Кто кавказский пленник жилин и костылин. Характеристика Жилина из рассказа "Кавказский пленник" Л

Главная / Чувства

Чтобы войти в мир, необходимо открыть книгу, а для этого надо подобрать особые «ключи», потому что с них и начинается путь читателя: знакомство с литературными законами, постижение художественной структуры.

В центре этого мира стоит человек, поэтому особое место в произведении занимают персонажи – действующие лица.

Образ каждого героя автор создает при помощи особых приемов. Моя задача – научить детей видеть их в тексте, чтобы составить полное впечатление о герое, научить понимать их чувства и мысли. Сравнительная характеристика даст полное представление о них.

Знания теории литературы помогут ученикам свободно ориентироваться в прочитанном, а это значит, что книга в их руках «заговорит».

Урок сопровождается презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная образовательная школа №2»

С углубленным изучением

Иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

Урок по литературе в 5 а классе

Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Учитель Швецова Елена Анатольевна

2011г

Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

Цель:

1. Обучать учащихся созданию художественного образа.

2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

3. Воспитывать грамотного читателя.

Ход урока:

I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Слайд №1

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Рисунок

1. Повторение знаний теории литературы

Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.

а) «Кавказский пленник» - это литературная сказка?

Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов;

б) Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя;

в) Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы?

В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий;

г) Эпизод и сюжет - одно и то же?

Нет, эпизод

д) Какие группы персонажей есть в рассказе?

Главные, второстепенные и эпизодические.

Назовите главных героев.

Жилин, Костылин и Дина .

А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.

Слайд №2

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.

Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

Слайд №3

Повествование:

Личное – от лица героя-рассказчика;

Безличное – от лица повествователя.

Слайд №4

Персонажи:

Главные ;

Второстепенные ;

Эпизодические .

Вы согласны со своими ответами? (да)

Оценки за ответ…

2. Работа над эпиграфом

Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

Кавказская война - самая продолжительная война.

Война не сказка об Иване,

И мы ее не золотим…

Борис Пастернак.

Прочитайте эпиграф.

Почему война не сказка?

Что значит «мы ее не золотим»?

Вывод:

Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

В рассказе изображены два офицера.

На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

3. Тема урока

Слайд №4

а). Приемы составления характеристики героев

Слайд №3

Приемы составления характеристики литературных героев:

Внешние черты (портрет);

Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

Характеристика героя другими действующими лицами

б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

- Сравним Жилина и Костылина.

Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

Что общего?

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

Различие:

I. Портрет

Найдите в тексте описание героев;

О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

Жилин – удалой, смелый, отважный.

Костылин – физически слабый человек.

Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

II. «Говорящая» фамилия

Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).

Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

Какой наш герой? (слабый).

- Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV. В плену

1. Письмо о выкупе

Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

2. Внутреннее состояние героев

Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

Во что верит Костылин? (в выкуп)

3. Занятия героев

Жилин:

Рукодельничает;

Изучает местность, так как думает о побеге;

Общается с Диной;

Лечит людей аула.

Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

Костылин:

Бездействует и стонет.

Подтвердите сказанное о героях текстом.

4. Мнение татар о героях.

Костылин – «смирный».

V. Побег

Расскажите об этом.

Как вели себя герои?

в). Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

(с использованием таблицы, составленной в ходе работы).

Жилин

Костылин

Общее

Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

Различие

I. Портрет

Удалой, выносливый, смелый.

Физически слабый.

II. «Говорящая» фамилия

Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

Жилистый, выносливый, крепкий человек.

Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.

Слабый человек.

III. Поведение героев во время нападения татар

Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

IV. В плену

1. Письмо о выкупе

Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

1. Письмо о выкупе

Трус, думает только о себе.

2. Внутреннее состояние

Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.

1. Внутреннее состояние

Душевно слаб, верит в выкуп.

3. Занятия

Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела .

3. Занятия

Бездействует, стонет.

4. Мнение татар о Жилине

Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

4. Мнение татар о Костылине

Костылин – «смирный».

V. Побег

Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

г). Значимость темы

Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

Это необходимо в жизни, чтобы:

Различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

Сделать правильный выбор друзей;

Понимать внутренний мир человека.

4. Домашнее задание:

1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»

Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

Подписи к слайдам:

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодовСюжет – это цепь событий, происходящих в произведенииЭпизод – одно событие, имеющее начало и конец
Приемы характеристики литературных героев:
Внешние черты (портрет);Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;Характеристика героя другими действующими лицами
Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»


учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Жилин и Костылин.

Сравнительная характеристика героев

рассказа Л.Н.Толстого

«Кавказский пленник»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ


обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;

учить сжато излагать повествовательный текст;

развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

продолжить работу по развитию культуры речи школьников

развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.


Человек сам отвечает за свою судьбу.

Л.Н.Толстой

Береги честь смолоду, а платье снову.

Сам погибай, а товарища выручай.

Пословицы


Вспомним прочитанное.

Композиция рассказа «Кавказский пленник»

действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями.

Экспозиция:

Завязка:

Развитие действия:

Кульминация:

Развязка:

Эпилог:

Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза.

Жилин и Костылин попадают в плен. Жизнь в плену у татар. Первый побег.

Второй побег из плена.

Жилин оказывается в своей крепости.

Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.


Характеристика литературного героя

Характер – это …

совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник»,

ведь пленников двое?

В плен попадают два офицера,

но лишь один из них / Костылин / оказался по-настоящему «пленён».

Другой офицер / Жилин /сумел освободиться,

именно он – герой рассказа Толстого.

Сравним характер и поведение Жилина и Костылина,

т.е.дадим им сравнительную характеристику


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Происхождение, род занятий

Костылин

Смысл фамилии

Внешность

Русские дворянине, офицеры, участники кавказской войны.

Жилы кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый.

Костыль высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди.

«Не велик ростом, а удал».

«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Предусмотри-тельность

Костылин

Отношение к лошади

«Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»…

«Жилин уж наперёд прикормил её (собаку)».

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (купил жеребёнком и сам выездил)».

«Матушка, вынеси, не зацепись ногой».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время встречи с татарами

Костылин

«Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».

Смелый, решительный, готовый скорее умереть, чем сдаться врагам живым.

Трус, не поддержал товарища.


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение в плену

Костылин

«Написал письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: Я уйду».

«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит».

«А сам высматривает, выпытывает, как ему бежать».

Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Мнение татар о пленниках

Костылин

Наблюдательность

«Джигит»

«Смирный»

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».

«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Поведение во время первого побега

Костылин

«Перепрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает».

«Костылин всё отстаёт да охает».

Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше, выдаёт себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) .

Знает дорогу, ведёт за собой товарища, помогает ему.

«Бросать товарища не годится».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Подготовка ко второму побегу

Костылин

Выносливость

Смекалист, находчив: наделал игрушек для Дины, попросил её принести шест для второго побега.

Непротивление судьбе: «и слышать не хочет» о повторном побеге.

«Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади».

«…не годится товарища бросать».


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Жилин

Костылин

Добрый, думает о матери, жалеет её, надеется на себя, обдумывает побег.

Слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери

Раскис, упал духом.

Сумел прижиться в ауле

Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам.

Ему интересны другие люди, любит детей.

Не принимает других людей, думает лишь о себе, эгоист.

Великодушный, честный.

Способен на предательство, трус


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Почему так по-разному сложились судьбы героев?

Какие основные черты характера они проявили?

Жилин

Костылин

Стойкость, жизнелюбие, товарищество, нравственная сила и душевная красота.

Безволие, предательство, эгоизм, физическая и духовная слабость.


Сравнительная характеристика

Жилина и Костылина

Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого:

«Человек сам отвечает за свою судьбу»?

Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Объясните смысл русских пословиц

« Береги честь смолоду, а платье снову»,

«Сам погибай, а товарища выручай »,

опираясь на прочитанное произведение

Чему научил вас рассказ

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?


В рассказе «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой противопоставляет двух героев – офицеров русской армии Жилина и Костылина, служивших на Кавказе и попавших в плен к горцам (которых в рассказе называют татарами).

Начиная читать рассказ, мы еще не знаем характеров главных героев, а только узнаем их фамилии, но у нас сразу возникает ощущение, что автору больше нравится Жилин, чем Костылин. Жилин, видимо, мужчина «жилистый», крепкий, с твердым характером, а у Костылина характер, скорее всего, как бы «хромает». Мы предполагаем, что Костылин - человек зависимый, нерешительный, нуждающийся в посторонней помощи. Дальнейшие события это подтверждают.

В плен двое офицеров попали по вине Костылина, который должен был прикрывать Жилина, а вместо этого испугался и бросился бежать. Жилин не стал держать злости на своего сослуживца, ругать, проклинать его. Это говорит о его великодушии. В плену они вели себя по-разному. Костылин по требованию горцев сразу написал письмо на родину о том, чтобы за него отдали выкуп. А Жилин намеренно указал на письме неправильный адрес, решив, что обязательно сбежит из плена. Но, кроме хитрости, Жилин проявляет и гордость, и мужество: понимая, что его могут убить, если за него не заплатят, он все равно не боится им об этом сказать («С ними что робеть, то хуже»). И татары его за это уважают. Когда решается вопрос о выкупе, Жилин ведет переговоры, диктует условия, и при этом заботится не только о себе, но и о Костылине.

В отличие от своего приятеля, Жилин не надеется на чудесное спасение и не сидит сложа руки. Он человек деятельный и все время обдумывает, как бы спастись из плена. В этом главное отличие этих двух людей. Один из них деятельный, работящий, верящий в то, что из любого положения можно найти выход, а второй – увалень, лентяй и трус. Глядя на то, как Жилин мастерит кукол или плетет плетенки, хозяйская дочь Дина испытывает к нему симпатию и начинает заботиться о нем. А по ночам Жилин роет подкоп, чтобы спастись.

Когда к побегу все готово, Жилин берет товарища с собой, он хочет спасти и его. Тот отказывается, робеет, но Жилин все же уговаривает его бежать. Побег оказался неудачным, опять же из-за Костылина. Неуклюжий, плаксивый, он натер себе ноги сапогами. Речь идет о спасении жизни, а ему идти некомфортно! Несмотря на то, что Костылин был грузным, Жилин взвалил его на плечи и долго нес. Не мог он товарища в беде оставить.

Их поймали, надели на ноги колодки и посадили в глубокую яму. Казалось бы, спасения нет. Но благодаря Дине, Жилину все же удалось сбежать. А Костылин в этот раз бежать отказался, он смирился со своей судьбой, да и состояние ему не позволяло. Вот так и бывает: тот, кто ставит перед собой цель, верит в нее и делает все, чтобы ее достигнуть, тот побеждает. А тот, у кого воли нет, кто духом слаб, того и силы оставляют.

Жилин сумел прижиться во враждебной обстановке, и это помогло ему выбраться из плена. Другого человека такой случай выбил бы из колеи, заставил бы уехать домой, но Жилин не так5ов. Он остался служить на Кавказе. А за Костылина через месяц дали выкуп, и он был отпущен еле живой. Что с ним было дальше, Толстой не сказал. Наверное, не посчитал нужным даже упоминать о судьбе этого никудышного человека.

Дата поступления: 13 Февраля 2013 в 12:40
Автор работы: o**************@mail.ru
Тип: сочинение

Скачать полностью (7.48 Кб)

Прикрепленные файлы: 1 файл

Скачать документ

Жилин,КостылинWord.doc

- 37.50 Кб

Жилин и Костылин - герои повести "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого.Они оба русские офицеры.Участвуют в войне за присоединение кавказа к России.Жилину пришло письмо от матери, которая просит приехать к ней перед смертью,проститься. Любящий сын почти без размышлений отправился в дорогу. Однако одному ехать было нельзя. Могли поймать и убить татары.Ехали группой, но очень медленно. Жилин с Костылиным решили поехать одни вперед. Жилин был осторожным и предусмотрительным. Убедившись, что у Костылина заряжено ружье, а в ножнах у него шашка, он решил подняться на гору и посмотреть, не едут ли татары. Лишь только он поднялся на лошади на вершину, он увидел тех, кого так не хотел увидеть. Совсем недалеко от него стояли татары, заметившие офицера.Жилин был храбр и,подумав, что если доьежит до ружья(оно было у Костылина), то они спасуться, закричал Костылину.Но трусливый офицер испугался за свою жизнь и убежал. совершив подлый поступок. Обоих офицеров взяли в плен,где они и встретились.Главный из татар сказал, что нужно выкуп заплатить, чтобы выпустили их.(5000 рублей).Костылин сразу же написал домой письмо, чтобы деньги выслали. А Жилин сказал. что если его убьют совсем ничего не получат, велел подождать.Письмо он на другой адрес отправил.Ему было жалко тяжело заболевшую мать, да денег-то таких уних и не водилось. Больше у Жилина из родственников никого не было. Он подумал. что сможет убежать.В плену Жилин ночью рыл подкоп, а днем делал кукол для девочки Дины.Девочка взамен приносила ему лепешки и молоко. Ленивый Костылин весь день ничего не делал, а ночью спал. И вот наступил день. когда все было готово к побегу.Они бежали вместе с Костылиным. Они истерли ноги о камни и слабого Костылина пришлось нести на себе.Поэтому их и поймали.Их посадили в большуя яму, но Дина принесла палку и помогла Жилину убежать. На этот раз Костылин испугался бежать. Жилин успел дойти до своих.Костылина же только через месяц выкупили за 5000 рублей.В итоге, в рассказе Толстого "Кавказский пленник" Жилин показывает мужество и храбрость, а Костылин- лень, трусость и слабость.

В рассказе «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой противопоставляет двух героев – офицеров русской армии Жилина и Костылина, служивших на Кавказе и попавших в плен к горцам (которых в рассказе называют татарами).

Начиная читать рассказ, мы еще не знаем характеров главных героев, а только узнаем их фамилии, но у нас сразу возникает ощущение, что автору больше нравится Жилин, чем Костылин. Жилин, видимо, мужчина «жилистый», крепкий, с твердым характером, а у Костылина характер, скорее всего, как бы «хромает». Мы предполагаем, что Костылин - человек зависимый, нерешительный, нуждающийся в посторонней помощи. Дальнейшие события это подтверждают.

В плен двое офицеров попали по вине Костылина, который должен был прикрывать Жилина, а вместо этого испугался и бросился бежать. Жилин не стал держать злости на своего сослуживца, ругать, проклинать его. Это говорит о его великодушии. В плену они вели себя по-разному. Костылин по требованию горцев сразу написал письмо на родину о том, чтобы за него отдали выкуп. А Жилин намеренно указал на письме неправильный адрес, решив, что обязательно сбежит из плена. Но, кроме хитрости, Жилин проявляет и гордость, и мужество: понимая, что его могут убить, если за него не заплатят, он все равно не боится им об этом сказать («С ними что робеть, то хуже»). И татары его за это уважают. Когда решается вопрос о выкупе, Жилин ведет переговоры, диктует условия, и при этом заботится не только о себе, но и о Костылине.

В отличие от своего приятеля, Жилин не надеется на чудесное спасение и не сидит сложа руки. Он человек деятельный и все время обдумывает, как бы спастись из плена. В этом главное отличие этих двух людей. Один из них деятельный, работящий, верящий в то, что из любого положения можно найти выход, а второй – увалень, лентяй и трус. Глядя на то, как Жилин мастерит кукол или плетет плетенки, хозяйская дочь Дина испытывает к нему симпатию и начинает заботиться о нем. А по ночам Жилин роет подкоп, чтобы спастись.

Когда к побегу все готово, Жилин берет товарища с собой, он хочет спасти и его. Тот отказывается, робеет, но Жилин все же уговаривает его бежать. Побег оказался неудачным, опять же из-за Костылина. Неуклюжий, плаксивый, он натер себе ноги сапогами. Речь идет о спасении жизни, а ему идти некомфортно! Несмотря на то, что Костылин был грузным, Жилин взвалил его на плечи и долго нес. Не мог он товарища в беде оставить.

Их поймали, надели на ноги колодки и посадили в глубокую яму. Казалось бы, спасения нет. Но благодаря Дине, Жилину все же удалось сбежать. А Костылин в этот раз бежать отказался, он смирился со своей судьбой, да и состояние ему не позволяло. Вот так и бывает: тот, кто ставит перед собой цель, верит в нее и делает все, чтобы ее достигнуть, тот побеждает. А тот, у кого воли нет, кто духом слаб, того и силы оставляют.

Жилин сумел прижиться во враждебной обстановке, и это помогло ему выбраться из плена. Другого человека такой случай выбил бы из колеи, заставил бы уехать домой, но Жилин не так5ов. Он остался служить на Кавказе. А за Костылина через месяц дали выкуп, и он был отпущен еле живой. Что с ним было дальше, Толстой не сказал. Наверное, не посчитал нужным даже упоминать о судьбе этого никудышного человека.

Жилин и Костылин - герои повести "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого.Они оба русские офицеры.Участвуют в войне за присоединение кавказа к России.Жилину пришло письмо от матери, которая просит приехать к ней перед смертью,проститься. Любящий сын почти без размышлений отправился в дорогу. Однако одному ехать было нельзя. Могли поймать и убить татары.Ехали группой, но очень медленно. Жилин с Костылиным решили поехать одни вперед. Жилин был осторожным и предусмотрительным. Убедившись, что у Костылина заряжено ружье, а в ножнах у него шашка, он решил подняться на гору и посмотреть, не едут ли татары. Лишь только он поднялся на лошади на вершину, он увидел тех, кого так не хотел увидеть. Совсем недалеко от него стояли татары, заметившие офицера.Жилин был храбр и,подумав, что если доьежит до ружья(оно было у Костылина), то они спасуться, закричал Костылину.Но трусливый офицер испугался за свою жизнь и убежал. совершив подлый поступок. Обоих офицеров взяли в плен,где они и встретились.Главный из татар сказал, что нужно выкуп заплатить, чтобы выпустили их.(5000 рублей).Костылин сразу же написал домой письмо, чтобы деньги выслали. А Жилин сказал. что если его убьют совсем ничего не получат, велел подождать.Письмо он на другой адрес отправил.Ему было жалко тяжело заболевшую мать, да денег-то таких уних и не водилось. Больше у Жилина из родственников никого не было. Он подумал. что сможет убежать.В плену Жилин ночью рыл подкоп, а днем делал кукол для девочки Дины.Девочка взамен приносила ему лепешки и молоко. Ленивый Костылин весь день ничего не делал, а ночью спал. И вот наступил день. когда все было готово к побегу.Они бежали вместе с Костылиным. Они истерли ноги о камни и слабого Костылина пришлось нести на себе.Поэтому их и поймали.Их посадили в большуя яму, но Дина принесла палку и помогла Жилину убежать. На этот раз Костылин испугался бежать. Жилин успел дойти до своих.Костылина же только через месяц выкупили за 5000 рублей.В итоге, в рассказе Толстого "Кавказский пленник" Жилин показывает мужество и храбрость, а Костылин- лень, трусость и слабость.

Жилин-проявил волю,мужество при захвате их с Костылиным в плен,отчаянно бился с татарами.Великодушный,написав письмо о выкупе,указал другой адрес т.к. не хотел расстраивать мать старушку,которая была-бедна.Добрый,замечательно относился к хозяйской дочери Дине,мастерил неё для куколок,что говорит о нём,как о творческом человеке.Не терял присутствие духа и выдержку,даже в самых критических ситуациях.Находчивый,выкопал яму в сарае для побега,после того,как их поймали,не опустил руки,всё равно сбежал при помощи девочки Дины(она подала ему длинную палку)и помогла выбраться из ямы.Отчаянно боролся за свою свободу и жизнь,из последних сил(когда оставалось совсем немного,до лагеря своих,а его заметили татары,звал на помощь казаков и полз вперёд).Он был вознаграждён за свои замечательные качества.Жилин-пример российского офицера и настоящего мужчины.

Костылин-трус(из-за него они и попали в плен),эгоист(написал письмо родным о выкупе),бездействует(сидит в яме,ноет и жалуется),при побеге(организованном Жилиным,плохо переносит боль, физические нагрузки).От второго побега отказывается,наотрез,т.к боиться расправы татар,предпочитает существовать в неволе,а не бороться за свободу.Безвольный, безхарактерный,эгоистичный, неприятный человек.


Краткое описание

Жилин и Костылин - герои повести "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого.Они оба русские офицеры.Участвуют в войне за присоединение кавказа к России.Жилину пришло письмо от матери, которая просит приехать к ней перед смертью,проститься. Любящий сын почти без размышлений отправился в дорогу. Однако одному ехать было нельзя. Могли поймать и убить татары.Ехали группой, но очень медленно.

Рассказ А.Н. Толстого «Кавказский пленник» написан под впечатлением реальных событий, участником которых автор стал во время службы на Кавказе в 1853 году. Он едва не попал в плен к горцам и в столкновении с ними потерял товарища.

Позже, возвращаясь к пережитым событиям, писатель создал образ офицера Жилина, который нашел силы выбраться из чеченского плена и сумел в сложнейшей жизненной ситуации сохранить человеческое достоинство.

Главный герой произведения Жилин – представитель дворянского сословия, но из обедневшего рода. В чертах его характера и поведении не чувствуется барства и спеси: он прост в общении, многое умеет, спокойно переносит тяготы военной службы.

Оказавшись в плену из-за неосмотрительности своего товарища Костылина, Жилин не теряет надежды на освобождение и, хорошо зная нравы горцев, старается найти с ними живой контакт: чинит сломанные часы, мастерит игрушки для детей, уверенно ведет себя во время переговоров.

Костылин не отличается такой стойкостью. Он морально раздавлен, удручен, почти впадает в отчаяние и беспрекословно выполняет требование написать домой о выкупе из плена.

Жилин в своем письме к матери указывает неверный адрес. Он по убеждению не может заставить волноваться близких и надеется только на собственные силы, убеждая Костылина бежать, не дожидаясь выкупа.

Побег оказывается неудачным, и это усложняет положение пленников. Их перестают кормить, сажают в яму и заковывают в колодки. Жилин продолжает бороться за свое освобождение и пытается поддерживать товарища, который не в состоянии самостоятельно противостоять сложившимся обстоятельствам. Жизнь Костылина сводится к ожиданию выкупа – только в этом он видит спасение и отказывается предпринимать какие-либо действия, чтобы самостоятельно вернуться домой. Костылин перестает быть хозяином своей судьбы и полностью, по-рабски подчиняется воле горцев, которые увеличивают сумму выкупа.

Жилину помогает Дина, тринадцатилетняя девочка, привязавшаяся к русскому офицеру за его доброту и неунывающий нрав. Второй побег, от которого Костылин отказался наотрез, спасает Жилина от верной смерти.

Герои наделены говорящими фамилиями. Такой прием автор использует, чтобы подчеркнуть жизнестойкость своего главного персонажа и слабость характера его товарища. Этой же цели служит портретная характеристика: Жилин худощав, подтянут, подвижен; Костылин медлителен и грузен настолько, что задыхается при ходьбе. Противопоставление героев не бросается в глаза, но служит раскрытию основной идеи произведения: Жилин оказывается на свободе только в силу своих личных качеств. Судьба Костылина остается неизвестной, однако читатель может предположить, что сломленный человек вряд ли дождется избавления.

Выводы сайт

  1. Жилин хорошо знает жизнь. Он небогат и может надеяться только на себя. Костылин изнежен, хорошо обеспечен; в плену он сразу же принимает условия выкупа.
  2. Жилин деятелен, наблюдателен, дружелюбен даже по отношению к пленившим его горцам. Костылин пассивен, подавлен, замкнут, не способен в сложной ситуации принять самостоятельное решение.
  3. Жилин подтянут, легок в движениях, терпеливо переносит боль и голод. Костылин грузен, слаб физически, болен. Его жизненных сил не хватает, чтобы без помощи со стороны родных выбраться из плена.
  4. Жилин борется за свою жизнь и не теряет человеческого достоинства. Костылин не справляется с трудностями и в условиях плена деградирует как личность.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры