Где родился швабрин из капитанской дочки. Характеристика героя Швабрин, Капитанская дочка, Пушкин

Главная / Чувства

ШВАБРИН Алексей Иванович - дворянин, антагонист главного героя повести Гринева. Задумав роман из эпохи пугачевского бунта, связанный жанровой традицией с «шотландскими романами» В. Скотта, где герой оказывается между двумя лагерями - «мятежников» и «покорителей», Пушкин в конце концов как бы «разделил» исторического героя надвое, распределил на две сюжетные роли. Одна из них досталась Гриневу, другая - Швабрину (в чьей фамилии явственно слышатся отзвуки имен Шванвича и Башарина; о прототипах см. ст.: «Гринев»).

Швабрин смугл, некрасив собою, оживлен; служит в Белогорской крепости пятый год; сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Сама по себе эта подробность биографии ни о чем не говорит; равно как ни о чем не говорит презрительность Швабрина (во время первой встречи с Гриневым он описывает белогорцев весьма насмешливо). Все это типичные черты романного образа молодого офицера; до поры до времени Швабрин не выпадает из традиционной схемы; непривычна для этого типа литературного героя лишь его «интеллектуальность» (Швабрин, несомненно, умнее Гринева; он был даже связан с В. К. Тредьяковским). Когда он едко отзывается о стишках влюбленного Гринева, это соответствует стереотипу и не заставляет читателя насторожиться. Лишь когда он с «адской усмешкой» предлагает Гриневу подарить его возлюбленной, дочери здешнего коменданта Марье Ивановне вместо любовной песенки серьги («знаю по опыту ее нрав и обычай»), это наводит на мысль о его душевном бесчестии. Вскоре становится известно, что Швабрин некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ (а значит, ею отзывы о ней как о совершенной дурочке - месть; дворянин, мстящий женщине, подлец).

Во время тайной дуэли, на которую вызывает его Гринев, оскорбленный отзывом о Маше, Швабрин наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (т. е. неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но по существу в спину соперника, который не собирается бежать, - т. е. подлый. Затем у читателя появляются самые серьезные основания заподозрить Швабрина в тайном доносе родителям Гринева о поединке (благодаря чему отец запрещает сыну и думать о браке с Марьей Ивановной). Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену Швабрина. Как только крепость достается Пугачеву, он переходит на сторону бунтовщиков, становится одним из их командиров и силой пытается склонить к союзу Машу, живущую под видом племянницы у здешней попадьи. Кульминационный пункт «швабринской» линии сюжета - сцена, когда в крепости появляется разгневанный Пугачев, узнавший от Гринева о том, что Швабрин удерживает девушку: дворянин валяется в ногах у беглого казака. Подлость оборачивается позором.

Кончает Швабрин тем, что, попав в руки правительственных войск, показывает на Гринева как на пугачевца-изменника; только простодушие мешает главному герою догадаться, что Швабрин умалчивает на допросе о Марье Ивановне лишь потому, что боится ее свидетельства в пользу Гринева, а не потому, что хочет уберечь ее от неприятностей. (Ничто не помешало Швабрину в минуту личной опасности открыть Пугачеву ее тайну и поставить под смертельный удар и саму дочь повешенного коменданта, и попадью, укрывшую дворянку.)

Изображать такого «неподвижного» героя (при всей важности его фигуры, оттеняющей и уравновешивающей образ Гринева) неинтересно. Поэтому Пушкин часто прибегает к приему косвенного повествования: сам Швабрин остается за рамками рассказа, а читатель узнает о нем из разговоров других персонажей.

Литература:

Альми И. Л. «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»: Единство и полярность художественных систем // Болдинские чтения. Горький, 1987.

Гершензон М. О. Сны Пушкина // Гершензон М. О. Статьи о Пушкине. М., 1926.

Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: Комментарий. М., 1977.

Дебрецени П. Капитанская дочка // Дебрецени П. Блудная дочь: Анализ художественной прозы Пушкина. СПб., 1996.

Лотман Ю. М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. (То же // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя: Статьи и заметки. 1960–1990. «Евгений Онегин». Комментарий. СПб., 1995.)

Нейман Б. В. В «Капитанская дочка» Пушкина и романы Вальтера Скотта // СбОРЯС. 1928. T. CI. № 3.

Оксман Ю. Г. Пушкии в работе над романом «Капитанская дочка» // Пушкин А. С. Капитанская дочка. М., 1964 / (Серия «Литературные памятники»).

Петрунина H. Н. Пушкин и Загоскин // Русская литература. 1972. № 4.

Турбин В. Н. Характеры самозванцев в творчестве А. С. Пушкина // Филологические науки. 1968. № 6.

Цветаева М. И. Пушкин и Пугачев // Цветаева М. И. Мой Пушкин. М., 1967.

Якубович Д. П. «Капитанская дочка» и романы Вальтера Скотта // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1939. Т. 4/5.

Меню статьи:

Без образа Швабрина роман Пушкина «Капитанская дочка» был бы лишен уверенности в торжестве справедливости. Именно благодаря этому герою мы можем вполне оценить благородство Гринева и истинность любви Маши.

Происхождение и род занятий Швабрина

Алексей Иванович Швабрин – человек аристократического происхождения. Его семья была богата и влиятельна в аристократических кругах.

Алексей Иванович подобно всем дворянам получил хорошее образование, он знал несколько иностранных языков и отличался незаурядным умом.

Предлагаем ознакомиться с в поэме А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

Как и большинство молодых людей, Швабрин выбрал карьеру военного. Свою военную стезю Алексей Иванович начал в элитных войсках – в гвардии. Вначале его служба не была затруднительна, но безрассудство Алексея Ивановича все погубило.

Несмотря на запрет дуэлей, Швабрин все же пренебрегает официальным запретом. Дуэль для него закончилась вполне успешно, чего не скажешь про его оппонента-поручика. Полученная рана привела его к гибели. О факте дуэли стало известно и Швабрина, в качестве наказания, отправили в Белогородскую крепость, где он прослужил уже около пяти лет: «Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях».

Внешность Швабрина

Алексей Иванович не отличался приятной внешностью – он был невысокого роста, лицо его было абсолютно некрасивым, трудно было выделить хоть какие-либо приятные черты лица, лицо его отличалось мимической живостью, что еще больше отталкивало. Кожа его имела темный цвет, под стать волосам. Волосы – это, пожалуй, одна из немногих вещей, которые были привлекательны в Швабрине – они были насыщенно черного цвета и красиво обрамляли его лицо.

После захвата Пугачевым крепости внешность Швабрина существенно поменялась – он сменил привычный костюм на казацкую одежду, отпустил бороду.

Арест официальными властями также отразился на его облике – некогда красивые волосы стали седыми, а борода его сбилась и утратила свою привлекательность. « Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».

В целом же его внешность соответствовала человеку ожидающему приговора – он был подавлен и обескуражен.

Характеристика личностных качеств

Алексей Иванович обладал крайне вспыльчивым характером, что неоднократно становилась причиной его несчастий. Несдержанность по отношению к поручику лишила его возможности беззаботно служить в элитных войсках. Вспыльчивость по отношению к Гриневу стала причиной перехода на сторона повстанцев и, как следствии, каторги.

В целом же Швабрин – неглупый человек, он наделен сообразительностью и смекалкой, но в моменты эмоциональной нестабильности его умственные способности отходят на задний план – эмоции решают все. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен».

Алексей Иванович – нечестный человек. В его привычки входит обман людей и клевета. Порой он это делает из-за скуки, порой, чтобы получить какую-либо личную выгоду.

Так или иначе, это отталкивает окружающих от Швабрина – никому неохота общаться с дерзким и коварным человеком.

Швабрин и Гринев

Появление Гринева в крепости привнесло некоторое оживление в ее сонную и скучную жизнь. Служащих здесь было не так уж и много, поэтому проблем с выбором компании для времяпровождения не возникало. Гринев говорит о Швабрине: «Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Благородный и добрый Гринев сумел расположить к себе всех в крепости, в частности дочку коменданта – Машу. Съедаемый ревностью, Швабрин ту же вызывает молодого противника на дуэль. Швабрин практически был убежден в своей победе – он считал, что человек такого возраста как Гринев не может обладать исключительными способностями к фехтованию, но оказалось все наоборот – случайность решила ход поединка –

Не избавившись от противника на дуэли, Швабрин прибегает к коварству. Он пишет анонимное письмо отцу Гринева о произошедших событиях. Алексей Иванович рассчитывает на то, что разгневанный отец заберет сына из крепости и путь к возлюбленной Маше опять будет свободен, но этого не случается. Швабрину пришлось затаиться и ждать более подходящего случая.

Спустя некоторое время такая возможность возникла – после арестов участников восстания, к которым принадлежал Алексей Иванович, начались судебные разбирательства. Как раз здесь Швабрин и вспоминает о своей давней обиде на Гринева и приписывает ему игру на два фронта. Однако и на сей раз надежды Швабрина не осуществились: благодаря Маше Гринев был помилован императрицей.

Швабрин и Марья Ивановна Миронова

Алексей Иванович Швабрин по своей натуре был человеком влюбчивым. Оказавшись в крепости, он тут же заприметил симпатичную девушку – дочку коменданта крепости. Марья Ивановна не отличалась исключительной красотой, вряд ли она смогла бы конкурировать с первыми красавицами, но все же обладала приятными чертами лица. Со временем Алексей Иванович начинает проявлять к девушке интерес. Ему кажется, что если он и не вызовет симпатию у Марьи, то ее родители убедят девушку ответить взаимностью – семья Швабрина обеспечена, а Мироновых – влачит жалкое существование на грани нищеты.


Скорее всего Швабрин не испытывает истиной любви к девушке – для него это игра, развлечение. Марья осознает это и поэтому сторонится бесчестного и малопривлекательного человека, чем вызывает негодование и раздражение у Швабрина. Появление в крепости Гринева еще больше накалило отношения между Алексеем Ивановичем и Марией Ивановной. Миронова влюбляется в милого и доброго юношу, а Швабрин не в силах порадоваться их взаимному чувству, а все время старается найти способ отстоять свое призрачное право на любовь девушки. Попытки Швабрина ни к чему хорошему не приводят: Маша только сильнее убеждается в его бесчестности и лицемерии.

После захвата крепости повстанцами Швабрин запирает девушку и морит ее голодом – он надеется, что таким способом сможет сломить ее и получить желаемое, но Марье помогают спастись, а Алексей Иванович остается ни с чем.

Швабрин и Пугачев

Переход Швабрина на сторону повстанцев кажется нелогичным и абсурдным. Ему как представителю аристократии, богатому и состоятельному человеку поддержка мятежа – абсолютно ненужное и неоправданно рискованное дело.


Первая объективная мысль, которая объясняет такой поступок – это страх за свою жизнь. Пугачев и повстанцы очень категоричны с людьми, не желающими им служить, но, как показывает дальнейшее развитие событий, Швабриным не только руководствовало желание остаться в живых. Швабрин пренебрежительно относился к чужим жизням, но расставаться со своей не спешил. Увидев, как решительно повстанцы расправляются с непокорными, Швабрин дает присягу верно служить Пугачеву.

Он преданно служит ему и его делу – подстригается на манер казаков и облачается в казацкую одежду. Швабрин ведет в компании с повстанцами себя свободно и не скованно, он настолько вжился в роль, что сложно узнать в нем аристократа.

Вполне вероятно, что такое поведение Швабрина было всего лишь игрой на публику – вряд ли такой человек, как Алексей Иванович, истинно разделял взгляды и желания Пугачева.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме “Евгений Онегин” А. С. Пушкина.

Особого доверия образ Швабрина не вызывал у Пугачева – Алексей Иванович был предателем, перешедшим на его сторону. Факт предательства должен был насторожить Пугачева и поддать сомнению искренность его намерений, но, несмотря ни на что, Пугачев делает Швабрина новым начальником крепости, вполне вероятно, что на этот выбор повлияло военное прошлое Швабрина.

Таким образом, негативный образ Швабрина становится фоном для отображения поступков и характеристик других персонажей. А.С. Пушкин с помощью противопоставления добивается яркого изображения важности моральности и добропорядочности. Алексей Иванович Швабрин все время был бесчестным, алчным человеком и в результате пострадал за свою вспыльчивость, злобу и корысть – за причастность к деятельности мятежников его отправляют на каторгу.

Литературно-критические замечания о «Капитанской дочке»

Читая «Капитанскую дочку», осуждая поведение Швабрина, читатель – наверняка – не задумывается о том, что это произведение по-своему уникально в русской литературе. Проблема художественного психологизма – одна из самых сложных и наименее исследованных. Возникла эта проблема, собственно, вместе с литературой и, следовательно, прошла в своем развитии ряд этапов. В 20–30 годы XIX века русская литература уже приобрела настоящую зрелость. Прежде всего – в творчестве Пушкина, который, таким образом, стал учредителем русской литературы. Художественность нашла наиболее полное выражение в создании характеров – как наиболее устойчивых, многогранных и динамических психологических структур, воплощая неповторимость индивидуальности. Именно на этой почве завершилось оформление психологизма как одного из ведущих принципов отражения. Это произошло в тесном взаимодействии с романтизмом и критическим реализмом. Ведь их пафос заключался прежде всего в отображении человеческой индивидуальности, в утверждении ее самостоятельности, в показе ее расцвета и вместе с тем увечий, причиненных социально-историческими условиями жизни.

Итак, надо полагать, что в российской литературе первой половины XIX века существовали по меньшей мере три формы психологизма. Прежде всего это тот психологизм, который возник, когда предметом литературы считался человек вообще, и над писателями еще тяготели в той или иной степени догмы нормативной поэтики. Однако здесь противопоставлялись уже не «высокое» и «низкое», а «чувствительность» и «холодность»…

Пушкинские слова в контексте психологизма

Основной же была и форма психологизма, которая возникла с признанием ценности человеческой индивидуальности. Это способствовало тому, что психологизм окончательно превратился в один из ведущих принципов литературы (да и культуры, пожалуй), наряду с гуманизмом. Тогда в общественной психологии как раз происходили коренные изменения в связи с пробуждением в обществе самосознания, с появлением аналитического подхода к существующему образу жизни. К этой форме психологизма все больше приходили писатели 20-х и особенно 30-х годов.

«Капитанская дочка» – последнее слово автора. Начал же наш писатель свой творческий путь, когда в литературе непосредственно воспроизводился процесс пробуждения общественного самосознания, а с этим – и признание ценности индивидуальной неповторимости. Так, нашло отражение «бытовое свободомыслие», по словам Юрия Лотмана, которое ярко проявилось в «буйстве», а также «гусарство», «эпикуреизм», романтическое мироощущение и т. д. Все это – разные проявления самоутверждения личности. И именно с этой точки зрения трактует герой пушкинского произведения такие формы психики как «характер» и «страсть».

Таким образом, психологизм окончательно оформился как принцип отражения в связи с воспроизведением особого состояния общественной психологии: пробуждение самосознания личности и признание ценности индивидуальной неповторимости. Так возникла и та форма, которая достигла наивысшего развития в произведениях Пушкина и Гоголя. Конечно, реализовалась эта форма у этих авторов по-разному, ведь Пушкин и Гоголь придерживались далеко не одинаковых концепций гуманизма и к тому же имели дело с разным жизненным материалом. С распространением рефлексии, в частности скептицизма, начался переход к новой форме психологизма, которую открыл уже Лермонтов. Следующий шаг – это психологизм Достоевского и Толстого… А, как видим, начинается все во многом именно с Пушкина.

Современные рецепции «Капитанской дочки» и образа Швабрина

Выше мы проанализировали образ Швабрина изолированно. Однако нельзя не признать факта, что литература – это череда рецепций и перевоплощений. Так, мы предлагаем оригинальный взгляд на то, как образ Швабрина перекочевал в современную литературу. В частности, речь идет о творчестве Виктора Пелевина. В своем романе Пелевин использует сюжетный ход пушкинской «Капитанской дочки», а именно – дуэль Гринева со Швабриным. Дуэль эта происходит через сердечный стих к Маше, написанный влюбленным Гриневым и высмеянным Швабриным. В пелевинском «Ампире В» дуэль самом деле проходит в стихах, разных по жанру. Митра пишет подхалимский мадригал, Рома-Рама – инвективу социально-политического звучания.

У Пушкина и Пелевина тщательно описываются правила дуэли как рыцарского кодекса чести («Капитанская дочка») и как его вербальной имитации («Ампир В»). Дуэль (борьба между героями за сердце Маши в «Капитанской дочке») и спор за приверженность Геры (в «Ампире В») становится поводом для дальнейших самохарактеристик героев. Швабрин, как и Митра, обнаруживает низость и подхалимство. Гринев, как и Рома-Рама, обнаруживает, в свою очередь, историческую проницательность, мудрость, честность, патриотизм. Историческая проницательность героем Пелевина продолжает пушкинские размышления о причинах русской национально-исторической «неидентичности», несоответствия самим себе на различных этапах социального развития. Мысли о трагических последствиях российского исторического хаоса, в основе которого лежат «насильственные потрясения», продолжает почти два века герой постмодернистской эпохи Рома-Рама. Итак, «вечная молодость России» обеспечивается разорванной до основания предыдущей историей.

Пушкинский интертекст в романе Пелевина выступает, таким образом, консолидирующим культурным фактором, который продолжает самобытную русскую литературную традицию, создает диалог современности с золотым временем русской литературы, тем самым воплощая спасительную преемственность эпох.

Еще один акцент: Швабрин как двоедушный человек

Пушкинская система – это классическая система антитезисов, когда положительным персонажам соответствуют герои отрицательные. Швабрин, как мы видели из нашего анализа, воплощает те характеристики, которые ассоциируются с отрицательными фигурами. Подлость, бесчестность, склонность к изменам и предательствам, коварность, жестокость, беспринципность – все это о Швабрине.

Когда читатель впервые знакомиться с этим героем, то застает того в крепости. Швабрин отбывает наказание «за смертоубийство». Конечно, негативные герои обычно наделены мощным умом, остроумием, привлекательной внешностью, живостью характера, занимательностью речи. Пушкин собирает в образе Швабрина все те черты, которые присущи типичным злодеям. Читатель становится свидетелем развернувшейся драмы – не ревности, но торжества чувства собственности. Швабрин противопоставляется Гриневу – положительному персонажу. Гринев получает то, чего Швабрин получить не смог. То есть любовь девушки. Неудовлетворенность – почти во фрейдовском смысле – толкает Швабрина на гнусные поступки: очернение имени Маши (той самой девушки, как мы помним), ранение Гринева на дуэли, наконец, признание самозванца-Пугачева государем, переодевание, предательство… Швабрин пленяет Машу, пытаясь заставить выйти за него замуж. Конечно, история завершилась благополучно, и Машу освободили из крепости. Однако пушкинская логика разворачивается в ключе «проступок – наказание», в литературном произведении справедливость восторжествовала, однако в жизни случилось бы, вероятно, по-другому. Швабрин же после череды проигрышей, все равно пытается утешиться местью. Однако получает лишь опустошение и окончательную утрату достоинства – как человека.

Швабрин Алексей Иванович является одними из отрицательных персонажей данного произведения. В романе он представляет собой образ молодого офицера из достаточно обеспеченной семьи дворянского рода. Будучи офицером был разжалован в Белгородскую крепость, по причине совершения убийства своего товарища.

Швабрин Алексей Иванович не отличался достаточно красивыми чертами лица, однако в нём прослеживались нотки живости. Ростом он также не отличался и притом страдал от излишней худобы.

Из личных качеств Швабрин обладал достаточно хорошим умом, сообразительностью и остроумием. Его диалоги наполнены острыми и увлекательными темами, которые ещё больше завлекают читателя. Но так, как он являлся отрицательным персонажем Швабрин был наделён такими качествами, как клевета и выдумка. Так к примеру, он описывал Марию Миронову, как абсолютную дурочку, а действительно она была очень умной и добродушной девушкой.

Во многих сценах он сохранял свою важность и весьма напыщенный вид. Он постоянно пускал неуместные и грубые шутки, которые были чужды его окружению. Швабрин любил постоянно над кем-нибудь посмеяться и получал от этого огромное удовольствие. У этого мужчины не было ничего святого. Он напрочь отказывался верить в бога, и поэтому ему был всё равно что его причисляли к душегубам.

Лживый, дерзкий, к тому же ещё и подлый человек, предавший свою армию и после чего спокойно перешёл в отряды самозванца Пугачева. После чего, Швабрин получил в отряде Пугачёва, должность начальника Белгородской крепости. И пользуясь своим положением он совершает похищение Маши и силой удерживает её, пытаясь таким образом добиться от неё расположение. Но как итог, во всём есть справедливость и Швабрина арестовывают за совершение измены родине.

Сочиение Образ и характеристика Швабрина

Алексей Иванович Швабрин является второстепенным и отрицательным героем повести «Капитанская дочка». Это молодой, образованный офицер из состоятельной семьи. Роста он был невысокого, лицо его было смуглым и некрасивым. Он знал французский язык и искусно владел шпагой.

Некогда он проходил службу в гвардии. Там он заколол шпагой одного поручика и был отправлен на службу в глухую Белогорскую крепость.

В крепости Швабрин знакомится с прибывшим для прохождения службы Петром Гриневым. Поначалу он кажется очень дружелюбным и остроумным человеком, с которым интересно и весело проводить время.

Но, в дальнейшем герой раскрывается с другой стороны. Он был влюблен в дочь капитана Миронова, но она не ответила ему взаимностью. Будучи человеком мстительным, малодушным и подлым он стал распускать нехорошие слухи про нее и ее семью.

Он ссориться с Петром Гриневым из-за ревности к Маши Мироновой и желает сразиться с ним на дуэли. Во время поединка он наносит удар в спину, на миг отвернувшемуся сопернику. Он пишет лживое письмо отцу Гринева, после чего, мать Петра заболевает.

Алексей Швабрин является бесчестным и бессовестным человеком. Во время нападения банды Пугачева на крепость, он предает своих и сразу же переходит на сторону злодеев. Затем самозванец Пугачев назначает его комендантом крепости. Внешность его меняется, он становится важным, одевается в казаки и отращивает бороду.

Он пользуется своим новым положением и насильно удерживает капитанскую дочь Машу. Он плохо с ней обращается, держит взаперти, всячески унижает и морит её голодом. Но все его попытки вынудить Машу Миронову стать его женой оказывается тщетными.

В конце повести Алексея Швабрина арестовывают. Он выглядит худым и изнеможенным, лицо его становится бледным, а некогда черные волосы – седеют. От переполняющего его бессилия и злобы он пытается насолить своему сопернику Петру Гриневу. Швабрин дает на его счет ложные показания. Он уверяет, что Гринев вступил в ряды Пугачева и является изменником родины. Он проявляет себя, как подлый, лицемерный и лживый человек.

Персонаж Швабрина не вызывает никакого уважения и сострадания.

Вариант 3

Швабрин Алексей Иванович – это второстепенный герой, аристократ, дворянин, который по той или иной причине оказался в Белгородской крепости. Он молодой офицер среднего роста. Он хорошо образован, умеет разговаривать. В его речи всегда есть шутка и острота. Когда-то давно он был влюблён в Машу Миронову – единственную дочь начальника крепости, но получил отказ, чем был не особо доволен. В Белгородской крепости он служит пятый год.

После отказа Маши Мироновой, Швабрин начинает распускать грязные слухи про нее в крепости и за ее пределами. Учитывая данное обстоятельство можно с уверенностью сказать, что это не очень честный человек.

Его лукавость, лживость доказывается тем, что он воспользовался тем, что во время дуэли, Гринёва отвлек Савельич, а именно Алексей Иванович выстрелил в него. Далее Швабрин пишет письмо о дуэли отцу Гринёва, зная, что это может усугубить положение Гринёва младшего.

В момент захвата Белгородской крепости, видя, что Пугачёв и его соратники побеждают. Швабрин, не задумываясь ни над чем переходит на сторону варвара и разбойника. На службе у Пугачёва, Гринёв продолжает врать и совершать всякие ухищрения и подлости. Узнав о том, что, Маша Миронова одна в крепости и ее никто не может защитить, он решил воспользоваться своей властью. Он грубо домогается до дочери убитого коменданта крепости, что не говорит о его любви к Маше Мироновой.

Когда Швабрин увидел, что под защитой Пугачева находится Гринёв, тот свалился пред ногами государя, забыв о чувстве собственного достоинства и чести. Он не чтит никого и ничего. Он боится только за свою шкуру, которая ничего не стоит. Но не стоит забывать о том, что Швабрин дворянин, а видеть валяющегося на земле дворянина омерзительно.

Когда Гринёв увозил Марию Ивановну с собой, Швабрин испытывал злобу и желание отомстить ему. Он хотел отомстить не от любви к Марии Мироновой, а от соперничества и личной гнусности и льстивости. В конце концов Швабрина Алексея Ивановича арестовывают за измену родине.

Когда арестуют Швабрина, он оклеветает Гринёва, хотя будет знать, что тот не присягал на верность Пугачеву и не участвовал в его разбойных деяниях.

Делая характеристику образа Швабрина, нужно отметить, что Пушкин ввел в роман этого отрицательного героя не только с целью разнообразить сюжет, но и чтобы напомнить читателю, что, в жизни встречаются настоящие мерзавцы, способные испортить жизнь окружающим их людям.

Швабрин в рассказе Пушкина

В произведении Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка", главным злодеем и антигероем выступает не разбойник Пугачёв со своими приспешниками, а молодой русский офицер - Алексей Иванович Швабрин. Это юноша с вздорным нравом, родом из аристократической семьи, с завышенным мнением о себе и собственных поступках. У этого персонажа отсутствует понятие чести и долга, ведь после захвата Белгородской крепости, не раздумывая он встал на сторону врага, даже не вспомнив о том, что дал самую важную клятву - защищать свою родину.

Настоящая любовь Алексею Ивановичу не знакомы. Дочь коменданта крепости, Маша, очень понравилась ему, поэтому в порыве своих чувств Швабрин предложил ей замужество. Девушка отказала молодому офицеру, так как чувствовала от него недобрые намерения и обман. После отказа Алексей не смирился и решил, что будет мстить Марии, обзывая её и распуская неуместные слухи о жизни бедной девушки. Но Маша стойко терпела нападки Швабрина, в то время как сам Швабрин становился злее. При захвате крепости Алексею Ивановичу удалось приблизиться к Марии, он посадил её под замок, не давал нормальной пищи, а лишь хлеб и воду, надеясь тем самым выбить из измученной Маши согласие на брак. Данный поступок показывает, Алексей не имеет милосердия и сочувствия, ему не жаль девушку, он думает лишь о собственной выгоде и обогащении.

Верную и искреннюю дружбу Швабрин также не стремился создать. Его подлость и трусость ранит людей. На дуэли с Петром Гринёвым Алексей Швабрин повёл себя низко и нечестно, он пронзил Павла в спину, когда тот отвлёкся. Так своим трусливым и бесчестным поступком Швабрин одержал победу над Петром. Алексей также часто клеветал на Гринёва, выставляя товарища в не лучшем свете.

Даже когда состоялся праведный суд над разбойниками Пугачёва, Швабрин не признал своей вины, а лишь искал повод уйти от правосудия и перевалить свою вину на других.

Образ нечестного, завистливого и трусливого Швабрина очень тщательно передан автором, таким образом А. С. Пушкин хотел показать, каким не должен быть офицер русской армии, и к чему может привести ложь, зависть, подлость и трусость.

  • Образ и характеристика Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

    Петр Петрович Лужин является одним из центральных героев знаменитого романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Многие называют его двойником Родиона Раскольникова

  • Любовная лирика Есенина сочинение

    Сергею Есенину и его творчеству отводится особое место в русской литературе. Большую часть своего творчества он отводил теме родного края, ведь родился великий поэт в селе, которое находится в Рязанской области – Константиново.

  • Лишние люди в русской литературе 19 века

    Такой термин, как «лишний человек» в настоящее время приобрел большую популярность. Почти каждый знает, что такое быть невостребованным, ненужным, неправильным и неподходящим под установленные рамки.

  • Судьба укажет на врага. Война приносит боль и потери. В страшных жизненных обстоятельствах становится ясно, кем на самом деле являются знакомые и близкие люди.

    Образ и характеристика Швабрина в повести «Капитанская дочка» раскроют читателю жестокую правду о том, с какой легкостью человек предает окружающих, собственную родину. Жизнь наказывает изменников, так случится и с героем Александра Сергеевича Пушкина.



    Внешность Алексея Ивановича Швабрина

    Он был уже немолодой. По его фигуре и невысокому росту нельзя было сказать, что он обладает военной выправкой. Смуглое лицо вовсе не привлекало, а скорее отталкивало. Когда он уже стоял среди мятежников, то Петр заметил его изменения. «Обстрижен в кружок, в казацком кафтане» .

    На службе у Пугачева он превратился в худого и бледного старца, волосы его поседели. Лишь горе и переживания могли так быстро изменить внешний вид человека. Но возврата назад уже нет.

    Первое мнение оказывается обманчиво

    Офицер Швабрин попал в Белогорскую крепость потому, что заколол шпагою знакомого поручика. Проживает здесь уже пятый год. Находясь с людьми рядом столько времени, он сможет легко их предать, оговорить, оскорбить. Лживость его проявляется во многом. Едва познакомившись с Гриневым, он сразу же начнет говорить ему неприятные вещи о дочери Ивана Кузьмича. «Описал Машу, совершенною дурочкою». До этого, новый знакомый произвел на Петра хорошее впечатление. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был занимателен» .

    Он сватался к Маше, и получил отказ. Барышня интеллигентно описала причину, почему не может стать его супругой. Она попросту не представляла жизни с тем, к кому не испытываешь чувств.

    Задета честь возлюбленной. Дуэль

    Когда Петр прочел Швабрину стихи, посвященные дочери коменданта Миронова, офицер посоветовал делать ей дорогие подарки, чтобы она приходила к нему по ночам. Это было жестокое, беспочвенное оскорбление, и влюбленный юноша вызвал обидчика на дуэль.

    В поединке офицер проявил себя низко. Гринев вспоминает, что противник настиг его в момент, когда он отвлекся.

    «Я оглянулся, и увидел Савельича, сбегающего по тропке. В это время меня сильно кольнуло в грудь, я упал и лишился чувств».

    Это было нечестно, не по-мужски.

    Лживость и двуличие

    Швабрин не может смириться с тем, что Маша выбрала его соперника. Он понимает, что влюбленные планируют пожениться. Тогда лжец решает им помешать в очередной раз. Он докладывает родителям Петра обо всем, что произошло в крепости: дуэль, ранение Гринева, его предстоящая свадьба с дочерью обедневшего коменданта. Перед совершением этого поступка, прикидывался честным, искренним другом, сожалевшем о содеянном.

    «Изъявил глубокое сожаление о том, что случилось, признался, что был виноват, и просил забыть о прошедшем»

    .

    Враг для собственного государства

    Для Швабрина не существует понятия чести и долга перед родиной. Когда Пугачев захватил крепость, он перешел на сторону мятежников. Изменник без капли сожаления смотрит на все бесчинства, совершаемые пугачевской бандой.

    Швабрин занимает место, которое принадлежало отцу Марии Мироновой. Машу он держит под замком на хлебе и воде, угрожает ей расправой. Когда предводитель крестьянской войны потребует отпустить девушку, то Швабрин расскажет чья она дочь, подвергнув огромному риску ту, кому недавно объяснялся в любви. Это доказывает, что ему чужды искренние чувства.

    Отрицательный или положительный герой Швабрин? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим характеристику Швабрина из «Капитанской дочки» Пушкина. На самом деле, коротко говоря, Алексей Иванович Швабрин является противоположностью Петра Гринева и сочетает в себе набор качеств, чуждых порядочным людям. Тем не менее это ключевой персонаж повести, и обсудить его характеристику крайне важно, если мы хотим до конца понимать главную идею Пушкина.

    Что мы знаем о внешности Швабрина?

    Начнём характеристику Швабрина именно с внешности. Если внешность некоторых литературных героев в тех или иных произведениях намеренно не описывается, потому что автор преследует определенные цели, то что касается Швабрина - Пушкин нам его представляет.

    Гринев услышал о Швабрине, когда обедал у Мироновых. Сам Швабрин уже несколько лет служит здесь, и направили в крепость его после дуэли. Его рост невысокий, сам по себе он смуглый и некрасивый. Однако это человек с живым лицом, весьма остроумный, далеко не глупый, и к тому же может представить себя в выгодном свете, когда это необходимо. Швабрин с радостью поведал Гриневу о людях, которые живут в крепости, в частности, о коменданте и его домашних. Описал Швабрин и особенности местного уклада.

    Швабрин - кто он?

    Например, в первые же дни знакомства Швабрин выставляет в разговоре с Гриневым Машу в таком свете, что складывается впечатление, будто она просто дурочка. А Гринев наивно верит словам своего нового приятеля, поскольку тот первоначально вызвал у него симпатию. Однако Гринев со временем разобрался и понял, что Маша совсем не такая, а его приятель просто старался очернить девушку. Этот случай многое говорит о том, какую характеристику Швабрину можно смело дать. Интересно, что Маша ранее дала отказ Швабрину, почувствовав подлую сущность этого человека.

    Но сплетничал Швабрин не только о Маше. Он умудрился рассказать Петруше, который еще был толком не знаком с Мироновыми, много полуправды о их семье и близких им людях. Например, про гарнизонного поручика Ивана Игнатьича он сказал, что тот имеет непозволительную связь с женой капитана.

    Эти факты свидетельствуют о том, что характеристика Швабрина весьма отрицательная. Да, Гринев был вынужден видеться со Швабриным ежедневно, но вскоре все неприятнее для него становилось общение с Алексеем Ивановичем, а его неприличных шуток он уже просто не переносил.

    Ссора Гринева и Швабрина

    Итак, негатив Петра Гринева на Швабрина копился все больше и больше. Надо понимать, что Петр проникся симпатией к семье коменданта, и, конечно, очень расположен был к Маше. Поэтому неудивительно, что колкости Швабрина о Маше вызывали раздражение. Наконец, произошел случай, который привел к ссоре молодых людей. Рассмотрим его ниже.

    Петру нравилось писать стихи, и часто в свободное время он сочинял. Как-то раз он написал строки, которые хотелось кому-то прочесть, и Гринев прочитал стихотворение Швабрину. Однако тот отреагировал очень неожиданно: взяв листы с сочинением, Швабрин принялся критиковать поэта и злорадствовать. Это положило начало ссоре, а затем привела к дуэли. На самом деле Гринев посвятил стихотворение Маше Мироновой, чего Швабрин не мог стерпеть. Более того он высказал в ее адрес грубое обвинение. Отметим, что хотя Швабрин подло нанес Гриневу удар, тот потом выздоровел и простил Алексея. Но Швабрин не оценил благородства Петра, и внутри у него желание отомстить за все осталось.

    Выводы о характеристике Швабрина в повести "Капитанская дочка"

    По приведенным выше случаям видно, что Швабрин - подлый человек, завистливый и злобный. Вспомните, какой неприглядный поступок совершил он, пока Гринев оправлялся от раны: Швабрин отправил отцу Петра письмо без подписи, чтобы сделать очередную гадость.

    Ко всему прочему Швабрин оказался трусом и предателем, что следует из дальнейших событий, когда появился Пугачев. Благодаря такому персонажу, как Швабрин, читатель может не только на контрасте увидеть благородство и мужество Петра Гринева, но и сделать определенные выводы, какие качества не должны быть у человека и чему, наоборот, стоит поучиться.

    В этой статье была представлена характеристика Швабрина из "Капитанской дочки" Пушкина. Возможно, вас также заинтересуют статьи

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры