Малой певец. Мистер малой

Главная / Чувства

Культовый реп-исполнитель 90-х Мистер Малой, одно время словно канувший в воду, теперь снова разъезжает по России с концертами, но собирает небольшие – клубные – площадки. В столице Башкирии Андрей – таково настоящие имя артиста – выступил в клубе «Правда». Легендарный трек «Буду пАгибать мАлАдым» он записал в 1992 году в возрасте 13-ти лет и с тех самых пор считает себя изобретателем оригинальных стилей «фанкопанк» и «стебореп». Теперь музыкальные критики называют Андрея прототипом Децла.

Будучи еще подростком, я никогда не тянулся к ровесникам. Мое окружение было на порядок старше меня. Так появился «Малой», а позже вроде как для понтов, для солидности приписали «Мистер». Так и завертелось, - рассказывает о происхождении своего сценического псевдонима Андрей.

«Российский шоу-бизнес прогнил»

Альбом «Буду пАгибать мАлАдым» вышел в 1995 году и разошелся тиражом в несколько миллионов экземпляров. В дальнейшем Мистер Малой записал еще несколько хитов – «Шлак-Дональдс», «Демпанское Шавочки», «Руки прочь от Майкла Джексона!».

Всего с 1994 по 2005 год Мистер Малой с участием «Пьянству Бойс» (авторы текстов Малого Тенгиз и Хот) выпустил семь альбомов. Снялся в четырех документальных фильмах, дал более пятисот концертов и принял участие в огромном количестве музыкальных фестивалей и акций. Но неожиданно он исчез из поля зрения поклонников.

Что только про меня ни писали, особенно когда я выпал из поля зрения общественности. И что я искурился, спился, искололся. И будто меня похищали, требуя выкуп… Вспоминать противно, - морщится исполнитель, которому в будущем году стукнет тридцать.

Между тем он, походя, но не без гордости, замечает, что на определенном этапе жизни смог завязать с наркотиками и вернуться к нормальной жизни.

Так что теперь я «торчу» исключительно от творчества, - лукаво улыбается он.

- Как вам удалось избавиться от наркотической зависимости? Ведь вы были наркоманом с приличным стажем… - пытаемся разговорить Малого.

Мне помог реабилитационный центр, но возвращение к нормальной жизни проходило очень непросто. Мои так называемые «медитации» не были направлены ни на что хорошее. За то время, пока я принимал наркотики, я лишь постарел и вернулся обратно разрушенный.Вообще эта тема меня немного задевает, потому что существует общественное мнение по поводу наркомании и все спорят о том, как лечить наркозависимых. Но, как правило, все эти ораторы никогда не видели людей в таком состоянии и не знают, что они чувствуют. Например, мне не помогла деинтоксикация, да и вообще она мало кому помогает. Знаете, как это выглядит? Приезжает в клинику человек, которому уже очень плохо. Пять дней ему колют лекарства, и все это время он спит. Затем выходит на свободу, будучи уверенным, что у него началась новая жизнь и сразу же едет за наркотиками.

- Сегодня вы жалеете о своих поступках?

На сегодняшний день я себе очень нравлюсь. Все же я многого добился, через многое прошел. Но почему-то иногда у меня возникают сожаления о потраченном времени и о некоторых поступках из прошлой жизни. Но по большому счету жизнь у меня была очень яркая и насыщенная, я узнал огромное количество интересных людей.

- Как отреагировала мама Малого, услышав его первый альбом?

Моей маме нравится абсолютно все, что я делаю, несмотря даже на то, что тексты ей совершенны непонятны. Конечно, в ее голове вообще не укладывались слова «Буду погибать молодым», но, тем не менее, когда она увидела мои фотографии на первых полосах газет, очень обрадовалась. Это произошло в 1994 году на фестивале «Поколение-94». Волею судеб я тогда занял второе место, но, несмотря на это, на первых полосах газет появился именно я, причем в обнимку с Натальей Ветлицкой. О том, чтобы постоять рядом с этой певицей, я мечтал с детства. За исполнение это заветной мечты я до сих пор очень благодарен газете «Московский комсомолец».

- Ради чего в своих песнях вы проводили всевозможные лингвистические эксперименты?

Ну, мы просто любим придумывать новые слова. В Питере есть такое место под названием «Оспект Освещения». Мало кто знает, что сленг, который был модным в те годы, рождался именно там. Мы с друзьями-музыкантами придумывали слова, которые входили в обиход тусовщиков и рейверов. Например, «патимания» или «Люся» что означало наркотик ЛСД. В наших текстах очень много самого разного сленга – наркоманского, тусовочного и даже воровского. Песни Мистера Малого были симбиозом всех сленгов, того языка, на котором не общаются пенсионеры.

- Кто был вашим кумиром?

Еще очень давно один умный человек сказал: «Не воссоздай себе кумира». Так что кумиров у меня нет, а вот респект я могу выразить Виктору Цою. В детстве я постоянно слушал треки этого легендарного чувака. Но во мне что-то перевернулось после того, как услышал команду «Термоядерный джем», с которой мы впоследствии и создали группу «Мистер Малой». Я выучил все тексты «Джема» наизусть и на любой ритм читал их песни.

- Как оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рэп-сцене в России?

У нас очень много оригинальных и талантливых артистов. К сожалению, вся эта оригинальность не доходит до слушателей и зрителей. На сцене сегодня лишь Серега, Тимати, Каста, Павел Воля и Владимир Жириновский. Весь российский шоу-бизнес гниловат, потому что очень много талантов не могут выбраться на телевидение и у них нет ротаций на радиостанциях. У нас нет музыкального развития как на Западе. На российской рэп-площадке крайне плохая ситуация. Конечно, все еще может измениться, но пока этого не происходит. Зато у любого человека есть возможность стать известным с помощью интернета, как это сделали трэш-шапито «Кач». Я хорошо знаю лидера этого проекта Сергея «Мастербоя» и очень уважаю его. Он стебется над всем, что попадается под руку. Кстати, как только Виктор Дробыш подал на него в суд, Сергею сразу же позвонил Андрей Разин и пообещал найти самых лучших адвокатов. Между прочим, «Кач» вовсе не переходит на личности, своей скандальной песней он просто-напросто отлично описал ситуацию в нашем шоу-бизнесе.

«Молодежь только трахается и ходит по магазинам»

Вы должны были участвовать в проекте «Ты - суперстар», однако не прошли кастинг…

На этом кастинге я исполнил две песни – «Буду погибать молодым» и «Шлак-дональдс», причем все члены жюри подпевали мне, так как знали эти строчки наизусть. Мне, конечно, было очень приятно. Ведь одно дело, когда простые зрители подпевают и совсем другое дело, когда тебя поддерживают люди, добившиеся многого в шоу-бизнесе. Однако в шоу я не попал и нисколько не жалею об этом. Ни для кого не секрет, что есть некий утвержденный сценарий и результаты уже были известно заранее. Посмотрев пару-тройку программ, я очень обрадовался, что не попал в это шоу. Сама идея гораздо интереснее, чем ее воплощение. Но мне, конечно, все равно было приятно приехать в Москву на кастинг. Я увидел своих старых друзей из Ростова, наконец-то обнял Серегу Крылова и еще много с кем повидался.

Ходить по магазинам и трахаться.

Илья Стогов написал книгу под названием «Грешники», где подробно изложил биографии Мистера Малого и его образ жизни...

Ну, я не со всем согласен с тем, как он воспроизвел наши разговоры. Мне нравятся некоторые вещи Стогова, его стиль и коммерческий подход к выпуску книг. Мы сидели с ним несколько дней, общались, он записывал все, что я рассказывал. Но то, что в итоге получилось, мне не так уж понравилось, я не со всем согласен. Все же в рассказе обо мне оказалось больше мыслей Ильи, чем моих собственных. Вообще журналисты часто недопонимают меня. Вот, например, программа «Максимум» на НТВ перевернула все с ног на голову. Их съемочная команда снимала меня три дня, тема сюжета была такой: «Как живут люди после славы». Я, конечно же, со всей открытостью души рассказываю, как у меня все здорово, какие успехи делает Мистер Малой. А оказалось, что им надо было показать, как у меня все плохо и развить тему «ах, бедные бывшие звезды». Выяснилось, что это можно очень легко провернуть с помощью монтажа. Бац, и в предложении «Я не употребляю наркотики» частица не просто-напросто убирается. Или, например, в клубе на танцполе мы болтали с корреспондентом, и я сказал ему совершенно не для камеры, мол, прикольно в 28 лет ощущать себя ретро-исполнителем. А потом в сюжете вижу следующее: «Мистер Малой признался нам по секрету, что очень сложно быть ретро-исполнителем в 28 лет». Когда я досмотрел передачу до конца, у меня был настоящий шок. Но что поделать, такие вещи остаются на совести каждого.

Мистер Малой, рэп-звезда 90-х, в собственном интервью признается, что с детства мечтал о двух вещах - стать знаменитым и познакомиться с . И оба желания осуществились еще до наступления совершеннолетия. Правда, успех, который свалился на подростка внезапно, доставил юноше немало проблем. Впрочем, артист, который к любым неудачам в жизни относится легко, сумел вовремя остановиться и не погибнуть молодым.

Детство и юность

Андрей Цыганов (настоящее имя рэп-исполнителя) родился 4 марта 1979 года в Ленинграде. Мальчик стал младшим ребенком в семье военного подводника и домохозяйки. У Андрея есть старший брат, который являлся примером для маленького сорванца.

Воспитанием мальчиков занималась мама. Отец, который занимал важную должность, много времени проводил на учениях. Андрей, гордившийся должностью папы, даже мечтал пойти по стопам родителя, но быстро передумал, когда заинтересовался музыкой.

Первым увлечением ребенка стала . В 9 лет мальчик наизусть заучивал тексты песен и тихонько подпевал , не понимая смысла композиций. В 12 лет в жизни Андрея появился брейк-данс, и рок уступил место хип-хопу и фанку.


Подросток, который отправился на занятия танцами за компанию с братом, быстро достиг заметных успехов. Случайное знакомство с группой «Термоядерный Джем» вывела биографию будущего рэпера на новый виток.

Подросток сам подошел к музыкантам и предложил создать творческий тандем. Первый совместный концерт состоялся в 1992 году в ДК им. Ленсовета. Андрей танцевал, пока музыканты исполняли свои композиции, и даже самостоятельно зачитал несколько текстов. Оценив реакцию публики, восходящие звезды отправляются на фестиваль «Поколение-94», где занимают второе место.

Музыка

С этого момента Мистер Малой – так поклонники прозвали подростка, исполняющего серьезные треки, – проводил все свободное время в рэп-тусовке. Аттестат молодой человек получил, только дав обещание директору, что не продолжит обучение и оставит школу после 9 класса. Впрочем, Мистер Малой и не хотел сидеть за партой.

Песня Мистера Малого «Буду умирать молодым»

К этому моменту рэпер уже снял клип на песню «Буду умирать молодым», который показывали в утреннем эфире телеканала ОРТ. Юноша отправляется на первые гастроли, а в 1994 году переезжает из родного города в Москву. Оставшись без родительского надзора, Мистер Малой уходит в отрыв. Каждую ночь молодой человек проводил в ночных клубах, спуская все заработанные деньги на выпивку и наркотики.

В том же 1994 году выходит первый альбом рэп-исполнителя «Буду погибать молодым». Тексты и музыку для Мистера Малого написали друзья Денис Чернышов (Tengiz) и Мераб Садыков (Хот). Наиболее известными треками с дебютной пластинки стали «Шмыг под кожу» и «Миллион мегадоз». Волна вечеринок продолжалась, все глубже затягивая юношу на дно.


Новый альбом «Лови кураж» вышел только в 1997 году. Помимо обычных песен Мистера Малого, в сборник вошла композиция, которую рэпер исполнил в дуэте с Натальей Ветлицкой. К моменту появления кассеты на прилавках молодой человек осознал, что нуждается в перерыве.

Взяв небольшой творческий отпуск, Мистер Малой бросил все силы на то, чтобы избавиться от зависимостей. Вернуться на сцену юноше помогли друзья. Чернышов и Садыков запустили новый проект «Пьянству Бойс» и предложили Мистеру Малому присоединиться к записи альбома.

Мистер Малой и Наталья Ветлицкая исполняют песню «Лови кураж»

К 2000 году имя некогда популярного рэп-исполнителя уже не звучало в радио- и телеэфирах. Чтобы продержаться, Мистер Малой подрабатывает арт-директором в различных ночных заведениях.

В 2002 году рэпер выпускает третий альбом « кУрИл. бУхАл…», но вошедшие в него композиции не вызвали у преданных поклонников такого интереса, как предыдущие работы. Впрочем, песня «Денег должен» получила положительные отзывы у критиков, но не попала в музыкальные рейтинги.

Альбом «А и Б сидели на игле», выпущенный «Пьянству Бойс», вызвал больше ажиотажа, чем сольное творение музыканта. В 2004 году свет увидел последний сборник оригинального трио «Шлак-Дональдс». После смерти Мераба Садыкова в 2009 году группа прекратила существование.


В 2008 году Мистер Малой предпринял попытку вернуться на сцену как самостоятельный артист. Рэпер объявил о выходе нового альбома «На высоких берегах гламура», но диск так и не появился в продаже. Такая же судьба постигла сборник «Малимпиада», о работе над которым артист сообщил поклонникам в 2014 году.

Параллельно с провалами в мире шоу-бизнеса в жизнь Мистера Малого вошли и приятные перемены. Мужчина основал собственную студию йоги и стал больше времени уделять путешествиям. Исследуя мир, артист не забывает о творчестве. К примеру, рэпер с легкостью организовал собственный концерт во Вьетнаме, собрав полный зал преданных фанатов.

Личная жизнь

В собственных интервью Мистер Малой признается, что, став популярным, часто менял девушек. Причем возлюбленные подростка были старше бунтаря. Но после смены жизненных ориентиров артист не любит рассказывать о личной жизни.


Песня Мистера Малого «Пердизент 2018»

В преддверии президентских выборов артист выпустил новую песню «Пердизент 2018» и снял клип, который активно продвигает при помощи социальных сетей. Периодически Мистер Малой посещает телевизионные программы, где рассказывается о судьбах популярных певцов 90-х. Подобный выпуск в марте 2018 года вышел на телеканале «Россия 1».

Свободное время Мистер Малой по-прежнему посвящает йоге и катанию на доске. Зимой артист встает на сноуборд, а летом покоряет волны с помощью доски для серфинга или рассекает по улицам на скейте в компании друзей.

Дискография

  • 1994 - «Буду погибать молодым»
  • 1997 - «Лови кураж»
  • 2002 - «кУрИл. бУхАл…»
  • 2002 - «А и Б сидели на игле»
  • 2004 - «Шлак-Дональдс»

Дело тут не только в замечательной придумке (если рэп в Америке - музыка нац.меньшинств, то в России его следует исполнять с ""кавказским""акцентом), но в точном попадании в эстетику и идеологию момента.

Чисто внешне это можно связать с возникновением в Москве культуры ночных клубов: танцев до утра, соответствующей музыки, сравнительно легких наркотиков (обычно синтетических). Даже то, что свяанный с ""Пилотом"", Малой упоминает в тексте ""LSDance"", ""Спорт- бар"" и

""Эрмитаж"" соответствует практикующемуся иногода (то есть при наличии денег) ночному дрейфу из клуба в клуб. Отметим, что последнее сродни пресловутому ""зэппингу"" - переключению каналов - символизирующему в эстетике постмодерна несводимость к фиксированной доминанте и легкость оперирования потоками информации.

Эта же полисистемность налицо и в песнях ""Мистер Молого"" - безумный волопюк, все эти ""бай чем хай"", ""миру миру миру мир пису пису пису пис"", ""ахтунг, ахтунг, варценеггер"", ""патимания"", ""пэкс""в смысле пакет сливаются со старым добрым ""стаф"" и ""фирма"", которые янут за собой весь фарцовочный набор - ""налю не свети"",

""разводить"", ""бомбить"" и т.д. Фактически впервые в русской танцевально музыке появились тексты, почти целиком построенные на

разнообразном слеэнге:

Ну и нахлобучки, шанна больше нет

Чертям в непонятках кто-то банчит крэк

Лучшие дня

На килушник масти кто-то подзапал

Будоражит страсти термоядерный кропаль

Жирную настроив, парика давать

Серых пассажиров оприходовать

Шмыг-шмыг под кожу - прыг-прыг на небо

По производимому эффекту эти стихи временами приближаются к ""Хару мамбару"". Объяснение непонятных - то есть почти всех - слов смотри на вкладыше. (Отметим гениальность маркетингового хода, почти сведшего на ""нет"" конкуренцию со стороны пиратских перезаписей). Объяснения, впрочем, скорее пародирующие жанр словаря, чем реально

объясняющие. (""Патизон - место скопления больных патиманией"", ""Драгдилер - распространитель препаратов нетрадиционной медицины (cт. 224 УК России) и т.д.). На вкладыш же вынесен отсутствющий в рельном тексте песни, но один из самых удачных - с точки зрения переключения языковых кодов - каламбур: "" Хоп чем Тьфу - Скорее привет, Чем пошел в п... Хопчик тьфу - бросаю курить"".

Лексическое разнообразие соответствует разнообразию интертекстуальному. Объекты цитирования нарочито снижены: детские песенки из старых мульт- и просто фильмов, рекламные слоганы и советская эстрада смешанные воедино как будто задают новый виток ретро-моды, когда элементы прошлого демонстративно модернизируются, ""попсуются"", и подаются без ностальгии как вечные и узнаваемые ценности вперемежку с приметами сегодняшнего дня. Вот он, старый герой Данелия в новорусском Монте- Карло слушающий трансформированную песню Пугачевой- Вознесенского в густом облаке canabis sativa -

Заходит в казино

Он хочет эскимо

Но здесь кино, вино и домино

Миллион, миллион мегадоз

Канабис-анабиоз

Наркамотоз!

Впрочем, перечень источников цитирования представляет не меньшую сложность, чем расшифровка слэнга. То, что ""Туранчокс"" - это герой ""Отроков во вселенной"" (первый русский киберпанк?) мне подсказали.

Зато среди рассыпанных там и сям цитат и игриво переплетающихся аллюзий, мне самому удалось найти несколько ссылок, носящих открыто дискуссионный характер.

Дело в том, что само заглавие - ""Буду пагибать малодым!"" - отсылает не только к давней ""ромнатической"" традиции Некрасова,хиппи и Бориса Гребенщикова (""Хорошо умереть молодым!"", ""Living fast dying young!"", ""Жить быстро - умереть молодым!""), но к

сравнительно недавней песне Егора Летова ""Я хочу умереть молодым!"" и всей ""контр"культ"УР"ной"" эстетике суицида1. К Летову же отсылает уже цитированный выше ""Шмыг"": ""Прыг под кожу - скок на небо"" из заглавной песни его альбома 1990 года.

На первый взгляд эстетика ""Мистера Малого"" представляет из себя нечто диаметрально противоположное тому, что культивировали ""ГрОб-рекордз"": Там где Малой стебется - Летов непробиваемо серьезен, а там, где в ""Прыг- скок"" цитировались Экзюпери, Акутагава и Леонид Андреев в ""Буду пагибать малодым!"" цитируются старые советские мультики и новые рекламыне ролики. ""Непрерывный суицид"" трансформируется в ""суицид around o"clock"".

Но легкое и веселое саморазрушение - так сказать ""экстази"" вместо героина2. - остается саморазрушением. И тут сопоставление с Летовым только подчеркивает, что смерть и саморазрушение стремительно входит в моду. И эта мода на глазах перестает быть маргинальной и полуподпольной, а становится мажорской и агрессивной.

Когда Бренер дырявил себя степлером это воспринималось как естественное продолжение его самопрезентации как юродивого и неудачника. Но когда клубная жизнь, требующая значительных денежных средств и, тем самым, определенного жизненного успеха, проходит не то под рубрикой ""Если вам себя не жалко3."", не то под дивизом ""Буду погибать молодым!"" это означает, что веселое саморазрушение пародоксальным образом становиться составной частью имиджа достигшего успеха человека.

Видимо, можно сказать о связи этого явления с идеями Маусса и Батая об ""экономике траты"" и ""потлаче"" - празднике, на котором имущество и даже сама жизнь участников разрушаются в поединке амбиций и вакханалии всеобщего жертвоприношения. Однако для самих ""празднующих"" - молодых и уже не очень - более понятными, скорее всего, окажутся социальные соображения.

Первое - исторического толка. Как помнят многие, конец восьмидесятых - время массовых горбачевских отъездов - был временем выживания. «Мы не уехали и должны выжить здесь» - словно было написано на лицах оставшихся художников, гумманитариев и начинающих

бизнесменов. За прошедшие пять лет все устоялось, стало ясно, что еврейские погромы и голодная смерть опять отодвинулись на неопределенный срок. И слава Богу! - но кровь, привыкшая к адреналину, требует своего. Тем, кто преуспел, чтобы выживать, надо

самому поставить себя в максимально напряженную ситуацию. И тут на помощь приходит старая троица sex - drugs - rock-n-roll, во всей красе представленная ""Мистером Малым"" в заглавной песне. Разве что рок"н"ролл уступил место техно, а drugs благодаря успехам химии

расширили свой ассортимент.

Впрочем, и без дополнительных усилий жизнь преуспевших становится все более и более опасной (чтобы не сказать - короткой). Это и есть второе соображение автора и, соответственно, второй куплет ""Буду пагибать..."" - ""налю не свети, рексу не груби"". Временами при чтении газет создается ощущение, что вероятность ""нового русского""

умереть в своей постели приближается к вероятности его менее преуспевшего соотечественника быть взорванным в собственном шестисотом мерседесе. Насильственная смерть, как всякая

конъюктурщица, предпочитает держаться поближе к энергетическим центрам - местам скопления денег и ценностей.

Поэтому на смену традицоинным размышлениям-пожеланиям (Хорошо умереть молодым/я хочу умереть молодым) приходит твердая уверенность - буду пагибать молодым, буду па-ги-бать!

Мистер Малой
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Основная информация
Имя при рождении

Андрей Евгеньевич Цыганов

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения
Дата смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы активности
Страна

Россия 22x20px Россия

Профессии
Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры

Альбом «Буду пагибать малодым» разошёлся многомиллионным тиражом и был неоднократно переиздан. Тексты и музыку альбома писали Денис «Tengiz» Чернышов и , ранее известные как проект «Ти-джем». В 1994 году было принято стратегическое решение - переехать в Москву. В 1997 Мистер Малой записал альбом «Лови Кураж», авторами слов и музыки которого также являлись Чернышёв и Садыков. В 1997 году Tengiz, Хот и присоединившийся к ним Вис создали группу Пьянству Бойс, получившую известность благодаря песням «А и Б» и «Руки прочь от Майкла Джексона». В 2009 году Мераб «Хот» Садыков умер от туберкулеза легких.

Песни, которые исполнял Мистер Малой, вошли в несколько художественных («Одна любовь на миллион ») и документальных фильмов («Тоннель»), а также в компьютерную игру («Ядерный титбит »), которая получила награду «Лучший квест 2004» на всероссийской церемонии награждения Gameland Awards.

В 2009 году состоялась презентация интернет-сингла «Спасибо Фифти Центру За Это».

В марте 2014 года был презентован новый клип Малимпиада (при уч. TOP 9). Артист пообещал выпустить одноименный альбом, но как и в случае с альбомом «На высоких берегах гламура» 2009 года альбом так и не был создан.

В 2014 году Мистер Малой прекратил совместную деятельность с Денисом Чернышёвым.

Дискография

Студийные альбомы

  • 1994 - Буду пагибать малодым
  • 1997 - Лови кураж
  • 2002 - кУрИл. бУхАл…
  • 2002 - А и Б сидели на игле (с группой «Пьянству Бойс»)
  • 2004 - Шлак-Дональдс (с группой «Пьянству Бойс»)
  • 2008 - На высоких берегах гламура (не издан)
  • 2014 - Малимпиада (не издан)

Сборники

  • 2004 - Переиздание альбомов «Буду пагибать малодым» и «Лови кураж» на одном CD
  • 2004 - БЭСТ-олочь!
  • 2005 - Мистер Малой и эго дружки: малекула
  • 2005 - Пей малоко!
  • 2005 - Полная Кал-Лекция мр3

Клипы

  • 1992 - Буду пагибать малодым
  • 2005 - Да, Да, Да
  • 2006 - Шлак-Дональдс
  • 2012 - Дельта-План
  • 2014 - Малимпиада

Участие в проектах

  • Ведущий радиопрограммы «Доремикс» радио «Record» (1997)
  • «Бойцовский клуб на MTV» (2003);
  • TV реклама «Легальный продукт» (2005);
  • Саундтреки для компьютерных игр «Ядерный титбит » и «Невский Титбит» (2006);
  • Ведущий TV программы «Качай», телеканал О2 (2006);
  • Озвучивание фильма «Очень эпическое кино » (2007)
  • Озвучивание 3D-мультфильма «Теркель и неприятность » (2007);
  • Саундтрек для к/ф «Одна любовь на миллион »,
  • Саундтрек для Финского документального фильма «PIETARI UNDERGROUND» (2007)
  • Арт-проект «Чернила» (мэш-ап из фотографии и современной иллюстрации) (2011)
  • Участие в клипе на совместно с Вадиком Купэ, Майком из White Smoke Clan, Бастой и Смоки Мо (2013)
  • Участие в 3D мюзикле "Джульетта и Ромео"-роль диджея и драгс-диллера (2015)

Напишите отзыв о статье "Мистер Малой"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мистер Малой

– Скажи мне, Север, а как же случилось, что Магдалина имела двоих детей, а об этом нигде не упоминалось? Должно же было что-то где-то остаться?
– Ну, конечно же, об этом упоминалось, Изидора! Да и не только упоминалось... Лучшие художники когда-то рисовали картины, изображая Магдалину, гордо ждущую своего наследника. Только мало что от этого осталось, к сожалению. Церковь не могла допустить такого «скандала», так как это никак не вписывалось в создаваемую ею «историю»... Но кое-что всё же осталось до сих пор, видимо по недосмотру или невнимательности власть имущих, Думающих Тёмных...

– Как же они могли допустить такое? Я всегда думала, что Думающие Тёмные достаточно умны и осторожны? Это ведь могло помочь людям увидеть ложь, преподносимую им «святыми» отцами церкви. Разве не так?
– Задумался ли кто-то, Изидора?.. – Я грустно покачала головой. – Вот видишь... Люди не доставляют им слишком большого беспокойства...
– Можешь ли ты показать мне, как она учила, Север?..
Я, как дитя, спешила задавать вопросы, перескакивая с темы на тему, желая увидеть и узнать как можно больше за отпущенное мне, уже почти полностью истёкшее, время...
И тут я снова увидела Магдалину... Вокруг неё сидели люди. Они были разного возраста – молодые и старые, все без исключения длинноволосые, одетые в простые тёмно-синие одежды. Магдалина же была в белом, с распущенными по плечам волосами, покрывавшими её чудесным золотым плащом. Помещение, в котором все они в тот момент находились, напоминало произведение сумасшедшего архитектора, воплотившего в застывшем камне свою самую потрясающую мечту...

Как я потом узнала, пещера и вправду называется – Кафедральная (Сathedral) и существует до сих пор.
Пещеры Лонгрив (Longrives), Languedoc

Это была пещера, похожая на величественный кафедральный собор... который, по странной прихоти, зачем-то построила там природа. Высота этого «собора» достигала невероятных размеров, уносясь прямо «в небо» удивительными, «плачущими» каменными сосульками, которые, где-то наверху слившись в чудотворный узор, снова падали вниз, зависая прямо над головами сидящих... Природного освещения в пещере, естественно, не было. Также не горели и свечи, и не просачивался, как обычно, в щели слабый дневной свет. Но несмотря на это, по всему необычному «залу» мягко разливалось приятное и равномерное золотистое сияние, приходившее неизвестно откуда и позволявшее свободно общаться и даже читать...
Сидящие вокруг Магдалины люди очень сосредоточенно и внимательно наблюдали за вытянутыми вперёд руками Магдалины. Вдруг между её ладонями начало появляться яркое золотое свечение, которое, всё уплотняясь, начало сгущаться в огромный голубоватый шар, который на глазах упрочнялся, пока не стал похожим на... планету!..
– Север, что это?.. – удивлённо прошептала я. – Это ведь наша Земля, не так ли?
Но он лишь дружески улыбнулся, не отвечая и ничего не объясняя. А я продолжала завороженно смотреть на удивительную женщину, в руках которой так просто и легко «рождались» планеты!.. Я никогда не видела Землю со стороны, лишь на рисунках, но почему-то была абсолютно уверена, что это была именно она. А в это время уже появилась вторая планета, потом ещё одна... и ещё... Они кружились вокруг Магдалины, будто волшебные, а она спокойно, с улыбкой что-то объясняла собравшимся, вроде бы совершенно не уставая и не обращая внимания на удивлённые лица, будто говорила о чём-то обычном и каждодневном. Я поняла – она учила их астрономии!.. За которую даже в моё время не «гладили» по голове, и за которую можно было ещё всё так же легко угодить прямиком в костёр... А Магдалина играючи учила этому уже тогда – долгих пятьсот лет тому назад!!!
Видение исчезло. А я, совершенно ошеломлённая, никак не могла очнуться, чтобы задать Северу свой следующий вопрос...
– Кто были эти люди, Север? Они выглядят одинаково и странно... Их как бы объединяет общая энергетическая волна. И одежда у них одинаковая, будто у монахов. Кто они?..
– О, это знаменитые Катары, Изидора, или как их ещё называют – чистые. Люди дали им это название за строгость их нравов, чистоту их взглядов и честность их помыслов. Сами же катары называли себя «детьми» или «Рыцарями Магдалины»... коими в реальности они и являлись. Этот народ был по-настоящему СОЗДАН ею, чтобы после (когда её уже не будет) он нёс людям Свет и Знание, противопоставляя это ложному учению «святейшей» церкви. Они были самыми верными и самыми талантливыми учениками Магдалины. Удивительный и чистый народ – они несли миру ЕЁ учение, посвящая этому свои жизни. Они становились магами и алхимиками, волшебниками и учёными, врачами и философами... Им подчинялись тайны мироздания, они стали хранителями мудрости Радомира – сокровенных Знаний наших далёких предков, наших Богов... А ещё, все они несли в своём сердце негаснущую любовь к их «прекрасной Даме»... Золотой Марии... их Светлой и загадочной Магдалине... Катары свято хранили в своих сердцах истинную историю прерванной жизни Радомира, и клялись сохранить его жену и детей, чего бы им это ни стоило... За что, позже, два столетия спустя, все до одного поплатились жизнью... Это по-настоящему великая и очень печальная история, Изидора. Я не уверен, нужно ли тебе её слушать.

Мистер Малой в детстве

Мистер Малой, а в детстве просто Андрей Цыганов, родился в Ленинграде. Воспитание Малого и его брата всецело лежало на плечах матери, ведь отец, служивший на подводной лодке, основное время проводил в рейде, а когда и возвращался на берег, детьми занимался немного.

Что больше всего запомнилось Андрею из детских лет, так это атмосфера, царившая в доме, отношения с соседями, когда в гости можно было зайти без приглашения, а вечера люди проводили, собравшись у черно-белого телевизора. Оказаться когда-нибудь на телевизионном экране – главная мечта мальчика, которая казалась тогда такой далекой. Другая мечта – встреча с Натальей Ветлицкой , казалась не менее несбыточной.

В 12 лет Мистер Малой впервые увлекся танцами. Инициатива записаться в студию исходила от брата, Андрей же отправился за компанию. Очень скоро он понял, какие направления ему интересны, и вслед за обретенным в танцевальной школе другом отправился учиться брейкденсу.

Несомненные природные способности позволяли Малому с легкостью усваивать новые движения. Постепенно он стал завсегдатаем танцевальных вечеров, проводившихся во Дворце Молодежи и ДК Ленсовета, а так как денег, чтобы оплатить вход у Андрея не было, он договорился с организаторами, что станет выходить на сцену, чтобы зажечь публику.

Здесь у Малого завязывались первые профессиональные знакомства. DJ Андрей Репников, работавший в ДК Ленсовета, ввел совсем юного Малого в свою компанию, познакомил с людьми, увлеченными современной музыкой и танцами.

Первые успехи Мистера Малого в музыке

Знакомства с представителями музыкального движения не прошло для Малого даром. С участниками проекта «Термоядерный Jam» Цыганова познакомил все тот же Андрей Репников. Тогда они казались звездами и небожителями.

Live Mister Maloy

Однако упускать такой шанс было нельзя. Мистер Малой предложил организовать совместную программу, где он будет делать то, что умеет лучше всего – танцевать. Положительный ответ не заставил себя ждать. И это был прорыв. Ничего подобного страна до сих пор не видела, и первое место на конкурсе «Поколение-94», проходившем в Москве парням за молодой и амбициозный проект «Mr.Малой» было обеспечено.

Единственным условием получения главного приза было подписание контракта с организатора, что оказалось категорически невозможным для молодых людей, тогда с вершины Олимпа пришлось потесниться, но и второе призовое место обеспечило группе солидный денежный куш и общественное признание. И вот пятнадцатилетний подросток стоит на сцене под софитами камер, а награду ему вручает сама Наталья Ветлицкая. Кажется, все мечты уже сбылись.

Однако 1995 год оказался не менее успешным. Молодой артист получил одобрение ключевых деятелей музыкальной индустрии и был назван «Лучшим артистом года». В тот же год вышел первый студийный альбом исполнителя «Буду пАгибать мАлодым», впоследствии неоднократно переиздававшийся. На пике славы

Мистер Малой - Буду пАгибать мАлодым ©1992

Слава, неожиданно свалившаяся на подростка, была приятна, но что с ней делать? До 9 класса Малой кое-как доучился, ведь основное время отнимала гастрольная деятельность, из 10 пришлось уйти. Несмотря на это жизнь его представляла собой один сплошной праздник. Клубы, развлечения, выпивка, наркотики.

О том, чтобы отложить какие-то сбережения или приобрести недвижимость Малой и не помышлял. Однако разгульный образ жизни затягивал, а наркотики уже не отпускали. Совсем недавно находившийся на пике популярности, к концу 90-х Мистер Малой остался без друзей, средств к существованию, а путь на сцену для него оказался закрыт. По признанию артиста, его не раз посещали суицидальные мысли.

Возвращение рэпера Мистера Малого на сцену

На некоторое время Мистер Малой выпал из поля зрения общественности. Какие только слухи не ходили о его судьбе, однако по прошествии короткого срока рэп-исполнитель вновь предстал перед публикой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры