История жалейки. Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент

Главная / Чувства

На вчерашнюю мою статью «Магический дудук » пришел первым комментарий от Сергея: « Леонид, а кто вам сказал что это . По моему больше похожа на космическую попсу. А “армянский д удук” или как вы его называете “магический дудук”, не идет не в какое сравнение с простой русской “жалейкой”. И никто никогда не называл ее божественной. “Жалейка” – это просто русский народный инструмент ».

Назвать эту музыку попсой и сравнить ее с другим инструментом… Ну, извините…

Мне кажется, что Сергей просто ее не слушал внимательно. Инструменты совершенно разного тембра звучания и, соответственно, должны и вызывать совершенно разное восприятие.

У меня не было в планах писать о жалейке, но в качестве ответа на этот комментарий я решил написать.

Русский народный музыкальный инструмент Жалейка

В разных источниках его называют русским, белорусским, украинским и даже литовским. Правильнее его было бы назвать обобщающим названием – инструментом восточных славян.
В древнерусских рукописях слово не встречается. Впервые о ней в конце XVIII века написал в своих записях А.Тучков. Может быть раньше назывался этот инструмент как то по другому, например, пастушеский рожок. Название связывают с «желями» или «жалениями» – поминальными обрядами, включающих игру на жалейке.

Вырезают жалейку из ивы или бузины. В верхний конец вставляется язычок из камыша или гусиного пера, а на нижний – раструб из бересты или коровьего рога. На самом стволе делается 3-7 отверстий. От количества отверстий зависит диапазон звукового ряда. Тембр получается пронзительным и гнусавым, печальным и жалостливым.

Сейчас жалейка встречается только в некоторых ансамблях русских народных инструментов .
И чтобы окончательно составить свое мнение о жалейке послушайте ее звучание. А чтобы легче было сравнить и понять, в конце статьи я привел еще несколько мелодий дудука. Слушайте и наслаждайтесь игрой совершенно разных по своему звучанию инструментов.

Магический дудук (продолжение)

Жалейка – духовой язычковый музыкальный инструмент, считающийся наряду с шалюмо и венгерским тарогато предвестником современного кларнета. Этот неприхотливый и несложный в изготовлении инструмент имеет множество разновидностей. Играют на жалейке наигрыши самой различной жанровой природы в одиночку, дуэтом, а также в ансамбле с другими инструментами и пением. Своё название данный музыкальный инструмент получил благодаря своему «жалостливому, порой... плачущему» звуку. В некоторых областях за жалейкой закрепилось ещё два названия – рожок и пищик. Такие названия определили, скорее всего, конструкция и материал, из которых мастера изготовляли этот инструмент.

Часто жалейка делается из деревянной дудки с несколькими отверстиями, в которую с одной стороны вставляется гусиное перо-пищик, а другая сторона просовывается в бычий рог (отсюда название – «рожок»). Пищик также может быть сделан не только из гусиного пера, но и из тростника, ореха, лещины. Некоторые мастера приспособились делать пищик из дерева, так как тростниковый быстро размокает, нарушает настройку и вообще не звучит. Сама дудка может быть сделана из ивы, бузины, клёна, тростника (иногда даже из жести). Пять отверстий для пальцев на дудочке называются «голоса», они пронумерованы снизу вверх. Во время игры никогда не бывают открытыми все дырочки. Если поочерёдно закрывать, то образуется строй гаммы: до, ре, ми, фа, соль и т.д. Длина, размер и диаметр рога, в который вставляется второй конец дудочки, влияет на высоту, силу и тембр звука. Рог обычно берётся бычий, так как у коровы он ребристый. Его шлифуют, долго варят, сверлят дырку, а затем приспосабливают к дудочке, иногда приклеивают, иногда нет.

В сёлах Алексеевского и Красногвардейского районов Белгородской области особенно была распространена двойная жалейка, или пищик. От простой жалейки пищик отличается тем, что в нём две дудочки, которые вставляют опять же в бычий рог, хорошо вычищенный, так, чтобы стенки стали тонкими и светились.

Раструб рога должен быть загнут побольше. Это влияет на силу звука. Из рассказов народных инструменталистов Белгородчины Е.М. Сапрыкина (1905 г. рождения, с. Афанасьевка Алексеевского района) и М.В. Сычева (1910 г. рождения, с. Стрелецкое Красногвардейского района) можно сделать вывод, что изготовление инструмента – дело тонкое и щепетильное. Оно требует от создателя не только точного следования технологии, но и любви к музыке вообще. Способ изготовления пищика таков: на стволах очищенного камыша нарезаются язычки; обе дудочки скрепляются вместе и объединяются одним раструбом из бычьего рога. Стволы инструментов имеют названия по количеству имеющихся там отверстий, то есть «тройник», «шестерник».

Настраивается инструмент так, чтобы один пищик продолжал звукоряд другого. Вообще, стандартного звукоряда у пищиков нет. Строй инструмента зависит от местных традиций, репертуара и от индивидуальных особенностей исполнителя. Большую часть репертуара жалеечников составляют плясовые наигрыши.

Из материалов фольклорных экспедиций в Алексеевский и Красногвардейский районы Белгородской области стало известно, что в конце прошлого века мастеров игры на уникальном распространённом здесь ранее традиционном музыкальном инструменте – двойной жалейке оставалось мало. Наиболее известными в среде фольклористов-исследователей было двое из них. Это Воронков Федор Григорьевич (1914 г.р.), проживавший в селе Казацкое Красногвардейского района. Названия его наигрышей сохранились ещё с 19 века: «Общая», «Степная», «Дай выйду», «Петракова», «Рассыпчатая». А также известен руководитель фольклорного ансамбля «Усёрд» села Нижняя Покровка Красногвардейского района Виктор Иванович Нечаев (1965 г.р.). Он играет на жалейке и владеет традицией её изготовления. Он же рассказал о конструкции современной жалейки.

Однако не только народные музыканты играют и делают жалейки. Этим с увлечением начали заниматься и профессиональные музыканты. Вот рассказ В.И. Нечаева о конструкции и особенностях современной жалейки:

В наше время нередко используются металлические или эбонитовые трубки, в корпусе которых может быть от трёх до семи отверстий для изменения высоты звука. Жалейка с семью отверстиями в трубке имеет полный диатонический звукоряд в пределах октавы. Настраивается она, как правило, на мажорный лад с пониженной VII ступенью, что характерно для русской народной музыкальной традиции. В зависимости от размеров жалейки могут быть разных строев, что важно в ансамблевой и оркестровой игре. Точных стандартов народные духовые инструменты не имеют, поэтому каждый из них обладает определёнными индивидуальными качествами (конструкцией, строем, диапазоном, тембром).

Самой важной конструктивной частью жалейки является мундштук с тростью. Чтобы инструмент имел вполне определённый строй, мундштук с язычком (тростью) должен сам по себе без резонатора издавать основной тон этого строя – например: «ре» в ре-мажоре. На старинных жалейках язычок (пищик) мастера подрезали прямо на основной трубке или на отдельной небольшой трубочке, которая вставлялась в канал основной трубки. При этом свободный конец трубки пищика исполнителю приходилось закрывать языком.

В наше время конструкция мундштука несколько усовершенствована. Свободный конец его делается глухим, вдоль мундштука к его глухому концу делается прямоугольный узкий срез, который открывает внутреннюю полость. Над срезом устанавливается язычок (пищик), который крепится у основания среза кольцом из полихлорвиниловой трубки. Такое крепление не только даёт возможность надёжно закрепить язычок на мундштук, но и, что очень важно, изменять строй инструмента, в пределах кварты, путём передвижения кольца в ту или иную сторону. Сверху на основную трубку жалейки надевается ещё небольшая трубка-колпачок, которая предохраняет язычок от случайных повреждений, и в то же время благодаря ей расширяются технические возможности исполнения. Величина и расположение отверстий на основной трубке инструмента не имеет точных размеров. В народной практике расстояние между отверстиями примерно равняется толщине пальца (т.е. около 25 мм). Величина отверстий (их диаметр) определяется при настройке инструмента опытным путём. Чем отверстие больше – тем звук выше. Кроме этого, на величину отверстий и расстояние между ними влияет и диаметр канала ствола основной трубки.

Звукоизвлечение на жалейке требует определённых усилий. Чем больше это усилие, тем выше может подниматься её строй (в пределах ¼-½ тона), и наоборот. Кроме того, на этом инструменте возможно исполнение и промежуточных хроматических звуков путём неполного закрывания отверстий. В принципе возможно изготовление инструментов в любом строе. Диапазон жалейки обычно охватывает октаву, но может быть и шире ещё на кварту. Помимо этого, опытный исполнитель может расширить диапазон путём нажатия верхними зубами на основание язычка и тем самым извлекать ещё 2-3 дополнительных звука звукоряда. Профессор Московской консерватории А.В. Руднева отмечает, что в курских сёлах жалейку с маленьким раструбом из коровьего рога называют «рожок», а жалейку с большим бычьим рогом и более низкого строя называют «гудило».

Жалейка имеет октавный диатонический звукоряд в строе «ля-», «ми-», «фа-», соль-мажор. Используются и жалейки других тональностей. Понижение строя вниз одновременно увеличивает размеры жалейки и, вместе с этим, расстояние между пальцевыми отверстиями (мензуру), и наоборот, что создаёт дополнительные трудности при игре.

В нотах жалейка записывается в скрипичном ключе, в первой октаве. Жалейка – примитивный инструмент. Бесконечное её усовершенствование привело бы, в конце концов, к созданию кларнета, и тогда потерялось бы главное её удивительное своеобразие.

Жалейка состоит из трубки с шестью отверстиями сверху и одним (для большого пальца левой руки) внизу, коровьего рога, специально обработанного, пищика с тростью и мундштука, Все эти пять элементов «работают» в единстве, поэтому бездумная замена одного компонента другим, пусть даже с виду такого же – вряд ли принесёт желаемый результат.

Жалейку держат обеими руками перед собой на уровне груди, почти горизонтально. Безымянный, средний и указательный пальцы правой руки покрывают три ближних к рогу отверстия. Большой палец правой руки поддерживает трубку внизу. Необходимо строго следить за тем, чтобы большой палец левой руки прикрывал седьмое, нижнее отверстие. В противном случае разрывается столб воздуха внутри трубки, и жалейка издает один неуправляемый звук. Очень важно выработать ощущение необходимой силы вдувания воздуха. При извлечении более высоких звуков требуется большее дыхание и наоборот. При звукоизвлечении металлический мундштук с жалейки не снимается. Привыкать к жалейке лучше всего с извлечения средних, а не крайних нот. В этом случае приходит правильное ощущение силы вдувания воздуха. На жалейке игра на «piano» невозможна. Излишняя сила звучания недопустима. Контролируя на слух, необходимо определить для себя этот предел. В случае явного завышения силы вдувания воздуха жалейка «залипнет». Следует помнить, что две верхние ноты не имеют точной настройки и, отчасти, зависят от умения исполнителя. Каждому звуку соответствует определённое количество открытых и закрытых отверстий. Каждая нота имеет свою аппликатуру. Никакая «самодеятельность» в этом случае недопустима. Если у исполнителя есть опыт игры на свирели, блок-флейте и др., то знакомство с жалейкой не составит ему большего труда. Преобладающим приёмом игры на жалейке является «легато», при котором различные по высоте звуки исполняются на одном дыхании, с помощью чёткой и плавной аппликатуры. Хорошо звучит и «стаккато». При этом язык, касаясь мундштука, отсекает подачу воздуха после каждой ноты.

При освоении жалейки можно столкнуться с такой проблемой: конденсат и слюна естественно сопутствуют игре на этом инструменте и мешают звукоизвлечению. У трубачей и других музыкантов эта проблема решена наличием специального клапана, при помощи которого убираются излишки влаги. На жалейке нет такого приспособления, поэтому после продолжительной игры необходимо осторожно снять алюминиевый мундштук и подсушить эбонитовый пищик и трость кусочком газетной бумаги. Делать это необходимо в том случае, если обилие влаги явно мешает игре. Без этой необходимости нет нужды лишний раз тревожить трость. При этом надо зорко следить за тем, чтобы под тростью не остались крошки мокрой бумаги. Иначе нарушится строй жалейки.

Подача звука производится приёмом, который можно условно назвать «сухой плевок». При продолжительной практике способ подсушивания будет использоваться всё реже и реже и, со временем, в этом исчезнет необходимость. Мундштук, пищик и трость необходимо содержать в особой чистоте. Помимо чисто гигиенических требований необходимо знать, что крошка табака, например, или кусочек нитки и т.п. попавшие в трость, могут свести «на нет» всю работу. Поэтому хорошо бы при переездах заворачивать каждую жалейку в отдельный полиэтиленовый мешочек. Сложенные вместе они прекрасно амортизируют при перевозке в балалаечном футляре вместе с балалайкой.

Настройка жалейки – это очень тонкий процесс. Трость прикрепляется двумя-тремя пластмассовыми колечками, причём два кольца удерживают трость, а третье служит для настройки. Сдвигание настроечного кольца на доли миллиметра от рога повышает строй и наоборот.

Замену трости следует проводить только в случае поломки, хотя при нормальной эксплуатации она может служить годами. Смена трости это довольно капризный процесс. Невозможно изготовить две совершенно одинаковые трости, поэтому новая трость будет отличаться от старой и её необходимо будет «подгонять». Приступать к этой операции надо в хорошем настроении, учитывая, что за одну минуту успеха не добиться. Укрепив новую трость кольцами кембрика, необходимо её тщательно настроить. Хороший результат даёт также перемещение трости вдоль прорези эбонитового пищика. В этом случае кольца не сдвигаются, перемещается только трость.

Если звук получается «хлипким» и на «верхах» трость залипает, необходимо освободить трость от колец и аккуратно подрезать острым ножом её рабочий конец на долю миллиметра. Этим утолщается вибрирующая часть трости и уплотняется звук. В том случае, если звук получается явно грубым, необходимо снять трость, плотно прижать её к кусочку стекла (зеркальце, например) и поскоблить рабочую часть её бритвенным лезвием, сведя её «на нет». Тем самым вибрирующая часть трости утончается. Хорошие рекомендации по изготовлению пластмассовой трости для жалейки могут дать кларнетисты.

Когда появилась жалейка? Откуда взялось слово «жалейка»?

Почему жалейка считается русским народным инструментом?

История создания инструмента «жалейка» (доступное для детей).

Описание музыкального инструмента «жалейка».

Является жалейка. Она представляет собой духовой язычковый музыкальный инструмент, который был очень популярен среди населения славянских народностей. Существует мнение, что прародителем такого язычкового духового инструмента с одинарной тростью, как кларнет, была та самая жалейка. Впрочем, это приписывают и венгерскому тарогато, и средневековому шалюмо.

Общее описание

Музыкальный инструмент жалейка представляет собой трубочку, материалом для которой служит тростниковое или камышовое растение, с раструбом на конце, сделанным из верхних слоев коры березы или рога животного. Иногда для основной трубочки использовали иву или бузину.

Различают жалейки (описание представлено в статье) по конфигурации, они бывают раздвоенные или однотрубчатые. Длина инструмента колеблется в пределах 10-20 см, при этом количество отверстий на трубке для извлечения звука может быть от трех до семи. На некоторых южных территориях России местное население крепило к раздвоенной жалейке колокольчик.

Музыкальный инструмент жалейка довольно-таки прост в обращении. С ним может управиться любой желающий, так как он не требует тренированного дыхания или каких-либо других особенных музыкальных навыков.

Данный духовой музыкальный инструмент может использоваться в сольной программе, наигрывать мелодии в дуэте или находиться в составе ансамбля.

Этимология инструмента

Изначально инструмент позиционировался как пастушьи жалейки, так как применялся для привлечения внимания и сбора скота и овец самим пастухом. Широкое распространение жалейка получила в территориальных областях современной России, Украины, Белоруссии и Литвы. На сегодняшний день ее можно заметить только на концертах, проводимых фольклорными народными ансамблями.

Русская жалейка также известна как жаломейка. Писатель и публицист Владимир Михневич обращает внимание общественности на схожесть корня в словах "жалейка" и "жальник". Жальником новгородский народ называл древний языческий могильник курганного типа. Другое значение слова ассоциировалось со старинным кладбищем или погостом. В связи с этим В. Михневич выдвигал предположение, что инструмент применялся во время обрядов, которые проводились в память об умершем после погребения или в определенные сроки поминовения.

Исторический экскурс

Духовые музыкальные инструменты были важнейшей составляющей русской народной музыки и неотъемлемой частью национальной культуры. Первые музыкальные инструменты достоверно замечены учеными еще в тринадцатом веке до нашей эры. Первыми появились ударные инструменты, а затем и духовые, различные дудки и свистки. В Древней Руси широкое распространение среди пастухов и придворных скоморохов получили музыкальные инструменты: жалейки, свирели и рожки.

Также эти музыкальные приспособления нашли применение в военных дружинах Киевской Руси. При княжеских дворах звук жалеек можно было услышать во время различных торжественных собраний и веселий.

Некоторые русские цари пытались уничтожить культуру этих музыкальных инструментов, устраивали гонения музыкантам и устанавливали запреты на использование предметов музыки. В то время национальная русская народная музыка понесла большие потери в музыкальной культуре. Но всенародная любовь к музыкантам и их творениям не дала исчезнуть любимым традициям и инструментам.

Народный инструмент

В конце девятнадцатого столетия в русском обществе поднялся интерес к собственной истории и национальной культуре. Произошло это благодаря некоторым исследователям в области различных народных инструментов. В то же время русский музыкант, композитор и балалаечник-виртуоз В. В. Андреев, организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов, проводил успешную работу по возрождению русских инструментов и их модернизации. Одновременно с этими работами были предприняты попытки по усовершенствованию жалейки, свирели и брелки.

Кстати, брелка - это одно из названий жалейки, использовавшееся в Тверской области. Там инструмент делали из ивы, или, как называли местные жители, бредины. Отсюда и пошло название брелка. В отличие от жалейки, которой пользовались пастухи, брелка имеет более нежное и деликатное мелодическое движение. Обусловлено это тем, что музыкальный предмет изготовлен полностью из дерева.

В разных регионах необъятной России жалейка и ее производные известны под различными названиями. Так, в Курской области ее называют рожок, в Горьковской - ладуша, в Белгородской - пищик, в Пензенской - сиповка. Раздвоенная жалейка во Владимирской области называется двойчатки, а в Рязанской - жаланки, в Пензенской области она носит название трости.

Разновидности жалейки

Музыкальный инструмент жалейка подразделяется по конструкции на два вида:

  • Одинарная жалейка.
  • Двухсоставная.

Звук из жалейки разного типа извлекается по одному и тому же принципу. Заключается он в вибрировании язычка пищика. У инструмента семизвуковая система звучания, присутствует воспроизведение нот "ре", "соль", "ля", реже - "до", "фа", "ми". Диапазон звука схож с высоким певческим голосом. На слух звук жалейки кажется печальным и очень жалостливым, мелодии выходят тоскливыми, но при должном умении могут быть и довольно веселыми.

Жалейка широко используется в народных оркестрах и является очень распространенным музыкальным инструментом. Двухствольчатая жалейка по звучанию еще очень схожа с волынкой. Ее нижние тона звучат на одной высоте, выполняя функцию бурдона. Некоторые умы считают, что жалейка произошла от волынки. Заметна схожесть трубки волынки и трубочки самой жалейки в конструктивном плане. Имеется и звуковая похожесть характера звучания.

Одинарная жалейка

Данный музыкальный предмет выглядит как небольшая трубочка длиной до 20 см, сделанная из ивы, бузины или камышового тростника. На одной стороне трубки находится пищик, имеющий в своей конструкции язычок из гусиного пера (или камыша). На другом, нижнем, конце прикреплен раструб, сделанный из бересты. Нередко материалом для такого элемента становится рог крупного животного, например коровы. Бывает, что язычок на самой трубочке надрезают.

Для получения мелодии на трубке жалейки расположены отверстия. Их количество варьируется от 3 до 7 штук. Одинарные жалейки по диапазону могут быть сопрановые, альтовые или басовые.

Двухсоставная или парная жалейка

Представляет собой спаренные трубочки одинакового размера, каждая - со своими игровыми отверстиями, количество которых может резко отличаться друг от друга. Одна трубка может быть ведущей, другая - второстепенной, и у первой, соответственно, отверстий будет больше. Вставлены трубки в один общий раструб.

Извлекать мелодию их двухсоставной жалейки можно как по очереди из каждой дудочки, так и одновременно из двух.

Такой музыкальный инструмент предназначен в основном для двухголосой мелодичной игры.

Жалейка — старинный русский народный музыкальный инструмент относящийся к группе деревянных духовых. Точное происхождение не известно, первые упоминания о жалейке есть в записях конца XVIII века

Инструмент представляет собой небольшую трубку - около десяти, двадцати сантиметров, из дерева или тростника. В боковых стенках трубки есть несколько отверстий, зажимая их пальцами, можно извлекать звуки различной высоты - сильные, несколько резковатые.

Если сравнивать жалейку с родственным инструментом - пастушьим рожком, то у него трубка расширяется и заканчивается раструбом, а у жалейки нижний конец цилиндрической трубки является отдельной частью и вставляется в раструб. Раструб для инструмента обычно делается из коровьего рога или бересты.

Существует два вида инструмента: одинарная и двойная жалейка. Одинарная была описана выше, двойная включает в себя две одинаковые по длине трубки с игровыми отверстиями, которые находятся рядом друг с другом и вставляются в один общий раструб.

Раньше жалейка была широко распространена в России, Белоруссии, Украине и Литве. Сегодня этот русский народный инструмент можно увидеть, скорее всего, только в оркестрах данной тематики.

Интересные факты:

  • Жалейки отличаются по размерам и высоте звучания: пикколо, сопрано, альт и бас. Число игровых отверстий также может варьироваться, именно благодаря чему изменяется диапазон инструмента.

  • Жалейка имеет множество наименований, ее называют дудой, флетней, пищелкой, брелкой, сиповкой, жаломейкой, пищиком, ладушей или просто рожком.
  • Не исключено, что звук жалейки слышен на расстоянии шести километров. Раньше при помощи жалейки пастухи легко собирали животных, к примеру, даже заблудившаяся корова по звуку знакомого инструмента находила дорогу в стадо.
  • Одна из песен артистки Валентины Толкуновой названа в честь инструмента - «Жалейка». Также название инструмента присутствует в строчках другого музыкальном произведении артистки: «Я не могу иначе».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Музыкальный словарь в рассказах/Сост. Л.В. Михеева. Москва, 1984.
  2. Интернет-ресурсы: https://eomi.ru/, http://soundtimes.ru/.

Народный оркестр объединяет в своем составе ударные инструменты (бубен, колокольчики, трещотки, бубенцы, литавры, ложки), балалайки, баяны, домры, гусли и духовые инструменты (гобой, флейта, волынка, свирель, жалейка, рожок). Группа духовых , входящая в оркестр, очень многочисленна, состав ее меняется в зависимости от исполняемого музыкального произведения или зависит от этнической группы или народа, к которым принадлежит оркестр.

Рожок

Рожок изготавливают из , березы или можжевельника. Звучит рожок сильно, но мягко. Ансамблевые рожки имеют шесть отверстий. Верхнее - расположено на оборотной инструмента. Рожки часто вводятся в состав крупных оркестров русских .

Жалейка

Жалейка – это небольшая трубка из ивы или бузины, с одной стороны воткнут пищик с одинарным язычком, на другую - надет раструб из бересты или из коровьего рога. Имеется 3-7 отверстий. Есть и парные жалейки. На парных жалейках исполняют одноголосные и двухголосные наигрыши.

Жалейку использовали в качестве музыкального инструмента пастухи. На ней играют как дуэтом, так и соло, а иногда исполняют в составе оркестра народные песни, танцы, наигрыши.

Флейта

Флейта – деревянный духовой музыкальный инструмент. К группе деревянных инструментов флейта относится, поскольку изначально эти инструменты делали из дерева. У флейты звуки образуются рассеканием потока воздуха об грань.

Флейта может петь весело и беззаботно, нежно и сильно, мягко и серебристо. Флейта может подражать человеческому голосу: порой ее сравнивают с колоратурным сопрано. И название инструмента происходит от слова flatus (лат.), обозначающего дуновение.

Свирель

Свирель - разновидность флейты с двумя не скрепленными друг с другом стволами из клена, черемухи или ивы. В стволах вырезано или выжжено по три отверстия: два с одной стороны, одно - с другой.

На свирели играют в основном соло, исполняют народные песни.

Гобой

Гобой - духовой деревянный музыкальный инструмент регистра "сопрано", представляющий собой коническую трубку с клапанами и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает несколько гнусавым, но певучим (а в верхнем регистре - резким) тембром.

Гобой используется как сольный инструмент в составе оркестра.

Волынка

Волынка - духовой язычковый музыкальный инструмент.

Волынка - это воздушный резервуар, который делается из телячьей или козьей шкуры, снабженный трубкой для наполнения "мешка" воздухом, с прикрепленными 1-3 язычковыми трубками, с помощью которых получается полифоническое звучание.

Духовые инструменты без сомнения можно назвать душой любого оркестра. Потому что они способны передать звучанием те чувства и эмоции человеческой души, которые композитор попытался вложить в написанное им музыкальное произведение.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры