Материнское сердце шукшин о чем. Материнское сердце

Главная / Чувства
  • проанализировать текст рассказа “Материнское сердце”. На примере жизни героя раскрыть причинно-следственные связи между преступлением и наказанием. Пробудить чувство ответственности за содеянное, размышляя о понятии “сыновний долг”;
  • формировать чуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными сыновьями;
  • учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • способствовать формированию навыков правильности ответов на поставленный вопрос;
  • активизировать эмоциональные реакции учеников, добиться сопереживания;
  • способствовать формированию коммуникативных навыков.

Тип урока: комбинированный.

  • словесный (беседа, рассказ);
  • наглядный;
  • элементы проблемного метода (сочинение-миниатюра, приемы устного словесного рисования, самостоятельное мышление);
  • дедуктивный (умение анализировать, делать умозаключения);
  • вопросно-ответное общение.

Оборудование к уроку: портрет В.М.Шукшина, портрет матери Шукшина – М.С.Шукшиной, тексты с рассказом В.М.Шукшина “Материнское сердце”, видеокассета с записью художественного фильма “Калина красная”, аудиокассета с музыкой, видеокассета с записью клипа О.Газманова “Мама”, видеомагнитофон, телевизор, аудиомагнитофон, плакат с записью слов “раскаяние”, “совесть”, выставка рисунков учащихся по рассказам В.М.Шукшина, сигнальные карточки, вопросы для беседы, памятки “Как работать в группе”.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная,
  • групповая,
  • индивидуальная.

Структура урока:

I. Организационный этап.

II. Начало урока:

  • определение целей;
  • поэтическая страничка.

III. Объяснение нового материала:

  1. Отношение В.М.Шукшина к своей матери.
  2. Просмотр фрагмента художественного фильма “Калина красная”.
  3. Работа над значением слов “совесть”, “раскаяние”,

IV. Закрепление ЗУНов (сочинение-миниатюра).

V. Контроль над результатом УД (“Юный скульптор”).

VI. Подведение итогов урока.

Эпиграфы:

Посмотри на нашу маму... Это народ с большой буквы”.
(В.М.Шукшин)

“Все матери богаты, если любят своих детей”.
(М.Метерлинк)

Ход урока

I. Организационный момент (внешняя и внутренняя психологическая готовность, перекличка класса).

II. Начало урока.

Звучит песня “Мама” в исполнении О.Газманова (видеозапись).

Учитель: Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?

Ученики: О маме.

Учитель: Правильно, о маме, о любви к ней, о ее сердце.

Тема нашего урока так и называется “Сердце матери” по рассказу нашего земляка В.М.Шукшина “Материнское сердце”. Вы знаете, что 2009 год объявлен годом Шукшина на Алтае.

Мы проанализируем текст рассказа, на примере жизни героя раскроем проблему преступности и ее причины, попробуем прикоснуться к самому сокровенному – душе, заглянуть в нее, растревожить порой уснувшую совесть.

А помним ли мы о своих матерях? Не изболелось ли сердце у наших родных о нас, не забыли ли мы ласковое слово, не обидели ли мы ненароком самого дорогого нам человека?

Несколько учеников к сегодняшнему уроку написали стихотворения о маме. Послушаем их (см. Приложение1 ).

III. Объяснение нового материала.

Учитель: Давайте вспомним, как В.М.Шукшин относился к своей матери – М.С.Шукшиной (любил, писал теплые письма, присылал деньги и расстраивался; что она их не тратит).

Да, верная опора для В.М.Шукшина – мать.

“Учись, буду помогать. Как-нибудь выдюжу”. “Пусть едет, там он больше пользы принесет”, – говорила его мама.

В.М.Шукшин всегда помнил и понимал, что сделала для него мать в главном – в стремлении, чтобы сын стал настоящим человеком. И сын отвечал ей тем же. Послушайте строки из его писем: “Сплю и вижу, мама, как мы с тобой вместе живем”. “Милая, душа томит об Вас, Мамочка, как твое здоровье, родная?”.

В письме к сестре Шукшин писал: “Посмотри на нашу маму... Это народ с большой буквы”. Эти слова мы и возьмем эпиграфом к нашему уроку.

Запишите число, тему, эпиграф. План урока на доске.

– Как вы думаете, только ли к матери Шукшина можно отнести эти слова?

Ученик: Эти слова можно отнести к матери, которая любит своего ребенка, заботится о нем, переживает за него.

– Именно о такой матери идет речь в рассказе В.М.Шукшина “Материнское сердце”.

Беседа по рассказу “Материнское сердце”.

1. Из скольких частей состоит рассказ?

Ученик: Рассказ состоит из двух частей. В первой речь идет о Витьке и описывается его преступление. Вторая, большая часть рассказа, посвящена матери Витьки Борзёнкова.

2. То, что произошло с Витькой, случайность ли это?

Ученик: Случайным поступок героя назвать нельзя. Пил, хоть пить не умел, от выпитого становился дурной; ремень носил флотский с залитым в него свинцом: жениться собирался без любви (так легко пошел с незнакомой девушкой); мать не жалел; на работе не все в порядке, если хорошую характеристику обещают написать, то только из одолжения, из сочувствия к матери. (Работа со словом “за литый”, “зали тый”.)

3. Что нам известно о матери Витьки?

Ученик: Мать прожила тяжелую жизнь, нелегко ей и сейчас. Читаем по тексту рассказа: “Мать Витьки родила пятерых детей, рано осталась вдовой (Витька грудной был, когда пришла похоронка об отце в сорок втором году). Старший сын ее тоже погиб на войне в сорок пятом году, девочка умерла от истощения в сорок шестом, следующие два сына выжили, мальчиками еще, спасаясь от великого голода, ушли по вербовке в ФЗУ и теперь жили в разных городах. Витьку мать выходила из последних сил, все распродала, осталась нищей, но сына выходила – крепкий вырос, ладный собой, добрый... Все бы хорошо, но пьяный – дурак-дураком становится”.

4. Сознает ли Витька, что он матери обязан не только своим рождением, но и тем, что выжил в годы войны? Выполняет ли он свой сыновний долг? Стал ли он кормильцем, опорой для нее?

5. Какое чувство вызывает мать, кинувшаяся спасать сына? Найдите в тексте, что пишет об этом автор?

Ученик: “Тяжело было смотреть на мать. Сколько тоски и горя, сколько отчаяния было в ее голосе, что становилось не по себе. И хоть милиционеры – народ до жалости неохочий, даже и они – кто отвернулся, кто стал закуривать...”.

6. Почему мать многое как будто не слышит, когда ей говорят о преступлении? Найдите ответ в тексте.

Ученик: “Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем”.

Ученик: “У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете – милиция, прокурор, суд, тюрьма... Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный... И кто же может сейчас отнять его у нее, когда она – только она, никто больше – нужна ему?”.

7. Как чувствует себя мать, когда идет на свидание с сыном? Найдите в тексте.

Ученик: “В глазах матери все туманилось и плыло... Она молча плакала, вытирала слезы концом платка, но шла привычно скоро, иногда только спотыкалась о торчащие доски тротуара... Но шла и шла, торопилась. Ей теперь, она понимала, надо поспешать, надо успеть, пока они его не засудили, А то потом вызволять будет трудно. Она верила этому. Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем, и все вот так – на ходу, скоро, вытирая слезы концом платка. Неистребимо жила в ней вера в добрых людей, которые помогут. Эти – ладно – эти за своего обиделись, а те – подальше которые – те помогут. Неужели же не помогут? Она все им расскажет – помогут. Странно, мать ни разу не подумала о сыне, что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда. И кто же будет вызволять его из беды, если не мать? Кто? Господи, да она пешком пойдет в эти краевые организации, она будет день и ночь идти и идти... Найдет она этих добрых людей, найдет”.

8. Что беспокоит мать при встрече с сыном?

Ученик: “Мать Мудрым сердцем своим поняла, какое отчаяние гнетет душу ее ребенка.

Ученик: “Господа помоги батюшка, – твердила она в уме беспрерывно. – Не допусти сына до худых мыслей, образумь его. Он маленько заполошный – как бы ни сделал чего над собой”.

9. Как ведет себя мать, почему?

Ученик: Старается успокоить Витьку, идет на то, что говорит неправду о потерпевшем и о том, что ей обещали обязательно помочь. Она вселяет в сына уверенность, что все будет хорошо. Пытается поддержать его морально.

10. Итак, виноват ли Витька? Что вы скажете теперь?

11. Перед кем он виноват?

Ученик: Перед потерпевшими, перед обществом, перед матерью. Главная вина Витьки, конечно, перед ней.

12. Жалко вам героев? А кого больше и почему?

13. Почему Шукшин дал такое название своему произведению?

Ученик: Рассказ имеет такое название не случайно. Для Шукшина было важно описать, какие тяготы легли на сердце матери, сколько ей пришлось пережить, потому он так подробно и описывает действия матери после того, что случилось с сыном.

14. Можно ли Витькину мать назвать богатой? Не в материальном, а духовном смысле? В чем это богатство заключается?

Учащиеся делают вывод, что главное ее богатство заключается в любви.

Учитель: Так же считает и бельгийский писатель рубежа 19–20 веков Морис Метерлинк: “Все матери богаты, если они любят своих детей”.

Учитель: Тема матери звучит во многих произведениях В.М.Шукшина. Например, в кинофильме “Калина красная”, в котором главный герой Егор Прокудин, семнадцать лет не видел мать. Посмотрите фрагмент этого фильма.

Просмотр видеокассеты.

Учитель: А в этом фильме как главный герой относится к своей матери? Чувствует ли он вину перед ней? Раскаивается ли он? Пробуждается ли в нем совесть?

Посмотрите, как пишет об этом В.М.Шукшин в киноповести “Калина красная”: “Он (Егор Прокудин) увидел, услышал, узнал, что никогда не замолить ежу величайшего из человеческих грехов – греха перед матерью, что никогда уже его больная совесть не заживет”.

Учитель. А Витька Борзёнков раскаивается? Как вы думаете, почему Витька не рассказывает матери всю правду о случившемся?

Учитель, Как вы понимаете значение слов “совесть” и “раскаяние”? Посмотрите, как поясняются эти слова в Словаре русского языка.

(Вывешивается плакат со словами “совесть” и “раскаяние”.)

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Раскаяние – это сознание своей вины, сожаление о совершенном проступке.

Учитель: Запишите значение этих слов в тетрадь.

IV. Закрепление ЗУНов.

Учитель: Возможно, кто-то из вас после сегодняшнего урока пересмотрит свое отношение к маме, напишет ей доброе теплое письмо и покается в чем-то перед ней.

Предлагаю написать вам небольшое сочинение-рассуждение “Признание маме”, в котором вы ответите на такой вопрос: О чем заставил меня задуматься рассказ В.М.Шукшина “Материнское сердце”?

Чтение нескольких сочинений (см. Приложение2 ).

V. Контроль УД.

Работа по группам.

Учитель: Как вы думаете, такие матери, как мать Витьки Борзёнкова, потерявшая в войну мужа и старшего сына, похоронившая единственную дочь, умершую от голода, но все-таки сумевшая воспитать троих сыновей и не растерявшая душевной щедрости, теплоты и любви к своим детям, достойна памятника?

Представьте себя скульпторами. Вам доверено создать проект памятника Матери с большой буквы. Каким бы вы его сделали? Посоветуйтесь и дайте устный ответ. Можете нарисовать. Бумага и карандаши на партах.

Контролерами в группах будут... Ваша задача – регулировать взаимоотношения в группах.

Редакторами будут... В ваши функции входит слежение за правильностью выполнения задания.

Какая группа первой закончит работу, поднимите сигнальную карточку.

Памятка “Как работать в группе” лежит у вас на столах (см. Приложение3 ).

Звучит спокойная музыка.

Проверка задания.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, кого рассказ “Материнское сердце” не оставил равнодушным? Почему? Что больше всего понравилось сегодня на уроке?

Учитель: Я очень рада, ребята, что рассказ затронул ваши души, заставил вас задуматься о себе, о жизни, о матери. В.М.Шукшин помог нам с вами понять самих себя.

  • Категория: Краткое содержание

Рассказ (1969)

Витька Борзёнков поехал на базар в районный город, продал сала на сто пятьдесят рублей (он собирался жениться, позарез нужны были деньги) и пошел в винный ларек «смазать» стакан-другой красного. Подошла молодая девушка, попросила: «Разреши прикурить». «С похмелья?» - прямо спросил Витька. «Ну», - тоже просто ответила девушка. «И похмелиться не на что, да?» - «А у тебя есть?» Витька купил еще. Выпили. Обоим стало хорошо. «Может, еще?» - спросил Витька. «Только не здесь. Можно ко мне пойти». В груди у Витьки нечто такое - сладостно-скользкое - вильнуло хвостом. Домик девушки оказался чистеньким - занавесочки, скатерочки на столах. Подружка появилась. Разлили вино. Витька прямо за столом целовал девушку, а та вроде отталкивала, а сама льнула, обнимала за шею. Что было потом, Витька не помнит - как отрезало. Очнулся поздно вечером под каким-то забором. Голова гудела, во рту пересохло. Обшарил карманы - денег не было. И пока дошел он до автобусной станции, столько злобы накопил на городских прохиндеев, так их возненавидел, что даже боль в голове поунялась. На автобусной станции Витька купил еще бутылку, выпил ее всю прямо из горлышка и отшвырнул в скверик. «Там же люди могут сидеть», - сказали ему. Витька достал свой флотский ремень, намотал на руку, оставив свободной тяжелую бляху. «Разве в этом вшивом городишке есть люди?» И началась драка. Прибежала милиция, Витька сдуру ударил бляхой одного по голове. Милиционер упал… И его отвезли в КПЗ.

Мать Витькина узнала о несчастье на другой день от участкового. Витька был ее пятым сыном, выходила его из последних сил, получив с войны похоронку на мужа, и он крепкий вырос, ладный собой, добрый. Одна беда: как выпьет - дурак дураком становится. «Что же ему теперь за это?» - «Тюрьма. Лет пять могут дать». Мать кинулась в район. Переступив порог милиции, упала мать на колени, запричитала: «Ангелы вы мои милые, да разумные ваши головушки!.. Простите его, окаянного!» «Ты встань, встань, здесь не церква, - сказали ей. - Ты погляди на ремень твоего сына - таким ведь и убить можно. Сын твой троих человек в больницу отправил. Не имеем мы права таких отпускать». - «А к кому же мне теперь идти?» - «Иди к прокурору». Прокурор разговор начал с нею ласково: «Много вас, детей, в семье у отца росло?» «Шестнадцать, батюшка». - «Вот! И слушались отца. А почему? Никому не спускал, и все видели, что шкодить нельзя. Так и в обществе - одному спустим с рук, другие начнут». Мать поняла только, что и этот невзлюбил ее сына. «Батюшка, а выше тебя есть кто?» - «Есть. И много. Только обращаться к ним бесполезно. Никто суд не отменит». - «Разреши хоть свиданку с сыном». - «Это можно».

С бумагой, выписанной прокурором, мать снова отправилась в милицию. В глазах ее все туманилось и плыло, она молча плакала, вытирая слезы концами платка, но шла привычно скоро. «Ну что прокурор?» - спросили ее в милиции. «Велел в краевые организации ехать, - слукавила мать. - А вот - на свиданку». Она подала бумагу. Начальник милиции немного удивился, и мать, заметив это, подумала: «А-а». Ей стало полегче. За ночь Витька осунулся, оброс - больно смотреть. И мать вдруг перестала понимать, что есть на свете милиция, суд, прокурор, тюрьма… Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный. Мудрым сердцем своим поняла она, какое отчаяние гнетет душу сына. «Все прахом! Вся жизнь пошла кувырком!» - «Тебя как вроде уже осудили! - сказала мать с укором. - Сразу уж - жизнь кувырком. Какие-то слабые вы… Ты хоть сперва спросил бы: где я была, чего достигла?» - «Где была?» - «У прокурора… Пусть, говорит, пока не переживает, пусть всякие мысли выкинет из головы… Мы, дескать, сами тут сделать ничего не можем, потому что не имеем права. А ты, мол, не теряй времени, а садись и езжай в краевые организации… Счас я, значит, доеду до дому, характеристику на тебя возьму. А ты возьми да в уме помолись. Ничего, ты - крещеный. Со всех сторон будем заходить. Ты, главное, не задумывайся, что все теперь кувырком».

Мать встала с нар, мелко перекрестила сына и одними губами прошептала: «Спаси тебя Христос», Шла она по коридору и опять ничего не видела от слез. Жутко становилось. Но мать - действовала. Мыслями она была уже в деревне, прикидывала, что ей нужно сделать до отъезда, какие бумаги взять. Знала она, что останавливаться, впадать в отчаяние - это гибель. Поздним вечером она села в поезд и поехала. «Ничего, добрые люди помогут». Она верила, что помогут.

Витька Борзенков собрался жениться. Нужны были деньги. Он поехал из своей деревни на базар в районный городок и продал там сала на сто пятьдесят рублей. Перед отъездом домой Витька зашёл в винный ларёк и пропустил пару стаканов красного. У ларька с ним разговорилась молодая девушка Рита. Витька не знал, что она приметила его ещё на базаре и подкарауливала специально. Рита слегка выпила с парнем и повела его незнакомыми переулками к себе домой. Там выпивка продолжилась. Витька целовал Риту, а потом как провалился в глубокий сон – его опоили чем-то…

Очнулся он поздно, под каким-то забором. Вырученных за сало денег не было. Преисполнившись злобой на городских прохиндеев, Витька по пути к автобусной станции завязал драку с несколькими подвыпившими мужиками и стал бить их своим флотским ремнём, в чью бляху был залит свинец. От его ударов свалилось трое-четверо человек, а потом и один из прибежавших на шум милиционеров. Потом Витьку схватили и отвезли в КПЗ.

Утром о несчастье сообщили Витькиной матери в деревне. Сказали, что сына теперь точно посадят. Мать заметалась по селу. Муж и старший из пятерых её сыновей погибли на войне. Дочь умерла от голода в тяжёлом 1946 году. Ещё два сына, спасаясь от того же голода, ушли по вербовке в ФЗУ и уехали далеко от дома. Витька был самым младшим. Мать выходила его из последних сил: все распродала, осталась нищей, но выходила…

С занывающим сердцем мать кинулась теперь в город. Войдя в милицию, она упала на колени и просила «простить» сына. Но сидевший за столом начальник объяснил ей, что раненые Витькой люди находятся в тяжёлом состоянии. Закрыть такое дело нельзя при всём желании. Мать плакала и молила, так что даже у милиционеров под конец пробудилось нечто вроде жалости. Суровый начальник потеплел и посоветовал ей сходить к прокурору.

Прокурор внимательно выслушал мать и разъяснил ей случившееся с научно-юридической точки зрения. «По-человечески все понятно, но есть и высшие соображения». Тех, кто нашкодил, нужно наказывать, иначе невозможно будет поддерживать порядок. Но материнское сердце не желало смиряться с неизбежным. Она спросила у прокурора, есть ли кто «повыше него». Тот ответил: есть краевые организации. Но ехать туда не советовал: всё равно бесполезно; скажут то же, что и он сам. По просьбе матери прокурор разрешил ей свидание с сыном. Несмотря на разъяснения прокурора, мать верила, что есть добрые люди, которые обязательно ей помогут. И она разобьётся, но найдёт этих добрых людей.

Мать вернулась в милицию. Там прочитали записку от прокурора и повели старую женщину в КПЗ. Увидев мать, Витька, сидевший в камере один, вскочил с нар. Его мелко трясло.

Мать с замиранием сердца смотрела своего ребёнка, виноватого и беспомощного. Узнав, что раненый им милиционер лежит в больнице, Витька сказал: дадут лет семь, не меньше. «Все прахом! Все, вся жизнь кувырком!» – кричал он, ходя по камере. Глядя на отчаяние сына, мать какой-то интуицией поняла, что она сама ни за что не должна поддаваться такому же чувству.

Людмила Зыкина. Посвящение Шукшину

Она рассказала Витьке про свой разговор с прокурором. Но скрыла, что тот убеждал её в безнадёжности дела. Мать наоборот стала уверять сына: прокурор намекнул, что краевые организации могут оказать большую помощь. Поэтому она возьмёт у деревенского начальства наилучшие «карактеристики» на Витьку, продаст все натканные ею к его свадьбе холсты, поедет в край и добьётся, чтобы сыну дали не больше года. «Спаси тебя Христос», перекрестила она Витьку, когда вошедший милиционер велел заканчивать свидание.

Выйдя из камеры, мать ничего не видела от слёз. Но она знала: если ею завладеет отчаяние, то всё пропало – поэтому надо не раздумывать, а действовать. И мать действовала. В тот же день она вернулась в деревню за «карактеристиками», а после обеда поехала в «краевые организации». Её вело материнское сердце. Она верила, внушала себе, что добрые люди помогут…

Этому чувству советский писатель, сценарист и режиссер посвятил небольшое произведение, глубину которого сможет раскрыть художественный анализ. «Материнское сердце» Шукшин создал с необыкновенным мастерством художника, способного слышать даже самые тонкие струны человеческой души.

О чем рассказ Шукшина?

С чего можно начать анализ? «Материнское сердце» Шукшин начал с невеселой истории из жизни простого деревенского парня. Звали его Витькой Борзенковым. К характеристике образа этого героя и стоит приступить, излагая краткое содержание и художественный анализ. Материнское сердце Шукшин назвал мудрым, не преминув отметить, что всяческую логику оно не признает. Что имел в виду автор, можно понять, прочитав рассказ.

Простой деревенский парень

Витька собирался жениться, а потому ему нужны были срочно деньги. Затем, чтобы раздобыть средства на свадьбу, он поехал в город продавать сало. В рассказе этот герой играет не главную роль. Значимым является образ матери Витьки. Однако раскрывается характер этой женщины именно благодаря истории, которая случилась с ее сыном.

После того как Борзенков осознал случившееся, он разозлился на всех: на Риту, на город и на весь свет. А потому потратил на выпивку последний червонец, после чего затеял драку, в которой пострадали несколько человек. Среди них был даже сотрудник милиции. Витьку отправили в КПЗ, а мать его прибыла в город, как только узнала о беде, в которой оказался ее любимый сын. Далее изложено характеристика главной героини и анализ рассказа Шукшина.

Материнское сердце

Витькина мать рано осталась вдовой, родила пятерых детей, но выжили только трое. В произведении типичный образ русской деревенской женщины изобразил Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого - это, прежде всего, характеристика героини - повествует о стремлении матери вызволить сына из тюрьмы несмотря ни на что. Ее не интересует очевидная вина Витьки. Она не думает о людях, которые оказались в больнице по его вине. Она руководствуется лишь тем, что подсказывает ей ее любовь. И в этом заключается главная идея, которую ввел в рассказ Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого следует делать, основываясь на специфическом общении женщины с сотрудниками правоохранительных органов, - это рассказ о необыкновенной активности, силе, упорстве.

В милиции

Когда она явилась в отделение, там как раз обсуждали недавнее происшествие. Каким изобразил Шукшин материнское сердце? Анализ произведения позволяет сделать вывод, что понятие это хотя и абстрактное, но применимо к необыкновенной силе, которой может обладать лишь женщина. К тому же только та, чей ребенок оказался в беде. Не играет роли, сколько лет этому ребенку, преступник он или порядочный человек. Делая анализ рассказа Шукшина «Материнское сердце», следует обратить внимание на сцену в милиции. Мать Витьки вошла, тут же упала на колени и запричитала громко.

У прокурора

Милиционеры - люди, несклонные к жалости. Но даже они разжалобились и посоветовали женщине наведаться к прокурору. Какой идее посвятил Василий Шукшин «Материнское сердце»? Анализ рассказа говорит о том, что это произведение о тяжелой женской судьбе, которую помочь пережить может лишь безграничная любовь к детям и слепая надежда на человеческое участие и понимание.

Прокурор проявил твердость и не проникся трогательной историей о доброте Витьки, который «тверезым и мухи не обидит». Но мать и на этот раз не сдалась, и лишь сделала вывод, что этот человек «обиделся за своего». Добившись разрешения на свидание с сыном, она отправилась снова в милицию.

Разговор с сыном

По дороге мать Витьки думала о том, как отправится в краевые организации. Она всю жизнь надеялась на помощь и понимание людей. Ей верить больше было не на что. Она вытирала слезы и молча плакала, но не замедляла шага. Мать Витьки Борзенкова всю жизнь только тем и занималась, что пыталась справиться со своим героем. В ее душе неистребимо жила вера в добрых людей, которые помогут.

Она ни разу не подумала о том, что ее сын совершил преступление, что существует закон, на который нельзя закрыть глаза. А когда увидела его похудевшим, осунувшегося, вдруг в мире перестали существовать и милиция, и безжалостный прокурор. Мать поняла, насколько страшная беда приключилась с сыном, и знала теперь точно, что только она сможет его спасти.

В краевые органы

Увидев его беспомощность, она принялась все описывать в радужных красках. И милиционеры, и прокурор якобы посоветовали ей отправиться в краевые органы. Мать рассказывала и сама в это верила, что выпустить Витьку они вовсе не против, да только прав не имеют. Но там, в областном центре, есть люди, от которых все зависит. Они то Витю не оставят в беде. На прощание мать посоветовала сыну помолиться, приговаривая: «Будем со всех сторон заходить». А затем вышла из камеры и пошла, опять ничего перед собой не видя из-за слез. Она должна была спешить, и теперь точно знала, что если понадобится, пройдет все инстанции, но вызволит сына. Она отправится в краевые организации даже пешком, если нужно, но Витя ее выйдет на свободу.

Таково краткое содержание рассказа, который создал В. М. Шукшин. «Материнское сердце», анализ которого изложен был в этой статье, посвящен всепоглощающей материнской любви.

Какой же она друг, вы что? Спасибо, хоть детей рожают…

В. Шукшин. Страдания молодого Ваганова

Мать мудрым сердцем поняла, какое отчаяние гнетет душу ее ребенка...

В. Шукшин. Материнское сердце

Женщина в прозе Шукшина, если она не мать героя, а жена или, не дай Бог, теща - персонаж, чаще всего отрицательный, автором заметно не любимый.

В рассказе "Страдания молодого Ваганова" сельчанин Попов последовательно излагает молодому юристу Ваганову закоренелую философию своего женоненавистничества. У Шукшина фамилия Попов автобиографична . Может быть, и воззрения героя не будет ошибкой воспринимать как отражение взглядов автора?

Эта закоренелая философия начинает формироваться в прозе Шукшина еще со средины 1960-х . К семидесятым она обретает ту жесткую определенность, которую читатель и находит в "Страданиях молодого Ваганова" (1972).

Годом ранее был опубликован пронзительно печальный в своей безысходности рассказ "Жена мужа в Париж провожала". Очередной шукшинский чудик, сибиряк Колька Паратов, не выдерживает нелепой, постыдной, мерзкой жизни, в которой он осел намертво из-за удивительной жадности к деньгам его красивой супруги-москвички. В конце концов, он, доведенный до отчаяния, намеревается покончить с этой добровольной каторгой . Колька всерьез готов порешить жену. А убивает, как это не раз случалось с героями Шукшина, себя, открыв на кухне газ.

В шедевре 1973 года "Штрихи к портрету" жена героя ненавидит мужа за неистребимую страсть к… писательству. Стыдится его, умоляет бросить эти занятия. На ее стороне жители райцентра. Новый Спиноза, каковым себя видит скромный телемастер Николай Князев, не только окружен тотальным непониманием, но и лишен поддержки домашнего тыла. Что, впрочем, и понятно. Доморощенный философ посягнул на нечто, ему "по чину" не положенное. О чем пишет гражданин и человек Князев? Он с головой погружен в некоторые конкретные размышления о государстве, смысле жизни и прочем подобном. В итоге, при попытке отправить многолетний труд "в центр" "Спинозу" вяжут и препровождают в милицию.

Ну не дурак ли ты, Антип? Геннадий Калиновский. Одни. Иллюстрация к рассказу В. Шукшина

Катастрофический разлом в отношениях героев Шукшина с их подругами жизни ранее всего и вполне зримо предстал в новелле ”Раскас” (1967). Сорокалетний Иван Петин, от которого сбежала красавица жена (да еще с офицером!), поскольку больше не смогла жить с таким пеньком , в умопомрачительном отчаянии хочет исповедаться на страницах районной газеты. Причем, способом для него экстравагантным. Он пишет раскас ! И, подобно иным героям Достоевского, душевно оголяется, вопрошая "всех": как же так можно? Собственно, и творчество Шукшина в целом - это такое же простодушное, откровенное до неловкости вопрошание "на миру".

В исповедальном раскасе Петина самоценно, прежде всего, трудное рождение лично выстраданного слова. Незаемная прямая речь "простого человека". Малограмотная, корявая, наивно комичная. И, что печальнее всего, мало кому внятная. Но отвечающая его лично пережитому духовно-нравственному опыту.

Причем сам факт этого, из-под глыб, высказывания - свидетельство масштабных, я бы сказал, исторических превращений в низовом мировидении . Финт ушами супруги Петина переживается им самим не только как его частная история, но и как крушение гармонии мироздания.

Непреодолимый конфликт в семейных отношениях поздних шукшинских героев приобретает все более острые, иногда катастрофические формы. Миру явлено здесь непримиримое противостояние духа и материи. Дух - нравственные метания съехавшего с корней мужика. Материя - вообще весь советский быт и агрессивно упрямые намерения спутницы жизни удержать его стабильность от стихийных посягательств.

Сорокалетний легкий мужик Максим из рассказа "Верую!" (1971) пытается открыть душу своей половине. Злой и порывистый, со свирепым блеском в глазах он орет: Душа! Вот она, здесь, - болит! Я же не выдумываю! Я элементарно чувствую - болит. Персонаж - вне себя от невозможности взаимопонимания. Ясно и с ужасом открывает: …никогда он не объяснит, что с ним происходит, никогда жена Люда не поймет его. Никогда! Распори он ножом свою грудь, вынь и покажи в ладонях душу, она скажет - требуха...

В оттепель (и какое-то время после) наши литература и кино широко насаждали бескомпромиссное разоблачение мещанства. Сегодня это может показаться уж слишком наивным, если бы за фигурами мещан у наиболее крупных авторов не просматривался образ собственно советского, соответствующим социумом взлелеянного жлоба. Иногда с явно фашистскими замашками самодовольно издевательского пренебрежения к человеческой личности. Одним из наиболее значительных произведений тех лет, в этом смысле, был рассказ с преувеличениями ”Победа” (1965).

В этом контексте можно вспомнить и творчество Виктора Розова. Например, пьесу "В поисках радости" (1956), по которой Георгием Натансоном и Анатолием Эфросом был поставлен фильм "Шумный день" (1960). Мы хорошо помним юного героя фильма, Олега, который с отцовской шашкой в праведном гневе бросается, как на закоренелого врага, на приобретенную невесткой Леночкой мебель. На все эти мещанские накопления, вытесняющие из квартиры воздух доверия, взаимопонимания, любви. Мальчишеский порыв героя Олега Табакова, как, впрочем, и авторское разоблачение Леночки, кажутся сейчас и слишком наивными, и слишком прямолинейными.

Но у Розова в той пьесе более серьезную опасность представляет собой не столько Леночка, сколько Иван Никитич Лапшин, прибывший из вологодской глубинки для демонстрации на столичной выставке племенного быка . Ему, Лапшину, истинное наслаждение доставляет подавлять, унижать всех вокруг, от собственного сына Геннадия до интеллигентной хозяйки дома Клавдии Васильевны Савиной. Вот Лапшин как раз очень близок аксеновскому Г.О. из ”Победы”.


Печки-лавочки. 1972

Отдал дань теме мещанства и Шукшин. Но характерно при этом его замечание: Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии - женщины. Это грустно, но так .

В режиссерском дипломе Шукшина "Из Лебяжьего сообщают" (1960) более или менее внятно очерченный женский образ - супруга доктора Наумова (Ирина Радченко). С помощью райкома Партии она хочет удержать покидающего ее мужа. Задачей актрисы было, похоже, показать недалекую мещаночку, которая за пределами своего, как ей кажется, уютного гнездышка ничего не видит. Это образ, из которого позднее родится Шурупчик - кукольная супруга Игната Воеводина ("Ваш сын и брат") или гораздо менее цивилизованная, хваткая жена Петра из "Калины красной", резко очерченная в ряде эпизодов артисткой Марией Виноградовой.

Персонажи, подобные ограниченной героине Ирины Радченко, то и дело встречаются в прозе Шукшина. Причем, их ограниченность - это каменная уверенность в необходимости раз и навсегда установить собственные границы для своих "чудиков". Поместить этих "скважин" и "кретинов" в непроницаемое пространство, хотя им исторически определено как раз преодолевать, разрушать всякие границы. В стихийном порыве своей искони больной души такой герой, что называется, не властен!

Возникает своего рода противоречие. Герой, с одной стороны, весь в стихийном поиске соузной (от слова "узы") опоры для будущего дома, что и должно бы отвечать позитивно консервативной женской натуре. Но, с другой, он эту-то консервативность как раз и отвергает, тяготится ею, поскольку она тут же прекращает его беспокойное движение. И благие, вроде бы, усилия женщины приобретают угрожающие формы, загоняя героя чуть не в могилу, которая гарантирует вековечную стабильность.

В прозе Шукшина есть и другой женский образ, герою противостоящий. Это с корня съехавшая женщина. В этом сюжете герой чаще натура цельная, дитя природы . Такой Кандид, вольтеровский Простодушный. И, надо сказать, отрыв уже женщины от почвы, дома сулит драму еще более серьезную. Потому что женщина в архетипическом своем истоке - сама почва, земля. В рассказе "Материнское сердце" (1969) Витька Борзенков, оказавшийся в райцентре, наткнулся на странно взволновавшую его девушку, с "грустными, задумчивыми и умными глазами". С ее помощью Витьку вначале подпоили, а затем и обобрали.

Очнувшись наутро под забором, он проникся невероятной злобой на городских прохиндеев. И, опрокинув бутылку красного, кинулся мстить. Месть, надо сказать, оказалась убийственной. При этом, как пишет Шукшин, оскорбленная душа его героя возликовала и обрела покой . В результате Витька оказался в милиции под угрозой немалого срока.

Петр Ивлев из повести "Там, вдали" (1965) мечтал попасть в какой-то большой светлый город - не в тот, куда он ездил за горючим, а в большой, красивый, который далеко… И чтобы сам он - нарядный, веселый - шел рядом с городской девушкой… И была бы она образованная... И как-то ему почудилось, что он такую встретил. Но "идеал" оказался зараженным бациллой города. Жена Ивлева связалась с преступниками, прятала краденое. В конце концов, попала на скамью подсудимых. Как раз благодаря разоблачениям мужа. Существенно, что она мечется по белу свету, как и многие мужские персонажи Шукшина, не умея найти ни места для себя, ни себя самое. А ее простодушный спутник жизни не может ни понять, ни принять природу этих шатаний.

В кинематографе Шукшина закоренелая философия женоненавистничества просматривается реже.

Крупные женские образы, созданные Лидией Федосеевой, вызывают, скорее, сочувствие. Рождают ощущение почти эпической несуетности, опоры для героя. Правда, в "Печках-лавочках" Иван Расторгуев бросает своей Нюре (Лидия Федосеева) выстраданный упрек: не стал он "орлом" из-за ее жадности. А стать "орлом", в логике Шукшина, означает полный отрыв от почвы, от дома, иллюзией которого еще живет Расторгуев.

Пожалуй, самый насыщенный женскими образами фильм Шукшина - "Живет такой парень" (1964). Мещанское, как его толкует Шукшин, связано здесь как раз с женщиной. Причем, с городской. Это, конечно, эпизод с демонстрацией "городской моды" в сельском клубе. С откровенно пародийным дефиле по неуютной зябкой сцене и соответствующей реакцией обалдевших деревенских мужиков. Главное в развитии темы - беседа Колокольникова в кабине его грузовика со случайной попутчицей - молодой образованной горожанкой. Женщина всерьез осуждает крен колхозной деревни в "элементарную пошлость": подушечки, думочки, слоники какие-то дурацкие в доме. И взамен сельской предлагает пошлость городскую: современные репродукции, красивую вазу, торшер.

В воображении Колокольникова тотчас возникает пародийный комментарий к лекции его пассажирки. Он во фраке. Интерьер с торшерами и репродукциями. Пашка наносит светский визит а ля франсе его деревенской знакомой, соответственно преображенной. Если горожанка не видит за "слониками" женской судьбы, то Шукшин - видит. Каким бы наивным он ни казался в разоблачении городского мещанства мещан.

Вот разведенка Катя Лизунова, явившаяся в Пашкиных фантазиях светской дамой. Пашка указывает Катерине на ее некультурность . В духе пошлых наставлений своей недавней попутчицы. И слышит: Пошел к черту!.. Культурный нашелся… По чужим бабам шастать…

Тема мещанства отступает как несущественная и для фильма, и для самого Шукшина. Принципиально здесь другое. С Катей входит мотив сиротской неустроенности простой деревенской бабы, еще далеко не старой, но уже уставшей от своего одиночества, подавленной унылым бытом. И это далеко не частный случай, если не закономерность. Одинока и героиня актрисы Нины Сазоновой, тетка Анисья. Ведь не для смеха просила она Пашку присмотреть ей хорошего одинокого мужика, хотя сцена сватовства, сымпровизированная Пашкой, и отдает водевилем.

Прислушаемся к тому, что отвечает Кате простодушный Пашка на ее упрек: Я от тоски. Я нигде не могу идеал найти… Знаешь, как я вас всех называю? "Дайте мужа Анне Дзаккео" . Мне вас всех жалко, дурочка.

Замечательное признание! Любвеобильность Пашки идет не столько от того, что он задержался в поисках идеала, сколько от этой, действительно, жалости, в которой, возможно, отозвалась общенациональная беда наших женщин. Ведь к той поре, к которой могут быть отнесены события фильма, с момента окончания войны, унесшей миллионы мужских жизней, не успело созреть и одно поколение. Еще помнился женский стон первых послевоенных лет: "я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик".


Городской сапожок смело полез на крепкую, крестьянскую ногу. И застрял. Генадий Калиновский. Сапожки. Иллюстрация к рассказу В. Шукшина

Столько, сколько может вынести русская женщина, сколько она вынесла, - вряд ли кто сможет больше , - это слова самого Шукшина, сгусток его жизненного опыта. Его горьких наблюдений за жизнью матери.

В избе, где шоферы остановились на отдых, Пашка слышит притчу бабки Марфы (роль исполняет Анастасия Зуева, профессионально владеющая сказово-игровой речью) - притчу о Смерти, которая в образе голой женщины ходила перед войной по нашей земле и искала белой материи на платье, а на самом деле - на саван. Под мерный говор сказительницы Пашка засыпает, и во сне ему является сюжет, где в роли упомянутой женщины оказывается его недавняя знакомая, библиотекарь Настя (Лидия Чащина).

Образ Смерти нередок у Шукшина и заслуживает в дальнейшем особого разговора. Но каково его место в этом веселом, жизнерадостном фильме? Упоминание о смерти встречается здесь не однажды. В конце концов и сам Пашка, подвергнув себя смертельной опасности, оказался на больничной койке. Здесь как раз и видит он продолжение сна о странствии Смерти по стране в предвоенную пору. Но героиня его сна Настя скажет, что не Смерть это вовсе, а напротив, Любовь по земле ходит. Балансируя на грани драмы и клоунады, Шукшин, тем не менее, уже в первом своем большом фильме заявит серьезнейшую тему национальной социо-психологической, демографической травмы, нанесенной стране катастрофами века.

Именно поэтому, но все в том же смеховом ключе соберет он весь состав женских персонажей фильма в очередном видении Колокольникова. Соберет хоть и весело, но как сестер по несчастью - по женскому одиночеству, порожденному, как ни крути, историческими катаклизмами, выпавшими стране. И выступит перед ними, заметим, в форме генерала, увешанного орденами, едва ли не свадебного. Окажется здесь и тетка Анисья, и корреспондентка из Ленинграда (Белла Ахмадулина), появившаяся перед этим в больничной палате, чтобы взять интервью у героя. Иными словами, все они, женщины большой страны, несчастны, ибо все помечены ее исторической судьбой.

Ну, а как же "идеал"?

Два персонажа фильмов Шукшина абсолютно точно сливаются в идеальный образ женского начала, за которым угадывается и образ Любви-спасительницы. Это сестра братьев Воеводиных, глухонемая Вера, в "Вашем сыне и брате" и Люба Байкалова в "Калине красной". Отец говорит о Вере: Любит всех, как дура . Она радуется возвращению Степана как восполнению семьи. И первая замечает его исчезновение. С таким же энтузиазмом встречает старшего Игната. В подаренном Игнахой платье пробегает-пролетает по селу, делясь с земляками радостью. Редкой выразительности эпизод.

Глухонемая Маргарита Грахова, актриса Театра мимики и жеста, создает прекрасный и одновременно драматичный образ едва ли не юродивой. И Люба Байкалова, с ее доверчивостью и простодушием, близка этой природной юродивости. Ты ее, Егор, не обижай: она у нас - последыш… Она хорошая девка, добрая, только все как-то не везет ей… Но как раз этой ее безграничной добротой и простодушием объясняется ее "невезенье". Как у Блока о России: Пускай заманит и обманет, - не пропадешь, не сгинешь ты. Только красота здесь далеко не разбойная, а тихая, в себя погруженная. В ней и возможно спасение. Так кажется, во всяком случае. Но не для героя Шукшина. Он-то всегда и везде беспокойно текуч, а поэтому, во-первых, никогда не найдет понимания у женщины, целиком погруженной в обустройство застывшего в своей неподвижности убогого советского быта. В ту среду, которая и заключает, по Шукшину, опасность женского "мещанства". Жизнь с такой "подругой" возбуждает только ненависть - с обеих сторон, а потом - и катастрофу саморазрушения.

В фильме Николая Губенко "Если хочешь быть счастливым" (1974) Шукшин и Лидия Федосеева изображают внешне благополучную, на первый взгляд, семейную пару. Перед нами рабочий-передовик Федотов и его дородная супруга с только что случившимся прибавлением. В полученной от завода квартире. Всю эту идиллию снимают для телевидения. Но вот беда: нет мира под оливами, и между супругами давно царит глухое непонимание, хотя никто в их разладе, вроде бы, не виноват. Только мужа гнетет тоска. Ну, как у Высоцкого, помните: Но и в церкви все не так! Все не так, ребята! Об этом с мучительной откровенностью на грани истерики пытается сказать герой Шукшина тележурналистке (Жанна Болотова). И срывает заранее намеченный сюжет. Здесь в первый и последний раз Федосеева в дуэте с мужем разыгрывает давнюю, во многом очень личную тему Шукшина: непреодолимую пропасть между женщиной и мужчиной в семейной жизни "простого человека".


Калина красная. 1973

Другое дело, кажется, Люба Байкалова той же Лидии Федосеевой. Люба готова принять Егора любым. Готова спасти, дать отдых измученной душе. Она и есть - родина? Но Егору не суждено спасение. Отдых ему - смерть, потому что бег его неостановим. Вот Любовь-спасительница и оборачивается, по сути, Смертью-упокоительницей. Над героем Шукшина нависает, что называется, рок Истории, требуя, возможно, жертв за все наше общее вековое недомыслие. А обретенному на миг "идеалу" суждено, кажется, вечное безбрачие.

Как всегда. Материя первична, а дух - потом . Кандидат не знает и не может знать, что герои Шукшина и сам их создатель давно перешагнули всякого рода "минимумы".

Как тут не вспомнить знаменитое "Письмо из Москвы жене" ("Не пиши мне про любовь - не поверю я", 1966) Владимира Высоцкого!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры