Что случилось в вегасе остается. "Всё, что было в Вегасе, останется в Вегасе"

Главная / Чувства

Сервис deseat.me, с помощью которого любой пользователь Gmail может удалить всю информацию о себе из социальных сетей и различных сервисов. «Лента.ру» выясняет, почему все больше людей стирают свои цифровые следы.

Веб-самоубийство

По словам шведских разработчиков, чтобы полностью исчезнуть из сети, достаточно зайти на их сервис deseat.me через свой Google-аккаунт. Программа самостоятельно обнаружит все подключенные к электронной почте подписки, а пользователю останется выбрать, от какого именно профиля избавиться. После того как нужные позиции определены, программа перенаправляет вас непосредственно на страницу ресурса, где можно одним кликом стереть аккаунт. Однако имейте в виду: удаление с помощью deseat.me окончательное и бесповоротное - восстановить информацию не удастся.

Менее радикально настроенным пользователям, а также тем, у кого нет аккаунта на Gmail, придется довольствоваться удалением профилей вручную. Так, чтобы скрыть свое присутствие в Facebook , Twitter или во «ВКонтакте» , необходимо зайти в настройки страницы и самостоятельно удалить аккаунт. Через некоторое время (от двух до четырех недель, в зависимости от правил соцсети) аккаунт и все связанные с ним публикации исчезнут из интернета.

Вычислить по IP

Мало кто задумывается о том, сколько информации о себе мы оставляем в открытом доступе. И дело вовсе не в порочащих репутацию снимках и видеозаписях - сегодня совершенно необязательно быть матерым хакером, чтобы узнать телефон, адрес и даже местоположение любого человека.

В июле 2016 года работники одного из британских кафе социальный эксперимент. Они предлагали прохожим бесплатный напиток в обмен на лайк в Facebook. И пока участник акции делал заказ, быстро собирали в сети его данные. В итоге посетители получали краткое досье на себя, в том числе контактную информацию, а также данные об образовании, работе и вероисповедании.

Видео: Cifas / YouTube

Более того, есть немало специальных программ для поиска пользовательских данных. Так, с помощью систем распознавания лиц можно узнать имя человека всего по одной фотографии, а по самому обычному электронному письму - выяснить IP-адрес и местоположение. И каждого нового знакомого или делового партнера мы первым делом «пробиваем» в Google, просто вводя имя и фамилию в строку поиска.

На этот феномен давно обратил внимание профессор Бостонского университета и автор книги «Все, что происходит в Вегасе, остается в сети» Эрик Куалман. По его словам, из-за обилия постоянно сохраняющихся данных о пользователях, вести себя в сети надо так, словно «за вами наблюдают ваши мама, босс, тренер и враги». «По сути, так оно и есть. Идет ли речь о личной жизни или о карьере, ваша репутация в интернете сегодня определяет и вашу репутацию вне его», - считает исследователь.

Об опасностях хранения пользовательских данных заговорили еще в 2009 году. Тогда известный американский маркетолог Тони Фиш в книге «Мой цифровой след» подметил, что с помощью анализа сетевой активности пользователям можно не только навязывать «рекламу по интересам», но и с легкостью манипулировать ими.

Цифровой след

Фиш выделяет два вида цифровых следов: пассивные и активные. Пассивные формируются на основе данных, ненамеренно созданных пользователем, - посещение различных сайтов, социальных сетей и ресурсов. Такого рода информация автоматически сохраняется на серверах провайдеров, в веб-архивах и дата-центрах.

Конечно, де-юре она доступна только администраторам ресурсов, которые посетил тот или иной юзер. Но в реальности именно благодаря пассивному цифровому следу пользователей сети преследует навязчивая таргетированная реклама, тонко намекающая ему на то, что недавно он посещал сайт с кроссовками или бытовой техникой.

Активные цифровые следы - это действия в интернете, совершенные непосредственно пользователем. Например, публикация фотоснимка, поста или комментария. Такая информация не только автоматически сохраняется на специальных серверах, но и может быть использована кем угодно.

Фиш предсказал, что пользователи потребуют удаления своих личных данных от поисковиков, и его предсказание сбывается.

Право на забвение

С 2014 года в Евросоюзе действует закон о праве на забвение. Теперь все граждане ЕС могут потребовать от Google удалить порочащую их информацию из результатов выдачи. Действие закона распространяется на ссылки с недостоверными или неактуальными данными о заявителе.

Принятию закона судебное дело испанца Марио Костеха Гонсалеса против Google, рассматривавшееся в мае 2014 года. Гонсалес требовал от корпорации удалить несколько порочащих его публикаций в СМИ. Суд Евросоюза удовлетворил иск испанца, поскольку, по мнению суда, хранение личной информации без одобрения пользователя противоречит директиве ЕС о защите персональных данных от 1995 года.

В России в интернете вступило в силу 1 января 2016 года в виде поправки к федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Исключение - информация о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к ответственности по которым не истекли, и сведения о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

Лишь за первые три месяца действия закона в «Яндекс» поступило больше 3,6 тысяч обращений от 1348 человек, однако 73 процента заявок отклонили. «Яндекс» объяснил это тем, что не может проверить достоверность информации. Это, в частности, касается врачей, требующих удалить ссылки на ресурсы с негативными отзывами о них.

Сетевая контрацепция

Чтобы не заниматься удалением аккаунтов, общением с техподдержкой соцсетей и заявлениями в «Яндекс», в сети следует вести себя крайне осторожно. Например, использовать блокиратор Adblock, который не только позволяет избавиться от навязчивой рекламы, но и, как утверждает Эдвард Сноуден, ограждает от замаскированных вредоносных программ.

Личная переписка в социальных сетях также может легко стать достоянием общественности, ведь взломать аккаунт в Facebook или «ВКонтакте» не так уж сложно - в русскоязычном Tor это обойдется в сумму от 2,5 тысяч до 7,5 тысяч рублей. К сожалению, стопроцентной гарантии защиты данных не даст даже самый сложный пароль.

Кроме того, для безопасного выхода в интернет можно использовать виртуальную частную сеть или VPN, где трафик перенаправляется через цепочку серверов. Однако во-первых, услуги большинства VPN-клиентов не бесплатны, а во-вторых, они с готовностью передают информацию о пользователях по запросам спецслужб. Для коротких и незаметных выходов в сеть есть бесплатные сервисы, такие как VPNBook с поддержкой Windows, Linux, Mac OS, Android и iOS.

Самое надежное решение проблемы анонимности в интернете - анонимная сеть Tor, функционирующая по технологии «луковой маршрутизации». Информация в ней шифруется и проходит через большое число промежуточных систем, но это оборачивается крайне низкой скоростью загрузки страниц. К тому же, по слухам, спецслужбы ведущих стран уже умудрялись вычислять пользователей в Tor и активно разрабатывают метод деанонимизации всей сети.

С того самого мига, когда Джон Шеппард видит молоденькую девчонку вместо штатного коронера – он понимает, что его и без того не слишком хорошая жизнь пошла совершенно наперекосяк. И этот «перекосяк» безумнее всего, что с ним случалось раньше. Его не удивляет, что этот умник, доктор Родни МакКей знает о нем все: секретные правительственные службы, что тут сказать? Либералисты и прочие демократы могут сколько хотят кричать о свободе всех и каждого, но прекрасно известно, что каким бы ни было общество – кто-то да будет дергать за ниточки. И отказ оформлять какие-то документы будет только пустой тратой времени: если им надо узнать о тебе – они о тебе узнают. Шеппард полагал, что любой житель их прекрасной страны с самого своего рождения не хуже, чем в Матрице, подключен к сотням и тысяч систем, которые фиксируют каждый его вздох. Просто так. На всякий случай. Потому отчет о его персоне, который доктор Родни МакКей швырнул через стол, нисколько не удивил Шеппарда. Ну, разве что заставил проявить чуть-чуть иронии. Вопрос о жвачке был штукой, только вот никто не собирался смеяться. - Вы похожи на него, - говорит МакКей позже, недовольно кривя губы, - на того Джона Шеппарда. Но только внешне. Это заставляет его фыркнуть: параллельные реальности? Ну и пусть. Инопланетные вампиры – просто прекрасно. Этот ученый, этот доктор каких-то там наук, привык изображать крутого парня, но из разряда тех парней, которых в школьные времена Шеппард упаковывал в их собственные шкафчики… А они потом обеспечивали ему двойки на химии и физике, пуская его эксперименты псу под хвост так, что он понимал все, когда было уже поздно. Это-то и заставило Джона в свое время даже захотеть поступить в колледж, куда его так настойчиво толкала семья: чтоб доказать всем этим заучкам и зазнайкам, у которых не было ничего кроме мозга, что он способен делать все что делают они и не быть при этом лузером. Но всегда оставались и более простые способы… - Ты – ничтожество, - говорит МакКей, наклонившись к нему. И Шеппард бьет. Без замаха, неожиданно и так, чтоб не слишком покалечить ученого, но достаточно, чтоб тому было больно. Врывающиеся охранники и не думают соблюдать те же меры предосторожности: прежде, чем Джон успевает что-то понять – он уже на полу и надеется, что ему не отобьют ничего важного. - Поднимите его! – в голосе МакКея значительно больше властности, чем до этого, при общении с Шеппардом. Джону выкручивают руки, но он старается, что его улыбка была достаточно издевательской. - Поздравляю, док, - говорит он, - звание «цыпленок года» вам обеспечено! Еще ударьте меня сейчас, чтоб завершить картину. - Отведите его в камеру, - будто не услышав его, говорит МакКей. Конечно, они держат здесь не только пришельцев, хотя условия у Шеппарда получше. Он представляет себе, как вот в таком месте день за днем, год за годом, сидит кто-то неугодный, кого вытащили посреди ночи из его кровати и не озаботились формальностями вроде суда. И пока остальные покорно выполняет команды, веря в собственную свободу, тот, кто видит все в реальном свете, медленно гниет заживо. Дверь лязгает, открываясь и закрывается сразу же за МакКеем. - А где твои послушные гориллы? – спрашивает Джон. – Или они наблюдают за нами через камеры, готовые ворваться в любую секунду? - Я приказал отключить здесь камеры, - отвечает ему ученый и садиться рядом на койку. Фингал под глазом заметный, сойдет через пару недель, в лучшем случае. - Почему? – спрашивает Шеппард. Он не уверен в том, какое именно «почему» он задал. Не то «Почему я здесь?», не то «Почему здесь ты?» или «Почему меня не убили?», «Почему не отдали рейфу?», «Почему вы все скрываете?», «Почему они хотят уничтожить нас?»… МакКей же тчоно уверен в вопросе. - Потому что я знаю тебя, - отвечает он и касается кончиками пальцев его щеки, на которой остался синяк от встречи с полом. - В каком смысле? – напрягается Шеппард. - Я расскажу тебе одну историю, которую никто другой не должен услышать. Ты можешь пообещать мне это? МакКей не убирает руки от его лица, и Джон встает, чтоб уйти от этого странного контакта. Он не уверен в том, какую игру ведет этот ученый, но понимает, что ничего хорошего она ему не сулит. - Думаешь, твои парни действительно отключили камеры? - О, - неприятно улыбается МакКей, - на Земле мои приказы выполняются беспрекословно, можешь быть уверен. К тому же, у меня в кармане глушащее устройство, на всякий случай. - Значит, - фыркает Шеппард, - ты сам им не доверяешь? Он опирается спиной о стену, сложив руки на груди. - Я никому не доверяю, - отвечает МакКей и тоже встает. - Кто охранит нас от них? – издевательски спрашивает Шеппард и добавляет: - Или тебя от меня? МакКей встает напротив него и упирается руками в стену по обе стороны от Шеппарда, почти объятия. Тому ничего не стоит уйти снова или ударить ученого так, чтоб это было не слишком заметно потом, но это можно сделать в любой момент. Пока интересно, что за игру выдумал МакКей. - Ты не так глуп, - говорит он, - чтоб верить будто бы уйдешь слишком далеко в случае чего. Что вообще куда-то сможешь уйти, даже когда мы тебя отпустим. Хотя можешь рассказать кое-кому то, чего не следует… - Все что происходит в Вегасе, - говорит Шеппард, - остается в Вегасе. - Мы не в Вегасе. - Вегас всегда во мне. В глазах напротив его собственных мелькает что-то, чему Джон не может дать названия. Но ему становиться очень неуютно. - Я не отсюда, - говорит МакКей, - я Родни из альтернативной реальности. Не той, о которой я тебе говорил, а еще одной. Там мы тоже работали вместе с нашим Шеппардом. С самого начала. - И что случилось? – спрашивает Джон. - Он умер, - отвечает МакКей, - как и большая часть человечества. Я бежал сюда… - А как же местный МакКей? – спрашивает Шеппард, подсознательно ожидая ответа в духе: «Я его убил», сказанного абсолютно безразличным тоном. - Он никогда не рождался, - пожимает плечами МакКей, - его… Наши родители погибли в авиакатастрофе до его рождения, вместе с его возможной сестрой. - И никто не спросил о подделанных документах? – интересуется Шеппард. - У них есть первоклассный спец, - пожимает плечами МакКей, - а больше во время войны и не надо. Ему нужно спросить, каким был тот, другой Шеппард, а еще нужнее отбросить чужие руки и уйти в другой конец камеры, но Джон этого не делает. Ведь не сделал же сразу – отступать некуда. И когда МакКей легко, как будто неосознанно, целует его – Шеппард не пытается сопротивляться: какая разница? К тому же, жить ему осталось не так долго. Пусть его убьют не сейчас и не эти люди, но и жить ему не дадут. Только, в сравнении с этим странным человеком, МакКеем, который потерял все, вплоть до родного мира, утраты какого-то там Джона Шеппарда могут показаться мелочью. Да и охранников, если глушитель не сработал, лучше заставить по какой-то причине забыть увиденное и услышанное… Но МакКей отстраняется и, глянув на Шеппарда с тоской, идет к двери. - Эй, - окликает его Джон, - ты остаешься на Земле? - На пару дней, - говорит МакКей. Он уже переступил порог – по ту сторону никого нет, неужели автоматизированная система в камерах? - Если что, в Вегасе у меня есть квартира. - У меня тоже. Так что, если переживешь сегодняшний вечер, заходи. Гостем будешь. - Что-то я слишком часто у тебя в гостях оказываюсь, - говорит Шеппард уже в закрывшуюся за МакКеем дверь.

Лас-Вегас — это не город. Это Диснейленд для взрослых с казино на каждом шагу. Не важно, куда вы собрались поехать: в магазин за продуктами, на обед с семьей, на заправку, в кофейню или сувенирную лавку — вы всё равно попадете в казино. Там может не быть столов для рулеток, блек-джека и покера, но там точно будут слот-машины.

Продолжаем рассказывать о нашем на автомобиле в совместном с «Корона Техно » проекте.

Улица пародий

Мы едем по Стрипу — семикилометровому участку бульвара Лас-Вегас, на котором расположены крупнейшие казино города. По левую сторону от нас возникает квартал, исполненный в венецианском стиле.

Перед огромным трехконечным зданием гостиничного комплекса копия венецианского моста Риальто соединяет две пешеходные зоны. Слева от него стоит фейковый Дворец дожей, покоящийся на ажурных арках. Воротами к нему служат копии колонн Святого Марка и Святого Теодора, установленные перед мостом через искусственный канал, по которому плавают гондолы с гондольерами. Справа от моста Риальто возвышается (mamma mia!) кампанила собора Святого Марка.

Парижский квартал незаметно перетекает в модерновый голливудский, прерывается на малоэтажную коммерческую застройку, но не успеваешь отдохнуть от архитектурной какофонии, как тебе тычут в лицо очередную пародию.

На этот раз — маленький Нью-Йорк образца 1940-х со статуей Свободы, которая смотрит через перекресток на гостиницу «Тропикана». Небоскребы маленького Нью-Йорка сменяют средневековые башни «Экскалибура», а рыцарские мотивы уступают место египетским с пирамидой, сфинксом и обелиском. Ярмарку архитектурных фейков завершает гавайский Mandalay Bay.

Знак, возле которого все фотографируются

За казино находится еще один символ Вегаса — огромный знак «Добро пожаловать в сказочный Лас-Вегас». Это Мекка для туристов, первый раз приезжающих в город, и главное место для селфи. Для того, чтобы сделать снимок, люди простаивают в длинных очередях.

Вдоль «колейки», как билетный кассир, блуждает Элвис с пышной черно-серой шевелюрой на голове и груди. Это Дэвид. Он — уличный пародист короля рок-н-ролла.

Дэвид работает здесь второй год. Раньше был региональным промоутером в Сан-Франциско. В Лас-Вегас переехал, когда его мама вышла на пенсию и ей стал необходим уход. Примерно тогда же сменил и профессию.

— Эта работа намного веселее, — смеется Элвис.

Дэвиду на вид около 50 лет. На нем белоснежный расклешенный комбинезон со стразами и кроссовки. На поясе слева у него висит последняя модель iPhone, справа — кошелек с долларами, сзади — портативные колонки. Лжекороль светится стразами и бижутерией, как цыганский барон.

— Раньше я не любил Элвиса, — откровенничает Дэвид, — Слушал его песни и не мог понять, что люди в нем нашли. Все изменилось, когда я надел его костюм. Я стал его понимать, начал переслушивать его композиции и просто влюбился. Сейчас я люблю смотреть его выступления, слушать его песни, наблюдать за движениями на сцене. Его голос, жестикуляция. Как его можно не любить?! Он лучший артист в истории. Иногда я включаю его песни, слушаю и плачу. Это меня поддерживает, заставляет двигаться вперед.

Я стремлюсь стать самым лучшим пародистом Элвиса в Лас-Вегасе. Свой костюм я заказал в ателье. Он очень дорогой. Конечно, можно в любом магазине купить дешевку, но в чем тогда смысл? Нужно ведь быть максимально похожим на Короля.

Элвис шесть дней в неделю

Элвисов в Лас-Вегасе много. Они позируют на улицах, венчают влюбленные пары, зазывают в казино, раздают буклеты, проводят экскурсии по городу на розовом «Кадиллаке», развлекают туристов, выступают в клубах. В его честь названы улица, бары, закусочные, часовни, номера в мотелях, напитки, бургеры, сэндвичи, десерты, вафли и пончики.

Король рок-н-ролла тут не жил, но часто выступал в летний сезон. В течение июля 1969 года он выступал дважды в день и дал 58 концертов. Однако всенародную любовь жителей города он завоевал благодаря песне Viva Las Vegas, которая стала неофициальным гимном города.

Дэвид работает Элвисом шесть дней в неделю. Выходной — понедельник. Работает на одной и той же точке с 11.00 до 22.00.

— Это как обычная работа. Бывает, очень выматываюсь за день на жаре. Попробуй постой 10−12 часов под палящим солнцем в этом костюме и парике. Почему не брошу? Нравится людей развлекать, веселить. Здесь я себя чувствую частью Лас-Вегаса. Люди подходят ко мне, фотографируются, улыбаются, смеются. Благодаря мне они отдыхают и рады тому, что приехали в Лас-Вегас.

Он отказывается отвечать на вопрос о своем ежедневном доходе, но отмечает, что «на еду хватает».

— В Лас-Вегасе очень большая конкуренция среди пародистов Элвиса. Иногда доходит до драк. Но это в людных местах, где слишком много Элвисов на квадратный метр. Я ни разу не дрался с другим Элвисом. Мне с ними нечего делить. Я работаю всегда на этом месте и не влезаю в чужие дела. Со мной здесь работает еще один пародист, но мы с ним заключили джентльменское соглашение. Он выходит в первой половине дня, я — во второй. Мы друг другу не мешаем.

Элвисы в Вегасе делятся на две касты

— Но вообще у нас есть неписаный закон. Если на точке уже работает Элвис, то тебе придется искать другое место. Я его соблюдаю. Другие — не всегда. Если кто-то придет на мое место и будет отбивать у меня туристов, то я точно не полезу драться. Буду дальше работать здесь и брать качеством. Тут пятачок маленький — двум Элвисам будет тесно, да и туристов не так много. Когда второй Элвис ко мне приходит, он работает, понимает, что денег он тут много не заработает, и уходит.

Элвисы в Вегасе делятся на две касты: артисты и уличные пародисты. Первые выступают в казино, собирают клубы, концертные залы, вторые — зарабатывают деньги на фотографиях с туристами.

— Артисты — это совершенно другой уровень. Они настоящие Элвисы. Уличные пародисты больше дурачатся, шутят, кривляются, могут ходить в дешевых костюмах. Артисты же стараются «слиться» с Элвисом в манерах, стиле исполнения, одежде. Артисты на улицах не работают. Они выступают в казино, клубах. Я сейчас уличный пародист, но хочу в будущем стать артистом. Я занимаюсь вокалом, неплохо пою.

Дэвид нащупывает на своем поясе IPhone, заходит в музыкальный проигрыватель, выбирает композицию, и из портативных колонок, которые висят у него сзади на том же самом поясе, раздаются биты. Элвис втягивает голову в плечи, широко улыбается и неуверенно начинает исполнять какие-то танцевальные движения, с виду напоминающие твист. После краткого вступления он заводит:

— A little less conversation and a little more action please. All this aggravation ain’t satisfactioning me, — поет Дэвид, пытаясь сымитировать мягкий, бархатный баритон.

— Мы живем за чаевые. Какой-то фиксированной ставки у меня нет. Кто-то может сфотографироваться и дать доллар, кто-то — десятку.

В этот момент Элвис отвлекается на проходящих туристов — компанию молодых девушек. Король «надевает» белоснежную улыбку и «пружинистой» походкой направляется к ним.

— Привет, красавицы, — жеманно произносит пародист, вешается на стройные шейки туристок и «стреляет» указательным пальцем в парня, который полез за мобильником для селфи.

После нескольких кадров девушка достает из кошелька 20 долларов и протягивает лжекоролю. Пародист бросает на прощание: «Viva Las Vegas», — и продолжает разговор:

— Тут главное не просто «раскрутить» человека на фотографию. Так он мало чаевых оставит. Нужно с ним поговорить, повеселить, посмеяться. Тогда он тебе больше денег оставит. Когда человек на позитиве, он больше денег готов потратить. Моя главная мотивация — это не деньги, а сама работа, но жить же за что-то нужно, — хитро улыбается Элвис и удаляется к следующей паре туристов, бросив на прощание: «Viva Las Vegas». А мы едем дальше.


«Всё, что было в Вегасе, останется в Вегасе… Кроме герпеса. Его привозят домой»

По совету Элвиса отправляемся на Фримонт-стрит — главную тусовочную улицу города. Фримонт — это длинная пешеходная зона, накрытая огромным арочным киноэкраном, выполненным в форме купола. По бокам располагаются казино, рестораны, бары, магазины и барные стойки, из каждого угла гремит музыка, а звездное небо заменяет огромный дисплей, который транслирует абстрактные образы.

Если Стрип — это лицо города, то Фримонт — это его душа. Сюда приходят, чтобы изучить Вегас на квантовом уровне, посмотреть, какой он на самом деле. Фримонт рассказывает о том, о чем Стрип молчит. Здесь роскошь соседствует с нищетой, благочестие с пороком, эстетическая сдержанность с кричащим китчем.


«И зло назовут добром, и добро — злом», — гласит надпись на плакате, который несут по центру Фримонта двое молодых людей с громкоговорителями.

Они проходят мимо трех попрошаек, которые представляются ветеранами войны во Вьетнаме, мимо лысеющего купидона в красных стрингах, мимо полуголых девиц в костюмах ангела и демона, мимо двух нимф, прикрытых звездочками на сосках и веревочками на ягодицах, мимо парня в костюме бородатого Зака Галифианакиса с куклой ребенка в слинге из фильма «Мальчишник в Вегасе».

— Всё, что было в Вегасе, останется в Вегасе… Кроме герпеса. Его привозят домой, — цитирует на радость толпы пародист строчку из популярной комедии.

— Покайтесь. Второе пришествие близится. Грешники будут гореть в аду, — раздается в ответ из громкоговорителя молодых христиан.

К ним подбегает мужчина, который держит в руке коктейльный бокал в форме женской ножки с туфлей на высоком каблуке. Он обнимает одного из них и позирует для фото. Религиозные фанатики со своей резкой демагогией, сами того не желая, становятся частью Фримонта. Улица их «съедает» и переваривает вместе с другими ее обитателями: полуголыми девушками, волшебниками, танцорами, певцами, барабанщиками, нищими и сумасшедшими.

Вместе с ними они становятся тем, что официально называется Фримонт-Стрит Экспириенс.

Убери фанатиков, и баланс нарушится, гармония исчезнет, инь проглотит ян. Фримонт нельзя употреблять по частям. Его нужно заглотить в один присест. Только тогда ты его поймешь, полюбишь и простишь все недостатки.


Подпись под вывеской мотеля: «Я думаю, мой ангел-хранитель пьет». Фото сделано на Samsung Galaxy S8.

Нет, Лас-Вегас определенно уже не тот, которым его запомнили Ильф и Петров, — безликий и однообразный. Он яркий, местами — вычурный, шумный, временами — слишком, смелый и молодой.

Это город-подросток, который подражает своим кумирам. Он хочет быть и Венецией, и Римом, и Парижем, и Нью-Йорком. Хочет быть Египтом, Гавайями, Голливудом. Хочет парков, скверов, каналов, рек. А вокруг — пустыня.

Вегас блестит золотом гостиниц, пищит электронной музыкой слот-машин, отрывается вместе с туристами и вместе с ними встречает похмельное утро. Город-подросток можно не любить за его напускную пафосность, но нельзя судить — перерастет.

Напоминаем, что все материалы Большого путешествия TUT.BY из Нью-Йорка в Лос-Анджелес на машине вы можете найти на !

И казино, бурная ночная жизнь и толпы туристов - таков этот удивительный оазис в безжизненной пустыне, огни которого видны даже из космоса.

Лас-Вегас - город на юго-западе США, в штате Невада , посреди пустыни Мохаве. Город, получивший звание мировой столицы развлечений и азартных игр, а также города грехов. Перед глазами сразу возникают соответствующие картинки, правда? А подкрепляются они еще и множеством голливудских фильмов, которые были сняты здесь, ведь Вегас - один из самых популярных американских городов у сценаристов и режиссеров.

История города Лас-Вегас

В один из ясных майских дней 1931-го года, в связи с проектом пополнения бюджета штата, в Неваде легализовали азартные игры. В то же время в других американских штатах места для игр на деньги стали запрещать и активно закрывать. Тот майский день изменил историю до того момента сонного и практически полумертвого городка навсегда! Вскоре в Вегасе было построено первое казино “El Rancho”, которое, к сожалению, не дожило до наших дней. Игорный бизнес в Лас-Вегасе стал набирать обороты, что, конечно же, привлекло сюда мафию. Известный гангстер Багси Сигел построил казино “Фламинго”, которое существует на бульваре Strip до сих пор. Позже на деньги мафии были построены “Сахара”, “Тропикана”, “Ривьера” и другие казино. Принятно считать, что в явном виде мафию удалось отстранить от управления игорным бизнесом Вегаса, и сейчас им управляют корпорации. Азартные игры по-прежнему остаются главным источником дохода штата Невада .

Диснейлэнд для взрослых

Главные достопримечательности Лас-Вегаса - это, конечно же, его шикарные отели , построенные с таким размахом, что, глядя на них, невозможно не удивляться. А еще даже просто прогуливаясь по отелям Вегаса , можно, например, подучить географию. Ведь здесь есть и уменьшенная копия Эйфелевой Башни отеля “Париж”,

и венецианские каналы с настоящими гондольерами в отеле “Венеция” ,

и статуя Свободы с небоскребами отеля “Нью-Йорк Нью-Йорк ”,

Главное туристическое развлечение Лас-Вегаса (не считая казино) – это прогулка по Las Vegas Strip .

Центральный бульвар города растянулся приблизительно на 7 км, а вдоль него выстроились в длинную яркую шеренгу лучшие отели, торговые центры и интересные архитектурные проекты.

Не смотря на огромное количество отелей, каждый из них уникален по-своему. Большинство отелей и казино тематические, а безусловным преимуществом (в отличие, например, от Турции и Египта) является свободный вход для всех желающих.

Еще Лас-Вегас хорош тем, что кроме платных развлечений, здесь есть масса абсолютно бесплатных шоу, увлекательных программ и занимательных экскурсий. Многие из них находятся как раз на территории отелей или рядом с ними. Поэтому проведем экскурсию по лучшим отелям-казино Лас-Вегаса и расскажем о том, что больше всего нас впечатлило.

Первое место в списке «самых лучших и необычных отелей» занял легендарный «Белладжио» (Bellagio Las Vegas) . От его внешнего вида и внутреннего убранства даже самый искушенный турист приходит в восторг. А режиссеры популярных американских фильмов («Одиннадцать друзей Оушена», «Тринадцать друзей Оушена», «Мальчишник в Вегасе», «21», «2012») наперебой снимают красавчик «Белладжио».

Главной «фишкой» его казино стал покер. Именно в этом игорном заведении проводится чемпионат по покеру «World Poker Classic», поэтому минимальные ставки в некоторых залах начинаются с 20 тыс. долларов.

В отеле находится Галерея изящных искусств « Bellagio Gallery of Fine Art », в которой экспонируются передвижные выставки произведений искусства со всего земного шара. В отдельных залах собраны полотна Моне, Ван Гога, Пикассо, Эль Греко, Дега и др.

Холл отеля невероятно красивый, даже не хочется выпускать фотоаппарат из рук! Настоящим произведением искусства является люстра, состоящая из 2000 объемных цветов. Эта знаменитая скульптура мастера Дейла Чихули (Dale Chihuly) носит название «Fiori di Como» и выполнена из дутого муранского стекла.

Гуляя по «Белладжио», вы 100 % должны посетить Ботанический сад отеля и Консерваторию-оранжерею (Bellagio Conservatory & Botanical Gardens) .

Увиденное просто завораживает!

Оформление сада меняется каждый сезон, привлекая толпы любопытных туристов. Даже не верится, что все скульптуры выполнены из живых цветов.

Во время новогодних праздников отель «Белладжио» украшен по-особенному: сказочная атмосфера чувствуется в каждой детали интерьера.

И главный бесплатный аттракцион «Белладжио», да и всего Вегаса, — танцующие и поющие фонтаны «Bellagio Fountains» .

Это обязательный пункт программы для всех, кто приезжает в Лас-Вегас. Высоченные струи воды поднимаются на высоту 152 м, устраивая самый настоящий спектакль.

Фонтаны работают каждый день (в будние дни с 15:00 до 24:00, в выходные и праздники с 12:00 до 24:00; до 20:00 шоу начинается через каждые полчаса, позже — через каждые 15 минут), а в вечернее время смотрятся потрясающе! (К сожалению, видео выставлено без звука, так как именно эта звуковая дорожка защищена законом об авторских правах)

Второе место а рейтинге «лучших отелей» Вегаса можно смело отдать «Венеции» (The Venetian) . Точно повторяя ауру и обстановку легендарного «города на воде», отель переносит туристов из сумасшедшего Лас-Вегаса в уютную Италию. Площадь Святого Марка, галереи Палаты Дожей, мост Вздохов — и это далеко не весь список главных венецианских достопримечательностей, воссозданных в миниатюре.

Статуи и колонны в стиле Ренессанса, изящные мосты и мощеные мрамором улочки, восхитительные скульптуры и удивительные расписные потолки являются подробными копиями лучших итальянских живописцев и скульпторов.

На секунду закрыв глаза, можно услышать песни бравых венецианских гондольеров. Вы не ошиблись! В отеле «Венеция» есть свой Grand Canal с настоящими гондолами. Заплатив 21 $ за человека или арендовав всю гондолу за 84 $, каждый турист имеет возможность проплыть под сводами мостов и полюбоваться местными красотами. Так как мы подарили себе это незабываемое развлечение еще в итальянской Венеции, повторно кататься в Америке уже не стали.

В отеле необычный потолок, стилизованный под настоящее голубое небо, с бегущими по нему облаками.

Среди прочих развлечений в «Венеции» находится всемирно известный Музей мадам Тюссо (Madame Tussauds) . Стоимость билетов — 30 $ для взрослых и 20 $ для детей.

Рядом с «Венецией» расположен отель-компаньон «Palazzo» (вместе они входят в крупнейший по номерному фонду отельный комплекс Лас-Вегаса «The Venetian/ Palazzo/ Sands Convention Center»).

Оба отеля славятся своими фешенебельными ресторанами.

И галереей лучших бутиков.

А в вечернее время возле отелей «Венеция» и «Palazzo» переливается разными огоньками праздничная елочка.

Лас-Вегас – город, где сбываются все мечты! Вы хотите в Париж? – Пойдемте за нами! Высокий красавец отель-казино «Paris Las Vegas» построен в самом центре бульвара Strip. Сам отель и его главные достопримечательности — это настоящий уголок Франции, со свойственным ей шармом.

Достоянием отеля служит 165-метровая Эйфелева башня (Eiffel Tower) , которая почти в два раза ниже оригинала (башня могла бы быть гораздо выше, но «соседство» с международным аэропортом «McCarran» не позволяет нарушать нормы строительства). Скоростной лифт поднимает посетителей на одну из самых высоких смотровых площадок города, откуда открывается особенный вид на ночной Вегас. (Подробную информацию о билетах можно найти на официальном сайте отеля: https://www.caesars.com/paris-las-vegas/things-to-do/eiffel-tower#.Vjtw5NLhBdg).

Еще одна «изюминка» Парижа, перенесенная на бульвар Стрип, — Триумфальная Арка . Ну вот чем вам не Елисейские поля?!

Список достояний Парижа в миниатюре дополняет красивый воздушный шар французского гения аэронавтики Монгольфье.

Продолжая путешествовать по самым невероятным местам и странам, оказываемся в древнем Египте. Весь колорит восточной страны воплощает в себе отель-казино «Luxor» , построенный в виде стеклянной пирамиды.

На самой вершине пирамиды расположен мощный прожектор. Его луч является одним из самых мощных мире и виднеется за 160 км! А температура в помещении, где находятся лампы, поднимается до 156°С!

Но на этом «необычности» чудо-пирамиды не заканчиваются. Отель «Luxor» представляет собой уникальнейшую архитектурную конструкцию: чтобы попасть в гостиничный номер, постояльцы используют специальные лифты, расположенные вдоль внутренней поверхности пирамиды под углом 39 градусов.

В холле отеля установлены тематические скульптуры.

«Стережет» египетский отель большой и красивый Сфинкс, с которым обязательно хочется сфотографироваться.

Общий архитектурный ансамбль дополняет 43-метровая копия Луксорского обелиска, на которой высечены иероглифы, прославляющие бога Ра и других фараонов.

Наше путешествие во времени и пространстве продолжается в отеле «Excalibur» .

Весь комплекс выстроен в стиле средневекового замка Камелот, в котором собирались рыцари Круглого стола. А свое название отель получил в честь легендарного меча короля Артура.

Интерьер отеля также оформлен в средневековом рыцарском стиле.

А над игровыми автоматами нависают резные балкончики, с которых вот-вот выглянет прекрасная принцесса, ожидающая своего «рыцаря сердца».

Имитацией города Нью-Йорк со знаменитой 45-метровой копией статуи Свободы является отель «New York — New York» .

12 самых известных небоскребов Манхэттена (Empire State Building, Chrysler Building, Rockefeller Center и др.) по всему периметру овивают американские горки «The Roller Coaster» с «мертвой петлей», развивающие скорость до 110 км/ч.

Возле отеля «New York — New York» можно также прогуляться по копии Бруклинского моста (Brooklyn Bridge).

А основная игровая зона носит название «Центральный парк» (Central Park).

И еще одно интересное и абсолютно бесплатное развлечение, о котором хочется рассказать, находится возле отеля-казино «Mirage» .

Каждый вечер c 19.00 под специальное музыкальное сопровождение начинает «извергаться» искусственный вулкан. Захватывающее шоу начинается раз в час, а огненная лава поднимается на высоту до 30 м. Не пропустите!

За несколько дней пребывания в Вегасе мы так и не успели посетить все отели, ведь время здесь летит с немыслимой скоростью! Уезжая из этого потрясающего города, бросаем прощальный взгляд на окраину Лас-Вегаса и самолет, доставляющий новых туристов на встречу приключениям. Но это уже совсем другая история… Уезжаем, чтобы обязательно вернуться! До новых встреч, город-праздник!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры