Муж Лаймы Вайкуле — фото, личная жизнь, биография, дети. Лайма станиславовна вайкуле Кем по национальности является певица лайма вайкуле

Главная / Чувства
Родилась 31 марта 1954 года в городе Цесис Латвийской ССР. Отец – Станислав Вайкулис, был рабочим на производстве. Мать – Янина, работала продавщицей. У Лаймы есть две старшие сестры (одна сводная и одна родная) и старший сводный брат. Когда будущей звезде исполнилось три года, вся ее семья переехала жить в Ригу.

В школе Лайма была отличницей. После 8-го класса будущая певица поступила в медучилище. В это же время она брала уроки у певца Леонида Заходника. В 15 лет Лайма стала солисткой Рижского оркестра радио и телевидения под руководством Раймонда Паулса.

С 1978 года певица живет в фактическом браке с продюсером Андреем Латковским, с которым познакомилась в 1970 году в Риге.

Лайма Вайкуле: «Андрей с самого начала стал обо мне заботиться, опекал, оберегал. Не разрешал ходить с девочками из балета в рестораны, куда их нередко приглашали после концерта: «Эта компания не для тебя. Ты певица, нечего сидеть в прокуренных барах!».
Цитата взята из журнала «Коллекция Караван историй», № 05 (01.10.2009)

В 1979 году Вайкуле начала выступать в варьете «Юрас Перле» в Юрмале. В 1985 она дебютировала на Центральном телевидении – появилась в «Новогоднем огоньке» с песней «Мухоморы».

Лайма Вайкуле: «Да, «Юрас перле» было для меня особенное, лучшее место, как «Карнеги-холл» в Америке. Здесь я по-настоящему полюбила свою профессию, стала много зарабатывать, обрела популярность. Я жила словно на

Лайма Станиславовна Вайкуле - известная латвийская певица и актриса. Предпочитает исполнять песни в стиле поп.

Детство

Родилась известная певица Лайма Вайкуле (дата рождения - 31 марта 1954 года) на территории Латвии, в городе Цесис. Когда маленькой Лайме исполнилось три года, на семейном совете было принято решение о переезде в Ригу. Семья у девочки была полная, и помимо нее родители воспитывали еще троих детей. Жили они небогато в съемной однокомнатной квартире, так как родители были простыми рабочими. От всех детей Лайма отличалась своенравным бунтарским характером. Она больше любила гонять во дворе с мальчишками, чем играть с сестрами. Но озорство никак не мешало ее таланту. Она пела с самого раннего возраста: в детском саду во время тихого часа, на семейных праздниках перед гостями.

Когда Лайма пошла в школу, учительница настоятельно рекомендовала отдать девочку в музыкальную школу и приобрести ей инструмент. Но семья будущей певицы была абсолютно не музыкальной и сочла эту идею провальной, да и громоздкое пианино просто бы не поместилось в их скромном жилище. Родители пророчили Лайме медицинское будущее, и сама Лайма поддерживала их решение. Кстати сказать, школьная программа девочке давалась легко.

Но в 12 лет жизнь Лаймы Вайкуле (дата рождения уже вам известна) перевернулась с ног на голову. Школьнице посчастливилось принять участие в конкурсе юных певцов. Талант был высоко оценен, и Лайма получила свою первую награду за исполнение. После этого она стала принимать участие во многих конкурсах и творческих мероприятиях.

Творчество: начало карьеры

После окончания 8 классов Лайма Вайкуле, как и планировала, поступила в местное медицинское учебное заведение. Но любовь к музыке и вокальные способности не уходили на второй план.

В 15 лет девушка стала профессионально обучаться музыке. Ее педагогом по вокалу стал талантливый певец и композитор Леонид Заходник. Он был в дружеских связях с Раймондом Паулсом, который на тот момент руководил Оркестром при радио и телевидении в Риге. Заходник очень ценил талант Вайкуле и поэтому решил ей помочь раскрыть свой потенциал. Он устроил ей прослушивание у Паулса. Девушку без колебаний приняли в оркестр.

С 1979 года Вайкуле стала выступать в популярном варьете. Она не просто выступала с музыкальными номерами, но и организовывала танцевальные постановки, и даже сама создавала декорации. Кстати сказать, с Раймондом Паулсом Вайкуле проработала 10 лет, и именно он помог раскрыть ей все свои таланты в полной мере.

Творчество: взлет

В 1984 году Лайма Вайкуле поступила в ГИТИС на факультет актерского мастерства, чтобы набраться профессионализма. С медициной в тот момент у певицы пути окончательно разошлись. В 1985 году в новогоднюю ночь у Вайкуле состоялся телевизионный дебют.

Вскоре певица переехала жить в Юрмалу, где судьба ее свела с поэтом-песенником Ильей Резником. Очаровавшись неординарным голосом Лаймы, Резник предлагает ей исполнить одну из своих песен. Затем последовал дуэт с Валерием Леонтьевым «Вернисаж». А закрепил успех хит «Еще не вечер». В этот период Лайма Вайкуле из просто талантливой девушки превратилась в популярную элегантную исполнительницу. Знаменитая певица Лайма Вайкуле, личная жизнь которой начала интересовать многочисленную армию поклонников, полностью отдавала себя сцене, чтобы достичь желаемых высот. Когда Лайме было 33 года, она уже была известна во всем Союзе. Ее приглашали на все музыкальные мероприятия, творческие вечера, концерты.

В 1989 году уже всем известную Лайму пригласили в США, где она проработала семь месяцев, после чего ей была предложена работа в Японии.

Творчество: заслуженная многолетняя известность

В середине 90-х не было ни одного человека, который бы не слышал об экстравагантной, очаровательной и безумно талантливой певице Лайме Вайкуле. Она популярна и по сей день благодаря своему неподражаемому образу. В 2014 году она выступила одним из инициаторов создания конкурса юных талантов «Новая волна». В 2015 году Вайкуле организовала свой Международный фестиваль «Лайма Вайкуле. Юрмала. Рандеву». В 2016-м спела дуэтом с молодым исполнителем Стасом Пьехой («Я закрываю глаза»).

Еще одной ступенькой в карьере знаменитой певицы являлись ее 10 альбомов. Но и обучение на факультете актерского мастерства не прошло даром. У Лаймы Вайкуле насчитывается больше десятка ролей в кино.

Болезнь

В самом разгаре своей карьеры молодая певица столкнулась с серьезными проблемами со здоровьем. Врачи у нее обнаружили рак груди. Лечение проходило в США. Заболевание заставило Вайкуле остановить быстрый ход своей жизни и задуматься, пересмотреть свои принципы. К счастью, болезнь удалось побороть.

Лайма Вайкуле: личная жизнь

Неизвестно, смогла бы певица выстроить такую восхитительную карьеру, если бы рядом с ней не было такого надежного тыла, как ее муж. Андрей Латковский является ее единственным спутником. Он был рядом с певицей и в горе, и в радости. Сколько лет мужу Лаймы Вайкуле? Он на семь лет старше своей супруги и в 2017 году отметил юбилей, свое 70-летие. Но рядом с такой шикарной женщиной, как Лайма, ему приходится выглядеть ей под стать. Муж Лаймы Вайкуле красивый, статный. Его рост составляет около 180 см, он подтянут, выглядит намного младше своих лет.

Возможно, такой многолетней гармонии в отношениях удается достичь благодаря тому, что певица практически никого не пускает в свою семью и не любит выставлять личную жизнь на всеобщее обозрение.

Познакомились они еще в далеком 1970 году, когда Лайма была еще никому не известной девушкой. Будущий муж Лаймы Вайкуле на тот момент был гитаристом в одной из групп. Это не была мимолетная страсть, их взаимоотношения протекали достаточно медленно. После непродолжительного общения жизнь разлучила их на некоторое время. Но когда в очередной раз они встретились в Ленинграде, то рабочие отношения переросли уже в общую симпатию. С 1978 года молодая пара стала жить вместе. С того момента пара уже не разлучалась. За все совместно прожитые годы Лайма и Андрей стали не только супругами, но друзьями и партнерами. Он в свое время был ее продюсером.

Свободолюбивый характер Лаймы, естественно, не скрыть и в семейной жизни, но Андрей с пониманием относится к любимой женщине. Даже несмотря на то, что хозяйка она не самая лучшая. Лайма в своих интервью не раз признавалась: котлет не жарит и борщи не варит. Но муж Лаймы Вайкуле принимает ее такой, какая она есть, а она, в свою очередь, очень ценит это и боится его потерять. Слова любви Лайма не любит произносить вслух, аргументируя это тем, что любящие сердца и так все чувствуют.

Несколько лет назад Андрей предложил обвенчаться Лайме. Церемония прошла в Лас-Вегасе.

Лайма Вайкуле: семья, дети

В юности девушка мечтала о большой семье, такой же, в какой выросла она, но этим мечтам не суждено было сбыться. Семья Лаймы Вайкуле - это ее любящий муж. Несмотря на прочный союз с ним длиною в 40 лет, у Вайкуле нет детей. Для творческой, амбициозной девушки беременность в самом начале карьеры была как гром среди ясного неба, ведь дети совсем не вписывались в ближайшие годы. Поэтому Вайкуле предпочла сделать аборт. Когда же карьера достигла своего пика, от рождения ребенка Лайму Вайкуле отговорил уже сам Андрей Латковский. Так как она всегда соглашалась с мужем и считалась с его мнением, поэтому и прислушалась к нему.

К сожалению, все последующие попытки родить ребенка у пары не увенчались успехом. Спустя много лет, оглядываясь на свой горький опыт, певица призывает женщин не делать аборты и рожать независимо от обстоятельств.

Всю свою нерастраченную любовь пара отдает молодым талантливым исполнителям. Организует для них конкурсы и дает шанс найти себя.

На вопрос о детях Вайкуле часто отвечает, что ее дети - это ее собаки. Животных она просто обожает и является ярым защитником их прав. Плюс ко всему является вегетарианкой.

Секреты красоты Лаймы Вайкуле

Несмотря на то что знаменитой певице уже за 60, она по-прежнему остается сногсшибательно красивой. Секрет ее красоты кроется в каждодневной работе над собой. Лайма Вайкуле всегда была тесно связана с миром моды, поэтому ее стиль всегда оставался непревзойденным. Она следит за тенденциями моды, чтобы ни в чем не уступать молодым.

Певица занимается спортом, тщательно следит за своим здоровьем, придерживается диеты, которую, кстати сказать, разработала лично.

Но сама знаменитость считает, что внешняя красота всегда должна в первую очередь наполняться изнутри. Человек без внутренней харизмы, человечности и таланта по своей сути просто «пшик».

Удивительная, женственная, фантастически талантливая и сильная духом певица Лайма Вайкуле на сцене уже не одно десятилетие. Но прекрасное чувство стиля, природная красота помогают этой женщине в её годы выглядеть умопомрачительно. И это несмотря на многочисленные беды и испытания, которые на жизненном пути придумала проказница судьба.

О детстве и юности звезды сцены

Лайма Станиславовна Вайкуле родилась в 1954 году в латвийском городке Цесис. Девочка росла в самой обычной семье, отец был простым рабочим, а мама с юности работала продавщицей, но постепенно поднялась по карьерной лестнице и заняла должность директора магазина. Родители не имели никакого отношения к музыке, а вот бабушка пела в церковном хоре. Возможно, именно от бабушки Лайма унаследовала талант певицы и загорелась желанием посвятить себя музыке.


В школу маленькая Лайма пошла уже в Риге – туда семья переехала, когда ей исполнилось три года. Музыкальный талант рассмотрела у ученицы первая учительница – именно она настоятельно рекомендовала родителям купить фортепиано и отдать дочку на обучение музыкальной грамоте. Правда, пианино в доме так и не появилось – уж очень тесной была для габаритного музыкального инструмента крохотная квартирка. Да и сама Лайма совсем не планировала быть артисткой. Она мечтала о карьере врача.

Девочка росла своенравной, любила активные игры и предпочитала компанию мальчишек во дворе. Классические девчачьи игры были не по душе Лайме. А вот обучение давалось ей очень легко и первые годы в дневнике ученицы можно было увидеть только пятерки. Учеба отошла на второй план в тот момент, кода будущая звезда увлеклась творчеством.

Творческий путь Лаймы Вайкуле

Несмотря на первые детские мечты стать врачом и полное отторжение карьеры артистки, любовь к творчеству пришла к девушке в возрасте 12 лет. Лайма выступила на конкурсе юных певцов и получила свой первый диплом на музыкальном поприще. Сразу после успешного выступления девушке предложили выступать с группой.


В 15 лет Вайкуле поступает в медицинское училище – на этом настояли практичные родители, не воспринимавшие всерьез увлечение сценой. Но параллельно с обучением в училище Лайма поет, её приглашают в Рижский оркестр радио и телевидения. Руководитель оркестра Раймонд Паулс выбирает юную певицу солисткой.

Затем несколько лет девушка работала в «Юрас перле» – известное в Латвии варьете. Первое время она была артисткой танцевальной группы, но её быстро заметили и она стала получать сольные партии.

С ансамблем «Лайма» певица исполняла латышские песни. Среди них и композиция «Верококо» Раймонда Паулса, которую слушатели могут знать по русской версии в исполнении Валерия Леонтьева.

Карьера Вайкуле постепенно набирала обороты, поэтому девушка решила получить профильное образование. В 1984 году она заканчивает режиссерский факультет ГИТИСА. В середине 80-х к ней приходит настоящая популярность, она готовит сольные концерты на московских сценах, получает значимые награды на международных конкурсах.

Кстати, подготовкой концертных номеров занималась Вайкуле сама. И её выступления отличались профессионализмом, оригинальностью. Помогало в этом режиссерское образование – каждую песню певица видит во всем объеме и до мелочей понимает, какой должен быть сюжет, какие подобрать костюмы и как представить композицию на сцене.

Двигатели успешной карьеры

Смена имиджа Лаймы Вайкуле – еще одна фишка, привлекающая зрителей. Девушка всегда была яркой, но её потрясающее чувство стиля, умение двигаться, её природный шарм и необычная красота только подчеркивают впечатления от выступлений. Сколько образов за время своей карьеры успела сменить латвийская певица? Она была женщиной –вамп, нежной дивой, представала в образе американизированной звезды и выходила на сцену в эксцентричных мужских костюмах. И в любом облике публика её боготворила!


С 1989 года Лайму приглашают записываться в Америку, она много гастролирует за рубежом, на неё обращают внимание известные отечественные композиторы. В начале 90-х Вайкуле начинает сотрудничество с Игорем Крутым, Ильей Резником. Их удивительные песни помогают певице двигаться вперед.

Даже тяжелая болезнь, перенесенная в 1991 году, не сломила диву. Певица говорит, что в тот момент во многом ей помогла религия, к которой она обратилась. В частности за период тяжелого заболевания Лайма поняла, что человек только в страданиях может становиться чище.

По отзывам людей, которые близко знают певицу – она добрый, умный, фантастически талантливый человек. Но работать с ней тяжело, ведь певица трудоголик и очень требовательна к тем, кто её окружает. Она с головой погружается в работу и становится попросту неуправляемой. Но за её очаровательный голос и неуемную энергию все это легко простить.

Что известно о личной жизни?

О певице Лайме Вайкуле, её личной не так много информации. Таблоиды не кричат о многочисленных мужчинах, не сообщают о радостных моментах встреч и грустных моментах расставания с очередным рыцарем сердца. Все потому, что сама Лайма не любит выносить на публичное обсуждение свою жизнь. Да и жизнь звезды нельзя назвать насыщенной, как у многих современных звезд. Но поклонники жажду узнать все о своих кумирах, поэтому и личная жизнь Вайкуле не осталась тайной за семью печатями.


Певица замужем за Андреем Латковским, бывшим бас-гитаристом группы и настоящим продюсером певицы. Пара знакома с 1970 года, но семьей они стали не сразу. Сначала их связывали исключительно рабочие отношения, постепенно зародилась симпатия. После очередной встречи и совместной работы в Ленинграде между молодыми людьми завязался роман, а с 1978 года они живут в гражданском браке.

Андрей стал единственным мужчиной Лаймы на долгие годы жизни. Пара вместе пережила радостные и грустные моменты, которые только сплотили их. Детей в семье Латковский-Вайкуле нет.

Лайма Вайкуле в свои 63 года, а именно столько лет исполнилось этой актрисе латышского происхождения в 2017 году, выглядит великолепно. Если сравнивать фото Лаймы Вайкуле ранних и поздних лет или, как ныне говорят, до и после, то можно увидеть, что в свои 50-60 лет, она выглядела гораздо интереснее и привлекательнее, чем в тридцать или двадцать. Уникально! Может быть все дело в том, что Лайма Вайкуле сменила цвет волос? Перекрасила свои тёмно-русые волосы в блонд? А еще изменила форму бровей, теперь они красиво изогнуты, выкрашены в гармонирующий с цветом волос цвет, широкие и в меру густые. Идеально подобранный стилист делает с внешностью Лаймы Вайкуле чудеса. Насколько я поняла, на протяжении уже более двадцати лет Лайма Вайкуле пользуется услугами стилиста визажиста Сергея Усова, работающего под псевдонимом Стрига. Этот парень настолько часто появляется рядом с Лаймой Вайкуле на всяческих мероприятиях, что если вы забьете в поиске «Лайма Вайкуле и ее муж Андрей Латковский», то увидите именно этого паренька рядом со знаменитой певицей, а не реального её спутника жизни.

Некоторые СМИ не заморачиваются и принимают за мужа Лаймы ее стилиста Сергея, ведь он практически всегда рядом. Лайма привыкла к его волшебным рукам и без него уже не обходится ни одно её публичное появление. Действительно парень творит чудеса, он делает Лайме Вайкуле разнообразные прически и мейкапы, и все они ей очень идут. Уже на протяжении многих лет Лайма Вайкуле ни разу не попала впросак со своими образами.

А делала ли Лайма Вайкуле вмешательства в свое лицо? Вы не найдете в сети фото, на которых певица выглядит постаревшей и неухоженной, нет такого, как у других артистов, чтобы овал лица деформировался и обвисли щечки и вдруг взяла и в один миг помолодела, снова стала красивая, подтянутая и молодая. Ничего подобного – Лайма всегда в форме, единственное, что меняется – так это количество мимических морщинок, но с ними справляются гиалоурановая кислота, массажи, аппаратные процедуры, пилинги, маски, сейчас много чего понапридумывано в косметологии – были бы деньги и время. Поэтому, мне кажется, что есть там некие щадящие процедуры, но все они сделаны очень грамотно с минимальным агрессивным воздействием на организм. Все для того, чтобы просто поддержать красоту.

Хотя уже после шестидесяти лет Лайма Вайкуле явно что-то серьезное с лицом делала, потому как если до 60 лет вполне можно благодаря отличным генам и уходу за собой отлично выглядеть, то уже после обычно чудес не случается. Лайма Вайкуле худенькая, поэтому у нее не были никаких сильных возрастных изменений. Грамотный макияж – неброский, но делающий акцент на достоинствах артистки, волосы покрашены идеально, видна рука мастера. Да и сама Лайма Вайкуле обладает прекрасным вкусом, она готов пробовать новое, и вот что мне нравится – она никогда не выставляет на всеобщее обозрение что-то лишнее.

Лайма Вайкуле никогда не была замужем, но вместе с тем рядом с нею уже на протяжении более сорока лет находится преданный друг и соратник – Андрей Латковский, с ним она познакомилась еще, будучи 16 летней девчонкой, год терпеть этого парня не могла и всячески избегала, хотя работали они в одном коллективе, а еще через два года Лайма и Андрей стали жить вместе. Андрей Латковский считает Лайму Вайкуле своей женой, а вот она предпочитает говорить, что женщина свободная. Какие у них там отношения – это понять простому обывателю сложно. Не все так просто и банально, как у традиционных семейных пар.

Лайма Вайкуле женщина своеобразная, она не такая жена, каковыми являются большинство замужних женщин. То есть не вываривает борщей, не жарит котлеты впрок, не гладит рубашки и не старается угодить своему мужу, максимум, что она может сделать для него – так это заварить чай или кофе. Эта женщина – кошка, которая гуляет сама по себе, но которой хочется иметь уютный дом, в который хочется возвращаться после длительных и утомительных гастролей. Лайма Вайкуле сильная женщина, она заставляет играть всех по своим правилам, и ее муж Андрей Латковский не является исключением, над ним она тоже ставила опыты, например, специально наказывала своим невниманием. Лайма считает, что лучше, чем она, в целом мире нет. И несмотря на то, что Лайма еще тот диктатор, ее мужа все равно нельзя назвать подкаблучником, редкого мужчину выдержала бы рядом с собою требовательная Лайма Вайкуле, но она любит, когда ее слушаются, но у Андрея Латковского не весьма податливый характер, по крайней мере, так утверждает наша героиня.

На сегодняшний день Андрей Латковский остается в тени своей жены, многие знают, что он есть, существует, и какое-то время он даже был администратором своей незаконной супруги, ее концертным директором, но позже Лайма решила, что таким образом любимый слишком зависит от нее и ее воли, она боялась перестать его уважать и настояла на том, чтобы он занялся своим собственным бизнесом. Муж Лаймы Вайкуле Андрей Латковский со своею женой был и в горе, и в радости, когда много лет назад певица узнала о том, что у нее онкологическое заболевание, он единственный, кто был ей нужен в тот момент, кто переживал почти так же сильно, как и она. Он же в самую горькую минуту сказал, что, если Лайме останется жить всего ничего, они вместе сядут в машину, разгонятся и врежутся в стену. Лайма Вайкуле оценила слова любимого. Удивительное дело, хотя они и не женаты официально и Лайма Вайкуле ощущает себя кошкой, которая гуляет сама по себе, она не хотела бы, чтобы когда-нибудь Андрей Латковский покинул ее, она также считает, что уже никогда не сможет разлюбить своего друга и соратника, она уверена в своих чувствах. И это уже не просто любовь и уважение, это не банальная привычка быть рядом – это нечто большее. Это какие-то космические отношения. Лайма Вайкуле уверена в том, что Андрей Латковский верен и предан ей. Лайма Вайкуле не носит золото и бриллианты, она считает, что ее драгоценность – это муж Андрей, мама и собаки. Детей у пары нет, но они об этом и не жалеют. Единственное, что печалит Лайму, так это то, что по молодости лет она делала прерывания.

Лайма Вайкуле в молодости была обладательницей впалых щёчек.

Фотошоп меняет Лайму Вайкуле до неузнаваемости.

Фото Лаймы Вайкуле в молодости.

Слева Лайма Вайкуле, это одно из ее первых выступлений.

Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. За кулисами шоу-бизнеса Раззаков Федор

Лайма ВАЙКУЛЕ

Лайма ВАЙКУЛЕ

Л. Вайкуле родилась в марте 1954 года в Риге в рабочей семье. Ее отец - Станислав - был рабочим на производстве, мама - Янина - продавщицей в магазине. Никакого отношения к искусству оба не имели, однако бабушка Лаймы пела в церковном хоре. Судя по всему, ее гены и передались внучке. Лайма вспоминает: «В детском саду мне не нравилось спать в полдник, и я пела. Родители тоже просили спеть, когда приходили гости. Я пела низким голосом, что было смешно, необычно, так что я была Дивой…»

Несмотря на свой явный певческий талант, Лайма не хотела быть певицей, мечтая стать врачом. Даже когда в первом классе школьная учительница пришла к ее родителям и настоятельно рекомендовала им купить дочери пианино (мол, у Лаймы явный музыкальный талант), Лайма наотрез отказалась от такого будущего. И родители пошли ей навстречу (хотя даже если бы дочь захотела иметь пианино, эту мечту трудно было осуществить - масштабы их однокомнатной квартиры не позволяли разместить в ней столь громоздкий музыкальный инструмент).

В отличие от своей старшей сестры Яны Лайма росла сорванцом, эдаким «гадким утенком». Она ненавидела играть в девчачьи игры («дочки-матери», «классики»), предпочитая им более динамичное времяпрепровождение - «казаки-разбойники», штандер и т. д. «Я была любимицей семьи, но очень своенравной. И всегда делала только то, что сама считала нужным. Тяжелый ребенок, ужасный. В пять лет я «наказывала» своих родителей: собирала вещи и уходила из дома. При этом старшая сестра говорила маме: «Неужели ты веришь ей? Да куда она пойдет!» Но я все равно уходила. За угол дома. Родители шли меня искать и, слава богу, быстро находили. А я ждала их и думала: «Почему так долго ищут?» Но я же упрямая, если бы не нашли - сидела бы там до утра!..

В детстве я часто оставалась дома вдвоем с бабушкой. То есть я думала, что это моя бабушка, а на самом деле это была хозяйка дома, где мы жили. Я ее любила, думаю, она меня тоже, но у нас иногда случались «выяснения отношений». Я помню, как-то она меня поругала, а я решила отомстить - отравить ее кур. У нас дома был змеиный яд, мама или папа пользовались им, не помню. Ага, думаю, змеиный яд - это то, что надо. Подмешала в корм. Естественно, ничего не произошло. Но скоро одна курица заболела, и я решила, что это я ее отравила. Ужасно переживала, молила бога, чтобы курица выжила… С тех пор ничего подобного никогда я не хотела сделать. Не то что не делала, а не хотела делать…»

Школьные дисциплины давались Лайме легко, и она первые несколько лет была твердой отличницей. Однако затем ее увлекла художественная самодеятельность (она занималась вокалом в рижском Дворце культуры), и точные науки отошли на второй план. С 11 лет она уже участвовала в многочисленных конкурсах, и первый серьезный успех пришел к ней в 1966 году, когда она стала дипломантом республиканского конкурса вокалистов. Однако родители относились к успехам дочери с завидным спокойствием, считая ее увлечение музыкой делом несерьезным. Именно поэтому по их настоянию в 1969 году Лайма поступила в медицинское училище. Но природа взяла свое, и вскоре Лайма бросила училище и полностью посвятила себя музыке - стала выступать в составе вокально-инструментального ансамбля. Стоит отметить, что в 15-летнем возрасте на Лайму обратил внимание Раймонд Паулс, который в те годы руководил эстрадным оркестром. Он пригласил юное дарование в свой коллектив, обещая через год сделать солисткой, однако Лайма от приглашения отказалась. Ждать целый год она не хотела, тем более что в собственном ВИА она уже была первой солисткой и в тот год собиралась отправиться на гастроли по Кавказу.

Л. Вайкуле вспоминает: «Я тогда решила в своей детской голове, что мне интереснее поехать с роковым ансамблем на гастроли, чем каждый день ходить на репетиции к Паулсу, целый год петь в вокальном ансамбле и ждать, ждать, когда же Раймонд соизволит перевести меня в солисты. Я думаю, это был еще и вызов. Но, когда начались гастроли, мне все очень не понравилось. Не понравились сцены, гостиницы, эти переезды, эти репетиции в жутких условиях. Но решение было мое, и винить было некого.

Никогда я не была зависима от кого-либо, никто никогда не мог меня обидеть или оскорбить. Постоять за себя я научилась с детского сада.

У нас был случай, кажется, в Аджарии. В моих музыкантов стреляли милиционеры - совершенно несправедливо; мы возвращались с концерта и столкнулись с другой машиной, в которой сидели милиционеры. Они вели себя безобразно, и началась драка. И милиционеры стали стрелять. Двоих музыкантов ранили (у одного пуля прошла в миллиметре от сонной артерии) - их положили в больницу, а двое сидели в тюрьме. Ко мне приходил этот милиционер, который без предупреждения стрелял, на коленях стоял, чтобы я сказала, что он сначала в воздух выстрелил, большие деньги предлагал, но это было не так, и я не согласилась. Состоялся суд. Я запомнила его на всю жизнь, потому что сзади меня сидел сын милиционера и все время делал саблей так: шик-шик, шик-шик. Но я все равно рассказала все как было. А все остальные оказались подкуплены. А мои показания как несовершеннолетней, выяснилось, не имеют никакого значения - так что весь мой героизм был напрасен. Но главное не это, главное - я все сделала так, как хотела и считала нужным…»

В 1970 году на одной из дискотек Лайма познакомилась с молодым бас-гитаристом Андреем Латковским. Андрей был из интеллигентной семьи - его отец преподавал в Рижском университете политэкономию, а мама работала экспертом торговой палаты Латвии. По словам Андрея, он только пришел из армии и сразу обратил на Лайму внимание. Получилось так, что они стали работать в одном коллективе, в оркестре. Поработали какое-то время, разошлись, потом опять поработали. Никаких отношений не было между ними, разве что симпатия…

«А потом опять судьба нас свела, и мы опять стали работать вместе, но уже в Ленинграде (это произошло в 1978 году. - Ф. Р.). Жизнь вне дома, гостиницы… Лайма и тогда была яркая, я стал ухаживать, и мы вместе пошли по жизни…»

В 1979 году Лайма стала выступать в знаменитом варьете «Юрас перле» в Юрмале. Причем она не только пела, но и сама ставила танцы, придумывала костюмы, набирала музыкантов в собственный коллектив. Шоу, которое исполняла в те годы Лайма, считалось одним из самых красочных во всей Прибалтике и привлекало к себе огромное количество зрителей. Именно тогда на нее во второй раз обратил внимание Раймонд Паулс, который совместно со своим соавтором, поэтом Ильей Резником, и вывел ее на всесоюзную сцену. О том, как это произошло, рассказывает И. Резник:

«- Это у нас самое популярное варьете. Здесь хорошие грибы и довольно интересная программа, - сказал Раймонд, когда вся наша коммуна - Алла Пугачева с дочкой, Евгений Болдин, я с сыном, Паулс с женой и дочкой - расположилась за элегантно сервированным столом.

Заговорили о делах.

Это была пора расцвета нашего музыкального товарищества. Мы часто навещали друг друга, перемещаясь в пределах треугольника Москва - Ленинград - Рига.

На этот раз нас принимал Раймонд.

У всех было приподнятое настроение: Алла днем записала одну из наших последних песен «Ты и я - мы оба правы, правы, правы…». Теперь можно было отдохнуть, расслабиться и посмотреть на гримасы «буржуазного и чуждого нашей морали» жанра.

На маленькой, выложенной оргстеклом и подсвеченной снизу площадке чередовались певцы и танцовщицы, мини-кордебалет и «женщина-каучук».

Гвоздем шоу была экстравагантная певица - Лайма. Она появлялась четыре-пять раз и исполняла переведенные на латышский самые известные западные шлягеры.

Имидж Лаймы вызывал любопытство. Что же там - за отстраненным взглядом, непривычной пластикой и далеко не вокальным голосом?

Этот визит в «Юрас перле» оказался не последним.

Напишите что-нибудь для меня, - попросила как-то Лайма, - мне нужна программа для гастролей.

Но мы только улыбались и неопределенно пожимали плечами: рядом с нами всегда зримо и незримо присутствовала державная Алла.

Прошло время.

Как-то я напомнил Раймонду о той певице из варьете и ее просьбе.

Я не уверен, - ответил Паулс. - На сцене она многое потеряет. Она прекрасно делает свое дело там…

К этой теме мы долго не возвращались.

А осенью 1986 года, когда мы написали песню «Ночной костер» и возник вопрос об исполнителе, решили дать Лайме шанс.

И вскоре она выступила в одной из передач телепрограммы «Песня-86».

Ну как тебе? - спросил Паулс по междугородной связи.

Мне понравилось. А тебе?

Очень прилично, - ответил он.

…Надвигался Новый год. А вместе с ним и долгожданный «Огонек». Когда уже отзвенели кремлевские куранты и были осушены бутылки с безалкогольными напитками, глазам многомиллионного телезрителя явился новоиспеченный дуэт Валерий Леонтьев - Лайма Вайкуле. Они спели «Вернисаж». Песня вскоре выбилась в лидеры хит-парадов, а дуэт, вызвавший столько симпатий, мгновенно распался…

Вторую песню в «Огоньке» Лайма исполняла уже с балетом за спиной и с Паулсом у рояля. «Еще не вечер» был написан давно. Так давно, что и не помню когда. Помню только, что Алла категорически отказалась петь эту песню. Возможно, Пугачеву уже тогда привлекали новые темы, новые ритмы или просто текст попал под горячую руку. Короче, она отказалась. И вот мы к нему вернулись. С Лаймой Вайкуле.

Весь 1987 год прошел у нас с Раймондом под знаком Лаймы. Нам было интересно работать для этой певицы, обладающей артистизмом, сценическим мышлением. Мы написали около двадцати песен: эксцентрическую «Шаляй-валяй», ностальгическую «Чарли Чаплин», трагическую «Скрипач на крыше», элегическую «Самый медленный поезд», поэтическую «Три ветра» и многие другие комические и драматические песни.

Восхождение Лаймы на эстрадный олимп завершилось в Чехословакии на XXII ежегодном международном фестивале песни «Братиславская лира», где композитор, поэт и исполнительница «Вернисажа» были удостоены высшей награды - «Золотой лиры».

Сама Лайма так вспоминает начало своего восхождения на всесоюзный олимп: «Однажды Раймонд сказал мне: «Готовятся мои сольные вечера в «России». Ты должна быть!» (Речь идет о концертах в 1987 году. - Ф. Р.) А я к тому времени уже гастролировала, уже известная певица, уже заканчивала второе отделение (тогда считали, что человек, заканчивающий второе отделение, - главный). И я ответила: «Раймонд, не знаю, смогу ли я. У меня гастроли». Тогда он сказал: «Запомни, эти концерты сделают больше для твоей карьеры, чем любые съемки или гастроли». Я поменяла все свои графики и была на этих концертах - не потому, что поверила ему, нет, сыграло свою роль латышское воспитание - оно таково, что ты не можешь отказать старшему по возрасту, или по званию, или по положению… Представьте: после первых вечеров в моем гостиничном номере звонили не переставая два имевшихся там телефона, причем одновременно. В те дни я действительно стала популярной…»

Между тем уже через год в том же концертном зале «Россия» состоялись первые сольные концерты Лаймы в Москве. Тогда же она получила прекрасную возможность расширить свою зрительскую аудиторию и поработать на Западе. В том году на нее обратил внимание американский продюсер Стен Корнелиус - он приехал в Москву вместе со своим подопечным и познакомился с Лаймой. Через несколько месяцев она получила от него предложение поработать в Штатах и отбыла за океан. Однако тот заграничный вояж оставил в душе певицы двоякое впечатление: «Мне казалось, что я еду в рай. А приехала в Нью-Йорк, где полно бездомных и сумасшедших на улицах и постоянный вой полицейской сирены. Шесть месяцев прожила там не выезжая. Я почти забыла русский язык. Полгода достаточно, чтобы сойти с ума. Надо попробовать, чтобы понять. Со стороны моя жизнь казалась чудесной: личный повар, телохранитель, «Роллс-Ройс», огромный дом на берегу океана. И кроме похвалы и слов о том, какая я распрекрасная, я ничего не слышала. Но в это время в Латвии умер папа. А мне надо было работать и никому не показывать виду… Но ничего «глобального» из этого не вышло, хотя положительные отзывы Корнелиуса обо мне сделали свое дело. В одной из популярных газет вышла статья «Лайма - русская Мадонна», после чего я снялась в двух программах для американского телевидения. Меня заметили. Фирма грамзаписи MCA/GRP предложила контракт…»

Стоит отметить, что это был не последний контракт Лаймы с зарубежными партнерами. Например, в 1991 году она работала в Японии, где заключила самый крупный для себя на сегодняшний день контракт - на 95 тысяч долларов.

Однако самых преданных и верных слушателей Лайма, естественно, всегда находила только на родине. В начале 90-х она входила в десятку самых популярных исполнителей отечественной эстрады. Хотя на родине, в Латвии, у многих к ней было негативное отношение. В одной из рижских газет некий журналист, подписавшийся псевдонимом Сержант, написал о ней статью под названием «Русская армия уходит, а агенты остаются». Под «агентами» он подразумевал таких людей, как Лайма Вайкуле. Эта публикация настолько сильно задела певицу, что она не долго думая написала ответ, озаглавив его соответствующим образом: «Сержант никогда не станет генералом».

В 1991 году Лайма перенесла тяжелую болезнь, которая едва не привела к летальному исходу. «Я подошла к краю своей жизни и тогда обратилась к религии и стала все по-другому воспринимать. И если раньше мне казалось абсурдным утверждение о том, что человек в страданиях становится чище, я не могла понять, что может быть хорошего в плохом. Сейчас я знаю, что человек, который ничего не пережил, как личность еще не появился на свет. Я навсегда запомнила слова из одного американского фильма: «Жизнь - это хождение по проволоке, а все остальное - ожидание». Я была потрясена и удивлена, когда услышала их в первый раз. Но сейчас я полностью с ними согласна…»

В 1993 году Лайма решила параллельно с творчеством заняться и бизнесом - открыла в Риге салон-парикмахерскую «Лайма-люкс». Однако через три года на вопрос: «Как идут ваши дела в бизнесе?» - она ответила: «Мой салон нерентабелен. Когда я начинала, думала, что это будет стоить, к примеру, 10 тысяч долларов, а оказалось - несколько сот… Получилось так, что все, что я занимала, теперь нужно отдавать. Добавьте сюда высокую аренду, эксклюзивную продукцию из США, зарплату работникам… Но я почти в это не вникаю, доверив все профессионалам. Кстати, по сравнению с московскими ценами стрижка в моем салоне стоит «копейки».

Кстати, о стрижке. Ряд косметических процедур (маникюр, педикюр) Лайма делает в своем салоне, а вот стричься предпочитает в Америке, в Филадельфии, куда специально вылетает к парикмахеру Анатолию Фарверу.

Еще более серьезная проблема свалилась на голову Лаймы в середине 90-х. Дело в том, что, кроме четырехкомнатной квартиры в центре Риги, Лайма и ее гражданский муж Андрей Латковский имели дачу в Юрмале. Однако по новому закону, принятому в Латвии, бывшие собственники, имевшие в 20 - 30-е годы в республике недвижимость и затем уехавшие за границу, теперь имели право получить эту недвижимость обратно. Вот и у дачи Лаймы объявился бывший хозяин, который теперь проживал в Швейцарии. Пришлось артистке вместе с мужем покупать себе новую дачу все в той же Юрмале.

Л. Вайкуле рассказывает: «Все потраченные на ремонт прежней дачи деньги нам так и не вернули. Хотя новые владельцы обещали заплатить 20 тысяч долларов, чтобы я освободила дом. Скрепя сердце едва заплатили тысячу. Увы, таков закон! Он не защищает людей, которые здесь жили десятилетиями. Кстати, объявившийся хозяин сюда, в Юрмалу, так и не переехал, предпочитая жить в Швейцарии…»

Весной 1996 года увидела свет новая программа Лаймы Вайкуле «Я вышла на Пикадилли». Московская премьера этой программы собрала полный аншлаг. Вызвано это было несколькими причинами. Во-первых, по столице давно ходили слухи о том, что в новой программе несравненная Лайма появится в новом образе - более драматичная и женственная (до этого она была копией Марлен Дитрих: мужские брюки, пиджаки, шляпы). Во-вторых, впервые за последние годы Вайкуле приехала в Москву со своим «крестным отцом» - Раймондом Паулсом, с которым она вновь возобновила творческое сотрудничество. Что касается Ильи Резника, то с ним у Лаймы случился конфликт, после которого она нашла себе другого поэта - куртуазного маньериста Владимира Пеленягрэ (стал известен после своего хита «Девочка моя» в исполнении С. Крылова). Суть своего конфликта с Резником Лайма объяснила следующим образом: «До некоторых пор я очень уважала этого человека и действительно многим ему обязана. Первый конфликт между нами произошел во время подготовки к творческому вечеру Резника в концертном зале «Россия». За несколько недель до этого мне вырезали узлы на связках и предписали постельный режим. Получив приглашение, я хотела отказаться, вежливо объяснив Илье, что мне нельзя говорить даже шепотом, не то что выступать. Но, чтобы не подвести друга, все же согласилась и пела «живьем», несмотря на предложение работать под фонограмму. Потом, конечно, слегла - у меня начался бронхит и жуткий кашель. А любой артист знает, насколько кашель опасен для голосовых связок. Прямо из «России» меня увезли в поликлинику Большого театра, и врач предупредил: еще одно выступление в таком состоянии - и я потеряю голос навсегда. Поэтому во втором концерте я выступать физически не могла. Резник, как человек очень самолюбивый, не смог простить мне отказа и во всех интервью пытался очернить меня.

Вскоре Илья уехал в Штаты, в Лос-Анджелес, но ненадолго - видимо, не прижился. В один из его приездов в Москву я сама позвонила ему, забыв о прошлых разногласиях: «Илюша, я хочу тебе помочь». Я как раз готовила новую программу и предложила Резнику написать для меня песню. Он обрадовался моему звонку, и примирение как будто состоялось. Однако это оказалось лишь видимостью… Резник назвал цену своих песен - в два раза большую, чем для других артистов. Но я постаралась не придавать этому значения, так как знала о его финансовых трудностях. Мне удалось уговорить Раймонда Паулса написать музыку - именно уговорить, потому что между ними был давний и серьезный конфликт. Так появилась песня «На улице Пикадилли». Я заказала студию в Америке, оплатила первый взнос, американские музыканты сделали аранжировку. И за два дня до моего отъезда в США приходит факс от Резника, в котором сказано что-то типа «мы посоветовались, и я решил», что запрошенный гонорар слишком мал и должен быть в два-три раза выше. Там же стояло условие, что я должна делать отчисления с каждого концерта, на котором исполняются его песни, и не имею права самостоятельно менять программу. В общем, по его мнению, мне не принадлежит ничего, кроме свежего воздуха. Поскольку человек я не бедствующий, в ответ на такую наглость я категорически отказалась от услуг Резника: «Спасибо за сотрудничество. Можете считать, что ваш текст свободен. Мы отказываемся от ваших услуг. До свидания». На этом наши отношения закончились…»

Стоит отметить, что в преддверии концерта Лайма очень сильно волновалась - боялась повторения неудач, которые сопутствовали ее прошлогодней программе. Тогда произошел ряд неприятностей, которые едва не выбили певицу из нормального рабочего состояния. Что же случилось? Сначала из-за какого-то пустяка угодил в милицию муж и продюсер Лаймы Андрей Латковский. А затем танцовщице балета Байбе пробила голову свалившаяся с летающего телевизионного крана камера, и девушку увезли в Склиф. Поэтому певица боялась, что нечто подобное может произойти и на этот раз. И она едва не ошиблась. В самом начале случилось ЧП: ротвейлер певицы Кэнди внезапно набросился на мать Лаймы и укусил ее. У Лаймы защемило сердце: неужели и на этот раз гастроли будут испорчены? Но все, к счастью, обошлось. По словам певицы: «Владыка Виктор благословил этот концерт, и вдруг все получилось удивительно просто и спокойно. Он назвал мой стиль «псевдоретро»: вместо насмешки над страной - глубокое уважение. И это самая лучшая похвала в моей жизни. Впервые мне было интересно мнение зрителя, человека непрофессионального. У меня исчезло ощущение того, что я всех важнее в этой жизни…»

В свое время Лайма не захотела заводить детей. А нынче всю нерастраченную материнскую энергию отдает братьям нашим меньшим - собакам. Наверное, нет в отечественной поп-тусовке человека более сердобольного к животным, чем Лайма. Один из танцоров ее ансамбля признается: «Когда мы с гастролями выступаем в другом городе, можно запросто проследить маршрут, по которому проехала Лайма: там на углах улиц едят бездомные псы».

Несколько лет назад Лайма решилась завести собаку и выбрала самую боевую породу - ротвейлера. Пса назвала Кэнди (в переводе с английского - «конфетка»). Однако, несмотря на безобидное имя, пес отличается крутым нравом. По словам самой Лаймы, пока ее нет, он кусает всех подряд. В понятие «всех» входят как близкие люди певицы (мама, муж), так и сослуживцы (например, новой управляющей салоном «Лайма-люкс» Кэнди разорвал рукав роскошной шубы). Стоит отметить, что слава о крутом нраве Кэнди простирается далеко за пределы нашего отечества. Был случай, когда Лайма вынуждена была отменить заграничные гастроли, так как устроители наотрез отказались принимать ее с Кэнди. А оставить собаку было не с кем.

Л. Вайкуле рассказывает: «Когда моя собака укусила маму (очень сильно), я плакала, просила прощения, потому что я виновата в этом и я не могу ее уничтожить. Был еще момент: она укусила Андрея, и Андрей ее заломал, прижал к земле, а я должна была подать ему поводок, чтобы он собаку придушил, покорил… Кэнди на меня так смотрела, что мне казалось, я предаю ее… Это мое несчастье, что она такая. Но Кэнди влюбила меня во все живое. В то, на что раньше я не обращала внимания…»

Вот уже 20 лет рядом с Лаймой ее верный друг и продюсер Андрей Латковский. Они до сих пор не расписаны. Лайма говорит: «Официально я не замужем. Я слишком дорожу своей свободой, чтобы позволить кому-либо ее у меня отнять. Если бы Андрей попытался это сделать, наши отношения закончились бы мгновенно. Я как мой ротвейлер: когда моя собака была маленькая, я пробовала заняться ее «спартанским» воспитанием - чтобы она у меня рядом ходила, на кровать не залезала… Друзья подарили мне детский манеж, я поставила его у кровати, посадила туда Кэнди, опустив в манеж руку, чтобы ей не было одиноко. А проснулась оттого, что она - нет, не плакала, не скулила, - она разбегалась и билась лбом в сетку. Потом отходила, опять разбегалась и опять пыталась разорвать эту сетку. Она хотела на свободу! Я такая же…

Наверно, любовь к свободе не позволяет нам с Андреем пойти дальше. Причем наши отношения не хуже, чем были в самом начале, а даже лучше и, как нам кажется, стали более прочными. И, может быть, в этом и заключается секрет, почему у нас брак гражданский. Мы в любой день можем разойтись каждый в свою сторону. И это нас удерживает еще крепче. Я всегда говорю: с того момента, когда человек начинает думать, что кто-то кому-то принадлежит (я имею в виду отношения между мужчиной и женщиной), в этот момент все и рушится…»

А вот что по этому же поводу говорит А. Латковский: «Мы считаем себя в браке, я - во всяком случае. Скажем, если бы мы решили родить ребенка, то, конечно, сразу бы расписались. А пока до этого не доходят руки. И так всю жизнь, хотя сначала мы не хотели это делать сознательно. Больше всего об этом переживали наши родители, наверное, им это неприятно до сих пор. Но мы думали по-другому: было время тяжелое, мы хотели чего-то добиться, посмотреть мир…

Когда во время концерта я стою сзади и смотрю на Лайму, у меня возникает такое чувство гордости за нее. Я чувствую, что вот это - мое. Да, чувство собственничества. Ведь я вижу не глазами зрителя, а глазами близкого человека, и я уверен, что никто так не может оценить Лайму, потому хотя бы, что не знает всего пути, как это начиналось с 17 лет…

Хотя что-то мне в ней, конечно, не нравится. Точнее - мне в ней не все нравится. Например, то, что она фанатичка на работе. Тогда она становится абсолютно неуправляемым человеком. С ней очень тяжело перед выходом на сцену, в гримерке… Я считаю, что это неправильно, потому что человек должен всегда управлять собой или это уже становится каким-то сумасшествием…»

Из интервью Л. Вайкуле: «Когда я читаю эти безумные материалы про ужасный шоу-бизнес, мне кажется, этот мир существует только в сознании корреспондента. Может, я так думаю потому, что мне всегда кажется: меня все любят. Дружить времени нет, но у нас очень хорошие отношения с Юрием Шевчуком, Ларисой Долиной, Леонидом Трушкиным, Аллой Пугачевой. Если куда-то ходим, то вместе с Валей Юдашкиным, Киркоровым…

Мне иногда кажется, что постепенно я становлюсь таким… неинтересным человеком, которого, кроме профессии, ничто больше не интересует. Если я свободна от работы на сцене, то у меня есть салон, где постоянно надо что-то подправить, изменить, улучшить. Есть обязательства в Америке, связи, которые я должна поддерживать. В конце концов, есть собака, которую я обожаю. Если я начну говорить, что при этом еще и читаю, смешно будет. Что-то серьезное читать от случая к случаю, по пятнадцать минут, когда выкроится время? Так что ничего, кроме газет, Чейза и Библии, я не читаю.

А кино? Мой любимый фильм - «Мотылек», о стремлении человека к свободе. Еще нравится очень старый фильм «Весь этот джаз». Выражения из фильма настолько жизненны и точны, что врезались в память…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры