Качества человека праведника матренин двор. Какой смысл вкладывает А.И

Главная / Чувства

Не стоит село без праведника.

Русская пословица

План

I. Значение слова «праведник».

II. Жизнь или житие? 1. Жизнь Матрены.

2. Смерть Матрены.

3. Окружающие в зеркале жизни и смерти Матрены.

III. Что остается людям.

Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.

Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.

Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми, ведь на войну и трудную жизнь можно списать собственные грехи – мол, не мы плохие, жизнь плоха.

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства‑то нажила, что крепкую горницу, грязно‑белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена‑праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала. Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую». Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери. Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из‑за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю («Вечную память», как положено, перед киселем поют!). И гордятся тем, что все делается по‑людски…

Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по‑глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по‑бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец.

Да, жизнь Матрены – не житие святой. Не все смогли оценить ее праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго деливший с нею кров… И все? Но разве дело в том, как тебя оценят, что о тебе скажут? Дело в том, как ты проживешь свою жизнь, сумеешь ли остаться человеком, какую страничку впишешь в книгу жизни.

Они сражались за Родину (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

Жизнь свою за други своя…

А. Ахматова

План

I. Память о войне.

II. «А зори здесь тихие…» – книга о великом подвиге народа. 1. Разные пути – и одна судьба.

2. Не бывает бессмысленной смерти.

3. Женщина на войне.

III. Их подвиг бессмертен в памяти народной.

Шестьдесят пять лет прошло с тех пор, как отгремела Великая Отечественная война. Но в народе живет память о людях, отстоявших родную землю. Об их подвигах мы узнаем из рассказов ветеранов, из учебников истории и, конечно, из художественной литературы. Одним из самых известных произведений о войне является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».

Девушки‑солдаты, герои этого произведения, имеют разное прошлое, разные характеры, воспитание. Кажется, ничего нет общего между уравновешенной, сдержанной Ритой Осяниной и веселой, отчаянной Женей. Разные судьбы – и одна судьба: война. Война не обезличила, но объединила, сплотила девушек – героинь книги. У всех одна цель – отстоять свою Родину, свой поселок, свой клочок земли. Ради этой высокой цели бойцы рискуют жизнью, мужественно борются с врагом, который намного сильнее их. Они не задумываются о подвиге, защиту Отечества считают долгом.

Смерть девушек может показаться вовсе не героической, даже бессмысленной. Можно ли назвать, например, героической гибель в болоте? Не увидят потомки и обелиска над могилой Осяниной, и даже ее сын, возможно, не узнает, где похоронена мать. Но если бы не их самоотверженность, не беззаветный героизм простых советских солдат, наш народ не смог бы выстоять в страшной, кровопролитной войне.

Девушки на войне познали лишения, горе, страх. Но познали они также и истинное солдатское товарищество. Они стали близкими людьми, и даже нелюдимый, замкнутый старшина искренне привязался к своим подчиненным и полюбил их.

Война сплотила народ. Бойцы защищали не только свою землю, свой дом, но и товарищей, и родных, и вовсе незнакомых. Девушки на войне не имели права забыть, что они матери, дочери, внучки. Они вынуждены были не только растить, но и спасать своих детей, их будущее. Может быть, самая большая трудность положения женщины на войне заключалась в том, что приходилось объединять две несоединимые, взаимоисключающие задачи: продолжать жизнь, воспитывая детей, и убивать ее, воюя с фашистами. Рита Осянина, находясь на службе, ночами навещает своего маленького сына; она нежная мать и храбрый боец.

Они сражались за Родину… Предназначенные самой природой для другой, более высокой миссии, нежные и слабые, умеющие любить и жалеть, они взяли в руки оружие, чтобы убивать и мстить. Война изменила привычный уклад жизни, изменила даже души людей, сделав робких смелыми, слабых сильными. Их даже самый маленький вклад в победу велик, их подвиги бессмертны, покуда мы о них помним.


В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» образ праведника является ключевым.

Автор произведения не сразу раскрывает истинную сущность главной героини. На первый взгляд, Матрёна предстает перед читателем простой сельской жительницей со своими заботами и «странностями» - желанием постоянно помогать людям.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Именно эта черта является важнейшей в деревенской праведнице.

Матрена была одной из немногих, кто всегда был готов безвозмездно помочь. Зачастую люди даже не ценили такое участие («Все отзывы о Матрене были неодобрительны... она была...глупая, помогала чужим людям бесплатно»). Так как праведница жила для других, то о себе заботилась меньше всего («...нечистоплотная она была, и за обзаводом не гналась...»).

Матрена являлась сторонницей старинного уклада. Главная героиня была предана традициям и с сомнением относилась ко всем новшествам. Рассказчик называет Матрену язычницей, «брали в ней верх суеверия». Праведница в изображении А. И. Солженицына религиозна, но по-своему. И весь окружающий мир воспринимала она не так, как все.

Праведница в этом произведении – честная, добрая и бескорыстная женщина. На главной героине держится все Тальново, потому что деревня – место, наполненное традициями и стариной, а Матрену можно назвать их хранителем. Также эта женщина – олицетворение безгрешной и чистой души, способной помочь ближнему.

Обновлено: 2017-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу

А. И. Солженицына «Матренин двор»

«Образ праведницы в рассказе

«Матрёнин двор».

Подготовила Гвоздева А. В.

МОУ «Поповская ООШ» 2012 г.

План урока:

1. Вступительное приветствие

2. Душа человека. Смысл слова «праведник»

3. Беседа по плану

4. Беседа по проблемным вопросам

7.Заключительное слово учителя.

Д/З к уроку:

Анализ образа Матрены Васильевны по плану

1) Описание дома, хозяйки, обитателей дома

2) Один день из жизни Матрёны Васильевны.

3) Прошлое Матрёны

4) Общение с Богом

5) История с горницей

6) Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

Цели урока:

Помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

Подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

Формирование нравственных ориентиров учащихся;

Приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

Эпиграф к уроку:

« Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души» - А. И. Солженицын.

I Вступление

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы еще раз будем говорить о рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Мы будем анализировать образ главной героини и попытаемся ответить на сложные философские вопросы о смысле человеческой жизни. Я желаю вам успехов. Я надеюсь, что эта тема будет вам очень интересна и каждый из вас проявит свои способности и получит хорошие оценки.

II Душа человека

Что отличает человека от животного? Душа. Бог дает каждому человеку бессмертную душу. Сколько слов связано в русском языке со словом душа!

Душа болит, радуется, В чем только душа держится , Вложить душу ,

Души не чаять , Душа нараспашку Жить душа в душу .

Человек приходит в мир ребенком с чистой, безгрешной, доверчивой душой. Его душа открыта всем ветрам жестокого мира. Став взрослым, он научится зависти, жестокости, подлости. Как устоять перед соблазнами мира, не озлобиться, не потерять себя? Лишь немногим удастся сохранить свой свет, свою душу до конца чистой. Такой предстает перед нами героиня рассказа Солженицына

II Значение слова “праведник”

Учитель: Как вы знаете, Солженицын первоначально назвал свой рассказ “Не стоит село без праведника”? А что означает это слово? (Учащиеся дают свое понимание) Какими качествами обладает праведник?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом, через художественные детали текста.

IV Аналитическая беседа по плану

Матрёнин дом. Описание дома, хозяйки, обитателей дома

  1. Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
  2. Вспомним самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?
  3. Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?
  4. Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Приведите пример. (Почему?)
  5. Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

- Кошка из жалости была Матреной подобрана

Но я свыкся с шуршанием тараканов, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи .

Один день из жизни Матрёны Васильевны

  1. Когда и как начинался Матренин день?
  2. Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

Почему? Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе -- мелкую, а мне -- с куриное яйцо.

4) Власть в рассказе.

Она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе -- не полагалось ей пенсии за себя , а добиваться можно было только за мужа , то есть за утерю кормильца.

Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом

экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли --

начальству, да кто при начальстве,

Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом

обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а

десять соток так и пустовало за забором.

Жена председателя приходила к Матрене. Она была тоже женщина

городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы

военная.

Вызывали врача однажды, та приехала злая очень, велела Матрене, как

отлежится, приходить на медпункт самой. Матрена ходила против воли, брали

анализы, посылали в районную больницу -- да так и заглохло.

ВЫВОД - Власть враждебна человеку

«Общение» с Богом

  1. Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
  2. Вспомните случай с котелком.

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

  1. Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?

Прошлое Матрёны

  1. Вспомним первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
  2. Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?
  3. Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?

Матрёна и Фаддей Миронович

  1. Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
  2. Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Другой смысл)

История с горницей

  1. Зачем Матрена разрешает ломать дом?

- чтобы получить и удержать участок земли, надо было молодым

поставить какое-нибудь строение. Шла для этого вполне Матренина горница. А

другого нечего было и поставить, неоткуда лесу взять. И не так сама Кира, и

не так муж ее, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в

Черустях.

  1. Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом?

Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму

горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела

Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей

было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне,

постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна

дома. А для Матрены было это -- конец ее жизни всей.

  1. Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

Но в тот же день началась метель

- внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по все голенище.

- кошка колченогая сбрела со двора -- и пропала

4) Смысл заглавия рассказа. (Двор, дом – образ микромира)

Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

  1. Какие черты характера можно назвать главными в Матрене (искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность, сердечность, простота, бескорыстие, умение прощать, терпеливость и т.д.)
  2. Особенности речи - «дуэль, разведка, картонный суп)
  3. Ее отношение к людям.
  4. К богатству
  5. Вспомните эпизоды, художественные детали текста, где автор раскрывает главное в Матрене (эпизод с лошадью, отношение к кошке, Кира, поросенок)

Как относятся окружающие к Матрене. Почему считают ее глупой?

- По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…”

Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны.

- Люди злы, они погрязли в грехах

- Матрена живет по другим меркам, по другим правилам. В ней нет жадности, корысти, зависти

Слово учителя. Перед нами – непростая судьба русской женщины, прожившей безотрадную, полную забот и лишений жизнь с несостоявшейся любовью, смертью шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал. Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? (Рассказ заставляет задуматься о смысле жизни.)

V Беседа по проблемным вопросам

  1. Как вы считаете, какие качества в себе надо уничтожать, а с какими можно смириться? Послушаем песню «Окно» в исполнении С. Копыловой
  2. Какова тема песни? Зависть – один из смертных грехов. Святые отцы считают зависть одним из самых тяжких грехов и равносильной убийству. Почему?
  3. Что общего в этих произведениях?
  4. Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?
  5. Может быть, не стоит так усложнять жизнь? Жить, как живешь? Почему каждый человек должен вести работу над собой?

Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно достойно, не забывая, что это – бесценный дар Бога.

Послушаем прекрасное стихотворение Бориса Пастернака «Больница»

Учитель: Что понял человек, герой стихотворения?
(Как вариант письменной работы на уроке или задания на дом)

Человек должен быть
1) _____________________________________________________
2) _____________________________________________________
3) _____________________________________________________

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами говорили о рассказе «Матренин двор».

У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…

Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.

Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека.

Подведение итогов. Выставление оценок. Д/З


Тема праведничества звучит в творчестве художни-ков слова разных времен. Не остались к ней равно-душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол-женицын.

«Матренин двор» — произведение, полностью ав-тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже-ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.

Героиня солженицынского рассказа скромна и не-приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он по-стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу-чезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчер-кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой. Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман-ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.

Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че-тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто-рону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику-сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели. Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота-ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге-роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «.. в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».

Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече-ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто-роной и коллективизация: в колхозе героиня прора-ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па-лочки». Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по-лучить справки для оформления пенсии, у нее боль-шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об-резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку-пить невозможно. Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя-тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю-дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст-вовать и сострадать. Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она на-ходит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «..у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра. Копа-ет «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-ни-будь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. При-чем за свой труд она не ждет и не требует вознагражде-ния. Работа для нее — удовольствие. «В охотку копа-ла, уходить с участка не хотелось»,— произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветлен-ная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,— го-ворит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зо-вут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась. О ее «сердечности и простоте» гово-рят « с презрительным сожалением». Сами же сельча-не Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матре-ны о ней самой никто не говорит. В мыслях у собрав-шихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.

Матрена противопоставлена другим героям расска-за, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он по-стоянно истязает свою семью, а в день трагедии дума-ет лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.

Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество ут-ратило нравственное ориентиры, и его спасение Сол-женицын видит в сердцах таких одиноких праведни-ков, как Матрена. Она — тот самый человек, «без ко-торого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

А. Солженицын — продолжатель толстовской тра-диции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного ве-личия «простота, добро и правда».

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».

Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А. И. Солженицына; учить их самостоятельно добывать знания, формулировать тему и идею произведения; развивать логическое мышление, учить учащихся мыслить, анализировать, делать выводы; воспитывать добро, милосердие, любовь к людям, ответственность за происходящее вокруг нас.

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,без которого, по пословице, не стоит село.Ни город.

Ни вся земля наша.А. И. Солженицын

I. Слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о судьбе русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить лучшие человеческие качества: добро, милосердие, способность любить и помогать людям.

Это героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» - Матрена Васильевна Григорьева.

Название рассказа из – за цензурных препонов придумал А. Твардовский, редактор журнала «Новый мир», где в 1963 году было впервые опубликовано это произведение. Первоначальное название – «Не стоит село без праведника».

II. Аналитическая беседа.

1) Кто же такой праведник? Какого человека мы можем назвать праведным?

(Такого, который верит в Бога, любит людей…)

2) Объясним лексическое значение слова «праведник» по толковому словарю С.И. Ожегова:

«Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный».

3) Что же прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

(Христианская вера, Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми обусловливают его миропонимание).

Итак, что же сопровождает жизнь праведника?

Праведник

Грешник

Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость.

Зло, недоброжелательство, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство – «добро» в значении имущество, злопамятность, эгоизм.

4) Обратимся к эпиграфу урока. Можно ли согласиться с писателем, что героиня рассказа Матрена Григорьева – праведник?

(Доказательства учащихся: Да, добрая, бескорыстная, жила для людей, благородство души).

5) Сформулируйте тему сегодняшнего урока по проблеме.

(Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»).

6) А цель урока? (Проследить за судьбой русской женщины, доказать, что мы можем считать ее праведником). Учитель корректирует ответы учащихся и сообщает цель урока.

III. Учитель.

Мы с вами еще не изучали творчество Александра Исаевича Солженицына. Кто он? Пророк, наставник или заступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни. Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, затем исчезло на многие года. Почему? Потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создал произведения, коФторые вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы». Рассказы о лагерной жизни, документально – художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом» - произведения, в основу которых легли страшные воспоминания о тех, кто уцелел после сталинских репрессий. Не случайно А.И. Солженицына назвали классиком «лагерной» прозы. 1970 год в жизни писателя знаменательный. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Но в феврале 1974 года (в связи с выходом 1 тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») писатель был насильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт – на – Майне приземлился самолет с единственным пассажиром. Солженицыну было 55 лет.

IV. Жизнь и творчество (Сообщение 4-х учащихся)

Учитель. 1994 год. «Диссидент № 1» - Александр Исаевич Солженицын- возвращается на родину, чтобы жить и работать во имя будущего России. Он много пишет, работает с молодыми талантами, учреждает собственную литературную премию (25 тысяч долларов). Первым лауреатом становится филолог В.Н. Топоров.

V. Учитель. А теперь обратимся к рассказу «Матренин двор», написанному в 1959 году, а действие в рассказе происходит в 1956 году. произведение во многом автобиографичное. Известно, что Солженицын, вернувшись из лагерей, работал в одной из школ, преподавал математику, физику и астрономию. Итак, тема урока вами определена.

VI. Аналитическая беседа.

1) Кто же из русских писателей 19 века обращался к этой теме? (Н.С. Лесков, Н.А. Некрасов, Достоевский).Н.С. Лесков писал: «Народ не расположен жить без веры…»

2) Как изображена в рассказе религиозность героини? (Матрена соблюдает традиции и правила жизни воцерковленного человека: «святой угол в чистой избе», «иконка Николая Угодника». Она зажигает лампадку «во время всеношной» (ночная служба) и с утра по праздникам). : «Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки, та – мышей душила». Игнатич, постоялец Матрены, говорит, что всякое дело она начинала «С Богом».

3) Расскажите, что еще узнал Игнатич о Матрене? (Матрена Васильевна – пожилая женщина, вдова, всю жизнь проработала в колхозе, «не за деньги, а за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетника». Но пенсии так не заработала ни рубля. Жизнь героини трудная. Она потеряла на фронте мужа, похоронила детей. Родные ей почти не помогали. Но самое страшное – она «решила добиваться пенсии», так как, по словам автора, «Наворочено было много несправедливостей с Матреной»). Текст.

4) О чем еще поведала Матрена? Что рассказала о себе постояльцу?

5) Какие художественные детали создают картину быта Матрены? (Текст. Неравнодушна к красоте – фикусы).

6) Понаблюдаем за речью героини.(Речь Матрены – это речь крестьянской женщины из глубинки. «Не умемши, не варемши – как утрафишь», - предупреждала она квартиранта. Текст, стр.37)

7) Ребята, есть ли в рассказе развернутый портрет героини? Почему? (В описании внешности Матрены Солженицын опирается на христианские и эстетические традиции).

8) Но на каких портретных деталях Матрены сосредоточено внимание писателя? Какова роль деталей (. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от нее внутренний свет).

9) Как вы понимаете фразу автора «У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей»?

10) Анализ эпизода «Матрена слушает музыку».

11) А какой мы видим героиню в работе? (Матрена Васильевна – труженица. В работе она находит смысл жизни. Ни одна пахота в селе не обходилась без нее. Никому она не могла отказать в помощи. Оставляя свою работу, шла помогать соседке. Текст. Говорила без зависти: «Ах, Игнатич, и крупная картошка же у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось…» Вот такая она – редкой доброты человек).

12) Кого из героинь литературы 19 века напоминает Матрена? Что общего у этих героинь? (Матрену Тимофеевну Корчагину из поэмы Некрасова… «Терплю, а не ропщу!»)

Матрена Тимофеевна Корчагина

Матрена Васильевна Григорьева

«… Пал на сердце Филипп!» - замуж вышла, полюбив.

За любимого Фаддея «без малого не вышла… Война германская началась».

Дай башмаки Оленушке (золовке), //Жена! – сказал Филипп. //А не вдруг ответила. //Корчагу подымала я, //Такая тягость: вымолвить //Я снова не могла. //Филипп Ильич прогневался, // Подождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

«Меня сам ни разику не бил… То есть бил таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»… Все мешки были мои, по пять пудов тяжестью не считала…»

(Еще раз сосчитаем: 16 * 5 = 80 кг!)

Пять сыновей и погибший первенец Демушка.

Шесть детей, умерших во младенчестве. (Ср.: шестеро детей у второй Матрены – жены Фаддея. Из них – Кира, отданная в приемыши).

Потуги лошадиные //Несли мы; погуляла я, //Как мерин, в бороне!

«Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На это и звали Матрену в помощь».

13) А чем отличается мир людей, живущих радом с Матреной? (Текст, стр.35)

VII. Работа в группах.

1-я группа – мир тальновцев 2-я группа – образ автора 3-я группа – роль художественных деталей 4-я группа – роль пейзажей Эксперты

VIII. Развитие речи. Рассказ учащихся по заранее подготовленным рисункам к рассказу «Матренин двор» - «Линия судьбы Матрены Григорьевой».

Учитель: 1) Как же сама Матрена принимает свою судьбу? Держит ли она обиду на людей? (Матрену Васильевну несправедливо обидела судьба, люди, власть… ее не понимали ни сестры, ни жители села – не похожая на других. Несмотря ни на что, она не ожесточилась; эта женщина, добрая и бескорыстная, сохранила способность любить…)

2) Как заканчивается судьба Мартены? (Трагически).

3) Кто виноват в смерти героини? (Матрену убила чужая корысть, жадность, алчность).

Учитель: Лучше всего о своей героине сказал автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Это и есть идея рассказа.

IX. Мини – сочинение: Можно ли Матрену Григорьеву считать праведницей?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры