Ленивы и нелюбопытны. Кто придумал, что русские — лодыри и пьянчуги

Главная / Чувства

Наши предки, говоря современным языком, всегда стремились к экономической эффективности. Заметьте, это показатель правильности и оригинальности мышления, а не лени. Смекалистость, творчество и трудолюбие - это то, что досталось нам от наших предков. Поистине надо быть не только ослепленным и враждебно настроенным по отношению к России, написав следующее: "Национальным героем по-прежнему остается сказочный Емеля. Этот лежебока получил все, о чем мечтал, не вставая с печи - "по щучьему велению, по моему хотению", а не добыл упорным трудом, как герои немецких сказок" (Газета. ру, 21 марта 2006 г.).

"Ленивы мы и нелюбопытны"

Тут как бы в скобках замечу, что для русской культуры характерно иронично-критическое отношение к самим себе, своей истории и достижениям. С одной стороны, это неплохое качество, своеобразная гигиена души, благодаря которой делается прививка от зазнайства, спеси и мании величия. Но, как известно, лекарство от яда отличается дозой.

Самокритику не надо доводить до самобичевания. Сказал как-то Пушкин: "Мы ленивы и нелюбопытны" - и мы эти слова приняли как приговор. Да, поганый народец. Ленивый, нелюбопытный - ни тяги к знаниям тебе, ни ума. Этому печальному диагнозу вторит из-за границы мощная группа поддержки: "Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать?!" И мы все дружно, потупив глаза, шагаем. Они не клевещут, просто цитируют "наше все". Тут мы и повесили носы, сгорбились от стыда - лентяи. А еще припомнили и Емелю, и Ивана-дурака, и работу, которая "в лес не убежит"…

Ну, полно, господа, убиваться! Александр Сергеевич, конечно, "наше все", достояние отечественной и мировой культуры, но далеко не каждое его высказывание было историческим и объективным. Ведь он и с женой разговаривал, и с друзьями, и с детьми. Деловые переговоры вел с издателями, при этом раздражался непременно и спорил о гонорарах - кормилец большой семьи, куда деваться. О ком говорил Пушкин - "мы"? Кого имел в виду? Арина Родионовна оплошала или придирчивый цензор довел? Может быть, просто паршивое настроение случилось, и все вокруг стало "и кюхельбекерно, и тошно"?

Да нет, все проще. Сетовал Пушкин, что некому написать биографию Грибоедова. Вот цитата целиком: "Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…"

Вполне конкретная ситуация, а выводы из этих слов сделали сами знаете какие… Масштабные.

"Прощай, немытая Россия"

Здесь тоже автор хорошо известен: Лермонтов Михаил Юрьевич. Эта строка знаменитого стихотворения, рожденного поэтом в первой половине XIX века перед отъездом в ссылку на Кавказ, стала одним из аргументов и художественной метафорой "мифотворцев" в пользу подтверждения тезиса о грязи и неопрятности русских.

Как всегда в таких случаях не учитываются ни обстоятельства написания стихов, ни кому именно адресовал автор слово "немытая". Если заняться "скучным" анализом, быстро выясняется: это оскорбительно-дерзкое, экспрессивное определение лирический герой относит скорее к вполне конкретной, "официальной" России. То есть никак не ко всему русскому народу, а только к тем, кто обвинил и сослал поэта.

Но, как и водится, в этом никто не стал разбираться. И строки, в которых поэт признается в любви к Родине, проникновенно пишет о своих патриотических переживаниях, у нас практически не цитируются. А определение "немытая Россия" было подхвачено и приклеено ярлыком ко всем русским, ко всей стране.

М. Ю. Лермонтов. Акварель Е. Тремера.

"Прощай, немытая Россия…" - бросил в сердцах молодой офицер Лермонтов, уезжая из столицы на Кавказ. И мы до сих пор соглашаемся: "Да, мы такие, мужичье сиволапое, борода во щах, грязь под ногтями…"

Теперь это очередной аргумент в пользу традиционной русской нечистоплотности. "Вот видите? Даже патриот Лермонтов так полагал!" Итак, что есть Россия? Деревня. Лапотник-мужик.

Что есть мужик? Грязь, вонь, вши. Спят вповалку, не раздеваясь на полу. Совокупляются в грязной общей и единственной комнате в деревенской избе. Сальные волосы, всклоченные бороды.

Дырявая рубаха, подпоясанная веревкой, да рваные лапти. Зубов нет. Изо рта - вонь. Дети - засранцы - возятся где-то вперемешку со скотом. Вот вам - Святая Русь! Все: "Прощай, немытая Россия", гуд бай, май лав, гуд бай!..

Этот миф оказался настолько глубоко внедренным, что даже тогда, когда русский путешественник сталкивался с особенностями европейской "гигиены", у него не возникало соблазна уличить европейцев в нечистоплотности. В книгах, написанных русскими о Западе, есть много просто устрашающих описаний антисанитарии и грязи. Но нигде вы не найдете и тени сомнения по поводу чистоплотности европейцев в целом.

В свое время меня поразило описание, сделанное русским эмигрантом Борисом Завадским. Пять лет провел он в Северной Америке, с 1927 по 1932 год. Работал там и грузчиком, и поломойкой, слесарем, механиком, пекарем, и в числе прочего - ковбоем. Итак, конец рабочего дня…

"Джек вынес ведро, табуретку, большой таз, мыло и полотенце. Первый из подоспевших ковбоев насосом… накачал ведро воды, напился из него, наполнил таз, основательно вымыл в тазу руки и затем этой же, уже грязно-серой водой умыл свое пыльное лицо и вспотевшую шею. За ним подошел второй, потом сразу трое. Умывались все вместе, не меняя воду, вытирались общим мокрым и серым полотенцем. После ковбоев умылся Джек.

- Ну что же ты? - обратился он ко мне, приглашая последовать общему примеру.

Я выплеснул грязную воду, ополоснул таз и, наполнив его свежей водой, умылся. Взгляды окружающих, тяжелые и насмешливые, как бы говорили презрительно: "Эх ты, чистюля!".

Спать парню пришлось положив носовой платок на серую от грязи наволочку, не раздеваясь: тут так полагается. Стоит ли тратить время на то, чтобы снимать и надевать одежду? Во сне парень видел ковбоев, "умывающихся черной водой из грязного таза". Утром он достал зубную щетку и пасту, мыло и полотенце, пошел умываться и чистить зубы.

"Хозяин смотрел на меня неодобрительно. Будто я занимался колдовством.

- Ты чего это до работы умываться вздумал?.. Все равно сейчас вымажешься.

- А я тогда еще раз умоюсь.

- Вздумал! Это у нас не принято! Еще зубы чистить - подумаешь, лорд какой".

Представляю, какие далеко идущие выводы сделал бы иностранец, наблюдая такого рода сцены в России. И как долго его цитировали бы, в том числе сами русские. А вот у Завадского нет ни малейших попыток анализа и обобщения. И никто в США не цитирует его книгу, повторяя: "Видите! Видите, какая она грязная, эта наша дикая страна, отсталая от России - образца чистоплотности!" Кстати, нет ничего более далекого от реальности, чем ковбой из кино, символизирующий свободный дух Америки. Похоже, про них придумано просто все.

Мы ленивы и нелюбопытны

Мы ленивы и нелюбопытны
Из «Путешествия в Арзрум» (1836) Л. С. Пушкина (1799-1837): «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...» (гл. 2).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Мы ленивы и нелюбопытны" в других словарях:

    ГОВОРИТЬ, говорю, говоришь, несовер. 1. без доп. пользоваться, владеть устной речью. Ребенок начинает говорить на втором году от рождения. Он не говорит от рождения. || Уметь пользоваться устной речью на каком нибудь языке. Я свободно говорю по… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • , Владимир Мединский. Люди склонны думать о себе хорошо. Обычно даже лучше, чем они есть на самом деле. Это относится и к целым народам, всегда старающимся сформировать о себе самое положительное мнение. Но только…
  • О русском пьянстве, лени и жестокости
  • О русском пьянстве, лени и жестокости , Мединский Владимир Ростиславович. Люди склонны думать о себе хорошо. Обычно даже лучше, чем они есть на самом деле. Это относится и к целым народам, всегда старающимся сформировать о себе самое положительное мнение. Но только…

Многим известна фраза, принадлежащая Александру Сергеевичу Пушкину: " Мы ленивы и нелюбопытны". Она вырвана из контекста и давным - давно пошла гулять по белу свету. Первоначально же Пушкин в "Путешествие в Арзрум" (1836) писал: " Как жаль, что Грибоедов не оставит своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...". Впоследствии часть россиян стала считать эти слова Пушкина чуть ли не приговором русскому народу, мотивируя это тем, что Пушкин -гений и всегда бывал во всём прав. Начнём с того, что и Пушкин был прежде всего человеком, а человеку свойственно ошибаться и уметь делать при этом правильные выводы. Но главное в другом- не писал Пушкин о лени и нелюбопытстве всего русского народа. Он имел ввиду близкий ему круг дворянской интеллигенции, хотя такого понятия тогда ещё и не существовало.

Я не хочу останавливаться на "ленивом" вопросе, поскольку считаю совершенно неправомерными рассуждения некоторых российских и многих западных историков и публицистов о так называемом ленивом русском народе. Всё это глупости, не требующие траты времени. Но вот, что касается нашего нелюбопытства, то здесь есть над чем подумать и о чём поговорить. Я думаю, что нелюбопытство- это следствие в первую очередь плохого образования и прежде всего гуманитарного. В России к любопытству относились всегда по разному, как и к образованным людям. Но прежде чем продолжить тему, я бы хотел поставить точки над i. Я имею в виду, как и Пушкин и все мыслящие люди, под любопытством совсем не подглядывание в замочную скважину. Тут в пору вспомнить русскую поговорку- "Любопытной Варваре нос на рынке оторвали", хотя есть и иная поговорка: " Любопытство не порок". Итак, я под любопытством имею в виду интерес человека к жизни, ко всему, что происходит вокруг тебя. То есть любопытный человек - в первую очередь активный человек. А наше общество всегда нуждалось и нуждается в активных его членах.

Я не хочу останавливаться на роли любопытных людей-россиян в истории России, поскольку и так ясно, что без любопытства, без интереса невозможно ни одно открытие в области науки и техники; не возможно усложнение труда и интенсификация темпов производства; невозможно открытие новых земель и полёты в космос...одним словом для развития общества необходим минимальный (для начала)уровень образования и интерес (любопытство) членов общества. Чтобы не доказывать то, что и так ясно, я пропускаю 19-ый и 20-ый века в истории России и приглашаю вас сразу в 21-ый век, в нашу современность.

(окончание следует)

Как написал однажды Пушкин, «мы ленивы и нелюбопытны». Писал он, впрочем, вовсе не о русском народе и его отношении к работе и окружающему миру, как принято считать, а о том, что интересные люди (в данном случае имелся в виду Грибоедов) редко оставляют после себя «записки», то есть дневники, а их друзья ленятся писать воспоминания. Однако фраза эта, как часто случается, будучи вырванной из контекста, зажила самостоятельной жизнью, превратившись для кого-то в оскорбление, для кого-то - в оправдание, а для кого-то - в описание окружающей действительности.

Вот и просматривая результаты очередного опроса фонда «Общественное мнение» об отношении россиян к работе, невольно вспоминаешь эту цитату из «Путешествия в Арзрум». И лень, и отсутствие любопытства встают перед нами в полный рост.

Исследователи среди прочего спросили у народа: «Если бы это зависело только от вас, вы бы стали работать 35 лет? Или вы бы стали работать меньше или больше этого срока?» Чтобы ввести ответы в некий контекст, напомним, что если человек начинает работать в 18-22 года, то 35 лет стажа он получит в возрасте 53-57 лет. При этом средняя продолжительность жизни в России, по данным министра здравоохранения Вероники Скворцовой, уже превысила 70 лет, то есть многие в случае отсутствия каких-то серьезных катаклизмов проживут и 75 лет, и 80 лет, и даже дольше. Получается, что те, кто не хотел бы работать дольше 35 лет, на самом деле хотят прекратить работать лет в 55, после чего еще в течение 20-25 лет наслаждаться жизнью «для себя».

Теперь к цифрам. Продолжительность рабочей жизни в 35 лет и менее устраивает ровно 50% опрошенных (37% не хотели бы работать и 35 лет, 13% согласны на этот стаж в качестве максимума). Больше 35 лет хотели бы работать лишь 14%, остальные не имеют мнения на этот счет. Интересно, что, несмотря на явно более долгий срок жизни, женщины, как бы это помягче сказать, менее трудолюбивы, чем мужчины: среди них рабочий стаж «35 лет и меньше» устроил бы 57% опрошенных, среди мужчин же таких всего 44%. Понимаю, что читатели-женщины тут же напомнят о том, что им, в отличие от мужчин, надо рожать детей, поэтому некоторая часть жизни выпадет из рабочего стажа. Однако не уверен, что многолетнее сидение в декрете остро необходимо: женщины, которые хотят и любят работать, даже двое-трое родов спокойно укладывают в общей сложности в год выпадения из рабочей жизни, а часто и меньше.

Интересно распределение ответов о причинах, по которым люди не хотят отработать хотя бы 35 лет. Напомним, таких 37%. Почти две трети из них в качестве главной причины называет ухудшение здоровья к «старости» (к 55 годам, напомню), а то и вовсе опасения не дожить до окончания этого срока (до 55 лет, да).

Это очевидная ошибка - люди в наше время живут намного дольше, а в будущем срок жизни еще увеличится. Просто к слову: как раз на днях увидел сообщение о том, что британские страховые компании начали просчитывать последствия увеличения продолжительности жизни до 120 лет. Пока это, конечно, не очень актуально, но те, кому сейчас 30-40 лет, имеют намного больше шансов умереть в 80, чем в 55 лет. Говоря о предполагаемом возрасте смерти, не будем забывать о том, что статистические данные о средней продолжительности жизни учитывают и младенческую смертность, и несчастные случаи, и смерти изначально очень больных людей, которые либо в принципе не работают, либо работают в своей жизни очень мало. Если человек дожил до 30-40 лет, относительно здоров и не занимается альпинизмом или мотогонками, то его ожидаемая продолжительность жизни намного выше средней.

Интересно, что те же самые люди, что сейчас в ответах на вопросы социологов предполагают, что к 55 годам превратятся в глубоко больных инвалидов, наверняка обидятся, когда их в этом возрасте назовут хотя бы просто «пожилыми людьми». Большинство россиян в 55 и 60 лет - вполне бодрые, относительно здоровые и однозначно работоспособные люди, впереди у которых еще пара десятилетий жизни. Тем более это будет относиться к тем, кому 55-60 исполнится лет через двадцать. Хотя, конечно, если человек выкуривает пачку сигарет и выпивает литр яда, который в России по недоразумению называется пивом, каждый день и бутылку-другую водки на выходных, то дожить до 60 будет для него достижением. Впрочем, успехи медицины, к сожалению, могут растянуть срок жизни и для таких людей.

Я бы сказал, что ответы, касающиеся здоровья, по большей части отражают как раз те самые лень и нелюбопытство. Лень прикрывается страданиями в стиле «люди столько не живут», а нелюбопытство выражается в ошибочном и некритичном восприятии статистических данных. И то, что этих ответов так много, несколько удручает.

И все-таки разбавим позитивом мрачную картину. Обратимся к подробным ответам тех, кто все-таки, несмотря ни на что, собирается работать более 35 лет. Ровно половина из них делает рациональный выбор, полагая, что без работы не на что жить, а пенсия с повышением стажа будет расти. Это несколько цинично, но разумно: люди либо знают, либо чувствуют, что в современных условиях сохранение достойного уровня жизни возможно только при наличии работы. Разговоры о пассивном доходе, позволяющем жить припеваючи, актуальны только для богатых, имеющих существенный капитал. Обычный рабочий или служащий для того, чтобы в пожилом возрасте стать рантье, должен довольно рано научиться жить второй жизнью - жизнью инвестора, делающего разумные и обоснованные вложения сэкономленных от зарплаты (то есть отнятых у текущего потребления) денег. Этот путь в силу разных причин доступен далеко не всем. Большинству придется умереть на рабочем месте. И жаль, что лишь 7% трудоспособного населения страны это осознает.

Вторая половина положительных ответов объясняется еще позитивнее. Эти люди любят свою работу, им неинтересно бездельничать, у них есть желание и дальше посвящать себя любимому делу, они собираются жить долго и счастливо. За них можно только порадоваться: они не ленивы и весьма любопытны. С другой стороны, таких людей - всего семь человек из ста.

Тут как бы в скобках замечу, что для русской культуры характерно иронично-критическое отношение к самим себе, своей истории и достижениям. С одной стороны, это неплохое качество, своеобразная гигиена души, благодаря которой делается прививка от зазнайства, спеси и мании величия. Но, как известно, лекарство от яда отличается дозой.

Самокритику не надо доводить до самобичевания. Сказал как-то Пушкин: «Мы ленивы и нелюбопытны» - и мы эти слова приняли как приговор. Да, поганый народец. Ленивый, нелюбопытный - ни тяги к знаниям тебе, ни ума. Этому печальному диагнозу вторит из-за границы мощная группа поддержки: «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать?!» И мы все дружно, потупив глаза, шагаем. Они не клевещут, просто цитируют «наше все». Тут мы и повесили носы, сгорбились от стыда - лентяи. А еще припомнили и Емелю, и Ивана-дурака, и работу, которая «в лес не убежит»…

Ну, полно, господа, убиваться! Александр Сергеевич, конечно, «наше все», достояние отечественной и мировой культуры, но далеко не каждое его высказывание было историческим и объективным. Ведь он и с женой разговаривал, и с друзьями, и с детьми. Деловые переговоры вел с издателями, при этом раздражался непременно и спорил о гонорарах - кормилец большой семьи, куда деваться. О ком говорил Пушкин - «мы»? Кого имел в виду? Арина Родионовна оплошала или придирчивый цензор довел? Может быть, просто паршивое настроение случилось, и все вокруг стало «и кюхельбекерно, и тошно»?

Да нет, все проще. Сетовал Пушкин, что некому написать биографию Грибоедова. Вот цитата целиком: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…»

Вполне конкретная ситуация, а выводы из этих слов сделали сами знаете какие… Масштабные.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры