Чтобы быть честным нужно толстой. Презентация на тему: "Л.Н

Главная / Чувства

«Вот уже шесть дней, как я поступил в клинику, и вот шесть дней, как я почти доволен собою» - так начинается первая дневниковая запись, которую 30 марта (17 марта по старому стилю) 1847 года сделал будущий великий писатель и публицист, а тогда 19-летний студент юридического факультета Императорского Казанского университета Лев Николаевич Толстой.

В своей первой записи молодой Толстой размышляет в основном о пользе уединения. «Легче написать 10 томов философии, чем приложить одно какое-нибудь начало к практике», - завершает он свои рассуждения, возможно, первым из своих дневниковых афоризмов.

Составив в той, первой, тетради целый блок правил, в которые в том числе входило конспектирование всех прочитанных книг и важных событий, Лев Толстой продолжил вести дневники до конца жизни и сам считал их самым ценным из всего написанного. Излюбленными дневниковыми темами писателя станут религия, семья, нравственное воспитание и любовь.

«Известия» выбрали несколько ярких цитат из его дневников разных лет.

О жизни

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать... и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

«Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные».

«Ничто так не ослабляет силы человека, как надежда в чем-либо, кроме своего усилия, найти спасение и благо».

«Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя».

«Дело жизни не в том, чтобы быть великим, богатым, славным, а в том, чтобы соблюсти душу».

О счастье

«Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастие людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе от судьбы».

«Счастье охотнее заходит в дом, где всегда царит хорошее настроение».

«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».

«Несчастие делает добродетельным - добродетель делает счастливым - счастье делает порочным».

О себе

«Когда я искал удовольствия, оно бежало от меня, а я впадал в тяжелое положение скуки - состояние, из которого можно перейти ко всему - хорошему и дурному; и скорее к последнему. Теперь, когда я только стараюсь избегать скуки, я во всем нахожу удовольствие».

«Странно, что мне приходится молчать с живущими вокруг меня людьми и говорить только с теми далекими по времени и месту, которые будут слышать меня».

«Тайна в том, что я всякую минуту другой и всё тот же. То, что я всё тот же, делает мое сознание; то, что я всякую минуту другой, делает пространство и время».

О знаниях

«Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное».

«Знания - орудие, а не цель».

О деле

«Для общего дела наверное лучше делать каждому, что ему велено, а не то, что ему кажется хорошим».

«То, что предположил себе делать, не откладывай под предлогом рассеянности или развлечения; но тотчас, хотя наружно, принимайся за дело. Мысли придут».

«Лучше попробовать и испортить (вещь, которую можно переделать), чем ничего не делать».

«Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь».

О мечтах

«В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого».

«Не знаю, как мечтают другие, сколько я ни слыхал и ни читал, то совсем не так, как я <...> Другие говорят, что горы, казалось, говорили то-то, а листочки то-то, а деревья звали туда-то. Как может прийти такая мысль? Надо стараться, чтобы вбить в голову такую нелепицу».

О народах

«Жизнь всех народов везде одна и та же. Более жестокие, бесчеловечные, гулящие люди кормятся насилием, войною, более мягкие, кроткие, трудолюбивые - предпочитают терпеть. История есть история этих насилий и борьбы с ними».

«Если русский народ - нецивилизованные варвары, то у нас есть будущность. Западные же народы - цивилизованные варвары, и им уже нечего ждать».

«Западные народы бросили земледелие и все хотят властвовать. Над собой нельзя, вот они и ищут колоний и рынков».

О семье и отношениях

«Есть такие минуты, когда мужчина говорит женщине больше того, что ей следует знать о нем. Он сказал - и забыл, а она помнит».

«Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряпня, шитье, стирка, нянчанье составляют исключительно женское дело, что делать это мужчине - даже стыдно. А между тем обидно обратное: стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка».

«Если сколько голов - столько умов, то сколько сердец - столько родов любви».

О старости

«Старость - самая большая неожиданность в жизни».

«В глубокой старости идет самая драгоценная, нужная жизнь и для себя, и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна в квадратах расстояния от смерти».

Последний дневник

16 августа 1910 года (29 августа по старому стилю) - менее чем за два месяца до смерти - Лев Николаевич начнет свою последнюю дневниковую тетрадь, озаглавив ее «Дневник для самого себя».

«Всё то же, еще хуже. Только бы не согрешить. И не иметь зла. Теперь нету», - записал в нем Лев Толстой через два месяца, 16 октября 1910 года.

7 ноября 1910 года Лев Толстой скончался в селе Астапово Рязанской губернии. После него осталось около 4,7 тыс. страниц дневниковых записей, составившие 13 из 22 томов полного собрания сочинений писателя.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно
бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.

Л.Н. Толстой.

Кто из нас хотя бы раз в жизни
не задавался трудным вопросом о смысле жизни, не мучился, ища ответ на него
и, наконец, не находил его? Конечно, нам потребовался бы не день и не два,
а годы, десятилетия, вся жизнь. Кто-то находил ответ перед смертью,
как, например, князь Андрей; кто-то знал с детства, к чему надо
стремиться, в чем состоит смысл жизни, как Наташа Ростова; кто-то
жил в праздности, понимая, что так жить нельзя, думал над этим вопросом,
мучился, сомневался и обретал, наконец, то, что необходимо было для счастья,
находил пусть неполный, но ответ, как Пьер. Мысли и чувства героев эпопеи близки
Л.Н. Толстому. Все, что произошло с ними в романе, наверняка, испытал
и сам Лев Николаевич.

Сколько разочарований на пути князя Андрея!
Сначала он жаждет славы, величия, подвига, любви всего человечества, возвышает,
идеализирует Наполеона и Тулон. Лишь Аустерлиц и его вечное небо покажут князю,
что его стремление окажется чем-то не тем, о чем ему мечталось,
что мечты не совпадают с действительностью, что они - это гордость, отделяющая
его от судеб других людей. Небо скажет, что героический подвиг - это мелочь,
суета. Под небом Аустерлица изменяется система ценностей князя Андрея.
В его воображении возникает дом, жена, сын, отец, сестра. Но счастье, такое
простое, семейное счастье, привычное Ростовым, не будет дано Болконскому.
На глазах умирает жена… Андрей остается наказанным страданием в тихой домашней
жизни, которой он впервые пожелал на поле Аустерлица. Вся глубина
и значительность этой жизни не открывается Андрею. Князь похож на небо. Небо -
холодное, отрешенное, справедливое, и князь Андрей ищет в жизни совершенства.
Однако он видит разницу между совершенством неба и низменностью отношений между
людьми, земным несовершенством. Это и есть трагизм положения князя Болконского.
Но надежды остались. «Свидание с Пьером в Богучарове было для князя Андрея
эпохой, с которой хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире
его новая жизнь». Теперь его жизнь - это любовь, любовь к Наташе. Она во многом
эгоистична, лишь в конце Андрей поймет, что такое любовь, полюбит и простит
Наташу по-настоящему, будет надеяться и отвергать мысли о жизни.
«Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи?» -
спрашивает князь. И тут же говорит: «Любовь? Что такое любовь? Любовь лишает
смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому,
что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне,
частице любви, вернуться к общему и верному источнику».

Общий источник…
Л.Н. Толстой полагал, что «человек - частица бесконечной жизни. Осознавая свою
принадлежность и ответственность перед ней, содействуя благу людей, человек
находит свое истинное место в бесконечном процессе жизни».

А Наташа?
Кто такая Наташа? Она - жизнь. Ей много пришлось вытерпеть: смерть любимого
человека, смерть брата Пети, горе матери. Но как раз общее горе показало
ей, что «сущность ее жизни - любовь - жива в ней. Проснулась любовь, проснулась
жизнь». Действительно, проснулась любовь. Наташа полюбила Пьера и вышла за него
замуж. Через семь лет мы снова встречаем Наташу и поражаемся той внешней
перемене, которая с ней произошла. Перемена огромна. Остается только удивляться,
поражаться. Невольно задаешь вопрос: «Во что Наташа превратилась?»
Но, поразмыслив, отвечаешь: «Она осталась такой же, как и была. Она изменилась
только внешне. Ее не интересует теперь ее одежда, прическа, а интересует муж,
дети, родные». С самого детства Наташа знала, как неравны мужчина и женщина.
И все свои силы, всю свою жизнь она посвятила любимому мужу, любимым детям
и близким.

Параллельно с историей поиска князя Андрея в романе идет
история исканий Пьера Безухова. Пьер задает себе те же вопросы, что и князь
Болконский. «Что дурно? Что хорошо? Для чего жить, и что такое я? Что такое
жизнь, что смерть? - спрашивает он себя». Не было ответа ни на один из этих
вопросов, кроме одного, ответ: «умрешь - все кончится».

Временное
удовлетворение Пьер находит в масонстве, но разочаровывается в нем. Его поражает
обрядовость, ритуальность всех действий масонов, пустота и бесцельность жизни.
Все люди чувствуют этот ужас, и жизнь заключается в одном - в «спасении
от жизни». Лишь Бородинское сражение, вид убийства пробуждают Пьера, но вместе
с тем и разрушают многие его представления. «В нем, хотя он и не отдавал себе
отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою
душу, и в Бога».

Когда Пьер знакомится с Каратаевым,
человеком-солдатом, от которого веет любовью к жизни, он чувствует,
что «прежде разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то
новых основах воздвигался в его душе». Пьер понимает, что человек создан
для счастья и любви. Пьер не думает уже о себе и о Каратаеве. Он подводит итоги
всему прожитому: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется,
и это движение есть Бог. Любить жизнь - любить Бога. Труднее и блаженнее всего -
любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». И уже после
освобождения Пьер восклицает: «Буду жить. Ах, как славно!»

Как жить?
Честно. Это говорит Толстой. А что значит: «жить честно»? Это значит,
что человек ничего не должен требовать от своей жизни, кроме правды. Образ Пьера
был задуман Толстым как образ будущего декабриста. Он рожден для того, чтобы
бороться, давать счастье людям. А это и означает, что жизнь Пьера - честная.
Сам Лев Николаевич остался верен клятве, данной в молодости.

В
чем же видят лучшие герои романа смысл жизни? В любви. Любовь - Бог, жизнь,
вероятно. На любви и держится мир. Читая роман, невольно начинаешь верить в это.
Но не только в ней одной дело. В Библии сказано, что суть жизни есть путь
к Богу, очищение от грехов, что каждому человеку дано в жизни искупить свой долг
перед Богом - прославлять его деяния и верить в него. Суть жизни - вера в Бога.

В романе показаны люди, у которых есть определенная цель в жизни.
Они мало раздумывают над вопросами о смысле жизни. Борис думает о карьере,
Берг - тоже, Николай - о семейном благополучии, о тихой помещичьей жизни.
Но мне кажется, что они рано или поздно придут к этому вопросу и, может быть,
сумеют ответить на него.

А я хочу, чтобы наш мир стал хоть чуточку
добрее, чтобы люди были терпимее друг к другу. Ведь ради этого стоит жить. Надо
только совершенствовать себя.

Проблемы нравственности, духовности всегда были самыми важными в литературе XIX века. Писателей и их героев постоянно волновали самые глубокие и серьезные вопросы: как жить, в чем смысл человеческой жизни, как прийти к Богу, как изменить в лучшую сторону не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Именно такие мысли переполняют одного из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьера Безухова.

В начале романа Пьер предстает перед нами совершенно наивным, неискушенным юношей, прожившим всю свою юность за границей. Он не умеет вести

Себя в светском обществе, в салоне Анны Павловны Шерер он вызывает беспокойство хозяйки и страх: «Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Пьер ведет себя естественно, он единственный в этой среде не носит маску лицемерия, он говорит то, что думает.

Став обладателем большого наследства, Пьер, с его честностью и верой в доброту людей, попадает в сети, расставленные князем Курагиным. Попытки князя завладеть наследством не увенчались

Успехом, поэтому он решил получить деньги другим способом: женить Пьера на своей дочери Элен. Пьера привлекает ее внешняя красота, но он не может разобраться, умна ли она, добра ли. Он долго не решается сделать ей предложение, фактически он и не делает его, все за него решает князь Курагин.

После женитьбы наступает переломный момент в жизни героя, период осмысления всей своей жизни, ее смысла. Кульминацией этих переживаний Пьера стала дуэль с Долоховым, любовником Элен. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о наглом и циничном отношении к нему Элен и Долохова, закипает гнев, «что-то страшное и безобразное поднималось в его душе». Дуэль высвечивает все лучшие качества Пьера: его храбрость, храбрость человека, которому нечего терять, его человеколюбие, его нравственную силу. Ранив Долохова, он ждет его выстрела: «Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него».

Пьера автор сопоставляет с Долоховым в этой сцене: Пьер не хочет причинить ему вред, тем более убить его, а Долохов сокрушается, что промахнулся и не попал в Пьера. После дуэли Пьера терзают мысли и переживания: «Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате»

Он анализирует все произошедшее, отношения с женой, дуэль и понимает, что потерял все жизненные ценности, он не знает, как ему жить дальше, винит только себя в совершении этой ошибки - женитьбе на Элен, размышляет о жизни и смерти: «Кто прав, кто виноват? Никто. А жив - и живи: завтра умрешь, как я мог умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью? …Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» В этом состоянии нравственных сомнений он встречает на постоялом дворе в Торжке масона Баздеева, и «строгое, умное и проницательное выражение взгляда» этого человека поражает Безухова.

Баздеев видит причину несчастья Пьера в его неверии в Бога: «Пьер с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек». Пьер сам вступает в масонскую ложу и старается жить по законам добра и справедливости. Получив жизненную опору в виде масонства, он обретает уверенность в себе и цель в жизни. Пьер едет по своим поместьям, пытаясь облегчить жизнь своим крепостным. Он хочет построить для крестьян школы, больницы, но хитрый управляющий обманывает Пьера, и практических результатов поездки Пьера нет. Но сам он полон веры в себя, и в этот период своей жизни ему удается помочь своему другу, князю Андрею Болконскому, который занимается воспитанием сына после смерти жены.

Князь Андрей испытывает разочарование в жизни после Аустерлица, после смерти маленькой княгини, и Пьеру удается расшевелить его, пробудить интерес к окружающему: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем».

Толстой показывает нам, как период осмысления своей жизни может сменяться полным разочарованием и отчаянием, что и происходит с его любимым героем. Пьер теряет веру в учение масонов, когда видит, что все они заняты не устройством мира, а собственной карьерой, благополучием, погоней за властью. Он возвращается в светское общество и опять живет пустой, бессодержательной жизнью. Единственное, что есть у него в жизни, - это любовь к Наташе, но союз между ними невозможен.

Война с Наполеоном придает смысл жизни Пьера: он присутствует на Бородинском сражении, он видит мужество и героизм русских солдат, он находится рядом с ними на батарее Раевского, подносит им снаряды, помогает чем может. Несмотря на его нелепый для сражения вид (он приехал в зеленом фраке и белой шляпе), солдаты прониклись симпатией к Пьеру за его смелость и даже дали прозвище «наш барин».

Страшная картина боя поразила Пьера. Когда он видит, что на батарее почти все погибли, он думает: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснуться того, что они сделали!» После сражения Пьер размышляет о мужестве русских солдат: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими…Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего….Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли - вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо!»

Сопрягать свою жизнь с жизнью народа - вот к какой идее приходит Пьер. Дальнейшие события в жизни Пьера только подтверждают эту мысль. Попытка убить Наполеона в горящей Москве оборачивается спасением жизни французского офицера, а спасение девочки из горящего дома и помощь женщине - взятием в плен. В Москве Пьер совершает свой подвиг, но для него это естественное поведение человека, так как он смел и благороден. Наверное, самые главные события жизни Пьера происходят в плену.

Знакомство с Платоном Каратаевым научило Пьера той необходимой жизненной мудрости, которой ему не хватало. Умение приспосабливаться к любым условиям и не терять при этом человечности и доброты - это раскрыл Пьеру простой русский мужик. «Для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда», - так пишет Толстой о Платоне Каратаеве. В плену Пьер начинает ощущать свое единство с миром: «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!»

Когда Пьера освобождают, когда начинается совсем другая, полная новых проблем, жизнь, в его душе сохраняется все то, что он перестрадал и перечувствовал. Все пережитое Пьером не прошло бесследно, он стал человеком, знающим смысл жизни, ее цель. Счастливая семейная жизнь не заставила его забыть о своем предназначении. То, что Пьер вступает в тайное общество, то, что он будущий декабрист, закономерно для Пьера. Он всей своей жизнью выстрадал право бороться за права других людей.

Описывая жизнь своего героя, Толстой показывает нам яркую иллюстрацию к тем словам, которые записал когда-то у себя в дневнике: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

(2 votes, average: 5.00 out of 5)

Разделы: Литература

Цель урока: познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого.

Чтоб жить честно, надо рваться,
Путаться, биться, ошибаться,
Начинать и бросать, и опять начинать и опять
Бросать, и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие - душевная подлость.
Л.Н.Толстой

Ребята, как вы думаете, что значит жить честно? (Ответы учащихся)

- А вот как ответил на этот вопрос Л.Н. Толстой: "Мне смешно вспомнить, как я думывал, и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и вечный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать, не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно!.. Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость. Эти слова Льва Николаевича многое объясняют в его жизни и творчестве.

- Какие факты из биографии писателя вам уже известны? Какие произведения вы помните? ("Прыжок", "Акула", "Помощь идет", "Севастопольские рассказы")

Проблески этих идей рано возникали в сознании Л.Н. Толстого. Он не раз вспоминал игру, которую очень любил в детстве. Её придумал старший из братьев толстых - Николенька. "Так вот он-то, когда нам с братьями было - мне пять, а Митеньке шесть, Сереже семь лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями.

Как вы думаете, почему именно муравьиное братство? (Муравьи - это труженики, создают все сообща, это миролюбие, это доброта, это взаимопомощь)

И я помню, что слово "муравейное" особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке." Тайна, по словам Николеньки, человеческого счастья была "написана на зеленой палочке, а палочка зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа". Чтобы узнать тайну, надо было выполнить много трудных условий...

Идеал муравейных братьев - братство людей всего мира- Толстой пронес через всю жизнь. "Мы называли это игрой,- писал он в конце жизни, - а между тем все на свете игра, кроме этого..."

Детские годы Толстого прошли в тульском имении родителей - Ясной Поляне. Матери Толстой не помнил: она умерла, когда ему не было двух лет. В 9 лет он потерял и отца. Участник заграничных походов времен Отечественной войны, отец Толстого принадлежал к числу дворян, критически относившихся к правительству: он не пожелала служить ни в конце царствования Александра I, ни при Николае.

"Разумеется, я не понимал этого в детстве, - вспоминал много позднее Толстой, - но я понимал то, что отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства, которое я видел в нем, увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним".

Воспитательницей осиротевших детей Толстых (четырех братье и сестры Машеньки) стала дальняя родственница семьи Татьяна Александровна Ергольская. Тетенька была н6еобычайно добра и как - то радостно любила всех. Этой ласковой большой любви к людям она учила и детей - не словами учила, а примером всей своей тихой, ясной жизни. Детей она любила, как родных, и особенно была привязана к маленькому Левочке.

Сохранились детские стихи Толстого, посвященные "милой тетеньке". Писать он начал лет с семи.

-А кого мы еще знаем из классиков, кто тоже начал писать в 7 лет и первые свои стихи посвятил маменьке? (Н. Некрасов "Любезна маменька, примите сей слабый труд и рассмотрите, годится ли он куда - нибудь."

До нас дошла тетрадь за 1835г., озаглавленная: "Детские забавы. Первое отделение..." Здесь описаны разные породы птиц.

Сокол есть очень полезная птица она любит газелей. Газель есть животное, которое бегает очень скоро, что собаки не могут его поймать, то сокол спускается и убивает его. (Орфографические и пунктуационные ошибки сохраняются).

Первоначальное образование Толстой получил дома, как принято было тогда в дворянских семьях, а в 17 лет поступил в Казанский университет, но весной 1847г он оставил его и поселился в деревне. После смерти отца, Льву, по его просьбе, в наследство передали имение Ясная Поляна. Здесь он пытается найти применение своим силам. Он ведет дневник, чтобы давать себе "отчет каждого дня с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться", составляет "правила для развития воли", берется за изучение многих наук, решает улучшить жизнь крестьян. Лев Николаевич мечется, ищет цели в жизни. Он то собирается ехать в Сибирь, то отправляется в Москву и проводит там несколько месяцев, то едет в Петербург, где успешно сдает экзамены в университет на степень кандидата, но не завершает и этого начинания; то собирается в конногвардейский полк; то вдруг решает арендовать почтовую станцию... (Связать с эпиграфом: "...А спокойствие - душевная подлость".) В эти же годы Л. Толстой серьезно занимается музыкой, открывает школу для крестьянских детей, берется за изучение педагогики. Известен такой факт:

Простые люди, узнав, что есть такой граф, который помогает беднякам, решили обратиться к нему с просьбой. Им посоветовали, мол, придите, встаньте на колени и бейте перед ними челом. Мужики так и сделали. Л.Н Толстой, увидев это, остановился в недоумении. "Как же я буду с вами разговаривать?- спрашивает он, а они не встают. Тогда он тоже опустился на колени. "Ну, вот теперь мы с вами можем и поговорить".

Так что значит жить честно? (Чтобы жить честно, нужно уважать человека, независимо от социального положения)

В мучительных поисках Толстой постепенно приходит к тому главному делу, которому посвятил всю остальную жизнь, - к литературному творчеству.

В 1851г. Вместе с братом Николаем Лев Николаевич отправляется на Кавказ, где шла бесконечная война с горцами, - отправился, однако, с твердым намерением стать писателем. Он участвует в боях и походах, сближается с новыми людьми и приходит к выводу, что не офицеры настоящие герои, а простой солдат кует победу.

В первый же год кавказской службы он написал "Детство" и напечатал его в журнале "Современник", редактором которого был в то время Н. Некрасов, под псевдонимом Л.Н.

Некрасов пишет, если Толстой неслучайный человек в литературе, советую печататься под полным именем. Позднее печатаются "Отрочество"(1854) и "Юность" (1857), составившие вместе с первой с первой частью автобиографическую трилогию. Главный герой духовно близок автору, наделен автобиографическими чертами.

Сокровенный принцип Толстого - писать от сердца. Фальшь, лицемерие не совместимы с талантом настоящего человека. Как было сказано уже, Толстой тяготился барским укладом быта в Ясной Поляне, он не раз порывался ее покинуть. Первый раз он попытался уйти из дома летом 1881г., но чувство любви и жалости к жене и детям заставило его вернуться с дороги. Так закончились и другие попытки ухода, которые он предпринимал позднее. И вот в ночь 28 октября 1910 года Толстой тайно покинул Ясную Поляну, решив поехать на юг и поселиться в крестьянской избе, желая провести остаток своих дней среди трудового народа. Давняя его мечта не сбылась: по дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сойти на маленькой станции Астапово и попроситься в дом начальника станции. Слух об уходе Толстого и его болезни быстро распространился. Сотни людей ринулись в Астапово. Все хотели видеть Толстого. Но он чувствовал себя очень плохо, и к нему никого не допустили. В этом доме Л.Н. Толстой и скончался.

На похороны в Ясную Поляну стекались тысячи людей. Когда писатель пишет - это одно, но когда живет так, как пишет и как зовет жить других,- это совсем иное. Это очень редко. И очень трудно. Но это и вызывает любовь.

Старик, старавшийся жить по совести, оказался дорог и необходим всем добрым людям.

Рассказ "После бала" написан Л.Н. Толстым в 1903г., когда писателю было уже далеко за 70 лет. Более 50 лет назад, когда Л.Н.Толстой был студентом Казанского университета, он рассказывал, что знал одного полковника- командира, "который накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонением насмерть сквозь строй бежавшего солдата - татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью". Вот о таком полковнике и вспомнил писатель в рассказе "После бала"

- Кто повествует нам о всех происходящих событиях?(Иван Васильевич)

- А это повествование состоит из скольких основных частей? (Из двух частей: бал и после бала).

Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Это 2-я часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина.)

А зачем писателю понадобилась 1-я часть? Он мог начать прямо со сцены избиения, раз это главная часть. Так можно было создать простую газетную заметку, а Л. Толстой создает художественное произведение. Почему ? (В рассказе очень важен и сам Иван Васильевич, его чувства, какие он переживает на балу и после бала. Без 1-ой части не было бы и произведения искусства, так как именно 1-ая часть повествует, как можно было ошибаться, принять фальшивую внешность за настоящую действительность.

Д/з. Составить таблицу в тетради

Тема урока: Антитеза как основное средство художественного изображения в произведении.

Цель урока: показать душевные терзания обыкновенного человека.

На прошлом уроке мы пришли к выводу, что по сравнению с первой частью вторая производит более сильное впечатление. Посмотрим, как это происходит.

Какими эпитетами обрисован праздник у предводителя? (бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит почти беспрерывно)

С кем мы знакомимся на балу?(С Варенькой и полковником)

Смотрите, сколько в их описании светлых, радостных, восторженных эпитетов! (в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у нее "сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые и, милые глаза"; он красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами, длинными стройными ногами. Как он скромен, уверяя, что разучился танцевать. Но как " он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно задвигалась вокруг залы")

-Вызывает ли портрет полковника у вас симпатию? Для чего автор вводит эпитет "радостная улыбка"? (Показать внешнюю доброжелательность.)

-Зачем Л.Н. Толстой описывает танец? (Дополнение к гармонии во внешности)

Слово "красивый" употребляется несколько раз зачем? (Показать, что перед нами рыцарь, кавалер с прекрасными манерами).

Какие чувства испытывает Иван Васильевич на балу? (Иван Васильевич смотрит на полковника и Вареньку с восторженным умилением. Милыми ему кажутся даже немодные сапоги полковника: "Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные". "Он нежно, мило обхватил дочь руками за уши, поцеловав в лоб, привел ее ко мне". " К отцу... ее с его сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженное, нежное чувство".

Чем можно объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает " с восторженным умилением"? (Тем, что он влюблен, захвачен праздничной атмосферой званого вечера, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости и красоты).

Это в 1-ой части, а во2-ой?

Описание полковника (Высокий военный в шинели и фуражке...ее отец со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.)Маска сорвана. Есть все, кроме улыбки. Куда подевались нежные чувства и восторженные слова?

Рассмотрим в сопоставлении полковника и наказываемого (домашнее задание)

Контраст усиливается, когда Иван Васильевич видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата (Зачитать)

Что испытывает Иван Васильевич, видя эту сцену? (Почти физическую, доходящую до тошноты тоску).

При помощи чего он передает бездушие, длительность и ужас совершающегося? (Повторением одних и тех же слов "...все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым".

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого мира резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части.

- Давайте посмотрим, как намечается переход от 1-ой части ко 2-ой. Сравним описание бала в начале рассказа с описанием предутренней улицы. Как постепенно возникает контраст между музыкой бала, которая еще звучит в душе Ивана Васильевича, и иной музыкой, которую он слышит, приближаясь к плацу.

Зачем автору нужно контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют? (Это позволяет автору существо их характеров и в тоже время обнажить социальное противоречие царской России.)

Ребята, а как вы думаете, почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказывается жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком?

Ребята, казалось бы произведение Л.Н. Толстого как будто бы написано о давно прошедшей жизни, но присмотритесь внимательно: не заставляет ли оно кое о чем задуматься и теперь? О чем? (Иван Васильевич охвачен на балу ощущением красоты, чувством любви ко всем, чувством счастья, которое все растет и растет. Ему кажется, что это и есть настоящая жизнь. А Варенька представляется ему идеальным неземным существом. Но случай сталкивает его с подлинной правдой жизни, и все представления его о счастье опрокидываются. Чувство радости и счастья превращается в тоску и физическую тошноту. Варенька по - прежнему остается изящной и красивой девушкой, она еще молода, неопытна и кто знает, кем она станет. Но вся любовь к Вареньке "сошла на нет" .

-Почему? (На этот вопрос отвечает сам Иван Васильевич: "Когда она, как это часто бывало с ней, задумываясь, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как - то неловко и неприятно". Красота Вареньки перестала быть привлекательной для Ивана Васильевича, потому что, начиная с бала, ее облик в представлении Ивана Васильевича тесно связан с обликом ее отца.).

Д/з письменно ответить на вопрос ""В чем современное звучание рассказа Л.Толстого "После бала"?


"Мы делали невозможное, потому что не знали, что это невозможно."

У. Айзексон

Жить честно - значит жить и действовать, руководствуясь правдой. Честный человек всегда искренен и высокоморален, не имеет намерений, подкреплённых корыстью, стремлением навредить другому человеку. Жизнь честная является своеобразным синонимом жизни праведной, и сил на неё хватает лишь у немногих: казалось бы, даже самые искренние люди, а однажды все равно совершают ошибку.

И если просматривать поступки каждого человека, то окажется, что абсолютная честность без малейших проступков - настоящее чудо, встречающееся очень редко. Я считаю, что стремление к честности - это путь долгий и сложный, а любой путь лежит через ряд ошибок, верных и неверных решений.

Честность достигается путём внутренней борьбы человеческой души с различными желаниями, противоречащими морали. Это процесс формирования мировоззрения, требующий огромного труда. В литературе немало писателей, главной задачей которых было описание человеческой души и изменений в ней вследствие различных событий. Однако стоит выделить литератора, уделявшего больше всех внимания размышлениям о диалектике души своих персонажей, Льва Николаевича Толстого.

В своих произведениях великий русский писатель заставляет литературных героев проходить огромное количество испытаний. В романе "Война и мир" князь Андрей Болконский проходит огромный путь внутренних столкновений и изменений. Он отправляется на войну с французами, но в итоге попадает на ещё одну войну – с самим собой. Жизнь честная, бескорыстная не подразумевает стремления к материальным, земным ценностям, направлена на совершение добра и отречения от зла. Князь Болконский следовал своим мечтам о славе, и этот факт не дает его поступкам стать подвигами. В сражении под Аустерлицем он, увидев, что знаменосец был убит, сидя на белом коне, подхватил знамя и понёсся с ним впереди солдат.

Однако было ли это героизмом? Князь Андрей в первую очередь хотел "красоты картины", где он выглядит героем, но всё это было неискренне, лишь ради себя самого. И лишь одно происшествие открыло ему глаза: он стал осознавать, что живёт не по чести, когда был ранен в бою, лёжа под открытым небом и не видя ничего, кроме природы. Этот опыт, приблизивший его к смерти, открыл ему глаза на все ошибки, все неверные стремления, которыми Андрей Болконский жил. Стремление к славе, величие Наполеона, красота собственных подвигов – всё показалась ему ложным. За это короткое время раздумий он проходит огромный путь, приводящий его к истинному пониманию честной, героической жизни. В сражении под селом Бородино появляется уже совершенно другой князь Андрей Болконский – искренний, честный, на своём опыте осознавший реальные ценности жизни и понявший все свои ошибки. Толстой доказывает мысль о том, что честная жизнь становится таковой только через огромный путь собственных ошибок и опыта.

Человек честный – не думающий всегда лишь о себе, и особенно человек, думающий в первую очередь о других без мысли о собственном преимуществе - встречается крайне редко, настолько, что это кажется почти невозможным или воспринимается как чуть ли не дикость. В рассказе "Матренин двор" Александра Иссаевича Солженицына главная героиня, Матрёна Васильевна, предстаёт перед читателем как образ человека с поистине честной жизнью. На её пути было огромное количество препятствий, но каждое из них она прошла и духовно не сломалась, не допустила ошибок. Она и билась, и путалась, и сталкивалась с множеством трудностей, переживала несправедливость судьбы, теряла самых родных людей – детей, словом, совершала невозможное, но для неё это не было подвигом. Ошибки допускали все остальные люди, относившиеся к ней потребительски, осознавшие это только после смерти Матрёны Васильевны – потому что всё хорошее со временем становится привычным, а то и вовсе "обязательным", и понимание истинной ценности приходит лишь с её потерей. К сожалению, люди часто ошибочно несправедливо относятся к тем, кто выбрал честную жизнь.

Честь только на первый взгляд кажется лёгкостью, на самом же деле это трудный путь, требующий от человека готовности "рваться, путаться, биться, ошибаться…"

Обновлено: 2016-12-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры