Легендарная "травиата" вернулась в большой театр под бурные овации. Легендарная "травиата" вернулась в большой театр под бурные овации Как купить билеты на оперу «Травиата»

Главная / Чувства

Опера «Травиата» относится к тем произведениям, которые хочется посещать вновь и вновь. Она принадлежит золотой классике театрального искусства и не теряет своей популярности на протяжении длительного времени.

Зачем усложнять себе жизнь поисками театральных касс или билетных агентств, если существует наш сервис, на котором в несколько кликов можно без проблем заказать любой билет в театр. Все очень просто и комфортно! Считанные минуты понадобятся Вам, чтобы стать обладателем пропуска на лучшие мероприятия Большого театра.

Афиша Большого театра настолько разнообразна, что Вы не можете остановить свой выбор на каком-то конкретном мероприятии? Звоните нашим менеджерам, они с радостью проконсультируют Вас по репертуару и помогут подобрать концерт или спектакль по Вашему вкусу. Некоторые спектакли всегда пользуются большой популярностью у зрителей - «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Кармен», «Свадьба Фигаро», «Жизель», «Травиата», но билеты на них всегда есть в наличии.

Почему же стоит выбрать нас в качестве партнеров по приобретению билетов? Предлагаем ознакомиться с основными нашими аргументами:

  1. Наличие билетов на самые лучшие постановки Большого театра
  2. Комфортные места с лучшим обзором в зрительном зале
  3. Бесплатная доставка билетов в пределах Москвы и Санкт-Петербурга
  4. Несколько вариантов оплаты билетов
  5. Скидки и бонусы для постоянных клиентов

Каждому клиенту мы гарантируем подлинность всех билетов, которые были приобретены на нашем сервисе. Билеты на «Травиату» в Большом театре уже ждут Вас. Мы сделаем все возможное для того, чтобы Ваш поход в театр порадовал Вас приятными впечатлениями. Отправляйтесь навстречу романтической истории!

Цена билетов на оперу «Травиата» указана на сайте на странице мероприятия. Стоимость будет варьироваться в зависимости от выбранного сектора и места. Обращайтесь к менеджерам и они подберут для Вас оптимальный вариант. На каждый спектакль мы предоставляем достаточно широкий выбор ценовых категорий. Обязательно посетите оперу «Травиата», а цена билета не станет для этого препятствием.

«Травиата» в Большом театре

Д.Верди закончил написание своей оперы «Травиата» по роману Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» в 1848 году. Он достаточно долгое время искал возможность показать свое творение публике и получить разрешение на показ спектакля, однако театры один за другим отметали его предложение из-за непристойного содержания оперы. Пока наконец-то театр Ла Фениче не решил пойти на риск и представил постановку на своей сцене.

Премьера оперы Дж.Верди «Травиата» состоялась в 1853 году в одном из самых романтических мест в мире - в Венеции. Постановка вызвала резонанс в публике, ведь с одной стороны красочное действие оказало на зрителей неизгладимое впечатление, но с другой - их удивил выбор главной героини спектакля, которая была куртизанкой и символизировала пороки общества, а также временной период сюжета оперы, потому что события развивались в современном на то время Париже. Большого успеха опера не добилась, однако, спустя некоторое время после авторских доработок «Травиата» смогла получить должное признание и начала появляться во многих европейских театрах.

В Большом театре «Травиату» впервые показали в 1858 году. До появления современной версии режиссера Ф.Замбеллы в 2012 году сцена театра увидела более десяти различных версий этой классической истории.

Франческа Замбелло любит сотрудничать с Большим театром, ведь считает его одним из самых величественных театров в мире. Ранее на этой театральной сцене уже прошли ее постановки «Огненный ангел» и «Турандот».

В центр повествования Ф.Замбелло поставила именно Виолетту, которая, лежа на смертном одре, вспоминает всю свою жизнь. Опера начинается со сцены в больнице, где Виолетта проводит свои последние дни. Перед ее глазами проносятся самые яркие и эмоциональные фрагменты ее жизни, в частности, роман с Альфредом. В финальной части оперы Виолетта умирает в этой же больнице на руках Альфредо.

Акцент в постановке сделан на эмоциональности героев и глубоком психологизме. Режиссер очень ярко раскрывает тему запретной, но страстной любви. Линия жизни Виолетты демонстрирует скоротечность славы и пристального внимания окружающих. Артисты прекрасно справились с поставленной задачей и воплотили все задуманные режиссером черты характеров героев.

Среди действующих лиц оперы «Травиата»:

  • Виолетта Валери
  • Альфред Жермон
  • Флора Бервуа
  • Аннина
  • Жорж Жермон, отец Альфреда
  • Гастон, виконт де Леторьер
  • Барон Дюфоль
  • Маркиз д’Обиньи
  • Доктор Гренвиль
  • Джузеппе, слуга Виолетты

История оперы «Травиата» начинается с того, что юноша Альфред Жермон влюбляется в куртизанку Виолетту Валери. Альфред верит в то, что они смогут уехать из Парижа в небольшой городок и там, где о них никто не знает, начать свои жизни с чистого листа. Виолетта поддается на уговоры юноши, ведь сама испытывает к нему трепетные чувства.

Жизнь на новом месте оказалась не такой сладкой, как думал Альфред. Он не может обеспечить свою семью и пара живет на те средства, которые Виолетта получает с продажи своего личного имущества. Альфред понимает, что он должен зарабатывать деньги и уезжает в Париж в поисках решения.

В это время отец Альфреда пытается уговорить Виолетту бросить своего возлюбленного, ведь она не пара такому перспективному юноше и может запятнать честь семьи Жермонов. Виолетта знает, что ее одолевает неизлечимая болезнь - туберкулез и жить ей осталось не так уж и долго, поэтому и соглашается на предложение старшего Жермона. Виолетта принимает решение вернуться к своему старому поклоннику Дуфолю.

Когда Альфред узнает об измене любимой, он думает, что она сделала это из-за денег. Спустя время он приезжает в Париж, чтобы на балу взглянуть в глаза Виолетты и узнать, как она могла так поступить. Отца Альфреда замучила совесть и он открыл всю правду сыну о том, что это он заставил Виолетту расстаться с ним. Теперь наконец-то влюбленные могут быть вместе, но состояние здоровья Виолетты значительно ухудшилось. Девушка умирает на руках у своего возлюбленного.

Приходите в Большой театр на оперу «Травиата», чтобы насладиться прекрасным ярким зрелищем и прочувствовать всю глубину эмоций героев постановки!

Опера Травиата была представлена зрителю впервые в театре Ла Фениче в 1953 году, всего через пять лет после выхода в свет ее архетипа, автобиографичного романа Александра Дюма-сына Дама с камелиями. Джузеппе Верди присутствовал на одной из первых постановок произведения, сюжет которого вдохновил его на создание оперы. Либретто к ней написал Франческо Мария Пьяве. За полтора столетия только в Большом театре спектакль был показан свыше полутора тысяч раз. При этом премьера закончилась полным фиаско, что не стало неожиданностью для автора. Повествующая о современных событиях, с провокационной героиней, Травиатой - падшей куртизанкой, к тому же, умирающей от туберкулеза и все это в повседневных костюмах! Публика того времени не могла смириться с разрывом шаблонов и ответить благосклонностью на дерзкую постановку. Год спустя, в более привычных костюмах для театрального действа той эпохи, Травиата была принята гораздо радушнее. С тех пор она не сходит с подмостков оперных театров всего мира, а партию главной героини - Виолетты полюбили самые именитые оперные дивы: Мария Каллас, Монтсеррат Кабалье и другие примадонны.

Заказ билетов на Травиату

Ценители оперного искусства уже сейчас могут купить билеты на Травиату с помощью нашего онлайн-сервиса. Его преимущества уже успели оценить тысячи благодарных клиентов - мы работаем в сфере продаж билетов с 1996 года. Любителям культурного отдыха в столице мы предлагаем гарантированно официальные билеты на выбранное событие с бесплатной доставкой и скидочной картой. Заказывая билеты у нас, вы экономите время и деньги - персональный менеджер поможет выбрать наиболее интересное событие и место с хорошим видом, и будет на связи до тех пор, пока билеты не окажутся у вас. То есть, в течение часа.

Оплата билетов происходит любым из перечисленных ниже способов по вашему желанию:

  • наличными курьеру
  • банковской картой
  • посредством электронных кошельков (WebMoney, Яндекс.Деньги и прочих)
  • денежным переводом
  • крипто-валютой

Цените ваше свободное время так, как его ценим мы. Уже сейчас на нашем сайте вы можете приобрести билеты на оперу Травиата . Желаем приятного вечера в незабываемой атмосфере Большого театра.

Н а этой неделе заявленный Уриным план сближения главного музыкального театра России и главного оперного дома сш северной америки получил конкретное подтверждение.
В бесспорно лучшем [ на данном этапе ] спектакле Большого театра — La traviata дебютировал русско-американский дуэт Ольга Перетятько и Stephen Costello .

Они практически ежесезонно выступают в Metropolitan и на нынешнем временном отрезке обоснованно претендуют на звание звезд мировой оперы .

░К ак-то так исторически сложилось, что дебют в Большом совершенно не означает, что Мск с этими вокалистами не знакома: Ольга Перетятько часто появляется на концертной эстраде и Костелло был замечен мною [и почему-то больше никем] еще 7 лет назад в зале чайковского в Roméo et Juliette Ш.Гуно . ⇧ он прошел дежурно , зато сейчас на сцене БТ, которая сумела представить талант лирического тенора наилучшим образом, Костелло стал любимчиком любителей балета , в перерывах между «Мундинами» изо всех сил обсуждающих прошедшие оперные события.:-)

По ходу просмотренного / прослушанного спектакля можно сделать следющее заключение — пара не подкачала.
Наш, просто таки убитый ремонтом, зал БТ сумела раскочегарить аж до 2-х вызовов за занавес и до срывов в «скандёжку» во время действия.
✑ Причем, никто в театре не строил из себя просвещенную европейскую публику и спокойно так прерывали арии [где их можно было прерывать] , делили пололам дуэты; в общем, получали удовольствие и это удовольствие высказывали.
Т е занимались тем, чем и нужно заниматься в театре - давали реакцию, а не сидели, как брюква, пялясь в экраны телефонов, чем в основном теперь занимается публика, которая приходит на историческую сцену ГАБТа .

Подозреваю, что привыкшим к более-менее приличным оркестрам и хору гастролерам пришлось преодолевать некие трудности, к которым наши солисты уже как-то приспособились, как то: «сдвиг по фазе между сценой и ямой» , к безуспешным попыткам хора хоть каким-нибудь образом отладить ауру с музыкальным руководителем спектакля [ Павел Клиничев ] ... Или вот эта московская дирижерская страсть «интерпретировать» произведение, постоянно превнося в него что то своё, и это «своё», особенно по части темпов, иногда просто зашкаливало, и людям, привыкшим, в общем, к традиционному исполнению была предоставлена возможность доказать свой профессионализм в экстремальных условиях.:-)

░Ч ерт его знает, какая в Большом акустика...
—потому как есть спецы, которые её обслушивали с приборами и сказали - высокохудожественная;
я-то по прежнему считаю её говенной и в Травиате дело спасает «отбойник» в виде декорационной стены;
но и Cопрано и Тенора было слышно отменно.
C другой стороны, если слышно в Метрапалытэн, население которого на 2.5 тысячи больше, то в Большом даже с убитой акустикой ни одного piano Виолетты не потерялось.

Stephen Costello, тенор, ярковыраженный лирический → следовательно — Ду́шка!

К тому же имеет хороший рост и внешность и... на этом можно тему закрывать, потому как для всего остального у него не хватает характера. Что называется, хороший мужик, но не орёл. :-)
Но из всего того, что мы тут имели в большом театре в большом количестве в этой роли [а к нам все же завозят теноров] Костелло практически как Пик Исмои́ла Сомони́ .
Все спел опрятно, все ноты вытянул. Правда в кабалетте верхушечка суженная , но это как раз и не так страшно - хуже, что не хватает темперамента на этот страстный монолог про позор .
И по сценическому движению конечно есть вопросы … но они же были и в L"elisir d"amore, в котором мне довелось его ⇧ и похоже везде.
Не знаю какие взаимоотношения у Костелло с американской публикой, но к нам мы его вполне ждем [только я себе не очень представляю в каком произведении еще он мог бы спеть, в нашем-то «репертуарном театре», в котором репертуар так ловко скомпонован, что любому типу голосов петь в нем нечего:-) ]

Ольга Перетятько , в основном выступающая в амплуа легкого сопрано, в La traviata показала вокальные возможности для дальнейшего укрепления и укрупнения своего репертуара.

Голос большой и полетный;
техника по части филировок, столь любимых сегодня уходов на piano [в ее случае на озвученное, не пропадающее, как это зачастую бывает у многих] в полном порядке. Центр крепкий и наполненный. Все это дало возможность усилить драматическую составляющую этой, в какой-то степени, dualis партии.
Да, вставного Ми-бемоль, которого от колоратурного сопрано обычно ждут, не случилось; но чаще всего, когда «он» есть, после Sempre libera уже ничего нет, т к тонким голоском невозможно насытить и передать все те чувства, которые льются из музыки Верди.
— Я правда не слышал Шумскую с ее голосом ребенка, модным по тем временам и Марию Георгиевну Каллас с ее драмсопрано, тоже не довелось, и точки отсчета для исполнения партии Виолетты у меня нет.
Поэтому никаким образом не перегруженный воспоминаниями в этот вечер, в опере, которая, чего уж там, изрядно поднадоела;-), проникся красотой эмоций несчастной куртизанки.
Виолетта угасала и таяла, но с brio, не имеющим отношения к обычному оперному нытью , являющемуся штампом для большинства исполнительниц этой партии.

В полном соответствии с запросами современной оперы Ольга Перетятько абсолютно раскована на сцене; глупейшую сцену затаскивания Виолетты на карточный стол она собственными усилиями сумела облагородить, каким то образом вспорхнув на него практически без помощи партнера, и позы принимала вполне смотрибельные
(не буду вспоминать некоторых наших Виолетт, которые эту сцену делают «ужасно интересно»:-) )

Вернув «Травиату» в репертуар, Большой театр сделал поклонникам оперы роскошный подарок, при этом главный вопрос так и остался без ответа: зачем понадобилось приглашать американку Франческу Замбелло? «Это моя пятая или шестая «Травиата» - сама постановщица уже давно сбилась со счету. Не слишком ли много Верди для одной карьеры?
Желание рассказать историю падшей женщины, через её же воспоминания – ход довольно очевидный и вполне предсказуемый, чтобы вызывать на подмогу зарубежного режиссера с командой специалистов. Впрочем, бюджет Большого может себе позволить и это. В конце концов, завсегдатаи театра давно ждали добротной классики. Вот и дождались.
Франческа Замбелла сделала вполне крепкий спектакль, с отличной сценографией, аутентичными костюмами, но без изюминки. Нет в её прочтении свежей струи, оригинальности трактовки, полета режиссерской фантазии. Там все предсказуемо и профессионально безупречно. Типичный образец исполнительской режиссуры, для которой главное – правильно развести мизансцены. Полагаю, любой отечественный маэстро сумел бы освоить большой бюджет не хуже западного. Наш бы еще и выпендрился каким-нибудь куртизанским выпадом, а тут все чинно, пресно, благородно. Для тех, кто никогда не был в опере! Им «Травиата» покажется настоящим праздником. Настоящие борзые, экипаж, запряженный живой лошадью, белые голуби, дерево в натуральную величину, снег за окном... эффектов вполне достаточно, чтобы пленить неискушенного зрителя и оправдать многочисленные нули в ценах на билеты. В остальном же, «Травиата» вышла «для галочки». Мол, в афише Большого теперь значится произведение и для консервативной публики, отрицающей модернизм современной режиссуры. Да и неофиты оперного жанра могут спать спокойно.
Что же касается вокала, то Евгений Наговицин в роли Альфреда Жермона – самый слабый тенор в предлагаемом составе. Персонаж в его исполнении невыразителен, актеру явно не хватает драматизма. Звукоизвлечение рваное, создает ощущение работы на пределе возможностей. Срываясь от тихого к громкому, чувствуется желание спеть во что бы то ни стало, но в итоге, получается «как смог». Венера Гимадиева в роли Виолетты органична. Молодая горячность позволяет ей с успехом исполнять сложные колоратуры, но постоянная работа в верхних регистрах быстро наскучивает слушателю. Возможно, Венере не хватает некоторой роковой глубины при исполнении партии Виолетты, что, впрочем, не является большой проблемой, по сравнению с исполнительской манерой ее партнера Евгения Наговицина. Хочется отметить прекрасную вокальную работу баритона Игоря Головатенко в образе Жоржа Жермона. Его звучание выглядит каким-то настоящим и чувственным. Особенно в дуэтах с Венерой Гимадиевой!
Поэтому, если соберетесь на «Травиату», внимательно изучите состав исполнителей, чтобы получить подлинное наслаждение от великолепного творения Джузеппе Верди.

В основу одной из самых известных опер Д. Верди лег роман Александра Дюма-сына, сегодня считающийся хрестоматийным - «Дама с камелиями». Описанные в прозе события имеют более чем реальную подоплеку. Прообразом главной героини стала блистательная женщина, зарабатывавшая на жизнь ремеслом куртизанки, - Мари Дюплесси. Звоните нам прямо сейчас и наши консультанты помогут заказать билеты на оперу Травиата в главный театр Москвы, либо самостоятельно бронируйте свободные места прямо с данной страницы. Она обладала не только притягательной силой красоты, но и острым умом, и невероятным внутренним магнетизмом. Благообразные дамы ненавидели Мари и говорили о ней с презрением, а мужчины летели на ее свет как мотыльки, не боясь обжечься.

Одним из почитателей красоты этой женщины оказался и Александр Дюма, сын «отца» знаменитых мушкетеров. Начинающий литератор был пленен обаянием Мари, а она, как судачили в свете, ответила ему взаимностью. Узнав об этом, Дюма-старший был непреклонен: он настоял на том, чтобы отпрыск разорвал отношения с возлюбленной и временно уехал из Парижа. По возвращении молодой человек узнал страшную новость: в его отсутствие Дюплесси умерла от туберкулеза.

Эта трагическая история любви была воспета молодым прозаиком в романе. И хотя все имена в «Даме с камелиями» вымышлены, в юноше, которого легкомысленная красавица полюбила всем сердцем, легко угадывается сам автор. Вскоре после выхода произведения появилась и одноименная пьеса, но по соображениям цензуры ее премьера была отложена на четыре года. Цензоры усмотрели в ней безнравственность и вызов нормам общественной морали. Когда вето наконец-то было снято и «Даму с камелиями» разрешили к постановке, ведущие театры мира наперебой начали представлять ее зрителю, а к Дюма-сыну пришел настоящий успех.

Спектаклем «Дама с камелиями» был впечатлен и знаменитый композитор, решивший незамедлительно положить этот трагический сюжет на музыку. Над либретто к «Травиате» Верди и Дюма-сын работали совместно. В результате получилось предельно лаконичное произведение с максимально сжатым, буквально спрессованным, действием. «Травиату» впервые показали венецианским поклонникам оперы, но публика отреагировала на премьеру 1858 года очень неприязненно: пуритане не смогли оценить всей силы и глубины произведения, главной героиней которого стала дама легкого поведения. Но после сокрушительного провала оперу ждал столь же громкий успех в будущем.

Купить билеты просто!

Опера Травиата Большого театра - опера о любви, причем светлой, а не той, которая рисуется в воображении обывателя при слове «куртизанка». Именно любовью наполнена каждая нота Верди. Первый акт описывает беззаботную жизнь главной героини и свойственную ей беспечность, а также дает центральному персонажу выразительную лирическую характеристику. Тема любви продолжается с появлением Альфреда, тогда же следуют его пылкое признание и запоминающийся дуэт героев. Во втором акте беспечность и безмятежность уступают место сомнениям и тревоге. Третий акт являет зрителям драматическую кульминацию. Четвертый, заключительный, пронизан предчувствием близкой смерти и крушения надежд.

Купить билеты на Травиату - значит впервые познакомиться или в который раз насладиться шедевром мирового оперного искусства. Сделайте это и подарите себе незабываемую встречу с ведущими солистами Большого театра!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры