Красный угол – самое. Пиры и охота в Древней Руси

Главная / Чувства

Отделка стен в старину.История русского быта

И в коридорах узких те обои,
Которыми мы любовались в детстве.
(А. Ахматова. Северные элегии)

Художественная литература – один из источников информации при реконструкции быта. Произведения русских писателей позволяют достоверно восстановить некоторые аспекты жизни людей в прошлые века.

В старину на Руси стены и потолки в деревянных и каменных строениях обивались тесом.
«Сверх теса богатые обивали стены красной кожей, а люди посредственного состояния рогожами. В XVII веке начало входить во вкус расписывать потолки и своды, а иногда и стены» .

Лавки обивались тем же самым материалом, что и стены.

Для отделки стен также применялась роспись по холсту. О таком способе отделки Д. Благово писал: «У бабушки и в доме все было по-старинному, как было в ее молодости, за пятьдесят лет тому назад: где шпалеры штофные, а
где и просто по холсту расписанные стены, печи из пестрых изразцов».

Судя по источнику, «пятьдесят лет тому назад» – это конец XVIII века.

«Все парадные комнаты были с панелями, а стены и потолки затянуты холстом и расписаны краской на клею. В зале нарисована на стенах охота, в гостиной ландшафты, в кабинете у матушки то же, а в спальне, кажется, стены были расписаны боскетом; еще где-то драпировкой или спущенным завесом» .

О жилище одного из московских богачей Чацкий говорит: «Дом зеленью раскрашен в виде рощи» .
В домах богатых дворян стены комнат иногда расписывали цветами, деревьями. Именно о таком способе отделки упоминает Грибоедов.

В подражание Версалю и дворцам французских королей стены некоторых помещений представляли собой природные виды. Такие залы назывались боскетными, от французского «bosquet» – роща.

Первоначально ткань или кожу прибивали к стене, отсюда и пошло название «обои», от слова – «обить».

В русском языке между словами «обои» и «обивка» семантическая связь не проявляется. Современные люди говорят: «оклеить стену обоями», «обить мебель». При этом подразумевается, что обои наклеиваются с помощью клея, а мебель обивается тканью или кожей с помощью гвоздей. Таким образом, современные обои правильнее называть «оклеями».

Тканевые (текстильные) обои – шелковые, шерстяные, полотняные, хлопчатобумажные.
Плотную жесткую хлопчатобумажную ткань кретон (от фр. «cretonne») изготавливали из окрашенных в разные цвета нитей, за счет чего получался естественный геометрический орнамент – клетки или полосы.

Рисунок ткани дополнялся орнаментом, изготовленным по технике набойки.
Ткань применялась не только для обивки стен: ее использовали для драпировки, занавесей, мебели, одежды. О применении кретонной ткани для пошива одежды написал П.П. Гнедич:

«На скамейке, в нескольких шагах от черты прибоя, возле купальной будки, сидела молодая дама в светленьком кретоновом платье, с зонтиком, подбитым яркою материею, и с прелестною девочкою лет двух, что возилась тут же на тёплом песке» .

Название «штофные обои» произошло от немецкого слова «stoff» (штоф) – тяжелая шерстяная или шелковая ткань с тканым рисунком.

«Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах» .

Штофную ткань применяли для обивки стен и мебели, для гардин, портьер, одежды.
«Парадный наряд составляет также сарафан, но только штофный или парчевый» .

В домах знати стены покрывали дорогими шелковыми китайскими обоями с росписью.

Стены спальни старой графини в пушкинской «Пиковой даме» обиты китайскими обоями:
«Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотою, стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями» .

Ценились шитые и расписные китайские обои, которые были очень дороги. Традиционная технология обработки китайского шелка для изготовления обоев трудоемка: ткань, пропитанная веществом, напоминающим свойствами крахмал, протягивалась между горячими валиками. Благодаря этому уплотнялись и склеивались между собой нити и ткань приобретала мягкий блеск. Для росписи применяли краски из минералов: малахита, лазурита и других.

Впоследствии для отделки стен и потолков стали использовать бумажные обои. В России бумажные обои появились в XVIII веке. Распространение получили с двадцатых годов XIX века.

Бумажные обои нередко называли «бумажками», что нашло отражение в литературе. Городовой в письме к своей жене Анне Андреевне написал: «Приготовь поскорее комнату для важного гостя, ту, что выклеена желтыми бумажками» .

В рассказе Тургенева «Постоялый двор» говорится о том, что одним из достоинств постоялого двора были две довольно чистые комнаты «с красно-лиловыми, снизу несколько оборванными бумажками на стенах» .

В произведениях писателей XIX века при описании убранства комнат упоминаются обои. И.С. Тургенев описывает вид и цвет обоев.

«Николай Петрович (Кирсанов) тихонько засмеялся.
– Какую я тебе (Аркадию) славную лошадь приготовил! – начал он, – ты увидишь. И комната твоя оклеена обоями» .

Описывая кабинет, писатель отметил цвет обоев: «А Павел Петрович (Кирсанов) вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета…» .

У богатой Анны Сергеевны Одинцовой стены обиты обоями: «тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами» .

Люди со средним достатком оклеивали стены квартир листами бумаги – старыми газетами, документами, письмами. В жилых помещениях бумагу покрывали краской. В подсобных помещениях бумагу не окрашивали. В просторечии такие помещения называли «бумажками».

Со временем изобрели способ изготовления искусственных шелков, заменивших дорогие шелковые обои: на грунтованную клеем поверхность бумаги насыпали кусочки шелковых нитей. Грунт высыхал и нити приклеивались к бумаге. Получался выпуклый бархатистый узор.

В каменных домах обои наклеивали на штукатурку, в деревянных – на бревенчатые стены. Между обоями и бревнами оставалось пространство, где заводились насекомые, которых трудно было вывести. Н.А. Лейкин описал данную ситуацию в рассказе «Наем квартиры».

«Съемщики входятъ въ квартиру.
– Вотъ кухня, а вотъ зальце будетъ. Это какъ-бы, къ прим;ру, кабинетъ, тутъ спальня.
– Батюшки, какая грязь! восклицаютъ съемщики. – Чтожъ, вычиститъ квартиру хозяинъ-то, и оклеитъ новыми обоями? спрашиваютъ они.
– По нын;шнимъ временамъ оклейки никакой не полагается. Везд; убытки, У хозяина вонъ двухъ жеребцовъ въ солдаты взяли, какъ есть, такъ и берите безъ ремонта.
– Да зд;сь жить нельзя. Смотри, обои оборваны, въ щеляхъ клопы, кухня тараканами засижина.
– Безъ клоповъ и таракановъ, сударь, ужъ не проживете. Гд; люди, тамъ и клопы. Клопъ на живое идетъ. А только ежели зд;сь заварить теперь фунтъ крахмалу, то вотъ теб; и поправка! Обои подкдеилъ, клоповъ газетной бумагой заклеилъ и мыломъ с;рымъ намазалъ, вотъ и все» .

В некоторых домах обоями оклеивали и потолки.
Долгое время потолки белили мелом, разведенным в воде. Во второй половине XIX века широкое распространение получила клеевая краска – в мел добавляли столярный клей в жидком виде. Стены окрашивали клеевой краской с добавлением красителя. В конце XIX века для окраски стен применяли масляные краски.

Первые бумажные обои в России выпустили в 1817 году на Императорской обойной фабрике. Простые и дешевые обои были одноцветными. На более дорогие обои наносили вручную узор при помощи деревянных печатных досок. Обои для парадных помещений золотили и серебрили настоящими драгоценными металлами вручную и покрывали масляным лаком. С помощью пресса изготавливали тисненные или рельефные обои.

Устав Строительный за 1832 год регламентировал сроки оклейки помещений обоями.
«Раздел «Составные части помещений. Стены»: Оклейку обоями следует производить не позже августа, чтобы получающаяся при этом влажность могла испариться еще при естественном проветривании, до закрытия на зиму переплетов, иначе обои трескаются от быстрой сушки при топке печей» .

Для вновь построенных домов устанавливались более жесткие сроки оклейки обоями. В Уставе Строительном за 1914 год в разделе «Оклейка стен обоями» указано:
«Во всех помещениях каменных построек, пристроек и надстроек оклеивать стены обоями или окрашивать их масляною краскою разрешается не ранее третьего лета со времени освидетельствования постройки вчерне» .

Источники.
1. Н.И. Костомаров. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк). (В 1860 г. очерк опубликован в журнале. «Современник»).
2. Д. Д. Благово. Рассказы Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанных и собранных ее внуком. Глава первая. VI. (Год написания 1885г).
3. А.С. Грибоедов. Горе от ума. (Действие происходит в 1822 г.)
4. П.П. Гнедич. Странная женщина. (Действие происходит в 1888 г.)
5. А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава II. (1823-1831).
6. К. А. Авдеева Записки о старом и новом русском быте. Воспоминания о Курске. Санкт-Петербург, Типография Штаба Военно-Учебных заведений.1842. с.58
7. А.С. Пушкин «Пиковая дама».III (1834г.)
8. Н.В. Гоголь Ревизор Действие третье. (Осень, 1835г.)
9. И.С. Тургенев. Постоялый двор. (Повесть написана осенью 1852 года).
10. И.С. Тургенев. Отцы и дети. (1862) (Действие в романе происходит летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года).
11. Н.А. Лейкин. Наем квартиры. С-Петербург, Типографія д-ра М. А. Хана. – 1879 г.
12. Устав строительный. 1832 г. Раздел «Оклейка стен обоями» с.359
13. М. Н. Шрамченко. Устав Строительный, измененный и дополненный указаниями, обнародованными по 1 декабря 1914 года. (Параграф 14. «Оклейка стен обоями»). Петроград, 1915. Издание Юридического Книжного магазина Н.К. Мартынова.


Вести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

Вещевой сундук

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.


Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной.

Садник

Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.


Рогач, кочерга, чапельник (сковородник)

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.


Серп и жернова

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп - приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.


По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.


Помело

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.


Коромысло

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.


Корыто и рубель

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.


По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.


Чугунный утюг

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.


Прялка

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.


Сегодня весьма интересно увидеть, какой была .

3 В крестьянской избе

Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений – клети и сеней и теплого – избы с печью. Сени соединяли холодную клеть и теплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили свое добро, а в теплое время года спали. В доме обязательно был подклет, или подпол (т. е. то, что было под полом, под клетью). Это было холодное помещение, там хранили съестные припасы.

Русская изба состояла из горизонтально сложенных бревен – венцов, которые складывали друг на друга, вырубив по краям круглые углубления. В них–то и клали следующее бревно. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Избы строили в старину из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Рубка углов избы: 1 – «в обло»; 2 – «в лапу»

Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.

Изба на подклете XII–XIII вв. Реконструкция

Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.

Окна делали маленькими, чтобы света хватало только для работы. В передней стене избы было обычно три окна. Эти оконца закрывались (заволакивались) дощечками и назывались волоковыми. Иногда их затягивали бычьим пузырем или промасленной холстиной. Через окно, которое было ближе к печке, выпускали дым при топке, так как трубы на крыше не было. Это называлось топить «по–черному».

В одной из боковых стен крестьянской избы делали косящатое окно – с косяками и вертикальными брусьями. Через это окно наблюдали за двором, через него свет падал на лавку, сидя на которой хозяин занимался ремеслом.

Волоковое окно

Косящатое окно

Изба на жилом подклете. Реконструкция. На втором этаже видна печь на опечке

Ухват и чугун

В северных районах Руси, ее центральных областях полы настилали из половиц – половинок бревен, вдоль избы от двери к передним окнам. На Юге полы были земляными, смазанными жидкой глиной.

Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» – отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба» (изба). В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.

Печь в крестьянском доме ставили на опечек – фундамент из бревен. Внутри выкладывали под – днище, где горели дрова и готовили пищу. Верхняя часть печи называлась сводом, отверстие – устьем. Печь занимала почти четвертую часть крестьянской избы. От расположения печи зависела внутренняя планировка избы: даже поговорка возникла – «Плясать от печки». Печь ставили в одном из углов, справа или слева от входа, но так, чтобы она была хорошо освещена. Расположение устья печи относительно двери зависело от климата. В местностях с теплым климатом печь ставили устьем к входу, в районах с суровым климатом – устьем к стене.

Печь всегда строили на определенном расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Небольшое пространство между стеной и печью называлось запечьем – его использовали для хозяйственных нужд. Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы: ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, большую лопату.

Ухваты – это «рогатые» полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку. Низ горшка, или чугуна, входил между рогами ухвата. Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делали отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять. С помощью деревянной лопаты ставили в печь хлеб, а кочергой выгребали угли, золу.

У печи был обязательно шесток, где стояли горшки. На него сгребали угли. Под шестком в нише хранили инвентарь, лучину, а зимой… там жили куры. Были и маленькие ниши для хранения хозяйственных мелочей, сушки рукавиц.

Печь в крестьянской семье любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.

Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.

Деревянные ложки. XIII и XV вв.

Черпаки. XV в.

Подумайте, почему так часто в крестьянской избе встречается узор с конской головой.

Между печью и боковой стеной под потолком настилали полати, где спали дети, хранили имущество, сушили лук, горох. Об этом даже скороговорку сложили:

Под матицей, под потолком

Висит полколпака гороху

Без червячка, без червоточинки.

Со стороны входа к печке примыкала пристройка из досок – припечек, или голбец. На нем можно было сидеть, с него – залезть на печку или по лестнице спуститься в погреб. В припечке хранили и домашнюю утварь.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы – матицу, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала ее. Чтобы не было пожара, там, где горела лучина, обязательно на полу ставили ящик с землей, куда летели искры.

Внутренний вид избы с полатями. Реконструкция

Внутренний вид избы XVII в. Реконструкция

Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.

Вообще, крестьяне были очень верующими, да и само слово «крестьянин» произошло от родственных «христианин», «христианский». Большое значение крестьянская семья придавала молитвам: утренним, вечерним, перед едой. Это был обязательный ритуал. Не помолясь, не начинали никакого дела. Регулярно посещали крестьяне церковь, особенно зимой и осенью, когда были свободны от хозяйственных тягот. Крестьянская семья также строго соблюдала посты. Любили крестьяне иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады – специальные небольшие сосуды с маслом. Божницу украшали вышитыми полотенцамирушниками.

Русское село в XVII в. Гравюра

Рукомойник. XVI в.

Русские крестьяне, искренне веровавшие в Бога, не могли плохо работать на земле, которую считали божественным творением.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу размером по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки. В сундуках хранилось добро, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.

Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора».

Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, а горшки и латки (низкие плоские миски) – глиняными. Чугуны делали из твердого материала – чугуна. Печные чугуны имели округлое туловище и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков.

Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. Для хранения кваса, пива использовались корчаги, ендовы (с носиком) и братины (без него). Наиболее распространенной формой ковша на Руси была плывущая уточка, носик которой служил ручкой.

Глиняную посуду покрывали простой глазурью, деревянную украшали росписью и резьбой. Многие из ковшей, чашек, мисок и ложек сегодня находятся в музеях России.

Ковш. XVII в.

Деревянная посуда XII–XIII вв.: 1 – тарелка (видны следы резания мяса); 2 – миска; 3 – ставец; 4 – блюдо; 5 – ендова

Бондарные изделия X–XIII вв.: 1 – кадка; 2 – шайка; 3 – бочка; 4 – ушат; 5 – лохань; 6 – ведро

Тесло и скобель

В крестьянском хозяйстве широко использовались и бондарные изделия: бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. Ушат назывался так, потому что с двух сторон к нему приделывали ушки с дырочками. В них продевали палку, чтобы удобнее было носить в ушате воду. Шайки были с одной ручкой. Бочками называли большие емкости округлой формы с узким дном, а у кадок дно было широкое.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, берестяных туесах и бураках. В ходу были плетеные изделия – лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.

Всю утварь крестьяне делали с помощью незатейливых инструментов. Главным из них был топор. Были плотницкие, большие топоры и столярные, маленькие топорики. При долблении корыт, изготовлении бочек и кадок использовался особый топор – тесло. Для строгания и шкурения дерева применяли скобель – плоскую, неширокую, слегка изогнутую пластину с лезвием на рабочей части. Для сверления применяли буравы. Не сразу появилась пила: в древности все делали топорами.

Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.

Вопросы и задания

1. Как строили крестьянскую избу? Из каких частей она состояла? Попробуйте нарисовать ее план.

2. Опишите, как выглядела крестьянская изба изнутри.

3. Как в крестьянской избе располагались окна, печи и лавки? Почему именно так?

4. Какую роль играла в крестьянском доме русская печь и как она была устроена?

5. Нарисуйте предметы крестьянской утвари:

а) печную утварь; б) кухонную утварь; в) мебель; г) инструменты для работы.

6. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:

к–ч–рга

к–р–мысло

кр–стьянин

п–ловица

рук–мойник

п–ставец

7. Составьте подробный рассказ «В крестьянской избе».

8. Разгадайте загадки и нарисуйте отгадки к ним.

1. Основа – соснова, Уток – соломенный.

2. Марья–царевна Сама в избе, Рукава во дворе.

3. Два подьячих Водят Марью вертячу.

4. Белое ест, Черное роняет.

5. Мать толста, Дочь красна, Сын – сокол, Под небеса ушел.

6. Годится молиться, Годится горшки покрывать.

7. Черный конь Скачет в огонь.

8. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет.

9. – Черныш–загарыш!

Куда поехал?

– Молчи, кручено–верчено,

Там же будешь.

10. Три братца

Пошли купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

11. Рыба в море,

Хвост на заборе.

12. Стоит попадья,

Тремя поясами подпоясана.

13. С ушами, да не слышит.

14. Все голубки

Вокруг одной пролубки.

Отгадки: ведра и коромысло, икона, горящая лучина, ковшик, кадка, крыша, кочерга, ложки и миска, матица, петли и дверь, печь, ухват, ушат, чугун и горшок.

Этого государства - плод подвига русского народа, отстаивавшего на краю европейского мира свою веру и независимость, свои идеалы. Исследователи отмечают такие черты в древнерусской культуре, как синтетичность и открытость. Самобытный духовный мир создавался в результате взаимодействия наследия и традиций восточных славян с культурой византийской, а следовательно, и традиций античности. Время формирования, а также первого расцвета древнерусской культуры приходится на период с 10 до первой половины 13 веков (то есть в домонгольский период).

Устное народное творчество

Сохранилась традиции древнего язычества прежде всего в фольклоре в песнях, сказках, пословицах, заклинаниях, заговорах, загадках. В исторической памяти русского народа особое место занимали былины. Они представляли собой героические сказания о бравых защитниках от врагов родной земли. Воспевают народные сказители подвиги Микулы Селяниновича, Вольги, Алеши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других богатырей (в былинах всего действуют более 50 различных главных героев).

Обращают они к ним свой призыв постоять за отечество, за веру. В былинах, что интересно, мотив защиты страны дополнен другим - защиты веры христианской. Важнейшим событием было ее крещение.

Письменность на Руси

С принятием христианства стремительно стала развиваться письменность. Хотя она была известна еще раньше. В качестве доказательств можно привести упоминание о "чертах и резах", относящееся к середине первого тысячелетия, сведения о договорах Руси с Византией, которые были составлены на русском языке, глиняный сосуд под Смоленском с кириллической надписью (азбукой, созданной Кириллом и Мефодием, просветителями славянства на рубеже 10-11 веков).

На Русь православие принесло множество богослужебных книг, светскую и религиозную переводную литературу. Дошли до нас рукописные книги: два "Изборника" князя Святослава, датированные 1073 и 1076 годом, "Остромирово Евангелие", относящееся к 1057. Утверждают, что в обращении в 11-13 веках находилось около 130-140 тысяч книг, имевших несколько сот названий. По меркам средневековья в Древней Руси уровень грамотности был довольно высок. Существуют также и другие доказательства. Это обнаруженные археологами в Великом Новгороде в середине 20 века, а также надписи на ремесленных изделиях и стенах соборов, деятельность монастырских школ, книжные собрания и Киевско-Печерской лавры и другие, по которым сегодня изучаются культура и быт Древней Руси.

Существовало мнение, что древнерусская культура относилась к "немой", то есть не имела своей самобытной литературы. Однако такое предположение неверно. Различными жанрами представлена литература Древней Руси. Это и жития святых, и летописание, и поучения, и публицистика, и путевые заметки. Отметим здесь же знаменитое "Слово о полку Игореве", которое не принадлежало ни к одному из существовавших в то время жанров. Таким образом, литература Древней Руси отличается богатством направлений, стилей, образов.

Прядение и ткачество

Древнерусское государство отличалось не только самобытной культурой, но и своим образом жизни. Быт интересен и своеобразен. Жители занимались различными ремеслами. У женщин главным занятием считалось прядение и ткачество. Необходимое количество ткани следовало наткать русским женщинам, чтобы одеть свое семейство, как правило, большое, а также украсить дом полотенцами и скатертями. Прялка не случайно считалась у крестьян традиционным подарком, который хранился с любовью и передавался из поколения в поколение.

Существовал на Руси обычай дарить любимым девушкам прялку собственной работы. Чем искуснее вырезал и расписывал ее мастер, чем она выглядела наряднее, тем больше было ему чести. Русские девушки собирались зимними вечерами на посиделки, брали с собой прялки, чтобы похвастаться ими.

Дома в городах

Обычаи, как и жизнь, в древнерусских городах имели несколько другой характер, чем в деревнях. Здесь практически не встречались землянки (см. фото).

Быт Древней Руси в городах отражали различные постройки. Городские жители чаще всего возводили двухэтажные дома, которые состояли из нескольких комнат. Дома дружинников, священнослужителей, князей, бояр имели свои отличия. Обязательно под усадьбы отводились большие земельные площади, строились срубы для слуг и ремесленников, а также различные хозяйственные постройки. Быт Древней Руси был различным у разных слоев населения, что отображали типы жилищ. Боярские и княжеские хоромы были настоящими дворцами. Дома эти украшались дорогими коврами и тканями.

В достаточно крупных городах жил русский народ. Насчитывали они десятки тысяч жителей. В деревнях и селах могло быть всего лишь несколько десятков дворов. Быт сохранялись в них дольше, чем в городах.

Дома в деревнях

Более высокий уровень жизни имели жилые области, по которым проходили различные торговые пути. Проживали крестьяне, как правило, в небольших домах. На юге были распространены полуземлянки, крыши которых часто покрывались землей.

На Руси северные избы были двухэтажными, высокими, с небольшими окнами (их могло быть более пяти). Пристраивались сбоку от жилища сараи, кладовые и сени. Они все находились обычно под одной крышей. Данный тип жилища являлся очень удобным для северных суровых зим. Многие элементы домов украшены были геометрическими орнаментами.

Интерьер крестьянских изб

В Древней Руси был довольно простым. Избы в деревнях обычно выглядели небогато. Интерьер крестьянских изб был убран довольно строго, но нарядно Перед иконами в переднем углу располагался большой стол, который предназначался для всех членов данной семьи. Древние предметы быта на Руси включали также широкие лавки, которые стояли вдоль стен. Они были украшены резной опушкой. Чаще всего над ними находились полки, которые предназначались для хранения посуды. Предметы быта Древней Руси включали поставец (северный шкафчик), который дополнялся обыкновенно нарядной росписью с изображением цветов, птиц, лошадей, а также картинками, изображающими аллегорически времена года.

Стол в праздничные дни покрывали красным сукном. Помещали на него резную и расписную посуду, а также светцы для лучины. Мастерами по дереву славилась Древняя Русь. Изготавливали они различную посуду. Самыми красивыми были древнерусские ковши различных размеров и форм. Некоторые из них вмещали по объему несколько ведер. Предназначавшиеся для питья ковшики отличались часто ладьевидной формой. Ручки их украшались головами коней или резными утками. Также щедро дополняли ковши резьбой и росписью.

Ковшами-утицами назывались ковшики, имевшие форму утки. Напоминавшие шар точеные сосуды именовались братинами. Красивые солонки, напоминавшие по форме коней или птиц, вырезали мастера по дереву. Изготавливались также красивые ложки и миски. Все, что касалось быта Древней Руси, обычно выполнялось из дерева: колыбельки для детей, ступы, миски, корзины, мебель. Создававшие мебель мастера не только думали об удобстве, но также и о красоте. Эти вещи непременно должны были радовать глаз, превращать в праздник даже наиболее тяжелый труд крестьян.

Одежда различных слоев населения

По одежде также можно было определить различные слои населения. Крестьяне и ремесленники, как мужчины, так и женщины, носили рубахи, которые изготавливались из домотканого полотна. Кроме рубах, мужчины надевали штаны, а женщины - юбки. Простой народ зимой носил обычные шубы.

По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на крестьянскую, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Такая одежда создавалась из дорогих тканей. Часто плащи изготавливались из расшитых золотом восточных материй. Только из ценных мехов шились зимние шубы. Крестьяне и горожане носили также разную обувь. Лишь богатые жители могли себе позволить купить сапоги или поршни (туфли). Князья также носили сапоги, которые были богато украшены инкрустацией. Крестьяне могли себе позволить изготовить или приобрести лишь лапти, которые дожили в русской культуре вплоть до 20 века.

Пиры и охота в Древней Руси

На весь мир были известны охота и пиры древнерусской знати. Во время подобных мероприятий зачастую решались наиболее важные государственные дела. Всенародно и пышно отмечали жители Древней Руси победы в походах. Мед и заморское вино текли рекой. Слуги подавали огромные блюда с мясом и дичью. Эти пиры обязательно посещали посадники и старейшины со всех городов, а также огромное множество народа. Быт жителей Древней Руси сложно представить без обильных пиров. Царь пировал с боярами и дружиной на высокой галерее своего дворца, а столы для народа располагались во дворе.

Соколиная, псовая и ястребиная охоты считались забавой богатых. Для простого народа страивались различные игрища, скачки, турниры. Быт Древней Руси в качестве неотъемлемой части, особенно на севере, включал также баню.

Другие особенности русского быта

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в три года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку пестуну (то есть воспитателю). Молодые князья в возрасте 12 лет отправлялись управлять волостями и городами. Богатые семьи в 11 веке стали обучать грамоте как девочек, так и мальчиков. Киевский торг был излюбленным местом простых и знатных людей. Здесь продавали изделия и продукты со всего мира, включая Индию и Багдад. Очень любили торговаться древние люди Руси.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры