Конспект занятия ознакомление с искусством. Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Королевству изобразительного искусства

Главная / Чувства

Ознакомление детей старшей группы с портретной живописью.

ПЛАН
1. Ознакомление детей с портретной живописью как средство всестороннего воспитания и развития дошкольников.
2. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями портретной живописи.
3. Принципы отбора произведений изобразительного искусства для ознакомления с портретной живописью детей дошкольного возраста.
4. Методы и приемы ознакомления детей с портретной живописью
5. Литература
6. Практическая часть Занятие по ознакомлению с портретом в подготовительной группе «Экскурсия в музей русского портрета»

1. Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.
Введение в мир искусства - важнейшая составляющая педагогической деятельности.
Портрет - жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Существует много разновидностей портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяют две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и не вербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления.
Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне.
Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.
Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после занятий, посвященных пейзажу и натюрморту, и перед занятиями, посвященными жанровой и исторической картине. Каждое занятие должно быть посвящено одному портрету, но в начале занятия стоит просмотреть последовательно те портреты, с которыми дети познакомились на предыдущих занятиях.
При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя то крестьянским мальчиком, заснувшим на природе, то не унывающим, веселым солдатом, то озорной «Стрекозой», то детьми, спешащими на маскарад. Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. Проживание и переживание многих жизней создает возможность сочувствия и понимания. Познавая другого, ребенок глубже познает и себя; через опыт чувств и отношений других людей учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Таким образом, у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.
Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т.д.), проявляют положительный интерес к нему, используют личный опыт, по ассоциации с которым придумывают ситуации, близкие их личной жизни. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети в этом возрасте еще не вполне могут объяснить предпочтение выбора того или иного портрета. Однако некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже - глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – «улыбается», «смеется», «плачет». На примитивном уровне у детей есть и эстетическая оценка портрета, но она не аргументирована. Дети называют «красивыми» часто несущественные детали, такие как одежда, волосы, кружева и т.д. У них пока нет знаний о портрете как жанре живописи и средствах его выразительности. Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет, а также разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).
В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:
Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; эмоциональный отклик на настроение изображенных людей; осмысливать эмоции и чувства, отношение к воспринимаемому, ощущать радость от мастерства и таланта художника; соотносить воспринятое с собственными чувствами и опытом, выражать свои переживания и ощущения.
Подводить детей к пониманию того, что в живописном портрете художник изображает реального, конкретного человека (или группу людей), выражая свои чувства и отношения к нему; не разрушая целостного художественного образа знакомить детей с некоторыми средствами выразительности живописного портрета, углубляя тем самым проникновение в смысл художественного образа; учить детей всматриваться в лицо изображенного человека, видеть его внутреннее эмоциональное состояние через внешнее выражение глаз, бровей, губ, то есть «читать» рисунок, так как именно лицо ярко выражает душевное состояние человека, его индивидуальность; обращать внимание детей на экспрессивные свойства жеста (движения рук, ног) и позы, их единство с выражением лица, а также с колоритом портрета, помогающим понять настроение изображенного и отношение к нему художника; подводить детей к видению некоторых элементов композиции портрета: формат полотна, портрет-лицо, подгрудный портрет, портрет с несложной позой и жестами рук.
На доступном для детей уровне формировать представление о портрете как особом жанре живописи и некоторых его типах: (женский, мужской, разновозрастной), о языке живописи, последовательности рассматривания портрета; обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими, искусствоведческими терминами, образными оборотами речи, которые дети смогут использовать в своих суждениях; развивать ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других искусств по отраженному в них эмоциональному настроению.
Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.

2. Важной задачей эстетического воспитания является поиск эффективных приёмов обучения детей пониманию своеобразия выразительных средств разных видов искусства.
Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. При обсуждении портрета с детьми 4-5 лет особое внимание нужно уделить целостному эмоциональному восприятию портрета, красоте картины в общем, и в деталях, личного отношения ребенка к портретируемому (нравиться ли портрет; хотелось бы поговорить; если не нравиться –то почему) С детьми 6-7 лет, кроме выше перечисленного нужно обсудить отношение автора к своей модели, психологическую и социальную характеристику модели, сравнить этот портрет с рассмотренными раннее картинами (сходство и различия), в том числе рассмотреть и сравнить художественные средства, использованные автором.
Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно.

3 Принципы отбора:
Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.
Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. Следует подбирать портреты с ярко представленной экспрессией эмоциональных состояний, показанной через взаимосвязь мимики лица, жестов, позы.
В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

Этапы работы:
На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.
На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.
Своеобразные отличительные особенности портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.
Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам
Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.
Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра. ... при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.
Беседы о портретной живописи строились на основе трех групп вопросов:
Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?». При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?». Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.
Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?».
Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): «Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?».
Ставя вопросы, воспитатель раскрывает перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона – в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного. В ходе беседы широко использовались пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.
Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей.
Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Сравнивая разные по настроению произведения,...обращали внимание на зависимость средств выразительности от содержания общего настроения картины.
Акцентирование деталей. Суть: при восприятии портрета все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза,...или какая-то иная деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части портрета, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым. Вопросы, заданные детям, помогают раскрыть смысл картин.

4. Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детей чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека.
Используя прием «вхождения» в картину, детям предлагается представить себя на месте изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности.
Метод музыкального сопровождения. При рассматривании портрета часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке.
Игровые приемы помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части портрета («Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т.д.), а мы отгадаем»; «Определи, к какому портрету подходит эта музыка»; «Придумай свое название портрету»; «Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека.)
Итоговая беседа по рассматриванию портрета носит разнообразный характер. Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к портрету, чтение соответствующих стихотворений, исполнение песен, высказывание детьми своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.
Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, мораль ных нормах и правилах.
Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.
5. Литература
1 Волынкин В.И. Художественно- Эстетическое воспитание и развитие дошкольников/ В.И Волынкин – Ростов н/Д,2007.-С.14-44.
2 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Издательство Мозаика…Синтез Москва, 2014
Программное содержание:
Закрепить у детей знания о жанрах живописи. Уточнить знания о портрете. Закреплять и расширять понятия о портретной живописи: портрет мужской, женский, детский, автопортрет, групповой портрет. Учить видеть и передавать выразительные возможности цвета при изображении портрета: передача настроения, характера героя, отношение художника к нему, что главное в портрете.

Материал: Автопортрет Василия Тропинина, репродукции его произведений (портрет сына художника-Арсения, «Кружевница», «Золотошвейка», репродукции произведений (портретов) В. Серова «Мика Морозов», Б. Кустодиева «Портрет дочери художника», репродукции портретов, написанных И. Репиным, А Венециановым, Орастом Кипренским, Леонардо да Винчи «Джоконда», И. Крамским «Неизвестная», П. Соколовым, В. Васнецовым и репродукции автопортретов художников, набор открыток с портретами работы разных художников.

План занятия.
1. Повторить определение жанров живописи.
2. Знакомство с московским портретистом Василием Андреевичем
Тропининым.
3. Составить рассказ по портрету сына художника-Арсения.
4. Рассмотреть портрет работы В. Серова «Мика Морозов» и сравнить 2
портрета: Арсения и Микки Морозова.
5. Составить рассказ по портрету Микки Морозова. (Фантазия).
6. Игра «Волшебный сундучок»
7. Рассматривание графического портрета дочери Б. Кустодиева.
8. Определение графического портрета и художника-живописца и графика.
9. Рассматривание разных портретов: мужского, женского, детского, группового, автопортрета.
10. Игра «Определяем какой портрет
В.-Что такое пейзаж?
Пейзаж.
видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется «пейзаж».
М. Ясное
P. - Когда на картине нарисованы деревья, дома, реки, природа.
В. - Что называется натюрмортом?
Натюрморт.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это «натюрморт».
Р. - Если на картине нарисованы различные предметы, овощи, фрукты -картина называется «натюрморт».
В. - И третий вид живописи называется - портрет.
Портрет. М. Яснов
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз.
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед,
Обязательно картина
Называется «портрет».
В. - А сейчас посмотрите эту картину, и скажите к какому жанру она
относится?
Р. - Картина эта относится к жанру живописи - портрет.
Ход занятия:
В. - Сегодня я буду экскурсовод. Приглашаю вас в музей. А перед тем как начать нашу экскурсию, я хочу узнать: Какие жанры живописи вы знаете? Р. - Пейзаж, натюрморт, потрет.
(Выставляю автопортрет Василия Андреевича Тропинина)
Р. - На картине изображен художник.
В. - Как вы догадались?
Р. - В руках у него палитра.
В. - Можно ли догадаться глядя на эту картину в каком городе жил этот
художник?
Р. - Он жил в Москве, потому что на картине нарисованы башни Кремля.
и эта картина говорит, что художник В. Тропинин изобразил самого себя. Значит, это - автопортрет.
Мы видим, что это художник, потому, что у него в руках палитра и кисти.
Он жил в Москве, о чем «говорят» высокие башни Кремля и зубчатые
стены.
Художник В. Тропинин был портретистом. Он написал много портретов.
На одном из них он изобразил своего сына Арсения. Вот этот портрет.
В - Какое лицо у Арсения?
Р - Красивое, правильное, лучистое
В - О чем говорят его глаза?
Р - Они говорят, что Арсений умный, жизнерадостный, озорной.
В - Ребята, вы заметили, что одна часть лица мальчика на портрете
светлая, а другая темная. Почему?
Р- Таким приемом художник хотел подчеркнуть выразительность лица
Арсения.
В - Кто хочет рассказать о портрете Арсения?
Ребята, с какими портретами мы познакомились и кто их написал, как фамилия художника?
Затем выставляю картину В. Серова «Мика Морозов».
- Ребята, посмотрите на эти 2 портрета и скажите: Кто из этих двух
мальчиков старше?
- Арсений.
- Как вы догадались?
- По лицу, по взгляду.
- Как вы думаете, хочется ли сидеть Мике Морозову в кресле?
- Нет, он хочет играть, бегать.
- О чем говорят его лицо, руки, которые лежат на подлокотнике кресла?
- Он хочет убежать.
- Давайте мы с вами пофантазируем, что делал Мика до того как он сел на
кресло?
- (Фантазия 2-3 детей).
В - Ребята, раз вы так хорошо фантазируете, давайте поиграем в игру «Волшебный сундучок».
В - «Вот волшебный сундучок в нем серебряный клубок
По дороге Красоты мы пойдем. И я, и ты».
Каждый, кому попадает клубок скажет, какую красоту он видел дома, по дороге в д/сад, на природе и хотел бы как художник нарисовать. Может быть у вас получится портрет, пейзаж или натюрморт.
После того, как все скажут:
В - А теперь прокатимся на карусели красоты:
Дети: Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
В - Продолжим нашу экскурсию.
Мы рассмотрели сейчас портреты, которые написаны красками. Художник старается, чтобы все на холсте выглядело как живое. От этого и слово «живопись», а художников называют - «живописцы». Художники бывают разными:
Одни любят рисовать красками, другие карандашами, и каждый по-своему видит мир и показывает его нам. Мы смотрим на картины, и как будто слушаем рассказы разных художников о людях, чьи портреты они писали. - Сейчас я вам покажу картину, нарисованную карандашом. В - Это портрет дочери художника Б. Кустодиева. В - Нравится ли вам картина, нарисованная карандашом? Дети: - Нравится (Не нравится). В: - Какое лицо у девочки? Дети: - Простое, красивое, скромное.
В: -Какие у нее глаза?
Дети: - Глаза большие, выразительные.
В: - Такой портрет называется «графическим», потому, что он нарисован карандашом. А художник называется «графиком».
В - Как называется такой портрет?
Р - Графический портрет.
В - Мы сегодня узнали, что художники делятся на живописцев и графиков. |
Художники рисовали портреты мужчин, такие портреты называются мужскими.
В- а если на портрете изображена женщина, портрет женский, если ребенок - детский портрет.
Групповой портрет - это когда на картине изображены несколько человек. Вот этот набор открыток надо разложить по видам портрета.
(Игра «Определи какой портрет?»)
Мы сегодня узнали:
1. Что такое портрет?
2. Чем пишут портреты"?
3. Какие бывают портреты?
4. Для чего нужны портреты?

Литература
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. ФГОС ДО, 2016 г.

« Ознакомление дошкольников с произведениями изобразительного

искусства».

Цель: Познакомить детей с разнообразным миром

изобразительного искусства. Закреплять знания об искусстве, как виде творческой

деятельности людей.

Задачи: Дать определение таким видам изобразительного искусства, как: живопись, графика, иллюстрации к произведениям художественной литературы, скульптура,

декоративно-прикладное искусство

В доступной форме рассказать про жанры живописи: портрет, картина, натюрморт, пейзаж, привести примеры. Познакомить детей с великими произведениями живописи: И. И. Шишкин «Зима», И. И. Левитан «Большая вода», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», Г. Г. Мясоедов «Страдная пора»

Материалы: наглядное пособие Т. Н. Дороновой «Дошкольникам об искусстве» (для старшего возраста). Картинный материал В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Развитие связной речи.

Воспитатель рассказывает детям:

Сегодня мы познакомимся с произведениями изобразительного искусства. Искусство окружает нас повсюду, даже в этой комнате. Посмотрите на наших матрешек, на сервиз из гжели, на расписанный шелк это искусство. Вон тот расписной поднос - тоже искусство. Роспись на наших столиках для игры - и это искусство. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусство. Только что мы с вами называли предметы декоративно-прикладного искусства. Называется оно изобразительным потому, что художник в произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства выражает свои мысли и чувства через изображение человека, животных, природы, вещей, узоров - через изображения всего многообразия явлений и предметов реального мира и воспринимается это искусство глазами. Изобразительное искусство возникло в глубочайшей древности. Сохранились многие памятники художественного творчества первобытного человека, например -наскальная живопись.

Живопись создается с помощью красок, наносимых на твердую поверхность (холст, дерево, стена и т. п.). По назначению живопись бывает монументальной, декоративной, театральной и миниатюрной. Монументальную живопись и мозаику мы все видели на станциях метрополитена. Это, правда, очень красиво. Наверное, почти все были в театре и видели во время представлений декорации - это театральная живопись. А маленькие расписные шкатулки - это миниатюрная живопись.

Графика - это изображение (рисунок), выполненное художником на бумаге или картоне с помощью карандаша, пера, угля, кисти, а также рисунок сделанный с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих его в большом количестве экземпляров. Произведения графики - это рисунки и гравюры, книжные иллюстрации и спичечные этикетки, газетные и журнальные карикатуры, плакаты, шрифты для книг, афиш, марки и товарные упаковки. Вот какая разная бывает графика.

Иллюстрация - любое изображение, поясняющее текст. Вы, наверное, не представляете себе ни одну книжку без красивых картинок - иллюстраций.

Скульптура - это объемное изображение чаще человека и животных. Она бывает круглой и отображает объект объемно, ее можно обойти вокруг. На занятиях лепкой мы с вами, конечно же, создаем скульптуру. Рельеф - это объемное изображение, частично выступающее над плоскостью.

. Декоративно-прикладное искусство - это художественно оформленные предметы, с которыми человек встречается в быту постоянно (одежда, мебель, посуда и т. д.). В декоративно-прикладном искусстве отражаются традиции народного искусства.

Теперь я хочу подробнее рассказать вам о живописи и ее жанрах, на которые она делится.

Натюрморт - жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, т.е. все, что создано человеком и природой. Художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов и раскрывает перед зрителем красоту привычных для людей вещей.

Есть в изобразительном искусстве другой вид натюрморта. В нем предметы говорят не о себе, а о своем хозяине. Как бы дают ему некоторую характеристику. Смотришь на изображения и думаешь, что хозяин этих вещей отошел на минутку и сейчас вернется.

Посмотрите на эти натюрморты. Что вы можете про них сказать? Какое настроение они у вас вызывают? Да. И цветы, и фрукты, и предметы быта - как настоящие. Мы словно ощущаем аромат цветов, представляем вкус сочных плодов, а предметы хочется взять в руки

Портрет - это такое изображение человека, которое не только передает его

внешний облик, но и раскрывает внутренние, психологические качества. Черты характера и внутреннее состояние человека можно увидеть в мимике лица, выражении глаз, манере ходить, одеваться, и т. д. Существует несколько видов портретов:

Интимные (И. Н. Крамской Н. А. Некрасов в период «Последних песен), раскрыты качества человека, известные только узкому кругу людей;

Парадные (В. А. Тропинин, портрет генерала А. И. Горчакова), это портреты видных деятелей, где показаны их заслуги и роль в обществе;

Социальные, рассказывающие о жизни целых классов;

- психологические (О.А.Кипренский, портрет А.С. Пушкина), в них с большой выразительностью выявляется характер человека;

Автопортрет (И. Е. Репин) - художник изображает сам себя.

- Существует еще и детский портрет. Если посмотреть на портрет В. А. Серова «Мика Морозов» можем увидеть удивленные глаза, почувствовать незащищенность, нежность, порыв ребенка.

Жанровая живопись рассказывает о быте и труде разных людей, об их успехах, радостях и невзгодах (Г. Г Мясоедов Страдная пора).

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, морской. Пейзаж ярче других жанров живописи выражает

различные оттенки и нюансы чувств, эмоции художника, его отношение к окружающей природе. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией. К каждому пейзажу можно подобрать музыкальное произведение. Восприятие картины В. Д. Поленова «Золотая осень» можно мысленно сопровождать строками А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса...

Лирический пейзаж отражает красоту природы, он вызывает определенные переживания - чувства грусти или радости, любви к Родине. Например, картина «Зима» показывает природу в ее наиболее спокойном состоянии. Художник уводит нас в уголок дремучего векового леса, но в эту пору лес спит, он пустынен и тих. И. И. Шишкин мастерски передает это величавое спокойствие: тяжелым белым покрывалом укрыта земля. Нигде не видно следов, лишь одна замерзшая птица одиноко сидит на ветке могучей ели. На огромных мохнатых еловых лапах неподвижно лежит снег. Зимний лес красив и величав, но словно слышится голос: «Тихо! Не потревожьте сон природы!» У таких полотен хочется читать лирические стихи. Картина Г. Г. Мясоедова «Страдная пора» (Косцы) пробуждает желание вспомнить строки С. А. Есенина:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке, Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки...

Романтический пейзаж вызывает у нас чувства яркие, сильные, страстные. Природа, отраженная в таком пейзаже, ассоциируется с чувствами человека. В картине И. И. Левитана «Весна - большая вода» весна - это пробуждение жизни, но вокруг все так спокойно, неподвижно, мирно; кажется, что и душа художника находится в состоянии покоя, созерцания жизни со стороны.

В драматическом пейзаже все изменчиво, напряженно, предвещает бурю, грозу. Такое полотно всегда вызывает ощущение тревоги, смятения, беспокойства. Например, картина И. К. Айвазовского Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями.

А теперь мы вместе посмотрим на картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Художник в своем произведении изобразил раннюю весну. Выстроились в ряд белоствольные березы. На их голых ветвях множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева этого птичьего «поселка», оглушая окрестности

неумолкаемым гомоном. Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких нежно - голубых облаках, и в синеватой полоске леса на горизонте, и в неярком свете солнца. В каждой детали картины проявилась душа страстного почитателя и знатока русской природы. Можно сказать, что он так описал весну, что мы не только слышим грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление и запах весны.

А теперь назовите, в каком жанре написано это произведение? Умея ориентироваться в изобразительном искусстве вы можете посетить настоящую картинную галерею и открыть много интересного!


Цель конспекта занятия по ИЗО: развитие у детей творческой активности.

Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук;

Стимулировать проявление инициативы, активности, самостоятельности;

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Предварительная работа с детьми: разучивание игры «Каравай», беседа «Как вести себя в гостях».

Предварительная работа педагога: предварительная работа: подбор и изучение литературы по данной теме, подбор игр, методов и приемов, написание конспекта, подготовка материала.

Материал для конспекта занятия по ИЗО: соленое тесто, приготовленное заранее - основа каравая в виде толстой лепешки; несколько разноцветных свечек и спички (спрятанные у воспитателя); силуэты животных и птиц из цветного картона.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости к кукле Маше. Вы согласны? Но сначала скажите мне, что нужно обязательно сделать перед тем, как идти в гости? (Умытъся, причесатъся, красиво одеться.) А как нужно вести себя в гостях? (не баловаться, не шуметь, слушаться взрослых.) Ну, вы все знаете! И мы можем отправляться в гости.

Дети с воспитателем входят в группу, украшенную шарами.

Ребята, как вы думаете, почему Маша все вокруг украсила шарами. (Потому что праздник.)

А как вы думаете, какой праздник? (Варианты ответов детей.)

Давайте спросим у самой Маши.

Маша мне тихонько сказала, что у нее День рождения. Поэтому все вокруг так красиво и празднично. Но знаете, дети, настроение у нее вовсе не праздничное. У нее грустное выражение лица. Давайте найдем на наших карточках это грустное выражение. (Дети находят нужную карточку.)

Давайте с вами подумаем, почему у Маши грустное настроение? (Варианты ответов детей.)

У Маши грустное настроение, потому что ей никто не подарил подарка. А мы с вами принесли подарок кукле? (Нет.) А как же мы будем исправлять это положение? (Нужно сделать подарок.) Какой подарок можно сделать Маше? (Варианты детей.)

А мы с вами сделаем праздничный торт. Я уже немножко подготовилась к этому подарку - испекла вот такую лепешку. Вам нравиться такой торт? (Нет.) А почему? (Он белый, не цветной, надо украсить.)

Правильно, чтобы торт стал праздничным, его надо украсить. А чем сверху может быть украшен торт? (Ягодки, печенье, конфетки, цветочки и т. д.)

Вот сейчас каждый из вас подумает какое он украшение слепит и примется за работу. (Дети садятся на места и приступают к лепке. Они сами решают, что будут лепить. Воспитатель только уточняет что и как ребенок будет это делать. Какого цвета пластилин будет использовать.)

По окончанию лепки дети совместно с воспитателем выкладывают Украшения на торт и дарят его кукле.

Проводится игра «Каравай» (2-3 раза)

Затем дети садятся в круг, воспитатель зажигает свечи на торте и дети говорят пожелания Маше. Кукла дарит всем подарки — волшебные фигурки. Дети отгадывают в фигурках животных, птиц.

Цель:вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины. Закрепить знания детей о таких жанрах изобразительного искусства как натюрморт, пейзаж и портрет. Учить детей рисовать автопортрет, развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться; воспитывать аккуратность в работе с красками.

Материал:картины с изображением пейзажа, натюрморта, портрета, образцы автопортретов, акварельные краски, кисти, вода, салфетки, альбомы, зеркало на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание репродукций, фотографий, портре-

тов, рисование людей.

Ход занятия.

I. Настрой на занятие.

II. Мы с вами на занятиях по развитию речи, рисовании, аппликации, лепке начали знакомиться с разными жанрами изобразительного искусства.

Как называется профессия человека, который пишет картины? (художник) .

Какие жанры живописи вы знаете? (пейзаж, натюрморт, портрет) .

Покажите, картину, где изображен пейзаж? Как вы узнали? (леса, поля, города, деревни, море, горы) .

Как можно рисовать пейзаж? (с натуры, а можно придумать самому) .

О чем не надо забывать, когда рисуешь пейзаж? (ближний (передний) и дальний (задний план) .

Рисовать лучше чем? (гуашью или акварелью) .

Если видишь- на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Покажите картину, где изображен натюрморт. Почему вы думаете, что это натюрморт? (цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта) .

Как создается натюрморт? (художник сначала красиво расставляет предме-

ты, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их дополняли, украшали. Художник как бы рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, выращивали) .

Для чего нужны картины с натюрмортом? (сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником будут жить вечно)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это – натюрморт.

А где у нас портрет?

Значит, что такое портрет? (картина, где изображены люди) .

Как можно писать портрет (с натуры, то есть глядя на человека или по фотографии) .

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина

Или Колька – твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

Ш. Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре-

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре-

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире-

Раз, два, три, четыре.

Наклониться- три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку,

Все походим на носках,

Мы идем на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Давайте вспомним, что нужно знать при рисовании портрета (легкими штрихами обозначаем основные формы - голову и плечи; определяем, где у человека располагаются глаза, какой они величины, обозначаем их, рисуем брови и нос, рот и дополнительные детали: очки, серьги, рисуем волосы и одежду. Только после этого аккуратно раскрашиваем все красками.) .

IV. Ознакомление с автопортретом.

Предлагаю детям взять зеркальце и внимательно рассмотреть свое лицо, глаза, брови, нос и т. д. и нарисовать самого себя, глядя в зеркало. Именно так художники рисовали свой автопортрет.

Работа в альбомах.

По ходу работы напоминаю детям, чтобы они не забыли мелкие детали: брови, ресницы, челку и т. д., потому что все мелочи важны в рисунке. Именно они отражают неповторимый характер человека.

V. Заключительная часть.

Что мы сегодня нарисовали? (автопортрет)

Когда работы высохнут, мы их рассмотрим и постараемся угадать, кто на них изображен.

Конспект занятия по ознакомлению детей с изобразительным искусством и природой на тему: «Беседа о творчестве И.И. Левитана»

Министерство образования РФ № 32 «Березка» администрации г.Туапсе

(В подготовительной группе)

Воспитатель: Колосова Е.Б.

Программное содержание:

  • развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины;
  • закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе изобразительными средствами, танцем;
  • воспитывать любовь к родному краю, развивать творческие способности детей расширять их кругозор.

пейзаж, художник пейзажист, чародейка-зима, бездонная синева, тонкие, прозрачные березки, голубые тени.

Предварительная работа:

  • рассматривание с детьми пейзажных картин И.И. Левитана, И.И. Шишкина

В.М. Васнецова;

  • прослушивание произведений П.И. Чайковского цикла «Времена года» ; разучивание стихов и чтение произведений о природе русских и советских авторов
  • знакомство с пословицами, поговорками приметами природы
  • просматривание слайдов.

Оборудование: пейзажные картины И.И. Левитана, слайды с иллюстрациями картин, грамзапись «Апрель из цикла» «Времена года» II. И. Чайковского, мольберты с листами бумаги, краски, кисти.

Ход занятия.

Воспитатель обращается к детям:

Сегодня мы с вами поговорим о творчестве известного художника. Сейчас я покажу вам несколько его картин, и вы ответите: кто этот художник и как называются его картины?

(воспитатель показывает детям картины И.И. Левитана «Золотая осень» , «Март» )

Вопросы к детям:

Картины какого художника вы увидели? Назовите их.

Что вы знаете об этом художнике?

0 чем рассказывает он в своих картинах?

Что вы видите на картине «Золотая осень» ? Какое настроение навивает эта картина?

Какое из стихотворений русских поэтов созвучно с этой картиной?

Воспитатель обращает внимание на картину «Март» и спрашивает ребят:

О чем рассказал Левитан в этой картине? Какое настроение она у вас вызывает? - Какие из народных примет вы вспомните, рассматривая картину?

(Февраль силен метелью, а март капелью. Как зима ни злится, а весне покорится) .

- Дети, рассматривая картину И.И. Левитана «Март» , я вспомнила стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид» , послушайте его:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Воспитатель говорит детям:

Сегодня я вам покажу еще одну картину И.И. Левитана, называется она

«Весна. Большая вода» . Почувствовать красоту этой картины нам поможет произведение П.И. Чайковского «Апрель» .

(Дети рассматривают картину под сопровождением пьесы П.И. Чайковского «Апрель» ) .

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Как вы думаете, о чем художник хотел рассказать в этой картине?

На картине не нарисовано солнце, но оно чувствуется.

Как художник передал это?

Какое стихотворение о весне вам хочется прочитать, глядя на эту картину?

Мы посмотрели с вами три картины И.И. Левитана. Чем же привлекают они нас?

Какие чувства вызывают?

После ответов детей воспитатель говорит:

Вокруг нашего города тоже много интересных и красивых мест, которые чем-то напоминают картины Левитана. Многие из них вы видели, когда были с родителями на прогулке. Вы видели картины нашей родной природы.

Она дарит нам много радости, чтобы мы всегда могли любоваться красотой леса, луга, пруда, природу надо беречь и охранять.

Природа вдохновляла не только художников, но и композиторов, которые

написали много произведений о временах года.

Предлагает детям спеть песню «Весна»

Представьте, что мы с вами на лесной полянке, где пригревает яркое

весеннее солнышко и пробиваются к свету первые весенние цветы.

Какие это цветы? Верно. Подснежники. Вообразите, что вы подснежники, и под музыку покажите, как растут, тянутся к солнцу эти цветы.

Дети исполняют танец «Подснежники» под немецкую народную мелодию.

Вот мы и побывали в весеннем лесу. А теперь подойдите к мольбертам. Сегодня вы нарисуете то, что считаете характерным для этого времени года.

(Ребята рисуют под музыку П.И. Чайковского) . После окончания работы воспи-татель обращает внимание на работы детей.

Посмотрите, какая радостная картина пробуждения природы получилась. Сколько в рисунках солнца, голубизны. Все это создает у нас радостное настроение. Встаньте в хоровод, встретим весну веселой песней.

Дети исполняют хоровод «Веснянка» под русскую народную мелодию в обработке П.И. Чайковского.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры