Какую древесину используют для изготовления богородской игрушки. Богородская игрушка: история создания и интересные факты

Главная / Чувства

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

2. Подвижная игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Кузнецы , закрепленные на плашках;

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Курочки , клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, чистящие ковры, футболисты и т.д.

Технология изготовления

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки )

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Изображения людей и зверей были в обычаях восточных славян еще с глубочайшей древности. Фигурки имели символическое значение: медведь – символ могущества, козёл – покровитель урожая, баран и корова – плодородия, олень - изобилия. Деревянная игрушка благодаря обилию лесов существовала в России почти повсеместно. Центром же производства деревянной игрушки считаются село Богородское и Сергиев Посад, а временем возникновения в привычном нам виде – XV век.

История промысла
В середине XV века село Богородское принадлежало московскому боярину М.Б. Плещееву (первое упоминание о Богородском относится к августу 1491 года в духовной грамоте (завещании) его сына Андрея), в 1595 году оно стало собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно они заложили основы резьбы по дереву, прославившей нынешнюю «столицу игрушечного царства» на весь мир. Село Богородское стало одним из центров народного творчества и русского прикладного искусства.
Крупнейший феодал, Троицкий монастырь, вокруг которого расположился посад, еще с XIV века играл роль в общественной и политической жизни страны. Монастырь притягивал богомольцев, и к тому же был крепостью, охраняющей подходы к столице, что содействовало его материальному благосостоянию. В XV ремесленники стали объединяться вокруг монастыря, который обеспечивал им процветание. Здесь работали искусные иконописцы, резчики по дереву и кости, токари. Посад не только отправлял искусно выполненные деревянные изделия царям и патриархам («троицкие» дары), но и получал заказы от вседержителей. То есть деревообделочные промыслы Троице-Сергиева монастыря издавна высоко ценились, а богородской деревянной игрушкой играли не только крестьянские дети, но и русские царевичи. Сергиев Посад называли «русской игрушечной столицей». Во многих окрестных сёлах делали игрушки (их называли «щепным товаром» и «топорщиной»), а самым знаменитым стало село Богородское. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями одного ствола.
На рубеже XVII-XVIII веков в России складывались промыслы, это связанно с формированием централизованного русского государства и развитием рынка, который создал условия для продажи бытовых изделий (промысел - форма бытования, когда ремесло служит средством к существованию семьи или всей деревни, и целые районы заняты изготовлением определенного вида изделий).
Кто сделал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, неизвестно, но более 300 лет из уст в уста рассказывают легенду о Сергии Радонежском, который вырезал из дерева куклы и дарил детям. Есть и другие предания. По одному из них житель Сергиева Посада продал куклу из липового чурака в 9 вершков (40 см) купцу, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена. По другому, в селе Богородском мать, чтобы позабавить детей, делала им игрушки. Куклы из ткани рвались, из соломы рассыпались. Тогда женщина вырезала игрушку из дерева. Дети прозвали ее Аука, а когда она надоела, отец отвез ее на ярмарку. Третье предание повествует о глухонемом мещанине Татыге, который вырезал из липового дерева большую куклу и продал ее торговцу. Все истории схожи в том, что кукла из липы была продана купцу, он сделал большой заказ на игрушки, не справляясь с которым мастер набрал учеников из посадских детей.

С тех пор большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом, а кукла стала называться «богородской». А Сергиев Посад к началу XIX века превратился в русскую столицу игрушечного царства. Местный базар поражал многообразием деревянных игрушек: токарных, столярных, резных.
Первое время богородские кустари изготовляли лишь отдельные части, из которых посадские собирали целые игрушки. Потом богородцы стали полностью делать игрушки «в белье» (неокрашенное дерево), а в Сергиевом посаде их расписывали и продавали. Такая экономическая зависимость богородских мастеров продолжалась довольно долго, кроме того, им зачастую приходилось работать на заказ и по моделям Сергиевских игрушечников. Что в итоге сформировало единую систему образов и сюжетов, с годами сложившуюся в самостоятельный художественный стиль резьбы, сформировавший промысел с названием «Богородская игрушка», который занял исключительное место в русской художественной промышленности. По сей день деревянные резные игрушки зачастую не раскрашивают, а лишь тщательно отделывают, иногда зачищая «стеклянной» бумагой.

Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, и целые композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь», а главное отличие богородских игрушек от всех прочих – подвижные детали, приводимые в действие легким движением пружины.

Промысел, сложившийся к концу XVIII века, изначально представлял собой типичное крестьянское производство. Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными, неокрашенными, а красоту наводили узорной резьбой.

Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании в различных сюжетных постановках.
Мастера, работая примитивным инструментом, умели создавать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности, животных и людей, персонажей из народной жизни, басен и сказок.

С середины XIX века промысел полностью переместился из Сергиева Посада в Богородское, в тот же период наступил расцвет богородского резного кустарного производства. Резьбой в деревне занимались в основном мужики, так как кроме мастерства необходимы физическая сила и свободное время, ведь работали по 14-16 часов в сутки (сейчас большинство резчиков – женщины). Но часто вся семья участвовала в работе: старшие сыновья готовили материал, вырубали топориком основную форму без предварительных эскизов. Младшие дети ошкуривали готовые фигурки, выполняли другие простые операции. Работали сидя, держа заготовку на коленях (ногу плотно обматывали тряпкой для предохранения от порезов). Каждая семья специализировалась лишь на одном-двух видах игрушки. Мастера делились на «фигуристов» (резавших человечков), «зверистов» и «птичников».



Изделия изготовлялись с осени и до весны (перерыв в сельскохозяйственных работах). Уже на первом этапе становления промысла появились произведения, считающиеся сегодня шедеврами народного искусства. Промысел хоть и возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным давлением посадского типа культуры (симбиоз городских и крестьянских традиций в купе с влиянием фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных живописцев).
Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью Московского губернского земства (1890-1900), которое стремилось возродить лучшие традиции богородского промысла. К началу XX века промысел переживал трудные времена. Наплыв дешевых заграничных товаров машинного производства привел к быстрому вытеснению традиционных изделий ручной работы. Художественный уровень игрушек снизился, а некоторые их виды и вовсе исчезли. Мастерам помогали расширить ассортимент изделий, организовывали их сбыт. При поддержке С.Т. Морозова был открыт Московский Кустарный музей, позже – мастерская, объединившая научно-исследовательскую деятельность, учебное заведение, продажу игрушек в России и за рубежом. Это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу.
Профессиональный художник, коллекционер, основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки) Николай Дмитриевич Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить древние традиции. Поняв, что старые работы не увлекают кустарей, он переориентировал их на резьбу в народном стиле, но по образцам профессиональных художников (лубковые образы, мотивы картин и старинных гравюр), что привносило в игрушку натуралистичную трактовку и излишнюю детализацию.

У идеи были и противники (например, художник и коллекционер А. Бенуа), которые считали такое спасение промысла искусственным. До сих пор ведется спор, больше вреда или пользы принесло вмешательство художников-профессионалов в народный промысел. Бартрам искал «игрушечную» форму, близкую детскому восприятию и в конце 1900-х годов он перешел от объемного изображения к силуэтному, считая, что «силуэт фигуры служит началом изобразительного искусства у ребенка».



К тому же в его подвижных игрушках элементы двигались не одинаково ритмично, а медленно и вразнобой, так что каждая фигурка привлекала внимание. Однако Бартрам отказался от силуэтных игрушек, заметив, что дети предпочитают объемную форму и разработал познавательные серии для коллективной игры: игрушки-яйца, архитектурные игрушки и этнографические игрушки-комплексы.



Н.Д. Бартрам поощрял создание уникальных скульптурных композиций, посвященных фольклорной и исторической тематике. Что соответствовало традиции: Богородские мастера всегда откликались на происходящее. Военные победы русской армии в XIX столетии, сложная эпоха гражданской и первой мировой войн, коллективизация запечатлена в скульптурных композициях: появились наборы солдатиков, фигурок в военных мундирах, всадников, жанровых композиций на тему русско-турецкой кампании. В качестве образцов использовали и заграничные образцы игрушек с движением, творчески интерпретированные местными резчиками.




В 1911 году местные жители решили организовать артель и учебные мастерские, а в 1913 Главным управлением земледелия и землеустройства была создана образцово-показательная мастерская с полным пансионом для учеников от 7 лет и инструкторским классом по резному делу под руководством выпускника Императорской академии художеств К.Э. Линдблата (позднее его место занял Г.С. Серебряков, активное внедрявший зарубежные образцы, в основном из Германии и Швейцарии, что оставило неизгладимый след в истории традиций промысла). Методику обучения разработал и ввёл мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву. Тогда же мастеровые основали «Кустарно-игрушечную артель» - маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т.д. (создатели А. Я. Чушкин и Ф.С. Балаев), в её состав вошли 19 талантливых резчиков, которые работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым. Артель дала мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. Первая мировая война (1914-1918) и последовавший за ней экономический кризис привели к упадку промысла. Хотя в первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продаваемые на экспорт, с приходом большевиков богородский промысел начал служить делу мировой революции – мастера вырезали тачанки, чекистов, революционеров, героев борьбы за господство мирового пролетариата.




В 1923 году с приходом новых мастеров организацию преобразовали в артель «Богородский резчик», при которой работала школа. Но основную часть резчиков представляли семьи, передававшие знания из поколения в поколение. Ведь любой промысел держится на династиях. Наряду с традиционной продукцией мастера создавали уникальные работы для различных выставок на темы новой советской жизни.





Изменение общественного уклада стимулировало мастеров на поиски новых форм и художественных решений. Однако именно в то время заострилась наметившаяся в земский период проблема «станковизма». В 1930-х годах появилась так называемая игрушка-скульптура, и два последующее десятилетия в дела промысла вмешивались художники-профессионалы и критики (в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП)).



Не только в Богородском, но и на других промыслах началась откровенная политизация: мастерам навязывали темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты, в том числе формы насильственно менялись и стилизовались под влиянием мелкой пластики мастеров Гжели, гарднеровского фарфора и других промыслов.


В Богородском реакцией на идеологический прессинг, стало развитие сказочной темы, чему способствовали условность форм фигурок и яркость запоминающихся образов. Но и сказочные темы решались как декоративная скульптура, а не как игрушка





Историческая тема в это время потеряла актуальность, но возродилась в годы Великой Отечественной войны, на время отодвинув работу над игрушкой на второй план. Хотя и тут пришлось, например, вырезать не простого солдатика, а красноармейца, одетого по уставу с полной деталировкой знаков отличия, создавать сложные скульптурные композиции с серьезным патриотическим пафосом, разрабатывать темы подвигов партизан и разведчиков, участия животных в боевых действиях. Это превращало детскую игрушку в станковую скульптуру, разрушая образ и назначение куклы. С конца 1950-х требовалось отражать освоение космоса, новое строительство, спорт.





В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику художественной резьбы. Этот период оценивается по-разному. С одной стороны традиционная артельная организация труда была ликвидирована и заменена фабричной. После этого «офабричивания» промысел медленно умирал под давлением художественной (местной) промышленности, плана, вала и других чуждых народному творчеству понятий. С другой стороны, прослеживался явный всплеск нового интереса к народной культуре. Художники и мастера промысла внимательно изучали и творчески осваивали традиции богородской резьбы, разрабатывали образцы изделий, посвященные сюжетам русской истории, отечественному фольклору. К тому же НИИХП не только диктовал мастерам ассортимент, темы и сюжеты, но и спасал народные промыслы от разрушения (которое все же настигло их с приходом свободного рынка в постперестроечный период). Но мастерам работать было все сложнее. В 1970-х годах вблизи деревни развернулась гигантская стройка союзного масштаба - гидроаккумулирующая электростанция. Здесь основали поселок строителей ГАЭС, провели новые дороги, построили многоквартирные дома, для чего уничтожили деревни, снеся бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубили сады, а вместе с ними ушли и традиционные посиделки, и простота сельского общения. Новоселы даже не слышали о местном промысле художественной резьбы, а главный архитектор считал, что деревня не представляет архитектурной ценности и отжила свой век. Отмирали многолетние корни богородского промысла. От прежней жизни остались несколько изб, мастера переселялись в многоэтажные дома, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным. Еще в 1984 году Г.Л. Дайн писала в журнале «Декоративное искусство СССР», что рядом с новостройками маленькой и жалкой становится деревня, не спасет которую и охранная зона, изменятся быт людей, их духовно-нравственный облик, значит и богородское искусство.
В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы мастера-художники разрабатывали образцы, воплощаемые мастерами-исполнителями. После 1980-го года олимпийский мишка вытеснил богородского деревянного медведя, а прекратившийся спрос на продукцию фабрики поставил ее на грань закрытия.
Лучшие образцы изделий в то время выпускались только усилиями мастеров-надомников, которые работали вне плана и выбирали сюжет по своему вкусу. А в период перестройки плачевное положение значительно ухудшилось. В начале 1990-х годов страна переходила к рыночным отношениям, Богородская фабрика была приватизирована и преобразована в два предприятия: ЗАО «Богородский резчик» и ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». В настоящее время богородский промысел борется за выживание. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы, далекие от народной традиции.
В богородском художественно-промышленном техникуме закладывается прочный фундамент, на основе которого в дальнейшем строится, развивается, совершенствуется мастерство: студенты овладевают академическим рисунком, живописью, скульптурой, проектной графикой. Преподаватели развивают в учениках наблюдательность, творческую инициативу, поощряют участие в различных конкурсах и выставках. Училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие стали художниками высокого класса. Музей образцов и дипломных работ выпускников дополняет огромную коллекцию экспонатов музея фабрики «Богородский резчик». Но, познав секреты и нюансы богородского стиля, выпускники часто работают в своём индивидуальном стиле, что в значительной степени возвращает к проблеме «станковизма» - игрушка перестает быть куклой для детей и превращается в станковую скульптуру для коллекционирования. Вторая немаловажная проблема – приток студентов из субъектов федерации, далеких областей и республик, который сводит к нулю классическую традицию, поскольку выпускники не остаются работать на фабрике, а возвращаются туда, где знаменитая русская деревянная игрушка не нужна.

Технология резьбы
Материалом для резьбы служит мягкая древесина липы, реже осины и ольхи. Заготавливать дерево можно только зимой, когда в древесине меньше влаги. Молодые деревья имеют рыхлую неупругую древесину, для резьбы подходят деревья в возрасте 50-70 лет. После снятия коры липу просушивают от 2 до 4 лет на воздухе под навесом. Оставляют кору лишь на краях бревна в виде колец, чтобы древесина не треснула при высыхании. (Старые мастера ускоряли сушку запариванием древесины в русской печи на вольном жару – после выгреба угольев. В чугун клали полено, на дно наливали немного воды, накрывали и ставили в жаркую пустую печь до утра, потом сушили чурку нескольких дней при комнатной температуре.) Затем ствол распиливают, поленья делят на кругляки – «горбушки» (часто использую часть спила) для горизонтально ориентированных фигур, или разрубают на треугольные бруски для вертикальных кукол. В готовом изделии всегда прочитывается изначальная трехгранная форма. Сучков должно быть как можно меньше – они плохо смотрятся на изделиях, поэтому их обходят или вырезают, стараются также не захватывать в заготовку ядро ствола, массив должен быть с часто расположенными годичными кольцами, без рыхлин и пятен. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу, обрисовывая шаблон карандашом, делает запилы ножовкой, затем зарубку топором, намечая общие контуры фигурки. Лишняя масса дерева снимается стамесками, тонкая работа выполняется специальным коротким и острым богородским ножом со скошенным лезвием («щучка»). Мастер должен бережно относиться к материалу, любоваться красотой древесины и извлекать из нее художественные эффекты. Резчики издавна выполняли резьбу без предварительных эскизов - смаху, отсюда возникло название «маховая резьба» (только профессионалы, обучавшиеся в училище, приучены рисовать эскизы и делать образцы из глины или пластилина). Отходы липы (щепа) идут на мелкие детали или подставки для композиций.


Игрушки токарной работы и резные, состоящие из нескольких частей, собирают из отдельных деталей. Гладкие части скульптуры обрабатывают шкуркой до бархатистости. Хотя старые мастера обходились без наждачной бумаги (которую называли «стеклянной»), все операции выполняли только ножом и стамеской. Сейчас некоторые игрушки покрывают бесцветным лаком или расписывают.

Классические богородские игрушки не окрашивают (бельё), они не имеют покрытий, для отделки различными мелкими стамесками наносят так называемую «роспись» неглубокими порезками – бороздками, имитирующими густую шерсть, мягкую кожу, оперение птиц, гривы и хвосты коней, складки одежды человека, траву и т.д. Благодаря фактурной обработке поверхности дерева, изделия отличаются четкостью и ритмической ясностью силуэтов, игрой светотени, проработкой мельчайших деталей, сочетанием орнаментальной тонкой резьбы с гладкой поверхностью.

Ассортимент изделий
Наиболее ранние произведения богородских резчиков, сохранившиеся в музейных коллекциях, относятся к концу XVIII – началу XIX века. Это нарядные куклы в костюмах гусаров и барынь, крестьян и крестьянок, многофигурные скульптурные композиции, резные миниатюры («китайская мелочь» – раскрашенные трехсантиметровые фигурки; некоторые источники утверждают, что они продавались стаканами (по 5-6 фигурок) за копейку – деньги по тем временам немалые.) и многие другие персонажи. Из этих игрушек можно составлять разнообразные жанровые сценки.





Сюжеты современной богородской деревянной игрушки – смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, барыни и няньки, кормилицы с детьми, солдаты и пастушки, мужики и рыбаки, дровосеки и музыканты, крестьяне и баре, монахи и монахини, кони и упряжки, медведи и курочки, зайцы и лисички. Все персонажи отличаются сочетанием реализма и юмора, характерной передачей поз и жестов, многофигурные скульптурные композиции рассказывают о трудовых крестьянских буднях, праздниках, гуляниях, чаепитиях, а животные выглядят очеловеченными.









Особенно интересны игрушки с движением (дергачи): с разводом (фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам), с кнопкой, с пружиной, с балансом (детали крепятся на ниточке к шару). Стоит нажать кнопку, потянуть планку, качнуть шар – фигурка оживает. Незамысловатые, но интересные по конструкции механизмы делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной, а звук обостряет динамику игрушки. В работе над подвижной игрушкой важно мышление конструктора. Оживляя жанровые сцены, на деревьях колеблются листочки, закреплённые на тонких проволочках. Подвижными «Курочками» играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. А «Кузнецы», обычно изображающие мужика и медведя, стали символом промысла и самого села, войдя в его флаг. Рассказывают, что в конце XIX века на Всемирной выставке в Париже знаменитый французский скульптор Роден назвал «кузнецов» гениальным произведением народного искусства, а получив такую игрушку в подарок, бережно ее хранил.









Кроме традиционной игрушки (резной, токарной, расписной, подвижной) мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и корпусы для часов, иконостасы, наличники, занимаются реставрацией любой сложности.










Несмотря на экономические трудности, искусство резьбы по дереву продолжает развиваться. Мастера используют метод творческого варьирования при изготовлении каждого изделия. На предприятиях регулярно проводятся конкурсы, в том числе тематические, по созданию новых образцов изделий.
Богородские мастера-художники – участники многочисленных выставок. Всероссийские выставки, проводимые в огромных залах (Большой Манеж, ЦДХ), требуют соответствующего масштаба произведений. Так появляются двухметровые медведи и огромные ложки выше человеческого роста. А значит, с одной стороны, крупные экспозиции помогают мастерам вписаться в современную художественную среду, с другой, отдаляют их от традиций народного промысла.
Современная Богородская резьба многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Иногда она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла. Резчики находят оригинальные формы, позволяющие соединить традицию и реалии XXI века, например, подвижная композиция, в которой вырезанный по всем канонам богородский медведь колотит лапой по клавиатуре компьютера. Другие мастера работают в ином ключе – выбирают мотивы и сюжеты, не свойственные промыслу: ангелы и святые, Дед Мороз и Буратино, пластически близкие то масс-культу, то стилизованным станковым вещам. Часть художников, сохраняя традиции, продолжают работать в архаичном стиле, характерном для народной резьбы, воссоздавая старые и разрабатывая новые образцы, а некоторые в поисках решения пластической формы, изобретают новые варианты игрушек. В результате, лишившись естественной среды бытования, народная игрушка стала для нас произведением искусства, частью народного творчества, художественным явлением. Если люди и покупают богородскую скульптуру, то не в качестве детской куклы, а лишь как украшение дома, зачастую оформленного в современном стиле. Какие тенденции окажутся преобладающими, сохранит ли в их противоборстве промысел жизнеспособность – покажет время.















20.10.2010

Столица Богородской игрушки

«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору.

С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне - монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское - нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.

Предания села Богородское

Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, жители села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания.

Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек - вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими».

Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.

История развития народного художественного промысла

По утверждению историков, резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском. Так что оба вышеприведенных предания верны.

Вначале резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Сергиевский промысел основывался на закупке у крестьян, так называемого «серого товара», который затем обрабатывался, окрашивался и реализовывался. Приблизительно с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является «олицетворением местных традиций резьбы по дереву». По мнению исследователей, на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании «богородского стиля» игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как А.Н.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек.

В 1913 году по инициативе старейших резчиков Ф.С. Балаева и А.Я.Чушкина в селе Богородском была организована артель, которая дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году за счет пополнения штата новыми мастерами, созданная прежде артель преобразовывается в артель «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей, начиная с 7 лет, мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» получает статус фабрики художественной резьбы. Это событие было приурочено к 300-летию зарождения в Богородском народного художественного промысла.

Как делают Богородскую игрушку?

Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева - липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.

Особенности «богородского стиля» игрушки

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов.Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название.Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Развод (разводятся планочки)

Баланс.Крутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.

Кнопочная игрушка.Нажимаем на кнопочку – двигается.

Мастера резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

В игрушках отражены практически все этапы развития страны.


Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.

В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.

Богородская резьба

История промысла

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.

В Сергиевом Посаде существует предание о том, как в середине XVIII века один житель посада вырезал из липового чурака куклу размером в 9 вершков (40 см) и продал ее купцу Ерофееву, торговавшему у Лавры. Тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца. После этого Ерофеев заказал целую партию таких игрушек.

По другому народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку «ауку». Дети порадовались, поиграли и забросили «ауку» на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам». «Ауку» купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться «богородской».

Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности. Они резали из липы фигурки животных и людей, из народной жизни, басен и сказок.

Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла (находящиеся в Государственном историческом музее, Государственном Русском музее, Музее народного искусства им. С. Т. Морозова и Художественно-педагогическом музее игрушки) датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.

Богородская резная игрушка кавалер и барыня

Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар или «белье», который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское, и Богородский промысел обретает самостоятельность. Большое влияние на формирование собственно богородского стиля оказало творчество таких мастеров как А. Н. Зинин, а несколько позже деятельность профессионального художника, коренного богородчанина П. Н. Устратова. Время 1840-70-е года XIX века, по мнению ряда специалистов — период расцвета богородского резного кустарного промысла.

Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом. Несколькими годами раньше в Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу. В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.

Профессиональный художник, коллекционер, и, впоследствии основатель и первый директор Государственного музея игрушки (ныне Художественно-педагогический музей игрушки) Н. Д. Бартрам одним из первых попытался сохранить и возродить старинные традиции. Однако, видя, что старые работы не увлекают кустарей, он начал ориентировать их на создание работ в народном стиле, но по образцам профессиональных художников. Противником этого пути был художник и коллекционер А. Бенуа, который считал этот процесс искусственным спасением промысла.

В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков. Инициаторами создания артели стали уже достаточно известные в то время резчики А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Во главе артели стоял своеобразный «художественный совет», который состоял из старейших и опытных мастеров. Вновь вступающих в артель резчиков ставили сначала на самую легкую работу, если молодой мастер справлялся с изготовлением простой игрушки, ему усложняли задачу: выполнение фигур животных, многофигурных композиций.

В том же 1913 году в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 на её базе заработала земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе.

В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт. В 1923 году была восстановлена артель «Богородский резчик», в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения и Богородский промысел занимает одно из ведущих мест. Изменение общественного уклада стимулировало мастеров на поиски новых форм и художественных решений. Однако именно в то время возникает наметившаяся ещё в «земский период» проблема «станковизма». В 1930-х годах появляется так называемая игрушка-скульптура, отличавшаяся новизной темы и её раскрытия.

Следующее два десятилетия (1930-1950-ее) в дела промысла вновь вмешиваются художники-профессионалы и художественные критики — в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах начинается откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг, стало развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов.

Сюжетная композиция «Сказка о золотом петушке»

Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. Этот процесс иногда метко называют «офабричивание» промысла. С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность».

В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера-исполнители. В связи с бурными событиями в конце 1980-х начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось ещё больше. В настоящее время богородский промысел находится в бесконечном процессе борьбы за выживание, но фабрика продолжает выпускать продукцию. Сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор именно местной молодежи; приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию.

Как создают Богородскую игрушку.

Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до трех лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей).

Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.

Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.

А вот ручная работа гораздо сложней. Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.

«Зарубка» изделия

Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму. Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты.

Работа богородским ножом

Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности. Затем деревянное чудо расписывается красками или покрывается лаком. Но чаще игрушки оставляют неокрашенными, сохраняя природный цвет и структуру дерева.

Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

Вырезанная фигурка имела трехгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.

Сначала игрушки раскрашивались, позже богородская скульптура остается неокрашенной — фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.

Раскрашенная богородская игрушка

Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля резьбы, а это меняет характер резьбы. Вместо традиционной угловатой она становится сложной узорчатой. Мастер пытается передать оперение у птиц и шерсть у животных.

Богородскую резьбу всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изображаемых персонажей — людей, животных, сюжетов.

Скульптура «Всадник»

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

Щелкуны. XIX в. Троице-Сергиев посад

Особенно интересны подвижные богородские игрушки. Они всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на планках, с пружинкой, с балансом и кнопкой.

Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы".

Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают: хитрый и добродушный медведь дружно стучат молоточками по маленькой наковальне, зайцы лакомятся морковкой, рыбак ловит рыбку.

Когда известному французскому скульптору Огюсту Родену подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы", он сказал: "Народ, который создал эту игрушку,- великий народ".

Игрушке "Кузнецы" более 300 лет, это одна из старейших богородских игрушек. Сегодня подвижная игрушка "Кузнецы" стала символом русской деревянной игрушки и является зарегистрированным товарным знаком предприятия "Богородский резчик".

И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всем изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней - круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается веревочка - наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку - тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми - курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке все не убывает, как "неразменный" пятак.

Игрушка на кругу «курочки»

Аналогичны им игрушки с подвешеным внизу шариком, например барабанщики

Мишка-барабанщик

Игрушки-дергуны. Изготавливаются в виде с совы или медведя. Стоит медведь спокойно, лапы вниз опущены, но стоит дернуть за веревочку, начнет ими махать.

Мишка-дергун

Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").

Мишка-дровосек

У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам"...

Листья на пружинках

Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.

Мишка-акробат

Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".

«Развод» всадники на подвижных планках. Начало ХХ в.

В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.

Делают и целые композиции: «Крестьянская изба», «Крестьянский двор». На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".

Подвижная композиция «Крестьянская изба»

Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, "оживляют" игрушку, делают ее подвижной, более выразительной и привлекательной.

Для маленьких детей эти игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение - развивается рука, и материал естественный не какая-то пластмасса.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры