О творчестве и личной жизни аверченко а. Писатель Аверченко Аркадий Тимофеевич: биография, особенности творчества и интересные факты

Главная / Чувства

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Т. АВЕРЧЕНКО

1880 , 15 (27) марта - в Севастополе в семье купца 2-й гильдии Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны (в девичестве - Софроновой) родился сын Аркадий.

1895 - поступает на службу писцом в севастопольскую контору по перевозке кладей.

1896 , июль - старшая сестра Мария выходит замуж за инженера Ивана Терентьева, с которым едет по месту его службы на Брянский рудник (Луганская область). Аркадий уезжает с ними.

1896–1900 - работает помощником конторщика на Брянском руднике. 1900 - переезжает в Харьков вместе с конторой Брянского рудника. 1902–1903 - дебютирует как фельетонист и автор юмористических рассказов в журнале «Одуванчик» и газете «Южный край».

1905 - сотрудничает в газетах «Харьковские губернские ведомости», «Утро», в листке «Харьковский будильник», где ведет раздел «Харьков с разных сторон».

1906 - получает серьезную травму левого глаза. Проходит лечение в клиниках профессоров-офтальмологов Л. Л. Гиршмана и О. П. Браунштейна. Становится сотрудником и редактором харьковского сатирико-юмористического журнала «Щит».

1907 - становится сотрудником и редактором харьковского сатирико-юмористического журнала «Меч».

Декабрь - уезжает из Харькова в Петербург.

1908 , январь - становится сотрудником, а затем редактором журнала «Стрекоза».

1 апреля - выходит первый номер журнала «Сатирикон»; начиная с девятого номера становится его редактором.

1910 - выпускает сатирико-юмористические сборники: «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Веселые устрицы. Юмористические рассказы» и «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая».

1911 - выпускает сатирико-юмористический сборник «Рассказы (юмористические). Книга третья». Награжден титулом «король смеха». Июнь - июль - совершает первое заграничное путешествие (Германия, Италия, Франция) в сопровождении художников А. Радакова и Ре-Ми, прозаика Г. Ландау. Посещает Максима Горького на острове Капри.

1912 - переживает увлечение актрисой Александрой Садовской. Выпускает сборники: «Круги по воде» (с посвящением А. Я. Садовской) и «Рассказы для выздоравливающих».

Весна - совершает совместное гастрольное путешествие с сатириконцами В. Азовым и О. Дымовым, актерами А. Я. Садовской и Ф. П. Фёдоровым (Одесса, Кишинев, Киев, Ростов-на-Дону, Харьков).

Лето - совершает второе заграничное путешествие с целью отдыха на острове Лидо в окрестностях Венеции.

1913 - принимает участие в праздновании десятилетия ресторана «Вена» и выпуске юбилейного альманаха.

Май - вступает в конфликт с издателем «Сатирикона» М. Корнфельдом и выходит из состава редакции. Вместе с художниками А. Радаковым и Н. Ремизовым создает собственный журнал «Новый Сатирикон».

6 июня - выходит первый номер журнала «Новый Сатирикон». Июль - переезжает в новую квартиру по адресу: улица Троицкая, 15/17, кв. 203.

1914 - выпускает сатирико-юмористические сборники «Сорные травы» и «О хороших, в сущности, людях».

Май - едет в гастрольную поездку по Волге в сопровождении актеров А. Я. Садовской и Д. А. Добрина (Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самара, Сызрань, Саратов, Царицын, Астрахань).

1915 - выпускает сатирико-юмористические сборники: «Волчьи ямы», «Чудеса в решете», «О маленьких для больших. Рассказы о детях», «Черным по белому».

Июнь - июль - предпринимает гастрольную поездку по Кавказу, выступает перед ранеными.

1916 , декабрь - проходит полное медицинское освидетельствование; к военной службе признан «вовсе негодным».

1917 - выпускает сатирико-юмористические сборники: «Синее с золотом», «Караси и щуки. Рассказы последнего дня», повесть «Подходцев и двое других».

Февраль - март - издает журнал памфлетов «Эшафот».

Весна - издает журнал «Барабан». Передает редактирование «Нового Сатирикона» А. С. Бухову.

1918 , август - большевики закрывают «Новый Сатирикон».

Сентябрь - бежит в Москву с последующим отъездом в Киев. Октябрь - 1919, февраль - попеременно живет в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Мелитополе.

1919 , февраль - приезжает в Севастополь.

Апрель - июнь - работает над пьесой «Игра со смертью».

25 июля - выходит первый номер газеты «Юг», печатного органа Добровольческой белой армии, Аверченко становится ее постоянным автором, ведущим рубрики «Маленький фельетон».

Сентябрь - участвует в представлениях севастопольского театра-кабаре «Дом Артиста».

1920 - выпускает сатирико-юмористические сборники «Дюжина ножей в спину революции» и «Нечистая сила».

Январь - присутствует на постановке своей пьесы «Игра со смертью» в театре «Ренессанс».

Март - вступает в конфликт с военным цензором Белой армии, следствием которого становится закрытие газеты «Юг». Посещает барона Врангеля и добивается возобновления выхода газеты под новым названием «Юг России».

Апрель - присоединяется к труппе «театра веселой шутки и художественных пустяков» - «Гнездо перелетных птиц», где исполняет обязанности конферансье и автора-чтеца.

1921 - живет в Константинополе, сотрудничает в журнале «Зарницы», газете «Presse du Soir», выпускает сатирико-юмористический сборник «Записки Простодушного». Работает в театре-кабаре «Гнездо перелетных птиц». Переиздает в Париже сборник «Дюжина ножей в спину революции».

22 ноября - становится объектом повышенного внимания эмиграции в связи с появлением в «Правде» положительной рецензии В. И. Ленина на книгу «Дюжина ножей в спину революции».

1922 - выпускает сатирико-юмористический сборник «Кипящий котел». 15 апреля - вместе с труппой «Гнезда перелетных птиц» прибывает на гастроли в Софию.

Май - приезжает вместе с труппой «Гнезда перелетных птиц» в Белград.

17 июня - приезжает в Прагу. Поселяется в отеле «Zlata Husa». Становится членом Союза русских писателей и журналистов в Чехословакии.

Июль - сентябрь - предпринимает концертное турне по городам Чехословакии.

1923 , январь - встречает Новый год в Берлине, принимая участие в «Новогодней встрече у юмористов».

Январь - апрель - предпринимает концертное турне по городам Прибалтики и Польши в сопровождении супружеской четы актеров Раисы Раич и Евгения Искольдова.

Май - июль - отдыхает в Цоппоте и работает над романом «Шутка Мецената».

Август - сентябрь - «Шутку Мецената» печатает ковенская газета «Эхо».

1924 , апрель - май - выступает в Берлине с чтением своих рассказов.

Июнь - переносит операцию по удалению левого глаза. Проходит послеоперационный курс лечения в клинике профессора-офтальмолога Брукнера.

1925 , январь - март - лежит в Пражской городской больнице и проходит курс лечения в клинике профессора Силлабы.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Данте автора Голенищев-Кутузов Илья Николаевич

Основные даты жизни и творчества Данте 1265, вторая половина мая - Во Флоренции у гвельфа Алигьеро Алигьери и госпожи Белы родился сын Данте. 1277, 9 февраля - Обручение Данте с Джеммой Донати. Ок. 1283 - Умирает старый Алигьери, и Данте остается старшим в семье,

Из книги ИЗБРАННОЕ. ЭССЕ. Автобиография. автора Миллер Генри

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Г. МИЛЛЕРА

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Тютчев автора Кожинов Вадим Валерианович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф. И. ТЮТЧЕВА 1803, 23 ноября (5 декабря нового стиля) - Федор Иванович Тютчев родился в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянской области).1810, конец года - Тютчевы поселились в своем московском доме в Армянском переулке.1812, август - Семья

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Лидия Русланова. Душа-певица автора Михеенков Сергей Егорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. А. РУСЛАНОВОЙ 1900, 27 октября (14 октября по старому стилю) - в деревне Чернавке Сердобского уезда Саратовской губернии (по другим сведениям - в деревне Александровке Даниловской волости Петровского уезда той же Саратовской губернии)

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Александр Иванов автора Алпатов Михаил Владимирович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. ИВАНОВА 1806 - рождение Александра Иванова 1817 - поступление в Академию художеств.1824 - картина «Приам испрашивает у Ахилла тело Гектора».1827 - картина «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».1830 -

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881-1925), писатель-юморист.
Родился 27 марта 1881 г. в Севастополе.

Остроумный счетовод, с 1897 г. корпевший над бумагами рудничных контор Донбасса, Аверченко решил однажды попробовать себя в сочинительстве. Первые рассказы (1903-1904 гг.) имели успех «местного значения», благодаря чему в 1905 г. он решил применить свои способности в мире прессы. Проба сил в харьковских изданиях показала, что у него это получается лучше, чем бесконечные арифметические расчёты. Служба в конторе была оставлена; в канун 1908 г. Аверченко отправился покорять столицу («Я хочу славы, как пьяница водки!»).

Он стал редактором нового журнала «Сатирикон», объединившего лучших сатириков и юмористов. Рассказы, фельетоны, обозрения, миниатюры, подписанные либо собственным именем, либо псевдонимом вроде Фомы Опискина или Ауе, появлялись практически в каждом номере. Стиль Аверченко сравнивали со стилем молодого А. П. Чехова, а ещё чаще - М. Твена и О. Генри.

«Тёща и октябрист, телефон и Государственная дума, трамвай и зубная боль, граммофон и усиленная охрана, праздничные визиты и смертная казнь» - всё могло стать у Аверченко мишенью для смеха. Его юмор называли «оздоровляющим», «краснощёким», основанным на здравом смысле. В левой прессе говорили о «сытом смехе» Аверченко. С 1910 г. большими тиражами выходили сборники рассказов писателя. Некоторые переиздавались до 20 раз (например, «Весёлые устрицы»).

С 1912 г. его стали называть королём русского смеха. В годы своего наивысшего успеха Аверченко начал издавать собственный журнал «Новый сатирикон» (1913-1918 гг.). Его рассказы читали, любили, цитировали и обыватели, и депутаты Думы, и «на самом верху» - в царской семье.

Февраль 1917 г. с провозглашением свобод и отменой цензуры Аверченко принял с восторгом. Октябрьскую же революцию писатель сравнил с эпидемией чумы. Петербург он покинул осенью 1918 г. под угрозой ареста. В годы Гражданской войны король русского смеха - на стороне Белого движения. Он сотрудничал в газетах «Юг» и «Юг России». Злые памфлеты, позже составившие сатирический сборник «Дюжина ножей в спину революции», даже вызвали специальный отклик В. И. Ленина, признавшего большой талант автора.

В конце октября 1920 г., во время бегства войск П. Врангеля, Аверченко покинул Крым - одним из последних, в трюме парохода, на угольных мешках. С театром «Гнездо перелётных птиц» писатель выступал в Константинополе (1920-1922 гг.), Софии, Белграде (1922 г.).

В 1922-1924 гг. его собственные гастроли с успехом проходили в Румынии, Германии, Польше, Прибалтийских странах. Однако местом своего постоянного пребывания с июля 1922 г. писатель выбрал Прагу (в этом городе он и умер 12 марта 1925 г.). Аверченко выучил чешский язык и добился новой волны популярности - такой, что его знали буквально в каждом чешском доме. Даже первое собрание сочинений писателя вышло на чешском языке. В газетах писали: «Мягкий русский смех зазвучал в Праге и увлёк и развеселил не только русских, но и чехов, заставил посветлеть хмурые, озабоченные лица, забыть всё печальное в текущей невесёлой жизни, отойти в сторону от повседневщины».

Русский писатель, журналист, издатель.
Родился 15 (27) марта 1881 года в Севастополе.
Отец - неудачливый мелкий торговец; ввиду его полного разорения Аверченко пришлось доучиваться "дома, с помощью старших сестер" (из автобиографии). В 1896 году, пятнадцати лет от роду, поступил конторщиком на донецкую шахту; через три года переехал в Харьков на службу в той же акционерной компании.

Первый рассказ, Уменье жить, был опубликован в харьковском журнале "Одуванчик" в 1902 году. Серьёзной заявкой литератора явился рассказ Праведник, опубликованный в Санкт-Петербурге в "Журнале для всех" в 1904 году. В период революционных событий 1905-1907 Аверченко обнаруживает публицистический талант и предприимчивость, широко публикуя в недолговечных периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески и выпустив несколько номеров быстро запрещенных цензурой собственных сатирических журналов "Штык" и "Меч".

Издательский опыт пригодился ему в 1908 году в Санкт-Петербурге, когда он предложил редакции зачахшего юмористического журнала "Стрекоза" (где еще в 1880 был опубликован первый рассказ Чехова) реорганизовать издание. Став секретарем редакции, Аверченко осуществил свой замысел: с 1 апреля 1908 года "Стрекозу" сменил новый еженедельник "Сатирикон". Как отмечал в статье Аверченко и "Сатирикон" (1925) А.И. Куприн, журнал "сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же - чуткая середина - необыкновенно быстро открыли его". Именно ориентация на читателя среднего класса, пробужденного революцией и живо интересующегося политикой и литературой, обеспечила "Сатирикону" его огромный успех. Помимо завзятых юмористов, таких, как Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, к сотрудничеству в журнале Аверченко сумел привлечь Л. Андреева, С.Я. Маршака, А.И. Куприна, А.Н. Толстого, С. Городецкого и многих других поэтов и прозаиков. Постоянным сотрудником "Сатирикона" и вдохновителем всех журнальных начинаний был сам Аверченко; становлением писателя первой величины была сатириконовская карьера Н.А.Лохвицкой (Тэффи). Помимо журнала выпускалась "Библиотека Сатирикона": в 1908-1913 годах было опубликовано около ста названий книг общим тиражом свыше двух миллионов, в том числе и первый сборник рассказов Аверченко Веселые устрицы (1910), выдержавший за семь лет двадцать четыре издания.

В 1913 году редакция "Сатирикона" раскололась, и "аверченковским" журналом стал "Новый Сатирикон" (1913-1918). Редкий номер прежнего и нового издания обходился без рассказа или юморески Аверченко; печатался он и в других "тонких" журналах массовой циркуляции, таких, как "Журнал для всех" и "Синий журнал". Рассказы отбирались, дополнительно редактировались и издавались сборниками: Рассказы (юмористические). Кн. 1 (1910) - сюда были заодно "сброшены" ранее, еще до "Сатирикона" опубликованные вещи; Рассказы (юмористические). Кн. 2. Зайчики на стене (1911), Круги по воде (1912), Рассказы для выздоравливающих (1913), О хороших в сущности людях (1914), Сорные травы (1914 - под псевдонимом Фома Опискин), Чудеса в решете (1915), Позолоченные пилюли (1916), Синее с золотом (1917). Выработался комплексный тип рассказа Аверченко, необходимым и характерным свойством которого является утрировка, расписывание анекдотической ситуации, доводящее её до полнейшего абсурда, который и служит неким катарсисом, отчасти риторическим. Его гипертрофированные анекдоты не имеют и тени правдоподобия; тем успешнее используются они для мистификации и отстранения действительности, нужного "интеллигентной" публике (словцо "интеллигентный" было введено в широкий обиход при немалом содействии "Сатирикона"), которая во время "Серебряного века" старалась хоть немного ослабить мертвую хватку народнической идеологии: иногда для противодействия ей использовался даже доморощенный социал-демократизм, и следы его явственны в "Сатириконах".

"Сатириконовцы" во главе с Аверченко чрезвычайно дорожили своей благоприобретенной репутацей "независимого журнала, промышляющего смехом", и старались не потакать низменным вкусам, избегая скабрезности, дурацкого шутовства и прямой политической ангажированности (во всех этих смыслах образцовым автором была Тэффи). Политической позицией журнала была подчеркнутая и несколько издевательская нелояльность: позиция очень выгодная в тогдашних условиях почти полного отсутствия цензуры, воспрещавшей лишь прямые призывы к свержению власти, зато позволявшей сколько угодно осмеивать любые ее проявления, в том числе и самое цензуру.

Февральскую революцию 1917 года Аверченко со своим "Новым Сатириконом", разумеется, приветствовал; однако последовавшая за ней разнузданная "демократическая" свистопляска вызывала у него возраставшую настороженность, а октябрьский большевистский переворот был воспринят Аверченко, вместе с подавляющим большинством российской интеллигенции, как чудовищное недоразумение. При этом его веселый абсурд приобрел новый пафос; он стал соответствовать безумию новоучреждаемой действительности и выглядеть как "черный юмор". Впоследствии подобная "гротесковость" обнаруживается у М.А. Булгакова, М. Зощенко, В. Катаева, И. Ильфа, что свидетельствует не об их ученичестве у Аверченко, а о единонаправленной трансформации юмора в новую эпоху.

Эпоха относилась к юмору сурово: в августе 1918 года "Новый Сатирикон" был запрещен, и Аверченко бежал на белогвардейский Юг, где публиковал в газетах "Приазовский край", "Юг России" и другие антибольшевистские памфлеты и фельетоны, а в октябре 1920 года отбыл в Стамбул с одним из последних врангелевских транспортов. Тогда же вырабатываются новые типы рассказов Аврченко, впоследствии составивших книги Дюжина ножей в спину революции (1921) и Смешное в страшном (1923): антисоветский политический анекдот и стилизованные под очерки, но при этом утрированные в обычной манере Аврченко зарисовки и впечатления быта революционной столицы и гражданской войны. Опыт эмигрантской жизни, нелепо и жалко копирующей быт и нравы погибшей России, отразился в книге Записки Простодушного. Я в Европе (1923), где при помощи обратной гиперболы (литоты) возникают гротескные образы лилипутского мирка, не лишенного сюрреалистического жизнеподобия. В сочинениях последних лет жизни Аверченко с новой силой проявляется детская тема - от сборника О маленьких - для больших (1916) до книг рассказов Дети (1922) и Отдых на крапиве (1924). Попытавшись написать повесть (Подходцев и двое других, 1917) и "юмористический роман" (Шутка Мецената, 1925), Аверченко создает квазимемуарные циклы полуанекдотических эпизодов, связанных более или менее карикатурными фигурами основных персонажей, т. е. опять-таки сборники рассказов и юморесок с оттенком личных воспоминаний.

В Стамбуле Аверченко, как всегда, совмещал творческую деятельность с организаторской: создав эстрадный театр "Гнездо перелетных птиц", он совершил несколько гастрольных поездок по Европе. В 1922 году поселился в Праге, где успел написать и опубликовать несколько книг рассказов и пьесу Игра со смертью, имеющую характер комедийного шоу.

Аверченко, Аркадий Тимофеевич (1881-1925) - русский писатель, сатирик, театральный критик

Дореволюционная жизнь
Родился 15 (27) марта 1881 года в Севастополе в семье небогатого коммерсанта Тимофея Петровича Аверченко.
А. Т. Аверченко окончил всего два класса гимназии, так как ввиду плохого зрения не мог долго заниматься и к тому же в детстве, в результате несчастного случая, сильно повредил глаз. Но недостаток в образовании со временем компенсировался природным умом, по свидетельству писателя Н. Н. Брешко-Брешковского.
Работать Аверченко начал рано, ещё в 15 лет, когда поступил на службу в частную транспортную контору. Продержался он там недолго, чуть больше года.
В 1897 году Аверченко уезжает работать конторщиком в Донбасс, на Брянский рудник. На руднике он проработал три года, впоследствии написав несколько рассказов о тамошней жизни («Вечером», «Молния» и др).
В 1903 году он переезжает в Харьков, где 31 октября в газете «Южный край» появляется его первый рассказ.
В 1906-1907 он редактирует сатирические журналы «Штык» и «Меч», а в 1907 году его увольняют с очередного места службы со словами: «Вы хороший человек, но ни к чёрту не годитесь». После этого, в январе 1908 года, А. Т. Аверченко уезжает в Санкт-Петербург, где в будущем приобретёт широкую известность.
Итак, в 1908 году Аверченко становится секретарём сатирического журнала «Стрекоза» (впоследствии переименованным в «Сатирикон»), а в 1913 - его редактором.
Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми - Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н. В. Ремизовым (Ре-ми), и др. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы. За время работы Аверченко в «Сатириконе», этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны.
В 1910-1912 Аверченко неоднократно ездит в путешествия по Европе со своими друзьями-сатириконцами (художниками А. А. Радаковым и Ремизовым). Эти путешествия послужили Аверченко богатым материалом для творчества, так что в 1912 году вышла его книга «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу», наделавшая в те времена много шума.
А. Т. Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами А е, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.
После Октябрьской революции всё резко изменилось. В августе 1918 года большевики сочли «Новый Сатирикон» антисоветским и закрыли его. Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к Советской власти. Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (в Крым, занятый белыми), Аверченко пришлось попасть в многочисленные передряги, в частности, пробираться через оккупированную немцами Украину.
С июня 1919 года Аверченко работал в газете «Юг» (впоследствии «Юг России»), агитируя за помощь Добровольческой армии.
15 ноября 1920 Севастополь был взят красными. За несколько дней до этого Аверченко успел уплыть на пароходе в Константинополь.
После эмиграции
В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так как там в то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же как и он.
В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», названный Лениным «высокоталантливой книжкой … озлобленного до умопомрачения белогвардейца». За ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар».
13 апреля 1922 года Аверченко переезжает в Софию, затем в Белград.
Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства.
В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного».
Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя».
В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский.
Работая в известной газете «Prager Presse», Аркадий Тимофеевич написал много искромётных и остроумных рассказов, в которых всё же чувствовалась ностальгия и огромная тоска по старой России, навеки канувшей в прошлое.
В 1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек».
Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.
Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.
Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925, уже после его смерти.

Биография

Дореволюционная жизнь

В эмиграции

В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так как там в то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же как и он.

В том же году Аверченко выпускает сборник «Дюжина портретов в формате будуар».

Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства. Снимал номер в отеле «Злата гуса» на Вацлавской площади.

Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя».

Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге .

Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году , а изданный в , уже после его смерти.

Творчество

Аверченко

Аркадий Тимофеевич Аверченко - прозаик, драматург, журналист и критик.

Первый рассказ писателя «Уменье жить» был опубликован в 1902 году в харьковском журнале «Одуванчик». В период революционных событий 1905-1907 гг., обнаруживая в себе публицистический талант, Аверченко публикует в периодике очерки, фельетоны и юморески, а также выпускает быстро запрещённые цензурой несколько номеров собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».

В 1910 году выходит его сборники «Рассказы (юмористические)», «Зайчики на стене» и «Весёлые устрицы», последний имел более 20 переизданий. Эти книги сделали его имя известным среди большого количества российских читателей.

После опубликования Аверченко статьи «Марк Твен» в журнале «Солнце России» за 1910 год (№ 12), такие критики, как В. Полонский и М. Кузмин, заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена, другие (А. Измайлов) сопоставляли его с ранним Чеховым.

Аверченко затрагивал в своём творчестве разные темы, но главный его «герой» - это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.

В 1912 году в Петербурге получают жизнь книги писателя: «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за Аверченко закрепляется звание «Короля смеха». Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах.

На данном этапе в творчестве писателя выработался определённый комплексный тип рассказа. Аверченко утрирует, расписывает анекдотические ситуации, доводя их до полнейшего абсурда. Притом что его анекдоты не имеют и тени правдоподобия, они служат тем самым для большего отстранения действительности, которое было так необходимо интеллигентной публике того времени. Рассказ «Рыцарь индустрии» повествует о некоем Цацкине, который готов зарабатывать на жизнь абсолютно любым способом.

Постепенно в творчество Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с первой мировой войной. С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и другие. Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние разрухи, в которой находилась Россия накануне революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности.

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «Одесские рассказы» (1915), «О маленьких - для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и другие. Особое место среди них представляют «детские» рассказы (сб. «О маленьких - для больших», «Шалуны и ротозеи» и другие).

К 1917 году Аверченко перестаёт писать юмористические произведения. Теперь его основные темы - это обличение современной власти и политических деятелей. С 1917 по 1921 годы в творчестве Аверченко мир разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в этой стране. И опять же Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги, в рассказе «Урок в советской школе» дети по книжке изучают, какая была еда. Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены («Короли у себя дома»). Второй мир России у Аверченко - это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию. Этот мир раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя. Здесь можно отметить рассказы «Константинопольский зверинец» и «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах», в котором три человека пытаются выжить в Константинополе, они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает себе на хлеб.

В 1921 году в Париже выходит книга памфлетов «Дюжина ножей в спину революции» , где Аверченко сокрушался о ужасной гибели России. Его героями становятся дворяне, купцы, чиновники, рабочие, военные - все они с неимоверной ностальгией вспоминают о прошлой жизни.

Опыт эмигрантской жизни писателя отразился в его книге «Записки Простодушного » 1921 года. «Записки простодушного» - сборник рассказов о жизни самых разнообразных характеров и типов человека, их радости и страданиях, приключениях и жестокой борьбе. Приблизительно в это же время выходят в свет сборник рассказов «Кипящий котёл» и драма «На море».

В 1922 году издаётся сборник «Дети». Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка, особенности детской психологии и уникальной фантазии.

В 1925 году выходит последнее произведение писателя - юмористический роман «Шутка мецената».

Сборники рассказов

А. Т. Аверченко

  • «Юмористические рассказы»
  • «Весёлые устрицы»
  • «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»
  • «Двенадцать портретов (в формате „Будуар“)»
  • «Дети»
  • «Кипящий котёл»
  • «Круги по воде»
  • «Маленькая лениниана»
  • «Нечистая сила»
  • «О хороших, в сущности, людях!»
  • «Пантеон советов молодым людям»
  • «Рассказы для выздоравливающих»
  • «Рассказы о детях»
  • «Рассказы о старой школе»
  • «Смешное в страшном»
  • «Сорные травы»
  • «Чёрным по белому»
  • «Чудеса в решете»
  • «Экспедиция в Западную Европу сатириконцев: Южакина, Сандерса, Мифасова и Крысакова»
  • «Юмористические рассказы»

Сатирические типы

  1. Политики: Гос дума, октябристы;
  2. Женские типы: Женщина недалёкая, но всегда желанная (« », );
  3. Люди искусства (« », « », « »);
  4. Быт города (« »)

Примечания

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8
  • Левицкий Д. А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. - М.: Русский путь, 1999. - 552 с., ил. - ISBN 5-85887-047-3
  • Спиридонова Л. А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. - М., 1968.
  • Миленко В. Д. Севастополь Аркадия Аверченко. - Севастополь, 2007
  • Миленко В. Д. Аркадий Аверченко. Серия «Жизнь замечательных людей». - М.: Молодая гвардия, 2010. - 327 с: ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1226) - ISBN 978-5-235-03316-0
  • Колотило М. Н. Толстовский дом: Люди и судьбы / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. - СПб.: Искусство России, 2010. - 296 с.: илл. ISBN 978-5-98361-119-1
  • Хлебина А. Е., Миленко В. Д. Аркадий Аверченко: встреча через 90 лет // Аверченко Аркадий. Русское лихолетье глазами короля смеха. - М.: Посев, 2011. - 428 с., ил. - ISBN 978-5-85824-204-8 (http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=704540).

Ссылки

  • Аверченко, Аркадий Тимофеевич в библиотеке Максима Мошкова
  • «Самоубийство» - одноактная комическая опера Христо Цанов (2007)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 27 марта
  • Родившиеся в 1881 году
  • Родившиеся в Севастополе
  • Умершие 12 марта
  • Умершие в 1925 году
  • Умершие в Праге
  • Аркадий Аверченко
  • Писатели Харькова
  • Писатели России по алфавиту
  • Русские писатели по алфавиту
  • Русские писатели XX века
  • Русские писатели первой волны эмиграции
  • Русские эмигранты первой волны в Чехословакии
  • Похороненные на Ольшанском кладбище
  • Персоналии:Одесса:Литература
  • Сатирики Российской империи
  • Писатели России XX века
  • Сатирики России

Wikimedia Foundation . 2010 .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры