Грибоедов – краткая биография.  А.С.Грибоедов

Главная / Чувства

Грибоедов стал уникальной фигурой не только в литературе, но и на дипломатической арене. Стремление стать полезным для России и желание «быть русским» - главные идеи Грибоедова, посвятившего свою жизнь литературе и российской дипломатии.

Род Грибоедовых

Отец и мать писателя принадлежали к одному и тому же старинному польскому роду, в Россию пришедшему в 1605 году в свите Лжедмитрия, который привлек обещаниями, но и не думал исполнять. По свидетельству биографов, Грибоедовы особой надежды не питали и не тратили время в ожидании царских милостей. Жизнь в России пришлась им по душе. Когда убили их Самозванца, они оказались в гуще грозных событий, но не растерялись. Сменили одежду и веру, нашли русских жен и сумели отстоять дом и добро.

Родители

Мать Грибоедова родом из знатной ветви. Предок Михаил Ефимович в 1614 году получил земли от нового царя, один из сыновей Федор служил при дворе, готовил Соборное уложение и никогда не упускал выгоды. Сын Семен избрал военную карьеру, пережил стрелецкий бунт, но был оправдан и обосновался в деревне Хмелиты, где, как утверждают биографы Грибоедова, в роскошной и известной на всю округу барской усадьбе и прошло детство Александра Сергеевича.

Отец писателя Сергей Иванович из другой ветви, представители которой также не бедствовали, но жили своим трудом: вставали рано и работали в поле. Бабушка Грибоедова, пристроив удачно всех дочерей, переживала, что Настасья так и останется незамужней. Поэтому долго не раздумывала и просватала дочь за Сергея Грибоедова, секунд-майора, который был по всему личностью совершенно ничтожной. Как до женитьбы, играя в карты и проигрывая отцовские деньги, так и после свадьбы, подчиняясь во всем супруге, не имея в семье своего голоса, старший Грибоедов в биографии и судьбе знаменитого сына особой роли не сыграл.

Мать Грибоедова умерла в 1839 году, безутешно оплакивая безвременную гибель Александра Сергеевича, отец же до его смерти не дожил.

Детство писателя

Александр Сергеевич родился в Москве 15 января 1794 года. Здесь же прошли детство и юность. С малолетства он отличался «неопределенною сосредоточенностью характера» - стремительным умственным развитием, пишут современники, вспоминая о его биографии. Грибоедовы на лето отправлялись в Хмелиты, где хозяин Алексей Федорович давал великолепные балы, для воспитания дочери нанял лучших учителей музыки и рисования. В Москве, в доме Грибоедовых, два раза в неделю собирался танцкласс Иогеля, у него дети брали уроки. Их дом известен музыкальными вечерами, где Александр Сергеевич увлекал присутствующих своими импровизациями.

Брата Алексея Настасья Федоровна считала образцом высшего общества и во всем слушалась. Он предписывал, с кем ей водить знакомства, как воспитывать детей, кому наносить визиты, кого приглашать на вечера. Под присмотром этих непреклонных хранителей традиций и прошла жизнь будущего писателя Грибоедова. О биографии и подробностях ранних лет писателя известно мало. Но в золотые дни детства ему никто не мешал «являться и исчезать, играть и шуметь».

С годами каждый его шаг был подвержен строгому контролю, будущая карьера предусмотрена и предопределена. Неудивительно, что литературные опыты сына Настасья Федоровна встретила недружелюбно. Все это раздражало молодого человека, ожесточало против тесных рамок порядочности и в конце концов вылилось в комедию «Горе от ума», где в лице Фамусова автор изобразил своего дядю. В каждом письме к друзьям он бунтовал против семейного деспотизма.

Годы учебы

Первоначальное образование получил дома под руководством гувернеров, учителей и в благородном пансионе при Московском университете. В 1806 году двенадцатилетний Грибоедов Александр Сергеевич, краткая биография которого приведена в статье, стал слушателем словесного отделения. В 1808-м стал кандидатом и перешел на этико-политический факультет, через два года окончив его кандидатом права. Продолжил образование в университете, изучая математику и естественные предметы, и в 1812 году стал доктором юридических наук.

Помимо лекций брал частные уроки у видных ученых и в совершенстве владел четырьмя языками - французским, немецким, итальянским и английским. Александр Сергеевич серьезно занимался музыкой и уделял много времени самостоятельному творчеству. Ему принадлежит немало композиций и импровизаций, но до нас дошли только два вальса, сочиненные им. Тогда же он обратился к литературному творчеству - стихам, в основном сатирическим, и эпиграммам.

Друзья молодости

Юность Грибоедова прошла в кругу передовой дворянской молодежи. Он тесно общался со многими участниками будущего декабристского движения - И. Д. Якушкиным, С. П. Трубецким, Я. Н. Толстым, П. Я. Чаадаевым, И. Д. Щербатовым, П. А. Мухановым. Они много говорили о развитии России, обсуждали политические и социальные вопросы. Александр Сергеевич Грибоедов, кратчайшая биография которого не в состоянии дать полную картину жизни великого писателя, с его неистощимой остротой и веселостью был душой компании.

Знакомства его не исчерпывались декабристским кругом. Он общался с писателями, артистами, музыкантами, путешественниками, офицерами и дипломатами. Александр Сергеевич не был замкнутым человеком, как о нем говорят, он тянулся к людям; сферы общения менялись. А. С. Пушкин, знавший его лично, писал, что Грибоедов - «один из самых умных» в России людей. Муравьев-Карский нехотя признавал после знакомства с ним: «Человек умный и начитанный».

Даже из краткой биографии Александра Грибоедова видно, что будущий писатель избрал ученое поприще и получил редкое по тем временам образование. Но 1812 год круто изменил его планы. Он стал корнетом гусарского полка. После войны, чтобы отдаться своему призванию - поэзии, вышел в отставку. Но средства к существованию могла принести только служба. Он мечтал после окончания кампании сбросить военную форму и отдаться своему призванию: «Я рожден для другого поприща».


Увлечения молодого повесы

Грибоедов был музыкантом и композитором, историком и лингвистом, дипломатом и экономистом. Но главным делом жизни он считал поэзию: «Люблю ее без памяти, страстно». В 19 лет Грибоедов сочинил комедию в стихах «Молодые супруги». Она прошла на петербургской сцене и была хорошо принята публикой. Грибоедов любил театр, часто посещал его, и вечера заканчивались в 2-3 часа ночи у директора театра Шаховского, где собирались литераторы, актрисы, офицеры, а иногда можно было встретить и ученого академика.

По просьбе Шаховского, он написал для Хмельницкого сцену в «Своей семье» и перевел с французского языка «Маленькую неверность». Вспоминая факты биографии Грибоедова, С. Н. Бегичев, его близкий друг писал: «Александр Сергеевич знал наизусть Шекспира, Шиллера, Гете». Тогда же он создал первые сцены пьесы «Горе от ума». Но в конце 1818 года жизнь будущего писателя круто изменилась.

Роковая дуэль

Однажды поручик Шереметев пожаловался Грибоедову, что танцовщица, в которую поручик был влюблен, изменила ему с графом Завадовским, и попросил Александра Сергеевича стать его секундантом. Грибоедов отговаривал товарища от дуэли, на которой Шереметев был смертельно ранен. Александр Сергеевич писал Бегичеву, что «нашла ужасная тоска», а перед глазами - умирающий Шереметев.

Пребывание в Петербурге сделалось невыносимым, и, когда Мазарович предложил стать секретарем посольства, он тут же согласился. За три года в Персии Грибоедов в совершенстве изучил персидский язык, прочел всех поэтов и даже писал стихи на этом языке, создал два действия пьесы «Горе от ума». Планировал пролог в стихах «Юность вещего» на открытие нового театра в Москве. Но не успел.


Полномочный посол

По приезде в Петербург император принял Грибоедова, отметил его заслуги денежным вознаграждением, новым чином и предложил ехать в Персию полномочным послом. Это назначение сыграло роковую роль в биографии Грибоедова. Александр Сергеевич говорил Бегичеву, что Аллаяр-хан, зять шаха, не подарит просто так «заключенного с персиянами мира», и хотел избежать этого, но после всех «царских милостей» с его стороны это было бы «черной неблагодарностью». Вскоре он поехал к А. А. Жандру и сказал: «Прощай, друг Андрей! Более мы не увидимся».

Персия

В Тегеран Грибоедов отправился, чтобы закончить дела, достигнутые мирным договором, который персияне никак не хотели исполнять. Ему удалось забрать из гарема Аллаяр-хана двух армянок, чтобы отправить на родину. Оскорбленный Аллаяр-хан стал волновать народ. Толпа выкрикивала угрозы в адрес российского посланника.

Александр, молодой слуга Грибоедова, приставал к бывшим наложницам хана, находившимся в посольстве. Женщины, явно недовольные перспективой попасть из богатого дома в нищету, которая ждала их на родине, выскочили на улицу и стали кричать, что их бесчестят. Толпа схватила Рустама, курьера посланника российского, шедшего в это время по площади, и растерзала его. Для разъяренного народа это оказалось недостаточно, они убили караульных у ворот и вломились во двор посольства. Казаки, охранявшие его, все погибли. Та же участь ждала чиновников и их слуг.


Смерть Грибоедова

В биографии писателя много белых пятен, и его последние дни – одно из них. По воспоминаниям современников, когда обезумевшая толпа ворвалась в комнату Грибоедова, он спросил, чего они хотят. Бесстрашие человека, обратившегося к ним на их родном языке, осадило народ. Они мирно объяснялись, когда на голову Грибоедова упал большой камень (персияне разобрали пол над покоями Александра Сергеевича и во время разговора опустили на его голову камень).

Вслед за этим только что мирно беседующий народ бросился на посланника. Труп Грибоедова был обезображен сабельными ударами, посольство разграблено, лучшие вещи оказались вскоре во дворце. Из всего этого следует, что шах и его окружение знали об умысле Аллаяр-хана и допустили беззаконие. Грибоедову советовали укрыться в армянской церкви, но он отверг это предложение.

Из всего посольства спасся только Мальцов, спрятавшись за 50 червонцев в безопасном месте. Ему удалось перебраться во дворец шаха, где его спрятали в сундук, сам правитель также испугался возмущения народа, восставшего на русских. После того как волнения стихли, Мальцова отправили в Грузию. В Тегеране же старались показать большое огорчение и даже объявили на несколько дней траур.

Вдова писателя

Краткая биография Грибоедова не раскроет в полной мере, насколько серьезно подошел писатель к своей женитьбе. Свадьбу с княжной Ниной Чавчавадзе он сыграл перед отъездом в Персию, в 1828 году. Во время трагических событий жена Грибоедова была беременна и находилась в Тевризе. Когда получили известия из Тегерана, ее перевезли к англичанам и уверяли, что так хотел ее муж, оставшийся на некоторое время в Тегеране завершить дела. В Тифлисе ее оставили в карантине, где Нину навещали родственники. В своих разговорах она не упоминала мужа, но, скорее всего, догадывалась о его участи.

Нина была на восьмом месяце беременности, когда родные решились рассказать ей о смерти мужа, чтобы не узнала об этом со стороны. Она тихо плакала, а через несколько дней родила ребенка, который почти сразу умер. Из краткой биографии Грибоедовой Н. А. известно, что она больше не вышла замуж, навсегда оставшись в памяти жителей «черной розой Тифлиса», как ее прозвали.

Дипломатические заслуги

Обладая проницательным умом и большой силой воли, Грибоедов стал уникальной фигурой и на дипломатическом поприще. Его деятельность широко развернулась во время войны России и Ирана. Он оказал большую услугу армии, изучая настроение общественности в Персии и привлекая иранских шахов на российскую сторону. Огромный вклад внес в Туркманчайский договор, и именно ему поручили отвести его из Персии в Петербург.

Правительство требовало выдать тело Грибоедова, летом 1829 года оно было привезено в Тифлис. Похоронили с почестями у монастыря Святого Давыда. Грибоедов любил это место и говорил, что ему бы хотелось быть здесь похороненным.

Персидский двор уверял, что несчастье случилось без их ведома и виновные понесут наказание. Россия требовала их выдачи. Этого не произошло, но осенью 1829 года в Петербург приехал сын Аббас-Мирзы и от имени своих родителей просил прощение за смерть убитого посланника.


Вклад в литературу

Оставила глубокий след и в литературе короткая жизнь и биография Грибоедова. Творчество писателя, в частности его пьеса «Горе от ума», обозначило новый виток в развитии драматургии. В этом произведении органически слились и сатирическое обличение тогдашней действительности, и положительный герой Чацкий. Предвестник будущего прогресса Н. П. Огарев назвал комедию Грибоедова «могучим произведением» русской драматургии по историческому охвату, злободневности и остроте социальных проблем, реалистической типичности характеров, художественному мастерству.

Появление пьесы вызвало яростные споры об ее идейном содержании. В краткой биографии Грибоедова много воспоминаний и отзывов великих и известных людей. А. П. Беляев писал, что монологи Чацкого «приводили в ярость» всех, кто слушал произведение Грибоедова. Декабристы видели в пьесе орудие борьбы с самодержавием. Современники называли пьесу «светским Евангелием».

В 1825 году удалось напечатать только отрывки из произведения, так же начиналось и театральное представление. Лишь в 1862 году пьеса была опубликована полностью и вскоре стала самой репертуарной в театрах. Позднее М. Горький оценил мастерство «Горя от ума» как «реализм, отточенный до символизма».

Александр Сергеевич Грибоедов – русский драматург, поэт, дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист. Более всего известен как homo unius libri - писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума» , которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.


А.С. Грибоедов
портрет работы И.Н. Крамского, 1875

А.С. Грибоедов родился 4 января (15 января по новому стилю) 1795 (по другим данным – 1794) года в Москве в семье гвардейского офицера. Предок А.С. Грибоедова, Ян Гржибовский (польск. Jan Grzybowski), в начале XVII в. переселился из Польши в Россию. Его сын Фёдор Иванович стал писаться Грибоедовым; при царе Алексее Михайловиче он был разрядным дьяком и одним из пяти составителей «Уложения», т.е. свода законов. Фамилия автора «Горе от ума» представляет собой не что иное, как своеобразный перевод польской фамилии Гржибовский.

Грибоедов получил разностороннее домашнее образование. С 1802 (или 1803) года по 1805 год он учился в Московском университетском Благородном пансионе (там же где в своё время будет учиться Лермонтов). В 1806 году поступил в Московский университет на философский факультет. В 1810 году, окончив словесное и юридическое отделения, продолжал учиться на физико-математическом факультете. Грибоедов выделялся разносторонней одарённостью. Он великолепно играл на фортепиано, сочинял музыку, стихи, интересовался историей и правом, был настоящим полиглотом: в шестилетнем возрасте овладел французским, немецким, английским, а потом итальянским и несколькими восточными языками. Наставниками Грибоедова в университете выступали Петрозилиус, доктор прав Ион, наконец, профессор Буле. Научные интересы Грибоедов сохранил на всю жизнь.

В 1812 году Грибоедов поступил добровольцем в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. Формирование добровольческой дружины ещё не завершилось, когда Наполеон вступил в Москву. Полку было предписано оставить город и идти в Казань, на соединение с иркутским гусарским полком. Но 8 сентября 1812 года корнет Грибоедов заболел и остался во Владимире. Предположительно, что до 1 ноября 1813 года из-за болезни он так и не появился в расположении полка. Прибыв на место службы, Грибоедов попал в развесёлую компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» - князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии он не без иронии писал в письме к своему другу С.Н. Бегичеву: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный.»

До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии А.С. Кологривова. В 1814 году корнет Грибоедов опубликовал в журнале «Вестник Европы» корреспонденцию «О кавалерийских резервах», «Письмо из Брест-Литовска к издателю». В 1815 году опубликована и поставлена на сцене комедия Грибоедова «Молодые супруги» - переделка комедии французского драматурга Крезе де Лессера «La secret du mеnage», вызвавшая критику М.Н. Загоскина. Грибоедов ответил памфлетом «Лубочный театр». В 1816 году, выйдя в отставку, Грибоедов поселился в Петербурге. В 1817 году он зачисляется на службу в Коллегию иностранных дел, знакомится с литераторами - В.К. Кюхельбекером, Н. И. Гречем, а несколько позднее и с А.С.Пушкиным.

В начале литературной деятельности Грибоедов сотрудничает с П. А. Катениным, А. А. Шаховским, Н. И. Хмельницким, А. А. Жандром. В 1817 году написана комедия «Студент» (совместно с Катениным), направленная против поэтов «Арзамаса», последователей Н. М. Карамзина. Высмеивая их, Грибоедов полемизировал как с чувствительностью сентиментализма, так и с мечтательностью романтизма в духе В. А. Жуковского. Разделяя литературные взляды И. А. Крылова и Г. Р. Державина, Катенина и Кюхельбекера, Грибоедов был близок к группе так называемых «архаистов», состоявших в обществе «Беседа любителей русского слова», возглавлявшимся А. С. Шишковым. Эти взгляды сказались в статье Грибоедова «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Леонора», в которой он защищал перевод, сделанный Катениным, от критики Н. И. Гнедича. Комедия «Своя семья, или Замужняя невеста» написана в 1817 году в основном Шаховским, но с помощью А.С. Грибоедова (его перу принадлежит начало второго действия) и Хмельницкого. Комедия «Притворная неверность», являющаяся вольным переводом (написана совместно с Жандром) комедии французского драматурга Барта «Les fausses infidеlitеs», в 1818 году была представлена на сценах Петербурга и Москвы, в 1820 год - в Орле.

В середине 1818 года Александр Сергеевич Грибоедов был назначен секретарем русской дипломатической миссии в Тегеране. Назначение в Персию было по существу ссылкой, поводом для которой послужило участие Грибоедова секундантом в дуэли офицера В. А. Шереметева и графа А. П. Завадовского из-за артистки Истоминой. Это была знаменитая «четверная дуэль», когда после противников дрались и секунданты.

История дуэли такова: два года Истомина была возлюбленной кавалергардского штаб-ротмистра Шереметева. Случилась ссора, и Истомина съехала к своей подруге. 17 ноября начинающий литератор Грибоедов, друживший с Шереметевым, повёз балерину «на чай» к другому своему приятелю, камер-юнкеру графу А.П. Завадовскому, с которым делил одну квартиру в столице. Балерина «прочаёвничала» на квартире друзей два дня. Потом произошло примирение Шереметева и Истоминой, и та во всём призналась. Подстрекаемый А. И. Якубовичем, Шереметев вызвал Завадовского на дуэль. Секунданты Якубович и Грибоедов также обещали драться. Условия самые жестокие: стреляться с шести шагов.

Первым стрелял Шереметев. Пуля пролетела так близко, что оторвала воротничок сюртука Завадовского. Разъярившийся Завадовский вызвал противника к барьеру и попал ему в живот. Спустя сутки, Шереметев умер. Ввиду трагического исхода схватки первой пары, вторая дуэль была отложена. Она состоялась лишь осенью 1818 года. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию. Грибоедов выстрелил первым и промахнулся. Якубович прострелил ему ладонь левой руки.

В феврале 1819 года А.С. Грибоедов приехал в Тавриз. Вероятно, к этому времени относится отрывок из его поэмы «Путник» (или «Странник») - «Кальянчи» о пленном мальчике-грузине, которого продают на Тавризском рынке. С 1822 года А.С. Грибоедов состоит в штате главноуправляющего Грузией генерала А.П. Ермолова «по дипломатической части» в Тифлисе. Здесь написаны два первых акта комедии «Горе от ума», задуманной, по свидетельству С. Н. Бегичева, еще в 1816 году. В 1823-25 годах А.С. Грибоедов был в длительном отпуске. Летом 1823 года он пишет в тульском имении своего друга Бегичева третий и четвертый акты комедии «Горе от ума». Осенью того же года написал совместно с П. А. Вяземским водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом», музыку для которого сочинил А. Н. Верстовский. Летом 1824 года Грибоедов закончил окончательную добработку комедии «Горе от ума».

В конце 1825 года А.С. Грибоедов возвратился на Кавказ. У Александра Сергеевича зрели замыслы новых произведений, которые к великому сожалению дошли до нас лишь во фрагментах. План драмы «1812 год» (1824-25 года) свидетельствует о том, что Грибоедов предполагал изобразить героев Отечественной войны, среди которых - крепостной крестьянин, изведавший в боях чувство высокого патриотизма; возвращенный по окончании войны «под палку своего господина», он кончает жизнь самоубийством. Дошедшая до нас в отрывке и в пересказе Ф.В. Булгарина трагедия «Грузинская ночь» (1826-27 года), основанная на грузинском предании, проникнута антикрепостнической мыслью. План трагедии из истории Древней Армении и Грузии «Родамист и Зенобия» показывает, что А.С. Грибоедов отдавал, с одной стороны, дань склонности к историческим исследованиям, а с другой - политическим проблемам настоящего, перенесенным в далекую эпоху, размышлял о царской власти, провале заговора вельмож, не опиравшихся на народ и т. д.

С 22 января по 2 июня 1826 года А.С. Грибоедов находился под следствием по делу декабристов. Однако никаких обвинений против него не выдвинули. Более того, выяснилось, что задолго до декабристского путча А.С. Грибоедов вышел из масонской ложи, отказавшись от какого либо сотрудничества с ними. После возвращения в сентябре 1826 года на Кавказ А.С. Грибоедов выступает уже как государственный деятель и выдающийся дипломат.

В 1827 году вышло предписание Грибоедову отвечать за дипломатические отношения с Персией и Турцией. Александр Грибоедов принимает участие в вопросах гражданского управления на Кавказе, составляет «Положение по управлению Азербайджана». При его участии были основаны в 1828 году «Тифлисские ведомости», открыт «рабочий дом» для женщин, отбывающих наказание. А.С. Грибоедов составляет вместе с П. Д. Завелейским проект об «Учреждении Российской Закавказской компании», чтобы поднять промышленность региона. В 1828 году Грибоедов принимает участие в Туркманчинском мирном договоре, заключенном с Персией. Затем он назначается полномочным министром в Персию.

В августе 1828 года в Тифлисе, перед отъездом в Персию, Грибоедов обвенчался с Н. А. Чавчавадзе, с которой ему довелось прожить всего несколько недель. От неё имел сына Александра, который не прожил и дня.

Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы. Оставив жену в Тавризе, Грибоедов выехал с миссией посольства в Тегеран, чтобы представиться правителю Персии Фетх Али-шаху. Во время этого визита, 30 января 1829 года, русская дипломатическая миссия в Тегеране подверглась нападению толпы религиозных исламских фанатиков. Толпа неожиданно ворвалась в дом, грабя и разрушая все вокруг. Скорее всего, исламисты направлялась сановниками из окружения Фетх Али-шаха, которые были подкуплены Англией. Англия очень боялась усиления позиций России в Персии после русско-персидской войны 1826-28 годов, а Туркманчакский мирный договор во многом подрывал интересы британской короны в этом регионе.

Во время нападения все члены миссии были убиты, кроме секретаря Мальцова. Считается, что Грибоедов, дабы спрятаться, залез в каминную трубу, но не пролез и застрял. Там его нашли и убили. Его тело еще долго терзала разъярённая толпа. Обстоятельства погрома русской миссии описываются по-разному. Мальцов – единственный выживший свидетель - не упоминает о гибели Грибоедова, а только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Мальцов пишет, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Другой свидетель Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37-ю товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Труп посланника был настолько изуродован, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем. Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида.

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привез русскому царю богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля, как «выкуп» России за смерть всем известного драматурга. Комедией Грибоедова «Горе от ума» и по сей день начинается изучение русской литературы в каждой российской школе.

На могиле мужа вдова Нина Чавчавадзе поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» .

Последним годам жизни А.С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928).

А.С. Грибоедов вошел в ряд великих русский и мировых драматургов как автор комедии «Горе от ума». Отвергнутая цензурой (при жизни Грибоедова были опубликованы лишь отрывки в альманахе «Русская Талия», 1825 год), комедия распространялась в многочисленных списках, разошлась на цитаты и крылатые выражения, многие из которых и сегодня не утратили своей актуальности.

Человек эпохи Возрождения – титул человеческого величия и вместе с тем проклятие забвения. Сам Леонардо да Винчи указывал профессию «музыкант», но его мелодии не сохранили для нас предки. Нечто подобное происходит со всеми великими людьми: восхищаясь одним талантом, потомки, как правило, упускают другие, не меньшие дарования гения-бедняги. Такая же история приключилась с одним нашим соотечественником. Он безупречно знал французский, немецкий, итальянский, английский, греческий, латинский, арабский, персидский и турецкий языки, активно помогал декабристам, был членом петербургской масонской ложи, играл на фортепиано, органе и флейте, был послом Российской империи в Персии. А знают его исключительно как автора пьесы «Горе от ума». Да, мы говорим об Александре Сергеевиче Грибоедове – русском человеке Возрождения.

Родившийся 15 января 1795 года сын дворянина получил хорошее домашнее образование, которое стало крепкой базой для дальнейшего развития драматурга, композитора и дипломата. Самое важное — жизненное кредо — ему передал благонравный отец.

В 8 лет Грибоедова отправляют в Московский пансион, а через три года он идет в Московский университет. Он успевает закончить обучение на словесном и юридическом факультете, а программу третьего, физико-математического факультета, ему не суждено было завершить: началась война с Наполеоном.

Воспитанный в дворянской традиции, Грибоедов тут же поступает в гусарский полк со званием корнета. Однако на счастье или на беду, к моменту отправления полка на фронт война с французами была уже окончена, и юного Александра с однополчанами перевели в глубинку Беларуси. Молодецкие забавы и нравы довольно быстро наскучили дворянину, и об этих годах Грибоедов будет вспоминать скорее с сожалением, хотя характеры многих друзей-гусаров будут четко выведены в знаменитом «Горе от ума».

История успеха

В 1815 году драматург возвращается в Петербург, приобретает полезные контакты, врывается в интеллектуальную элиту северной столицы, поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Драматическая развязка для типичной для дворянских кругов дуэли, где Грибоедов присутствовал в роли секунданта, послужила причиной для отправки молодого дипломата в Персию – своеобразную политическую ссылку.

Блестящий ум, таланты Александра Сергеевича, множественные знакомства и героическое спасение русских пленных сделали Грибоедова настоящим героем нашего времени. По достоинству оценив его заслуги, генерал Ермолов ходатайствовал о переведении дипломата в Тифлис.

Творческий путь

1824 год знаменуется возвращением в Петербург: драматург в тому времени закончил комедию всей своей жизни и надеялся презентовать ее. Во многом публикации посодействовали декабристы, которые считали пьесу своеобразным манифестом движения: соединение литературных новшеств с классическими канонами, комедия новых характеров действительно стала прорывным словом того времени.

Спустя год, по дороге на Кавказ, эта помощь чуть было не сыграла с Грибоедовым злую шутку. Александра Сергеевича арестовали по подозрению в подготовке декабристского восстания, которое писатель, естественно, отрицал, и потому избежал наказания. Грибоедову разрешают продолжить путь к пункту назначения.

Здесь его служба была такой же блистательной, как и завершенная дипмиссия в Персии.

Трагическая гибель

Грибоедов действительно получил повышение и статус посла, но его все же вернули в Тегеран: со сложнейшими политическими договорами мог справиться только настолько талантливый дипломат.

Новое назначение Грибоедова стало роковым эпилогом в его судьбе: по дороге из Тавриза в Тегеран, где он готовился к предстоящей свадьбе с Ниной Чавчавадзе, на российскую дипломатическую миссию напали разъяренные мусульманские фанатики. Существует множество версий причин произошедшего, будь то неуважительное отношение самого Грибоедова к традициям Персии и церемонии женитьбы на армянке, или заговор англичан, исполненный руками персов, итог остается одним: талантливейший русский драматург и самоотверженный дипломат погиб на чужой земле, не успев воссоединиться с любимой женщиной, но оставив потомкам на память бессмертное «Горе от ума».

Интересно? Сохрани у себя на стенке! 2. Степан Никитич Бе́гичев (1785–1859) – полковник, русский мемуарист; брат Д. Н. Бегичева и Е. Н. Яблочковой. В 1813 г. служил адъютантом при генерале А. С. Кологривове вместе с братом Дмитрием и А. С. Грибоедовым. Входил в ранние декабристские организации. Был членом Союза благоденствия. В 1820-е годы дом Бегичева был одним из центров культурной жизни Москвы. Здесь бывали А. С. Грибоедов, В. Ф. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, Д. В. Давыдов, А. Н. Верстовский. По личным воспоминаниям написал «Записку об А. С. Грибоедове» («Русский вестник», 1892).
Князь Александр Александрович Шаховско́й (1777–1846) – русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских. С 1802 по 1826 год служил в Петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга. В 1811-1815 годах Шаховской принимал активное участие в деятельности «Беседы любителей русского слова». В это время он пишет стихотворную комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды». По художественным достоинствам эта пьеса возвышалась над всем, что было создано в России в области стихотворной комедии после «Ябеды» Капниста и до «Горя от ума». ()

10. Гнедич Николай Иванович (1784–1833) – поэт и переводчик. Грибоедов написал критическую статью против Гнедича, который резко критиковал перевод Катениным баллады Бюргера «Ленора». Образцовым переводом этого произведения Гнедич счел балладу Жуковского «Людмила». Грибоедов отметил неточности перевода Жуковского , смягчившего стиль подлинника, и встал на защиту простонародного перевода Катенина. Несмотря на эту резкую критику, Грибоедов ценил Гнедича как писателя и переводчика. В 1824 г., возвратившись в Петербург, он счел необходимым посетить его и в письме к П. А. Вяземскому 27 июня писал: «Гнедича я видел, несмотря что у него и галстук повязан экзаметром, в мыслях и словах и поступи что-то надутое, но кажется, что он гораздо толковее многих здесь» (

Начало творческой биографии Грибоедова

Знаменитый русский драматург, автор «Горя от ума», Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 января 1795 года (год рождения, впрочем, спорен) в московской дворянской семье. Его отец, отставной секунд-майор Сергей Иванович, человек небольшого образования и скромного происхождения, редко бывал в семье, предпочитая жить в деревне или отдаваться карточной игре, истощившей его средства. Мать, Настасья Федоровна, происходившая из другой отрасли Грибоедовых, более богатой и знатной, была женщина властная, порывистая, известная в Москве по уму и резкости тона. Она любила сына и дочь, Марию Сергеевну (двумя годами моложе брата), окружила их всякими заботами, дала им прекрасное домашнее воспитание.

Портрет Александра Сергеевича Грибоедова. Художник И. Крамской, 1875

Мария Сергеевна славилась в Москве и далеко за её пределами как пианистка (она также прекрасно играла на арфе). Александр Сергеевич Грибоедов с детства владел французским, немецким, английским и итальянским языками и отлично играл на фортепиано. Воспитателями его были выбраны видные педагоги: сначала Петрозилиус, составитель каталогов библиотеки московского университета, позже Богдан Иванович Ион, питомец геттингенского университета, потом учившийся в Москве и первый получивший степень доктора прав в казанском университете. Дальнейшее воспитание и образование Грибоедова, домашнее, школьное и университетское, шло под общим руководством известного профессора философа и филолога И. Т. Буле. С раннего детства поэт вращался в очень культурной среде; вместе с матерью и сестрою он часто проводил лето у своего богатого дяди, Алексея Федоровича Грибоедова в известном имении Хмелиты в Смоленской губернии, где мог встречаться с семьями Якушкиных, Пестелей и других известных потом общественных деятелей. В Москве Грибоедовы были связаны родственными узами с Одоевскими, Паскевичами, Римскими-Корсаковыми, Нарышкиными и знакомы с огромным кругом столичного барства.

В 1802 или 1803 году Александр Сергеевич Грибоедов поступил в московский университетский благородный пансион; 22 декабря 1803 г. он получил там «один приз» в «меньшем возрасте». Три года спустя, 30 января 1806 г., Грибоедов был принят в московский университет в возрасте около одиннадцати лет. 3 июня 1808 г. он уже был произведен в кандидаты словесных наук и продолжал образование по юридическому факультету; 15 июня 1810 г. получил степень кандидата прав. Позднее он еще изучал математику и естественные науки и в 1812 году был уже «готов к испытанию для поступления в чин доктора». Патриотизм увлек поэта на военную службу, и поприще науки было навсегда покинуто.

26 июля 1812 г. Грибоедов зачислился корнетом в московский гусарский полк графа П. И. Салтыкова. Однако, полк не попал в действующую армию; всю осень и декабрь 1812 г. он простоял в Казанской губернии; в декабре граф Салтыков умер, и московский полк был присоединен к иркутскому гусарскому полку в со став кавалерийских резервов под командой генерала Кологривова. Некоторое время в 1813 г. Грибоедов жил в отпуске во Владимире, потом явился на службу и попал в адъютанты к самому Кологривову. В этом звании он принимал участие в комплектовании резервов в Белоруссии, о чем и напечатал статью в «Вестнике Европы» в 1814 г. В Белоруссии Грибоедов подружился – на всю жизнь – со Степаном Никитичем Бегичевым, тоже адъютантом Кологривова.

Не побывав ни в одном сражении и наскучив службой в провинции, Грибоедов подал 20 декабря 1815 года прошение об отставке «для определения к статским делам»; 20 марта 1816 года получил ее, а 9 июня 1817 года был принят на службу в Государственную Коллегию иностранных дел, где числился вместе с Пушкиным и Кюхельбекером . В Петербург он приехал еще в 1815 г. и здесь быстро вошел в общественные, литературные и театральные круги. Александр Сергеевич Грибоедов вращался среди членов нарождавшихся тайных организаций, участвовал в двух масонских ложах («Объединённых друзей» и «Добра»), перезнакомился со многими литераторами, например, Гречем , Хмельницким, Катениным , актерами и актрисами, напр., Сосницким, Семеновыми, Валберховыми и др. Вскоре Грибоедов выступил и в журналистике (эпиграммой «От Аполлона» и антикритикой против Н. И. Гнедича в защиту Катенина), и в драматической литературе – пьесами «Молодые супруги» (1815), «Своя семья» (1817; в сотрудничестве с Шаховским и Хмельницким), «Притворная неверность» (1818), «Проба интермедии» (1818).

Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в тяжелую историю. Из-за танцовщицы Истоминой возникла ссора и потом дуэль между В. А. Шереметевым и гр. А. П. Завадовским, окончившаяся смертью Шереметева. Грибоедов был близко замешан в это дело, его даже обвиняли как зачинщика, и А. И. Якубович, друг Шереметева, вызвал его на дуэль, которая не состоялась тогда только потому, что Якубович был выслан на Кавказ. Смерть Шереметева сильно подействовала на Грибоедова; Бегичеву он писал, что «на него нашла ужасная тоска, он видит беспрестанно перед глазами Шереметева, и пребывание в Петербурге сделалось ему невыносимо».

Грибоедов на Кавказе

Случилось, что около того же времени средства матери Грибоедова сильно пошатнулись, и ему приходилось серьезно подумать о службе. В начале 1818 г. в министерстве иностранных дел организовывалось русское представительство при персидском дворе. Русским поверенным при шахе был назначен С. И. Мазарович, секретарем при нем – Грибоедов и канцеляристом – Амбургер. Сначала Грибоедов колебался и отказывался, но потом принял назначение. Немедленно со свойственной ему энергией он стал заниматься персидским и арабским языками у проф. Деманжа и засел за изучение литературы о Востоке. В самом конце августа 1818 г. Александр Сергеевич Грибоедов покинул Петербург; по дороге он заезжал в Москву проститься с матерью и сестрой.

В Тифлис Грибоедов и Амбургер приехали 21-го октября, и здесь Якубович немедленно вновь вызвал Грибоедова на дуэль. Она состоялась утром 23-го; секундантами были Амбургер и H. H. Муравьев , известный кавказский деятель. Первым стрелял Якубович и ранил Грибоедова в левую кисть руки; потом стрелял Грибоедов и промахнулся. Противники тут же примирились; Грибоедову поединок сошел благополучно, но Якубовича выслали из города. В Тифлисе дипломатическая миссия пробыла до конца января 1819 г., и за это время Грибоедов очень сблизился с А. П. Ермоловым . Беседы с «проконсулом Кавказа» оставили глубокое впечатление в душе Грибоедова, и сам Ермолов полюбил поэта.

В середине февраля Мазарович со свитой уже был в Тебризе, резиденции наследника престола Аббаса-Мирзы. Здесь Грибоедов впервые познакомился с английской дипломатической миссией, с которой потом всегда был в дружеских отношениях. Около 8-го марта русская миссия прибыла в Тегеран и была торжественно принята Фетх Али-шахом. В августе того же 1819 г. она вернулась в Тебриз, постоянную свою резиденцию. Здесь Грибоедов продолжал занятия восточными языками и историей и здесь же впервые положил на бумагу первые планы «Горя от ума». По Гюлистанскому трактату 1813 года русская миссия имела право требовать от персидского правительства возвращения в Россию русских солдат – пленных и дезертиров, служивших в персидских войсках. Грибоедов горячо взялся за это дело, разыскал до 70 таких солдат (сарбазов) и решил вывести их в русские пределы. Персияне с озлоблением относились к этому, всячески препятствовали Грибоедову, но он настоял на своем и осенью 1819 года привел свой отряд в Тифлис. Ермолов встретил его ласково и представил к награде.

В Тифлисе Грибоедов провел святки и 10 января 1820 г. пустился в обратный путь. Побывав по дороге в Эчмиадзине, он завел там дружеские сношения с армянским духовенством; в начале февраля он вернулся в Тебриз. В конце 1821 г. между Персией и Турцией возникла война. Грибоедов был послан Мазаровичем к Ермолову с докладом о персидских делах и на пути сломал себе руку. Ссылаясь на необходимость продолжительного лечения в Тифлисе, он просил через Ермолова свое министерство определить его при Алексее Петровиче секретарем по иностранной части, и ходатайство было уважено. С ноября 1821 г. по февраль 1823 г. Грибоедов жил в Тифлисе, часто разъезжая с Ермоловым по Кавказу. С H. H. Муравьевым Грибоедов занимался восточными языками, а своими поэтическими опытами делился с В. К. Кюхельбекером, который приехал в Тифлис в декабре 1821 г. и прожил до мая 1822 г. Ему поэт читал «Горе от ума», сцену за сценой, как они постепенно создавались.

Возвращение Грибоедова в Россию

После отъезда Кюхельбекера в Россию Грибоедов сильно затосковал по родине и через Ермолова исходатайствовал себе отпуск в Москву и Петербург. В конце марта 1823 г. он был уже в Москве, в родной семье. Здесь же он встретился с С. Н. Бегичевым и ему прочел первые два акта «Горя от ума», написанные на Кавказе. Вторые два действия написаны были летом 1823 года в именье Бегичева, в Тульской губернии, куда приятель пригласил Грибоедова погостить. В сентябре Грибоедов возвратился в Москву вместе с Бегичевым и жил у него в доме до следующего лета. Здесь он продолжал работать над текстом комедии, но уже читал ее в литературных кругах. Вместе с кн. П. А. Вяземским Грибоедов написал водевиль «Кто брат, кто сестра, или обман за обманом», с музыкой А. Н. Верстовского.

Из Москвы Александр Сергеевич Грибоедов переехал в Петербург (в начале июня 1824) с целью добиться цензурного разрешения «Горя от ума». В северной столице Грибоедова ждал блестящий прием. Он встречался здесь с министрами Ланским и Шишковым, членом Государственного Совета графом Мордвиновым , генерал-губернатором графом Милорадовичем , Паскевичем, был представлен великому князю Николаю Павловичу. В литературных и артистических кругах он читал свою комедию, и скоро автор и пьеса стали центром всеобщего внимания. Провести пьесу на сцену не удалось, несмотря на влиятельные связи и хлопоты. В печать же цензура пропустила только отрывки (7 – 10 явления первого действия и третий акт, с большими сокращениями). Зато, когда они появились в альманахе Ф. В. Булгарина «Русская Талия на 1825 год», это вызвало целый поток критических статей в петербургских и московских журналах.

Яркий успех комедии доставил Грибоедову много радости; сюда еще присоединилось увлечение танцовщицей Телешовой. Но в общем поэт был настроен угрюмо; его посещали приступы тоски, и тогда все казалось ему в мрачном свете. Чтобы избавиться от такого настроения, Грибоедов решил отправиться в путешествие. Ехать за границу, как он думал сначала, было нельзя: служебный отпуск и без того был просрочен; тогда Грибоедов поехал в Киев и Крым, чтобы оттуда вернуться на Кавказ. В конце мая 1825 г. Грибоедов прибыл в Киев. Здесь он жадно изучал древности и любовался природой; из знакомых встречался с членами тайного декабристского общества : князем Трубецким, Бестужевым-Рюминым , Сергеем и Артамоном Муравьевыми. Среди них возникла мысль привлечь Грибоедова к тайному обществу, но поэт был тогда слишком далек от политических интересов и увлечений. После Киева Грибоедов отправился в Крым. В течение трех месяцев он исколесил весь полуостров, наслаждался красотою долин и гор и изучал исторические достопамятности.

Грибоедов и декабристы

Мрачное настроение, однако, не покидало его. В конце сентября через Керчь и Тамань Грибоедов проехал на Кавказ. Здесь он присоединился к отряду ген. Вельяминова. В укреплении Каменный Мост, на реке Малке, он написал стихотворение «Хищники на Чегеме», навеянное недавним нападением горцев на станицу Солдатскую. К концу января 1826 г. в крепость Грозную (ныне – Грозный) с разных концов собрались: Ермолов, Вельяминов, Грибоедов, Мазарович. Здесь Александр Сергеевич Грибоедов был арестован. В следственной комиссии по делу декабристов кн. Трубецкой показал 23-го декабря: «я знаю со слов Рылеева , что он принял Грибоедова, который состоит при генерале Ермолове»; потом кн. Оболенский назвал его в списке членов тайного общества. За Грибоедовым был послан фельдъегерь Уклонский; он прибыл в Грозную 22 января и предъявил Ермолову приказ об аресте Грибоедова. Говорят, что Ермолов предупредил Грибоедова, так что тот мог своевременно уничтожить некоторые бумаги.

23 января Уклонский с Грибоедовым выехали из Грозной, 7 или 8 февраля были в Москве, где Грибоедов успел повидаться с Бегичевым (от матери жеарест старались скрыть). 11 февраля Грибоедов уже сидел на гауптвахте Главного Штаба в Петербурге, – вместе с Завалишиным, братьями Раевскими и другими. И на предварительном допросе у генерала Левашова, и потом в Следственной комиссии, Грибоедов решительно отрицал свою принадлежность к тайному обществу и уверял даже, что решительно ничего не знал о замыслах декабристов. Показания Рылеева, А. А. Бестужева , Пестеля и других были в пользу поэта, и комиссия постановила освободить его. 4 июня 1826 г. Грибоедов вышел из-под ареста, потом получил «очистительный аттестат» и прогонные деньги (на возврат в Грузию) и был произведен в надворные советники.

Раздумья о судьбах родины также постоянно волновали Александра Сергеевича Грибоедова. На следствии он отрицал свою принадлежность к тайным обществам, и действительно, зная его, трудно это допустить. Но он был близок ко многим и самым выдающимся декабристам, несомненно, знал прекрасно организацию тайных обществ, их состав, планы действий и проекты государственных реформ. Рылеев показал на следствии: «С Грибоедовым я имел несколько общих разговоров о положении России и делал ему намеки о существовании общества, имеющего целью переменить образ правления в России и ввести конституционную монархию»; то же писал и Бестужев, а сам Грибоедов заявил о декабристах: «в разговорах их видел часто смелые суждения насчет правительства, в коих сам я брал участие: осуждал, что казалось вредным, и желал лучшего». Грибоедов высказывался за свободу книгопечатания, за гласный суд, против административного произвола, злоупотреблений крепостного права, реакционных мер в области просвещения, и в таких взглядах совпадал с декабристами. Но трудно сказать, как далеко шли эти совпадения, и мы не знаем в точности, как относился Александр Сергеевич Грибоедов к конституционным проектам декабристов. Несомненно, однако, что он скептически смотрел на осуществимость конспиративного движения и видел в декабризме много слабых сторон. В этом он, впрочем, сходился со многими другими, даже в среде самих декабристов.

Отметим еще, что Грибоедов сильно склонялся к национализму. Он любил русский народный быт, обычаи, язык, поэзию, даже платье. На вопрос Следственной комиссии об этом он отвечал: «русского платья желал я потому, что оно красивее и покойнее фраков и мундиров, а вместе с этим полагал, что оно бы снова сблизило нас с простотой отечественных нравов, сердцу моему чрезвычайно любезных». Таким образом, филиппики Чацкого против подражательности в обычаях и против европейского костюма суть заветные мысли самого Грибоедова. Вместе с тем Грибоедов проявлял постоянно нелюбовь к немцам и французам и в этом сближался с шишковистами . Но, в общем, он ближе стоял к группе декабристов; Чацкий является типичным представителем тогдашней передовой молодежи; недаром декабристы усиленно распространяли списки «Горе от ума».

Грибоедов в русско-персидской войне 1826-1828

Июнь и июль 1826 Грибоедов еще прожил в Петербурге, на даче у Булгарина. Это было очень тяжелое время для него. Радость освобождения меркла при мысли о казненных или сосланных в Сибирь друзьях и знакомых. К этому еще присоединялись тревоги за свое дарование, от которого поэт требовал новых высоких вдохновений, но они, однако, не приходили. К концу июля Грибоедов приехал в Москву, куда собрался уже весь двор и войска к коронации нового императора; здесь же был и И. Ф. Паскевич , родственник Грибоедова. Неожиданно сюда пришло известие, что персияне нарушили мир и напали на русский пограничный пост. Николай I был этим крайне разгневан, винил Ермолова в бездействии и, в умаление его власти, командировал на Кавказ Паскевича (с большими полномочиями). Когда на Кавказ прибыл Паскевич и принял командование войсками, положение Грибоедова оказалось крайне тяжелым между двух враждующих генералов. Ермолов не был формально смещен, но во всем чувствовал немилость государя, постоянно входил в столкновение с Паскевичем и, наконец, подал в отставку, а Грибоедов вынужден был перейти на службу к Паскевичу (о чем его еще в Москве просила мать). К неприятностям служебного положения присоединилось еще физическое недомогание: с возвращением в Тифлис у Грибоедова стали часто повторяться лихорадки и нервные припадки.

Приняв управление Кавказом, Паскевич поручил Грибоедову заграничные сношения с Турцией и Персией, и Грибоедов был втянут во все заботы и трудности персидской кампании 1826-1828 . Он вел огромную переписку Паскевича, участвовал в выработке военных действий, терпел все лишения походной жизни, а главное – взял на себя фактическое ведение дипломатических переговоров с Персией в Дейкаргане и Туркманчае. Когда после побед Паскевича, взятия Эривани и оккупации Тебриза был заключен Туркманчайский мирный договор (10 февраля 1828 г.), очень выгодный для России, Паскевич командировал Грибоедова для представления трактата императору в Петербург, куда он прибыл 14 марта. На другой день Александр Сергеевич Грибоедов был принят Николаем I в аудиенции; Паскевич получил титул графа Эриванского и миллион рублей награды, а Грибоедов чин статского советника, орден и четыре тысячи червонцев.

Грибоедов в Персии. Смерть Грибоедова

Вновь Грибоедов прожил в Петербурге три месяца, вращаясь в правительственных, общественных и литературных кругах. Своим друзьям он жаловался на сильное утомление, мечтал об отдыхе и кабинетных занятиях и собирался выйти в отставку. Судьба решила иначе. С отъездом Грибоедова в Петербург в Персии не осталось русского дипломатического представителя; между тем у России возникла война с Турцией, и на Востоке нужен был энергичный и опытный дипломат. Выбора не было: конечно, ехать должен был Грибоедов. Он пробовал отказываться, но это не подействовало, и 25 апреля 1828 г. высочайшим указом Александр Сергеевич Грибоедов был назначен министром-резидентом в Персию, Амбургер же – генеральным консулом в Тебризе.

С момента назначения посланником Грибоедов стал мрачен и испытывал тяжелые предчувствия смерти. Друзьям он постоянно твердил: «Там моя могила. Чувствую, что не увижу более России». 6 июня Грибоедов навсегда покинул Петербург; через месяц он прибыл в Тифлис. Здесь в его жизни произошло важное событие: он женился на княжне Нине Александровне Чавчавадзе, которую знал еще девочкой, давал ей уроки музыки, следил за её образованием. Венчание происходило в Сионском соборе 22 августа 1828 г., а 9 сентября уже состоялся отъезд русской миссии в Персию. Молодая жена сопровождала Грибоедова, и поэт с дороги писал о ней своим друзьям восторженные письма.

В Тебриз миссия прибыла 7 октября, и на Грибоедова сразу налегли тяжелые заботы. Из них главными были две: во-первых, Грибоедов должен был настаивать на уплате контрибуции за прошлую кампанию; во-вторых, разыскивать и отправлять в Россию русских подданных, попавших в руки персиян. И то, и другое было чрезвычайно трудно и вызывало озлобление одинаково и в народе, и в правительстве персидском. Чтобы уладить дела, Грибоедов выехал к шаху в Тегеран. В Тегеран Грибоедов со свитой прибыл к Новому году, был хорошо принят шахом, и сначала все шло благополучно. Но скоро опять начались столкновения из-за пленных. К покровительству русской миссии обратились две армянки из гарема зятя шаха, Алаяр-хана, желавшие вернуться на Кавказ. Грибоедов принял их в здание миссии, и это взволновало народ; потом в миссию был принят по своему настоянию Мирза Якуб, евнух шахского гарема, что переполнило чашу. Чернь, разжигаемая мусульманским духовенством и агентами Алаяр-хана и самого правительства, напала на помещение посольства 30 января 1829 г. и убила Александра Сергеевича Грибоедова вместе со многими другими...

Памятник Александру Сергеевичу Грибоедову на Чистопрудном бульваре, Москва

Личность А. С. Грибоедова

Александр Сергеевич Грибоедов прожил недолгую, но богатую содержанием жизнь. От увлечения наукой в московском университете он перешел к беззаботному прожиганию жизни на военной службе и потом в Петербурге; смерть Шереметева вызвала в душе его острый кризис и побудила его, по словам Пушкина, к «крутому повороту», и на Востоке он склонился к самоуглублению и замкнутости; когда он вернулся оттуда в Россию в 1823 г., это уже был зрелый человек, строгий к себе и людям и большой скептик, даже пессимист. Общественная драма 14 декабря, горькие размышления о людях и родине, а также тревога за свое дарование вызвали у Грибоедова новый душевный кризис, который грозил разрешиться самоубийством. Но поздняя любовь скрасила последние дни жизни поэта.

Многие факты свидетельствуют, как он мог горячо любить – жену, мать, сестру, друзей, как он был богат сильной волей, мужеством, горячим темпераментом. А. А. Бестужев так описывает его в 1824 г.: «вошел человек благородной наружности, среднего роста, в черном фраке, в очках на глазах... В лице его видно было столько же искреннего участия, как в его приемах уменья жить в хорошем обществе, но без всякого жеманства, без всякой формальности; можно сказать даже, что движения его были как-то странны и отрывисты и со всем тем приличны, как нельзя более... Обладая всеми светскими выгодами, Грибоедов не любил света, не любил пустых визитов или чинных обедов, ни блестящих праздников так называемого лучшего общества. Узы ничтожных приличий были ему несносны потому даже, что они узы. Он не мог и не хотел скрывать насмешки над позлащенною и самодовольною глупостью, ни презрения к низкой искательности, ни негодования при виде счастливого порока. Кровь сердца всегда играла у него в лице. Никто не похвалится его лестью, никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обманывать – никогда». Современники упоминают о его порывистости, резкости в обращении, желчности наряду с мягкостью и нежностью и особым даром нравиться. Очарованию Грибоедова поддавались даже люди, предубежденные против него. Друзья же любили его беззаветно, как и он умел любить их горячо. Когда декабристы попали в беду, он всячески хлопотал, чтобы облегчить участь кого только мог: кн. А. И. Одоевского, А. А. Бестужева, Добринского.

Литературное творчество Грибоедова. «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов начал печататься с 1814 года и с тех пор не покидал литературных занятий до конца жизни. Однако, его творческое наследие невелико. В нем совершенно нет эпоса, и почти отсутствует лирика. Больше всего в творчестве Грибоедова драматических произведений, но все они, за исключением знаменитой комедии, невысокого достоинства. Ранние пьесы интересны только потому, что в них постепенно вырабатывался язык и стих Грибоедова. По форме они совершенно ординарны, как сотни тогдашних пьес в жанре легкой комедии и водевиля. По содержанию гораздо значительнее пьесы, писанные после «Горя от ума», каковы: «1812 год», «Радамист и Зенобия», «Грузинская ночь». Но они дошли до нас только в планах да отрывках, по которым трудно судить о целом; заметно только, что достоинство стиха в них сильно понижается и что сценарии их слишком сложны и обширны, чтобы вместиться в рамки стройной сценической пьесы.

В историю литературы Александр Сергеевич Грибоедов вошел только с «Горем от ума »; он был литературный однодум, homo unius libri («человек одной книги»), и в свою комедию вложил «все лучшие мечты, все смелые стремленья» своего творчества. Зато и работал он над нею в течение нескольких лет. Пьеса была закончена вчерне в деревне Бегичева в 1823 г. Перед отъездом в Петербург Грибоедов подарил Бегичеву рукопись комедии, драгоценный автограф, который хранился потом в Историческом Музее в Москве («Музейный автограф»). В Петербурге поэт вновь переделывал пьесу, например, вставил сцену заигрыванья Молчалина с Лизой в четвертом акте. Новый список, исправленный рукою Грибоедова, был им подарен в 1824 г. А. А. Жандру («Жандровская рукопись»). В 1825 г. отрывки комедии были напечатаны в «Русской Талии» Булгарина, а в 1828 г. Грибоедов подарил Булгарину новый список «Горя от ума», вновь пересмотренный («Булгаринский список»). Эти четыре текста и образуют собою цепь творческих усилий поэта.

Их сравнительное изучение показывает, что особенно много перемен произвел Александр Сергеевич Грибоедов в тексте в 1823 – 1824 гг., в Музейном автографе и Жандровской рукописи; в позднейшие тексты вносились лишь самые незначительные изменения. В первых двух рукописях наблюдаем, во-первых, упорную и счастливую борьбу с трудностями языка и стиха; во-вторых, автор в нескольких случаях сокращал текст; так, рассказ Софьи о сне в I действии, занимавший в Музейном автограф 42 стиха, потом сокращен до 22 стихов и очень выиграл от этого; сокращены монологи Чацкого , Репетилова, характеристика Татьяны Юрьевны. Вставок меньше, но среди них – такая важная, как диалог Молчалина и Лизы в 4-м действии. Что же касается состава действующих лиц и их характеров, то они остались одни и те же во всех четырех текстах (по преданию, Грибоедов сначала хотел вывести еще несколько лиц, в том числе жену Фамусова , сентиментальную модницу и аристократку московскую). Идейное содержание комедии тоже осталось неизменным, и это весьма замечательно: все элементы общественной сатиры были уже в тексте пьесы раньше, чем Грибоедов познакомился с общественным движением в Петербурге в 1825 году, – такова была зрелость мысли поэта.

С тех пор, как «Горе от ума» появилось на сцене и в печати, для него началась история в потомстве. В течение многих десятков лет оно оказывало свое сильное влияние на русскую драму, литературную критику и сценических деятелей; но до сих пор осталось единственной пьесой, где гармонически сочетались бытовые картины с общественной сатирой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры