Электрогитара лес пол. Gibson Les Paul — то что Вам необходимо знать Приблизительная цена $900

Главная / Чувства

Мастер, специализирующийся на изготовлении мандолин, Orville Gibson из штата Мичиган основал компанию, получившую его имя. И по сей день на небольшом заводе в Нэшвилле (Opry Mills Mall, Nashville), открытом для посещения, выпускаются мандолины, акустические гитары и банджо. Однако всемирную известность Gibson принесли именно электрические гитары.

Компания представила свою первую электрическую гитару, названную ES-150 (ES - Electric Spanish) в 1936 году. Принятая виртуозом джаза Charlie Christian, модель Gibson ES-150 по-прежнему известна как модель Charlie Christian, а ее отличительная особенность от других гитар - звукосниматель - по-прежнему считается одним из лучших джазовых звукоснимателей, когда-либо произведенных.

После Второй мировой войны звукосниматель P-90 добавил игре гитаристов мощности и универсальности. А выпуск гитар с тремя звукоснимателями ES-5 и ES-175 стал очередным новым словом фирмы Gibson в производстве электрических гитар.

Самый известный в мире гитарист-виртуоз Les Paul представил электрическую гитару Gibson в 1952 году. Именно он был привлечен компанией к созданию цельнокорпусного инструмента со звукоснимателями, именно его имя получила выпущенная электрогитара для привлечения покупателей. Теперь уже переименованная в "Les Paul " электрогитара стала одним из самых популярных инструментов в мире. Словосочетание "ЛесПол" ("Les Paul" ) давно стало нарицательным и им для удобства называют целый класс гитар, выпускаемых различными фирмами по всему миру, однако начиналось это именно с Gibson. Les Paul довольно быстро представляла собой уже линейку из четырех моделей: Junior, Special, Standard and Custom , которые впоследствии стали классикой Gibson.

Сегодня электрогитары фирмы Gibson представляют собой как глубокие традиции, так и будущее отрасли. Модели, конструкции которых стали классикой - ES-175 , ES-335 , Flying V , Explorer , Firebird , SGs и Les Pauls - являются свидетельством долгой истории фирмы Gibson, охватывающей более четырех десятилетий музыкальных стилей. Многие известные музыканты играли на гитарах Gibson: BB King, Atkins и джазовые музыканты Howard Roberts и Herb Ellis. Кроме того, новые гитары Les Pauls были изготовлены под таких рок-звезд как Jimmy Page и Joe Perry.

Сегодня Gibson - это целый концерн, состоящий из нескольких подразделений, имеющий дочерние предприятия (Epiphone , Baldwin, Maestro, Wurlitzer, Tobias, Valley Arts Guitar, Slingerland, MaGIC, Gibson Amphitheatre, Hamilton, Chickering, Kramer , Steinberger, Electar, Aeolian), выпускающих широкий спектр музыкального оборудования и инструментов.

*Серийные номера гитар Gibson

В 1977 году фирма ввела систему серийных номеров, используемую по сей день. Восемь цифр (или 9 цифр после июля 2005 года) номера на задней стороне гитары обозначают дату, когда инструмент был подготовлен, где он был произведен и номер инструмента по порядку (в этот день).

Серийный номер YDDDYRRR
YY - год изготовления
DDD - день в году , когда была выпущена гитара
RRR - спец. обозначение - номер завода-изготовителя

Спец.обозначения расшифровываются следующим образом:
001-499 Kalamazoo, штат Michigan (1975-1984)
500-999 Nashville, штат Tennessee (1975-1990)
001-299 Bozeman, штат Montana (после 1989)
300-999 Nashville, штат Tennessee (после 1990)

Например, серийный номер 90992487 означает, что инструмент был произведен в 99й день 1992 года (среда, 8 апреля) в Nashville, TN и это был 487 й инструмент, выпущенный в тот день.

Исключение составляют инструменты, выпущенные в 1994 году, в годовщину фирмы Gibson, номера которых начинаются с цифр "94".


Большой выбор электрогитар Gibson в нашем магазине — TopGuitars.ru

Все таки раньше было как то попроще. Вот возьмем например гитары. К концу 50-х годов, все модели Gibson можно было пересчитать по пальцам. Захотел предположим купить Les Paul, пришел в магазин там весит две гитары — Gibson Custom и Gibson Les Paul Standard. Выбрал что понравилось, заплатил денег и через час уже играешь и радуешься. А сегодня? Вместо того чтобы пойти и просто что то купить, ну например телевизор, нужно потратить несколько дней жизни в интернете, в поисках необходимой информации. Или даже если пришел в магазин, то там целая стена увешана различными моделями и пойди с ходу разберись «ху иc ху» и что покупать…

С одной стороны это конечно хорошо. Есть выбор. С другой стороны, все свои лучшие гитары, Gibson сделал еще 50 лет назад. Если вы поговорите с любым гибсономаном или просто человеком который разбирается в гитарах, то вам скажут что самые крутые и звучащие Gibson или Fender это те, которые сделали в 19ХХ каких то годах. Естественно есть исключения, но в основном ответ будет такой — мол сейчас гибсон не тот, а вот тогда, в те времена…

Какая то доля правды в этом конечно есть. Но если послушать парней из Гибсон, то все эти годы, они только «улучшали» свои гитары. Причем улучшают они свои гитары каждый год. Уже больше 60 лет улучшают, а все равно все почему то хотят оригинальный гибсон 1954-59 года. Все бы ничего, пусть себе делают, оно и понятно, ведь нужно как то зарабатывать. Но дело в том что с 1954 года, этих гитар навыпускали столько, что неподготовленный человек просто потеряется в этом обилии гитар. А так как «потерянные» гитаристы нам не нужны, то мы идем к вам.

Gibson USA и Gibson USA Custom Shop

Для начала стоит сказать, что все гитары Gibson Les Paul сделаны только в США. Первый Les Paul был выпущен в 1952 году, в цвете GoldTop с трапециевидным бриджем и датчиками P-90. В 1954 году, на эту гитару поставили Stop Bar бридж. В последствии такие гитары стали называть Les Paul Goldtop.

В 1954 году вышла модель Gibson Custom, с накладкой из черного дерева, которую сам Les Paul прозвал Black Beauty. В последствии все Gibson LP Custom черного цвета так и называли — Gibson Black Beauty. Также на этой гитаре был впервые установлен бридж — ABR-1, который потом начали ставить на все Gibson Les Paul.

Мало кто знает, но на самом деле хамбакер изобрели в 1955 году, а стали ставить на гитары Gibson только с 1957 года. То, что сегодня для многих просто «хамб», в то время было по истине революционной разработкой, поэтому его запатентовали и сзади звучка написали — PAF (Patent Applied For). Потом это имя стало нарицательным. Сегодня на базе «того» хамбакера делают звукосниматель «Classic ’57», которыми комплектуются различные гитары Gibson.

Gibson USA серийного производства

До 1982 года, все Gibson Les Paul были цельно корпусные. Начиная с 1982/1983 начали делать Weight Relief — облегченный корпус. Все гитары Gibson Les Paul выпущенные между 1982-2007 имеют облегченный корпус. Традиционно облегчение корпуса делалось за счет высверливания 9-ти дырок в корпусе гитары. Подобный способ облегчения называют еще «швейцарский сыр».

Начиная с 2007 года, Gibson официально начали делать Chambered Body, т.е вырезать полости внутри корпуса, тоже для уменьшения веса. Все гитары которые выпущены в конце 2006 года и уже после 2007 года, имеют Chambered Body, т.е корпус с полостями внутри. Исключением является модель Les Paul Traditional, у которого корпус с дырками. Начиная с 2012 года, Gibson применяет новый вид полостей — Modern Weight Relief. Все Gibson Les Paul Standard начиная с 2012 года и позже, имеют Modern Weight Relief.

Gibson Custom Shop

В отделение Custom Shop, делают как серийные гитары, так и переиздание старых моделей — Historic Collection. Серийные гитары, такие например как Gibson Les Paul Custom, также имеют облегченный корпус (Traditional Weight Relief, с дырками) Цельно корпусные гитары они не делают.

Гитары серии Historic Collection — цельно корпусные. Все модели LP этой серии, включая Standard и Custom цельные. Исключения составляют гитары Chambering Reissue. Их можно определить по серийному номеру, который начинается с букв «CR».

Подведем итог, например:

2002 Les Paul Classic — weight-relieved (с дырками)
2003 Les Paul Reissue ’57 (R7) — цельный корпус
1993 Les Paul Standard — weight-relieved (с дырками)
2013 Les Paul Standard — chambered (с полостями)
2008 Les Paul Studio — chambered (с полостями)

1981 Les Paul Standard — цельный корпус

1987 Les Paul Custom — weight-relieved (с дырками)

Кроме того различные модели Gibson Custom Shop имеет разный способ вклейки грифа.

Short: Les Paul Standard (до 2008 года) Custom, Studio, Classic.

Long: Historic Reissue, 2008 LP Standard.

Серия Historic Reissue

Historic Reissue — точное переиздание гитар 50-х годов. Буква «R» означает Reissue, цифра после нее это год, в котором была сделана оригинальная модель, которую переиздают сегодня. Например 2012 Gibson Custom 1957 Les Paul Standard Historic VOS — это переиздание модели Gibson образца 1957 года, которую сделали в 2012 году.

R2 — Gibson LP Reissue — переиздание модели 1952 года

R7 — переиздание LP 1957 года

R8 — переиздание LP 1958 года

R9 — переиздание LP 1959 года

R3 и R5 — переизданий не существует.

Переиздание моделей Custom, зачастую обозначают как B4, B7 или R4BB и R7BB, где BB — Black Beauty.

Gibson VOS — Vintage Original Specification серия. Обычно под VOS, Reissue, Historic Collection подразумевают одни и те же гитары. Единственная разница в том что VOS, это гитары с «состаренной» фурнитурой и матовым лаком на топе, в отличии от просто Reissue. В названиях гитар так и пишут, либо VOS, либо просто Reissue. Вот например две одинаковые гитары — Gibson Custom 1959 Les Paul Standard Historic Reissue, обе в цвете Tea Burst. Версия VOS с состаренной фурнитурой и матовым покрытием, а просто Reissue с обычный фурнитурой и блестящим лаковым покрытием.

Gibson R7, R8 и R9

По сути это одна гитара, с очень небольшими отличиями. Эти отличия в основном касаются звучков, толщины грифа, веса каждой индивидуальной гитары, покрытия и топа. Что касается толщины и профиля грифа, то для лучшего понимания желательно конечно поиграть на каждой из этих гитар. Если такой возможности нет, то получается примерно так — на R8 гриф толще чем на R9, а на R7 толще чем на R8. Кроме того на R9 ставят более красивый flame maple top, в отличии от простого топа на R8 и R7. Только из-за этого Les Paul Reissue 1959 стоит на $2000 дороже, чем R7 и R8. По дереву R7, R8, R9 одинаковые — корпус из красного дерева с кленовым топом, глубоко вклеенный гриф из красного дерева, палисандровая накладка, два хамбакера, TOM бридж, регулятор громкости и тона на каждый датчик.

Переиздание модели Custom (Custom Reissue) также имеет корпус из красного дерева и топ из красного дерева. Обычные серийные модели Custom, выпускают с топом из клена. За счет этого Custom Reissue весит примерно на фунт больше.

Что касается веса этих гитар, то ниже представлена отличное фото, сделанное в одном из цехов Gibson Custom Shop.

Это гитары, которые высоко ценятся у музыкантов, и, соответственно, дорого стоят. На их популярности пытаются нажиться многие не вполне честные производители. Они производят ужасного качества реплики Les Paul"ов, которые потом продают по цене, в разы превышающие их реальную стоимость. Надо понимать, что Gibson - это дорогие гитары, поэтому палка за 300-400 долларов, на которой написано «Gibson» - это подделка. Также, у настоящих Les Paul"ов есть свое неповторимое качество, которое ни одна фальшивка не сможет подделать.

Однако если покупатель не может увидеть разницы между поддельным и настоящим Gibson"ом - тогда, возможно, не стоит тратить безумные деньги на покупку оригинала?

Так или иначе, поддельный Gibson иногда бывает сложно определить, в связи с чем придется немного углубиться в тему.

Древесина головы грифа

Гриф у большинства (не у всех, однако) Les Paul"ов сделан из одного бруска красного дерева, т.е. весь представляет собой один кусок дерева. Именно благодаря этой особенности Gibson"ов головы грифов имеют свойство ломаться.

Для изготовителей поддельных Gibson"ов изготовление аутентичной головы - это большая проблема, т.к., при такой технологии, остается очень много неиспользованного дерева, которое не является пригодным для дальнейшего использования. Поэтому, они обычно выпиливают головы грифов из меньших по размеру брусьев дерева, а недостающие части потом просто приклеивают.

Голова у поддельного Gibson"а слева склеена из двух частей: место соединения двух разных кусков дерева хорошо заметно (под верхним порожком). Однако даже у настоящих Gibson"ов левая и правая части головы часто бывают склеены из отдельных кусков дерева, что заметно на картинке справа. Подобные «уши» не являются признаком поддельной гитары.

Также хотелось бы особенно отметить разные колки: колки поддельного Gibson"а сделаны из какого-то странного металла, напоминающего своей фактурой алюминий; вертикальные полосы на них видны на всей протяженности «коробочки» колки, металлик эффект гораздо слабее выражен.

Окантовка грифа

На новых Les Paul"ах окантовка грифа немного заходит на лад на всей протяженности грифа. Такая особенность есть только у гитар Gibson. Если металлическая часть лада видна везде - вплоть до окантовки грифа - это поддельный Gibson.

Надо сказать о том, что если у инструмента меняли лады, то, скорее всего, эти кончики уберут, т.к. стоимость услуги - если их оставить - неимоверно велика.

Накладка анкерного стержня

Является универсальным способом проверить, является ли Les Paul настоящим. Выемка под регулировочный болт анкеры обычно закрывается треугольной (с изогнутыми краями) пластиковой крышкой с двумя болтами. На поддельных гитарах болта три. Также, на ненастоящих гитарах выемка сделана шире, в форме арки.

На картинке сверху выделено, что накладка не очень хорошо подходит под выемку, более того, заметно, что второй болт (который ближе к порожку) практически висит в воздухе.
Для сравнения, пример оригинальных накладок анкера, за исключением подписных и еще нескольких моделей (Traditional, например):

Гайка анкерного стержня должна закручиваться накидным ключом, тогда как у фальшивого она подходит под обычный шестигранный ключ.

Надпись Les Paul

Очевидно различие между подписями на настоящем и поддельном Gibson"ах. Края букв на настоящем Les Paul"е тоньше и изящнее, почерк в целом более приятен взгляду. На фальшивом Gibson’е надпись несимметрична: буквы «ul» уезжают вниз.

Накладка на деку

Вместо того, чтоб украшать гитары красивой (и довольно дорогой) «горящей» кленовой накладкой на деку (flame maple top), производители фальшивых Les Paul"ов просто подделывают её. «Пламя», которое можно видеть на верхней картинке, на самом деле - это просто пленка, которая наклеена на деку. Это выглядит довольно красиво, но подобный способ применяется повсеместно для производства бюджетных инструментов.

У самого края деки пленка плохо прилегает к краям, из-за чего возникает темная полоса. Это не сильно заметно.

Потенциометры

«Крутилки» громкости и тона, должно быть, правильно прикручены к темброблоку изнутри. Но, поскольку ручка потенциометра (на картинке сверху) стоит сильно криво. На настоящих же Les Paul"ах ручки резисторов всегда прямо.

Кейс

И, наконец, гитарный кейс. Ненастоящий кейс очень легко вычислить, т.к. с настоящим кейсом от Gibson его сближает только кожаная поверхность. На картинках снизу - фальшивые кейсы.

Ненастоящий кейс - это просто дешевый, совершенно обыкновенный, жесткий гитарный кейс с напечатанным логотипом Gibson. Он не такой жесткий и монолитный, как оригинальный кейс от Gibson. У него резиновая ручка, которая крепится к самому кейсу совершенно неубедительными металлическими скобами. Внутри у него - какое-то противное нейлоновое покрытие, которое смотрится крайне бедно. На левой и средней картинках видно, что материал наружной стороны кейса чем-то похож на лаковое покрытие, в связи с чем он выглядит довольно некрасиво.

Для сравнения, ниже представлены фотографии настоящих кейсов Gibson:

И напоследок, коротенькая сводка плюс еще пара пунктов:

Gibson настоящий, если:
Надпись “Gibson” сделана курсивом;
Крышка анкерного стержня плотно подходит к грифу и имеет два болта (а не три);

Полость под регулировочный болт анкера сделана в форме треугольника со сглаженными краями;

Голова грифа сильно загнута назад;

Вся распайка аккуратно и хорошо сделана;

В комплекте с гитарой идет инструкция по эксплуатации, гарантийный талон и жесткий кофр.

Признаки поддельного Gibson:
Вертикальная надпись “Gibson” на крышке анкера;

Полость под выкрашена в черный цвет;

Вместо заключения

Конечно, данное руководство не может гарантировать стопроцентную вероятность того, что вы обнаружите поддельный Gibson. Люди, которые долго и всерьез увлекаются гитарой, конечно, смогут определить разницу в звуке и в весе. Так или иначе, далеко не всегда поддельные гитары – плохие, многие из них стоят своих денег.

Использованные статьи:

Goo.gl/LjOI8
goo.gl/fw3lN

Перевод и компиляция: Дмитрий Каторжнов

Но все еще не можешь определиться, к какой модели больше тянутся руки. А их много: Standard, Studio, Custom, Deluxe, Special и Supreme, – и каждая обладает уникальным звучанием и в то же время универсальной звуковой палитрой и неповторимым дизайном. На некоторых можно даже менять последовательность подключения катушек звукоснимателей и включать by-pass, а на некоторых стоят звукосниматели с дополнительной обмоткой (так называемая суперобмотка) для более яркого, современного звучания.

Мы поможем разобраться.

Разберем каждую модель более детально, чтобы понять, какая больше подходит для тебя.

Les Paul Standard: сегодняшний Standard это прямой потомок оригинальной модели Les Paul, придуманной и доведенной до совершенства непосредственно Лестером Полсфусом, более известным как . Однако несет на себе печать современности. Во-первых, на ней стоят прокачанные датчики BurstBucker Pro 1 и 2 с возможностью инверсии фазы и функцией Pure Bypass (напрямую, минуя темброблок и переключатель). Все это управляется с помощью “пуш-пул” переключателей, встроенных в потенциометры, поэтому подстройка осуществляется очень быстро, буквально “на лету”. Стоит также упомянуть современный профиль грифа SlimTaper, разработанный компанией Gibson для легкой и комфортной игры. Кроме того, у некоторых моделей Standard максимально полая дека – благодаря этому концерты по три-четыре сета за вечер пройдут безболезненно для твоего плеча. Это архиуниверсальная гитара, которая в добавок ко всему, еще и довольно острая, что наравне с теплотой и богатством звучания, которыми традиционно славится Les Paul Standard, добавляет звуку значительную долю четкости и читабельности.

Если у тебя есть гитарный кумир, возможно, тебе понравится какая-нибудь из именных моделей. Для тяжелого блюз-рока имеется Gary Moore Les Paul Standard, которая сочетает в себе многие характеристики “Святого Грааля” Питера Грина (Perter Green “Holy Grail”), – гитары, на которой Гари Мур играл многие годы. На этой модели стоят звукосниматели BurstBucker Pro, усиленные наличием конденсаторов “оранжевая капля” (Orange Drop). У грифа округлый профиль в духе 50х годов, что очень удобно, если рука маленькая. Вот еще несколько именных моделей от кастом-шопа: Paul Kossoff 1959 Les Paul Standard, ультраэргономичный Lee Roy Parnell Signature ’57 Les Paul Goldtop, Joe Bonamassa Les Paul Standard, Michael Bloomfield 1959 Les Paul Standard, Billy Gibbons Pearly Gates Les Paul Standard, а также гитары Эрика Клэптона, Уоррена Хэйнса, Слэша, Джефа Бэка, Джо Перри, Алекса Лайфсона и Джо Уолша.

Les Paul Studio: в год своего появления (1983) эта модель была заявлена как более доступная версия классической модели Les Paul, но очень быстро стала полноправным и независимым членом семьи Gibson. Ее корпус немного тоньше, чем у Les Paul Standard и обладает меньшим количеством украшательств – без окантовки и инкрустации.

Из последних вариаций этой модели можно выделить в нескольких цветовых решениях под матовым лаком и блестящую . Еще одна модель в этом семействе, покрытая лаком нового типа – . Все три модели оснащены звукоснимателями Gibson серии “современная классика”: нэковый датчик с классической обмоткой и более острый хамбакер у бриджа. такая же, как и у Les Paul Standard последних версий. Профиль грифа в духе 60х годов – тонкий, но устроенный чуть сложнее, чем у последних моделей Standard.

Gibson Les Paul Studio Satin

Gibson Nitrous Les Paul Studio


Gibson Studio Swirl


С роботизированными колками и датчиками P-90/хамбакер с возможностью менять последовательность подключения катушек обладает еще большим разнообразием звучания.


Есть также со звукоснимателями P-90 и тонким грифом, идеальным для быстрой игры и просто гитаристов с маленькими руками. Вообще название “Studio” пошло от потребности музыкантов, проводящих много времени в студии, в простой рабочей гитаре Les Paul без тех внешних излишеств, которые характерны для модели Standard и хороши лишь на сцене и под прицелом камер. Однако все современные модели Studio выглядят гораздо более породисто, чем просто рабочие лошадки.


Les Paul Custom: эти гитары стали классикой рока с самого момента их появления и приняли участие в исторических записях самых разных музыкальных коллективов от Rolling Stones до Питера Фрэмптона (Peter Frampton) и King Crimson. Сегодня Gibson Custom Shop занимается переизданием исторической модели с двумя хамбакерами. Впервые эта гитара появилась на рынке в 1955 году в нескольких цветовых решениях и тогда же в прославленной конфигурации “Черная красотка” антрацитового цвета. Достаточно упомянуть такие модели, как Zakk Wylde Les Paul Custom Vertigo и Les Paul Custom Maple, чтобы представить себе разнообразие инструментов, выпускаемых кастом-шопом.

Gibson Les Paul Custom


Gibson Zakk Wylde Les Paul Custom Vertigo

В природе также существует – более легкий вариант “Черной красотки”, чей корпус одновременно тоньше, чем у модели Les Paul Custom, и облегчен по современной технологии облегчения веса. Эта гитара особенно привлекательна для тех, кто играет долгие концерты, а также для всех, кто понимает разницу в нагрузке на плечо между 3,5 кг и 4,5 или даже 5,5 кг.

В различных модификациях также существуют модели Deluxe и Supreme, например, и , отличающиеся особенно шикарной внешней отделкой.

Gibson Les Paul Supreme


Les Paul Special: Первый Les Paul Special появился в 1955 году и позиционировался как удешевленная версия гитар Les Paul. По сути, это промежуточная модель между Standard и Junior. Классическая версия этой гитары в цвете TV Yellow так и называется “TV Special”. Сегодня кастом-шоп выпускает эксклюзивную модель 1960 Les Paul Special VOS с одним вырезом, благодаря Робби Кригеру (Robbie Krieger) эта гитара обрела бессмертие на многих записях The Doors.


Однако, была такая же модель с двумя вырезами: 1960 Les Paul Special Double VOS.


Я знаю, о чем ты подумал. И ты прав: модели Special и Junior имеют много точек соприкосновения. Идем далее.

Les Paul Junior: этот младший член семейства Les Paul выпускается в двух модификациях (с одним и двумя вырезами) с момента своего появления в 1954 году. Модель с одним вырезом внешне очень похожа на Les Paul Special, только с одним датчиком. В линейку Les Paul Junior входит и модель с датчиком P-90 – именная гитара фронтмена , четкая рок-машина.

Своеобразной темной лошадкой в линейке Junior является , которая похожа на Special с вариацией на тему Parson-White B-bender, что некогда было очень популярным явлением среди кантри гитаристов. Одно неуловимое движение и у вас характерный лязгающий звук.

Небольшое отличие в размере деки отличает Les Paul Junior Special от Les Paul Special, причем Junior Special бывает в двух модификациях: с двумя синглами и двумя . В продолжение традиций, обе гитары оснащены жесткой и “быстрой” накладкой на гриф из обожженного клена, который по своим характеристикам похож на палисандр.

В общем, простота часто оказывается залогом гениальности. Если сомневаешься, посмотри на модель 1957 Les Paul Jr. Single VOS от кастом-шопа.


По материалам сайта gibson.com ()

Перевод

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры