Цирк дю солей официальный. Цирк дю Солей (Cirque du Soleil)

Главная / Чувства

Компания, работающая в сфере развлечений, определяющая свою деятельность как «художественное сочетание циркового искусства и уличных представлений». Была основана в 1984 году Ги Лалиберте и Жилем Сент-Круа и базируется в Монреале (Канада). Цирк известен принципиальным отказом от участия животных в спектаклях и своими синтетическими представлениями, в которых цирковое мастерство соединяется с музыкой, причудливым дизайном и хореографией. Считается, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство.

В штате компании более 4000 человек, работающих в разных группах, что позволяет давать представления в разных городах одновременно. Основная часть труппы даёт представления в Лас-Вегасе , гастрольная часть ездит с различными шоу по всему миру, выступая как на арене под временным шатром (шапито) или на постоянной цирковой арене, так и на театральных сценах и в концертных залах. Годовая выручка цирка превышает 600 млн долларов.

С цирком сотрудничали композитор Рене Дюпере , режиссёр Робер Лепаж , модельер Тьери Мюглер . Режиссёром-постановщиком цирка на протяжении многих лет является Павел Брюн (англ. Pavel Brun ), хореографом - Дебра Линн Браун (англ. Debra Lynne Brown ).

Постановки

Названия многих спектаклей являются именами собственными и не нуждаются в переводе.

Saltimbanco

Alegría

Alegría (исп. - «ликование, радость»), 1994 - это ода энергии, грации и силе молодости. Шоу раскрывает целый ряд тем: могущество, которое со временем ослабевает, эволюция от древней монархии к современной демократии, старость и молодость. Атмосферу создают короли, дураки, бродячие артисты, попрошайки, старые аристократы и дети, а также клоуны - единственные, кто в силе пережить течение времени и те изменения, которое оно накладывает.

Quidam

Ovo

Другие выступления

Артисты цирка выступали на 74-й церемонии вручения премии «Оскар » (2002), 50-й юбилейной церемонии «Грэмми» и матча Супер Боул XLI . В 2009 году артисты цирка открывали финал музыкального конкурса «Евровидение » в Москве, в 2010 году часть выступления была показана на празднике «Алые паруса » в Санкт-Петербурге. Артисты цирка выступали на конференции EC (2010) и на церемонии открытия чемпионата FIFA U-17 Women’s World Cup в Азербайджане (2012).

См. также

Напишите отзыв о статье "Cirque du Soleil"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Cirque du Soleil

– Г…"аз! Два! Т"и!… – сердито прокричал Денисов и отошел в сторону. Оба пошли по протоптанным дорожкам всё ближе и ближе, в тумане узнавая друг друга. Противники имели право, сходясь до барьера, стрелять, когда кто захочет. Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника. Рот его, как и всегда, имел на себе подобие улыбки.
– Так когда хочу – могу стрелять! – сказал Пьер, при слове три быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки и шагая по цельному снегу. Пьер держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо боясь как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад, потому что ему хотелось поддержать ею правую руку, а он знал, что этого нельзя было. Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова, и потянув пальцем, как его учили, выстрелил. Никак не ожидая такого сильного звука, Пьер вздрогнул от своего выстрела, потом улыбнулся сам своему впечатлению и остановился. Дым, особенно густой от тумана, помешал ему видеть в первое мгновение; но другого выстрела, которого он ждал, не последовало. Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет. Лицо его было бледно. Ростов подбежал и что то сказал ему.
– Не…е…т, – проговорил сквозь зубы Долохов, – нет, не кончено, – и сделав еще несколько падающих, ковыляющих шагов до самой сабли, упал на снег подле нее. Левая рука его была в крови, он обтер ее о сюртук и оперся ею. Лицо его было бледно, нахмуренно и дрожало.
– Пожалу… – начал Долохов, но не мог сразу выговорить… – пожалуйте, договорил он с усилием. Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – к барьеру! – и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.
– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.
– 3ак"ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:
– Глупо… глупо! Смерть… ложь… – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.
Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.
Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова.
– Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов.
– Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет…
– Кто? – спросил Ростов.
– Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат.

Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий.
Он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё, что было с ним, но он не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег.
«Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней, – отвечал внутренний голос.
«Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании. Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в 12 м часу дня, в шелковом халате пришел из спальни в кабинет, и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этой улыбкой почтительное сочувствие счастию своего принципала.
«А сколько раз я гордился ею, гордился ее величавой красотой, ее светским тактом, думал он; гордился тем своим домом, в котором она принимала весь Петербург, гордился ее неприступностью и красотой. Так вот чем я гордился?! Я тогда думал, что не понимаю ее. Как часто, вдумываясь в ее характер, я говорил себе, что я виноват, что не понимаю ее, не понимаю этого всегдашнего спокойствия, удовлетворенности и отсутствия всяких пристрастий и желаний, а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и всё стало ясно!
«Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя. Отец, шутя, возбуждал ее ревность; она с спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой: пусть делает, что хочет, говорила она про меня. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что она не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».

Многие россияне (как, впрочем, и жители других стран) с нетерпением ждут ежегодные гастроли всемирно известного Cirque du Soleil. Чаще всего труппа приезжает в нашу страну в конце весны и дает представления в нескольких городах. Программы редко повторяются - каждый год режиссёры «дю Солей» пытаются создать что-то новое, и всегда вызывают восхищение у множества посмотревших.

Cirque du Soleil - «Цирк дю Солей»

Cirque du Soleil (название переводится с французского языка как «Цирк Солнца» или «Солнечный цирк») - цирковое шоу, известное по всему миру. Несмотря на то, что цирк ошибочно считают французским, базируется он в Канаде, в городе Монреаль. Ещё в 1984 году компания решила объединить в своей деятельности форматы высокого циркового искусства и художественных уличных представлений. Помимо удивительного циркового мастерства, артисты du Soleil демонстрируют зрителям оригинальное оформление, неповторимые костюмы и причудливую хореографию, объединяя все эти компоненты под прекрасно подобранную музыку. Именно за эту эксклюзивность «Цирк дю Солей» любят зрители во всех уголках земного шара. Кроме того, в особом почёте канадский цирк у любителей животных и зоозащитников: принципиальная позиция монреальских артистов заключается в отказе от привлечения животных в номера. Вся зрелищность строится исключительно на хореографии и возможностях человеческого тела.


Цирк дю Солей

В компании работают более четырёх тысяч артистов, составляющих несколько трупп. Это позволяет компании давать различные представления одновременно в нескольких городах и даже нескольких странах. Желающим посмотреть выступление основной труппы стоит отправиться в Лас-Вегас - именно в этом американском городе «Цирк дю Солей» даёт основные представления. Однако возможность полюбоваться мастерством артистов есть у жителей множества стран мира - цирк успешно гастролирует и выступает как на временных аренах (шатрах и шапито), так и в помещениях цирков, концертных залов, театров и ледовых дворцов.

Огромной популярностью обуславливаются и немаленькие доходы компании - общая годовая выручка цирка превышает 600 миллионов долларов. С du Soleil сотрудничают известные модельеры, композиторы, режиссёры и хореографы. В труппы «Цирка дю Солей» входят лучшие артисты со всего мира - в том числе и множество наших соотечественников.

Ежегодно «Цирк дю Солей» отправляется в гастроли с новым шоу. И каждый год это оказывается поистине захватывающим зрелищем. Над разработкой любого представления работает множество людей. Режиссёры ломают голову над сюжетом, хореографы продумывают движения, композиторы подбирают музыку, стилисты вдохновенно создают костюмы и накладывают выступающим многослойный грим. А сами артисты пропадают на репетициях, оттачивая каждое движение, чтобы оно получалось виртуозно. Помимо всего этого, немалое внимание уделяется созданию красочных декораций.


В 2019 году в России вы получите возможность увидеть новое шоу известного «Цирка дю Солей» - «Торук. Первый полёт». Оно было создано по мотивам культового фильма знаменитого американского режиссёра Джеймса Кэмерона «Аватар». Легенда повествует о событиях, которые происходили ещё за многие тысячи лет до того, как на выдуманной планете появились первые люди. В «Цирке дю Солей» смогли вдохнуть в историю новые элементы и дополнили её невероятными возможностями.

Основные события происходят на Пандоре - вымышленном небесном теле, которое вращается вокруг гигантского газового шара Полифема в ближайшей к Солнцу звёздной системе Альфа Центавра. Благодаря умелым создателям зрители увидят множество превосходных декораций, демонстрирующих истинное природное изобилие.

«Цирк дю Солей»: расписание

В этом году в России у Cirque du Soleil расписание не ограничивается одной программой. Помимо шоу «Toruk. Первый полёт» артисты покажут постановку Crystal. Её принципиальное отличие от всех остальных выступлений канадской компании состоит в том, что циркачи впервые выйдут на лёд во время выступления. Оба шоу достойны внимания благодаря своим потрясающим эффектам и мастерству исполнителей.


На обе программы гастрольного тура «Цирка дю Солей» билеты можно приобрести уже сейчас. Это легко сделать на официальном российском сайте - такой имеется у Cirque du Soleil. Шоу «Toruk. Первый полёт» будет демонстрироваться в Москве начиная с 19 апреля и заканчивая 5 мая в помещении Дворца Спорта «Лужники» и в культурной столице России с 5 по 8 мая включительно в Ледовом Дворце. Цена билетов на выступления для взрослых стартует с 2300 рублей, для детей - с 1840 рублей. Кроме того, любой желающий имеет возможность приобрести билет со скидкой. Для этого достаточно оплатить покупку картой MasterCard.

Выступления «Цирка дю Солей» понравятся многим зрителям, независимо от возраста. Но с совсем маленькими детьми идти на представление не рекомендуем - скорее всего, им просто будет неинтересно выступление, поскольку канадские артисты показывают зрелище, несколько отличное от цирка в нашем традиционном понимании.

«Цирк дю Солей» в Москве 2019 - куда сходить после представления в Москве

В столице России у «Цирка дю Солей» расписание начинается в пятницу, 19 апреля. Всего для москвичей и гостей города будет дано более двадцати представлений. По будним дням представления чаще всего будут идти по вечерам (начало в 19.00 или в 20.00), а по выходным будут проходить по два выступления: дневное и вечернее.


Если вы мечтаете своими глазами увидеть всемирно известное шоу, стоит поторопиться: на «Цирк дю Солей» билеты улетают с бешеной скоростью.

После красочного зрелища хочется его переосмыслить, а это лучше всего сделать во время сытного и вкусного обеда или ужина. Поэтому рекомендуем вам после просмотра выступления «Цирка дю Солей» в Москве отправиться в один из ресторанов неподалёку.

Ресторан ARTЯШОК & LA VERANDA

Совсем недалеко от Дворца Спорта «Лужники» расположился ресторан . Он предлагает своим гостям блюда традиционной русской и классической европейской кухонь. Некоторые блюда готовятся в авторской интерпретации шеф-повара. Нельзя сказать, что подача блюд в заведении отличается особым оформлением или уникальным дизайном, но она весьма изысканная и приятная глазу. Кроме того, в каждом ресторанном блюде гораздо важнее вкус. Нельзя сказать, что данный ресторан проигрывает по этому критерию.


Стоит отметить, что в дневное время блюда ресторана ARTЯШОК & LA VERANDA можно заказать с приятной скидкой. Другой вариант - выбрать комплексный обед за фиксированную цену. В любом случае, заведение будет неплохим вариантом, чтобы уютно посидеть с семьёй или друзьями и обсудить только что увиденное представление.

В кафе Point 58 вы сможете найти вкусные блюда по приемлемым ценам. Здесь вы сможете сытно поесть и насладиться приятным интерьером и ненавязчивой музыкой за достаточно небольшие деньги. Меню заведения не слишком обширное, зато каждое блюдо отличается отменным качеством.


Для посетителей предлагаются блюда европейской и русской кухонь, и, вдобавок, есть обширная алкогольная карта - под бокал вина или пива общение может пойти гораздо активнее. Кроме того, если погода в апреле-мае порадует теплом, можно будет насладиться приятными денечками, сидя на летней террасе гастрокафе.

Ресторан «Трамплин»

Клубный ресторан знатоки называют одним из самых романтичных мест столицы. Каждый вечер в этих стенах вы можете насладиться живой музыкой и уютной атмосферой. Вдобавок, разместившись у окна, вы будете любоваться панорамным видом на столицу. А ненавязчивое обслуживание сделает ваш вечер практически идеальным. При этом цены в заведении весьма умеренные.


Ресторан «Трамплин»

Особо славится ресторан блюдами из собственной коптильни, например, свиными рёбрышками, куриными крылышками или стейком из форели. Кроме того, в меню множество других вкусных блюд - каждый сумеет подобрать себе что-то по вкусу.

В это заведение непременно стоит отправиться любителям морепродуктов и средиземноморской кухни - именно таким меню славится Кроме того, ресторан предлагает немало необычных блюд авторской кухни, полезное меню для приверженцев здорового питания и широкий выбор качественных алкогольных напитков для ценителей.


Обратите внимание, что ресторан расположен на 22 этаже - значит, головокружительный вид на сияющую Москву во время ужина вам обеспечен. А ещё в заведении есть небольшая терраса специально для тех, кто предпочитает трапезничать на свежем воздухе.

Данное заведение расположено при гостинице , но оно приветливо откроет свои двери для всех желающих. Специализируется ресторан преимущественно на итальянской кухне. Также здесь можно оценить фирменные десерты от шеф-повара или побаловать себя изумительным коктейлем.


Из примечательных особенностей Il Rosso стоит отметить внутренний дворик с зимним садом и красивым стилизованным фонтаном. Благодаря этому в заведении создается чудная и непринужденная атмосфера.

«Цирк дю Солей» в Петербурге 2019 - куда сходить после представления в Петербурге

В Северной Столице Cirque du Soleil пробудет всего пять дней - с 8 по 12 мая включительно. За это время петербуржцы получат возможность посетить 9 представлений. Время выступлений артистов от столичного практически не отличается, а вот с билетами на представления дело обстоит серьёзнее. Не советуем вам долго раздумывать над их приобретением: в Петербурге на шоу «Торук. Первый полёт» от «Цирка дю Солей» билетов в продаже уже осталось значительно меньше, чем в Москве.


Неподалёку от Ледового дворца, где вы сможете посмотреть выступление «Цирка дю Солей» в Петербурге, также найдётся немало заведений с хорошей кухней и приятным сервисом. Специально для вас мы собрали некоторые из них.

Этот проект вполне можно назвать уникальным для Петербурга: под одной крышей на трёх этажах расположены сразу три заведения. Каждое отличается своей специализацией, уникальным дизайном и авторской кухней. Объединяет их лишь одно- в каждом из них вы встретите качественный сервис и невероятно вкусную еду.


На первом этаже вы найдете ресторан , сделавший своей специализацией европейскую и восточную кухни. На второй этаж стоит подняться любителям паназиатских блюд - их можно отведать в караоке-баре Bar-in. На третьем же этаже расположены терраса и банкетный зал.

Блюда восточной (преимущественно узбекской) кухни подают в заведении . В меню такие сытные блюда, как плов и манты, а также еда, приготовленная на мангале. Впрочем, отдельная страница в меню посвящена и европейской кухне.


В ресторане вас встретит по-восточному гостеприимная атмосфера. В уютном зале очень приятно посидеть с семьей или друзьями, пообщаться и отдохнуть.

Владельцы называют своё заведение «семейным итальянским рестораном» и, стоит признать, стараются соответствовать этому званию. Это по-настоящему уютное и солнечное место - самое то для северного хмурого города.


В уютной «Траттории» вы сможете попробовать оригинальную неаполитанскую пиццу на тонком тесте или изысканную пасту, приготовленную из твёрдых сортов пшеницы. Кроме того, в меню есть и множество других вкуснейших блюд, которыми славится приветливая Италия. Все они приготовлены из ингредиентов исключительного качества.

Одно из самых модных мест Санкт-Петербурга. Здесь вы всегда найдёте отличный сервис и качественное обслуживание. Из такого приветливого и уютного заведения не захочется уходить до самого утра.


Заведение специализируется преимущественно на японской и другой азиатской кухне. Но в меню вы сможете найти также и европейские, американские или русские блюда. Все они будут свежими и приятно вас удивят.

Антуражное кафе, изысканно стилизованное под старинную итальянскую улочку, порадует вас изысканным оформлением интерьера. Кроме залов на двух этажах, в кафе имеется летняя терраса (что может быть весьма актуально в мае).


Меню ресторана обновляется с потрясающей регулярностью. Но вы всегда найдёте в заведении вкуснейшие блюда на мангале и разнообразную палитру аппетитных блюд средиземноморской, европейской, русской и других кухонь.

Если вы загорелись желанием посетить представления Cirque du Soleil, поторопитесь приобрести билеты. Лучше всего отправляться смотреть выступление в большой компании друзей или родственников. А после - заглянуть в один из ресторанов неподалёку, чтобы сделать вечер ещё более приятным и завершённым.


Текст: Екатерина Опарина

Почти четверть века назад в далекой квебекской провинции родился цирк, как сказал бы поэт: «звезды по имени Солнце», которому было суждено стать фабрикой новых цирковых грез. Канадский Цирк дю Солей (Cirque du Soleil в переводе - Цирк Солнца) называют «завтрашним днем мировой индустрии развлечений», «роддомом идей», «гениальным изобретением Ги Лалиберте».

В книге отзывов зрители оставляют такие записи на разных языках: "Увиденное разнесло мои мозги веером". "Визуальный оргазм". "Я так смеялся, что почти описался". "Отбил себе ладоши и сорвал голос. Сегодня самый счастливый день в моей жизни." "Передайте вашим девушкам мой номер телефона, пусть все звонят, когда захотят, люблю навеки". "Вы помогли мне понять, кто я есть на самом деле. Я хочу поблагодарить вас за то глубокое потрясение, которое я пережил - за вовлечение меня в восторг, любовь, смех, свободу и мечту".

Детище Ги Лалиберте на сегодня - колоссальное предприятие в мире шоу-бизнеса, привлекающее более десяти миллионов зрителей в год. Его можно, пожалуй, сравнить с футбольным клубом «Челси», но в области цирка, то есть самым богатым местом, куда собирают все таланты.

Интересный парадокс: он прославил канадский цирк посредством интернациональной творческой команды, в которую входят представители более сорока разных стран.

На нынешний момент там работает почти 4000 человек, среди которых - свыше тысячи артистов, остальные - директорский состав и администрация, творческие цеха (режиссеры, постановщики номеров, художники, музыканты), тренера, технический персонал, кадровый отдел, учителя, повара, охрана и т.д.

В главной штаб-квартире, которая находится в Монреале, работает большая часть из перечисленного не-актерского состава - 1800 работников. В этой огромной лаборатории с самым современным оборудованием собраны лучшие творческие силы планеты, для создания новых цирковых проектов. Результат этой работы: на сегодняшний день функционирует семнадцать разных шоу под маркой Цирка дю Солей: десять стационарных залов (в Лас Вегасе, Нью-Йорке, Орландо, Токио и Макао), остальные годами гастролируют по всему свету. Средняя вместительность шапито - две с половиной тысячи человек. Билеты на любое представление Цирка дю Солей стоят от 50 до 180 американских долларов.

Во всех практически без исключения шоу этого цирка работают русскоязычные артисты. В некоторых постановках, например, в «Алегрии», среди полусотни выступающих на сцене артистов почти тридцать - из стран бывшего Союза. В других процент меньше, но тоже впечатляет.

Для ответа на вопрос - почему там столько россиян и какими путями они туда попадают, надо обратиться к истории нашей страны: за сто пятьдесят лет у нас сложилась отличная цирковая школа на базе старинных цирковых традиций, потом открылась свобода работать по контрактам там, где ты востребован и оценен больше всего. Плюс к тому - началась всеобщая глобализация. Ну и у каждого артиста Цирка дю Солей - свой отдельный случай, конкретная судьба.

Весьма «типична», если можно так выразиться, по своей нестандартности, история семейства Ивановых из города Ярославль. С 1995 года Евгений и Наталья Ивановы гастролируют с туром «Алегрия». Сейчас им обоим слегка за сорок, поженились в юности, как только Женя вернулся со службы в Советской Армии. Наташа и Женя - сами воспитанники советской спортивной системы. Их юношеская романтика была связана с поездками на спортивные сборы и выступления. После того, как Женя много и успешно выступал на международных соревнованиях, друзья позвали его присоединиться к цирковой труппе, гастролирующей по Мексике. Он подписал контракт с мексиканским импрессарио, и они всей семьей начали кочевую жизнь. Дочери Кристине сейчас 23 года, она - цирковая акробатка, работает уже в другом шоу Цирка дю Солей «Ля Нуба» в Орландо. С родителями ездит восьмилетний сын Тимофей, который родился во время тура по Америке, и путешествует всю свою жизнь.

Глава семьи, Евгений Иванов, нынешний исполнитель роли Красного Горбуна в «Алегрии», акробат в номере "Фаст-трак", вспоминает:

«Я попал в Цирк дю Солей совершенно случайно тринадцать лет назад, когда этот цирк еще не был таким большим и богатым, и артистов так было много, а программ так мало, что легче было улететь в космос туристом, чем попасть в его труппу. Это был 1995 год, и шоу Алегрия было еще только в начале пути. Впервые я увидел Цирк дю Солей на видеокассете, постановку "Nouvelle experience". Мне так понравилось, что я сказал себе: вот этот цирк, где я хочу работать.»

К тому времени Женя был дважды чемпионом мира в отдельных дисциплинах в акробатике, пять раз выигрывал чемпионаты Европы, девять - в России. Несколько лет проработал в профессиональном цирке в Мексике. Приехал в монреальскую студию, но поначалу ему отказали, сказав, что в акробатах такой квалификации там не нуждаются. Видимо, его послужной список показался чересчур внушительным. Ему был дан билет домой, но Женя задержался, просто чтобы пожить в Монреале, посмотреть на тренировки. Как-то случайно его попросили встретить в аэропорту какого-то Жиля Сен-Круа, седого мужика, с которым Женя хорошо пообщался по-испански. И он велел тому прийти в студию, показать, что может. Оказалось, что Жиль был в цирке Вице-Президентом по творческим вопросам. Женя попрыгал для него на батуте, но никаких комментариев не услышал.

И вот уже с билетом на отлет, сидел он, ожидая такси, вдруг подходит девушка и говорит: «Сдайте, пожалуйста, ваш билет. Вот ключи от гостиницы, заселяйтесь». Женя так обрадовался, что сначала даже не спросил, какой номер комнаты. Те апартаменты показались ему просто шикарными, ведь последние две недели он жил у друга чуть ли не на коврике.

Условия работы и жизни там действительно очень хорошие. На гастролях - проживание в четырех-пяти звездочных отелях или кондо-апартаментах с кухнями, полные страховки по здоровью, так же частичные страховки и для семьи. Контракт дает гарантированный капитальный годовой доход (какой именно - разглашать строжайше запрещено самим контрактом, но ясно, в провинциальном цирке таких денег они бы не заработали и за десять лет). Цирк Дю Солей помогает артисту сменить профессию, когда он уже не сможет выступать.

В каждом туре для детей артистов есть свои школы с учителями, чтобы они могли получить полноценнное школьное образование. В головной монреальской студии - огромные залы для тренировок, оборудованные новой техникой, помощь высоко-квалифицированных тренеров. Все приглашенные для выступления в «Цирк дю Солей» обязательно проходят курсы специальной подготовки, сценического движения, пения, танцев. Иногда это индивидуальные репетиции, как это было в случае с Кристиной Ивановой, а иногда - коллективные тренинги, так называемые «формейшн», которые обычно длятся по 4 месяца. Режиссеры работают над тем, чтобы каждый новичок достиг полной отдачи, раскрыл максимум своих возможностей, и стал актером и цирковым артистом одновременно. По истечении тренинга самые лучшие получают контракты на работу.

Основатель компании Ги Лалиберте, который родился в канадском городке Квебек-сити 49 лет назад, был уличным артистом, глотателем огня, играл на аккордеоне и танцевал на ходулях. В начале восьмидесятых годов он объединил вокруг себя два десятка друзей-артистов. Они принимали участие в различных уличных фестивалях, особенно удачным было выступление в 1984 году на большом праздновании 450-летней годовщины открытия Канады Жаком Картье. Они обратились к Правительство провинции Квебек, которое поддержало начинание (что невозможно переоценить), и новая компания, получив в первые годы существования свою дозу успеха и провалов, взяла курс на покорение небывалых высот.

Канадцы, изучив и освоив методы подготовки артистов цирка в разных странах, пообщавшись с мастерами самых знаменитых цирков и цирковых школ, выдающимися артистами и постановщиками, создали структуру с очень сильным менеджментом. В дополнение к цирковым выступлениям, компания активно реализует свой потенциал и в других жанрах - телевизионных проектах, кино, в развлекательной части торжественных церемоний и корпоративных праздников, широко продвигаются свои СД, ДВД, сувениры, а так же прочая дизайнерская продукция под фирменной маркой.

На создание каждой цирковой программы уходит от года до 3 лет, но эксплуатируют ее 12—15, а то и больше, лет. Причем в последние годы масштабы производства выросли, так например, в 2008 году запущено сразу три новых шоу: в Токио, в Макао и в Лас Вегасе. Контракт с каждым артистом заключается не меньше, чем на год. Некоторые остаются в шоу по многу лет.

Когда у Ги Лалиберте рождается идея новой программы, он собирает творческую команду, которая разрабатывают эту идею со всех сторон: главная тема, сценарий, музыка, свет, персонажи, костюмы. Козырная карта - приглашение к работе самобытных и талантливых постановщиков, самых лучших художников, композиторов и режиссеров, каким, например, оказался бельгиец Франко Драгоне. В свое время ему была дана неограниченная творческая свобода и в результате он создал ряд шедевральных постановок для Цирка дю Солей: Cirque du Soleil (1985), We Reinvent the Circus (1987), Nouvelle experience (1990), Saltimbanco (1992), Mystere (1993) Alegria (1994), Quidam (1996), La Nouba и "O" (1998).

Их схема работает совершенно по иному принципу, чем все мировые цирки. Изюминка -

в особом творческом стиле: сплав театральной эстетики со зрелищной атмосферой цирка плюс принципиальный отказ от использования дрессированных животных. Еще - для каждого шоу специально пишется новая музыкальная партитура, и на сцене обязательно присутствуют живые певцы в качестве персонажей. Любой из действующих лиц - неповторимый образ со своей историей и целью. Сценография многослойна, одновременно в разных пластах пространства живет множество персонажей в экстраординарных костюмах. Действие идет единым потоком, в котором есть и стремнины, и тихие заводи. Свет - живой полноправный участник действия. Нестандартные и очень сильные хореографические решения, например, когда прыжки нескольких акробатов на батутной перекрестной дорожке под музыку образуют изумительные по красоте узорные траектории. Профессионализм исполнителей - высочайшего класса.

Оказывается, этот уровень с самого начала задавался в том числе и участием россиян.

О первых «ласточках» из России в этом цирке рассказывает Павел Брюн, сотрудничавший с Цирком дю Солей более десяти лет:

«Всё начиналось с малого и очень давно, в 1990 году, когда я интегрировал в шоу "Nouvelle Experience" самых первых русских артистов, Владимира Кехаяла и Василия Деменчукова. Это был потрясающий спектакль, очень высоко задравший планку Цирка дю Солей для самого же Цирка дю Солей, впрочем, как и для всех поклонников этой компании, ныне ставшей супер-брендом шоу-бизнеса в мировом масштабе.»

В 1992 году Павла Брюна пригласили на постановку спектакля "Saltimbanco", где он ассистировал хореографу Дебби Браун. Потом, 1992-93 гг., в сотрудничестве с Московским Цирком на Цветном бульваре, он готовил большой воздушный номер для первого шоу Цирка дю Солей в Лас Вегасе "Mystere". Номер этот был полностью укомплетован Российскими артистами, что было первым крупным "вливанием" наших в Цирк дю Солей. В 1994 Павел стал Артистическим директором спектакля "Alegria", куда пригласил Славу Полунина, с чего и началось продолжающееся и поныне сотрудничество Цирка дю Солей с Лицедеями. Также, для этого шоу Павел подготовил воздушный номер под руководством Андрея Льва. Присутствие россиян в "Алегрии" в тот момент было уже очень существенным и ощутимым.

В начале 1995 Павла Брюна "перебросили" в Лас Вегас, где он возглавил работу с уже упомянутым выше шоу "Mystere". В 1996 году, когда уже начиналась работа над водным шоу "О" для нового казино "Белладжио" в Лас Вегасе, его пригласили в этот проект в качестве Артистического Директора, а чуть позже, в 1997 году сделали Артистическим директором и Художественным руководителем Лас Вегасского Дивизиона Цирка дю Солей, где возглавил работу над двумя шоу, "Mystere" и "О", одновременно. Это было потрясающе и очень непросто. Он проработал с двумя этими шоу до осени 2001 года, после чего решил сделать "перерыв", и ушел из Цирка дю Солей.

Вливание наших талантов в этот цирк идет по нескольким направлениям. Во-первых, инфраструктура: в списке тамошних русскоязычных тренеров, постановщиков номеров, художественных руководителей и рекрутеров: Павел Брюн, о котором мы уже говорили, клоун Слава Полунин, тренеры и постановщики Борис Верховский, Андрей Лев, Александр Моисеев, специалист по подбору кадров Павел Котов и многие другие. Во-вторых, это множество цирковых артистов, среди которых были акробаты братья Арнаутовы, Олег Кантемиров, Алексей Твеленёв, жонглер из Украины Виктор Ки (Киктев), и другие. В-третьих, талантливые спортсмены, такие, как, например, призеры чемпионатов мира и Европы по спортивной акробатике Алексей Любезный и Анатолий Боровиков из Белоруссии, или наш герой из Ярославля, двухкратный чемпион мира по акробатике, Евгений Иванов. Особо хочется упомянуть Константина Бесчётного, руководителя и создателя номера "Вольтиж" из шоу «Quidam». Этот номер, кстати, получил Гран При в Монте-Карло, будучи послан туда от имени Цирка дю Солей.

Как русский балет в свое время являл уровень, к которому стремились труппы многих стран, так и наши цирковые задали высокую планку техники в исполнении номеров.

Немножко истории:

В конце XIX века цирк был популярен в Москве, где работало несколько сезонных цирков, и в Петербурге, где местная знать помогла итальянцу Чинизелли получить право на строительство стационарного цирка (ныне там располагается Питербургский государственный цирк), который был открыт в 1877 году и достиг неимоверной мощи и популярности. О ее масштабах можно судить по одной из пантомимных феерий под названием "Французская армия в Алжире" с участием пеших и конных войск и двух хоров военной музыки - всего 400 человек. В те времена цирк Чинизелли демонстрировал широчайший диапазон жанровых номеров на самом высоком уровне. В известной степени он был эталоном, на который ориентировались другие мировые цирки.

В послереволюционной России цирк стал поддерживаться государством, а первые постановки для советского цирка среди прочих создавали Маяковский и Мейерхольд. В XX веке советский цирк получил колоссальное развитие и превратился в мирового флагмана, в крупнейшую в своей области структуру, вобравшую в себя талантливых представителей многочисленных национальностей из СССР. Виртуозное исполнение сложнейших, поражающих воображение трюков зачастую сочеталось с наивными средствами художественной выразительности и агитационным пафосом в оформлении, музыке, хореографии и композиции многих цирковых номеров. Но эстетика линий полетов и прыжков, пластика, особая одухотворенность в исполнении - этого у наших не отнять. Русских отличает стремление к творческой выдумке, активному изобретательству ради постоянного совершенствования номеров.

Вячеслав Полунин был первым русским клоуном, приглашенным в Цирк дю Солей на длительный срок. Его особенный стиль лирической клоунады возник из сплава разных жанров, а к источникам вдохновения можно отнести русское скоморошество, комедию дель арто, уличный театр, пантомиму Марселя Марсо, чаплиниану, искусство Бастера Китона, Леонида Енгибарова и др. Внедрение метафизической клоунады Полунина оказало очень сильное влияние на формирование дальнейших клоунских традиций в Цирка дю Солей. После Славы, игравшего там свой номер «Снежный шторм», с этим цирком в разное время подписали контракты еще четыре экс-«Лицедея»: Сергей Шашелев (с 1995 года в шоу «Ля Нуба», Орландо), Николай Терентьев (2000-2003 гг. в шоу «Алегрия») и дуэт Валерий Кефт, Леонид Лейкин (с 1997 года в туре «Алегрия», а с 2000 - в шоу «О», Лас Вегас). В прошлом году Леонид был даже приглашен для постановки клоунады в новом шоу Цирка дю Солей «Zaia» в Макао, настолько высоко оценен талант и авторитет Лейкина в этом деле.

Одного из старейших артистов в Цирке дю Солей в шоу «Алегрия», Юрия Медведева, в 1995 году привел себе на замену Слава Полунин. Он случайно нашел Юрия в Нью-Йорке, где тот работал таксистом. Бывший мим и актер театра на Таганке долго не мог поверить своему счастью, что опять вернулся на сцену, да еще в сольный клоунский номер такого шоу...

Рассказывая мне об этом в перерыве между спектаклями, Юрий Медведев громоподобно чихнул и у него слетел клоунский нос.

Это что, - сказал он утираясь. - Во время премьеры номера со штормом у меня чуть было не сдуло пиджак и оторвались приклеенные волосы. Я потом свой парик еле нашел под зрительскими рядами.

К настоящему моменту у Цирка дю Солей есть огромный отдел кастинга, который занимается поиском и отбором самых интересных номеров, выдающихся спортсменов и талантливых артистов со всего мира. Россия и бывшие социалистические республики - в зоне особенно пристального внимания. Маленькая деталь: на официальном веб-сайте Цирка дю Солей (www.cirquedusoleil.com) раздел, посвященный набору кадров, имеет полностью переведенную на русский язык версию. Там подробно описано, каким требованиям должен отвечать претендент и как именно нужно подавать заявку на работу, так же есть полный список вакансий открытых на данный момент, а список этот всегда остается длинным...

Имея за плечами гастроли в десятках стран и городов, Евгений Иванов делится опытом:

«Сначала я работал в Алегрии в номере "Fast Track" на перекрестной батутной дорожке. Это большой групповой номер, где ты постоянно работаешь в коллективе. А весь коллектив работает на тебя, на самый заключительный трюк, чаще всего это было тройное сальто. C годами технический уровень номера очень вырос, особенно с приходом таких мастеров, как мой земляк из Ярославля Миша Воронцов. Но последние годы я играю красного персонажа с горбом. Это тоже интересно, потому что он связан со всеми номерами. В любой момент я могу выйти, походить-побродить, пообщаться со зрителями и другими персонажами. Когда я работал в фаст-траке, то в перерывах между выходами прочитывал по четыре-пять книг за неделю. Теперь времени нет. Еле-еле дочитываю одну за месяц.

По поводу всего шоу я могу сказать, что когда мы выступали в первые гастроли по Америке, мне казалось, что это такое классное шоу, просто супер. Потом в японском туре работали вообще отлично. Посмотрели американские кассеты и были страшно поражены: неужели это мы так коряво работали? Потом был тур в Европе, и сейчас, когда мы смотрим те кассеты, нам кажется все очень медленно и слабо. Возможно, когда мы через пару лет будем смотреть нынешние записи, тоже будем стыдиться. Так что рост идет беспрестанный.»

Евгений умалчивает, что он - один из тех, благодаря кому шоу идет на таком уровне. Этот человек, с выдающимся талантом, со многолетним опытом и закалкой, держал на своих плечах огромный груз ответственности, в ситуации, когда его соратник Воронцов порвал ахилл и выбыл из строя на многие месяцы. Женя, будучи уже 38-летним человеком, каждый день прыгал тройное сальто без замены на протяжении всего срока. Каллиграфические линии его прыжков оставались безупречными. Это - настоящий героизм, который вдохновляет остальных на честное и самоотверженное отношение к делу.

Талантливый человек во всем талантлив (чемпионами мира просто так не становятся). Переход из коллективного номера на сольную роль Красного Горбуна, под силу только человеку с выдающимися способностями. Евгения совершенно не узнать, когда он перевоплощается в пузатого горбуна, одетого в пурпурный бархатный смокинг, и сказочно роскошный жилет, унизанный крупными бриллиантами. Своей игрой он скрепляет действие всего спектакля...

Для артистов, долго проработавших в каком-то одном шоу, есть возможность переместиться в другое, внутри Цирка дю Солей. Вообще взаимосвязи между артистами разных шоу - очень тесны. Например, дочь Евгения Иванова, Кристина, которая ребенком начала выступать в «Алегрии» вместе с папой, сейчас успешно работает в шоу «Ля Нуба» в стационарном театре Цирка дю Солей рядом с Дисней Лэндом в Орландо.

Кристина, обладательница обаятельной улыбки и потрясающей спортивной фигуры, в свои 23 года имеет очень большой опыт работы. Она начала работать в цирке дю Солей, когда ей было 11 лет. До этого, когда ее папа уже работал в шоу «Алегрия», она просто ездила по гастролям с родителями около полутора лет и мечтала тоже попасть в шоу. Надо сказать, что в Ярославле, где она родилась, мама с папой с пяти лет водили ее заниматься спортом. Они хотели, чтобы Кристина освоила те же дисциплины, что и они - акробатика, прыжки на акробатической дорожке. И вот в какой-то момент - чудом - для нее освободилось вакантное место для исполнения персонажа «Нимфа». Это маленькая птичка, танцующая перед каждым номером.

«Я очень люблю выступать, - говорит Кристина. - До сего дня радуюсь каждому шоу, это порядка 400-500 выходов в год. Мой персонаж давал мне возможность видеть вблизи и играть на сцене со всеми артистами. Конечно, я очень старалась как можно большему у них научиться, чтобы выступить как можно лучше. Я всегда стремлюсь к полной самоотдаче, ведь мы очень любим свое дело, и надеюсь, что публика это чувствует. Когда люди встают во время овации, это дает чувство огромного удовлетворения, - мы видим, что люди счастливы. Это та цель, к которой мы стремимся. Каждый из выступающих старается показать лучшее, на что он способен, и это то, что мне нравится в работе с Цирком дю Солей больше всего.»

Мама Кристины, Наташа Иванова, отлично знает, чего стоило дочке достижение заветной мечты. Когда стало известно, что Кристине дают контракт, они с ней прибыли из Гон-Конга, где шли гастроли, в Монреальскую студию, основной центр Цирка дю Солей. Это было в ноябре 1996 года. Потом потянулись долгие 3 месяца подготовки, во время которых с Кристиной работало пятеро учителей: тренер по специфическим прыжкам на батутной дорожке, хореографы, мим, а так же костюмеры и учитель английского языка. Вставать приходилось в семь утра и возвращаться домой около девяти вечера. Пять полных рабочих дней в неделю. Два выходных. Благо, привитые с раннего детства такие качества, как трудолюбие и усердие помогли справиться девочке с отнюдь не детскими нагрузками. А ещё помогало то, что она всегда росла очень весёлым и жизнерадостным человеком.Чуть-чуть шутки и улыбка освещала её утомлённое сосредоточенное личико. Учителя любили Кристину и с удовольствием работали с ней. Вернувшись в тур после репетиций уже в Европу, в Амстердам в феврале 1997 года, Кристина быстро включилась в работу в шоу, наравне со взрослыми артистами. Потребовалось полное напряжение физических и моральных сил. Общение всё шло на английском. Школа при цирке давала право учиться детям-артистам, но только на французском языке. Можно себе представить 11-ти летнего ребёнка, утром шагающего в школу постигать науки на французском, а днём идти на репетицию, где все команды на английском и потом к вечеру начинается работа в шоу, где оба языка, минус родной русский. Причём, надо отметить,что мама в цирке - это посторонний человек, не должно быть рядом, а папа-он такой же артист, у которого своё репетиционное и рабочее время. Бывало,что и слова некогда сказать друг-другу на русском.

Наталья Иванова говорит со вздохом:

«Да, было очень трудно. Но это видела я, мама. А вот Кристина как бы воспринимала всё, как и должно быть. Трудно, да, но надо. И нет слова "не хочу". Так мы с детства её воспитывали. Премьера для неё прошла удачно, без провалов. Выступать на сцене Кристине всегда нравилось,с самого начала. А артистическое мастерство росло постепенно, она ведь не была артисткой, училась этому в процессе работы именно на сцене, на публике. Наша семья в прошлом, изначально, - это семья спортсменов, а не артистов. Это разное...»

Сама Кристина вспоминает другое:

«Путешествие с туром - один из самых прекрасных периодов в моей жизни, потому что дало мне возможность повидать множество стран, встретиться с разнообразными людьми, культурами, традициями, укладами жизни. Я ездила с Алегрией 7 лет. Кроме прочего, я закончила школу при туре, которая базируется на Квебекской системе школьного образования, так что у меня диплом об окончании канадской школы. Я выучила там английский и французский языки, на который сейчас говорю свободно. В мое время у нас было 4 учителя, которые постоянно работали при туре и занимались с 11 учениками. Я знаю, что сейчас там даже больше учеников, чем раньше, и мой младший брат Тимоша нынче тоже учится там.»

При том, что Кристина постоянно выступает, по выходным дням - два в шоу в день, она, работая в «Ля Нубе», в Орландо, умудрилась без отрыва от производства закончить местный колледж на заочном отделении, получив диплом дизайнера по интерьеру для возможной будущей карьеры. Деньги на обучение заработала сама. Иной бы с ног свалился от такой нагрузки, но не Кристина. С родителями она видится по нескольку раз в год, прилетает к ним, когда у нее выдаются выходные, или начинается отпуск. Старается вместе с ними ежегодно летать в Россию. Конечно, у Кристины бывают и травмы, и минуты слабости, когда все кажется адским трудом. Такой образ жизни - не для слабых. Но любимое дело - самая лучшая мотивация с детства.

Труппы на гастролях - предмет особой гордости и заботы Цирка дю Солей. В среднем цирковой табор насчитывает до двух сотен человек вместе с обслуживающим персоналом и домочадцами. Обычно это выглядит так: вокруг белоснежного (или полосатого сине-желтого) шапито на две с половиной тысячи мест, с многочисленными разновысокими шпилями и флагами, обширным фойе с магазинами и буфетами, располагается цирковой городок, куда входят билетные кассы, комплексы административных вагончиков, столовая для персонала и артистов, техно-зона для монтажников, электроустановки, водопроводно-туалетные коммуникации, загончик для полусотни временно нанимаемых билетеров и три школьных корпуса на колесах. Надо отметить, что Цирку от города нужна только вода и телефонная связь, а прочее, вплоть до выработки электричества - автономное свое. На входе в цирковой городок - внушительная вахтерская будка, сама территория обнесена деликатной, но высокой и прочной сеткой.

Это микрокосм со своими правилами, законами,сложившимися традициями. Например, раз в пару лет традиционно устраиваются так называемые «Талант-шоу», когда на специальном концерте все желающие демонстрируют друг перед другом свои альтернативные таланты: поют, пляшут чечетку, исполняют тяжелый металл в музыке. Или есть еще «Техно-шоу», нечто вроде капустника, при закрытом показе, когда зрителями являются артисты шоу, а обслуживающий персонал и члены семей делают пародию на шоу и взаимоотношения в туре, иногда в весьма ироничном ключе. Жены артистов - самый осведомленный народ, работает сарафанное радио, распространена всемерная помощь в том, что касается, например, ухода за детьми. Молодежь с удовольствием ходит танцевать в ночные клубы. Цирковая комунна переодически массово увлекается то шахматами, устраивая неформальные турниры, то пинг-понгом, то ходит на курсы мексиканской салсы, то едет на выездную игру в пейнт-бол.

У цирковых детей - огромный опыт адаптации к самым разным условиям в разных странах. У них есть такие привилегии, которые не доступны обычным детям, например, посещение великосветских празднований после каждой премьеры в обществе высокопоставленных особ и родителей-артистов. Или поездки по лучшим музеям и достопримечательностям в тех городах, куда приезжает шоу. Детям разрешается сидеть в классе за партами в поперечном шпагате или заложив коленку за плечо, потому что запрещать это бесполезно. Все они бегло владеют тремя-четырьмя языками, хотя на родном языке разговаривают без акцента, умеют давать бойкие интервью очередным явившимся в школу репортерам, а так же поддерживать светские беседы на раутах.

Они отдают себе отчет, что все находятся как бы в одной лодке, поэтому надо быть более ответственными и осторожными по отношению друг к другу, - круг близкого общения принудительно ограничен из-за постоянных переездов. Отсюда - толерантность в том, что касается чужих национальных, культурных и прочих воззрений. Старшеклассники для младших - почти как родные сестры и братья, с ними - постоянное плотное общение.

Наташа Иванова рассказывает:

«Семейные традиции в туре-это отдельный разговор.Например, в нашей семье-это весело отметить свой день рождения, и не только вкусно накормить гостей, но и развеселить всех, чтобы никто не скучал. Поиграть, попеть, потанцевать. К сожалению, обычные семейные традиции в турах сохранять трудно. Их легко поддерживать дома, когда тебя окружают любимые предметы, люди родные и близкие. А на гастролях этого нет. Приходиться приспосабливаться всегда к новым условиям.»

Конечно, при бесконечных переездах им не хватает общения с близкими друзьями в России, они скучают по родному Ярославлю, постоянно звонят домой, каких бы денег это не стоило. Но зато используют любые возможности пригласить к себе родителей или друзей погостить в туре, посмотреть вместе с ними на мир. И очень ценят возможность посещать красивые места, музеи, видеть разнообразную природу, дружить с людьми иных национальностей.

За время своей работы семья Ивановых сделала с туром не один виток вокруг земного шара: через Японию и Новую Зеландию с Австралией, многие страны Европы, вдоль и поперек США и Канады, вплоть до Бразилии, Аргентины и Чили. Каждый год они прилетают в отпуск домой, в Ярославль, повидаться с близкими, а их уютная квартира постепенно наполняется экзотическими сувенирами.

Евгений добавляет:

«На гастролях разное бывает. Однажды мы летели на самолете из страны в страну и проходили таможенный досмотр. Офицер таможни с подозрением попросил пройти через проверочные ворота, вывернуть карманы, поднять руки, короче, осмотрел со всех сторон, а потом кивает мне куда-то в ноги и спрашивает: А что у вас там? Я говорю: Где? Поворачиваюсь вокруг оси, ничего не понимаю. Ноги, - говорю. Он мне приказывает: приподнимите брюки. Я слегка задираю штанины и таможенник начинает густо краснеть, так ему стало стыдно и неловко. Он, видимо, даже не мог себе представить, что на человеческих икрах реально могут быть такие мышцы. Извинялся потом.»

Евгению очень понравились гастроли по Австралии, Японии, Европе. По его словам, в Японии зрители реагировали чуть сдержаннее, в Европе, особенно Испании, визг, крики, бешеные овации. А когда Женя стал играть роль Красного Горбуна, то стал больше замечать нюансов в реакции зрителей. По его мнению, самая лучшая публика - в пятницу вечером, независимо от страны. После окончания недели идет расслабление и прочие удовольствия. Самая вялая публика - в воскресение утром. Кто-то опоздал, кто-то не выспался. Детишек очень много, которые отвлекаются. Американцы - как дети, им надо постоянное действие, если пауза, то они сразу начинают есть поп-корн, общаться. А японцы будут смотреть с распахнутыми глазами и открытым ртом сколько угодно, сколько бы ты ни стоял на месте.

Там есть на что посмотреть с открытым ртом.

Переговоры о приезде в Россию уже ведутся, так что вскоре гастроли Цирка дю Солей пройдут и у нас.

Стационарные шоу - другая «история с продолжением». Каждый проект рссчитан на много лет эксплуатации. Например шоу «Mistere» идет с 1993 года, причем очень успешно по сей день. Работники цирка снимают или покупают себе жилье в месте дислокации и живут обычной городской жизнью, но работают в особенных услових. О масштабах возможностей цирка свидетельствует небольшая цитата из интервью Робера Лепажа, который поставил для Цирка дю Солей шоу «Ка», имеющего стационарный зал в самом бурно-развивающемся городе штата Невада:

«В Лас Вегасе очень странная ситуация. Там очень много денег, кругом одни мультимиллиардеры, поэтому о деньгах там вообще нет речи. Они говорят: "Единственное наше желание - работать с вами". - "Хорошо. Чем могу быть ва полезен?" - "Изобретите что-нибудь, чего никто прежде не видел. Делайте, что хотите, экспериментируйте, пробуйте, придумывайте новые технологии, проводите любые исследования, испытания, какие вам только нужны. Вы можете работать столько времени, сколько вам нужно, пока вы не почувствуете, что пришли к вещам, которых ещё до вас не было". Такие вот условия. Мы работали, ставили всевозможные опыты, изобретали, экспериментировали... И общая сумма бюджета для шоу появилась только в самом конце - 200 миллионов долларов.»

В результате за изобретение новых технологий, шоу «Ка» (эпическая сказка в духе восточных единоборств) получило в 2008 году особую награду за выдающиеся достижения в техническом оснащении. На сценическом пространстве используются семь независимых платформ: основная площадка может вставать на дыбы и вращаться в трех измерениях на огромном рычаге, снизу выныривают и снова исчезают пять столбов, по которым прыгают акробаты, а глубоко внизу невидимая публике страховочная сетка предохраняет пикирующих сверху артистов. Даже от просмотра видео-ролика этого шоу на сайте цирка дух захватывает.

Будущие проекты будут включать в себя все больше новаций и сплавов жанров, таких как мультимедийные возможности, танец, разные виды единоборств, иллюзионные трюки, как например, для нового шоу «CRISS ANGEL® Believe™». Сам Крис Энджел говорит о новом спектакле вот что:

«Ко мне подходят люди и спрашивают, на что похоже твое шоу? И вот вам правда: ожидайте неожиданного, потому что это зрелище вышло за пределы моих самых дикий фантазий. Это выше понимания. Шоу предлагает вам особый опыт переживаний, отличающийся от всего, что мир развлечений предлагал до сих пор. Поверьте.»

Такая история успеха, как с Цирком дю Солей, уникальна. Это возможно один раз на свою эпоху. Сейчас Цирк дю Солей разворачивает поистине глобальную коммерческую индустрию развлечений. Лалиберте берет размахом и устоявшимся именем своего цирка. Его проекты дают путевку в жизнь совершенно новым идеям и кормят огромное количество народу, компания участвует в многочисленных благотворительных инициативах.

Один из лучших современных экспертов по истории мирового цирка Паскаль Жакоб считает, что в будущем Цирк дю Солей станет абсолютной монополией из-за процессов глобализации в мировом бизнесе. На Западе в этой области Цирк дю Солей скоро будет вездесущ, как Кока Кола. Там постепенно происходит слияние смысла слова «Цирк» и Цирком дю Солей, как в позапрошлом веке слово «Цирк» в Америке означало зрелище «Barnum & Bailey Greatest Show On Earth».

Павел Брюн, некогда Артистический директор и Художественный руководитель Лас Вегасского Дивизиона Цирка дю Солей, о котором мы уже упоминали в начале, говорит:

«Трудно переоценить значение русских в Цирке дю Солей. Почему? Да потому, что русские традиции и технологии в искусстве цирка и театра и в спорте очень высоки и глубоки. Цирк дю Солей начинал буквально на улицах Квебека, ничего не зная о вышесказанном, но, к их же чести - ничего не боясь. Шажок за шажком, приводя в Цирк дю Солей одного российского артиста за другим, создавая номер за номером, привлекая тренера за тренером мы знакомили Цирк с тем, что знаем и умеем лучше многих (если не всех) в мире.»

Влияние этого примера на остальной цирковой мир невозможно переоценить. Уже сейчас количество зрителей увидевших постановки Цирка дю Солей подходит к 80 миллионам зрителей на пяти континентах.

Посмотрев какое-либо шоу Цирка дю Солей, любой из вас может купить себе красочную программку, открыть ее на последней странице, посмотреть на состав труппы, с фотографиями, именами и странами, кто откуда родом, и выяснить, сколько там наших людей. А потом подойти после окончания спектакля к служебному выходу и сказать им по-русски: «Здравствуйте, друзья. Спасибо вам за ваше искусство. А как там нынче поживают Ивановы?»

Ирина ТЕРЕНТЬЕВА.

Если Голливуд – это «фабрика грёз» в кинематографии, канадский «Cirque du Soleil» - это фабрика грёз в мире цирка. Эта труппа славится фантастическими представлениями, являющими собой невероятное сочетание музыки, света и, конечно, мастерства артистов, которое находится на грани человеческих возможностей.

Нынешняя цирковая империя возникла в начале 80-х. На начальном этапе в компании работало всего 73 сотрудника, а сейчас в организации шоу задействованы 3,5 тысячи человек более чем из 40 стран мира. Труппа неоднократно побеждала на международных фестивалях. Число зрителей, посмотревших представления «Cirque du Soleil» исчисляется десятками миллионов. Все проекты «Цирка Солнца» - это синтез восточных и западных стилей циркового искусства, немыслимая пластика гимнастов, головокружительные трюки, феерические спецэффекты и живая музыка. Сейчас «Cirque du Soleil» демонстрирует 6 «тур-шоу» (Alegria, Corteo, Dralion, KOOZA, Quidam, Varekai), 2 «арена-шоу» (DELIRIUM, Saltimbanco). 7 других «постоянных» шоу идут в Нью-Йорке (Wintuk), Орландо (La Nouba), Лас-Вегасе (LOVE, KA, Mystere, "O", ZUMANITY). Каждое шоу строится вокруг центральной темы, будь то романтическая история или философская сказка.

История начинается в 1982 году, в квебекском городке Baie- Saint-Paul (Канада). Это дивное живописное селение, настоящий творческий рай, привлекает множество артистов, художников, туристов. Группа молодых уличных актеров развлекает толпу жонглированием, танцами на ходулях и изрыганием огня. Вдохновленные явным успехом, они придумывают идею организации зрелищного фестиваля, что затем явилось предтечей возникновения Цирка дю Солей.

Цирк дю Солей Солей основывается с помощью правительства канадской провинции Квебек, в рамках праздничной церемонии, посвященной 450-летней годовщине прибытия Жака Картье в Канаду.
У цирка была абсолютно новаторская концепция: необычайный сплав драматического искусства и уличного представления, смелое экпериментаторство, из ряда вон выходящие костюмы, магическое освещение и оригинальная музыка. При том, что на сцене – ни одного животного, отличительные особенности этого цирка заметны с самого начала. Дебют проходит в маленьком квебекском городке Гаспе и затем еще в 10 городах провинции. Первое желто-синее шапито вмещает 800 зрителей.

После выступления в Монреале, Шербруке и Квебек-сити, Цирк дю Солей покидает свою провинцию и в первый раз привозит свое шоу к соседям в Онтарио. Представления идут в Оттаве, Торонто и у Ниагарского водопада.

Цирк дю Солей показывает новую постановку «Магия продолжается» в восьми городах по всей Канаде, включая Ванкувер, где делает несколько показов в рамках Детского фестиваля и Еxpo’86. Цирк так же создает себе международное имя, так как его представление получает высшие награды на фестивалях и соревнованиях по всему миру. В интересах будущего роста приобретается новое шапито на 1500 мест.

Впервые Цирк дю Солей посещает Америку. Имевшее триумфальный успех в Канаде шоу «Мы переделываем Цирк», показывается на фестивале в Лос Анжелесе, затем едет в Сан Диего и Санта Монику. Вдохновленный теплым приемом калифорнийской публики, Цирк дю Солей празднует успех.

Шоу «Мы переделываем Цирк» продолжает турне по Северной Америке, посещая на короткое время в Калгари, где идет Зимняя Олимпиада. Остановки в Сан Франциско, Нью Йорке и Вашингтоне. Несколько недель в Торонто. В любом месте результат один: все билеты проданы и пресса неистовствует в восторге.

Майами, Чикаго, Феникс добавляются в маршрут по ходу дела.

В Монреале походит премьера представления «Новый опыт», поставленного новым подразделением Цирка, в шапито уже на 2500 мест. Затем спектакль пускается в путь по дорогам Калифорнии. С этим шоу Цирк дю Солей побил все прежние рекорды по продаже билетов. Принимается решение отправиться в первый европейский тур с показом спектакля «Мы переделываем Цирк» в Лондоне и Париже. Начало первой заморской вылазки.

«Новый опыт» продолжает путешествовать по Северной Америке, впервые появляясь в Атланте. К концу тура по Канаде и Америке, продолжавшегося 19 месяцев, число зрителей достигает 1.3 миллиона.

Цирк дю Солей пересекает Тихий Океан и завоевывает успех в стране восходящего солнца с постановкой «Очарование», в которую входят лучшие номера из ранних постановок. Показы начинаются в Токио, затем шоу отправляется в другие города. За четыре мясяца, в общей сложности - 118 представлений. В это время в Европе Цирк дю Солей объединяет свои силы со швейцарским цирком Knie и выступает более, чем в 60 городах по всей стране. «Новый опыт» получает годовой контракт на работу в Лас Вегасе под гостеприимной крышей отеля «Мираж». К своему перечню постановок Цирк дю Солей добавляет еще и монументальное «Saltimbanco». После премьеры в Монреале шоу уезжает в долгий тур по Северной Америке.

Благодаря успеху представления «Новый опыт» в Лас Вегасе, Цирк дю Солей перемещается в новый театр, построенный специально по заказу, при отеле «Остров Сокровищ». Заключается 10-летний контракт с Mirage Resorts на гигантскую постановку «Мистерия», достойную столицы шоу бизнеса. «Saltimbanco» продолжает тур, увеличивая число зрителей до 1.4 миллионов.

«Saltimbanco» отправляется в Токио на 6 месяцев. В этом же году Цирк дю Солей отмечает свою десятилетнюю годовщину новой постановкой «Alegria». По традиции, она едет в друх- летнее турне после премьеры в Монреале. Между тем, «Мистерия» продолжает произоводить фурор в Лас Вегасе, а «Saltimbanco» едет в Монреаль для короткой серии выступлений.

Пока «Alegria» с триумфом гастролирует в США, Цирк дю Солей, отвечая на запрос канадского правительства, ставит шоу специально для встречи глав правительств большой семерки в Галифаксе, Nova Scotia (Канада). «Saltimbanco» едет покорять Европу. Цирк обзаводится впечатляющим белым шапито на 2500 мест. Первая остановка в Амстердаме, затем – Мюнхен, Берлин, Дюссельдорф и Вена. В Амстердаме организуется европейская штаб-квартира Цирка дю Солей.

В апреле Цирк запускает новое шоу «Quidam». После Монреаля – трехлетние гастроли по США.
«Saltimbanco» продолжает европейское турне с остановками в Лондоне, Гамбурге, Штутгарте, Антверпене, Цюрихе и Франкфурте, пока «Alegria» продляет свои азиатские гастроли еще на несколько месяцев.

«Quidam» завоевывает сердца американских зрителей еще двух городов - Денвера и Хьюстона. По другую сторону Атлантики, в лондонском Королевском Альберт Холле завершается европейское турне «Saltimbanco». Двумя неделями позже «Alegria» начинает свое путешествие по Европе. В этом же году происходит ввод в строй Главного Международного Офиса в Монреале, под названием «Студия», где в дальнейшем будут создаваться все новые спектакли Цирка.

«Quidam» завершает американское турне остановкой в Далласе. В течение этого трехлетнего путешествия под сводами желто- синего шапито было показано почти 1000 представлений, которые увидели более 2.5 миллионов зрителей. Далее, в октябре-98 на сцене Беладжио в Лас Вегасе запускается следующее постоянное шоу Цирка дю Солей: «О!». Это первое для Цирка водное представление. В декабре публике Диснейленда в Орландо (шт.Флорида, США) представляется третье постоянное шоу «La Nouba».
«Saltimbanco» приезжает в Оттаву на несколько недель перед поездкой в техлетнее турне по Азии и Австралии.

«Saltimbanco» начинает трехлетнее турне по Австралии-Азии с Сиднея, а «Quidam» - трехлетний тур по Европе - с Амстердама. В дополнение к этому, новый проект "Dralion" после Монреаля отправляется в тур по Америке. «Alegria» обосновывается на постоянном месте в Beau Rivage, г.Биллокси, Техасс (США). Наконец, Цирк дю Солей выпускает свое первое игровое кино по мотивам спектакля «Alegria», а так же телевизионный фильм "Cirque du Soleil Presents Quidam".

Публика трех континентов продолжает наслаждаться четырьмя постоянными шоу Цирка дю Солей («La Nouba», «Mystиre», «O» and «Alegria») и тремя мобильными шоу («Quidam», «Saltimbanco» and «Dralion»). Около 6 миллионов зрителей по всему миру смотрит эти постановки. Более того, выпущен на экраны стерео-фильм (в формате IMAX) «Путешествие человека». Главная премьера – в Берлине, в январе 2000, затем: одновременный выход в прокат в Монреале, Нью-Йорке и Лос Анжелесе, далее – везде.

Cirque du Soleil

Cirque Du Soleil - Alegría clip

Aerial High Bar Act - ALEGRIA (Cirque du Soleil)

Cyr Wheel Act - CORTEO (Cirque du Soleil)

Let Me Fall Cirque Du Soleil

Aerial Straps - VAREKAI (Cirque du Soleil)

Cirque du Soleil DRALION - Aerial Pas de Deux (high res.)

Cirque du Soleil - La Nouba - Acrobacia

Cirque du Soleil_Dralion (gangorra)

Cirque du Soleil

Выступление в Вене, 2004 год

Цирк Солнца насчитывает более 4000 человек, работающих в разных группах, что позволяет компании давать представления в нескольких точках мира одновременно. Выступает со зрелищными спектаклями, постановка которых осуществлена на арене под временным шатром (шапито), на постоянной цирковой арене, а также на театральной сцене. Годовая выручка цирка превышает 600 млн долларов.

Про цирк Солнца говорят, что он вдохнул новую жизнь в цирковое искусство. Наряду с суперзвёздами популярной музыки он развлекал публику во время 74-й церемонии вручения премии «Оскар », 50-й юбилейной церемонии «Грэмми» и матча Супер Боул XLI . Его достижения награждены ведущими премиями циркового мира, а запись одного из их шоу - ещё и телепремией «Эмми ». В 2009 году в Москве этот цирк открывал финал музыкального конкурса «Евровидение ». В 2010 году часть выступления была показана на празднике «Алые паруса» в Санкт-Петербурге . В 2010 году цирк выступал на конференции EC. В 2011 году маленькая часть группы с несколькими номерами выступает в программе акции компании Роснефть и Оргкомитета "Сочи 2014 " - «Роснефть! Экология! Здоровье!» (первое выступление в городе Нефтеюганске). В 2012 году цирк выступил на открытие церемонии FIFA U-17 Women"s World Cup в Азербайджане.

Постановки в хронологическом порядке

Многие названия спектаклей Цирка Солнца являются именами собственными и не нуждаются в переводе.

  • 1984 Le Grand Tour (Большое Путешествие )
  • 1987 Le Cirque Réinventé (Цирк, выдуманный заново )
  • 1990 Nouvelle Expérience (Новый опыт )
  • 1990 Fascination (Очарование )
  • 1992 Saltimbanco (Бродячий акробат ) (первая постановка в шапито)
  • 1993 Mystère (Волшебство )
  • 1994 Alegría (Радость, Веселье )
  • 1996 Quidam (Некто )
  • 1998 «O» (Au, Вода )
  • 1998 La Nouba (Кутить, прожигать жизнь )
  • 1999 Dralion (Драколев )
  • 2002 Varekai ("Где бы то ни было")
  • 2003 Zumanity
  • 2004
  • 2005 Corteo (Кортеж )
  • 2006 Delirium (Бред )
  • 2006 Love (Любовь )
  • 2007 Koozå
  • 2007 Saltimbanco (спектакль восстановлен на постоянной арене)
  • 2007 Wintuk
  • 2008 CRISS ANGEL Believe
  • 2008 Zaia
  • 2008 Zed
  • 2009 Ovo (Яйцо ) - «захватывающее» путешествие в заполненный энергией и постоянным движением мир насекомых
  • 2010 Banana Shpeel
  • 2010 Totem (Тотем )
  • 2010 Viva ELVIS
  • 2011 IRIS
  • 2011 Zarkana
  • 2011 Michael Jackson THE IMMORTAL World Tour
  • 2012 Amaluna

Saltimbanco

Saltimbanco - от итальянского «saltare in banco», что в буквальном переводе означает «запрыгнуть на скамью» - исследует городскую жизнь в мириадах ее проявлений: людей, которые здесь живут, то, что они любят и что ненавидят, семьи и группы, суету улиц и громады небоскребов. Переходя от вихря к затишью и от удальства к поэзии, Saltimbanco совершает вместе со зрителями полную аллегорий и акробатических трюков прогулку по центру города.

Saltimbanco - это фирменное шоу Cirque du Soleil, вдохновленное урбанистической материей мегаполиса и его живописными жителями. Несомненно барочный по оформлению, эклектичный состав действующих лиц уводит зрителей в причудливый, сказочный мир, в придуманный город, где многообразие выступает в качестве оплота надежды.

Mystère

Alegría

Барочная ода энергии, грации и силе молодости Alegría is a mood, a state of mind. The themes of the show, whose name means "jubilation" in Spanish, are many. Power and the handing down of power over time, the evolution from ancient monarchies to modern democracies, old age, youth - it is against this backdrop that the characters of Alegría play out their lives. Kings" fools, minstrels, beggars, old aristocrats and children make up its universe, along with the clowns, who alone are able to resist the passing of time and the social transformations that accompany it.

Quidam

Рассказ о побеге девочки в мир грез и воображения

Zumanity

Varekai

В чаще леса, на вершине вулкана существует необычный мир- мир, где происходят самые удивительные вещи. Мир по имени Варекай. Слово "варекай" на языке цыган- этих бродяг, странствующих по всему миру- означает "где бы то ни было", "где угодно". Эта постановка посвящена духу кочевников, искусству и атмосфере цирка, его традициям, и неугасимой страсти тех, чья доля влечет их по пути, ведущему в Варекай.

Corteo

LOVE

Koozå

CRISS ANGEL Believe

ZAİA

OVO

Погружение в мир нескончаемой энергии насекомых.

TOTEM

Viva ELVIS

Zarkana

Главный герой шоу, волшебник Зарк, переживает исчезновение своей возлюбленной, а вместе с ней и своего магического дара. Он просит высшие силы вернуть ему любовь. Вместе с Зарком зрители переносятся в фантастический и неизведанный мир, населенный загадочными многоликими персонажами; мир, в котором стерты границы между реальностью и воображением.

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Cirque du Soleil" в других словарях:

    Cirque du Soleil - Inc. Type Private company Industry Entertainment Founded 1984 Founder(s) … Wikipedia

    Cirque Du Soleil

    Cirque du soleil - Logo de Cirque du Soleil Création 1984 Fondateur(s) Guy Laliberté Daniel Gauthier … Wikipédia en Français

    Cirque du Soleil - Inc. Lema Invoke Provoke Evoke Invocar Provocar Evocar Tipo … Wikipedia Español

    Cirque du Soleil - Cirque de Soleil Logo Dralion in Wien Ci … Deutsch Wikipedia

    Cirque du Soleil - Ne doit pas être confondu avec Théâtre du Soleil. Logo de Cirque du Soleil … Wikipédia en Français

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры