Музыкальные профессии презентация для детей. Конспект занятия «Калейдоскоп музыкальных профессий

Главная / Чувства

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №74 «Березка» г. Чебоксары Чувашия

«Профессия- музыкальный руководитель»

Конспект занятия-развлечения для детей старшего дошкольного возраста

Цель: знакомство детей с профессией музыкальный руководитель.

Задачи:

Образовательные:

расширить представления детей о мире музыки,

познакомить с профессией музыкальный руководитель,

обогатить словарный запас детей музыкальными терминами (синтезатор, звукооператор, сценарист, хореограф,), техническими средствами музыкального руководителя (микрофон, наушник, синтезатор, аккустическая система);

Развивающие:

стимулировать интерес к музыкальному искусству.

создавать оптимальные условия, позволяющие дошкольникам реализовать свои творческие способности;

формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни общества (музыкальный руководитель);

Воспитательные:

воспитывать чувство коллективизма, уважение к сверстникам;

воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда;

Воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе разных видов музыкальной деятельности: пение, танцевальные движения, игра на музыкальных инструментах.

Предварительная работа:

музыкально-дидактические игры «Ритмический оркестр», «Угадай на чем играю», «Дирижер», «Придумай танец», «Музыкант», «Играем в теаатр» и др;

беседы о профессиях, словах -терминах, характерных для этих профессий;

посещение театра;

встречи с преподавателями и учащимися музыкальной школы;

этюды «Ежик и яблоко», «Сильный дождь», «Бабочка и цветок» и др.

экскурсия в «Делоград» развлекательный центр;

Материалы и оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, синтезатор, аккустическая система, микрофон, презентация со слайдами по теме занятия, дирижерская палочка, музыкальные инструменты: бубны, маракасы, кастаньеты; ленточки, снежинки, элементы декораций и костюмов.

Дети входят в зал под музыку

1. Исполняют приветствие

М.Р. Сегодня я предлагаю вам, отправиться в необычное путешествие в страну профессий. Хотите? Тогда надо вспомнить какие профессий вы знаете? Кем вы хотите быть, когда вырастете? Люди, каких профессий работают в детском саду?

Чтоб секреты все узнать,

Предлагаю вам порассуждать.

На экран вы посмотрите,

Что увидите, скажите. (перечисляют).

М.Р . Правильно. Со многими профессиями вы уже познакомились. А сегодня я познакомлю вас с моей профессией - музыкальный руководитель. Что вы можете сказать о профессии музыкальный руководитель? Чем он занимается? (дети рассказывают)

М.Р . Музыкальный руководитель в детском саду — это особая, уникальная профессия, требует специальных профессиональных знаний и умений. Он должен быть увлечен музыкой, способен к творчеству, а главное - должен любить детей.

На экран вы посмотрите,

Что увидите, скажите.

музыкант-исполнитель, (должен уметь играть на одном или нескольких музыкальных инструментах, петь, танцевать);

звукооператор;

хореограф;

сценарист и режиссер и мн. др.

А сейчас предлагаю вам побывать в роли музыкального руководителя. Согласны? Тогда смотрим на экран.

2. Видеозапись исполнения музыкального произведения музыкальным руководителем, на каком - либо инструменте.

М.р.: Здесь М.р. - выступает как исполнитель! Чтобы быть исполнителем, нужно много заниматься на инструменте: в музыкальной школе, в колледже и в институте… Кто-нибудь из вас посещает музыкальную школу? Я вам предлагаю тоже стать исполнителями только на детских музыкальных инструментах. Возьмите музыкальные инструменты. Оркестр готов. А кто управляет оркестром? (ответы)Молодцы! Я буду дирижером. Внимание.

3. Музыкально-дидактическая игра «Ритмический Оркестр»

М.р. (записывает исполнение на специальное устройство): Молодцы, ребята! Положите музыкальные инструменты. Присаживайтесь на свои места. Посмотрим на экран дальше… Очень тесно с музыкой связанна профессия звукооператор. Как вы думаете, чем он занимается? (ответы детей) Звукооперато р - это специалист по записи и обработке звуков. Главная задача - произвести качественную запись, удобную для прослушивания, исполнения.

Важные качества:

Профессия звукооператора предполагает музыкальность, хороший слух, хорошую память на звуки, способность осваивать технические приспособления для записи и обработки звука.

(Здесь можно включить запись муз файла с оркестром детей, то, что записано на самом занятии) Сейчас вы прослушали музыкальный файл с записью, исполненной вашим оркестром мелодии. Вот и здесь мне пришлось поработать звукооператором , записать музыку в вашем исполнении.

М. р.: Звукооператор должен уметь пользоваться специальной техникой.

Давайте подумаем, что необходимо для звукозаписи?(Ответы детей: ноутбук, микрофон, наушники, звуковой файл, исполнитель,

Все правильно! Начинать звукозапись можно, только при полной тишине. Обратите внимание на экран, (показывает ) Это звуковая дорожка. Проверим наш микрофон. Попробуй сказать в микрофон: раз, два, три! (Дети говорят в микрофон по просьбе звукооператора, наблюдают за звуковой дорожкой на мониторе, можно надеть 1-2 детям наушники, предложить послушать звуковой файл или минусовку знакомой песни, снова наблюдая за второй звуковой дорожкой)

М.Р .: А сейчас предлагаю исполнить знакомую песню. (дети отвечают ).

Вам она хорошо знакома, солисткой будет Даша (или Лиза, или Катя…). Тишина в студии! (Можно ребенку дать в руки табличку «Тишина! Идет запись!») Начали.

4. Песня «Осень». (М.р. все записывает, в заключении все прослушивают готовую запись. Аплодируют себе.)

М.Р. В современном мире наполненном техническими средствами стало намного интереснее работать музыкальным руководителем. Любую мелодию можно не только исполнить на определенном инструменте, можно задать определенную программу и произойдет чудо.…Я вам предлагаю подойти к синтезатору. У него есть такая функция, где можно задать определенный ритм, темп, и гармонию и даже можно услышать мелодию в исполнении другого инструмента. Хотите послушать? Слушаем и определяем какой музыкальный инструмент звучит.

5. «Угадай инструмент » музыкально-дидактическая игра на определение тембра

(Дети подходят к м.р., и синтезатору. Исполнение на синтезаторе мелодии, а дети угадывают, какой инструмент исполняет.)

М. р.: Понравилось? (ответы детей ) А мы продолжаем наше путешествие в профессию музыкальный руководитель.

На экран вы посмотрите,

Что увидите, скажите.

М. р.: Кого вы видите на следующей картинке?Правильно, Хореограф - специалист в области искусства постановки танца. Танец - самое любимое массовое искусство. Особенно любят танцевать дети, но научиться танцевать очень трудно.. Помочь вам развить творческие способности, воображение, выразительность движений, пластичность, призван музыкант -хореограф, который придумывает композицию и рисунок танца, подбирает музыку, костюмы.

Творческое задание.

М.р.: Посмотрите сколько интересных атрибутов здесь, предлагаю превратиться в хореографа и придумать танец снежинок. (можно выбрать ведущего-хореографа; ленты, снежинки др. По окончании дети складывают атрибуты на место и садятся)

М.Р.: А сейчас девочки покажут танец с шарами, здесь в роли хореографа выступил музыкальный руководитель.

7. Танец с мячами

Чтоб секреты все узнать,

Предлагаю вам порассуждать.

На экран вы посмотрите,

Что увидите, скажите.

Загадка

Он спектаклем заправляет,
Назубок все сцены знает.
Учит он, как роль играть.
Как его, друзья, назвать? (Режиссёр.)

М. р.: Дети, чем занимается режиссер? (ответы детей). Предлагает роли сказочных героев, показывает артистам как себя вести, чтобы быть похожим на своего героя, каким голосом говорить - все советует режиссер, проводит репетиции. Режиссёр - самый главный человек на сцене. Он выбирает пьесу, распределяет роли, организует и проводит репетиции.

Как вы думаете, профессия режиссера трудная?

Профессия режиссера интересная?

А вы бы хотели стать режиссером?

Какой спектакль вы бы хотели поставить на сцене нашего детского сада?

Кто такой актер? Чем занимается?

М. р.: Да, работа актера очень сложная , им приходиться играть не только положительных, но и отрицательных героев, таких как баба Яга, Кощей, Карабас Барабас. И чтобы превратиться в них, актеру нужно правильно подобрать костюм, парик, загримироваться.

М. р. Прошу одного актера выйти, надеть шапочку персонажа и изобразить его.

8. Звучит фоновая музыка

1 этюд : «Довольный медведь» (медведь, медленно шел по лесу, вдруг он почувствовал чудесный аромат, остановился огляделся и заметил куст малины, облизнулся от удовольствия)

2 этюд «Лиса у курятника» (лиса подбиралась курятнику, чтобы полакомиться молоденьким петушком или курочкой. Хитрая плутовка, тихо кралась вдоль забора, заметая следы хвостом, но вдруг она остановилась, насторожилась, понюхала воздух и учуяла присутствие дворового пса. Пес громко залаял. Лиса, испуганно поджав хвост, убежала)

М. р.: Аплодисменты нашим актерам! Актеры есть, но для полноценного спектакля нужно еще оформить сцену, наполнить ее ….(декорациями). И мы на время станем декораторами, украсим нашу сцену. (Дети расставляют декорации) Итак, прошу надеть маски… Вот и все готово! Поиграем в спектакль?

9. «Дюймовочка» Дети показывают представление по сказке

М.р. Молодцы, ребята! Сказка получилась! Давайте поблагодарим себя аплодисментами.

А сейчас настало время подвести итог и вспомнить:

С какой профессией мы сегодня познакомились?

Кто такой музыкальный руководитель и чем занимается?

Кто может стать музыкальным руководителем?

Что нужно ему для работы?

Кто захотел получить такую профессию?

Свои впечатления о профессии вы можете оставить в книгах - отзывов. Выберите фишки (красный цвет- понравилось, зеленый - не понравилось)Дети оставляют свои отзывы.

М.Р.: А сейчас пора попрощаться. (дети встают в круг)

Все: Мы играли, веселились,

Танцевали и резвились,

А теперь всем нам пора

Попрощаться, детвора! До свидания!

(дети под музыку спокойно выходят из зала)

Материал для тематической картотеки «Музыканты и музыкальные профессии»

.
Куркина Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель МАДОУ-детский сад №106, г.Екатеринбург.

Материал адресован педагогам (музыкальным руководителям, воспитателям) дошкольных образовательных учреждений. Содержит материал для тематической картотеки: стихи, загадки, рассказы, истории, игровые задания, позволяющие формировать доступные возрасту представления о профессиях людей, связанных с музыкой. Представлены авторские разработки* игр и творческих заданий для разных возрастных групп.

Цель: развитие интереса детей к музыкальной деятельности; формирование представлений о профессиях, связанных с музыкой; приобщение детей к миру взрослых людей.

Задачи (младший дошкольный возраст):
- познакомить детей в доступной форме с такими музыкальными профессиями, как «музыкант», «певец», «танцор», «артист»;
- формировать доступные возрасту представления об этих профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях.

Задачи (старший дошкольный возраст):
- формировать доступные возрасту представления о таких музыкальных профессиях как «композитор», «дирижер»;
- дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности композитора и дирижера через практическую деятельность и экспериментирование;
- расширять представления детей о профессиях, связанных с музыкой (музыкант - пианист, скрипач и т.п.; исполнитель-солист, исполнитель в коллективе – оркестрант, хорист, артист балета);
- воспитывать интерес к труду взрослых, ценностное отношение к нему и понимание его общественной значимости.

Из опыта работы:
Для формирования доступных возрасту представлений о музыкальных профессиях и музыкантах в непосредственно образовательной деятельности использую следующие приемы:
- сопровождение бесед наглядным материалом – иллюстрациями, видео-сюжетами;
- использование стихов, загадок, рассказов, историй, позволяющих закрепить и уточнить представления детей о той или иной профессии, деятельности, профессиональных принадлежностях;
- моделирование профессиональной деятельности в игровой форме и творческих, поисковых заданиях.

Стихи и загадки о музыкальных профессиях

МУЗЫКАНТ (*автор Куркина И.С.)
Он выходит выступать -
Людям музыку играть.
Инструмент в его руках
Так звучит, что просто «ах!»

МУЗЫКАНТ (О.Емельянова)
Любит музыкант Филипка
Для людей играть на скрипке,
На рояле, на баяне,
На дуде, на барабане,
На гитаре, на трубе,
Ксилофоне и себе –
Широко разинув рот,
Громким голосом поет:
"До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Села кошка на такси!"
Филе хлопают в ладоши –
Ах, какой концерт хороший!

МАМИНА ПРОФЕССИЯ (Н. Самоний)
Кто о музыке всё знает,
С детства нотам обучает;
Нам поёт, как песни, сказки
И раскрыл мелодий краски?
У кого такой талант?
Это – мама-музыкант!
***
Нужно маме для работы
На пюпитр поставить ноты.
Маму только попроси –
И сыграет: "Ми, соль, си!"
Я скажу ребятам гордо:
"Мама знает все аккорды!"

СОЛИСТ
Перед хором я стою,
Все молчат, а я пою.
Кто же я? Что за артист?
Ну, конечно же, … (солист)

ПЕВИЦА
Все хотят звезду услышать!
На концерт зовут афиши.
В зале мест свободных нет,
Постепенно гаснет свет…
В темноте исчезли лица,
Начинает петь… (певица)

ДИРИЖЕР
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент
Он в оркестре – самый главный,
Он в оркестре - президент!

Я - ДИРИЖЕР
Я на сцену в полумраке
Выйду в элегантном фраке.
Тонкой палочкой взмахну –
Скрипочки зальются,
Всколыхнёт арфист струну,
Трубы отзовутся.
Как оркестр играет славно!
Ну а я в нём – самый главный!

Загадка:
Кто невежливый такой:
повернулся к нам спиной,
стал размахивать руками
прямо в зале перед нами?
Не приучен он к порядку
или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это... (дирижёр)

Загадка:
Вот музыканты собрались,
И вместе все играть взялись,
Они дудят, бренчат, стараются…
А музыки не получается!
Чтоб музыка у них звучала –
Нужны им ноты для начала.
Кто может музыку создать
И нотами всё записать? (композитор)

ОРКЕСТР И ДИРИЖЕР
Оркестр - инструмент живой,
Он самый громкий и большой.
С душою, трепетом, огнем
Кто сможет нам сыграть на нем? (дирижер)

ДИРИЖЕР И ОРКЕСТР
Оркестр - инструмент живой,
Он самый громкий и большой.
С душою, трепетом, огнем
Играет дирижер на нем.
Он славный музыки ценитель,
Ее он первый исполнитель,
Он предан музыке всецело,
И сердцем, и душой, и телом.
Он совершенный слух имеет
И музыкой дышать умеет.
Он - дух вливает в оркестрантов,
Он - открыватель их талантов.

ДИРИЖЕР
Встретим яму на пути –
Ее ругать готовы
В театре же не обойтись
Без ямы оркестровой.
В ней музыкантам с давних пор
Всегда сидеть положено.
Стоит за пультом дирижер
Его задача сложная.
Как сделать так, чтобы фагот,
Виолончель и скрипка
Вступали точно в свой черед,
Не допустив ошибки
Следит за этим дирижер
Всем палочкою машет
На сцене в это время хор,
Ансамбль танцоров пляшет.
Тут опоздать нельзя никак –
Играй, труба, скорее,
Раз дирижер вдруг подал знак
Палочкой своею.
Чтоб дирижировать он мог
И вальс, и увертюру -
Конечно: помнить «на зубок»
Всю надо партитуру
Сонату, фугу, менуэт
И грустную рапсодию,
Большую оперу, балет,
Любые знать мелодии.
Не видим мы его лица
Мелькают только руки
И льются, льются без конца
Чарующие звуки.

***
...Вот музыканты загрустили,
И инструменты отложили
Не звучит оркестр никак.
Что же делать? Как же так?
Чтобы слаженно играть
Кого же нужно им позвать? (дирижера)
Он оркестром управляет,
Хотя сам и не играет.
Дирижер, суров на вид,
К зрителям спиной стоит.
Палочкой взмахнул своей
Как волшебник-чародей,
Указал, кто начинает,
И когда солист вступает,
Где ударные звучат,
И где струнные молчат…
Вот в ожиданье замер зал
И вот оркестр заиграл!
(С.Ю.Волков из «Все о музыке»)

МУЗЫКАНТ - СКРИПАЧ
Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
Он по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком.
***
Как играет музыкант,
Как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант,
Золотые руки.

"НАЙДИ ОШИБКУ" (Загадки-путалки)
На рояле, пианино,
Вальс исполнит балерина. (правильно не балерина,а пианистка )

Арий, опер сочинитель
Называется учитель. (правильно не учитель, а композитор )


КТО НА ЧЕМ ИГРАЕТ

На трубе – трубач,
На скрипке – скрипач,
А на балалайке?
А на ложках?..
А на литаврах?..
На флейте - флейтист.
На саксофоне – саксофонист.
На кларнете - кларнетист.
А на барабане?..
На органе - органист.
На пианино - пианист.
А на рояле?..
Баянист - на баяне,
Гитарист - на гитаре.
Гармонист - на гармошке,
А на бубне?... (ударник)

ОПЕРА, ОПЕРЕТТА, БАЛЕТ
Это что за представление –
Людям всем на удивление
Вроде бы спектакль идет
Но любой артист - поет!
Вот так чудо-расчудесное –
Разговаривают... песнями!
Такой спектакль, где все поют,
В театре оперой зовут.
У оперы один закон,
Всем петь приказывает он.
А песня в опере важна,
Зовется арией она.
Если весело артисты
Станут петь и танцевать,
Мы такое представление
Опереттой будем звать.
Ну, а если все танцуют,
Песен и в помине нет,
То такое представление
Называется балет .

Загадка:
В кассе мы билет купили -
В театр мы вчера ходили.
Мы во все глаза глядели!
Весь спектакль артисты пели.
Слаженно оркестр играл,
От певцов не отставал.
Мы в ладоши хлопали,
Полюбили... (оперу)

Загадка:
В кассе мы билет купили -
Оркестр молчит,
Только скрипка звучит,
Одной только скрипке слово!
Оркестр молчит,
Только скрипка звучит,
Ведь скрипка играет... (соло)

Загадка:
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Он умеет очень много,
Потому что он - ... (артист)

Загадка:
Играет роль на сцене он:
Бывает счастлив и влюблён.
Всё, что замыслит режиссёр,
В театре воплотит … (актер)

Загадка:
Он любит перевоплощаться –
Гримироваться, одеваться.
Сегодня будет он шутом,
А завтра – сказочным котом!
Царь сегодня, завтра – вор,
Роли все сыграл... (актер)

Загадка:
Сегодня играла я Бабу-Ягу,
А завтра Снегурку сыграть я смогу.
Кто я? (актриса)

Игры, творческие задания

(знаком * отмечены игры, разработанные Куркиной И.С.)

«Мы - музыканты»* (младшая группа) .
Задачи: сформировать представление об элементарном значении понятия «музыкант».
Ход игры: У всех детей - «музыкальные инструменты» - погремушки (или любые другие). Для сопровождения игры используется любая веселая музыка. Во время ее звучания дети свободно «исполняют» музыку на своих инструментах. Объяснить детям: "музыканты - это люди, которые играют музыку". Единственное «правило»: когда музыка закончится, их инструменты должны тоже «замолчать». Затем дети меняются своими инструментами. При повторении игры детям предлагается играть «по-другому» (предложить другой прием или способ игры на инструментах – например, играть «очень тихо»/ «громко»; «очень быстро» / «медленно» и т.п.).

«Музыкант – певец - танцор»* (младшая, средняя группы) .
Задачи: сформировать представление о профессиональных принадлежностях и занятиях людей музыкальных профессий.
Ход игры: У каждого играющего ребенка – игровой набор: музыкальный инструмент (любой), платочек, лента на палочке, игрушка. Взрослый называет «профессию» и дальше звучит музыка, под которую ребенок выполняет соответствующие действия («музыкант» – играет на музыкальном инструменте; «танцор» – произвольно танцует с любым предметом, или без него; «певец» - стоит на месте и произвольно поет «ля-ля-ля….»).

«Я - музыкант известный» (старшие дошкольники) .
Задачи: моделировать профессиональную деятельность музыканта, закреплять представления о музыкантах-инструменталистах.
Ход игры: Считалкой или по договоренности выбирают ребенка-ведущего («музыкант»). Он встает напротив остальных детей («хор»). Под музыку игры поют «перекличкой»:
МУЗЫКАНТ: Я - музыкант известный, приехал с дальних стран…
ХОР: Он - музыкант известный, приехал с дальних стран!
МУЗЫКАНТ: Я играю на …. (называет инструмент, например: трубе)
ХОР: Он играет на ….. (трубе)!
Далее, сохраняя мелодию музыки, «музыкант» подражает в движении и звуках названному им инструменту, а «хор» повторяет все за ним. Затем, на музыкальный проигрыш, «музыкант» подходит к ребенку, которого он выбирает новым «музыкантом» вместо себя. Они меняются местами, и игра повторяется с условием, что «новый музыкант» должен выбрать себе другой музыкальный инструмент.

"ОДНАЖДЫ МУЗЫКАНТЫ" (старшие дошкольники) .
(немецкая народная песня).
Припев: Однажды музыканты собрались выступать,
Все взяли инструменты и начали играть.
1.Я вам сыграю, на дудочке сыграю,
Вы повторяйте, время не теряйте

Припев: (тот же)
2. Я вам сыграю, на скрипочке сыграю


Припев: (тот же)
3. Я вам сыграю, в барабан сыграю
Вы повторяйте, время не теряйте
…………………. /РИТМО-СЛОГОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ /
Припев: (тот же)
4. Я вам сыграю, на чём-нибудь сыграю
Вы отгадайте, время не теряйте.
…………………. /РИТМО-СЛОГОВАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ/

«Талантливый дирижер» (старшие дошкольники) .
Задачи: сформировать представление о профессиональных умениях дирижера.
Ход игры: Все дети получают карточки с названиями (или изображениями) разных музыкальных инструментов. Один из детей - дирижер. Дети изображают каждый свой музыкальный инструмент, а дирижер угадывает, какой инструмент звучит в его оркестре.

«Музыка дождя»* . (Творческое задание, любой возраст) .
Задачи: сформировать представление о профессиональной деятельности композитора, активизировать развитие творческих способностей.
Содержание: Детям предлагается сочинить – исполнить «музыку дождя», импровизируя ее на металлофоне или другом инструменте.
Объяснить детям: они – композиторы; это люди, которые сочиняют музыку.

«Настоящий дирижер» (старшие дошкольники) .
Задачи: моделировать профессиональную деятельность дирижера.
Ход игры: Выбирается «дирижер». Остальные дети распределяются на 3-4 подгруппы, размещаясь соответственно группам инструментов. Звучит музыка (по выбору музыкального руководителя). Дирижер руководит своим оркестром – дирижирует, показывает, какой группе инструментов (и какой ритм) играть, когда играть всем вместе, когда - выбранным солистам.

«Сыграй мою музыку»* (Творческое игровое моделирование, старший дошкольный возраст) .
Задачи: моделировать профессиональную деятельность дирижера, познакомиться с трудностями задач, решаемых дирижером в его профессиональной деятельности. Активизировать развитие творческих способностей и навыков коммуникации детей.
Ход игры: Выбираются «дирижер» и один (или несколько) «музыкантов», которые получают мелодические музыкальные инструменты. Взрослый (а затем и ребенок) играет роль «композитора» - он «по-секрету» сообщает дирижеру, что и как должны играть музыканты (например, плавную мелодию, тихо, затем отрывистую и громко.) «Дирижер» должен придумать, как показать музыкантам то, что он узнал от композитора. Музыканты «исполняют» то, что показывает «дирижер».
После проведения игры детям предлагается оценить себя в роли дирижера – исполнителя – композитора.

«Я играю в оркестре» (Творческое задание, старшие дошкольники) .
Задачи: сформировать представление о задачах и значении профессии дирижера.
Ход игры: Дети должны представить, что они играют на разных музыкальных инструментах, и изобразить оркестр. Сначала дети «играют» без дирижера, а затем выбирают дирижера и «играют» под его руководством. После этого все обсуждают, когда «играть» было легче. Эту игру можно проводить под звучание симфонической музыки.

Музыкальные истории и рассказы

Секрет пения

Вырос в лесу на полянке лесной колокольчик и зазвенел нежно для всего леса. Услышала его звон малиновка и прощебетала:
- Красивый у тебя перезвон, колокольчик, но уж очень тихий, лес его не слышит.
- Жаль, а я хотел на концерте в честь дня рождения леса сольную песенку исполнить, - загрустил колокольчик.
- Не грусти, колокольчик, - защебетала малиновка. - Давай вместе песенку споем. Будем выступать не соло, а дуэтом.
Согласился колокольчик, и запели они вместе. Колокольчик нежно звенел, малиновка сладко пела, но песенка не получилась.
Услышал их песню дятел и говорит:
- Вашему дуэту громкости не хватает и ритма. Хотите, я вам помогу. Я умею звонкий ритм клювом выбивать. Будет у нас не дуэт, а трио.
Согласились малиновка и колокольчик и запели вместе с дятлом втроем. Изо всех сил старались. Колокольчик нежно звенел, малиновка сладко пела, дятел звонко стучал, но песенка опять не получилась. Тут из травы кузнечик застрекотал:
- Вашему трио стрекота не хватает. Возьмите меня, я стрекотом вам подпою, и будет у нас не трио, а квартет.
Взяли певцы кузнечика в свою группу и начали вчетвером песню для леса разучивать, но снова ничего у них не получилось.
- Может, нам других музыкантов пригласить, знаменитых? - предложил колокольчик.
- Все обиделись и стали доказывать, что они самые знаменитые музыканты в лесу.
- Дело тут не в музыкантах, а в каком-то секрете, - проскрипела старая мудрая ель, возле которой лесные певцы репетировали. Позовите фею Музыки, она все музыкальные секреты знает.
Позвали певцы фею Музыки. Она тут же прилетела и говорит:
- Секрет тут простой. Вы пели каждый свою песенку, а чтобы петь дуэтом или квартетом, вам нужно всем вместе одну и ту же песенку петь и друг друга слушать.
Послушались певцы совета феи. Сначала все вместе исполнили песню колокольчика, потом - малиновки, а затем - дятла и кузнечика.
- Когда я пел песенку малиновки, мой голос звонче стал; а когда песенку дятла - у голоса громкость появилась, - радовался колокольчик.
Концерт удался на славу. Лесной квартет исполнил целых четыре песни: колокольчика, малиновки, дятла и кузнечика.
- Спасибо, друзья, за песни. Никогда таких складных и звонких песен не слышал, - зашелестел ветвями лес. - А еще спасибо за самый главный подарок.
Удивились певцы, потому что больше не было у них подарков для леса.
- Самый главный для меня подарок - это то, что вы научились петь все вместе и друг друга слушать, - объяснил лес.

Вопросы и задания
Почему сначала певцам не удавалось петь слаженно и красиво?
В чем состоит самая большая трудность пения дуэтом, трио или квартетом?
Если бы вам необходимо было выбирать певцов для лесного квартета, кого бы вы выбрали и почему?
Нарисуйте, как лесной квартет дает музыкальный концерт на лесной опушке.
Попробуйте исполнить какую-либо известную детскую песню дуэтом, трио или квартетом.

Дирижерская палочка

Когда Сережа приезжал в гости к бабушке, он больше всего любил разглядывать разные предметы в ящиках бабушкиного комода. Старинные шкатулки и украшения, ажурные шляпки и веера. Только одну большую шкатулку бабушка никогда не открывала.
«Это дедушкина, там нет для тебя ничего интересного», - говорила бабушка. Сережа знал, что дедушка был музыкантом, но очень рано умер, и в доме от него почти не осталось вещей. Только одна старинная фотография, на которой дедушка сидел за фортепьяно.
Это фортепьяно до сих пор стояло в комнате у бабушки, и Сережа учился на нем играть.
Однажды бабушка ушла по делам, а Сережа остался один в доме. Он открыл комод, и на глаза ему попалась дедушкина шкатулка. «Все-таки интересно, что там такое?» - подумал мальчик и попытался открыть крышку.
К счастью, крышка легко поддалась, и мальчик увидел, что шкатулка пустая. Только на дне лежала деревянная палочка, похожая на указку. «Зачем бабушка какую-то указку хранит в такой красивой шкатулке», - с недоумением подумал мальчик.
Он взял палочку в руки. Она была легонькая и как будто живая.
«А вдруг это волшебная палочка», - с замиранием сердца подумал мальчик. Он три раза взмахнул палочкой и громко сказал: «Раз, два, три, чудо сотвори».
Ничего не произошло. Сережа перепробовал все заклинания, какие только слышал и смог сам придумать, но палочка не работала. Сережа сначала немножко расстроился, но потом стал весело скакать по комнате, размахивая палочкой.
В какой-то момент Сережа, сам не зная почему, вдруг остановился, закрыл глаза и стал размахивать палочкой, воображая себя дирижером.
И палочка словно ожила. Она чуть-чуть дернулась, и откуда-то сбоку раздался тихий, чуть слышный стук барабанов: «тра-та-та». Палочка повела кончиком снизу вверх, и запела флейта, а за ней кларнет. Широкий полукруг палочки разбудил скрипки. Палочка плыла в воздухе, словно по волнам, и музыка скрипок то взлетала вверх, то падала вниз, встречаясь там с альтами, виолончелью и басовитым голосом контрабаса.
Один за другим послушные движениям палочки в хор включались все новые и новые музыкальные инструменты, а музыка звучала все громче и громче.
Вдруг на плечо мальчика легла рука бабушки, и все мгновенно стихло.
- Внучек, что с тобой! Я тебя зову, а ты не слышишь? - испуганно проговорила бабушка.
- Бабушка - это, э-то же волшебная палочка, - от волнения Сережа даже стал заикаться.
- Ты все-таки добрался до дедушкиной шкатулки, - всплеснула руками бабушка. - Эта дирижерская палочка - единственное, что осталось у меня как память о дедушке. Это не игрушка. Я не хочу, чтобы она пропала. Положи ее на место.
- Бабушка, как ты не понимаешь! Это по-настоящему волшебная палочка. Она может заставить звучать целый оркестр! - воскликнул мальчик.
- Я знаю, что она волшебная, - спокойно ответила бабушка. - Все дирижерские палочки - волшебные, разве ты не знал, внучек? Но сейчас положи палочку на место. Фея Музыки разрешает держать ее в руках только волшебникам-дирижерам.
Сережа вздохнул, убрал палочку в шкатулку, а потом спросил:
- Бабушка, если я стану дирижером, ты дашь мне эту палочку?
- Обязательно, я очень хочу, чтобы ты стал настоящим волшебником, как и твой дедушка, дирижер, - серьезно ответила бабушка.

Вопросы и задания
Для чего оркестру дирижер? Могут ли четыре музыканта (квартет) слаженно исполнить музыку без дирижера? А музыкальное трио (три музыканта)? А дуэт (два музыканта)?
Когда вы слышите слово «оркестр», что вы представляете?
Как вы думаете, должен ли дирижер уметь играть на разных музыкальных инструментах?
Представьте, что вы дирижер и должны дать музыкантам своего оркестра несколько важных советов, чтобы оркестр лучше звучал. Что вы им посоветуете?
Какие навыки должны быть у хорошего дирижера?

"ПРОЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С МАМОЙ" (Листочек для "домашнего" чтения, для детей подготовительной группы)

Дирижер и его палочка

Вам наверняка приходилось бывать в оперном Театре. Вы пришли и заняли свои места в зале. Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты. Вы слышите, как они настраивают свои инструменты. До вас доносится невообразимый шум! Кажется, что из этих звуков ничего красивого не получится. А ведь еще будут певцы-солисты и хор! Но вот открывается занавес, и... полилась прекрасная музыка.
В том, что все инструменты звучат слаженно и четко, заслуга дирижера - он руководит огромным оркестром. А происходит все с помощью небольшой деревянной палочки.
Эту тоненькую палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром литавр и звуки труб, пение скрипок и нежные трели флейт. Волшебной палочка становится только в руках дирижера. Он нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле - везде, где музыку исполняет большой коллектив.
В древнегреческом театре главной фигурой был корифей - он дирижировал хором, ему подчинялись и музыканты. Ритм корифеи отбивали подошвой, окованной железом, а дирижировали руками.
В средние века церковные дирижеры пользовались особым уважением. Символом их музыкальной власти был тяжелый, искусно отделанный жезл.
В опере 18 века дирижера называли «дровосеком», потому что в его руках была палка длиной 1 метр 80 сантиметров. Этой палкой -по-итальянски ее называли «баттута» - во время спектакля отбивали громко ритм. Не очень-то приятно было слушать музыку в таком сопровождении, ведь руководитель оркестра колотил в пол, отбивая ритм.
А в итальянской опере дирижеров было двое: один, скрипач, руководил оркестром, другой, клавесинист, - певцами. Место за клавесином было опасным, там обычно сидел автор оперы. Ему частенько приходилось испытывать на себе реакцию публики на его произведении. Если темпераментным итальянцам не нравилась музыка, в несчастного автора летели гнилые помидоры и тухлые яйца.
В 19 веке состав симфонического оркестра увеличился, и стало просто невозможно одновременно играть на инструменте и дирижировать. И вот тогда первый скрипач оркестра, его называли концертмейстер, отложил свою скрипку и стал дирижером.
Мастерство игры в оркестре развивалось, появлялись голоса новых инструментов. Управлять их звучанием стало сложнее и возникло "тихое" дирижирование – жестами руки. Но музыкантам не всегда удавалось уследить за движениями руки дирижера и чтобы сделать жест более заметным, мастера стали использовать различные предметы.

Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свернутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали предметы более крупных размеров. Например, композитор Мендельсон дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку.
Однако все дирижеры стояли всегда лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным.
Первым традицию нарушил Рихард Вагнер. Он и его современники Мендельсон, Лист, Берлиоз и были первыми дирижерами в современном понимании. Они вели за собой оркестр.
А небольшую деревянную палочку для дирижирования впервые применили композиторы и дирижеры Карл Вебер и Людвиг Шпор. Сделали они это независимо друг от друга. Новый способ дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижера. Развитие вокально-хоровых на выков на музыкальных занятиях в детском саду

Презентация на тему: « Моя профессия- музыкальный руководитель» Музыкальный руководитель- Мункина Лариса Владимировна МДОУ «Солнышко» № 3 Ртищево 2017

П резентация профессиональной деятельности музыкального руководителя МДОУ « Солнышко» № 3 Мункиной Ларисы Владимировны Стаж педагогической деятельности 22 года, из них 10 лет в МДОУ « Солнышко» № 3 в должности музыкального руководителя. Образование высшее. Закончила педагогический ВУЗ.

Развивать музыкальные и творческие способности ребенка в различных видах музыкальной деятельности с учетом его индивидуальных возможностей. Основная цель

♫ Развивать у детей музыкальные умения и навыки в различных видах музыкальной деятельности. ♫ Знакомить детей с многообразием музыкаль – ных форм и жанров в привлекательной и доступной форме. ♫ Воспитывать и эмоциональную отзывчивость и основы музыкальной культуры. Приобщать детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре. ♫ Развивать творческие способности. З а д а ч и

Оформление музыкального зала обновляется в соответствии с сезоном года и проводимым праздником. Оформление музыкального зала

Предметная среда сомасштаб-на глазу, действиям руки, росту ребёнка. Приобретены и изготовлены своими руками: музыкально-дидактические игры, детские музыкальные инструменты, атрибуты для подвижных игр, игрушки и костюмы для театрализованной деятельности. Музыкальная развивающая среда

Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет: куклы-неваляшки; образные музыкальные «поющие» игрушки петушок, котик, зайка игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчик. игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, барабан; набор не озвученных образных инструментов гармошки, дудочки, балалайки; атрибуты к музыкальным подвижным играм; флажки, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки для детского танцевального творчества (по сезонам) ; магнитофон и набор программных аудиозаписей. Наполнение музыкальных зон по возрастным группам.

Перечень материалов для детей от 4 – 5 лет: В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности этих детей используются пособия для младшей группы, перечисленные выше, а также дополнительно: металлофон; шумовые инструменты для детского оркестра; книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ; музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик»; атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь»; погремушки, бубны, барабаны, треугольники; иллюстрации по теме «Времена года»; музыкальные игрушки самоделки; атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам; портреты композиторов.

В и д ы: слушание-восприятие, детское исполнительство, детское музыкальное творчество, музыкально-образовательная деятельность. Формы: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности. Музыкальные занятия - основная форма организации воспитания, обучения, развития детей - базируется на обязательных програм-мных требованиях, составленных с учетом возрастных особеннос-тей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одно-временно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллек-тивно поют, играют, пляшут. Объединенные общим стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех каждого - успех всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной. Виды и формы музыкальной деятельности

Дошкольное детство–период интенсивного ста-новления личности, этап формирования фунда-ментальных психологических новообразований. Именно тогда закладываются основы духовной культуры ребенка, активизируется чувственная сфера. Одной из важных задач музыкального воспи-тания является формирование основ музыкаль-ной культуры личности дошкольника. Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкаль-ное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мыш-ление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальная культура

Музыкальные занятия – как вид оздоровления

Участие в конкурсах, сотрудничество с социальными институтами Муниципальный районный конкурс «Звездный дождь». Городской конкурс «Театрализованное представление Муха Цокотуха». Участие в семинарах. Конкурс «Театр – наш друг и помощник». Конкурс Метадического Объединения (МО). Вокально-певческие навыки.

Достижения воспитанников

ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ И ДОСТИЖЕНИЯ





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель. Расширять музыкальный кругозор: формировать представления дошкольников о различных профессиях в музыкальной среде (певец, исполнитель-инструменталист, дирижёр, композитор, учитель музыки).

Задачи:

  • Развивать память, творческое воображение, выразительность и эмоциональность исполнения знакомых песен.
  • Расширять словарный запас.
  • Воспитывать культуру слушателя.
  • Вызвать эмоциональный отклик и чувство радости.

Материалы, оборудование к занятию: мультимедиа проектор, презентация, детские шумовые инструменты по количеству детей, музыка для игр, картинки-раскраски с изображением людей музыкальных профессий на каждого ребёнка.

Ход мероприятия

(2 слайд)

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я расскажу вам о музыкантах. О людях, которые занимаются музыкой профессионально. Для них музыка - это профессия.

(3 слайд)

Музыкант - это человек, умеющий играть на музыкальном инструменте. В музыкальной среде есть несколько профессий.

(4 слайд)

Например, профессия – вокалист . Это сольный певец или артист хора.

Музыкальный инструмент вокалиста (певца) - это его голос. Певец (певица) - это тот, кто поёт. Он занимается пением песен, арий, романсов, хоров.

(5 слайд)

Послушайте певца Трубадура из любимого всеми м/ф «По следам Бременских музыкантов» (песня Трубадура «Луч солнца золотого»).

Певцы специализируются в определённом музыкальном жанре, например, может быть оперный певец, рок-певец. В церкви певца называют певчий, на эстраде - эстрадный певец.

(6 слайд)

Как вы думаете, в каком жанре поют эти певцы? (Фрагмент м/ф «По следам Бременских музыкантов»: песня «Мы к вам приехали на час»).

(7 слайд)

Музыкальный руководитель: Певец в хоре – называется хорист или артист хора.

(8 слайд)

Послушайте в исполнении хора песню «Ой, ты травушка-муравушка» (Фрагмент м/ф «Пиф-паф, ой-ой-ой»).

Музыкальный руководитель предлагает детям представить себя артистами хора и исполнить любимую песню (по выбору детей).

Дети исполняют любую известную им песню

(9-13 слайды)

Музыкальный руководитель: Следующая профессия в музыкальной среде – инструменталист (в академической музыке обычно называется исполнителем), например, пианист, саксофонист, барабанщик, гитарист, скрипач и т.д. Название зависит от инструмента, на котором играет музыкант.

(14 слайд)

Послушайте исполнение скрипача (фрагмент м/ф «Первая скрипка»).

Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть на разных музыкальных инструментах.

Проводится игра-имитация «Музыканты»

(Под звучание весёлой музыки дети, по показу педагога или ведущего-ребёнка, имитируют игру на пианино, скрипке, баяне, трубе, барабане, гитаре)

(15 слайд)

Музыкальный руководитель: есть в музыкальной среде интересная профессия - композитор . Это автор или «сочинитель» музыки.

(16 слайд)

Он записывает музыку при помощи специальных знаков - нот. Чтобы музыканты могли прочитать её и спеть или сыграть на своём музыкальном инструменте.

(17-19 слайды)

Вспомним знакомых нам композиторов (по ходу воспроизведения слайдов дети называют композитора, педагог помогает).

(20 слайд)

Посмотрите фрагмент м/ф «Рекс композитор».

(21 слайд)

Следующая профессия - дирижёр. Это руководитель оркестра или хора. Слово дирижёр сродни слову директор. А директор - это руководитель. Музыканты своего руководителя - дирижёра - безоговорочно слушаются.

(22 слайд)

Посмотрите, вот дирижёр хора или хормейстер . Хор своему дирижёру прямо в рот смотрит. Потому что хормейстер губами обычно показывает, как надо петь.

(23 слайд)

А это дирижёр оркестра.У него в руках маленькая изящная палочка. Музыканты под управлением дирижёра играют слаженно и вдохновенно.

(24 слайд)

Кто командует парадом музыкальных инструментов в оркестре? Кто соединяет в единое целое голоса в хоре? Кто он, человек стоящий на концерте спиной к нам, слушателям, и подающий какие-то таинственные знаки музыкантам?

Дети (отвечают хором): Дирижёр.

(25 слайд)

Посмотрите фрагмент м/ф «Том дирижёр» (из серии «Том и Джери»).

Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть в оркестр (дети выбирают шумовые инструменты).

Проводится игра «Оркестр»

(Под любую весёлую музыку дети импровизируют игру на шумовых инструментах, слушая команды дирижёра - ребёнка или педагога)

(26 слайд)

Есть ещё одна замечательная профессия в музыкальной среде - учитель музыки . Это человек, который обучает детей слушать, понимать, любить и исполнять музыку. Посмотрите, как светлячок учился играть на скрипке.

(27 слайд)

А вот история, как светлячок учился играть на скрипке (фрагмент м/ф «Первая скрипка»).

(28 слайд)

Музыкальный руководитель: ребята, давайте повторим, какие профессии бывают в музыкальной среде (задаёт детям вопросы-загадки о музыкальных профессиях и открывает картинку-отгадку на экране)

Загадки:

  1. Он пишет музыку для нас, мелодии играет,
    Стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет? (Композитор)
  2. Тонкой палочкой взмахнет - хор на сцене запоет.
    Не волшебник, не жонглер. Кто же это? (Дирижёр, хормейстер)
    Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.
    Он в оркестре самый главный, он в оркестре - президент! (Дирижёр)
  3. Для этого музыканта музыкальным инструментом является его голос (Певец)
  4. Музыканта, играющего на скрипке называют … ? (Скрипач)
  5. Человек этой профессии учит детей слушать, понимать, исполнять музыку (Учитель музыки)

Молодцы! Наше знакомство с музыкальными профессиями подошло к концу. До новых встреч в музыкальной гостиной!

Музыкальный руководитель предлагает детям картинки-раскраски с изображением музыкантов. Дети раскрашивают картинки в свободной деятельности.

Список литературы:

  1. Леонтьева Е.А. Как рассказать ребёнку о музыке и музыкальных профессиях. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/statya-dlya-roditelei
  2. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. - СПб: Советский композитор, 1991. - 120 с.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель. Расширять музыкальный кругозор: формировать представления дошкольников о различных профессиях в музыкальной среде (певец, исполнитель-инструменталист, дирижёр, композитор, учитель музыки).

Задачи:

  • Развивать память, творческое воображение, выразительность и эмоциональность исполнения знакомых песен.
  • Расширять словарный запас.
  • Воспитывать культуру слушателя.
  • Вызвать эмоциональный отклик и чувство радости.

Материалы, оборудование к занятию: мультимедиа проектор, презентация, детские шумовые инструменты по количеству детей, музыка для игр, картинки-раскраски с изображением людей музыкальных профессий на каждого ребёнка.

Ход мероприятия

(2 слайд)

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я расскажу вам о музыкантах. О людях, которые занимаются музыкой профессионально. Для них музыка - это профессия.

(3 слайд)

Музыкант - это человек, умеющий играть на музыкальном инструменте. В музыкальной среде есть несколько профессий.

(4 слайд)

Например, профессия – вокалист . Это сольный певец или артист хора.

Музыкальный инструмент вокалиста (певца) - это его голос. Певец (певица) - это тот, кто поёт. Он занимается пением песен, арий, романсов, хоров.

(5 слайд)

Послушайте певца Трубадура из любимого всеми м/ф «По следам Бременских музыкантов» (песня Трубадура «Луч солнца золотого»).

Певцы специализируются в определённом музыкальном жанре, например, может быть оперный певец, рок-певец. В церкви певца называют певчий, на эстраде - эстрадный певец.

(6 слайд)

Как вы думаете, в каком жанре поют эти певцы? (Фрагмент м/ф «По следам Бременских музыкантов»: песня «Мы к вам приехали на час»).

(7 слайд)

Музыкальный руководитель: Певец в хоре – называется хорист или артист хора.

(8 слайд)

Послушайте в исполнении хора песню «Ой, ты травушка-муравушка» (Фрагмент м/ф «Пиф-паф, ой-ой-ой»).

Музыкальный руководитель предлагает детям представить себя артистами хора и исполнить любимую песню (по выбору детей).

Дети исполняют любую известную им песню

(9-13 слайды)

Музыкальный руководитель: Следующая профессия в музыкальной среде – инструменталист (в академической музыке обычно называется исполнителем), например, пианист, саксофонист, барабанщик, гитарист, скрипач и т.д. Название зависит от инструмента, на котором играет музыкант.

(14 слайд)

Послушайте исполнение скрипача (фрагмент м/ф «Первая скрипка»).

Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть на разных музыкальных инструментах.

Проводится игра-имитация «Музыканты»

(Под звучание весёлой музыки дети, по показу педагога или ведущего-ребёнка, имитируют игру на пианино, скрипке, баяне, трубе, барабане, гитаре)

(15 слайд)

Музыкальный руководитель: есть в музыкальной среде интересная профессия - композитор . Это автор или «сочинитель» музыки.

(16 слайд)

Он записывает музыку при помощи специальных знаков - нот. Чтобы музыканты могли прочитать её и спеть или сыграть на своём музыкальном инструменте.

(17-19 слайды)

Вспомним знакомых нам композиторов (по ходу воспроизведения слайдов дети называют композитора, педагог помогает).

(20 слайд)

Посмотрите фрагмент м/ф «Рекс композитор».

(21 слайд)

Следующая профессия - дирижёр. Это руководитель оркестра или хора. Слово дирижёр сродни слову директор. А директор - это руководитель. Музыканты своего руководителя - дирижёра - безоговорочно слушаются.

(22 слайд)

Посмотрите, вот дирижёр хора или хормейстер . Хор своему дирижёру прямо в рот смотрит. Потому что хормейстер губами обычно показывает, как надо петь.

(23 слайд)

А это дирижёр оркестра.У него в руках маленькая изящная палочка. Музыканты под управлением дирижёра играют слаженно и вдохновенно.

(24 слайд)

Кто командует парадом музыкальных инструментов в оркестре? Кто соединяет в единое целое голоса в хоре? Кто он, человек стоящий на концерте спиной к нам, слушателям, и подающий какие-то таинственные знаки музыкантам?

Дети (отвечают хором): Дирижёр.

(25 слайд)

Посмотрите фрагмент м/ф «Том дирижёр» (из серии «Том и Джери»).

Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть в оркестр (дети выбирают шумовые инструменты).

Проводится игра «Оркестр»

(Под любую весёлую музыку дети импровизируют игру на шумовых инструментах, слушая команды дирижёра - ребёнка или педагога)

(26 слайд)

Есть ещё одна замечательная профессия в музыкальной среде - учитель музыки . Это человек, который обучает детей слушать, понимать, любить и исполнять музыку. Посмотрите, как светлячок учился играть на скрипке.

(27 слайд)

А вот история, как светлячок учился играть на скрипке (фрагмент м/ф «Первая скрипка»).

(28 слайд)

Музыкальный руководитель: ребята, давайте повторим, какие профессии бывают в музыкальной среде (задаёт детям вопросы-загадки о музыкальных профессиях и открывает картинку-отгадку на экране)

Загадки:

  1. Он пишет музыку для нас, мелодии играет,
    Стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет? (Композитор)
  2. Тонкой палочкой взмахнет - хор на сцене запоет.
    Не волшебник, не жонглер. Кто же это? (Дирижёр, хормейстер)
    Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент.
    Он в оркестре самый главный, он в оркестре - президент! (Дирижёр)
  3. Для этого музыканта музыкальным инструментом является его голос (Певец)
  4. Музыканта, играющего на скрипке называют … ? (Скрипач)
  5. Человек этой профессии учит детей слушать, понимать, исполнять музыку (Учитель музыки)

Молодцы! Наше знакомство с музыкальными профессиями подошло к концу. До новых встреч в музыкальной гостиной!

Музыкальный руководитель предлагает детям картинки-раскраски с изображением музыкантов. Дети раскрашивают картинки в свободной деятельности.

Список литературы:

  1. Леонтьева Е.А. Как рассказать ребёнку о музыке и музыкальных профессиях. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/statya-dlya-roditelei
  2. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. - СПб: Советский композитор, 1991. - 120 с.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры