Дети карлоса кастанеды. Карлос кастанеда - биография, информация, личная жизнь

Главная / Чувства

Карлос Кастанеда – американский писатель, исследователь индейской магии. Автор бестселлеров рассказывал в книгах о том, как расширить границы восприятия, познать Вселенную. Работы Кастанеды в научном сообществе считали художественной литературой, но некоторая информация представляла интерес и для ученых.

Детство и юность

Информация в биографии Карлоса Кастанеды разнится. Ученый рассказывал, что в бумагах указано имя Карлос Аранья, но после переезда в Америку решил взять фамилию матери – Кастанеда.

Писатель также рассказывал о том, что родился 25 декабря 1935 года на территории бразильского города Сан-Паула. Родители были зажиточными гражданами. Юный возраст матери и отца не позволял им воспитывать сына. На тот момент родителям едва исполнилось 15 и 17 лет соответственно. Это повлияло на то, что мальчика передали на воспитание сестре матери.

Но женщина скончалась, когда ребенку исполнилось 6 лет. А в 25 лет молодой человек потерял и биологическую мать. Карлос не слыл послушным ребенком. Юношу часто наказывали за связи с плохими компаниями и нарушениями, в том числе школьных правил.

В 10 лет Карлос отправился в путешествие, которое закончилось в интернате Буэнос-Айреса, но через 5 лет Кастанеду вновь ждал переезд. На этот раз пунктом назначения стал Сан-Франциско. Здесь юношу воспитывала приемная семья. Завершив обучение в Hollywood High School, Карлос отправился через океан – в Милан.


Молодой человек поступил в Академию изящных искусств Брера. Но долго постигать азы изобразительного искусства не сумел из-за отсутствия соответствующего таланта. Кастанеда принимает непростое решение и возвращается на калифорнийский берег США.

Постепенно в душе Карлоса просыпалась любовь к литературе, психологии и журналистике. Молодой человек в течение 4 лет посещал курсы в City College, расположенный в Лос-Анджелесе. Содержать парня было некому, поэтому Кастанеде приходилось тяжело работать. Будущего писателя пригласил на должность помощника психоаналитик.

Работа Карлоса заключалась в упорядочивании записей. Каждый день Кастанеда слушал рыдания и жалобы других людей. Только спустя некоторое время юноша понял, что многие клиенты психоаналитика похожи на него. В 1959 году Карлос Кастанеда официально стал гражданином Соединенных штатов Америки. После этого важного шага молодой человек сделал еще один – поступил в Калифорнийский университет, где получил диплом по антропологии.


Молодой Карлос Кастанеда

Журнал Time предложил другую версию биографии писателя. В 1973 году была опубликована статья, в которой сказано, что родился автор бестселлеров 25 декабря 1925 года в Кахамаркае, городе на севере Перу. В качестве подтверждения журналисты использовали данные иммиграционной службы.. Не совпадали данные относительно мест учебы писателя. По мнению исследователей, Кастанеда учился в Национальном колледже св. Девы Марии Гваделупской в Лиме, позже поступил в Национальную школу изящных искусств, расположенную в Перу.

Литература и философская мысль

Кастанеда не прекращал научную работу. Мужчина писал статьи о лекарственных растениях, которые использовали североамериканские индейцы. В командировке и произошло знакомство с человеком, изменившим восприятие мира Карлоса, – Хуаном Матусом.

Книги Карлоса Кастанеды пропитаны знаниями, полученными во время обучения у Хуана Матуса. Этот человек прославился магическими способностями. Эксперт в этой области был хорошо знаком с древними шаманскими практиками. Критики не воспринимали всерьез представленную в работах Кастанеды информацию, называя это невозможным и невероятным.


Но это не отталкивало поклонников Карлоса. У мужчины появились последователи, которые и сегодня продолжают деятельность Кастанеды. В учениях дон Хуан предстает мудрым шаманом. Некоторые люди видят в описании мага индейского колдуна. Но, по мнению писателя, это больше представитель академической науки.

В книгах Карлос описывал представление Хуана Матуса о мире, в основе которого лежат неизвестные для европейца понятии. Кастанеда представил новое устройство мира, на которое влияла социализация.

Ученики дона Хуана предпочитали жить по правилам учителя. Этот образ жизни называли Путь воина. Маг утверждал, что все живые существа, в том числе люди, воспринимают энергетические сигналы, а не объекты. Организм и мозг обрабатывают полученные данные и создают собственную модель мира. По мнению Матуса, познать все невозможно. Любые знания будут ограниченными. Эту идею переносил в книги и Кастанеда.


Обычно человек воспринимает лишь малую часть получаемой информации. В учениях дона Хуана ее обозначают как тональ. А та часть, в которой включены все аспекты жизни Вселенной, была названа нагвалем. Карлос Кастанеда истинно верил в то, что расширить тональ возможно, но для этого нужно пройти Путь воина.

Писатель рассказывал в книгах о возможности изменения местоположения энергетического поля человека, которое способствует поглощению внешних сигналов и развитию. По мнению Хуана Матуса, точки можно разделить на жестко фиксированную, множественное положение, полное осознание.


Максимального уровня внимания человек способен добиться в случае прекращения внутреннего диалога. Ради этого придется поступиться жалостью к собственной личности и жизни, отказаться от веры в бессмертие, постичь искусство сновидения. Итогом многолетнего сотрудничества с Матусом стала книга «Учение дона Хуана». Эта работа позволила Кастанеде получить степень магистра.

В 1968 году Карлос продолжил учиться у дона Хуана. На этот раз писатель собрал достаточное количество материала для создания новой книги «Отдельная реальность». Работу опубликовал только через три года. Спустя год выходит очередной бестселлер Кастанеды под названием «Путешествие в Икстлан». Карьера ученого развивается стремительно. Труды, написанные под воздействием индейского мага, помогли получить докторскую степень.

С этого дня о Карлосе Кастанеде начинают ходить слухи. Постепенно писатель «стирает личную историю». В учениях дона Хуана этот этап описывается как первая ступень к развитию. Общение с индейцем заканчивается книгой «Сказки о силе». Здесь Кастанеда рассказывает о том, что Матус покидает мир. Теперь Карлосу приходится вспоминать и самостоятельно разбираться с новой для себя системой мировоззрения.

На протяжении 20 лет жизни Карлос Кастанеда создал 8 книг, каждая из которых становилась бестселлером. Работы автора разбирали на цитаты. Постепенно писатель уходил от обыденности и предпочитал жить в укромном месте, не общаясь ни с кем. Заботами об устройстве быта, публикации книг занимались сторонние лица.

Помимо создания книг, Кастанеда пытался постичь магию. Мужчина практиковал это направление так, как учил дон Хуан. С Карлосом постичь мир пытались Тайша Абеляр, Флоринда Доннер-Грау, Кэрол Тиггс, Патрисия Партин. Только в начале 1990 годов автор бестселлеров вновь предстал в обществе. Ученый вернулся к преподавательской деятельности в Калифорнийский университет. Позже стал ездить по США и Мексике с платными семинарами.


В 1998 году мир увидел две книги от Карлоса Кастанеды. Это «Магические пассы» и «Колесо времени». Работы оказались итогом жизни писателя. В трудах автор рассказывает о наиболее важных моментах постижения Вселенной, представляет сложную информацию в форме афоризмов. В книге под названием «Магические пассы» Карлос описывает комплекс движений, ставший инструментом для расширения границ познания.

В числе работ Карлоса Кастанеды присутствуют бестселлеры «Сила безмолвия» и «Огонь изнутри». О загадочной личности автора книг сняли не один документальный фильм.

Личная жизнь

В личной жизни Карлоса Кастанеды не все было просто. Через год после получения американского гражданства писатель отвел к алтарю Маргарет Раньян. О девушке не сохранилось никакой информации.


Тем не менее, брак продлился только лишь полгода. Несмотря на это, с официальным разводом супруги, которые уже не жили вместе, не торопились. Бумаги оформили спустя 13 лет.

Смерть

Загадки преследовали Карлоса Кастанеду на протяжении жизни. Официальная дата смерти американского антрополога обозначена как 27 апреля 1998 года. Но известно миру о кончине писателя стало 18 июня того же года. Эксперты утверждают, что в течение продолжительного времени Карлос страдал от тяжелого заболевания – рака печени, который убил автора многочисленных книг.

Цитаты

Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты даешь.
Бесполезно тратить всю свою жизнь на один-единственный путь, особенно если этот путь не имеет сердца.
Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни всё, что угодно. В любое время. Мгновенно.
Искусство состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком.
Ты не должен путать одиночество и уединение. Одиночество для меня понятие психологическое, душевное, уединённость же - физическое. Первое отупляет, второе - успокаивает.

Библиография

  • 1968 - «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки»
  • 1971 - «Отдельная реальность»
  • 1972 - «Путешествие в Икстлан»
  • 1974 - «Сказки о силе»
  • 1977 - «Второе кольцо силы»
  • 1981 - «Дарорла»
  • 1984 - «Огонь изнутри»
  • 1987 - «Сила безмолвия»
  • 1993 - «Искусство сновидения»
  • 1997 - «Активная сторона бесконечности»
  • 1998 - «Колесо Времени»
  • 1998 - «Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики»

Карлос Кастанеда – одна из величайших загадок XX века. С уверенностью о нём можно сказать лишь то, что он является автором десяти уникальных книг, каждая из которых стала бестселлером, а также основателем издательской компании «Cleargreen Inc.», в настоящее время владеющей правами на всё его творческое наследие. Любая другая информация представляет собой лишь домыслы, загадки и предположения.

Загадки биографии Кастанеды

На протяжении практически всей своей жизни Карлос Кастанеда скрывал свою «личную историю» , категорически запрещал себя фотографировать (хотя, несколько фото Кастанеды всё же имеется) и за всю жизнь дал лишь несколько интервью. Кроме того, он отрицал и то, что когда-либо был женат. Но Маргарет Реньян в своей книге «Магическое путешествие с Карлосом Кастанедой», в которой представлены её воспоминания о жизни с Кастанедой, уверяет, что они были женаты.

Карлос Кастанеда был мастером мистификаций – говоря о себе, он при каждом удобном случае придумывал всё новое место рождения, новых отца и мать, новую «легенду». В большинстве случаев Кастанеда утверждал, что был рождён в бразильском городе Сан-Паулу в 1935 году в Рождество в очень уважаемой семье, а его отец был академиком. В некоторых своих беседах Карлос неявно намекал на то, что один из известных людей того времени – революционер и дипломат Освальдо Арана приходился ему родным дядей . Среди других «популярных» версий Кастанеды была та, что он родился не в 1935, а в 1931 году, и что его родиной вообще является Перуанский город Кахамарка. Говоря другими словами, истинная биография Кастанеды ушла в могилу (в могилу ли?) вместе с ним.

Но одна из наиболее точных версий биографии героя нашей статьи была опубликована журналом «Time» в 1973 году . Ниже мы и предлагаем её вашему вниманию.

Биография Кастаенды по версии журнала « Time »

Карлос Кастанеда (полное имя – Карлос Сезар Арана Кастанеда) родился в Сан-Паулу (Бразилия) 25 декабря 1925 года . Его отец Сезар Арана Кастанеда Буругнари был часовщиком, а о матери Сусанне Кастанеда Новоа не известно ничего, кроме того, что она была изящной хрупкой девушкой с очень слабым здоровьем. Ко времени рождения Карлоса его отцу было всего семнадцать, а матери шестнадцать лет. Когда Карлосу исполнилось 24 года, его мать скончалась.

В вымышленных и подлинных историях Карлоса о своей жизни нередко также упоминаются его бабушка и дедушка, с которыми он жил в детстве. Бабушка имела иностранные корни, вполне вероятно, турецкие, и была не очень красивой, довольно крупной, но очень доброй женщиной. Карлос очень любил её.

А вот дедушка Кастанеды был очень своеобразным человеком . Он имел итальянское происхождение, был рыжеволосым и синеглазым. Он всё время баловал Карлоса различными байками и историями, а также изобретал всякие вещицы, которые время от времени презентовал всем членам семейства.

Уже позже, когда Кастанеда познакомился с мексиканским магом по имени дон Хуан Матус, его наставник настоял на том, чтобы Карлос навсегда попрощался со своим дедом. Однако даже смерть дедушки никак не повлияла на подопечного дона Хуана – воздействие на жизнь Кастанеды его дедушки сохранялось долгие годы. Карлос вспоминал, что прощание с дедушкой было наиболее тяжёлым событием в его жизни . Прощаясь с дедом, он максимально детализировано представил его, и сказал ему: «Прощай».

В 1951 году Кастанеда эмигрирует в США . А в 1960 году происходит событие, в корне меняющее жизнь Карлоса и огромного количества людей, которые впоследствии познакомятся с его книгами. Будучи в ту пору студентом Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, и отправившись в Мексику для сбора «полевого материала», необходимого ему для его дипломной работы, на автобусной станции Грейхаунд в мексиканском городке Ногалес на границе американского штата Калифорния и мексиканского штата Сонора, Карлос встречает индейского шамана из племени Яки – мага дона Хуана Матуса . В дальнейшем дон Хуан станет духовным наставником Кастанеды, и на протяжении двенадцати лет будет посвящать его в премудрости магии, давая сокровенные знания, унаследованные им от древних толтеков – людей Знания. Достоверность дальнейших событий со 100% уверенностью установить невозможно, однако все они детально описываются в книгах Кастанеды.

На этом этапе мы можем закончить разговор о биографии Карлоса Кастанеды и перейти к краткому описанию процесса обучения Карлоса у дона Хуана и появления на свет первых работ Кастанеды.

Начало обучения у дона Хуана

Первой и главной задачей дона Хуана Матуса было разрушение в сознании Кастанеды привычной и устоявшейся картины мира . Он обучал Карлоса тому, как увидеть новые аспекты реальности и воспринять всю многогранность мира, в котором мы живём. В процессе обучения дон Хуан прибегал ко множеству всевозможных приёмов и техник, о чём также говорится в книгах, но изначально, учитывая «закостенелость» мировосприятия своего ученика, дон Хуан использовал наиболее жёсткие методы обучения, а именно: применял психотропные средства , такие как священный для американских индейцев кактус пейот (Lophophora williamsii), галлюциногенный гриб мексиканский псилоцибин (Psilocybe mexicana) и особая курительная смесь на основе дурмана (Datura inoxia). Именно по этой причине будущие противники Кастанеды начали обвинять его в том, что он пропагандирует употребление наркотиков.

Однако в дальнейшем на все эти обвинения были предъявлены весомые контраргументы. Следует также сказать и то, что речь о психотропных веществах идёт лишь в первых двух книгах Кастанеды . В остальных его работах представлены абсолютно другие способы изменения сознания и познания тайных аспектов человеческого бытия. К ним можно отнести такие как сталкинг, осознанные сновидения, стирание личной истории, остановка внутреннего диалога, созерцание и многие другие.

Работа Кастанеды

В начале своего обучения у мексиканского мага Карлос попросил у него разрешения вести записи их бесед. Так на свет появилась первая нашумевшая книга Карлоса «Учение дона Хуана: путь Знания индейцев Яки». В мгновение ока эта книга стала бестселлером и разошлась огромным тиражом. Далее её судьбу повторили и следующие девять книг. Все они рассказывают о том, как Карлос сначала обучался у дона Хуана, постигал тайны магического учения и взаимодействовал с другими людьми; как затем и сам обучал группу магов, после того, как в 1973 году дон Хуан покинул наш мир, «сгорев в огне изнутри»; а также о том, как старался прояснить для себя суть всех событий, произошедших с ним в предшествующие годы.

С момента появления первой книги Кастанеды и по сей день люди спорят на тему того, был ли вообще дон Хуан реальным человеком или же выдуманным Карлосом собирательным образом. Например, упомянутая выше Маргарет Реньян Кастанеда в своей книге говорит, что имя Хуан Матус встречается в Мексике так же часто, как в России Пётр Иванов, а также, что изначально в своих полевых заметках Карлос просто говорил о пожилом индейце, который начал его обучать – имя Хуан Матус появилось несколько позже. Кроме того, «Матус», по словам Маргарет, это название красного вина, которое они с Карлосом любили попивать во времена их молодости.

Если же верить словам самого автора знаменитых произведений, дон Хуан был реальным человеком, очень скромным по натуре, но, в действительности, самым настоящим шаманом, могущественным брухо, последним представителем имеющей многовековую историю линии тольтекских магов. Обучать же Карлоса он стал по причине того, что на Карлоса ему указал Дух , и того, что он обнаружил в Кастанеде энергетическую конфигурацию, подходящую для того, чтобы неофит смог стать новым лидером следующей линии магов, называемой партией Нагваля.

Как бы то ни было, люди, знакомые с творчеством великого мистификатора, разделяются на два лагеря – это те, кто полностью принимает на веру всё, что сказано в книгах, и те, кто стремится всеми силами опровергнуть достоверность представленной информации и развенчать мифы о Кастанеде, доне Хуане и его учении.

Тайна личности Кастанеды

Как известно, Карлос Кастанеда стремился к тому, чтобы окутать туманом свою личность и всё, что связано с его жизнью. Это стремление ускользнуть от людского взора и избежать любой определённости проистекает из основного требования, которое предъявляется к магам линии дона Хуана – всегда оставаться гибким, неуловимым, не ограниченным никакими рамками, стереотипами и мнениями людей, а также избегать любых поведенческих шаблонов и реакций. В терминологии тольтекских магов это и называется «стиранием личной истории» . Исходя из этой базовой предпосылки, можно точно сказать, что человечество никогда не узнает всех подробностей жизни Карлоса Кастанеды и то, существовал ли на самом деле дон Хуан.

Если даже Карлос сумел эффективно стереть свою личную историю, то дон Хуан сделал это просто безупречно (кстати, понятие безупречности является одним из центральных в учении дона Хуана ), не оставив после себя никаких следов, покинув этот мир «вместе с ботинками».

Согласно словам Карлоса Кастанеды, его учитель дон Хуан сумел выполнить главную задачу всей своей жизни – «сгореть в огне изнутри» , достигнув максимального осознания и окончательно развив своё энергетическое тело, перейдя тем самым на новый уровень восприятия. Однако касаемо своей собственной смерти, у Карлоса не было сомнений в том, что он не сможет достичь такого результата. Многие сторонники Кастанеды уверены в том, что он, несмотря ни на что, сумел достичь того, к чему стремился, т.е. ушёл из мира таким же образом, как и дон Хуан. Но аудитория реалистов (а также официальный некролог) сходится во мнении, что Карлос Кастанеда умер от рака печени. Произошло это 27 апреля 1998 года, тело Кастанеды было кремировано, а прах переправлен в Мексику.

Наследие Кастанеды

С того момента, как мир узнал о существовании Карлоса Кастанеды и дона Хуана и до сих пор, учение толтекских магов набирает всё больше приверженцев по всему миру . Многие люди расценивают книги Кастанеды не просто как художественные произведения, но и как практические руководства к действию. Эти люди идут по «Пути Воина», основы которого и описаны в книгах Кастанеды. Они стремятся к познанию тайн бытия, трансформации личности, усилению осознания, развитию своего максимального потенциала, как человеческих существ, переходу к иному способу восприятия и уровню бытия. Некоторые последователи даже успели присоединиться к обучению, которое проводилось самим Кастанедой и его сподвижницами – Тайшей Абеляр, Флориндой Доннер-Грау и КэролТиггс в 90-х годах прошлого столетия, а ныне проводится их ближайшими учениками и корпорацией «Cleargreen Inc.» .

Книги Карлоса Кастанеды взбудоражили целое поколение , породили новую волну движения в культуре мировосприятия и даже мире музыки (музыкальное направление «New Age» появилось именно в то время ), заставили человечество, если уж не по-новому увидеть мир, то хотя бы попытаться сделать это; стали отправной точкой в пути духовных искателей по всему миру.

На сегодняшний день свои работы по схожей тематике представляют такие авторы как Армандо Торрес, Норберт Классен, Виктор Санчес, Алексей Ксендзюк и некоторые другие. Само же учение дона Хуана продолжает практиковаться огромным количеством людей.

Ниже вы можете ознакомиться со списком книг Карлоса Кастанеды . А прочесть их можно, просто приобретя в книжном магазине или скачав в Интернете.

Библиография Кастанеды


Об официальной жизни Карлоса Сезара Араны Сальвадора Кастанеды известно крайне мало. Но и то, что известно, переплетается с двусмысленностью и мистификациями, возникновению которых часто способствовал он сам. Точно неизвестны даже дата и место его рождения. По одной версии - записи в иммиграционных документах - он родился 25 декабря 1925 года в перуанском городе Кахамарка, по другой - 25 декабря 1931 года в Сан-Паулу (Бразилия). Лишь прочитав его книги, повествующие о некоем Дон Хуане, мы можем составить некое представление о Кастанеде-человеке. Известно, что в 1951 году Кастанеда эмигрировал в США из Перу, а до этого его семья жила в Бразилии, откуда бежала, спасаясь от очередного диктатора. Неизвестно, чем он занимался до приезда в США. В США, судя по “стенограмме” его диалогов с Доном Хуаном, он подрабатывал таксистом, писал стихи, изучал живопись, торговал в магазине спиртным. Известно также о его стремлении проникнуть в голливудскую среду.


Известно, что он учился в муниципальном колледже Сан-Франциско, прослушав там курсы по творческому письму и журналистике, затем поступил в 1955 г. в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и через семь лет стал бакалавром по антропологии. Преподавал в университете, был учителем в Беверли-Хиллз. В одном из эпизодов он описывает, как ходил по престижным кинотеатрам Лос-Анджелеса со специальной карточкой своей подруги, дочери голливудского заправилы.


В 1968 г. к Кастанеде пришла известность. Ему было 37 или 43. Интегрировав в среду вольнодумной интеллигенции, он был полон сил и амбициозных устремлений. Его амбиции получили направление благодаря гранту Калифорнийского университета, выделенного на его антропологические исследования. По условиям этого гранта он отправился в центральную Мексику, где несколько лет он занимался «полевой работой», завершившейся, впрочем, не научным открытием, а совершенно необычным, новым для того времени романом “Учение Дона Хуана: Путь Знания индейцев Яки”. Литературно-научные искания Кастанеды были оценены, и в 1973 году К.Кастанеда получил степень доктора философии и стал профессором Калифорнийского университета, защитив там диссертацию по антропологии, почти идентичную его третьей книге « Путешествие в Икстлан» (Journey to Ixtlan, 1972). Появление первых же книг « Учение дона Хуана» (The Teaching of Don Juan, 1968) и « Особая реальность» (A Separate Reality, 1971) сделало автора знаменитостью, а « Рассказы о силе» (Tales of Power, 1974) и « Второй круг силы» (The Second Ring of Power, 1977) также стали бестселлерами. Шестая из книг этой серии « Дар орла» (The Eagle"s Gift) была опубликована в 1981. Книги издавались миллионными тиражами, они были переведены на 17 языков, в том числе, и русский.


Сами тексты произведений Кастанеды претендуют на подробное изложение впечатлений и переживаний автора (под именем «Карлос»), полученных при обучении у старого индейца из племени яки дона Хуана Матуса , якобы познавшего некое высшее откровение, и его помощника дона Хенаро. Карлос в качестве аспиранта, собирающего фактический материал, проходит причудливый курс обучения, который должен изменить его привычный способ восприятия мира, чтобы он мог видеть, думать и жить совершенно иначе, чем раньше. Учеба заключается в выполнении последовательности ритуально закрепленных действий на фоне приема наркотических растительных снадобий, которые дает и рекомендует дон Хуан. В дополнение к природным галлюциногенам, которые Карлос на начальном этапе принимает для своего преображения, старый колдун особо подчеркивает важность определенных физических упражнений, таких, как скашивание глаз для измененного видения или «поступь силы» для безопасного передвижения ночью через пустыню. Результатом обучения явилось полная трансформация личности героя и всего его восприятия действительности (что вполне закономерно для человека, превратившегося в наркомана). Критика всегда сомневалась в реальном существовании Дона Хуана, и не безосновательно. Кастанеда не предъявил миру ни одного доказательства существования своего Дон Хуана и в 1973 году «отправил» его вместе с группой персонажей в магическое путешествие, из которого они больше не вернулись. Впрочем, ученики и поклонники Кастанеды считают, что вопрос о подлинности его рассказов не имеет никакого отношения к проблеме истинности «пути познания», предлагаемого доном Хуаном.


О личной жизни Карлоса Кастанеды известно, что он был женат. Развелся через полгода, хотя окончательно расстался с женой в 1973 г. Есть человек, называющий себя его сыном, Адриан Вашон (C. J. Castaneda), но так ли это в действительности - неясно. Умер Кастанеда в Вествуде (шт. Калифорния, США) от рака печени 27 апреля 1998 года. В последний период он вел «здоровый образ жизни»: он не только не употреблял алкоголя и наркотических препаратов, прославлению которых посвятил свое творчество, не только не курил, но даже не пил чая и кофе. Производители бестселлеров еще некоторое время эксплуатировали его “таинственный уход”, утверждая, что он “сгорел изнутри”, хотя он был обычным способом кремирован и останки были перевезены в Мексику. Кастанеда должен был остаться загадкой. Ведь на учении бессребреника Дон Хуана его автор оставил после себя прекрасно работающую индустрию с многомиллионным доходом. Его имущество после смерти было оценено в 1 млн. долларов (довольно скромно для автора, чьи книги разошлись общим тиражом около 8 миллионов на 17 языках). Все оно было отдано в учрежденный незадолго до его смерти Фонд Орла. Оценочный общий капитал фонда составлял 20 миллионов.

Карлоса Кастанеду можно смело причислить к величайшим загадкам ХХ столетия. Достоверно о нем известно только то, что он - автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании “Cleargreen”, которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Всеостальное - не более чем предположения, если не сказать - домыслы. Кастанеда тщательно сохранял «тайну личности», практически не давал интервью и категорически отказывался фотографироваться (однако, по стечению обстоятельств, несколько фотографий Кастанеды все же существует). Он даже отрицал, что когда-либо был женат, хотя Маргарет Раньян, автор книги воспоминаний об этом человеке, утверждает, что Кастанеда был ее супругом. Иными словами, подлинная биография Карлоса Кастанеды была известна лишь ему самому; удел всех прочих - пытаться ее реконструировать.


Карлос Сезар Арана Кастанеда (предположительно, таково его полное имя) родился 25 декабря 1925 года в городе Сан-Паулу, Бразилия. В 1951 году он эмигрировал в США, а в 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь самого Карлоса Кастанеды и тысяч его последователей - Кастанеда, тогда студент Калифорнийского университета, приехавший в Мексику за «полевыми материалами» для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса, индейца из племени яки. Дон Хуан стал духовным учителем Кастанеды и в течение двенадцати лет передавал подопечному сокровенные знания своего племени.


С разрешения дона Хуана Кастанеда стал записывать его слова; так родилась первая из известных во всем мире книг Карлоса Кастанеды - «Учение дона Хуана. Путь индейцев из племени яки», опубликованная в 1968 году. Эта книга мгновенно стала бестселлером - как и девять последующих. Все они представляют собой запись бесед дона Хуана с Кастанедой, а цепь событий в них обрывается в 1973 году, когда дон Хуан таинственно исчез - «растаял подобно туману». Легенда гласит, что и сам Кастанеда ушел из нашего мира схожим образом - как бы растворился в воздухе. Менее поэтическая версия некролога сообщает, что он скончался 27 апреля 1998 года от рака печени и что после кремирования прах Кастанеды, согласно завещанию, отправили в Мексику.

(19267-199 8) - испанский антрополог, мыслитель эзотерической ориентации, автор ряда книг, посвященных изложению миропонимания мексиканского индейца яки Дона Хуана Матуса, одного из (согласно К.) Учителей человечества. Встреча К. и дона Хуана состоялась в 1960. Сочинения К.: «Разговоры с доном Хуаном» (1968), «Отделенная реальность» (1971), «Путешествие в Икстлан» (1972), «Сказка о силе» (1974), «Второе кольцо силы» (1977), «Дар орла» (1981), «Внутренний огонь» (1984), «Сила безмолвия» (1987), «Искусство сновидения» (1994), «Активная сторона бесконечности» (1995), «Тенсегрити: Магические пассы магов древней Мексики» (1996), «Колесо времени» (1998) и др. Творчество К. наглядно демонстрирует практически полное взаимное исключение подходов миропонимания мистика и эзотерика Дона Хуана, с одной стороны, и мировоззрения западного интеллектуала 20 ст. О последнем Дон Хуан говорит: «Та жизнь, которую вы ведете, - не жизнь совсем. Вы не знаете того счастья, которое проистекает из делания вещей осознанно». После первого расставания и воссоединения Учителя и ученика (т.е. К.) Дон Хуан постулирует необходимость своеобразного и нетрадиционного взгляда на мир с целью его постижения: «Ты испугался и удрал из-за того, что чувствуешь себя чертовски важным. Чувство важности делает человека тяжелым, неуклюжим и самодовольным. А чтобы стать человеком знания, нужно быть легким и текучим». Эксперименты К. на себе самом с психотропными растениями (прием галлюциногенов - пейота, дурмана Datura inoxia, гриба из семейства Psylocybe - был ошибочно принят К. за основную методику миропостижения у индейцев яки), а также совместные попытки постижения основ колдовства исполняли роль (в контексте имплицитного понимания ситуации Дон Хуаном) лишь средства для высвобождения из инертных мировоззренческих, категориально-понятийных, логистических, двумерных пространственно-временных и пр. тисков известного мира. («Ты считаешь себя слишком настоящим», - говорил Дон Хуан К.) Реальность самого К. и Дон Хуана суть мудрость, специфическая ценность и особая психотехническая установка, предполагающие и задающие значительное количество мыслимых, весьма условных интерпретаций. Несомненно более важными явились, в частности, техники видения и «остановки мира», которыми владел, согласно К., Дон Хуан. Видение у Дона Хуана не аналогично традиционалистскому смотрению. Последнее предполагает истолковывание, оно - процесс мышления, в границах которого мысли об объекте весомее, нежели истинное его видение. В процессе же смотрения индивидуальное «Я» замещается, вытесняется видимым объектом. Обретается свобода от ига каких бы то ни было предзаданных оценок, комментариев и пр. Мир, на который мы смотрим, по Дону Хуану, - это лишь одно из его возможных описаний. (В начале второго тома К. писал: «...В то время учение дон Хуана начало представлять собой серьезную угрозу моей «идее мира». Я стал терять уверенность, которую мы все имеем, в том, что реальность повседневной жизни является чем-то таким, что мы можем считать гарантированным и само собой разумеющимся».) Увидеть Это (объект в собственной безграничной ясности превосходящий любые обозначения себя) - и означает постижение его скрытой бытийности. Видение призвано заместить «думание» - дискретный поток мыслей индивида, инициируемых по поводу всего, чего угодно. Сравнения, по К., в таком контексте бессмысленны - все вещи равно важны и неважны: «... человек, вступивший на путь магии, постепенно начинает сознавать, что обычная жизнь навсегда оставлена позади, что знание в действительности - это пугало, что средства обычного мира больше не будут средствами для него и что он должен приспособиться к новому образу жизни, если собирается выжить... К тому времени, когда знание становится пугающим делом, человек также начинает осознавать, что смерть является незаменимым партнером, который сидит рядом с ним на одной циновке. Каждая капля знания, которая становится силой, имеет своей центральной силой смерть. Смерть делает завершающий мазок, а все, что трогается смертью, действительно становится силой... Но концентрация на смерти заставит любого из нас фокусироваться на самом себе, а это является снижением. Поэтому следующая вещь, которая необходима... - это отрешенность. Мысль о неминуемой смерти вместо того, чтобы стать препятствием, становится безразличием». «Человек действия», по Дону Хуану, живет действием, а не мыслями о действиях. Такой человек менее всего озабочен тем, что ему будет «думаться», когда действие прекратится. По дону Хуану, «человек идет к знанию так же, как он идет на войну, полностью проснувшись, со страхом, с уважением и с абсолютной уверенностью. Идти к знанию или идти на войну как-то иначе - ошибка, и тот, кто совершает ее, доживет до того, чтобы пожалеть о сделанных шагах...». Человек, созревший для «осуществления действий, не думая», - это человек знания, способный исполнить действие и исчезнуть, не обременяя себя мыслями о результатах. «Чтобы стать человеком знания, - отмечал Дон Хуан, - нужно быть воином. Нужно биться и не сдаваться, не жалуясь и не отступая до тех пор, пока не станешь видеть лишь для того, чтобы понять - ничто не имеет значения... Искусство воина - находить равновесие между ужасом от того, что ты человек, и восхищением от того, что ты человек». Главный смысл таких оценок в том, что помимо мира наших восприятий правомерно полагание иных возможных миров, признание плюрализма наличного бытия. Стремясь опровергнуть в третьем томе сочинения традиционные ценности индивида Запада (цельность и уникальность личности - наличие истории у «Я», самооценку, полагание насущной реальности как единственно возможной и пр.), Дон Хуан постулирует, что поскольку наша личная история - промысел других, постольку мы должны избавиться «от обволакивающих мыслей других людей». Дон Хуан у К. для изображения архитектоники мироздания вводит понятия «тональ» и «нагваль». «Тональ» - «регистратор» мира; все, что человек способен описать (любая вещь, для которой у человека находится слово, относима к «тональ»), мир, данный в языке, культуре, смотрении, делании. «Нагваль» (вечный, неизменный и спокойный) - актуально и потенциально неописуемое, истинный творец мироздания (а не его свидетель), доступный для обнаружения лишь в состоянии элиминации собственных умственных убеждений. Все «фрагменты» будущего «я» человека (телесные ощущения, чувства и мысли) до рождения индивида располагаются в нагвалеобразных «челноках», впоследствии их соединяет вместе «искра жизни». Родившись, человек сразу же теряет ощущение нагваля и погружается в ипостаси тоналя. В отличие от индуистского «Это», лежащего вне бытия людей, нагваль Дона Хуана может быть использован колдуном в своих целях, придавая человеку неизмеримые возможности. Смысл данного учения сводим, вероятнее всего, не к описаниям невероятных способностей «посвященных» людей. (Когда К., в 1968, попытался преподнести Дону Хуану первый том книги о Доне Хуане, тот отказался от подарка, заметив: «Ты знаешь, что мы делаем с бумагой в Мексике».) Дон Хуан у К. видит, что люди обманывают себя, давая имена миру, ожидая при этом, что он будет соответствовать их обозначениям, схемам и моделям; люди ошибаются, полагая, что человеческие действия конституируют мир, и что они и есть мир. «Мир - это загадка... Мир непостижим, а... мы все время стремимся открывать его тайны. Его же надо принимать таким, каков он есть - таинственным!». Эзотерический мир (у К. вполне «валентный» рядовому индивиду) диктует приобщающемуся неофиту собственные правила игры: по дону Хуану, «принимать ответственность за свои решения - означает, что человек готов умереть за них». Европеец, прячущийся за сакральный авторитет культурных традиций и мыслящий себя потенциально бессмертным, способен тем самым уходить от ответственности: согласно дону Хуану, «решения бессмертного человека могут быть изменены, о них можно сожалеть или подвергнуть их сомнению». Ожидание общественного признания заслуг, самоуважение как особые максимы - в пространстве эзотеризма утрачивают всякий смысл: по мысли дона Хуана, «ты так чертовски важен, что можешь позволить себе уйти, если вещи складываются не так, как тебе бы хотелось... Человек - только сумма личной силы. Эта сумма определяет, как он живет и умирает». Стремление К. не только изложить личный опыт контакта с репрезентантами эзотерической реальности, но и задать возможный универсальный язык ее описания наряду с перспективными моделями ее теоретических реконструкций - придает особо значимый эвристический статус его сочинениям.

Карлос КАСТАНЕДА (Carlos Castaneda) (1925–1998) - американский антрополог, книги которого, повествуя о драматическом обучении у индейско-мексиканского колдуна, излагают философию существования, ставшую особенно популярной среди представителей западной «молодежной культуры» конца 60-х – 70-х годов 20 в.

Об официальной жизни Карлоса Сезара Араны Сальвадора Кастанеды известно крайне мало. Но и то, что известно, переплетается с двусмысленностью и мистификациями, возникновению которых часто способствовал он сам. Точно неизвестны даже дата и место его рождения. По одной версии – записи в иммиграционных документах – он родился 25 декабря 1925 года в перуанском городе Кахамарка, по другой – 25 декабря 1931 года в Сан-Паулу (Бразилия). Лишь прочитав его книги, повествующие о некоем Дон Хуане, мы можем составить некое представление о Кастанеде-человеке. Известно, что в 1951 году Кастанеда эмигрировал в США из Перу, а до этого его семья жила в Бразилии, откуда бежала, спасаясь от очередного диктатора. Неизвестно, чем он занимался до приезда в США. В США, судя по “стенограмме” его диалогов с Доном Хуаном, он подрабатывал таксистом, писал стихи, изучал живопись, торговал в магазине спиртным. Известно также о его стремлении проникнуть в голливудскую среду.

Известно, что он учился в муниципальном колледже Сан-Франциско, прослушав там курсы по творческому письму и журналистике, затем поступил в 1955 г. в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и через семь лет стал бакалавром по антропологии. Преподавал в университете, был учителем в Беверли-Хиллз. В одном из эпизодов он описывает, как ходил по престижным кинотеатрам Лос-Анджелеса со специальной карточкой своей подруги, дочери голливудского заправилы.

В 1968 г. к Кастанеде пришла известность. Ему было 37 или 43. Интегрировав в среду вольнодумной интеллигенции, он был полон сил и амбициозных устремлений. Его амбиции получили направление благодаря гранту Калифорнийского университета, выделенного на его антропологические исследования. По условиям этого гранта он отправился в центральную Мексику, где несколько лет он занимался «полевой работой», завершившейся, впрочем, не научным открытием, а совершенно необычным, новым для того времени романом “Учение Дона Хуана: Путь Знания индейцев Яки”. Литературно-научные искания Кастанеды были оценены, и в 1973 году К. Кастанеда получил степень доктора философии и стал профессором Калифорнийского университета, защитив там диссертацию по антропологии, почти идентичную его третьей книге «Путешествие в Икстлан» (Journey to Ixtlan, 1972). Появление первых же книг «Учение дона Хуана» (The Teaching of Don Juan, 1968) и «Особая реальность» (A Separate Reality, 1971) сделало автора знаменитостью, а «Рассказы о силе» (Tales of Power, 1974) и «Второй круг силы» (The Second Ring of Power, 1977) также стали бестселлерами. Шестая из книг этой серии «Дар орла» (The Eagle"s Gift) была опубликована в 1981. Книги издавались миллионными тиражами, они были переведены на 17 языков, в том числе, и русский.

Сами тексты произведений Кастанеды претендуют на подробное изложение впечатлений и переживаний автора (под именем «Карлос»), полученных при обучении у старого индейца из племени яки дона Хуана Матуса?, якобы познавшего некое высшее откровение, и его помощника дона Хенаро. Карлос в качестве аспиранта, собирающего фактический материал, проходит причудливый курс обучения, который должен изменить его привычный способ восприятия мира, чтобы он мог видеть, думать и жить совершенно иначе, чем раньше. Учеба заключается в выполнении последовательности ритуально закрепленных действий на фоне приема наркотических растительных снадобий, которые дает и рекомендует дон Хуан. В дополнение к природным галлюциногенам, которые Карлос на начальном этапе принимает для своего преображения, старый колдун особо подчеркивает важность определенных физических упражнений, таких, как скашивание глаз для измененного видения или «поступь силы» для безопасного передвижения ночью через пустыню. Результатом обучения явилось полная трансформация личности героя и всего его восприятия действительности (что вполне закономерно для человека, превратившегося в наркомана). Критика всегда сомневалась в реальном существовании Дона Хуана, и не безосновательно. Кастанеда не предъявил миру ни одного доказательства существования своего Дон Хуана и в 1973 году «отправил» его вместе с группой персонажей в магическое путешествие, из которого они больше не вернулись. Впрочем, ученики и поклонники Кастанеды считают, что вопрос о подлинности его рассказов не имеет никакого отношения к проблеме истинности «пути познания», предлагаемого доном Хуаном.

О личной жизни Карлоса Кастанеды известно, что он был женат. Развелся через полгода, хотя окончательно расстался с женой в 1973 г. Есть человек, называющий себя его сыном, Адриан Вашон (C. J. Castaneda), но так ли это в действительности – неясно. Умер Кастанеда в Вествуде (шт. Калифорния, США) от рака печени 27 апреля 1998 года. В последний период он вел «здоровый образ жизни»: он не только не употреблял алкоголя и наркотических препаратов, прославлению которых посвятил свое творчество, не только не курил, но даже не пил чая и кофе. Производители бестселлеров еще некоторое время эксплуатировали его “таинственный уход”, утверждая, что он “сгорел изнутри”, хотя он был обычным способом кремирован и останки были перевезены в Мексику. Кастанеда должен был остаться загадкой. Ведь на учении бессребреника Дон Хуана его автор оставил после себя прекрасно работающую индустрию с многомиллионным доходом. Его имущество после смерти было оценено в 1 млн. долларов (довольно скромно для автора, чьи книги разошлись общим тиражом около 8 миллионов на 17 языках). Всё оно было отдано в учрежденный незадолго до его смерти Фонд Орла. Оценочный общий капитал фонда составлял 20 миллионов.

Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда (англ. Carlos Castaneda)

Многие говорят "Кастанеда писатель!". Допустим мы с этим согласимся и пусть всё, что он написал не является ни мистицизмом, ни оккультизмом. Пусть все его самые сильные книги, допустим первые пять, рассматривать, как произведения писателя: аллегорическое, художественное изображение каких-то проблем в этно-окрашенной форме.

Если вы называете Кастанеду писателем, то должны понимать, что писатель - это человек, который отражает в художественной форме проблематику своей эпохи, проблему субъекта в своей эпохе.

О чём писал "писатель Кастанеда"? Он пытался решить те же проблемы, которые в <послевоенные 50-80 года> были проблемами эпохи: проблемы свободы, проблемы дальнейшей эволюции человека, проблема социального разброда и неопределённости перспектив. Он отражал чаяния и надежды того времени в социальном, психологическом, антропологическом плане.

Где эти люди, которые обзывают Кастанеду писателем, показали суть того, в чём именно он писатель? Они под словом "писатель" подразумевают слово "фантазёр". Дескать Кастанеда фантазёр по поводу мистицизма и дескать они понимают в этом больше, чем какой-то "выскочка" Кастанеда.

На самом деле, даже как писатель, Кастанеда - является глыбой. Он предложил развёрнутую попытку описания методик и вариантов (моделей) для решения проблем социума и человека для своего времени. Кастанеда, с одной из сторон, хотел избавиться от изоляции на личностном уровне - это аля Фрейдизм, отделённость человека в его импульсивных инстинктивных потугах чего-то добиться, чего он сам не знает, но постоянно рационализирует в виде сказки. Он поднимал проблематику роботизированности, которую предлагает социум и здесь сразу включается Хаббард, Гурджиев, и другие по проблематике бихевиоризма.

И когда какой-то дурак говорит "он всего лишь писатель", он не понимает, что он входит в поле, где ему вообще не на что опереться <для аргументации своей позиции>. Если наркоманы ещё могут обидеться, на то, что, после принятия дури, чудес, описанных Кастанедой, не случается и предъявить ему вопросы, как к мистику, то люди, которые мистицизм отбрасывают и говорят "Кастанеда писатель", - это абсолютно контрпродуктивное заявление потому, что, как писатель, Кастанеда поднимал такие пласты и проблемы, о которых эти люди не имеют никакого понятия.

Люди, считающие Кастанеду писателем, не могут ему ничего предъявить потому, что не имеют ни малейшего представления о герменевтическом подходе - то есть о том, что всегда требует толкования в соответствии с определёнными логическими структурами и базами данных с пониманием по какой схеме строить контрпозицию Кастанеде. Внутрь учения, изложенного Кастанедой, ещё нужно войти, пересечь герменевтический круг и стать инсайдером, то есть понимать в этом деле.

А все эти люди стоят снаружи герменевтического круга . Они видят что-то там у Кастанеды булькает и интерпретируют это по-своему в психологическом или философском ключе. Они начинают сочинять свою версию, то есть рационализировать, по образу и подобию Кастанеды, свои внутренние желания и чаяния. В психоанализе это называется "рационализация" - тайные желания, облекаемые в известную оболочку для самооправдания. Эти люди занимаются самооправданием, то есть индульгированием .

Таким образом своё индульгирование эти люди выдают за то, о чём писал Кастанеда.

Если с вами кто-то хочет поговорить о Кастанеде, задавайте вопрос - в какой перспективе будем говорить? Исторической, где Кастанеда писатель, публицист и социальный антрополог своей эпохи? Оккультист? Революционер? Маргинал? А если кто-то скажет, что всё в одном, то так нельзя, должен быть акцент <и соответствующая база данных>.

И здесь все эти люди, исполненные очей мудрости и считающие Кастанеду писателем, оказываются пустышками. Им нечего противопоставить, кроме своей рационализации, своего индульгирования .

Если рассмотреть корпус из двух книг (Огонь изнутри , Сила безмолвия), то в них Кастанеда косвенно устанавливает принадлежность к западной философской традиции .

Таким образом Кастанеда показывает принадлежность к западной философской традиции , а, как известно, она всю свою историю воровала и адаптировала восточную философию.

О чём это говорит? Кастанеду нужно читать в определенном контексте. Если вы его знаете, то терминологическая тарабарщина Кастанеды начинает . Кастанеда вводит терминологию не чтобы отгородиться от традиции, а чтобы выстроить её в структуру со своими полезными особенностями. Он, как антрополог-структуралист, пересказывает вам геометрию или математику оккультизма. Это материал не для дураков .

У Кастанеды каждый термин - это мультипаспорт . Сталкинг , сновидение , чувство собственной важности , личная история - это много смысловые понятия, которые трактуются, как внутри структуры учения, изложенного Кастанедой, так и на уровне параллельных баз данных. Чтобы как-то продвигаться в практике эти значения нужно уметь вычислять и связывать.

<...> Вы когда-нибудь связывали воззрение, путь и плод из буддизма с Кастанедой? Искусство осознания - это воззрение, сновидение (движение точки сборки) - это путь, а сталкинг (фиксация точки сборки) - это плод.

у меня не было интереса к образованию или знаниям. Я не могла думать. Я не могла говорить, прежде чем пришла в <мир магов>. Я была одним из тех людей, которые выросли, узнав, что не должны говорить, если с вами не разговаривают ("детей нужно видеть, а не слушать"). Не было никакого способа по-настоящему выразить себя. Не могло взяться никакой идеи концептуализации. Абстрактная мысль была для меня чуждой, потому что меня интересовали только прагматичные вещи повседневной жизни, встречи с людьми, поиск любви, все, что интересует женщин в этом возрасте.

Я не была чем-то необычным. Поэтому они дали мне приказ ходить в университет и получать образование как часть обучения магии. И причина этого состояла не только в том, чтобы изменить ожидания общества в отношении женщин <...>

Получение образования имело два аспекта. Первый из них заключался в том, что это как бы подорвало мои собственные ожидания относительно моих возможностей, моих способностей или ожиданий от меня других людей. Во-вторых, это дало мне возможность мыслить аналитически, осмысливать (conceptualize) , понимать (understand) , что такое магия. Потому что, хотя они учили нас техникам, определенным практикам, процедурам, они также давали нам очень абстрактные представления (concepts) о том, что такое магия. Интересоваться тем, как маги воспринимают (perceive) мир, как они видят (see) реальность - это требует очень острого интеллекта, чтобы понять сущность того, что они говорят. В противном случае вы находитесь на определенном уровне и смотрите на магию так, как, скажем, антропологи смотрят на неё, просто снаружи и просто видят поверхность. И вы думаете, что магия включает в себя пение, лечение, танцы, ношение масок, выполнение странных ритуальных действий. Это наши представления с точки зрения нашего общества о том, что такое магия и что делают маги.

В то время я ничего не знала о магии и даже не знала чему меня учили, но оно пришло понемногу. Мне пришлось понять не только поверхностный глянец (superficial gloss) того, что такое магия, а то, что оно в действительности влечет за собой, и для этого у вас должен быть очень острый интеллект и глубокое образование, чтобы уметь понимать эти концепции.

нам не нужны ритуалы, «чистки», «защиты», «амулеты», «талисманы» и т. д. Лучшая возможная защита и предложение духу, который вы можете сделать, - это избавиться от своей «важности » и следовать по безупречному пути «путем с сердцем ».

Кастанеда не писал о магии

"Мы должны найти другое слово для мага", – говорит он. – "Это слишком темное. Мы ассоциируем его со средневековыми абсурдами: ритуал, дьявол . Мне нравиться "воин" или "навигатор". Это то, что маги делают – навигация."

Он писал, что рабочее определение слова маг – это "постигать энергию непосредственно".

Средний человек , будучи неспособным обрести энергию, для того чтобы воспринимать за пределами своей повседневности, называет область экстраординарного восприятия магией
Называть их магами - это не моя прихоть. «Brujo» или «bruja», что значит колдун или ведьма, - это испанские слова, которыми обозначаются мужчина или женщина, занимающиеся практикой знахарства. Я всегда возмущалась особым дополнительным оттенком этих слов. Но маги сами успокоили меня, раз и навсегда объяснив, что «магия» означает нечто совершенно абстрактное: способность, которую развили некоторые люди для расширения пределов обычного восприятия. В таком случае абстрактная характеристика магии автоматически исключает какие-либо позитивные или негативные оттенки названий, используемых для обозначения людей, занимающихся практикой магии.

Кастанеда не писал о мостах и приведениях

Сильвио Мануэль решил использовать мост (conceived the idea of using the bridge - задумал идею использования моста) как символ (symbol) действительного пересечения .
союзник может быть воспринят только, как качество чувств (quality of the senses) . То есть так как союзник является бесформенным, его присутствие может быть замечено только его воздействием на мага. Дон Хуан классифицировал некоторые из этих эффектов как имеющие антропоморфные качества .

Кастанеда не писал об отшельничестве и уходе из общества

– Теперь ты должен отрешиться , – сказал он.

– Отрешиться от чего?

– Отрешиться от всего.

– Но это невозможно. Я не намерен становиться отшельником.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры