Кудряш из драмы гроза. Душевная драма Катерины в пьесе «Гроза

Главная / Чувства

Иван Кудряш представляет собой образ простого парня из народа, такого, которому никто не указ. Даже фамилия его является такой звучной и простой – Кудряш. Такое сочетание звуков выражает его бодрую и удалую натуру, свободолюбие.
Он действительно как кудряшка на ровной прическе – своевольная и неподвластная, но при этом обладающая собственной красотой. В Иване есть определенное достоинство и в какой-то степени он даже превосходит более статусных людей в этом параметре. К примеру, именно Кудряш старается помочь Борису нравственным советом, именно он имеет некоторые намерения сделать Дикого более терпеливым и добрым к людям.

В этом образе Островский рисует красоту народного духа, такого простого парня из народа, который, хотя и является хулиганистым и своевольным, все-таки придерживается некоторых принципов. Этот верный человек всегда будет следовать за собственной любовью и он легко сбегает с Варварой, не боится тайных свиданий с нею.

Помимо этого конторщик является чутким к другим людям, он не услужливый и не перед кем не лебезит, но имеет настоящее сострадание. Хотя, конечно, в какой-то степени этот образ является немного гипербализированным и подобных людей в описанной автором «чистой» форме мы не часто можем увидеть в повседневности. Тем не менее, легко понять, о чем нам хочет сказать Островский этим образом.

Кудряш представляет собой образ простого народа, в частности русского народа, который характеризуется откровенностью и честностью, способностью отстаивать собственное мнение и убеждение. Однако, если рассмотреть немного глубже, то Ваня также умело пользуется ситуацией, ведь он нужен Дикому и поэтому в том числе позволяет себе некоторую своевольность и немного грубое отношение.

Сам по себе он хотел бы урезонить Дикого, но опасается, а на его сторону более никто не станет. Поэтому Кудряшу и остается только вести себя так, как он вел себя ранее. В этом заключается его свобода, которую он не хочет никак ограничивать.

Итогом становится побег, который весьма символичен, так как подчеркивает натуру этого героя. Кудряш убегает с Варварой как бы за пространство самой пьесы и таким образом преодолевает некие рамки. Он убегает с Варварой от злобной Кабанихи и этим подчеркивается стремление свободного духа героя избегать всяческих внешних отрицательных воздействий, которые его ограничивают.

2 вариант

Островский написал огромное количество разных произведений, которые изучаются в школе. И одним из них является «Гроза». Одним из главных героев является Иван Кудряш. И хотя он обычный парень, вот только для него не существует приказов от других людей, он пользуется только теми, что придумывает сам, и никто не может его в этом переубедить. Да и фамилия у него не только простая, но и звучная. Больше всего на свете ему нравится свобода, и он ни на что не променяет ее.

Его прическа очень даже нравится всем окружающим. Ее не нужно подкручивать, а все потому что волосы у него вьются самостоятельно, а ведь многие об этом мечтают. Кроме этого многие обращаются к нему за помощью и ни одному из них он еще не отказал. Он всегда помогает тем, кому требуется помощь или дельный и нужный совет. Только ему удалось помочь и немного поменять Дикого. И благодаря нему он стал немного терпеливее и добрее к людям, а ведь раньше за ним такого не наблюдалось. А Борис обратился к нему за советом, который никто не мог ему дать раньше.

Этим автор показывает, что он хоть и властный и вольный парень, который может делать все что хочет и никто ничего не может ему запретить, но тем не менее душа у него очень добрая и пройти мимо он никогда не сможет. У него имеются определенные принципы, которые нарушить он никогда не сможет. Когда ему понравилась Варвара, то он стал постепенно ее добиваться и, хотя это было очень сложно, но отступать парень не собирался. И вот однажды ему все это удалось добиться, и теперь они встречались тайно каждый день. А когда девушка предложила ему сбежать подальше отсюда и жить спокойно и больше не прятаться, то парень без раздумий согласился.

Он никогда ни перед тем кем не лебезил и если действительно человек ему не нравился, то он без лишних проблем мог об этом сообщить и ничего и никого никогда не боялся. Хотя на самом деле таких людей очень мало или практически нет. Но, тем не менее, каждый читатель может легко и просто понять, что именно этим хотел донести до нас автор.

А поскольку он честный и добрый, то всегда и до последнего будет отстаивать то, что пришло ему в голову, а также и то, что он действительно считает правильным вариантом. Но вот однажды наступает такой момент, когда он просто пользуется ситуацией и эта ситуация связана с Диким. В этом случае он относится к нему грубо и не совсем правильно. Он прекрасно знает, что Дикий никогда и никому не будет уступать и поэтому сейчас он встает на его сторону. Кроме этого он уверен на сто процентов, что кроме него на его сторону больше никто не встанет.

И единственным правильным вариантом является побег вместе с любимой отсюда навсегда. И благодаря этому он сможет защитить не только себя, но и свою любимую.

Сочинение на тему Кудряш

Александр Николаевич Островский создавал драму «Гроза» в момент назревшего конфликта между старым миром, живущим по укоренённым обычаям, отвергающим новое, и молодым поколением, желающим прогрессировать, выступающим против патриархальных обычаев. Это противостояние легло в основу произведения.

Одним из второстепенных персонажей пьесы, представителем нового мира является Кудряш Иван. Писатель знакомит читателя с данным персонажем в первой сцене пьесы, из которой становятся известны порядки Калинова.

А. Н. Островский использует в пьесе такой художественный приём, как говорящая фамилия, передавая, таким образом, основные черты персонажей. Исходя из этого, об Иване можно сказать, что его фамилия связана с кудрявыми волосами – чертой русского народа, характеризует парня как сильного, доброго, удалого.

Кудряш конторщик купца Дикого, песенная натура. В отличие от других работников он способен дать отпор «тёмному царству», отвечает своему начальнику той же грубостью, поэтому имеет репутацию грубияна, по его же словам. Дикой не выгоняет парня, так как тот отличный работник.

Иван считает себя непостоянным, ветреным человеком, говоря о себе: «Больно лих я на девок-то…». Но долгое время парень встречается с Варварой Кабановой втайне от матери девушки, Кабанихи. Несмотря на высокое чувство даже в отношении к возлюбленной он проявляет грубость, встречая её следующей фразой: «Ты что ж так долго! Ждать вас еще! Знаешь, что не люблю!». Ради Варвары Иван готов на многое, но считает, что замужние девушки должны сидеть дома, сам же любит свободу и боится её потерять.

Иван не осуждает отношений замужней Катерины и Бориса, будучи чутким, внимательным к другим людям предупреждает парня, что такая любовь может оказаться губительной для Катерины и оказывается прав.

В финале произведения, когда тайные свидания вскрылись, долгое время внешне подчиняющаяся старому миру Варвара и Кудряш больше не желают следовать патриархальном обычаям. В отличие от Бориса Иван способен постоять за свои чувства, поэтому убегает с возлюбленной из дома, так как не в силах терпеть самодурство, гнёт представителей «тёмного царства».

Так А. Н. Островский с помощью образа Кудряша раскрывает в произведении проблему непримиримого противоречия общества в период предреформенного подъёма.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Репина Бурлаки на волге (описание)

    «Бурлаки на Волге» - это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

  • Характеристика и образ Якова в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

    Особенностью композиции поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является включение вне сюжетного элемента - сказа «Про холопа примерного, Якова Верного».

  • Сочинение Мое любимое занятие чтение книг

    Все люди по-разному проводят свободное время. У каждого человека есть какие-то пристрастия. Кто-то любит спорт, кто-то – танцы, кто-то нашел свое призвание в кулинарии, а я люблю читать.

  • Сочинение Взаимоотношения человека и природы рассуждение

    Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.

  • Вот и пришла зима! Для меня это самое волшебное время года. Зимой, конечно, холодно, но очень красиво. Я люблю смотреть как порхает белый пушистый снежок, укрывая мягкой периной дома, деревья, дорожки и все вокруг.

«Гроза» одно из самых известных произведений Островского. Пьеса написана автором в момент, когда общество притаилось в ожидании назревающих перемен. Вырисовывался явный конфликт между консерваторами, живущих по старым законам и миром молодого поколения, представляющего собой прогрессивную силу. Об одном из таких представителей молодежи, не боящегося перемен и идущего им навстречу, пойдет речь. Образ и характеристика Вани Кудряша в пьесе «Гроза» не настолько ярки, как у главных героев. Он второстепенный персонаж, но без него произведение не получилось бы таким целостным. Доброта и искренность Ивана привлекают читателя с первых минут. Он борец по жизни, несмотря на простоватую внешность, так противоречащую характеру.



Иван Кудряш – молодой парень. Возлюбленный Варвары Кабановой, дочери Кабанихи.

Образ и характеристика

Иван молодой, статный и сильный юноша. Работает на Дикого конторщиком.

Единственный, кто не боится и может дать отпор купцу , держащему в страхе городское население.

«…Чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею…»

Грубый. Иван не из тех, кто пресмыкается и лебезит. Ответит, так ответит, мало не покажется. Речь его без изысков, зато понятна каждому.

«Я грубиян считаюсь, за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

Дикого все устраивает. На грубость Ивана помещик закрывает глаза, не обращая внимания на амбициозного парня. Все прощает. Не наказывает, не прогоняет. Видимо оба нуждаются друг в друге. Кудряшу это на руку, не приходится проявлять героизм, пытаясь что-то доказать.

Бойкий. Бесстрашный. Ивана ничем не запугать. Страх ему несвойственен. Даст отпор любому, кто попробует на него голос повысить. За словом в карман не лезет.

«Он - слово, я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним раболепствовать не стану».

«Я за свою…да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!».

Талантлив. Иван музыкально одарен. Парень не выпускает гитару из рук, постоянно наигрывая какие-то мелодии и что-то напевая себе под нос.

«…Берет несколько аккордов на гитаре».

С таким талантом ему самое место в музыкальной консерватории, а вместо настоящих ценителей музыки приходится развлекать местную публику.

Ветреный. Несмотря на то, что у Ивана есть девушка, парень все равно заглядывается на других. Знает эту слабость, но ничего поделать не может. Против природы не попрешь.

«Больно лих я на девок-то…».

Простоват. Кудряш отличается простотой, что думает, то и говорит. Выражает чувства откровенно, без фальши и притворства.

Свободолюбив. Самое страшное для Ивана потерять свободу, которую парень очень ценит. Все его нутро протестует против рабства и слепого подчинения.

Целеустремленный. Доводит начатое до конца. Не пасует перед обстоятельствами. Идет вперед навстречу мечте.



Отношения с Варварой. Иван и Варвара встречаются давно. Насколько серьезны их чувства непонятно. Может это баловство, может в дальнейшем пара создаст семью. Время покажет. Некоторая холодность присутствует на их тайных свиданиях. На Варю постоянно нападает зевота от скуки. Парень тоже сдержан. Проявление чувств ему не свойственно. Он ко всему относится с долей холодного равнодушия. Иван в разговоре с Варей не церемонится, бывая груб.

«Ты что так долго? Ждать вас еще! Знаешь, что не люблю!».

Они больше похожи на закадычных друзей, чем на сгорающих от страсти влюбленных. В финале произведения молодые сбегают из дома вместе. Иван не бросил Варвару, как поступил Борис. Еще раз доказав, что способен на поступки и привык подтверждать слова делом.

Совестливый. Кудряш шибко переживал, узнав, что Борис увлекся Катериной. Женщиной, состоящей в браке. Он считал, что это не по-людски.

Жалко ему ребят от души. После долгих раздумий, невзирая на угрызения совести в итоге идет навстречу, вместе с Варварой участвуя в организации свидания молодых.

Кудряш. Гроза. Цитатная характеристика. Критика
Место в сюжете
Ваня Кудряш - это молодой человек, возлюбленный Варвары Кабановой. Ваня Кудряш работает конторщиком у вздорного купца Дикого. Кудряш - сильный, крепкий парень.
Ваня Кудряш - грубиян и парень с характером. Он не боится купца Дикого, которого в городе боятся все. Кудряш и Варвара Кабанова тайно встречаются за спиной у Кабанихи, матери Варвары.
В конце пьесы Варвара убегает с Кудряшом из дома.
Цитатная характеристика
Возраст: "...молодой человек..."
Внешность: статный, сильный мужчина: "...Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили..."
С характером. Он не боится вздорного купца Дикого и умеет дать ему отпор: "...он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею..."
Грубиян: "...Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится..."
Бойкий, за словом в карман не полезет. Он не хочет рабствовать перед Диким, которого все боятся: "...Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану..." "...Я за свою да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!.."
Любит играть на гитаре и петь: "...Кудряш берет несколько аккордов на гитаре..." "...(входит с гитарой). <...> Да со скуки песенку споем. (Поет.)..."
Непостоянный, ветреный парень, "лихой на девок": "...Тебе это, может быть, все равно: ты одну бросишь, а другую найдешь..." (Борис о Ку
·дряше) "...Больно лих я на девок-то!.." (Кудряш о себе)
Отношения Кудряша и Варвары Кабановой. Кудряш и Варвара долгое время тайно встречаются за спиной у Кабанихи: "...Показываются Кудряш и Варвара. Целуются..." Кудряш довольно грубо разговаривает с Варварой: "...Ты что ж так долго? Ждать вас еще! Знаешь, что не люблю!.." (упрекает Варвару, что та опоздала) Варвара холодно ведет себя с Кудряшом, как с давно знакомым: "...Ну, прощай! (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.) Завтра, смотрите, приходите пораньше!.."
Финал. Варвара убегает с Кудряшом из дома - подальше от злой матери Кабанихи: "...Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут..." (Тихон Кабанов о Варваре)

Критика об образе Кудряша
"...Варвара и ее возлюбленный Кудряш. Оба они натуры бойкие, смелые и веселые. <...> ...простотою отличается и Кудряш, выражающий свои чувства вполне откровенно: заподозрив Бориса в ухаживании за Варварой, он, полный негодования, угрожает перервать ему за это горло; но с жалостью и человеколюбием относится к тому же Борису, когда узнает, что тот полюбил замужнюю..." (С. З. Бураковский, книга "А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся", 1904 г.)
15

Варвара и Кудряш – «жертвы» самодуров, но не пассивные, потому что занимают активную позицию.

Варвара – дочь купеческой вдовы Марфы Игнатьевны Кабановой. Девушка не противостоит открыто своей матери, когда та читает наставления и точит своих домашних, как ржа железо. Варвара только делает вид, что слушает свою мать, а сама поступает по-своему. Например, когда семейство Кабановых гуляет по бульвару и Марфа Игнатьевна сетует на то, что «не очень-то нынче старших уважают», Варвара говорит про себя: «Не уважишь тебя, как же!» Она не спорит с матерью, когда заходит разговор, «близкий сердцу», лишь снова про себя ворчит: «Нашла место наставления читать».

Легкомысленная, весёлая и беззаботная девушка не отличается болезненной совестливостью и сосредоточенностью на серьёзных нравственных вопросах, не утруждает себя размышлениями о грехе, как это делает Катерина. Жена брата с её нравственными метаниями кажется Варваре «мудрёной». Жизненная философия дочери Кабанихи проста: «…делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Она приспосабливается к тем обстоятельствам, в которых находится, утверждая, что весь дом на обмане держится, значит, без обмана не проживёшь.

Ваня Кудряш такой же весёлый и беззаботный, как и его подруга Варвара. Он работает конторщиком у Дикого и очень гордится тем, что не даёт спуску этому «ругателю»: «…он – слово, а я – десять; плюнет да и пойдёт». На чём же основывается уверенность Кудряша, что он, Ваня Кудряш, ни за что не станет «рабствовать» перед своим начальником? Иван знает, что богатый купец нуждается в нём, как в конторщике, грамотном человеке. Однако когда мещанин Шапкин предлагает отойти в сторону, чтобы «пронзительный мужик» не привязался, Ваня Кудряш благоразумно соглашается.

Таким образом, и Варвара, и Ваня Кудряш умеют вовремя «отойти в сторону», чтобы избежать «грозы». Это не очень сложные характеры, не склонные драматизировать ситуацию и умеющие приспособиться к обстоятельствам. Любовная линия этих героев развивается параллельно истории взаимоотношений Катерины и Бориса. Если любовь Катерины к Борису – это и сильная страсть, и трагедия, то связь Кудряша и Варвары напоминает взаимоотношения супругов, которые уже давно привыкли друг к другу. Создаётся впечатление, что они проводят вместе время от скуки. На это указывают авторские ремарки: «Варвара прилегла к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет». Прощаясь с любимым, Варвара «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого».

Если любовная история Катерины и Бориса заканчивается трагически, то Варвару и Кудряша ожидает довольно-таки благополучная развязка: они вместе бегут из города. Об этом мы узнаём из рассказа Тихона Кулигину: «Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела да и была такова – взяла да ушла… Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».

И Варвара, и Кудряш, при всей бесшабашности характера, по-своему добры, способны понять другого человека и посочувствовать ему. Например, дочь Кабанихи понимает, что Катерина не любит своего мужа, догадывается, что невестка влюблена в Бориса. Но легкомысленная девушка не может постичь глубины характера Катерины, её высокой совестливости. Устраивая своей невестке свидание с Борисом, она не задумывается, что подталкивает её к гибели. Девушка живёт одним днём, в отличие от Катерины, не боится грозы как наказания за грехи. Она не осуждает жену своего брата за «незаконную» любовь, признаваясь ей: «Я хуже тебя». Варвара убеждает Катерину в том, что ничего страшного нет, если та увидится с Борисом: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» Легкомысленная Варвара не понимает, что её жизненная позиция совершенно неприемлема и даже губительна для Катерины.

Кудряш же, напротив, предостерегает Бориса от встреч с замужней женщиной: «Ведь это, значит, вы её совсем загубить хотите, Борис Григорьевич!»

Варвара и Ваня Кудряш – второстепенные персонажи пьесы. Какую же роль они играют в «Грозе»?

Драматург проявляет мастерство в создании различных психологических типов. Не все «жертвы» «тёмного царства» одинаковы, не все пассивно несут гнёт «самодуров». Кудряш и Варвара – активные натуры. Конечно, они не обладают силой и глубиной характера Катерины, они не вступают в открытый конфликт с хозяевами города, а предпочитают приспосабливаться к обстоятельствам. Но их побег из Калинова свидетельствует о том, что «дети» не собираются терпеть давление и гнёт «отцов», они отстаивают свою свободу и независимость.

Кроме того, бесшабашная связь Варвары и Кудряша оттеняет трагичность любви Катерины к Борису. Эти пары соотносятся по принципу «простота – сложность», «лёгкость – драматизм» отношений.

Мастерство А. Н. Островского заключается в том, что он создал яркие, психологически достоверные характеры.

Система образов в драме А.Н. Островского “Гроза”.

Образ Дикого.

В комедии Островского “В чужом пиру похмелье” так определяется значениеслова «самодур»: «Самодур - это называется , коли вот человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Это - дикий, властный человек, крутой сердцем».

Таким самодуром, поведением которого руководят только необузданный произвол и тупое упрямство, является Савёл Прокофьевич Дикой. Дикой требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не прогневить его. Особенно тяжко приходится его домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. В конец затравил Дикой племянника Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.

Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться», особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разговоре с Кулибиным.

Кулибин обращается к Дикому с просьбой дать 10 рублей на устройство солнечных часов города.

Дикой: А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает!...

Кулибин: За что, сударь, Савёл Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой: Отчет, что ли, я стану тебе давать? Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и всё. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай: говорю, что разбойник, и конец! Что же ты судиться, что ли, со мной будешь! Так ты знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Дикой чувствует свою силу и власть - власть капитала. Ради денег Дикой готов пойти на какое угодно мошенничество и обман. Вот один из его приемов: «Много у меня в год-то народу перебывает… не доплачу им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из того тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»

Деньги - это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман , для Дикого мучительно. «У него в доме никто и пикнуть не смеет о жалованьи: изругает на чем свет стоит.» Лучше всего говорит об этом сам же Дикой: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое? Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу! Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет…» «Пронзительный мужик», - так характеризует Дикого за грубость Кудряш.

Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам и по чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себя.

Другая причина, помогавшая процветанию самодурства (кроме власти денег), - невежество. Невежество Дикого особенно наглядно проявляется в сцене его разговора с Кулибиным относительно устройства громоотвода. Дикой кричит на Кулибина: «Какое еще там елестричество? Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…»

Язык человека, манера говорить и сама интонация речи обычно свидетельствует о характере человека. Это в полной мере находит подтверждение в языке Дикого. Речь его всегда груба и насыщена бранными выражениями и эпитетами: разбойник, червяк, дармоед, дурак и т.п. А искажение им иностранных слов (езуит, елестричество) только подчеркивает его невежество.

Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «Темного царства».

Образ Кабанихи.

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) позволяет нам познакомиться еще с одной разновидностью представителей «темного царства», такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и мрачной.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулибин.

Действительно, Кабанииха прежде всего ханжа, прикрывающая и оправдывающая свои действия идеалами домостроевской старины. Кабаниха строго соблюдает все обычаи и порядки этой патриархальной старины. Она требует, например, чтобы Катерина при расставании с мужем обязательно «выла» и чтобы она не обнимала его, а кланялась ему в ноги.

Новые порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Всех хочет она заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, своей инициативы. «…Ничего-то не знают, никакого порядка» - думает она о молодых, - «что будет, как старики перемрут , как будет свет стоять, уж и не знаю».

Как истинная блюстительница старины, Кабаниха суеверна. У нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своем доме странниц вроде Феклуши. Но деспотизм ее в домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого.

Дикой покричит, поругается, сгоряча даже прибьет, да и остынет, а Кабаниха мучит и преследует свои жертвы изо дня в день, истязает хладнокровно, настойчиво, точит «как ржа железо». Она свела в могилу Катерину, из-за не ушла из дому Варвара, а Тихон потерял способность думать и жить самостоятельно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась».

Кабаниха также невежественна, как и Дикой. Она не может помириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» - паровоз. «А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду», - решительно заявляет она.

Впрочем, Кабаниха уже предчувствует, что старине приходит неизбежный конец, что наступают тяжелые для нее времена.

Кабаниха умнее Дикого. В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова. Это единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой. Она выступает как своеобразный теоретик старого уклада.

И язык ее богаче и сложнее , чем язык Дикого. В нем тоже проскальзывают иногда грубые выражения, но не они характерны для ее речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи («В ноги! В ноги!», «Ну, разговаривай еще!»). Заметный отпечаток на ее речь наложила та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своем доме. В речи Кабанихи встречаются и пословицы, и образные обороты народной речи. Все это делает язык Кабанихи своеобразно колоритным, хотя и не смягчает общий облик этой властной, суровой, непреклонной блюстительницы устоев «темного царства».

Деспотизм, ханжество, невежество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев - таковы черты внутреннего облика Кабанихи, делающие ее наряду с Диким суровой и еще более страшной хранительницей устоев «темного царства».

Образ Бориса.

Борис Григорьевич служит в доме Дикого. Это молодой человек, порядочно образованный. Он воспитывался в культурной семье (его отец, брат Дикого, женился на дворянке), учился в московской коммерческой академии, но внезапно умерли его отец и мать, и он уехал из Москвы к дяде в надежде получить от него завещанные бабушкой деньги.

На беду Бориса, бабушка, завещая деньги, обусловила их получение почтительностью к дяде, т.е. к Дикому. И таким образом Борис попал в полную зависимость от Дикого. Зная характер Дикого, Кабаниха справедливо говорит Борису: «Это значит, сударь, что вам наследство не видать никогда».

Борис «живет в племянниках» Дикого, т.е. находится в безраздельной власти дяди, служит у него без всякого жалованья в надежде лишь на его милости. Но милостей этих он скорее всего не увидит.

Борис Григорьевич по своим внутренним данным - человек неяркий, «незначительный», хотя и не лишенный «известной степени душевного благородства» (Добролюбов), отзывчивости, добросердечности, скромности, простоты и деликатности в обращении с людьми. Но не лишенный душевного благородства, он отличается робостью, пассивностью, бесхарактерностью, безволием.

Своей робостью и бесхарактерностью он губит и себя и своих близких. Он теряется и отступает перед окружающей его грубостью. Понимая, что Дикой не признает его почтительности, как бы он ни старался ее проявить, и поэтому не оставит ничего по завещанию, а если и оставит, то разве «какую-нибудь малость», Борис все-таки живет у него, оправдывая себя жалостью к сестре. На жалобу страдающей и горячо любимой им Катерины взять ее с собой он отвечает отказом, не имея ни сил, ни решимости покончить с зависимостью от дяди и начать самостоятельную жизнь. Загнанный и забитый самодуром - дядей, он даже в последние минуты расставания с Катериной не может преодолеть рабьего страха: «Не застали бы нас здесь!»

По справедливому замечанию Добролюбова, «Борис не герой, он далеко не стоит Катерины, он и полюбила его больше на безлюдье. Он хватил «образования» и никак не справится ни со старым бытом, ни с сердцем своим, ни со здравым смыслом, ходит, точно потерянный. При первом свидании с Катериной, когда он говорит о том, что ее ждет за это, Борис прерывает ее словами: «Ну что об этом думать, благо нам теперь хорошо». А при последнем свидании плачет… Словом, это один из тех незаурядных людей, которые не умеют делать того, что понимают и не понимают того, что делают. Образование отняло у него силы делать пакости, - правда , но и не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие; оно даже не развило в нем способности вести себя так, чтобы оставаться чуждым всему гадкому, что кишит вокруг него, нет, мало того, что не противодействует, он подчиняется чужым гадостям, он волей --неволей участвует в них и должен принимать все их последствия.»

Борис, несомненно, обманул надежды Катерины, которая вправе была ждать и ждала от него помощи и поддержки.

Заурядный по своим природным способностям, лишенный ума и сильной воли, и подлинного чувства, Борис оказывается пришибленным деспотичными условиями Дикого.

Подчиняясь произволу Дикого, он не только не спас Катерину, но и себя погубил, превратившись, несмотря на свое образование, в простого приказчика, в покорного исполнителя воли Дикого.

Борис - это человек, который вместо того, чтобы преодолевать и побеждать препятствия, пасует перед ними и приспосабливается к окружающей среде, теряя при этом свое лицо , поступаясь своим человеческим достоинством.

В этой жалкой роли бесцветного человека, покорного деспотичному самодурству, виноваты как сам Борис, так и окружающая его среда.

Образ Кудряша

Кудряш представляет собой полную противоположность Бориса. Кудряш - конторщик Дикого. Это человек острого, наблюдательного ума, волевого склада, своеобразного чувства собственного достоинства и грубоватого простодушия. По-своему добрый и честный, он, предвидя горестные для Катерины последствия ее увлечения, предупреждает Бориса: «Эх, Борис Григорьевич, бросить надоть!» Кудряш не только добр и честен, но и смел в поступках, дерзок на язык. Встретив Борис на месте своих обычных свиданий с Варварой и подозревая в нем соперника, он ему говорит: «На этой дорожке вы со мной ночью не встречайтесь, чтобы, сохрани господи, греха какого не вышло… Я за свою, да я не знаю, что сделаю, горло перерву!» (III,2). Он не спускает и своему хозяину. О Диком говорит: «Он слово, а я - десять; плюнет да и пойдет». Избавляя Варвару от домашней тирании, Кудряш не долго думая, покидает родной город вместе с ней.

Кудряш не одобряет разнузданного своеволия властвующих в жизни людей: «Нешто они обращение понимают.» Он осуждает их жестокость. Он готов и одернуть их, постращать какого-либо Дикого в темном переулке: «Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать отучили».

Однако недовольство кудряша носит личный и частный характер. До серьезного общественного протеста он не дорос. Самое большее, на что он способен - это критиковать дурные поступки. Осуждая дурных людей, он не видит за ними порочных социальных устоев. Вот почему Дикой, снося его непокорство , дерзости, держит у себя. Они нужны друг другу.

Протест Кудряша имеет целью, главным образом, охрану собственной личности. Ощущая в себе «силушку по жилушкам переливающуюся», малоразвитый, он увлекается подвигами молодецкого «разгула», ухарской «лихости». Он чем-то сродни лихачу Кудрявичу из песни Кольцова, у которого

С радости - веселья

Хмелем кудри вьются;

Ни с какой заботы

Они не секутся.

Вовремя да впору

Медом речи льются

И с утра до ночи

Песенки поются.

Но нельзя трактовать образ Кудряша только как песенника, балагура-гитариста. Как в Кольцовском «Удальце», в нем проснулось недовольство окружающим, стремление к его осознанию. Кудряш в зависимости от условий своего бытия может пойти двумя разными жизненными путями. Он может, переходя от хозяина к хозяину, растить в себе недовольство и дойти до понимания жизни, основанной на эксплуатации, на власти одних и кабале других. Но вполне допустимо и то, что он вернется с Варварой в калинов, получит прощение Кабанихи, станет ее главным приказчиком, а затем вместе с Тихоном и наследником огромного состояния. При таком обороте дела из него может получиться ловкий купчина, по сравнению с Диким несколько облагороженный, но по существу защищающий те же общественные устои.

Образ Варвары.

Варвара - дочь Кабанихи - показана доброй, как и Тихон, но в отличие от него более смышленой, умной, смелой, своенравной! Варвара духовно примитивна. Ее примитивизм - прямое порождение косногокупеческого мира.

В доме Кабанихи, державшемся на обмане и соблюдении внешней обрядовой стороны морально-бытовых устоев, отсутствовали условия для внутреннего роста и нравственного совершенствования. “И я, - заявляет Варвара, - не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара руководствуется во всех своих деяниях и поступках инстинктом самосохранения, житейским практицизмом. Морально непритязательная она следует принципу, выработанному взрастившей ее ханжеско-хищнической средой: “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”.

Исходя из этого принципа, она позволяет себе больше того, что допускалось бытовыми обычаями: “Что за охота сохнуть-то”.

Она гуляет с Кудряшом, таясь от матери. Ей же принадлежит и инициатива устройства “преступного” свидания Катерины с Борисом.

Окружавшая ее с детства среда хищничества и деспотизма воспитала в ней черты грубоватости и развязности. Возможно, что, оттеняя именно эти особенности дочери Кабанихи, Островский назвал ее Варварой, что значит по-гречески “грубая”. А по словарю Даля шуточное “варварить” означает “праздновать, кутить, гулять”.

Обстановка тогдашней среды ограничила внутренний мир Варвары тесным кругом чувственных интересов, но не закрыла для нее совсем возможности духовного развития. Бывало на улице, она наблюдала другие нравы, встречалась с другими людьми.

Варвара сочувствует Катерине, презирает бесхарактерность брата и возмущается грубой бестактностью бессердечной матери, не оставляющей в покое своих близких даже на улице. “Нашла место наставления читать” - говорит она “про себя” о матери.

При всей своей хитрости, приспособляемости и нравственной примитивности Варвара не смогла выдержать домашней тирании. Она бежит из дома своей матери.

Перед Варварой путь открыт как к доброму, так и злому. Добрые задатки в ней, несомненно, есть. Так, она признает перед Катериной свои моральные недостатки (“Я хуже тебя”). Она не чужда доброты и сострадательности. Освободившись от тлетворного влияния матери, она, вероятнее всего, будет развивать лучшие стороны своей натуры.

Образ Тихона .

Тихон Иванович Кабанов - купеческий сын, скромный, добрый, но весьма недалекий, робкий, безвольный, бесхарактерный по натуре, да к тому же в конец забитый своей деспотичной матерью.

И мать, и Кудряш “честят” его “дураком”, но это несправедливо. Часто он судит куда более здраво, чем Кабаниха. Так на вопрос матери: “Променяешь ты жену на меня?” - он резко отвечает: “Да для чего же мне меняться? Я обеих люблю”. На ее же упрек: “Станет ли тебя жена бояться после этого?” - он опять-таки разумно говорит: “Да зачем же ей бояться? С меня и того хватит , что она меня любит”.

Тихон видит муки Катерины и жалеет ее, сочувствует ей. В этом проявляется его глубокая человечность.

Верная укладу старины, Кабаниха воспитывала сына по заветам “Домостроя”, понимаемого еютолько как заветы страха и наказания.

Она обезволила Тихона. Бессильный бороться против деспотичного произвола своей матери, Тихон решил беспрекословно выполнять ее распоряжения. Но все его старания оказываются напрасными: он не может предугадать всех проявлений ее самодурства. С горечью восклицает он: “Я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем”.

Измученный постоянными укорами, попреками, нравоучениями, носящими характер измывательства, лишенный всякого проявления самостоятельности, Тихон старается заглушить свою горечь вином.

Островский хотел подчеркнуть безответную покорность и скромность сына Кабанихи даже самим именем, назвав его Тихоном. Но как же сгустиласьв изображаемой действительности атмосфера произвола и насилия, если буря возмущения поднимается даже в сердцах самых кротких и смирных! Все время остававшийся безропотной жертвой Тихон, доведенный до отчаяния смертью Катерины, забыв робость и страх, превращается в обличителя: перед всем народом бросает он в лицо своей матери жестокие, но справедливые слова осуждения: “Маменька, вы ее погубили. Вы, вы, вы”.

Как и все другие действующие лица “Грозы”, Тихон является лицом типичным в мире социально-экономического и семейно-бытового деспотизма. Вспоминая свою поездку в Нижний в начале 60-х г.г., известный провинциальный актер и режиссер П.М. Медведев рассказывал: “Мой попутчик был живой Тихон. “А я, братец, Кулигин, как выехал, так и загулял”. Этот молодой купчик был истинно таким. Сколько я с ним, пьяным, муки принял - одному богу известно! В дороге он мне рассказывал про строгость его отца, про забитую жену, словом - историю “Грозы”.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры