Что собой представляет комедия горе от ума. В чем смысл названия "горе от ума" комедии грибоедова

Главная / Чувства

На первый взгляд, сама мысль, что от ума могут быть неприятности (тем более, горе) может показаться абсурдной. Ведь умный человек многое знает, многого может добиться. Его интеллект и образованность помогут ему получить хорошее образование, сделать карьеру, пользоваться уважением в обществе. Не случайно в русском языке , поговорки, воздающие хвалу уму: «С умным разговориться – что меду напиться», «По одежде встречают, по уму провожают».

Но если умный человек часто находится в обществе посредственных или даже откровенно глупых людей, он почти наверняка будет на положении «белой вороны». Его ум может вызвать неприязнь и зависть окружающих, послужить предметом насмешек. Это бывает и в школе, и на работе. Например, нередко дразнят или даже травят менее умные , а высококвалифицированный специалист может стать объектом нападок со стороны не столь способных коллег. Перенести это очень непросто, особенно для ранимых, впечатлительных людей.

Умный человек часто отличается независимым, свободолюбивым нравом и поэтому говорит правду, даже если она неприятна, неугодна окружающим. Поэтому он нередко считается возмутителем спокойствия, слывет неуживчивым, скандальным, хотя в большинстве случаев это вовсе не так. А это приводит к проблемам, конфликтам при общении с другими людьми.

Наконец, умные люди часто вызывают раздражение окружающих, потому что не хотят или просто не могут быть такими, как все. Их слова, поведение могут не вписываться в привычные рамки. У некоторых это вызывает инстинктивную неприязнь, отторжение: «Ему что, особое отношение нужно?»

Что случилось с главным героем пьесы Грибоедова

Главный герой пьесы «Горе от ума» – А.А. Чацкий – далеко не идеальный человек. Тем не менее, на фоне других героев – самодура и приспособленца Фамусова, тупого солдафона Скалозуба, никчемного болтуна Репетилова и многих других, он может показаться образцом совершенства. Чацкий едко (пожалуй, даже чересчур) высмеивает принятые порядки, обличает пороки общества и государства, говорит такие вещи, которые кажутся Фамусову и его окружению чуть ли не революционной пропагандой. В результате, люди поверили сплетне о его душевной болезни, пущенной дочерью Фамусова Софьей, в которую Чацкий безнадежно влюблен. Поистине – «горе от ума»!

«Горе от ума» по богатству своего содержания и художественности формы явилось комедией исключительной, для того времени небывалой и в русской, и в западноевропейской драматургии. Её значение необычайно велико.

1. Прежде всего комедия очень важна в познавательном отношении. «Горе от ума» представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Значение комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) В богатой галерее образов, данных в комедии (и сценических, и внесценических), мастерски представлен и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и передовые люди, носители декабристских взглядов.

В комедии подняты все остро стоявшие в то время политические и общественные вопросы: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли своё отражение злободневные споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п. Преддекабрьская эпоха освещена всесторонне, 2. Не менее важно и воспитательное значение комедии. Грибоедов подверг резкой критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия: со всей отчётливостью и убедительностью он показал, как гибнут в этом мире, где господствуют Фамусовы и Молчалины, лучшие человеческие качества. Своей комедией Грибоедов возбуждал ненависть и презрение к людям фамусовского общества, клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его видах. Духом борьбы за настоящего человека, за его достоинство, за русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова. В лице Чацкого дан возбуждающий любовь образ положительного героя, революционера-декабриста.

«Горе от ума» было использовано декабристами в их революционной борьбе против самодержавно-крепостнического строя.

3. Особенно велико и важно значение комедии «Горе от ума» в развитии русской драмы. Это значение определяется прежде всего её реализмом.

В построении комедии есть некоторые черты классицизма: соблюдение в основном трёх единств, наличие больших монологов, «говорящие» фамилии некоторых действующих лиц. По своему же содержанию комедия Грибоедова является произведением строго реалистическим.

Грибоедов черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства 10-20-х годов XIX века и воспроизвёл её как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того исторического периода - борьбу декабристски настроенных людей с защитниками самодержавно-крепостнического строя.

Грибоедов полно, всесторонне обрисовал героев комедии. Каждый из них не воплощение какого-либо одного порока или добродетели, а живой человек, наделённый ему свойственными качествами.

Грибоедов как гениальный писатель-реалист показал человека в одно и то же время и как личность, обладающую особой индивидуальностью, и как лицо типичное, выросшее в определённых общественных условиях. Оставаясь вполне индивидуальными, герои Грибоедова представляют в то же время типическое обобщение огромной силы. Поэтому имена его героев стали нарицательными: синонимами бездушного чиновничества (фамусовщина), подхалимства (молчалинство), грубой и невежественной военщины (скалозубовщина), гоняющегося за модой пустословия (репетиловщина).

Создавая образы своей комедии, Грибоедов разрешил важнейшую для писателя-реалиста (особенно драматурга) задачу речевой характеристики героев, то есть задачу индивидуализации языка действующих лиц. В комедии Грибоедова каждое лицо говорит свойственным ему живым разговорным языком, что было особенно трудно сделать, потому что комедия написана стихами. Но Грибоедов сумел придать стиху - разностопному ямбу - характер живой, непринуждённой беседы Прочитав комедию, Пушкин сказал: «О стихах не говорю - половина должна войти в пословицы». Слова Пушкина оправдались быстро. Уже в мае 1825 года писатель В. Ф. Одоевский утверждал: «Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе целые разговоры, которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума».

И в нашу разговорную речь вошло много стихов из комедии Грибоедова, например:

Счастливые часов не наблюдают.

И дым отечества нам сладок и приятен.

Свежо предание, а верится с трудом.

Блажен, кто верует: тепло ему на свете. И многие другие.

Художественный реализм и мастерство писателя-гражданина, смело выступившего на борьбу с социальными язвами своей эпохи, обусловили судьбу комедии «Горе от ума». Не пропущенная цензурой при жизни Грибоедова, комедия стала достоянием тысяч людей в рукописном виде и сыграла большую роль в развитии освободительного движения в нашей стране. Поставленная в первый раз на сцене театра в Петербурге 26 января 1831 года, комедия «Горе от ума» не сходит со сцены и в наши дни.

    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...

    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...

    «Молчалины блаженствуют на свете», – с горечью скажет Чацкий, которого «все гонят, все клянут». Комедия Грибоедова построена так, что Чацкого и Молчалина хочется сравнивать. Александр Андреевич Чацкий еще не появился в комедии, а о нем уже говорят:...

  1. Новое!

    В комедии «Горе от ума» отразилось противостояние новых идей ста­рым. Грибоедов показал столкновение двух идеологий: «века нынешнего» и «века минувшего». На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у...

  2. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину...

    С другой стороны, автор прибегает к традиционной для «классической» комедии сюжетной схеме любовного треугольника: два соперника, Молчалин и Чацкий, добиваются любви героини. При этом первый равнодушен к Софье, видит в ней лишь средство пробиться в московские...

Значение комедии "Горе от ума"

Не являясь профессиональным писателем, А С Грибоедов остался в истории нашей культуры автором одного гениального произведения, оказавшего огромное влияние на всю русскую литературу.

"Горе от ума" (1824 год) появилась в счастливый момент - за несколько месяцев до выступления декабри-стов. В комедии драматург реалистически убедительно показал накаленную обстановку в дворянском обществе, изобразив основной конфликт своего времени - столкновение консервативных дворян с новыми силами в лице Чацкого. По богатству содержания и художественному оформлению "Горе от ума" явилось комедией исключительной, для того времени небывалой в русской и европейской литературе. Ее значение необычайно велико.

Безусловно, пьеса очень важна в познавательном отношении. В комедии представлена широкая картина жизни московских дворян после Отечественной войны 1812-го года. В своей пьесе А.С.Грибоедов показал, какие вопросы (политические, экономические, нравственные) волновали в то время (10-20ые годы XIX-го века) русское общество. Герои яростно спорят и отстаивают свою точку зрения по вопросам об отношении к крепостному праву, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании, о праве "свое суждение иметь" или не иметь. Нашли свое отражение споры о суде присяжных, о парламенте, о пансионах и институтах, о взаимном обучении, цензуре и многом другом.

Косные дворяне испытывают тревогу за свое благополучие, обнаруживая злобную ненависть к вольнодумству. В богатой галерее образов мастерски представлен мир чиновников, дворянства, крепостников-помещиков, тупоумных офицеров-солдафонов, передовых людей, близких декабристам по взглядам. В качестве материала для своей комедии драматург взял подлинную жизнь московских дворян и показал ее реалистически, изобразив конфликт декабристски настроенного Чацкого с защитниками "века минувшего". А С Грибоедов показал в пьесе "процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды и борьбу с нею". Он сумел увидеть нового передового героя в самой жизни. Не зря многие считали, что прототипом Чацкого был выдающийся современник автора П. Я. Чаадаев.

И все же образ Чацкого - это собирательный образ эпохи декабристов, своеобразный "герой времени". Александр Андреевич Чацкий - новый тип личности героя. Это первый в русской литературе образ дворянина-интеллигента, "выламывающегося" из своей сословной среды (как и сам А С Грибоедов), образ "мыслящего друга человечества…". А.И. Герцен писал: "Чацкий - это декабрист". И герой во многом близок декабристам. В своих монологах он не только отвергает устаревшие нормы жизни, но и пропагандирует новую идеологию, дух свободомыслия ("Он вольность хочет проповедать", - так говорит о нем Павел Афанасьевич Фамусов), честное служение "делу, а не лицам" ("Служить бы рад, прислуживаться тошно"). Чацкий в комедии - второе "я" Грибоедова, в его уста автор вложил свои мысли и представления о жизни. Так драматург дал возможность своему герою выразить самую актуальную в то время - вольнолюбивую тенденцию русского общества ("слово" Чацкого есть его "дело").

Пьеса А.С.Грибоедова имеет непреходящее историческое значение. Автор на современном ему материале изобразил не только героя своего времени, но и социальный конфликт "старых" сил и "новых", в чем проявился "конкретный историзм" драматурга. Он "перенес" в комедию характерные черты общественных и бытовых явлений того времени. С образом главного героя, Чацкого, связан исторический оптимизм пьесы. Да, на сцене Чацкий одинок, но у него есть друзья-единомышленники ("В друзьях особенно счастлив"), есть последователи (двоюродный брат Скалозуба, который "службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать", племянник княгини Тугоуховской, князь Федор).

Многие декабристы предвидели свою гибель, но "прочно стояли на позиции исторического оптимизма", видя свой долг в том, чтобы "выступлением разбудить целое поколение". Новое всегда побеждает, поэтому Чацкий "неизбежен при каждой смене одного века другим". Сама ситуация борьбы Чацкого с косностью, столкновения с барской Москвой типична и вечна, как мир. В этом и заключается бессмертие "Горе от ума".

Комедию А.С. Грибоедова отличает драматургическое и художественное мастерство. Так, автор создал великолепную галерею образов, в которой все персонажи написаны ярко, впечатляюще. Драматург сумел избежать схематизма в изображении героев, великолепно передал сложность психологии персонажей, внутреннюю логику их чувств. Как гениальный реалист, А С Грибоедов показал человека в одно и то же время как индивидуальную личность и как лицо типичное, поэтому его герои представляют типические обобщения огромной силы. Создавая своих героев, автор решал важную для драматурга задачу языковой характеристики персонажей.

В комедии каждый говорит свойственным ему живым, разговорным русским языком. Как и предсказывал АСП, многие стихи комедии вошли в нашу речь. Кроме того, глубокий смысл комедии состоит в том, что в пьесе показано, как в условиях крепостничества, деспотизма обречены на гонения всякая независимая мысль, искренние чувства. Так, личная драма Чацкого разрастается в общественную драму целого поколения передовых людей декабристской эпохи. Не зря А. Бестужев пророчил: "Будущее оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений…"

«Горе от ума» для своего времени стала поистине исключительным, небывалым произведением в русской и западноевропейской драматургии с точки зрения формы, содержания и художественной составляющей. Значение этой комедии оценивается критиками и литературоведами необычайно высоко.

1. Данное произведение очень ценно в познавательном, историческом смысле. «Горе от ума» - это, прежде всего, реалистичное описание жизни всей России, которую можно было наблюдать после 1812 года, по окончании Отечественной войны.

Комедия показывает читателю целый ряд различных сценических и внесценических персонажей. Здесь автором представлен мир чиновников, сановное дворянство, помещики, а также приверженцы декабристских взглядов, передовые люди. В этом произведении подняты, выставлены на всеобщее обозрение остро стоящие общественные и политические вопросы того времени: о крепостном праве, просвещении, службе, дворянском воспитании. Автор затрагивает также спорные вопросы о суде присяжных, институтах, пансионах, цензуре. Эпоха того времени освещена со всех возможных сторон.

2. Воспитательное значение произведения тоже нельзя недооценивать. Грибоедов критикует мир произвола, насилия, невежества, лицемерия. Он показывает читателю, что в мире подхалимства, где судьбы людей вершат Фамусовы и Молчалины, гибнут самые хорошие человеческие качества. Этой комедией автор хотел возбудить презрение, ненависть к фамусовскому обществу. Он осуждает холопство, так называемое молчалинство во всех проявлениях. Комедия проникнута духом сражения, борьбы за честного человека, его достоинство и русскую культуру. Именно Чацкий выступает здесь в образе положительного героя, настоящего революционера-декабриста. Поэтому «Горе от ума» декабристы использовали в своей революционной пропаганде, сражаясь против существующего самодержавного строя.

3. Особое место занимает данная комедия в развитии национальной русской драмы, что определяется реализмом произведения. В самом построении «Горя от ума» наблюдаются черты классицизма, к которым относятся соблюдение трёх единств, яркие, «говорящие» фамилии некоторых персонажей, большие монологи. Однако по содержанию комедия относится к реалистичным произведениям. Автор брал материал для своего произведения из реальной, существующей в ХIХ веке 20-х годов жизни московского дворянства. Он воспроизвёл все события как художник-реалист, обнажая особо острые противоречия того периода: борьбу революционно настроенных масс с защитниками самодержавия и крепостничества.

Грибоедов максимально полно, целостно обрисовал свои персонажи. Каждый из героев является носителем не одной характерной черты, порока либо добродетели, а выступает в образе живого человека, которому свойственны противоречивые качества. Грибоедову удалось показать человека в двух ипостасях: как личность, и как типичное лицо, сформированное под воздействием определённых общественных условий. Герои комедии являются одновременно индивидуальными и типичными, а потому их имена становятся нарицательными. Фамусовыми называют бездушных чиновников, подхалимов – Молчалиными, грубых, невежественных военных – Скалозубовыми, всех, кто беспрестанно гоняется за модой и пустословит, – Репетиловыми.

Талант Грибоедова проявился и в индивидуализации речи героев комедии. Эту важную для драматурга, писателя-реалиста задачу ему удалось выполнить особенно хорошо. Каждое действующее лицо излагает мысли живым разговорным языком, свойственным только ему. А ведь сделать это было достаточно трудно, если учитывать, что комедия написана в стихотворной форме. Грибоедов сумел придать разностопному ямбу характер непринуждённой, естественной беседы. Пушкин, после прочтения «Горя от ума», сказал, что половина этих стихов достойны того, чтобы стать пословицами. Эти слова быстро стали реальностью. В 1825 году, в мае, В. Ф. Одоевский писал, что многие фразы из комедии сделались пословицами. Он утверждал, что ему часто случалось слышать целые разговоры, диалоги, большая часть которых состояла из стихов Грибоедова.

Мастерство автора этого произведения, художественный реализм, смело показанные проблемы общества той эпохи во многом решили судьбу «Горя от ума». При жизни Грибоедова гениальное произведение не пропустила в свет цензура, но в рукописном варианте она стала известна тысячам, сыграла огромную роль в освободительном движении. Впервые «Горе от ума» люди увидели на сцене театра 26 января 1831 года в Петербурге. И с тех пор комедия не сходит со сценических подмостков.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры