Энеолит время появления первых. Мезолит, неолит, энеолит

Главная / Чувства

Первый период эпохи металла называют энеолитом. Термин переводится как меднокаменный век. Этим хотели подчеркнуть, что в энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные. Даже в развитом бронзовом веке продолжают производить многочисленные орудия из камня. Из него делали ножи, стрелы, скребки для обработки шкур, вкладыши серпов, топоры и многие другие орудия. Время преобладания металлических инструментов было еще впереди.

Возникновение древнейшей металлургии.

Различают четыре этапа развития металлургии:

1) медь - разновидность камня и обрабатывали ее как камень - техникой двусторонней оббивки. Это было начало холодной ковки. Сравнительно скоро узнали преимущество ковки нагретого металла.

2) плавление самородной меди и отливка простых изделий в открытые формы.

3) выплавка меди из руд. Открытие выплавки датируют VI тысячелетием до н. э. Считают, что оно произошло в Передней Азии.

4) эпоха – бронзовый век в узком смысле слова. На этом этапе изобретают искусственные сплавы на медной основе, т. е. бронзы.

Установлено, что применять металл первыми начали, как правило,

племена, основу хозяйства которых составляло земледелие или скотоводство, т. е. производящие отрасли. Это вполне согласуется с активным характером деятельности металлурга. Металлургия в известном смысле может рассматриваться как отрасль производящего хозяйства.

Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие колющие и режущие орудия - ножи, шилья. Топоры и другие орудия ударного действия не делали еще и потому, что не знали упрочняющего действия наклепа (проковки).

Открытие металла способствовало развитию обмена между удаленными странами: ведь производить медь могли только там, где имелись медные руды. Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества - изобретается колесо.

В эту эпоху, открывающую бронзовый век, широко распространяется земледелие, которое у ряда племен становится основной формой хозяйства. Оно господствует на огромной территории от Египта до Китая. Это земледелие в основном мотыжное, но уже тогда начинает развиваться и подсечное земледелие невозможное без металлического топора. Главное содержание прогресса в энеолите - изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг, а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования.

16. Культура Анау-Намазга I-III.

Наибольшее и важнейшее энеолитическое поселение - Намазга-тепе у ст. Каахка. Термином «тепе» называют холмы, иногда огромные, состоящие из культурных напластований. Здесь некогда существовали поселения с глинобитными домами. Когда такие дома разрушались, люди не разбирали их, а выравнивали площадку и строили на ней дом. Поэтому уровень почвы здесь быстро повышался и образовывался холм. Наслоения Намазга-тепе образовали холм высотой в 32 м. Его напластования делят на шесть слоев, нумерация которых идет снизу вверх: внизу лежит первый слой, вверху - шестой.

Первый слой, или Намазга-I, относится к кон. V - нач. IV тысячелетия до н. э. Существовавшее здесь поселение наследовало и развивало традиции неолитической культуры Джейтуна. Земледельческое хозяйство. Скотоводство вытесняет охоту, встречаются кости коровы, свиньи и козы. Глиняные пряслица становятся обычной находкой почти на каждом поселении. Находят первые медные вещи - украшения, ножи, шилья, иглы, есть даже плоское тесло. Металлографический анализ показывает, что эта медь не самородная, а выплавленная из руд. Видимо, эта медь была привозной. Очень важно, что племена анауской культуры знали отжиг - нагревание после холодной ковки для снятия межкристаллических напряжений, делавших металл хрупким.

Техника земледелия прежняя - лиманное орошение и мотыжная обработка. Обрабатываемая площадь растет. Поля засевали ячменем и пшеницей. Дома сложены не из глиняных блоков, а из сырцового кирпича (высушенного на солнце). Рядом с домами расположены амбары и другие хозяйственные постройки.

Появляются весьма крупные поселки (например, Намазга-тепе) площадью свыше 10 га. Сосуды плоскодонные и расписаны краской. На верхней части сосудов изображались криволинейные треугольники и ромбы. Роспись на большой территории сходна, что говорит о единстве культуры.

Намазга-П относится к IV тысячелетию до н. э . На ручьях и небольших реках появились подпорные плотины - первый шаг к поливному земледелию. Медные изделия литые, часто крупные: пробойники, ножи, топоры, копья. Меди стало больше, а каменных орудий - меньше. Есть каменные вкладыши серпов, стрелы, зернотерки, ступки, булавы. Глиняные миски, чашки, кувшинчики обжигались в специальных печах, открытых раскопками. Роспись сосудов восточной территории анауской культуры одноцветна, а западной - многоцветна. В росписи преобладают треугольники, ромбы, иногда встречаются изображения козлов и человеческие фигурки.

Из поселений лучше всего изучены небольшие. Они еще примитивны и близки джейтунским, но уже несколько подняты над окружающей местностью благодаря образовавшимся наслоениям. Дома по-прежнему однокомнатные, с плоскими крышами. Поселок был окружен стеной, сделанной из сырцового кирпича. В центре поселка находился обширный дом, стены которого расписаны в два цвета. В доме помещался очаг-жертвенник. Это было родовое святилище и место собраний рода. Почиталась богиня-мать. Обычны статуэтки широкобедрых и полногрудых женщин.

Толщина напластований слоев Намазга-I и Намазга-II составляет 8 м.

Слой Намазга-III имеет переходный характер. Медные вещи становятся большими. Найден медный меч с загнутой рукоятью - характерная ранняя форма. Наконечники стрел оставались каменными. Многочисленны бусы из кости и камня, в том числе халцедоновые. Найдены глиняные колеса моделей реально существовавших повозок, что вероятно отражает существование упряжных животных. Применение тяглового скота должно было значительно повысить производительность земледелия.

В конце IV - начале III тысячелетия до н. э. территория поселения Намазга-тепе выросла до 100 га. Поселки состояли из больших многокомнатных домов, разделенных узкими улочками. В каждом доме имелось до 15 комнат, в том числе склады, закрома. Возле домов размещались большие хозяйственные дворы. Такой дом занимала родовая община - провозвестница начала распада родового строя. Наряду с женскими статуэтками встречаются мужские.

Совершенствуется роспись сосудов. Помимо сложных геометрических рисунков изображаются козлы, барсы, птицы, иногда люди. Орлы и барсы - это мотивы одновременных иранских керамических росписей, появление которых, возможно, объясняется проникновением в Среднюю Азию населения из Ирана. В свою очередь, анауская роспись на сосудах известна и в Пакистане. В среднеазиатском энеолите иногда встречаются гробницы с ложными сводами, что объясняют влиянием Месопотамии.

Период Намазга-III заканчивается в сер. III тыс. до н.э.

В эпоху энеолита (медно-каменный век, 4-3 тыс. до н. э.) людьми осваивается обработка меди. Усиливается развитие племён, люди живут в собственноручно построенных домах. Сами люди по внешнему облику уже мало отличались от современных людей.
Неолитические культуры Восточной и Центральной Азии
Юг Восточной Азии (Южный Китай) был в эпоху энеолита теснейшим образом связан с Юго-Восточной Азией, его развитие в то время практически не отличалось от развития этого региона. В Северном Китае и Монголии энеолит весьма существенно отличался от соответствующих эпох других азиатских регионов. В Северном Китае ранненеолитические культуры крашенной керамики относятся к VII-V тыс. до н. э. Носители этих культур занимались земледелием, выращивая чумизу. Правда, для существовавших в это же время ранненеолитических культур северо-восточной части современного Китая (Маньчжурии) и Монголии земледелие еще не было характерно, и население занималось собирательством, охотой, а в некоторых местах и рыболовством. Группы населения, занимавшиеся преимущественно охотой (Монголия), вели подвижный образ жизни, общины же, в которых значительную роль играло рыболовство (Маньчжурия, некоторые области Северного Китая), были более осёдлы. Земледелие появилось в этих местах значительно позже - в III - II тыс. до н. э.
«Основным занятием населения жившего в Северном Китае было мотыжное земледелие (возделываание чумзы), подсобную роль играли охота, собирательство, рыболвство и животноводство (разведение свиней, собак). Яншаосцы жили в круглых или прямоугольных полуземлянках с конической крышей, которая поддерживалась столбами, стоявшими в центре жилища. В конце IV тысячелетия до н. э. яншаосцы научились обрабатывать медь.»
В Тибете, начиная со второй половины IV тысячелетия до н. э., население занималось земледелием (выращиванием проса) и, возможно, скотоводством. Примерно в тоже время земледелие и скотоводство проникли в Восточную Монголию и Корею. Там возделывали просо, разводили свиней и собак. В Корее с середины III тыс. до н. э. стал также выращиваться интродуцированный с юга рис, постепенно превратившийся в главную культуру.
Неолитические культуры Северной Африки
Наиболее ранние североафриканские культуры обнаружены в Египте, в долине Нила, и относятся к IX - VIII тыс. до н. э. Достаточно хорошо изучены находящиеся в одном из оазисов Ливийской пустыни ранненеолитические поселения Набта-Плайя (конец VIII тыс. до н. э.). Их жители занимались земледелием (выращивали ячмень, а позже также эннер, сорго), рыболовством, охотой. В IV тыс. до н. э. появилось скотоводство (разведение крупного рогатого скота, коз и овец, причем в отличае от Юго-Западной Азии крупный рогатый скот был одомашнен раньше, чем мелкий). Дома в Набта-Плайя имели столбовую кострукцию. Известна была керамика. Основными орудиями служили шлифованные каменные топоры и тесла.
«Культуры Северной Африки не были ограничены только территорией Египта, они обнаружены на огромном пространстве от Центральной Сахары до Нила. Жители ранненеолитического поселения Кадера, расположенного недалеко от Хартума, в первой половине IV тыс. до н. э. выращивали земледельческие культуры, не встречающиеся на других континентах, - дурру, дагуссу, фонио, тефф (дурра - растение рода сорго; дагусса, фонио, тефф - просовидные культуры), а также разводили собак. В этом же регионе (Нубии) к началу III тыс. до н. э. был введен в культуру африканский тип хлопчатника (на первых порах он употреблялся в качестве корма скоту).»

Энеолит является переходным периодом от каменного века к эпохе бронзы и приходится на I V -- I I I тыс. до н. э. Это было качественно новое время в развитии производительных сил и производственных отношений первобытного общества, время дальнейшего совершенствования земледелия и скотоводства. На смену примитивному мотыжному земледелию приходит более продуктивная обработка земли с использованием рала и тягловой силы домашних животных. В скотоводстве появляется специализация, выделяются овцеводство и коневодство. Яркий показатель развития энеолитических племен - овладение первым металлом - медью, добыча и обработка которой послужили началом качественно новой производственной деятельности - первобытной металлургии.

В этот период значительно возрастает численность населения, соответственно увеличиваются размеры и количество поселений. Относительное перенаселение вызвало интенсивное освоение новых территорий.

В меднокаменном веке ведущая роль в Восточной Европе принадлежала племенам трипольской культуры, получившим свое название по первому памятнику, исследованному у с. Триполье на Украине. Эта яркая и самобытная археологическая культура занимала обширные территории от Днепра до Карпат и Дуная. Она прошла длительный путь развития, на протяжении которого претерпели значительные изменения характер материальной культуры, расселение и историческое окружение. Поэтому историю трипольских племен принято делить на отдельные хронологические периоды: ранний, средний и поздний.

Ранний этап. Племена трипольской культуры. Существует несколько точек зрения относительно происхождения трипольской культурной общности. Одни исследователи считают, что она возникла на основе местной неолитической буго-днестровской культуры. Другие придерживаются мнения, что ее истоки следует искать на Балканах или в Восточном Средиземноморье, откуда она в уже относительно сформированном виде проникла в междуречье Днестра и Прута. Однако наиболее вероятным представляется мнение, что трипольская культура на территории Поднестровья сложилась в результате слияния местных и пришлых элементов. Не вызывает сомнений, что уже во второй четверти IV тыс. до н. э. здесь проживало несколько групп оседлого трипольского населения. Все они характеризуются общностью культуры и быта, отличных от соседних племен эпохи раннего энеолита. Занимая первоначально небольшую территорию среднего Сирета и Прута, раннетрипольские племена постепенно освоили земли от Карпат до левобережья Днестра.

Для своих поселений они выбирали прибрежные участки пойм Днестра и его притоков. Иногда селились на первой надпойменной террасе и лишь в отдельных случаях - на коренном берегу вдоль речных долин, где были источники воды. Кроме того, при выборе таких мест учитывалось наличие пастбищ для скота и плодородных земель для выращивания растений, а также возможность охоты и рыбной ловли. Неукрепленные поселения этого периода насчитывали десятки жилищ и хозяйственных сооружений, расположенных рядами или по кругу. Предполагается, что на каждом поселении проживало несколько сот человек.

Население трипольской культуры строило землянки, полуземлянки, наземные жилища, внутри которых сооружались очаги и печи. Глинобитные дома появились уже на раннем этапе и известны по раскопкам в ряде поселений Приднестровья. Их жители вели разнообразное хозяйство: занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством и рыбной ловлей. При обработке земли применялись примитивные пахотные орудия с использованием тягловой силы животных. Но все же основным землеобрабатывающим орудием продолжали оставаться мотыга и палка-копалка. Земледелие в этот период было экстенсивным, что позволяло обрабатывать лишь сравнительно ограниченные площади.

Среди культивируемых растений преобладали различные виды пшеницы и ячмень, наиболее приспособленные к местным почвенно-климатическим условиям. Выращивались также просо, горох, вика, алыча, слива и даже абрикос, косточки которого были обнаружены при раскопках. Урожай собирали составными серпами, которые по своей производительности лишь вдвое уступали железным. По мере необходимости зерно размельчали с помощью каменных зернотерок.

На пастбищах и в лесах около поселений круглогодично содержались домашние животные: крупный рогатый скот, свиньи, овцы и козы. Животноводство, находясь на достаточно высоком уровне развития, отодвинуло охоту на. второй план, хотя она еще долго продолжала играть определенную хозяйственную роль в жизни трипольских племен. Основными объектами охоты чаще всего были благородный олень, лось, косуля, медведь, дикий кабан, а также барсук, волк, рысь и другие животные. В качестве дополнительных источников пищи не теряли своего значения собирательство и рыбная ловля.

В эпоху раннего Триполья земледелие и скотоводство носили достаточно устойчивый характер. Засушливые неурожайные годы были редкостью, однако сказывалась низкая плодородность лёссовидных суглинков, на которых велось хозяйство. Из года в год урожайность падала, что заставляло жителей периодически искать и осваивать новые земли.

Орудия труда и оружие данного периода изготавливались из кремня и других пород камня, а также дерева, кости и рога животных. Из привезенной с месторождений в Карпатах и на Балканах меди путем ковки, а позже и литья делались массивные топоры, браслеты, бусы, амулеты и другие украшения. Первые находки медных изделий трипольских племен относятся к началу IV тыс. до н. э., но признаки местной обработки меди отмечены лишь к середине тысячелетия. Вероятно, металлообработка сформировалась здесь на традициях, заимствованных у соседних племен Балканского полуострова. Местное население овладело к этому времени прядением и ткачеством, о чем свидетельствуют многочисленные находки глиняных грузил для примитивных ткацких станков.

По сравнению с неолитической эпохой особенно заметен прогресс в производстве керамической посуды, которую условно можно разделить на парадную, или столовую, и кухонную. В этот период значительно увеличивается разнообразие форм, совершенствуются подготовка глиняной массы и техника лепки сосудов. Посуду обжигали в хозяйственных печах и гончарных горнах. Размеры трипольских сосудов колеблются от 5 до 100 сантиметров в высоту, некоторые из них являются антропоморфными или зооморфными, т. е. имитируют фигуры людей и животных. Как правило, посуда богато орнаментирована вырезанными или приглаженными линиями, спиралями, каннелюрами и оттисками зубчатого штампа. Часто резной орнамент заполнен белой пастой. На данном этапе появляется и расписанная красной охрой столовая керамика.

Многочисленные глиняные статуэтки женщин и зооморфные креслица, украшенные рогами быка, отражают религиозные представления местного населения. Образы великой богини-матери и быка, символизирующего солнце и мужское начало, являлись элементами чрезвычайно развитого земледельческого культа плодородия. Весь строй жизни в раннем триполье был связан с доминирующей ролью женщины в производстве, быту и семейно-родовых отношениях. Женщина была хранительницей семьи, домашнего очага и олицетворяла идею плодородия и продолжения жизни. Поэтому закономерно, что счет родства велся по материнской линии.

Раннетрипольские общинные поселения занимали площадь от 1 до 40 гектаров и насчитывали соответственно от 10 до 100 жилищ. Рост производительности труда привел к улучшению условий жизни и обусловил образование больших скоплений мелких и крупных поселков, которые группировались вокруг центров. Три подобные группы ран-нетрипольского населения существовали на верхнем Днестре. Наиболее значительной из них была южная, занимавшая все междуречье Днестра и Реута и даже земли южнее их слияния. Вероятно, здесь проживало одно из самых многочисленных раннетрипольских племен.

Средний этап. Трипольские племена в эпоху расцвета. Середина и вторая половина IV тыс. до н. э. характеризуются активным развитием хозяйства и культуры трипольских племен. Повсеместно ведущей отраслью хозяйства становится мотыжное земледелие. Наряду с традиционным распространяется жатвенное орудие нового типа - крупная кремневая пластина, одним концом закрепленная в костяной или деревянной рукояти. Одновременно появляются молотильные доски, оснащенные кремневыми вкладышами. Среди отпечатков культурных растений уже встречаются косточки винограда с небольшой пока ягодой. Предполагается, что культивирование винограда пришло в Поднестровье с территории Балкан.

Наличие луговых пастбищ в долинах рек и широкое распространение лиственных лесов создавали хорошую кормовую базу для животноводства даже в зимнее время. В этот период животноводство решительно отодвигает охоту на второй план, занимая вместе с земледелием ведущее место в хозяйстве. Показательно, что на ряде поселений

скотоводство преобладает даже над земледелием. Так, преимущественно скотоводческим было хозяйство жителей поднестровского поселка Сороки (Озеро).

Основными материалами для орудий труда по-прежнему остаются камень, кость, рог и дерево, но особого совершенства достигает обработка кремня. Возникают целые поселки, специализирующиеся на производстве кремневых изделий. Мастера этой культуры изготавливали скребки, крупные ножи, пилки, наконечники стрел, дротиков и копий. Зачастую эти орудия распространялись на сотни километров от места их производства. Дальнейшее развитие получает и изготовление шлифованных каменных топоров, тесел и молотов с отверстиями.

Поистине редких высот достигло керамическое производство. Обжиг глиняной посуды проводился с поразительным мастерством. В этот период особенно расцветает роспись сосудов черной, красной, реже белой красками. Роспись в сочетании с гравировкой и налепами создавала изысканный орнамент, который наряду с эстетической выполнял и культово-магические функции. По мнению исследователей, изображения на керамике чаще всего символизировали женское начало и связанный с ним культ плодородия.

Значительно улучшило качество керамики изобретение специальных двухъярусных гончарных печей, или горнов. Их появление на поселениях свидетельствует о том, что в трипольских племенах были профессиональные мастера, которые занимались исключительно производством сосудов и других керамических изделий. Таким образом, изготовление керамики становится общинным ремеслом. Наряду с керамикой общинным ремеслом, вероятно, становится и производство изделий из меди, требовавшее специальных знаний и навыков. Несмотря на то что медные изделия зачастую поступали сюда в готовом виде, на ряде трипольских поселений были обнаружены крупные куски медного шлака, обломки тиглей и каменных молотов для дробления руды. Эти находки позволяют считать, что в хозяйственной деятельности местного населения весомая роль отводилась и обработке металла. Из меди изготовлялись различной формы топоры, рыболовные крючки, шилья и разнообразные украшения.

Особых успехов трипольские племена достигли в домостроительстве. На поселениях часто встречаются крупные двухэтажные жилища с рядом отгороженных внутренних помещений. Каркас жилища возводился из дерева, которое снаружи и изнутри обмазывалось глиной. В процессе раскопок удалось установить, что на первом этаже проживали большие семейные общины, состоящие из нескольких парных семей. Для каждой из них предназначалось отдельное, отгороженное от других помещение с печью и очагом. Второй этаж использовался для хранения запасов и для других хозяйственных нужд. Двухэтажность трипольских домов подтверждается и находками моделей глиняных жилищ, которые имели входные проемы в торцевой части стен, круглые отверстия вместо окон и двускатные соломенные или камышовые крыши.

Развитие производства создавало условия для накопления избыточного продукта и расширения обменных отношений с ближайшими соседями. Местные племена вели активный обмен с населением Волыни, откуда в массовом порядке поступали готовые орудия и их заготовки из высококачественного кремня. Одновременно отмечены тесные контакты с населением Балканского полуострова и Карпатского бассейна, оказавшие значительное влияние на культурное развитие Поднестровья.

Подъем хозяйства и культуры сопровождался увеличением численности населения. Исчезают небольшие поселки площадью до 3 гектаров. На смену им приходят крупные поселения площадью до 30 гектаров с десятками и сотнями жилищ и хозяйственных сооружений. Несколько общинных поселков составляли отдельные региональные образования, связанные не только культурно-родственными отношениями, но и общими военно-оборонительными задачами. Крупные трипольские поселения нередко состояли из укреплений на возвышенности и неукрепленной низменной части. На некоторых из них были обнаружены оборонительные сооружения: валы и рвы, которые надежно защищали проживавшее здесь население.

Проведенные аэрофотосъемка и геомагнитные исследования показали, что наиболее крупные трипольские поселки служили своеобразными племенными центрами и, возможно, являлись прообразом будущих городов (так называемые протогорода). Анализируя общее количество жилищ на различных поселениях, удалось подсчитать, что там проживало от нескольких сотен до нескольких тысяч людей одновременно. Таким образом, в эпоху расцвета трипольской культуры в Приднестровье отмечена значительная плотность населения: на 1 кв. км приходилось в среднем около 13 человек.

В северной части Днестровско-Прутского междуречья образуется, пожалуй, наиболее густонаселенная область из всего ареала распространения трипольских племен. Этот регион стал одним из основных центров данной культуры. Здесь выделяют три района наибольшей концентрации древних поселений, причем один из них включает и территорию северной части Приднестровья.

Поздний период. Трииольское общество на завершающем этапе. К концу IV и в первой половине III тыс. до н. э. трипольская культура достигла наивысшего расцвета, после чего стали появляться первые признаки кризиса. Основная его причина - ухудшение природных условий, связанное с расширением степного ландшафта и сокращением лесной растительности. Мотыжное земледелие на малоплодородных лёссовых почвах, охота и рыболовство уже не могли обеспечить прежний уровень жизни постоянно увеличивающегося населения. Засушливый климат резко сократил и кормовую базу скотоводства.

В создавшихся условиях продолжало возрастать значение земледелия, которое развивалось за счет освоения новых площадей. Техника обработки земли и уборки урожая осталась на прежнем уровне, так как примитивные роговые рала на воловьей упряжке были непригодны для поднятия целины и применялись в основном для рыхления грунта перед посевом. Лёссовидные почвы через несколько лет интенсивного использования быстро истощались и восстанавливались лишь спустя десятилетия. Уменьшение плодородия почв вынуждало обитателей трипольских поселений каждые 40-50 лет покидать их и создавать новые на других землях.

В животноводческом хозяйстве крупный рогатый скот по-прежнему оставался основным источником мясной пищи и шкур, несмотря на появление в трипольских поселках кур и лошадей. Лошадь, вероятнее всего, была заимствована у соседних скотоводческих племен, и ее использовали не только для перевозки грузов, но и для верховой езды. Как и прежде, скот содержался преимущественно на подножном корму, что приводило к периодическому сокращению стада накануне зимы.

Примитивная агротехника и относительно низкая культура животноводства не могли обеспечить нормальное существование. Поэтому приблизительно к середине III тыс. до н. э. происходит определенная трансформация трипольских общностей. Складывается ряд новых этнокультурных образований, хронологически занимавших промежуточное положение на этапе перехода от энеолита к эпохе ранней бронзы. На территории Приднестровья в этот период сформировались две родственные локальные группы позднетрипольского населения.

Племена усатовской локальной группы. К середине III тыс. до н. э. часть населения Среднего Поднестровья вынуждена была покинуть свои земли и переселиться в степные районы Северо-Западного Причерноморья и Румынии. Непривычные для трипольских племен природные условия степного юга оказались малопригодными для земледелия, но весьма способствовали развитию скотоводства, поэтому оно стало ведущей отраслью хозяйства для усатовской группы населения. Эта группа получила свое название по первому открытому и исследованному памятнику этого типа у с. Усатово под Одессой.

Для своих поселений эти племена часто выбирали естественно защищенные участки, нередко их дополнительно укрепляли валами и рвами. Наряду с небольшими укрепленными стоянками строились и достаточно крупные поселения с разнообразными каменными хозяйственными и культовыми сооружениями, которые, вероятнее всего, являлись межплеменными культурными центрами. Основным из них было поселение у с. Усатово, рядом с которым располагалось несколько курганных и грунтовых могильников. Усатовские курганы имели достаточно сложные конструкции, состоящие из каменных куполов, закладов и кромлехов. Судя по погребальному инвентарю, в них хоронили в основном племенных вождей и родовых старейшин. Захоронения рядовых членов племени представляли собой грунтовые могильники. Как правило, это были небольшие ямы, перекрытые каменными плитами или закладами и содержащие бедный погребальный инвентарь.

Показательно, что к настоящему времени на территории Нижнего Поднестровья известны поселения и курганы лишь этой локальной группы. На левобережье Днестра усатовские курганы были обнаружены близ г. Тирасполя, а также у сел Буторы, Спея, Красногорка, Бычок Григориопольского района, Парканы, Терновка и Суклея Слобод-зейского района. Почти в каждом из них были найдены характерные керамические изделия, орудия труда, оружие из камня, кости и металла.

Наиболее яркая и богатая группа усатовских захоронений была исследована на правобережье Днестра у с. Пуркары района Штефан Водэ. Здесь, на равнинном плато коренного берега, находилось четыре кургана, содержавших 11 усатовских захоронений. Три из них были окружены массивной каменной обкладкой. В центре самого крупного кургана найдено одно из наиболее богатых погребений этого времени. Наряду со столовыми и кухонными сосудами в нем находилось шесть бронзовых изделий, серебряные височные кольца, роговая мотыга и множество украшений из полированных птичьих костей. Наличие серии бронзовых орудий и другого погребального инвентаря, а также внушительной курганной насыпи указывает на принадлежность данного комплекса представителю местной родоплеменной знати. В этом районе, непосредственно у Днестра, известно синхронное поселение, к которому, вероятно, и относились обнаруженные курганы.

Кроме того, полученные материалы позволяют предположить, что в этом регионе Нижнего Поднестровья усатовские племена постоянно пасли свой скот. Это подтверждается и находками в парных захоронениях костяков детей и молодых мужчин, которые могли быть пастухами. Характерным элементом погребального инвентаря усатовских племен являются своеобразные стилизованные фигурки женщин на кубических постаментах, а также большая группа кухонной керамики со значительной примесью толченой ракушки в тесте. Одновременно наблюдаются уменьшение (по сравнению с предшествующей эпохой) разнообразия керамических форм и постепенная деградация расписного орнамента.

Население усатовской группы разводило преимущественно коз и овец, однако в хозяйстве использовали и лошадей, и крупный рогатый скот. Скотоводство носило отгонный характер, но базировалось на укрепленных поселениях. Пашенное земледелие отошло на второй план и практиковалось в основном в долинах рек. Охота и рыболовство не занимали сколь-нибудь важного места в хозяйстве.

Играя роль форпоста трипольского мира на юге, усатовские племена первыми вступили в контакт со скотоводческим населением ямной культуры, а затем какое-то время сдерживали их натиск. Вероятно, на первом этапе их взаимоотношения носили довольно мирный характер, что нашло свое отражение в ряде степных импортов в позднетрипольских погребальных комплексах. Однако к концу III тыс. до н. э. усатовское население сходит с исторической арены, будучи вытесненным или ассимилированным пришлыми племенами.

Племена выхватинской локальной группы. Эти племена получили свое название по первому исследованному памятнику у с. Выхватинцы Рыбницкого района. Они занимали территорию по обоим берегам Днестра, приблизительно от г. Сороки на севере до г. Дубоссары и устья р. Реут на юге. Выхватинские поселения и безкурганные могильники малочисленны и практически не изучены. На некоторых из них были выявлены остатки наземных жилищ-площадок, землянок и хозяйственных сооружений.

Наиболее ярким памятником данной культурной группы, безусловно, является выхватинский могильник, случайно открытый на территории одноименного села. Он находился на высоком мысу, образованном левым берегом Днестра и двумя оврагами, недалеко от синхронного поселения. За годы раскопок была исследована площадь в 900 кв. м, на которой в общей сложности находилось 74 захоронения. Многие из них были окружены каменными обкладками или имели каменные перекрытия.

Все погребенные этого могильника лежали в скорченном положении, преимущественно на левом боку, посыпанные белой глиной или красной охрой. Большинство захоронений содержало достаточно выразительный погребальный инвентарь. Обнаруженная здесь коллекция орудий труда и оружия немногочисленна и представлена в основном кремневыми, каменными, роговыми и костяными изделиями, а также одним металлическим предметом - шилом. В инвентаре явно преобладает керамика, которая делится на столовую, изготовленную из мелкоструктурной глины, и кухонную, вылепленную из массы с примесью мелкотолченых раковин. Своеобразие столовой посуде придает исключительно горизонтальное построение росписи, нанесенной темно-коричневой, иногда в сочетании с красной, охрой. Кухонная керамика украшена параллельными отпечатками оттисков шнура и характеризуется более низким качеством. Особенно выразительна антропоморфная пластика, представленная реалистичными женскими статуэтками и погремушкой прекрасной сохранности, которые находились в детских захоронениях.

По мнению археологов, могильник разделялся на два участка. Один из них предназначался для захоронения рядовых членов общины, другой - для членов обособившихся семей. Каждый из таких семейных некрополей содержал останки одного-двух мужчин, одной женщины и трех-пяти детей, Показательно, что именно мужские погребения выделяются как качеством, так и количеством погребального инвентаря. Таким образом, на этапе перехода от позднего энеолита к ранней бронзе основной ячейкой общества становится патриархальная семья. Судя по погребальному обряду, в этот же период происходит выделение родоплеменной верхушки - старейшин и вождей, обладавших богатствами и властью. О социальном расслоении общества наглядно свидетельствует погребальный инвентарь некоторых захоронений, а также появление на поселениях и могильниках жезлов, боевых и парадных топоров. Первобытнообщинный строй оказался у порога своего разложения.

Кроме выхватинского могильника, который и сегодня продолжает оставаться наиболее крупным и выразительным для данной группы позднетрипольского населения, известно всего два местонахождения аналогичных погребальных комплексов - у сел Голерканы и Оксентия Дубоссарского района, на правом берегу Днестра, которые практически полностью уничтожены водами Дубоссарского водохранилища. Однако нет со мнений в том, что более тщательные археологические разведки в Приднестровье приведут к открытию новых грунтовых могильников выхватинского типа.

В эпоху позднего триполья неуклонно возрастает роль мужчины в жизни семьи и общины, что обусловлено необходимостью быстрого освоения новых земель, требовавшего поднятия целины, вырубки и корчевки леса, специализацией металлообработки, гончарства и обработки кремня, строительством оборонительных укреплений и развитием скотоводства. В обстановке участившихся военных столкновений особое значение приобретает фигура мужчины-воина. Об этом говорят находки многочисленных боевых топоров и клевцов из оленьего рога, камня и металла. Роль женщины все больше ограничивается сферой домашнего хозяйства и сопутствующими ему занятиями. Но она по-прежнему остается хранительницей домашнего очага, связанного с культом богини-матери и плодородия.

На территории Приднестровья охарактеризованные выше общества развивались в течение трех-четырех столетий - с XXYI по XXII в. до н. э. Этому периоду присущи крупные хозяйственные и социальные изменения, бурные межплеменные отношения. Изучение трипольской культуры показало, что она являлась одним из основных центров развитого производящего хозяйства в Европе и отличалась высоким уровнем развития материальной и духовной жизни местного населения.

Древнейшие скотоводческие племена эпохи энеолита. Длительное время считалось, что первыми скотоводческими племенами, проникшими в Северо-Западное Причерноморье, были носители ямной культуры. Однако масштабные раскопки курганов, проведенные за последние 20 лет, опровергли эту точку зрения. Оказалось, что наиболее ранними являются древнейшие погребальные комплексы, предшествующие захоронениям не только ямной, но и усатовской культуры.

Общее количество древнейших подкурганных захоронений невелико и насчитывает в Приднестровье несколько десятков погребальных комплексов. Наиболее ранние из них характеризуются скорченным положением костяка на спине и восточной ориентировкой. По мнению исследователей, указанные памятники первоначально были бескурганными и связаны с небольшими коллективами скотоводов и ремесленников, проникших в данный регион с востока.

Определенным эталоном при характеристике этой группы захоронений является основной погребальный комплекс в кургане у с. Суворово Одесской области. Здесь в парном погребении среди богатого инвентаря, представленного орудиями труда и украшениями из меди, кремня и раковин унио, был обнаружен каменный скипетр, реалистически изображающий голову лошади с надетой уздой. О глубокой древности комплекса свидетельствуют находки скипетров, обнаруженных в слоях различных древнеземледельческих обществ. Анализ подобных стилизованных зооморфных изображений из камня - так называемых скипетров - позволил отнести их к сравнительно узкому хронологическому периоду - середине IV тыс. до н. э. Данный вывод подтверждает и найденный фрагмент схематршеского скипетра на трипольском поселении Верхние Жоры (I) на Днестре.

С определенной долей вероятности группу древнейших скотоводческих захоронений можно отнести к выделяемой на Украине Новоданиловской группе памятников, которая датируется серединой - началом второй половины IV тыс. до н. э. О том, что указанные племена обитали в низовьях Днестра, свидетельствует открытие приднестровскими археологами первого аналогичного комплекса в кургане у пос. Слободзея. Здесь в разрушенном еще в древности центральном погребении были обнаружены орудия труда из меди и камня, а также украшения из кости, характерные в основном для Новоданиловских памятников. Единичные находки подобных захоронений косвенно свидетельствуют о том, что проникновение сюда первых скотоводов было крайне немногочисленным и носило, скорее всего, эпизодический характер.

Второй группе энеолитических памятников присуще скорченное положение на левом или на правом боку. С захоронениями именно этого типа на данной территории возникла традиция возведения курганных насыпей. Идея строительства курганов была обусловлена, очевидно, подвижным образом жизни первых скотоводческих племен: курганная насыпь хорошо видна на равнинных просторах восточноевропейских степей. Своеобразие указанных памятников позволило выделить их в культурную группу Хаджидер, характерную в основном для территории Днестровско-Пруто-Дунайского междуречья.

Среди основных комплексов этой группы преобладает восточная ориентировка. Обнаруженный погребальный инвентарь весьма выразителен и состоит из редких сосудов различных форм, орудий труда, оружия из кремня и рога, мотивных изделий, а также характерных для энеолита украшений - ожерелий из зубов животных и костяных бус. Наиболее яркую серию данной группы дали исследования уникального культового комплекса в кургане 9 у с. Красное Григориопольского района. Здесь под древнейшей курганной насыпью были обнаружены девять энеолитических захоронений и связанный с ними монументально-ритуальный комплекс. Вероятно, в древности этот курган являлся своеобразным храмом-святилищем для местного скотоводческого населения. Он состоял из деревянных и каменных конструкций и включал примитивные зооморфные и антропоморфные каменные плиты и изображения, среди которых доминировали головы быка и примитивные изображения человеческой фигуры. Показательно, что в одном из захоронений был найден выразительный костяной скипетр со вставленной в рабочую часть медной пластиной и инкрустацией из шести медных стержней. Он не имел следов сработанности и, скорее всего, принадлежал вождю племени или же жрецу данного храма.

Скотоводческие энеолитические племена разводили преимущественно мелкий рогатый скот - коз, овец - и лошадей. Немаловажное место в составе стада занимал и крупный рогатый скот. Изображение узды на скипетре, обнаруженном в кургане у с. Суворово, позволяет утверждать, что в этот период уже была освоена верховая езда, которая способствовала мобильности степного населения. Исключительно интересными представляются данные трассологического анализа кремневых изделий из двух погребений в кургане у с. Красное. В одном из них находились орудия для обработки дерева, в другом - для обработки кожи, что позволяет говорить о зачатках ремесленной специализации уже в энеолитическую эпоху.

О высоком развитии идеологических представлений, связанных с культом быка и солнца, свидетельствует не только храмовый комплекс у с. Красное, но и открытие остатков аналогичного святилища с антропоморфными стелами у с. Оланешты района Штефан Водэ на правобережье Днестра. Обнаруженные на этих памятниках древнейшие монументальные изображения говорят об их культурной принадлежности к традициям энеолитическои эпохи, хотя в последующее время они широко использовались для перекрытия более поздних, в основном ямных, захоронений.

Историческое развитие энеолита завершается проникновением на эти земли очередной волны инокультурных скотоводческих племен так называемой постмариупольской группы. Большинство указанных памятников также связано с курганным строительством и характеризуется крайней бедностью погребального инвентаря. Основными особенностями отмеченных комплексов являются вытянутое положение погребенных на спине и отсутствие керамики. Их связь с восточными регионами северо-причерноморских степей подтверждается аналогичными захоронениями Орельско-Самарского междуречья. Относительная хронология древнейших подкурганных памятников Приднестровья дает возможность отнести постмариупольскую группу ко второй четверти III тыс. до н. э.

Различный погребальный обряд и инвентарь энеолитических захоронений позволяет сделать вывод о полиэтничности первых скотоводческих племен региона, представленных, как минимум, тремя отмеченными культурно-хронологическими группами. Проникновение на левобережье Днестра первых племен ямной культуры ознаменовало наступление здесь новой исторической эпохи - бронзового века.

Первый период эпохи металла называют энеолитом. Термин переводится как меднокаменный век. Этим хотели подчеркнуть, что в энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные. Даже в развитом бронзовом веке продолжают производить многочисленные орудия из камня. Из него делали ножи, стрелы, скребки для обработки шкур, вкладыши серпов, топоры и многие другие орудия. Время преобладания металлических инструментов было еще впереди.

— возникновение древнейшей металлургии.

— Различают четыре этапа развития металлургии:

1) медь — разновидность камня и обрабатывали ее как камень - техникой двусторонней оббивки. Это было начало холодной ковки. Сравнительно скоро узнали преимущество ковки нагретого металла.

2) плавление самородной меди и отливка простых изделий в открытые формы.

3) выплавка меди из руд. Открытие выплавки датируют VI тысячелетием до н. э. Считают, что оно произошло в Передней Азии.

4) эпоха – бронзовый век в узком смысле слова. На этом этапе изобретают искусственные сплавы на медной основе, т. е. бронзы.

Установлено, что применять металл первыми начали, как правило, племена, основу хозяйства которых составляло земледелие или скотоводство, т. е. производящие отрасли . Это вполне согласуется с активным характером деятельности металлурга. Металлургия в известном смысле может рассматриваться как отрасль производящего хозяйства.

Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие колющие и режущие орудия - ножи, шилья. Топоры и другие орудия ударного действия не делали еще и потому, что не знали упрочняющего действия наклепа (проковки).

— Открытие металла способствовало развитию обмена между удаленными странами: ведь производить медь могли только там, где имелись медные руды. Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества — изобретается колесо.

— в эту эпоху, открывающую бронзовый век, широко распространяется земледелие, которое у ряда племен становится основной формой хозяйства. Оно господствует на огромной территории от Египта до Китая. Это земледелие в основном мотыжное, но уже тогда начинает развиваться и подсечное земледелие невозможное без металлического топора. Главное содержание прогресса в энеолите - изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг , а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования.

Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 2968 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Поиск Лекций

Раннее царство.

Сколько времени длился ранний период в истории Египта (Раннее царство) - неизвестно; во всяком случае около 3000 г. до н. э. государство в долине Нила уже существовало.

За недостаточностью данных точное летоисчисление для древнейшей египетской истории невозможно. Время приходится обозначать не столько по столетиям, сколько условно - по династиям. Древние списки фараонов делились на династии, и жрец Манефон, написавший около 300 г. до н. э. по-гречески своё сочинение об истории Египта, насчитывал до 30 династий фараонов. История древнеегипетского государства делится на несколько периодов-Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. К Раннему царству относятся I и II династии по списку Манефона. Сюда же надо отнести и полузабытых древнеегипетской традицией прямых предшественников I династии, так как во времена их правления классовое общество и государство в Египте, невидимому, уже сложились. Царей этого времени называют обычно по отношению к манефоновским спискам династий додинастическими царями.

Каменные и медные орудия труда. Ремёсла.

Для оценки уровня развития раннеегипетского общества необходимо в первую очередь ответить на вопрос о тогдашнем состоянии металлургии. Добыча руды и изготовление орудий из металла были важнейшим условием для достижения производством того уровня, при котором становилось возможным сосредоточение важнейших средств производства в руках меньшинства и порабощение большинства меньшинством.

Уже сравнительно давно при раскопках погребений времён I династии было обнаружено немало медных орудий (из естественной меди, без искусственного приплава), особенно резцов и иголок, а также топоров, тёсел, шильев, щипцов, значительное количество медных гвоздей и проволоки, затем медные обшивки, украшения и посуда.

Однако по-настоящему оценить развитие обработки меди при I династии стало возможным сравнительно недавно, когда в одной из богатых гробниц был обнаружен целый клад медных изделий. При этом примечательно не только число найденных орудий (более 600), но и количество их видов (пилы, ножи, резцы, тёсла, мотыги, шилья, иглы и т. д.). Эти предметы клались в гробницы в связи с верованием древних египтян в загробную жизнь, подобную земной. В гробницу были положены и медные пластины, вероятно, на тот случай, если бы мертвецу на том свете пришлось изготовлять какое-либо орудие.

Всё говорит о большом и давнем навыке в изготовлении и употреблении орудий из меди уже в период Раннего царства. Почти все эти орудия в том же виде встречаются и в последующий период египетской истории, обычно называемый периодом Древнего царства.

Однако камень как материал для производства орудий продолжал ещё применяться весьма широко. Это доказывают многочисленные кремнёвые орудия (ножи и ножички, разнообразные скребки, наконечники стрел и т. п.), найденные в погребениях не только подданных, но и царей как I, так и II династий. Городище, соседнее с царским кладбищем, в пластах, современных Раннему царству, оказалось усеянным кремнёвыми орудиями: ножами, скребками, частями мотыг и т. п. Описанному выше кладу медных орудий начала I династии можно противопоставить клад кремнёвых орудий, тоже сравнительно недавно найденный в гробнице сановника середины той же династии. Здесь было найдено более 300 разнообразных орудий, в том числе (целиком и в остатках) много деревянных серпов с кремнёвыми лезвиями.

Но как бы ещё ни были употребительны каменные орудия, основным материалом для орудий в представлении современников II династии была уже медь. Египет при первых династиях жил в медном веке, хотя и полном ещё пережитками каменного.

Во времена Раннего царства значительного совершенства достигло строительство из кирпича-сырца; кирпичный свод египтяне умели возводить уже при I династии. Наряду с кирпичом в Раннем царстве широко пользовались и деревом. Страна тогда была, невидимому, гораздо богаче деревом, чем позже. На изображении, относящемся ко времени около I династии, показаны целые ряды густых деревьев в Западном нагорье. Подземные склепы царей I династии, обшитые внутри деревом и перекрытые очень толстыми брёвнами, говорят о большом мастерстве в обработке дерева. То же показывают и остатки домашней обстановки.

Камень в раннеегипетском зодчестве применялся в ограниченном объёме. Тем не менее он не был особой редкостью даже в гробницах частных лиц I династии.

Характеристика энеолита

От конца II династии сохранился большой склеп с каменным полом и такими же стенами, а также каменный косяк дверей храма. Уже при I династии на отдельных плитах ясно видны следы обработки их медными орудиями.

Во времена Раннего царства в большом количестве производилась посуда из глины с последующим обжигом. В ходу была также посуда из особого состава - так называемого египетского фаянса. Употреблялась и медная посуда. Тем не менее при I и II династиях, более чем когда-либо прежде, распространена была посуда из камня, особенно из более мягкого (преимущественно алебастра), легко поддающегося обработке орудиями из меди.

Уже в те времена умели изготовлять писчий материал - папирус. От середины I династии до нас дошёл целый свиток волокнистой «бумаги», приготовленной из сердцевины высокого болотного растения вроде осоки - папируса. В папирусную «бумагу» были завёрнуты кремнёвые орудия.

©2015-2018 poisk-ru.ru

Поиск Лекций

Неолит - последний период каменного века. Начало его в Евразии относится к VI тысячелетию до н. э. и связано с появлением керамики.
Расселение населения происходило еще интенсивнее, чем в мезолите. На юге осваиваются производящие формы хоз-ва, на севере – остаются потребляющие. Поселения располагались по берегам рек, но также и вблизи запасов камня (кремень). Развивается обмен расширяются межплеменные связи. Использование пород яшмы и нефрита – одно из отличий неолита от других периодов. Появляются новые техники обработки камня: шлифование, пиление и заточка камня (также одно из отличий неолита). Широкое использование костяных орудий. В южных областях получает развитие микролитическая техника, в северных – наконечники копий, кинжалы, снабженные кремневым вкладышем. Каменный топор был особенно важен для северных лесных районов. Делали плоты, лодки, сани, лыжи. Керамику считают основным признаком неолита (возникла во многих местах одновременно). Основной способ изготовления – ленточный или жгутовый. Горшки чаще всего были полуяйцевидными. Сосуды орнаментированы штампом, наколами или узором. Характерны случайные находки из металла, но металл – это редкость. Высокий уровень рыболовецкого хозяйства.

15. Неолит Сибири
В неолитическое время природа Сибири полностью приобрела современный облик. Вдоль берегов Ледовитого океана расстилались тундры. Основным занятием населения остается охота, рыболовство и собирательство. Население самых отдаленных сибирских регионов осваивает новые приемы обработки камня: шлифовку и сверление.

16. Переход к производящему хозяйству по археологическим данным(культуры джейтунская, джебел, кельтеминарская)
Переход от присваивающего хозяйства к производящему был длительным процессом- он начался в мезолите, а завершился в Евразии в палеометаллическую эпоху, протекал на разных территориях не одновременно и по-разному. При рассмотрении процесса возникновения и развития производящих форм хозяйства необходимо учитывать несколько факторов:
1) демографические изменения, увеличение количества людей как вида. Началось это в верхнем палеолите с распространения Гомо сапиенс.
2)старые способы добывания пищи уже не могли обеспечить коллективам людей достаточное ее количество. Это коснулось в первую очередь племен безлесых территорий, более бедных биомассой, которую представляла природа.
3) накопление человечеством рационального опыта, эмпирических представлений о питательной ценности растений и мясной пищи, об определенных качествах тех или иных представителей флоры и фауны.

Джейтунская культура - неолитическая археологическая культура (VI-V тыс. до н. э.), расположенная на территории южной Туркмении и северо-восточного Ирана. Генетически связана с ближневосточными раннеземледельческими культурами: Джармо, Чатал-Хююк. Названа в честь места Джейтун в 30 км к северо-западу от Ашхабада. Древние земледельцы Джейтунской культуры Южного Туркменистана в расовом отношении тяготели к населению Передней Азии. Характеризуется оседлыми поселениями со святилищами (Песседжик-депе). Часты находки каменных топоров, серпов с кремнёвыми вкладышами. Встречается также глиняная посуда, глиняные статуэтки зверей и женщин. Основное занятие представителей данной культуры: земледелие и скотоводство.
Кельтеминарская культура - неолитическая культура оседлых европеоидных рыболовов, обитавших в южном Приаралье в VI-III тыс. до нашей эры. Ряд исследователей считает эту культуру родственной культуре ямочно-гребенчатой керамики и относят к кругу финно-угорских народов. Сменилась тазабагьябской культурой. Существование данной культуры нередко используют как аргумент против существования индоиранской прародины в Средней Азии. Обнаружена экспедицией 1939 года (С. П. Толстов). Кельтеминарцы украшали себя бусами из раковин. Изготовляли каменные топоры трапециевидной формы и миниатюрные кремнёвые наконечники стрел. Глиняные сосуды для варки пищи они делали без помощи гончарного круга. Хозяйство - оседлое рыболовство и охота.

17. Энеолит (общая характеристика). Трипольская культура.
Первую эпоху металла называют энеолитом. В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные. Месторождения меди открывали по внешним признакам (зеленые пятна окислов). При добыче руды использовали каменные молоты. Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии. Зачатки земледелия и скотоводства получили дальнейшее развитие, благодаря расширению культивируемых злаков. На смену роговой мотыге приходит пахотное орудие, требующее использование тягловых животных. В разных областях почти одновременно появляется колесо. Тем самым получает развитие скотоводство, происходит обособление скотоводческих племен.

Энеолит – начало господства патриархально-родовых отношений, главенство мужчин в скотоводческих коллективах. Взамен могилам появляются насыпи курганов. Изучение керамики показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства (ремесло). Обмен сырьем – кремнем. Трипольская (кон.5 – третья четверть 3 тыс. до н.э.) – большой очаг производящего хоз-ва в Молдавии и Правобережной Украине, включая часть Румынии. По селу Триполье близ Киева. Была земледельческой, оно требовало корчевки корней, пней, что поднимало роль мужского труда. Патриархальный строй племен.
Ранний период (кон.5 – сер.4 тыс.). Долины рек Молдавии, запад Украины, Румынское Прикарпатье. Стоянки ограждены рвом. Дома из глины небольш. размеров. В центре дома – жертвенник. Места меняли каждые 50-70 лет (падение плодородности). Земледелие сложилось еще давно. Землю обрабатывали мотыгами, проводили борозды примитивным ралом. Возделывали пшеницу, ячмень, просо, бобовые. Урожай убирали серпами, зерно размалывали зернотерками. Скотоводство и охота. Горячая ковка и сварка меди, но плавки еще не было. Клад у села Карбуна (444 медных предмета). Керамика с углубленным змеевидным орнаментом. Земледельческий культ богини-матери.

Средний период (вторая половина 4 тыс.). Ареал достигает Поднепровья. Растут многокомнатные дома. Появляются 2 и 3 этажа. Дом занимала большесемейная община. Поселки теперь насчитывают до 200 и более домов. Располагаются высоко над рекой, укреплены валом и рвом. К растениям прибавился виноград. Скотоводство было пастушеским. Появляется расписная посуда, спиралевидный орнамент. Появилось лить меди. Импорт металла с Кавказа. Преобладают каменные орудия.

Поздний период (нач.-третья четверть 3 тыс.). Самая большая территория. Мастерские кремневых изделий. Литье металла в двусторонние формы. Два типа керамики – грубая и лощеная. Сюжетная роспись. Растет число овец, уменьшается число свиней. Растет роль охоты.

Общая характеристика энеолита

Орудия по-прежнему изготовлялись из камня, кости и рога. Развивается патриархальный род.

18. Афанасьевская культура.
Афанасьевская культура - южносибирская археологическая культура бронзового века (III-II тысячелетия до н. э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (в Боградском районе Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры. Афанасьевская культура - первый этап эпохи палеометалла в степях Южной Сибири. В основном представлена древними могильниками, поселения встречаются значительно реже.
Медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Афанасьевские мастера ещё не знали литья, медные предметы обрабатывались ковкой. Керамика афанасьевской культуры разнообразна по размерам и форме. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с сетевым рыболовством и охотой, получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Находки костей домашних животных в могилах и культурном слое поселений свидетельствуют, что афанасьевцы разводили коров, лошадей, овец. Комплексное хозяйство позволило им жить оседло, в постоянных жилищах. Орудия были каменными. Посуду делали из глины и дерева.

19. Окуневская культура
Окуневская культура - южносибирская археологическая культура скотоводов бронзового века (II тыс. до н. э.). Развилась под сильным влиянием афанасьевской культуры. Названа по местности Окунев улус на юге Хакасии, где в 1928 С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры. Окуневцам были известны двух- и четырехколесные повозки. Значительное место занимала охота на диких животных и рыболовство. Окуневцы обладали более развитой металлургией. Они знали не только медь, но и бронзу. Наряду с ковкой применялось и литьё, что указывает на довольно высокий уровень металлообработки. Основой хозяйственной деятельности было скотоводство, хотя рыболовство и охота не потеряли своего значения. В стаде преобладали овцы и крупный рогатый скот.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Энеолит

Период 4-3 тысячи лет до нашей эры, когда люди узнали, что такое медь, и научились ее обрабатывать, называется медно-каменным периодом- энеолитом . Люди того периода внешне уже ничем не отличались от современных людей, они знали, что такое огонь, использовали самостоятельно изготовленные орудия труда, строили жилища, которые были аналогами домов, и жили в них.

Неолитические культуры, которые были обнаружены на территории современного Китая сильно отличаются на севере и на юге страны. Результаты раскопок показывают, что на Севере Китая и в Монголии люди, жившие в эпоху энеолита, преимущественно занимались собирательством и лишь отчасти земледелием. Основу хозяйственной деятельности здесь составляли охота, скотоводство и рыболовство. Из домашних животных люди разводили свиней и собак.

20. Общая характеристика энеолита.

Общины постоянно кочевали, т.е. переезжали с места на место. Земледелие здесь стало развиваться только во 2-1 тысячелетиях до н.э.

На юге современного Китая жили люди, которые раньше освоили земледелие, видимо, вследствие благоприятного для этого климата и природных условий. В Тибете население выращивало рис.

Следы древних людей эпохи энеолита были найдены в Египте и в Ливии. Здесь люди выращивали ячмень и некоторые экзотические культуры: эннер и сорго. Сначала они занимались рыболовством и охотой. Землю они тали обрабатывать позже. В качестве домашнего скота люди разводили коров, коз и овец. В качестве орудий труда люди использовали топоры тесла, которые делали из камня.

Приблизительные хронологические рамки энеолита: _ тыс. лет до н.э. (*ответ*)

Приблизительные хронологические рамки энеолита: _ тыс. лет до н.э.
(*ответ*) 3 тыс. — 2
7 тыс. — 4
3 млн. — 12
12 тыс. — 7
Романский стиль был наиболее распространен в период _ вв.
(*ответ*) X-XII
XVII — начало XIX
конец XVI — начало XVIII
второй половине XII-XV
Совершение таинства (посвятительный обряд общества), связанное с переводом в возрастной класс взрослых, — это
(*ответ*) инициация
эндогамия
экзогамия
экзекуция
Согласно традиционной периодизации, архаический период в истории культуры Древней Греции охватывает приблизительно _ до н.э.
(*ответ*) VII-VI вв.
III-II тыс.
IV-I вв.
V-IV вв.
Согласно традиционной периодизации, Высокое Средневековье в истории западноевропейской культуры охватывает приблизительно
(*ответ*) X-XIV вв.
I в. до н. э. — IV в. н.э.
XIV-XV вв.
V-X вв.
Согласно традиционной периодизации, гомеровский период в истории культуры Древней Греции охватывает приблизительно _ до н.э.
(*ответ*) IX-VIII вв.
IV-I вв.
V-IV вв.
VII-VI вв.
Согласно традиционной периодизации, имперский период в истории культуры Древнего Рима охватывает приблизительно
(*ответ*) I в. до н.

15. Общая характеристика энеолита.

э. — V в. н.э.
I тыс. — V в. до н.э
VIII-VII вв. до н.э.
VI-III вв. до н.э.
Согласно традиционной периодизации, классический период в истории культуры Древней Греции охватывает приблизительно _ вв. до н.э.
(*ответ*) V-IV
IX-VIII
IV-I
VII-VI
Согласно традиционной периодизации, Классическое Средневековье в истории западноевропейской культуры охватывает приблизительно
(*ответ*) X-XIV вв.
I в. до н. э. — IV в. н.э.
XIV-XV вв.
V-X вв.
Согласно традиционной периодизации, крито-микенский период в истории культуры Древней Греции охватывает приблизительно _ до н.э.
(*ответ*) III-II тыс.
V-IV вв.
VII-VI вв.
IX-VIII вв.
Согласно традиционной периодизации, Позднее Средневековье в истории западноевропейской культуры охватывает приблизительно
(*ответ*) XIV-XV вв.
I в. до н. э. — IV в. н.э.
X-XIV вв.
V-X вв.

Характеристика энеолита

В конце 4-го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества кризисная эпоха — эпоха энеолита (медно — каменный век). Энеолит характеризуется следующими параметрами:

1. Энеолит — это переход от каменного к бронзовому веку
2. Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом — бронза)
3. Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии — переход к орошаемому земледелию, к новым материалам
4. Кризис социальной жизни: разрушение уравнительной системы, складываются ранние земледельческие общества, из которых впоследствии и выросли цивилизации.

Медный век приблизительно охватывает период 4-3 тысячелетия до н.э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка). Сплавлять медь с другими металлами для получения бронзы тогда не умели. В некоторых культурах самородки после ковки прогревали, что приводило к уничтожению межкристаллических связей, делающих металл хрупким. Низкое распространение меди в энеолите связано, в первую очередь, с недостаточным количеством самородков, а не с мягкостью металла - в регионах, где меди было много, она быстро стала вытеснять камень. Несмотря на свою мягкость медь имела важное преимущество - медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново.

Древнейшие в мире металлические вещи найдены при раскопках в Анатолии. Жители неолитического селения Чайоню одними из первых начали эксперименты с самородной медью, а в Чатал-Гуюке ок. 6000 г. до н.э. научились выплавлять медь из руды и начали применять ее для изготовления украшений.

В Двуречье металл узнали в VI тысячелетии (самаррская культура), тогда же украшения из самородной меди появились в долине Инда (Мергарх).

В Египте и на Балканском полуострове их делали в V тысячелетии (Рудна Глава).

К началу IV тысячелетия до н.э. медные изделия вошли в обиход самарской, хвалынской, среднестоговской и других культур Восточной Европы.

С IV тысячелетия до н.э. медные и бронзовые орудия труда начали вытеснять каменные.

На Дальнем Востоке изделия из меди появились в V - IV тысячелетиях до н.э. (культура Хонгшань).

Первые находки медных предметов в Южной Америке относятся к II - I тысячелетиям до н.э.(культура Илама, Чавин). В дальнейшем народы Анд достигли большого мастерства в металлургии меди, особенно культура мочика. Впоследствии эта культура стала выплавлять мышьяковистую, а культуры тиуанако и уари - оловянистую бронзу.

Государство инков Тауантинсуйу уже может считаться цивилизацией развитого бронзового века.

Первую эпоху металла называют энеолитом (греч. энус – «медь», литос – «камень»). В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные.

Две теории о распространении меди:

1) возникла в региона от Анатолии до Хузистана (8-7 тыс. до н.э.) и распространилась на соседние территории;

2) возникла сразу в нескольких очагах.

Четыре стадии развития цветной металлургии:

1) самородная медь как разновидность камня;

2) плавление самородной меди и отливка форм;

3) выплавка меди из руд, т.е. металлургия;

4) сплавы на медной основе – например, бронза. Месторождения меди открывали по внешним признакам (зеленые пятна окислов). При добычи руды использовали каменные молоты. Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии (третий этап). Зачатки земледелия и скотоводства получили дальнейшее развитие, благодаря расширению культивируемых злаков. На смену роговой мотыге приходит пахотное орудие, требующее использование тягловых животных. В разных областях почти одновременно появляется колесо. Тем самым получает развитие скотоводство, происходит обособление скотоводческих племен. Энеолит – начало господства патриархально-родовых отношений, главенство мужчин в скотоводческих коллективах.

Неолит (общая характеристика)

Взамен могилам появляются насыпи курганов. Изучение керамики показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства (ремесло). Обмен сырьем – кремнем. Энеолит был временем появления классовых обществ в ряде регионов Средиземноморья. Земледельческий энеолит СССР имел три центра – Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.

Трипольская культура

Трипольская (конец 5 – третья четверть 3 тыс. до н.э.) – большой очаг производящего хоз-ва в Молдавии и Правобережной Украине, включая часть Румынии. По селу Триполье близ Киева. Была земледельческой, оно требовало корчевки корней, пней, что поднимало роль мужского труда. Патриархальный строй племен. Ранний период (кон.5 – сер.4 тыс.). Долины рек Молдавии, запад Украины, Румынское Прикарпатье. Стоянки ограждены рвом. Дома из глины небольших размеров. В центре дома – жертвенник. Места меняли каждые 50-70 лет (падение плодородности). Земледелие сложилось еще давно. Землю обрабатывали мотыгами, проводили борозды примитивным ралом. Возделывали пшеницу, ячмень, просо, бобовые. Урожай убирали серпами, зерно размалывали зернотерками. Скотоводство и охота. Горячая ковка и сварка меди, но плавки еще не было. Клад у села Карбуна (444 медных предмета). Керамика с углубленным змеевидным орнаментом. Земледельческий культ богини-матери. Средний период (вторая половина 4 тыс.). Ареал достигает Поднепровья. Растут многокомнатные дома. Появляются 2 и 3 этажа. Дом занимала большесемейная община. Поселки теперь насчитывают до 200 и более домов. Располагаются высоко над рекой, укреплены валом и рвом. К растениям прибавился виноград. Скотоводство было пастушеским. Появляется расписная посуда, спиралевидный орнамент. Появилось лить меди. Импорт металла с Кавказа. Преобладают каменные орудия. Поздний период (нач.-третья четверть 3 тыс.). Самая большая территория. Мастерские кремневых изделий. Литье металла в двусторонние формы. Два типа керамики – грубая и лощеная. Сюжетная роспись. Растет число овец, уменьшается число свиней. Растет роль охоты. Орудия по-прежнему изготовлялись из камня, кости и рога. Развивается патриархальный род.

Палеометаллическая эпоха - качественно новый период в истории. Она дала человечеству много принципиально нового в материальной и духовной культуре. Среди изобретений, ставших достоянием человечества, начало горнорудного дела и освоение способов получения металла, т. е. нового материала для изготовления орудий труда и бытовых предметов. Эта археологическая эпоха отмечена появлением колеса и колесного транспорта с использованием тягловой силы животных. Надо отметить, что в энеолите тягловым животным был бык. Орудия труда - это уже медные и бронзовые серпы, кельты, наконечники стрел и копий. Наконец, можно говорить и об отмеченных в археологии контактах и передвижениях, особенно вдоль степного пояса Евразии, преодолении определенной замкнутости историко-культурных археологических образований, характерных для неолита.

Монументальные каменные стелы в степях, наскальные изображения, орнаменты сосудов несут отпечаток нового мировоззрения древних скотоводов и земледельцев.

Из отдельных, часто разрозненных центров земледелия и скотоводства образовались крупные хозяйственные зоны, включавшие значительные территории в Европе и Азии. Исторически оформились две формы производящего хозяйства: старого, основанного на оседлом поливном и пойменном земледелии, и нового - перспективно развивающегося животноводства. Была преодолена территориальная ограниченность производящего хозяйства, основанного на ирригационном земледелии. Животноводческая направленность хозяйства давала более быстрое воспроизводство продуктов питания и получение прибавочного продукта при низких трудовых затратах. Простор в этом отношении открывали степи, предгорные и горно-долинные зоны, которые начали осваиваться в энеолите. Произошел колоссальный прорыв в производящем хозяйстве, качественный скачок в его развитии - завершилось первое крупное общественное разделение труда.

В эпоху палеометалла закладываются основы цивилизации: появляются крупные поселения, возникает протогородская культура.

Энеолит связан с освоением нового материала - металла. Медь была первым металлом, из которого стали делать сначала украшения, а позже орудия труда. Местами добычи меди были горные территории - Передняя Азия, Кавказ, Балканы, т. е. районы, богатые медью.

Известны два способа обработки меди - холодный и горячий. Трудно сказать, какой из них освоен первым. Орудия могли быть изготовлены холодным способом, т. е. способом ковки. В руки людей попадали куски самородной меди, и, применяя к ним традиционную обработку, человек открывал для себя особые свойства материала, его способность коваться. Наряду с этим познавались и другие свойства самородной меди или кусков медной руды - способность плавиться в костре и принимать любую форму.

В III тысячелетии до н. э. в предгорных районах, богатых полиметаллическими рудами, а во II тысячелетии почти повсеместно в Евразии распространяются изделия из бронзы. Освоив производство бронзы, люди приобрели более совершенный по своим качествам материал для изготовления орудий труда. Бронза - это сплав меди и олова. Однако ее часто получали и из других сплавов: менее качественную бронзу можно получить из сплава меди с мышьяком, сурьмой или даже серой. Бронза - сплав более твердый, чем медь. Твердость бронзы увеличивается в зависимости от количества олова: чем больше в сплаве олова, тем тверже бронза. Но когда количество олова в сплаве начинает превышать 30%, эти качества исчезают. Не менее важной является и другая особенность: бронза плавится при довольно низкой температуре - 700-900 °С, а медь - при 1084 °С.

С полезными свойствами бронзы, очевидно, познакомились случайно, выплавляя медь из кусков полиметаллических руд, в силу особенностей которых бронза получалась естественно. Позднее, познав причину качественных изменений металла, бронзу получали путем плавки, добавляя олово в нужных количествах. Однако и бронзовые орудия не смогли полностью вытеснить каменные. Это объясняется рядом причин, и прежде всего тем, что руды, из которых выплавляли бронзу, распространены далеко не везде. Поэтому значительного развития в эпоху бронзы достигли народы, проживающие в богатых рудами районах. Так сложились горно-металлургические области и отдельные центры добычи полиметаллических руд. Горно-металлургическая область - это достаточно обширная геолого-географическая территория с доступными для обработки рудными ресурсами. Внутри таких областей исторически выделяются отдельные центры. Раньше всего выделились Кавказ с его рудными месторождениями, Урал, а на востоке - территория Казахстана, Алтае-Са-янское нагорье, Средняя Азия (горная часть) и Забайкалье.

Древние выработки были небольшими и устраивались в тех местах, где рудные жилы выходили прямо на поверхность или залегали совсем неглубоко. Формы и размеры выработок, как правило, соответствовали форме рудной жилы. В древности разрабатывались в основном окисленные руды. Руду дробили каменными молотами. В тех случаях, когда встречались твердые участки, применялся метод поджога. Для этого участок рудной жилы сначала нагревали с помощью костра, а потом охлаждали водой, после чего выбирали растрескавшуюся породу. Выносили руду из шахт в кожаных мешках. В местах добычи руду подготавливали к плавке. Металл выплавлялся из руды, которую предварительно дробили массивными каменными молотками округлой формы на специальных плитах, а затем растирали в специальных каменных ступах.

Выплавка металла происходила в специальных ямах, а позднее в керамических горшках и примитивных печах. Яму загружали послойно древесным углем и рудой, затем разжигали костер. По окончании плавки металл выбирали из углубления, куда он стекал, застывая в виде лепешки. Выплавленный металл очищали проковкой. Для этого кусок металла разрубали на более мелкие части, складывали в специальный толстостенный глиняный или каменный ковш, так называемый тигль, и нагревали до жидкого состояния. Потом нагретый металл разливали в формы.

В палеметаллическую эпоху сложилась технология первобытного литья. Формы для литья делали из мягкого сланца, известняка, песчаника и глины, позже из металла. Они были различными по устройству, в зависимости от то го, что нужно было отлить. Простые ножи, серпы, некоторые украшения чаще всего отливали в открытых односторонних формах. Для этого на каменной плите вышлифовывали углубление по форме будущего предмета и заливали туда расплавленный металл. В такой форме отливали предметы по несколько раз, смазывая ее жиром. Более сложные и объемные предметы отливали в составных формах, изготовление которых было делом сложным. Их тоже делали по готовым предметам или моделям, вылепленным из воска или вырезанным из дерева. Составная форма собиралась из разъемных створок, внутри она была полая и точно передавала форму предмета, который собирались отливать. Створки формы плотно соединяли, а в отверстие заливали металл. Некоторые формы использовались неоднократно, другие служили только один раз, после чего их разбивали. Так поступали в том случае, если бронзовую вещь отливали способом вытеснения. Восковую модель предмета обмазывали глиной, которая, застывая, превращалась в форму. Внутрь через отверстие заливали расплавленный металл. Металл застывал, форму разбивали и получали готовый предмет. Полученные способом отливки предметы дополнительно обрабатывали: убирали наплывы металла, затачивали.

Весь процесс возникшего металлургического производства состоял из ряда последовательных операций - добыча руды и ее подготовка, выплавка металла, литейное производство, заливка металла в формы и получение заготовок изделий и обработка полученных изделий - и требовал знаний, навыков и профессиональной подготовки.

Из металла изготавливали основные предметы: ножи, серпы, наконечники копий, стрел и так называемые кельты. Кельт представляет собой полый клин с острым лезвием, достаточно тяжелый, с отверстием или проушинами по бокам, с помощью которых он крепился к ручке. Применение этого универсального орудия зависело от того, как его надевали на ручку,- он мог быть топором, им можно было рубить, он мог быть заступом, теслом или наконечником мотыги.

С началом эпохи металла тесно связано расширение культурных контактов между народами, удаленными друг от друга. В это время возникает обмен между племенами, владевшими бронзой, и остальным населением, между скотоводческими и земледельческими племенами.

Изобретение колеса было своего рода революцией в области техники, повлияло на материальное производство, представления человека, его духовную культуру. Колесо, круг, движение, окружность воспринимаемого мира, круг солнца и его движение - все это приобретало новый смысл и находило объяснение. В эволюции колеса в археологии выделяются два периода. Древнейшие колеса были сплошными, это круги без втулки и спиц или круги, соединенные из двух половинок. Они наглухо крепились на ось. Позже, в эпоху бронзы, появляются легкие колеса с втулкой и спицами.

Историю Евразии необходимо рассматривать в контексте тех процессов, которые являются предметом изучения истории Древнего мира. Энеолит и эпоха бронзы в контексте мировой истории - это время складывания древнейших, первичных цивилизаций Месопотамии и Ирана, харапской цивилизации Махенджо-Даро в Индии, расцвета Урука, раннединастического периода Шумера и додинастического периода, а потом Древнего и Среднего царств в Древнем Египте. В Юго-Восточной Европе это период Крито-Микенской Греции, Трои, дворцовых комплексов в Микенах и Клосе. На Востоке на территории Среднекитайской равнины на базе племен так называемой крашеной керамики культуры яньшао складываются раннегосударственные объединения Ся, Шан-Инь и Чжоу, известные как период «трех царств». На другом континенте, в Мезоамерике, в конце II тысячелетия до н. э. создается древнейшая в тех местах цивилизация ольмеков.

Эти цивилизационные процессы не были изолированными, особенно в Евразии. Цивилизационные процессы, отмеченные известными сейчас археологическими культурами, составляли характерное явление периода энеолита и бронзы конца IV-II тысячелетия до н. э.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры