Фазиль Абдулович Искандер и его рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла. Фазиль Искандер, рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла Игра «Морской бой» по рассказу Ф

Главная / Чувства

Слайд 2

Описание слайда:

Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье ремесленника. Закончил среднюю школу, получил библиотечное образование. В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В 1959 - редактор в абхазском отделе Госиздата. Первые стихотворные сборники - "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960) и другие - получают хорошие отзывы критиков и признание читателей. С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал "Юность" и "Неделя".Из этих рассказов автор собирает первую книгу "Запретный плод". Однако по-настоящему широкую известность ему приносит публикация в "Новом мире" «Созвездия Козлотура». Тепло были встречены рассказы и повести: "Летним днем" (1969), "Дерево детства" (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл "Сандро из Чегема« (1973). Перу Искандера принадлежат детские рассказы - "День Чика" (1971) и "Защита Чика" (1983), легшие в основу книги рассказов "Детство Чика" (1993). В 1982 в журнале "Юность" вышло произведение писателя - "Кролики и удавы", имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов "Путь"; в 1990 – повесть "Стоянка человека"; в 1991 - книгу публицистики "Поэты и цари"; в 1993 "Стихотворения" и роман "Человек и его окрестности". В 1995 в журнале "Знамя" была опубликована повесть "Софичка". Ф. Искандер живет и работает в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Фазиль Искандер

«Тринадцатый подвиг Геракла».

Юмор и его роль в рассказе.


Юмор делает серьезное

еще более серьезным…

Ф. Искандер


Комедия

Трагедия

Сарказм

Сатира

Юмор


Комедия

Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.

Трагедия

Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.

Сарказм

Язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Сатира

Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.

Юмор

Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.


Комедия

Драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.

Трагедия

Драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.

Сарказм

Язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Сатира

Изображением героев в смешном виде; доброжелательный смех.

Юмор

Высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.


Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры юмор выражает смех веселый, доброжелательный.



укрощение

Критского быка

похищение золотых

яблок Гесперид

удушение

убийство

Лернейской гидры

Немейского льва

поимка

укрощение

похищение коней Диомеда

похищение

Керинейской лани

коров Гериона

Эриманфского вепря

истребление Стимфалийских птиц

укрощение

похищение пояса Ипполиты

пса Кербера

очистка Авгиевых конюшен


Рассказчик – образ человека, от лица которого ведется повествование в художественном произведении.


Шурик Авдеенко

1. Загорелое угрюмое лицо показывало мощные усилия ума и воли.

Сахаров

1. Умное добросовестное лицо.

Адольф Комаров

2. Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом.

1. Опрятный, худой и тихий.

3. Длинный, нескладный, самый мрачный человек в классе.

2. Привычка держать руки на промокашке.

3. Волосы светлые, веснушки.

4. Считался способным троечником.

Его редко ругали, но

ещё реже хвалили.

Даже во время

смеха не переставал быть отличником.

«Черный лебедь».


Состояние

главного героя

Реакция класса

1. В воздухе запахло какой-то опасностью.

1. Смотрел на меня и ждал.

2. Захлопнулся маленький капканчик.

2. Ждал, что я буду проваливаться.

3. Сердце моё с размаху влепилось в спину.

3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее.

4. Сдерживал хихиканья.

5. Смеялся.

6. Ужас и отвращение.

6. Хохотал.


Градация (лат. gradatio – ступеньчатое повышение) – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.



Домашнее задание:

Сочинение «Еще один случай на уроке у Харлампия Диогеновича».

Юмор делает серьезное
еще более серьезным…
Ф. Искандер

Фазиль Абдулович Искандер.

Фазиль Искандер
родился в 1929 г. в
Сухуми. В советское
время город Сухуми
был столицей Абхазии,
которая входила в
состав Грузии и
соответственно в
состав СССР. Детство
будущего писателя
прошло в горном селе
под Сухуми.

Краткая биография.

Фазиль Искандер закончил
Сухумскую школу с золотой
медалью и приехал учиться в
Москву. Он учился в
Литературном институте имени
М.Горького, а затем работал
журналистом в Брянске и в
Курске. В 1956 году Искандер
вернулся в родной город и
продолжил писать рассказы. Он
создал много произведений о
детях и для детей.

«Тринадцатый подвиг Геракла»

Геракл - самый популярный из
греческих героев. Жизнь его можно
описать в двух словах: подвиги и
страдания – всем этим он обязан
богине Гере, недаром его прозвище
означает «совершающий подвиги
из-за гонений Геры». Геракл
совершил свои знаменитые 12
подвигов, тринадцатого подвига не
было!
Название рассказа говорит нам, что
герой совершил поступок, который
подвигом не является.

Образ учителя математики.

Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанные
чувства. С одной стороны, неприятно, когда учитель
высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на
уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не
оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Автор даёт
учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что
учитель, как и греческий философ Диоген, относился к
жизни спокойно и философски.

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал
учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не
убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над
собой.

Удивительный мальчик.

Рассказ Искандера ведётся от
имени мальчика, который видит
мир словно через призму своего
детского сознания.
Писателю удаётся вызвать смех
неожиданными поворотами
сюжета и неожиданными,
непривычными
словосочетаниями,
применяемыми к обычным
людям или явлениям.

Юмор (англ. humour – нрав,
настроение) – изображение героев в
смешном виде. В отличие от сатиры
юмор
выражает
смех
веселый,
доброжелательный.

Рассказчик – образ человека, от
лица которого ведется повествование в
художественном произведении.

Градация
(лат.
gradatio

ступеньчатое повышение) – постепенное
нарастание
смысловой
или
эмоциональной
значимости
ряда
выражений.

Шурик Авдеенко
1. Загорелое
угрюмое лицо
показывало
мощные усилия
ума и воли.
2. Стоял у доски с
яростным и
угрюмым лицом.
3. Длинный,
нескладный,
самый мрачный
человек в классе.
Даже во время
смеха не переставал
быть отличником.
Сахаров
1. Умное
добросовестное
лицо.
Его редко ругали, но
ещё реже хвалили.
Адольф Комаров
1. Опрятный, худой
и тихий.
2. Привычка
держать руки на
промокашке.
3. Волосы светлые,
веснушки.
4. Считался
способным
троечником.
«Черный лебедь».

Состояние
главного героя
1. В воздухе запахло какой-то
опасностью.
2. Захлопнулся маленький
капканчик.
3. Сердце моё с размаху
влепилось в спину.
Реакция класса
1. Смотрел на меня и ждал.
2. Ждал, что я буду
проваливаться.
3. Хотел, чтобы я
проваливался, как можно
медленнее и интереснее.
4. Голос мой подымается
прямо из живота.
4. Сдерживал хихиканья.
5. Казнь.
5. Смеялся.
6. Ужас и отвращение.
6. Хохотал.
Звонок – погребальный колокол

Вывод.

Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого
подвига не было. Название рассказа говорит нам, что
герой совершил поступок, который подвигом не является!
Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать
человека смешным. Ученик, отступающий от школьных
правил, - не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто
смешной человек.
Главная идея этого произведения состоит в том, что смех
позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые
черты характера, признать собственные ошибки и больше
не допускать их.

«…Мне
хочется
благодарно
возвысить метод Харлампия Диогеновича.
Смехом он, безусловно, закалял наши
лукавые детские души и приучал нас
относиться к собственной персоне с
достаточным чувством юмора. По-моему,
это вполне здоровое чувство, и любую
попытку ставить его под сомнение я
отвергаю решительно и навсегда.»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Идея рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» серьезна и глубока. Писатель размышляет над тем, что физическое и социальное мужество совпадают в человеке далеко не всегда, что, обладая физической храбростью, можно остаться трусом в общественной жизни, что даже можно совершить из трусости подвиг, дабы не показаться людям смешным или глупым. И вот вскрывая именно такую каверзную ситуацию, писатель остается верен себе: юмор пронизывает от первой до последней фразы. 1 2 3 4 5 10 5 40 50 10 20 10 20 40 10 50 30 40 50 30 20 40 5 5 10 30 10 30 20 10 Какова, по мнению героя рассказа, была основная черта всех математиков, с которыми ему приходилось встречаться? Все математики были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. Каким был директор школы? Он всегда: и зимой, и летом - ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся. К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы доктор и медсестра изменили свои планы и пошли ставить уколы на уроке математики? Герою пришлось соврать, что на следующем уроке их класс уходит организованно в музей и отменить это мероприятие невозможно. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «принцем Уэльским»? Этот ученик позволил себе прийти в класс после учителя, а значит, поставил себя выше всех, как будто являлся титулованной особой. Почему Алик Комаров очень боялся уколов? Он был худым, слабым и малокровным и боялся, что игла попадет в кость. Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? Происхождение и род занятий: оба были греками и математиками. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? Он не решил задачу, заданную на дом. Успокоился, когда узнал, что товарищ тоже не справился с задачей, и все свободное время до уроков играл в футбол. Почему герой не боялся уколов? Он болел малярией, и уколы ему делали «тыщу раз». Какова главная мысль этого рассказа? Надо относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. Это по может сохранить нравственное здоровье человека. Какая деталь внешности Алика Комарова обнаружилась во время укола? Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, которых раньше никто не замечал. Чем отличался Харлампий Диогенович от других математиков в школе? Он сразу же установил в классе образцовую дисциплину. Ни один ученик не смел прогулять его урок. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников на уроке «черным лебедем»? Вытянув шею, он пытался списать контрольную работу у сильного ученика. Подумал ли герой, приводя в класс докторшу, о своих одноклассниках, которые боялись уколов смертельно, до обморочного состояния?Герой думает только о себе и о том, как ему избежать наказания. Этот поступок эгоистичен, так как выгоден только герою. Случайно ли автор дает учителю отчество Диогенович? Конечно, не случайно. Это отчество напоминает нам древнего философа Диогена и говорит о том, что учитель был тоже тонким психологом и философом, учил детей не только математике, но и мужеству, ответственности и порядочности. Почему поступок нерадивого ученика учитель назвал «тринадцатый подвиг Геракла»? Ученик приложил столько изобретательности, столько сил, чтобы спасти себя от двойки! Поистине был совершен подвиг, только Геракл совершим их из храбрости, а наш герой - из трусости признать свои ошибки, поэтому это был лишний, никому не нужный «подвиг». Как Харлампий Диогенович боролся с нерадивыми и недисциплинированными учениками? Он ни на кого не кричал и не уговаривал заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказа не готов к уроку? Мальчик слишком оживленно жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание. Почему Харлампий Диогенович «казался грустным и немного обиженным», когда доктор пришла ставить уколы на его уроке? Ему жаль было сорванного урока и было понятно, что это произошло не безучастия его ученика. Кто это: «Длинный, нескладный, самый мрачный человек из нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки»? Шурик Авдеенко С каким чувством вспоминает рассказчик своего учителя? С чувством благодарности за то, что Харлампий Диогенович закалял лукавые детские души. Почему смех был очень действенным средством воспитания? Когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного, и невозможно пересмеять весь класс. Хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный. Когда происходит действие рассказа? Во время Великой Отечественной войны. Чей это портрет: «Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Спокойно перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза». Харлампий Диогенович. Как изменился герой после этой истории? «С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям и с нерешенными задачами никогда не совался к футболистам». Отчего, по мнению героя, погиб могущественный Древний Рим? «Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его операторы в своей бронзовой спеси перестали замечать, что ни смешны». «Я понял, что все счастливые находки детства – это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо. И еще одно я твердо понял: все потерянное можно найти – даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть еще никто не находил». Ф. Искандер особенно глубоко и осмысленно проникся желанием пробудить у читателя сердце разумное. Рассуждая о вечном и суетном, он всматривается в человека, уважая его и любя. Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Центр спорта и образования Олимп» Москомспорта Аппазова Светлана Танатаровна


Приложенные файлы




Краткая биография. Фазиль Искандер закончил Сухумскую школу с золотой медалью и приехал учиться в Москву. Он учился в Литературном институте имени М.Горького, а затем работал журналистом в Брянске и в Курске. В 1956 году Искандер вернулся в родной город и продолжил писать рассказы. Он создал много произведений о детях и для детей.



«Тринадцатый подвиг Геракла» Когда мы читаем этот рассказ, то рассуждаем. Кто такой Геракл? Сколько подвигов он совершил? Какие это подвиги? Ещё, не читая рассказа, мы рисуем в своём воображении: Геракл - самый популярный из греческих героев. Жизнь его можно описать в двух словах: подвиги и страдания – всем этим он обязан богине Гере, недаром его прозвище означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Геракл совершил свои знаменитые 12 подвигов, тринадцатого подвига не было! Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом не является.


Краткое содержание рассказа. В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор. Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха. Однажды ученик 5 «Б» класса (от которого ведётся повествование), не выучив домашнего задания, пришёл на урок к Харлампию Диогеновичу. Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске, станет мишенью для искромётного юмора своего учителя. В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор. Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха. Однажды ученик 5 «Б» класса (от которого ведётся повествование), не выучив домашнего задания, пришёл на урок к Харлампию Диогеновичу. Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске, станет мишенью для искромётного юмора своего учителя.


Краткое содержание рассказа(2) Через некоторое время после начала урока в класс вошёл доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 «А», но по ошибке зашли в параллельный класс. Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводить врачей на урок в 5 «А». Более того, пока они шли коридорами школы «доблестному» пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию с 5 «Б». Таким образом, ему удалось спасти от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников. После докторских «экзекуций», сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника. Герою, только что спасавшему класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу. С тех пор он гораздо ответственней стал подходить к домашним заданиям. Через некоторое время после начала урока в класс вошёл доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 «А», но по ошибке зашли в параллельный класс. Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводить врачей на урок в 5 «А». Более того, пока они шли коридорами школы «доблестному» пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию с 5 «Б». Таким образом, ему удалось спасти от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников. После докторских «экзекуций», сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника. Герою, только что спасавшему класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу. С тех пор он гораздо ответственней стал подходить к домашним заданиям.


Образ учителя математики. Читая рассказ, мы задумались над образом учителя математики – Харлампия Диогеновича. А почему автор даёт ему такое отчество? Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанные чувства. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Автор даёт учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски. Почему герой с благодарностью говорит об учителе? Потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором. Читая рассказ, мы задумались над образом учителя математики – Харлампия Диогеновича. А почему автор даёт ему такое отчество? Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанные чувства. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение. Автор даёт учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски. Почему герой с благодарностью говорит об учителе? Потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.


Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Как вы понимаете слова: «смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора?» Как вы понимаете слова: «смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора?» Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой. По словарю В.И.Даля юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев. Я считаю, что рассказ Искандера можно назвать юмористическим, потому что в нём присутствуют комические эпизоды, использована гипербола, например, при описании страха перед уколом у Алика Комарова; как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников. Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой. По словарю В.И.Даля юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев. Я считаю, что рассказ Искандера можно назвать юмористическим, потому что в нём присутствуют комические эпизоды, использована гипербола, например, при описании страха перед уколом у Алика Комарова; как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников.


Удивительный мальчик. Рассказ Искандера ведётся от имени мальчика, который видит мир словно через призму своего детского сознания. Мне очень нравятся фразы: «Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями.» Рассказ Искандера ведётся от имени мальчика, который видит мир словно через призму своего детского сознания. Мне очень нравятся фразы: «Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями.» Писателю удаётся вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям. Писателю удаётся вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям.


Одноклассники. Очень понравились одноклассники главного героя. Это Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров. Сахаров – отличник. Даже во время смеха он не перестаёт быть отличником. Шурик Авдеенко учится плохо. Когда учитель смеётся над ним, называя «чёрным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи.» Больше всех укола боится Алик Комаров. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Во время того, когда Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки.


Вывод. Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом не является! Главное оружие Харлампия Диогеновича - это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, - не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Итак, главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.



© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры