Михей ваганьковское кладбище. Михей

Главная / Чувства
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни группы "Михей и Джуманджи"

"Михей и Джуманджи" – российская музыкальная группа (регги, хип-хоп).

О Михее

Долгое время Сережа Крутиков носил длинные волосы. А потом обрезал их и сделал себе короткую прическу. Приятель, вместе с которым он занимался брэйк-дансом, завидев новый имидж Сергея, сказал, что тот "похож на Михея" . Смысл высказывания остался загадкой, но кличка к Крутикову привязалась. Так появился сценический псевдоним лидера группы "Михей и Джуманджи".

Родился Сергей 11 декабря 1970 года в городе Донецке. Жил в Макеевке; активно занимался спортом; в школе был непоседлив, нередко прогуливал уроки. Первый музыкальный опыт приобрел благодаря аккордеону: "Дома валялся аккордеон старый, я на нем пиликал-пиликал, вот мне мама и говорит: может, в школу музыкальную пойдешь? А я: конечно, пойду! 2 года отучился в музыкальной школе и бросил" . Этот случай характерен для Михея: он постоянно менял свои увлечения, почти всегда останавливаясь на половине пути. Он не мог определиться с выбором жизненного призвания.

Несмотря на неудачный опыт в музыкальной школе, по окончании 8-го класса Сережа поступил в музыкальное училище в Ростове-на-Дону по классу ритм-секции. Походил туда 2 месяца и опять бросил. "Затем поступил в металлургический техникум, там проучился аж 4 месяца и ушел в обычное ПТУ, чтобы хоть где-то получить среднее образование" . Во время учебы в ПТУ успел поработать актером в донецком театре имени Артема. Наконец, окончив училище по специальности "наладчик автоматических линий с числовым программным управлением", уехал в Ленинград поступать в Высшую профсоюзную школу культуры. Проучившись там некоторое время, перешел в Ленинградский университет. И, наконец, закончив его, Сергей переехал в Москву.

В Ленинград и Москву Михей уезжал не один. Уже тогда существовала группа , состоящая из ШеFF"а (Влад Валов), диджея L.A. (Глеб Матвеев) и него. Сначала группа задумывалась как чисто танцевальная (разумеется, танцевали брэйк-данс), однако Михею удалось привнести в коллектив и музыкальную частицу, что впоследствии довело до звания первой хип-хоп-группы России.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Тексты песен в основном писал Валов, музыку – Михей и L.A. Группа активно путешествовала, причем не только по России. Было записано немало альбомов, самым успешным из которых стал "Город джунглей". Как раз после этого коммерческого взлета в наметился кризис. В результате многочисленные слухи об уходе Михея в сольную карьеру обернулись реальностью. Разрыв с группой был тяжелым, сопровождаясь бурным конфликтом Михея с Валовым. После его ухода ШеFF преобразовал в "Bad B. Альянс".

"Михей и Джуманджи"

Михей же начал работать над своим собственным проектом. Название для новой группы было взято из приключенческого фильма "Джуманджи" с в главной роли. В покорении отечественного шоу-бизнеса Сергею помогли старые друзья. Школьный друг Саша стал директором группы, присоединились к нему и товарищи по " " – Моня, занявшийся постановкой и организацией танцев группы, и Брюс, бас-гитарист. По словам Михея, в ему не хватало мелодии, к которой, несмотря на любовь к читке рэпа, он всегда тяготел.

Дебютный альбом "Сука любовь" взорвал российский рынок, песни с него – "Сука любовь", "Туда", "Мама" – стали хитами, а сам Михей был признан лучшим исполнителем 1999 года. Группа стала активно гастролировать с материалом первого альбома. Новые песни Михей записывал редко – и были это либо совместные работы ("На дачу" с "ТНМ Конго", "По волнам" с " "), либо кавер-версии ("Троллейбус" , "Рыбка" ). Единственной песней, написанной и записанной одним Михеем, стал хит "Для тебя". Дата выхода второй пластинки постоянно откладывалась.

Кончина Михея

В сентябре 2002 года Сергея поразил инсульт... С помощью друзей и близких, бывших соратников по и поклонников творчества Сергей стал постепенно, медленно поправляться. Реабилитация певца шла тяжело, да и конфликт между его звукозаписывающей компанией Real Records и его родственниками, скажем мягко, быстрому выздоровлению не способствовал. Помирившись с Валовым, Михей изъявил желание спеть на новом альбоме . Совместно с


Вчера стало известно, что в воскресенье вечером скончался Сергей Крутиков — певец, известный под сценическим псевдонимом Михей.
В середине июня Михей попал в реанимацию Первой градской больницы с диагнозом "ишемический инфаркт мозжечка". Музыканту стало плохо на студии, где он работал над записью своего нового альбома. К концу лета Михею стало заметно лучше, он выписался из больницы, коллеги организовали в помощь несколько благотворительных концертов, и все, казалось, стало налаживаться. Но вечером 27 октября он неожиданно скончался в своей квартире в Москве. Диагноз — "сердечная недостаточность".
Михей еще более десяти лет назад стал известен широкой публике как участник группы Bad Balance, которая одной из первых в России начала исполнять рэп на вполне западном уровне. Если Bad Balance (ныне спелленгуемый как Bad B. Alliance) в целом заметно тяготел к рэпу прямому и жесткому (если не по музыке, то по крайней мере в текстах), то Михея интересовали вещи более расслабленные и солнечные — рэгги, эсид-джаз, фанк и тому подобная приятная музыка. В рамках рэп-группы играть все это было сложно, музыкант тянулся к большей творческой свободе. В результате в 1997 году Михей сочинил песню "Сука-любовь", которая стала самой, наверное, удачной попыткой совместить русский язык и ямайскую музыку.
"Сука-любовь" принесла помимо всего прочего и большой коммерческий успех. Успех, который сыграл в творчестве Михея неоднозначную роль. Он со скандалом ушел из Bad Balance — коллеги обвинили его в несогласованном с ними подписании сольного контракта на выпуск пластинки. Bad Balance продолжили довольно замкнутую жизнь в рэп-сообществе, а Михей погрузился в мир большой эстрады, который, по крайней мере так казалось со стороны, не был для музыканта идеальной творческой средой. К тому же Михей вошел в число российских эстрадных селебритис, все чаще появлялся в не связанных с музыкой светских публикациях. Параллельно он давал много клубных концертов (хотя выступал и на стадионных концертах, к примеру на двух первых "Нашествиях") и, кажется, старался не просто продолжать сочинять хорошую музыку, но добиваться с ее помощью успеха, случившегося с "Сукой-любовью".
Чуть менее заметные, но успехи были. Можно вспомнить, к примеру, песню "Туда" — очень заметный теле- и радиохит 1999 года. В том же году вышла первая сольная пластинка Михея, и почти сразу музыкант начал работать над вторым сольным альбомом. Работа шла тяжело. Несколько раз откладывалась дата релиза, Михей говорил о том, что хочет добиться нового звучания, ездил в Киев к местным талантливым продюсерам и продолжал работать на студии в Москве, но пластинка так и осталась незаконченной.
ЮРИЙ Ъ-ЯРОЦКИЙ

Серге́й Евгеньевич ("Михей") Кру́тиков (11 декабря 1970 года - 27 октября 2002 года) - российский певец, писавший и исполнявший песни рэгги и рэп. В творчестве Михея есть место и зажигательным ритмам Боба Марли, и соул-музыке в духе Стиви Уандера.
Сергей родился в посёлке Ханжонково (район Макеевки, Донецкая область). Активно занимался спортом. В школе был непоседлив, нередко прогуливал уроки. Первый музыкальный опыт Крутиков приобрел благодаря аккордеону: "Дома валялся аккордеон старый, я на нем пиликал-пиликал, вот мне мама и говорит: - может, в школу музыкальную пойдешь? А я: - конечно, пойду! 2 года отучился в музыкальной школе и бросил". Этот случай характерен для Михея, так как он постоянно менял свои увлечения, почти всегда останавливаясь на половине пути. Он не мог определиться с выбором жизненного призвания, но в итоге музыка оказалась сильнее всего. "Меня тянула эстрада. В четвертом классе меня взяли в один ансамбль взрослые ребята. Я был там единственным маленьким мальчиком. Играл сначала на клавишах, потом на гитаре. А затем сел за барабаны - это мой инструмент. Выступали на танцах, на вечерах". Несмотря на неудачный опыт в музыкальной школе, по окончании 8-го класса Сергей поступил в музыкальное училище в Ростове-на-Дону по классу ритм-секции. Через 2 месяца бросил. "Затем поступил в металлургический техникум, там проучился аж 4 месяца и ушел в обычное ПТУ, чтобы хоть где-то получить среднее образование". Во время учебы в ПТУ успел поработать актером в донецком театре имени Артема. Наконец, окончив училище по специальности "наладчик автоматических линий с числовым программным управлением", уехал в Ленинград поступать в Высшую профсоюзную школу культуры. Проучившись там некоторое время, перешел в Ленинградский университет. Закончив его, Сергей переехал в Москву.

Долгое время Сергей Крутиков носил длинные волосы. А потом обрезал их и сделал себе короткую прическу. Приятель, вместе с которым он занимался брэйк-дансом, завидев новый имидж Сергея, сказал, что тот "похож на Михея". Смысл высказывания остался загадкой, но кличка к Крутикову привязалась. Так появился его сценический псевдоним.

В Ленинград и Москву Михей уезжал не один. Уже тогда существовала группа "Bad Balance", состоящая из ШеFF’а (Влад Валов), ди-джея L.A. (Глеб Матвеев) и его. Сначала группа задумывалась как чисто танцевальная (танцевали брэйк-данс, который был в то время популярен в СССР), однако Михею удалось привнести в коллектив и музыкальную частицу, что впоследствии довело "Bad B" до звания первой хип-хоп группы России. Тексты песен в основном писал Валов, музыку - Михей и L.A. Группа активно гастролировала, причем не только в России. Было записано четыре альбома… Яркий образец отечественного олд-скула "Выше закона", жесткие уличные "Налетчики Bad B.", пронзительно-мелодичный "Чисто ПРО", в который вошла композиция "Городская Тоска". Самым же технически и коммерчески успешным альбомом стал "Город джунглей". Как раз после этого взлета в группе назначился кризис. В результате многочисленные слухи об уходе Михея в сольную карьеру обернулись реальностью. Разрыв с группой сопровождался бурным конфликтом Михея с Валовым.

Михей начал работать над своим собственным проектом. Название для новой группы было взято из приключенческого фильма "Джуманджи". В покорении отечественного шоу-бизнеса Сергею помогли старые друзья. Школьный друг Саша (Александ Овруцкий) стал директором группы, присоединились к нему и товарищи по "Bad Balance" - Моня (Сергей Менякин), занявшийся постановкой и организацией танцев группы, и Брюс (Эльбрус Черкезов), бас-гитарист. По словам Михея, в "Bad Balance" ему не хватало мелодии, к которой, несмотря на любовь к читке рэпа, он всегда тяготел. Дебютный альбом "Сука любовь" взорвал российский рынок, песни с него - "Сука любовь", "Туда", "Мама" - стали хитами, а Михей был признан лучшим исполнителем 1999 года. Группа стала активно гастролировать с материалом первого альбома. Новые песни Михей записывал редко - и были это либо совместные работы ("На дачу" с "ТНМ Конго", "По волнам" с "VIA Чаппа"), либо кавер-версии ("Троллейбус" Цоя, "Рыбка" Барыкина). Единственной песней, написанной и записанной одним Михеем, стал хит "Для тебя". Дата выхода второй пластинки постоянно откладывалась.

В июне 2002 года Сергея cразил инсульт. С помощью друзей, близких и поклонников творчества Сергей стал постепенно, медленно поправляться. Реабилитация шла тяжело, конфликт между его звукозаписывающей компанией "Real Records" и его родственниками выздоровлению не способствовал. Незадолго до болезни Михей помирился с Владом Валовым. Решили воссоединить группу, и даже успели записать один совместный трек - "Тихо тают дни". Казалось, все наладится, но вечером 27 октября Сергей умер. Врачи констатировали смерть от острой сердечнной недостаточности. После смерти Михея вышло переиздание альбома "Сука Любовь", а так же клип на совместную песню с Сергеем Галаниным "Мы - дети большого города". Каждый год в Москве проходит вечер памяти, организуемый коллегами-музыкантами.

Фанк соул браза Белый певец с черным сердцем, танцор брейка и один из основателей легендарной хип-хоп команды Bad Balance Михей «Джуманджи» покорил эфир магическим звучанием своих рагга-соул-хитов. Жарким июньским вечером у бассейна «Чайка» не протолкнуться. Уже около шести, но жара не спадает. Раскаленный воздух сгоняет сюда праздных, любящих радости жизни москвичей. Густо загорелые молодые люди с мобильными телефонами на ремешке выбегают из здания за стаканом прохладительного. Бронзовые девушки в белом скрываются за стеклянными дверями, чтобы появиться через полчаса в головокружительных дизайнерских бикини. Тяжелые перезрелые груди дородных дам распирают тонкий лен модных белых топов. Белый — цвет сезона. Здесь, на этом празднике жизни, в летнем кафе у модного бассейна, я встречаюсь с Сергеем Крутиковым, который гораздо более известен под именем Михей. Михей, солист заслуженной рэп-формации Bad Balance, автор проекта «Михей и «Джуманджи» и нескольких хитов, сотрясающих радиоэфир: «Сука-Любовь», «Мама» и «Туда». Как раз сейчас радио сообщает, что жара в городе простоит еще как минимум неделю, и предлагает по этому поводу послушать «горячий хит» в исполнении «Джуманджи». Я в очередной раз думаю: такая вещь могла появиться откуда-нибудь с Ямайки, из соул-клубов Лондона или черных районов Нью-Йорка. В нашей распевной стране с ритмом всегда было туго. А Михей обращается с ритмом не по-белому. Он и поет, не как белый, и уж тем более — не как уроженец горласто-певучей Украины. Та музыка, которую делает Михей — танцевальная, энергичная и мелодичная смесь рагга и соула с легкой примесью фанка — сегодня это самый модный продукт на мировом рынке. Поэтому то, что его песни сразу стали популярными, неудивительно. Удивительно, как у него получается этот «черный» звук. Белые, как известно, не умеют играть в баскетбол и петь — так, в той манере, как это делают черные. Так, чтобы мяч пробивал кольцо, а в песне были пот, секс и слезы. Есть исключения, которые подтверждают правило. Например, Джей Кей, певец группы Jamiroquai — человек, с которым Михея стало принято сравнивать после того, как зимой этого года радиостанции атаковала композиция «Сука-любовь». Сравнение, при всей несопоставимости уровня известности, не лишенное смысла: оба они стали проводниками на широкий рынок современного соула. Правда, в отличие от пластичного Джея, Михей, идущий сейчас между цветных пластмассовых столов, кажется немного угловатым; с другой стороны, он, все-таки, еще и рэппер. Сейчас я буду выпытывать у него, как, родившись в белой неритмичной стране, можно делать такую черную по крови и по ритму музыку. Если, конечно, на такой вопрос вообще может быть ответ. АНЗОР КАНКУЛОВ: Многие у нас пытаются играть черную музыку, только получается как-то натужно, очень искусственно. МИХЕЙ: Я чувствую эту вот черную культуру. Я провел черную культуру через себя. Для меня она как родная. Как и ямайская культура. В такой музыке я чувствую себя свободно. Я абсолютно точно знаю, что могу перенести это направление на нашу почву. АК: Хорошо. А как же ты научился так петь? М: Ну, так и научился, наверное, постепенно, поездив по другим странам, посмотрев на людей, послушав их. Мне певица Тэона как-то сказала, что если не умеешь петь, то и не научишься. А если умеешь, значит, будешь петь. Может, природа мне как-то помогла. Ладно. Придется начинать с самого начала. Артист Михей ранее был известен как Сергей Крутиков, рос в городе Донецке и посещал музыкальную школу. «Учился я на аккордеоне играть», — cообщает Михей. «Сейчас сможешь какую-нибудь тальянку исполнить?» — из любопытства интересуюсь я. «Легко. Ну, пальцы уже не так бегают, но «Полюшко-поле» или «Крейсер Аврора» какой-нибудь смогу». Рано начал заниматься эстрадной деятельностью. «Где-то классе в четвертом я стал играть в ансамбле. Электромузыкальных инструментов, — рассказывает он, — на гитаре начал учиться, потом перешел на ударные и решил, что это мой инструмент». Здесь по правилам стоило бы сделать пометку в блокноте: «ага, его всегда тянуло к ритму», или: «вот откуда это несвойственное нашей музыке тонкое чувство ритма». Но если кто-нибудь помнит эти ВИА периода упадка и разрушения советской империи, вспомнит и то, что как раз по части ритма там все было, в общем, незамысловато. Михей любил «Динамик», «Аракс» и Юрия Антонова (последнее увлечение сказывается и сейчас — на альбоме «Джуманджи» есть римейк старого антоновского хита «Дорога к морю»: «И я сажусь в машину, еду к морю за тобой…»). А потом, как говорит Михей, «пошло и поехало». «Дальше, 86-м году, я очень серьезно увлекся хип-хоп-культурой, брейкдансом». Тогда, в середине восьмидесятых, страна заразилась лихорадкой брейкданса, как до этого ей заразился весь остальной мир. Странные акробатические танцы под electric boogie и хип-хоп стали одним из тех поветрий, которые в считанные месяцы, моментально и незримо просачиваясь сквозь любые границы и таможни, охватывают молодежь без скидки на страну или национальность и воспринимаются как «свое», хоть это свое и появилось на противоположной стороне Земли. Еще в 69-м Джеймс Браун плясал нечто подобное под песню «Get on the Good Foot». К началу восьмидесятых в Южном Бронксе насчитывалось несколько crews, школ брейкданса. Лидером был легендарный Африка Бамбаата. Под его руководством и при содействии трендмейкера Малькольма Макларена, нашедшего (после панка) очарование в черной городской культуре урбанистической Америки, брейкданс завоевывал самые модные клубы Нью-Йорка. В восемьдесят третьем брейкданс взорвал мир. И очень скоро оказался у нас, в силу природной демократичности распространившись от московских мальчиков-мажоров до самых до окраин. Модная молодежь учила по видеокассетам все эти «роботы», «волны» и «вертушки» (терминология самодеятельная), выделывая пируэты на скользких паркетных полах отечественных дискотек. Это даже снимали в кино — вроде «Выше радуги» и «Курьера». «А в Донецк модное молодежное поветрие как добралось?» — интересуюсь я. М: Мы рано распознали все это. У нас учились студенты темнокожие из разных стран, они, естественно, увлекались всем этим, у них были видеокассеты. Мы смотрели фильмы — «Брейкданс-1», «Брейкданс-2», «Beat Street», все это увидели и поняли, что — круто. Это действительно круто. Это до сих пор круто. Вообще, конечно, очень много сыграла для моего творчества эта культура. Начиная с хореографии и заканчивая музыкой. Михей в разговоре очень часто употребляет выражение «до сих пор». Не потому, что мыслями он где-то там, в далекой поре зарождения хип-хопа и брейка. Просто, вероятно, за это время в его жизни очень много чего произошло, но он остался верен тому, с чего начинал. В душе он все еще танцор. М: Я играл в группе, плюс увлекался брейком. И меня, все-таки, брейкданс переманил, я очень серьезно стал заниматься танцами. Ездил по всесоюзным фестивалям, довольно-таки успешно, интересные были постановки, ну, в общем, были не из последних. Призовые места всегда занимали — Гран-при, первое, второе, ниже третьего не опускались. Это было приятно. Брейк оказался действительно массовым молодежным увлечением, и тогдашние проводники культуры — комитеты комсомола — быстро сориентировались в ситуации. Они и устраивали все эти фестивали, одним из первых и самых известных был фестиваль в Паланге (опять-таки по понятным причинам — Прибалтика тогда была окном в Европу и передовым культпостом страны). Хотя были и проблемы: «было, конечно, много скандалов по поводу этого танца, потому что он все-таки американский был, и к нему относились с опаской. Ну, как обычно, у нас в стране ко всему относятся с опаской. Особенно к людям, которые приезжали на фестиваль. Они приезжали со всего Союза, и они казались самыми модными людьми». Вот из этой команды, которая ездила тогда по этим самым фестивалям, и вырос костяк будущей группы Bad Balance. М: Все, кто в Bad Balance — это все люди из брейкданса, причем сильнейшие танцоры. И все в стране их знали. И знают до сих пор. Я думаю, что все, кто связан сейчас с хип-хопом, именно из «стариков», — это бывшие брейкеры. Изначально Bad Balance вообще был чисто танцевальным коллективом. В 89-м году Влад Валов, или «Шеф», уехал учиться в Питер и организовал там танцевальную группу. Через год, в девяностом, подтянулся и Михей — он поступал в «эту шикарнейшую», как он выражается, Профсоюзную школу культуры. (Михей, кстати, редчайший в поп-мире пример, когда образование соответствует графе «род занятий». В графе «образование» у него значится «менеджер искусств». Чем заниматься можно с такой профессией? «Да можно всем, — с усмешкой отвечает Михей. — Вот тем, чем мы занимались и занимаемся. Организации, финансовая сторона — вот мы это все изучали. Все это сейчас помогает».) Вместе с Михеем у Bad Balance появилась музыкальная составляющая. «Музыка всегда была, со мной, по крайней мере, — говорит Михей. — Мои коллеги, конечно, больше слушали музыку, они не умели играть, они не музыканты абсолютно, больше танцами занимались. Но постепенно мы начали писать такие рэп-речитативы — в этом же стиле, под который танцевали. Ну, естественно, я начал писать музыку. Играть на барабанах там, на всевозможных инструментах, на которых можно только было, и так записывали». Записывали они первый альбом «Баланса» под названием «Выше закона», половину на студии ДДТ, половину на студии Эдиты Пьехи («Ну, так вот было. У кого были крутые студии, у тех мы и писались»). АК: А с рокерами питерскими общались? М: Да, общались, конечно. Переплетались, пересекались. Но, естественно, у нас была немножко отдельная тусовка. Вот гитарист, который сейчас играет у «Чижа и компании», он нам на первом альбоме записывал соло на гитаре. АК: Ты тогда не заболел питерским патриотизмом? М: Честно говоря, нет. Я и до сих пор не болею никаким патриотизмом. Я — гражданин мира. (Смеется.) Для себя так решил, и это нормально. Ну, я люблю наших людей. Не люблю нашу милицию. Почему-то. Да кто ее любит? АК: Похоже, у тебя с нашей милицией проблемы. М: Ой, как часто. Всегда. АК: А причины какие? М: Да разные. Ну, может быть, и есть какие-то нарушения режимов — то паспортных, то еще каких то… АК: Административные правонарушения. М: Административные, конечно, не серьезные, нет. АК: Регистрация, что ли? М: Да. (Смеясь.) Я шесть лет уже без нее живу. Шесть лет назад Михей вместе со всеми остальными участниками «Баланса» нарушил паспортный режим столицы, явившись в девяносто третьем в Москву писать на студии «Гала-рекордз» альбом «Налетчики Bad B». «Это уже был, так сказать, более серьезный альбом, и там работы серьезные появились, — говорит Михей. — Нам одновременно помогал Титомир — мы какие-то площадки забивали вместе с ним». То есть Bad Balance разогревал публику в поездках суперзвезды Титомира по стране. «Ну, мы не считали его «главным рэппером страны», как считали многие, — говорит Михей. — Естественно, мы были своенравные, ну, рэпперы все-таки. В законе уже были. И остались в этом законе». Рэп (может быть, как раз благодаря Титомиру) тогда быстро набирал силу. Гремел «Мальчишник», поставляя хип-хоп в массы. Bad Balance, оставаясь гораздо менее коммерческой силой, взамен набирал то, что называется культовой известностью. «А вы считали «Мальчишник» конкурентами?» — спрашиваю я. М: Да, в общем, нет. В любом случае, какая-то конкуренция существовала, но они тогда пошли по коммерческому пути, их начали раскручивать реально, и они получили всеобщее, массовое признание. Это нормальный заход в шоу-бизнес. Мы не конкурировали, потому что пошли по другому пути. У нас была абсолютно своя публика, которая «Мальчишник» и не слушала никогда. (Затянувшись сигаретой, он неожиданно продолжает.) Вообще, весь хип-хоп в Москве начался здесь вот, через дорогу. Там есть автобаза Генштаба. Там мы сделали свой первый офис, под названием «Центр хип-хоп культуры». Довольно хороший центр, даже можем зайти посмотреть. Там остались наши художества. Правда, это уже после того, как из Европы вернулись. Надо сказать, почти трехлетнее пребывание Bad Balance в Европе — история тоже весьма показательная и любопытная. М: Мы сначала приехали в Польшу, там на улицах танцевали, просто ради того, что это уличный танец, нужно себя закалять. Заработали на остальные билеты, поехали дальше. Мы хорошо потратились на билеты, у нас оставалось семь долларов на восьмерых человек. Мы приехали в Берлин часов в девять, когда было темно уже. И решили — ну что? Снимаем рюкзаки свои большие, сумки, находим местечко нормальное, включаем магнитофон — «Африка Бамбаата». И все. Понеслось. Буквально за час мы заработали сто сорок с чем-то марок. Вот, думаем, здорово, будем жить. Переночевали в «Банхофф мишн» — есть такая служба по распределению людей без места жительства. Бомжи, грубо говоря. Ночевали там, по-моему, трое суток. Потом нашли студенческое общежитие. Мы жили все вместе, за четверых платили, за четверых нет — одни живут, другие работают, и наоборот. А работать было легко, нужно было убирать листья — мы осенью поехали, в сентябре 93-го. Работа непыльная. Ну, и после этого ходили еще, занимались на улице, танцевали. И потом мыли машины еще. Стекла машин. Этого никто не делал вообще. В газете писали даже про нас, что ребята из Санкт-Петербурга моют стекла машин. Мы, кстати, стали зарабатывать реальные деньги. Потом переехали в сквад. (Михей произносит именно так, на немецкий манер.) Трехкомнатная у нас была квартира, огромная. Мебель, телевизор — ну все, что нужно, нормальное жилище. Танцевать мы уже перестали на улице, перестали колени теребить. Кажется, что такая история — зарабатывать на жизнь, танцуя на улицах, как и положено настоящей брейк-команде, — была возможна только в тот ограниченный промежуток времени в начале девяностых, когда двери Европы были еще на радостях распахнуты для наших гостей. А наши гости готовы были на все ради того, чтобы побывать в Европе. И, как положено, у этой истории было счастливое продолжение. М: Потом мы прямо на улице познакомились с людьми, которые нас пригласили на фестиваль Stop the Wildness and Racism. И мы поехали в тур. Германия, Голландия, Франция, Люксембург, Бельгия. Нам очень круто повезло. Команда набиралась интернациональная, из разных стран. Мы потом еще много раз ездили в туры с этой компанией.

Михей начал работать над своим собственным проектом. Новые песни Михей записывал редко - и были это либо совместные работы («На дачу» с «ТНМ Конго», «По волнам» с «Via Чаппа»), либо кавер-версии («Троллейбус» Цоя, «Рыбка» Барыкина). Единственной песней, написанной и записанной одним Михеем, стал хит «Для тебя». Дата выхода второй пластинки постоянно откладывалась.

По окончании 8-го класса Михей поступил в музыкальное училище в Ростове-на-Дону по классу ритм-секции, но через 2 месяца тоже бросил. Михей (Сергей Крутиков) в 1987 году попал в авторскую школу брейк-данса (г. Донецк, Дворец Молодежи «Юность») к ШЕFFу(Влад Валов), который бесплатно обучал всех желающих. В 1993 году ШЕFF, Михей и DJ LA пишут альбом в студии GALA Records, где в начале 90-х делали записи все крупные звёзды русского шоубизнеса.

Крутиков Сергей Евгеньевич (МИХЕЙ)

В 1995 году ШЕFF и Михей подписывают контракт с Gala Records на выпуск проекта Bad В. ПРО…; в группу добавляются концертные музыканты, начинаются эксперименты с музыкой и стилем. В Таиланде ШЕFF и Михей договариваются о записи сольного альбома Михея. Костас Хиониди находит для Михея инвестора, и начинается работа над сольным альбомом проекта «Михей и Джуманджи».

Карьера и смерть Михея

В 2002 году Михей совместно с Сергеем Галаниным записал ремейк его песни «Мы дети большого города». В 2009 году канал НТВ решил снять документальный фильм о Михее и 20-летии Bad Balance.

От чего умер Михей

Здоровье Михея давно оставляло желать лучшего. Видимо, от переутомления у него случился обширный инфаркт головного мозга в июне этого года. Михей работал день и ночь, записывая новый альбом. Они верили, что Михей выздоровеет и отдаст все долги. А звукозаписывающая фирма «Джуманджи», «Real Records», обратились к людям с просьбой не пересылать деньги.

Многие музыканты поддерживали Михея. В сентябре в клубах «Республика Beefeater» и «Город» состоялись концерты, посвященные Михею. Казалось, все должно закончиться хорошо. Лидер группы «Джуманджи» Сергей Крутиков, известный под псевдонимом Михей, скончался 27 октября в 19.50 в своей квартире. Причина смерти — острая сердечная недостаточность.

Бригада, приехавшая через 20 минут после вызова, констатировала смерть. На каком кладбище будет похоронен Михей, станет известно 29 октября. Смерть замечена в узком кругу фанатов.

Тонко чувствующий, светлый - Михей словно был обречен сгореть, словно яркая звезда. Bad Balance быстро стал лучшей хип-хоп группой России, и в этом была большая заслуга Михея, он вносил свой весомый музыкальный вклад в ее репертуар. Как это случается у творческих людей, вскоре в группе наметился кризис, и Михей решил уйти в одиночное плавание, создав проект «Михей и Джуманджи».

1999 г. Выход сольного альбома Михея «Сука любовь», уход Михея из группы Bad balance и создание сольного проекта «Михей и Джуманджи». Михей всегда был поклонником африканской музыки, в том числе и регги. Как-то в интервью он пошутил, что ему кажется, что африканцем был его дедушка.

Незадолго до своей болезни Михей помирился с коллегами по Bad Balance, шли разговоры о воссоединении. Влад Валов, лидер BB, дал несколько концертов в поддержку Михея, чтобы вырученные деньги перевести на лечение музыканта. Михей шел на поправку, он даже успел записать совместный с Владом Валовым трек под названием «Тихо тают дни» и снять клип с Сергеем Галаниным на песню «Мы - дети большого города».

Название файла: михей и джуманджи причина смерти

Михей - родственная душа. Есть такое понятие, и не важно в каком виде: друг, любовник, коллега. По словам Михея, в «Bad Balance» ему не хватало мелодии, к которой, несмотря на любовь к читке рэпа, он всегда тяготел. Дебютный альбом «Сука любовь» взорвал российский рынок, песни с него - «Сука любовь», «Туда», «Так чисто», «Мама» - стали хитами, а Михей был признан лучшим исполнителем 1999 года.

Сергей Крутиков родился 11 декабря 1970 года в Донецке. В 1994 году официально выходит долгожданный альбом Налётчики Bad B., после которого музыкальные критики заговорили о том, что русский рэп появился. В 1997 году группа работает над новым альбомом. В 1998 году выходит альбом Город джунглей, треки из которого зазвучали на многих радиостанциях.

Через некоторое время Михей подписывает контракт с генеральным директором «Real Records» Алёной Михайловой и ставит под вопрос будущее Bad Balance. Овруцкий совместно с Валовым организовали корреспондентам встречу с близкими и родственниками Михея в посёлке Мелекино, а также поделились частными видеозаписями.

В это время Михей медленно, но все же поправлялся. Как рассказал директор артиста Юрий Плотников, вечером Михею стало плохо, родные вызвали «скорую», но было уже поздно. В начале июля Сергей перенес инсульт и долгое время провел в реанимации. Похороны Сергея Крутикова состоятся 30 октября в Москве. После окончания университета Крутиков переехал в Москву, но не один - уже с группой Bad Balance, тогда же он получил прозвище «Михей».

Незадолго до болезни Михей помирился с Владом Валовым. Каждый год в Москве осенью проходит день памяти Михея, который устраивают его коллеги-музыканты. Могила Михея находится на Ваганьковском кладбище.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры