История персонажа. Образ и характеристика желткова в рассказе гранатовый браслет куприна сочинение Другие сочинения по этому произведению

Главная / Чувства

«Да святится имя Твое...» Большая любовь «маленького человека» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет»)

Слава храбрым, что осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец.

Есть. Шварц

Да святится имя Твое...

Я прочитала последние строки.

Я чувствую печаль и восторг. И во мне звучит бетховенська соната. Я плачу. Почему? То ли просто жалость к несчастной Желткова, то восхищение огромным чувством маленького человека. Да и можно ли его назвать «маленьким», если он был способен так трепетно и безумно любить? Да святится имя Твое...

Мелкий чиновник со смешной фамилией Желтков полюбил девушку из высшего мира - Веру Николаевну. Он боготворил и обожал ее, хотя никогда не посмел даже приблизиться к ней. Он благодарил Бога за то, что познал такую любовь. Он радовался, что дышит одним воздухом со своей возлюбленной. «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которых Вы сидите, деревьям, которых вскользь касаетесь, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе... Да святится имя Твое...»

Восемь лет безмолвного любви. Вера Николаевна вышла замуж с Шеиным, стала светской дамой. И все эти восемь лет ни упрека, ни зависти, ни злости. Только любовь и обожание. Вера оставалась до конца его дней смыслом жизни, и поэтому он был счастлив, «...меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь есть только у Вас». Желтков жертвует ради своей любви всем: карьерой, душевным покоем и даже жизнью.

Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь ей, своей богине. Наверное, поэтому он подарил ей гранатовый браслет своей прабабушки - самое дорогое, чем он владел. Это был символ его сумасшедшей любви к Вере, но она не приняла это любовь. И только после смерти Желткова, во время прощания с его прахом, княгиня Вера Николаевна «поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».

Любовь Желткова - страстное, всепоглощающее и испепеляющее чувство. Любовь Желткова - это безумное счастье и безумная трагедия. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Да святится имя Твое... Звучит во мне эта вечная молитва о любви.

Я восхищаюсь этим великим чувством любви «маленького человека» Желткова. Я завидую Вере Шеїній: в ее жизни была такая любовь.

Я верю, что люди не разучились любить, и повторяю: «Да святится имя Твое...»

Сочинение


И сердце то уже не отзовется

Все кончено... И песнь моя несется

В пустую ночь, где больше нет тебя.

А. Ахматова

А. И. Куприн - оригинальный писатель XX века, в творчестве которого своеобразно преломились заветы русской классической литературы с ее демократизмом, страстным стремлением к решению задач социального бытия, гуманизмом, глубоким интересом к жизни народа. Верность традициям, влияние Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, воздействие творческих идей М. Горького определили своеобразие художественной прозы Куприна, его место в литературном процессе начала века.

Писателям, творчество которых формировалось в годы революционного подъема, была особенно близка тема "прозрения" простого русского человека, жадно ищущего правду в социальной жизни. Поэтому в центре произведений неизменно оказывается маленький человек, средний интеллигент-правдоискатель, а основной темой является буржуазная цивилизация, пожирающая тысячи человеческих жизней и влекущая за собой опошление взаимоотношений людей" Закономерно в такой ситуации обращение к одной из вечных тем - теме любви. Обращается к теме любви, как к одной из загадок бытия, и А. Куприн.

Вслед за "Олесей" (1898) и "Поединком" (1905) в 1910-е годы из-под его пера выходит своего рода "трилогия" о любви, которую образуют произведения "Суламифь", "Гранатовый браслет" и "Яма" (в последнем изображена антилюбовь). Любовь для Куприна - спасительная сила, оберегающая душу человека от разрушительного влияния цивилизации; феномен жизни, нежданный подарок, озаряющий жизнь среди обыденной реальности и устоявшегося быта. Но любовь в его произведениях сопряжена с идеей смерти.

Герои Куприна чаще всего погибают, столкнувшись с миром жестокости, бездуховности и общепринятой обывательской морали современного мира.

Смыслом и содержанием жизни главного героя рассказа "Гранатовый браслет" стала великая, но, к сожалению, неразделенная любовь. Г. С. Желтков - молодой человек приятной наружности, служащий контрольной палаты. Он музыкален, наделен чувством прекрасного, тонко чувствует и умеет разбираться в людях. Несмотря на свою бедность, Желтков имеет "родословную", диван у него покрыт "истертым прекрасным текинским ковром".

Но главная его ценность - "семь лет безнадежной и вежливой любви". Объект его преклонения - старшая дочь покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, жена предводителя дворянства в г. К., Вера Николаевна Шеина. Она вышла замуж по любви за друга детства, теперь же испытывает к мужу "чувство прочной, верной, истинной дружбы". И сама Вера Николаевна, и окружающие считают ее брак счастливым. Вера Николаевна наделена "аристократической" красотой. Она привлекает "своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах".

Героиня - чувствительная, тонкая натура, обладающая многими талантами. Но на чувства Желткова Вера не отвечает. Она воспринимает его внимание, его письма и подарок гранатового браслета как нечто ненужное, к тому же нарушающее привычное размеренное течение жизни. Княгиня привыкла серьезно относиться к жизни. Она трезво оценивает материальное положение семьи и старается "помочь князю удержаться от полного разорения ", во многом отказывает себе и экономит в домашнем хозяйстве. У Шеиных широкий круг знакомых, и для княгини Веры очень важна репутация, она боится выглядеть смешной или нелепой. Самого же поклонника "со смешной фамилией Желтков" она считает "безумцем", который "преследует ее своею любовью", и даже однажды письменно просит его "не утруждать ее больше своими любовными Излияниями". Любовь нашего героя непонятна княгине и кажется обременительной.

Для Желткова же вся жизнь заключается в Вере Николаевне. Его ничто более не интересует: "ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей". Сердце Желткова всегда около любимой, у ее ног, "каждое мгновение дня заполнено" Верой Николаевной, мыслью и мечтами о ней. Но любовь Желткова - "не болезнь, не маниакальная идея". Он полюбил Веру "потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее... и нежнее". Эта великая любовь - подарок небес, "громадное счастье". Это любовь, "которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить", - пишет он, испытывая к любимой женщине "благоговение, вечное преклонение" и безграничную благодарность уже за одно то, что она существует. Княгиня же, сама о том не подозревая, больно ранит Желткова, подталкивает к самоубийству словами: "Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее". А ведь он просил о такой малости: "остаться в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно, не показываясь ей на глаза".

Прощание с Верой Николаевной для героя равносильно прощанию с жизнью. Но, прекрасно зная о неразделенности своих чувств, Желтков надеется и "даже уверен", что Вера Николаевна когда-нибудь еще вспомнит его. И действительно, после смерти Желткова, прощаясь с ним, она понимает, что утратила что-то важное и очень ценное, что "большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет", "та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее". Потрясенная этим осознанием, Вера просит пианистку сыграть что-нибудь, не сомневаясь в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил Желтков. Й когда она слушала "это исключительное, единственное по глубине произведение", "душа ее как будто бы раздвоилась". Она наполнилась музыкой и стихами, которые заканчивались словами из прощального письма любящего человека: "Да святится имя Твое" ...

Музыкальная тема "Аппассионаты" утверждает высокую силу любви. Музыка в рассказе вообще играет очень важную роль, не случайно название второй сонаты Бетховена вынесено в эпиграф. Оно служит ключом к пониманию всего произведения. "Молитва о любви" проходит лейтмотивом через все произведение и мощно звучит в его финале. То, что не сумел выразить словами влюбленный чиновник контрольной палаты, "рассказала" музыка великого композитора. Как видим, взаимная, совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтичное чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открыло путь к прекрасному перерождению другой. Ведь каждая женщина в глубине своего сердца мечтает о такой любви - "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной".

Всего несколько страниц, несколько строк из письма, а перед нами прошла жизнь человека. Реальная ли жизнь? Реален ли образ главного героя?

По воспоминаниям Л. Арсеньевой, младшей современницы писателя, в конце 1920-х годов в Париже стареющий А. Куприн вызвал на дуэль собеседника, который позволил себе усомниться в правдоподобии фабулы "Гранатового браслета". Куприн редко в своем творчестве прибегал к чистому вымыслу. Все его произведения реалистичны, основаны на реальных событиях, личных впечатлениях от встреч с людьми, от разговоров. Историю любви, легшую в основу рассказа, писатель услышал летом 1906 года в гостях у члена Государственного совета Дмитрия Николаевича Любимова. Супруги Любимовы показали Куприну семейный альбом. Там были иллюстрации к письмам, которые супруга Любимова получала от человека, подписывающегося инициалами П. П. Ж. (им оказался мелкий почтовый чиновник Петр Петрович Желтиков). Куприн творчески переосмыслил услышанное и силой своего таланта превратил обычный эпизод в историю любви, о которой веками мечтают и тоскуют "лучшие умы и души человечества - поэты, романисты, музыканты, художники". В отличие от героя рассказа Куприна, Желтиков не застрелился, а был переведен в провинцию, где затем женился. Но он послужил реальным прототипом для создания героя, покорившего наши сердца силой и чистотой своего чувства.

Образ Желткова реален. Реален потому, что на свете, вопреки мнению генерала Аносова, все еще существует любовь, которой не касаются "никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы", и существуют мужчины, способные "к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию". Хочется верить, что и в современном мире возможно светлое, человечное чувство, безоглядная, "безнадежная и вежливая", рыцарская, героическая любовь; любовь сильная и чистая, любовь, которую Бог посылает избранным, "как громадное счастье". Такая любовь, "для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость". Но такая любовь не может, не должна заканчиваться фатальным исходом. Зачем умирать? Нужно жить, зная, что ты просто рядом, в одном городе, в одной стране, на одной планете с человеком, которого любишь, и от этого жизнь наполняется смыслом и становится прекрасной.

Несмотря на трагический финал" рассказ Куприна оптимистический, жизнеутверждающий, потому что в "Гранатовом браслете" автор, наверное, сильнее и ярче, чем в других произведениях, воспевает вечные ценности жизни, душевную силу и чистоту, благородство и способность на жертву во имя любви. И, конечно, саму любовь - самое возвышенное и прекрасное из всех человеческих чувств.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») "Чистый свет высокой нравственной идеи" в русской литературе Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Анализ произведения «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет) Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет» Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь — сердце всего… Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет Любовь Желткова в представлении других героев. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.И. Куприна) Любовь, о которой мечтает каждый. Мои впечатления от прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет») Одиночество любви (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Реализм в творчестве А. Куприна (на примере «Гранатового браслета») Роль символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет») Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Тема любви в творчестве Куприна (по повести "Гранатовый браслет") Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Философия любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Что это было: любовь или сумашествие? Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Гранатовый браслет» Куприна Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприн "Гранатовый браслет" Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе Куприна / "Гранатовый браслет"/ Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет") Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет") Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь даже неразделенная есть великое счастье (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Образец сочинения по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет»

() Творчество Куприна своеобразно и интересно, в нем поражает наблюдательность Автора и удивительное правдоподобие, с которым он описывает жизнь людей. Как писатель-реалист, Куприн внимательно всматривается в жизнь и выделяет в ней главные, существенные стороны. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей, он сумел показать в своих произведениях широкую, многообразную картину русской жизни конца прошлого и начала нынешнего века. «Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья» - эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Не обошел эти темы и А.И. Куприн. С присущим ему высокохудожественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви.
«Гранатовый браслет»
Рассказ

Рассказ о великой неразделенной любви, любви, которая «повторяется только один раз в тысячу лет».

Желтков Г.С. – появляется в рассказе ближе к концу: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине: лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Наряду с княгиней верой может быть признан главным героем в рассказе. Завязка конфликта – получение княгиней верой 17 сентября, в день своих именин, письма, подписанного инициалами «Г.С.Ж.», и гранатового браслета в красном футляре. Семь лет назад незнакомый княгине Ж. влюбился в неё, писал письма, потом по её просьбе перестал беспокоить, но сейчас снова признался ей в любви.

Тема «маленького человека»
В «Гранатовом браслете» даром любви наделен бедный чиновник Желтков. Великая любовь становится смыслом и содержанием его жизни. Героиня – княгиня Вера Шеина – не только не отвечает на его чувство, но и воспринимает его письма, подарок – гранатовый браслет – как нечто ненужное, нарушающее привычный уклад жизни. Только после смерти Желткова она понимает, что мимо прошла «любовь, о которой мечтает каждая женщина». Взаимная совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтическое чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открывает путь к прекрасному перерождению другой. Здесь автор показывает любовь как феномен жизни, как нежданный подарок – поэтический, озаряющий жизнь среди обыденности, трезвой реальности и устойчивого быта.
Любовь озаряет «маленького человека», простого чиновника Желткова. Но по богатству его внутреннего мира, величию его души и силе чувства назвать его «маленьким человеком» никак нельзя. Ему смешны угрозы Николая Николаевича «обратиться к власти». Никто не может лишить его главного чувства жизни - любви к Вере Николаевне: и в тюрьме, и в другом городе он будет продолжать любить ее. Только смерть может прекратить это чувство, которым нельзя управлять живущему на этом свете человеку. И даже князь Шеин почувствовал, что он присутствует «при какой-то громадной трагедии души». Испытываемое чувство становится для него великим счастьем и великой трагедией. Он любит прекрасную княгиню Веру, не рассчитывая уже ни на какую взаимность. Как точно замечает генерал Аносов, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться». Для Желткова и не существует ничего, кроме любви, которая «заключает весь смысл жизни – всю Вселенную!» Но трагедия рассказа не только в том, что Желтков и княгиня Вера принадлежат к разным сословиям, и даже не в том, что он влюблен в замужнюю женщину, а в том, что окружающие прекрасно обходятся в жизни без настоящей любви и видят в этом чувстве все что угодно, но только не святую и чистую привязанность.
Существует мнение, неоднократно высказанное критиками, что в образе Желткова есть некоторая ущербность, ибо для него весь мир сузился до любви к женщине. Куприн же своим рассказом подтверждает, что для его героя не мир сужается до любви, а любовь расширяется до размеров целого мира. Она настолько велика, что заслоняет собой всё, становится уже не частью жизни, пусть даже самой большой, а самой жизнью. Поэтому без любимой женщины Желткову незачем больше жить. Он жертвует собой во имя возлюбленной, её счастья, а не умирает от безысходности, лишившись единственного смысла жизни.
Маленький человек Куприна вызывает не жалость, не снисходительную усмешку - Желтков прекрасен в своей чистой и великой любви. Эта любовь стала его потребностью, смыслом жизни. В своем предсмертном письме к Вере он признается: "Это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить... Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя твое"".

Тема неразделенной любви всегда является драматической, а нередко и трагической основой художественного произведения. Один из персонажей повести «Гранатовый браслет» генерал Аносов говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и ком-промиссы не должны ее касаться». Куприн утверждает любовь как высшую форму прекрасного, но не обходит вниманием того, что социальные отношения ломают и извращают ее.

В повести «Гранатовый браслет» рассказана история любви телеграфиста Желткова к аристократке Вере Шеиной. Писатель показывает духовную ограниченность аристократов, не допус-кающих мысли, что бедный чиновник способен на огромную любовь. Кто же мог вызвать такую трагически безнадежную лю-бовь? Куприн детально описывает внешность Веры, применяя сопоставление ее с сестрой Анной. В отличие от живой и на-смешливой Анны, Вера «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независимо и царственно спокой-на». Нужны поистине исключительные обстоятельства, чтобы она вызволилась из-под впитанных светских условностей.

Большая часть повести посвящена изображению семьи князя Шеина и его окружения. Главный герой появляется только в конце произведения. Куприн не торопясь воссоздает атмосферу богатого и знатного дома, детально описывает поведение и об-раз мыслей персонажей. На именины Веры съезжаются гости, и по мере их прибытия писатель характеризует их. С симпатией рисуется образ генерала Аносова — «исполинской и необыкно-венно живописной фигуры», «обломка старины». В нем Куприн в толстовской традиции воплотил лучшие черты русского чело-века старшего поколения — «черты, состоявшие из бесхитрост-ной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смер-ти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и порази-тельной физической и нравственной выносливости». Именно Аносов выражает мысли самого писателя о том, что нельзя про-ходить мимо редчайшего дара великой самоотверженной любви.

Князь Василий Львович Шеин, муж Веры, показан как че-ловек своей среды с ее пренебрежением к людям низших сосло-вий. Он иронизирует над любовными посланиями «бедного те-леграфиста», пародируя их. Брат Веры Николай Булат-Тугановский — надменный, жестокий человек, который подчеркивает свое превосходство над людьми из народа. Он воспринимает как личное оскорбление то, что какой-то мелкий чиновник посмел влюбиться в его сестру. Материал с сайта

Образ главного героя Желткова вырисовывается из его пись-ма. Любовью, которая «сильна, как смерть», дышит каждая строка письма. Его автор представляется человеком благородным, спо-собным на высокое вдохновение и самоотречение, на самозаб-венное преклонение перед женщиной. Желтков появляется только в последней части повествования, когда к нему приходят муж Веры и ее брат. Это «очень бледный, с нежным девичьим ли-цом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине» молодой человек. Куприн создает облик застенчивого и нежного человека, но упрямый подбородок по-зволяет подозревать в Желткове волевую натуру. Он чувствует свою вину в том, что нарушил покой любимой женщины. Пока речь идет о достоинстве и чести его любимой, он даже не пыта-ется оправдываться. Но когда Булат-Тугановский говорит о на-мерении обратиться к властям, в Желткове неожиданно просы-пается чувство духовного превосходства: он в своей любви как бы возносится над суетой жизни. Последнее письмо героя на-полнено высочайшим трагизмом, который не мог не затронуть и Веру. Равнодушная к простым людям, аристократка Вера при-ходит в бедное жилище уже мертвого Желткова. Его самоубийст-во было последним аргументом подлинности чувства к той, ко-торая была «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». В последней записке Желткова упоминается соната Бетховена. Патетическая, романтическая тема любви-трагедии связывается в повести с музыкальной темой шести тактов «Аппассионаты». Это музыкальная молитва о люб-ви. Молитвенный, почти религиозный характер такой высокой и бескорыстной любви закрепляется рядом символических об-разов: старинный молитвенник, подаренный Вере сестрой; гра-натовый браслет, присланный Желтковым, а затем отданный в дар Мадонне; претворение шести музыкальных фраз в шесть строк стихотворения в прозе, напоминающих акафист любви, с реф-реном строки из молитвы, которую цитирует в последнем пись-ме к Вере герой: «Уходя, я в восторге говорю: ”Да святится имя Твое”».

Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Но этот маленький человек возвышается любовью, становится трагическим героем. Лицо мертвого Желт-кова напоминает Вере посмертные маски Пушкина и Наполео-на. Этим Куприн приравнивает талант любви к талантам гениев.

«Гранатовый браслет» — это гимн великой неразделенной люб-ви, побеждающей любые условности и предрассудки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • трагическая история любви маленького А.И.Куприна человека тест
  • история трагичной любви генерала аносова
  • трагическая история любви маленького человека
  • тема маленького человека куприна

Тема неразделенной любви всегда является драматической, а нередко и трагической основой художественного произведения. Один из персонажей повести "Гранатовый браслет" генерал Аносов говорит: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Куприн утверждает любовь как высшую форму прекрасного, но не обходит вниманием того, что социальные отношения ломают и извращают ее.

В повести "Гранатовый браслет" рассказана история любви телеграфиста Желткова к аристократке Вере Шеиной. Писатель показывает духовную ограниченность аристократов, не допускающих мысли, что бедный чиновник способен на огромную любовь. Кто же мог вызвать такую трагически безнадежную любовь? Куприн детально описывает внешность Веры, применяя сопоставление ее с сестрой Анной. В отличие от живой и насмешливой Анны, Вера "была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независимо и царственно спокойна". Нужны поистине исключительные обстоятельства, чтобы она вызволилась из-под впитанных светских условностей.

Большая часть повести посвящена изображению семьи князя Шеина и его окружения. Главный герой появляется только в конце произведения. Куприн не торопясь воссоздает атмосферу богатого и знатного дома, детально описывает поведение и образ мыслей персонажей. На именины Веры съезжаются гости, и по мере их прибытия писатель характеризует их. С симпатией рисуется образ генерала Аносова - "исполинской и необыкновенно живописной фигуры", "обломка старины". В нем Куприн в толстовской традиции воплотил лучшие черты русского человека старшего поколения - "черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости". Именно Аносов выражает мысли самого писателя о том, что нельзя проходить мимо редчайшего дара великой самоотверженной любви.

Князь Василий Львович Шеин, муж Веры, показан как человек своей среды с ее пренебрежением к людям низших сословий. Он иронизирует над любовными посланиями "бедного телеграфиста", пародируя их. Брат Веры Николай Булат-Тугановский - надменный, жестокий человек, который подчеркивает свое превосходство над людьми из народа. Он воспринимает как личное оскорбление то, что какой-то мелкий чиновник посмел влюбиться в его сестру.

Образ главного героя Желткова вырисовывается из его письма. Любовью, которая "сильна, как смерть", дышит каждая строка письма. Его автор представляется человеком благородным, способным на высокое вдохновение и самоотречение, на самозабвенное преклонение перед женщиной. Желтков появляется только в последней части повествования, когда к нему приходят муж Веры и ее брат. Это "очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине" молодой человек. Куприн создает облик застенчивого и нежного человека, но упрямый подбородок позволяет подозревать в Желткове волевую натуру. Он чувствует свою вину в том, что нарушил покой любимой женщины. Пока речь идет о достоинстве и чести его любимой, он даже не пытается оправдываться. Но когда Булат-Тугановский говорит о намерении обратиться к властям, в Желткове неожиданно просыпается чувство духовного превосходства: он в своей любви как бы возносится над суетой жизни. Последнее письмо героя наполнено высочайшим трагизмом, который не мог не затронуть и Веру. Равнодушная к простым людям, аристократка Вера приходит в бедное жилище уже мертвого Желткова. Его самоубийство было последним аргументом подлинности чувства к той, которая была "единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью". В последней записке Желткова упоминается соната Бетховена. Патетическая, романтическая тема любви-трагедии связывается в повести с музыкальной темой шести тактов "Аппассионаты". Это музыкальная молитва о любви. Молитвенный, почти религиозный характер такой высокой и бескорыстной любви закрепляется рядом символических образов: старинный молитвенник, подаренный Вере сестрой; гранатовый браслет, присланный Желтковым, а затем отданный в дар Мадонне; претворение шести музыкальных фраз в шесть строк стихотворения в прозе, напоминающих акафист любви, с рефреном строки из молитвы, которую цитирует в последнем письме к Вере герой: "Уходя, я в восторге говорю: ”Да святится имя Твое”".

Куприн развивает традиционную для русской литературы тему "маленького человека". Но этот маленький человек возвышается любовью, становится трагическим героем. Лицо мертвого Желткова напоминает Вере посмертные маски Пушкина и Наполеона. Этим Куприн приравнивает талант любви к талантам гениев.

"Гранатовый браслет" - это гимн великой неразделенной любви, побеждающей любые условности и предрассудки.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры