Брюгге – город-достопримечательность в Бельгии. Музей Грунинге — лучшая художественная галерея Брюгге Картины в музее брюгге

Главная / Чувства

Бельгия является чрезвычайно интересной страной для туриста, который ищет не только новых впечатлений, но и знаний. Бельгия богата на достопримечательности, живописные пейзажи и целые улицы, застроенные уникальными архитектурными сооружениями.

Одним из таких сооружения является музей Грунинге, который представляет интерес не только снаружи, но и внутри. Из числа самых интересных художественных музеев в Бельгии музей Грунинге по праву может считаться лучшим, ведь в нем собраны уникальные произведения. Сам музей располагается в южной части Большой площади, на улице Dijver в .

История музея

Музей Грунинге получил свое необычное название по тому району, в котором он располагается. Часть города, которая имеет одноименное название Грунинге, впервые была упомянута в тринадцатом веке. Такое название район получил благодаря своим живописным видам, а точнее благодаря тому, что здесь росло множество деревьев и разной зелени.

Сам музей был выстроен здесь всего за год в период 1929-1930 годов. Еще тогда музей Грунинге занимал территорию, которая принадлежала древнему аббатству. Изначально, здание музея возводилось только с целью собрания нескольких разрозненных художественных произведений, которые планировалось централизовать в одну коллекцию, чтобы получилась городская галерея с соответствующими условиями хранения.

Первыми жителями данного музея стали известные и ценнейшие работы фламандских мастеров, которые творили в жанре примитивизма. Коллекция постепенно собиралась и сейчас в музее Грунинге хранятся очень ценные экземпляры.

Централизованное собирание коллекции в музее началось еще в восемнадцатом веке. Примерно в 1898 году коллекцию пришлось разделить на две неравные части.

Брюгге является одним из самых романтичных и красивых городов Европы. Это город-музей, так как в нем находятся памятники старины. Многие достопримечательности Брюгге занесены в Список мирового наследия ЮНЕСКО. В XIV-XVI веках Брюгге считался деловым и культурным центром Европы. Что посмотреть в Брюгге, нужно решить заранее, ведь за один приезд посетить все достопримечательности этого бельгийского города не получится. Здесь впервые появилась биржа для торгов, возникла масляная живопись, основателем этой техники рисования являлся художник Ван Эйк. В этом городе сосредоточено множество древних сокровищниц и святынь.

Что посмотреть в Брюгге в первую очередь

В вашем распоряжении обзор достопримечательностей, ради осмотра которых сюда ежегодно приезжают десятки тысяч туристов со всего мира. Одним требуются , а другие предпочитают изучать город самостоятельно. Оба вариант по-своему хороши, но с экскурсоводом туристу не приходится задумываться об организационных нюансах.

1. Гроте-Маркт, Рыночная площадь

Рыночная площадь в Брюгге

Центральное расположение Рыночной площади говорит о том, что в старые времена здесь происходили все главные события и бойко шла торговля товарами, а также находились административные здания. Первоначальные сведения о проведении торгов относятся к Х веку. Вначале торговые ряды были деревянными, затем были заменены на каменные.

Что посетить в Брюгге, находясь на центральной площади? Одно из самых старинных зданий на площади – Боукхоут, находящееся в западной части. В нем сохранились витражи XV века и флюгер, изготовленный мастерами в 1682 году.

С восточной стороны площади имелись крытые причалы. Затем после пожара сооружения были снесены, а на их месте возведена группа зданий, где сейчас находятся губернаторская резиденция, здание суда, Почтамт, а также музей «Хисториум». По центру площади находится монумент героям освободительного движения.

В 1995 году после реставрационных работ на Центральной площади было запрещено передвижение на автомобилях, она стала пешеходной. Множество сувенирных лавок и магазинов, небольших ресторанчиков и кафе расположены по всему периметру площади. По средам открывается рынок.

2. Церковь Богоматери

Церковь Богоматери в городе Брюгге

Если не знаете, что посетить в Брюгге, начните свою экскурсию с посещения Собора Нотр-Дам (Церковь Богоматери). Это башня из кирпича высотой более 120 метров с основанием в форме квадрата и 45-метровым шпилем-короной. Начало возведения церкви относится к XII веку.

В этой достопримечательности Брюгге можно полюбоваться великим творением искусства – статуей «Дева Мария с младенцем» работы Микеланджело. Это единственная прижизненная работа художника, которая была вывезена за пределы Италии.

Среди реликвий церкви – саркофаги с прахом Карла Смелого, во времена властвования которого Брюгге стал процветающим и богатым городом, и Марии – его дочери, трагически погибшей на охоте.

3. Базилика Святой Крови


Базилика Святой Крови в Брюгге

Живший в XII веке граф Эльзасский являлся владельцем двухэтажной часовни, построенной в Брюгге. Для зданий, построенных в те времена, такая архитектура считалась обыденной. Что посмотреть в Брюгге, если вы оказались на экскурсии в Базилике?

Винтообразная лестница ведет на второй этаж, где располагается смотровая площадка, с которой открываются великолепные виды на площадь и нефы самой церкви. Как правило, это место предназначалось для местной знати и аристократии, а первый этаж – для простолюдинов. Вначале часовня была посвящена греческому святому Василию, мощи которого были доставлены из Иерусалима. Позже, после обретения реликвии Святой Крови, она была переименована.

Нижняя часовня состоит из 3 нефов, на которых построена верхняя часть часовни. Каменные стены, своды и столбы – из известняка, добытого в Эйфеле. После восстановительных работ в приделах была установлена статуя «Иисус на Холодном Камне» и экспозиция «Христос во гробу», которые несут во время шествия «Святой Крови». Интересные выводы сделали ученые при находке вмонтированных в стену статуй XIX века, представляющих собой крест и два сосуда. Предположительно это сделали масоны в процессе реставрации часовни. Чаши являются прообразом Святого грааля, а еще в пользу этой теории говорит то, что в церкви хранится кровь Иисуса.

4. Музей Грунинге


Муниципальный музей изобразительных искусств в Брюгге Jennifer Morrow

Датой основания музея считается 9 мая 1929 года, а открытие экспозиций состоялось в июне 1930 года. При возведении были продуманы и воплощены в жизнь меры, необходимые для показа и хранения музейных экспонатов, в том числе система кондиционирования и освещения.

Свет направлен так, чтобы не создавать бликов при просмотре картин. Коллекции картин постоянно пополняются. Что посмотреть в Брюгге в музее Грунинге? На деньги городских властей был куплен диптих «Благовещение», а в ходе аукционных торгов приобретен «Портрет Пауля де Нигро» нидерландского художника XVI века Изенбранта. Художественный интерес представляет коллекция старинных рукописей, картин и изделий из фаянса, подаренная бароном Хоутгаром. В 1955 году экспозиция пополнилась работами из Музея Грютхусе, одна из них очень известна – это «Семейный портрет» Николаса Маса, ученика Рембрандта.

5. Собор Святого Сальватора


Панорама города с собором Святого Сальватора в Брюгге

Многие достопримечательности Брюгге тесно связаны с религиозной тематикой. Например, Собор Святого Сальватора, находящийся в центральной части города. На протяжении ряда столетий здание церкви перестраивалось и изменяло свой облик, а в 1834 году получило статус Кафедрального собора. В XIX веке во время пожара рухнула крыша, были уничтожены витражи, получили повреждения колокола. Куратором работ по восстановлению назначили архитектора Чантрелла из Англии. Согласно его чертежам перестроили башню, верх которой был выполнен в форме короны. В 1871 году установили медный шпиль, в этот же период были получены новые витражи. Стены собора декорированы гобеленами, вытканными в XVIII веке в мануфактурах Брюсселя и картинами с сюжетами из Библии. Достопримечательностью Собора является старинный орган, созданный в 1717 году, и действующий по сей день.

Обязательно посмотрите это красивое видео о Брюгге!

6. Колокольня Брюгге

Колокольня Брюгге Dimitris Kamaras

Многие туристы задаются вопросом: что посетить в Брюгге из самого известного? Колокольня Белфорт – одна из достопримечательностей, куда стоит попасть. Она была возведена в 1240 году, в высоту составляет 83 метра. Башня не раз перестраивалась, а современный вид приобрела в 1822 году, когда верхняя часть была оформлена в неоготическом стиле. В нижней части находятся помещения городского архива, а верх используется как смотровая площадка и колокольня.

Днем каждый час над городом раздается колокольный звон, мелодии – неповторяющиеся. Колокола приводит в действие старинный карильон – барабан. Туристы могут наблюдать, как происходит рождение музыки, ведь с одной стороны карильон отгорожен прозрачной витриной.

7. Ворота Святого Креста


Ворота Святого Креста в Брюгге NH53

Осталось свободное время, и вы ищете, что посмотреть в Брюгге? Посетите Ворота Святого Креста – одну из древнейших достопримечательностей города. Они были установлены в XIV веке и представляли собой сооружение для защиты от недружественных соседей. Сейчас это комплекс, состоящий из массивной арки и башен с флагами.Согласно легенде, если три раза пойти через ворота, то исполнится самое сокровенное желание. Во время военных действий солдаты, выходя через ворота, читали молитвы, прося о благословении.

8. Замок Лоппем


Замок Лоппем в окружении красивого парка

Первыми хозяевами замка являлись барон Карл ван Калоен и его супруга Савина де Гурси. Они были религиозными людьми, и поэтому интерьер их вновь построенного замка был оформлен в духе христианства. Удивляют потолки в Главном Зале – высотой почти 17 метров, камин украшен фамильными гербами семейства. Интересная особенность: в здании не были предусмотрены туалетные комнаты, были достроены позже.

Спиральная лестница, ведущая на второй этаж замка, дополнена резными перилами. В XX веке замок являлся королевской резиденцией Альберта I, а во время Первой мировой войны здесь располагалась штаб-квартира бельгийской армии. Здесь можно увидеть полотна Ван Дейка, а также художников – учеников Рубенса.

Многие достопримечательности Брюгге имеют свою интересную историю и немало загадок, не исключение и Замок Лоппем, который находится в окружении красивого парка, раскинувшегося на площади более 100 гектаров. В нем тенистые аллеи гармонируют с небольшими прудами с водоплавающими птицами. А любители разгадывать головоломки непременно должны пройтись по известному лабиринту, который состоит из длинных коридоров.

9. Музей шоколада в Брюгге


Музей шоколада в Брюгге Mark Healey

Настоящий бельгийский шоколад имеет непревзойденный и оригинальный вкус. Многие любители лакомства делают выбор в пользу бельгийской марки. Поэтому неудивительно, что в Брюгге имеется свой Музей шоколада. Посещая , нужно обязательно посмотреть этот музей! Как и многие достопримечательности Брюгге, музей собрал в себе настоящие произведения искусства, но только из шоколада: от обычных плиток до шоколадных скульптур. Учреждение имеет богатый библиотечный фонд, в котором множество книг об истории возникновения деликатесного продукта, а также с рецептами его изготовления.

Опытные кондитеры преподадут уроки мастерства по приготовлению этого вкусного лакомства. В музее имеется бар, где посетителям предлагается отведать различные шоколадные угощения и коктейли более чем сорока видов.

Брюгге известен своим ежегодным фестивалем шоколада Choco-Late, во время которого кондитеры устраивают кулинарные поединки и удивляют настоящими шоколадными фонтанами.

10. Ворота Gentpoort


Ворота Gentpoort в Брюгге Charlie

В средние века вокруг Брюгге были возведены крепостные стены с воротами, но только четверо ворот сохранились до наших дней. Ezelpoor, Smedenpoort, Gentpoort, Kruispoort – вот их названия. Как и все достопримечательности Брюгге, ворота Генпорт пропитаны духом эпохи Средневековья. У туристов есть возможность дотронуться до стен башни из кирпичей, которым несколько сотен лет!

Ворота Gentpoort были построены в 1400-1406 гг. и выполняли оборонительную функцию во времена военных конфликтов, а в мирное время являлись главным входом в город и служили пропускным пунктом, где проверялись ввозимые и вывозимые товары и собирались подати.

Сейчас в башне этих ворот открыт музей, где можно посмотреть на коллекцию оружия, различные артефакты и древние рукописи, рассказывающие о начале строительства башен и ворот и других исторических событиях прошлой эпохи.

Достопримечательности Брюгге: что еще посетить, находясь в Брюгге

Тем, кому основных архитектурных и природных памяток мало, предлагаем по не столь знаменитым, но от этого не менее замечательным местам. Изучайте список, чтобы окончательно принять решение, куда направиться после приезда в этот небольшой старинный городок, наполненный легендами и сказками.

11. Музей пивоварения в Брюгге

Музей пивоварения в Брюгге Neil Turner

Если вы думаете, что посетили уже все музеи и достопримечательности Брюгге – не забудьте сходить в Музей пивоварения.

Первые упоминания о пивоварне датируются XIX веком. Леон Мэйс занялся варением пива по старинным рецептам, оно получалось темного цвета с кисловатым привкусом. За всю историю существования технология изготовления менялась, появлялись свежие сорта. А в 1997 году хозяйка пивоварни приняла решение открыть залы для посетителей, где проводились праздники, интересные встречи и другие мероприятия. В то же время и был открыт Музей пивоварения. Во время экскурсий можно не только узнать много интересного о процессе изготовления пенного напитка, но и принять в нем непосредственное участие, а затем продегустировать разнообразные сорта пива, хранящиеся в подвалах пивоварни.

12. Ратуша Брюгге


Ратуша в городе Брюгге

Основанием ратуши служит фундамент, заложенный еще в 1376 году графом Лодевейком ван Мале. Многие достопримечательности Брюгге построены в готическом стиле, здание ратуши относится к той же архитектурной стилистике. Фасад украшают богатая лепнина и расположенные в нишах статуи персонажей из Библии и скульптуры известных исторических персон.

Внутреннее убранство также поражает своим великолепием и роскошью. У туристов большой интерес вызывает готический зал Ратуши. Деревянные своды из дуба отделаны шестнадцатью плитами, на которых в аллегорической форме изображены фигуры, представляющие четыре времени года и четыре стихии. На стенах Зала много старинных фресок, принадлежавших кисти художника Альбрехта де Вриндта.

Зал Возрождения открывает взору знаменитый камин мастера Ланселота Блонделя, изготовленный в XVI веке. В Готическом зале в настоящее время проходят собрания Городского совета и регистрируются браки горожан.

13. Парк у озера любви


Парк у озера любви в Брюгге

Озеро Любви находится в старом парке Minnewater. Согласно древней легенде, мост на этом озере обязательно приведет влюбленных к свадьбе, а совершая променад по нему, они обретут счастье в браке.

В былые времена на улице Арсенал существовал небольшой порт, а озеро объединяло каналы города с морем. Но спустя время гавани обмелели. Как ни печально, но многие достопримечательности Брюгге связаны с трагическими событиями в судьбах известных и простых людей. В истории парка Минневатер существует грустное предание о дочери моряка. Молодую девушку хотели насильно выдать замуж. Чтобы избежать своей незавидной участи, невеста решила сбежать и укрыться в лесу. Ее избранник, возвращаясь домой с войны, обнаружил свою суженую в лесу, которая впоследствии умерла у него на руках. В память о своей возлюбленной парень установил камень на берегу. Отсюда и произошло название озера, а на месте камня теперь возвышается башня.

По территории парка можно проехаться на запряженных лошадьми экипажах. Украшением озера являются лебеди – грациозные птицы, которые стали символом города.

14. Бегинаж


Монастырь Бегинаж в Брюгге

Достопримечательности Брюгге включают в себя Монастырь бегинок, который основала графиня Маргарита Константинопольская в 1244 году. В начале своего существования он находился под патронажем короля Филиппа IV Красивого и имел название «Королевский Бегинаж». Вокруг территории здания были вырыты рвы и заполнены водой, что обособляло это место от остального мира. На мосту перед входом расположен ориентир, показывающий границу между городской чертой и Бегинажем. Фраза «Sauve Garde», написанная над воротами, указывает на право укрытия на данной территории. Бегинок считают монахинями, но это не совсем правильно. Они не принимают монашеский постриг, вправе создавать семью и имеют право вернуться к обыденной жизни.

15. Парк королевы Астрид


Парк королевы Астрид в Брюгге Michael Zehrer

История этого парка началась после того, как монахам для строительства обители были отданы земли по улице Брамберг. На протяжении нескольких веков парк служил тихим местом для отдыха иноков. Однако в период запрета религиозных обществ монастырь был подвергнут разрушению, а территория парка попала в частные руки. В XIX веке местными властями часть земель была выкуплена под строительство церкви Святой Магдалины. Вскоре на оставшейся территории был создан общественный парк в староанглийском стиле.

Изначально парк имел название в честь бывших владельцев – Францисканский. Но после трагической гибели королевы Астрид саду дали ее имя. Скульптором Де Виспеларе был создан бронзовый бюст «Снежная принцесса», который находится в центре парка. Небольшое озеро и уютная беседка придают шарм и романтичность этому месту. Читайте также про и вдохновляйтесь на дальнейшее путешествие по Бельгии.

Оба музея стоят того, чтобы остаться там надолго. В эту поездку я выбрала Брюгге, чтобы гулять там поздно вечером, а еще - чтобы никуда не спешить и бродить по залам этих двух музеев, потому что это встреча с любимым XV веком. И гармоничная живопись раннего Северного Возрождения. Зачитывалась книгой Татьяны Седовой "Художественные музеи Бельгии", её и буду цитировать, потому что это неспешное путешествие по самым удивительным картинам, после которого нельзя не обращать внимание на детали и аллегории.

Кратко:
1. Музей Ганса Мемлинга в бывшем госпитале святого Иоанна
(Sint-Janshospitaal Brugge)
Адрес: Memling in Sint-Jan, Mariastraat 38, Brugge
2. Музей изящных искусств Брюгге или музей Гронинге
(Groeningemuseum Brugge)
Адрес: Dijver 12, Brugge
Открыты: вторник-воскресенье с 9.30 до 17.00
Билет: €8

МУЗЕЙ ГАНСА МЕМЛИНГА

Ганс Мемлинг "Поклонение волхвов"

Небольшой трехстворчатый алтарь "Поклонение волхвов" был подарен госпиталю святого Иоанна в 1479 году и с той поры никогда не покидал его стен: фигуру дарителя можно видеть в центральной сцене слева, в амбразуре окна. В композиции чувствуются отголоски некоторых приемов и решений Рогира (ван дер Вейдена, учителя Мемлинга - прим.). Однако Мемлинг предлагает совершенно иное образное содержание. Ему чужды драматизм чувств и графическая экспрессия его учителя. Лирическая настроенность, умиротворенность, доброе, ласковое приятие мира становятся основным эмоциональным лейтмотивом. Мемлинг ищет нежной поэтической гармонии во всем, что его окружает.

Ганс Мемлинг "Обручение святой Екатерины"

Другой алтарь, принадлежащий госпиталю, "Обручение святой Екатерины", гораздо большего формата, высотой в 176 см, был закончен в 1479 году, о чем свидетельствует старинная надпись на раме, и находился первоначально в капелле госпиталя.
На внешних створках находятся портреты донаторов со своими святыми покровителями. Главная створка открытого алтаря - "Обручение святой Екатерины" - представляет собой широко распространенную в ту эпоху в Италии и на Севере композицию, известную под названием sacre conversazione, святое собеседование. В центре на троне сидит Мария, держа на коленях младенца Христа. По сторонам трона стоят Иоанн Креститель (слева) и Иоанн Евангелист (справа) - святые патроны госпиталя. Маленькие ангелы в иссиня-черных одеждах держат над Богоматерью золотую узорную корону. Слева около трона сидит святая Екатерина, у ног которой видны атрибуты её казни - меч и колесо. Младенец надевает на палец святой кольцо, совершая тем самым таинство мистического обручения. Справа святая Варвара читает книгу. За её спиной - башня, напоминающая о её заточении. Один из ангелов у трона играет на органе, другой держит перед Богоматерью раскрытую книгу. Необычайно празднично нарядны и ярки узоры ковра, балдахина, парчовых одежд святой Екатерины и ангела. Нарядность костюмов соседствует с простотой одеяний, нежная улыбка - с серьезностью и печалью, душевная наивность - с мудростью: картина кажется построенной на тончайших нюансах.
Лица всех присутствующих сосредоточенны. Каждый погружен в размышление. Эта эмоциональная настроенность объединяет всех и рождает особую атмосферу близости, родственности человеческих душ. Тонкая стройная фигурка святой Екатерины пленительно грациозна в парчовом роскошном платье, накинутом поверх другого, пламенно-красного цвета, изнутри отороченного белой тканью. Длинные рукава закрывают руки до пальцев. Один из них она отогнула, чтобы легче было младенцу надеть кольцо, - трогательная и неожиданная деталь в торжественной сцене.
Слева за фигурой Иоанна Крестителя даны сцены из его жизни, которые составляют содержание левой створки. Справа за фигурой Иоанна Евангелиста, между колоннами, видна фигура в черном по традиции признаваемая всеми за автопортрет Ганса Мемлинга. В глубине за ним изображены эпизоды из легенды об Иоанне Евангелисте, продолженные на правой створке алтаря.

Ганс Мемлинг "Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове"

"Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове", хранимый в госпитале святого Иоанна, - единственный дошедший до нас нерасчлененным диптих XV века, чрезвычайно распространенный в ту эпоху тип религиозной композиции. К сожалению, было время, когда створки безжалостно расторгались и оказывались в разных коллекциях, тогда как для понимания идейного замысла художника необходимо их совместное рассмотрение, ибо обе створки представляют собой всегда нерасторжимое единство.
Диптих был создан мастером в 1487 году по заказу Мартина Ниувенхове, который родился в Брюгге в 1463 году и стал в 1497 году бургомистром. Судя по его быстрой карьере, он был явно человеком незаурядным и принадлежал, несомненно, к богатому бюргерскому роду. На раме диптиха написано, что заказчику тогда было двадцать три года.
На левой створке представлена Мария с младенцем, на правой - Мартин Ниувенхове. На первый взгляд кажется, что они находятся в разных интерьерах, но, приглядевшись, вы замечаете их фигуры, отраженные в зеркале (за правым плечом Марии - прим.) и понимаете, что они находятся в одной комнате. Таким образом, Мемлинг стремится объединить обе створки в нерасторжимое целое, создать ощущение единой среды и развить представление о пространстве навстречу зрителю.
Богоматерь сидит на низком табурете за столом, покрытом ковром, поддерживая правой рукой сына, а левой - протягивая ему красное спелое яблоко. Справа от нее раскрыта на пюпитре книга, но мы обнаруживаем эти предметы только отраженными в зеркале.
Мария облачена в голубое платье, рукава которого оторочены беличьим мехом. Целомудренный строгий образ идеален, величав и женствен. Он подчиняет себе интерьер, все окружение, господствует над видимым через окна ландшафтом.
Мартин ван Ниувенхове стоит на коленях, молитвенно сложив руки. Перед ним на подставке лежит раскрытый часослов с золотым обрезом и застежками. Мы видим Мартина Ниувенхове в расцвете сил и душевных способностей, преображенным и очарованным от приобщения к миру высокого совершенства. Не случайно Мемлинг рисует не просто отдельную фигуру его святого покровителя, а целую сцену на витраже, где святой Мартин совершает благородное деяние, отрезая кусок плаща, дабы нищий смог прикрыть свое убогое тело (за левым плечом персонажа - прим.). Тем самым художник создает атмосферу особого идеального мира, возвышающегося над обыденным, и включает в него реального человека, своего современника. Если цвет одежд Марии ровен, кажется как бы застывшим и своей чистотой и определенностью выполняет духовно-эстетическую функцию, постановка фигуры строго фронтальна, композиция предельно устойчива, то в правой створке срез по диагонали интерьера, колеблющиеся страницы раскрытого часослова, переливающиеся тона одежды Мартина (коричнево-сиреневые, голубовато-бежевые) вносят движение подлинной жизни.

МУЗЕЙ ГРОНИНГЕ

Ян ван Эйк "Богоматерь каноника ван дер Пале"

До сих пор "Богоматерь каноника ван дер Пале" остается самым достойным украшением музея. Картина была заказана художнику каноником церкви святого Донациана Георгом ван дер Пале и была начата в 1434 году, как об этом свидетельствует надпись на раме. Рама картины, возможно, была выполнена самим художником, по углам ее украшают родовые гербы старого каноника и его матери. Известно, что ван Эйк вставлял доску в ранее заготовленную раму, укреплял их, грунтовал их вместе и расписывал. Из надписи видно, что работа была закончена в 1436 году и помещена в одной из двух капелл хора церкви святого Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Хотя церковь не сохранилась до наших дней.
Строго отмечая середину картины, на двуступенчатом возвышении стоит трон под балдахином из зеленой ткани, расшитой цветами. С подножья трона спускается роскошный восточный ковер, край которого упирается в нижнюю раму картины. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Этой же иллюзии ван Эйк достигает, окутывая её фигуру большим плащом, который падает на ступени и расстилается, как бы увеличиваясь на глазах. Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу Богоматери, не нарушая вместе с тем его скромной простоты. Трон украшен скульптурными группами "Убийство Каином Авеля" и "Борьба Самсона со львом", а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Младенец держит правой рукой попугая, а левой протягивает букет цветов, который Богоматерь изящно берет своими гибкими тонкими пальцами. Мать и ребенок благожелательно смотрят на старого каноника, опустившегося на колени. Его святой покровитель Георгий из Каппадокии, приподымая правой рукой шлем, указывает на каноника святому Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Таким образом осуществляется внутренняя связь персонажей композиции. Подражание Мемлинга в картине "Обручение святой Екатерины" композиции ван Эйка бросается в глаза с первого взгляда, хотя подражание это имеет достаточно внешний характер.
Образ Богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Чистое округлое лицо с высоким лбом и мягким маленьким подбородком обрамлено волнистыми прядями золотистых волос. Голову украшает скромная диадема. Святой Георгий одет с головы до ног в рыцарские доспехи редкой красоты и изящества, созданные скорее руками ювелира, нежели оружейных дел мастера. На шлеме заметно отражение Богоматери, а на щите за его спиной - мужской фигуры, в которой видят самого художника. Святой Донациан облачен в роскошную епископскую ризу из синего бархата, тканного по золотой парчовой основе. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. В правой он держит свой атрибут - колесо с зажженными свечами, свет которых заставляет сверкать камни и золото. Его суровое лицо бесстрастно.
Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к святому Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Старость избороздила его лицо морщинами, складками, о чем ван Эйк свидетельствует с объективной точностью, кажущейся беспощадной. Но сильный дух сурового каноника торжествует, что невольно вызывает чувство почтительного уважения к человеку с таким огромным жизненным опытом, обладающему столь сильным интеллектом и упорством воли.

Ганс Мемлинг "Триптих Мореля"

Большой алтарный складень Мемлинга обычно называют "Триптих Мореля", по имени заказчика Виллема Мореля, бывшего в то время бургомистром Брюгге. Центральная часть представляет трех святых: святого Христофора, согласно легенде, перенесшего младенца Христа через реку, святого Маврикия с посохом и святого Жиля с ланью. На левой створке преклонил колена Виллем Морель, сопровождаемый своим святым покровителем Вильгельмом де Малеваль и пятью сыновьями. На правой створке перед скамьей с молитвенником стоит на коленях его жена с одиннадцатью дочерьми и святой Варварой. На внешних створках алтаря изображены Иоанн Креститель с агнцем и святой Георгий, убивающий дракона.

Иероним Босх "Страшный суд"

Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха "Страшный суд", принадлежащего музею. Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. После реставрации 1959 года главный хранитель музея Анри Паувелс пришел к обоснованному выводу, что работа выполнена самим Босхом. Центральная часть алтаря посвящена изображению Христа в ореоле и в окружении ангелов и апостолов, появляющегося на небе, чтобы судить людей. На земле же кишит всяческая нечисть, причудливые фантастические формы, означающие грехи, пороки и заблуждения людей. Слева изображены рай, куда на корабле приплывают души праведных, на заднем плане в виде декоративной башни представлен источник жизни. Справа - ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом. В его картинах всегда наличествуют сильный элемент интеллектуального начала, страстная язвительная ирония и содержатся намеки и аллегории, которые были понятны его современникам, но далеко еще не все расшифрованы в наше время.

Рогир ван дер Вейден "Святой Лука, рисующий Мадонну" (копия)

Удивительная встреча в музее Гронинге, сначала даже не поверила своим глазам, потому что привыкла видеть эту картину в Эрмитаже - копия работы Рогира ван дер Вейдена "Святой Лука, рисующий Мадонну".
По преданию, евангелист Лука не мог изобразить Деву Марию по памяти. Тогда Богоматерь явилась ему, и дело пошло на лад. Так была написана первая икона, а апостол Лука стал первым иконописцем и покровителем художников. Картина, раскрывающая этот сюжет, была написана Рогиром ван дер Вейденом в XV веке как алтарный образ для часовни живописцев. Судя по количеству повторений и копий, она снискала огромную популярность у современников.
Этот шедевр Северного Возрождения - одна из самых загадочных картин Эрмитажа. "Святой Лука, рисующий Мадонну" создавался учеником Яна ван Эйка - Рогиром ван дер Вейденом. В XIX веке картина оказалась в Санкт-Петербурге в виде двух разрозненных частей. Сначала в 1850 году был приобретен Святой Лука, прибывший в город на Неве в составе коллекции голландского короля Вильяма Второго. Спустя 34 года из Франции приехала Богоматерь с младенцем, пребывавшая долгое время в одном из испанских монастырей.
Большая удача, что обе части полотна оказались в Эрмитаже. Ведь они могли очутиться в разных собраниях и в разных странах. Почему и когда произошло это варварское разделение неизвестно. Вероятнее всего, продать каждую часть по отдельности было значительно проще.
Кроме Брюгге копии картины есть в Мюнхене и Бостоне. Ван дер Вейден многократно копировал свой шедевр.

В самом вкусном музее Брюгге о шоколадном лакомстве знают все и даже покажут, как его правильно готовить. Основные залы четырех музейных этажей посвящены:

  • доевропейской истории шоколада – культуре, обычаям, гастрономическим привычкам майя и ацтеков, первыми открывших восхитительный горячий напиток;
  • появлению и распространению напитка по Европе, где он долгое время был привилегией исключительно высшей знати;
  • деревьям и плодам какао;
  • бельгийскому шоколаду, его истории и особенностям, а также «изобретению» пралине.

Музей располагает внушительными коллекциями инструментов, с помощью которых в различные времена готовили напиток, посуды, форм для твердого шоколада, древних книг с рецептами, шоколадных фигурок.

Самые оживленные места в Choco-Story – шоко-бар с десятками шоколадных коктейлей и мастерская, где на глазах гостей готовят конфеты и угощают ими всех желающих.

Адрес музея: Wijnzakstraat 2 (Sint-Jansplein).

Как добраться

1. На городском автобусе от вокзала.

От ж/д вокзала отправляется автобус до центра Брюгге. Автобус ходит каждые 10 минут. Выходите на ост. Бельфорт. Choco-Story находится всего в 300 метрах от него.

2. На велосипеде или пешком.

Музей расположен в самом центре Брюгге. От ж/д станции перейдите проспект и идите налево, по улице Oostmeers, пока не достигнете ‘ T Zand. Затем идите по Steenstraat, она будет справа от Вас. Это очень популярная торговая улица. Так Вы доберетесь до Белфорта. Стоя спиной к Белфорту, справа Вы увидите улицу Vlamingstraat. Идите по ней и сверните на первую улицу направо. Дойдя до Sint-Jansplein, Вы увидите Шоко-Стори в левом углу.

Музей картофеля фри

Первооткрыватели этого блюда вовсе не американцы и даже не французы: бельгийцы уверены, что картошка «фрит» — их национальный продукт еще с далекого 1700 года.

В музее собрана информация не только о жареном во фритюре овоще, но и о картофеле в целом: происхождение, истоки его культивации на американском континенте, путь в Европу и распространение конкретно по Бельгии.

Экспозиции представлены собраниями картин (в том числе Ван Гога), кухонной посуды и фритюрниц, фильмов и фото, рецептов блюд и соусов. А в кафе при музее «самую правильную фри» можно смело продегустировать.

Адрес музея: Vlamingstraat, 33.

Как добраться

Добраться можно все на том же автобусе от ж/д вокзала.

Дойдя до Белфорта (как это сделать см. выше) и встав к нему спиной, на другой стороне площади справа будет улица Vlamingstraat.

Археологический музей


Первые упоминания о Брюгге относятся к 3 веку, а в Средние века это был оживленнейший торговый центр. Как жили тогда горожане? Чем занимались? Об этом рассказывают и показывают экспонаты Археологического музея, артефакты и документы. Средневековый быт горожан, а также жизнь еще более ранних здешних поселенцев реконструированы и наглядно представлены с помощью технических средств, а интерактивное оснащение делает их интересными даже детям.

Часы работы

Ежедневно (кроме понедельника) с 09:30 до 12:30 и с 13: 30 до 17: 00.

Вход платный. Для взрослых 4 евро.

Адрес музея: Mariastraat 36 a.

Музей изящных искусств (Музей Грёнинге)


Среди уникального собрания работ старых фламандцев можно полюбоваться Ван Эйком и Босхом, Мемлингом, Ван дер Гусом и другими, а современная живопись представлена загадочным Магриттом, романтичным Дельво… Экспонируются только те художники, жизнь которых тесно связана с Брюгге.

Часы работы

Ежедневно (кроме понедельника) с 09:30 до 17: 00.

Вход платный. Для взрослых 12 евро.

Адрес музея: Dijver 12.

Музей бриллиантов


Базой для создания музея послужила коллекция ювелирных украшений, созданная городскими мастерами для герцогов Бургундских в 14 веке. Диадемы, кольца, ожерелья и даже короны – оторваться от их созерцания трудно, но шоу алмазной полировки, во время которого мастера создают сверкающий шедевр из необработанного камня, того стоит.

Также экспозиции расскажут о происхождении, добыче, транспортировке и обработке алмазов в прошлые века и о современных технологиях, покажут старинные ювелирные инструменты и горно-шахтное оборудование.

Часы работы

Ежедневно с 10:30 до 17: 30.

Вход платный. Для взрослых от 8 евро.

Адрес музея: Katelijnestraat 43.

Музей Грютхюзе


Самый большой по количеству экспонатов музей Брюгге носит имя знатного аристократического семейства, в особняке которого располагается. Сам дворец, его обстановка и мебель стали началом музейного собрания, которое впоследствии было пополнено многочисленными коллекциями антиквариата.

В музее экспонированы уникальные собрания картин, мебели, скульптур (из слоновой кости, мрамора, дерева), культовых предметов (алтари, распятия), керамики, гобеленов, кружев и т. д.

Адрес музея: Dijver 17.

Музей кружева


Свыше 2 тысяч шедевров кружевоплетения в специфичной местной технике охватывают всю историю развития этого вида прикладного искусства в Брюгге. Выставки старинных салфеток, зонтов, скатертей, воротничков и даже кукол дополнены современными изделиями, ведь секреты мастерства не забыты и по-прежнему востребованы.

Часы работы

Билеты заканчивают продавать за полчаса до закрытия.

Ежедневно с 9:30 до 17: 00. Воскресенье и в праздники — на работает.

Демонстрация с 14:00 до 17: 00.

Вход платный:

  • музей и демонстрации кружева — 6 евро;
  • музей и демонстрации кружева: 12-25 лет, 65+, группы более 15 человек — 5 евро;
  • дети до 12 лет — бесплатно.

Адрес музея: Balstraat 16.

De halve maan brewery

Музей-пивоварня, одна из старейших в Бельгии, до сих пор действующая и выпускает семь сортов пенного напитка. В ходе экскурсии по помещениям можно увидеть, с помощью каких агрегатов и технологий раньше варили пиво, осмотреть коллекции старинных бокалов, бутылок и бочек (а дегустация входит в стоимость входного билета!).

Адрес музея: Walplein 26.

Часы работы

Экскурсии организуются ежедневно с 11 утра до 4 вечера на голландском, французском и английском языках. Кроме выходных и праздников.

Стоимость посещения — 10,00 евро с человека. Экскурсия длится 45 минут. После нее предусмотрена дегустация пива Brugse Zot Blond.

Музей Гвидо Гезелле


Дом-музей родоначальника фламандской поэзии Гезелле, в котором родился и провел детство Гвидо, содержит коллекцию его рукописей, документов и книг.

Адрес музея: Rolweg 64.

Часы работы

Ежедневно с 9:30 до 12: 30 и с 13:30 до 17: 00.

Вход для взрослых платный — 4 евро.

Музей света


Lumina Domestica – самый обширный в мире музей, посвященный осветительным приборам: от факелов до светодиодов. Экспонаты отражают эволюцию искусственного освещения на протяжении веков: примитивные лучины, каменные плошки для масла, подсвечники и так далее, заканчивая электрическими лампами. К слову, копии последних можно заказать в интернет-магазине музея.

Адрес музея: Wijnzakstraat 2.

Часы работы

Ежедневно с 10 до 17: 00.

Вход для взрослых платный — 7 евро.

Одна из привлекательнейших черт Брюгге – обилие разнообразнейших музеев: от живописи Северного Возрождения до современного искусства, от классических изящных искусств до археологических находок, мебели, серебра, фольклора… Одним словом, каждый найдет в Брюгге музей по своему вкусу!

Музей Грунинге

Музей Грунинге также называют Городским музеем изящных искусств . Работы начали поступать в коллекцию музея в начале XVIII столетия, однако само здание более новое и датируется 1929-1930 годами. Название музей получил благодаря близлежащей Groeninge straat (улице Грунинге). Произведения искусства, составляющие коллекцию музея, охватывают несколько веков (с XIV по XX век) и принадлежат, как правило, художникам, жившим и творившим в Брюгге.
Роскошная и чрезвычайно ценная коллекция фламандских мастеров – гордость музея Грунинге. В первую очередь стоит выделить хранящиеся тут две работы Яна ван Эйка «Мадонна с младенцем и каноник Йорис» и портрет жены художника «Маргарета ван Эйк».
В музее представлены и другие работы художников XV века: «Успение Девы Марии» Хуго ван дер Гуса, «Алтарь Святого Кристфера» Ганса Мемлинга, «Суд Камбиса» и «Крещение Христа» Давида Герарда. Перечисленные выше картины – всего лишь малая толика полной коллекции, в которую также входят работы анонимных мастеров из Брюгге.

Музей Груутхузе

Музей Груутхузе (Gruuthuse) расположен за Церковью Богоматери . Этот впечатляющий особняк когда-то принадлежал одной из богатейших семей средневекового Брюгге. Теперь же здание стало археологическим и историческим музеем Брюгге .
Сама фамилия «Gruuthuse» уже объясняет, почему эта семья занимала такое важное положение. Старое фламандское слово «gruut» означает «очищенный ячмень или пшеница» – основные ингредиенты, использовавшиеся в пивоварении в средние века. У лордов Брюгге была монополия на продажу этих ценных продуктов.
Луи Груутхузе – самый важный из членов семьи. Статуя Луи Груутхузе на коне украшает нижний передний фасад здания. Под статуей начертан девиз «Plus est en Vous» (в вас есть больше). Эта часть здания была построена при жизни Луи, а точнее, в 1465 году. В 1628 году бывший дворец Груутхузе превратился в ломбард. После реставрационных работ, полностью восстановивших дом Груутхузе в период с 1883 по 1898 года, весь дом стал городским музеем «Gruuthusemuseum» с огромным количеством работ из разных областей (кружева, гобелены, картины, мебель и т.д.).

Музей Брэнгвина

Музей Брэнгвина – великолепный городской особняк конца XVIII века, расположенный напротив каретного сарая у входа в великолепный сад.
В каретном сарае выставлены старые повозки и кареты. На первом этаже Музея Брэнгвина находится Музей кружев, в котором представлена обширнейшая и разнообразнейшая коллекция старинный кружев.
Большая часть экспонатов была произведена во фламандских кружевных центрах: Брюгге, Брюсселе и Мехелене, однако в коллекции также встречаются кружева из Франции и Венеции.
Ряд великолепных картин иллюстрируют использование кружев в качестве украшений для костюмов в разные периоды. На втором этаже здания выставлены работы Франк Брэнгвина (1867-1956 гг.) – разностороннего мастера британского происхождения, который, тем не менее, родился в Брюгге. Его ковры, гончарные изделия и мебель в стиле "ар нуво" и "ар деко" сгруппированы по тематическому принципу. Картины, гравировки, акварели и наброски Брэнгвина также рассортированы по тематикам.

Музей бриллиантов

Расположенный в стильном, современном здании, Музей бриллиантов познакомит вас с историей обработки бриллиантов, начиная со средних веков, когда Брюгге был одним из немногих мировых центров обработки этих драгоценных камней. Среди примечательных экспонатов Музея бриллиантов стоит выделить две бриллиантовые «скульптуры», которые настолько малы, что их невозможно рассмотреть без помощи увеличительного стекла. Также вниманию посетителей представят демонстрацию процесса обработки бриллиантов, которая всегда собирает немалое число зрителей.

Музей шоколада «Choco-Story»

Музей шоколада «Choco-Story» расположен в историческом здании Maison de Croon на Sint-Jansplein в центре Брюгге. В прошлом в здании располагалась винная таверна (1500-е), кондитерская (1700-е) и мастерские по изготовлению мебели (1900-е). Посетители Музея шоколада «Choco-Story» могут стать непосредственными свидетелями приготовления шоколадных изделий. Экспозиции музея посвящены истории какао и шоколада, а также пользе шоколада для здоровья.
Посетив Музей шоколада «Choco-Story», вы узнаете больше о мире древних Майя и Ацтеков, для которых шоколад был напитком богов, а бобы какао – деньгами.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры