Месть в произведении леди макбет мценского уезда. Характеристики главных героев произведения Леди Макбет Мценского уезда, Лесков

Главная / Чувства

Героиня повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Никаких сведений о возможных реальных прототипах Катерины Измайловой не сохранилось. Скорее всего Лесков, некоторое время работавший в судебной уголовной палате, создал этот образ, воспользовавшись материалами уголовных дел. Отдавая в печать свой «очерк», Лесков представил его как «1-й № серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности».

Катерина Измайлова как писал о ней Лесков в начале повести, «купеческая жена, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали называть ее леди Макбет Мценского уезда». Писатель прямо указывает на литературный прототип Катерина Измайлова.- это леди Макбет У. Шекспира. И та, и другая убивают в стремлении к своей цели тех, кто им мешает; обе гибнут под тяжестью своих преступлений. Однако в отличие от прототипа К. И. - крестьянка, ставшая «купеческой женой»; в слепой страсти к своему любовнику приказчику Сергею она убивает мужа и свекра, а затем племянника, попадает в тюрьму и на каторгу, испытывает всю горечь предательства со стороны сообщника-любовника и в финале топит вместе с собой в водах ледяной реки свою соперницу Сонетку.

Возможно Лесков при создании образа К. И. использовал английские народные баллады, очень популярные в России XIX в. В частности, балладу «The Lord of Waristoun», в которой рассказывается о жене, убившей мужа. Фабула «очерка» во многом построена на основе сюжетов широко распространенной в России лубочной картинки «О купеческой жене и приказчике».

Катерина Измайлова стала символом шекспировских страстей на русской почве: в ее образе Лесков сделал попытку исследовать «грубые и несложные формы», в которых проявляется «рабская покорность своим страстям и преследование дурных недостойных целей у людей простых, почвенных, невыдержанных». В характере героини начало языческое, телесное резко противопоставлено началу духовному. К. И. очень сильна физически, Лесков всячески подчеркивает ее «диковинную тяжесть», телесную «чрезмерность». Духовные же запросы К. И. практически сведены к нулю, что усугубляется еще и «скукой русской, скукой купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться». В доме есть Библия и «Киевский патерик» (жизнеописания святых и великомучеников Киевской Руси), но К. И. даже не открывает их. «Киевскому патерику» Лесков придает символическое значение - перед смертью племянник К. И. Федя читает в этом патерике житие «своего ангела» св. велико-муч. Феодора Стратилата.

Вспыхнувшая в К. И. страсть к приказчику Сергею заставляет ее «чрезмерность» развернуться во всю мощь ее языческой силы. Она начинает жить как бы в соответствии со словами Макбета: «Я смею все, что смеет человек, // И только зверь на большее способен». Поступки, совершаемые К. И. под влиянием этой «языческой силы», поначалу вроде бы даже не вызывающие особого отвращения (первые две жертвы К. И.- персонажи малосимпатичные), неизбежно ведут героиню к провалу в «кромешное зло», к абсолютному противоречию христианству. Весь ужас и низость происходящего Лесков подчеркивает тем, что убийство мальчика Феди совершает беременная К. И. в ночь под праздник «Введения Богородицы во Храм». «Божья кара» настигает преступников тут же: их уличают и отдают под суд.

Вопрос об оправдании К. И. тем, что она совершила преступления «во имя любви», потом не раз поднимавшийся в критике, Лесков отвергает полностью. Это не любовь, а «темная страсть»: «Помнишь, как мы с тобой ночами погуливали да твоих родственничков на тот свет провожали» - уже на этапе говорит Сергей К. И., которая в своем унижении «уж ни бога, ни совести, ни глаз людских не боится». Сам Лесков вспоминал потом, что ему становилось по временам жутко, когда он писал «Леди Макбет Мценского уезда».

Русская критика XIX и XX вв., рассматривающая очерк Лескова в традиции «органической литературы» (термин Ап. Григорьева), относит образ К. И. к т. н. «хищному типу». Многие исследователи в этой связи (например, Б. М.Эйхенбаум) противопоставляют К. И. образ Катерины Кабановой из «Грозы» А. Н.Островского, которая в классификации Ап. Григорьева олицетворяет одновременно «смиренНый» и «страстный» типы. У Катерины Островского любовная драма «перерастает в трагедию высокого духа», а у Лескова - в трагедию «грубо поставленных страстей», во многом напоминающую «Власть тьмы» Л. Н.Толстого. Райскому саду героини Островского противостоит «звериный» рай К. И., где «дышалось чем-то томящим, располагающим к лени, к неге, к темным желаниям». Создав образ К. И., Лесков как бы завершил характерную для XIX века литературную цепочку исследования «темных страстей» персонажей, принадлежащих к различным социально-сословным группам: царь Борис Годунов, помещик Иудушка Головлев и купчиха К. И. Все они погибают, преследуемые тенями своих жертв. Во фразеологический обиход русского языка прочно вошел сам эпитет «леди макбет мцен-ского уезда», употребляющийся, как правило, с оттенком иронии.

До 30-х годов XX века очерк Лескова находился в своеобразной литературной тени. В 1931 г. поэт-конструктивист Николай Ушаков в книге «30 стихотворений» опубликовал стихи «Леди Макбет», в которых «под лесковским эпиграфом» описал кровавую историю - на сей раз лесничихи. Стихотворение заканчивается в ироническом тоне:

…То не бор в воротах,

Леди,

Не хочу таиться я,-

То за нами,

Леди,

Едет

Конная милиция.

Повесть Лескова имела ряд воплощений на драматической сцене и на киноэкране - художественно мало значительных. Совершенно иной масштаб образ К. И. приобрел в опере Д. Д.Шостаковича (1932, авторское название такое, как и в повести; название «Катерина Измайлова» ввел В. И.Немирович-Данченко в своей постановке 30-х годов; позднее оно было использовано во второй, цензурной, редакции оперы, навязанной композитору в 60-е годы).

В опере жанр первоисточника трансформирован в «трагедию-сатиру». Переосмыслен характер К. И.: не хищная страсть одуревшей от сытости и пятилетнего « заточения» купчихи, а всепоглощающая любовь владеет героиней. К. И.- жертва духовно-нищего общества, но одновременно и его палач. Музыка Шостаковича передает разнообразные чувства героини: тут и любовное смятение, муки совести, сознание безысходности. Шостакович принципиально исключает самый тяжкий грех К. И.- убийство ребенка ради наследства. В опере К. И. человечнее, одухотвореннее литературного прообраза, мотив ее поступков - мечта о любви как высшей цели существования, семье, материнстве. Однако тем ужаснее ее преступление, тем глубже трагедия. Подлинно трагедийный образ К. И. был создан Г. Л. Вишневской (1966), отразившей богатейший диапазон чувствований героини. В ее интерпретации К. И. предстает как олицетворение силы и боли женской души.

Тема любви в повести Н.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда

Главная тема, которую затрагивает Н.С. Лесков в повести Леди Макбет Мценского уезда, это тема любви; любви, не имеющей границы, любви, ради которой совершают все, даже убийство.

Главная героиня – купеческая жена Катерина Львовна Измайлова; главный герой – приказчик Сергей. Повесть состоит из пятнадцати глав.

В первой главе читатель узнает, что Катерина Львовна – молодая, двадцатичетырехлетняя девушка, довольно милая, хотя и не красавица. До замужества она была веселой хохотушкой, а после свадьбы ее жизнь изменилась. Купец Измайлов был строгий вдовец лет пятидесяти, жил с отцом Борисом Тимофеевичем и вся его жизнь заключалась в торговле. Время от времени он уезжает, и молодая жена его места себе не находит. Скука, самая, что ни на есть безудержная, толкает ее однажды прогуляться по двору. Здесь она знакомится с приказчиком Сергеем, необычайно красивым парнем, о котором говорят, что какую ты хочешь женщину, улестит и до греха доведет.

В один из теплых вечером Катерина Львовна сидит у себя, в высокой горнице у окошка, как вдруг видит Сергея. Сергей ей клонится и уже через несколько мгновений оказывается у ее дверей. Не имеющая смысла беседа заканчивается у постели в темном углу. С тех пор Сергей начинает посещать Катерину Львовну по ночам, приходя и уходя по столбам, которые поддерживают галерею молодой женщины. Однако в одну из ночей его видит свекор Борис Тимофеевич – он наказывает Сергея плетьми, обещая, что с приездом сына Катерину Львовну выдерут на конюшне, а Сергея отправят в острог. Но на следующее утро свекор, поев грибков с кашицей получает изжогу, а через несколько часов умирает, да именно так, как умирали в амбаре крысы, яд для которых был только у Катерины Львовны. Теперь любовь у хозяйской жены и приказчика разгорается пуще прежнего, уже и во дворе про это знают, но считают так: ее мол, это дело, ей и ответ будет.

В главе повести Н.С.Лескова Леди Макбет Мценского уезда рассказывается о том, что очень часто Катерине Львовне снится один и тот же кошмарный сон. Будто ходит по ее кровати огромный кот, мурлычет, а потом вдруг ляжет между ней и Сергеем. Иногда кот разговаривает с ней: Никакой я ни кот, Катерина Львовна, я знаменитый купец Борис Тимофеевич. Я только тем теперь плох, стал, что все мои косточки внутри потрескались от невестушкиного угощения. Взглянет молодая женщина на кота, а у него голова Бориса Тимофеевича, да вместо глаз огненные кружки. В эту же ночь возвращается домой муж, Зиновий Борисович. Катерина Львовна прячет Сергея на столбе за галереей, выбросив туда же его обувь и одежду. Вошедший муж просит поставить ему самовару, а потом интересуется, почему в его отсутствии постель надвое разложена, да указывает на шерстяной поясочек Сергея, который находит на простыне. Катерина Львовна в ответ подзывает Сергея, муж ошарашен такой наглостью. Недолго думая, женщина начинает душить мужа, затем бьет его литым подсвечником. Когда Зиновий Борисович падает, на него садится Сергей. Вскоре купец умирает. Молодая хозяйка и Сергей закапывают его в погребе.

Теперь Сергей начинает ходить как настоящий хозяин, а Катерина Львовна зачинает от него ребенка. Счастье же их все же оказывается недолгим: выясняется, что у купца был племянник Федя, имеющий больше прав на наследство. Сергей убеждает Катерину, что из-за Феди, переехавшего теперь к ним; влюбленным не будет счастья и власти.… Задумывается убийство племянника.

В одиннадцатой главе Катерина Львовна осуществляет задуманное, и, конечно, не без помощи Сергея. Племянника душат большой подушкой. Но все это видит любопытный человек, заглянувший в этот момент в щель между ставнями. Мгновенно собирается толпа и врывается в дом…

И Сергея, признавшегося во всех убийствах, и Катерину, ссылают на каторжные работы. Ребенка, который рождается незадолго до того, отдают родственнице мужа, так как только этот ребенок остается единственным наследником.

В заключительных главах автор повествует о злоключениях Катерины Львовны в ссылке. Здесь Сергей полностью отказывается от нее, начинает ей открыто изменять, она же продолжает его любить. Время от времени он приходит к ней на свидание, и в одну из таких встреч он просит у Катерины Львовны чулки, так как якобы у него сильно болят ступни. Катерина Львовна отдает красивые, шерстяные чулки. Утром следующего дня она видит их на ногах Сонетки, молодой девице и нынешней подруги Сергея. Молодая женщина понимает, что все ее чувства к Сергею бессмысленны и не нужны ему и тогда решается на последнее…

В один из ненастных дней каторжных переправляют на пароме через Волгу. Сергей, как уже стало привычно в последнее время, снова начинает смеяться над Катериной Львовной. Она смотрит пустующим взглядом, а потом резко хватает стоящую рядом Сонетку и бросается за борт. Спасти их не удается.

Этим завершается повесть Н.С. Лескова Леди Макбет Мценского уезда.

В этом произведении Лескова такой персонаж, как Сергей, не вызывает у меня никакого сомнения. На мой взгляд он – классический нарц. В его поведении явно проглядываются все этапы его деструктивного поведения от моментальной «разведки» и «обольщения» до «утилизации» и «пляски на костях».

А вот такой персонаж, как Катерина Львовна Измайлова, вызывает во мне интерес в связи с наметившейся в нашем сообществе «сортировкой» деструктивов.

Кто она? Инвертированный нарцисс? Созависимая? Или психиатрическая?

Первое. До связи с Сергеем она вроде бы не была замечена в каком-то наглом абьюзе. За Зиновия Борисовича вышла замуж не по своей воле. В замужестве ходила по двору, да скучала. От скуки хотела и ребёнка завести, да вот не вышло. Никаких упоминаний у Лескова о её злонамеренном деструктиве нет.

Второе. Всё меняется как только она влюбилась в Сергея. Никаких угрызений совести по поводу измены мужу она не испытывает. И вообще, как будто живёт одним днём, совершенно не задумываясь о том, что будет, когда вернётся из поездки её муж.

Сергей, понятное дело, эти её настроения подогревает. Ему явно не хочется быть просто приказчиком, он метит на место мужа Катерины Львовны, а заодно и на деньги Зиновия Борисовича.

Третье. Первой жертвы безрассудной любви Катерины Львовны становится её свёкр, Борис Тимофеевич. Он поел грибков и умер, как умирали крысы в их амбаре. А ядом заведовала сама Катерина Львовна.

Поплатился он за избиение её любимого Серёженьки, и за то, что грозился рассказать всё мужу и побить саму Катерину Львовну.

Четвертое. Второй жертвой становится сам муж. Причем организатором и вдохновителем убийства становится сама Катерина Львовна. Серёжа же ей только помогает в этом.

Пятое. Третьей жертвой Катерины Львовны становится малолетний племянник её мужа Фёдор Лямин.

Сергей только намекает купчихе, что присутствие ещё одного наследника ему неприятно. Задумала и принимала самое активное участие в убийстве сама Катерина Львовна. Опять же – только бы её любимому Серёженьке было хорошо, только бы он любил её как прежде.

Серёжа только держал мальчика, а Катерина Львовна сама задушила его подушкой.

Шестое. Оказалось, что свидетелями убийства племянника, становится куча народа. Сергей признаётся ещё и в убийстве купца.

Катерина Львовна сразу тоже признаётся в убийстве, раз её любимому Серёженьке так хочется. И ещё отказывается от их общего ребёнка, которого тоже можно расценивать как некую четвёртую её жертву. «Любовь ее к отцу, как любовь многих слишком страстных женщин, не переходила никакою своею частию на ребенка.»

Седьмое. «Впрочем, для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила. Она ждала с нетерпением только выступления партии в дорогу, где опять надеялась видеться с своим Сережечкой, а о дитяти забыла и думать.»

«Ко всякому отвратительному положению человек по возможности привыкает и в каждом положении он сохраняет по возможности способность преследовать свои скудные радости; но Катерине Львовне не к чему было и приспосабливаться: она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветет счастием.»

Но в это время уже вовсю идёт утилизация Катерины Львовны. А она, пытаясь вернуть любовь Сергея, тратит свои копейки на свидания с ним и отдаёт ему свои шерстяные чулки, которые впоследствии достаются новой пассии Сергея – Сонетке.

Восьмое. Когда Сергей начинает «пляску на костях», ещё одной жертвой становится Сонетка. Катерина Львовна утопилась вместе в ней в реке. Серёженьке она вреда причинять не стала.

Так кто же она? Инвертированная или созависимая?

И всё было бы не так сложно, если бы не нечто, напоминающее галюцинации.

Первое – это сон или не сон перед убийством Зиновия Борисовича.

"Спит и не спит Катерина Львовна, а только так ее и омаривает, так лицо потом и обливается, и дышится ей таково горячо и тягостно. Чувствует Катерина Львовна, что пора ей и проснуться; пора идти в сад чай пить, а встать никак не может. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, - говорит, - под яблонью глохнет». Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. А кот промежду ее с Сергеем трется, такой славный, серый, рослый да претолстющий-толстый... и усы как у оброчного бурмистра. Катерина Львовна заворошилась в его пушистой шерсти, а он так к ней с рылом и лезет: тычется тупой мордой в упругую грудь, а сам такую тихонькую песню поет, будто ею про любовь рассказывает. «И чего еще сюда этот котище зашел? - думает Катерина Львовна.- Сливки тут-то я на окне поставила: беспременно он, подлый, у меня их вылопает. Выгнать его», - решила она и хотела схватить кота и выбросить, а он, как туман, так мимо пальцев у нее и проходит. «Однако откуда же этот кот у нас взялся? - рассуждает в кошмаре Катерина Львовна. - Никогда у нас в спальне никакого кота не было, а тут ишь какой забрался!» Хотела она опять кота рукой взять, а его опять нет. «О, да что ж это такое? Уж это, полно, кот ли?» - подумала Катерина Львовна. Оторопь ее вдруг взяла и сон и дрему совсем от нее прогнала. Оглянулась Катерина Львовна по горнице - никакого кота нет, лежит только красивый Сергей и своей могучей рукой ее грудь к своему горячему лицу прижимает.

- Заспалась я, - говорила Аксинье Катерина Львовна и уселась на ковре под цветущею яблонью чай пить. - И что это такое, Аксиньюшка, значит? - пытала она кухарку, вытирая сама чайным полотенцем блюдечко.- Что, матушка?- Не то что во сне, а вот совсем вот наяву кот ко мне все, какой-то лез."

Так что это? Сон или галлюцинации?

И второе – видение убитых перед её самоубийством.

«Катерина Львовна за себя не заступалась: она все пристальнее смотрела в волны и шевелила губами. Промежду гнусных речей Сергея гул и стон слышались ей из раскрывающихся и хлопающих валов. И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей. Катерина Львовна хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы ее шепчут: «как мы с тобой погуливали, осенние долга ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали».

Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточивался и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту - и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома.»

А что думаете Вы о таком персонаже, как Катерина Львовна Измайлова?

Главная героиня, молодая девушка двадцати четырех лет, внешне располагающей к себе, но не красавица. Она невысокая стройная брюнетка с темными глазами. Так же вначале очерка Лесков ссылается на особый характер Катерины, о котором невозможно вспомнить без душевного трепета. Замуж выходит Катерина за купца Измайлова, который ее старше и по положению выше. Но в брак вступает девушка не от большой любви, а скорее по расчету, да и автор намекает, что выбора особого у нее нет, так как она бесприданница.

Главный герой, приказчик в купеческом доме у Измайловых. Внешне он обладает приятной наружностью, обаятелен. Сергей брюнет, а лицо у него красивое и дерзкое. До работы на Зиновия Борисовича был уличен в интрижке с соседской купеческой женой. Екатерину Львовну он достаточно быстро соблазняет льстивыми речами, играя на ее самолюбии, тщеславии и изнеможении от скуки.

Зиновий Борисыч Измайлов

Второстепенный персонаж, муж Катерины Львовны и сын Зиновия Борисыча, человек лет пятидесяти с лишним. Он женился на молодой девушке Катерине Львовне. Она никогда не любила его, была бедной, поэтому вышла замуж от безысходности. После того, как она влюбляется в приказчика Сергея, она решается убить Зиновия Борисыча. По его возвращении с мельницы они набрасываются на него и убивают, а тело зарывают в погребе.

Борис Тимофеич Измайлов

Второстепенный персонаж, свекор Катерины Львовны. Ему было уже около 80 лет, давно оставшийся вдовцом. Однажды он прознал про порочную связь Катерины с Сергеем. Он выпорол приказчика и запер в кладовой, ожидая возвращения сына. Но Катерина подсыпала ему крысиного яда, после чего Борис Тимофеич умер.

Федя (Фёдор Лямин)

Второстепенный персонаж, мальчик, племянник Зиновия Борисовича, его наследник. После пропажи Измайлова он приехал к ним для раздела имущества и заболел ветряной оспой. Катерина Львовна и Сергей воспользовались этим и задушили его подушкой, думая, что всё можно будет свалить на болезнь.

Федина тётушка

Второстепенный персонаж, двоюродная сестра Бориса Тимофеича, старушка. Приехала с Федей для раздела имущества, но тот был убит. После того, как Катерина Львовна родила сына, взяла его на воспитание и сделала наследником.

Солдатка Фиона

Второстепенный персонаж, арестантка из Ярославля, высокая, роскошная и доступная женщина. По дороге на каторгу она имела отношения с Сергеем.

Сонетка

Второстепенный персонаж, арестантка, семнадцатилетняя красивая блондиночка. Именно к ней ушёл Сергей от Катерины Львовны. Она этого не выдержала и при переправе Волги, схватила Сонечку и утопилась вместе с ней.

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» увидела свет в январе 1865 года. Ее опубликовал под заглавием «Леди Макбет нашего уезда» журнал «Эпоха». Согласно первоначальной задумке, произведение должно было стать первым в цикле, посвященном характерам русских женщин. Предполагалось, что за ним последуют еще несколько историй, но Лесков эти планы так и не реализовал. Вероятно, не в последнюю очередь из-за закрытия журнала «Эпоха», который намеревался опубликовать весь цикл. Окончательное название повести появилось в 1867 году, когда она вышла в составе сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» (М. Стебницкий – псевдоним Лескова).

Характер главной героини

В центре повествования – Катерина Львовна Измайлова, молодая купеческая жена. Она вышла замуж не по любви, а из-за нужды. За пять лет брака ей не удалось нажить детей с супругом – Зиновием Борисовичем, который был почти в два раза ее старше. Катерина Львовна сильно скучала, томясь в купеческом доме, словно птица в клетке. Большую часть времени она просто слонялась из горницы в горницу и зевала. При этом никто ее страданий не замечал.

Пока муж был в долгом отъезде, Катерина Львовна влюбилась в приказчика Сергея, работающего на Зиновия Борисовича. Любовь вспыхнула мгновенно и полностью захватила женщину. Чтобы сохранить и Сергея, и свое социальное положение, Измайлова решилась на несколько убийств. Последовательно она избавилась от свекра, супруга и малолетнего племянника. Чем дальше развивается действие, тем больше читатель убеждается в том, что у Катерины Львовны нет никаких моральных барьеров, способных сдержать ее.

Любовная страсть сначала полностью поглотила героиню, а в финале сгубила. Измайлову вместе с Сергеем отправили на каторгу. По пути туда мужчина показал свое истинное лицо. Он нашел себе новую любовь и начал откровенно издеваться над Катериной Львовной. Потеряв возлюбленного, Измайлова потеряла и смысл жизнь. В конце ей осталось только утопиться, прихватив с собой любовницу Сергея.

Как отмечают литературоведы Громов и Эйхенбаум в статье «Н. С. Лесков (Очерк творчества)», трагедия Катерины Львовны «полностью предопределена прочно сложившимся и неуклонно регламентирующим жизнь личности бытовым укладом купеческой среды». Измайлову часто противопоставляют Катерине Кабановой – героине пьесы «Гроза» Островского. Обе женщины живут с нелюбимыми супругами. Обоих тяготит купеческий быт. И у Кабановой, и у Измайловой жизнь кардинально меняется из-за незаконной любви. Вот только в похожих обстоятельствах женщины ведут себя по-разному. Кабанова воспринимает охватившую ее страсть как большой грех и в итоге признается во всем мужу. Измайлова бросается в любовный омут без оглядки, становясь решительной и готовой разрушать любые преграды, которые встанут на их с Сергеем пути.

Персонажи

Единственный персонаж (помимо Катерины Львовны), которому уделено много внимания в повести и чей характер обрисован более или менее подробно, - это Сергей. Перед читателями предстает красивый молодой мужчина, умеющий соблазнять женщин и отличающийся ветреностью. С предыдущего места работы его прогнали из-за романа с супругой хозяина. Катерину Львовну он, видимо, никогда не любил. Сергей завязал с ней отношения, так как надеялся с их помощью получше устроиться в жизни. Когда Измайлова все потеряла, мужчина повел себя с ней подло и низко.

Тема любви в повести

Основная тема повести «Леди Макбет Мценского уезда» - тема любви-страсти. Этот вид любви – больше не духовный, а физический. Обратите внимание, как Лесков показывает времяпрепровождение Катерины Львовны и Сережи. Любовники практически не разговаривают. Когда они вместе, их в основном занимают плотские утехи. Физическое удовольствие для них важнее духовного. В начале повести Лесков замечает, что Катерина Львовна книг читать не любит. Сергея тоже сложно назвать обладателем богатого внутреннего мира. Когда он впервые приходит соблазнять Измайлову, то просит у нее книгу. Эта просьба обусловлена исключительно желанием понравиться хозяйке. Сережа хочет показать, что он интересуется чтением, интеллектуально развит, несмотря на низкий социальный статус.

Любовь-страсть, которая охватила Катерину Львовну, губительна, так как низменна. Она не способна возвысить, духовно обогатить. Напротив, от нее в женщине пробуждается нечто, носящее животный, первобытный характер.

Композиция

Повесть состоит из пятнадцати небольших глав. При этом произведение можно условно разделить на две части. В первой действие разворачивается в ограниченном пространстве – доме Измайловых. Здесь рождается и развивается любовь Катерины Львовны. После начала романа с Сергеем женщина счастлива. Она будто пребывает в раю. Во второй части действие происходит по пути на каторгу. Катерина Львовна словно попадает в ад, отбывая наказание за совершенные грехи. Кстати, женщина абсолютно не раскаивается. Ее разум по-прежнему затмевает любовь. Поначалу рядом с Сережей для Измайловой «и каторжный путь цветет счастием».

Жанр произведения

Лесков назвал «Леди Макбет Мценского уезда» очерком. Основной признак жанра – «писание с натуры», но нет никакой информации о прототипах Катерины Львовны. Возможно, при создании этого образа Лесков частично опирался на материалы уголовных дел, к которым у него был доступ во время службы в Орловской уголовной палате.

Жанр очерка выбран писателем неслучайно. Для него было важно подчеркнуть документальный характер «Леди Макбет Мценского уезда». Известно, что основанные на реальных событиях художественные произведения зачастую сильнее воздействуют на публику. Видимо, этим и хотел воспользоваться Лесков. Совершенные Катериной Львовной преступления шокируют больше, если думать о них, как о реальных.

  • «Человек на часах», анализ рассказа Лескова

Год издания книги: 1864

Книга Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» впервые увидела свет в 1864 году в одном из петербургских периодических изданий. Произведение подписано автором как очерк и состоит из пятнадцати глав. Сюжет книги стал основой для многих театральных постановок. По мотивам произведения Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» было снято несколько художественных фильмов, последний из которых вышел в 2016 году.

Книги «Леди Макбет Мценского уезда» краткое содержание

Молодая девушка из бедной семьи по имени Катерина жила со своим мужем Зиновием Борисычем в небольшом уезде. Мужчина был намного старше своей жены и состоятельнее. Несмотря на то, что Измайловы были в браке уже несколько лет, детей у них до сих пор не было. Книга Лескова «Леди Макбет» рассказывает, что двадцатичетырехлетняя Катерина Львовна очень сильно переживала по этому поводу. Ее муж так часто был на работе, что ей одной дома было скучно.

Как-то раз весной вышла из строя мельничная плотина, которая принадлежала Зиновию Борисычу. Мужчина в срочном порядке должен был отбыть для починки, оставив свою супругу одну в уезде. Однажды утром, прогуливаясь, девушка увидела молодого человека по имени Сергей, который совсем недавно стал у них работать. Сергей в шутку предложил Катерине Львовне побороться. Как только она подняла руки, он тут же схватил ее и сильно обнял. Замужняя девушка немного разволновалась и, покраснев, выбежала из амбара. Немного позже кухарка Аксинья рассказала Катерине, что ходят слухи, якобы Сергей во время службы у их соседей соблазнил жену хозяина.

Из произведения Н. Лескова «Леди Макбет» узнаем, что тем временем муж Катерины Львовны все также отсутствует. Как-то раз к ней входит Сергей. В ходе разговора он признается, что влюбился в Катерину. От таких слов у девушки закружилась голова, и Сергей отнес барышню в ее комнату. С тех пор каждую ночь Катерина проводила время с Сергеем. Неожиданно в дом приезжает свекор Катерины Борис Тимофеич. Вечером мужчина замечает, что из спальни его невестки через окно выходит некий молодой человек. Он тут же схватил Сергея за ноги и потащил его в кладовку, где нанес несколько ударов нагайкой. Разозлившись, Борис Тимофеевич тут же послал прислугу за своим сыном.

Утром, когда Катерина проснулась, она тут же поняла, что произошло. Девушка стала требовать у свекра, чтобы тот отпустил Сергея на свободу. Мужчина же сильно кричал на свою невестку, пытаясь опозорить ее на весь дом. Однако тем же вечером свекор главной героини сильно отравился грибами. Целую ночь у него была ужасная рвота, а наутро старик скончался. Все симптомы совпадали с тем, как умирают крысы в амбаре у Катерины Львовны. Девушка уже давно изготавливала один и тот же яд, чтобы избавиться от грызунов.

В книге Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» краткое содержание рассказывает, что тем временем Катерина Львовна выпустила Сергея из заточения и отвела в комнату мужа. В тот же день слуги быстро организовали похороны Бориса Тимофеича, даже не дождавшись прибытия его сына. Катерина поняла, что теперь в отсутствие мужа она является главной хозяйкой дома. Девушка ходила очень гордо и везде брала с собой Сергея. Когда молодые люди пили чай, Катерина Львовна спросила у своего любовника, испытывает ли он к ней какие-то чувства. Сергей признался девушке в искренней любви и высказал опасения по поводу того, что скоро вернется Зиновий Борисыч. Катерина же сказала, что она имеет план, по которому Сергей станет купцом, и они заживут долго и счастливо. Той же ночью, когда Катерина и Сергей легли спать, девушке приснился огромный серый кот. Его голова напоминала лицо покойного свекра. Проснувшись, она увидела, что кто-то входит в ворота. В ужасе Катерина Львовна поняла, что вернулся ее муж. Она тут же разбудила Сергея и приказала ему вылезать в окно. Зиновий Борисович стал спрашивать у своей жены о том, как прошли похороны его отца, и что она делала все это время, пока он ремонтировал мельницу. Вдруг мужчина увидел пояс, который принадлежал Сергею. Он тут же сказал жене, что уже наслышан о ее измене, но Катерина и не стала все отрицать. Она завела в комнату Сергея и при муже поцеловала его. Зиновий Борисыч ужасно разозлился от такого дерзкого поступка своей супруги и ударил ее по щеке.

Если очерк Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» читать, то узнаем, что в комнате тут же началась драка. Катерина Львовна бросилась на своего мужа и повалила его на пол. В то время подбежал Сергей и пытался держать своими коленями руки хозяина. Катерина Львовна подошла сзади и ударила мужа по голове огромным драгоценным подсвечником. Мужчина стал постепенно терять сознание и просил свою супругу, чтобы та привела попа, и он смог исповедаться. Сергей же, желая ускорить кончину своего врага, со всей силы задушил Зиновия Борисыча, после чего отнес его тело в погреб и надежно спрятал там. Позже он вырыл глубокую яму в погребе и закопал там Зиновия Борисыча. Теперь никто не мог найти покойного мужа Катерины, а о его приезде знали только она и Сергей.

Прошло немного времени и все во дворе удивлялись, почему хозяин все еще не вернулся домой. Весь капитал покойного мужчины теперь принадлежал Катерине Львовне, которая уже даже не скрывала свою связь с Сергеем. Через некоторое время она узнала, что беременна. Неожиданно выяснилось, что большая часть наследства Зиновия принадлежит маленькому племяннику Федору. В дом к Измайловым заявилась двоюродная сестра покойного Бориса Тимофеича и привезла с собой своего внука. Сергей пришел в замешательство, увидев во дворе маленького Федю. Тогда Катерина Львовна и задумалась, что она должна быть единственной наследницей всего владения Измайловых. Женщина поняла, что она убила нескольких человек ради богатства, которого может лишиться в любую минуту.

Однажды маленькому Феде стало плохо, и он слег с высокой температурой. Его бабушка отправилась в церковь, чтобы поставить там свечку за его здоровье, попросив Катерину временно присмотреть за внуком. Весь вечер Катерина провела вместе с Сергеем в соседней комнате от мальчика. Вдруг она решила посмотреть, как там себя чувствует Федя. Она сказала своему возлюбленному, что мальчик там один и по его взгляду поняла, что пора переходить к более решительным действиям.

В книге Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» краткое содержание описывает, как главная героиня вошла в комнату к больному мальчику. Любовник Катерины при первой же возможности схватил больного малыша за ноги, а девушка в свою очередь задушила его подушкой. Главная героиня уже хотела выйти из комнаты, как тут услышала громкие удары в дверь. Сергей испугался и убежал. Он подумал, что это покойный Зиновий Борисыч пришел отомстить. Катерина же собрала всю свою волю в кулак и открыла дверь. Там она увидела разъяренную толпу. Как оказалось, народ возвращался из церкви и обсуждал Катерину Львовну и ее интрижку. Несколько людей заметили свет в окне и решили посмотреть, что же там происходит. Так они увидели, как Катерина Львовна душила маленького Федю. Толпа, откинув Катерину, ворвалась в дом и заметила мертвого мальчика. Как в за все злодейства последовало наказание, главную героиню вместе с Сергеем тут же арестовали.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, девушка вела себя достаточно спокойно и полностью отрицала свою вину. Однако в Сергее самообладания было намного меньше. Мужчина тут же признался во всех убийствах, которые они соверши вместе с Катериной и заплакал. Он рассказал о месте, где было закопано тело хозяина дома. По решению суда оба преступника должны были отправиться на каторгу. Через несколько дней Катерина Львовна родила. Но, посмотрев на своего ребенка, она решила полностью от него отказаться. Пока партия, в которой направлялись Сергей и Екатерина, передвигалась до Нижнего, девушка пыталась подкупить всех унтеров и просила, чтобы те позволили ей как можно чаще видеться со своим возлюбленным. Если очерк «Леди Макбет» Лескова читать, то узнаем, что Сергею такое действие главной героини пришлось не по нраву. Он вел себя довольно холодно и неласково, обвиняя девушку, что та тратит деньги налево и направо.

Немного позже к партии Сергея и Екатерины попали еще две девушки: молодая блондинка Сонетка, которая очень избирательно оценивала окружающих мужчин, и Фиона, которая заигрывала со всеми присутствующими. Спустя некоторое время Катерина увидела, как Сергей лежит в коридоре вместе с Фионой. Она со всей силы ударила своего возлюбленного по лицу и, расплакавшись, убежала прочь. На следующий день Сергей сказал, что он не хочет больше видеться с Катериной, поскольку та уже не обладает таким богатством, как раньше. На глазах у Катерины Львовны молодой человек стал заигрывать с Сонеткой. Как-то раз Сергей пришел к главной героине и заявил, что жалеет о том, что предал ее. Мужчина жаловался на то, что у него уже несколько дней болят ноги, из-за чего он вынужден будет сойти в Казани, чтобы лечь в больницу. Женщина тут же принесла ему свои шерстяные чулки, чтобы тот мог согреться. Однако на следующий день она увидела молодую белокурую Сонетку, которая стояла в ее же чулках. Разозлившись, Катерина Львовна подошла и плюнула в лицо Сергею. Уже следующей ночью как в в казарму главной героини вошли двое мужчин. По голосу она узнала, что один из них – Сергей. Они избили ее пятьдесят раз плеткой и поспешно вышли. В ту же секунду женщина услышала, как неподалеку от нее смеется Сонетка. С тех пор Сергей даже не скрывал своей связи с белокурой девушкой.

В произведении «Леди Макбет» Лескова краткое содержание рассказывает, что, когда преступники подошли к Волге, их стали поднимать на огромный паром. Во время очередной шуточки Сергея, Катерина Львовна не выдержала, и схватила Сонетку за платье. Вместе женщины кубарем покатились и упали за борт. Унтеры пытались помочь им выбраться, однако Катерина и Сонетка навсегда скрылись под водой.

Книга «Леди Макбет Мценского уезда» не сайте Топ книг

Книгу «Леди Макбет» Лескова читать настолько популярно, что произведение попало в наш . И учитывая наличие произведения в школьной программе можно уверенно прогнозировать попадание очерка Лескова «Леди Макбет» в наши последующие рейтинги .

Книгу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» читать полностью на сайте Топ книг вы можете .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры