Михаил евграфович салтыков-щедрин. Биография В каком году родился м салтыков щедрин

Главная / Чувства

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 год - 1889 год) - известный писатель - сатирик.

Известный писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков (псевд. Н. Щедрин) родился 15 (27) января 1826 г. в с. Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Выходец из старинного дворянского, по матери - купеческого рода.

Под влиянием социалистических идей пришел к полному отрицанию помещичьего уклада, буржуазных отношений и самодержавия. Первая крупная публикация писателя - "Губернские очерки" (1856-1857), изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина".

После решительного сближения с социал-демократами в начале 1860-х гг. вынужден был в 1868 г. на время отойти от масштабной деятельности в редакции журнала "Современник" в связи с кризисом демократического лагеря; с ноября 1864 г. по июнь 1868 года занимался провинциальной административной деятельностью последовательно в Пензе, Туле и Рязани.

В Туле служил с 29 декабря 1866 г. по 13 октября 1867 г. в качестве управляющего Тульской казенной палатой.

Своеобразные особенности характера Салтыкова, проявленные им во время руководства важным правительственным учреждением в Туле, наиболее выразительные черты его личности были запечатлены служившим под его началом тульским чиновником И. М. Михайловым в статье, опубликованной в "Историческом вестнике" в 1902 г. На административном посту в Туле Салтыков энергично и на свой манер боролся с бюрократизмом, взяточничеством, казнокрадством, стоял за интересы низших тульских общественных слоев: крестьян, кустарей-ремесленников, мелких чиновников.

В Туле Салтыков написал памфлет на губернатора Шидловского "Губернатор с фаршированной головой".

Деятельность Салтыкова в Туле завершилась его удалением из города по причине остроконфликтных отношений с губернским начальством.

В 1868 году этот "беспокойный человек" был по повелению императора Александра II окончательно уволен в отставку как "чиновник, проникнутый идеями, не согласными с видами государственной пользы".

Продолжая писательскую деятельность, Салтыков открыл 1870-е годы произведением "История одного города", где по предположениям тульских краеведов, в портретной характеристике градоначальника Прыща присутствуют живые черты губернатора Шидловского.

Тула и Алексин упоминаются Салтыковым в его произведениях "Дневник провинциала в Петербурге" и "Как один мужик двух генералов прокормил". На тульский практический опыт Салтыков, видимо, опирался в одном из своих "Писем из провинции". Однако краеведы сходятся во мнении, что трудно учесть с документальной точностью, в каких еще щедринских произведениях отразились тульские впечатления.

Пребывание Салтыкова-Щедрина в Туле отмечено мемориальной доской на здании бывшей казенной палаты (пр.Ленина,43). Документы о служебной деятельности писателя хранятся в Государственном архиве Тульской области. Тульским художником Ю. Ворогушиным в память о сатирике созданы восемь офортов-иллюстраций к "Истории одного города".

15 января 1826 года в небольшой деревушке Тверской губернии был рожден М. Е. Салтыков-Щедрин. Биография этого человека насквозь пронизана человеколюбием и презрением к реакционному государственному аппарату его времени. Впрочем, обо всем по порядку.

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович: биография ранних лет

Будущий известный писатель был рожден в семье состоятельного дворянина. Кстати, Салтыков - его настоящая фамилия. Щедрин - творческий псевдоним. Первые годы своей жизни мальчик провел в отцовском родовом имении. На этот период пришлись самые тяжелые годы крепостного права. Когда в большинстве государств уже свершилась или происходила научно-техническая революция, а также развивались капиталистические отношения, Российская империя все больше погрязала в собственном средневековом укладе. И что бы хоть как-то успевать за развитием великих держав, все активней и активней работала государственная машина, экстенсивным путем выжимавшая все соки из крестьянского сословия. Собственно, вся дальнейшая биография Салтыкова-Щедрина красноречиво свидетельствует о том, что он в достаточной мере имел возможность наблюдать положение крестьян в юные годы.

Это сильно впечатлило юношу и наложило отпечаток на все его дальнейшее творчество. Начальное образование Михаил получает в родном доме, а будучи десяти годов от роду, поступает в Московский институт дворянства. Здесь он проучился всего два года, проявив незаурядные способности. И уже в 1838 переводится в получая государственную стипендию на обучение. Спустя шесть лет он заканчивает это учебное заведение и поступает в министерскую военную канцелярию на службу.

Биография Салтыкова-Щедрина: начало творческой деятельности

Здесь молодой человек серьезно увлекается литературой своего времени, запоем читает французских просветителей и социалистов. В этот период были написаны его первые собственные повести: «Противоречия», «Запутанное дело», «Отечественные записки». Однако характер этих произведений, пышущих вольнодумием и сатирой на царское самодержавие, уже тогда настроил государственную власть против молодого чиновника.

Биография Салтыкова-Щедрина: творческое признание и принятие государственной властью

В 1848 году Михаил Евграфович отправляется в ссылку в Вятку. Там он поступает на службу канцелярским чиновником. Этот период закончился 1855 году, когда писателю было наконец разрешено покинуть этот город. Возвратившись из ссылки, он назначается чиновником для особых поручений при государственном министре внутренних дел. В 1860 году он стал тверским вице-губернатором. Одновременно писатель вновь возобновляет свою творческую деятельность. Уже в 1862 году он уходит в отставку с государственной должности и сосредотачивается на литературе. По приглашению Сергея Некрасова Салтыков-Щедрин приезжает в Петербург и устраивается в редакции «Современника». Здесь, а позже в журнале «Отечественные записки», куда он попал по протекции того же Некрасова, проходят

самые плодотворные годы его творческой деятельности. Множество повестей, сатирических статей и, конечно, знаменитые гротескные романы: «История одного города», «Современная идиллия» и другие - были написаны во второй половине 1860-1870 гг.

Биография Салтыкова-Щедрина: последние годы жизни

В 1880-е годы сатирические произведения писателя все больше пользуются славой среди интеллигенции, но вместе с тем все больше преследуются царским режимом. Так, закрытие журнала «Отечественные записки», где он печатался, вынудило Михаила Евграфовича искать издательства за рубежом. Этот запрет на печать в родной стране сильно подорвал здоровье уже немолодого человека. И хоть им были написаны еще знаменитые «Сказки» и «Пошехонская старина», на протяжении нескольких лет он сильно постарел, силы стремительно покидали его. 10 мая 1889 года Михаил Салтыков-Щедрин умер. Писатель, в соответствии с его просьбой в завещании, был похоронен в Петербурге, рядом с могилой И.С. Тургенева.

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Русский писатель и публицист Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол, расположенном в Калязинском уезде Тверской губернии. Отец будущего писателя Евграф Васильевич Салтыков принадлежал к старинному дворянскому роду, мать Ольга Михайловна Забелина происходила из богатой купеческой семьи. В родовом имении Салтыковых прошло детство писателя. В своем произведении «Пошехонская сторона» М.Е. Салтыков-Щедрин описал особенности помещичьего быта, знакомый ему с детских лет. Старшая сестра Михаила и крепостной художник Павел были его первыми учителями.

В 10 лет Михаил Салтыков поступил в Московский дворянский институт, в котором учился два года, достиг больших успехов в учебе и был признан отличным учеником. За особые успехи его перевели учиться за казенный счет в известный Царскосельский лицей. В годы учебы в лицее 1838-1844 он начал сочинять и печатать стихи, но вскоре решил, что не имеет особых способностей к поэзии. В 1844 году после выпуска из Царскосельского лицея Михаил Салтыков был принят на работу в канцелярию Военного министерства, где проработал до 1848 года.

Во время работы в Военном министерстве М.Е. Салтыков увлекся идеями утопического социализма, сблизился с петрашевцами, принадлежавшим к передовым слоям молодежи Петербурга. В эти годы им были написаны и опубликованы первые литературные произведения - повести «Противоречия» и «Запутанное дело», которые были признаны вредными, содержащими идеи, противоречащие режиму. В 1848 году Михаил Салтыков был сослан из Петербурга в Вятку за распространение антирежимных идей.

В Вятке Салтыков был назначен в вятское губернское правление на должность канцелярского чиновника, а затем старшего чиновника по особым поручениям при вятском губернаторе. Позже Михаил Салтыков был назначен правителем губернской канцелярии, а в августе 1850 года - советником губернского правления. Ссылка продолжалась до 1856 года. Писатель был освобожден из ссылки после смерти императора Николая I, получив в ноябре 1855 года право проживания в любом месте по своему усмотрению.

В 1856 году М.Е. Салтыков возвращается в Петербург, где поступает на службу в Министерство внутренних дел, где служил до 1858 года. В августе этого года его направили в командировку в Тверскую и Владимирскую губернии для исследования комитетов ополчения, которые были созданы в 1855 году в связи с восточной войной. Во время командировки Салтыков посетил несколько небольших городков обеих губерний, а в августе 1856 года под псевдонимом Н. Щедрин опубликовал «Губернские очерки», которые принесли ему большую популярность и определили характер всего дальнейшего литературного творчества. В России его стали считать литературным наследником Н. В. Гоголя.

В 1856 году М.Е. Салтыков-Щедрин женился на юной Елизавете Болтиной, которая была дочерью вице-губернатора Вятки.

В 1858 году М.Е. Салтыкова-Щедрина назначили на должность вице-губернатора города Рязани, а спустя два года в 1860 году - вице-губернатором Твери.

Во время службы тверским вице-губернатором Михаил Евграфович боролся со взяточниками и ворами, окружая себя людьми честными, порядочными. Он был инициатором возбуждения нескольких десятков судебных дел, обвинявших помещиков в различных преступлениях, отстранил от работы администраторов, уличенных в должностных правонарушениях. За свою деятельность он получил от крепостников прозвище «вице-Робеспьер». Салтыков-Щедрин приветствовал реформу 1861 года, всячески содействовал ее осуществлению.

В Твери М.Е. Салтыковым-Щедриным были написаны сатирические очерки «Наш дружеский хлам», «Наши глуповские дела», «Характеры», «После обеда в гостях», «Литераторы-обыватели», «Клевета», газетные статьи, пьесы «Песни» и «Погоня за счастьем».

В феврале 1862 года М.Е. Салтыков-Щедрин подает в отставку и уезжает в Петербург. В честь своего отъезда 22 марта 1862 года он организует литературный вечер в зале Дворянского собрания, в котором принимают участие поэты А.М.Жемчужников, А.Н. Плещеев, драматург А.Н.Островский, артист И.Ф.Горбунов.

В Петербурге по приглашению Н.А.Некрасова Салтыков-Щедрин был принят в редакцию журнала «Современник». Возникшие разногласия в «Современнике» приводят к тому, что он оставляет журнал и возвращается на государственную службу.

С ноября 1864 по апрель 1868года М.Е. Салтыков-Щедрин возглавляет казенные палаты Пензы, Тулы и Рязани. В 1868 году, имея чин действительного статского советника, был отправлен в окончательную отставку.

В июне 1868 года Н.А.Некрасов приглашает М.Е. Салтыкова-Щедрина стать вместе с ним соредактором журнала «Отечественные записки», заменившего «Современник». Он принимает это приглашение и работает в журнале до его запрещения в 1884 году.

В 80-е годы XIX писателем были написаны многие произведения. Среди них «Помпадуры и помпадурши» (1873), «Благонамеренные речи» (1876), «Господа Головлевы» (1880), «Пошехонская старина» (1889) и др.

Умер М.Е. Салтыков-Щедрин 10 мая 1889 года в Петербурге. Похоронен писатель на Волковом кладбище рядом с И.С.Тургеневым.

Биография и эпизоды жизни Михаила Салтыкова-Щедрина. Когда родился и умер Салтыков-Щедрин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, изображения и видео.

Годы жизни Михаила Салтыкова-Щедрина:

родился 15 января 1826, умер 28 апреля 1889

Эпитафия

«В наш странный век все грустью поражает
Не мудрено: привыкли мы встречать
Работой каждый день; все налагает
Нам на душу особую печать.
Мы жить спешим. Без цели, без значенья
Жизнь тянется, проходит день за днем -
Куда, к чему? не знаем мы о том».
Из стихотворения «Наш век» М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Да! тяжело нам с жизнью расставаться…
Но близок он, наш грозный смертный час;
Сомненья тяжкие нам на душу ложатся
Бог весть, что ждет за гробом нас…»
Из стихотворения «Зимняя элегия» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Биография

Михаил Салтыков-Щедрин стал одним из наиболее известных писателей-обличителей, которые живописали провинциальные порядки в России, насмехались над косностью и реакционностью, хищничеством и подхалимством, стремлением побольше говорить и поменьше делать. Салтыков-Щедрин стал яркой фигурой ещё и потому, что, несмотря на резкий тон и иногда очень неприятную откровенность, ему позволяли печататься, выселили не куда-нибудь на край света, а всего лишь в Вятку и ненадолго, а впоследствии позволяли даже занимать значительные посты на государственной службе. Критические высказывания Салтыкова-Щедрина о российской действительности и сегодня более чем актуальны: кажется, что многие из них напрямую относятся к нашим дням.

Настоящая фамилия писателя была Салтыков, «Щедрин» первоначально была взята им как псевдоним. Михаил Салтыков был родом из дворянской семьи и в возрасте десяти лет поступил в Московский дворянский институт. Уже через два года его признали одним из лучших учеников и перевели в Царскосельский лицей. Там будущий писатель и начал пробовать себя в литературе.


Сперва Салтыков пробовал себя в написании стихов, но вскоре понял, что у него нет поэтического таланта, и перешёл к прозе. Сперва он писал небольшие очерки, библиографические заметки, рассказы. В них сквозило неприятие некоторых сторон российской действительности, и потому писатель был выслан в Вятку, где и провёл семь лет. Это были семь чрезвычайно полезных лет, за которые, благодаря командировкам, он узнал очень много о провинциальной жизни и самых мрачных её сторонах. По возвращении из ссылки собранный писателем материал так и просится пойти в работу, и Салтыков-Щедрин начинает писать — активно, много и блестяще.

Его «Губернские очерки» стали справедливой и детальной картиной провинциального устройства жизни. Причём картиной настолько неблаговидной, что было невероятно, как это к автору не применяется никаких штрафных санкций. Напротив, Салтыков продвигается по службе: он становится вице-губернатором Рязани, впоследствии переходит на ту же должность в Тверь, позже становится управляющим казённой палаты — сначала пензенской, а впоследствии тульской и рязанской.

Но истинным своим призванием Михаил Салтыков всё-таки считает литературу. Причём ему нужно не просто писательство, как таковое, а активный двусторонний диалог с читателем. После того, как главным редактором журнала «Отечественные записки» стал Некрасов, Салтыков-Щедрин направил всю свою энергию на работу в журнале. После смерти Некрасова он занял его пост, на котором провёл 6 лет — вплоть до запрещения журнала. Последнее тяжело сказалось на настроении и здоровье писателя.

В последние годы жизни Салтыков-Щедрин страдал от ревматизма и частых простуд, ездил на лечение за границу. Умер писатель в возрасте 63 лет.

Линия жизни

15 января (27 января по старому стилю) 1826 г. Дата рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
1836 г. Поступление в Московский дворянский институт.
1838 г. Перевод в Царскосельский лицей.
1844 г. Зачисление на службу в канцелярию военного министерства.
1847 г. Написание первой повести «Противоречия» и публикация её в «Отечественных записках».
1848 г. Высылка в Вятку.
1850 г. Назначение советником губернского правления.
1856 г. Женитьба на Елизавете Апполоновне Болтиной, возвращение из ссылки, начало публикаций «Губернских очерков».
1858 г. Назначение вице-губернатором Рязани.
1860 г. Назначение вице-губернатором Твери.
1862 г. Начало работы в журнале «Современник».
1863 г. Первое издание сборников «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе».
1864 г. Уход из «Современника».
1865 г. Назначение главой пензенской казённой палаты, затем перевод в тульскую и рязанскую.
1868 г. Уход со службы для работы в журнале «Отечественные записки».
1869 г. Создание «Истории одного города».
1875-1876 гг. Путешествие за границу, в том числе в Париж.
1878 г. Назначение редактором «Отечественных записок».
1880 г. Создание «Господ Головлёвых».
1889 г. Создание частично биографического романа «Пошехонская старина».
28 апреля (10 мая по старому стилю) 1889 г. Дата смерти Михаила Салтыкова-Щедрина.
2 мая (14 мая по старому стилю) 1889 г. Похороны Салтыкова-Щедрина на Волковском кладбище.
1936 г. Перенос останков Салтыкова-Щедрина на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

Памятные места

1. Село Спас-Угол Московской области (ранее — Тверская губерния), где родился Салтыков-Щедрин.
2. Царскосельский лицей в Пушкине, где учился писатель.
3. Дом № 19 по улице Декабристов (ранее — Офицерской улице) в Санкт-Петербурге, где писатель жил в 1844 г.
4. Дом № 8 по набережной Мойки (дом Жадимировского) в Санкт-Петербурге, где писатель жил в 1845-1848 гг.
5. Дом № 93 по ул. Ленина в Кирове (ранее — ул. Сознесенская в Вятке), где жил Салтыков-Щедрин во время ссылки в 1848-1855 гг.
6. Дом № 42 по ул. Ленина (дом № 24 по ул. Николодворянской) в Рязани, где Салтыков-Щедрин жил в 1858-1860 гг.
7. Дом № 49 по ул. Свободы в Рязани, где Салтыков-Щедрин жил в 1867-1868 гг.
8. Дом № 41 по Фурштатской улице (дом Страхова) в Санкт-Петербурге, где писатель жил в 1968-1873 гг.
9. Дом № 60 по Литейному проспекту (дом Скребицкой) в Санкт-Петербурге, где писатель жил в 1876-1889 гг.
10. Волковское кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронен Салтыков-Щедрин.

Эпизоды жизни

Литературная деятельность Салтыкова-Щедрина началась со стихов, будущий писатель считался поэтом своего курса в лицее. Но вскоре Салтыков сам понял, что не обладает поэтическим дарованием и впоследствии не любил вспоминать свои юношеские поэтические опыты.

Особое место в творческом наследии Салтыкова-Щедрина занимают сказки. Вряд ли можно назвать их предназначенными для детей: скорее это сатирические притчи с «говорящими» названиями — «Баран-непомнящий», «Здравомысленный заяц», «Карась-идеалист».

За «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина называли вторым Гоголем. В то же время беспощадная сатира писателя вызывала бурное негодование у власть имеющих, и окончательно с государственной службы он был отозван по жалобе губернатора Рязани.

Заветы

«Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления».

«Страшно, когда человек говорит и не знаешь, зачем он говорит, что говорит и кончит ли когда-нибудь».

«Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют».

«Что такое свобода без участия в благах жизни? Что такое развитие без ясно намеченной конечной цели? Что такое справедливость, лишённая огня самоотверженности и любви?»


«Салтыков-Щедрин. Биография и творчество», лекция Дмитрия Бака в рамках проекта «Русская литература»

Соболезнования

«Мне жаль Салтыкова. Это была крепкая сильная голова. Тот сволочной дух, который живет в мелком, измошенничавшемся душевно русском интеллигенте среднего пошиба, потерял в нем своего самого упрямого и назойливого врага».
Антон Чехов, писатель

«В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя. Честно имя его между лучшими, и полезнейшими, и даровитейшими детьми нашей родины. Он найдёт себе многих панегиристов, и всех панегириков достоин он».
Николай Чернышевский, философ, литературный критик

«С появлением каждой новой вещи Щедрина валился целый угол старой жизни. Кто помнит впечатление от его «Помпадуров и помпадурш», его «глуповцев» и его «Балалайкина», знает это. Явление, за которое он брался, не могло выжить после его удара. Оно становилось смешно и позорно. Никто не мог отнестись к нему с уважением. И ему оставалось только умереть».
Поэт и переводчик Михаил Соловьёв

«Это огромный писатель, гораздо более поучительный и ценный, чем о нём говорят».
Максим Горький, писатель

28.04.1889 (11.05).– Умер писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков (15.01.1828–28.04.1889), писатель и публицист (псевд. Салтыков-Щедрин). Родился в дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол, Калязинского уезда Тверской губернии. Детские годы, проведенные в родовой усадьбе, в крепостнической среде, оказали огромное воздействие на формирование его общественных взглядов.

Учился в Московском дворянском институте, откуда в 1838 г. как лучшего ученика его перевели в Царскосельский лицей. Здесь Салтыков-Щедрин увлекся литературой, в 1841 г. опубликовал свое первое стихотворение. Имел порицания учителей за "грубость", курение, небрежность в одежде, писание стихов "неодобрительного" содержания. Затем его знакомство с В.Г. Белинским повлияло на его политическую позицию, близкую к революционной. В 1847–1848 гг. он увлекся теориями социалистов-утопистов и посещал "пятницы" М.В. Петрашевского, с которым впоследствии разошелся. В это же время им были написаны первые повести "Противоречие" и "Запутанное дело", вызвавшие недовольство властей острой социально-обличительной направленностью.

Однако "деспотический режим" был таким, что все это время с 1844 г. после окончания лицея Салтыков служил в канцелярии Военного министерства. В 1848 г. за "вредный образ мыслей" всего лишь был выслан на службу в Вятку, где занимал должности старшего чиновника, советника губернского правления. Судя по записке о земельных безпорядках в Слободском уезде, он горячо принимал к сердцу свои обязанности, когда они приводили его в соприкосновение с народными бедами.

Смерть Императора Николая I в 1855 г. и начало либерального правительственного курса позволили Салтыкову вернуться в Петербург, где своими "Губернскими очерками" (подписанными псевдонимом Н. Щедрин) он приобрел известность. "Губернские очерки", печатались в "Русском Вестнике" с 1856 г., а в 1857 г. собранные вместе выдержали два издания (впоследствии – еще два, в 1864 и 1882 гг.). Они положили начало литературе, получившей название "обличительной", но сами принадлежали к ней только отчасти. Внешняя сторона хорошо знакомого Салтыкову-Щедрину чиновничьего міра кляуз, взяток и других злоупотреблений наполняет всецело лишь некоторые из очерков; важнее там психология чиновничьего быта; "гоголевский юмор" чередуется с лиризмом.

В эти годы критик и обличитель Салтыков-Щедрин служил чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, был командирован в Тверскую и Владимірскую губернии для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения (по случаю Крымской войны). Записка, составленная им при исполнении этого поручения, вскрывает множество обнаруженных им злоупотреблений. Далее он участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861 г. В 1858–1862 гг. был назначен вице-губернатором в Рязани, затем в Твери, постоянно боролся со взяточничеством.

Подал в отставку, чтобы полностью посвятил себя литературе. Переехал в Петербург и по приглашению вошел в редакцию журнала "Современник", но главное внимание отдавал ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь". В 1864 г. вышел из редакции "Современника" из-за разногласий по вопросам тактики "общественной борьбы". Вернулся на государственную службу и в 1865–1868 гг., возглавляя Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани, что закончилось окончательной отставкой в отставку в чине действительного статского советника (после жалобы рязанского губернатора). С 1868 г. по приглашению Некрасова 16 лет работал в "Отечественных записках", а после смерти Некрасова руководил редакцией.

Не щадил Салтыков-Щедрин и новые либеральные учреждения Александра II – земство, суд, адвокатуру, – поскольку требовал от них многого и возмущался каждым несовершенством. Хотя эта направленность его творчества не привязана только к его времени. Особенно известны в этом отношении аллегорические сказки-притчи Салтыкова-Щедрина, образы которых вошли в пословицы и стали нарицательными: "Премудрый пескарь", "Бедный волк", "Карась-идеалист", "Баран-непомнящий" и другие. В них, правда, подвергаются высмеиванию не только чиновничьи пороки, но и сам принцип самодержавия. Общеизвестна и "Пошехонская старина" – яркая и пристрастная картина жизни крепостной России. В творчестве этого писателя, и особенно в сказках, вообще присутствует карикатурное обличительство тогдашних российских порядков, по которому никак нельзя судить о той России (хотя мы эти цитаты мы встречаем и ныне на каждом шагу – уже в оправдание современного криминального режима: мол всегда это было на Руси...).

Тем не менее Салтыкова-Щедрина нельзя причислить к революционным демократам, как это делали при советской власти. Тут у него, видимо, поначалу сказалась та же особенность русского обличительства, что и у : обостренная душевно-нравственная чувствительность и неприятие социального зла при неспособности правильно понять проблему теодицеи: существование в міре зла при всемилостивом и всемогущем Творце. Салтыкову-Щедрину тоже не хватало понимания духовной природы зла и оттого общественный идеал мыслился утопическим. Показательна тут сказка "Приключение с Крамольниковым", в которой писатель пишет о своем герое, что причиною его "крамольных" писаний была любовь к своей стране и боль за нее, которая передавалась окружающим в виде крамолы. И в "Пошехонской старине" Никанор Затрапезный, устами которого, несомненно, тоже говорит сам автор, описывает действие, произведенное на него чтением Евангелия. «Униженные и оскорбленные встали передо мной осиянные светом, и громко вопияли против прирожденной несправедливости, которая ничего не дала им, кроме оков».

То есть, в пылу нравственно-дешевных переживаний и обличений писатель преувеличивал язвы своего времени, порицая в сущности греховность самого человека, но перелагая ответственность за нее на "общество" и существовавшую православную власть. Однако при этом Салтыков-Щедрин оставался верующим человеком (размышления о воскресении Христа в "Губернских очерках", "Рождественская сказка", "Пропала совесть", "Христова ночь" и др.) и это "спасает" многие его произведения для классики русской литературы. Христианская основа непримиримости писателя ко злу проступает, например, в речи о судьбе русской крестьянской женщины, вложенной автором в уста сельского учителя ("Сон в летнюю ночь"): «Кто видит слезы крестьянки? Кто слышит, как они льются капля по капле? Их видит и слышит только русский крестьянский малютка, но в нем они оживляют нравственное чувство и полагают в его сердце первые семена добра».

Даже в своих самых отрицательных персонажах Салтыков-Щедрин видит человеческие черты. В социально-психологическом романе "Господа Головлевы" (символ разложения праздной жизни дворянской семьи) он открывает их даже в "Иудушке" (Порфирии Головлеве) – человеке, кощунственно прикрывающем свою поразительную безнравственность и греховность показной молитвенной набожностью, цитатами из Священного Писания и т.п. (персонаж стал нарицательным и даже знаменитым). В изображении кризиса, переживаемого Иудушкой на Страстной неделе и ведущего его к покаянию и к смерти, показано, что совесть есть и у Иудушек; по выражению Салтыкова-Щедрина, она может быть только временно «загнана и как бы позабыта». Этот роман с полным правом вводит Салтыкова-Щедрина в ряды настоящих русских писателей.

Вот и в сказке "Пропала совесть" – совесть, которой все тяготятся как обузой и от которой пытаются отделаться, она говорит своему последнему владельцу: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем: авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет да и в люди потом со мной выйдет – не погнушается... По этому ее слову так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, и вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

Нередко Салтыков-Щедрин в произведениях своими словами перелагает евангельские заповеди, правда, иногда чересчур вольно и смело.

В 1875–1876 гг. он лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с , Флобером, Золя.

К числу наиболее значительных произведений Салтыкова принадлежат: "Благонамеренные речи" (1872-76), "История одного города" (1870), "Господа Ташкентцы" (1869–1872), "Господа Головлевы" (1880), "Сказки" (1869–1886), "Мелочи жизни" (1886–1887), "Пошехонская старина" (1887–1889).

Из “Сказки о ретивом начальнике”

«...Собрал начальник еврейцев и говорит им: "Сказывайте, мерзавцы, в чем, по вашему мнению, настоящий вред состоит?" И ответили ему еврейцы единогласно: "Дотоле, по нашему мнению, настоящего вреда не получится, доколе наша программа вся, во всех частях выполнена не будет. А программа наша вот какова. Чтобы мы, мерзавцы, говорили, а прочие чтобы молчали. Чтобы наши, мерзавцев, затеи и предложения принимались немедленно, а прочих желания, чтобы оставлялись без рассмотрения. Чтобы нам, мерзавцам, жить было повадно, а прочим всем чтоб ни дна ни покрышки не было. Чтобы нас, мерзавцев, содержали в холе и в неженье, а прочих всех - в кандалах. Чтобы нами, мерзавцами, сделанный вред за пользу считался, а прочими всеми если бы и польза была принесена, то таковая за вред бы считалась. Чтобы об нас, об мерзавцах, никто слова сказать не смел, а мы, мерзавцы, о ком вздумаем, что хотим, то и лаем! Вот коли все это неукоснительно выполнится, тогда и вред настоящий получится». (М.Е. Салтыков-Щедрин, М., "Художественная литература", 1965. ПСС, т. 15, книга 1, с. 292 – 296).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры