили на себя внимание.
В 1925 году М. Шолохов возвращается на родину и приступает к главному труду своей жизни - роману "Тихий Дон". Две первых книги романа вышли в 1928 году. Публикация сопровождалась бурной полемикой: роман о гражданской войне, написанный совсем еще молодым писателем "анафемски талантливо" (по отзыву М. Горького), озадачивал и эпопейным размахом, и умелостью, и авторской позицией. Выход третьей книги романа был приостановлен из-за явно сочувственного изображения Верхнедонского казачьего восстания 1919 года. В возникшей паузе М. Шолохов берется за роман о коллективизации на Дону - "Поднятая целина". К содержанию этой книги претензий не было. Она вышла в 1932 году. И в том же году возобновилась публикация "Тихого Дона" - после вмешательства Сталина в судьбу книги. В 1940 году вышли в свет последние части этой уникальной эпопеи XX века.
За "Тихий Дон" М. Шолохов был награжден орденом Ленина, в 1941 году присуждена Сталинская премия 1-й степени. Однако партийная активность первого лица советской литературы (особенно в послевоенные годы) заметно превосходила писательскую: ни в годы войны (военкор "Правды" и "Красной звезды"), ни после из-под его пера не вышло почти ничего, напоминающего автора "Тихого Дона" (кроме, разве что, рассказа "Судьба человека", 1957 г.).
В 1960 году М. Шолохову присуждена Ленинская премия - за вторую книгу "Поднятой целины", а в 1965-м - Нобелевская премия за "Тихий Дон".
Дважды Герой Социалистического труда, кавалер шести орденов Ленина, почетный доктор нескольких европейских университетов Михаил Александрович Шолохов умер и похоронен в станице Вешенской, на крутом берегу Дона.

Редко, кому из известных деятелей культуры удается добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Еще при жизни он получил звание академика, Героя Социалистического Труда, стал Лауреатом Государственной и Ленинской премий, получил престижную Нобелевскую премию. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта. Жизнь и творчество гармонично «вписывалась» в биографию страны социализма.

Биография Шолохова кратко

Родился Михаил Шолохов 11 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской Области войска Донского. Детство и юность Михаила полны противоречивых фактов, предположений, вплоть до самых фантастических, которые писатель при жизни никогда публично не опровергал, но и не подтверждал. Собственно, в этот период, известные, публичные люди в нашей стране не любили рассказывать о личной жизни, да это было и не принято. Широкой публике недавно стало известно, что Миша Шолохов был внебрачным ребенком, хотя до 8 лет носил фамилию казака Кузнецова и даже имел надел земли как сын казака. Но в 1913 году родной отец купец А.М.Шолохов его усыновил, и мальчик потерял все казачьи привилегии и стал просто сыном мещанина. Все эти события, конечно, наложили отпечаток на характер Шолохова. Он старался отстаивать справедливость и, по возможности, избегать лжи. Семье нелегко пришлось во время Гражданской войны: для красных они были эксплуататоры, а для белых – "иногородние”.

В 20-х годах, после окончания 4-х классов гимназии, Михаил оказался в Москве. Работал грузчиком, чернорабочим и делопроизводителем. Познакомился с членами литературного кружка и начал пробовать себя как писатель.

Творчество Шолохова

Как и многие молодые писатели 20-х годов, Михаил Александрович начал с писания фельетонов. Потом написал несколько рассказов и в 1925 году выходит сборник "Донские рассказы”, а в 1926 году еще один – "Лазоревая степь”. Эти рассказы полны острого драматизма, который доходит, порой, до трагизма. Нельзя назвать эти произведения талантливыми или высокохудожественными, но они были созвучны происходящим социальным переменам. Не смотря на свою молодость, он успел много повидать, поэтому события его произведений основаны на реальных событиях, а их герои были написаны с живых, а не выдуманных людей. Но, то ли юношеский максимализм, то ли желание стать как можно скорее своим среди победивших, делают его героев несколько схематичными, четко делят их на красных и белых. Красные при этом всегда положительные, а белые – отрицательные персонажи. Наиболее популярный сюжет у молодого писателя – смертельное противостояние между отцом и сыном, или между родными братьями, которое обязательно заканчивается кровью, пытками и смертью.

Эпопея "Тихий Дон”

На фоне этих не слишком сильных произведений, выход в 1928 году первых частей романа-эпопеи "Тихий Дон” позволил возникнуть сомнениям в авторстве, и Шолохову пришлось предоставлять рукопись романа, черновики на экспертизу, которая подтвердила авторство Михаила Александровича. Вплоть до настоящего времени эту идею плагиата опять начинают муссировать. Чаще всего некоторые сомнения возникают из-за того, что произведение такого масштаба требует не только больших знаний, но и большого опыта. При этом совершенно упускают из вида, что молодой писатель был очень энергичным, имел феноменальную память, а в 20-е годы были доступны воспоминания даже белых генералов. Быт, нравы, обычаи донских казаков он знал не понаслышке. Многие, близко знакомые с его жизнью, считают, что этот роман во многом автобиографичен. Особенно это проявилось в метаниях ее главного героя Григория Мелихова, который всегда старается быть честным и пытается отыскать справедливость.

"Поднятая целина”

Коллективизация крестьянства, которая не обошла и казачество, отодвинула окончание "Тихого Дона” на неопределенный срок. Развернувшиеся события раскулачивания произвели на Шолохова огромное впечатление. Он даже написал письмо Сталину, в котором излагал все негативные моменты этого периода. Свое видение коллективизации, несколько в смягченном варианте, он излагает в романе "Поднятая целина”, которая становится программным произведением при изучении современной литературы. К 1940 году Шолохов заканчивает Тихий Дон и уже ничего такого же мощного и талантливого не выйдет из- под его пера. Все оставшиеся годы он будет заниматься государственной и общественной деятельностью, постоянно живя на своем любимом Дону. Умрет он там, где и родился – в станице Вешенской, Ростовской области, в 1984 году.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры