Быть с джоном малковичем. «Вариации Джакомо» с Джоном Малковичем Билеты на малковича

Главная / Чувства

Сегодня Джон Малкович встречался с журналистами. На пресс-конференции перед завтрашней московской премьерой «Вариаций Джакомо» он и его коллеги — актеры и певцы рассказали о предстоящей постановке.

Это будет полуспектакль-полуопера, собранная по сюжету из нескольких произведений Моцарта и мемуаров Джакомо Казановы. У главных героев, которых исполняют Малкович и Дапкунайте, есть «музыкальные альтер-эго» — профессиональные оперные певцы.

Как рассказал Малкович, в разных странах в постановке участвуют разные певцы. В России это будут россиянин Андрей Бондаренко и австрийка Софи Клуссман: «Мы играем этот спектакль шестью разными составами, потому что оперные певцы — очень занятые люди, у них все расписано на много времени вперед. Это осложняет работу и, в том числе, от этого зависело соотношение в постановке диалогов и драматических отрывков с музыкальными».

Малкович, работая над постановкой, много раз перечитывал «Историю моей жизни» Джакомо Казановы и пришел к выводу, что это была скорее счастливая жизнь: «Судить о жизни Казановы можно по его воспоминаниям. Он начал писать их, когда ему было где-то 65 лет. Но он собирал их по дневникам, в которых записывал все свои похождения. Так что выдумки там мало. Последние годы, когда Казанова писал эти мемуары, он был довольно несчастен. Это время он провел в замке в Богемии, работая библиотекарем у графа фон Вальдштейна. Казанова испытывал глубокое отвращение ко всей прислуге, которая работала в замке и окружала его, а они, в свою очередь, люто ненавидели его. Тем не менее, если рассматривать его жизнь в целом, думаю, он был счастливым человеком».

Европейская премьера «Вариаций Джакомо» прошла в Вене в январе этого года, потом их играли в Германии, в Люксембурге. После Москвы постановку повезут в Санкт-Петербург. Везде принимали ее по-разному. Но, как сказал Малкович, критика его не слишком интересует: «Вообще-то я не ищу чьей-либо оценки. Это моя ежедневная работа, и мне не нужно одобрение. Я думаю, что если бы существовал совершенный спектакль, зрители на нем умирали бы от пережитого или больше не ходили бы в театр. Но поскольку такого не происходит, я заключаю, что никакой спектакль не совершенен. Не надо думать о том, что скажут другие. Иногда стоит прислушиваться к хорошим советам, как улучшить спектакль. Но такой совет дать чрезвычайно трудно, так как для этого необходимо очень хорошо знать пьесу и все особенности постановки».

Посмотрим, что завтра скажут о постановке участники проекта «Сноб»!

Фото: театральное агентство «Арт-партнер XXI»

Спектакль «Бумажный брак» поставлен по пьесе Сергея Бодрова – старшего и Ганны Слуцки. Изначально они писали ее под сценарий. В планах у создателей было снять фильм с Джоном Малковичем, Ингеборгой Дапкунайте и Сергеем Бодровым – младшим под названием «Сиделка». Но из-за смерти Сергея проект затух... Прошло время, и Сергей Бодров – старший сам предложил вернуться к этой истории и написать пьесу. Так появился спектакль «Бумажный брак».

И все-таки в 2010 году по пьесе Ганны Слуцки режиссер Андрей Прошкин снял фильм «Апельсиновый сок», в котором снялись Игнеборга Дапкунайте, Андрей Панин, Александр Яценко, Ольга Яковлева.

Елена Яковлева сыграла Дашу в спектакле

Исполнительница роли сиделки Даши Елена Яковлева родилась на Украине. Одной из ее первых работ стала должность библиотекаря в Харьковском национальном университете. Это было сразу после окончания школы. Затем молодая Лена пробовала себя в роли картографа, комплектовщика на заводе. Все деньги она откладывала на переезд в Москву – Яковлева с детства мечтала поступить в ГИТИС и стать актрисой.

После окончания театрального института Яковлева была принята в театр «Современник» единогласным решением всех членов труппы – такое случается очень редко. А слава обрушилась на Елену Яковлеву в 1989 году после роли Тани Зайцевой в «Интердевочке».

Актриса увлекается ездой на роликах и верховой ездой.

Сергей Маковецкий (играет богача Стивена) носит фамилию своей матери, так как отец ушел из семьи после его рождения. Мама актера работала на заводе искусственных кож в Киеве.

Владимир Панков (играет врача Егора) с детства принимал участие в экспедициях по сбору фольклора. С 12 лет он занимается музыкой и играет на следующих инструментах: кларнет, рожки, флейты, диджериду, гитара, чаранга, балалайка, гусли, духовые, перкуссия. С 2000 года является художественным руководителем собственной студии SounDrama, которая «выросла» из музыкальной группы «Пан-квартет» Панкова.

Сергей Маковецкий в роли Стивена

Фото театральное агентство «Арт-партнер XXI»

«Бумажный брак» (18+)

комедия

Режиссер – Александр Огарев

В ролях: Елена Яковлева, Сергей Маковецкий, Владимир Панков

Американец русского происхождения Стивен живет на роскошной вилле под Москвой и лечится от неизвестной болезни. С ним в доме живут сиделка Даша и врач Егор. Стивен несносен, капризен, и Даша каждый день собирается сбежать с этой выгодной, но невыносимой работы. Егор более терпим, он скоро уедет в США, чтобы стать американским врачом, и там быстро забудет об этой последней работе на родине. Эти трое никому не нужны, и только в этом доме они могут еще какое-то время поддерживать друг друга. Однажды Стивен предлагает Даше… пожениться!

Сектор приз

Выиграй билеты на спектакль!

Режиссером и сценаристом какого фильма является Сергей Бодров – младший?

1. «Кавказский пленник». 2. «Брат». 3. «Сестры».

ОТВЕТЫ присылай до 20 октября на электронную почту [email protected] или SMS на номер телефона 8-909-000-96-45, ключевое слово «Брак».

ПРИЗ – два билета на спектакль «Бумажный брак» – достанется первому читателю, давшему правильный ответ. При ответе указывай имя, фамилию и контактный телефон.

Звезда Голливуда Джон Малкович выступит сегодня в роли серийного убийцы в спектакле «Адская комедия» в Мариинском. На фоне оперных арий разыгрывается реальная история австрийского маньяка.

Корреспондент НТВ Николай Булкин побывал на генеральной репетиции.

Эту историю могли бы экранизировать в Голливуде: исповедь серийного убийцы, задушившего несколько проституток. Но во многом благодаря Джону Малковичу, увлеченному театром не меньше, чем кино, история оказалась на театральных подмостках.

Такие жесты по отношению к солисткам Мариинского театра — часть его сценическое образа: оперные певицы в спектакле в роли жертв, голливудский актер Джон Малкович в роли убийцы.

Пьесу написали специально для Джона Малковича, и блестяще сыгранные им в кино маньяки тут не причем, просто за свою работу именно на сцене актер уже не раз был награжден высшими театральными наградами.

Этот спектакль — его очередной эксперимент: оркестр играет барочную музыку, звучат оперные арии, актер разыгрывает драму. Постановку уже показали в Америке, в Европе и вот теперь привезли в Россию, где привлекли для участия артистов и оркестр Мариинского театра.

Джон Малкович, актер: «Я рад играть этот спектакль в Мариинском театре, здесь такие актрисы! Они прекрасны, мы даже решили, что в нашем спектакле их будет больше, чем по сценарию».

На сцене только оркестр, солистки и один актер. И практически никаких декораций, если не считать офисный стул и стол. Из реквизита — бюстгальтеры, как потом оказывается, — орудия убийства.

Лариса Юдина, солистка Мариинского театра: «Когда он подходит, начинаешь таять, ножки подкашиваются. И даже моя коллега Анастасия Калагина говорит: „Лара, у тебя в голосе появляются такие какие-то зависания, пиано неожиданные. Ты с дирижером делала одно, а тут другое“. Я говорю: это потому, что он подходит».

Спектакль поставили по реальным событиям. Джек Унтервегер — австрийский серийный убийца, осужденный за убийство девяти проституток. Он прославился еще и тем, что в тюрьме написал несколько книг, стал поэтом и журналистом. Его помиловали, но он снова стал убивать. И в итоге покончил с собой, приговоренный к пожизненному заключению.

Джон Малкович, актер: «Вы спрашиваете, как я отношусь к убийце? У меня нет личного к нему отношения. Я актер и исполняю роль. В спектакле главными получаются проститутки, которых он убил».

Михаэль Штурмингер, режиссер спектакля: «У этого Джека два начала, и с этим ему ничего не поделать, от темного ему не избавится».

Вот из зрительного зала кажется, что Джон Малкович ненадолго отвлекся — все-таки репетиция. На самом деле он продолжает играть, хотя и выглядит отрешенным. На сцене даже партнеры порой не знают, чего от него дальше ждать.

Жанна Домбровская, солистка Мариинского театра: «Знаешь, что сейчас он пойдет, и ты должен к нему подойти, положить руки на плечи. А он взял, сделал на моей арии все совершенно по-другому. И как-то уже живое что-то получается».

Из-за этих импровизаций каждый новый показ спектакля отличается от предыдущего, но тем интересней. И появление Джона Малковича на фестивале «Звезды белых ночей в Петербурге» — подтверждение того, что спектакль с его участием уже стал событием на мировой сцене.

Спектакль «Вариации Джакомо» сегодня и завтра пройдет в столице в рамках фестиваля «Черешневый лес» . А дальше спектакль отправится в мировое турне.

Главную роль – Джакомо Казановы – играет гениальный Джон Малкович. Его партнершей стала Ингеборга Дапкунайте . Этот альянс, переросший в дружбу, завязался на фильме «Тень вампира» . Обоим понравилось работать вместе – все это и привело к «Вариациям Джакомо».

Необычный спектакль по мемуарам Казановы был задуман режиссером-австрийцем Михаэлем Штурмингером еще семь лет назад. Помимо драматической игры, актеры здесь поют оперные партии, ведь Казанова примеряет на себя образы моцартовских произведений: Дон Жуана, Фигаро, графа Альмавиву…

Джон Малкович поет в спектакле очень много.

– Мне пришлось бросить курить и много заниматься с преподавателями вокала, – говорит актер.

– А вот у меня в спектакле три роли и всего одна музыкальная фраза, – смеется Ингеберга. – Мне-то очень хотелось спеть больше, но, видимо, мой вокал не впечатлил создателей спектакля.

Джон Малкович со времен любимейшего в России фильма «Опасные связи» слегка погрузнел и как-то заматерел. У него красивый, убаюкивающий голос – он словно в образе Казановы.

– А я его так и воспринимаю, для меня Джон – настоящий Казанова, в нем море обаяния, мало кто из женщин может перед ним устоять…

Сам Малкович иронично относится к своей мужской харизме:

– После фильма «Опасные связи» все почему-то стали меня ассоциировать с моим героем Вальмоном. Кто-то даже говорит, что и Казанову я сейчас играю, потому что это герои одного типа, а значит, я по каким-то внутренним причинам нахожу интерес именно в этих образах. Отвечаю: ничего подобного! Вальмон и Казанова – совершенно разные люди, просто жили в одну эпоху. А я уж совсем иная личность.

Говоря об образе Казановы, Малкович предельно корректен, он не допускает никаких скабрезных шуточек и пошлости:

– Казанова – довольно печальный образ. Я читал его мемуары, в которых он описывает свою жизнь день за днем. Это не очень веселое чтение.

Поясним: спектакль начинается с апоплексического удара, который перенес Казанова. Раздавленный болезнью, он все-таки находит в себе силы радоваться жизни. Одновременно он пытается и подвести некий итог, а потому беседует с героинями Ингеборги Дапкунайте, вспоминая свои романы, провозглашая свои взгляды на медицину, моду, кулинарию..

– И все-таки, на мой взгляд, Казанова был счастливым человеком, – продолжает Малкович, – он всю свою жизнь был в кого-то влюблен, к каждой соблазненной женщине он питал чувства… Да, эти чувства быстро остывали, Джакомо находил новый предмет для обожания. Но вся его жизнь была насыщена сильнейшими эмоциями!

Отвечая на вопрос о том, кого из российских актеров-режиссеров Малкович знает и чьими оценками дорожит, Джон сказал:

– Я хорошо знаю Евгения Миронова и считаю его сильнейшим, ярким актером. Но, простите, оценки коллег для меня не важны.

А еще Малкович очень любит Чехова. Судьба ялтинского дома-музея писателя волнует американского актера до такой степени, что он оказывает ему поддержку. Вот и на днях Малкович собирается навестить писательский дом, узнать о его проблемах и «припасть» к духу великой драматургии.

Илона Егиазарова

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры