Как не бояться читать перед публикой. Боязнь публичных выступлений: как побороть страх? Что делать, если боишься выступать перед публикой

Главная / Чувства

Даже те, кто совершенно не боится выступать, могут почувствовать себя на сцене несколько неуверенно. Страх сцены - штука вполне обыденная, привычная, что для актеров, что для выступающих на конференциях. Люди, которые боятся выступать на публике, начинают нервничать, испытывать страх, дрожать непонятно от чего при одной только мысли, что им нужно выступить на сцене. Но не надо отчаиваться, ведь страх сцены можно побороть, научив тело и ум расслабляться с помощью нескольких простых трюков. И в этой статье мы объясним вам, что именно нужно сделать.

Шаги

Как справиться со страхом сцены в день выступления

    Расслабьтесь. Чтобы справиться со страхом сцены, нужно сделать пару вещей, которые помогут вам расслабиться, а это важно, ведь чем меньше в голосе напряжения, чем спокойнее разум - тем проще выступать. И вот как можно этого добиться:

    • Тихонько погудите, чтобы успокоить голос.
    • Съешьте банан перед выступлением. Это позволит унять неприятное чувство тошноты в животе.
    • Пожуйте жевательную резинку, чтобы расслабить напряженные челюсти. Не надо только жевать ее слишком долго, иначе заработаете легкое расстройство желудка.
    • Потянитесь. Потянуться всем, чем только можно - руками, ногами, спиной и плечами - это отличный способ уменьшить напряжение в теле.
    • Представьте, что вы исполняете роль некого персонажа. Это поможет унять волнение перед аудиторией.
  1. Волнуйтесь по расписанию. В день выступления пообещайте себе, что не будете волноваться с часа х и по час у. Скажем, не волнуйтесь после трех дня. Поверьте, если просто поставить перед собой такую цель и пообещать себе не волноваться, то есть все шансы, что волнение исчезнет... с часа х и по час у.

    Займитесь спортом. Спорт, физические упражнения - вот прекрасный способ сбросить напряжение, не говоря уже о сопутствующей выработке эндорфинов. В день перед выступлением выделите на упражнения 30 минут или хотя бы полчаса прогуляйтесь на свежем воздухе. Это даст вам силы выступить на 5 с плюсом!

    Смейтесь как можно больше. Посмотрите комедию, любимый ролик на Youtube или просто проведите время со своим самым веселым знакомым. Смех тоже поможет расслабиться и забыть о волнении.

    Придите на место заранее. Чем раньше вы придете на место выступления, тем лучше. Лучше прийти пораньше и увидеть, как заполняется пустая аудитория, нежели прийти в тот момент, когда там будет не протолкнуться. Так вы будете меньше нервничать, не так сильно торопиться и просто чувствовать себя спокойнее.

    Поговорите с другими людьми в аудитории. Некоторые так и поступают - сидят и болтают, чтобы почувствовать себя спокойнее. Так, кстати, вам будет проще осознать, что слушатели в зале - такие же люди, как и вы. Кроме того, можно сидеть в зале и никому не говорить, кто вы и что вы - впрочем, это не сработает, если вы в костюме.

    Представьте, что выступаете перед любимым человеком. Вместо того, чтобы представлять своих слушателей сидящими в нижнем белье (а это может быть... странно), представьте, что выступаете перед полной аудиторией клонов вашего любимого человека, который отвечает вам взаимностью и выслушает и одобрит все, что вы скажете, будет смеяться тогда, когда нужно, воодушевит вас и громко захлопает в конце вашего выступления!

    Выпейте стакан сока цитрусовых. Если выпить такой сок за полчаса до выступления, то кровяное давление понизится и волнение станет не таким сильным.

    Прочитайте свое любимое стихотворение вслух. Звуки любимой рифмы успокаивают - факт, и даже более того - после этого проще выступать на публике.

    Сделайте запись своего выступления. Точнее - репетиции своего выступления. Продолжайте репетировать на камеру до тех пор, пока не скажете: «Ох, вот это я круто в этот раз выступил». Подумайте сами, ведь если вам не нравится то, что вы видите на записи, то и само выступление будет не особенно фееричным. Так что репетируйте до тех пор, пока не будете довольны. А когда подниметесь на сцену, то просто вспомните о самой удачной записи и скажите самому себе: «А сейчас я сделаю все еще лучше».

    Двигайтесь, но не дергайтесь. Просто прохаживаясь по сцене туда и обратно, можно выплеснуть напряжение и волнение. Двигайтесь, жестикулируйте - и вы справитесь со страхом сцены! Но помните, движения должны быть упорядоченными. Не надо дергаться, кривляться, играть с волосами или баловаться с микрофоном или текстом своего выступления.

    • Суетливые движения лишь ухудшат ситуацию, обострят напряжение и дадут понять слушателям, что вы чувствуете себя не в своей тарелке.
  2. Не спешите. Очень часто люди выказывают свой страх сцены, сами того не осознавая - когда начинают говорить быстро. И действительно, если вы волнуетесь и хотите поскорее закончить с выступлением, то говорить быстро - ваш выбор. Проблема только в том, что так сложнее выражать свои мысли и труднее достучаться до слушателей. Иными словами, не торопитесь, делайте паузы и давайте слушателям время обдумать ваши слова.

    • К тому же, если говорить медленно, то сложнее перепутать слова или сбиться с речи.
    • Заранее распланируйте выступление по времени. Вам стоит привыкнуть к тому или иному темпу речи, чтобы закончить выступление вовремя. Наручные часы и редкие взгляды на них помогут вам в этом начинании.
  3. Спрашивайте о впечатлении слушателей. Если вы действительно хотите справиться со страхом сцены, то узнать отзыв слушателей после выступления просто необходимо! Сгодятся опросы или даже вопросы к коллегам. Если вы будете знать, что ваше выступление кому-то понравилось - ваша уверенность в себе возрастет, и в следующий раз на сцене вы уже будете чувствовать себя куда увереннее.

Общие способы борьбы со страхом сцены

    Притворитесь уверенным. Даже если руки трясутся, а сердце бьется так, что вот-вот выпрыгнет из груди - притворитесь, будто бы вы не менее чем самый спокойный человек на планете. Выше нос, широкую улыбку на лицо и никому, ни одной живой душе не говорите, как вы сейчас на самом деле переживаете. Притворяйтесь до тех самых пор, пока не сойдете со сцены.

    • Смотрите не в пол, а перед собой.
    • Не сутультесь.
  1. Заведите себе ритуал. Вам нужен ритуал, гарантирующий удачу! И тут уже - что угодно, от пробежки до пения в душе или «счастливого» носка на правую ногу. Делайте что угодно, лишь бы вас это на успех настраивало.

    • Амулет тоже сгодится. Тут тоже по аналогии - хоть кольцо на пальце, хоть плюшевая игрушка в комнате.
  2. Думайте позитивно. Сосредоточьтесь на том, каких удивительных результатов можно добиться, а не на том, как сильно можно все испортить. В голову пришла плохая мысль? Задавите ее пятью хорошими! Держите карточки с мотивирующими словами под рукой и просто делайте все, что поможет вам сосредоточиться на хорошем, а не на плохом.

    Получите совет от профессионала. Если среди ваших знакомых есть человек, который не боится сцены и отлично выступает, обратитесь к нему за советом. Есть шанс, что вы научитесь чему-то новому или узнаете, что сцены, на самом-то деле, в той или иной степени боятся все, сколь бы уверенными они ни выглядели.

Как справиться со страхом сцены, если вы актер

    Представьте себе успех. Перед тем, как выйти на сцену, представьте себе, как все хорошо завершится - аплодирующих зрителей, улыбки, поздравления коллег по цеху и так далее. Представлять себе надо лучшее, а не худшее развитие событий, и тогда с большей вероятностью случится именно первое. Представьте себя и свою шикарную игру - но уже с точки зрения зрителя.

    • Начните пораньше. Представляйте успех еще тогда, когда вы только пробуетесь на роль. И вообще, заведите себе это за привычку.
    • Чем ближе выступление, тем тщательнее представляйте себе это все. Скажем, ежедневно - перед сном и сразу же с утра.
  1. Репетируйте как можно больше. Репетируйте, пока слова роли от зубов отскакивать не начнут . Запомните, чьи реплики идут до вас, чьи после. Репетируйте перед близкими, знакомыми, друзьями, да хоть перед чучелами в музее или перед пустыми стульями - вам нужно привыкнуть выступать перед людьми.

    • Страх сцены актера часто проявляется в боязни забыть слова и не знать, что нужно делать. Лучший способ избавиться от этого страха - учить, учить и еще раз учить слова.
    • Выступать перед слушателями - совсем не то, что репетировать наедине. Да, вероятно, вы знаете роль просто блестяще, но все может измениться, когда вы подниметесь на сцену. Будьте готовы к этому.
  2. Войдите в роль. Если вы действительно хотите справиться с боязнью сцены, то войдите в роль как можно правдоподобнее, чтобы даже Станиславский крикнул: «Верю!» Чем лучше вы вживетесь в роль, тем меньше будете волноваться за себя. Представляйте, будто бы вы и есть ваш герой.

  3. Порепетируйте перед зеркалом. Честно, это прибавит вам уверенности , ведь так вы сможете увидеть себя самого со стороны. Продолжайте репетировать до тех пор, пока вам не начнет нравиться буквально все, и это существенно повысит ваши шансы на успех на самой сцене.

    • Видите себя со стороны - справитесь со страхом перед неизвестным. Когда человек знает, как он выглядит и как держится в роли, то на сцене ему просто не о чем переживать.
    • Обращайте внимание на манерность вашего стиля, следите за тем, как вы сопровождаете речь жестами.
      • Примечание : это, конечно, вариант не для всех. Да, кому-то это поможет, но есть и те, кого это вгонит лишь в большее волнение.
  4. Учитесь импровизировать. Импровизация - вот чем должен в совершенстве овладеть каждый из актеров. Именно с помощью импровизации можно подготовиться к любой, даже к совсем не идеальной ситуации, которая может возникнуть на сцене. Многие актеры и исполнители часто волнуются - мол, а вдруг я забуду или перепутаю слова? При этом они забывают, что другие актеры - тоже люди и тоже могут ошибиться. Импровизация позволит обратить в плюс любые ошибки!

    • Импровизация лучше всего даст вам понять, что вы не можете контролировать все аспекты выступления. Вопрос ведь не в том, чтобы выступить идеально, а в том, чтобы суметь ответить на любое развитие событий и на любую возникшую на сцене ситуацию.
  • Вы не одиноки, ваш страх сцены разделяют многие, даже лучшие. Так что не беспокойтесь, и скоро вы настолько увлечетесь выступлением, что вообще забудете о том, что находитесь на сцене.
  • Попробуйте представить, будто бы слушатели выглядят... глупее вас. Скажем, представьте их в странных костюмах - это может помочь.
  • Как правило, сцену заливают лучи софитов, а это ярко и слепяще. Иными словами, разглядеть сидящих в зале будет не так-то просто. Смотрите на свет (но не слепите себя), если станет слишком страшно. Не надо только смотреть в никуда или постоянно глазеть на людей. Кроме того, свет над зрительным залом часто приглушается, так что людей может быть просто не видно.
  • Если вам сложно поддерживать зрительный контакт со слушателями, смотрите на стену или на свет.
  • Если во время танца вы сбились с ритма, то этого никто не заметит, пока вы не остановитесь. Так что продолжайте и притворитесь, что все идет по плану. По аналогии, если вы сбились с реплики, импровизируйте, продолжайте, и публика ни за что не догадается, что вы пропустили одну строчку.
  • Если первое выступление прошло гладко, то есть все шансы, что все следующие выступления обойдутся без страха сцены... или почти без него.
  • Помните, что страх и веселье - это одно и то же. Просто в первом случае вы боитесь, а во втором - нет.
  • Репетируйте небольшими группами, постепенно начинайте репетировать группами побольше.
  • Забыли слово? Не останавливайтесь, продолжайте говорить. Используйте другие слова, пусть даже их нет в сценарии. Если ваш партнер по сцене ошибся, то не реагируйте на ошибку . Или пропустите ее мимо ушей, либо, если она слишком серьезна, обыграйте ее импровизацией. Вы ведь помните, что умение импровизировать - признак настоящего актера.
  • Порой вполне уместно немного волноваться. Если вы боитесь ошибиться, то, скорее всего, вы будете достаточно аккуратны, чтобы не допустить ошибки. Большинство ошибок случается от излишней уверенности в себе.
  • Помните, публика вас не съест и даже не покусает! Поэтому расслабьтесь и получайте удовольствие. Да, выступление на сцене - это действительно серьезное дело, но и там всегда есть место веселью.
  • Нет ничего плохого в том, чтобы сначала отрепетировать перед семьей, а уж потом идти на сцену.

Предупреждения

  • Будьте максимально готовы. Репетиции - вот что сделает вас таковым, долгие и тщательные репетиции. Они не только сделают вас увереннее, но и более чем положительно скажутся на всех аспектах выступления.
  • Помните о последовательности реплик. Начинающие актеры частенько допускают такую оплошность: учат свои реплики, но не знают, когда их надо произносить. А ведь это чревато неловкими паузами!
  • Если только вас еще не нарядили в костюм по роли, выступайте в том, в чем чувствуете себя увереннее и спокойнее всего. Вы ведь не хотите волноваться на сцене еще и за собственный внешний вид? Наденьте то, что подходит ситуации, что достаточно надежно и идет вам. Все это сделает вас увереннее.
  • Сходите в туалет до выступления, а не после!
  • Не ешьте много перед выступлением. В противном случае есть все шансы столкнуться с тошнотой. К тому же после приема пищи вы будете чувствовать себя более вялым, так что отложите это дело на «после выступления».

Каждому человеку хотя бы раз приходилось выступать на публике – у некоторых с этим связана профессиональная обязанность, например, у педагогов, политиков, артистов, менеджеров, юристов. Сейчас появилась даже отдельная специальность – спикер.

Согласно статистике психологов, уровень боязни сцены развит настолько, что ее ощущают около 95% всего населения . Страх публичных выступлений является одним из наиболее распространенных страхов, который причиняет множество неудобств, а также ухудшает состояние человека. Рассмотрим, как побороть страх перед выступлением, и какое лечение предлагает современная медицина.

Описание фобии

Страх публичных выступлений называется медицинским термином глоссофобия, и в некоторых случаях его действительно следует лечить. Такая боязнь публичных выступлений была знакома и многим выдающимся людям. Среди знаменитостей сцены боялись Фаина Раневская, музыкант Гленн Гульд, певец Дитрих Фишер-Дискау.

У многих страх выступления перед аудиторией становится серьезным стрессовым ударом, при котором отсутствие какого-либо лечения и правильной терапии приводит к развитию полноценного психического расстройства и социофобии.

Под воздействием страха, человек вырабатывает так называемое защитное поведение. Такое поведение помогает избавиться от стресса только в первое время, а если проблема не решается и в дальнейшем, человек не может справиться с боязнью и защитное поведение становится его нормальной ежедневной моделью.

Такое поведение начинает мешать личностному и карьерному росту, формирует психические проблемы и искаженное восприятие действительности.

Вот почему страх перед выступлением должен быть распознан на начальных этапах, не стоит бояться прибегнуть и к помощи специалиста, который определить в каждом индивидуальном случае, как не бояться выступать.

Типичный и атипичный страх

Рассмотрим, как проявляется фобия, так как преодолеть страх публичного выступления без точной идентификации патологии, невозможно. Помимо глоссофобии существует еще одно название – пейрафобия. Стоит отличать от нее обыкновенное волнение, которое испытывает человек перед тем, как выступать перед аудиторией, и патологический страх перед публичными выступлениями.

Вполне адекватной является реакция, когда человек волнуется перед устным вступительным экзаменом, выступлением с музыкальным номером. В кругу знакомых такие люди запросто справляются со страхом и спокойно демонстрируют свои таланты.

Психологи утверждают, что небольшая тревога перед публикой имеет и свои плюсы. Перед предстоящим выступлением человек концентрирует внимание, становится более собранным и энергичным, в результате, ход любых общественных выступлений держится под контролем и проходит хорошо.

Человек, который страдает боязнью сцены, испытывает истинный страх как до выступления, так и после него, кроме того, он боится и после окончания выступления, не может справиться со страхом, даже если выступил хорошо.

Такая боязнь остается как перед незнакомой, так и перед знакомой аудиторией, ее не удается перебороть, независимо от численности слушателей и степени знакомства с ними.

Симптоматика

Фобия может быть вызвана различными причинами, но почти всегда вызывает одинаковые симптомы. Перед выступлением, только увидев будущих слушателей, человек моментально ощущает сильное эмоциональное напряжение.

  • Активизируется кора головного мозга, железы внутренней секреции, симпатическая система, в результате чего работа внутренних органов изменяется в таком ключе – напрягаются мышцы, мимика и жестикуляция изменяются, наблюдаются и изменения речи, с которыми трудно справляться – изменение тембра голоса, скорости речи.
  • Вегетативная система отвечает повышенной потливостью, частым сердцебиением, скачками артериального давления, головной болью и сдавливающими ощущениями в грудной клетке.
  • Когда люди панически боятся выступления, ощущается сухость во рту, дрожание и сбивчивость голоса, полная утрата способности членораздельно говорить, кроме того, даже непроизвольное мочеиспускание.
  • Иногда при высокой нервной возбудимости человек может даже падать в обморок, а перед этим ощущать тошноту, слабость, головокружение, кожа его становится бледной, покрытой испариной.

Сила симптоматики и комплекс симптомов является индивидуальным, зависит от особенностей человека и его характера, состояния организма и настроения.

Причины развития фобии

Основные причины развития данной фобии заключаются как в генетической предрасположенности, так и в социальных факторах.

  • Наблюдается генетическая склонность к определенным разновидностям страха, например, к социофобии, либо врожденной повышенной тревожности. Человек постоянно пытается соответствовать определенным нормам, боится быть непонятым и непринятым, несправедливо оцененным, изолированным от общества. Среди характеристик, передающихся наследственно, отмечают темперамент, уровень тревожности и эмоционального восприятия. Родители и дети в этом могут быть очень похожи, имея одинаковые страхи.

  • Наиболее серьезными, глубинными причинами фобии становятся социальные условия. Развитию фобий способствует чрезмерно строгое воспитание, запугивания и угрозы в детстве со стороны родителей, избыточная восприимчивость к мнению окружающих.
  • Способствовать развитию фобии может также негативная оценка своих способностей и возможностей, отрицательный опыт в детстве, который подвергался яркой критике, искажение стрессовой ситуации и ее преувеличение.
  • Патология может развиться из-за низкой самооценки, недостатка уверенности в себе при слушателях, плохой подготовкой к выступлению и недостатком знаний. У многих фобия развивается именно по той причине, что опыта выступлений было очень мало.
  • С другой стороны, глоссофобия нередко возникает на фоне постоянного стремления к совершенству, часто сопровождает перфекционистов и людей, дорожащих общественной оценкой.

Методы преодоления

Как избавиться от боязни сцены, и какое лечение показано при такой патологии? Специализированная помощь необходима только в том случае, когда страх становится паническим и неврозным, переходя все грани. В остальных случаях преодоление страха публичных выступлений возможно с помощью аутотренингов.

Основные пути того, как побороть боязнь сцены, заключаются, в первую очередь, в осознании данной проблемы, а затем в анализе причин, которые привели к развитию патологии. Затем вырабатываются пути решения и проверяются на практике.

Устранение фактора неизвестности

Чтоб побороть страх перед публичным выступлением, следует избавиться от фактора неизвестности сидящей перед вами публики. Проанализируйте, с какой целью они собрались, чего ожидают от услышанного и какую реакцию аудитории вы хотели бы получить. Анализ ситуации позволяет избежать неизвестности и перестать бояться неизвестной реакции людей.

Устранение иллюзий

Нервное возбуждение усиливается, когда человек концентрируется на отрицательных чертах публики. Среди таких черт обычно отмечаются скептические улыбки, неодобрительные жесты, невнимательность, шепот во время выступления.

Изменить собственное состояние можно, мысленно наделяя людей положительными качествами, обращая внимание не на отрицательные, а на положительные черты – одобрительные жесты, заинтересованные и внимательные взгляды.

Еще один хороший способ устранить иллюзию того, что все в зале настроены против вас, сконцентрироваться на положительном результате проделанного труда.

Планирование выступления

Один из главнейших советов по поводу того, как побороть страх сцены и как справиться с нервозностью, является тщательная подготовка к выступлению. Уверенность в собственной подготовке и достаточности информации позволяет несколько расслабиться и настроиться на качественное выступление.

Например, при подготовке доклада, следует, в первую очередь, проанализировать и изучить исходные данные, полученные из разных авторитетных источников. Затем создать уникальный текст и записать основные тезисы своего доклада, составить план выступления – что и когда говорить. Подберите веские аргументы в свою пользу и не упускайте их из вида на протяжении всего доклада, предугадайте возможные вопросы и подготовьте ответы на них.

Пути преодоления страха лежат и в основательной репетиции – чтоб перестать заикаться и запинаться во время речи, прорепетируйте доклад перед зеркалом, либо прочитайте его своим близким. Так как перестать бояться без определенного опыта нельзя, репетиция перед самыми близкими будет хорошей тренировкой.

Признание неидеальности

Перед тем как бороться со своими страхами, примите тот факт, что значимость других людей может быть очень преувеличена. Не придавайте избыточного значения критике, скептицизму и сарказму, осознайте, что каждый имеет право сделать ошибку. Также помните и о том, что даже доброжелатели могут выдавать желаемое за действительное, потому ни одно мнение вокруг не может быть истиной в последней инстанции.

Изучите техники, повышающие самооценку и чувство собственного достоинства, ощутите собственную ценность и уникальность своей личности. Также придется принять и тот факт, что другие личности так же уникальны и имеют право ошибаться ровно так же, как и вы.

Настройтесь на положительный результат

Эффективно преодолевать страх можно в том случае, если сосредоточиться именно на процессе достижения цели, а не на результате. Фиксируйте свои действия в настоящем, как бы смотря на себя со стороны без преувеличения и преуменьшения. Представьте себе положительные стороны вашего пребывания на сцене – это позволит победить боязнь и в будущем избавляться от нее с каждым разом быстрее.

Лечение патологии может включать физическую нагрузку, изучение техники правильного дыхания, тренировка работы левого полушария мозга, например, работа с математическими вычислениями или другой точной наукой. Одним из приятных способов борьбы является напевание любимой мелодии, медитации, тренировка позы тела, для достижения более открытых и сдержанных положений.

Застенчивость – милое качество, мешающее жить его обладателю. Излишне застенчивый человек теряет дар речи в нужный момент, не может защитить свои позиции, боится публичных выступлений и предпочитает оставаться в тени. Учимся преодолевать застенчивость.

Застенчивость часто мешает людям жить, перекрывая собой все сильные стороны характера. «Бабочки в животе» способны не только провалить первое свидание, но и выставить вас бездарностью на .

Поэтому нужно бороться со своей стеснительностью, развивать чувство уверенности в себе (см. « »). Ведь одними телефонными звонками многих проблем не решить.

Преодолеваем страх публичных выступлений

Та неловкость, которую вы ощущаете, стоя перед аудиторией и читая доклад или защищая свой проект, рождена вашей неуверенностью в своих силах. Вы склонны контролировать каждое свое слово и действие.

У вас нет такого, чтобы речь лилась рекой, поэтому как только вы спотыкаетесь на трудном слове или вас прерывают вопросом, вы начинаете краснеть, бледнеть и в итоге комкаете конец выступления.

Вы можете разработать отличную презентацию, подобрать раздаточный материал, но все это пойдет насмарку, если вы вдруг поймаете на себе живой взгляд из аудитории. Ваша речь станет запутанной, в животе предательски забурчит, и столь блестящее выступление будет завалено. Как этого избежать?

Первым делом признайтесь сами себе, что вы стесняетесь выступать на публике. Осознание того, что проблема существует – первый и главный шаг на пути к ее решению.

Всегда помните, что вы выступаете не перед королевой Великобритании, а перед своими коллегами – такими же людьми, как и вы. Никто не собирается насмехаться над вами или наказывать за мелкие недочеты.

Вместо того чтобы «накручивать» себя, вспоминая промах (например, на ошибке произношения), обратите свой взгляд на аудиторию. Найдите человека, к которому вы испытываете теплые дружеские отношения, и рассказывайте свой доклад именно ему до того момента, пока не почувствуете, что способны контролировать себя.

Обязательно перед презентацией посидите пять минут в тишине, сделайте дыхательную гимнастику, напитайтесь положительными эмоциями. Не стоит употреблять перед важным выступлением какие-либо энергетики, чтобы не перегружать нервную систему.

Чтобы максимально подготовиться к диалогу с аудиторией, прорепетируйте свое выступление дома перед зеркалом. Не менее пяти раз проговорите весь текст, уделяя внимание трудным местам. Постарайтесь продумать вопросы, которые вам могут задать после презентации, и найдите на них ответы.

Когда будете уверены в себе, проговорите важную презентацию еще и перед близкими. Только они должны быть настроены дружелюбно и не смеяться над вами, если у вас получается не все. Уже потом, на презентации, вы можете вспомнить свою речь перед родителями, это немного вас успокоит.

И помните, что главным условием успешного выступления является близость темы вашим интересам. Только занимаясь любимым делом, вы способны обрести уверенность в себе и своих силах.

Учимся разговаривать с людьми

Если для вас неловкость это норма даже в обычном повседневном общении с людьми, если вы боитесь совершать деловые звонки, то попробуйте использовать следующие способы преодоления стеснительности (см. « »):

Звоните по объявлениям. Необязательно что-то покупать, просто проявите интерес и задайте пару вопросов. Перед каждым важным звонком позвоните другу, напитайтесь положительными эмоциями, а затем сразу же звоните по делам.

Чтобы не боятся посторонних людей, начните с ними общаться. Спрашивайте дорогу на улице, говорите «Добрый день!» и «Спасибо!» в магазинах, уточняйте маршрут, по которому едет автобус.

Общайтесь с детьми, они самые непосредственные существа во Вселенной, их точно не стоит стесняться.

Зарегистрируйтесь на нескольких форумах и активно участвуйте в дискуссиях, выражайте собственное мнение, даже если оно абсолютно противоположно с мнением большинства, старайтесь приводить аргументированные доводы в спорах. Обязательно хвалите себя и делайте себе подарки, если вы успешно вышли из .

И, наконец, самое главное, – верьте в свои скрытые силы, ведь талантом не обделен никто из нас. Вера в тот факт, что вы готовы горы свернуть, преображает ваше отношение к миру, делает его не таким агрессивным.

Это своеобразные «розовые очки», которые следует надевать перед важными делами. И помните, что изначально каждый человек относится к окружающим с доброжелательностью, так что вам нечего смущаться или, тем более, опасаться.

Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз - они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, - и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».

Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».

Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.

Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.

1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь

Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны - вы и так сделаете всё хорошо.

Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка - содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.

Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.

Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится - вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.

Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.

Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.

2. Укажите в сценарии переходы и ничего больше

Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», - на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.

При люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.

Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше - последняя вещь, которая вам нужна.

Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.

В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.

Хорошо работают личные истории, потому что:

  1. Аудитория их любит, они помогают наладить общение.
  2. Вам не нужно их записывать, потому что вы и так их помните.

Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).

Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.

3. Практикуйтесь немного больше, чем вам нужно

Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.

Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ - и это чистая правда - был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».

Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.

4. Разбивайте свой доклад на части

Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.

Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая - я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.

Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.

Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.

5. Сбросьте скорость. Медленно спускайтесь

Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова - это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.

Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом - то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.

Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход - думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.

Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги - и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.

Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.

6. Не теряйтесь!

Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.

Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.

Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», - и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», - и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.

Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.

Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый - следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, - это выбросить лишние мысли из головы.

Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути - напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» - спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.

К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.

Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.

Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса - кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.

Сегодня такое случается нечасто - я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», - но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.

Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение - это нормально. А нервозность - плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.

8. Когда ошибаетесь, продолжайте говорить

Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.

Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:

контекст важнее деталей.

Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.

Куда хуже, чем небольшая ошибка, - привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.

9. Помните, что аудитория хочет, чтобы всё прошло успешно

Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:

Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.

Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.

Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»

Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.

Этот вопрос по своей масштабности сравним с такими вечными вопросами человечества, как, например, «Как стать счастливым?» или «В чем смысл жизни?». В нескольких словах на подобные вопросы ответить невозможно, это целый путь, наука и искусство, и ответу на этот вопрос посвящены сотни книг, тренингов и диссертаций. В нескольких же словах можно только этот путь обозначить, показать направление движения. Строго говоря, в этой теме есть и быстрые «приемчики», снимающие острый приступ волнения и стресса, что тоже хорошо, но они носят сиюминутный и скоротечный характер, как лекарства, снимающие симптомы, но не лечащие болезнь.

Поэтому, если коротко, но концептуально, то достижение уверенности на публике состоит из трех основных «китов». Киты - это базовые составляющие, лежащие в основе этого искусства, без которых душевный мир человека будет шататься, как здание на плохом фундаменте во время землетрясения. Каждый кит несет свою часть нагрузки, как Атланты держат здание Эрмитажа, и в идеале все три составляющие должны быть прочными и хорошо отработанными. Если какая-то из составляющих ослабевает, на другие опоры ложится повышенная нагрузка и здание уверенности уже начинает пошатываться.

1-я составляющая - высокая и независимая самооценка. Самооценка - это основное качество личности, по-другому говоря, это степень принятия себя, уважения к себе, степень безусловной любови к себе, внутреннее достоинство человека. Самооценка складывается в детском и подростковом возрасте, и ее уровень зависит от того, как мир и окружение относились к растущей личности. Если мир, социум, сверстники, окружение, родители не питали формирующуюся самооценку безусловной любовью, больше требовали, чем дарили, больше критиковали, чем хвалили, больше наказывали, чем награждали, то и степень уважения к себе у него формируется невысокая. Такая самооценка похожа на чахлый цветок, который мало поливали. Если к этому окружение еще не давало и шагу не давало ступить самостоятельно, давя попытки свободно выразить себя, вынуждая подстраиваться под правильное мнение, то зависимость от оценки других людей и во взрослой жизни человеку обеспечена.

К сожалению, многие элементы нашего воспитания направлены на выравнивание личности под общепринятые стандарты, под единственно правильную мораль и принятые в обществе установки и верования, поэтому по-настоящему высокая и независимая самооценка является среди людей большой редкостью.

Однако воспитать себя самому и повлиять на самооценку все-таки можно и во взрослом возрасте, поэтому учиться по-настоящему любить себя, воспитывать свое внутреннее достоинство и независимость от оценки и суждений других людей - одна из важных задач для достижения полноценной уверенности в себе.

2-я составляющая это управление психологическим состоянием. Как высока не бывает самооценка, но даже у сильных личностей бывают минуты слабости, внутренней дрожи и подлого волнения в ответственных ситуациях. На одном старом фундаменте здесь уже не продержаться. Ситуации психологического давления, жестких переговоров, повышенное внимание публики - все это ситуации испытания, которые требуют дополнительной внутренней работы. Здесь существует целый ряд приемов и методов, но все они направлены на главное - настрой на «состояние силы», абсолютной уверенности, внутреннего комфорта, на тренингах мы это называем «состояние Хозяина».

Состояние Хозяина мы испытываем, когда нам что-то принадлежит - это свои вещи, пространство, дело, а настоящему Хозяину по жизни принадлежат и хорошие люди вокруг, и улица, и город и вся планета. Это состояние содержит в себе и любовь к себе и людям, и внутренний комфорт, и уверенность, и независимость от мнения окружения, и ощущение внутренней силы. В ситуации внимания это состояние часто уходит, потому что ситуация оценки является ситуацией дискомфортной и человек впадает в состояние не-хозяина. Поэтому важно состояние Хозяина вспоминать, возвращать, культивировать, опять настраиваться на него, когда оно уходит.

Необходимое условие достижения состояния Хозяина - это умение управлять собственной концентрацией внимания, умение включать волевые качества, проделывать определенную душевную работу. Одна из причин волнения на людях, это подсознательное желание понравится, получить хорошую оценку от публики, восхитить своим величием других людей. Известно, что где внимание - там энергия. И когда энергия внимания направлена на оценку себя, нравлюсь - не нравлюсь, на вредный вопрос «как я выгляжу» - человек начинает выглядеть еще хуже. Потому что острое желание выглядеть лучше сковывает человека и делает его неестественным. Поэтому важно вытеснить этот внутренний вредный вопрос, перенаправить энергию внимания на дело, т. е. сконцентрировать внимание не на вредном вопросе «как я выгляжу» и «что подумают», а на оценку самих партнеров или публики, что и как они говорят, на собственную речь, энергетику, содержательность. Настоящий Хозяин о себе в этот момент не думает, он и так знает, что он «ОК», что ему к этому возвращаться, он вкладывает свое внимание в дело, которым занят. И происходит интересный парадокс - чем меньше хочешь понравиться публике, тем больше нравишься, потому что ведешь себя естественно и уверенно.

Однажды великого Пеле журналисты спросили про волнение:

Как вам не страшно играть в футбол при таком скоплении публики?

Он ответил так:

Если я буду думать про зрителей, я забуду, куда катить мяч.

Занимающийся делом - забывает бояться. В этом главный закон уверенного внутреннего состояния и поведения на публике. Если активного дела или речевого воздействия пока нет, Хозяин изучает, исследует мир. Если передо мною люди - хорошо, будем изучать людей, это тоже нужное дело. Изучение и исследование - это тоже действие, только мысленное действие.

3-я составляющая - освобождение тела. В чем смысл? Здесь работает следующий принцип - психологические напряжения приводят к мышечным зажимам в теле, поскольку наша психика, душевное состояние и тело всегда работают в комплексе и одно неотделимо от другого. Этот механизм зачастую очевиден и на публике, когда человек неестественно держится, наигрывает, или когда оратор скован, напряжен, вцепляется в спинку стула, постукивает ногами по полу или судорожно жестикулирует руками. Стеснение - это типичный психологический и телесный зажим, даже само слово происходит от слова «тесно».

Причем остаточные зажимы и напряжения у нас присутствуют и в обычной жизни, даже если на нас никто не смотрит и даже если сами мы их не чувствуем. Поэтому, здесь использует принцип «расслабленное тело - расслабленная психика». Если по-настоящему расслабить и освободить сначала мышечные зажимы в теле, то это повлияет и на расслабление душевно-психологического напряжения, в том числе и на людях. Поэтому очень важно в процессе общения с публикой контролировать свои мышечные напряжения и блоки, уметь расслаблять и освобождать их.

Теме свободы тела посвящены практики и тренинги на снятие мышечных зажимов, глубоких телесных блоков, формирование, с одной стороны, расслабленного тела, но, с другой стороны, вполне собранного - для быстрого реагирования при жизненной необходимости, как у спортсменов или животных. Также освобождению тела от напряжений посвящены все телесно-ориентированные практики, медитативно-расслабляющие техники и аутотренинги, свободное дыхание, «грязные» и не очень танцы, а также ряд актерских практик, связанных со сценическим движением.

Желаю вам быть Хозяином своей жизни!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры