Генрих гейне - биография, информация, личная жизнь. Биография Певица глория гейнор биография

Главная / Чувства

Христиан Иоганн Генрих Гейне (нем. Christian Johann Heinrich Heine). Родился 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе - умер 17 февраля 1856 года в Париже. Немецкий поэт, публицист и критик.

Гейне считается последним поэтом «романтической эпохи» и одновременно её главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее не знакомую элегантную лёгкость немецкому языку. На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Роберт Шуман, Иоганн Брамс, и многие другие.

Родился 13 декабря 1797 года в Дюссельдорфе, в семье обедневшего еврейского купца Самсона Гейне (1764-1829), торговавшего тканью. Кроме него в семье росли ещё трое детей - Шарлотта (1800-1899), Густав (1803-1886) и Максимилиан (1804-1879). Первоначальное воспитание Генрих получил в местном католическом лицее, где ему была привита любовь к пышности католического богослужения. Воспитанием сына серьёзно занималась мать Бетти (Пейра) (1770-1859). Образованная и мудрая женщина, она хотела обеспечить Генриху хорошее образование.

После изгнания французов и присоединения Дюссельдорфа к Пруссии Генрих переходит в экономическое училище. Потом Генриха отправили на стажировку во Франкфурт-на-Майне. Это была попытка сделать из мальчика продолжателя родовой финансово-торговой традиции. Но она провалилась, и Генрих вернулся домой. В 1816 году родители отправляют сына в Гамбург, где у его дяди, Соломона Гейне (1767-1844), был банк. Как настоящий педагог, он дал Генриху возможность раскрыть свои способности и поставил племянника во главе маленькой компании. Но Генрих «успешно» провалил дело меньше, чем за полгода. Тогда дядя поставил его вести бухгалтерские счета, но Генрих всё больше увлекался лирикой. Поссорившись с дядей, Генрих снова возвращается домой.

За три года, проведенные у Соломона, он влюбился в свою кузину Амалию, дочь дяди Соломона. Любовь осталась безответной, и все переживания Генриха нашли выход в его стихах - особенно хорошо это видно в «Книге песен».

Родители дали согласие на поступление сына в университет. Сначала он поступил на юридический факультет Боннского университета. Но, прослушав всего одну лекцию, Гейне увлекается посещением лекции по истории немецкого языка и поэзии, которую читал Август Шлегель. В 1820 году Гейне переходит в Гёттингенский университет, однако его исключают за вызов одного из студентов на дуэль, которым он отреагировал на оскорбления. С 1821 по 1823 год Гейне учится в Берлинском университете, где слушает курс лекций у . В это время он приобщается к литературным кругам города. В 1825 году перед получением диплома доктора он вынужден был креститься, так как дипломы выдавались только христианам.

Поддержка Гейне Июльской революции 1830 года заставила поэта, уставшего от постоянной цензуры, переехать в Париж. Только после 13 лет, проведенных во Франции, Генриху повезло снова оказаться на родине. Летом 1848 года по Европе прошел слух о смерти поэта, на самом же деле он, попрощавшись в мае с белым светом, оказался прикованным к кровати из-за болезни. Ещё в 1846 году у него начался прогрессирующий паралич, но он не потерял интереса к жизни и продолжал писать. Даже после восьми лет болезни Гейне не сдавался и даже сохранил чувство юмора. В 1851 году вышел его последний сборник - «Романсеро». В сборнике чувствуются скептицизм и пессимизм. Вне всякого сомнения, в нём отразилось физическое состояние поэта.

Гейне был дальним родственником по материнской линии. Примечательно, что, познакомившись в 1843 году в Париже, они не подозревали о своём родстве. Поэт был очарован умом этого молодого философа и почти ежедневно приходил на улицу Вано поговорить о политике и литературе. Оба они разделяли пристрастие к французским утопистам. Карл призывал Гейне поставить свой поэтический гений на службу свободе: «Оставьте эти вечные любовные серенады и покажите поэтам, как орудовать хлыстом».

Произведения Гейне легко читаются - отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой.


Его ставят в один ряд с И.В.Гете, Ф.Шиллером и Г.Э.Лессингом. Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в еврейской семье. Французская оккупация внесла в атмосферу раздробленной Германии прогрессивные идеи, в т.ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне "либералом" в традициях Французской революции. Полученное им смешанное образование несомненно способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами.

Безуспешными оказались попытки Гейне заняться коммерцией, сначала во Франкфурте-на-Майне (1815), затем в Гамбурге (1816-1819). Он учился в Бонне (1819), Геттингене (1820) и Берлине (1821-1823), где испытал сильное влияние Гегеля. В итоге, вернувшись в Геттинген, в 1825 получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство (1825). Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия. Сложности с объединенной австро-прусской цензурой начались очень скоро и преследовали его всю жизнь.

В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А.В.Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817; первый сборник, Стихотворения (Gedichte), вышел в свет в 1821, а первый стихотворный цикл, Лирическое интермеццо (Lyrisches Intermezzo), - в 1823. Попробовал он свои силы и в политической публицистике.

После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но в конечном счете предпочел литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и в поэзии. Первый из четырех томов его Путевых картин (Reisebilder, 1826), о пешем странствии в горах Гарца (Путешествие по Гарцу - Die Harzreise), принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. Путевые картины ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю.Кампе. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит 3-4 месяца в Англии (1827), затем в Италии (1828), где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов Путевых картин (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи и составил Книгу песен (Buch der Lieder, 1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Ф.Шубертом и Р.Шуманом. В 1829 Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты "Новые всеобщие политические анналы" ("Neue Allgemeine Politische Annalen"). Гейне принял предложение, но уже в 1831, возможно, рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил должность редактора.

Отныне Гейне был профессиональным литератором. Июльская революция 1830 дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии - литературе и философии. Начал он с серии статей о Париже в коттовском "Утреннем листке" ("Morgenblatt"), продолжив эту работу циклом публикаций для "Всеобщей газеты" ("Allgemeine Zeitung") того же издателя. Эти последние вызвали недовольство австрийского канцлера К.Меттерниха и полностью были напечатаны только отдельной книгой под названием Французские дела (Franzsische Zustnde). Книга эта посвящена режиму Луи Филиппа и содержит знаменитое предисловие с резкой критикой Вильгельма IV Прусского, призывающее его дать народу обещанную конституцию. Статьи Гейне о Германии выходили на двух языках и включают работы Романтическая школа (Die romantische Schule, 1833) и К истории религии и философии в Германии (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1834).

В 1834 Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 они поженились.

В 1835 в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов "Молодой Германии" ("Das junge Deutschland"). Имя Гейне стояло в списке рядом с именами К.Гуцкова, Г.Лаубе, Т.Мундта и Л.Винбарга. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л.Берне. Берне резко обрушился на Гейне в своих Письмах из Парижа (Briefe aus Paris), и Гейне был вынужден ответить. Сделал он это уже после смерти Берне в работе Людвиг Берне. Книга воспоминаний (Ludwig Brne, eine Denkschrift, 1840), которую ожидал на родине весьма холодный прием. В том же 1840 Гейне возобновил во "Всеобщей газете" разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 вышедшие отдельной книгой под названием Лютеция (Lutezia). Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги Атта Тролль (Atta Troll, 1843), Новые стихотворения (Neue Gedichte, 1844) и Германия. Зимняя сказка (Deutschland, ein Wintermrchen, 1844), итог состоявшейся годом раньше поездки на родину и одно из самых сильных его произведений.

К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано; семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844, обострили болезнь, которая в 1848 приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельством чему Романсеро (Romanzero, 1851) и Стихотворения 1853 и 1854 годов (Gedichte 1853-1854), за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно. Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856; похоронен на Монмартрском кладбище.

Произведения Гейне легко читаются - отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях (Lieder), широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше, который восхищался им. Проза Гейне в Книге Le Grand (Das Buch Le Grand), повествующая о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой Гренадеры (Die Grenadiere), посвященной тому же событию. В целом путевые заметки Гейне дают яркую картину его дарования - острого ума, едкой иронии, сатирического дара. Впрочем, на фоне стихов, написанных Гейне в последние 15 лет жизни, все прочее отходит на второй план. Как поэт-лирик он достиг непревзойденного мастерства.

ГЕНРИХ ГЕЙНЕ
(1797-1856)

Германский поэт, прозаик, эссеист Генрих Гейне родился в семье еврейского торговца Самсона Гейне и Бетти ван Гельдерн в городке Дюссельдорфе на Рейне. Рейнская область была экономически более развитой, чем другие. Тут уже 1805 году с приходом французских войск были отменены феодальные повинности и введено более прогрессивное законодательство.

С раннего возраста Гейне имел возможность созидать не только лишь феодальную отсталость страны, но и ростки новейшей Германии. С 1810 по 1812 год Генрих обучался в Дюссельдорфском лицее. Последующий год провел в конторе обеспеченного банкира во Франкфурте-на-Майне. В 1816 году Генрих продолжил занятия коммерцией в Гамбурге в торговой фирме дяди — миллионера Соломона Гейне.

1-ое литературное выступление Гейне относится к 1817 году, когда в журнале «Гамбургский страж» были написаны его 1-ые стихи. Юношеская лирика Гейне была откликом на 1-ю безответную любовь к кузине Амалии.

На средства дяди парень поступил в Боннский институт (1819), откуда потом переехал в Геттингенский институт (1820), но обязан был покинуть его в связи с дуэлью. Он изучал юридические науки, философию, литературу. В 1821 году поступил в Берлинский институт, где слушал лекции философа Гегеля, 1-го из образованнейших людей собственного времени. Позднее Гейне выступил с глубочайшим анализом германских философских систем. В декабре 1824 года Генрих возвращается в Геттингенский институт. В этом же году его принимают в дом Гете в Веймаре. В 1825 году Гейне защитил в Геттингенском институте диссертацию на степень доктора права, а намедни принял лютеранство. Позже он много путешествует, посещая Великобританию, Италию. Воспоминания от этих поездок отразились в его путных очерках. Во время летнего отдыха Гейне прочел в газетах про Июльскую революцию. Это подтолкнуло его к решению уехать во Францию.

Гейне прибыл в Париж 14 мая 1831 года. Вся предстоящая жизнь прошла в столице Франции. В Германию он боялся вернутся, ведь ему угрожал арест за острые политические произведения. На протяжении жизни Гейне побывал в Германии дважды, чтоб навестить маму и решить дела с издателем (1844). В предстоящем поездки в Германию были невозможны по состоянию здоровья: у поэта был паралич спинного мозга. В мае 1848 года он последний раз вышел из дома, чтоб посетить Лувр. Другие годы он был прикован к кровати. Живя в Париже, Генрих Гейне встречался со многими выдающимися людьми: Оноре де Бальзаком, Жорж Санд, Гансом Кристианом Андерсеном, Рихардом Вагнером, Фердинанадом Лассалем и Карлом Марксом.

Лирические стихи раннего периода творчества Гейне составили целую книжку «Книжка песен» (1827). Эта поэтический сборник принес ему признание в Германии, а потом и в мире. При жизни создателя она издавалась 13 раз; многие стихи были перелоложены на музыку Г. Шуманом, Ф. Шубертом, И. Брамсом, П. Чайковским, Г. Штраусом, Э. Григом и др. История переживаний лирического героя образно передает мировосприятие юного поэта, который находится в глубочайшем разладе с окружающей средой. Содержание первых циклов «Книжки песен» не исчерпывается злосчастной любовью поэта к богатой гамбургской родственнице. Тема неразделенной любви в «Книге песен» служит только поэтическим выражением катастрофического одиночества героя в мире. Эти настроения увеличивает романтичный образ одинокой сосны, который известен российскому читателю по переводам М. Лермонтова. Если 1-ые циклы «Книжки песен» написаны по традиции германской романтичной лирики, то потом своеобразие поэтического таланта Гейне выступило со всей яркостью. Он умеет затейливо соединять романтические сны с точностью и ясностью реалистической детали. Он профессионально пользуется драматичностью как средством разоблачения несбыточных иллюзий, вымыслов, но опять и опять сам возвращается в романтические образы. Существенное воздействие на поэтическое творчество Гейне произвела германская народная песня, на образчиках которой он обучался мастерству конкретного, искреннего изображения эмоций.

Гейне начинал писать в то время, когда в Германии лирическая поэзия переживала расцвет. Эра романтизма сделала лирику обычным жанром германской литературы. Его поэзия стала высшим достижением германского романтизма. Гейне отбрасывал устаревшие поэтические условности, говоря о собственных эмоциях без риторики и поэтики, а время от времени позволял для себя даже иронизировать над страстью собственных эмоций. Простота, естественность, импровизационность его поэзии сразили тогдашнего читателя. Гейне содействовал «упрощению» лирики, с галлактических высот и неоглядной дали он перенес поэзию в бюргерську гостиную, но от этого она не не стала быть искренней и значимой. Без любви нет счастья, без счастья невозможна жизнь — это кредо лирического героя «Книги песен» Гейне. Лирические стихи насыщены признаками обыденности, которые принуждают поверить в искренность эмоций. Через лирическую взволнованность повсевременно прорывается ироничная интонация. Герой «Книги песен», каким бы не был счастливым, всегда помнит, что это только мгновение, а не вечное блаженство. Он находит внутри себя силы улыбнуться нет даже когда его чувства тихи, жить далее и опять обожать. Благодаря драматичности Гейне подымается над своим лирическим героем, создатель всегда мудрее, чем тот, о ком он пишет. Заглавием «Книги песен» Гейне обусловил жанр и традицию собственной лирики: поэт в первой собственной книжке следовал традиции германского фольклора. Он взял некие темы и мотивы из устного народного творчества, форма многих его стихов близка к песне. Подобно германской песни стихи Гейне нередко похожи на лирический монолог, а явления природы и чувства героя образуют параллель. Жанровое своеобразие песни определила свободную и поэтическую форму, чем создатель и управляется.

В 1826-1831 годах Гейне пишет «Путные картины» — серию художественных очерков, в каких на 1-ый план выходит личность создателя, это страстный, пытливый наблюдающий ум, который подвергает критике современную ему реальность. Путешествие служит для создателя поводом, чтоб высказать свои мысли о разных сторонах публичной, политической и культурной жизни Германии.
В 30-е годы началась бурная публицистическая деятельность Гейне. Он печатает серию статей, в каких знакомит германского читателя с Францией времен Июльской монархии. Когда осенью Гейне совершил поездку в Германию, он ощутил, как поменялся за эти годы: заполучил огромного публичного опыта, завладел передовыми мыслями собственного времени. После возвращения поэта из Германии в декабре 1843 года он повстречался с юным политическим мыслителем Карлом Марксом. Меж ними установились тесноватые дружественные дела. Важную роль сыграло знакомство с учением утопических социалистов, в особенности Сен-Симона. Идеи Сен-Симона отыскали отражение в первом разделе его новейшей поэмы «Германия. Зимняя притча» (1844). Сюжетом её послужила путешествие писателя Германию. В ней скрыт острый политический конфликт. Образ родины Гейне обрисовал в точном временном и пространственном измерении. Место поэмы — это территория Германии, каждый новый раздел — это новое место, сразу реальное и условное. В центре авторского внимания — современность, хотя он время от времени обращается к наполеоновской эре либо к древности, которая стала уже легендами и мифами.
Восстание ткачей летом 1844 года всколыхнуло всю Германию. Это событие отыскало отражение в творчестве многих поэтов и живописцев, стремившихся вызвать сострадание к тяжеленной судьбе ткачей. Гейне откликнулся на это событие стихотворением «Силезские ткачи» (1844).

В последнее десятилетие жизни поэт был прикован к постели, эти восемь лет он называл «матрасною могилой». Действия в Германии глубоко тревожили поэта. Он винит пугливую немецкую буржуазию, её вероломное поведение во время революции. Тяжкие размышления вызывает поражение революционных сил Германии и Венгрии («В октябре», 1849). Сборник «Романцеро» (1851) отражает настроения горечи, его взор на ход истории становится пессимистичным.

Христиан Иоганн Генрих Гейне (Christian Johann Heinrich Heine, 1797-1856) - выдающийся немецкий поэт, один из ярчайших представителей романтической эпохи, публицист и критик. Он умел написать доступно и коротко о глубоких проблемах, придав несвойственную ранее элегантность и легкость родному языку. На стихи Гейне были созданы десятки музыкальных произведений ведущими композиторами планеты.

Детство и юность

Генрих Гейне родился 13 декабря 1797 года в немецком Дюссельдорфе в семье евреев. Его отец Самсон занимался торговлей в довольно развитой по тогдашним меркам Рейнской области, а мать Бетти была довольно образованной женщиной и увлекалась идеями Руссо.

Раннее детство поэта прошло в условиях французской оккупации, вызванной Наполеоновскими войнами. В это время из Франции в другие уголки Европы активно экспортировались либеральные идеи и принципы, которые так активно впитал в молодости Гейне. Он был благодарен французским властям за то, что они уравняли евреев в правах с другими народами.

Свое образование Генрих начал в католическом монастыре. В 13 лет он начинает учиться в лицее родного города, а в шестнадцатилетнем возрасте юноша был отдан на учебу в контору состоятельного банкира из Франкфурта. Затем молодой коммерсант постигал секреты торговли в фирме родного дяди Соломона в Гамбурге. Несмотря на такой уклон в образовании, Генриха привлекало совсем другое. Он успешно провалил доверенное дело по руководству маленькой компанией и даже не смог как надо вести бухгалтерские счета, что привело к конфликту с родственником.

При финансовой поддержке дяди он поступил в Боннский университет, откуда вскоре переехал учиться в университет Геттингена. В 1821 году Гейне переводится в Берлинский университет, где его глубоко впечатлила лекция по философии Г. Гегеля, но именно в Геттингенском университете Генрих защитит диссертацию и получит звание доктора права. Тогда же он был вынужден принять лютеранство, так как иудеям дипломы не выдавали. По этому поводу Гейне выразился с горечью: «Желаю всем ренегатам настроения, подобного моему» .

Начинающий поэт

Несчастная, неразделенная любовь к собственной кузине побудила начинающего поэта написать серию лирических стихов, напечатанных в 1817 году на страницах журнала «Гамбургский страж». В 1820 году издается сборник ранней лирики «Юношеские страдания». Во время пребывания в Берлине Гейне сумел попасть в светское общество и познакомиться со многими светилами немецкого искусства. Чтобы подзаработать, он начинает продавать свои стихотворения в газеты, но не находит особых откликов ни от простых читателей, ни от критиков. Среди прочих в это время были опубликованы «Баллада мавра», «Грозная ночь», «Минезингеры».

В 1826 году выходят в свет путевые заметки «Путешествие в Грац», принесшие автору большую известность. Вслед за ними появляется первая часть «Путевых картин», а на следующий год выходит собрание лирических произведений «Книга песен». Она по праву завоевала любовь читателей своей богатой палитрой человеческих чувств и романтической взволнованностью. Герой произведения - молодой человек, очень эмоционально и одновременно трагично воспринимающий окружающую действительность.

«Книга песен» состоит из 4-х разделов, самый романтичный из которых первый - «Юношеские страдания». Второй раздел «Лирическое интермеццо» наполнен узнаваемой для поэта светлой печалью. Некоторые произведения из него хорошо знакомы российскому читателю, благодаря переводам М. Ю. Лермонтова.

В 1826-1831 годы Гейне работает над серией художественных очерков под названием «Подорожные картины», в которых автор предстает как заинтересованный наблюдатель, откровенно делящийся со своей публикой мнением о различных сторонах жизни Германии.

Парижский период

Июльская революция во Франции (1830), заставившая покинуть трон Карла X и вернувшая в страну Луи Орлеанского, стала триумфом народного суверенитета над божественным правом монарха. Немецкий поэт глубоко проникся принципами, которые подарили «три славных дня», и в 1831 году на волне тогда модной эмиграции переезжает в Париж. Здесь, в отличие от родины, он не испытывает цензурного гнета и может свободно заниматься творчеством. После этого в Германии он побывает всего лишь дважды - один раз навестит мать, а затем приедет по делам издательства.

В этот период творчества Гейне пишет серию статей, изданных единой книгой под названием «Французские дела». В них автор, разочаровавшись в социалистических идеях, сравнивает их с утопией. В 1834 году увидела свет книга «Для истории, религии и философии в Германии», созданная на основе его лекций. Тогда же появился поэтический сборник «Разные». В 1840 он заканчивает работу над книгой «О Берне», вызвавшей критическую реакцию у многих читателей. Неодобрение публики вызвало деление автором всех людей по степени религиозной свободы на назаритян и эллинов.

Сороковые годы XIX ознаменовались написанием одной из лучших поэм Гейне - «Германия. Зимняя сказка». Генрих очень тяжело переживал расставание с родиной, связь с которой всегда ощущал на подсознательном уровне. Его не пускали туда по политическим соображениям, и творческая натура автора откликнулась на это созданием великолепного произведения о родной стране. В коллекции работ Гейне есть еще одно блестящее стихотворение о Германии - «Силезские ткачи», которое явилось откликом на знаменитое восстание рабочих.

В 1851 году увидел свет последний стихотворный сборник «Романсеро». В него вошли произведения, написанные в период тяжелой болезни. Неудивительно, что многие из них проникнуты глубоким пессимизмом и трагизмом. Сборник состоит из трех книг. В первой автор возвращается к жанру баллады, во второй, под названием «Ламентации», он откликается на революционные события в Европе, горько сожалея о поражении революционеров. В третьей книге поэт обращается к теме еврейского фольклора.

Личная жизнь

Генрих Гейне был женат на Крессении-Энжени-Мира, которую упорно называл Матильдой. Она имела крестьянское происхождение, в отрочестве переехав в Париж к своей тетке. На момент заключения брака она была безграмотна и совсем не умела читать, что резко диссонировало с высокообразованным Гейне. Несмотря на все усилия супруга, она до конца жизни так и осталась необразованной и совсем не понимала занятия мужа. Многие знакомые Генриха осуждали этот брак, но поэт был непреклонен.

С 1846 года Генрих тяжело заболел - паралич спинного мозга. В 1848 году он последний раз побывал на улице. Все оставшиеся годы в результате тяжелого недуга Гейне будет прикован к постели, которую в шутку называл «матрасной могилой». В это время его будут навещать много друзей, среди которых были О. де Бальзак, Ж. Санд, Р. Вагнер. Одним из хороших знакомых немецкого поэта был К. Маркс, бывший ему дальним родственником. Создатель научной теории коммунизма признавал талант Гейне и постоянно призывал его поставить на службу свободе.

До последнего вздоха Гейне не изменяло блестящее чувство юмора, поэтому во время очередного визита Маркса, когда обездвиженного поэта понесла в ванную горничная, он произнес: «Вот видите, женщины по-прежнему меня носят на руках» . Генрих Гейне умер 17 февраля 1856 года в Париже, его останки покоятся на кладбище Монмартр.

Глория Гейнор (настоящее имя Глория Фаулз) родилась 7 сентября 1949 в городе Ньюарк, штат Нью-Джерси. Её семья жила бедно, но семеро детей были всегда окружены заботой и любовью.

Первое выступление Глории состоялось в составе школьного хора, девочка очень боялась выйти на сцену и только ободрительные слова её преподавателя помогли преодолеть страх.



После школы Глория мечтала поступить в педагогический колледж, но обучение стоило дорого и девушка закончила секретарские и бухгалтерские курсы, что позволило ей получить первую работу в местном универмаге Bamberger..

Певческая карьера Глории началась случайно. Как-то вечером, она вместе с братом Артуром, после вечернего сеанса кино, зашла в местный Cadillac Club.

В клубе выступала группа The Pacesetters. Менеджер клуба, хорошо знавший Глорию, договорился с руководителем группы об импровизированном выступлении девушки, которая спела песню Нэнси Уильямс "Save Your Love For Me", за что была награждена шквалом аплодисментов. В тот же вечер Глория получила предложение присоединиться к The Pacesetters.

На следующий день она пришла на первую репетицию со списком из 200 песен, которые выучила, слушая по радио. Репетиция продолжалась весь день и вечером Глория Фаулз дебютировала как профессиональная певица.

Следующий месяц группа провела в поездке по канадской провинции Онтарио и штату Нью-Джерси, после чего … распалась.

Глория снова вернулась на работу в универмаг, работая днём, она по вечерам выступала в клубах с местными и заезжими оркестрами и ансамблями, исполняя за вечер одну или две песни. Её репертуар всегда состоял из более чем 200 произведений, он всегда включал самые популярные новинки из американского Top 40, и достаточно быстро Глория приобрела большой опыт как профессиональная исполнительница и стала считаться одной из лучших певиц города.

Лучшие дня

В конце 60-х годов состоялась встреча Глории с Биллом Джонсоном, который предложил ей работу в лучшем клубе Ньюарка Orbit Lounge, в котором она стала выступать постоянно за 25 долларов в неделю (очень неплохой гонорар в то время). После одного из выступлений к Глории подошёл известный певец Джонни Нэш (Johnny Nash), который пригласил её сделать запись для его собственной компании грамзаписи Josida. Глория записала песню "She"ll Be Sorry". Джонни Нэш посоветовал Глории взять себе сценический псевдоним, причём желательно чтобы фамилия начиналась на букву G, чтобы поклонники могли называть её G.G., например Gaynor. Глория согласилась и стала с тех пор Глорией Гейнор.

Нэш организовал несколько выступлений Гейнор и других артистов Josida (Johnny Day, Sam and Bill Johnson and The Cowsills) в разных городах, но это продолжалось очень недолго, Josida закрылась до того как первый сингл Глории Гейнор успел стать хитом, и она снова осталась без работы и вернулась домой.

Дальше была встреча с Клэйвом Никерсоном и группой the Soul Satisfiers, с которой Глория гастролировала как приглашённая певица, саксофонистом группы был молодой музыкант Grover Washington Jr. - суперзвезда современного джаза.

Во время гастрольной поездки в марте 1970, Глория узнала о смерти матери - это было первое большое горе в её жизни, но далеко не последнее.

После ухода из Soul Satisfiers Клэйва Никерсона группа просуществовала некоторое время под названием The Unsilent Minority & Miss G.G., а затем Глория Гейнор и гитарист Billy McLellan отработали несколько шоу с известнейшим музыкантом Джонни Хаммондом (Johnny "Hammond" Smith).

Затем Глория пела в Нью-Йоркском клубе Wagon Wheel, в котором выступали танцоры топлесс, позже - с ансамблем дома Радио (Radio House) и где-то в конце 1971 - начале 1972 года она встретила Бенни. Бенни стал ее первым менеджером и познакомил ее с Паулем Леке предложившим ей, спустя некоторое время, контракт со звукозаписывающей компанией Columbia. Бенни также представил Глорию Норби Уолтерсу (Norby Walters), который стал ее агентом и ввёл её в группу City Life, группа стала выступать как "City Life & G.G.", позже к ним присоединились The Simon Sisters. Сёстры Сондра, Синтия и Тера работали как трио под руководством их брата Линвуда Саймона (Linwood Simon). Они согласились сопровождать Глорию как бэквокалисты под названием Simon Said. Этот проект обеспечил Глорию работой на несколько лет. Между 1972 и 1975 годом Глория, Simon Said и City Life много гастролировали и сделали себе имя на танцевальной сцене.

Пауль Леке представил Глорию Клайву Дэвису (Clive Davis), президенту Columbia Records. По предложению Клайва Глория сделала первую запись для Columbia как солистка, это был сингл "Honey Bee" который стал большим клубным хитом. Глория каждый вечер исполняла "Honey Bee" вместе с City Life, также они сделали новую версию хита Майкла Джексона "Never Can Say Goodbye", которая звучала более жизнерадостно и энергично чем оригинал.

Когда Брюс Гринберг (Bruce Greenberg) из компании MGM Records услышал "Honey Bee" он решил заполучить в своё распоряжение песню и певицу. Он связался с Columbia, и после 30-минутных переговоров Глория Гейнор стала артисткой MGM.

Глория пригласила Брюса Гринберга и специалистов MGM Records на своё выступление, где представила "Never Can Say Goodbye", так как она надеялась, что эта песня может стать её следующим синглом. Песня понравилась, но когда дело дошло до записи, была использована идея аранжировки City Life, группу же в студию не пригласили. С тех пор отношения между Глорией и City Life были испорчены на несколько лет.

В конце 1974 года MGM выпустила альбом "Never Can Say Goodbye". Он стал золотым немедленно и вошёл в историю диско как первая танцевальная нон-стоп программа (Honeybee-Never Can Say Goodbye-Reach Out, I"ll Be There).

То, что сегодня является, в общем-то, делом обыденным, тогда, в 1974 году, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Нью-йоркские ди-джеи как будто сошли с ума, без устали крутя непрерывную диско-сюиту в исполнении Гейнор.

Первая часть композиции - ремейк классической песни "Honey Bee", написанной Melvin и Mervin Steals для группы Тhе Spinners", номер два - "Never can say goodbye", также переделка старого хита в исполнении Майкла Джексона образца 1971 года и замечательный переход в еще один ремейк "Reach Out (I"ll Be There)", который ранее был известен в исполнении Four Tops. Все эти три песни, сведенные воедино, превратились в 19-минутный нон-стоп-дэнс-микс, ставший событием года на американских дискотеках.

Вторая сторона диска представляет собой типичный ритм-энд-блюз, без всякого намека на танцевальность - тем не менее, такие композиции, как "Real Good People" и "All I Need Is Your Sweet Lovin"", безусловно, достойны внимания как прекрасный образец американского соула семидесятых.

Пластинка внесёна в the World Book Encyclopedia как первая disco-запись которая транслировалась AM радиостанциями.

Без сомнения, этот альбом стал вехой в развитии диско музыки, а Глория Гейнор стала одной из главных фигур диско.

При подготовке второго альбома "Experience Gloria Gaynor" (1975), использовались те же приёмы, что и в первом альбоме. Первая сторона - танцевальный нон-стоп микс Тома Мултона (Tom Moulton) из трёх песен, продолжительностью около 19 минут, на второй стороне песни записаны как обычно - с паузами между ними. Не удивительно, что диджеи предпочитали первую сторону пластинки, которая начинается с "Casanova Brown", затем переходит в хит "If You Want It (Do It Yourself)" и интерпретацию Глории Гейнор стандарта "How High The Moon". Гейнор вдохнула новую жизнь в стандарты и продемонстрировала, что старые мелодии могут быть очень хороши как диско-хиты. Вторая сторона пластинки, скорее, предназначена для ушей, а не для ног, песни медленнее, их можно назвать балладами: "What"ll I Do" , "I"m Still Yours" и песня "Walk On By",(Burt Bacharach/Hal David) известная в записи Дайан Уорвик (Dionne Warwick).

В 1976 году готовится к выпуску третий альбом Гейнор, "I"ve Got You", который выдержан в стиле disco-soul. Снова на первой стороне записан нон-стоп микс из трёх танцевальных песен и менее клубно-ориентированные песни на второй стороне. В клубах звучали записи с первой стороны "Let"s Make A Deal", "Be Mine" и стандарт Кола Портера "I"ve Got You Under My Skin". К 1976 году этот стандарт неоднократно перезаписывался разными исполнителями, но Гейнор сделала эту песню снова интересной и "I"ve Got You Under My Skin" оказалась самым запоминающимся номером на альбоме. Вторая сторона пластинки записывалась вместе со старыми коллегами Гейнор - группой Simon Said.

За альбом "I"ve Got You" ассоциация диск-жокеев Нью-Йорка удостоила Глорию титула Королевы Диско.

1977 год принёс перемены. Фирма грамзаписи Polydor купила MGM, что стало причиной смены продюсеров. Три первые альбома для Глории Гейнор делала команда Meco Monardo/Tony Bongiovi/Jay Ellis, четвёртый альбом "Glorious" записывался под руководством диско-асса Грега Даймонда (Gregg Diamond) и гитариста Джо Бэка (Joe Beck).

Несмотря на то, что Даймонд и Бэк осуществили несколько удачных музыкальных проектов, они не сделали для Гейнор ничего особенно интересного. Они отказались от танцевального микса на первой стороне альбома, и программа диска была составлена как сборник различных по темпу танцевальных и лирических композиций. "Glorious" - неплохой альбом, но он слабее предыдущих пластинок Гейнор. Только одна песня "Most Of All" действительно не уступает ранним работам Глории Гейнор, таким как "Casanova Brown" и "Honey Bee".

В этом же году Глория подписала контракт с новым менеджером Линвудом Саймоном.

Контора Линвуда Саймона располагалась на Park Avenue и Глория, отношения которой с Линвудом переросли чисто рабочие, назвала свой альбом 1978 года "Gloria Gaynor"s Park Avenue Sound". Альбом записан под влиянием Филадельфийского ритм энд блюза (Philadelphia R&B). Один из лучших номеров - классический стандарт Marvin Gaye/Tammi Terrell "You"re All I Need To Get By", записан на стыке звучания disco и Motown.

В записи принимала участие группа City Life, но в целом альбом оказался менее успешным, чем ожидалось.

12 марта 1978 года во время концерта в Beacon Theatre Глория упала и серьёзно повредила спину. Она провела две недели в больнице, но 15 апреля снова оказалась в госпитале. Потребовалась хирургическая операция и Глорию выписали только 3 июля. Именно в этот день состоялось грандиозное шоу the International Billboard Disco Convention.

Глорию Гейнор в инвалидном кресле привезли в концертный зал.

Этот вечер был триумфальным для Донны Саммер, которая, в этом году была удостоена титула Королевы Диско. Донна прервала своё выступление и обратилась к публике, сказав, что в зале находится Глория Гейнор - Первая Леди Диско! Весь зал поднялся и наградил Глорию и Донну овацией. Это была победа Донны, но она своим жестом показала насколько ценит и уважает вклад Глории Гейнор в музыку DISCO.

При подготовке нового альбома в конце 1978 года Глорию попросили записать песню "Substitute", которая была хитом в Великобритании в исполнении группы Clout, руководство Polydor хотело выпустить её на американский рынок. В качестве продюсера был приглашён Фредди Перрен (Freddy Perren), с условием, что на второй стороне сингла будет выпущена его песня. Дино Фекарис (Dino Fekaris), показавший Глории Гейнор новую песню, забыл лист с текстом и записал по памяти слова на каком-то старом конверте. Когда Глория прочитала текст, она поняла, что может получиться хит - это была "I Will Survive".

Как и планировалось, новый сингл был выпущен с "Substitute" на первой стороне и "I Will Survive" на второй стороне 12" диска. Когда демо-копия оказался в руках Ричи Какзора (Richie Kaczor), ди-джея клуба Studio 54, ему понравилась именно "I Will Survive", которая стала постоянно звучать в клубе.

Песня стала модной, и к ноябрю 1978 года сингл "перевернулся" - Polydor переиздаёт "I Will Survive" как A-side, с "Substitute" на B-side. "I Will Survive" дебютировала в списках журнала Billboard на 87 месте и, спустя 2 недели, сместив хит Рода Стюарта "Do Ya Think I"m Sexy", 10 марта 1979 года возглавила хит-парад.

Через три недели на первое место вышла песня Bee Gees "Tragedy", но "I Will Survive" в течение короткого времени возглавила списки популярности практически по всему миру, во всех странах, в которых продавался сингл.

Альбом "Love Tracks", вышедший в 1979 году, оказался самой сильной пластинкой Глории Гейнор со времён "Never Can Say Goodbye". "I Will Survive", один из самых знаменитых гимнов диско-эры, сделал этот диск лидером 1979 года, было продано около 14 миллионов копий. На пластинке было ещё несколько отличных номеров: от клубного хита "Anybody Wanna Party?" до соул баллады "Please Be There" и запоминающаяся кавер-версия хита Little Anthony & the Imperials" "Goin" Out Of My Head".

Альбом "Love Tracks" принёс Глории Гейнор премию Grammy за лучшую Диско-запись. Спустя 25 лет "I Will Survive" всё еще хит, она была перезаписана много раз множеством исполнителей и, в первую очередь, самой Глорией Гейнор. В 2000 году эксперты влиятельного музыкального канала VH1 поставили "I Will Survive" на первое место в списке лучших танцевальных песен ХХ столетия.

В 1979 году, чтобы закрепить достигнутый успех, был выпущен ещё один альбом "I Have A Right" с хитом "Let Me Know I Have A Right", на диске было ещё несколько отличных песен: "Midnight Rocker", "Don"t Stop Us" и, ремейк Stephen Sondheim/Leonard Bernstain "Tonight" из мюзикла Westside Story, котрый Гейнор превратила в настоящий диско-шедевр.

В конце года Глория Гейнор дала шесть аншлаговых концертов в престижнейшем лондонском зале Palladium.

Огромный успех принёс Глории Гейнор и очень большие деньги, она стала самой востребованной исполнительницей танцевальной музыки конца 70-х. Но у всего этого была и оборотная сторона - её поглотила фривольная атмосфера диско-клубов: марихуана, кокаин, алкоголь - всё это поставило под удар карьеру, и даже саму жизнь диско-дивы.

В 1980 году выходит альбом "Stories", давший единственный успешный сингл "Ain"t No Bigger Fool", тоже самое повторилось и со следующим альбомом "I Kinda Like Me" (1991) - более или менее успешный 12" сингл "Let"s Mend What"s Been Broken". Клубная музыка развивалась, но Гейнор не успевала за тенденциями, у неё были серьёзные личные проблемы. По словам самой Глории, между 1979 и 1982 годом она балансировала между наркотиками и верой в Бога, но она очистилась от всякой скверны и стала на Божественную стезю, и с тех пор не перестаёт напоминать своим слушателям, что всегда есть путь к спасению с помощью Господа…

Альбом 1982 года "Gloria Gaynor" стал последней работой Глории Гейнор для Polydor, пластинка практически провалилась в Штатах, не спас даже патриотический гимн "America", выпущенный на сингле.

Америка в начале 80-х уже слушала другую музыку и у неё были новые герои.

Менеджер Глории Гейнор, Линвуд Саймоном, к тому времени ставший её мужем, решает, что имеет смысл попытать счастья в Европе, где Глорию помнят и любят её песни.

В 1983 году Глория и Линвуд подписывают контракт с британским звукозаписывающим лейблом Chrysalis и в следующем году выходит альбом "I Am Gloria Gaynor". Первый сингл с нового альбома, песня "I Am What I Am" стала главным хитом Глории Гейнор восьмидесятых годов, в песне есть такие строчки: "Я - это я, и мне не нужны ни похвала, ни жалость. Я стучу в свой барабан - кто-то говорит, что это просто шум, а мне он кажется музыкой. Да, мне нравятся браслеты и безделушки. Ну и что? Посмотри на это с другой стороны. Запомни: твоя жизнь - притворство до тех пор, пока ты не крикнешь: "Я - это я!" Оставайся собой". Этому кредо Глория верна и по сей день.

Следующей работой, получившей европейскую известность, стала клубная версия песни французской группы Space 1978 года "Му Love Is Music", продюсировал сингл Дидье Маруани (Didier Marouani).

Глория Гейнор не раз доказывала, что она мастерски исполняет песни других исполнителей, находя в них новые краски и, нередко давая им новую жизнь.

Следующий альбом "The Power Of Gloria Gaynor" (1986) состоял только из ремейков известных хитов, среди них песни Фила Коллинза и Стинга. Гейнор показала себя с неожиданной стороны, оказалось что она вполне комфортно чувствует себя и в рок-стилистике. Альбом стал одной из самых переиздавемых пластинок Глории Гейнор за всю её карьеру и стал основой для множества сборников, выходивших в разных странах в 80-90 годы (один из последних - сборник BMG "I Am What I Am", который в 2003 году издан в России).

В 1987 году в содружестве со знаменитой продюсерской командой Stock, Aitken and Waterman Гейнор записывает сингл "Be Soft With Me Tonight", имевший большой успех в Великобритании и странах Европы. Они продолжили сотрудничество и в 1992 году выпустили ещё один сингл: "Wild Boys".

После успеха альбома "The Power " Глория Гейнор приступает в Италии к записи альбома новых версий теперь уже своих хитов, в альбом также включены новые версии стандартов "Can"t Take My Eyes Off You" и "Feelings". Результат превзошёл все ожидания, Гейнор записала, пожалуй свой лучший танцевальный альбом. Аранжировки на альбоме сделаны в стиле танцевального хауса, стилизованного под классический диско. В записи альбома приняла участие команда Black Box - суперзвёзды итальянской танцевальной музыки.

Первый релиз альбома состоялся в Италии в конце 1990 года, пластинка называлась "Gloria Gaynor "90", затем диск был переиздан на CD немецким отделением Polydor: "Gloria Gaynor 91", а позже неоднократно переиздавался во многих странах как "Ten Best" и даже "Ten Best Millenium Versions".

Многие песни с альбома успешно продавались на синглах.

Работа над следующим альбомом Глории Гейнор "Love Affair" также велась в содружестве с итальянскими музыкантами. Продюсировали пластинку Пиппо Ландро (Pippo Landro) и Линвуд Саймон, автором пяти песен из десяти была Глория Гейнор.

Не обошлось и без очередной версии "I Will Survive", но с новым текстом религиозного содержания, написанным Глорией Гейнор. Альбом был полностью записан на Il Cortile Studio в Италии и увидел свет в 1992 году на виниле и CD.

Первым синглом была выпущена заглавная песня альбома "Love Affair", а на второй стороне был помещён трек "First Be A Woman". И снова повторилась история четырнадцатилетней давности - суперхитом стала песня с обратной стороны сингла - "First Be A Woman" французского композитора Мишеля Лама (Michael Lama), более того её стали называть продолжением "I Will Survive"! Если альбом "Love Affair"в целом не имел особого успеха, то "First Be A Woman" стала самой большой победой Глории Гейнор после "I Am What I Am".

В 1995 году в Великобритании увидела свет автобиографическая книга Глории Гейнор "Soul Survivor", которая была переиздана в США в 1997 году под названием "Gloria Gaynor - I Will Survive", которая стала бестселлером.

Казалось, что всё идёт хорошо, но судьба приготовила Глории новые испытания: в 1995 году была убита её младшая сестра Ирма, она была жестоко избита неизвестными и перед смертью несколько дней находилась в коме. Глория Гейнор, поддерживаемая верой в Бога мужественно перенесла горе, а спустя год её вера была снова подвергнута испытанию - почти одновременно умерли два её брата: Рональд - в марте, и Ральф - в мае 1997 года.

Однако жизнь продолжалась и Глория совершала гастрольные поездки, записывала новые песни.

В июле 1997 года она во второй раз приехала в Москву на открытие одного из ночных клубов на Новом Арбате (в первый раз она была в Москве в 1990 году и выступала в клубе Метелица). В этот приезд, Глория Гейнор записала для новогодней программы канала ОРТ "Старые песни о главном - 3" блестящий дуэт с Ларисой Долиной - "I Will Survive".

В 1998 году в Италии выходит новый диск Глории Гейнор "What A Life", а в США Polydor выпускает антологию записей Глории Гейнор 70-х годов "I Will Survive - The Antology".

Ценность этой компиляции состоит в том, что на ней в оригинальном виде представлены все три знаменитые нон-стоп программы с первых трёх альбомов певицы и самые известные песни периода сотрудничества Гейнор с Polydor, в то время как на компакт дисках до сегодняшнего дня переизданы только два альбома Глории Гейнор 70-х годов: "Love Tracks" и "I Kinda Like Me", да и те в Японии.

В том же году сборная Франции по футболу выбрала песню "I Will Survive" своим гимном, а Глория Гейнор стала почётным членом сборной под номером 24. Во Франции вышел сборник песен певицы под названием "It"s Му Time".

В 2000 году Глория Гейнор принимает участие в проекте "Tribute To Giorgio Moroder" и записывает сингл "Last Night", который занял верхние строчки европейских хитпарадов.

В марте 2001 года новый сингл Глории Гейнор "Just Keep Thinkin" About You" возглавил танцевальный чарт журнала Billboard.

Президент BMG/Logic Records Келли Швейнцберг (Kelly Schweinsberg) предложила Глории Гейнор начать подготовку к записи нового альбома. Пилотным синглом нового альбома стала песня "I Newer Knew", которая очень быстро стала номером один танцевального чарта Billboard.

И, наконец, в октябре 2002 года в США выходит новый диск Глории Гейнор "I Wish You Love".

"I Wish You Love", выражаясь словами Глории Гейнор - альбом о "лучшем подарке, который Бог даровал всему человечеству - любви". Что ж, диско, который в конце 70-х казался исчадием музыкального ада, ещё раз в лице Глории напомнил всем, что он является настоящей музыкой для взрослых, на собственном опыте в полной мере познавших расцвет чувств (а иногда - их крушение) в настоящей жизни. А ещё этот CD - напоминание о том, что классический диско получается только у истинных ветеранов жанра, на личном примере знающих, какие песни надо было петь в 1978-м чтобы стать звездой мировой величины. Вот и аранжировки композиций, сделанные здесь на компьютерах, маскируются под богатый оркестрово-аналоговый звук той эпохи, а почти половина номеров - канонические диско-хиты с ритмом 120 bmp. Всё остальное - медленный вечерний фанк и красивейшие поп-баллады.

В 2002 году Глория Гейнор стала ещё и сенсацией на Бродвее, участвуя в постановке мюзикла Smokey Joe"s Cafe.

Начало 2003 года Гейнор провела в гастрольных поездках по всему миру, кстати, она за всё время своей певческой карьеры побывала более чем в 80 странах. В конце марта певица дала два концерта в московском концертном зале "Россия". Московские выступления были частью промо-тура, посвящённого выходу 7 апреля 2003 года европейского релиза альбома "I Wish You Love".

Нельзя сказать, что в СССР Глория Гейнор была популярна, однако её творчество было официально признано, иначе чем ещё можно объяснить выпуск Всесоюзной фирмой грампластинок "Мелодия" двух самых значительных альбомов 70-х "Never Can Say Goodbye" и "Love Tracks". Удивительнее всего то, что песня "I Will Survive" впервые прозвучала в СССР на радиостанции "Маяк" в конце июля 1979 года, причём транслировалась полная 8-ми минутная версия!

Российские производители компакт дисков в последние два года с похвальным усердием выпускают сборники и альбомы Глории Гейнор, а почему бы и нет?

Голос Глории Гейнор с годами прелести не утрачивает, а по поводу своей "немодельной" фигуры она никогда не комплексовала. Глория до сих пор живёт в своём родном Ньюарке со своим супругом, любит ухаживать за собственным садиком и регулярно травмирует пальцы острым ножом, пытаясь готовить еду по своим любимым рецептам, которые, в качестве бонуса, прилагает к своему последнему альбому и, что важнее всего, у неё есть Главная песня, которая помогает справиться с трудностями тысячам и тысячам её слушателей и поклонников во всём мире - "I Will Survive"!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры