Может ли меняться цвет глаз от настроения? Как меняется настроение в разные фазы цикла.

Главная / Чувства

Ты в Париже, когда смотришь эти фильмы

В зависимости от настроения

Если хочешь проверить, что французы говорят только о сексе (даже со своими родителями). И пройтись по столице вместе с американцем, находящимся на грани разрыва со своей парижской подружкой, посмотри «2 дня в Париже» Жюли Дельпи. Да, все парижанки настоящие сумасшедшие. (До такой степени?)

Ты сорок раз смотрела «Американец в Париже» , потому что тебе нравятся музыкальные комедии. А вот еще одна, рассказывающая о любовных заблуждениях сегодняшней молодежи. Глотай слюну, глядя на красавчика Луи Гарреля в фильме «Все песни только о любви» Кристофа Оноре…

Поглазей на черно-белый Париж после майских студенческих волнений 1968 года, где, кроме политики, разумеется, нет ничего важнее любви. Ее окольных путей, ее кризисов, ее радостей. Встречи и расставания «Постоянных любовников» Филиппа Гарреля.

© Caroline de Maigret

Ты влюблена в коллегу по работе – ну, неважно в какого. Он не просто твой стажер, он только что вышел из тюрьмы. Конечно, в Париже всякая любовь становится возможной… «Читай по губам» Жака Одиара.

Чтобы проследить за компанией пятнадцатилетних лицеистов, послушать их споры, узнать о предательствах, наркотиках и крушении идеалов семидесятых годов… пойди и посмотри «Юную угрозу» Седрика Клапиша. Все мы были влюблены в нашего репетитора по английскому, они тоже.

Проследи за поворотами судьбы писателя, обольстителя и болтуна, решившего бросить вызов жизни, чтобы превратить ее в роман. В прокуренных кафе-барах Парижа он выбирает свою жертву, девушку, так называемую «Скромницу» Кристиана Венсана. Насладись литературной и кинематографической извращенностью.

Ты влюбилась в двух братьев, полных неудачников, краснобаев и гуляк, воплощающих в себе прообраз парижанина-самца: такого неотразимого, такого неуловимого… Ну да, мы живем в «Безжалостном мире» Эрика Рошана.

Разумеется, самая парижская из французских актрис – Катрин Денев. Если хочешь узнать темную сторону парижской жизни в период оккупации Парижа немцами во время Второй мировой войны, не пропусти «Последнее метро» Франсуа Трюффо.

Чтобы посмеяться и насладиться «французским юмором» во всем его великолепии, встретиться с мужчинами, которые любят женщин, которые любят мужчин, которые обманывают своих жен, а между делом увидеть, какими были площадь Согласия и 16-й округ Парижа в семидесятые годы, нужно посмотреть «И слоны бывают неверны» Ива Робера. Винтажный фильм.

Если ты задумалась, заглянув в холодильник, в котором остался всего лишь кусочек сливочного масла, станцуй «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи (только если ты совершеннолетняя и опытная). С Марлоном Брандо физическая любовь неизбежна.

Если ты разрываешься между мужем и любовником, поступай, как Роми Шнайдер, подружи их. «Цезарь и Розали» Клода Соте расскажут о любовном треугольнике на французский манер.

В кого влюбляется американка Джейн Себерг, продавая на Елисейских Полях газету Herald Tribune ? Чтобы узнать это, остановись «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара, между прочим, это величайший фильм французской «Новой волны».

Если ты иногда воображаешь себя одетой в костюм безупречного покроя и идущей по улицам Парижа. Если тебе нравится, как выглядит этот город ночью, с его блестящими мостовыми и желтыми фонарями. Если тебя волнует музыка Майлза Дэвиса. Если у тебя есть любовник, недавно совершивший ужасную глупость, – значит, ты – Жанна Моро, которую Луи Маль провожает в « Лифт на эшафот» .

Ты хочешь пробраться в пользующийся дурной славой Париж 30-х годов: пусть Марсель Карне проведет тебя по извилистым каналам острова Сен-Мартен и его «Северному отелю» . Приготовь носовые платки для этого классического черно-белого фильма.

– Ты знаешь, кто она?

– Разумеется…

– Она красивая?

– Да, и она это знает.

– Она актриса.

– Безработная.

– В субботу я приглашена к ней на вечеринку.

– Я могу пойти с тобой?

Из книги Идеи на миллион, если повезет - на два автора Бочарский Константин

Лекарство от дистрибуторской зависимости «Секрет фирмы»N39 (78), ОКТЯБРЬ 2004компания: «Рикардо-Джовани»сфера: дистрибутор товаров медицинского назначенияпроблема: как быть дистрибутору, у которого производитель хочет отнять с таким трудом поставленный бизнесПитерская

Из книги Газета Завтра 194 (33 1997) автора Завтра Газета

СМОТРИШЬ В КНИГУ - ВИДИШЬ ЕЛЬЦИНА Евгений НефедовСенсация и скандал вокруг этой книги вовсе не в том, что-де Коржаков открывает нам нового Ельцина, а скорее наоборот: в том, что он его закрывает! Нет, не загораживает собой, как в былые годы, а завершает давнюю тему, поставив

Из книги Бритоголовые автора Беликов С В

Виды скинхедов в зависимости от возраста Для большинства людей среда бритоголовых однородна, и все бритоголовые в ней равны между собой. Однако, в соответствии с классификацией обозревателя газеты «Московский комсомолец» Е.Ю. Карамьяна, российских скинхедов правого

Из книги Варианты критических статей автора Анненский Иннокентий

Виды скинхедов в зависимости от их идеологии. По идеологии и убеждениям скинхеды бывают нескольких видов: «коричневые» скины – неонацисты, «красные» скины – придерживающиеся крайне левых взглядов, существуют и скинхеды-антифашисты.Вышеизложенная скин-идеология в

Из книги Статьи автора Лесков Николай Семенович

ДРАМА НАСТРОЕНИЯ После: еще кадетом: Я не могу желать японцам победы, т. к. возможность быть убитыми с победой японцев распространяется на большее число этих самых коротко стриженных голов и жизнь говорит мне только это (лл. 5–6).После: на воздушном шаре полечу, что ли? -

Из книги Основы метасатанизма. Часть I. Сорок правил метасатаниста автора Морген Фриц Моисеевич

О НАЕМНОЙ ЗАВИСИМОСТИ Нанялся - продался. Русская пословица Если верить, что пословицы суть выражение народной мудрости, то нельзя по крайней мере распространять этого верования на все пословицы, живущие в народе. Есть между ними много таких, которые свидетельствуют о

Из книги На внутреннем фронте автора Краснов Петр Николаевич

Как отличить смелость от зависимости (http://fritzmorgen.livejournal.com/31909.html)Тяжела и неказиста жизнь метасатаниста. Оказывается, чтобы пользоваться уважением коллег, мне нужно быть готовым совершать гопникоборческие подвиги. Другими словами, моё понимание Смелости значительно

Из книги Литературная Газета 6369 (№ 17 2012) автора Литературная Газета

X. Петроградские настроения В революционном Петрограде и его воинских учреждениях я был первый раз. 4 сентября я приехал со штабом в Царское Село и в час дня явился к главнокомандующему петроградским военным округом. Таковым оказался ген. Теплов. Эта милейшая личность,

Из книги В ожидании людоедов; Мутное время и виды на будущее автора Аверкиев Игорь Валерьевич

Скверные настроения Скверные настроения А ВЫ СМОТРЕЛИ? 13?мая был среди "прогульщиков". Прошёл контрольно - от Пушкина до Кунанбаева. Ну надо же хоть раз подышать воздухом свободы. Тысяч десять либерального буржуазного люда. Красиво смотрелся с подступов к Сретенке

Из книги Почему я прыгаю автора Митчелл Дэвид

Авторитарные настроения Авторитарный режим случается, когда у значительной части общества, переживающего не очень удачный «транзит», возникает специфический комплекс настроений, порождающих спрос на определённую политику и определённый стиль публичного

Из книги Публикации в газете "Завтра" (1989-2000) автора Иванович Стрелков Игорь

Вопрос 11 Почему ты не смотришь в глаза во время разговора? Действительно, мы нечасто смотрим людям в глаза. Мне много раз говорили: «Смотри в глаза человеку, с которым разговариваешь», но я так и не научился этого делать. Я чувствую себя неуютно, когда смотрю в глаза

Из книги Со всеми и ни с кем: книга о нас – последнем поколении, которое помнит жизнь до интернета автора Харрис Майкл

Вопрос 32 Когда ты смотришь на что-либо, что ты замечаешь в первую очередь? Вы хотите спросить, как аутичные люди воспринимают мир? Нам, и только нам, известен ответ на этот вопрос! Иногда мне по-настоящему жаль вас, не способных видеть ту красоту мира, которую видим мы.

Некрымские настроения «А не предает ли Россия наших братьев в Донецке, Славянске и Луганске?» – такой вопрос уже шелестит в ультрапатриотической части политического спектра. И не только. Подавляющее большинство населения восприняло присоединение Крыма с

Из книги автора

День без зависимости, або ІНШІ Завтра буду праздновать, а тост скажу сегодня, чтобы язык не заплетался. Такшо записывайте, а прочитаете уже тогда, когда начнется «гэй, налывайте!»Многие считают, что независимость определяется наличием госграниц, конституции, собственного

Глаза хамелеоны у человека — это интересный феномен, который до сих пор считается чем-то необычным, мистическим, и остается почти неизученным. До настоящего времени исследователи не могут понять происхождение данного феномена. Известно лишь что это не патологическое состояние, которое чревато различными осложнениями, а яркая индивидуальная особенность конкретной личности. Равномерное и постепенное изменение цвета радужной оболочки не является признаком каких-либо офтальмологических заболеваний , но, если такое состояние возникло внезапно, стоит показаться врачу для того, чтобы исключить проблемы, связанные со зрением.

Точно не установлено, передаются ли глаза хамелеоны на генетическом уровне либо приобретаются в течение жизни. Многие ученые являются приверженцами теории приобретения уникальной особенности. Они считают, на изменение цвета радужной оболочки при определенных обстоятельствах воздействует ЦНС и эндокринная система. Так как при патологических состояниях, вызванных сбоями в работе данных системе радужка больных может менять окраску, значит, и глаза хамелеоны здоровых людей теоретически могут быть связаны с этими системами.

Радужная оболочка может менять окраску под воздействием следующих факторов:

1. Эмоциональный - во время ситуации, вызывающей сильные эмоции и переживания: радость, гнев, злость, сильный стресс, любовь, испуг, возбуждение либо переутомление, глаза человека, обладающего феноменальной особенностью могут менять свой цвет.

2. Воздействие окружающей среды - при различном освещении и погодных условиях радужная оболочка может менять окраску, словно приспосабливаясь к происходящим переменам. Температура воздуха и изменения атмосферного давления также могут оказывать влияние на изменение цвета глаз.

Человек с такими глазами всегда притягивает к себе повышенное внимание. На какие же черты характера и личностные качества может указывать это фантастическое явление?

Глаза хамелеоны у человека — значение

Людям с такой особенностью присущи те качества, которые схожи с их внешними характеристиками. Они бывают слишком импульсивными, противоречивыми и глубоко зависимыми от личных чувств и переживаний. В одинаковых, повторяющихся ситуациях они могут вести себя по-разному, так как их настроение может меняться, так же, как и окраска радужки.

Черты характера мужчин, глаза которых сами меняют цвет

Представителям сильного пола импульсивность и частая смена настроения часто мешают в жизни ведь по мнению общества, мужчина должен быть стабильным и постоянным. Преодоление различных трудностей и решение сложных задач для таких мужчин не проблема, однако, делают это они без особого энтузиазма. Но оказавшись в действительно тяжелом положении, они быстро ориентируются в сложившейся ситуации и как настоящие хамелеоны находят выход из нее.

Что означают глаза хамелеоны у девушек?

Обладательницам глаз, меняющих цвет, бывает сложно достичь поставленных целей, так как они мгновенно остывают и бросают дело, не успев его начать. Частая смена приоритетов и постановка новых целей выматывают эмоционально, поэтому таким девушкам стоит учиться терпению и постоянству. Преимущество данных личностей в том, что они очень амбициозны, легки на подъем, оптимистичны и часто становятся успешными в различных жизненных сферах. Это «серые кардиналы», которые преднамеренно остаются в тени, и достигают намного большего, чем те, кто все время выставляет себя напоказ. Эмоциональность можно не считать отличительной чертой таких девушек, ведь она бывает присуща практически всем женщинам.

Глаза, меняющие цвет — это удивительно красивое явление, которое ярко подчеркивает индивидуальность человека, выделяя его среди других.

Какие виды настроения бывают? Их существует большое многообразие. Нередко приходится слышать озвученную мысль о том, что настроение человека меняется несколько раз на дню. Люди порой настолько неустойчивы в психическом плане, что им становится трудно контролировать себя.

Настроение человека тесно связано с эмоциями. Чем более они стабильны, тем увереннее и комфортнее ощущает себя личность. Какое бывает настроение у человека? Этот непростой вопрос мы и рассмотрим в данной статье.

Радость

Этот вид настроения характеризуется приподнятостью чувств, ощущением позитива. Человек внутренне чувствует себя благоприятно, готов решать необходимые задачи. Будущее не вызывает у него состояния опасения, мнительности или тревожности. Находясь в радости, проживая ее собственными чувствами, личность свободно раскрывает свои эмоции. Это настроение можно назвать полным удовлетворением. Человек открыто общается с окружающими и делится с ними своим позитивом, который буквально отражается в глазах. Всегда можно заметить со стороны, что рядом с вами находится кто-то в хорошем настроении. Он становится солнышком, которое сияет и согревает все вокруг.

Радость помогает излечиться от множества различных недугов. Ведь когда человек пребывает в прекрасном расположении духа, всяческие болезни отступают, уходят под воздействием положительных эмоций. От самой личности зависит то, какое бывает настроение у нее.

Грусть

Этот вид настроения характеризуется повышенной эмоциональной чувствительностью. В состоянии грусти человек чувствует себя подавленным, ненужным, иногда даже отвергнутым. Если человек «застрял» в данном настроении, его иногда нужно постараться взбодрить, утешить. В некоторых случаях грусть может носить характер глубоких размышлений, и тогда личности действительно необходимо побыть одной. Чуткость и деликатность окружающих поможет понять, какое бывает настроение у их близких и родных людей.

Нельзя пытаться насильно вывести человека из этого состояния. Грусть не может длиться слишком уж долго. Она необходима, чтобы переосмыслить значимые противоречия, внутренние конфликты. В том случае, когда грусть носит затяжной характер, можно говорить о наступившей депрессии. Какое бывает настроение у хмурого человека? Конечно, подавленное, он чаще всего неприветлив и молчалив.

Вдохновение

Данное состояние характеризуется чувством целостности с самим собой и окружающим миром. Это настроение можно назвать радужным, в котором легко приходят в голову различные идеи и присутствует твердое стремление воплотить их в жизнь. Вдохновение словно поднимает человека над миром, он ощущает себя смелым, отважным и сильным. В таком состоянии личность способна совершать настоящие подвиги, быть максимально полезной себе и окружающим.

Как понять, что человек пребывает в настроении покорителя вершин? Он бесконечно улыбается, чувствует себя уверенно и легко, ведет позитивные разговоры, от которых невольно заряжаешься оптимизмом! Какое бывает настроение чаще всего у такой личности? Светлое, яркое, возвышенное! Ему и до неба рукой достать и звезду в ладонь нетрудно вложить!

Тревожность

Данное состояние характеризуется сильной внутренней мнительностью, дискомфортом и постоянным страхом испытать что-то негативное. Люди, у которых преобладает этот тип настроения, чаще всего подозрительны, недружелюбны, замкнуты и необщительны. Их трудно уговорить на какую-нибудь встречу, которая им явно неинтересна, они не хотят предпринимать лишних усилий. Надо ли говорить о том, что они крайне редко ставят перед собой реальные цели, а если и имеют их в душе, то совершенно не стремятся реализовывать. Все потому, что они не верят в себя, в саму перспективу стать успешным человеком. Какое бывает настроение у них? Его просто нет. Хорошо, если это временное явление, которое через несколько часов сменяется принятием себя. Но так бывает далеко не всегда.

Таким образом, мы рассмотрели вопрос, какое бывает настроение. Список можно продолжать до бесконечности. Главное, пожалуй, заключается в том, чтобы не застревать в негативных эмоциях, не поддаваться разрушающим мыслям. Не общайтесь с людьми, которые вечно жалуются на что-то. Напротив, необходимо ежедневно наполнять себя радостью и позитивом.

Настроение - это устойчивое эмоциональное состояние. Переживая эмоцию, мы уделяем больше внимания тем событиям, которые соответствуют нашему настроению. Как следствие, мы о таких событиях узнаем больше. Один из экспериментов, продемонстрировавших эти явления, состоял из трех стадий. На первой стадии испытуемых гипнотизировали и вызывали у них либо радостное, либо грустное настроение (подбирались гипнабельные испытуемые). На второй стадии загипнотизированному испытуемому читали краткий рассказ о встрече двух мужчин - счастливого и грустного. В рассказе живо описывались события из жизни этих мужчин и их эмоциональные реакции. После прочтения рассказа испытуемых спрашивали, кто, по их мнению, был основным персонажем и с кем они себя идентифицировали. Испытуемые с вызванным радостным настроением больше идентифицировали себя со счастливым персонажем и полагали, что в рассказе о нем сообщалось больше; испытуемые, у которых было вызвано грустное настроение, больше идентифицировали себя с грустным персонажем и полагали, что большинство высказываний в рассказе были о нем. Эти результаты показывают, что испытуемые уделяли больше внимания персонажу и событиям, которые соответствовали их настроению. Подтверждение тому, что о соответствующих их настроению событиях испытуемые узнавали больше, чем о несоответствующих, получены на третьей стадии эксперимента. Через день после чтения рассказа испытуемые, теперь уже находясь в нейтральном настроении, вернулись в лабораторию. Их попросили воспроизвести рассказ. Они смогли вспомнить больше о том персонаже, с которым они ранее себя идентифицировали: 55% фактов, припомненных ранее «счастливыми» испытуемыми, касались счастливого персонажа; 80% фактов, припомненных ранее «грустными» испытуемыми, касались грустного персонажа (Bower, 1981).

Как же именно соответствие между настроением и новым материалом влияет на усвоение этого материала? Мы знаем, что новый материал запоминается лучше, если его связать с информацией, уже имеющейся в памяти. Настроение человека во время заучивания может повышать доступность воспоминаний, подходящих под это настроение, и такие воспоминания легче связать с новым материалом, также соответствующим этому настроению. Предположим, вы слышите рассказ об ученике, которого выгнали из школы. Если вы слушаете этот рассказ в плохом настроении, некоторые ваши воспоминания о своих неудачах (в частности, учебных) могут стать доступнее и тогда их легко будет связать с похожей новой информацией о ком-то, кого выгнали из школы. Напротив, если вы слушаете этот рассказ в хорошем настроении, наиболее доступные при этом воспоминания могут слишком отличаться от информации о школьной неудаче, чтобы способствовать связыванию старых воспоминаний с новым фактом. Таким образом, от настроения зависит, какие воспоминания наиболее доступны, а последние определяют, что нам легче всего запомнить в данный момент (Isen, 1985; Bower, 1981).

Влияние настроения на оценку и суждения

Эмоциональное настроение влияет на оценку нами других людей. В повседневной жизни есть масса тому примеров. Например, когда мы в хорошем настроении, привычка приятеля постоянно смотреться в зеркало может выглядеть просто странной; в плохом настроении мы можем подумать, какой же он пустой человек. Настроение влияет и на оценку неодушевленных предметов. В одном эксперименте испытуемых просили оценить свои основные приобретения. Испытуемые, которых только что привели в хорошее настроение, сделав им небольшой подарок, оценивали свои телевизоры и машины выше, чем контрольные испытуемые, находившиеся в нейтральном настроении (Isen et al., 1978).

Настроение влияет также на суждения о частоте встречаемости в мире рискованных ситуаций. Плохое настроение заставляет нас видеть риск более вероятным; хорошее настроение заставляет считать риск менее вероятным. В эксперименте по оценке рисков испытуемые экспериментальной группы сначала читали рассказ в газете о трагической смерти, что создавало у них отрицательное настроение. Контрольные испытуемые читали спокойный газетный рассказ, приводивший их в нейтральное настроение. Затем всех испытуемых просили оценить встречаемость разных фатальных явлений, включая болезни вроде лейкемии, сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи типа пожаров и наводнений. Испытуемые, пребывавшие в отрицательном настроении, оценивали частоту таких фатальных явлений почти вдвое выше, чем испытуемые в нейтральном настроении. Кроме того, только настроение испытуемого, но не содержание рассказа, создавшего такое настроение, имело значение для оценки частоты встречаемости. В трагической истории, прочитанной в эксперименте одними испытуемыми, говорилось о случае лейкемии, другие испытуемые читали о гибели во время пожара; обе группы испытуемых переоценивали встречаемость и лейкемии, и пожаров в одинаковой степени. Аффект как бы существовал отдельно от содержания прочитанного, и только он направлял последующие оценки. Аналогичный эффект наблюдался у испытуемых, приведенных в хорошее настроение. Прочтение рассказа о чьей-то большой удаче заставляло испытуемых занижать оценку встречаемости разных фатальных явлений, и степень занижения ими различных рисков не зависела от содержания прочитанного (Johnson & Tversky, 1983).

Те или иные настроения могут конкретно влиять на наши суждения о мире и о других людях. В одном эксперименте испытуемые приводили себя в печальное или злое настроение, представляя себе печальное или злящее событие, а затем их просили оценить возможные причины вероятных событий, таких как опоздание на важный рейс самолета или утеря денег. Испытуемые с гневным настроением склонны были приписывать такие гипотетические события ошибкам других людей, а испытуемые в печальном настроении скорее приписывали их ситуациям (например, опоздание на самолет по причине пробок на дороге). То есть «гневные» испытуемые больше склонны винить в отрицательных событиях кого-то, а «печальные» склонны считать, что причиной таких событий была неудачная ситуация (Keltner, Ellsworth & Edwards, 1993).

Таким образом, плохое настроение заставляет мир казаться более опасным. А такое видение мира может подкреплять плохое настроение. Кроме того, как отмечалось ранее, будучи в плохом настроении, мы избирательно направляем внимание на негативно окрашенные факты и запоминаем их; это тоже может подкреплять плохое настроение. Аналогичное соображение применимо к хорошему настроению. Оно заставляет мир казаться менее опасным и направляет наше внимание и запоминание на позитивно окрашенный материал. Таким образом, общие последствия настроения служат его же закреплению.

Агрессия как эмоциональная реакция

Эмоции вызывают не только общие реакции, но и конкретные действия. Мы можем рассмеяться при радости, отпрянуть при испуге, стать агрессивными, разозлившись, и так далее. Среди этих типичных тенденций к действию психологи хорошо изучили одну - агрессию.

Особое внимание к агрессии частично объясняется ее социальной значимостью. На государственном уровне, в эпоху, когда ядерное оружие все еще широко доступно, даже один акт агрессии может привести к катастрофе. На индивидуальном уровне у многих людей часто возникают агрессивные мысли и импульсы, и от того, как они с этими мыслями справляются, сильно зависит их здоровье и межличностные отношения. Еще одна причина, по которой психологи обратились в своих исследованиях к агрессии, состоит в том, что две основные теории социального поведения совершенно по-разному объясняют ее природу. Психоаналитическая теория Фрейда рассматривает агрессию как врожденную потребность (драйв), а теория социального научения - как приобретенную в научении реакцию. Изучение агрессии позволяет нам оценить эти конкурирующие теории.

Далее мы сначала опишем эти различные точки зрения и соответствующие исследования, а затем посмотрим, чем различаются эти взгляды в отношении того, как агрессия представляется в СМИ. Не забудем, что под агрессией мы имеем в виду поведение, преднамеренно причиняющее вред другому человеку (физически или словесно) или разрушающее его собственность. Ключевое понятие этого определения - намерение. Если человек случайно наступает вам на ногу на переполненном эскалаторе и тут же извиняется, его поведение нельзя расценить как агрессивное; но если кто-то подходит к вам, когда вы сидите за столом, и наступает вам на ногу, то у вас не возникнет сомнений, что это агрессивное действие.

Агрессия как врожденная потребность

Согласно ранней психоаналитической теории Фрейда, многие наши действия определяются инстинктами, в частности - половым инстинктом. Когда выражение этих инстинктов подавляется (фрустрирует), возникает потребность в агрессии. Позднее ученые-психоаналитики расширили эту гипотезу фрустрирующей агрессии до следующего положения: всякий раз, когда усилия человека по достижению какой-либо цели блокируются, возникает агрессивное побуждение, которое мотивирует поведение к нанесению вреда препятствию (человеку или объекту), вызвавшему фрустрацию (Dollard, 1939). В этом предположении есть два основных момента: во-первых, обычная причина агрессии - это фрустрация; во-вторых, агрессия обладает свойствами органической потребности: являясь формой энергии, которая сохраняется, пока цель не будет достигнута, и являясь также врожденной реакцией (те же свойства есть у голода, секса и других физиологических нужд). Как мы увидим, наибольшие споры вызвал именно тот аспект гипотезы фрустрирующей агрессии, который связан с органической потребностью.

Агрессия у других видов. Если агрессия, подобно голоду, действительно является органической потребностью, то от других видов млекопитающих следует ожидать проявления агрессивных схем, сходных с нашими. С течением лет появлялись разные данные по этому вопросу. В 60-х годах в ранних работах по этологии предполагалось, что основное различие между человеком и другими видами состоит в том, что у животных развились механизмы контроля за их агрессивными инстинктами, а у человека - нет (см. напр.: Ardrey, 1966; Lorenz, 1966). Последующие работы 70-х и 80-х годов, однако, показали, что животные могут быть не менее агрессивны, чем мы. Было показано, что случаи убийств, изнасилований и уничтожения детенышей среди животных встречаются гораздо чаще, чем полагали в 60-х годах. Один из видов убийств связан с пограничными войнами между шимпанзе (Goodall, 1978). В одном хорошо документированном случае в национальном парке Гомби Стрим в Танзании банда из 5 самцов шимпанзе охраняла свою территорию от всякого постороннего забредшего туда самца. Если эта банда встречала группу из двух и более самцов, то их реакция была резкой, но не смертельной; однако если им попадался только один незваный гость, то один член банды держал его за руку, другой за ногу, а третий забивал его до смерти. Или пара членов банды тащила вторгшегося по камням, пока он не умирал. В другой пограничной войне шимпанзе, наблюдавшейся в 70-х годах, племя примерно из 15 шимпанзе уничтожило соседнюю группу, методично убивая ее членов по одному самцу. Кроме того, по крайней мере у приматов, самки участвуют в агрессивных актах столько же, сколько самцы, хотя их столкновения менее смертельны, поскольку зубы у них короче и не такие острые (Smuts, 1986).

Хотя наблюдения, подобные этим, ставят агрессию животных в один ряд с человеческой, есть много очевидных различий. Например, только люди ведут широкомасштабные войны.

Биологическая основа агрессии у других видов. Данные о биологической основе агрессии у животных содержат свидетельства агрессивных побуждений по крайней мере у некоторых видов. В ряде работ было показано, что умеренная электрическая стимуляция определенного участка гипоталамуса вызывает у животных агрессивное, даже смертоносное поведение. Когда гипоталамус кошки стимулируют через имплантированные электроды, она шипит, ее шерсть щетинится, зрачки расширяются, и она нападает на крысу или на другие объекты, помещенные в ее клетку. Стимуляция другого участка гипоталамуса вызывает совершенно иное поведение: вместо проявления каких-либо яростных реакций кошка спокойно подкрадывается и убивает крысу.

По сходной методике вызывалось агрессивное поведение у крыс. Выращенная в лаборатории крыса, которая никогда не убивала мышей и не видела, как их убивают дикие крысы, может жить себе спокойно в одной клетке с мышью. Но если стимулировать ее гипоталамус, крыса бросится на свою соседку по клетке и убьет ее, проявляя те же реакции, что и дикая крыса (жесткий укус в шею, разрывающий спинной мозг). Стимуляция, видимо, запускает врожденную реакцию убийства, до этого дремавшую. Аналогично, если в ту же часть мозга крыс, которая заставляет их спонтанно убивать попавшуюся на глаза мышь, впрыснуть нейрохимический блокатор, они временно становятся мирными (Smith, King & Hoebel, 1970). Таким образом, в этих случаях агрессия обретает свойства органической потребности, поскольку направляется врожденными реакциями.

У высших животных такие инстинктивные схемы агрессии контролирует кора мозга, следовательно, на них больше влияет опыт. Живущие группами обезьяны устанавливают иерархию доминирования: один-два самца становятся лидерами, а другие занимают разные подчиненные уровни. Когда гипоталамус доминирующей обезьяны электрически стимулируют, она нападает на подчиненных самцов, но не самок. Когда таким же образом стимулируют обезьяну низкого ранга, она съеживается и ведет себя покорно (рис. 11.5). Таким образом, агрессивное поведение у обезьян не вызывается автоматически стимуляцией гипоталамуса, оно зависит также от ее окружения и прошлого опыта. Аналогично у людей. Хотя мы и оснащены нервными механизмами агрессии, их активация обычно находится под контролем коры (кроме случаев повреждения мозга). Действительно, у большинства индивидов частота проявления агрессивного поведения, формы, которое оно принимает, и ситуации, в которых оно проявляется, определяются в основном опытом и социальным влиянием.

Рис. 11.5. Стимуляция мозга и агрессия. С помощью радиоуправления умеренный электрический ток подается на электроды, имплантированные в гипоталамус обезьяны. Реакция животного (нападение или побег) зависит от его положения в иерархии доминирования в данной колонии.

Биологические основы агрессии у человека. Один из биологических факторов, который, возможно, связан с агрессией у мужчин, - это уровень тестостерона. Как вы помните из главы 10, тестостерон - мужской половой гормон, отвечающий за многие мужские характеристики организма; у обезьян он связан с агрессией. Недавние исследования показывают, что у человека более высокий уровень тестостерона приводит к более сильной агрессивности. В одном крупномасштабном исследовании участвовали более 4400 мужчин-ветеранов США. Им давали разные психологические тесты, часть из которых провоцировала агрессивность; у них также брали кровь на анализ, чтобы определить уровень тестостерона. У мужчин с большим уровнем тестостерона случаи агрессивного поведения с их стороны были более вероятны. Поскольку агрессивность мужчин иногда ведет к антисоциальному поведению, можно было бы ожидать, что в американской жизни высокий уровень тестостерона будет помехой успеху. Действительно, мужчины с очень высоким уровнем тестостерона чаще обладали низким социальным статусом, чем высоким (Dabbs & Morris, 1990).

Эти данные в какой-то степени подтверждают биологическую основу агрессии у человека и, следовательно, то, что агрессия подобна органической потребности, И все же в этих исследованиях связь между тестостероном и агрессией часто оказывалась сомнительной: чтобы обнаружить ее, нужны большие группы испытуемых. Поэтому необходимо искать детерминанты агрессии где-то еще.

Агрессия как реакция, приобретенная в научении

В теории социального научения изучается социальное взаимодействие между людьми, но ее истоки лежат в бихевиористских исследованиях научения у животных (некоторые из них обсуждались в гл. 7). Основное внимание она уделяет схемам поведения, складывающимся у людей в ответ на окружающие события. Некоторые виды социального поведения вознаграждаются, а некоторые приводят к неблагоприятным результатам; в процессе дифференцированного подкрепления люди со временем выбирают более успешные схемы поведения. Теория социального научения отличается, однако, от строгого бихевиоризма тем, что в ней подчеркивается важность когнитивных процессов. Поскольку люди могут мысленно представлять ситуацию, они способны предвидеть вероятные последствия своих действий и соответственно перестраивать свое поведение.

Теория социального научения отличается от строгого бихевиоризма еще и тем, что в ней подчеркивается важность викарного научения, или научения через наблюдение. Многие схемы поведения приобретаются путем наблюдения за действиями других и за последствиями, которые эти действия для них имеют. Ребенок, наблюдающий за болезненным выражением на лице старшего брата, сидящего в кресле у зубного врача, будет бояться, когда настанет и его время в первый раз посетить дантиста. Теория социального научения подчеркивает роль моделей в передаче как конкретных видов поведения, так и эмоциональных реакций. Она занимается тем, какие модели наиболее эффективны и от чего зависит, будет ли действительно осуществляться усвоенная модель поведения (Bandura, 1986, 1973).

Учитывая такой акцент, неудивительно, что в теории социального научения отвергается понятие об агрессии как о потребности, порождаемой фрустрацией; агрессия рассматривается в ней подобно всякой другой выученной реакции. Агрессивность может быть приобретена путем наблюдения или подражания, и чем чаще она подкрепляется, тем вероятнее возникает. Человек, испытывающий фрустрацию из-за того, что не может достичь цели, или обеспокоенный каким-то стрессовым событием, переживает неприятную эмоцию. Какую реакцию вызовет эта эмоция, зависит от того, какие реакции этот индивид выучил для того, чтобы справляться со стрессовыми ситуациями. Фрустрирующий человек может искать помощи у других, проявлять агрессию, бросать все, еще сильнее стараться преодолеть препятствие, глушить себя наркотиками или алкоголем. Выбрана будет та реакция, которая успешнее всего облегчала фрустрацию в прошлом. Согласно такому взгляду, фрустрация провоцирует агрессию в основном у тех людей, которые научились реагировать на враждебные ситуации агрессивным поведением (Bandura, 1977).

На рис. 11.6 показано, чем отличается представление об агрессии в теории социального научения и психоаналитической теории (гипотезе фрустрирующей агрессии). Согласно теории социального научения, а) агрессия - просто одна из нескольких реакций на неприятное переживание фрустрации; б) агрессия как реакция не обладает свойствами органической потребности, и следовательно, на нее влияют предвидимые последствия поведения.

Рис. 11.6.

На схеме показаны факторы, определяющие агрессию согласно психоаналитической теории (гипотезе фрустрации-агрессии) и теории социального научения. С точки зрения теории социального научения, эмоциональное возбуждение, вызванное неприятными переживаниями, может выразиться в сколько угодно различных формах поведения, в зависимости от того, какое поведение подкреплялось в прошлом.

Подражание агрессии. Одним из источников данных в пользу теории социального научения служат исследования, показывающие, что агрессии, как и всякой другой реакции, можно научиться через подражание. Детсадовские дети, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии в отношении большой надувной куклы, впоследствии подражали многим действиям взрослых, включая самые необычные (рис. 11.7).

Рис. 11.7. Дети подражают агрессии взрослых. Детсадовские дети наблюдали, как взрослый выражает разные формы агрессивного поведения в отношении надувной куклы. Понаблюдав за взрослым, мальчики и девочки стали вести себя к кукле агрессивно, детально повторяя многие агрессивные действия, продемонстрированные взрослым, включая поднятие и бросание куклы, удары по ней молотком и пинки ногами.

Эксперимент был расширен включением в него двух фильмов с разными моделями агрессии (в одном взрослый вел себя агрессивно в отношении куклы, а в другом то же самое агрессивное поведение демонстрировал мультфильмовский персонаж). Результаты были одинаково удивительными. Дети, смотревшие любой из двух фильмов, вели себя в отношении куклы так же агрессивно, как и дети, наблюдавшие агрессию живой модели. На рис. 11.8 показаны параметры агрессивного поведения для каждой из этих двух групп и для двух контрольных групп, которые наблюдали неагрессивную модель либо не наблюдали никакой вообще. Из этих исследований следует вывод, что наблюдение за живыми моделями агрессии либо за изображенными в фильме повышает вероятность агрессии со стороны наблюдателя. Возможно, это частично объясняет, почему у детей, которых родители строго наказывали, агрессивность выше средней: моделью служили родители (Eron, 1987).

Рис. 11.8.

Наблюдение агрессивных моделей (живьем или в фильме) значительно повышает количество случаев агрессивного поведения, проявляемого детьми, по сравнению с наблюдением неагрессивной модели или вообще никакой. Заметьте, что наблюдение живой модели приводит к подражанию более конкретным агрессивным действиям, тогда как наблюдение за моделью в фильме (и с живой игрой, и мультфильмом) способствует более агрессивным реакциям всех типов (по: Bandura, 1973).

Подкрепление агрессии. Еще одно свидетельство в пользу теории социального научения состоит в том, что агрессия, подобно другим приобретенным реакциям, чувствительна к подкреплению. В ряде исследований показано, что дети с большей вероятностью проявляют агрессивные реакции, которым они научились, если такие их действия подкрепляются или если они наблюдают, что агрессивные модели подкрепляются. В одном исследовании за детьми наблюдали в течение 10 недель, записывая случаи межиндивидуальной агрессии и события, которые следовали сразу за этим, такие, как положительное подкрепление агрессии (например, жертва дрожит или плачет), наказание агрессии (жертва контратакует) или нейтральные реакции (жертва игнорирует агрессора). Для детей, проявлявших самый высокий уровень агрессии, наиболее частой реакцией на их агрессивное действие было положительное подкрепление. Дети, проявлявшие менее всего агрессии, чаще всего получали в ответ наказание. Дети, поначалу бывшие неагрессивными, но от случая к случаю преуспевшие в остановке чужой агрессии путем контратаки, постепенно сами становились инициаторами нападения (их агрессивность находила положительное подкрепление). Очевидно, последствия агрессии играют важную роль в формировании поведения (Patterson, Littman & Bricker, 1967).

Выражение агресии и катарсис

Исследования, пытающиеся провести различие между агрессией как потребностью и агрессией как реакцией, приобретенной в научении, часто обращаются к явлению катарсиса (освобождения от эмоции путем сильного ее переживания). Если агрессия - потребность, то выражение агрессии должно служить катарсисом, приводя к ослаблению силы агрессивных чувств и прекращению соответствующих действий (подобно тому как прием пищи ведет к уменьшению голода и прекращению связанных с ним действий). С другой стороны, если агрессия - приобретенная реакция, выражение агрессии может приводить к усилению таких действий (если агрессия подкрепляется). В настоящее время данные говорят в пользу того, что агрессия - приобретенная реакция.

Агрессивные действия. Психологи провели множество лабораторных исследований, чтобы определить, ослабляется ли агрессия после того, как она была частично выражена. Исследования детей показывают, что участие в агрессивных действиях либо усиливает агрессивное поведение, либо оставляет его на том же уровне. Эксперименты со взрослыми дают сходные результаты. Когда студентам колледжа давали возможность неоднократно бить током другого человека (который не мог ответить), они становились все большими карателями. Злые испытуемые после успешных нападок становятся даже еще более карательными, чем незлые. Если бы проявление агрессии приносило освобождение от нее, то у злых испытуемых их агрессивная потребность должна была бы ослабляться, и чем больше бы они выражали агрессию, тем меньшими карателями становились бы (Green & Quanty, 1977; Berkowitz, 1965).

Некоторые данные о катарсисе взяты из реальной жизни. В одном случае уволенных работников аэрокосмической промышленности из Калифорнии сначала устно опросили о том, что они чувствуют по отношению к своим компаниям и начальникам, а затем попросили изложить свои чувства письменно. Если бы агрессия обладала свойством катарсиса, то люди, выразившие много гнева в устном интервью, в письменных отчетах высказали бы его меньше. Результаты, однако, показали иное: люди, зло говорившие в беседе, в своих отчетах выражали злость еще больше. В другом исследовании анализировалась связь между враждебностью страны (в отношении соседних стран) и видами культивируемых в ней спортивных игр. Обнаружилось, что более воинственные культуры предпочитают более воинственные игры. Опять-таки агрессия питает агрессию, а не рассеивает ее (Ebbessen, Duncan & Konecni, 1975).

Результаты говорят против того, что выражение агрессии обладает катарсическим действием. Однако есть обстоятельства, в которых выражение агрессии уменьшает сферу ее действия. Например, агрессивное поведение может повышать чувство беспокойства у агрессоров, которое подавляет дальнейшую агрессию, особенно если они видят, что их действия нанесли вред. Но в этих случаях влияние на агрессивное поведение можно объяснить, не предполагая, что ослабла агрессивная потребность. Далее, хотя выражение враждебности в действии обычно не снижает агрессию, человек может от этого почувствовать себя лучше. Но это может происходить потому, что он чувствует себя более сильным и ощущает больший контроль над ситуацией, а не потому, что у него ослабла агрессивность.

Наблюдение насилия. Большинство обсуждавшихся нами работ касались последствий непосредственного выражения агрессии. А что можно сказать о воздействии косвенно выражаемой агрессии, наблюдаемой в виде насилия на телеэкране и в кино? Оказывает ли наблюдение за насилием катарсическое действие, создавая виртуальный выход для агрессивного побуждения? Или же оно, наоборот, вызывает агрессию, поскольку служит моделью насильственного поведения? Мы уже видели, что в экспериментальной ситуации дети подражают живому или показанному на экране агрессивному поведению, но как они будут реагировать в более естественных условиях? Это важный вопрос, учитывая то количество сцен насилия в СМИ, свидетелями которых мы являемся. Особенно это касается детей, для которых количество насилия в некоторых телепрограммах продолжает расти. Например, в 1980 году в мультфильмах, показываемых субботним утром, в среднем было 18,6 актов насилия в час; к 1990 году их число выросло до 26,4 (New York Times, 1990).

В нескольких экспериментальных исследованиях контролировался просмотр детьми телевизора: одной группе показывали мультфильмы с насилием в течение определенного времени каждый день; другой группе показывали мультфильмы без насилия в течение такого же времени. Количество случаев проявляемой детьми агрессии во время их дневных занятий тщательно регистрировалось. Дети, смотревшие мультфильмы с насилием, становились более агрессивны во взаимодействиях со сверстниками, тогда как у детей, смотревших мультфильмы без насилия, изменений в межиндивидуальной агрессии не было (Steuer, Applefield & Smith, 1971).

В приведенном исследовании участвовали экспериментальная и контрольная группы. Однако большинство исследований, где изучались детские телевизионные привычки, полагались на корреляционный метод; в них определялась связь между количеством воздействующего телевизионного насилия и тем, в какой степени дети используют агрессивное поведение для решения межиндивидуальных конфликтов. Эта корреляция была явно положительной (Singer & Singer, 1981) даже у детей из Финляндии, где количество программ с насилием ограничено (Lagerspetz, Viemero & Academi, 1986). Корреляция, однако, не означает причинной связи. Возможно, более агрессивные дети предпочитают смотреть телепрограммы с насилием, то есть наличие агрессивной природы заставляет человека смотреть на насилие, а не наоборот.

Чтобы оценить эту гипотезу, в одном исследовании изучали особенности смотрения телевизора за 10-летний период. Было изучено более 800 детей в возрасте 8-9 лет. Исследователи собрали информацию о предпочтениях смотрения каждого ребенка и его агрессивности (оценивавшейся детьми из той же школы). Было обнаружено, что мальчики, предпочитавшие программы со значительным количеством насилия, гораздо более агрессивны в межиндивидуальных отношениях, чем мальчики, предпочитавшие программы с малым количеством насилия. Пока что эти данные в общем повторяют результаты предыдущих исследований. Но 10 годами позднее более половины первоначальных испытуемых были проинтервьюированы в отношении их телевизионных предпочтений; они прошли тест на правопреступные тенденции, и их агрессивность была оценена также их сверстниками. Рис. 11.9 показывает, что сильное воздействие телевизионного насилия в возрасте 9 лет имело положительную связь с агрессивностью мальчиков в возрасте 19 лет. Самое важное, что эта корреляция остается значимой, даже когда для контроля за степенью детской агрессивности используются статистические методы, что уменьшает возможность того, что исходный уровень агрессивности определяет и телевизионные предпочтения в детстве, и взрослую агрессивность.

Рис. 11.9.

Предпочтение мальчиками 9 лет телепрограмм с насилием имеет положительную корреляцию с агрессивным поведением в возрасте 19 лет (по: Eron et al., 1972).

Любопытно, что эти результаты не показали наличия устойчивой связи между телевизионными предпочтениями девочек и их агрессивным поведением как в том, так и в другом возрасте. Это согласуется с результатами других исследований, показывающими, что девочки гораздо меньше мальчиков подражают агрессивному поведению, если только они специально не подкрепляются в этом. В нашем обществе девочки меньше подкрепляются за агрессивное поведение. И поскольку большинство агрессивных ролей на телевидении - мужские, женщины находят меньше агрессивных моделей для подражания. В отношении мальчиков, однако, большинство исследователей приходят к заключению, что просмотр сцен насилия повышает межиндивидуальную агрессию, особенно у маленьких детей. Действительно, этот вывод подтверждается обзором 28 исследований по этому вопросу (Wood, Wong & Chachere, 1991). Это является аргументом против идеи катарсического действия агрессии и представления, что агрессия - это потребность.

Результаты исследований, включающих просмотр показываемых по телевидению сцен насилия, убедительно свидетельствуют о необходимости усилий, направленных на снижение уровня агрессии, содержащегося в детских телепередачах. Полученные данные имеют значение также и для родителей. Родители, берущие на себя ответственность за воспитание своих детей, должны не только тщательно следить за характером телепередач, которые смотрят их дети, но также должны воздерживаться от поощрения агрессивных действий как со стороны детей, так и персонажей детских телепрограмм. Родители должны осознавать, сколь мощную роль оказывают их реакции в моделировании поведения: если они ведут себя агрессивно, их дети, вероятно, также будут вести себя подобным образом.

В нашем обзоре агрессии мы никоим образом не охватили все ее возможные причины. К распространенным причинам гнева и агрессии относятся потеря самооценки или осознание нечестности действий другого человека (Averill, 1983); ни один из таких факторов мы близко не рассматривали и обсуждали агрессию только в плане альтернативы между органической потребностью и реакцией, приобретенной в научении. Агрессии способствуют также многие социальные факторы; такие условия, как бедность, скученность, действия представителей власти, например полиции, и ценности, принятые в своей культурной группе, - вот далеко не все из них. Некоторые из этих социальных влияний рассматриваются в главе 18. В заключение скажем, что агрессия часто возникает, когда человек находится в состоянии фрустрации, но она не обязательно следует за фрустрацией; существует много социальных условий, которые усиливают или ослабляют склонность человека к агрессивным действиям (Berkowitz, 1981).

Изучение агрессии ясно показывает, что эмоциональная реакция - сложное явление. Аналогично, каждая из рассмотренных нами составляющих эмоции - автономное возбуждение, когнитивная оценка и эмоциональное выражение - сама по себе является сложным событием, включающим множество факторов, как биологических, так и психологических. Фактически каждая из теорий эмоций, описанных в данной главе, пытается ответить на вопрос, каким образом взаимодействие биологических составляющих эмоции (таких как физиологическое возбуждение и имеющие универсальный характер выражения лица) и психологических составляющих эмоции (таких как когнитивная оценка) приводит к переживанию эмоции. В целом исследования, рассмотренные в данной главе, позволяют предположить, что в большинстве случаев биологические и психологические составляющие эмоции, вероятно, оказывают друг на друга взаимное влияние в ходе динамического процесса, развертывающегося во времени. Первоначально ситуация может вызвать у индивидуума слабую эмоцию, однако по мере того как он оценивает ситуацию на более глубоком уровне, интенсивность эмоции и степень физиологического возбуждения могут возрасти. Эффекты воздействия эмоции на его воспоминания сходных событий в прошлом и на оценку этих событий могут привести к дальнейшему усилению интенсивности и субъективного переживания эмоции. Со временем петли обратной связи между биологическими и психологическими составляющими эмоции могут начать оказывать влияние на развитие эмоции. Мы вернемся к обсуждению обратной связи между биологическими и психологическими составляющими эмоции, когда будем рассматривать тему стресса в главе 14 и тему эмоциональных расстройств в главах 15 и 16.

1. К составляющим эмоции относятся: субъективное переживание эмоции, автономное возбуждение, когнитивная оценка, эмоциональное выражение, общие реакции на эмоцию и склонности к определенным действиям. Решающим является вопрос о природе этих составляющих. Другие главные вопросы: каков вклад возбуждения, оценки и выражения в силу эмоционального переживания? Какие составляющие определяют качественную дифференциацию эмоции?

2. Сильные эмоции обычно содержат физиологическое возбуждение, вызванное активацией симпатического отдела автономной нервной системы. Люди с повреждениями спинного мозга, ограничивающими обратную связь от автономной нервной системы, испытывают менее сильные эмоции. Автономное возбуждение помогает дифференцировать эмоции, поскольку паттерны возбуждения (включая сердечный ритм, температуру кожи) у различных эмоций неодинаковые.

3. Когнитивная оценка - это анализ ситуации, вызвавшей эмоцию. Такие оценки влияют и на силу эмоции, и на ее качество. Когда людей приводят в состояние диффузного возбуждения, оценка ими ситуации влияет на качество их эмоционального ощущения. Есть, однако, случаи, в которых эмоция не содержит сознательной или преднамеренной оценки (например, ощущение страха, приобретенное в детстве путем классического обусловливания). Такие докогнитивные эмоции опосредуются отдельными нервными путями в мозге.

4. Выражения лица, сопровождающие основные эмоции, имеют универсальное значение: люди разных культур одинаково определяют эмоцию, которую выражает лицо человека на определенной фотографии. Культуры могут различаться факторами, вызывающими те или иные эмоции, а также правилами надлежащего проявления эмоций. Способность распознавать эмоциональное выражение локализована в правом полушарии мозга и неврологически отлична от способности к узнаванию лиц.

5. Помимо коммуникативных функций, выражение эмоций способствует их субъективному переживанию (гипотеза обратной связи). В пользу этой гипотезы говорит то, что, когда люди преувеличивают реакции своего лица на эмоциональные стимулы, они сообщают о более сильном эмоциональном ощущении.

6. Пребывание в эмоциональном состоянии имеет некоторые общие последствия. Одно из них - это то, что эмоция может иногда придать человеку энергии, а иногда «разрядить» его. Умеренная эмоция вызывает оживление, но сильная может быть разрушительной. Другая общая реакция на пребывание в эмоциональном состоянии заключается в том, что событиям, совпадающим с нашим настроением, уделяется больше внимания и они лучше запоминаются. Еще одно следствие состоит в том, что эмоциональный настрой влияет на оценку нами людей и объектов, а также на оценку того, что случится в будущем. В плохом настроении мы относительно завышаем свои оценки частоты рискованных случаев в жизни; в хорошем настроении эти же риски оцениваются как относительно редкие.

7. Агрессия - это типичная форма реагирования при гневе (хотя она может возникать и по другим причинам). Согласно ранней психоаналитической теории, агрессия есть органическая потребность, возникающая в результате фрустрации; согласно теории социального научения, агрессия есть реакция, приобретенная в научении.

8. Гипотеза, по которой агрессия приравнивается к одной из органических потребностей (как и голод), подтверждается некоторыми исследованиями биологических механизмов агрессии. У низших животных агрессия контролируется нервными механизмами гипоталамуса. Стимуляция гипоталамуса у крысы или кошки ведет к реакции ярости или убийства жертвы. У человека и других высших млекопитающих агрессивное поведение в основном контролируется корой мозга, и значит, на него сильно влияет прошлый опыт и социальная среда. Даже у человека, однако, есть некоторые биологические основы агрессии (например, уровень тестостерона у мужчин).

9. Согласно теории социального научения, агрессивные реакции могут приобретаться путем подражания и учащаться при положительном их подкреплении. Дети чаще выражают агрессивные реакции, когда они подкрепляются к таким действиям (например, когда жертва дрожит или плачет), чем когда они за такие действия наказываются (жертва контратакует).

10. Данные показывают, что агрессия либо усиливает последующее агрессивное поведение, либо оставляет его на прежнем уровне. Так, когда студентам колледжа дают возможность бить током другого человека (который не может ответить), они становятся все более карательными. Косвенное выражение агрессии оказывает сходное действие: существует положительная связь между количеством насилия, воздействующего на детей с телеэкрана, и степенью агрессивности их действий.

Ключевые термины

Когнитивная оценка

Прекогнитивные эмоции

Агрессия

Катарсис

Вопросы для размышления

1. Исходя из того, что развитие эмоций было обусловлено тем фактом, что они служат полезным целям, каким целям (если таковые имеются) могут служить крайние проявления эмоций, такие как тяжелая депрессия или хронический гнев?

2. В последние годы получило широкое распространение понятие эмоционального интеллекта - способности понимать и регулировать собственные эмоции. Что означает, по-вашему, быть эмоционально интеллигентным в нашем обществе? Как, с вашей точки зрения, проявления эмоционального интеллекта могут различаться от культуры к культуре?

Глаза хамелеоны у человека – это крайне редкое явление, связанное с изменением окраса радужной оболочки в результате воздействия на нее разных факторов. Так почему же глаза произвольно меняют свой цвет и признаком чего этого может быть? Разберемся в этой статье.

Смена окраски хамелеона происходит по понятным причинам. В условиях дикой природы изменение окраса пресмыкающегося помогает ему выживать, и бороться за существование. А почему изменяется цвет радужной оболочки у человека?

Такое явление как глаза-хамелеоны и сегодня остается самым загадочным (несмотря на развитие технологий и научных знаний). До сих пор доподлинно неизвестно наследственная ли это особенность или она может возникнуть на протяжении жизни (существуют утверждения, что человек способен развить способность менять свои внешние признаки).

Тем не менее специалисты провели исследования и определили основные причины этого процесса:

Работа нервной и эндокринной систем

Это самая основная причина изменения цвета глаз. Ученые пришли к этому выводу на основании наблюдений за больными с патологиями в регуляции деятельности внутренних органов и нервными расстройствами. При этом отмечалась смена окраса радужки вследствие влияния работы систем на содержание пигмента в ней.

Окружающие условия

Внешние факторы также могут оказать влияние на изменение пигментации радужки.

К ним относятся:

  • погодные условия;
  • освещение;
  • окружающая обстановка.

Эмоции

Имеют значение и внутренние переживания человека. Так, например, голубой цвет глаз часто становится сильно ярче, когда человек радуется, и, наоборот, сереет когда он грустит, скучает.

Взросление

Это также может быть причиной изменения окраса. Например, новорожденные, как правило, имеют светлую кожу и голубые глаза. Это является результатом того, что в организме малышей вырабатывается недостаточное количество меланина. А примерно к шести месяцам у ребенка формируется настоящий цвет глаз, вследствие накопления пигмента и утолщения радужной оболочки.

Другие заболевания

Быстрая смена окраса радужной оболочки может свидетельствовать о наличии заболевания.

Важно! Если для человека смена расцветки глаз несвойственна, и их окрас при этом изменяется достаточно резко, то обязательно необходимо посетить офтальмолога. Обращение к квалифицированному специалисту позволит исключить либо уменьшить проблемы со зрением.

Но не стоит особо беспокоиться тем, у кого цвет меняется постепенно и равномерно – это не признак какой-либо болезни.

Еще одна причина – гормональные изменения.

Кроме того, ширина зрачка может создать впечатление смены окраса радужной оболочки. Когда зрачок расширен, видна лишь незначительная часть радужки, а при суженом зрачке она вся на виду. Из-за неравномерного ее окрашивания создается впечатление смены окраса глаз.

Каким образом происходит смена окраса

Изменения происходят у разных людей по-разному и в различных масштабах.

У одних смена пигментации происходит достаточно глобально. При воздействии всех возможных факторов их глаза изменяют цвет кардинально (например, от светло-голубых до карих). Это изменение заметно для окружающих, и, естественно, привлекает их внимание. Эффект невероятного и завораживающего явления можно оценить по представленному ниже фото.

У других изменения происходят не кардинально и, порой, остаются незамеченными. Как правило, меняется оттенок цвета. Например, от светло-голубого до более темного оттенка.

Довольно часто смена окраса происходит у людей с нечетким цветом глаз, к примеру, серо-зеленым либо серо-голубым.

Взаимосвязь характера с глазами-хамелеонами

Внешние черты человека нередко связывают с особенностями характера. Имеются даже специалисты, способные по внешним признакам (включая цвет глаз) описать черты характера.

Людям с глазами-хамелеонами довольно часто приписывают импульсивность и переменчивость настроения. Данное мнение имеет право на существование. Ведь не исключено, что подобно тому, как изменяется окрас радужной оболочки при определенных обстоятельствах, так же меняется и настроение людей, их поведение, речь.

Однако, стоит учитывать, что это лишь общая оценка. Вследствие этого сложно утверждать со стопроцентной уверенностью, что некоторые внешние черты человека могут свидетельствовать о конкретных особенностях характера.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры