Легендарная "травиата" вернулась в большой театр под бурные овации. Легендарная "травиата" вернулась в большой театр под бурные овации Опера «Травиата» в Большом театре

Главная / Чувства

Легендарная опера Джузеппе Верди "Травиата" вновь украшает репертуар Большого театра России. Спустя 12 лет она вернулась на историческую сцену главного театра страны в постановке одного из самых востребованных режиссеров мира - американки Франчески Замбелло. И приняла ее московская публика воскресным вечером с распростертыми объятиями.

В 1848 году Дюма-сын издал роман "Дама с камелиями". Пять лет спустя Верди представил на суд публики оперу "Травиата" /в переводе с итальянского - "Падшая"/. Маргарита стала Виолеттой, Арман - Альфредом, однако суть осталась прежней: это история трагической и невозможной любви куртизанки и молодого человека из приличного общества. Опера увидела свет 6 марта 1853 года в Венеции и потерпела скандальный провал. Однако композитор был уверен, что она добьется признания. И через год так и случилось - "Травиата" была вновь поставлена в Венеции и имела огромный успех.

В Большом театре "Травиата" появилась практически с пылу с жару - в 1858 году, на итальянском языке. В русском переводе московские театралы смогли услышать ее в 1872 году. С тех пор она ставилась множество раз. Вошла в историю Большого постановка, которую осуществили в 1953 году Александр Мелик-Пашаев и Борис Покровский. Она продолжалась в репертуаре более 40 лет. Последняя постановка "Травиаты" состоялась здесь в 1996 году. В качестве режиссера себя попробовал легендарный танцовщик Владимир Васильев, тогда - художественный руководитель и генеральный директор театра. Однако с 2000 года опера Верди в Большом не шла. И вот теперь, спустя 12 лет, "Травиата" возвращается на сцену главного театра страны и под аплодисменты.

Осуществила российскую постановку звездная команда. В нее вошли дирижер Лоран Кампеллоне, художник Питер Джон Дэвис и, конечно, режиссер Франческа Замбелло. Последняя - практически свой человек в Большом театре. В 2002 году она поставила здесь "Турандот", в 2004 - "Огненного ангела".

По ее мнению, Большой театр сильно изменился после реконструкции. "Большой стал ослепительно красивым. Но, с другой стороны, я вспоминаю как оказалась здесь много лет назад будучи еще студенткой и смотрела спектакль за два рубля. Потом я сюда возвращалась несколько раз. Для меня, американки, - огромная честь работать в Большом. Я чувствую и слышу то сердце, которое в нем билось всегда и бьется до сих пор. А сердце театра - это его труппа, хор, оркестр, люди, которые работают за сценой", - отметила она.

А выбор своей третьей постановки в Большом она объясняет так: "Я считаю "Травиату" одной из важнейших опер и настоящей революционной работой. Сегодня она уже не вызывает такого шока, потому что времена изменились, но очень важно смотреть на эту историю глазами человека из той эпохи и поддерживать в героях страсть, которая шокировала зрителей того времени".

Еще, по мнению режиссера, сюжет "Травиаты" очень актуален для Москвы. "Я задумалась над тем, что это произведение создавалось тогда же, когда был построен Большой театр. И сегодня, ставя его здесь, мне интересно, насколько то общество, та разница классов, которые описывает Дюма, видны в нынешней Москве", - говорит Замбелло.

Перед премьерой Франческа сильно волновалась, в чем сама призналась корр. ИТАР-ТАСС во время антракта. "Конечно, я очень волнуюсь, несмотря на то, что эта "Травиата" - далеко не первая для меня, - сказала режиссер. - Но, во-первых, Большой театр - один из величайших в мире. А во-вторых, каждая постановка - все равно как первая. Поэтому и нервничаю так".

Состав артистов оперы тоже внушителен. Образ влюбленной куртизанки Виолетты должна была воплотить на сцене Альбина Шагимуратова, запомнившаяся как Людмила в одной из самых громких премьер прошлого сезона - "Руслане и Людмиле". Однако певица заболела. Заменила ее вторая Виолетта - их целых три в Большом - Венера Гимадиева. Она - выпускница Молодежной оперной программы ГАБТа.

"Я спела Виолетту во второй раз. Впервые это было во Франции. Но та Виолетта была иная. Здесь она очень светлая, искренняя, сильная и слабая одновременно, - отметила в беседе с корр. ИТАР-ТАСС Венера Гимадиева. - Именно такой нам представила героиню Франческа. И помогала воплотить этот образ".

Роль ее возлюбленного Альфреда исполнил Алексей Долгов. И, наконец, партию господина Жермона, отца Альфреда, спел Василий Ладюк - заслуженный Онегин из нашумевшего спектакля Дмитрия Чернякова.

"На мой взгляд, эта "Травиата" - самая классическая трактовка в Москве. В ней нет ничего современного, - считает Ладюк. - Думаю, публика останется довольна, и у постановки будет успех. Это мои внутренние ощущения, которые идут параллельно с постановочным процессом - качественным и продуманным до мелочей".

Публика, судя по ее реакции, действительно осталась довольна. Она встретила легендарную оперу итальянского композитора под звуки бурных оваций и дала понять - постановка долго будет украшать репертуар Большого театра России.

Травиата - одна из самых популярных опер по произведениям Джузеппе Верди, представленная зрителям Большого театра. В основу данной оперы положено автобиографическое произведение Александра Дюмы младшего - «Дама с камелиями». Личная трагедия Дюмы была заложена в основу произведения, когда он, влюбившись в милое создание Мари, получил непреклонность отца, который настоял, чтобы сын разорвал отношения с Мари и уехал в Париж. В опере же имена поменяны, и раскрывается в ней история любви между прекрасной Виолеттой и порывистым Альфредом. Но главная роль отдана именно Виолетте, которая умирая от неизлечимой болезни, стала центральной фигурой постановки.

Данная постановка на сцене Большого театра заслуживает особого внимания. Главных персонажей играют известные оперные певцы, которые исполняют замечательные арии. Роскошные костюмы актеров дополняются разными предметами, которые точно передают особенности того времени, красочные декорации дополняются камерными эпизодами, что в общей совокупности заставляет содрогнуться каждого зрителя. И если есть желание посмотреть увлекательную музыкальную постановку «Травиата» на сцене Большого театра, то остается лишь купить билеты , чтобы насладиться невероятным настроением, царящим на сцене.

Либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына

Дирижер-постановщик – Лоран Кампеллоне
Режиссер-постановщик – Франческа Замбелло
Второй режиссер – Юлия Певзнер
Художник-постановщик – Питер Джон Дэвисон
Художник по костюмам – Таня МакКаллин
Художник по свету – Марк МакКаллоф
Главный хормейстер – Валерий Борисов
Хореограф – Екатерина Миронова

Впервые опера «Травиата» в Большом театре была поставлена в 1858 г. – и с тех пор была показана свыше полутора тысяч раз. Всего в Большом было осуществлено десять постановок – из репертуара эта опера надолго не исчезала никогда (к примеру, в 1943 г. новая постановка пришла на смену старой всего через 3 дня). Интересно, что в годы войны существовало целых две «Травиаты»: в эвакуации и в Москве. 4 января 1942 г. в Куйбышеве (ныне Самара) состоялась премьера спектакля в постановке режиссера Николая Домбровского. В это время на сцене филиала в Москве продолжал идти спектакль, поставленный в 1937 г.; 10 октября 1943 г. на смену ему пришла новая постановка режиссера Бориса Иванова, а 23 сентября 1944 г. ее сменил спектакль режиссера Евгения Соковнина.

Оперу «Травиата» в Большом театре ставили режиссеры Николай Савицкий, Владимир Нардов, Борис Покровский. К этой опере и как режиссер, и как хореограф обращался Владимир Васильев, осуществивший предшествующую постановку, которая увидела свет рампы в 1996 г. Дирижировали спектаклями Василий Небольсин, Александр Мелик-Пашаев, Кирилл Кондрашин, Борис Хайкин, Александр Лазарев...

История Большого знает блистательных Виолетт: эту партию исполняли Елена Катульская, Антонина Нежданова, Валерия Барсова, Елизавета Шумская, Ирина Масленникова, Галина Вишневская, Бэла Руденко, Марина Мещерякова и многие другие прекрасные певицы. Среди Альфредов значатся Леонид Собинов, Сергей Лемешев, Иван Козловский, Зураб Анджапаридзе, Владимир Атлантов, Бадри Майсурадзе... В партии Жоржа Жермона выступали Пантелеймон Норцов, Павел Лисициан, Юрий Гуляев, Юрий Мазурок...

О спектакле

Странное красивое итальянское слово «Травиата» на русский язык старались не переводить никогда, так оно и прижилось, словно имя собственное – имя заглавной героини одной из любимых во всем мире опер. Меж тем такое красивое итальянское слово – «traviare» – означает «сбить с пути», «развратить», а образованное от него «traviata» – просто-напросто падшую женщину. Так в исступленной молитве всего раз называет себя сама Виолетта, никто другой не осмеливается попрекнуть ее подобным образом жизни. Но именно это определение оказывается смыслообразующим для Джузеппе Верди и его либреттиста Франческо Марии Пьяве, сочинявших оперу для карнавального сезона 1853 года в венецианском театре Ла Фениче.

«Для Венеции пишу "Даму с камелиями", которая будет называться, скорее всего, "Травиата", – пишет Верди своему другу Джузеппе Де Санктису, уточняя, что речь о современном сюжете. – Другой, возможно, и не взялся бы за это дело, думая о костюмах, о временах, о тысяче других обстоятельств... Я же делаю это с большим удовольствием. Все возмущались, когда я вывел на сцену горбуна. И вот пожалуйста: я был счастлив написать "Риголетто"...». Впрочем, для премьеры современность слегка приглушили: авторы и руководство театра перенесли действие в XVIII век, и роскошные отложные воротники, ботфорты и «мушкетерские» камзолы сопровождали «Травиату» еще минимум полвека на самых разных сценах мира. Но публика едва замечала антураж, настолько ее шокировала сама возможность говорить в опере о любви, выходящей за рамки высокого долга или героических обстоятельств. «Травиатой», сбившейся с пути, Виолетта называет себя только в заключительном акте. И, возможно, имеет в виду отнюдь не свое ремесло куртизанки.

Социальный пафос в вердиевскую партитуру вчитывают редко. Гораздо чаще историю Виолетты и Альфреда трактуют как чистую мелодраму в красивой оболочке. Любовь, болезнь, истаивающая жизнь, нежные мечты, аромат Парижа – такой «Травиату» привыкла видеть публика, и Майкл Майер в Метрополитен не намерен ее разочаровывать. Для него действие оперы разворачивается между мечтой и реальностью, рисуя последний год жизни больной Виолетты как цепочку эпизодов, от весны и надежды до смертельной зимы. Янник Незе-Сеген охотно подхватывает рассуждения режиссера: самым важным в партитуре он считает ее нежность, хрупкость и в то же время неослабевающее драматическое напряжение. «В "Травиате" сконцентрирован весь Верди», – считает главный дирижер Мет.

Краткое содержание

Действие I

Куртизанка Виолетта Валери знает, что скоро умрёт, истощённая своей беспокойной жизнью. На балу ей представляют давно в неё влюблённого Альфреда Жермона. Говорят даже, будто бы он каждый день справлялся о её здоровье. Гостей забавляют его наивность и эмоциональность, и Альфреда просят произнести тост. Он предлагает выпить за истинную любовь, а Виолетта отвечает тостом за свободную любовь. Она тронута искренностью юноши. Внезапно она ощущает слабость, и гости удаляются. Только Альфред остаётся с ней и объясняется ей в любви. Виолетта отвечает, что в её жизни нет места такому чувству, однако дарит ему камелию и просит вернуться, когда цветок завянет. Альфред понимает, что увидит её уже на следующий день. Оставшись одна, Виолетта разрывается между противоречивыми чувствами: она не хочет расставаться со своим образом жизни, но в то же время чувствует, что Альфред пробудил в ней мечту об истинной любви.

Действие II

Виолетта выбрала Альфреда, и они наслаждаются своей любовью в загородном доме, вдали от света. Когда Альфред выясняет, что ради такой жизни Виолетте пришлось продавать своё имущество, он немедленно отправляется в Париж, чтобы раздобыть средства. Виолетта получает приглашение на бал-маскарад, но ей больше неинтересны подобные развлечения. В отсутствие Альфреда к ней приходит его отец, Жорж Жермон. Он хочет, чтобы Виолетта рассталась с его сыном, так как их связь угрожает будущему браку его дочери. Однако в процессе разговора Жермон понимает, что Виолетте не нужны деньги его сына, она любит его от чистого сердца. Он взывает к великодушию Виолетты и объясняет, что в буржуазном обществе у их с Альфредом отношений нет будущего. Решимость Виолетты угасает, и она в конце концов соглашается оставить Альфреда навсегда. Только после её смерти ему суждено узнать истинную причину того, почему она вернулась к прежней жизни. Она принимает приглашение на бал и пишет своему любовнику прощальное письмо. Альфред возвращается и, пока он читает письмо, появляется его отец и утешает сына. Но никакие воспоминания о доме и счастливой семье не в состоянии смирить гнев и ревность Альфреда, решившего отомстить Виолетте за измену.

На балу распространяется новость о том, что Виолетта и Альфред расстались. Гротескные танцевальные номера высмеивают брошенного возлюбленного. Тем временем на бал прибывает Виолетта с новым любовником, бароном Дюфолем. Альфред играет с бароном в карты и выигрывает большую сумму – не везёт в любви, повезёт в картах. Когда гости расходятся по другим залам, Альфред ссорится с Виолеттой. В гневе она говорит, что любит барона. Альфред в ярости призывает гостей в свидетели, швыряет Виолетте в лицо свой выигрыш и объявляет, что он ей ничего не должен. Жорж Жермон, прибывший в этот момент, упрекает сына за недостойное поведение. Барон вызывает своего соперника на дуэль.

Действие III

Виолетта умирает. Её последний друг, доктор Гренвиль, знает, что ей осталось всего несколько часов. Виолетте прислал письмо отец Альфреда, сообщив, что Альфред не пострадал на дуэли.

Раскаивающийся Жермон рассказал сыну о жертве Виолетты, и Альфред хочет как можно скорее увидеться с возлюбленной. Виолетта опасается, что может быть уже слишком поздно. На улице слышны звуки празднества, а Виолетта мучается в агонии. Но Альфред действительно приезжает, и воссоединение даёт Виолетте новые силы. К ней возвращаются энергия и радость жизни.

Кажется, словно горе и страдание покидают её – последняя иллюзия перед смертью.

Продолжительность - 02:40, спектакль идет с одним антрактом

Купить билеты на Травиата

Оперный хит Джузеппе Верди, волнующая Травиата, идет на сцене Большого театра не первый сезон, а зрители открывают новые трогательные моменты этой истории. Режиссер Франческа Замбелло обращает внимание публики и на главные события, и на камерные эпизоды, им предшествующие. Блистательный бал и праздник психологически оттеняет предваряющая его сцена в больничной палате, и зритель сразу чувствует ситуацию в жизни главной героини. Такова нынешняя опера Травиата в Большом театре .

Где заказать билеты на Травиату

От певцов произведение Верди требует технического совершенства и эмоциональной подачи, поэтому за кажущейся легкостью и непринужденностью исполнения стоит мастерство. Главная героиня,

Виолетта - один из ярких женских образов оперного репертуара, в этой партии блистали звезды сцены разных эпох. Персонаж отрицательного обаяния, конечно, Жорж Жермон, отец Альфреда, от исполнителя этой роли ждут драматических моментов. Значительное внимание зрителей отдано в Травиате ансамблевым и общим номерам, поэтому, когда это удается - публика не скупится на похвалу. Маэстро Туган Сохиев филигранно выстраивает музыкальную партитуру оперы, его оркестр удивительно тонко откликается на каждый сюжетный поворот, становится основой действа. Все, кто побывал на постановке, советуют купить билеты на оперу Травиата и почувствовать атмосферу оперного шедевра итальянского композитора.

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
В доме куртизанки Виолетты Валери царит шумное веселье: поклонники Виолетты празднуют ее выздоровление. Среди гостей - Альфред Жермон, недавно приехавший в Париж из провинции. С первого взгляда он полюбил Виолетту чистой восторженной любовью. По просьбе гостей Альфред поет застольную песню - гимн любви и радости жизни. Из соседнего зала доносятся звуки вальса; гости устремляются туда. С Виолеттой, внезапно почувствовавшей себя плохо, остается Альфред. Он убеждает ее изменить образ жизни, поверить его чувству. Виолетта дарит Альфреду цветок, назначая свидание. Гости расходятся. Оставшись одна, Виолетта с волнением вспоминает слова Альфреда. Впервые в жизни она испытала подлинное чувство.

АНТРАКТ

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Первая картина .
Виолетта и Альфред покинули Париж и уединились в загородном доме. Здесь, вдали от Парижа, они нашли свое счастье. Безмятежные грезы Альфреда прерывает приход служанки Аннины, которая проговаривается, что Виолетта тайно распродает свои вещи. Альфред отправляется в Париж, надеясь уладить денежные дела. Виолетта рассеянно просматривает полученные письма. В одном из них - приглашение от подруги Флоры на бал-маскарад. Виолетта равнодушно откладывает его в сторону. Появляется отец Альфреда - Жорж Жермон. Он обвиняет Виолетту в том, что она ведет его сына к гибели, губит репутацию их семьи. Виолетта в отчаянии: любовь к Альфреду - ее единственная радость. Жить ей осталось недолго: она смертельно больна. Уступая настояниям Жермона, Виолетта решается пожертвовать своим счастьем. Она пишет возлюбленному прощальное письмо. Возвратившийся Альфред удивлен волнением и слезами Виолетты. После ее ухода он получает письмо, которое повергает его в отчаяние. Жермон призывает сына вернуться в семью, но тот не слушает его. Альфред замечает записку Флоры. Теперь он уже не сомневается, что Виолетта навсегда покинула его. Охваченный ревностью, он спешит в Париж, чтобы отомстить за измену.

Вторая картина.
Бал-маскарад у Флоры. За карточным столом, среди других игроков, Альфред. Входит Виолетта с бароном Дюфолем. Пестрая суета бала чужда Виолетте, она мучительно переживает разрыв с любимым. Альфред ищет ссоры с бароном. Виолетта пытается предотвратить дуэль. Но Альфред, убежденный в ее измене, сзывает гостей и при всех оскорбляет Виолетту, бросая ей в лицо деньги как плату за любовь.

АНТРАКТ

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ
Сломленная страданиями и болезнью, покинутая друзьями, Виолетта медленно угасает. Доктор Гренвиль обнадеживает ее, но Виолетта знает, что конец близок. Она перечитывает письмо Жоржа Жермона, который сообщает о скором возвращении Альфреда. Отец рассказал ему о самопожертвовании Виолетты.
С улицы доносится веселый шум карнавала. Вбежавшая Аннина сообщает о возвращении Альфреда. Счастье влюбленных безгранично; они мечтают навсегда покинуть Париж и начать новую жизнь. Но силы оставляют Виолетту. Радость сменяется отчаянием. В последнем порыве Виолетта бросается к Альфреду и умирает.

Показать краткое содержание

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры