Гуси в полынье (1)мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей.…. Урок по рассказу В

Главная / Чувства

ГУСИ В ПОЛЫНЬЕ

(1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. (2)Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. (3)Кончалось это тем, что ночью их, сонных, оттирало от берега настывшим закрайком, подхватывало шугой, выталкивало на течение, к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лёд или выползали на него и мучительно погибали на морозе.
(4)А эти всё ещё боролись. (5)Их подбрасывало на волнах, размётывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать-гусыня вскрикивала коротко, властно. (6)И мы понимали это так: (7)«Быть всем вместе! (8)Держаться ближе ко мне!»
(9)Гусыня кричала с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины.
(10)- Пропадут гуси. (11)Все пропадут. (12)Спасти бы их, — сказал мой двоюродный брат Кеша.
(13)- А как?
(14)Мы задумались. (15)Ребятишки-ребятишки, но понимали, что с Енисеем шутить нельзя, к полынье подобраться невозможно. (16)Обломится припай — мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом, и закрутит — ищи-свищи.
(17)На берегу возле большого штабеля брёвен, гулко охая, бил деревянной колотушкой Мишка Коршуков. (18)Вообще-то он был, конечно, Михаил, вполне взрослый человек, но так уж все его звали на селе — Мишка и Мишка.
(19)- Что за шум, а драки нету? — спросил Мишка, опуская деревянную колотушку. (20)Мы рассказали Мишке про гусей. (21)Он прижёг папироску, выпустил клуб дыма, проводил его взглядом и заявил:
(22)- Погибнут гуси. (23)Надо им, братва, помочь. (24)- Всем взять по длинной доске!
(25)- Ну, конечно же, конечно! — ликовали парнишки. (26)- Как это мы не догадались?
(27)И вот мы бросаем доски, ползём меж торосов к припаю. (28)Под козырьком льдин местами ещё холодеют оконца воды, но мы стараемся не глядеть туда.
(29)Мишка сзади нас. (30)Ему нельзя на доску — он тяжёлый. (31)Когда заканчивается тесина, он просовывает нам другую, мы кладём её и снова ползком вперёд.
(32)- Стоп! — скомандовал Мишка. (33)- Теперь надо одному. (34)Кто тут полегче? (35)- Он обмерил всех парней взглядом, и его глаза остановились на мне, вытрясенном лихорадкой. (36)- Сымай шубёнку! — я покорно расстёгивал пуговицы, мне хотелось закричать, убежать, потому что уж очень страшно ползти дальше. (37)- Гусаньки, гусаньки! — звал я, глядя на сбившихся в кучу гусей. (38)Они отплыли к противоположному от меня закрайку полыньи, встревоженно погагакивая. (39)- Гусаньки, гусаньки… — шептал я, не в силах двинуться дальше. (40)Лёд с тонким перезвоном оседал подо мной, под доской, беленькие молнии метались по нему, пронзая уши, лопнувшей струной.
(41)- Гусаньки, гусаньки! — плакал я.
(42)Гуси сбились в плотный табунок, вытянув шеи, глядели на меня. (43)Вдруг что-то зашуршало возле моего бока, я обмер и, подумав, что обломился лед, уцепился за доску и собрался уже заорать, как услышал:
(44)- Держи! (45)Держи! — Мишка приблизился, доску мне суёт.
(46)Доска доползла до воды, чуть прогнула закраек, раскрошила его. (47)Кончиками онемевших пальцев я держал тесину, звал, умолял, слизывая слёзы с губ:
(48)- Гусаньки, гусаньки…
(49)Мать-гусыня поглядела на меня, недоверчиво гагакая, поплыла к доске. (50)Всё семейство двинулось за ней. (51)Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали её яркие, огненные лапы.
(52)- Ах ты, умница! (53)Ах ты, умница!
(54)Гуси стремительно разгонялись, выпрыгивали на тесину и ковыляли по ней. (55)Я отползал назад, дальше от чёрной жуткой полыньи.
(56)- Гусаньки, гусаньки!
(57)Уже на крепком льду я схватил тяжёлую гусыню на руки, зарылся носом в её тугое, холодное перо.
(58)Ребята согнали гусей в табунок, подхватили кто которого и помчались в деревню.
(59)- Не забудьте покорми-ыть! — кричал вслед нам Мишка. (60)- Да в тепло их, в тепло, намёрзлись, шипуны полоротые. (61)С тех пор в нашей деревне появились гуси. (62)И сейчас важно ковыляют, а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, которую мы спасли от смерти.
(По В. Астафьеву)

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .
Ребятишки-ребятишки,(1) но понимали,(2) что с Енисеем шутить нельзя,(3) к полынье подобраться невозможно.
Вообще-то он был,(4) конечно,(5) Михаил, вполне взрослый человек, (6) но так уж все его звали на селе — Мишка и Мишка.

МОУ СОШ № 8

Учитель: Луговская Е.В.

Модель урока по изучению литературного произведения, не вошедшего в УМК «Вокруг тебя – Мир…»

Урок по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье» к разделу V «По принципу гуманности», 7 класс

30.01 2008

Цели: продолжить знакомство учащихся с некоторыми принципами Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; систематизировать представления по международному гуманитарному праву; продолжить обсуждение проблем гуманного отношения к беззащитным и ответственности за их жизнь.

Гуманистический компонент: сострадание, деятельное сострадание, уважение к окружающей природе лежит в основе гуманных поступков людейЛитературоведческий компонент : композиционное построение, анализ эпизода, роль средств художественной изобразительностиСловарик вводимых понятий: сострадание, ранимость, уязвимость всего живого в экстремальной ситуации; незащищённость.Развитие речи : словарная работа, постановка проблемного вопроса, беседа с элементами дискуссииНикто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно не несём ответственности, и не предотвратить их. Альберт Швейцер (1875-1965, немецко-французский мыслитель, врач, музыковед)

Ход урока:

1. Вступительное слово В 5м и 7м классах, занимаясь по книгам «Вокруг тебя – Мир…», мы знакомились с произведениями Е. Носова. Вспомните их. (Рассказы «Трудный хлеб», «Белый гусь») - Какие основные проблемы, затронутые в них, мы обсуждали?(Взаимоотношения человека и природы, животных, сострадание к слабым и беззащитным, ответственность более сильного за жизнь окружающих) Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П. Астафьева «Гуси в полынье» В.П.Астафьев из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет, рос беспризорником, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 - на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. Основная особенность произведений Астафьева - изображение добра, бескорыстия, сострадания, справедливости, порой непутёвых и бесшабашных людей, способных к добру и участию, которые в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, часто рискуя собственной жизнью. Понятие жизни неотделимо от природы в творчестве Астафьева. В 2004 году посмертно был удостоен Государственной премии РФ как автор поставленных на сцене МХАТа им. А. П. Чехова рассказов «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник».2. Подготовка к восприятию. Беседа по вопросам, заранее записанным на доске: - Что такое экстремальная ситуация?(Чрезвычайные, непредвиденные обстоятельства) - Приходилось ли вам оказываться в экстремальной ситуации? - Как ведут себя люди в подобных ситуациях?(Одни испытывают страх, паникуют, теряются, другие, наоборот, проявляют хладнокровие, выдержку) 3. Чтение текста с комментариями и составлением словарика – слов, значение которых может быть непонятным: Ледостав – замерзание реки, образование ледяного покрова. Шуга – мелкий рыхлый лёд, появляющийся перед ледоставом и во время ледохода. Торос – ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов. Полынья – незамёрзшее или растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера. Припай, запайка – тонкий лёд у края полыньи Бык – бетонные опоры моста - Каковы особенности данных слов? Вспомните, как они называются?(Это диалектные слова, употребляемые жителями определённой местности) 4. Работа по тексту - Как можно охарактеризовать период времени, когда происходят события рассказа и состояние природы? Какие беды, трагедии бывают на реке в это время года?(Это период замерзания рек поздней осенью, нарастание льда, ледостав на Енисее. Часто случаются на реке на неокрепшем льду несчастные случаи, когда люди, оказавшись по легкомыслию на тонком льду, погибают, уходят под лёд) - Какой эпизод произвёл на вас самое сильное впечатление? Почему?(Эпизод гибели гусыни с гусятами) Анализ эпизода «Гибель гусей во льдах» И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наяривал на пионерском горне. Гуси боялись наступающей ночи. Полынья с каждым часом становились всё меньше и меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял её, припаивал к запайкам плёночки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй. На следующий день оравой мы перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизи-лись к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.Полынья сделалась с лесную кулижку величиной. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно ее подогревали снизу громадным костром, еще оставалось темное, яростное окно. И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди плавала дород-ная гусыня и время от времени тревожно вскрикива-ла, подплывала к хрупкому припаю, врезалась в не-го грудью, пытаясь выбраться на лед и вывести весь табун. Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. Где-то в верховьях Енисея они жили се-бе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. Кончалось это тем, что ночью их оттирало от берега настывшим закрайком, подхваты-вало шугой, выталкивало на течение, и к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмер-зали в лед или выползали на него и мучительно поги-бали на морозе. А эти все еще боролись. Их подбрасывало на вол-нах, разметывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать вскрикивала коротко, властно. И мы понимали это так: «Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне!» Внезапно одного голошеего гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи. Он поворачивался навстречу струе грудью, пытался одо-леть течение, но его тащило и тащило, и когда при-гнало ко льду, он закричал отчаянно о помощи. Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло ко льду, свалило на бок, и, мелькнув беленькой бумажкой под припаем, словно под стеклом, он исчез навсегда. Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины. - В чём необычность ситуации, описанной в рассказе?(В роли гибнущих оказывается стайка гусей, замеченная ребятишками с берега реки, она попала в плен водной стихии, гуси задержались в полынье, ведь для того, чтобы взлететь с воды, гусям нужен разбег, большое пространство, а его «с каждым часом становилась меньше и меньше») - Как описана экстремальная ситуация гибели гусей? Какие художественные средства использует автор для описания напряжения и отчаяния взывающей о помощи гусыни?(Гибель гусей в ледяной полынье оценивается героем рассказа как катастрофа, равнозначная гибели людей. Недаром появляются сравнения «мать», олицетворения гусыня вскрикивал властно, врезалась грудью, «кричала с горьким отчаянием», гусь «закричал отчаянно о помощи» как человек, эпитеты «ошалевшая, усталая», метафоры «вода кипела», сравнение «словно её подогревали снизу громадным костром», полынья как окно) - Каково отношение героя произведения к происходящему?(Состояние рассказчика раскрывается в предложении: «Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины» Всё живое нуждается в помощи в непредвиденных обстоятельствах, сложной ситуации) - Какой приём использует автор для раскрытия всей безысходности ситуации?(Эпизод в эпизоде: воспоминание о гибели птиц во льдах, гибель «одного голошеего гуся») - Каково место эпизода в рассказе?(Его можно считать завязкой действия, именно в этот момент ребята решают спасать птиц) - Почему ребята решили спасать гусей? Какие способы предлагали?(Дети не могли пройти мимо гибнущей семьи гусей, сострадание к птицам толкает их на поиски выхода из сложившейся ситуации. Нужно спасти гусей. Некоторые из жалости предлагают «позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучались) - Какой эпизод повествования можно считать кульминационным?(Эпизод спасения гусыни с гусятами) - К кому ребята обращаются за помощью? Что мы узнаём о Митьке Коршукове?(Это непутёвый молодой человек, сумасброд, «однажды на спор перешёл Енисей во время ледохода», «отчаянная головушка» Однако именно он предлагает способ спасения птиц и помогает его осуществить) - Каким способом ребята спасают семейство? Расскажите.(Решают прокладывать дорогу к полынье с помощью тонких досок) - Как с помощью средств языка автор подчёркивает опасность и тревожность ситуации?(Автор использует обилие коротких, отрывистых, восклицательных предложений, а также глаголы «умолял, слизывая слёзы с губ», «обмер», «уцепился за доску») - Какие черты характера проявляет герой рассказа?(Выдержку и самообладание в критической ситуации, отчаянную смелость и бесстрашие, большую доброту и сострадание к чужому горю и даже героизм) Вывод: Чрезвычайная ситуация подталкивает мальчика на подвиг, героический, отважный поступок.5. Подведение итогов - О чём заставляет задуматься рассказ? (Подобные ситуации, опасные для жизни, когда требуется очень быстро принять непростое решение, нередко встречаются в жизни. Часто помощь требуется не только человеку, но и животным, потому что всё живое нуждается в помощи и может оказаться незащищённым перед силами природы, разбушевавшейся стихией) 6. Домашнее задание Подумайте и ответьте на вопрос: Приходилось ли вам когда-нибудь оказывать помощь попавшим в сложную ситуацию? Опишите такую ситуацию.Эпизод «Гибель гусей во льдах» И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наяривал на пионерском горне. Гуси боялись наступающей ночи. Полынья с каждым часом становились всё меньше и меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял её, припаивал к запайкам плёночки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй. На следующий день оравой мы перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизи-лись к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.Полынья сделалась с лесную кулижку величиной. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно ее подогревали снизу громадным костром, еще оставалось темное, яростное окно. И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди плавала дород-ная гусыня и время от времени тревожно вскрикива-ла, подплывала к хрупкому припаю, врезалась в не-го грудью, пытаясь выбраться на лед и вывести весь табун. Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. Где-то в верховьях Енисея они жили се-бе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. Кончалось это тем, что ночью их оттирало от берега настывшим закрайком, подхваты-вало шугой, выталкивало на течение, и к утру они уже оказывались невесть где и, в конце концов, вмер-зали в лед или выползали на него и мучительно поги-бали на морозе. А эти все еще боролись. Их подбрасывало на вол-нах, разметывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать вскрикивала коротко, властно. И мы понимали это так: «Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне!» Внезапно одного голошеего гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи. Он поворачивался навстречу струе грудью, пытался одо-леть течение, но его тащило и тащило, и когда при-гнало ко льду, он закричал отчаянно о помощи. Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло ко льду, свалило на бок, и, мелькнув беленькой бумажкой под припаем, словно под стеклом, он исчез навсегда. Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины. Если кому-то неизвестно содержание рассказа, то я коротко напомню. События рассказа происходят осенью на Енисее недалеко от прибрежного поселка. Стайка гусей, опустившаяся на реку, была замечена детьми с берега. Полынья, в которой они плавают с каждым часом становиться всё меньше и меньше. В конце концов, она стала настолько мала, что им уже нет возможности подняться и улететь, ведь гусям, в отличие от уток, например, для подъёма с воды нужен разбег, пространство. И если бы ребята не спасли гусей, то они просто замёрзли бы во льдах или сильное течение унесло бы их под лёд, и они погибли бы. Но как подобраться к полынье по тонкому, хрупкому льду? И придумали способ: прокладывать к полынье тонкие доски и по ним подползать. Герой рассказа проявил исключительную смелость, выполняя столь опасный трюк.

Урок посвящён знакомству с биографией и творчеством В.П. Астафьева на примере рассказа "Гуси в полынье". Содержит гуманистический компонент: воспитание сострадания ко всему живому, уважение к окружающей природе, которое лежит в основе гуманных поступков людей. Среди дидактических целей урока обучение элементам анализа художественного текста, исследование стилистических особенностей рассказа, средств художественной изобразительности, анализ эпизода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок

Тема: «…Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями…»

(по рассказу В.П. Астафьева «Гуси в полынье»)

7 класс

Цели: 1. Дидактические:

Обучать элементам анализа художественного текста;

Обратить внимание учащихся на стилистические особенности;

2. Развивающие:

Развивать умение исследовать текст;

Расширять словарь учащихся

3. Воспитывающие:

Воспитывать сострадание, деятельное сострадание, уважение к окружающей природе, которое лежит в основе гуманных поступков людей

Литературоведческий компонент : композиционное построение, анализ эпизода, роль средств художественной изобразительности.

Словарик вводимых понятий: сострадание, ранимость, уязвимость всего живого в экстремальной ситуации; незащищённость, экстремальная ситуация

Приёмы : словарная работа, постановка проблемного вопроса, беседа с элементами дискуссии

Никто из нас не имеет права пройти

Мимо страданий, за которые мы,

Собственно не несём ответственности,

И не предотвратить их.

Альберт Швейцер

(1875-1965, немецко-французский

Мыслитель, врач, музыковед)

Ход урока:

1. Вступительное слово

В 5м и 7м классах, занимаясь по книгам «Вокруг тебя – Мир…», мы знакомились с произведениями Е. Носова. Вспомните их. (Рассказы «Трудный хлеб», «Белый гусь»)

Какие основные проблемы, затронутые в них, мы обсуждали?

(Взаимоотношения человека и природы, животных, сострадание к слабым и беззащитным, ответственность более сильного за жизнь окружающих)

Что такое сострадание?

(Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека)

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П. Астафьева «Гуси в полынье»

В.П.Астафьев из крестьянской семьи. Воспитывался бабушкой, мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет, рос беспризорником, потом детдомовец. В 1941-42 учился в ФЗУ; на фронте, куда ушел добровольцем, был шофером, связистом артиллерийской бригады; с 1943 - на передовой, получил тяжелое ранение, контужен. Основная особенность произведений Астафьева - изображение добра, бескорыстия, сострадания, справедливости, порой непутёвых и бесшабашных людей, способных к добру и участию, которые в «крайние» минуты спасают и поддерживают друг друга, часто рискуя собственной жизнью. Понятие жизни неотделимо от природы в творчестве Астафьева. В 2004 году посмертно был удостоен Государственной премии РФ как автор поставленных на сцене МХАТа им. А. П. Чехова рассказов «Пролетный гусь» и «Бабушкин праздник».

2. Подготовка к восприятию. Беседа по вопросам, заранее записанным на доске:

Что такое экстремальная ситуация?

(Чрезвычайные, непредвиденные обстоятельства)

- Какие примеры экстремальных ситуаций вы можете привести.

(пожар, взрыв бытового газа или на атомной станции, наводнение, обвал в шахте, камнепад в горах и др.)

Приходилось ли вам оказываться в экстремальной ситуации?

Как ведут себя люди в подобных ситуациях?

(Одни испытывают страх, паникуют, теряются, другие, наоборот, проявляют хладнокровие, выдержку)

3. Чтение текста с комментариями и составлением словарика – слов, значение которых может быть непонятным:

Ледостав – замерзание реки, образование ледяного покрова.

Шуга – мелкий рыхлый лёд, появляющийся перед ледоставом и во время

ледохода.

Торос – ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов.

Полынья – незамёрзшее или растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера.

Припай, запайка – тонкий лёд у края полыньи

Бык – бетонные опоры моста

Каковы особенности данных слов? Вспомните, как они называются?

(Это диалектные слова, употребляемые жителями определённой местности)

4. Работа по тексту.

- Расскажите фабулу рассказа.

(События рассказа происходят осенью на Енисее недалеко от прибрежного поселка. Стайка гусей, опустившаяся на реку, была замечена детьми с берега. Полынья, в которой они плавают с каждым часом становиться всё меньше и меньше. В конце концов, она стала настолько мала, что им уже нет возможности подняться и улететь, ведь гусям, в отличие от уток, например, для подъёма с воды нужен разбег, пространство. И если бы ребята не спасли гусей, то они просто замёрзли бы во льдах или сильное течение унесло бы их под лёд, и они погибли бы.

Но как подобраться к полынье по тонкому, хрупкому льду? И придумали способ: прокладывать к полынье тонкие доски и по ним подползать. Герой рассказа проявил исключительную смелость, выполняя столь опасный трюк)

Как можно охарактеризовать период времени, когда происходят события рассказа и состояние природы? Какие беды, трагедии бывают на реке в это время года?

(Это период замерзания рек поздней осенью, нарастание льда, ледостав на Енисее. Часто случаются на реке на неокрепшем льду несчастные случаи, когда люди, оказавшись по легкомыслию на тонком льду, погибают, уходят под лёд)

Какой эпизод произвёл на вас самое сильное впечатление? Почему?

(Эпизод гибели гусыни с гусятами)

Анализ эпизода «Гибель гусей во льдах»

И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наяривал на пионерском горне. Гуси боялись наступающей ночи. Полынья с каждым часом становились всё меньше и меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял её, припаивал к запайкам плёночки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй.

На следующий день оравой мы перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизились к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.

Полынья сделалась с лесную кулижку величиной. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно ее подогревали снизу громадным костром, еще оставалось темное, яростное окно. И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди плавала дородная гусыня и время от времени тревожно вскрикивала, подплывала к хрупкому припаю, врезалась в него грудью, пытаясь выбраться на лед и вывести весь табун.

Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. Кончалось это тем, что ночью их оттирало от берега настывшим закрайком, подхватывало шугой, выталкивало на течение, и к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лед или выползали на него и мучительно погибали на морозе.

А эти все еще боролись. Их подбрасывало на волнах, разметывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать вскрикивала коротко, властно. И мы понимали это так: «Быть всем вместе! Держаться ближе ко мне!»

Внезапно одного голошеего гуся отделило течением от стайки, подхватило и понесло к краю полыньи. Он поворачивался навстречу струе грудью, пытался одолеть течение, но его тащило и тащило, и когда пригнало ко льду, он закричал отчаянно о помощи. Мать бросилась на крик, ударяя крыльями по воде, но молодого гуся притиснуло ко льду, свалило на бок, и, мелькнув беленькой бумажкой под припаем, словно под стеклом, он исчез навсегда.

Гусыня кричала долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины.

В чём необычность ситуации, описанной в рассказе?

(В роли гибнущих оказывается стайка гусей, замеченная ребятишками с берега реки, она попала в плен водной стихии, гуси задержались в полынье, ведь для того, чтобы взлететь с воды, гусям нужен разбег, большое пространство, а его «с каждым часом становилась меньше и меньше»)

Как описана экстремальная ситуация гибели гусей? Какие художественные средства использует автор для описания напряжения и отчаяния взывающей о помощи гусыни?

(Гибель гусей в ледяной полынье оценивается героем рассказа как катастрофа, равнозначная гибели людей. Недаром появляются сравнения «мать», олицетворения гусыня вскрикивал властно, врезалась грудью, «кричала с горьким отчаянием», гусь «закричал отчаянно о помощи» как человек, эпитеты «ошалевшая, усталая», метафоры «вода кипела», сравнение «словно её подогревали снизу громадным костром», полынья как окно)

Каково отношение героя произведения к происходящему?

(Состояние рассказчика раскрывается в предложении: «Гусыня кричала

долго и с таким, душу рвущим, горьким отчаянием, что коробило спины»

(Всё живое нуждается в помощи в непредвиденных обстоятельствах, сложной ситуации)

(Эпизод в эпизоде: воспоминание о гибели птиц во льдах, гибель «одного голошеего гуся»)

Каково место эпизода в рассказе?

Почему ребята решили спасать гусей? Какие способы предлагали?

(Дети не могли пройти мимо гибнущей семьи гусей, сострадание к птицам толкает их на поиски выхода из сложившейся ситуации. Нужно спасти гусей. Некоторые из жалости предлагают «позвать охотников и пристрелить гусей, чтобы не мучались)

Какой эпизод повествования можно считать кульминационным?

(Эпизод спасения гусыни с гусятами)

К кому ребята обращаются за помощью? Что мы узнаём о Митьке Коршукове?

(Это непутёвый молодой человек, сумасброд, «однажды на спор перешёл Енисей во время ледохода», «отчаянная головушка» Однако именно он предлагает способ спасения птиц и помогает его осуществить)

Каким способом ребята спасают семейство? Расскажите.

(Решают прокладывать дорогу к полынье с помощью тонких досок)

предложений, а также эмоционально-окрашенную лексику: глаголы «умолял, слизывая слёзы с губ», «обмер», «уцепился за доску»)

Какие черты характера проявляет герой рассказа?

(Выдержку и самообладание в критической ситуации, отчаянную смелость и бесстрашие, большую доброту и сострадание к чужому горю и даже героизм)

Вывод: Чрезвычайная ситуация подталкивает мальчика на подвиг, героический, отважный поступок.

5. Подведение итогов

- О чём заставляет задуматься рассказ?

(Подобные ситуации, опасные для жизни, когда требуется очень быстро принять непростое решение, нередко встречаются в жизни. Часто помощь требуется не только человеку, но и животным, потому что всё живое нуждается в помощи и может оказаться незащищённым перед силами природы, разбушевавшейся стихией)

6. Домашнее задание

Подумайте и ответьте на вопрос: Приходилось ли вам когда-нибудь оказывать помощь попавшим в сложную ситуацию? Опишите такую ситуацию.


ГУСИ В ПОЛЫНЬЕ

(1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. (2)Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставались на реке. (3)Кончалось это тем, что ночью их, сонных, оттирало от берега настывшим закрайком, подхватывало шугой, выталкивало на течение, к утру они уже оказывались невесть где и в конце концов вмерзали в лёд или выползали на него и мучительно погибали на морозе.

(4)А эти всё ещё боролись. (5)Их подбрасывало на волнах, размётывало в стороны, будто белый пух, и тогда мать-гусыня вскрикивала коротко, властно. (6)И мы понимали это так: (7)«Быть всем вместе! (8)Держаться ближе ко мне!»

(9)Гусыня кричала с таким горьким отчаянием, что замирало сердце.

(10)— Пропадут гуси. (11)Все пропадут. (12)Спасти бы их, — сказал мой двоюродный брат Кеша.

(13)— А как?

(14)Мы задумались. (15)Ребятишки-ребятишки, но понимали, что с Енисеем шутить нельзя, к полынье подобраться невозможно. (16)Обломится припай — мигнуть не успеешь, как очутишься подо льдом, и закрутит — ищи-свищи.

(17)На берегу возле большого штабеля брёвен, гулко охая, бил деревянной колотушкой Мишка Коршуков. (18)Вообще-то он был, конечно, Михаил, вполне взрослый человек, но так уж все его звали на селе — Мишка и Мишка.

(19)— Что за шум, а драки нету? — спросил Мишка, опуская деревянную колотушку. (20)Мы рассказали Мишке про гусей. (21)Он прижёг папироску, выпустил клуб дыма, проводил его взглядом и заявил:

(22)— Погибнут гуси. (23)Надо им, братва, помочь. (24)Всем взять по длинной доске!

(25)— Ну, конечно же, конечно! — ликовали парнишки. (26)— Как это мы не догадались?

(27)И вот мы бросаем доски, ползём меж торосов к припою. (28)Под козырьком льдин местами ещё холодеют оконца воды, но мы стараемся не глядеть туда.

(29)Мишка сзади нас. (30)Ему нельзя на доску — он тяжёлый. (31)Когда заканчивается тесина, он просовывает нам другую, мы кладем её и снова ползком вперёд.

(32)— Стоп! — скомандовал Мишка. (33)— Теперь надо одному. (34)Кто тут полегче? (35)— Он обмерил всех парней взглядом, и его глаза остановились на мне, вытрясенном лихорадкой. (36)— Сымай шубёнку! — я покорно расстёгивал пуговицы, мне хотелось закричать, убежать, потому что уж очень страшно ползти дальше.

(37)— Гусаньки, гусаньки! — звал я, глядя на сбившихся в кучу гусей. (38)Они отплыли к противоположному от меня закрайку полыньи, встревоженно погагакивая. (39)— Гусаньки, гусаньки... — шептал я, не в силах двинуться дальше. (40)Лёд с тонким перезвоном оседал подо мной, под доской, беленькие молнии метались по нему, пронзая уши лопнувшей струной.

(41)— Гусаньки, гусаньки! — плакал я.

(42)Гуси сбились в плотный табунок, вытянув шеи, глядели на меня. (43)Вдруг что-то зашуршало возле моего бока, я обмер и, подумав, что обломился лед, уцепился за доску и собрался уже заорать, как услышал:

(44)— Держи! (45)Держи! — Мишка приблизился, доску мне суёт.

(46)Доска доползла до воды, чуть прогнула закраек, раскрошила его. (47)Кончиками онемевших пальцев я держал тесину, звал, умолял, слизывая слёзы с губ:

(48)— Гусаньки, гусаньки...

(49)Мать-гусыня поглядела на меня, недоверчиво гагакая, поплыла к доске. (50)Всё семейство двинулось за ней. (51)Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали её яркие, огненные лапы.

(52)— Ах ты, умница! (53)Ах ты, умница!

(54)Гуси стремительно разгонялись, выпрыгивали на тесину и ковыляли по ней. (55)Я отползал назад, дальше от чёрной жуткой полыньи.

(56)— Гусаньки, гусаньки!

(57)Уже на крепком льду я схватил тяжёлую гусыню на руки, зарылся носом в её тугое, холодное перо.

(58)Ребята согнали гусей в табунок, подхватили кто которого и помчались в деревню.

(59)— Не забудьте покорми-ыть! — кричал вслед нам Мишка. (60)— Да в тепло их, в тепло, намёрзлись, шипуны полоротые.

(61)С тех пор в нашей деревне появились гуси. (62)И сейчас важно ковыляют, а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, которую мы спасли от смерти.

(По В. Астафьеву)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Не каждый человек готов, рискуя собственной жизнью, броситься спасать животных, например диких гусей, попавших в беду. На это способны только смелые и неравнодушные люди. Именно таких героев изображает Виктор Астафьев. Писатель передаёт речь действующих лиц с помощью (А) _____ («сымай» в предложении 36, «заорать» в предложении 43, «братва» в предложении 23). Такое лексическое средство, как (Б) _____ («горьким отчаянием» в предложении 9, «жуткой полыньи» в предложении 55), помогает автору передать чувства своих героев. Особого внимания заслуживает синтаксис текста: с помощью (В) _____ (в предложениях 21, 47, 54) показаны действия персонажей, а (Г) _____ (предложения 24, 36, 44, 52) выражают эмоции героев».

Список терминов:

  1. эпитеты
  2. антитеза
  3. метафора
  4. вопросно-ответная форма изложения
  5. ряды однородных членов
  6. разговорная и просторечная лексика
  7. сравнение
  8. восклицательные предложения
  9. вопросительные предложения

В 2016 году расширен и обновлён круг понятий, предлагаемых на ОГЭ в задании 15.3. Рассмотрим некоторые из них: например, что такое неуверенность в себе, жизненные ценности, материнская любовь, сила духа, взаимовыручка, самовоспитание, нравственный выбор, сострадание, милосердие, красота. В сочинениях ученики приводят аргументы из прочитанных книг.

В каждом конкретном случае напоминаем само задание, указываем, какой используется текст, и приводим сочинения учеников 9 класса. Для удобства сообщаем общее количество слов в каждом сочинении.

Задание:

НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту С.А. Лубенец «(1)Нина уже давно существует в состоянии непреходящего душевного напряжения».

Сочинение ученика:

Неуверенность в себе - это состояние человека, когда он боится совершить какой-либо поступок или, наоборот, делает что-то невероятно глупое из-за отсутствия веры в самого себя. Если сомнения в собственных силах постоянны, то человек часто отказывается от желаемого и не стремится к своей цели. Приведём примеры проявления неуверенности в себе.

В тексте С.А. Лубенец неуверенной можно назвать девочку Нину. Она имеет комплекс неполноценности из-за того, что у неё нет друга, как у всех одноклассниц. Чтобы изменить себя, Нина пытается выбросить из своей жизни то, раньше доставляло ей радость: девчачьи журналы, картонных кукол, заколочки, фенечки, подвески и серьги. Потом даже придумывает «виртуального парня» на зависть своим подругам. Но эти внешние, а не внутренние перемены вряд ли помогут ей преодолеть свою неуверенность.

Герой повести В. Короленко «Слепой музыкант» тоже пребывает в подавленном состоянии, испытывает обиду, зависть, отчаяние, чувствует себя ущербным. Петрусь целиком погружается в личное несчастье. Но душевный мир ему помогают вернуть Эвелина, крёстный, народная и классическая музыка, собственное упорство. В финале произведения мы видим уверенного, сильного Петра.

Человек, страдающий от неуверенности в себе, не может сам принять решение, переживает от того, что скажут или подумают о нём другие люди. А ведь успеха в жизни добивается лишь тот, кто поверит в себя и свои возможности.

(203 слова.)

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту И.Л. Муравьёвой «(1)Закрываю глаза и вижу мой переулок».

Сочинение ученика:

Жизненными ценностями называют идеалы, нравственные понятия, убеждения. Они оказывают важное влияние на отношение человека к окружающему миру и к людям, служат особыми ориентирами в жизни. Как правило, ценности формируются благодаря родителям и близким, под влиянием детского сада и школы. Особое воздействие оказывают не слова, а дела, поступки: примеры полезнее всяких наставлений.

Самыми значимыми ценностями считаются любовь, здоровье, семья. Именно в этом убеждается героиня текста И. Муравьёвой, когда вспоминает детство и своего деда, который показал ей любовь настоящую, жертвенную: «Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?» Старик каждый день мёрз на улице, находясь рядом и успокаивая своим присутствием шестилетнюю внучку.

Читая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы понимаем, что близкие люди самые дорогие и любимые. Иван Кузьмич, капитан Белогорской крепости, по-отечески ласковый с солдатами, храбрый, верный долгу и присяге офицер, воспитал свою дочь Машу послушной и скромной. Она достойная дочь своих родителей: благоразумная и чувствительная, преданная и решительная, самоотверженная и честная. Девушка проявляет мудрость, отказавшись выйти замуж за Гринёва без благословения его отца. Героиня следует тем жизненным ценностям, которые впитала в своей семье, потому и едет к самой царице спасать Петра, уповая на милосердие и прощение.

Жизненные ценности − неотъемлемая часть нашего внутреннего мира, на них мы с радостью тратим своё время и силы. Нужно сделать всё, чтобы эти духовно-нравственные ценности оказались близки и нужны каждому человеку.

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту В. Чаплиной «(1)Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху».

Сочинение ученика:

Материнская любовь - святое чувство, которое имеет огромную силу и может творить чудеса, возрождать к жизни, спасать и оберегать. В её основе лежат забота и защита, ласка и доброта.

В «Сказках об Италии» М. Горький сказал: «...без Матери - нет ни поэта, ни героя!» А сила материнской любви такова, что на пути своём не страшны ей моря и горы, леса и дикие звери, не боится она и великого правителя Тимура, пролившего реки крови. Поражённый смелыми словами отважной матери, царь распоряжается разослать во все концы завоёванных им земель гонцов и найти сына этой женщины.

Животные, как и человек, наделены инстинктом матери. Об этом пишет В. Чаплина в рассказе о росомахе. С появлением детёнышей мать-росомаха «перестала тосковать и рваться на волю», «по-особенному рычала», когда им грозила опасность. Она бросилась защищать маленьких росомашек от волков, яростно кидалась на них и не подпускала к деткам. А когда опасность миновала, росомаха стала облизывать испуганных малышей, как бы успокаивая. Она сделала всё необходимое, чтобы её потомство смогло выжить и самостоятельно отражать опасности окружающего мира.

Материнская любовь всегда бескорыстна, естественна и самоотверженна. Мать учит своего ребёнка познавать мир и нравственные правила, показывает пример ответственного поведения и милосердия. Каким бы ни было дитя, она примет его любым и изо всех сил будет спасать и защищать.

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту Э. Шима «(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна».

Сочинение ученика:

Сила духа - одно из качеств, делающих человека стойким и несгибаемым. Эта сила складывается из воли и упорства. О мужественных людях говорят, что они сделаны из железа, не гнутся и не ломаются.

Писатель Эдуард Шим тоже размышляет о проявлениях силы духа жителей блокадного Ленинграда: «...чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? А огромное старое дерево уцелело». Раскидистая черёмуха не только украшала тихую улочку, но и придавала людям надежду, помогала терпеть холод и голод и верить в победу и скорую весну.

В «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого лётчик Мересьев обладает необыкновенной силой духа. Спасая ему жизнь, врачи ампутировали обе ноги, лишив его надежды остаться в профессии. Но герой не падает духом. Благодаря регулярным тренировкам, превозмогая физическую боль, он смог восстановить здоровье и добился разрешения вновь летать. Сила духа этого мужественного человека вызывает искреннее восхищение!

Таким образом, сила духа помогает добиться жизненных целей, преодолеть любые трудности и препятствия, стать самостоятельным и успешным. Сильный человек знает, чего хочет, и всегда доводит дело до конца.

Задание:

ВЗАИМОВЫРУЧКА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту Т. Михеевой «– (1)Маш, Маш, а мы новенькую выбрали…»

Сочинение ученика:

Взаимовыручка - это обоюдная помощь, поддержка друг друга в трудную минуту. На протяжении всей истории человек выживал, проявляя солидарность и действуя согласованно. Без взаимопомощи не прожить и в наши дни.

Писательница Т. Михеева рассказывает о непростой ситуации, сложившейся вокруг новенькой девочки. Отряд в лагере жил в предвкушении мести: ребята выдвинули Алёнку на конкурс красоты, отказавшись ей помогать, и ждали её провала. Новенькая впервые была в лагере и не понимала, что здесь главное - делать всё вместе, ведь «без отряда никуда». Хорошо, что вожатая Маша решила помочь Алёне. Желание прийти на выручку в самой сложной ситуации - это достойный поступок.

«Один за всех и все за одного» - знаменитый девиз трёх мушкетёров и молодого гасконца д‘Артаньяна, который приехал в столицу искать чести и славы. Один бы он не сумел справиться с теми, кто последовал за ним вдогонку, чтобы помешать выполнить поручение королевы. Атос, Портос и Арамис - надёжные и преданные товарищи, готовые делиться всем, что имеют. Эти четверо могли друг для друга пожертвовать всем - от кошелька до жизни.

Как видим, взаимовыручка облегчает жизнь людям, помогает им справиться с трудностями. Только вместе, сообща можно решить любые сложные проблемы.

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту К. Осипова «(1)Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода».

Сочинение ученика:

Что такое самовоспитание? Это самостоятельное взращивание своих талантов, обучение чему-то новому, умение заставить себя достичь какой-то цели путём определённых лишений. Воспитать кого-либо - дело непростое, но ещё сложнее воспитать самого себя. Для этого нужно обладать упорством и силой воли.

Писатель К. Осипов знакомит нас с биографией Александра Суворова, яркой исторической личностью, блестящим полководцем, прославившим российскую армию. Мало кто знает, что его семья была против военной карьеры сына. Но мальчик сам выбрал свой путь, усиленно занимался, много читал, выбирая отовсюду «крупицы полезных знаний». Будучи слабым и болезненным, Александр подвергал себя суровой закалке: обливался холодной водой, не надевал тёплого белья, скакал верхом под проливным дождём. Благодаря этому он сумел отлично подготовить себя к будущей военной службе.

Победить свой недуг смог и Саня Григорьев, герой романа Вениамина Каверина «Два капитана». Он с рождения был немым, став свидетелем гибели своего отца, не смог об этом рассказать матери и полиции. Только совет доктора Ивана Ивановича, подсказавшего ему способ произнесения звуков, вселил в мальчика уверенность, что он сможет заговорить. Саня каждый день упражнялся и наконец обрёл дар речи.

Самовоспитание - это очень сложный процесс: от человека зависит, сколько нужно сил, времени, а главное - упорства, чтобы достичь поставленных целей. Путь самовоспитания требует немалых жертв, на которые готовы пойти лишь люди с крепким характером и выдержкой, но плоды таких трудов и терпения очень сладки.

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту Ю. Яковлева «(1)Девочку звали Алиса».

Сочинение ученика:

Что такое нравственный выбор? Это выбор между добром и злом, который человек делает не только в судьбоносный момент своей жизни, но и тогда, когда заботы его повседневны, обычны. Человек слишком часто оказывается в ситуации выбора. Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

Юрий Яковлев рассказывает о благородном поступке молодого шофёра Назарова, который спас из ледяной воды артистку Сергееву. Он тогда даже не успел испугаться, мгновенно приняв единственно верное решение. К сожалению, выяснилось, что артистка уже и не помнит того случая и не может дать временное пристанище шофёру и его больному отцу. Шестилетняя девочка Алиса сумела разобраться в этой непростой ситуации и нашла выход, как «спасти от позора и неблагодарности» Назарова. Она не знала, как воспримут её поступок дома, «ведь когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!»

Литературным героям тоже приходится выбирать, и непросто даются им эти решения. Как поступит недавно принятый в гвардию д‘Артаньян, когда мушкетёры на стороне короля, а ему предлагает дружбу сам кардинал Ришелье? Гасконец вспомнил суровое лицо Атоса: если бы он согласился на союз с кардиналом, Атос не подал бы ему руки, отрёкся бы от него. И д‘Артаньян отказывается присягнуть на верность кардиналу, зная, что отныне он приобретает могущественного врага.

Нравственный выбор всегда связан с принятием решения, с предпочтением одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчёркивая исключительную важность таких моментов в жизни: «Быть или не быть, вот в чём вопрос...»

(233 слова.)

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту А. Лиханова «(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города».

Сочинение ученика:

Сострадание - это жалость, участие, такое качество человеческой души, которое лежит в основе милосердия. Оно проявляется как в словах, так и в делах. Люди повсюду нуждаются в любви, сочувствии и доброте. Доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, способность прощать и помогать очень важно именно сейчас, когда вокруг так много жестокости и равнодушия.

Пример сострадания чужой боли и одиночеству мы видим в тексте А. Лиханова. Николай, приехавший в поисках своей матери в городской дом ребёнка, не может остаться безучастным к судьбе брошенных младенцев, оставшихся на попечении государства. Жестоко и бессердечно поступают родители, отказавших от больных деток. И хотя некоторых потом усыновят, но связи с близкими людьми будут навек утеряны. Много сирот было в нашей стране, когда закончилась Великая Отечественная война. Почему же их не становится меньше в мирное время?

Острое чувство жалости возникает, когда обращаемся к страницам рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Одинокий солдат Андрей Соколов, потерявший всю свою семью, берёт в сыновья сироту Ванюшу, признавшись ему, что он-то и есть его настоящий отец. Перенеся утрату близких, бывалый фронтовик не очерствел душой, не растратил чуткости. Он всем своим изболевшим сердцем чувствует чужое горе и не покоряется судьбе.

Сострадание - умение воспринимать чужую боль как свою и возможность без раздумий оказать помощь не только родным, друзьям и знакомым, но и тем, кого мы не знаем. Сострадание проявляется как в словах, так и в делах.

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое милосердие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту В. Астафьева «Гуси в полынье» «(1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей».

Сочинение ученика:

Милосердие - способность человека быть добрым, неравнодушным, отзывчивым. Нужно принимать деятельное участие в жизни других людей, оказывать помощь бескорыстно, ничего не требуя взамен. Только тот, кто способен сочувствовать, может быть по-настоящему милосердным.

Обратимся к рассказу В. Астафьева «Гуси в полынье». Герой, увидев стаю птиц, оказавшихся в ледяной западне, не мог оставить их погибать и вместе с друзьями попытался им помочь. Он протянул доску к гусыне, лёжа на хрупком льду и рискуя провалиться в холодную воду. Несмотря на опасность, мальчик дождался момента, когда мать-гусыня и вся стая за ней перебралась на берег.

В «Сказке о царе Салтане...» князь Гвидон, спасая красавицу лебедь, убивает хищника. На его глазах грациозная птица превращается в прекрасную царевну. Оказывается, он подстрелил не коршуна, а чародея.

Если человек готов помочь, если может для этого преодолеть свою робость или даже страх, если способен думать в трудную минуту не о себе, а о других, то именно в этом проявляется настоящее милосердие.

Задание:

15.3. Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение по тексту В.П. Катаева «(1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки...»

Сочинение ученика:

«Красота-то какая!» - восклицаем мы, любуясь природой. Мир прекрасного - вокруг нас. Нужно только увидеть его, заметить необычное в самом обыкновенном. Именно об этом говорит Иван Бунин юному поэту, который отчаялся найти новые темы и рифмы для своих стихов. Совет прост: «Будьте в искусстве независимы... И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии». Оказывается, самые простые вещи «могут превратиться в произведение искусства».

Человечество обладает способностью творить по законам красоты. А красота всегда связана с чувствами, переживаниями. Порой человек любуется красивым предметом, но не может объяснить, почему он красив. Бывает и так, что не замечает истинной красоты, которая скрыта за неуклюжестью и внешне не видна. И именно об этом говорит Николай Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка». Однако «грацию души» нельзя скрыть, она обязательно проявится в добром, смелом, бескорыстном поступке. Наверняка, найдутся и те, кто сможет оценить эти качества по достоинству.

Человеческая красота - это «огонь, мерцающий в сосуде». Как и природа, и искусство, она способна сделать мир ярче, светлее и счастливее. Красота - это подлинное совершенство, гармоничное сочетание качеств и свойств какого-либо предмета, это то, что вызывает эстетическое наслаждение.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры