Евгений Иванович Носов (Evgenij Ivanovich Nosov). Биография носова евгения ивановича Где родился носов евгений

Главная / Чувства

Евгений Носов — советский писатель с интересной биографией. В годы Великой Отечественной войны он служил наводчиком артиллерийского орудия, а после окончания войны полностью посвятил себя литературному творчеству, оставив после себя немало интересных произведений.

Интересные факты из жизни Евгения Носова

  1. Носов появился на свет в многодетной семье, главой которой был потомственный кузнец, работавший слесарем на заводе.
  2. В раннем детстве Носову часто приходилось охотиться, рыбачить и собирать травы, которые можно было продать, чтобы помочь отцу прокормить семью.
  3. Когда Евгению Носову было 16 лет, Курск, где он жил вместе с семьей, оккупировали немецкие войска. После восьми лет обучения в школе он ушел на фронт и стал наводчиком орудия.
  4. День Победы Носов встречал в госпитале, так как получил тяжелые ранения в боях под Кёнигсбергом за несколько месяцев до окончания войны – будущему писателю разворотило плечо и лопатку.
  5. Среднюю школу Носов окончил только после возвращения с фронта.
  6. Положение семьи Носова после войны было бедственным, поэтому он сразу после школьных экзаменов отправился в Казахстан вслед за своей возлюбленной и будущей женой Валентиной.
  7. В Казахстане Носов устроился оформителем в местную газету, но скоро в редакции заметили и его литературный талант. Став корреспондентом, он сделал первый шаг на пути к карьере писателя.
  8. С 1951 года писатель возглавлял разные отделы редакции курской газеты — писал о молодежи, комсомольцах и жизни в селе.
  9. В 80-х годах Носов входил в редколлегию «Роман-газеты».
  10. В зимние холода писатель развешивал по городу объявления с призывом спасти от голода птиц. Даже на своей могиле Носов распорядился вывести эту надпись: «Покормите птиц» (см. ).
  11. Через 3 года после кончины Носова, в сквере неподалеку от многоэтажки, где он жил, установили памятник литератору.
  12. Произведения Носова, за редким исключением, можно разделить на две категории: проза о войне или о деревенской жизни.
  13. Первый рассказ Носова, «Радуга», был опубликован, когда автору исполнилось 32 года.
  14. Чтобы получить литературное образование, в начале 1960-х годов Носов окончил в столице Высшие литературные курсы.
  15. Творения Носова с успехом публиковались в крупнейших советских журналах – «Наш мир», «Огонек» и «Современник».
  16. Произведения Носова легли в основу сценариев нескольких фильмов, а также одной киноленты-спектакля.
  17. За свои военные и творческие заслуги Евгений Носов был удостоен восьми орденов, двух медалей и более чем десятка престижных премий.
  18. С 1995 года и до своей смерти в 2002 году Носов получал особую пенсию, назначенную президентом РФ. На момент смерти литератору было 77 лет.
  19. Евгений Носов – почетный гражданин Курска.
  20. Носов всю жизнь прожил со своей любимой женой. У пары родилось двое детей – сын и дочь.
  21. Носов был секретарем и членом правления Союза писателей СССР.
  22. Друзья и родные Евгения Носова вспоминают, что он был превосходным рассказчиком, способным увлечь и рассмешить любого слушателя.


Е вгений Иванович Носов (1925-2002) - русский советский писатель. Родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курского района Курской области.

Село Толмачево, примостившись на берегу одной из проток Сейма, с колоколенкой и парком лип, и сегодня четко просматривается из Курска с невысокого берега Тускари. Там, в доме деда, в многодетной крестьянской семье Евгений Носов провел детские годы. Одно время его отец трудился в Артемовске на строительстве хлебозавода, но главным образом - слесарем на Курском механическом заводе. Будущий писатель хорошо помнит и тропу, которую еще ребенком с матерью торил в город и обратно. "Хлеба стояли вровень с моей головой, при каждом порыве ветра колосья щекотали мне шею и ухо", - пишет Евгений Носов в одном из рассказов.

В 1933 году Евгений поступил в среднюю школу города Курска и до войны успел окончить 8 классов. Как только немцы оккупировали город, с матерью и младшей сестрой он перебрался к бабушке в Толмачево.

В октябре 1943 года был призван в ряды Красной Армии. Полтора года находился на передовых позициях в артиллерийской батарее истребителей танков. Его боевой путь пролег через Брянск, Могилев, Бобруйск, Минск, Белосток, Варшаву. На этом пути рядовой Носов подбил немало вражеской военной техники, был награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу" и "За победу над Германией".

В феврале 1945 года в сражении под Кенигсбергом (Восточная Пруссия) Евгений Носов был тяжело ранен. День Победы встретил на госпитальной койке в городе Серпухове, и лишь в июне 1945 года демобилизовался по инвалидности.

Радость свидания с родными быстро пригасила голодная послевоенная жизнь. Отцу, тоже частично утратившему трудоспособность вследствие ранения на фронте, нелегко доставались средства на содержание семьи. Не зная, как облегчить участь домашних, Евгений Носов спешно, за один год, сдал экзамены за среднюю школу. Вскоре вслед за будущей женой Валей Ульяновой, окончившей техникум советской торговли и получившей направление на работу в Казахстан, махнул он в город Талды-Курган.

Там удача ему улыбнулась. Областной газете "Семиреченская правда" требовался художник-оформитель, и он, умея неплохо рисовать, определился на эту должность. Год спустя женился. Когда в нем обнаружились явные литературные задатки, редакция возложила на него другие обязанности. Вначале в качестве специального корреспондента разъезжал по городам и весям, потом ему доверили вести отдел промышленности, транспорта и торговли.

В 1951 году Евгений Носов вернулся в Курск и стал трудиться в редакции газеты "Молодая гвардия", где последовательно заведовал отделами рабочей молодежи, сельской молодежи и комсомольской жизни.

В 1957 году серьезно занялся литературным трудом. Чтобы выгадать время для творчества, вновь пошел на должность художника-оформителя. Выступал с небольшими рассказами в периодической печати. К началу 1958 года составил сборник "На рыбачьей тропе", и Курское литературное объединение послало его на Всероссийский семинар в Ленинград. Руководители группы во главе со Всеволодом Рождественским высоко оценили опыты молодого прозаика, по выходу книги рекомендовали его в Союз писателей СССР.

Литературно-творческую работу Евгений Носов неизменно совмещал с большой и плодотворной общественной деятельностью, являясь членом правления Союза писателей СССР, секретарем правления Союза писателей России, членом редколлегий журналов "Наш современник", "Подъем" и "Роман-газеты".

После окончания Высших литературных курсов (1961-1963) Евгений Носов перешел на профессиональную писательскую работу. В пору творческой зрелости увидели свет его книги "Где просыпается солнце" (1965), "В чистом поле за проселком" (1967), "Берега" (1971), "Шумит луговая овсяница" (1973), "Мост" (1974), "И уплывают пароходы" (1975), "Красное вино победы" (1979), "Усвятские шлемоносцы" (1980), "Моя Джомолунгма" (1982), "Избранные произведения" в 2 томах (1983).

Литературная критика причислила Евгения Носова к писателям-деревенщикам. Однако в его лучших произведениях читатели находят не только узкое крестьянское понимание природных и житейских процессов на родной земле, но и масштабное философское осмысление бытия людей и Отечества. Мастерство, широта интересов и реалистический опыт Евгения Носова натуральны, естественны, богаты и разнообразны, он легко, свободно и художественно цельно рисует картины трудовой деревни и жизнь городскую, фабричную, отступающую грозным летом 1941 года армию, поднимающийся на священную борьбу народ.

В повести Евгения Носова "Усвятские шлемоносцы" выпукло и мощно описана неожиданность нагрянувшей войны, бессердечная тяжесть беды от фашистского нашествия, навалившаяся на мужчин и женщин, стариков и детей. В имени "Касьян" открывается вдруг некое историческое прорицание, давняя готовность и привычка. Имя это в коренном смысле кажется герою странно несовместимым с тем, как он себя понимает. Якобы заключенная в имени фатальность отвергается здоровым крестьянским сознанием как скрытый подвох. Евгений Носов показывает, что никакая патриотическая риторика не может ослабить силу этого удара.

Размышляя над тем, почему так долго нация помнит войну, он ненавязчиво подводит к выводу, что коварство и беспощадность врага не только воздействуют на массовое сознание, но до основания потрясают человеческий дух. Тем разительнее и несомненнее эпическая панорама, открывающаяся в конце повести: облака плывут над проселками, а к сборному пункту движутся колонны мобилизованных: усвятские идут, "никольские пробегли да хуторские", ситнянские мужики шагают, ставские, и, кажется, нет им конца - воспряла вся Россия, люди русские готовы защитить себя и близких.

Памятник герою его одноименного произведения - Белому гусю. Его установили у входа в Центральную детскую библиотеку г. Курска.
"Белый гусь" - небольшая новелла Носова. Евгений Иванович описывает, как во время внезапной грозы с градом все взрослые птицы бегут прятаться в кусты, оставляя гусят на погибель. И лишь один белый гусь закрывает крыльями птенцов от градин.


Литературно-творческую работу Евгений Носов неизменно совмещал с большой и плодотворной общественной деятельностью, являясь членом правления Союза писателей СССР, секретарем правления Союза писателей России, членом редколлегий журналов "Наш современник", "Подъем" и "Роман-газеты".

За книгу "Шумит луговая овсяница" ему присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975). За рассказы 90-х годов он отмечен Международной литературной премией имени М.А. Шолохова (1996), а в 2001 году удостоен премии имени А. Солженицына.

За выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность Евгению Носову присвоено звание Героя Социалистического Труда (1990), он награжден двумя орденами Ленина (1984, 1990), орденами Трудового Красного Знамени (1975) и "Знак Почета" (1971).

Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е.И. Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.

Фильмы:

Красное вино победы (1988)


Фильм-спектакль по рассказу Евгения Носова "Красное вино победы". Действие происходит в военном госпитале в последние дни Великой Отечественной войны...

Режиссер: Константин Антропов.
В ролях: Михаил Глузский, Афанасий Кочетков, Михаил Жигалов, Сергей Сазонтьев, Александр Кахун, Александр Кондрашов.

Родник (1981)

Односельчане деревушки Усвяты мечтали о близких счастливых днях: кто надеялся, что завтра повесят радио и хлопотал о столбе возле своего дома; кто посматривал на землю и думал о завтрашнем урожае; где-то ждали рождения третьего ребенка. Но пришла война и мужчины ушли защищать свою землю...

Режиссер: Аркадий Сиренко.
В ролях: Сергей Пижель, Анатолий Скорякин, Евгений Станкович, Валерий Баринов, Михаил Голубович, Владимир Гостюхин, Иван Лапиков, Эдуард Бочаров, Зинаида Воркуль, Николай Волков (II), Алексей Колесник, Досхан Жолжаксынов, Александра Харитонова, Юрий Мочалов.

Цыганское счастье (1981)

По рассказам Евгения Носова "В чистом поле за проселком", "Шуба", "Портрет", "Варька".
Цыганка Мария и ее сын Сашка решили навсегда оставить цыганскую жизнь и жить как все - иметь крепкое хозяйство, читать по вечерам Пушкина и совершенствовать свое ремесло...

Режиссер: Сергей Никоненко.
В ролях: Николай Крючков, Иван Каменский, Марина Яковлева, Екатерина Воронина, Георгий Светлани, Сергей Никоненко, Екатерина Жемчужная, Лидия Федосеева-Шукшина, Андрей Смоляков, Лев Борисов, Сергей Столяров, Екатерина Гриценко, Наталья Харахорина.

Варька (1971)


По мотивам рассказа Евгения Носова. Подруги молодой птичницы Варьки часто просят ее подежурить за них, уходя на свидания и танцы. Но однажды Варька не выполняет их просьбу...

Режиссер: Тина Папастергиу.
В ролях: Н. Мукосеева, Яков Семенов, Светлана Серова.

Объездчик (1983)

По мотивам одноименного рассказа Евгения Носова.
В родную деревню после войны возвращается солдат-победитель. Также победно Игнат завоевывает лучшую деревенскую невесту, получает лучшую "непыльную" работу объездчика заповедной степи. Все вроде бы хорошо. Растут дети. Только жесткая от войны душа нет-нет, да проявит себя...

Режиссёр: Александр Бибарцев.
В ролях: Александр Карин, Ольга Пономарева, Алексей Зайцев, Тамара Фурсова, Сергей Винокуров, А. Андреев, С. Крутов, Регина Лялейките, Владимир Калинин.

Аудиокнига
Евгений Носов. На дальней станции сойду (сборник рассказов)

Аудиоспектакль «Усвятские шлемоносцы» (1980)

Аудиокнига Рассказы

__________________________________________

И расцветают маки...

Сергей Щербаков


О прозе Евгения Ивановича Носова …

К ак сам к людям относишься, так и они к тебе будут относиться. Кто не слыхал этой Евангельской истины! Но многие ли ее помнят?.. Русский писатель Евгений Иванович Носов из тех, кто помнит. Однажды он прибирал на книжных полках. Попался оранжевый томик стихов Александра Яшина с веткой рябины на обложке. Разломил наугад книгу и открылись строчки, словно завещанные ушедшим поэтом:

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

…Сколько гибнет их - не счесть…
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

И так Евгения Ивановича поэт «достал», что он в память об Александре Яковлевиче Яшине смастерил кормушку и вывесил ее за окном; потом размножил само стихотворение и расклеил на видных местах на своей улице. Недели через две отправился посмотреть окрест, как воздействовал Яшинский призыв. Нигде ничего, ни одной кормушки! Тогда он сел за письменный стол и написал один из последних своих рассказов-поминаний «Покормите птиц». Птичью песню…

Кто-кто, а мудрый Евгений Иванович прекрасно понимал, что хоть один человек пойдет вослед ему. Как он пошел вослед Яшину…

И надежда его оправдалась. Вплоть до почти зеркального повторения в пластических подробностях…

Однажды, прибирая в книжном шкафу, я наткнулся на махонькую книжечку с Белым гусем на обложке. К моему великому стыду до того дня я не знал прозу Носова. Нет, конечно, я слыхал о таком писателе. Что он автор повести «Усвятские шлемоносцы»… И в прессе о нем упоминалось. Правда, все как-то вскользь, в конце списка… Мол, есть у нас первые и… курянин Евгений Носов. И вот эта-то его крайность обманула меня - отводила от его книг. А может и срок тогда не пришел – есть вещи, которые понимаешь только в определенном возрасте, будь ты хоть семи пядей во лбу. Наверное раньше я бы не смог так прочувствовать, оценить великую прозу Евгения Ивановича Носова. Носов здорово сказал об этом в одном из рассказов: «Тотчас припомнился…Сашкин взгляд,…который Варькина память помимо ее желания, оказывается, ревниво припрятала в своих самых тайных глубинах – припрятала даже от нее самой, еще не умевшей ничего беречь долго и серьезно». «Белый гусь» Носова попался мне именно тогда, когда я научился все «беречь долго и серьезно».

Разломил я «Белого гуся» и забыл обо всем на свете. Такого со мной не было, наверное, с тех пор как я открыл прозу Василия Макаровича Шукшина. Трижды перечитал книжечку. Потом с немалым трудом достал «Вечерние стога» и «Памятную медаль». Последнюю выпустил фонд Александра Солженицына. В своем слове о писателе Евгении Носове знаменитый певец Гулага помянул и рассказ «Варька». Дескать, это о первой любви молодой крестьянки. Честь и хвала Александру Исаевичу, что он в тяжелую минуту поддержал великого русского писателя Евгения Ивановича Носова, но, думаю, он сузил смысл рассказа «Варька». Это не просто рассказ о первой любви молодой крестьянки к цыганенку Сашке, но – о любви ко всему сущему…

Как-то идя из школы Варька услышала из стоявшей машины какой-то жалобный писк. Она подошла, «залезла на заднее колесо, заглянула в кузов. В решетчатых ящиках копошились черноглазые, похожие на пуховички вербы, утята. “Ой, да какие же они!” - загорелась Варька счастливой нежностью, закинула портфель в кузов и прикатила на птичник». И потом все летние каникулы она убегала из дома на птичник. Началась у нее чудесная жизнь. Днем она «разжигала кормозапарник, замешивала отруби, гонялась за утками», а вечером, «лежа на спине на середине озера, Варька… видела только небо… и воду, начинавшуюся у самых ее глаз». Она плыла к берегу и «на ходу обрывала белые лилии, уже закрывшиеся на ночь».

Вечером Варька «прислушивалась к лугам». «Именно в эти минуты прихода ночи Варька испытывала наибольшую близость и свое слияние с простой и ничем не приметной круговиной земли, простершейся вокруг нее. Она чувствовала себя тоже раскованной и отпущенной на волю, и в такую пору луга всегда манили ее куда-то. Они манили ее своей новой незнакомостью, когда даже стог, много раз виденный днем, вдруг неузнано выплывал из темноты и воспринимался с удивлением и легким испугом, манили своей таинственной оборванностью тропинок, которые, казалось, были протоптаны не просто к балагану... а вели к неразгаданному и где-то совсем близко заплутавшемуся счастью, заставляя чутко прислушиваться и держать настороже свое тихо и радостно бодрствующее сердце, учащенное острым ощущением бытия».

И с цыганком Сашкой у Варьки произошла та же история, что с утятами… Она впервые увидела его возле правления щуплым мальчонкой «с перепуганным лицом». «Больше всего Варьке запомнилась Сашкина обувь – глубокие резиновые старушечьи боты, дырявые и переломленные в носах… Варька, пока шла мимо, поминутно оглядывалась, дивясь не столько самому цыганенку, сколь его неприкаянному и равнодушно-покорному виду, и ей хотелось, чтобы председатель не отказал и принял их в колхоз».

Помните, утята жалобно пищали и она залезла в кузов и укатила на птичник. И Сашку сначала пожалела, а потом пришла на огонек его костра в луга… И предложила Сашке игру в догоняшки на конях. Он, догнав ее, поцеловал, и она «полыхая стыдом, забилась в его руках и угрем скользнула с лошади. – Потому что цыган, да? – глухо пробормотал Сашка. – Потому что дурак». И потом, счастливо вспоминая Сашкин поцелуй, решая, сказать о нем Ленке или нет, и тихо, но твердо: «Низачтошеньки!» В этом «низачтошеньки» ? залог ее будущей настоящей любви!..

Какая поэзия в этом рассказе! «Низины до краев были заполнены серебристым при лунном свете туманом. Варька входила в него, как в воду, сначала по пояс, а потом и вовсе с головой. Твердь земли внезапно убегала, почти проваливалась под ногами, тело охватывал овражный холодок, и Варька с приостановившимся дыханием продиралась сквозь брызжущие росою заросли, разрывая сомкнувшиеся стебли коленками и спеша поскорее выбраться на открытое. А выбравшись, оглядывалась и с поздним веселым страхом удивлялась самой себе, как это она прошла через этот распадок, такой жуткий и затаенно-невидимый под седой гладью тумана…»

Прочитав «Варьку», я невольно вспомнил безысходные фильмы Микеланджело Антониони. Все его герои преуспевающие западные люди. Но все же чего-то им не хватает. Они не понимают чего и мучаются от этого. В картине «Профессия: репортер» журналист даже берет имя умершего человека, чтобы порвать со всем что было и начать жизнь с чистого листа… Но ничего у героев Антониони не получается.

Чего же им не хватает? А не хватает именно вот такой Варькиной «счастливой нежности», способности «закинуть портфель в кузов и укатить на птичник». Не хватает им любви ко всему сущему. Не к себе любимому, этого-то в западном мире потребления как раз с избытком, а ко всему окружающему миру, к людям, которые рядом.

В фильме «Фотоувеличение» фотограф тоже пытается начать другую жизнь. Он удивленно говорит своей фотомодели, застав ее в кругу приятелей наркоманов, мол, она же собиралась уехать в Париж. А она отвечает: «Так я и уехала». То есть накурилась наркотиков, ушла в иллюзорный мир и … уже в Париже, в Нью-Йорке и где захочет, так ей кажется.

Этот фотограф вроде бы случайно снял убийство человека! Что бы сделала на его месте Варька, обладающая счастливой нежностью? Она бы сначала заплакала от жалости, а потом пошла в полицию, попыталась бы найти родственников убитого. А фотограф так и не понял, что он должен был сделать как человек. Когда же пришел еще раз посмотреть труп, то его уже не оказалось. Будто и не было.

В конце фильма Антониони дал потрясающий образ этой западной «имитации жизни». Когда фотограф возвращается с места убийства, пытаясь понять, что же с ним произошло, чувствуя, что он упустил что-то очень важное, ему встречаются бродячие лицедеи. Они, словно бесы, имитируют перед ним игру в теннис. Без мяча, без ракеток. У них это очень здорово, похоже на настоящую игру, получается. И вдруг они теряют мяч. Якобы, он улетел за пределы площадки прямо под ноги фотографу. Они ему показывают жестами, мол, брось нам мяч. Подумав, герой поднимает несуществующий мяч и кидает им. И понятно – он снова вернулся в эту имитацию жизни. В не-существование… Без любви ко всему сущему, к другим людям, жизни для человека нет…

Варька «низачтошеньки» никому не скажет о Сашкином поцелуе, а герои Антониони напрочь забыли о такой высоте чувств. Они не только чистоту, целомудрие утратили, но даже любопытство. Варьке сначала стало любопытно: кто там пищит в кузове… Она любопытная. «Сбегать посмотреть, обрадовалась Варька возможности пойти куда-нибудь». Уверен, неслучайно Евгений Иванович назвал ее Варькой. Тем более вынес имя в название рассказа. Конечно, он помнил русское народное: «Любопытной Варваре нос оторвали». А может дотошный писатель узнал, хотя в те годы это было непросто, что имя его героини - от святой великомученицы Варвары. Жила она в башне, любовалась на сады, на звезды и ей стало любопытно: кто же это все сотворил? И ей открылся через творения сам Творец всего сущего – Бог. И потом, когда Варваре предложили отречься от Бога и поклониться вместе с ними бездушным идолам (т.е. кинуть воображаемый мяч), выбрать имитацию жизни, а не саму жизнь, она, конечно, мужественно предпочла жизнь. Ее тяжко мучили, а потом отрубили голову. За свои страдания великомученица Варвара получила от Бога такие венцы, такую власть: кто поминает святую в молитвах, тот успевает покаяться перед смертью, успевает смыть покаянием свои грехи… Наверняка наше народное «любопытной Варваре нос оторвали» - далекий отголосок поминания великомученицы Варвары… Не знаю, как сейчас, а раньше это говорилось с любовью, с одобрением любопытства. Родителями – детям. Старшими – младшим…

Думается, у Варьки тоже будет судьба не из легких. Цыган Сашка, породив с ней детей, наверняка уедет куда глаза глядят. А потом, на старости лет, вернется домой. Варька молча примет его. Не скажет: «Иди откуда пришел», не спросит: «Где был?» Она знает, он ответит, как в первое свидание: «А так… Ездил». Но, скорее всего, он потеряется где-то на большой дороге и станет Варька одинокой русской бабой. Как Пелагея из рассказа «Шуба», как Анисья из «Пятого дня осенней выставки»…

В зачине «Шубы» Носов так, между делом, спел оду русской женщине: «Такая уж деревенская дорога: сызмальства не приучены ходить по ней вразвалочку. Всегда у бабы в конце этой дороги какое-то спешное дело: детишки ли, квашня ли с тестом, поросенок ли некормленый, - если идти с поля, а если в поле, то и того пуще всяких дел, особенно когда подоспеет страда. Как ни богат колхоз техникой? и комбайны, и культиваторы, и сеялки-веялки всякие, и тракторы по восемьдесят лошадиных сил, - и все же еще столько прорех, что каждый умный председатель, если хочет, чтобы дело шло без сучка, без задоринки, непременно бросит клич: «А ну, бабоньки, подсобим! – И добавит для подбодрения: - Техника техникой, а все же бабы в колхозе – большая сила!» И бабы наваливаются. Мужики ездят на тракторе взад и вперед по свекловищу, дергают рычаги, руль крутят, выковыривают культиватором бураки. А бабы, будто галки за плугом, с галдецой, коли еще не притомились, или уже молча к закату дня, все собирают и собирают свеклу в корзины и подолы, и таскают, и таскают ее, в комьях тяжелой земли, по перепаханному полю в кучи.

А после, собравшись в кружок, вперемежку с пустыми разговорами и пересудами незаметно да и переворошат опять многие тонны бурака, обобьют от земли, отсекут ботву, обрежут хвосты и сложат в кучи. И лишь когда завечереет и не разобрать, то ли это свекла, то ли просто грудка земли, поднимаются пестрой стаей и бегут, бегут полевой дорогой, на другом конце которой ждут их другие неотложные заботы».

Такова дорога русской бабы! Этого столпа, на котором не только семья, но и держава наша уже столько веков держится…

В рассказе «Пятый день осенней выставки» русская крестьянка Анисья, увидав, как пастух пинал тихую безрогую корову Ладу, сдаваемую на мясо, сжалилась и отняла ее у пастуха. «Уж и походила она за ней, как за сиротиной бездомной… ну и повеселела коровка, в один год выладнялась… и грязь не стала к ней липнуть, как раньше… да и сама вроде бы сделалась выше и легче, будто на каблуках стала ходить…» И попали Анисья с Ладой на областную выставку: «А теперь вот породой интересуются. А порода все одна: руками выхоженная».

На выставке разбитная телятница Донька, уже не раз бывавшая здесь, затащила Анисью в ресторан, где она «с непривычки робела даже перед ресторанными стульями». Двумя-тремя крупными размашистыми мазками Носов рисует портрет Анисьи. «Такие женщины обычно молчаливы даже в девичестве, больше слушают других, а при неожиданной и редкой улыбке стараются прикрыть рот концом косынки». Это опять же из православия: где умный слегка улыбнется, там глупый широко раскрывает в смехе рот свой. У нас нынче на рекламе, да и в жизни, все разинутые рты…

В ресторане «Анисья испытывала стыдливую неловкость за свое праздное сидение. Она не привыкла, чтобы за ней вот так ухаживали, и, когда случалось бывать на деревенских празднествах, первым делом, войдя в избу, принималась помогать хозяйке». Прочитав эти строки, я с гордостью вспомнил, что и моя мама, придя в гости, сразу засучивала рукава и бралась помогать. И я видел, как хозяйка, умаявшаяся за день хлопот, смахивала благодарную слезу, и ей тоже становилось хорошо, весело. Праздник и для нее становился праздником, а не одной готовкой, заботой … И жена моя Мариша тоже в гостях засучивает рукава…

Христос учил: когда придете в гости, садитесь на последнее место, чтобы вам не сказали, что вы не на своем - и будет вам стыд перед людьми… Анисья же показала еще большую нищету духа – она даже на последнее место не садится, а помогает хозяйке, как ее работница…

Первые будут в Царстве Небесном последними, а последние – первыми… Наши русские бабы, думаю, будут Там на самых лучших местах!

И совершенно очевидно, что в старости и у Анисьи все будет к месту, ко времени, как у бабушки Евдокии (рассказ «За долами, за лесами»): «И седина под платком, и большие шишковатые руки с пергаментно-прозрачной кожей, под которой видна каждая синяя прожилка, - все к месту, ко времени». И у Пелагеи с Дуняшкой, и у Варьки в старости все будет к месту, ко времени… И у моей мамы все было к месту, ко времени.

Как становится неловко при виде старых намалеванных женщин в коротких юбках. И совсем тяжело глядеть на натянувших кожу на затылок, так что глаза едва видны через щелки век. Глупые они, несчастные.

Потому и Держава наша шатается – мало у нас настоящих русских баб осталось. Таких, как Анисья, Пелагея… Им-то некогда было глупостями заниматься, людей смешить: они детей и Державу несли на своих плечах. У них всегда в конце дороги были неотложные дела! Они любили детей, Родину, своих коров-кормилиц… Когда посетители выставки спросили Анисью, какой породы ее Лада, она застеснялась своей неучености: «Так просто… деревенская…» Анисья и сама – деревенская! «Она знала только одну породу – ту, что прошла с ней рядом через всю ее жизнь: таскала плуг по одичалому, забурьяневшему в тяжкие годы войны полю, когда, кроме баб и коров, не осталось никакого другого тягла; волокла из леса к деревенскому пепелищу сырье, свежесрубленные кругляши, из которых вокруг уцелевших печей все те же бабы сами вязали венцы и забирали простенки; возила торф из болот и рожениц в больницу и с первой капелью телилась сама плоским, каким-то слежалым телком, с которым бледные бескровные ребятишки играли с неделю, пока он учился вставать на нетвердые копытца, а затем играли уже в бабки из его костей.

Знала Анисья ту породу, что в бескормые зимы, встав на дыбки, до бабьего неприличия обнажив тощий живот и усохшее тряпичное вымя, скреблась по стене копытами, тянулась и выщипывала обледенелую застреху коровника и не сдыхала, не имела права околевать потому, что чуяла поблизости, за хлевом, возню детишек, для которых она из последних своих соков нацеживала кружку-другую синеватого молока».

У нас многие писали о корове-кормилице, но так впервые: «До бабьего неприличия обнажив тощий живот», а в хорошие годы корова «вроде бы сделалась выше и легче, будто на каблуках стала ходить». Как женщина! И она «чуяла поблизости возню детишек… и потому не имела права околевать,.. и из последних своих соков нацеживала кружку молока!..» Сама нацеживала!..

И Евгений Иванович кланяется корове низко-низко за ее великую любовь: «Ее заносили в списки беспородных, выродившихся, пригодных только на головки кирзовых сапог, но Анисья знала, что если эту ребрастую, зачуханную горемыку покормить хотя бы один год досыта, подстелить ей свежей просяночки, да не пинать, а найти для нее пару-тройку добрых слов, то вскоре она позабудет свои прежние невзгоды… наберет тело, шкура ее заблестит, забархатится, а морщинистое до того вымя нальется, отяжелеет и резиново распрямятся соски. И будет она каждую зорю перед закатом, издавая протяжный трубный мык по лугам, спешить ко двору, обрызгивая нетерпеливым молоком дорожную пыль и собственные копыта».

Есенин написал «Песнь о собаке», а Носов – Песнь о русской корове. Здесь одного изобразительного таланта мало. Здесь нужна «счастливая нежность» ко всему сущему. Здесь нужна великая любовь! А у Носова и изобразительная сила таланта редчайшая! Вот как он описал дойку коровы: «Ведро сначала голодно позванивало, потом стало отзываться все сытей…» Не звонко, а голодно; не глухо, а сытей! Просто, точно! Но до точности этой никто не добрался!

Все по мно непыльнуюНосов Е.И.гу раз видели себя в зеркалах промтоварных магазинов, но никто не додумался сказать так просто и глубоко, как Носов: «Зеркало молчаливо подсказывало каждому проходящему мимо, что именно надо ему заменить или чего не хватает в одежде». Да, зеркало здесь затем и висит чтобы подсказывать… Ничего не рисуя, Носов так сказал, что я сразу увидал, как удивленно останавливаюсь и понимаю, что выгляжу по сравнению с другими людьми далеко не лучшим образом. И, думаю, каждый увидал в зеркале Носова именно себя.

Еще потрясающая зеркальная точность. В рассказе «Шумит луговая овсяница» молодая крестьянка Анфиска рассказывает об отце своего ребенка, так и не ставшем ее мужем, как он хотел конфетку из нее сделать – шляпу из города ей привез: «А я никак не могла шляпу-то эту… Всю жизнь в платках… Другой раз думаю: уважить все-таки надо… Все уйдут из дому, а я – примерять перед зеркалом. Примеряю и в зеркало себя не вижу: так стыдно!» От стыда в зеркало себя не видно. Кто из нас этого не испытывал!

Рассказ «Шумит луговая овсяница» - один из лучших в мировой литературе!

Запевается он так: «В середине лета по Десне закипали сенокосы. Перед тем стояла ясная недокучливая теплынь, небо высокое, емкое, и тянули по нему вразброд, не застя солнце, белые округлые облака». Самое главное в этом чудесном отрывке, что облака не застят солнце. Это Носов здорово подметил, что летние облака плывут по небу вразброд и солнце не застят. И здесь не просто глаз большого художника, здесь уже заложено зерно всего рассказа. Что «закипали сенокосы» и летние облака не застят солнце. В эпилоге рассказа об этом невольно вспоминаешь…

И накануне сенокоса прошел июльский ливень, от которого «пили травы, пила земля», и, «опустив голову, покорно и охотно мокла среди лугов стреноженная лошадь». Какая поэзия в этой опущенной голове, в этих «покорно и охотно»! Андрей Тарковский, наверняка читавший «Луговую овсяницу», в фильме «Андрей Рублев» в самом конце, когда черно-белое кино закончилось и началось вдруг цветное – потому что Русь начала подниматься с колен и повеяло уже победным ветром с поля Куликова, и жизнь заиграла всеми чудесными красками икон Андрея Рублева? среди ангельских ликов вмонтировал кадр «покорно и охотно мокнущей в лугах под ливнем лошади…» Его невозможно забыть!

Малюсенькая деталь, таких по рассказам Евгения Ивановича Носова рассыпано великое множество: «засыпали лошадям вдоволь полные телеги свежескошенной травы, по которой еще прыгали кузнечики». Свежее травы не бывает – по ней еще прыгают кузнечики! Какая сразу картинка лета!

А купание в реке перед сенокосом! Сначала коротко, как ныряют парни. И на девчат у Носова хватило одного предложения: «визжали от ласки воды, неистово колотили ногами, взбрызгивая белые пузыристые столбы, полоумно шарахались от змеиных извивов водорослей».

О стариках, правда, тоже немного, но в один абзац столько уместилось: «перекрестясь, сползали на костлявых задах в реку старики, бледнотелые, с темными, непомерно большими кистями рук и темными, будто из другой кожи, шеями. У иных на синеватой ребристой наготе багрово проступали старые солдатские отметины… плескали на себя бегучую хрустальную теплынь. Потом долго намыливались, пуская шапки пены по струе, ласково разговаривая с пескарями, что доверчиво тыкались в ноги. Мылись обстоятельно, на весь год, до следующего сенокоса, если еще приведется…» В нескольких предложениях писатель рассказал всю их жизнь: работали так, что кисти рук стали непомерно большими и темными навсегда; что защищали от врагов Родину – солдатские отметины на теле; что руки-то у них темные, зато души настолько светлые – пескари им доверяют, а они с пескарями ласково разговаривают. Моются как перед смертью, «если еще приведется». Мудрые и добрые люди перед нами!

Пригоршни воды, которую они плещут на себя, - «бегучая хрустальная теплынь»!

Потом «закипел» сенокос и было лунное затмение – ночь любви Анфиски и Павла Чепурина…

«Шумит луговая овсяница» во многом перекликается с другим русским шедевром, «Солнечным ударом» Ивана Бунина. В обоих все случается возле реки; в обоих – ночь любви; там – солнечный удар, здесь – лунное затмение… И все же рассказы совершенно разные. В «Солнечном ударе» поручик и незнакомка, не узнав даже имен друг друга, расстаются на веки вечные. Поручик настолько опустошен этой ночью, что не знает, куда деться от этой пустоты, и в конце рассказа, сидя на палубе, чувствует себя постаревшим на десять лет. Бунин как всегда беспощадно точен: такая любовь, когда даже имен друг друга не узнали, всегда кончается пустотой и постарением на десять лет, а то и больше. Если у тебя сердце еще не каменное…

Герой же Носова Павел Чепурин, рассказывая любимой Анфиске свою жизнь, печалится, что не может из-за войны вспомнить свое детство, что оно осталось по ту сторону огненных лет: «Так вот и живу какой-то укороченный». Укороченный на детство. Уходя мальчишкой на фронт, он спрятал на чердаке недоделанные планеры: «думал, приду – доделаю». Как это глубоко о детском восприятии жизни: приду после войны и планеры доделаю. То есть детство свое доживу. А оно осталось все на войне – даже вспомнить не может.

Когда мужчина и женщина хотят согрешить, они обычно смеются, шутят, анекдоты и всякие вольности рассказывают. Все приземленное! Стараются не вспоминать своих детей, родителей… Серьезное, высокое - они чувствуют - может помешать им согрешить. Для греха вообще лучше поменьше знать друг о друге: незнакомка и поручик! Многие герои Бунина «укорочены» друг перед другом не только на детство, а на всю свою жизнь…

Герои же Носова Анфиска и Павел не только детство свое вспомнили. Они после ночи любви не разъедутся навсегда. Им в одной деревне жить! Они даже мечтают… перепелками до самого моря слетать: «А только лучше бы по улице… Открыто». Они знают великое, что идти вместе открыто по улице села – это дальше, чем на край света! Это-то и есть счастье!

Рассказывают Анфиска с Павлом друг другу свою жизнь и встает перед нами великая и страшная, тяжелая и прекрасная история нашего народа! «По всей России было так… Переполовиненные города и деревни. От отца тоже одна увеличенная карточка на стене осталась… Из нашей семьи девятеро ушло… От самой Польши до Москвы могилы Чепуриных тянутся. А потом еще и в обратном порядке».

Не поворачивается язык назвать любовь Анфиски и Павла греховной… Хотя они не супруги, не жених и невеста, а он к тому же имеет жену, которая хоть все больше в Сочах, «а потом однопляжники письма шлют», все же на бумаге она женой числится. Но сердце не обманешь – мы чувствуем: Анфиска с Павлом, как летние облака, которые солнца не застят. Нет, не застят! Именно об этом сказал Носов уже в запеве рассказа… Анфиска – одинокая русская баба, а ей «бабе всегда только и солнышко отпущено, что в детстве!» В своем рассказе Евгений Иванович подарил ей столько солнышка! В эту чудесную сенокосную ночь Анфиска любит своего Павла, милуется с ним, косит вместе (это счастье не меньшее для одинокой бабы – косить траву вместе с любимым мужчиной!) за всех одиноких русских баб!

Словно в мае цветами яблони наполнен рассказ голосами людей, неба, реки, птиц… И Анфиску с Павлом Носов сравнивает с птицами. И какие они чистые, целомудренные. Анфиска стыдится сидеть обнаженной даже перед махонькой птичкой плиской, которая еще и говорит по-человечески: «Сарафан сняла, сарафан сняла». «Кыш! – махнула Анфиска и плотно сдвинула колени»…

У Евгения Ивановича Носова вообще отношение к животным, даже не как к братьям меньшим, а как к равным нам Божьим существам. Тех же птичек он называет «единопланетянами». Он и людей, и всю тварь Божью ценит по делам их.

В рассказе «Белый гусь» Евгений Иванович сожалеет, что нельзя птицам воинские чины присваивать, а то он бы дал своему герою, Белому гусю, адмирала! Этот гусь ценой жизни спас своих гусят, прикрыв крыльями от гибельного града.

Белый гусь у Носова пал смертью храбрых! Потому писатель везде величает его Белым с большой буквы, словно павшего в бою товарища. Белый гусь даже удивился бы, «если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову и Степкина мать сварит из него щи со свежей капустой». И Евгений Иванович тоже удивляется, как такое может быть на белом свете, что кто-то может оттяпать Белому гусю голову. А как написан этот рассказ! Бунин бы позавидовал!

Евгений Иванович и сам воин. С боями дошел до Кенигсберга, как и мой отец, Антон Данилович Щербаков. Может быть они даже встречались на дорогах войны?.. У Носова немало рассказов о войне, но, конечно, особое место занимает «Шопен, соната номер два». Это рассказ-поминание. У Носова много рассказов-поминаний. И «Белый гусь» ? рассказ-поминание.

Чудесное поминание сотворил писатель поэту земляку Афанасию Фету в рассказе «Радуга». В нем мальчишка Евсейка бросился на лошади догонять радугу! Но она все убегала и убегала. И в одной деревне он спросил встречного паренька, «будто разыскивал пропавшую корову:

Послушай-ка, у вас тут по улице радуга не проходила?

Какая радуга? – раскрыл рот парнишка.

Какая – какая! Обыкновенная радуга, что после дождя бывает.

Нет, не проходила.

Слепая ты тетеря! – рассердился Евсейка. – Был тут и не видел».

Да, Евсейка не слепая тетеря. Потом уже понимаешь, что еще в начале рассказа Евгений Иванович объяснил почему он такой глазастый: «В пятидесяти километрах от Курска, в поэтических верховьях речки Тускарь, где некогда вдохновенно творил Фет, живет мой приятель Евсейка. Евсейке этой зимой минул десятый год, и ходит он в четвертый класс, который помещается на втором этаже фетовского особняка». Вот оно в чем дело! Здесь Фет творил, да и учится Евсейка в его доме! Понятно, почему он за радугой погнался. «Вы у нас летом не были? – спросил Евсейка, будто извиняясь за то, что его родные места выглядели сейчас так уныло. – Благодать у нас какая! Лес, речка… А ягод сколько в покос! К нам из Москвы отдыхать приезжают».

Как бы Фет порадовался, что мальчишка из его школы за радугой погнался! И ведь не лентяй, не дурачок малохольный, а крестьянский мальчишка, в десять лет уже самостоятельно управляющийся с лошадью…

И рассказ «Покормите птиц» поминание; не только поэту Александру Яшину, а и птичке Синьке, погибшей от человеческой жестокости. «Она лежала ничком, уткнувшись клювом в почву, широко, из угла в угол, распахнув крылья… Этой распахнутостью крыльев, обнимавших квадрат луговой земли, Синька как бы олицетворяла Яшинское:

Улететь могли б,
А остались зимовать
Заодно с людьми…»

Но, вернемся к рассказу-поминанию «Шопен, соната номер два».

Духовой оркестр из маленького городка едет на открытие памятника воинам, павшим в Великую Отечественную войну. В дороге, коротая время, молодые ребята слушают Ромкины байки да анекдоты (нынче бы сказали «приколы»)… А старшой, бывший фронтовик дядя Саша, вроде бы безучастно сидит в сторонке, но когда ему предлагают выпить он отказывается: «Нет, ребята, - твердо сказал дядя Саша. – Вы как хотите, а я не могу дышать водкой в мундштук. Мне Гимн сегодня играть». И ребята, хотя и без радости, тоже не стали пить. Потом дядя Саша отдал машину – фронтовиков развезти по деревням. А она где-то застряла, промыслительно застряла. Иначе бы не случилось того, что случилось…

Пришлось музыкантам под дождем идти пешком. Конечно, сначала они были недовольны, что дядя Саша отдал машину. А он к тому же, словно испытывая терпение, зачем-то повел их строем. В первой же деревне зашли в крайнюю избу погреться, передохнуть. Ребята тотчас познакомились с хозяйской дочерью Верой и студентками, приехавшими на уборку свеклы. Ромка опять же взялся травить свои бесконечные анекдоты. А старшой разговорился на кухне с пожилой хозяйкой. Узнав, что они на открытии памятника играли гимн, она тотчас принялась вспоминать своих братьев, мужа, отца, тоже павших за Родину. Из боковушки приковыляла ее старуха мать. «Без интереса поздоровалась», но, услыхав о чем речь, «уже оживленней поглядела» на старшого. Предложила дочери принести карточки – показать человеку. Та принесла из темной боковушки. Извинилась: «Висела в горнице, а Верка сними да сними. Говорит, будто не вешают теперь всех за одно в одной раме, не модно. Ну, я взяла и сняла, перевесила к маме в темную». Оказалось, старуха с дочерью, как и миллионы русских людей, даже не знают, где могилы их родных. Старуха скорбно выдохнула: «… Ох, неприбранные лежат страдальцы наши!» Дядя Саша вспомнил висевшего на проволоке, напротив их окопов, своего однополчанина. Место было хорошо пристреляно немцами – так он и провисел всю зиму до лета. А когда пошли в наступление, дядя Саша увидал, что от него одна пустая шинель с костями осталась. А ведь это был человек. И было у него имя, отчество, фамилия…

Неожиданно на кухню зашел Ромка, настолько взбудораживший девчат своими приколами, что они захотели танцевать. Он обратился к старшому, мол, разреши «шейк сбацать». Дядя Саша даже не понял сначала, о чем он… Но тут старуха тоже попросила, дескать, пусть сыграют, сын Леша даже на фронт гармошку взял. Дядя Саша пристально вгляделся в старуху и услышал ее – что она сыновей вспомнить хочет. И дал добро. Ребята живо принесли из сеней инструменты. Старшой «постучал ногтем по корнету» и объявил, разделяя слова: «Шопен… Соната… номер… два». Музыканты даже растерялись. Собирались «шейк слабать», а тут ни с того ни с сего траурный марш. Один даже вслух шепнул: «Чего это он?» А старшой заиграл настолько вдохновенно, что и они невольно прониклись. Так сыграли, что внучка Вера заплакала и убежала в боковушку. А старуха встала: «Ну, вот и ладно… Хорошо сыграли… Вот и проводили наших… Спасибо». И ребята поняли, в чем дело. А если бы «зануда» дядя Саша не «услышал старуху», то внучка Вера бы не заплакала, не убежала в другую комнату. Может быть теперь она принесет раму с фотографиями родных, сложивших головы за Родину, из темной боковушки и повесит на видное место?!

И ребята сами не встали бы в строй: «Шли молча, сосредоточенно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжелое, упрямое дыхание строя. Как тогда в сорок третьем!..»

И четырех солдат из этого дома, и того висевшего на проволоке, так бы и не проводили… Всех наших помянули, павших в Великую Отечественную.

Читая рассказ, я сначала пропустил столбцы фамилий погибших, написанных на обелиске. Даже сначала удивился, зачем Евгений Иванович их вообще перечисляет. Но потом понял: Евгений Иванович Носов, солдат Великой Отечественной, не придумал эти фамилии. Это либо его погибшие сослуживцы, а скорее – прямо списанные им фамилии с одного из памятников, густо посеянных на наших русских просторах… И тогда я прочитал все фамилии! Вместе с писателем поклонился павшим за Родину. Выполнил его завет:

Агапов Д.М., рядовой

Аникин С.К., рядовой

Борвенков В.В., мл. сержант

Вяткин К.Д., рядовой

Гаркуша И.С., рядовой…

Еще один рассказ-поминание «Живое пламя». Как-то поселился Евгений Иванович у тети Оли. Введя его в комнату, она первым делом, «подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила: Не мешает?» Писатель возразил: «Что вы!» И тогда она, облегченно вздохнув, с надеждой пояснила: «Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье». Это был не просто вопрос и ответ, но серьезный экзамен! Герой выдержал его на отлично. Если бы ответил по-другому: мол, «не мешает», или «пусть висит, мне все ровно», то тетя Оля, наверное, вздохнула бы горестно, поняв, что такой равнодушный постоялец не разделит ее печали по погибшему сыну. Может быть она бы даже отказала ему в жилье. Но ответ был именно такой, какой ей мечтался: «Что вы!» Мол, как может мешать портрет воина, сложившего за Родину голову. Так он ответил, что потом «маки расцвели»…

Однажды, помогая тете Оле сажать цветы, он вроде бы невзначай спросил: почему она маки не сеет? Она в ответ рассмеялась, дескать, мак – это не цветок, а овощ. Всего два дня цветет, а потом торчит все лето эта колотушка, только вид портит… На этот раз Евгений Иванович не согласился с ней: «Еще в какой-то старинной песенке поется: А лоб у нее, точно мрамор бел, А щеки горят, будто маков цвет» – тайком сыпанул на клумбу щепотку мака. Вскоре они взошли, и упрямая тетя Оля их выполола, но три стебля все же оставила, чтоб не обидеть.

В один прекрасный день маки расцвели «и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия». На исходе вторых суток они осыпались. Евгений Иванович «поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток:

Вот и все, - сказал я громко.

Да сгорел… - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля, - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…» Ее сын Алексей спикировал на своем «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика!..

За эти два дня цветения маков тетя Оля поняла, что сын ее прожил ровно столько, сколько «маку» положено. И печаль ее перестала быть горькой, перестала разъедать душу… Печаль стала светлой…

И стала тетя Оля сеять маки в разные сроки. «Одни осыпались… А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».

Так проза Евгения Ивановича Носова вошла в мою жизнь. Пелагея из рассказа «Шуба» внушает дочери Дуняшке: «Гребенку купим, а на пальто не хватит. Понимать надо». И я теперь нередко говорю жене, дочерям: «Гребенку купим, а на пальто не хватит…» И они прекрасно понимают: на мелочи размениваться не нужно. Кто безделушками, пустяками увлекается, того на большое дело всегда не хватает – на мелочи он жизнь разменял.

И все же я верю, научится она говорить такие слова, от которых будут маки расцветать. И надеюсь, когда-нибудь, войдя в мой дом, дочь спросит: «Папа, чем помочь тебе?» И я радостно отвечу, что она становится похожей на мою маму, свою бабушку… И расцветут маки!..

Носов Евгений Иванович
(р. 1925)

Носов Евгений Иванович (р. 1925), прозаик. Родился 1 января в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.
В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
После войны продолжил учебу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу.
В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе".
В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Окончив их в 1902, продолжает серьезно заниматься самообразованием. В эти годы были опубликованы "Тридцать зерен" (1961), "Дом за триумфальной аркой"(1963), "Где просыпается солнце" (1965).
Произведения Е.Носова печатаются в журналах "Новый мир", "Наш современник", "Огонек", занимая достойное место в русской литературе.
Большой успех имела повесть "Усвятские шлемоносцы" (1980); в 1986 под этим названием выходит его сборник повестей и рассказов (1986); в том же году - книга очерков "На дальней станции сойду"; в 1989 - книга рассказов для младших школьников "Где просыпается солнце"; в 1990 - повести и рассказы "В чистом поле"; в 1992 - книга рассказов для старших школьников "Красное вино победы". Е.Носов живет и работает в Курске.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Евгений Иванович Носов является русским писателем.

Родился Носов в 1925 году 15 числа января месяца под Курском, в селе под названием Толмачево, в семье мастера-ремесленника. В 1943 году после завершения обучения в восьмом классе он ушел на фронт. Носов был солдатом-артиллеристом в армии под руководством маршала Рокоссовского. Ранение в завершающие военные дни на подступах к Калининграду (в то время Кенигсбергу) отразились в его рассказе под названием «Вино победы» 1962 года.

Следует отметить, что биография Носова наполнена многочисленными событиями. В 1945 г., окончив обучение в школе-десятилетке, он переехал в среднюю Азию, начал работать в газете. Печататься начал в 1947 году. В 1951 году писатель переезжает в г. Курск. В 1957 г. был опубликован первый его детский рассказ под названием «Радуга», а в 1958 году - выходит первый сборник повестей и рассказов под названием «На рыбачьей тропе». Тончайшее ощущение слов, объемно-пластичное и обостренное восприятие всего окружающего мира, любовь к неспешной, обстоятельной и неспешной действительности и труду на фоне природы - сразу же определили его место в ареале деревенской современной прозы в качестве художника-традиционалиста, который ориентирован на опыт Бунина, Лескова и Тургенева.

Как и остальные представители «деревенского» письма (Астафьев, Можаев и другие), Носов обучался на Высших литературных курсах, существовавших при Союзе писателей СССР с 1960 по 1962 года. Носова активно публиковали в московской периодике, он выпускал многочисленные сборники своих работ.

В своих самых лучших повестях и рассказах Носов отражал глубочайший психологизм, склонность к анализу социума, историчность своего мышления и точность описания быта в изображениях жизни среднерусской современной деревни, которая удачно была им передана при помощи сочных, динамичных диалогов, сочетающих в себе энергию, и, вместе с тем, неправильность непосредственной речи крестьян и афористичность мудрости народа.

Присутствие печали, ностальгии по светлому, детскому и наивному восприятию мира пронизывают все творчество Носова, что в значительной степени ощущается в его многочисленных рассказах и повестях, посвященных собственному детству и отрочеству, русскому мужику на полях Великой Отечественной войны. Данной теме также посвящено и одно из наиболее значимых работ Носова - повесть под названием «Усвятские шлемоносцы» 1977 года, в которой повествуется о последних минутах деревенской семейной и трудовой идиллии - о нескольких сенокосных днях 1941 года, перед отправкой на фронт мужчин. Здесь утверждение идет в характерной для писателя проекции на русскую патриархальную общину, а также на православие, исконную любовь к миру русского народа. Носов в данной повести делает акцент на неестественности и, так называемой, богопротивности обращения в солдата земледельца.

Минорная тональность работ Носова в период 1980-1990 гг. связана с появлением у писателя ощущения разлома коренных устоев национальности и народа, огромнейшего нарастания в обществе «перестройки» дисгармонии в быте: апатии, жестокости, эгоизма, разочарования. Кроме того, писатель также начинает выступать с размышлениями о классической русской литературе. В 2001 году Носов стал Лауреатом премии имени А.Солженицина.

В целом, при прочтении биографии Носова, можно для себя понять, что этот писатель использовал слова в качестве средства выражения собственных мыслей и чувств. Достаточно редко, особенно в настоящее время, можно встретить таких мастеров ручки и бумаги. В основном, сегодняшняя литература направлена на предпочтения современных людей. Проблемы деревни, сел, простых людей - уже никого не волнуют. Однако, уже в школе, при прочтении повестей Носова, школьник начинает осознавать, что в мире не все так гладко, как может казаться на первый взгляд. Кроме того, насколько великолепны детские произведения Носова. Это что-то!

Действительно, у многих людей Носов ассоциируется с детством, когда многие сидели не перед телевизором или компьютером, как сейчас, а за повестью или рассказом этого писателя. И сегодня Носова и его произведения любят, как взрослые, так и дети. По его повестям и романам сняты фильмы, которые и в настоящее время пользуются значительной популярностью по той причине, что и сегодня «деревенские» вопросы все же являются актуальными и требуют ответов. Некоторые люди в его работах смогут отыскать выход из той или иной ситуации, сделать выбор и найти ответы на интересующие вопросы.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Носова Евгения Ивановича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Евгений Иванович Носов - советский русский писатель. Сегодня произведения Евгения Носова для детей включены в школьную программу изучения. Хотя специально для них он не писал. Однако, благодаря понятному и простому языку, все его повести и рассказы легко читаются и взрослыми, и детьми. Автором многих известных произведений стал Евгений его, можно сказать, очень сложная и героичная. Однако его не стоит путать с его однофамильцем и детским писателем Николаем Николаевичем Носовым известным по произведениям о Незнайке.

Носов Евгений Иванович. Биография

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в Курской области в деревне Толмачево. Эта деревенька примостилась неподалеку от речки Тускари, протоки Сейма, в ней была колоколенка и парк из лип. Носов прожил все детсво в дедовском доме в многодетной крестьянской семье. Отец его был потомственным ремесленником, и большую часть своей жизни он проработал слесарем на механическом заводе города Курска.

В 1933 году Евгений пошел учиться в Курскую среднюю школу, однако закончил там всего 8 классов, так как началась война. Как только немцы взяли город, он с мамой и младшей сестрой переехал опять в Толмачево к бабушке.

Война

Осенью 1943 года Евгений Носов стал бойцом Красной Армии. Полтора года он воевал на передовых позициях в составе артиллерийской батареи, истребившей немало вражеских танков и другой военной техники. Боевой путь этого отважного защитника прошел через Брянск, Минск, Могилев, Бобруйск, Варшаву. Рядовой Носов был награжден многочисленными почетными военными орденами и медалями.

Уже в конце зимы перед самой победой Носов был ранен под Кенигсбергом. И Великую Победу он встретил уже в госпитале в Серпухове. В июне 1945 он был демобилизован по инвалидности.

Но радость встречи с родными сменила тяжелая послевоенная разруха и голод. Отец Евгения был на войне и утратил трудоспособность, поэтому нелегко доставались средства для семьи. Евгений Носов наверстал упущенное и за один год сдал все школьные экзамены. Вслед за будущей женой, закончившей Техникум Советской торговли, по направлению они уезжают в казахстанский город Талды-Курган.

Счастливый случай

Именно там ему подвернулся счастливый случай, в одной местной газете «Семериченская правда» нужен был художник-оформитель и он, обладая неплохим талантом рисовать, устроился на эту должность. Через год он женился. А потом на него легли обязанности специального корреспондента, и он стал разъезжать по разным городам в командировки и писать новостные статьи на тему промышленности, торговли и транспорта.

В 1951 году опять вернулся в Курск Евгений Носов. Биография его отсюда начинает новый виток, он становится работником газеты «Молодая Гвардия» и заведующим отделом молодежи и комсомольской жизни.

В 1957 году начинает уже серьезно заниматься литературными трудами. Но для настоящей работы ему требовалось больше свободного времени, он опять возвращается на должность художника-оформителя. И начинает писать небольшие рассказы, которые выходили в периодическую печать. Теперь Евгений Носов - писатель, и в 1958 году он выпускает свой первый сборник «На рыбачьей тропе». Тогда Курским литературным объединением было решено отправить его в Ленинград на Всероссийский семинар, где руководители группы, которую возглавлял очень высоко оценили молодого прозаика и его труды, поэтому он был рекомендован в Союз писателей СССР.

По окончании Высших литературных курсов, период которых продлился с 1961 по 1963 год, Евгений Носов уже профессионально занимается писательской работой. Произведения Евгения Носова пополняются такими работами, как «Где просыпается солнце», «Берега», «В чистом поле за поселком», «Мост», «Шумит луговая овсяница», «Красное вино победы», «Моя Джомолунгма», «Усвятские шлемоносцы», «Избранные произведения» в 2-х томах и много других.

Литературная критика Евгения Носова считала писателем-деревенщиком. Но истинные почитатели его литературы находили в его произведениях не только описание крестьянской жизни и природы, но и философское осмысление процесса бытия людей и роль Отечества в их жизни.

Опыт и мастерство, а также широта его интересов очень натуральны, богаты и разнообразны. Он художественно легко и свободно рисует как жизнь деревенскую, так и городскую фабричную, а также очень реалистично описывает отступление армии в 1941 году, и как поднимался на Великую Отечественную войну весь русский народ.

Евгений Носов. Биография и начало творчества

В своей повести «Усвятские шлемоносцы» Носов очень мощно описывает тяжесть войны и фашистского нашествия, навалившегося на весь советский народ вместе с его мужчинами, стариками, женщинами и детьми.

Он размышляет, почему нация так долго помнит эту войну, а потому что больно коварен и беспощаден был враг, и это очень сильно действовало на Эпическая панорама в конце повести поднимает дух, когда облака в небе проплывают над поселками, и колонны мобилизованных движутся к сборному пункту. «Усвятские, ставские, никольские, хуторские, мужики идут!» И нет этим колоннам конца, так воспряла Россия, так русские идут защищать свою родную землю, своих родных и близких.

Награды за литературные труды

За книгу «Шумит луговая овсяница» 1975 года Евгений Носов получил Государственную премию РСФСР им. М. Горького. За рассказы в 1996 году был отмечен Международной литературной премией им. М. Шолохова, в 2001 году - премией им. А. Солженицына.

В 1990 году Евгения Ивановича Носова представили к званию Героя Социалистического труда. В 1984 и 1990 годах он был награжден в 1975 году орденами «Трудового Красного Знамени», в 1971 получил орден «Знак Почета».

Вот так прожил свою непростую жизнь Носов Евгений Иванович. Биография его похожа на биографии многих выдающихся людей того времени, которые знали, и сколько невинных жизней она унесла, чтобы оставшиеся в живых смогли спокойно жить и трудиться на своей родной земле. Все это они знали не понаслышке, и поэтому использовали по полной свой шанс жить.

Заключение

Евгений Носов, биография которого является такой насыщенной, был одним из самых почитаемых литераторов в Советском Союзе. То он строгий и хмурый смотрит на всех исподлобья (это давали о себе знать воспоминания о войне и фронтовые раны), то он добрый и сердечный. И этим заполняет души родных и друзей. Но самым изумительным он становился, когда рассказывал что-то и этим просто зачаровывал слушателей. В жизни всегда был разный писатель Евгений Носов. Биграфия его жизни прервается в 2002 году на 77 году жизни.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры