Картина валькирия над сраженным воином. Художник Константин Васильев

Главная / Чувства

Нашествие

Художник Константин Алексеевич Васильев написал более 400 работ. Это исторические полотна, портреты и пейзажи, сказочные сюжеты, былинно-мифологические сюжеты.

Автопортрет

Очень сложный художник. И это касается не только того, что называется творческим наследием.

Попробую пояснить.

С одной стороны, мы видим такие просто фундаментальные работы – «Нашествие» и «Маршал Жуков». И тут же «Илья Муромец – борец с христианской чумой» и «Автопортрет». Особенно «Автопортрет»… Он вам ничего не напоминает?

По этой причине работы художника особенно популярны у современных неоязычников и антисемитов. Полагаю, что нравятся они (некоторые из картин) и неонацистам. Однако, про неонацистов – это только моё предположение.

Когда на одном из достаточно популярных сайтов я увидел «источником вдохновения для Васильева стали искусство Третьего Рейха, скандинавская и славянская мифология», то первой мыслью стало – маркетинговый, достаточно спорный, ход.

А потом нашёл автопортрет художника. И меня начали терзать «смутные сомнения»…

Он точно советский художник или это художник советского периода, который не мог писать «от души» по той простой причине, что в те годы за любовь к Третьему Рейху можно было сильно пострадать? И не только от КГБ. Общество было совершенно нетерпимо к фашизму. Раны от войны были слишком свежими и мучительными, если тут уместно слово «слишком». И было достаточно сведущих людей, которые своими глазами видели «искусство» Третьего Рейха. Искусство как в прямом, так и в переносном смысле.

Вот тут передо мной и встала проблема: Стоит ли публиковать работы этого художника и рассказывать о своих сомнениях?

А с дугой стороны – это только мои предположения и сомнения. Может же так случиться, что это только я увидел в некоторых работах нацистскую символику и скрытый подтекст? У художника свой взгляд на русскую культуру, её истоки и пути развития. А я этого не понимаю.

Потому, давайте я расскажу вам о самом художнике.

Биография художника Константина Алексеевича Васильева

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе, во время оккупации. Его отец, Алексей Алексеевич, до войны трудился главным инженером на одном из майкопских заводов, а во время войны ушёл к партизанам.

В 1946 году у супругов Васильевых родилась сестра Валентина. В 1949 году семья переехала в поселок Васильево под Казанью. В 1950 году у Константина появилась ещё одна сестра – Людмила.

Костя Васильев рисовал с самого раннего детства и когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его отправили в школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.

Три года Константин Васильев изучал живопись в Москве, но тут сильно заболел Алексей Алексеевич, и мать потребовала, чтобы сын вернулся домой.

Константин перевелся на второй курс Казанского художественного училища.

После окончания училища художник увлекся сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, но в конце шестидесятых годов резко изменил и тематику, и технику живописи.

Неизвестно, что случилось, но предполагается, что художник увлекся скандинавскими и ирландскими сагами, русскими былинами и т.д.

Вот тогда и появились те картины, которые я сегодня хочу предложить вашему вниманию. Безусловно, это не всё творческое наследие художника. Я включил в свою галерею наиболее известные (за исключением автопортрета) работы художника.

В 1976 году Константин Васильев трагически погиб – попал под проходящий поезд вместе со своим другом.

А теперь давайте перейдем к обещанным ранее картинам.

Картины художника Константина Алексеевича Васильева


Нашествие. Эскиз
Прощание славянки
Парад сорок первого Унтер-ден-Линден в огне Маршал Жуков
Северный Орёл
Русалка
У чужого окна
Русский витязь
Илья Муромец и голь кабацкая
Нечаянная встреча
Валькирия над сраженным воином
Рождение Дуная
Илья Муромец – борец с христианской чумой
Свияжск Старец Свентовит Один Огненный меч Бой со змеем Жница Гуси-лебеди Ожидание Человек с филином Плач Ярославны Князь Игорь Евпраксия

Старинное здание музея сожжено, а коллекция картин стоимостью свыше 3 миллионов долларов исчезла. Корреспондент «КП» попытался разобраться в этой истории.

СЛАДКОЕ МЕСТО

Земельный участок, где находится музей художника, в последние годы иначе как сладким не называли. Судите сами: десять минут пешком от метро «Алтуфьево», Лианозовский парк. В парке, за чугунной оградой, два с половиной гектара земли с могучими елями и дубами и удивительный дом 1903 года постройки — бывший особняк промышленника Лианозова. «Инвесторы» щелкали острыми зубами и без устали годами бродили поодаль, облизываясь, как серые волки вокруг пионерлагеря. И добром это не кончилось.

Сейчас из причудливой ломаной крыши музея обгорелыми костями торчат балки. Вокруг здания все усыпано красной черепицей и жженой дрянью. Среди мокрого мусора стоят корреспондент «Комсомолки» и создатель этого музея, председатель Клуба любителей живописи Константина Васильева Анатолий Доронин.

Председатель поддевает носком ботинка оплавившуюся канистру из-под тосола:

— В ней они принесли горючую смесь. Кажется, это был бензин с маслом. Выбрали самый глухой угол здания, облили все и подожгли. Десять машин тушили…

Я нюхаю канистру — в ней на дне еще осталась горючая смесь, и на автомате спрашиваю:

— Кто это сделал?

Анатолий Иванович как-то просто и обыденно говорит мне:

— «Инвесторы». Днем они приезжали — хотели забрать печать, документацию музея и клуба. Мы не отдали, а ночью, 22 сентября, музей подожгли.

— А картины, что с картинами?

— Картины у нас отняли чуть раньше…

В голове у меня в тот момент была лишь одна мысль: «Просто повезло, что весной успел сводить в музей Васильева детишек». Вот эту фразу про детишек и музей я потом использовал как пароль и своеобразный тест на порядочность, когда влез в музейную историю. Такого клубка вранья, противоречий, злобы и взаимного недоверия я не встречал никогда. Единственный VIP-заступник музея и поклонник живописи Васильева сатирик Михаил Задорнов тоже первым делом, в лоб, спросил меня:

— Почему вы занялись этой темой? Чей это заказ?

Я даже растерялся:

— Мне нравится Васильев, я детей своих водил в этот музей…

— Все! Все! Вы ответили на мой вопрос! — закричал сатирик. Михаил Задорнов в этот момент был в Магадане, стоял на трапе самолета. Но две минуты для меня нашел:

— Этот музей создавался с большой любовью поклонниками творчества Васильева. Это особая каста людей. И сам художник — знаковая фигура. Потому что он ведал нашу Быль, а не Историю. История всего лишь написана летописцами, людьми. А то, что было на самом деле, знают не все. Константин Васильев знал. Но сейчас торгашеское время. Константин Васильев и торгаши несовместимы, как филармония и мясокомбинат. И, конечно, этот лакомый кусочек хотели отхватить. Там земля, там ночной клуб можно построить. Мне противно даже говорить про это… Те, кто любит творчество Константина Васильева, мыслят по-старому. Они не могут и не умеют защищаться, и, конечно, у них все это отберут…

Создатель музея Анатолий Доронин: — А картины у нас отняли чуть раньше…
Фото: Леонид ВАЛЕЕВ

ДЕЛО О РАВНОДУШИИ

Судьбе художника трудно позавидовать. Непризнанный и гонимый при жизни, он писал как одержимый, как будто чувствовал, что скоро уйдет. Если вдруг появлялся экстравагантный покупатель, заинтересовавшийся непризнанным гением, художник просто измерял свое творчество школьной линейкой по диагонали и брал с ошарашенного коллекционера по рублю за сантиметр. И только много лет спустя люди заметят, что картины Васильева порождают так называемый «итальянский синдром» и посетители выставок и музея будут терять сознание от безумной энергетики, которую мастер вложил в свои полотна. Ушел Константин Васильев в 34 года, как бы подтверждая зловещую теорию о связи гениальности и неизбежной ранней смерти. Художник погиб странно, я насчитал четыре версии его смерти: 29 октября 1976 года был избит хулиганами в пустой электричке, выброшен на ходу из поезда, был зарублен топором, был сбит поездом на станции Антропшино. Уголовное дело прокуратурой не возбуждалось, следствия не было, и обстоятельства и причины гибели Константина Ва
сильева, наверное, так и останутся тайной.

Мы сидим с директором клуба в последнем уцелевшем здании — гигантской русской избе, в которой помещается детский театр, много лет работавший при музее. Анатолий Доронин рассказывает, как удалось вытащить из небытия наследство замечательного художника:

— Я познакомился с художником в последние годы его жизни, хотя признание и слава пришли к Васильеву только после смерти. Так часто бывает, слишком часто… В 1978 году я уговорил его мать, взял картины Васильева, привез их в Москву. В лютый мороз люди по четыре часа стояли на улице, чтобы попасть на выставку. Почти 10 лет эту выставку возили по России. Мама художника, она была еще жива, сказала мне, дословно: «Картины — это не дрова, чтобы возить их взад-вперед, давайте подумаем о музее».

Место под музей искали долго. Мать поставила единственное, но трудновыполнимое условие: она будет жить там, где находятся картины сына. В 1988 году Анатолий Иванович организовал клуб, и почти сразу нашелся особняк промышленника Лианозова.

— От дома осталось три стены, — рассказывает Анатолий Иванович. — Почти десять лет мы восстанавливали его, своими руками, на свои деньги. И в 1998 году музей открылся. Почти три года я обивал пороги правительства Москвы. Прошел каждого члена правительства, от каждого получил подпись. На это ушло три года, но нам выделили землю в аренду на 49 лет под строительство «Центра искусств».

Анатолий Иванович выкладывает передо мной на стол кучу документов. «Постановление правительства Москвы»: «Предоставить Клубу любителей живописи на 49 лет участок 2,57 га. Изъять из состава Лианозовского парка культуры земельный участок». Распоряжение правительства Москвы за подписью Юрия Лужкова о строительстве на выделенном участке «Центра искусств». Я смотрю в окно на закопченные стены сгоревшего музея и думаю, что единственное, чего нет пока в этой истории, — крови. Но это временно, потому что куш огромный, сдаваться никто не собирается, а власти, которые когда-то подписывали все эти бумажки, история с музеем интересует мало. Я бы даже сказал, как-то демонстративно не интересует. Вот только равнодушие к делу не подошьешь…

В ОСАДЕ «ИНВЕСТОРОВ»

Незадолго до смерти мать художника Клавдия Парменовна передала коллекцию картин в аренду клубу. Вокруг картин, как грифы-падальщики, уже начали крутиться мутные личности. Есть в антикварном мирке «специалисты по наследникам»: они ждали, когда картины отойдут старшей сестре, рассчитывая на ее сговорчивость. По словам Анатолия Ивановича, мать перед смертью наказала ему: «Не позволяй ей (сестре. — Прим. авт.) продавать картины». Анатолий Иванович поклялся и сдержал свое обещание. Как только новая хозяйка бесценного состояния собиралась что-то продать, она обращалась к клубу, и клуб прилежно выкупал у нее картины, официально составляя соответствующие бумаги и акты. Разумеется, картины оставались в музее, который в начале XXI века уже приобрел всероссийскую известность.

Чертовщина началась в 2005 году, когда к сестре художника нашла подход некая Любовь Высоцкая, ныне проживающая в Англии. «Комсомолка» подробно писала в свое время, как лихо и ловко эта дама кинула фигуриста Плющенко, уговорив его подписать всего одну бумажку. Как в анекдоте, где футболист Бэкхем, дающий автограф, не знал, что подписывает контракт с ярославским «Шинником»…

Мадам Высоцкая собиралась построить на территории музея два высотных здания, пообещав сестре художника несколько квартир. Началась обычная рейдерская чехарда, которая тогда была в диковинку. Поддельные подписи и протоколы, иски и изнуряющие суды. В общем, ничего нового, только с музеем было все значительно проще, так как он являлся общественной организацией. Сменил председателя — и владей! Анатолий Доронин торчал у «инвесторов» как кость в горле. И каждый заход на цель липовые инвесторы начинали с того, что пытались устранить этого человека, который сопротивлялся с упорством обреченного. Атаки не прекращались — музей как был, так и оставался сладким объектом: не до конца оформленные документы на особняк Лианозова. Два собственника коллекции и музейного имущества — сестра художника и клуб периодически конфликтовали. При этом стоимость картин постоянно росла, и сейчас, по самым-самым скромным подсчетам, коллекция стоит свыше трех миллионов долларов! Сумасшедшие деньги принадлежали физическому лицу и общественно
й организации со смешным названием Клуб любителей живописи, с доверчивым и интеллигентным председателем во главе. Мне удалось дозвониться до сестры художника. Замученная женщина не очень хотела говорить со мной. И на мой вопрос: «Где картины?» — Валентина Васильева устало сказала:

«Ожидание» — у этой картины посетители музея теряли сознание. «Итальянский синдром» — энергетика художника продолжает жить в его полотнах.

— Спросите у Доронина, я не знаю…

Я спросил. Беда, по словам Анатолия Ивановича, пришла откуда ее не ждали, от людей, которым доверяли.

— В 2002 году сестра художника хотела продать картину, одну из самых известных — «Валькирия над сраженным воином». И когда она нашла покупателя, пока шли переговоры, я эту картину снял и унес. Я сдал ее на ответственное хранение в фирму «Частное право». Это была не просто какая-то случайная организация. Они оказывали нам юридическую поддержку. Один из ее сотрудников — член Попечительского совета музея. Я им верил и доверял.

ПОГОНЯ ЗА КАРТИНАМИ

Минувшее лето принесло музею новые беды в виде странного судебного решения: Бутырский суд на основании старого решения Коломенского суда о правах на картины постановил изъять из музея 15 полотен и передать их сестре художника. Собрание клуба в ответ постановило: перед передачей провести экспертизу всех картин музея на предмет их подлинности экспертами Академии художеств. Смею предположить, что у этого решения было две причины. «Инвесторы» не раз обвиняли Анатолия Доронина в том, что все картины давным-давно проданы, а в музее висят копии. Была еще одна, самая веская причина — члены клуба хотели сохранить в целости самую крупную коллекцию картин — 82 полотна. Тем более ходили слухи, что с сестрой художника много лет вели переговоры власти Татарстана. И я лично не сомневаюсь, что в республике нашли бы силы и средства, чтобы построить для работ своего гениального земляка музей. По другим слухам, на Западе нашелся крупный и богатый покупатель.

По словам Анатолия Доронина и судя по тексту его заявления в прокуратуру, юридическая фирма «Частное право» предложила поместить картины на территории закрытого режимного предприятия «Восход» и там же провести экспертизу.

— Мы вывозили картины на «Газели». Охранники ехали в первой машине, потом машина с картинами, потом я на своей машине. Ехали каким-то длинным путем, зачем-то выехали на МКАД. И как только выехали, ведущая машина перекрыла мне дорогу, а «Газель» рванула вперед — 100 — 120! Рванула так, что у части картин разбились стекла! Я водитель опытный, догнал их. Бросился на водителя, он стал оправдываться, нести всякую чушь: мол, жена рожает. Убедили меня, что это случайно, они не собирались от меня отрываться. Но когда мы разгрузили картины, мне дали фиговую расписку — мол, начальства на предприятии нет, печати нет. Завтра придешь, все оформим. В расписке было написано: «Я, такой-то, взял репродукции картин!» Репродукции!!! Без паспортных данных, без ничего! Деваться мне было некуда — ночь, а везти картины в музей я боялся. Оставил их до утра.

— И что вы сделали?

— Я на следующий день пришел в «Частное право» вместе с членами клуба. И мы ходили туда как на работу, требуя, чтобы нам вернули либо картины, либо отдали договор. Я дозвонился до начальника режима этого «Восхода», и он заверил меня, что картин там уже нет. В конце концов они отдали нам липовый договор от какой-то адыгейской фирмы. 28 августа я написал заявление в прокуратуру: «… все действия организации «Частное право» являются попыткой совершить рейдерский захват территории и имущества РОО «Клуб любителей живописи К. Васильева», а также присвоить себе картины художника К. Васильева».

«Человек с филином» — загадочный автопортрет Константина Васильева, написанный незадолго до его смерти. У ног художника сгорает свиток с надписью «Константин Великоросс», и пламя превращается в дубовый побег.

НЕДОВЕРЧИВЫЕ ЮРИСТЫ

Как выяснилось позже, все вышеописанные события не были спонтанными. У клуба взяли документы на здание под предлогом помощи в оформлении документов. Чуть позже юристы получили протокол никогда не собиравшегося собрания клуба, на котором был назначен новый временный председатель — Вячеслав Шатский. Его отрекомендовали как бывшего сотрудника МВД, который возьмется решать проблемы клуба в суде и прочих бюрократических организациях. За день до пожара временный председатель с группой поддержки приезжал в музей за печатью клуба и документами. Но у музея оказалось множество защитников. Крепкие мужики проводили гостей восвояси, а ночью музей подожгли…

Мне удалось встретиться с господином Шатским. У меня был всего один конкретный вопрос, который волновал больше, чем земельный участок, здание и подделка подписей: «Где находятся картины, может ли их увидеть корреспондент «Комсомольской правды»?» Ответ мне прислали по электронной почте: «Нет». Но встретиться согласились. Место и время встречи новый председатель клуба оговаривал строго по электронной почте или с помощью SMS-сообщений. Боялся, что его записывают на диктофон. Встречались в метро, где господин Шатский, отказавшись от разговора, передал мне папку с десятком страниц текста. Это было интервью с жутким названием «Заклинание огня», и его новый председатель, по-видимому, взял у себя сам. В придачу он попросил корреспондента «КП» расписаться на каждой страничке второго экземпляра, поставив рядом с подписью дату.

— Если вы исказите мои слова, — предупредил меня Вячеслав Дмитриевич, — встретимся в суде!

В этой истории и так слишком много судов, потому привожу самый важный фрагмент текста без искажений:

«- А что мешает организовать выставку коллекции уже сегодня? Это бы способствовало ее сохранению, успокоило бы общественное мнение и развеяло бы многие домыслы.

— Мешает не столько проблема подбора подходящего помещения (старое непригодно после пожара, но это — вопрос решаемый), сколько вопросы юридического порядка».

Картины, можно сказать, нашлись, и очень надеюсь, что молчащая прокуратура, получившая заявление о хищении еще 28 сентября, примет какие-то меры. Больше в автоинтервью Вячеслава Шатского ничего интересного не было, кроме обвинений Анатолия Доронина в бесхозяйственности и непрактичности. Непонятно только, как ему удалось вообще спасти наследие замечательного художника и создать этот музей на пустом месте?

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Чем закончится эта история, пока непонятно. Михаил Задорнов, несмотря на весь свой пессимизм, заверил меня, что по людям, забравшим картины, сейчас работают частные сыщики. Собирают компромат. Поможет ли это вернуть картины в музей, не знаю. Хотя выход из этой запутанной истории есть. Простой и понятный — признать картины Константина Васильева национальным достоянием. В этом-то, надеюсь, ни у кого нет сомнений?

Когда верстался номер:

Сотрудник Росохранкультуры Ерванд Цовян сообщил корреспонденту «КП», что частные коллекции находятся вне их компетенции. Но за сигнал поблагодарил и заверил, что картины художника Россию не покинут. Благо именно Росохранкультура дает разрешения на вывоз предметов искусства.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Константин ВАСИЛЬЕВ . Родился в Майкопе 3 сентября 1942 года во время оккупации. Вырос в поселке Васильево под Казанью.

В 1954 году газета «Комсомольская правда» поместила объявление, что Московская средняя художественная школа при Институте имени В. И. Сурикова принимает одаренных в области рисования детей. Константин Васильев был зачислен в эту школу, а в 1961 году с блеском окончил Казанское художественное училище. Мог писать в любой манере, переболел даже сюрреализмом. Художник оставил после себя около 400 картин, большая часть его творческого наследия — 82 полотна — хранилась в музее.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Картины сгубила доверчивость

В этой истории осталось множество вопросов, которые снять могут только компетентные люди в погонах. Разумеется, часть вины за утрату коллекции лежит на Анатолии Доронине. В этом журналистском расследовании он мог бы быть главным подозреваемым, если бы не несколько важных деталей, которые его оправдывают. Музей был делом его жизни — сейчас от этого дела остались лишь обгорелые развалины. Анатолия Ивановича поддерживают сотни людей, которые знают его много лет. Это тоже дорогого стоит. Создатель музея и клуба живет более чем скромно, ездит на отечественной машине с разбитой фарой. Деталь характерная. Пишет сам на себя заявления в прокуратуру — странно, правда? Но самое главное, он в этой истории оказался единственным, кто общался с прессой.

Разумеется, он многого недоговаривал. Его доверчивость и некоторые поступки вызывали вопросы — например, когда он прятал картины от законной владелицы, спасая их от продажи. Или, не глядя и не читая, подписывал серьезные документы. Но он, не стесняясь, рассказал про это журналисту. Причем не с глазу на глаз, а в присутствии других членов клуба. На этом фоне упорное молчание и анонимное общение с другой стороной конфликта выглядит очень и очень странно. И верить им не хочется, а хочется верить тем, с кем можешь общаться глядя друг другу в глаза.

Александр ПОНОМАРЕВ

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

На севере Москвы есть небольшой лесной массив — Лианозовский лесопарк. На Череповецкой улице взгляд выхватывает из-за деревьев старинный бледно-розовый особняк постройки начала XX века. В 1998 году стараниями энтузиастов здесь был открыт Музей творчества Константина Васильева , позднее преобразованный в .

* Организатор экскурсии:

Бывшая дача Лианозова, ныне Музей славянской культуры имени Константина Васильева

Талантливый художник Константин Алексеевич Васильев прожил короткую — всего 34 года, но чрезвычайно насыщенную творчеством жизнь. Он оставил после себя около 400 работ, которые сейчас хранятся в музейных собраниях Москвы, Коломны, Казани и в частных коллекциях. Слава пришла к нему уже после смерти, а при жизни многие обвиняли его и в отсутствии таланта, и в русском фашизме. До сих пор не раскрыта тайна его гибели — то ли он попал под поезд, то ли был преднамеренно убит. Последнее предположение более вероятно.

Картины Васильева насыщены разнообразными символами, отсылкам к историческим и мифологическим сюжетам. Поэтому без опытного проводника здесь не обойтись. Для нас им стал директор музея Доронин Анатолий Иванович.

Директор музея Анатолий Иванович Доронин

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в Майкопе. После войны семья переехала в небольшой поселок Васильево недалеко от Казани. Мальчик с детства рисовал, предпочитая карандаши игрушкам. В 11 лет он поступил в Московскую художественную среднюю школу-интернат при Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова. Затем из-за смерти отца был вынужден вернуться в родные края, где продолжил учебу в Казанском художественном училище.

После окончания учебы Васильев вернулся в родной поселок. Внешне жизнь была очень скромной: работа учителем рисования и черчения в средней школе, затем художником-оформителем на заводе. В тот период жизни Васильев пробовал себя в разных жанрах и техниках. Но в какой-то момент наступил творческий кризис. Полгода художник не брался за кисть. Пока не произошел один, на первый взгляд малозначительный эпизод.

Один его друг, гуляя в лесу, наткнулся на орла, сидящего на ветке и чистящего перья. Человек хотел подобраться к нему поближе, но птица встрепенулась и так грозно посмотрела, что тот поспешил убраться восвояси. Васильев, услышав эту историю, неожиданно пообещал написать картину.

У Константина Алексеевича существовал такой обычай: в назначенный день, перед тем, как представить работу, его друзья должны были прочитать стихи или рассказать истории по теме картины. Так было и на этот раз. После этого Васильев сдернул покрывало, и гости замерли в изумлении.

Именно так назвал Васильев эту работу. Самого орла мы здесь не увидим. Лишь мужчину средних лет с неестественно светлыми глазами, настороженно вглядывающегося в зрителя. Может, он и есть орел? Суровый житель Севера посреди таежного заснеженного леса. Потом мы не раз увидим это лицо на полотнах художника. Абсолютное воплощение силы и мужественности. Здесь же в правом верхнем углу славянской вязью выведен новый псевдоним мастера: «Константин Великорус».

Подпись «Константин Великорус», фрагмент картины

С этой работы начинается новый творческий цикл, который оборвет трагическая смерть. Подчас кажется, что художник словно предчувствовал свой скорый конец.

Два полюса — мужское и женское, это два начала бытия. В картинах Васильева мы постоянно будем видеть эту символику: крест, лед и пламя, холод и страсть. Воплощением женственности у Васильева выступает образ девушки с удивительными глазами в картине .

Когда эта работа была закончена, мать художника, Клавдия Парменовна, опешила, узнав себя в молодости. В конце августа 1942 года Майкоп заняли фашисты. Её муж ушел партизанить. А её, беременную, вызвали в гестапо. Потом отпустили, но дома поселили двух немцев: надеялись, что отец найдет способ связаться с женой, чтобы узнать, кто же родился. И его мать ночами стояла у окна со свечой, предупреждая таким образом об опасности. Каким-то неведомым образом художник уловил ту ситуацию и воплотил её на холсте.

А вот картина . На первый взгляд — молодая пара, возлюбленные. Но стоит приглядеться внимательнее, разобраться со всей системой символов, как понимаешь всю трагичность этого сюжета.

Молодой мужчина, в руках у которого вилы — символ мужественности. Причем вилы здесь необычные — с тремя зубьями, а не четырьмя, как обычно. Перед ним — девушка с коромыслом, олицетворяющим женское начало. Вилы и коромысло образуют крест — соединение женского и мужского начал. Мужчина целует девушку, но она отвернула от него лицо.

Страсть мужчины передана алым цветом рубахи под тулупом и крючковатыми пальцами, напоминающими когти орла. А девушка словно соскальзывает по коромыслу прочь от мужчины. Увидим мы и другие неблагоприятные знаки. В окне едва виднеется чей-то недобрый глаз. А наличники украшены воронами — символом беды и зла. Никогда этим двоим не быть вместе.

Есть у художника другая подобная картина — «Нежданная встреча» . Но и там мы увидим неблагоприятные знаки. Может, в этом образе нашли отражение неудачи Васильева в личной жизни?

Еще одна работа с не менее трагичным подтекстом, хотя на первый взгляд она кажется весьма умиротворяющей, хотя и чувствуется в ней некоторая тревожность: .

В прошлом, в первый день жатвы вся семья выходила в поле как на праздник. Но дозволялось убрать лишь один сноп. А здесь мы видим девушку в одиночестве. Острие серпа направлено в сторону её сердца. На голове — венок из васильков, который по некоторым поверьям символизирует связь с загробным миром. На то, что василек здесь имеет негативный оттенок, указывает еще один знак — раненный ствол березы. Да и сама береза — символ одиночества.

Печальна картина .

Девушка сидит около лесного озера, рядом с ней изображена береза — символ одиночества. Здесь совсем мало цветов, основные тона — зеленый, серый и бурый. Картина посвящена младшей сестре художника — Людмиле, которая, того не подозревая, искупалась в зараженном радиацией озере и «сгорела» за несколько месяцев…

Еще один цикл работ посвящен древним славянским, германским и скандинавским божествам. На них мы обнаружим знаки и символы, за использование которых Константина Васильева причисляли к фашистам и несколько раз вызывали на допросы в КГБ. Впрочем, и свастика, и сокол с орлом — это древние индоевропейские символы, которые нацисты лишь заимствовали, вложив в них новый, страшный смысл.

Или «Святовит» — бог войны и победы у западных славян, главный бог жителей острова Рюген и прилегающих земель, его статуя стояла в святилище города Аркона. Необычен выбор цветовой гаммы — игра на контрасте различных оттенков серого и красного.

Кажется, что по первоначальному замыслу вовсе не квадрат с косым крестом должен был быть изображен на шлеме и кольчуге. А сокол на щите напоминает тот, который мы обнаружили в экспедиции в Старой Ладоге.

Свентовит, фрагмент картины

Свентовит, фрагмент картины

А вот «Валькирия над сраженным воином» , забирающая его душу. Характерный взмах рукой, отстраненный взгляд… Огромное полотно, купленное на с трудом сэкономленные деньги, почти полностью занято изображением серых облаков. Писал эту работу Васильев под музыку «Полет Валикирий» Рихарда Вагнера: Вагнер был одним из самых любимых композиторов художника.

«Вотан» , или «Один» — верховное божество германо-скандинавской мифологии, бог войны и победы, волхв и шаман, знаток рун, предводитель валькирий.

Вотан — верховный бог древних скандинавов

Интересны работы «Князь Игорь» и . По первоначальному замыслу, это должен был быть триптих, но в результате было написано только две картины.

«Князь Игорь» и «Плач Ярославны», диптих

На картине «Князь Игорь» мы видим древние славянские символы, которые сегодня, увы, стали олицетворением разъединения двух братских народов.

На картине «Плач Ярославны» одеяния княгини напоминают змеев, которые душат её. Можно даже не вспоминать сюжет.

Рядом с ними висит еще одна картина с трагическим сюжетом — .

Княгиня Евпраксия Рязанская славилась своей красотой. Хан Батый хотел завладеть красавицей, убил её мужа, князя Федора Юрьевича Рязанского. Княгиня, узнав об этом, бросилась вместе с сыном со стены. В глазах её — решимость, готовность принять свою судьбу до конца. Её лоб украшает очелье — оберег и знак мудрости. Развевающийся плащ напоминает крылья.

Но не все работы Васильева так трагичны. Среди них мы найдем немало картин природы. Хотя и там мы увидим некоторую напряженность, слом.

Еще один большой цикл картин Васильева посвящен русским былинам и сказаниям. Большинство картин выполнены темперой.

Особо следует сказать о последней работе Васильева, которую художник завершил незадолго до гибели. Она называется .

Внизу огонь пожирает свиток со славянской вязью «Константин Великорус, 1976». Интересно, что свиток своей формой напоминает Сибирь. Васильев верил, что именно оттуда начнется возрождение России.

Человек с филином, фрагмент — надпись «Константин Великорус, 1976»

Было ли это самоисполняющимся пророчеством, или просто эту цифру следует понимать как год написания картины — каждый трактует по-своему. 29 октября 1976 года художник и его друг погибли при невыясненных обстоятельствах. Похоронен Константин Васильев в поселке Васильево, в его любимой березовой роще.

«Если мои картины не нужны Отечеству, то все мое творчество следует признать неудавшимся» — Васильев

К сожалению, в Музее выставлены далеко не все работы художника. Так, мы здесь не увидим его знаменитые картины, посвященные Великой Отечественной войне — «Парад 41-го», «Нашествие», «Прощание славянки», «Портрет Маршала Советского Союза Г.К.Жукова» и другие. Нет здесь и ранних работ в стиле сюрреализма и абстракционизма.

Здание, в котором ныне располагается Музей славянской культуры имени Константина Васильева, было построено в начале XX века одним из крупнейших российских промышленников, нефтяным магнатом и меценатом Степаном Георгиевичем Лианозовым (Лианосян, 1872-1949) в качестве дачи для своей возлюбленной. Вокруг дома был разбит большой парк, который украшали статуи. По другой версии, этот дом, который за цвет портика называли «белой дачей», занимал управляющий усадьбой Алтуфьево или начальник Савеловской железной дороги. В то время этот район был дачным пригородом Москвы.

Здание Музея славянской культуры имени Константина Васильева

После Октябрьской революции помещение дачи заняло уездное управление ВЧК, затем размещались квартиры военных. В 1986 году здание, которое к тому времени требовало капитального ремонта, было передано тресту столовых Тимирязевского района города Москвы для организации ресторана. Однако грянула печально известная антиалкогольная кампания Горбачева, и строение оказалось бесхозным. Спустя два года оно превратилось практически в руины: всё, что можно было разобрать, унести или сломать, было разобрано, вынесено и сломано. Власти приняли решение снести ветхое строение и расчистить территорию под парк.

В то время «Клуб любителей живописи Константина Васильева» под руководством военного журналиста и поклонника таланта художника Анатолия Ивановича Доронина активно искал помещение под галерею. Первоначально предполагалось организовать музей в Коломне, уже были выделены помещения в доме-музее писателя Ивана Лажечникова. Матери и сестре художника купили квартиру в этом городе. Однако нашлись противники такого решения. В результате от этого варианта пришлось отказаться. Тем не менее, некоторые из работ Васильева сейчас экспонируются в Коломне.

«Северный орел» и директор музея Доронин Анатолий Иванович

И тут очень удачно «подвернулась» дача Лианозова в Москве. Строение и прилегающая к нему территория были переданы на баланс общественной организации, начались работы по восстановлению. В 1998 году отреставрированное здание приняло первых посетителей. Рядом был возведен бревенчатый дом в древнерусском стиле, предназначенный для Центра искусств.

Первоначально все 5 залов занимала экспозиция картин Константина Васильева. Однако в 2000-х годах было осуществлено несколько попыток рейдерского захвата здания. В 2009 году дом даже подожгли, но пожар удалось потушить, картины не пострадали. Начались судебные тяжбы и, одновременно, медленное восстановление музея.

В целях безопасности было решено выставить только часть произведений художника, заменив некоторые из них копиями. Сейчас работы Васильева экспонируются в двух залах, остальные три занимают выставки работ современных художников, разрабатывающих славянскую тему. Музей получил новое название — «Музей славянской культуры имени Константина Васильева».

Русь дохристианская

Можно по-разному относиться к дохристианскому периоду нашей истории. Кто-то верит в существование Ведической Руси и Гипербореи. Другие практически полностью отрицают тот период как темный, лишенный света Истины. Я придерживаюсь в этом вопросе строгого научного подхода, основанного на данных истории и археологии.

Тот долгий исторический этап, несмотря на его малоизученность, сыграл огромную роль в нашей истории. Он оказал влияние на всю нашу культуру и наш менталитет. Его мы угадываем в сказках и былинах, орнаментах крестьянской одежды и хозяйственной утвари. Согласно теории Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном, оно прорывается в наше сознание в виде архетипов. Мы чувствуем древние пласты в различных символах и знаках. Увы, многие из них сейчас связывают исключительно с идеологией фашизма. Та эпоха бередит души, погружая нас на архаические уровни нашей психики.

И потому так цепляет творчество Константина Васильева и других мастеров, работающих в жанре реконструкции и творческого осмысления древних культур, народов, некогда населявших территорию нашей страны. Сейчас в музее можно увидеть работы замечательного художника Всеволода Иванова , создающего величественные образы Древней Руси, Владимира Семочкина с его неповторимым стилем, очень светлые работы его отца — Валерия (Радомира) Семочкина , работы в камне и дереве Виктора Гончарова и других.

Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров.

Среди известных работ - циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия картин о Великой Отечественной войне, графические портреты, а также последняя работа художника - «Человек с филином».

С 1949 по 1976 гг. жил в доме, где открыт музей.

В 1976 г. трагически погиб, похоронен в пос. Васильево.

В 1984 г. семья Васильевых переехала в г. Коломну под Москвой, куда перевезла все принадлежавшие ей картины художника.
Музей занимает часть жилого дома, куда входит мемориальная квартира площадью 53,3 м2.

В основу экспозиции положена мемориальная коллекция, переданная сестрой художника В.А.Васильевой и его друзьями.

Из книги Анатолия Доронина "Руси волшебная палитра"



Чтобы понять внутренний мир человека, надо непременно коснуться его корней. Отец Кости появился на свет в 1897 году в семье питерского рабочего. Волею cудеб стал участником трех войн и всю жизнь проработал на руководящей работе в промышленности. Мама Кости была почти на двадцать лет моложе отца и принадлежала к семье великого русского живописца И.И.Шишкина.

Перед самой войной молодая чета жила в Майкопе. Первенца ждали с нетерпением. Но за месяц до его рождения Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд: к Майкопу приближались немцы. Клавдия Парменовна не смогла эвакуироваться. Восьмого августа 1942 года город был оккупирован, а третьего сентября в мир вошел Константин Васильев. Надо ли говорить о том, какие тяготы и лишения выпали на долю молодой мамы и малыша. Клавдию Парменовну с сыном взяли в гестапо, потом отпустили, пытаясь раскрыть возможные связи с партизанами. Жизнь Васильевых висела буквально на волоске, и только стремительное наступление советских войск спасло их. Майкоп освободили 3 февраля 1943 года.

После войны семья переезжает в Казань, а в 1949 году - на постоянное жительство в поселок Васильево. И это не было случайностью. Страстный охотник и рыбак, Алексей Алексеевич, часто выезжая за город, как-то попал в этот поселок, влюбился в него и решил перебраться сюда навсегда. Позже Костя отразит неземную красоту этих мест в своих многочисленных пейзажах.

Если взять карту Татарии, то легко найти поселок Васильево на левом берегу Волги, примерно в тридцати километрах от Казани, напротив устья Свияги. Сейчас здесь Куйбышевское водохранилище, а когда семья переехала в Васильево, здесь была нетронутая Волга, или река Итиль, как называется она в восточных хрониках, а еще раньше, у античных географов, называвшаяся именем Ра.

Юного Костю поразила красота этих мест. Она была здесь особая, созданная великой рекой. В голубой дымке высится правый берег, почти обрывистый, заросший лесом; виднеется далекий белый монастырь на склоне, правее – сказочный Свияжск, весь уместившийся на Столовой горе со своими храмами и церквами, лавками и домами, поднявшийся над широкими лугами в пойме Свияги и Волги. А совсем далеко, уже за Свиягой, на ее высоком берегу чуть видна колокольня и церковь села Тихий Плес. Ближе к поселку – река, поток водный, широкий. А вода глубока, медленна и прохладна, а омуты бездонны, тенисты и холодны.

Весной, в апреле-мае, паводок заливал весь этот простор от кряжа и до кряжа, и тогда к югу от поселка на много километров была видна вода с кустистыми островами, а сам далекий Свияжск превращался в остров. К июню вода уходила, обнажая весь простор заливных лугов, щедро напоенных и удобренных илом, оставляя после себя веселые ручьи и синие заросшие озерца, густо заселенные налимами, линями, вьюнами, щурятами да лягушками. Наступавшая летняя жара с неуемной силой выгоняла из земли густые, сочные, сладкие травы, а по берегам канав, ручьев и озер гнала вверх и вширь кусты тальника, смородины, шиповника.

Луга на левом берегу у кряжа сменялись светлыми липовыми и дубовыми лесами, которые и поныне, перемежаясь с полями, тянутся к северу на много километров и переходят постепенно в хвойную лес-тайгу.

От своих сверстников Костя отличался тем, что не интересовался игрушками, мало бегал с другими ребятишками, но всегда возился с красками, карандашом и бумагой. Отец часто брал его на рыбалку, на охоту, и Костя рисовал реку, лодки, отца, лесную пасеку, дичь, собаку Орлика, и вообще все, что радовало глаз и поражало его воображение. Некоторые из этих рисунков сохранились.

Родители, как могли, помогали развитию способностей: тактично и ненавязчиво, оберегая вкус, подбирали книги и репродукции, знакомили Костю с музыкой, возили его в музеи Казани, Москвы, Ленинграда, когда представлялся случай и возможность.

Первая любимая Костина книга – "Сказание о трех богатырях". Тогда же мальчик познакомился с картиной В.М.Васнецова "Богатыри", а годом позже скопировал ее цветными карандашами. В день рождения отца преподнес ему в подарок картину. Сходство богатырей было поразительным. Вдохновившись похвалой родителей, мальчик скопировал "Витязя на распутье", тоже цветными карандашами. Затем сделал рисунок карандашом со скульптуры Антокольского "Иван Грозный". Сохранились его первые пейзажные зарисовки: пень, усыпанный желтыми осенними листьями, избушка в лесу.

Родители видели, что мальчик одарен, жить не может без рисования, и поэтому не однажды задумывались над советами учителей – послать сына в художественную школу. Да ведь куда, в какую, после какого класса? Ни в поселке, ни в Казани такой школы не было. Помог случай.

В 1954 году газета "Комсомольская правда" поместила объявление, что Московская средняя художественная школа при институте имени В. И. Сурикова принимает одаренных в области рисования детей. Родители сразу же решили, что именно такая школа нужна Косте - у него очень рано проявились способности к рисованию. Иногородних детей школа принимала в год пять-шесть человек. Костя попал в их число, сдав все экзамены на "отлично".

Московская средняя художественная школа располагалась в тихом Лаврушинском переулке старого Замоскворечья, напротив Третьяковской галереи. Подобных школ в стране было всего три: кроме московской, еще в Ленинграде и Киеве. Но МСХШ почиталась вне конкуренции хотя бы потому, что существовала при институте имени Сурикова, а в качестве учебной базы имела Третьяковку.

Конечно, Костя не дождался того дня, когда в Третьяковку пошел весь класс во главе с преподавателем. Он пошел в галерею один, как только был зачислен в школу. Заложенный жизнью личностный интерес, с одной стороны, и живая активная сила картин, с другой, столкнулись в его возбужденном сознании. К какой картине идти? Нет, не к этой, где ночное небо и темная тень дома, и не к той, где песчаный морской берег и шаланда в заливе, и не туда, где изображены женские фигуры…

Костя пошел дальше и услышал в себе зов, когда увидел три яркие знакомые фигуры на большом, в полстены полотне Васнецова "Богатыри". Мальчик обрадовался свиданию с источником своего недавнего вдохновения: ведь репродукцию этой картины он изучал по сантиметрам, смотрел несчетное количество раз, а потом старательно перерисовывал. Так вот он каков – подлинник!

Мальчик впился в решительные лица богатырей, блестящее достоверное вооружение, отливающую металлом кольчугу, косматые конские гривы. Откуда взял великий Васнецов все это? Из книг, конечно! А всю эту степную даль, этот воздух перед схваткой – тоже из книг? А ветер? Ведь на картине чувствуется ветер! Костя заволновался, открыв сейчас перед подлинником чувство ветра. Действительно, конские гривы, да и травинки шевелит ветер.

Оправившись от первых довлеющих впечатлений города-гиганта, мальчик не потерялся в непривычном для него пространстве. Третьяковка и Пушкинский музей, Большой театр и консерватория – вот ставшие для него главными ворота в мир классического искусства. С недетской серьезностью читает он и "Трактат о живописи" Леонардо да Винчи, а потом изучает картины этого великого мастера и "Наполеона" советского историка Евгения Тарле, со всем пылом юной души погружается в музыку Бетховена, Чайковского, Моцарта и Баха. И могучая, почти овеществленная духовность этих гигантов закрепляется в его сознании кристаллами драгоценной породы.

Тихий, спокойный Костя Васильев всегда держался независимо. Уровень его работ, заявленный с первых дней учебы, давал на это право. Не только мальчишек, но даже преподавателей поражали Костины акварели. Как правило, это были пейзажи, со своей явно отличительной тематикой. Юный художник не брал чего-то крупного, броского, яркого, а всегда находил какой-нибудь штрих в природе, мимо которого можно пройти и не заметить: веточка, цветок, полевая травинка. Причем исполнял Костя эти этюды минимальными живописными средствами, скупо отбирая краски и играя тонкими соотношениями цвета. В этом проявляется характер мальчика, его подход к жизни.

Чудом сохранилась одна его удивительная постановка – натюрморт с гипсовой головой. Почти завершив работу, Костя нечаянно пролил на нее клей; тут же он снял картон с мольберта и бросил в мусорный ящик. Так бы и исчезла навсегда эта акварель, как и множество других, если бы не Коля Чаругин – тоже интернатский мальчишка, учившийся классом позже и всегда с восторгом наблюдавший за работой Васильева. Он спас и в течение тридцати лет хранил этот натюрморт среди своих самых ценных произведений.

Все составляющие этого натюрморта были кем-то со вкусом подобраны в предметном фонде школы: в качестве фона – средневековый плюшевый кафтан, на столике – гипсовая головка мальчика, старинная книга в потертом кожаном переплете и с какой-то тряпичной закладкой, а рядом – еще не увядший цветок розы.

Проучиться Косте пришлось недолго - всего два года. Умер отец и ему пришлось вернуться домой. Продолжил он учебу в Казанском художественном училище, поступив сразу на второй курс. Костины рисунки не походили на работы ученика. Любой набросок он делал плавным и почти безотрывным движением руки. Васильев делал множество живых и выразительных рисунков. Жаль, что в большинстве своем они утрачены. Из сохранившихся наиболее интересен его автопортрет, написанный в пятнадцатилетнем возрасте. Плавной тонкой линией строится контур головы. Одним движением карандаша намечены форма носа, изгиб бровей, слегка обозначены рот, точеный изгиб ушной раковины, локоны у лба. При этом овал лица, разрез глаз и что-то еще едва уловимое напоминают "Мадонну с гранатом" Сандро Боттичелли.

Характерен сохранившийся небольшой натюрморт того периода – "Кулик", написанный маслом. В нем явное подражание голландским мастерам – та же строгая сумрачная тональность, филигранно выписанная фактура предметов. На краю стола, на грубой холщовой скатерти лежит добыча охотника, а рядом стакан с водой, абрикосовая косточка. И прозрачная колодезная вода, и необсохшая еще косточка, и оставленная на время птица – все настолько натурально, что зритель легко может мысленно раздвинуть рамки картины и дорисовать в своем воображении какую-нибудь сопутствующую постановке художника житейскую ситуацию.

К этому периоду жизни Васильев мог писать в любой манере, под кого угодно. Ремеслом владел мастерски. Но ему предстояло найти свой путь и, как всякому художнику, хотелось сказать и свое собственное слово. Он рос и искал себя.

Весной 1961 года Константин закончил Казанское художественное училище. Дипломной работой были эскизы декораций к опере Римского-Корсакова "Снегурочка". Защита прошла с блеском. Работа была оценена на "отлично", но, к сожалению не сохранилась.

В мучительном поиске себя, Васильев "переболел" абстракционизмом и сюрреализмом. Было любопытно испробовать стили и направления, во главе которых засверкали такие модные имена, как Пабло Пикассо, Генри Мур, Сальвадор Дали. Васильев довольно быстро постиг творческое кредо каждого из них и создавал новые интересные разработки в их ключе. Окунувшись с присущей ему серьезностью в разработку новых направлений, Васильев создает целую серию интересных сюрреалистических произведений, таких как "Струна", "Вознесение", "Апостол".Однако самого Васильева быстро разочаровал формальный поиск, в основе которого лежал натурализм.

Единственное, чем интересен сюрреализм,- делился он с друзьями,-это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства.

Проводя аналогию с музыкой, он сравнивал это направление с джазовой обработкой симфонической пьесы. Во всяком случае, деликатная, тонкая душа Васильева не желала мириться с определенной легкомысленностью форм сюрреализма: вседозволенностью выражения чувств и мыслей, их неуравновешенностью и обнаженностью. Художник почувствовал его внутреннюю несостоятельность, разрушение чего-то главного, что есть в реалистическом искусстве, того смысла, того назначения, которое оно несет.

Несколько дольше продолжалось увлечение экспрессионизмом, относящимся к беспредметной живописи и претендовавшим на большую глубину. Здесь столпы абстракционизма заявляли, например, о том, что мастер без помощи предметов изображает не тоску на лице человека, а саму тоску. То есть для художника возникает иллюзия гораздо более глубокого самовыражения. К этому периоду можно отнести такие работы как: "Квартет", "Грусть королевы", "Видение", "Икона памяти", "Музыка ресниц".

Овладев изображением внешних форм в совершенстве, научившись придавать им особую жизненность, Константин мучился мыслью о том, что за этими формами ничего, в сущности, не скрывается, что, оставаясь на этом пути, он растеряет главное – творческую духовную силу и не сможет выразить по-настоящему своего отношения к миру.

Пытаясь постичь суть явлений и выстрадать общий строй мыслей для будущих произведений, Константин занялся пейзажными зарисовками. Какое многообразие пейзажей он создал за свою короткую творческую жизнь! Бесспорно, Васильев создал неповторимые по своей красоте пейзажи, но какая-то новая сильная мысль мучилась, билась в его сознании: "Внутреннюю силу всего живого, силу духа – вот что должен выражать художник!" Да, красота, величие духа – вот что будет отныне для Константина главным.! И родились "Северный орел", "Человек с филином", "Ожидание", "У чужого окна", "Северная легенда" и многие другие работы, ставшие воплощением особого "васильевского" стиля, который нельзя спутать ни с чем.


Северный орёл


Константин принадлежал к редчайшей категории людей, которым неизменно сопутствует вдохновение, но они его не чувствуют, потому что для них это привычное состояние. Они как будто от рождения и до смерти живут на одном дыхании, в повышенном тонусе. Константин все время любит природу, все время любит людей, все время любит жизнь. Почему он наблюдает, почему и ловит взгляд, движение облака, листочка. Он постоянно ко всему внимателен. Вот это внимание, эта любовь, это стремление ко всему хорошему и было вдохновением Васильева. И в этом заключалась вся его жизнь.


Учужого окна


Но несправедливо, конечно, утверждать, будто жизнь Константина Васильева была лишена неизбывных человеческих радостей. Однажды (Константину было тогда семнадцать лет) его сестра Валентина, вернувшись из школы, рассказала, что к ним в восьмой класс пришла новенькая – красивая девчонка с зелеными раскосыми глазами и длинными, до плеч, волосами. Приехала она жить в курортный поселок из-за больного брата. Константин предложил привести ее для позирования.

Когда четырнадцатилетняя Людмила Чугунова вошла в дом, Костя неожиданно растерялся, засуетился, начал переставлять мольберт с места на место. Первый сеанс длился долго. Вечером Костя пошел провожать Люду домой. Ватага ребят, попавшихся им навстречу, жестоко избила его: сразу и безоговорочно Люда была признана самой красивой девчонкой поселка. Но разве побои могли охладить пылкое сердце художника? Он полюбил девушку. Каждый день писал ее портреты. Людмила пересказывала ему свои романтические сны, и он делал к ним цветные иллюстрации. Они оба не любили желтый цвет (может быть, просто юношеская неприязнь к символу измены?), и однажды, нарисовав голубые подсолнухи, Костя спросил:"Ты понимаешь, что я написал? Если нет, лучше молчи, ничего не говори…"

Константин приобщал Люду к музыке, литературе. Казалось, они понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда. Как-то раз Людмила зашла к Константину с подругой. Он в это время вместе со своим другом Толей Кузнецовым сидел в полумраке, увлеченно слушал классическую музыку и на вошедших никак не отреагировал. Для подруги Люды такое невнимание показалось оскорбительным, и она утащила Люду за руку.

После этого девушка долго боялась встреч, чувствуя, что обидела Костю. Все существо ее тянулось к нему, и, когда ей совсем становилось невмочь, она подходила к его дому и часами сидела на крыльце. Но дружеские отношения прервались.

Прошло несколько лет. Как-то на электричке Константин возвращался из Казани вместе с Анатолием. Встретив в вагоне Людмилу, он подошел к ней и пригласил: - У меня в Зеленодольске открылась выставка. Приходи. Там есть и твой портрет.

Звонкая, радостная надежда пробудилась в ее душе. Конечно же, она приедет! Но дома мать категорически запретила: "Не поедешь! Чего мотаться куда-то, у тебя и без того полно его рисунков и портретов!"

Выставка закрылась, и неожиданно Константин сам пришел к ней в дом. Собрав все свои рисунки, на глазах у Людмилы порвал их и молча ушел. Навсегда…

Несколько работ полуабстрактного стиля – память о юношеских поисках живописных форм и средств, посвященных Людмиле Чугуновой, сохранились все же в коллекциях Блинова и Пронина.

Теплые отношения связывали одно время Константина с Леной Асеевой, выпускницей Казанской консерватории. Портрет Лены маслом с успехом демонстрируется на всех посмертных выставках художника. Елена успешно закончила учебное заведение по классу фортепиано и, естественно прекрасно разбиралась в музыке. Это обстоятельство особенно влекло Константина к девушке. Однажды он решился и сделал ей предложение. Девушка ответила, что должна подумать…

Ну кто из нас, простых смертных, может вообразить себе, какие страсти закипают и бесследно исчезают в душе большого художника, какие ничтожные порой обстоятельства могут в корне изменить накал его эмоций? Конечно же он не знал, с каким ответом шла к нему на следующий день Лена, да, видимо, его это уже не интересовало, поскольку желаемого ответа он сразу не получил.

Многие скажут, что это не серьезно и что так важные вопросы не решают. И будут, конечно, правы. Но давайте помнить, что художники, как правило, люди легко ранимые и гордые. К несчастью, неудача, постигшая Константина в этом сватовстве, сыграла еще одну роковую роль в его судьбе.

Зрелым уже человеком, в возрасте около тридцати лет, он полюбил Лену Коваленко, также получившую музыкальное образование. Умная, тонкая, обворожительная девушка, Лена растревожила сердце Константина. В нем вновь, как в юности, проснулось сильное, настоящее чувство, но боязнь получить отказ, встретить непонимание так и не позволила ему устроить свое счастье… Но в том, что единственной его избранницей до последних дней жизни оставалась живопись можно усматривать особое предназначение художника.

Есть в этом, несомненно, и объективные причины. Одна из них – беззаветная материнская любовь Клавдии Парменовны, боявшейся выпускать сына из родного гнезда. Порой слишком придирчиво, критическим оком могла она взглянуть на невесту и высказать потом сыну свое мнение, на что Константин реагировал очень чувствительно.


Человек с филином


Необыкновенное дарование, богатый духовный мир и полученное образование позволили Константину Васильеву оставить свой, ни с чем несравнимый, след в русской живописи. Его полотна легко узнаваемы. Его можно не признавать вообще, некоторые его работы спорны, но увидев однажды работы Васильева уже нельзя остаться к ним равнодушным. Хочется привести отрывок из повести Владимира Солоухина "Продолжение времени": -... "Константин Васильев?! - запротестовали художники. - Но это же непрофессионально. У живописи есть свои законы, свои правила. А это безграмотно с точки зрения живописи. Он любитель..., дилетант, и все картины его - дилетантская мазня. Там же ни одно живописное пятно не соответствует другому живописному пятну! - Но позвольте, если эта живопись вовсе даже и не искусство, то чем же и почему же она действует на людей?.. - Может быть, там есть поэзия, свои мысли, символы, образы, свой взгляд на мир - мы не споpим, но там нет пpофессиональной живописи. - Да не могут мысли и символы воздействовать на людей сами по себе в голом виде. Это были бы только лозунги, отвлеченные знаки. И поэзия не может существовать в невоплощенном виде. И напротив, если картина сверхграмотна и, профессиональна, если в ней каждое живописное пятно, как вы говорите, соотносится с другим живописным пятном, но в ней нет ни поэзии, ни мысли, ни символа, ни своего взгляда на мир, если картина не трогает ни ума, ни сердца, скучна, уныла или просто мертва, духовно мертва, то зачем мне это грамотное взаимоотношение частей. Тут главное, видимо, именно в одухотворенности Константина Васильева. Именно одухотворенность почувствовали люди... "

Погиб Костя при весьма странных и загадочных обстоятельствах. Официальная версия - был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года. Родственники и друзья Кости не согласны с этим - слишком много непонятных совпадений, связанных с его смертью. Несчастье это потрясло многих. Похоронили Константина в березовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.

Судьба, так часто злая по отношению к великим людям извне, всегда бережно обходится с тем, что есть в них внутреннего, глубокого. Мысль, которой предстоит жить, не умирает с носителями своими, даже когда смерть застигает их неожиданно и случайно. И художник будет жить, пока живы его картины.



Горят пожары



Валькирия над сражённым воином



Вотан



Заклинание огня

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение. Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли – не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,адрес для ПОСЫЛОК ,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ .или пишите на почту [email protected] Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры