Энциклопедия сказочных героев: "Бемби". История персонажа История создания персонажа

Главная / Чувства

4. Персонажи
5.
6. Сопоставительный анализ
7. Критика
8. Саундтрек
9. Особенности российского DVD-издания

Персонажи из «Бэмби»

Бэмби прячется от собак

  • Бэмби: Смерть матери оставила рану в душе робкого и ранимого Бэмби, и теперь ему приходится привыкать к новой жизни без неё. Также он пытается различными способами завоевать доверие своего отца и периодически страдает от нападок Ронно.
Роль озвучивал: Александр Гулд
  • Великий Принц леса: Чувствуя себя неуютно в роли отца, поначалу Принц дистанционирует себя от Бэмби, подавляет свои чувства по отношению к нему и не пытается добиться продуктивного взаимодействия. Однако, постепенно он превращается из высокомерного одиночки в любящего отца и друга Бэмби.
Роль озвучивали:
  1. Патрик Стюарт
  2. Фред Шилдс
  • Топотун: Один из лучших друзей Бэмби, помогающий ему добиться внимания отца. Большую часть свободного времени Топотун проводит в бегах от назойливых сестёр.
Роль озвучивал: Брэндон Бэрг
  • Сёстры Топотуна: Четверо надоедливых зайчат предпочитают проводить свободное время в компании своего брата, несмотря на все попытки Топотуна избежать встречи с ними.
Роли озвучивали:
  1. Ариэль Винтер
  2. Макенна Каугилл
  3. Эмма Роуз Лина
  • Цветок: Второй лучший друг Бэмби, пугливый и застенчивый скунс, Цветочек также пытается помочь Бэмби наладить контакт с Великим Принцем.
Роль озвучивал: Ники Джонс
  • Фэлина: Фэлина — подруга детства Бэмби, впоследствии ставшая его спутницей.
Роль озвучивала: Андреа Боуэн
  • Ронно: Неприятель и ровесник Бэмби, пытающийся отвоевать внимание Фэлины необдуманными поступками, запугиванием и драками. Однако, на самом деле он довольно труслив.
Роль озвучивал: Энтони Гэннем
  • Мама Бэмби: Будучи убитой в первом мультфильме, мать Бэмби тем не менее появляется и здесь — во сне Бэмби. Также она задаёт эмоциональный тон на протяжении всего мультфильма: каждый раз, когда мама Бэмби упоминается в присутствии Великого Принца, он начинает переживать — видимо, чувствуя себя виноватым в её смерти.
Роль озвучивала: Кэролин Хэннеси
  • Друг Филин: Дружелюбен, но раздражителен. Пытается найти подходящую приёмную мать для Бэмби по просьбе Великого Принца.
Роль озвучивал: Кит Фергюсон
  • Человек: Наряду со своими собаками представляется единственным врагом всего живого в лесу. Человек ни разу не появляется в кадре, его присутствие угадывается лишь по косвенным признакам.

Новые персонажи

  • Сурок: Второго февраля каждого года Сурок вылезает из своей норы и знаменует либо продолжение зимы, либо наступление весны. По иронии судьбы, он ненавидит свою работу, утверждая, что его «нервы больше этого не выдержат».
  • Дикобраз: Крайне неуравновешенный второстепенный персонаж, склонный мстить любому, кто посягнёт на его собственность — бревно.
Роль озвучивал: Брайан Пименталь
  • Мина: Мина — приёмная мать Бэмби, призванная освободить Великого Принца от родительских обязанностей, позволяя ему заниматься своими прямыми обязанностями — защитой лесных жителей.
Роль озвучивала: Кри Саммер
Бэмби (мультфильм)

, Джордж Роули , Луи Смитт , Арт Палмер , Арт Эллиотт

Студия Страна

США США

Дистрибьютор Язык

Английский

Длительность Премьера Бюджет Сборы IMDb BCdb allrovi Rotten Tomatoes

Сюжет

Мультфильм начинается с рождения нового Принца леса - оленёнка Бэмби . Вместе со своими первыми друзьями - зайчонком Топотуном и его сёстрами - он учится ходить, говорить и знакомится с другими обитателями леса. Неожиданной для него становится встреча с Фэлин - маленькой оленихой, которая находит общение с Бэмби весьма забавным занятием. Бэмби, однако, совсем не разделяет радости Фэлин. Бэмби встречается со своим отцом - Великим Князем леса - самым уважаемым оленем во всём лесу.

Вслед за осенью приходит зима - самое трудное время в жизни Бэмби - но и она не длится вечно. Появляются первые лучи весеннего солнца, и Бэмби вместе с матерью снова отправляются на луг, где находят первую весеннюю траву.

Увы, мирная прогулка заканчивается трагедией - пуля вновь появившегося охотника на этот раз всё-таки настигает маму Бэмби. Не разобравшись в том, что случилось, Бэмби тщетно пытается отыскать свою мать в погружающемся в ночную тьму лесу. Но к сожалению вместо мамы он находит Великого Князя, который дает понять что мама никогда не придет.

Наступает весна, и старые друзья - Бэмби, Цветочек и Топотун - встречаются снова. Бэмби уже совсем не тот, что раньше - у него выросли рога, и из застенчивого и пугливого ребёнка он превращается в молодого оленя. Весна - период любви, и, встретившись со старой знакомой Фэлин, Бэмби влюбляется в неё. Однако, самая главная опасность ещё впереди - человек устраивает пожар.

Превращённый в пепелище лес начинает перерождаться. Финальный аккорд мультфильма - рождение у Бэмби и Фэлин двух оленят, удивительно похожих на своих родителей. Поняв, что его время прошло, Великий Князь леса уступает своё место окончательно повзрослевшему Бэмби.

Персонажи

  • Бэмби (Bambi ): Бэмби - центральный персонаж мультфильма. Впервые мы видим его совсем маленьким, едва умеющим ходить. Он робок и пуглив, но быстро привыкает ко всему новому и учится радоваться жизни.
  • Мать Бэмби: Воспитывает Бэмби в одиночестве. Очень осторожна и умна, всеми силами старается защитить Бэмби от возможной опасности. Тем не менее её убивает человек.
  • Топотун (Thumper ): Храбрый, энергичный и самостоятельный заяц . Своё имя Топотун получил из-за способности стучать ногой по поводу и без повода. Любит бросаться неосторожными фразами, за которые ему приходится отвечать перед матерью.
  • Цветочек (Flower ): Этого скромного и застенчивого скунса так назвали по чистой случайности - маленький Бэмби перепутал его с цветком. Однако, похоже, Цветочек более чем доволен своим новым именем.
  • Фэли́н (Faline ): Олениха - подруга Бэмби, с которой он случайно знакомится на лугу; по натуре Фэлин очень энергична и жизнерадостна, влюблена в Бэмби. Каждая их встреча - это неожиданность для Бэмби.
  • Великий Князь (Great Prince ): Степенный и немногословный отец Бэмби. Согласно словам матери Бэмби, Великий Князь - самый мудрый олень в лесу. Его задача - охранять лесных обитателей от нашествий Человека. Дает понять Бэмби, что мама больше никогда не вернется.
  • Ро́нно (Ronno ): Появляется этот мрачный и крайне агрессивный олень лишь однажды - как неожиданный соперник Бэмби в борьбе за внимание Фэлин. (Однако в мидквеле «Бемби 2» Ронно является одним из главных персонажей)
  • Человек (Man ): Главный антагонист мультфильма и абсолютный враг леса, несущий с собой страх и смерть. Является убийцей матери главного героя.
  • Оленята - дети главных героев. Появляются только в самом финале.

Русский дубляж

Фильм дублирован студией «Пифагор» по заказу компании «Disney Character Voices International » в 2004 году .

  • Режиссёр дубляжа - Марина Александрова
  • Звукорежиссёр - Павел Емельянов
  • Переводчик - Марк Пиунов
  • Автор синхронного текста и текстов песен - Дэлия Цветковская
  • Руководитель хора - Андрей Лужецкий
  • Музыкальный редактор - Леонид Драгилев
  • Творческий консультант - Михал Войнаровский

Роли дублировали

  • Антон Дёров - Бэмби в юности
  • Михаил Глотов - Цветочек в детстве
  • Руслан Кулешов - Топотун в детстве
  • Михаил Владимиров - Топотун в юности
  • Илья Бледный - Цветочек в юности
  • Иван Дахненко - Бэмби в детстве
  • Маргарита Горюнова - взрослая Фэлин
  • Дарья Юрченко - Фэлин в детстве
  • Людмила Шувалова - мать Топотуна
  • Сергей Чонишвили - Великий Князь / бурундук
  • Елена Соловьёва - мать Бэмби / перепёлка
  • Михаил Гаврилюк - Дядюшка Сова

В эпизодах

  • Иван Авдеев
  • Наталья Баринова
  • Анастасия Крючкова

Вокальные партии

  • Алексей Воробьёв
  • Евгений Дзарданов
  • Елена Капралова
  • Елена Крикунова
  • Андрей Лужецкий
  • Марина Лузина
  • Борислав Молчанов
  • Светлана Мунова
  • Ольга Никанорова
  • Наталья Свирина

История создания

В 1933 году права на создание фильма по мотивам книги Феликса Зальтена были выкуплены Сиднеем Франклином - одним из сотрудников студии MGM . Однако, через некоторое время стало очевидно, что такой фильм невозможно снять средствами традиционного кинематографа, и в 1935 году Уолту Диснею было предложено создать полнометражную анимационную картину. В результате «Бэмби» стал любимым детищем Уолта Диснея и одним из самых трудоёмких проектов того времени, подход к которому во многом отличался от предыдущих работ студии.

На ранних стадиях разработки художники пытались добиться максимально детального и достоверного отображения действительности, но под влиянием живописи Тайруса Вонга курс резко поменялся, и ставка была сделана не на достоверность, а на эмоциональность и минималистичность рисунка, позволяющую воображению зрителя самостоятельно дорисовывать общую картину. Аналогичный минималистический подход можно заметить как в музыке, так и в построении сюжета - за 70 минут экранного времени персонажами мультфильма было сказано лишь около 800 слов .

Создатели

  • Режиссёр: Дэвид Хэнд
  • Руководитель: Перс Пирс
  • Адаптация: Ларри Моури
  • Музыка: Фрэнк Черчилль , Эдвард Пламб
  • Дирижёр: Александр Стейнерт
  • Оркестровка: Чарльз Уолкотт , Пол Дж. Смит
  • Хоровые аранжировки: Чарлес Хендерсон
  • Разработка истории: Джордж Стэллингс , Мелвин Шав , Карл Фаллберг , Чак Коуч , Ральф Врайт
  • Последовательность режиссёров: Джеймс Алгар , Билл Робертс , Норман Врайт , Сэм Армстронг , Пол Саттергилд , Грээм Хейд
  • Художники: Томас Х. Кодрик , Роберт К. Кормак , Аль Зиннен , МакЛарен Стюарт , Ллойд Хартинг , Дэвид Хилберман , Джон Хабли , Дик Келси
  • Задние фоны: Мерли Джей Кокс , Файрус Вонг , У. Ричард Энтони , Арт Рилей , Стэн Спон , Роберт МакДжнтош , Рэй Хуггин , Фравис Джонсон , Эд Левитт , Джо Стэли
  • Руководство аниматоров: Франклин Томас , Милтон Кал , Эрик Ларсон , Оливер М. Джонстон мл.
  • Аниматоры: Фразер Дэвис , Престон Блэйр , Билл Джастис , Джон Брадбури , Дон Ласк , Бернард Гарбутт , Ретта Скотт , Джошуа Меадор , Кеннет Халтгрен , Фил Дункан , Кеннет О"Брайен , Джордж Роули , Луи Смитт , Арт Палмер , Арт Эллиотт

Факты

  • Несмотря на то, что непосредственно увидеть Человека в мультфильме нельзя, его появление знаменует зловещая музыка. Позже этот метод изображения приближающейся опасности (тяжёлый, простой, повторяющийся мотив) был использован Стивеном Спилбергом в его фильме «Челюсти ».
  • Американский киноинститут (American Film Institute, AFI) признал Человека одним из пятидесяти величайших злодеев кинематографа (недоступная ссылка с 14-03-2014 (2198 дней) - история , копия ) .
  • В некоторых ранних набросках Топотуна (Тампера) называли Бобо .
  • Причина, по которой Великий Князь исключительно редко появляется в мультфильме и почти не говорит - сложности в анимации его рогов . Позже, при работе над продолжением «Бэмби 2 », аниматор Фрэнк Томас (один из главных аниматоров «Бэмби») признавался, что художникам приходилось использовать специальную статуэтку оленя для правильной отрисовки, но даже в этом случае в слишком сложных сценах анимация получалась неестественной .
  • Два отрицательных женских персонажа в фильме о Джеймсе Бонде «Бриллианты навсегда » названы в честь Бэмби и Тампера (Топотуна).
  • В книге-первоисточнике, помимо Фэлин, у Бэмби есть ещё один друг-оленёнок - Гобо (брат Фэлин). У Ронно, который в оригинале представлен как юный, но уже взрослый, олень, также был приятель Карус. Кроме того, после смерти матери за Бэмби присматривали оленихи Неттла и Марена. Мать Фэлин звали Ина (Ena , в некоторых переводах - Энна).
  • В советском фильме «Детство Бемби » матери главного героя дали имя Агних.
  • Бэмби - второй по счёту мультфильм Уолта Диснея (первый - «Дамбо »), действие которого происходит в наши дни.
  • В видеоигре Kingdom Hearts , выпущенной компанией SquareSoft , Бэмби играет роль дружелюбного создания, помогающего героям.
  • Самая известная техническая ошибка «Бэмби» - то появляющийся, то пропадающий детёныш енота в сцене со спасшимися от пожара зверьми. [ ] Данная ошибка была исправлена в обновлённой версии 2005 года, вышедшей на DVD .
  • В честь Бэмби и Тампера (Топотуна) названы две малых планеты - за номерами и соответственно.
  • В силу специфики затрагиваемых проблем и высокой эмоциональной контрастности, «Бэмби» оказал мощнейшее влияние на мировую (в первую очередь - американскую) культуру и общественную мысль. В американском английском имя Бэмби часто используется как синоним детёныша оленя, повсеместно начали широко использоваться такие термины, как бэмби-эффект , комплекс Бэмби , фактор Бэмби и синдром Бэмби - понятия, обозначающие крайнюю степень сочувствия живой природе вообще и диким животным в частности, в сочетании с категорическим неприятием охотничьего промысла. Бэмби - это один из самых известных, популярных и давно устоявшихся символов борьбы за права животных .

«Бэмби» и последующие мультфильмы Диснея

Многие материалы из «Бэмби» впоследствии были использованы в других мультфильмах студии Уолта Диснея. Наиболее часто использовалась анимация матери Бэмби (эпизод на лугу незадолго до её смерти) - её можно встретить в «Мече в камне» , «Книге джунглей» , «Спасателях» и «Красавице и Чудовище» . Нередко вторично использовалась анимация листьев, лепестков, второстепенных персонажей и т. п. Один из ярких примеров - дождь в «Лисе и охотничьем псе» : здесь повторно использовалась анимация бегущей от дождя фазанихи с птенцами. Примечательно, что мидквел 2006 года - «Бэмби 2 » - интенсивно использует оригинальные задние планы «Бэмби», прошедшие компьютерную обработку, а также многие идеи, отброшенные в процессе работы над оригинальным мультфильмом.

Сюжет и художественные приёмы «Бэмби» во многом оказали влияние на другой популярный диснеевский мультфильм - «Король Лев» . К примеру, оба мультфильма начинаются рождением главного героя, в обоих мультфильмах главный герой теряет родителя, оба мультфильма заканчиваются сильным пожаром и последующим перерождением природы, а один из символов обоих мультфильмов - главный герой, стоя́щий на вершине скалы. Даже создатели «Короля Льва» не отрицают значительного влияния «Бэмби» на их детище.

Видео

С 1989 года мультфильм выпущен видеокомпанией «Walt Disney Home Video» и «Walt Disney Classics» на VHS. В СССР и России мультфильм распространялся на видеокассетах и показывали по кабельному ТВ в переводах Алексея Михалёва , Василия Горчакова , Андрея Гаврилова и Михаила Иванова .

В феврале 1997 года мультфильм перевыпущен на VHS в коллекции шедевров (англ. Walt Disney Masterpiece Collection ). В России в конце 1990-х он выпущен лицензией «Odeon Video».

В начале 2000-х годов мультфильм перевыпущен на VHS и DVD дистрибьютором «Disney DVD». В России мультфильм выпущен на VHS и DVD в переводе Юрия Живова , позже - с многоголосым закадровым переводом дистрибьютором «DVD Магия» на дисках того же формата, с русскими и английскими субтитрами. Платиновое издание мультфильма на VHS и DVD выпущено 1 марта 2005 года. В России официально выпущен с русским дубляжем.

Напишите отзыв о статье "Бэмби (мультфильм)"

Примечания

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бэмби (мультфильм)

– Да как же там, за цепью?
– Выслали два полка наших в цепь, там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников.
Офицер поехал за цепь к Ечкину. Издалека еще, подъезжая к дому, он услыхал дружные, веселые звуки плясовой солдатской песни.
«Во олузя а ах… во олузях!..» – с присвистом и с торбаном слышалось ему, изредка заглушаемое криком голосов. Офицеру и весело стало на душе от этих звуков, но вместе с тем и страшно за то, что он виноват, так долго не передав важного, порученного ему приказания. Был уже девятый час. Он слез с лошади и вошел на крыльцо и в переднюю большого, сохранившегося в целости помещичьего дома, находившегося между русских и французов. В буфетной и в передней суетились лакеи с винами и яствами. Под окнами стояли песенники. Офицера ввели в дверь, и он увидал вдруг всех вместе важнейших генералов армии, в том числе и большую, заметную фигуру Ермолова. Все генералы были в расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами и громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы красивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака.
– Ха, ха, ха! Ай да Николай Иванович! ха, ха, ха!..
Офицер чувствовал, что, входя в эту минуту с важным приказанием, он делается вдвойне виноват, и он хотел подождать; но один из генералов увидал его и, узнав, зачем он, сказал Ермолову. Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру и, выслушав, взял от него бумагу, ничего не сказав ему.
– Ты думаешь, это нечаянно он уехал? – сказал в этот вечер штабный товарищ кавалергардскому офицеру про Ермолова. – Это штуки, это все нарочно. Коновницына подкатить. Посмотри, завтра каша какая будет!

На другой день, рано утром, дряхлый Кутузов встал, помолился богу, оделся и с неприятным сознанием того, что он должен руководить сражением, которого он не одобрял, сел в коляску и выехал из Леташевки, в пяти верстах позади Тарутина, к тому месту, где должны были быть собраны наступающие колонны. Кутузов ехал, засыпая и просыпаясь и прислушиваясь, нет ли справа выстрелов, не начиналось ли дело? Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. Подъезжая к Тарутину, Кутузов заметил кавалеристов, ведших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. Кутузов присмотрелся к ним, остановил коляску и спросил, какого полка? Кавалеристы были из той колонны, которая должна была быть уже далеко впереди в засаде. «Ошибка, может быть», – подумал старый главнокомандующий. Но, проехав еще дальше, Кутузов увидал пехотные полки, ружья в козлах, солдат за кашей и с дровами, в подштанниках. Позвали офицера. Офицер доложил, что никакого приказания о выступлении не было.
– Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.
– Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад.
Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.
Граф Орлов Денисов с казаками (самый незначительный отряд из всех других) один попал на свое место и в свое время. Отряд этот остановился у крайней опушки леса, на тропинке из деревни Стромиловой в Дмитровское.
Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером.
– Ну помни же, – сказал граф Орлов Денисов унтер офицеру, отпуская его, – в случае ты соврал, я тебя велю повесить, как собаку, а правда – сто червонцев.
Унтер офицер с решительным видом не отвечал на эти слова, сел верхом и поехал с быстро собравшимся Грековым. Они скрылись в лесу. Граф Орлов, пожимаясь от свежести начинавшего брезжить утра, взволнованный тем, что им затеяно на свою ответственность, проводив Грекова, вышел из леса и стал оглядывать неприятельский лагерь, видневшийся теперь обманчиво в свете начинавшегося утра и догоравших костров. Справа от графа Орлова Денисова, по открытому склону, должны были показаться наши колонны. Граф Орлов глядел туда; но несмотря на то, что издалека они были бы заметны, колонн этих не было видно. Во французском лагере, как показалось графу Орлову Денисову, и в особенности по словам его очень зоркого адъютанта, начинали шевелиться.
– Ах, право, поздно, – сказал граф Орлов, поглядев на лагерь. Ему вдруг, как это часто бывает, после того как человека, которому мы поверим, нет больше перед глазами, ему вдруг совершенно ясно и очевидно стало, что унтер офицер этот обманщик, что он наврал и только испортит все дело атаки отсутствием этих двух полков, которых он заведет бог знает куда. Можно ли из такой массы войск выхватить главнокомандующего?
– Право, он врет, этот шельма, – сказал граф.
– Можно воротить, – сказал один из свиты, который почувствовал так же, как и граф Орлов Денисов, недоверие к предприятию, когда посмотрел на лагерь.
– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.
Между тем по диспозиции: «die erste Colonne marschiert» [первая колонна идет (нем.) ] и т. д., пехотные войска опоздавших колонн, которыми командовал Бенигсен и управлял Толь, выступили как следует и, как всегда бывает, пришли куда то, но только не туда, куда им было назначено. Как и всегда бывает, люди, вышедшие весело, стали останавливаться; послышалось неудовольствие, сознание путаницы, двинулись куда то назад. Проскакавшие адъютанты и генералы кричали, сердились, ссорились, говорили, что совсем не туда и опоздали, кого то бранили и т. д., и наконец, все махнули рукой и пошли только с тем, чтобы идти куда нибудь. «Куда нибудь да придем!» И действительно, пришли, но не туда, а некоторые туда, но опоздали так, что пришли без всякой пользы, только для того, чтобы в них стреляли. Толь, который в этом сражении играл роль Вейротера в Аустерлицком, старательно скакал из места в место и везде находил все навыворот. Так он наскакал на корпус Багговута в лесу, когда уже было совсем светло, а корпус этот давно уже должен был быть там, с Орловым Денисовым. Взволнованный, огорченный неудачей и полагая, что кто нибудь виноват в этом, Толь подскакал к корпусному командиру и строго стал упрекать его, говоря, что за это расстрелять следует. Багговут, старый, боевой, спокойный генерал, тоже измученный всеми остановками, путаницами, противоречиями, к удивлению всех, совершенно противно своему характеру, пришел в бешенство и наговорил неприятных вещей Толю.
– Я уроков принимать ни от кого не хочу, а умирать с своими солдатами умею не хуже другого, – сказал он и с одной дивизией пошел вперед.
Выйдя на поле под французские выстрелы, взволнованный и храбрый Багговут, не соображая того, полезно или бесполезно его вступление в дело теперь, и с одной дивизией, пошел прямо и повел свои войска под выстрелы. Опасность, ядра, пули были то самое, что нужно ему было в его гневном настроении. Одна из первых пуль убила его, следующие пули убили многих солдат. И дивизия его постояла несколько времени без пользы под огнем.

Между тем с фронта другая колонна должна была напасть на французов, но при этой колонне был Кутузов. Он знал хорошо, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска. Он не двигался.
Кутузов молча ехал на своей серенькой лошадке, лениво отвечая на предложения атаковать.
– У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров, – сказал он Милорадовичу, просившемуся вперед.
– Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать! – отвечал он другому.
Когда Кутузову доложили, что в тылу французов, где, по донесениям казаков, прежде никого не было, теперь было два батальона поляков, он покосился назад на Ермолова (он с ним не говорил еще со вчерашнего дня).
– Вот просят наступления, предлагают разные проекты, а чуть приступишь к делу, ничего не готово, и предупрежденный неприятель берет свои меры.
Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.

Феликс Зальцен и Бемби - Felix Salten (Siegmund Salzmann)


Надо было узнать, как пишется имя на русском языке автора "Бемби". На немецком языке и так знал, но надо было уточнить, кто он в русской транскрипции пишется.

И вот что, к удивлению, выяснилось. Не нашел на русском языке, кем писатель был, каковы его корни, с кем дружил, по каким ценностям ориентировался.

Кратко, исчерпывающе - «австрийский писатель». На одном русском сайте вообще мило: «в связи с взглядами, близкими к нацизму и поддержкой аннексии Австрии Германией, от него отвернулась молодежь». Ага, оказывается, австриец Зальцен на старости лет ещё нацистом стал.

Впрочем, чего ожидать от духовного Интернет-сообщества, где на слово «Бемби» выпадают в первую очередь десятки идиотских ресурсов с голыми бабами.

У любого нормального человека, даже не знающего биографию Зальцена, при виде «фашиствующего австрийца» возникнет вопрос - а как же в 1942 году в США знаменитого «Бемби» выпустили, в самый тяжёлый год войны, чтобы поддержать моральный дух и повеселить народ. Неужто не нашли ничего лучшего, чем роман нациста? Ну, да бог с ними, с дурацкими биографиями.

Ладно, австриец, так австриец. Но почему вообще не найти упоминаний о том, что Зальцен родился в Венгрии в старинной еврейской семье, всю жизнь считал себя (по праву!) представителем еврейской культуры, считается одним из выдающихся еврейских писателей, писавших на идиш и на немецком языке.

О том, что этот «поддержавший нацистов старик» эмигрировал на самом деле из Австрии сразу же после Аншлюса, уже не говорю. А было ему семьдесят лет.

Родился Зигмунд Зальцман в Будапеште, 6 сентября 1869 года. В младенчестве увезён семьёй в Австрию, которая в 1867 году предоставила евреям полные гражданские права.

Как водится, семья бедна, денег нет, учился мальчуган мало в местечковой школе, начал работать рано в страховой компании (как Эйнштейн, между прочим). Ну, и как все молодые люди той эпохи, стал писать, рассылая во все газеты и журналы свои поэмы, рассказики, эссе. Иногда печатали, и иногда даже деньги платили.

Наконец, в 1902 году стал знаменит, после некролога на смерть Эмиля Золя. Стали печатать больше и регулярней. А в 1910 году Зальцен публикует мощный «антинекролог» на смерть мэра Венны Карла Люгера. Зальцен обвиняет Люгера в антисемитизме. Кстати, одновременно, некий Адольф Шилькгрубер, тоже живущий в Вене, публично заявляет, что Люгер был идеалом австрийской молодёжи, примером для подражания.

К сорока годам Зальцен становится одним из ведущих интеллектуалов так называемого поколения Кафе Гринстедль (Café Grienstedl). Среди ведущих представителей этого направления в искусстве и литературе - Фран Легар (тот самый, что «Веселая Вдова», Оскар Штраус, Теодор Херцль, идеолог сионизма и многие другие очень известные личности. Зальцен дружит с Фрейдом и публикует значительные философские работы.

Но, конечно, бессмертие Зальцену обеспечивает тоненький роман Бемби, лесная сказка, написанная в 1923 году. Рассказывать о романе не буду. Зачем? Кто читал в детстве, тот рыдал и радовался. А кто не читал, ну и бог с ними.

Любопытно, что Бемби был задуман и опубликован как аллегория на жизнь еврейского общества в Европе и как мнение Зальцена по поводу путей развития еврейства, в первую очередь, в контексте мировой политики двадцатых годов.

В 1936 году в Германии Бемби был запрещён, а в мае 1938 года, после аннексии Австрии, книгу запретили и в Австрии (и всё же, какой идиот решил нам разъяснить, что «австриец Зальцен поддержал нацизм, посему от него отвернулось прогрессивное человечество?). Зальцену и его семье удаётся эмигрировать в Швейцарию. Не знающие об этом наци приходят его арестовывать. Поздно.

В 1939 году Томан Манн, живущий в США, тоже политэмигрант, показывает роман Уолту Диснею. Тот ставит книгу в очередь на постановку на 1944 год. Но начинается война и Дисней, среди кучи военно-пропагандистских фильмов (см. рецензию на «Убить Гитлера»), решает поставить и Бемби . Премьера этого американского фильма состоялась в Лондоне 8 августа 1942 года, под бомбами. А в США - только 13 августа.

Надо заметить, что после фильма были протесты: Американская ассоциация Охотников решительно осудила сравнение в фильме охотников с нацистами и фашистами.

В СССР Бемби был показан в 1943 году. А запрещён в конце 1940 годов. А нечего сионистскую пропаганду показывать, тут с врачами-вредителями разобраться надо ещё.

Персонаж классического полнометражного мультфильма студии , снятого по роману «Бэмби» австрийского писателя Феликса Зальтена. Появляется также в продолжении «Бэмби 2», вышедшем в 2006 году, и в двух советских экранизациях того же романа под названием «Детство Бемби» и «Юность Бемби».

История создания персонажа

В основу всех мультфильмов и фильмов о Бэмби легла книга Феликса Зальтена «Бэмби. Биография из леса». Критики восприняли работу автора отнюдь не как детскую сказку, но как роман с «темным взрослым подтекстом» и антифашистскими аллегориями.

Лес в книге изображен пугающим местом, роман наполнен отсылками к немецкому фольклору и чересчур сложен для детей, поэтому студия «Дисней», занявшись экранизацией, заметно упростила книгу и сделала сценарий более подходящим для детской аудитории.

Критики назвали произведение Феликса Зальтена «энвайронменталистским романом». Главная мысль этой книги сводится в такой интерпретации к протесту против охоты и призыву остановить уничтожение окружающей среды человеком. Бэмби стал символом борьбы за права животных.

Внешность и характер


Кадр из мультфильма "Бэмби" (1942 год)

В начале мультфильма Бэмби предстает крошечным олененком, который едва умеет ходить. Герой всего боится и проявляет робость, но со временем привыкает к миру и окружению и становится жизнерадостным детенышем. Зрители видят Бэмби играющим с друзьями-зайцами и знакомящимся с другими животными.

Затем наступает зима, и в жизни героя начинается трудный период, который заканчивается с первыми лучами весеннего солнышка.

Бэмби вместе с матерью щиплет первую весеннюю зелень на лугу, когда появляется Человек, который убивает мать олененка из ружья. Герой остается один. Но жизнь продолжается, и со временем Бэмби превращается в молодого оленя, у которого уже растут рога. Герой находит возлюбленную.


Однако Человек продолжает вторгаться в лес и приносить с собой неприятности. На этот раз охотники устраивают пожар, из-за которого от леса остается одно пепелище. Со временем природа берет свое, лес оживает снова, а у Бэмби и его избранницы рождаются оленята. Вслед за этим отец передает Бэмби титул Князя леса.

Экранизации


Советская кинодилогия о Бэмби вышла в 1985-1986 годах. Роль взрослого Бэмби в обоих фильмах - «Детство Бэмби» и «Юность Бэмби» - исполнил актер , а в образе Бэмби-ребенка снялся сын актера, Ваня.

В первом фильме маленький Бэмби, сын вожака, знакомится с обитателями леса и впервые сталкивается с опасностью. Во втором фильме герой предстает молодым и сильным оленем, который встречает любовь и отправляется в опасное путешествие.

Классический мультфильм «Бэмби» студии «Дисней» вышел в 1942 году. В русском переводе Бэмби в разные годы жизни героя озвучивают актеры и Иван Дахненко.


Олененок Бэмби - главный герой, принц, сын Великого Князя леса, мудрого и степенного оленя с массивными рогами. Отец Бэмби правит обитателями леса и хранит тех от бед, которые влечет за собой появление в лесу Человека.

Человек - главный антагонист мультфильма, который приходит в лес исключительно как враг и несет животным смерть и ужас. Человек убивает мать Бэмби. Та старается защитить олененка от опасностей, проявляет осторожность, но в результате все-таки гибнет.

У героя есть друзья. Это смелый и бойкий заяц Топотун, который получил свое прозвище из-за привычки стучать лапой. Заяц несдержан на язык, и из-за этого ему постоянно влетает от матери-зайчихи. Другие приятели Бэмби - застенчивый скунс по прозвищу Цветочек и жизнерадостная олениха Фелина, с которой герой знакомится на лугу.


Героиня влюбляется в Бэмби и постоянно сталкивается с тем в разных местах, что для самого героя становится всякий раз полной неожиданностью.Из-за Фелины герою приходится столкнуться с агрессивным оленем Ронно, еще одним претендентом на любовь юной косули, который пытается отбить у Бэмби подругу. Однако герои остаются верны друг другу, и в конце мультфильма у Бэмби и Фелины появляются дети - маленькие оленята.

Мультфильм «Бэмби 2», вышедший в 2006 году, – это не продолжение классической истории о Бэмби, а скорее новая ее интерпретация, которая дополняет сюжет старого мультфильма и заполняет пробелы в биографии героя. Здесь история начинается с того момента, когда осиротевший Бэмби встречает собственного отца.


Великий Князь ищет для олененка приемную мать, а пока та не нашлась, приглядывает за сыном сам. Бэмби приходится часто сталкиваться с агрессивным олененком Ронно, который в прошлый раз появился только в одном эпизоде.

Оставленного без присмотра героя атакуют охотничьи собаки Человека, но Великий Князь приходит малышу на помощь. Бэмби хочет доказать отцу, что достоин его внимания, и в рамках борьбы с трусостью вступает в перепалку со старым дикобразом, который «награждает» героя порцией острых иголок.


Исколотого Бэмби находят Фелина и Ронно. Конкурент провоцирует героя на драку, но Бэмби убегает от него. Однако в финале добрый и мягкий Бэмби все же демонстрирует небывалое мужество, уводя охотничьих псов от попавшей в ловушку приемной матери.

  • В мультфильме «Бэмби» можно заметить «скрытого Микки Мауса» - узнаваемый силуэт головы знаменитой диснеевской мыши. Таких «скрытых Микки» можно найти во многих мультфильмах студии «Дисней» и даже в фильме «Пираты Карибского моря».

"Скрытый Микки Маус" в мультфильме "Бэмби"
  • Мать Бэмби появляется как камео в фантастической комедии «Кто подставил кролика Роджера?» и в ряде мультипликационных фильмов.
  • Бэмби как персонаж настолько популярен, что арт и картинки с ним активно используются в производстве товаров, например, обоев для детской.

  • Сказка о Бэмби была запрещена в гитлеровской Германии, громадное количество копий сожгли, так что первые издания «Бэмби» теперь - библиографическая редкость. А причиной такого отношения стало то, что, по мнению немецкой цензуры, книга Зальтена о животных была политической аллегорией на то, как в Европе обращаются с евреями.

Зальтен Ф. сказка "Бемби"

Жанр: литературная сказочная повесть о животных

Главные герои сказки "Бемби" и их характеристика

  1. Бемби, олененок, который прошел суровую школу жизни и стал великим, легендарным вождем. Сперва маленький и слабый, наивный и трусливый. Потом сильный, бесстрашный, верный и влюбленный. И наконец мудрый.
  2. Мама Бемби. Добрая и любящая, воспитала хорошего сына. Убита человеком.
  3. Тетя Энна. Мама Гобо и Фалины.
  4. Фалина. Подруга Бемби, с которой тот провел лучшие годы своей жизни.
  5. Гобо. Брат Фалины, котоырй побывал в плену у человека и потерял чувство опасности. Был убит человеком.
  6. Карус, Ронно. Самцы оленей, чуть старше Бемби.
  7. Старый вожак. Мудрый, опытный самец, все знает о тайнах леса и о человеке.
  8. Тетя Неттла. Приемная мать Бемби.
  9. Он. Всемогущий и безжалостный, властитель всего живого, слабый и смертный.
Кратчайшее содержание сказки "Бемби" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Когда Бемби родился он был очень мал и только-только начал познавать мир
  2. Он взрослел с другими оленятами и узнал, что есть Он, который может убить громом.
  3. Бемби вырос и стал жить с Фалиной, он победил других оленей в честной схватке
  4. Его друг Гобо был взят человеком и провел у человека зиму, но летом человек убил Гобо.
  5. Бемби был ранен и старый вождь выходил его, спрятав в своей пещере
  6. Бемби и Вождь нашли убитого браконьера и теперь Бемби стал старым легендарным вождем.
Главная мысль сказки "Бемби"
Жизнь - это вечная борьба и в ней нет победителей.

Чему учит сказка "Бемби"
Эта сказка учит любить природу, учит осознать себя частью природы. Учит сочувствию, жалости, бережному отношению к жизни в любом ее проявлении. Учит справедливости и неумолимости судьбы. Учит быть добрым и храбрым. Учит помогать другим и защищать слабых.

Отзыв на сказку "Бемби"
Это очень красивая и местами очень трогательная история, которая просто не может оставить никого равнодушным. Мне очень понравился олененок Бемби, взросление которого описывает автор. Это прекрасный олень, который полон любви и сострадания, который чувствует несправедливость и который понимает закон выживания. Мне было очень жаль, что он расстался с Фалиной, это написано как-то неправильно.

Пословицы к сказке "Бемби"
Законы святы, да законники супостаты.
Верному другу цены нет.
Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля.
Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.
Береги землю родимую, как мать любимую.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки"Бемби"
Бемби родился в глухом лесу и хотя еще не мог видеть, он уже стоял на тонких лапах. Сорока этому очень удивилась, но мать Бемби не хотела поддерживать беседу.
Она облизала малыша и тот прижался к теплому боку мамы.
Бемби рос очень любопытным и задавал маме множество вопросов. Он узнал, что есть и другие олени, узнал, что хорек может убить мышь, а ястребы ссорятся друг с другом из-за гнезда. Его интересовало, что такое злость и подлость.
Мама привела Бемби на поляну и предупредила, чтобы он был осторожным и послушным. А потом Бемби увидел много солнца и обрадовался. Он бегал и играл с мамой. Он разговаривал с кузнечиком и восхищался красотой бабочки. Но насекомые не играли с Бемби, они были заняты своими делами.
Ночью Бемби попросил маму пойти на поляну, но мама ответила что этого никак нельзя. Она пояснила, что на поляну можно ходить рано утром или поздно вечером, в остальное время это сильно опасно. А вот в зарослях безопасно, потому что прошлогодняя листва выдаст приближение чужака.
Однажды на поляне Бемби познакомился с зайцем. Тот ласково с ним поговорил и поздравил мать Бемби с таким красивым сыном.
А потом на поляне появилась другая олениха с двумя дочерьми. Это была кузина Энна и ее дети Гобо и Фалина. Малыши принялись весело скакать и делиться своими первыми впечатлениями. Между прочим Бемби спросил про опасность и Фалина ответила, что опасность - это когда надо удирать.
И тут через поляну пронеслись двое, с увенчанными рогами головами.
Мамы ответили детям, что это были их отцы, но пока они не будут с ними говорить. Может быть позже.
***
Бемби рос и все лучше чувствовал лес. Ему все больше нравились ночные прогулки. Он подружился с совой и иногда дразнил сыча.
Потом Бемби узнал, что такое гроза. Бемби испугался грома и молний, но гроза закончилась и он с мамой отправились на полянку, обсушиться. Там бегала белочка, которая тоже переживала прошедшую грозу, сидел заяц и пришла тетя Энна с детьми. Гобо хуже всех перенес грозу - он вообще был самым слабым.
Бемби рос и однажды мама ушла. Он бегал по лесу и всюду искал ее, но нашел только Гобо и Фалину, которые тоже искали свою маму. Фалина сказала, что матери наверное у отцов. А потом Бемби выскочил на поляну и увидел странное существо. Оно стояло на двух ногах и от него несло резким запахом. Существо подняло длинную тонкую ногу и Бемби словно ветром сдуло. Он в панике мчался через лес и вдруг рядом появилась мама. Она сказала Бемби, что это был Он.
***
Бемби все чаще оставался один и привык к этому. Но иногда ему становилось тоскливо и тогда он громко звал маму. В один из таких моментов рядом оказался горделивый старый олень и стал стыдить Бемби. Он говорил, что Бемби уже взрослый и ему должно быть стыдно.
Бемби рассказал о встрече своим друзьям, и потом Фалина сказала ему, что он встретил старого вожака. Легендарного вождя оленей, который презирает опасность.
Однажды мать вернулась и Бемби вместе с ней пасся, когда из чащи вышли четыре великана, увенчанных огромными рогами. Мать Бемби испугалась и громко кричала, Бемби кричал вместе с ней. А потом великаны ушли и мать рассказал Бемби, что это их северные родичи, которые им ничего не сделают плохого. Но она сказала, что всегда теряет голову рядом с ними.
Бемби рассказал об этом сычу и тот посетовал на родственников и посоветовал Бемби больше обращать внимание на друзей.
***
Однажды на поляне собралось особенно много народа. Бемби увидел молодого незнакомого оленя и уже набрался смелости с ним поговорить, как раздался страшный гром. Олень бросился бежать. Все бросились бежать с поляны и Бемби вдруг увидел этого оленя. Он лежал на траве с огромной раной в плече. Мать крикнула ему не останавливаться, потому что это был Он.
Когда они остановились белка и птицы стали рассказывать, что пытались предупредить оленей, но их никто не слушал. Они даже переругались между собой. А ворона сказала, что Он и в ее клане убил многих.
Бемби не мог понять, кто это Он, о котором все говорят. Но тут появился старый вождь. Он ласково взглянул на Бемби, потому что тот уже не боялся остаться без мамы. Но не ответил, на вопрос, кто это был. Он сказал, что Бемби должен сам познавать жизнь.
***
Прошла осень, опали последние листья с дубов и пришла зима. Мир снова изменился для Бемби. Пришла нужда, особенно когда выпал снег.
Теперь олени много времени проводили вместе. Бемби познакомился с Мареной, совсем юной девушкой и тетей Неттлой, прекрасной рассказчицей. Приходили и принцы Ронно и Карус, которые уже сбросили свои короны.
Ронно рассказал, как он стал хромым. Оказывается однажды Он метнул в него огонь и попал в ногу. Кость треснула, но Ронно на трех ногах убежал и с тех пор хромает.
Больше всего олени говорили о Нем. Все считали, что он злой и отвратительный. Он ходит на двух ногах, но у него есть третья рука, которую он носит за плечом. Именно эта рука самая опасная и стреляет огнем. Впрочем Ронно считал, что он мечет свой зуб, ведь именно зубом можно нанести такую рану как у него.
А Марена застенчиво сказала, что настанет время, когда Он придет и будет просто играть с ними и лес будет счастлив.
***
В морозном лесу вершились кровавые дела. Вороны заклевали маленького сына зайца, куница убила белочку, лиса разорвала фазана. Гобо совсем ослаб и постоянно дрожал - он не мог добывать пищу из-под снега.
Вдруг Ронно встревожился. Он сказал, что ему неспокойно и призывал послушать, как кричат вороны. Он сказал, что надо бежать. Первыми ушли тетя Энна с детьми, как самые слабые. Остальные олени ждали.
Птицы метались в разные стороны. Прибежал заяц и сказал, что идти некуда, что они окружены и повсюду Он.
Фазаны метались, крича, что нельзя подниматься, но сами тут же взлетали. Раздавался удар грома и фазаны падали мертвыми. Мама сказал Бемби, что пора идти. Они пробирались сквозь чащу, а отовсюду звучали выстрелы.
И вот Он оказался рядом и олени побежали. Мама требовала, чтобы Бемби бежал со всех сил и он бежал. Глаза его застилало пеленой, и он почти ничего не видел перед собой.
Вдруг его кто-то окликнул. Бемби остановился и увидел Гобо. Гобо сидел на снегу. Он сказал, что обессилел и мама с Фалиной вынуждены были оставить его. Он просил Бемби бежать.
Но Бемби пытался поднять Гобо. Вдруг мимо пробежал Карус, крича, чтобы никто не останавливался, если может. И Бемби побежал за ним, попрощавшись с Гобо.
Только с наступлением темноты все затихло. Бемби не мог найти свою маму и больше никогда ее не видел. Гобо тоже пропал.
***
Когда расцвели луга, на голове Бемби красовалась корона из рогов. Он яростно тер ею о кору дерева. И Белочка подбадривала его. Впрочем дятел считал, что Бемби все делает неправильно. и в том дереве он не найдет жуков и личинок.
Белочка рассказал Бемби, что много слышала о нем от бабушки, которая погибла. И она сказала Бемби, что его корона очень красива.
Бемби с трудом пережил ту зиму. Ему помогала тетя Неттла, а когда у него появилась первая молодая корона, то все остальные самцы возненавидели его и стали гнать прочь. И хуже всех к нему относились Карус и Ронно.
Бемби не хотел вспоминать о том времени.
Однажды Бемби увидел в чаще чьи-то рога и решил, что хватит от всех бегать. Он наклонил голову и бросился на противника. Но тот в последний момент легко ускользнул и Бемби пролетел мимо. Он оглянулся и узнал старого вождя. Вождь сказал, что Бемби стал совсем взрослым и посоветовал ему быть храбрым.
Вскоре Бемби встретил Фалину и долго с ней разговаривал, вспоминая прошлое. Потом он спросил, любит ли его Фалина, и та ответила, что может быть. Тут появился Карус и крикнул Бемби: "Прочь!". Но Бемби внезапно нагнул голову и нанес Карусу сильнейший удар. Тот распластался на земле. Потом Карус убегал, читая в молчании Бемби свой приговор, но Бемби вдруг прекратил преследование.
Он вернулся к и увидел, как за Фалиной гонится Ронно. Бемби крикнул Ронно, чтобы тот уходил, но Ронно стал смеяться. Тогда Бемби наклонил голову и бросился на Ронно. Два оленя сшиблись и Бемби устоял. Ронно хотел опрокинуть его, но Бемби изловчился и так мотнул головой, что у Ронно отломился рог. Потом он ударил Ронно в грудь и тот стал просить пощадить его. Бемби отпустил Ронно.
Фалина сказал Бемби, что это было прекрасно и что она любит его. И они счастливые ушли вместе.

***
Однажды Бемби и Фалина встретили северного родича. Фалина стала громко кричать, не контролируя себя. Бемби возмутился и решил познакомиться с родичем. Но непонятная робость мешала ему. Взгляд родича казался ему таким высокомерным.
А между тем северный родич думал о том, какой красивый Бемби и как странно, что они не общаются. Но он боялся смутить Бемби и потому смотрел вдаль. так они и разошлись в разные стороны.
***
Однажды Бемби сквозь сон услышал чей-то зов и понял, что это зовет Фалина. Он бросился на зов, но старый вожак остановил его и сказал не ходить. Он сказал, что это не Фалина. Но Бемби не верил и рвался вперед. Тогда вожак сказал ему идти вслед за ним, шаг в шаг.
Вожак провел его по лесу и Бемби постоянно слышал крики Фалины, которые сводили его с ума. Вдруг ему в ноздри ударил резкий запах. Впереди, спиной к ним стоял Он и звал голосом Фалины. Бемби хотел бежать, но властный голос вожака пригвоздил его к месту. Потом вожак осторожно зигзагами удалился и Бемби понимал, что он спас ему жизнь.
Найдя Фалину Бемби сказал ей никогда не звать его, а только искать.
***
Спустя некоторое время Бемби и Фалина заметили возле дуба незнакомца и Бемби решил подойти. И каково было его удивление, когда это оказался Гобо.
Гобо сказал, что его спас Он и все время он был у Него. Он спросил про маму и попросил отвести его к ней. Бемби удивлялся, что Гобо вел себя в лесу как чужак, таким неуклюжим и неосторожным он был.
Наконец Гобо встретился с Энной и ласково обнялся с мамой. Потом он стал рассказывать.
В тот день его нашли собаки и хотели растерзать, но тут появился Он и прикрикнул на собак. Потом поднял Гобо и понес его, как белочка несет орехи. Гобо оказался внутри, где было тепло и даже жарко. Он кормил Гобо картофелем и сеном, сухой травой. Гобо расхваливал Его и говорил, что любит его. И что Его жена и дети тоже были ласковы с ним.
Гобо не заметил как появился старый вождь и стал слушать. Потом вождь спросил, что за полоса на шее у Гобо и тот сказал, что это след от красивого банта. Вождь назвал его несчастным и исчез.
Появилась Марена. Гобо не понимал, почему вождь назвал его несчастным, ведь он видел мир и лучше знал его. Он стал вместе ходить с Мареной.
Однажды Бемби решил найти старого вождя и спросил у сыча, где его искать. Он польстил сычу и тот рассказал Бемби, как найти старого вождя.
Старый вождь сам вышел навстречу Бемби и спросил, зачем тот ищет его. Бемби сказал, что хочет узнать, почему вождь так сказал о Гобо. Вождь спросил Бемби, думает ли тот, что он неправ, но Бемби ответил, что согласен с вождем, но сам не знает почему.
Между тем Гобо совсем ничего не боялся, ведь он был другом Его. Хотя не знал, как сможет пережить зиму, ведь он привык, что ему еду приносят.
Гобо жаловался Марене, что Бемби не понимает его и Марена во всем с Гобо соглашалась. Однажды они не послушались совета и отправились гулять днем. Вдруг сойки стали предупреждать криком об опасности и все стали просить Гобо никуда не ходить. Но Гобо никого не слушал. Он вышел навстречу к Нему и раздался гром. Гобо с трудом добежал до дуба и упал с развороченным боком. Он сказал, что Он не узнал его. Марена уходила последней и видела как он нашел Гобо и наклонился над ним. Раздался предсмертный крик Гобо.
***
Бемби очень любил проводить время на реке, наблюдая и разговаривая с уточками. Он восхищался их маневрами и понимал, что они двигаются так быстро не просто так. Он видел мрачного летуна и рыжую шубку лисы. Лиса схватила утку и убежала.
Бемби снова стал искать старого вождя. Они поговорили о Гобо и вождь спросил Бемби, что он слышит. Бемби услышал какой-то шорох и вождь позвал его за собой. Они увидели зайца, который бился возле куста черемухи, а на его шее сидела веревка.
Вождь сказал зайцу затихнуть и терпеть. Потом наклонил ветку дерева и перебил ее копытом. Затем он просунул кончик рога под веревку и ослабил петлю Заяц оказался на воле и убежал.
Вождь сказал Бемби всегда быть осторожным и проверять ветки.
Потом Бемби встретился с Фалиной и та стала жаловаться, что Бемби мало времени проводит с ней. Бемби сказал, что одинокий путник идет дальше. И когда Фалина спросила, любит ли он ее, ответил, что не знает.
Фалина убежала.
***
Бемби стоял под старым дубом, когда раздался гром и что-то обожгло его бок. Он бросился бежать, но боль становилась все сильнее. Бемби казалось, что у него сломан крестец. Он упал и лежал неподвижно. Но тут появился старый вождь и ласково позвал Бемби, называя его своим дитем. Бемби через силу поднялся и пошел за вождем.
Старый вождь описал круг и Бемби увидел, что они вернулись к дубу. Они зашли в спину Ему и его собаке. Снова вождь повел Бемби в сторону и снова они оказались у дуба.
Потом вождь увел Бемби в другом направлении и велел съесть какие-то листочки. Вкус их был горек, но сознание Бемби прояснилось и кровь остановилась.
Вождь привел Бемби в широкому рву и взобрался на другую сторону. Бемби соскальзывал, но вождь сказал, что не может помочь ему и что этот подъем Бемби должен одолеть сам. Бемби собрал все силы и одолел кручу.
Вождь привел Бемби в свое логово под стволом старого бука. И Бемби долго лежал в уютной и безопасной пещере. Иногда он выходил наружу и ел горькие, но целебные травы. Его раны затягивались.

***
Наконец Бемби выздоровел. Он стал опытнее и увереннее. Он научился исчезать бесшумно, как старый вождь. Однажды к нему спрыгнула белочка, которая бурно радовалась тому, что снова видит Бемби. Белочка рассказал, что Он опрокинул старый дуб сверкающим зубом. Она сказала, что Он всемогущ.
Белочка сказал, что Бемби стал седеть, но он остался равнодушным к его словам и скоро ушел.
Однажды Бемби и старый вождь лежали в пещере и услышали лай. Бемби забеспокоился, но вождь сказал, что это их не касается. Лай приближался и вскоре олени увидели лису, за которой гналась собака. У лисы была перебита лапа, и она стала просить собаку пощадить ее. Но собака надрывалась и звала Его.
Лиса назвала собаку предательницей и ей вторили все звери вокруг - хорек, сойка, ласка, сороки, вороны.
Собака злобно огрызалась, говоря, что все вокруг принадлежит ему, что он всесильный и царит над всеми. А потом собака бросилась на лису и загрызла ее.
***
Однажды Бемби увидел вдали Фалину, но не подошел к ней. Просто смотрел на нее издали, любуясь ее красотой и понимая, что любит ее больше всего на свете.
Вдруг он три раза услышал гром и вернулся к пещере. Старый вождь ждал его. Он сказал, что они должны идти туда, где гром, туда, где Он. Вождь сказал, что сейчас он может привести туда Бемби без опаски и рад, что успеет сделать это прежде чем они расстанутся навсегда.
И Бемби увидел как одряхлел старый вождь. Он последовал за ним, хотя страх сжимал его сердце. И вот они увидели Его. Он лежал на взрыхленном снегу совершенно неподвижно.
Бемби с удивлением увидел, что старый вождь спокойно стоит рядом.
Бемби приблизился и увидел, что Он лежит безволосым лицом к небу, а его шапка лежит рядом. Бемби решил, что Его голова раскололась надвое, ведь он не знал, что такое шапка. На шее браконьера зияла маленькая рана из которой сочилась кровь.
Вождь сказал Бемби, что вот лежит тот, кого считали всемогущим. Тот, кто тоже знает, что такое страдания и смерть. Но почему все склонились перед ним? Потому что Он - борец и олени должны быть осторожными и чуткими, чтобы выжить. Вождь спросил Бемби понял ли тот великий закон жизни.
И Бемби ответил, что жизнь - это борьба.
И тогда старый вождь покинул его, чтобы найти место последнего упокоения, запретив следовать за собой.
***
В тот день Бемби гордо пробирался по лесу и комары и жуки кричали ему вслед, что вот он, легендарный старый вождь, который стар как мир. И вдруг Бемби услышал тонкий крик "Мама!".
Он увидел двух молоденьких оленят,брата и сестру, и пристыдил олененка, как в свое время это сделал старый вождь.
Бемби ушел с улыбкой думая о том, что малыш ему понравился и что он обязательно с ним еще встретится.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Бемби"

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры