Николай Кудрин. Судьба и песни

Главная / Чувства

Её автор и ведущий народный артист России Виктор Татарский проникновенно и доверительно - в манере, не терпящей суеты, читает письма слушателей с житейскими историями, рассказами о судьбах, с воспоминаниями о песнях... А откликом на каждое письмо звучит песня или мелодия, которая, быть может, ещё ни разу не была в эфире... И, порой, так происходит, что разыскать в фонотеке радио музыкальные произведения, о которых вспоминают слушатели, не представляется возможным. Тогда Виктор Витальевич Татарский обращается к помощникам передачи - коллекционерам грамзаписей с просьбами о поиске раритетных фонограмм. Об истории розыска одной из таких записей и пойдёт речь на этой странице сайта.

Почта доставила на «Радио России» письмо, в котором содержится воспоминание о песне «Деревенька моя» композитора Николая Кудрина. В самом начале 1970-х годов Николай Михайлович Кудрин подарил эту песню народному хору из рабочего посёлка Сузун Новосибирской области, с которым сотрудничал. И Сузунский хор стал первым исполнителем «Деревеньки». С этой песней хор представлял Новосибирскую область в Москве на Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности, посвящённом 50-летию образования СССР. В 1974 году в исполнении Сузунского русского народного хора песня «Деревенька моя» была впервые записана на грампластинку, а три года спустя эта запись вошла в программу ещё одного винилового диска-гиганта - «Сибирский сувенир», представлявшего лучшие творческие коллективы и вокалистов Новосибирской области.

Песня «Деревенька моя» стала широко известна и популярна; её поют и поныне... Однако, когда «Радио России» потребовалась фонограмма Сузунского русского народного хора, оказалось, что грампластинки, на которых она была издана - филофоническая редкость. Пластинок не нашлось ни у крупнейших в России коллекционеров грамзаписей, ни в самой фирме «Мелодия» (даже магнитофонная плёнка с песней не сохранилась у издателя), нет искомых пластинок и в обширном аудиофонде Российской Государственной библиотеки... Запись песни искали не только в Москве, где сосредоточены крупнейшие фонотеки страны, но и на родине хористов - в Новосибирской области при активном содействии сотрудников Новосибирского государственного областного Дома народного творчества и журналиста ГТРК «Новосибирск» Надежды Соколовой:

В интервью информационной программе «Вести Новосибирск», фрагмент которого вошёл в телесюжет, участницы первого состава Сузунского русского народного хора Галина Егоровна Ильичёва и Надежда Константиновна Строганова поведали о том, что «когда композитор Николай Кудрин написал песню "Деревенька моя", руководители хора с удовольствием взяли её в репертуар - всем песня очень понравилась. Ведь, в ней и мелодия, и стихи прекрасные... Когда поёшь "Деревеньку...", кажется, что слова песни словно из глубины души звучат - в песне всё и просто и, в то же время, очень образно, ёмко, напевно... Замечательная песня, ставшая визитной карточкой Сузунского хора!

Появился хор в 1968 году благодаря заслуженной артистке России Александре Ивановне Поповой, а также Павлу Захаровичу Полевахо и Борису Николаевичу Назарову. С нашим хором около двух лет братья Геннадий и Александр Заволокины работали - их творческий путь начинался в Сузуне. Это было ещё на рубеже 60-х - 70-х годов. Они преподавали в музыкальной школе и работали аккомпаниаторами в хоре. Заволокиных сразу видно было, что это профессионалы своего дела, очень талантливые ребята! Песни Геннадия Заволокина мы тоже пели: "Ой, какая за деревней тает в небе синева. Ой, какие задушевные у милого слова..."

В то время хор часто выступал на песенных смотрах и был одним из лучших хоров Сибири; дважды становился лауреатом Всероссийского смотра художественной самодеятельности; выезжал на гастроли не только по Советскому Союзу, но и за рубеж: мы пели в Чехословакии, Югославии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Португалии и даже в Японии! Сузунский хор давал более ста концертов в год; ему присвоили почётное звание народного коллектива. Помимо нас, хористов, в коллективе были танцевальная группа и оркестр русских народных инструментов!

Но времена меняются... Хор и сейчас есть - молодёжь в нём поёт, но репертуар другой. Мы не сожалеем об этом, просто, хор в несколько ином направлении развивается. Да и время нынче другое...»

После выхода в телеэфир сюжета о поиске пластинок Сузунского русского народного хора, как сообщила сайту «сайт» его автор Надежда Соколова, в редакцию «Вестей Новосибирска» последовали десятки откликов - звонили зрители, в домашних фонотеках которых сохранились грампластинки Ольги Воронец, Нины Пантелеевой, других артистов и коллективов с записью «Деревеньки», но только не в исполнении Сузунского хора! И лишь сотрудники Новосибирской государственной областной научной библиотеки смогли найти редчайшую запись: в фондах библиотеки сохранились обе разыскиваемые пластинки с песней «Деревенька моя» в исполнении Сузунского русского народного хора. Об этом и рассказала в новом сюжете журналист:

Композитор Николай Кудрин вспоминал о том, что «Деревеньку» написал во время поездки с концертами в Кыштовский район Новосибирской области. Увидел в местной газете стихи Владимира Гундарева и песня родилась буквально сразу - настолько напевны были сами стихи...

Предваряя выпуск радиопередачи «Встреча с песней», в котором Виктором Татарским будет прочитано письмо о песне «Деревенька моя» и прозвучит запись Сузунского русского народного хора, сайт «сайт» впервые в интернете публикует редчайшую фонограмму песни:

«Деревенька моя»

(Николай Кудрин - Владимир Гундарев)

Сузунский русский народный хор

Николай Кудрин. Судьба и песни.

Песни Николая Михайловича Кудрина знакомы уже нескольким поколениям и не только по грамзаписям: счастливая судьба у песен сибирского композитора - их любят и поют по всей стране, нередко считая народными... «Когда Николай Михайлович сочинял музыку "Деревеньки", то он село Вассино Тогучинского района, в котором родился, представлял!» , - рассказывает супруга композитора Наталья Кудрина-Столярова, - «Помню, в зарубежной поездке были. Едем в автобусе из Румынии в Болгарию. Вдоль дороги мелькают деревья... И вдруг на просторе красивая деревенька открывается взору... Тут все как один, не сговариваясь, запели песню "Деревенька моя"... Кто слова подзабыл, я напоминала... Сейчас, когда одна бываю дома, слушаю записи "Деревеньки" или сама напеваю - это моя любимая песня!» .

Наталья Андреевна, Вы создавали обложки песенников Николая Кудрина, в том числе нотного сборника с названием «Деревенька моя»...

Это 76-й год... Нашему сыну Коле месяцев пять было и по ночам, когда он засыпал, я рисовала обложку. Но первоначально название сборника было по другой известной песне Николая Михайловича - «Хлеб - всему голова». Помню, пришли к главному художественному редактору Западносибирского издательства Виталию Минько показать вариант обложки: на вишнёвом фоне орнамент «огуречного цвета»; как бы приоткрытая сцена, виднеется пшеничное поле - колоски и вдали домик... А Виталий Порфирьевич, вдруг, говорит: «Давайте, назовём сборник "Деревенька моя" - эту песню знают лучше, чем "Хлеб - всему голова"!» И тогда я в другой - зелёно-бирюзовой гамме обложку сделала, а вспоминая слова песни: «...в веснушках черёмух стоишь над рекой...», нарисовала белые лепестки, словно снежинки падают и орнамент... Получилось, как будто артисты в кокошниках стоят. Узоры сделала и отражение в воде, серединку которого стилизовала под колоски. Получилось и декоративно, и красиво, и по-народному!

Я архитектор по образованию, работала в Новосибирском государственном проектном институте. А страсть моя - рисовать, создавать орнаменты! Поэтому, вечерами и по ночам часто рисовала: наброски, эскизы делала, книги оформляла - сказки для детей. Книжки «Дюймовочка», «Морозко», «Серебряное копытце» с моими рисунками несколько раз переиздавались; за оформление этих книг имею награды! А ещё костюмы артистам создавала. В тёмно-синих бархатных платьях, сшитых по моим эскизам, Сибирский хор пел. И Людмиле Зыкиной платье также по придуманному мною эскизу сшили. Певица в нём выступала! Людмила Георгиевна была дружна с Николаем Михайловичем Кудриным, гостила у нас. Помню, она попросила нарисовать ей платье, но только такое, чтобы не полнило её фигуру. Зыкиной понравился насыщенный, глубокий изумрудный цвет и изображение кисти рябины на груди и на плече... И юбка тоже с изображением рябины... А сама певица как-то мне призналась в том, что получает истинное наслаждение, если удаётся заняться вышиванием - говорила о том, что очень вышивать любит...

Песни Николая Кудрина пели Ольга Воронец, Людмила Зыкина, Нина Пантелеева, Галина Меркулова, Галина Белаш, Татьяна Хохлова, Сибирский и Сузунский русские народные хоры, ансамбль «Ваталинка» и ещё многие и многие артисты. Знаю, была у Николая Кудрина и собственная вокальная группа...

Бригада творческая была, концерты которой назывались, как и радиопередача - «Встреча с песней». Вполне возможно, что эта передача как раз и послужила идеей названия концертной программы (Николай Михайлович очень любил слушать радио!). Пели в группе Валентина Авдеенко-Михайлова, Галина Юдина, Галина Меркулова, Ольга Кулагина. По городам и весям сибирским выступали. А я афиши им рисовала, красивые костюмы певицам придумывала!..

- А в гастрольные поездки с Николаем Михайловичем отправлялись?

Обычно, напеку пирогов и спешу с гостинцами провожать артистов на гастроли! Старалась и Николаю Михайловичу помогать - у него, ведь, ещё с фронтовых лет правое плечо побаливало и я помогала ему баян нести... В поездках с ним была - это незабываемо! Помню, после одной из них так впечатлилась концертом, что, пока обратно ехали в электричке, всё заметки делала в тетрадке, чтобы ничего не забыть. А потом статью в газету написала, назвав её «Встреча с песней», в которой рассказала о том, что меня более всего поразило. Казалось бы: изнурительная поездка - бездорожье, неизбежная усталость... И наши артистки - обыкновенные люди... Но когда после этой долгой дороги выходили на сцену в нарядных костюмах - волшебство происходило - так они преображались, словно и не было утомительного пути, словно нет усталости! А главное, какой зритель! В дальние деревеньки приезжали - пока доберёшься, уже и поздний-поздний вечер... Но зрители в, порой, холодных, плохо отапливаемых клубах ждали нас, не расходились по домам - и с малыми детьми сидели на неудобных деревянных скамьях в ожидании встречи с Николаем Кудриным и его песнями...

«Сапожки русские»

(Николай Кудрин - Александр Щербань)

Нина Пантелеева

- Наталья Андреевна, а как произошло Ваше знакомство с Николаем Михайловичем Кудриным?

Николай Михайлович старше меня на 17 лет. Когда он вернулся в Новосибирск после службы на флоте, я только родилась... А встретились, когда мне 19 лет было - в то время я на первом курсе Архитектурного института училась... Меня баба Маша воспитывала - приёмная мама - Мария Алексеевна Столярова, она и дала мне свою фамилию. Жили мы в доме на Привокзальной площади в одном подъезде с артистами знаменитого на всю страну вокального дуэта Юрием Притулой и Иваном Кругловым. Жили дружно, в гости друг к другу ходили, даже зарядку вместе делали! А потом Юрий Никифорович с семьёй уехал в Ростов-на-Дону - его пригласили в этот город работать в театре.

Помню, октябрь месяц был и яркое солнышко светило. Баба Маша попросила меня сходить за хлебом. А я любила быстро по ступенькам бегать! И вот, спускаюсь по лестнице и на втором этаже буквально натыкаюсь на симпатичного, немножко полноватого в охристо-коричневой курточке и серебристом как у Швейка головном уборе мужчину... Вскрикнула от неожиданности: «Ой, извините!» Он улыбнулся - до сих пор эта улыбка в моей душе, поздоровался и угостил шоколадными конфетами - целую ладонь конфет протянул! Обратила внимание на его глаза - красивые серо-голубые глаза (у меня, ведь, тоже глаза голубые!).

Баба Маша была старшей по дому и как-то попросила меня собрать по квартирам деньги для уборщицы. Стучусь в 11-ю квартиру, в которой раньше семья Юрия Притулы жила, а дверь открывает этот голубоглазый мужчина с лучезарной улыбкой! Оказалось, у него день рождения - 19 декабря! И я случайно попала на праздник - на день рождения Николая Михайловича Кудрина, познакомилась ближе с ним, с его семьёй - детьми Вовой и Надей, с его первой женой Людмилой Павловной... Как она здорово танцевала под «Сапожки русские»!.. Кстати сказать, мелодию песни «Сапожки русские» Николай Михайлович сочинил, когда ехал в трамвае - прямо на полях газеты записал ноты! Музыкой он жил постоянно.

Мы дружили семьями. Николай Кудрин меня на концерты приглашал, а когда уезжал с женой на гастроли, то мне доверяли присматривать за детьми. Вове тогда лет девять было, а Наде - одиннадцать. Такие добрые и радушные у нас отношения с соседями были! Потом Кудрины переехали в другой дом. Но мы часто виделись с Николаем Михайловичем в автобусе - я ехала на работу, а он по утрам, выходя из дома, спешил проведать отца, который жил отдельно (Михаил Яковлевич Кудрин остался жив в войну, но был на фронте ранен и контужен...) и только после этого Николай Михайлович отправлялся по своим делам.

Пришло время - так распорядилась Судьба - и мы с Николаем Михайловичем Кудриным стали мужем и женой. В 1976 году у нас родился сын Коля. Стал архитектором, как и я; преподаёт в Архитектурной академии, в аспирантуре учится, кандидатскую диссертацию пишет. По его проекту, в частности, создано красивое вечернее освещение Новосибирского театра оперы и балета! А ещё Николай на баяне великолепно играет! Правда, в детстве хотел обучаться игре на скрипке, но освоил баян - очень талантливый, музыкальный. А сейчас и внучка Сонечка подрастает - четыре с половиной годика и ей также музыка интересна: пытается на кнопочки баянные нажимать...

У Николая Михайловича интерес к музыке тоже, ведь, в раннем возрасте проявился, когда он впервые услышал гармошку...

Да. Ему лет шесть было, когда он услышал игру на гармони и буквально был заворожён звучанием этого музыкального инструмента, очень просил родителей купить гармошку! И они мешок муки отдали в обмен на гармонь для сына. Николай Михайлович вспоминал, как был абсолютно счастлив в тот день, когда вёз на саночках свою гармошку домой! А потом в Доме культуры занимался и каждый раз привязывал гармонь к санкам, когда отправлялся на занятия и обратно, чтобы не уронить и не повредить гармошечку... Когда Коле было лет десять, Кудрины переехали из села Вассино в Новосибирск. В городе он освоил игру на баяне, занимаясь в художественной самодеятельности. И этот музыкальный инструмент стал для Николая Михайловича любимым на всю жизнь. Правда, было ещё одно страстное увлечение у Николая Кудрина - кино. Он как-то признался мне в том, что мечтал стать киноактёром, особенно в период, когда подростком работал киномехаником... Но военные годы изменили судьбы многих сверстников... И Николай по комсомольской путёвке вместе с баяном ушёл на фронт...

- Известно, что Николай Кудрин чудом остался жив в годы войны...

Николай обучался на подготовительных курсах воинов-десантников, прыжки с парашютом совершал. А в 1944 году попал юнгой на Тихоокеанский флот. В первый рейс он должен был отправиться на пароходе «Сухона» к берегам Америки - к союзникам - за грузами для СССР. Но когда комплектовали команду, в списке Николая Кудрина не оказалось, а значился некий «Николай Курдин»- в документ вкралась опечатка. И как ни настаивали сослуживцы Николая Михайловича на том, что нет среди них никакого Курдина, а есть только Кудрин, командир был непреклонен и не взял на борт Николая, аргументируя это тем, что всё обязано быть в строгости с указанным в документах.

Коля попал на теплоход «КИМ» Дальневосточного морского пароходства и с его командой несколько раз пересёк Атлантический океан. Его игру на баяне слушали и матросы, и жители портовых городов США и Канады... Можно сказать, Судьба оберегала Николая Кудрина! Опечатка в написании фамилии спасла ему жизнь... Ведь, пароход «Сухона» в первом же рейсе был торпедирован немецкой подлодкой, вся его команда погибла...

На кораблях Николай Михайлович прослужил пять лет. Весной 1948 года пришло известие о том, что его мама тяжело больна, парализована и Николаю пришлось оставить службу на флоте.

По пути с Дальнего Востока в поезде Николай Кудрин встретил солдата, который вёз концертный баян итальянской фирмы «Скандалли» - полтора десятка регистров, редчайший и шикарнейший музыкальный инструмент! Захотелось послушать, как он звучит, попросил солдата что-нибудь сыграть на этом баяне... И тут выяснилось, что солдатик-то толком не умеет играть! Тогда Николай Михайлович взял инструмент и сыграл сам: как же великолепно звучала музыка, словно настоящий орган играет - такая сила звука, такие приятные обертона!.. Предложил солдату поменяться музыкальными инструментами. Тот согласился, но с доплатой. И Николай Михайлович всю оставшуюся часть дороги играл на баяне «Скандалли» для пассажиров поезда, а на остановках - на привокзальных площадях. И все деньги, которые заработал, вместе со своим стареньким баяном отдал солдату. В Новосибирск Николай Кудрин приехал с баяном фирмы «Скандалли»!

Николая Михайловича приняли баянистом в Сибирский народный хор. А затем он стал работать в филармонии. Сегодня на здании филармонии имеется мемориальная доска с надписью: «В этом здании работал с 1951 по 1997 годы народный композитор-песенник Николай Михайлович Кудрин»... Помню, как-то сидели мы с Николаем Михайловичем на скамеечке в парке около филармонии. Он показал на второе окошко от правого угла здания и сказал: «Вот в этом кабинете я сочинил "Перепёлку"...»

«Перепёлка»

(Николай Кудрин - Николай Палькин)

Галина Меркулова

Первой «Перепёлку» исполнила Галина Меркулова - солистка Сибирского хора. А когда в Новосибирск на гастроли приехала Людмила Зыкина, Николай Михайлович показал песню и ей. Всего за один вечер Людмила Георгиевна разучила со своими музыкантами «Перепёлку» и на следующем концерте исполнила её со сцены!.. А через некоторое время услышал Николай Михайлович «Перепёлку» в исполнении Людмилы Зыкиной по Всесоюзному радио. Это было поздним вечером, помню: он только включил радио и тут зазвучала его песня - вот такое совпадение! Николай Михайлович был очень удивлён и обрадован!

- Такие душевные песни, как «Перепёлка», мог сочинять, наверное, только с добрым сердцем человек...

Николай Михайлович всегда улыбчивый был, добрый, мягкий, заботливый, всё прощал. И песни у него, поэтому, красивые, мелодичные получались, которые с удовольствием все пели и поют!

Ольга Воронец пела несколько песен Николая Кудрина: «Деревеньку», «Песню о неизвестном солдате», «Певунья России», «Хлеб - всему голова»... Ольга Борисовна бывала у нас в доме, я её пельменями сибирскими угощала, а она, восторгаясь их вкусом, всё расспрашивала о том, как и ей такие же приготовить: какое именно тесто необходимо, какое мясо для начинки... Ольге Воронец подарила я одну из своих расписных матрёшек - матрёшку-карандашницу - она ей очень понравилась! А потом мы много лет созванивались с Ольгой Борисовной, даже после того, как не стало Николая Михайловича... И Ольга Воронец говорила, что моя матрёшечка - у неё рядом с телефоном на столе стоит - памятный сувенир из Новосибирска...

Песню «Хлеб - всему голова» не только Ольга Воронец пела, но и Ольга Кулагина, и Сибирский русский народный хор. Когда пел хор - мощно, эмоционально, весь зал вставал! В честь авторов этой песни теперь пекут в Новосибирской области «Кудринский» хлеб - пышный такой, ароматный, белоснежный, с украшением - колосками!

- А какой он на вкус?

Он очень вкусный: чуть-чуть солёный, маленько сладкий.

- В память о Николае Михайловиче Кудрине уже много лет проводятся праздники Кудринской песни...

Верно. В день рождения Николая Кудрина - 19 декабря - проходят песенные праздники: выступают хоры и солисты - поют песни Николая Михайловича.

«Хлеб - всему голова»

(Николай Кудрин - Владимир Балачан)

Ольга Воронец

Ежегодно Новосибирский государственный областной Дом народного творчества устраивает певческий конкурс на соискание премии имени Николая Михайловича Кудрина, ставший доброй традицией!

Николай Кудрин - заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств России, был награждён орденом Дружбы народов и признан в Новосибирске «Человеком года». А в 2000-м году, уже посмертно, по результатам опроса сибиряков, композитор стал «Гражданином ХХ века Новосибирской области». Именем Николая Михайловича Кудрина названа улица в Калининском районе Новосибирска.

Николай Кудрин не дожил до своего 70-летия всего несколько месяцев... Одним из последних сочинений композитора стала опера «Гуси-лебеди», написанная для Новосибирского театра кукол по стихам и либретто Самуила Маршака.

Сайт «сайт» благодарит за помощь в подготовке публикации супругу Николая Кудрина Наталью Кудрину-Столярову, журналиста ГТРК «Новосибирск» Надежду Соколову, ветеранов Сузунского русского народного хора Галину Ильичёву и Надежду Строганову, сотрудников Новосибирской государственной областной научной библиотеки - начальника Отдела искусств Людмилу Бердникову и ведущего библиографа Отдела краеведения Галину Золотову, а также коллектив Новосибирского государственного областного Дома народного творчества.

В 1967 году семья переезжает в г. Тукумс, там идет в первый класс школы.

В феврале 1968 года отца направляют служить в Монголию, семья едет вместе с ним. С 1971 по 1974 году живет в г. Борзя Читинской области. В 1974-1977 годах живет в Архангельске, там же заканчивает среднюю школу.

В 1978 году зачислен на отделение политэкономии экономического факультета (вечерняя форма обучения) Ленинградского Государственного Университета. Тогда же по совету отца устраивается на работу в Академию тыла и транспорта Министерства обороны СССР, работает автомехаником, а затем инструктором практического обучения лаборатории двигателей на кафедре эксплуатации армейской автомобильной техники.

По окончании второго курса переводится на дневное отделение. Обучается на военной кафедре и проходит военные сборы в артиллерийской части на полигоне Струги Красные Псковской области. Получает звание лейтенанта.

После окончания экономического факультета ЛГУ в 1983 году распределен в Институт социально - экономических проблем Академии наук СССР.

Работа в Санкт-Петербурге

С 1983 года по 1985 год - стажер-исследователь в Институте социально - экономических проблем Академии наук СССР.

В декабре 1985 года поступил в очную аспирантуру Института экономики АН СССР. В 1987 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Сравнимость в механизме реализации отношений экономического соревнования».

В 1988 году возвращается в Институт социально - экономических проблем АН СССР, работает научным сотрудником.

В 1990 году получает предложение заняться практической работой в исполкоме Ленсовета и решает на время оставить научную деятельность.

С октября 1990 года - заместитель председателя Комитета по экономической реформе исполкома Ленсовета. После ликвидации Комитета по экономической реформе перешел в Комитет по управлению Ленинградской зоны свободного предпринимательства.

С ноября 1991 по 1992 год - заместитель председателя Комитета по экономическому развитию.

С августа 1992 по 1993 год - председатель Главного финансового управления мэрии Санкт-Петербурга (впоследствии переименованного в Финансовый комитет).

С 1993 по июнь 1996 года - заместитель, первый заместитель мэра, член Правительства города, председатель Комитета экономики и финансов мэрии Санкт-Петербурга.

Работа в Москве

В августе 1996 года - Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальником Главного Контрольного управления Президента Российской Федерации.

В марте 1997 года Указом Президента Российской Федерации назначен первым заместителем Министра финансов Российской Федерации.

С января 1999 года - Первый заместитель председателя правления РАО «ЕЭС» России.

В июне 1999 года назначен Первым заместителем Министра финансов Российской Федерации.

Министр финансов

С мая 2000 года

С 9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации назначен Министром финансов Российской Федерации.

С сентября 2007 года Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации.

Освобожден от занимаемой должности 26 сентября 2011 года указом №1251 Президента Российской Федерации.

После отставки вернулся к научной деятельности, а в 2012 году выступил с инициативой создания Комитета гражданских инициатив – сообщества профессионалов, способных предложить альтернативные решения стоящих пред страной проблем.

С апреля 2012 года – председатель Комитета гражданских инициатив.

С апреля 2016 года по ноябрь 2018 года возглавлял Центр стратегических разработок. Также, в 2016 году был назначен заместителем председателя Экономического совета при Президенте России.

В мае 2018 года назначен на должность Председателя Счётной палаты Российской Федерации.

Автор более 30 научных работ в области экономики и финансов. Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2010 года №1185 награжден орденом «За заслуги перед отечеством III степени» за большой вклад в проведение государственной финансовой политики и многолетнюю добросовестную работу.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года №1669-Р награжден медалью Столыпина П. А. I степени за активное участие в разработке основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации.

В 2004 году Алексей Кудрин был назван британским журналом «The Banker» министром финансов года, став победителем в двух категориях: «Мировой министр финансов года» и «Министр финансов года стран Европы».

В 2006 году британская газета «Emerging markets» назвала Алексея Кудрина лучшим министром финансов среди европейских стран с развивающимся рынком.

В 2010 году британский журнал «Euromoney» назвал Алексея Кудрина лучшим министром финансов года. По словам издателя журнала Падраика Фэллона, Кудрин был отмечен наградой в первую очередь за то, что «преодолев ощутимое политическое давление, добился создания Резервного фонда, который позволил России выйти из глобального финансового кризиса в гораздо лучшей форме, чем ожидали эксперты».

В 2018 году защитил докторскую диссертацию по теме "Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной бюджетной политики".

Играет в хоккей и большой теннис. Увлекается джазом и классической музыкой.

Офицер запаса.

Женат, имеет сына и дочь.

Декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ
Член Попечительского совета СПбГУ
Председатель Попечительского совета Института Гайдара
Заместитель председателя Экономического Совета при Президенте России, член президиума Экономического Совета при Президенте России
Председатель Попечительского совета Северного арктического федерального университета
Член Попечительского совета Фонда Егора Гайдара
Член Совета директоров Российской экономической школы
Член Совета при Президенте России по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей
Член Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге

С 25 сентября 2019 года – председатель Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ)

Композитор, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств России.

У песен Николая Кудрина - известного сибирского композитора, подвижника и пропагандиста русской песни - счастливая судьба: их в свое время подхватила вся страна, сделав подлинно народными.

Тяга к музыке у него проявилась с раннего детства. В семье музыкантов не было, Николай же в шестилетнем возрасте с помощью соседей научился играть на гармошке. И отцу пришлось покупать ему инструмент, выделив для этого два пуда пшеницы из своего небогатого крестьянского хозяйства. Жили они тогда в селе Вассино Тогучинского района. И гармошка эта в руках мальчугана, не имевшего никакого понятия о музыкальной грамоте, вдруг радостно и звонко запела на деревенских свадьбах и праздниках.

Когда Николаю было десять лет, семья переехала в Новосибирск. В военные годы мальчик ходил на занятия в школу народного творчества, везя на саночках укутанную в телогрейку гармошку. Здесь он освоил баян, ставший для него любимым музыкальным инструментом на всю жизнь. В 14 лет Николай поступил на подготовительные курсы воинов-десантников, прыгал с парашютом. За год до окончания войны отправился юнгой на Тихоокеанский флот, где прослужил пять лет.

"Деревенька моя" исп. Ольга Воронец Слушать

"Хлеб всему голова" исп. Ольга Воронец

1898-1977

Летчик-испытатель 1 класса (1940), старший лейтенант.
Родился 23 (11 — ст.ст.) января 1898 года в городе Тамбов. Окончил гимназию, институт иностранных языков, в 1915 году – курсы переводчиков факультета особого назначения Московского государственного университета.
В 1916 году окончил Николаевское военно-инженерное училище и теоретические курсы Н.Е.Жуковского при Московском высшем техническом училище, Гатчинскую военную авиационную школу (1917), Высшую военную авиационную школу в Одессе (1917).
В 1917 году прапорщик Кудрин принимал участие в Первой мировой войны в качестве военного лётчика.
С февраля 1918 года – в Красной Армии, был красвоенлётом, затем командовал 14-м истребительным отрядом.
В 1918-1919 гг. работал лётчиком-инструктором Московской военной авиационной школы лётчиков.
Участник Гражданской войны в 1919-1921 гг. Осенью 1919 года в составе особой авиационной группы он систематически подвергал белогвардейцев бомбо-штурмовым ударам, выводил из строя целые кавалерийские части мамонтовцев. В 1920 году на Западном и Южном фронтах сражался против белополяков и войск барона Врангеля. Затем служил в Закавказье. В 1921 году совершил выдающийся по тем временам перелёт через Караклисский перевал, доставив частям Красной Армии директивы командования и золото. Этот перелёт ЦИК Армении оценил как «исключительный подвиг перед трудящимися». Боевые заслуги Б.Н.Кудрина отмечены орденом Красного Знамени.
С 1922 г. работал лётчиком-инструктором Серпуховской высшей авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания. Поднял в небо (19.09.1924 г.) и провёл испытания планера БИЧ-2 «Парабола», участвовал в испытаниях самолёта БИЧ-3 (1926 г.).
С 1925 г. – начальник лётной части Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков.
С 1926 г. служил в строевых частях ВВС. С 1927 года – в резерве.
С 1927 г. работал пилотом в Гражданском Воздушном Флоте, летал на трассе Архангельск — Сыктывкар. Принимал участие в испытаниях БИЧ-7 (1929).
С 1932 года по октябрь 1936 года был лётчиком-испытателем КБ Харьковского авиационного института. Поднял в небо и провёл испытания самолётов «Омега» (1932), ХАИ-1 (8.10.1932), ХАИ-4 (лето 1934), УПБ (11.05.1935), АНТ-26 в планерном варианте (7.05.1935), ХАИ-6 (15.06.1935). С октября 1936 года старший лейтенант Кудрин – в запасе.
С октября 1936 года работал лётчиком-испытателем авиазавода №22 (Москва). Поднял в небо и провёл испытания самолётов «С» (лето 1939) и СПБ (18.02.1940). Испытывал ВИТ-1, ВИТ-2, И-153 с турбокомпрессором (1939), серийные ТБ-3 (1936-1938), СБ (1936-1941), Ар-2 (1941), Пе-2 (1941) и их модификации.
В июне 1943 года – лётчик-испытатель авиазавода №293. Провёл испытания самолёта БИ-1 в планерном варианте (сентябрь-октябрь 1941), БИ-2 (январь-март 1945).
До февраля 1952 года работал лётчиком-испытателем, заместителем начальника ЛИС авиазавода № 51. Испытывал ЖРД конструкции В.Н.Челомея.
Последние годы жил в Москве. Умер 9 ноября 1977 года. Похоронен в селе Полушкино Одинцовского района Московской области.
Награждён орденами: Красного Знамени (1921), Отечественной войны 1-й степени (29.04.1944), медалями.

Источники информации:

  • Кудрин Борис Николаевич / Красные соколы нашей Родины /
  • «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
  • Оренбургское летное. / И.С.Копылов, А.Н.Лазукин, Г.Л.Райкин, М., Воениздат, 1976 /
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /

Здравствуйте, песни!

Сейчас вы раскроете сборник песен, который, как мне кажется, не оставит вас равнодушным. Он обрадует вас по двум причинам.
Во-первых, здесь напечатаны хорошие, мелодичные, сразу же запоминающиеся песни; их можно спеть хором, но они также способны принести успех солисту; их можно исполнять со сцены и можно напевать про себя в минуты радости или легкой грусти.
Во-вторых,- и это особенно важно! - выход в свет этого сборника лишний раз убедительно доказывает, сколь неисчерпаем кладезь народной песни.

«Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем», - сказал великий М. И. Глинка. Советские композиторы-песенники свято-следуют этому завету; именно в народных мелодиях они находят отправную точку своего творчества.
Мелодии Николая Кудрина просты, бесхитростны; они быстро и прочно запоминаются. Они очень русские по своему духу, и в том их главное достоинство.
Иному человеку покажется, что сочинять такие песни легко. Но в искусстве кажущаяся легкость достигается большим трудом. За воздушными прыжками балерины, за быстрым мельканием кисти живописца, за непринужденной игрой пианиста-за всем этим лежат годы напряженной работы.
Я знаю, что от первых сочинительских опытов баяниста Новосибирской филармонии и до книжки, которую вы держите в руках,- высится неустанный труд, протяженностью в пятнадцать лет!
Удачи сменялись неудачами, радости-огорчениями. Однако настойчивость и упорство брали свое. Кроме того, Кудрину помогали друзья, товарищи по сцене.
Известно, что многие певцы весьма придирчиво относятся к новинкам песенного репертуара. Им хочется, чтобы новая песня непременно соответствовала духу времени, чтобы она была сюжетной и чтобы в ней было удобно показать возможности своего голоса. Выступая «а концертной эстраде в качестве солиста-баяниста и аккомпаниатора, Николай Кудрин, конечно, знал об этих требованиях и в полной мере сознавал трудности, встающие перед человеком, желающим сочинить песню.
«Соответствовать духу времени». Что это значит, применительно к песне? Разве ее современность определяется только текстом поэта?

Нет, в песне, прежде всего, важна мелодия. Важен и аккомпанемент Именно в музыке должен быть выражен оптимизм, присущий советским людям, и ритм быстролетящей эпохи. Нужно чутко прислушиваться к окружающей жизни, улавливать и запечатлевать на нотном стане ее главные черты.
Уже самые первые произведения Н. Кудрина завоевали симпатии его товарищей-артистов. Понравились они и публике. Много раз приходилось мне слышать, как, выходя из клуба, после концерта, зрители напевали вполголоса «Новосибирский вальс» или «Перепелку».
Но уверенность в избранном пути и в своих силах начинающий композитор обрел тогда, когда услышал свои песни в исполнении Сибирского народного хора.

А теперь представьте себе, какую радость, какое душевное торжество должен был ощутить Н. Кудрин, когда в огромном, сияющем концертном зале выдающаяся певица, кудесница современной народной песни Людмила Зыкина, волнуясь, пела его «Перепелку»!.
Удивительно обаяние этой песни. Но стоит ли говорить сейчас о ней? Сыграйте ее, спойте сами, и она непременно западет в ваше сердце и взволнует вас, если вы будете петь ее неторопливо, негромко. так же негромко, как посвистывает тихая ночная птица: «спать-пора... спать-пора.»
А вот другая песня-«Неизвестный солдат». Она тоже негромкая, задушевная. Но здесь задушевность иного рода - она несет в себе скорбь и мужество. Здесь мелодия заключает в себе черты лирики и героизма; она легко переходит от задумчивого «пиано» к патетическому «форте».
Бесспорно - Николаю Кудрину вполне удаются лирические песни. Но и в быстрых, жизнерадостных мелодиях композитор ищет и находит нечто новое, свое, не встречавшееся ранее.

«Русские сапожки» - какая это удача! Удача не только самого Николая Кудрина, но и всего современного песенного творчества. В ней остроумно и причудливо народная мелодия переплетается с сегодняшними интонациями и ритмами. Вовсе не случайно «Русские сапожки» так стремительно разнеслись по всем эстрадам - от Новосибирска до Москвы, а оттуда - за рубежи Родины. На всемирной выставке «ЭКСПО-70» песня эта стала как бы «звучащей эмблемой» нашего, советского павильона.

…Много доброго можно было бы сказать о песнях Николая Кудрина. Но вы и сами оцените их по достоинству.
Итак, переворачивайте страницу, за ней,- другую, и начинайте играть и петь.

Юрий Магалиф,
член Союза писателей СССР, артист

  • Ровесникам. Слова Е. Гольского
  • Посадил березку Ленин. Сл. А. Пришельца
  • Неизвестный солдат. Сл. Н. Рыбалко
  • Голос России. Сл. А. Щербаня
  • На границе. Сл. Б. Голованова
  • Русская песня. Сл. А. Щербаня
  • Мой город. Сл. В. Пухначева
  • Перепелка. Сл. И. Палькина
  • Жду его. Сл. Н. Палькина
  • Аленушка. Сл. Л. Склярова
  • Русские сапожки. Сл. А. Щербаня
  • Алтаюшка. Сл. В. Пухначева
  • Зеленая фуражка. Сл. Е. Дашкова
  • Приглянулся маме зять. Сл. Г. Фатеева
  • Кабы было, кабы нет. Сл. Ф. Карбушева
  • Русское раздолье. Сл. Ф. Карбушева
  • Валенки дареные. Сл. А. Осьмушкина

Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры