Краткая биография фридерика шопена. Краткая биография шопена В каком веке жил шопен

Главная / Чувства

Фридерик Шопен - великий польский композитор и пианист, новатор в области содержания, музыкального языка, форм, жанров, гармонии, основоположник польской классической музыки. Он обогатил музыку новым содержанием, ввел новые приемы пианистического исполнительства. Его творчество совпадает с эпохой романтизма, для которой характерен жанр миниатюры. Творчество Шопена тесно связано с событиями его жизни: разлукой с горячо любимой родиной, мечтами о свободной стране. Шопен одним из первых привнес в западную музыку славянские интонационные и ладовые элементы. Блестяще раскрыл технические и выразительные возможности фортепиано-инструмента, для которого написаны почти все его произведения. Его музыка признана была еще при жизни, и в наши дни проходят конкурсы имени Шопена.

Главная тема фортепианного творчества Шопена – тонкая романтическая лирика, человеческие чувства, эмоции, переживания.

Шопен создал новый фортепианный жанр баллады, хотя первоначально свое название она получила как провансальская плясовая песня, потом как литературно-поэтический жанр, а с начала XIX века как вокальные и инструментальные пьесы повествовательного склада.

Шопен объединил различные жанры:

¾ хорал, полонез звучат в ноктюрнах

¾ полонез в мазурке

¾ мазурка в финале фортепианного концерта

¾ прелюдия звучит как марш, мазурка, пастораль, элегия

Основные произведения: 58 мазурок, 16 полонезов, 17 вальсов, 21 ноктюрн, 25 прелюдий, 27 этюдов, 4 экспромта, 3 сонаты, 4 баллады, 4 скерцо, фантазии, концерты.

Шопен значительно расширил выразительные возможности многих жанров (таких как мазурка, полонез, этюд, вальс и др.), превратив их в концертные произведения.

Шопен обладал уникальным мелодическим даром, индивидуальность его мелодий – в органичном сочетании вокальной кантилены, декламационных, речевых интонациях, танцевальных элементов.

Многообразные украшения (мелизмы) – важный элемент тем. Они не просто виртуозны, а интонационно выразительны. Истоки богатой мелодической орнаментики - от итальянских оперных мелодий и народных инструментальных наигрышей.

В гармонии и фактуре мы слышим богатство и разнообразий, использование выразительных возможностей различных регистров («тембров»). Смелые красочные тональные сопоставления. Обертоновые звучания.

Особой популярностью цикл из 24 прелюдий (Шопен первым стал трактовать прелюдию как самостоятельную пьесу), сочиненный в 30е годы. Многие прелюдии написаны в одночастной форме, в форме периода.

Прелюдии Шопена это откровенные лирические высказывания. Этот цикл представляет собой своеобразную энциклопедию чувств и эмоций.

Написаны прелюдии во всех 24 тональностях, расположенных по квинтовому кругу. Ладотональный и темповый контрасты подчеркивают контраст образов.

Ноктюрны (от французского ночной) – романтическая миниатюра, в которой раскрываются поэтические образы ночи, грезы, воспоминания. Почти все ноктюрны Шопена написаны в медленном темпе. Условно их можно разделить на две группы: лирические, созерцательные пьесы и трагедийные, драматические пьесы.

Мелодии ноктюрнов – хоральные, декламационные, маршевые.

Самым известным является ноктюрн ми бемоль мажор.

Этюды – в каждом этюде представлен определенный тип фактуры и технический прием (октавы, терции, арпеджио и т.д.). Виртуозность, техническая сложность пьесы служит выразительности лирического или драматического содержания.

Чаще всего форма этюдов простая трехчастная.

Самым известным является «Революционный» этюд до минор

В балладах Шопен рассказывает о своей стране, Польше, о красотах её пейзажей и трагическом прошлом. В этих произведениях он использует лучшие черты народного эпоса. Вместе с тем Шопен исключительно самобытен. Музыка его отличается смелой изобразительностью и нигде не страдает причудливостью.

Наиболее известной считается первая баллада Шопена Соль минор

После Бетховена классицизм уступил место романтизму, и Шопен стал одним из главных представителей этого направления в музыке.

Шопен Фредерик Франсуа - выдающийся польский композитор и пианист-виртуоз;­ основоположник польской национальной композиторской школы; педагог. Его произведения отличаются необычной лиричностью и тонкостью передачи настроения. Родился Шопен 1 марта (22 февраля) 1810 года в небольшой деревеньке под Варшавой в простой семье. Мать будущего композитора обладала хорошими вокальными данными.

Именно она с младенческих лет привила ему любовь к народным мелодиям. С детства он обладал музыкальными способностями и много импровизировал. Вскоре семья Шопен переехала в Варшаву, где маленький Фредерик начал учиться игре на фортепиано у В. Живного. Примерно в семь лет он сочинил свое первое произведение, которое его отец записал под названием «Полонез B-Dur». Через год состоялось его первое публичное выступление, а через пять лет он записался к В. Вюрфелю на занятия по игре на органе.

Неповторимый мелодичный стиль молодого музыканта складывался на основе произведений Моцарта, итальянской оперы, салонных пьес и польского национального компонента. В 1823 году Фредерик поступил в Варшавский лицей, во время учебы в котором опубликовал свой первый опус. Через три года он поступил в главную столичную школу музыки, где учился в классе Ю. Эльснера. По уровню эта школа соответствовала консерватории. По окончании Фредерик удостоился грамоты, в которой говорилось, что он «музыкальный гений».

В 1829 г. он дал два успешных концерта в Вене, затем отправился в путешествие по Западной Европе. Во многом именно благодаря этому композитору в пьесах западноевропейской музыки стал появляться славянский элемент. На тему падения Варшавы в 1830-1831 гг. он написал «революционный» этюд и уехал в Париж. Больше он на родину не возвращался. Парижскую публику он восхищал своими мазурками и полонезами. Его принимали в самых именитых кругах, с ним знакомились лучшие пианисты и композиторы того времени.

К этому периоду относится его нашумевший роман с писательницей Жорж Санд, которая провела с музыкантом 10 совместных лет. В 1837 году у Шопена появились первые признаки заболевания легких. Вместе с любимой он уехал на Майорку. По свидетельствам, более двадцати прелюдий и этюдов он написал на этом экзотическом испанском острове. Много времени он проводил в имении Жорж Санд во французской глубинке, что плодотворно влияло на его здоровье. Однако эти отношения его сильно эмоционально выматывали, поэтому в 1847 году последовал разрыв.

Здоровье музыканта ухудшается с каждым днем. В последнее лето в Ноане он пишет «Ноктюрны» ор.62 и «Мазурки» ор.63. В феврале 1848 года в Париже он дает очередной концерт, получающий восторженные отклики. Перед смертью успевает побывать в Англии и Шотландии. Последнее публичное выступление музыканта состоялось в ноябре 1848 года в Лондоне. В октябре следующего года он умер. Несмотря на то, что прах Шопена покоится на парижском кладбище, его сердце, согласно последней просьбе, было перевезено в Варшаву в Церковь Св. Креста.

Рассказывая о великих пианистах, нельзя не упомянуть о биографии Шопена. Без него мир был бы намного беднее. Он прожил совсем мало – даже до сорока не дожил. Но те, кто жили в одно с ним время, канули в лету, а его имя осталось. И стало нарицательным как имя создателя жанра баллады для фортепиано.

Фредерик Шопен – это знаменитый польский композитор и пианист. Он родился в далеком 1810-м году, и с самых юных лет стал заниматься музыкой. Так, например, в семь лет он уже сочинял, а с восьми стал выступать с концертами.

Николя Шопен, отец ныне знаменитого Фредерика, был поляком французского происхождения. Сам он был сыном колесных дел мастера, Франсуа Шопена и Маргариты, которая была в свою очередь дочерью ткача.

Николя в юности переселился в Польшу, где стал работать на табачной фабрике. Сейчас доподлинно неизвестно, почему он решил покинуть Францию, но тем не менее, остается фактом, что в Польше он нашел свою вторую родину.

Эта страна так затронула сердце молодого человека, что он стал активно принимать участие в ее судьбе и бороться за ее независимость. Даже после разгрома восстания Костюшко, он остается в Польше и начинает заниматься педагогической деятельностью. Благодаря широкому научному кругозору и хорошему образованию, вскоре он завоевывает среди учителей Польши отменную репутацию. А в 1802-ом году селится в имении семейства Скарбков.

В 1806-ом году он женился на дальней родственнице Скарбков. По свидетельствам современников, Юстына Кжижановская была хорошо образованной девушкой, свободно изъясняющейся на родном для своего жениха языке. Кроме того, она была чрезвычайно музыкальной особой с хорошей техникой игры на фортепиано и красивым голосом. Поэтому первые музыкальные впечатления Фредерика были получены благодаря таланту его матери. Она же привила ему любовь к народным мелодиям.

Иногда Шопена сравнивают с . Сравнивают в том плане, что, как и Амадей, Фредерик с самых юных лет был буквально помешан на музыке. Эту любовь к творчеству, музыкальным импровизациям и игре на фортепиано регулярно отмечали знакомые и друзья семьи.

Еще когда мальчик учился в начальной школе, он написал первую музыкальную пьесу. Скорее всего, речь идет не о первом сочинении, а о его первой публикации, так как данное событие было даже освещено в варшавской газете.

Так было написано в январском номере 1818-го года:

«Автор этого „Полонеза“ – ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

Любовь к музыке у него граничила с помешательством. Он мог вскочить посреди ночи, чтобы в срочном порядке подобрать и записать навеянную мелодию. И именно потому на его музыкальное воспитание и возлагались такие большие надежды.

Его обучением занимался чешский пианист Войцех Живный, причем мальчику тогда едва исполнилось девять лет. Несмотря на то что Фредерик вместе с тем проходил обучение в одном из училищ Варшавы, занятия музыкой проходили очень обстоятельно и серьезно.

Это не могло не сказаться на его успехах: уже к двенадцати годам Шопен ничуть не уступал даже лучшим польским пианистам. И его учитель отказался от занятий со своим юным учеником, сказав, что больше ничему не может его научить.

Юные годы

Но к тому времени, как Живный прекратил обучение Шопена, прошло примерно семь лет их занятий. После этого Фредерик окончил обучение в училище и стал брать уроки теории музыки у Йозефа Эльснера, композитора.

В этот период юноша уже находился под покровительством Антона Радзивила и князей Четвертинских. Им понравились обаятельная внешность и изысканные манеры молодого пианиста и они поспособствовали тому, чтобы ввести юношу в высший свет.

С ним был знаком и . Молодой Шопен произвел на него впечатление юноши спокойного и не требующего каких-либо дополнительных комментариев. Его манеры были такие… аристократичные, что его воспринимали словно какого-то князя. Он произвел на многих впечатление своей утонченной внешностью и остроумием, а его чувство юмора свело на нет само понятие «скука». Разумеется, его присутствию были рады!

В 1829-ом году Фредерик уехал, как принято говорить сейчас, на гастроли. Он успел выступить в Вене и Кракове. И спустя совсем немного времени в его родной Польше вспыхнуло восстание. Но добиться свободы полякам не удалось. Восстание было жестоко подавлено Россией. В результате у молодого музыканта навсегда пропала возможность вернуться на родину. В порыве отчаянья он пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

В какой-то момент он влюбился в писательницу Жорж Санд. Но их связь принесла ему больше душевных переживаний, нежели счастья.

Но, несмотря на это, музыкант сохранил глубинную духовную связь со своей родиной. Во многом он черпал вдохновение в польских народных песнях и танцах. При этом совершенно их не копировал. Что не помешало его произведениям стать народным достоянием. Асафьев написал о творчестве Шопена следующие слова:

«В творчестве Шопена, - писал академик, - вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный, гордый характер страны, ее думы и песни».

Он долгое время прожил во Франции, поэтому и закрепилась за ним французская транслитерация его имени. Свой первый концерт в Париже он дал будучи двадцати двух лет от роду. Это выступление оказалось крайне успешным, и слава Шопена росла необычайно быстро, хотя и не все пианисты и знатоки признавали его талант.

О несчастной любви

В 1837-ом году прекращается его связь с Жорж Санд, и он чувствует первые признаки болезни легких.
Вообще, кто был более несчастным в их союзе, – это вопрос довольно спорный.

Дело в том, что с точки зрения биографов Шопена, ничего, кроме горя, связь с Санд ему не принесла. С точки зрения писательницы, пианист был человеком малоуравновешенным, крайне ранимым и вспыльчивым. Еще его называли «злым гением» и «крестом» писательницы, так как она нежно и преданно заботилась о его здоровье, несмотря на его выходки.

Что касается виновника разрыва, то, по источникам приверженцев Шопена, это она бросила его в сложную минуту, а со стороны биографов Санд – она решила свести их сожительство в сторону дружбы, так как боялась за его здоровье. Должно быть, еще и за здравый смысл.

Изводила ли она его своими дурачествами, или же он сам просто был совсем уж замкнут – это вопрос, ответ на который покоится в глубине времен. Санд написала роман, в главных героях которого критики увидели образы ее самой и ее возлюбленного. Последний в итоге стал причиной преждевременной смерти главной героини; сам Шопен в негодовании отрицал, что вообще имеет отношение к образу того закоренелого эгоиста.

Выяснять сейчас, «кто виноват», не имеет ни малейшего смысла. Данный факт из биографии этих людей искусства я привел лишь затем, чтобы показать, что привычка перетягивать на себя одеяло и искать виновных даже в том, кого раньше любил, сводят на нет все лучшие черты благородных личностей, какими бы великими они ни были. А может, и не были они такими уж и величественными? Слишком велико почтение перед «Великими» пианистами и композиторами, чтобы осознавать истоки их гения. А в ряде случаев они платят за свой гений своими личностными качествами. А порой – и рассудком.

Окончание жизненного пути

Как бы то ни было, разрыв с Санд серьезно подорвал его здоровье. Он захотел сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, а потому переехал жить в Лондон. Там он стал выступать с концертами и заниматься преподавательской деятельностью.

Но как раз-таки сочетание успеха и нервного образа жизни окончательно доконали его. В октябре 1849-го года он вернулся в Париж, где и скончался. Согласно его воле, его сердце было перевезено в Варшаву и захоронено в одной из колонн Церкви Святого Креста. Шопен является едва ли не единственным польским композитором такого уровня и международного масштаба.

В основном он работал в жанре камерной музыки. Можно сказать, что именно этот жанр лучше всего отражал его замкнутую натуру. Потому как именно в качестве композитора он был бы и замечательным симфонистом.

В своих произведениях – балладах и полонезах – Шопен рассказывает о своей любимой стране – Польше. И если родоначальником жанра этюдов был

Юстина Кжижановска (1782–1861),
мать польского композитора Фредерика Шопена

Юстина Кжижановска происходила из семьи обедневших шляхтичей. Она рано потеряла родителей. Семья графини Людвики Скарбек, находившаяся в родстве с Кжижановскими, взяла осиротевшую девочку к себе на воспитание. В доме Скарбеков Юстина получила прекрасное образование. По сохранившимся свидетельствам, мать Шопена владела французским и немецким языками, была чрезвычайно музыкальна, прекрасно играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Повзрослев, Юстина стала помогать графине вести большое хозяйство в поместье Жилеза–Воля.

Отцом Шопена был француз-эмигрант Николя Шопен, сын виноградаря. Сохранилось его письмо французской родне, из которого следует, что он эмигрировал в Польшу, чтобы уклониться от призыва в армию. В Польше Николя якобы оказался в повстанческом войске Тадеуша Костюшко. Однако известно, что в действительности он работал на табачной фабрике. За время проживания в Польше ему удалось освоить польский язык. Заметив, что французский язык у польской шляхты в большой моде, он занялся его преподаванием.

У графини Людвики Скарбек было пятеро детей. К этим детям и пригласили Николя Шопен в качестве учителя французского. Об отце Шопена биографы писали, что он был основательным и экономным, опрятным и исполнительным - «хороший учитель французского, но без особого блеска». «Его отношение к искусству было прозаичным. Позже он (Николя) сделает попытку освоить скрипку, но ни в коем случае его нельзя было назвать артистичной личностью».

Возвращаясь к знакомству Юстины с будущим отцом Фредерика Шопена, надо заметить, что их брак состоялся только через четыре года. Николя долго присматривался к «пани мажордом», как шутливо называли Юстину домашние. Она была скромной девушкой, но с изысканными манерами, некрасивой, но обаятельной и рассудительной. Их свадьба состоялась в 1806 году. Невесте было 24 года, жениху - 35.

Отношения Николя и Юстины строились не на страстной любви, а на глубоком уважении друг к другу. Графиня Скарбек выделила молодожёнам один из флигелей в своей усадьбе. В 1807 году у них родилась старшая дочь Людвика, а 22 февраля 1810 года появился мальчик - будущий великий композитор. Фредерик родился слабым и болезненным ребёнком. Своей беспомощностью он сразу приковал к себе всё внимание матери.

К этому времени сыновья Скарбеков подросли и пришло время отдавать их в учебное заведение. Графиня Людвика с помощью знакомых подыскала для Николя место преподавателя французского языка в Варшавском лицее. А Юстина на деньги графини открыла пансион для мальчиков из благородных семей. В числе первых шести пансионеров были двое сыновей Людвики Скарбек. Пансион Юстины славился в Варшаве как самый лучший. Плата за проживание в нём была очень высокой. Мать Шопена создала прекрасные условия не только для проживания юных аристократов, но и для их всестороннего развития. Юстина заботилась о досуге своих питомцев. Мальчики постоянно были заняты музыкой, живописью и домашним театром.

Юстина - сильная, умная, талантливая женщина была всецело предана мужу и детям. Особым вниманием и заботой она окружила маленького Фредерика. Из-за частых болезней мальчик был лишён подвижных игр и занятий, присущих его возрасту, и чтобы он не скучал, мама развлекала его при помощи музыки и чтения книг. Юстина подарила сыну счастливое детство, наполнила его чудесной польской музыкой и пением. Звуки полонеза и мазурки вызывали у Фредерика неописуемый восторг. Незнакомые чувства переполняли его душу, когда он слушал, как поёт мама. Его эмоции поочередно менялись от бурных проявлений радости до душераздирающего плача. Так, через безграничную любовь и музыку Юстина раскрыла душу своего маленького сына. В четыре года она начала обучать Фредерика игре на пианино.

Своей матери Шопен был обязан и первыми музыкальными впечатлениями, и привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям, и первыми уроками игры на фортепиано. К пяти годам маленький Шопен уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные с Юстиной, и с удовольствием разыгрывал дуэты со своей старшей сестрой Людвикой. Кроме Фредерика в семье было три дочери: Людвика, Эмилия и Изабелла.

Юстина - выдающаяся личность, неутомимая труженица и любящая мать, заботилась о материальном положении семьи и старательно раскрывала таланты детей. Все дочери в семье Шопенов, как и Фредерик, под руководством Юстины получили прекрасное домашнее образование, великолепно играли на пианино. Однако центральное место в жизни матери занимал сын. Только у сыновей могла быть карьера и признание в обществе; дочерей, даже очень талантливых и образованных, родители готовили к замужеству и успешному материнству.

В 1817 году, в возрасте семи лет состоялось первое выступление маленького пианиста. Биографы как бы ставят в упрёк матери Шопена, что она не присутствовала на этом концерте. Хотя известно, что в это время она тяжело болела. Мудрая мама вручила Фредерику талисман, чтобы он был спокоен и уверен в её любви. Юстина сшила своими руками для его дебютного костюма широкий кружевной воротничк. Белоснежная импозантная деталь эта выгодно выделяла его среди остальных юных дарований, одетых в стандартные чёрные костюмчики с короткими брючками и белыми носочками. Впечатлительный мальчик испытал настоящую эйфорию от своего наряда. Как об этом вспоминал сам Шопен, в этот день он наслаждался счастьем не из-за восхищения его игрой на пианино, а из-за комплиментов по поводу его прекрасного воротничка. Эти комплименты он с восторгом описывал часами. Так Юстина открыла Шопену ещё один чудесный мир - мир высокой моды, что в будущем сыграет немаловажную роль в его карьере.

К сожалению, как сказал Ярослав Ивашкевич, издавший одну из лучших биографий Ф. Шопена, «…меньше всего мы знаем о его матери, хотя должны были знать больше всего. Влияние матери на Фредерика, очевидно, было самым значительным». По воспоминаниям современников, «дом Шопенов был исключительно приятный, а его душой была мать Фредерика Шопена, женщина обаятельная и мягкая, что, впрочем, она передала своему единственному сыну. От неё он унаследовал и талант к музыке». (Е. Косцельская).

Как было принято во все времена, мало кто из исследователей уделял внимание биографиям матерей великих людей. По всеобщему убеждению, существовавшему вплоть до XXI века, причиной гениальности человека могла быть только его врожденная особенность или генетическая предрасположенность, унаследованная от отца, деда или прадеда, исключительно по отцовской линии. Мысль о том, что человеческий гений – это результат творчества матери гения, никогда не посещала ни историков, ни исследователей. По этой причине мы сегодня почти ничего не знаем ни о родословных матерей великих людей, ни о жизни самых влиятельных женщин мира – Гениальных Матерей.

Зато отцам великих людей часто приписывались несуществующие достоинства и заслуги. Так, например, отец Шопена, впервые взявший в руки скрипку в сорокалетнем возрасте, почувствовал себя новым Леопольдом Моцартом. Он стал водить Фредерика выступать на званых вечерах, светских салонах, а бывало, и во дворцах - желающих услышать игру «польского Моцарта» было более чем достаточно.

Это было время, когда в Европе и России после феномена Амадея Моцарта возникла «мода» на юные дарования. Правящая элита сделала заказ обществу на высокое искусство, и за него хорошо платили. Бедные родители выбивались из сил, собирая последние деньги, чтобы купить музыкальный инструмент и нанять учителя для своего чада. В то время, как отцы муштровали детей (Моцарт), а порой и били (Паганини, Бетховен), Гениальные Матери с любовью и нежностью раскрывали души гениев в своих детях, творили судьбы великих людей. Собственно, отцы начинали замечать одарённого ребенка среди своих порой многочисленных отпрысков, когда тому исполнялось уже 5–7 лет. Благодаря Гениальным Матерям, целое созвездие великих музыкантов, художников, поэтов и писателей осветило Европу и Россию в XIX веке. По этим причинам все самые великие деятели искусств рождались примерно в одно и то же время, в одних местах.

Совершенно очевидно, что все «чудо-дети» не родились гениальными музыкантами, художниками или поэтами. Просто им больше повезло: они стали любимцами своих матерей с первых минут своего рождения. Одни - потому что были рождены после смерти брата или даже двух (Шекспир, Моцарт, Бетховен, Гоголь, Глинка, Куприн), другие - потому что были первенцами или единственными сыновьями (Рафаэль, Шопен, Пастер, Пикассо), третьи - потому что родились недоношенными и нежизнеспособными (Кеплер, Ньютон, Вольтер), четвёртые - потому что были самыми младшими (Вагнер, Менделеев, Махатма Ганди).

И эта Материнская любовь оказалась той всемогущественной творческой силой, которая как бы распечатывала, раскрывала потенциал ребёнка. Чем сильнее любовь и мощнее личность матери, тем грандиознее её творение. Никто из гениев, попав младенцем в ситуацию «маугли», не смог бы даже заговорить. Раскрытые дети могут стать великими с одинаковым успехом в любой из наук и искусств, где бы смогла самовыражаться их душа. В случае с Фредериком Шопеном свою роль сыграла среда, в которую он был погружён с самого рождения, которую, опять же, создала для него мать.

Это детство гениев никто никогда не изучал, а сами они, как и обычные люди, ничего не помнят об этом периоде своей жизни и уверены, что уже родились такими.
Что касается Шопена, мы можем только догадываться, какая колоссальная работа была проделана Юстиной Кжижановской.

В 13 лет Фредерик поступил в лицей, который закончил через три года. Там он проявил все свои разносторонние способности. Он свободно говорил и читал на французском и немецком языках, прекрасно рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его артистический талант был настолько ярким, что он мог бы стать превосходным театральным актером.

После лицея Фредерик поступил в консерваторию, и с этого же времени началась его артистическая деятельность. Шопен стал выступать с концертами в Вене и в Кракове. 1 ноября 1830 года он уехал из Варшавы, и, как оказалось, навсегда. В начале Фредерик прибыл в Дрезден, затем немного пожил в Вене, и наконец, решил уехать в Англию, проездом через Париж. Впоследствии, когда Шопен окончательно поселился в Париже, он часто шутил: «Я здесь только проездом».

В 1832 году Фредерик Шопен был уже одним из самых популярных Парижских пианистов. «Я вращаюсь в самом высшем обществе - среди князей и министров. Каким образом я к ним попал, я и сам не знаю: это случилось как-то само собой» (Из письма Шопена другу).

В Париже Фредерик обрёл настоящую славу. Его виртуозная игра на пианино, изысканные манеры и чуть утомлённый голос произвели потрясающий эффект на избалованных французов. Его неподражаемый стиль в одежде: шёлковые плащи, перчатки из кожи ягнёнка светло-лавандового цвета, известного как цвет Шопена, – всё это создало не только неповторимый образ гениального композитора, но и породило целое направление в парижской моде. Судьба Шопена складывалась, казалось бы, на редкость счастливо: его, аристократа по материнской линии, великого музыканта, принимали и встречали как князя. Он давал многочисленные концерты, заключал выгодные контракты с издателями. Его уроки игры на фортепиано были самыми дорогими, люди к нему записывались в очередь. Фредерик Шопен быстро и с редкой для музыканта лёгкостью вошёл в избранный круг людей искусства.

В августе 1835 года произошло самое радостное для Шопена событие: в Карлсбаде (ныне Карловы Вары) состоялась его долгожданная встреча с родителями. «Наша радость неописуема. Мы обнимаемся - и что же можно ещё? Мы вместе ходим, ведём мамочку под руку... Ласкаемся и покрикиваем друг на друга... Вот оно осуществилось, это счастье, счастье и счастье». (Из письма мужу сестры). Это счастье продлилось почти месяц. Простившись с родителями, Шопен больше никогда их не увидел.

Всё в жизни Фредерика произошло так, как задумала его Гениальная Мать. Это она научила его любить музыку, раскрыла его творческие способности. Всё предусмотрела Юстина. Даже то, что Шопен воспитывался и дружил с мальчиками из благородных семей, живущих в её пансионате, даже кружевной воротничок, который стал началом его неповторимого образа - всё было её творением. И всё сбылось. Кроме счастья…

В феврале 1837 года Юстина Кжижановска написала из Варшавы в Париж своему сыну Фридерику: «Нет такого счастья на земле, которого я бы тебе не пожелала, дорогой Фрыцко. Сердце моё переполнено чувствами... Пани Водзыньска говорила мне, что ты обещал ей рано ложиться спать, чему я очень рада, так как это необходимо для твоего здоровья; однако ты не сдержал данного ей слова. Это особенно важно сейчас, когда свирепствует такой сильный грипп. Пиши нам часто, ибо, поверь мне, что как только проходит месяц, а от тебя нет письма, то каждый из нас начинает обманывать других, выискивая причины, объясняющие твое молчание, и успокаивая друг друга, а про себя думая иное. Не беспокойся о нас, береги своё здоровье - оно важнее всего для нашего счастья. От души обнимаю тебя, бесконечно привязанная Мать».

Разлука с матерью и с Родиной стала для композитора причиной постоянной скрытой тоски. По-настоящему Фредерик Шопен был спокоен и счастлив только рядом с мамой. К тоске по дому и семье прибавилась любовь к Жорж Санд, которая принесла больше горя, чем счастья, и подорвала и без того слабое здоровье Шопена. Он мечтал о своей семье и безупречной женщине, всецело преданной мужу и детям, которая была бы похожа на его мать. Как говорила Жорж Санд о Фредерике Шопене, «мать была его единственной страстью и единственной женщиной, которую он действительно любил».

Фридерик Шопен

(1810 - 1849)

В 30-40-е годы XIX века мировая музыка обогатилась тремя крупными художественными явлениями - появились национальные компо­зиторские школы на востоке Европы. Ведь до этого времени все наиболее значительные явле­ния в мировом музыкальном искусстве происхо­дили в трех культурных центрах - Италии, Франции и Австро-Германии. И вдруг на «окраине» Европы одна за другой стали возникать национальные композиторские. Эти новые национальные школы - русская, польская, чеш­ская, венгерская и другие - вливали свежую струю в давние традиции европейской музыки. Идеалы, надежды и страдания своего народа, его художественная жизнь и быт стали основой твор­ческого стиля представителей этих национальных школ. Вот таким воплощением духа польского народа стала музыка Фридерика Шопена.

Родина Шопена - Польша. Здесь прошли детство и юность музыканта. Вторая половина его жизни связана с Францией - роди­ной его отца.

Мать компози­тора - полька из обедневшей дворян­ской семьи. Отец - француз, сын лота­рингского крестья­нина, участник польского восста­ния.

Тело Шопена покоится в Пари­же. Сердце Шопена, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве.

Детство. Фридерик Шопен родился в граф­ском имении под Варшавой Желязова Воля. Его мама, дальняя родственница владельцев имения, служила здесь экономкой, а папа был воспитателем господских детей. Но уже на первом году жизни мальчика семья переехала в Варшаву.

Музыка звучала в этом доме постоянно: отец играл на скрипке и флейте, а мама немного иг­рала на фортепиано и пела. Сначала родители подумали, что мальчик не любит музыку, пото­му что, когда мама начинала играть, ребенок начинал волноваться и плакать. Но оказалось, что причина этого - влечение к музыке. К пяти годам он уже умел неплохо играть на фортепи­ано. Серьезно учить его стал известнейший польский музыкант той поры Войцех Живный. В семь лет состоялся первый концерт мальчи­ка, имевший большой успех. Тогда же было издано первое сочинение Шопена - фортепианный Полонез. По этому поводу варшавская газета писала, что сын про­фессора французского языка - «подлинный гений».

Успехи мальчика были так велики, что ког­да ему исполнилось 12 лет, Живный сам отка­зался с ним заниматься. Он сказал, что ничего уже не сможет дать своему выдающемуся уче­нику. Больше учителей фортепианной игры у Шопена не было. Все, чего он достиг, - резуль­тат самостоятельного труда, внутреннего разви­тия и роста.

Из-за слабого здоровья он был определен в лицей в тринадцать лет. Фридерик поступил сразу в четвертый класс, потому что и дома он легко усваивал изучаемые предметы, овладел немецким и французским языками. В эти годы ярко проявилась многогранная одаренность Шопена. Он писал стихи, сочинял пьески для домашнего театра, сохранились его рисунки красками, говорящие о незаурядных художе­ственных способностях. Его мимический талант не раз вызывал восхищение знатоков. Один польский актер сказал, что в лице Шопена пропадает великий актер. То же самое о нем гово­рили позже уже в Париже.

В 1824 году в Варшаве была открыта кон­серватория, получившая название «Главная школа музыки». Ее директором стал замеча­тельный композитор, поборник польской на­циональной культуры Юзеф Эльснер. Вероят­но, Шопен брал у него уроки еще до поступле­ния в консерваторию в 1826 году. В лице Эльснера он нашел чуткого и умного учителя, сразу же почувствовавшего биение гения в творени­ях молодого музыканта. Он бережно развивал и охранял способности своего ученика. Когда некоторые музыканты начинали критиковать смелую творческую манеру Шопена, Эльснер отвечал: «Оставьте его в покое. Правда, он не идет обычной дорогой, но ведь и талант его также необычен».

Всего три года понадобилось молодому пи­анисту, чтобы закончить консерваторию. Со­хранились заметки учителя, в которых он дает характеристику юному музыканту: «Изуми­тельные способности. Музыкальный гений». Шопен был признан лучшим пианистом Польши. Большой известностью пользовались его сочинения. Самыми значительными среди них являются два Фортепианных концерта, концертные пьесы.

Друзья Шопена, его учитель советовали молодому музыканту совершить поездку за гра­ницу для дальнейшего совершенствования. Но денег на поездку не оказалось. Поэтому решено было сначала ненадолго поехать в Вену.

Первые гастроли . После окончания консер­ватории Шопен отправился в Вену. Он дал здесь два концерта, в которых выступил и как автор. Оба концерта прошли с огромным успехом. Вен­ские музыкальные критики писали о нем как о гении. Вырученных денег могло хватить на не­которое время проживания за границей. Мож­но было отправляться в путешествие, но Шо­пен откладывал поездку со дня на день. Поли­тическая обстановка в Польше обострялась все больше: польские патриоты готовили восстание против русского царизма. Но, наконец, день отъезда был назначен.

Поездка в Париж. 2 ноября 1830 года Шо­пен выехал в Париж. Накануне друзья устрои­ли прощальный вечер и вручили ему серебря­ный кубок с польской землей. Принимая его, Шопен сказал слова, оказавшиеся пророчески­ми: «Я убежден, что покидаю Варшаву и ни­когда в нее больше не вернусь, и что я говорю вечное «прощай» моей родине». Словам этим суждено было сбыться.

Спустя две недели после его отъезда в Вар­шаве началось восстание. Узнав об этом, Шо­пен хотел мчаться домой. Но друзья убедили его, что он должен служить родине своим ис­кусством, которое при сложившейся в Польше обстановке было бы обречено на гибель. Ему оставалось только тревожиться за участь своих родных, за исход восстания издали.

По дороге в Париж он решил вновь посе­тить Вену. Но на этот раз она не оправдала его надежд. Венские музыканты поняли, каким соперником для них является Шопен. Поэтому организовать концерт ему не удалось. Молодой музыкант выехал из Вены. Уже в дороге его настигла весть о разгроме восстания в Польше. Как истинный патриот он воспринял трагедию отечества. Страницы его дневника наполнены выражением отчаяния. Свои горе, гнев, возму­щение он излил в музыке.

Поражение восстания навсегда отрезало ему путь на родину. Осенью 1831 года он приехал в Париж, где оставался до конца своей жизни.

Шопен покорил Париж сначала как пиа­нист. Его исполнение было своеобразным и не­привычным. Так же, как и Лист, Шопен был признан одним из лучших пианистов мира.

Постепенно Париж покорила и музыка Шопена. В своих концертах он большей частью исполнял собственные сочинения. Прослушав одно из произведений Шопена - Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон-Жуан», - немец­кий композитор Р. Шуман писал: «Шапки до­лой, господа, перед вами гений!»

Но основным источником дохода Шопена в эти годы была педагогическая деятельность. Он вынужден был давать уроки по несколько ча­сов в день. Эта работа отнимала очень много сил и времени, но отказаться от нее Шопен не мог, даже завоевав мировую известность.

В годы жизни в Париже Шопен имел воз­можность общения с выдающимися людьми сво­его времени. В числе его друзей были француз­ский художник Делакруа, немецкий поэт Гей­не, композитор Берлиоз, пианист и композитор Лист. Здесь же он близко сдружился со своими земляками. Он мог, отложив все дела, слушать рассказы о родине, о своих друзьях.

Общение с поляками было ему особенно до­рого потому, что он чувствовал себя в Париже очень одиноким. У него не было своей семьи. Уезжая из Варшавы, Шопен простился со сво­ей возлюбленной, певицей, ученицей консерватории. Но через год он узнал, что подруга предпочла ему богатого шляхтича.

Спустя несколько лет он сделал предложе­ние другой соотечественнице - графине Марии Водзиньской. Но ее родители побоялись соеди­нить судьбу своей дочери с высокоталантливым, но не высоковельможным музыкантом.

Счастье и горесть любви познал Шопен с Авророй Дюдеван, известной в литературе под мужским псевдонимом Жорж Санд. Это была талантливая писательница, художественно ода­ренная натура, обладавшая и музыкальными способностями. Она сыграла большую роль в жизни Шопена. Их роман длился девять лет. Дом, где поселились Шопен и Жорж Санд, стал одним из интереснейших салонов. Здесь можно было встретить Мицкевича, Бальзака, Гейне, представителей польской аристократии.

Концертная деятельность с годами стала занимать в жизни Шопена все меньше места. Артист иногда появлялся на большой эстраде, играл в аристократических салонах, но тяго­тился публичными выступлениями, «Толпа меня пугает», - признавался он Листу. Он любил играть перед близкими людьми, понимающими его и ему сочувствующими. Перед ними он раскрывался и как пианист-поэт и как вдохновенный творец. Он изумлял их бо­гатством своих импровизаций. Один из друзей утверждал даже, что лучшие произведения Шопена - «лишь отблески и отголоски его импровизаций».

Отказавшись от концертной деятельности, Шопен вынужден был усиленно заняться педа­гогической работой. Этот труд не только утомлял композитора, но отвлекал его от самого главно­го дела его жизни - сочинения. И все же имен­но в этот период пришла полная духовная зре­лость композитора, его развитие достигло сво­ей высшей точки. В это время рождаются са­мые глубокие и значительные произведения: баллады, сонаты, скерцо, лучшие полонезы, мазурки, ноктюрны.

Последние годы жизни . Годы, проведенные с Жорж Санд, принесли композитору много радости. И все же резкое различие их натур привело к разрыву. Но прежде, чем разлад с Авророй сделался явным, ему пришлось пережить потерю двух самых близких людей. В 1842 году умер от чахотки Ян Матушинский, близ­кий друг Шопена. Спустя полтора года он поте­рял горячо любимого отца. Облегчить его горе приехала сестра Людовика. Она принесла с со­бой какую-то частичку родного дома, семьи. Но с её отъездом Шопен вновь замкнулся в себе. Мир его внутренней жизни и переживаний был скрыт от окружающих. Но чем больше он чувствовал свое одиночество, тем горячее и искрен­нее становилась его музыка. Только в ней му­зыкант до конца раскрывал все сокровенное, что бережно таил от людей.

Разрыв с Жорж Санд подорвал его здоро­вье. Болезнь легких, которой он страдал с юно­сти, обострилась. Последние годы стали самы­ми мрачными в его жизни. Средства его иссяк­ли. Не только потребность в деньгах, но и без­различие к своей судьбе побудили его совершить поездку в Лондон.

Весной 1848 года он прибыл в Лондон. И сразу начались обязательные визиты, званые обеды, приемы. И здесь ему приходилось да­вать уроки, выступать на приемах. Это забира­ло последние силы.

В августе по приглашению своих учениц Шопен отправился в Шотландию, где тоже вы­ступал с концертами. Вернувшись в Лондон, он играл в концерте, устроенном в пользу поля­ков. Это было последнее выступление великого пианиста.

В конце ноября по совету врачей смертель­но больным он вернулся в Париж. Вновь была вызвана сестра Людовика. Ей он завещал свою предсмертную просьбу: «Я знаю, вам не разре­шат перевезти мое тело в Варшаву, отвезите туда, по крайней мере, мое сердце».

В ночь на 17 октября 1849 года Шопена не стало. В торжественных похоронах приняли участие лучшие артисты Парижа. В могилу Шопена высыпали горсть польской земли из кубка, который подарили ему друзья при прощании с родиной. Сердце Шопена было перевезено в Польшу и хранилось в костеле Святого Креста. Когда фа­шистские войска захватили Польшу, польские патриоты спрятали драгоценный сосуд. А после освобождения страны сосуд с сердцем Шопена был вновь возвращен в костел, где бережно хра­нится и сегодня.

Творчество Фридерика Шопена

Всю свою жизнь Шопен посвятил любимо­му инструменту. И творчество его ограничено рамками только фортепиано. За исключением нескольких произведений для других инстру­ментов и нескольких песен, все сочинения композитора связаны с фортепиано. Но, даже рабо­тая только для фортепиано, Шопен сумел до­биться такого разнообразия, какого другие ком­позиторы добивались, работая над разными жанрами музыкального искусства.

Мазурки Шопена

Перу Ф. Шопена принадлежат 52 мазурки. В них как бы раскрывается душа польского народа, его думы и чаяния, быт, нравы, чув­ства и стремления. Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в мазурках Шопена очень искренно и правдиво.

Мазурка - излюбленный польский танец. Он родился в одной из областей Польши - Мазовии. Поэтому его правильнее называть мазур. Народная мазурка - танец, который танцуют два партнера, причем в нем нет зара­нее придуманных фигур. Его импровизируют. А вот когда мазурка появилась в дворянской, шляхетской среде, она превратилась в блестя­щий танец, символизирующий военную удаль.

Среди мазурок Шопена мы встречаем и бле­стящие бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные нежные мелодии - настоя­щие миниатюрные поэмы. Шопен часто назы­вал их «obrazki». По-польски это означает «кар­тинки». Действительно, это настоящие картин­ки польской жизни. Кажется, сама душа Поль­ши поет в этих прекрасных творениях.

Мазурка до мажор (ор. 56 № 2). Эго насто­ящая картинка деревенского праздника, «с жи­вым чувством родины, земли, народа и его лу­чистой энергией». Так сказал об этой мазурке замечательный русский музыковед, академик Б. Асафьев. Поляки называли ее «мазуркой мазурок».

Представьте, что мы попали на праздник в польскую деревню. Конечно же, танцы сопро­вождает деревенский оркестр. Из каких же ин­струментов он состоит? Обязательная его участ­ница скрипка, не менее важен был контрабас. И, конечно, волынка.

В начале мазурки Шопена несколько так­тов «гудит» квинта, подражающая деревенско­му оркестру. А на ее фоне звучит веселая, за­дорная мелодия с острым синкопированным ритмом. На народных праздниках мазурки не все время танцевалась всеми танцорами. В середи­не танца вперед выходил главный танцор, в сольном танце показывая свое мастерство. На смену ему приходит танец девушек, более ли­ричный. Такую картину рисует средний раздел до мажорной мазурки. Но завершается все общим танцем.

Мазурка ля минор (ор. 68№ 2) носит со­всем другой характер. Это очень поэтичная ли­рическая картина родины. Как и положено, мазурка написана в трехчастной форме, где средний раздел также воп­лощает задорный деревенский танец.

Примером блестящей бальной мазурки яв­ляется Мазурка си- бемоль мажор (ор. 7 № 1). В отличие от предыдущих, она написана в форме рондо, рефреном которого является яркая, стре­мительная тема с четким ритмом. На смену этому разделу приходят две кон­трастные темы. Одна из них - так любимый Шопеном деревенский волыночный наигрыш.

Полонезы Шопена

Полонез - самый древний из польских танцев. В старину его называли «великим» или «пешим» танцем. Слово «полонез» французское, и в переводе означает «польский». В давние вре­мена он представлял собой праздничное церемониальное шествие рыцарей, и его танцевали только мужчины. Со временем в этом парадном шествии стали принимать участие все гости. Им открывали придворные балы. Длинной верени­цей шествовали красиво одетые танцоры, изящ­но приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей.

Кроме придворного существовал и кресть­янский полонез - более спокойный и плавный.

В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру полонезы: и лирические, и драма­тичные, и бравурные, похожие на рыцарские. Особой известностью пользуется Полонез ля мажор (ор. 40 № 1). Это торжественное сочине­ние ярко подтверждает, что свои полонезы, так же как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы под них танцевали. Это яркие концерт­ные пьесы.

Главная тема полонеза - величественная, ликующе-победная. Средний раздел построен на развитии при­зывной фанфарной темы.

Слушание музыки : Ф.Шопен, Полонез №3. Мазурки №5, 34, 49.

Вальсы Шопена

Вальс - столь популярный танец, что рас­сказывать о нем еще раз нет смысла. Надо толь­ко отметить, что в первой половине XIX века он был популярен по всей Европе.

Впервые вальс стал концертной пьесой в творчестве Шуберта. Но его вальсы еще были очень похожи на бытовые танцы. С течением времени вальс превратился в самостоятельную форму и стал проникать в серьезную музыку: вальс становится частью симфонии, появляют­ся концертные симфонические пьесы в вальсо­вом ритме.

В творчестве Шопена вальсы тоже представ­ляют собой сольные концертные пьесы, выра­зительные и изящные, в которых широко ис­пользуются богатые и разнообразные приемы пианизма.

Из семнадцати вальсов Шопена мы с вами вспомним один из самых известных - Вальс до-диез минор.

В основе вальса три разнохарактерные валь­совые темы. Мягкая, грациозная тема, плавная и легкая, открывает вальс. Ее сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая мелодия. Третья - напевная, медленная тема - рож­дает ощущение размышлений.

Двукратное повторение второй темы, в чере­довании с остальными напоминает типичную для многих танцевальных пьес форму рондо.

Ноктюрны Шопена

Ноктюрн - один из характерных жанров романтического искусства, французское слово nocturne в переводе означает «ночной». Термин этот появился в музыке XVIII века. В то дале­кое время этим словом называли пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего духо­выми или струнными инструментами. Они были близки инструментальным серенадам или дивертисментам.

В XIX веке появился совсем другой нок­тюрн - мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тиши­ной, ночными думами. Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист, долго живший в России, Джон Филд. Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки, Чайковского, Шумана. Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Мечтательные или поэтич­ные, строгие или скорбные, бурные или страст­ные, они составляют значительную часть твор­чества композитора.

Шопеном написано двадцать ноктюрнов, и они значительно отличаются от ноктюрнов Д. Филда. В основе филдовских ноктюрнов, как правило, один музыкальный образ, манера из­ложения напоминает песню с аккомпанементом: правая рука ведет мелодию, остальные голоса ей аккомпанируют. У Шопена ноктюрны гораз­до глубже по содержанию. Они отличаются богатством музыкальных образов и силой твор­ческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шо­пена строится на контрасте двух образов.

Одно из лучших произведений Шопена в этом жанре - Ноктюрн фа-диез мажор. Как льющаяся в ночной тишине песня, звучит за­душевная напевная мелодия. Полнота лирического чувства выливается в страстный порыв. Словно налетевший вихрь (может быть, отчаяния, страсти) прерывает меч­тательность песни. Насколько первый раздел формы спокоен и мечтателен, настолько взволнован средний раздел. После него совсем по-другому звучит в репризе мелодия первой части. И только в коде исчезает напряжённость темы и всё успокаивается.

Прелюдии Шопена

Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление». В старинной музыке она действительно выполняла скромную роль вступления к чему-то важному: к пению хорала, к фуге, сонате или ещё какой-нибудь пьесе. С течением времени стали появляться самостоятельные прелюдии. А в творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свои назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлён один образ или настроение.

Шопен был первым композитором, создавшим своеобразный цикл из 24 прелюдий, написанных во всех мажорных и минорных тональностях. Они похожи на альбом кратких музыкальных записей, отражающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желания.

Прелюдия ми минор – одна из самых лиричных в творчестве композитора. Её музыка рождает воспоминания о чём-то прекрасном, что было в нашей жизни, но навсегда ушло. Удивительное мастерство композитора, в такой простой фактуре передающего тончайшие оттенки человеческих чувств.

Ещё более поразительно мастерство Шопена в прелюдии ля мажор. В ней всего 16 тактов. Особенно ярко в ней проявилось умение Шопена в Малой форме сказать что-то большое и важное. Поразительна её мелодия, похожая на выразительную человеческую речь.

Еще меньше по размеру (всего 13 тактов) прелюдия до минор, которую многие восприни­мают как траурный марш. Скорбный, и в то же время торжественный характер музыки напо­минает проводы в последний путь не простого человека, а лидера, вождя народа.

Этюды Шопена

Слово «этюд» нам хорошо знакомо. С пер­вых месяцев овладения инструментом ученик начи­нает играть этюды. Сначала совсем простые. Затем переходит к более сложным.

По-французски etude- изучение. Они раз­вивают технику музыканта. Каждый этюд по­священ освоению какого-то технического при­ема: игра октавами, трели, терции, например. Изучением технических приемов, кстати, занимаются не только музыканты. Этим зани­маются и художники, и шахматисты, и многие другие. Этюды великих художников часто ока­зываются не просто упражнениями для выра­ботки какого-либо приема, а подлинными про­изведениями искусства. Их выставляют в музе­ях, ими восхищаются. Вот и в творчестве Шо­пена этюд получил новое значение.

У Шопена этюд перестал быть упражнени­ем. Он стал полноценным художественным жан­ром, как и другие концертные произведения, раскрывающим поэтические образы, мысли, настроения. Отныне этюды стали включаться в концертные программы как серьезные и выра­зительные произведения, наравне с сонатами, балладами и другими жанрами.

Особой популярностью пользуется знамени­тый Этюд до минор № 12, получивший назва­ние «Революционный». История его создания широко известна: по дороге в Париж Шопен узнал о разгроме польского восстания. Он был в отчаянии. Его горе, гнев вылились в звуках. Так появился этюд, который звучит как призыв к борьбе за свободу родины.

Все новое, что было внесено Шопеном в фор­тепианную музыку, оказало огромное влияние на дальнейшее ее развитие. Многие композито­ры, посвятившие себя фортепиано, считали Шопена своим учителем...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры