Образ груши в повести очарованный странник. Характеристика и образ циганки груши в повести очарованный странник лескова сочинение

Главная / Чувства

Судьба… Непостижимая сила, что на протяжении всей жизни преподносит нам невероятно сложные испытания. Найти в себе волю для их преодоления или же опустить руки, поддаться соблазну и плыть с манящей легкостью по реке жизни – вот он, главный выбор, вот основа человеческого пути.

Определенно произведение Н.С. Лескова «Очарованный странник» является сказом о судьбе простого крестьянина Ивана Флягина. Его жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями и испытаниями.

В образе Ивана нашли своё воплощение положительные и отрицательные черты русского национального характера.

Иван Флягин подобен проходящим через разные испытания героям былин. Флягин так же силён, как древнерусские богатыри, так же искусно обращается с лошадьми, даже бранит коня на сказочный манер.

Повествователь также подчёркивает и портретное сходство крестьянина с богатырём: «он был в полном смысле слова богатырь", а также "типический, простодушный, добрый». Богатырь, которому свойственна «откровенность простой души», он отличается детским простодушием, тонко чувствует красоту природы. Однако, вместе с тем, он довольно чёрств: он не понимает, почему ужасаются слушатели, которым он рассказывает о состязании насмерть с «татарином». Жестокость Ивана проявляется в его «мести» кошке, ограниченность его сознания видна в отношении к собственным детям: Флягин не признаёт их своими, потому что они некрещёные. В этом герое уживаются антагонистичные черты: бессмысленная жестокость - доходящая до самопожертвования доброта; импульсивность, вспыльчивость - терпение; подверженность искушениям - интуитивное чувство правды, бескомпромиссность в ее отстаивании.

Автор показывает процесс вытеснения из души героя низменных, животных инстинктов высокими моральными ценностями: путешествуя по необъятной Руси, Иван Северьяныч движется от собственного эгоизма к пониманию нужд других людей и готовности пострадать за них.

Одно из самых ярких и переломных моментов в произведении стало страшное испытание чувством.

Данное с рождения Ивану чувство прекрасного, разви¬ваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием - оно обогащается чувством горячей привязанности к предмету любования. Точкой начала развития этих чувств является роковая встреча Флягина с цыганкой Грушей. Этой встрече предшествует крайняя степень духовной пустоты, выражающаяся в бессмысленных и диких запоях, потому странник и отдается чувству без остатка.

Знакомство происходит в трактире. Нельзя не восхититься мастерством писателя, нарисовавшего образ, который поистине можно считать самым ярким и метафорическим в этой повести. Не раз чудно сказывается о «красе, природы совершенстве» девушки. Но она обладает необычной красотой. Не просто так Лесков многократно сравнивает ее с «яркой змеей» - опасной, неприрученной, но до ужаса прекрасной. И глаза у той змеи говорящие – живые, дурманящие: «черные, так и жгущие огнем», с длинными ресницами, взмах которых подобен «шевеленью птичьих крыльев». И пальцы ее - «как осы, ползают и рокочут».

Неспроста оба животных, которым уподобляется цыганка, смертельно опасны именно своими укусами, которыми в аллегорическом смысле является восхитительное пение Грушеньки. Ее голос «уязвляет», «сводит с ума», «то томит, просто душу из тела вынимает, а потом вдруг как хватит совсем в другом роде, и точно сразу опять сердце вставит».

Она кажется ему идеальной внешне, но и внутренняя красота не скрывается от глаз Флягина. И эта неукротимая красота отнимает свободу и разум у Ивана.

Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открыва¬ются новые горизонты красоты: красота женщины, таланта, красота челове¬ческой души. Пережитое очарование Грушей дает возмож¬ность раскрыться душе Ивана в полной мере. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.

Но события разворачивается в трагическую историю женской судьбы, вынужденной любить безответно. Поначалу цыганка охвачена взаимным романтическим чувством к князю. Но любовь Флягина безусловно сильнее и значительнее. Чувства героя настолько глубоки, а в самой любви столько самоотречения, что становится совершенно очевидно превосходство этого высокого чувства над суетливой увлеченностью князя. И правда: вскоре его чувства остывают - он оскорбляет и бросает цыганку ради дамы благородного происхождения.

А Груша - тонкая натура, что неотделима от окружающего ее мира и стремится жить в гармонии с ним. Вместе с разрушением окружающей гармонии происходит и разрушение ее личности. Из-за своих переживаний Грушенька потеряла былую красоту, легкость характера, превратилась в одержимую тень. Её судьба в чем-то пересекается с судьбой Бэлы из романа «Герой нашего времени».

И, оставленная князем, она находит только в его слуге – Иване подлинное душевное, дружеское участие. Бесчестье для цыганки – более страшный грех, чем смерть, поэтому она не может спокойно жить после такого предательства, и видит выход из своего положения только в смерти.

Лесков подчеркивает, что женщина – всего лишь игрушка в руках мужчин, в руках общества, родственников, которые продали девушку князю, даже не задумываясь о ее дальнейшей судьбе. Что остается ей, оставленной всеми, один на один со своей ревностью и жгучей ненавистью к сопернице и осознанием собственной безысходности? Смерть - единственный выход для героини, ведь она, в силу своей горячей цыганской крови, не может «успокоиться смирением» и «простить ради прошлых минут счастья».

Поэтому, встретившись с Иваном, увидев в нем родную душу, она просит его: «Больше нет сил так жить да мучиться, видючи его измену и надо мной надругательство… Ударь меня раз ножом против сердца».

Груша не может решиться на самоубийство. Она – христианка, поэтому знает, что совершит большой грех. Кроме того, героиня боится совершить еще больший грех: «Если я еще день поживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу… убью свою душеньку».

«Один ты любил меня, мил сердечный друг мой» - сказала она Флягину перед смертью. Это была не любовь мужчины к женщине, а христианская любовь брата к сестре, полная самоотверженного сострадания.

Глубоко прочувствав горе Груши, Флягин убивает ее, чтобы спасти от тяжкого греха: самоубийства и убийства того ребенка, что она носила под сердцем, убийства вероломного князя и его молодой жены. Тем самым он взял на себя самый страшный смертный грех. Однако смерть цыганки, так или иначе, остается самоубийством, и Ивана Северьяновича мучает одна мысль: "Грешна душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее пострадать и ее из ада выручить”.

Вспомним историю о «попике-запивашке», который молился за спасение душ грешников-самоубийц. Какова ее связь с данной историей? Для Ивана Северьяновича важно убеждение в заступничестве за таких несчастных грешников, как Грушенька. То есть самый первый рассказ Флягина – красноречивый признак того, что герой будет помнить о своей любви всю жизнь.

Но примечательно, что герой не смог ударить ножом в сердце девушки, потому и столкнул ее со скалы в реку. Возможно, он хотел тем самым облегчить ее участь. Или же у него не хватило духа совершить непосредственное убийство. Но более интересна другая версия. В христианстве пролитие крови является символом суда, искупления грехов. Нежелание Ивана проливать кровь является показателем его духовного развития: если в самом начале его молодая и грубая душа была готова вершить суд над кошкой, обидевшей птенцов, то в этом эпизоде его душа проявила свою зрелость, свое нравственное богатство. Река же может выступать символом духовного очищения. Вода рек является священной в библейской мифологии: ею крестят при первом посвящении, омывают грехи, очищают тело и душу, она снимает усталость - физическую и душевную. Падение Груши в реку в символическом смысле означает ее духовное исцеление.

Иван Флягин – главный герой повести «Очарованный странник», - человек, который на своём жизненном пути встретил немало людей, хороших и плохих. Кто-то доставлял ему радость, кто-то причинял боль, но Груша доставила нашему герою невероятную радость своим существованием и безмерную боль своей нелюбовью.

Груша – это молодая цыганка, чья красота пленит любого мужчину. Её загадочность, блеск волос, тонкости повадок – это её несомненные козыри. Одним из главных достоинств Груши является также её чёрные глаза. Иван ценит Грушу за все её качества, он приравнивает её к идеалу. Её артистизм пленит его снова и снова, её голос звучит для него не просто, как мёд в уши, а как первый и самый любимый голос в его жизни. Груша – первая настоящая любовь нашего героя.

Сама же Груша служит у князя, который её однажды выкупил, потому что был так же, как Иван, влюблён в невероятно обворожительную и обольстительную цыганку. Правда, любовь его к Груше со временем утихла, и он уже даже намеревался выгнать её из дома. Груша, в свою очередь, любила князя искренне, до глубины души и навсегда. Князь планирует отдать её замуж за Ивана, который души в ней не чает, но её это убивает и в прямом, и в переносном смысле. Она говорит, что перестанет считать себя достойной женщиной, если её отдадут замуж за нелюбимого, если князя рядом не будет. Она очень ревновала князя к другим девушкам, что и выражает её безмерную привязанность и любовь к одному-единственному мужчине.

Жизнь девушки заканчивается тем, что она просит Ивана, если он её правда любит, лишить её жизни. Она говорит, что если он не убьёт её сейчас ударом ножом в сердце, то она станет самой постыдной женщиной, что свидетельствует о её чести. Для Ивана это не просто больно, это травма и рана на всю его оставшуюся жизнь. Он не прокалывает ей сердце, но сбрасывает её с крутого склона в реку, так и обрывается жизнь девушки.

Груша – это настоящий клад для мужчины, черты её лица и характера не просто чаруют молодых людей, они притягивают к себе, манят и завлекают. Только сама Груша предана одному мужчине, без которого и жизни своей не мыслит. Она причиняет огромную боль Ивану, которого считает хорошим парнем, но не любит его. Иван же исполнил её просьбу, а после её смерти все деньги отдал в монастырь, искупая свой грех и грешную душу Груши.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Шарлотты Ивановны в пьесе Чехова Вишневый сад

    Шарлотта Ивановна – женщина средних лет, довольно приятной внешности, которую автор представляет как довольно приятный образ.

  • Нигилизм Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

    В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».

  • Анализ сказки Здравомысленный заяц Салтыкова-Щедрина сочинение

    Жанр сатирической сказки, к которой относится небольшое по объему произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «Замудренный заяц», имело широкую популярность во все времена. Не менее понятна она и современному читателю.

  • Мой любимый герой Войны и мира (роман Толстого)

    оим любимым героем романа «Война и мир» является Пьер Безухов. Этот выбор обусловлен многими критериями. Несмотря на то, что юноша описан как человек несколько робкий, бесхарактерный, мягкотелый и наивный – его образ имеет множество плюсов.

  • Анализ рассказа Астафьева Людочка

    Произведение относится к философской лирической прозе писателя и в качестве основной тематики рассматривает вопрос о падении нравственности и деградации личности, описывая жестокую действительную реальность.

Вариант 1.

1. Определите жанр произведения “Очарованный странник”:

А. роман;
Б. трагедия;
В. повесть;
Г. рассказ.

2. “Очарованный странник” – произведение, составленное из отдельных эпизодов. Как объединяются части в единое произведение?

В. героиня (Груша);
Г. странствующий герой.

3. Определите характер повествования в произведении “Очарованный странник”:

А. объективно – повествовательный;
Б. мемуары;
В. сказовый, от первого лица;
Г. от третьего лица.

4. Основная идея произведения “Очарованный странник” состоит в следующем:

А. русский человек со всем справится;
Б. русский человек всегда стремится к опасностям;

В. только в экстремальных ситуациях раскрывается человек;
Г. русский человек со всеми бедами справляется в одиночку.

5. Какого героя из произведения можно назвать “очарованным странником”:

А. цыганку Грушу;
Б. князя;
В. Ивана Флягина;
Г. Савакирия.

6. С каким былинным богатырём сравнивает

А. с Алёшей Поповичем;
Б. с Добрыней Никитичем;

В. с Ильёй Муромцем;
Г. с Савелием – богатырём Старорусским.

7. Как звали в детстве Ивана Северьяновича Флягина:

А. Измаил;

Б. Мономах;

В. Голован;

Г. Казачок.

8. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи:

А. деньги;
Б. освобождение от крепостной зависимости;
В. коня;
Г. гармонь.

9. Прочему бежал в степь из города:

А. в поисках приключениях;
Б. вслед за возлюбленной;
В. был взят в плен;
Г. из – за убийства Савакирея.

10. Как удерживали главного героя в степи:

А. богатыми подарками;
Б. самая красивая девушка была отдана в жёны;
В. его держали в яме в колодках;
Г. “подщетинили” пятки.

11. Как долго находился И. Флягин в плену:

Б. 3 месяца;

12. убил цыганку Грушу:

А. из – за ревности;
Б. стремясь спасти её от греха убийства;
В. из – за неразделённой любви;
Г. это произошло случайно.

13. Чем завершились скитания главного героя:

А. вернулся на родину к своему помещику;
Б. обзавёлся своей семьёй;
В. постригся в монахи;
Г. собирается идти на войну.

Тест по творчеству

Вариант 2.

1. К какому жанру древнерусской литературы близка повесть «Очарованный странник»:

А. Апокриф
Б. Хождение
В. Житие
Г. Поучение


2. Назовите отчество Ивана Флягина:

А. Ларионыч

Б. Северьяныч

В. Степаныч
Г. Максимыч


3. С каким былинным богатырем сравнивает:

А. Добрыня Никитич
Б. Илья Муромец
В. Никита Кожемяка
Г. Алеша Попович

4. Что попросил Иван Флягин за спасение графской семьи:

А. Свобода
Б. Деньги
В. Гармонь
Г. Конь


5. Расставшись с цыганом, Флягин нанялся работать:

А. Лекарем
Б. Коневодом
В. Нянькой
Г. Пастухом


6. бежал в степь:


А. Скрывался от хана Джангара
Б. В поисках новой жизни
В. Из-за убийства Савакирея
Г. Вслед за возлюбленной

7. Сколько времени герой провел в степи:

А. Десять лет
Б. Три года
В. Месяц
Г. Один год

8. Как удерживали Ивана Флягина в степи:


А. Держали в колодках в яме
Б. Подщетинили пятки
В. Отдали в жены самую красивую девушку
Г. Богатыми подарками

9. убил Грушу:


А. Из-за неразделенной любви
Б. Это произошло случайно
В. Чтобы Груша не вернулась к князю
Г. Чтобы спасти ее душу от греха – убийства

10. После убийства:

А. Пошел в рекруты
Б. Попал в острог
В. Ушел в монастырь
Г. Бежал в степь


11. Чем завершились скитания главного героя:


А. Обзавелся своей семьей
Б. Постригся в монахи
В. Вернулся на родину
Г. Собирается на войну

12. Что не относится к биографии Ивана Флягина:

А. Нянька барскому ребенку
Б.
Актер в балагане
В.
Солдат
Г. Крепостной кузнец

13. Какое имя не принадлежит главному герою:

А. Голован

Б. Петр Сердюков

В. отец Измаил
Г. брат Диомид

Вариант 1

1. повесть
2. странствующий герой
3. сказовый, от первого лица.
4. русский человек со всем справится
5. Ивана Флягина
6. с Ильёй Муромцем
7. Голован
8. гармонь.
9. из – за убийства Савакирея
10. “подщетинили” пятки.
11. 10 лет
12. стремясь спасти её от греха убийства
13. собирается идти на войну

Вариант 2

ОТВЕТЫ: 1Б, 2Б, 3Б, 4В, 5В, 6В,7А, 8Б, 9В, 10А, 11Б, 12Г, 13Г

Человек, проживая жизнь, встречает на своем пути много разных людей. У каждого из них – своя судьба, свои проблемы и душевные раны. Иногда случается так, что мы играем значительную роль в жизни другого человека, а иногда, наоборот, другие оставляют глубокий след в наших сердцах.

По сути, жизнь и есть постоянная смена окружающих нас людей: одни уходят, другие приходят, и лишь некоторые проходят с нами рука об руку весь длинный путь.
Произведение Н. С. Лескова “Очарованный странник” – история судьбы крестьянина Ивана Флягина. Его

Жизненный путь загадочен, нередко наполнен таинственными событиями. И на его пути встречалось много разных людей. Одна из них – цыганка Груша, с которой наш герой знакомится в трактире.

Кто она – одна из многих или та, которая надолго останется в памяти? Какую роль цыганка и крестьянин сыграли в жизни друг друга? Попытаюсь ответить на эти вопросы, проанализировав эпизод “Происшествие с Грушей”.
Неудивительно, что эта девушка привлекла внимание Флягина: “Я увидел, как это у нее промеж черных волос на голове, будто серебро, пробор вьется и за спину падает, так я и осатанел, и весь ум у меня отняло.

Пью ее угощение, а сам через стакан ей в лицо смотрю, и никак не разберу: смугла она или бела она, а меж тем вижу, как у нее под тонкою кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и жилка бьет…”. Флягин воспринимает девушку как совершенство, идеал, созданный самой природой.

Груша привлекает его внимание не только внешностью. На мой взгляд, Иван прекрасно чувствует, ее внутренний мир, ее духовную красоту. На его просьбу спеть девушка отвечает согласием.

Это самая удивительная песня, которую когда-либо слышал наш герой! Груша начала петь сначала грубовато, мужественно, но вскоре в голосе появились ноты печали и тоски, которые “просто душу из тела вынимали”. Он просит ее петь снова и снова…
Груша прекрасно понимает, что этот простой человек восхищается не только ее внешностью, но и чувствует ее душевный мир. Девушка сразу выделяет его из толпы.
Сам Иван Флягин предстает в этом эпизоде с неожиданной стороны. Трактир, в который пришел главный герой, был предназначен для богатых людей, прежде всего для дворян. Флягин, крестьянин, явно не “вписывался” в это общество.

Но хозяин трактира, отец Груши, не только не отсадил его подальше от дворян, а наоборот, посадил его в самый центр, объяснив это тем, что “вы еще пока не знаете, как иной простой человек красоту и талант оценить может”. То есть, мы Флягин предстает перед нами чутким, восприимчивым к красоте, эмоциональным человеком.
Но главное событие в этом эпизоде – это не песни и пляски Груши, и не признание Флягина обществом. Все гораздо трагичнее, как трагична женская душа, измученная безответной любовью. Мы узнаем, что Грушенька была влюблена в князя Ивана Северьяныча.

Но чувства его были недолговечны, и вскоре девушка-цыганка стала ему не нужна, поскольку в городе появилась “секретарская дочка Евгения Семеновна” благородных кровей. Груша не могла смириться с утратой любимого человека. Выход для нее был только в одном – не жить!

Во Флягине она увидела родную душу, почувствовала его особое отношение к ней. Поэтому именно Ивана она требует поклясться, что он найдет в себе силы убить ее. Сама она не смогла решиться на этот поступок, потому что была девушкой верующей: “Моих больше сил нет так жить да мучаться, видючи его измену, и надо мной надругательства. Если я еще день проживу, я и его, и ее порешу, а если их пожалею, себя решу, то навек убью свою душеньку!

Пожалей меня, родной мой, мой миленый брат”.
Флягин сначала не мог совершить убийство, но, в конце концов, он из жалости к Груше решился на это. Да, конечно, этот поступок нельзя назвать нравственным. Однако, если посмотреть с другой стороны, Иван не мог позволить, чтобы девушка сама наложила на себя руки, совершила такой страшный грех.

Как человек, глубоко чувствующий чужую боль, он был готов принять этот грех на свою душу.
Читая все произведение, мы находим спорными многие поступки Флягина. В начале повести он случайно погубил невинного человека, потом украл лошадей у графа, в этом эпизоде столкнул с обрыва девушку. Я пыталась задуматься над тем, как бы поступила я в этих ситуациях.

Прошла бы мимо Грушиного горя, обрекая ее на пожизненные страдания? Дала бы ложную надежду на новую любовь? Вряд ли… Но я бы не нашла в себе смелости столкнуть ее в реку.

А Флягин сделал это, взяв грех на душу, но облегчив страдания Груши. Значит ли это, что главный герой – добрый? Или злой? Нет, не значит.

На эти вопросы сложно ответить однозначно…
Этот эпизод раскрывает истинное лицо каждого из героев, показывая их в безвыходных ситуациях. Флягин дал обещание Груше, которое не мог не выполнить. В противном случает жизнь Груши превратилась бы в бесчестье и страдание: “Не убьешь меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной”. Что же касается Ивана Северьяныча, виновника трагедии девушки, то он не воспринял ее смерть близко к сердцу, ведь он не мог любить так самоотверженно и беззаветно, как Груша.

А для Груши жизнь без любви не имела смысла.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Н. Лесков создал множество удивительно полнокровных разнообразных характеров, воплощающих живые силы русской жизни и ее великие возможности. В 1837 году Лесков создает одно из лучших своих произведений – повесть “Очарованный странник”. Главный герой повествования – Иван Северьяныч Флягин. Это не просто удивительно интересный человек, богато одаренная и неповторимая личность, а живое воплощение могучих физических и […]...
  2. Творчество замечательного и не похожего на других писателя Николая Семеновича Лескова существовало особняком от русской литературы девятнадцатого века. Он не принимал те устремления, которые были свойственны для его современников. Это глубоко русский писатель, который поднимал в своих произведениях извечные проблемы добра и зла, чести и бесчестия, любви и ненависти. “Очарованный странник” – одно из ярчайших […]...
  3. Это произведение написано в 1873 году. Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильные, необычные, парадоксальные в своих проявлениях. Таков герой повести “Очарованный странник”. О своей прожитой жизни Иван Северьяныч Флягин повествует попутчикам с простотой и правдивостью, граничащими с исповедью. Перед слушателями и читателями раскрывается судьба бывшего беглого крепостного, скитальца по земле отчизны. Лесков называет своего […]...
  4. Дарование и творчество Николая Семеновича Лескова в нашей литературе пока не соединяются с определением “великий”. Однако достаточно открыть любое его произведение, чтобы оказаться во власти удивительного таланта. Повести и рассказы писателя возвращают нас в 1860-е годы. Лесков изъездил всю Россию, знал народ и его нужды не по рассказам. Он мечтал о постоянном культурном и экономическом […]...
  5. Удивительный русский писатель Н. С. Лес- ков в повести “Очарованный странник” со- здает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы об- раз. Это Иван Северьянович Флягин, “очаро- ванный странник”. У него нет никакой конкретной цели пу- тешествия, ибо жизнь неисчерпаема. Широ- кая душа странника уживается абсолютно со всеми – будь то […]...
  6. В повести “Очарованный странник” Н. Лесков создает совершенно особый, не со- поставимый ни с одним из героев русской ли- тературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это – Иван Северьяныч Флягин, “очарованный странник”; он “очарован” сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней […]...
  7. “Очарованного странника” Лескова следует рассматривать как повесть – исповедь. Это глубоко пристрастное повествование Ивана Северьяновича Флягина о перипетиях своей Судьбы. Основу его рассказа составляют не истории, приключившиеся в жизни героя, а оценка им случившегося и его чувства, состояние его души. Духовный мир человека выдвинут Лесковым на передний план, несмотря на то, что событийный план составляет […]...
  8. Н. С. Лесков никогда не терял веры в русского человека, в его способность превозмочь все бедствия. Писателю чудились и виделись в привычной суматошности, даже “дикости”, простого русского быта некие светлые начала. Это ярко проявилось в “Очарованном страннике”, повести об Иване Флягине, сыне крепостной крестьянки и кучера. В чем же необычность судьбы, жизненного пути этого героя? […]...
  9. Главной в творчестве Н. С. Лескова является тема личности, освобождающейся от сословных уз. Эта тема исторически связана с теми социальными процессами, которые происходили в России после отмены крепостного права. Особенно важна для понимания смысла и движения этой темы повесть “Очарованный странник”, вошедшая в цикл повестей о праведниках земли русской. А. М. Горький писал: “Лесков – […]...
  10. В своем творчестве Н. С. Лесков пытался раскрыть душу русского человека, дать оценку его неповторимому характеру. Именно поэтому в центре произведений этого писателя всегда стоят неординарные личности. В их изображении автор достигает крайней степени типизации, поэтому они становятся символами всего народа в целом. Так, в повести “Очарованный странник” Лесков показывает читателю красоту русского национального характера. […]...
  11. В произведениях Лескова перед нашим взором предстает жизнь средней полосы России. Мы знакомимся с уездными помещиками, господами офицерами средней руки, провинциальными барышнями, купцами и скупщиками, крестьянами, ремесленниками, цыганами… Именно “глубь” русской жизни привлекала писателя. Особый интерес представляют женские образы, которые Лесков рисует в “Очарованном страннике”. Они будто остаются в тени (ярко выделен лишь образ цыганки […]...
  12. Лесков в своей замечательной повести “Очарованный странник” формирует абсолютно неповторимый, несопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, до такой степени органично слившегося с переменчивой стихией жизни, что ему не боязно в ней запутаться. Иван Северьяныч Флягин – “очарованный странник”; он “очарован” сказкой жизни, ее магией, потомуто для него в ней не имеется […]...
  13. Каждый талантливый писатель, входя в литературу, ведет за собой “своих”, свойственных его интересам и мировоззрению, героев. Н. С. Лесков “ввел” в литературу героев-праведников, русских богатырей со сложной и противоречивой судьбой. Самым ярким из них является Иван Флягин – главный герой повести Лескова “Очарованный странник”. Первое, что мы замечаем в этом герое, – его удалой, безудержный, […]...
  14. В творчестве Н. С Лескова отразилась историческая сторона русской действительности, но еще более – русский дух, сокровенная самобытность, пронизывающая все произведения писателя. В повести “Очарованный странник” Лесков выступает как создатель пестрой галереи народных характеров, как певец праведников, самоотверженных и высоконравственных людей, видящих в своей деятельности великую добротворящую силу. Уже в самом названии повести намечены две […]...
  15. Ключевой в творчестве Н. С. Лескова считается проблема личности, избавляющейся от сословных пут. Данный вопрос исторически спаян с теми общественными течениями, случались в России следом за отменой крепостного права. В особенности значима для постижения смысла и хода настоящей задачи повесть “Очарованный странник”, вошедшая в цикл произведений о праведниках земли русской. А. М. Горький говорил: “Лесков […]...
  16. Русский писатель XIX века Н. С. Лесков был знатоком русской патриархальной жизни. Его называли бытописателем за прекрасное знание психологии и нравов крестьянства, ремесленников и рабочих артелей, чиновников различных рангов, духовенства, интеллигенции и военных. Он прославился как оригинальный мастер русского языка и талантливый сатирик, обличающий несправедливость властей. В 60-е годы XIX века, когда Лесков начинал свою […]...
  17. Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами “очарованный” и “странник”? Первоначальное название повести “Очарованный странник” – “Черноземный Телемак”. Почему же новое показалось Лескову более емким и точным? Я попыталась разобраться в этом. Смысл слова “Странник” на первый взгляд понятен: оно употреблено […]...
  18. План. I “Писатель будущего”. II Иван Флягин – “черноземный Телемак”. 1. деятельный мирный характер Ивана Флягина. А) неуемная сила духа; Б) богатырское озорство; В) неистребимая жизненная мощь; Г) широта души; 2. необыкновенная жизнь. III Пафос высокой нравственности. Рабочие материалы Трагическая судьба человека, который не может найти применения, предстает перед нами в повести “Очарованный странник”. “Очарованный […]...
  19. Характеристика героя Груша, Очарованный странник, Лесков. Груша – молодая цыганка из повести “Очарованный странник”. ­Главный герой Иван Флягин познакомился с ней, когда служил у одного знатного князя. Он был сразу же ею очарован, в особенности ее голосом. В глазах Ивана Северьяныча она идеал. В ней все прекрасно, и внешность, и страстность, и артистизм. Она словно […]...
  20. Повесть “Очарованный странник” – одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков – мастер фольклорных образов – изобразил в повести замечательные русские типажи, оказывающие незабываемое впечатление на читателя. Главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин – “очарованный странник”, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по […]...
  21. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить… Ф. И. Тютчев Я хочу рассказать вам о моей любимой книге, о повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”. Когда я читала это произведение, оно потрясло меня своей искренностью, душевностью, реалистичностью описания образов. Повесть была написана во второй половине XIX века, в трудное, противоречивое для России время. Оно […]...
  22. Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. Он неоднократно пытался раскрыть характер, душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят неповторимые личности, символизирующие весь народ. В повести “Очарованный странник” Лесков раскрывает нам истинную красоту русского человека. Этот человек – Иван Северьянович Флягин. Мы сталкиваемся с ним во время путешествия автора по Ладожскому озеру […]...
  23. Повесть “Очарованный странник” была написана Н. С. Лесковым в 1873 году. Главной в творчестве Н. С. Лескова, в том числе и в “Очарованном страннике”, является тема личности, освобождающейся от сословных уз. Эта тема исторически связана с теми социальными процессами, которые происходили в России после отмены крепостного права. Особенно важна для понимания смысла и движения этой […]...
  24. Еще совсем недавно имя Николая Семеновича Лескова в школьном курсе литературы было представлено только одним произведением – сказом “Левша”. Безусловно, ироничный характер повествования, языковая стилизация, лубочность героев, яркость характеров определили особое место писателя среди классиков русской литературы и закрепили за ним талант создавать “национальные русские характеры”. Многих такая формулировка смущала, однако подобный “ярлык” был весьма […]...
  25. Н. С. Лесков – писатель колоритный, самобытный. Его художественный мир населен чудаками, обладающими подлинным человеколюбием, творящим добро бескорыстно, ради самого добра. Лесков глубоко верит в духовную силу народа и в нем видит спасение России. Об одном из “спасителей” Лесков рассказывает в повести “Очарованный странник”. На первый план выдвигается личность оригинальная и самостоятельно добывающая связи с […]...
  26. В “Очарованном страннике”, как ни в одном другом произведении Лескова, высвечено затейливое мироотношение, свойственное русскому человеку. Простая речь Ивана Северьяновича Флягина скрывает могучую жизнеутверждающую натуру дерзновенного скитальца. Всю свою жизнь он самовластно испытывает свою судьбу, с Божьей помощью преодолевая свое самовластие, смиряя свою гордыню, но нисколько не теряя при этом чувство собственного достоинства, душевной широты […]...
  27. У нас не переводились, да и не переведутся праведные. Н. С. Лесков “Кадетский монастырь” Жанр произведения Н. С. Лескова “Очарованный странник” нельзя определить однозначно. Прежде всего, это повесть. Но в нем присутствуют и черты авантюрного романа и черты житийной литературы. Сама фигура странника связана с традициями русского фольклора, а образ его ассоциируется с образом скитальца, […]...
  28. Произведения Николая Семеновича Лес- кова отличаются оригинальностью и само- бытностью. У него свой язык, стиль, свое по- нимание мира, человеческой души. Лесков много внимания уделяет психологии челове- ка в своих произведениях, но если другие классики пытаются понять человека в связи с тем временем, в котором он живет, то Лес- ков рисует своих героев отдельно от […]...
  29. Николая Семеновича Лескова постоянно интересовали нравы могучих, особенных характеров, необычных в собственных проявлениях. К ним относится герой повести “Очарованный странник”. Иван Северьяныч Флягин рассказывает попутчикам о своей прожитой жизни с простодушием и честностью, похожими на исповедь. Перед нами открывается судьба бывшего беглого крепостного, скитальца по свету. Лесков нарекает своего героя силачом, уподобляет Илье Муромцу. Богатырство […]...
  30. Повесть Очарованный странник одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков мастер фольклорных образов изобразил в повести замечательные русские типажи, оказывающие незабываемое впечатление на читателя. Главный герой повести Иван Северьяныч Флягин очарованный странник, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души. […]...
  31. Творчество Лескова трудно сопоставить с произведениями русских писателей XIX века, – и это не потому, что его талант не так велик, как у признанных классиков литературы, а в силу того, что Лесков смотрит на жизнь под другим углом, пытается уловить в ней что-то свое, иное, нежели его предшественники и современники. Л. А. Аннинский так говорит […]...
  32. Груша – молодая цыганка, с которой знакомится Иван Северьяпыч Флягни. Артистизм, страстность и гордость – основные качества Груши. Красота Груши – страстная, влекущая. В ее портрете акцентированы глаза. Основная сюжетная функция Груши – ´чаровница-колдунья´, завораживающая, очаровывающая Флягина, впервые пробуждающая в нем любовь к женщине. Груша – женщина, любимая Флягиным, но не разделяющая его любви, – […]...
  33. На написание этой темы Лескова побудил разрыв с церковью. Разрыв с церковностью означал для Лескова не только критику тех или иных догматов казенного христианства. Он означал полный разрыв с официальным миром, с казенной службой во всех ее видах и формах. Отныне он довольно придирчиво отзывается о людях, так или иначе связанных с государством хотя бы […]...
  34. Творчество Н. С. Лескова трудно сопоста- вить с произведениями русских писателей XIX века, – и это не потому, что его талант не так велик, как у признанных классиков литературы, а в силу того, что Лесков смот- рел на жизнь под другим углом, пытался уловить в ней что-то свое, иное, нежели его предшественники и современники. По […]...
  35. План пересказа 1. Встреча путников. Иван Северьяныч начинает рассказ о своей жизни. 2. Флягин узнает свое будущее. 3. Он убегает из дома и попадает в няньки к дочери одного барина. 4. Иван Северьяныч оказывается на торгах коней, а потом в Рынь-Песках в плену у татар. 5. Освобождение из плена и возвращение в родной город. 6. […]...
  36. Ему предначертано было стать монахом. Но другая сила – сила очарования жизни – заставляет его идти дорогами странствий, увлечений, страданий. В ранней молодости он убивает монаха. Потом ворует лошадей для цыган, становится нянькой у маленькой девочки, попадает в плен к татарам, затем его возвращают к помещику, который велит его высечь, он становится конэсером у князя, […]...
  37. По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду “типический богатырь”, рассказывает, что, имея “Божий дар” к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь. Происходя […]...
  38. По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду “типический богатырь”, рассказывает, что, имея “Божий дар” к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер (“Я конэсер-с, “…” я в лошадях знаток и […]...
  39. Жизнь Лескова полна противоречий. Крайний социалист, сочувствующий всему антиправительственному, нигилист, вхожий в такие опасные места, как “коммуны”. Потом – антинигилист, угождающий правительству, подозреваемый чуть ли не в услугах Третьему отделению. И дальше – бытописатель, знаток “углов”, бесхитростный рассказчик анекдотов. И он же – мастер витой речи, виртуоз тайнописи, словесный маг, ничего не говорящий просто. Почти […]...
  40. Повесть написана в 1872 году. Первоначальное название – “Черноземный Телемак”. По своему содержанию и художественной структуре она несет на себе все основные признаки лесковского писательского дарования, являясь в этом отношении классической. Именно ее имел в виду Горький, советуя молодым писателям учиться у Лескова. Типизируя российскую действительность, писатель здесь вполне сознательно развивает реалистическое направление в литературе. […]...
Анализ эпизода “Происшествие с Грушей” (повесть Н. С. Лескова “Очарованный странник”)

Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков, но страдая, приходит к покаянию и вере.

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущему на Валаам. Это был черноризец богатырской стати, пятидесяти трех лет, смуглый, с густыми, с проседью волосами, с бородой и усами. Разговорившись с попутчиками, он поведал историю своих скитаний. Был он крепостным, мать умерла, а отец служил у барина кучером.

Все свое детство провел на конюшне, научился хорошо разбираться в лошадях. Подростком его определяют в форейтеры, помогать управлять шестеркой лошадей. Однажды, когда лошади понеслись, чуть не погиб, спасая семью графа, а в награду попросил гармонику, что говорит о его бескорыстии и простодушии. Как-то, хлестнул Иван кнутом по монаху, задремавшему в телеге и загородившему дорогу, а тот опрокинулся под колеса и погиб. Этот монах приснился Ивану и поведал, что он намоленный и обещанный Богу ребенок, а потому должен уйти в монастырь. Всю жизнь его преследовало это пророчество.

Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода. Немало испытаний выпало на его долю. Сбежав с цыганами из графской усадьбы, много лет он будет скитаться. Вынесет десятилетний плен у иноверцев, после побега будет работать конэсером у князя, затем уедет рекрутом на Кавказ, где провоюет более пятнадцати лет, станет офицером и Георгиевским кавалером. Довелось после возвращения поработать справщиком в адресной конторе и актером в балагане. В конце концов, уходит в монастырь.

Не довелось Ивану вести оседлую жизнь, обрести дом и семью. Он «вдохновенный бродяга с младенческой душой». Ему не присуще христианское смирение, потому что не может мириться со злом и несправедливостью, но он глубоко верующий человек. Но чувствует, что его предназначение не просто вера в Бога, для него скучны церковные службы, он мечтает с верой послужить за отечество. У него независимая, честная и открытая натура. Иван считает себя страшным грешником, оттого что причастен к смертям трех человек, страдает и кается; хотя монах погиб по своей неосторожности, татарин принял смерть в честном поединке, а Грушеньку столкнул с обрыва в реку, дав ей клятву, что сделает это, спасая ее от позорной участи. Уйдя в монастырь, он странствует паломником по святым местам, искупая свои грехи, становится праведником.

Сочинение про Ивана Флягина

«Очарованный странник» - повесть Николая Лескова, изданная им в 1837 г. Главное внимание в повести уделяется Ивану Северьяновичу Флягину, жизнь которого подробно описывается автором. Лесков смог представить в своей повести новый образ, аналогов которому не существует в русской литературе.

Почему же Лесков заложил в своем герое образ «очарованного странника»? Он воспринимает окружающий мир как истинное чудо. Как главное действующее лицо, он не имеет определенной мечты в жизни, которая для него бесконечна. Этот человек всегда движется вперед по жизненному пути и в каждом новом испытании видит вызов судьбы.

Следует отметить, что персонаж Лескова принял черты внешности от легендарного Ильи Муромца. Флягин обладает гигантским ростом, смуглым лицом и поистине богатырским телосложением. На первый взгляд, ему нет и пятидесяти лет от роду. Иван Северьяновичу на протяжении всей повести не сидится на одном месте. Можно подумать, что он не склонен кому то верить. Но главный персонаж позже опровергает это. И спасение графа К. тому доказательство. Именно так Флягин поступил с князем и молодой девушкой по имени Груша.

Можно добавить в характеристику этого человека тот факт, что он полностью предан высшим силам, за что получил от них свое покровительство. Флягин не уязвим для смерти. Смерть много раз настигала его, но умереть он никак не мог. Он думает, что земля не хочет принять его за ужасные грехи, которые он совершал. Герой считает, что именно по его вине было множество убийств. У Ивана Северьяновича собственная жизненная мораль, но он всегда остается честным по отношению к себе и другим героям повести. Порой, он бывает слишком прост и наивен, до глубины души добродушен и открыт ко всем душой, однако когда приходит зло, с которым ему предстоит расправиться, он бывает даже жестоким.

Главной движущей силой его деяний является не малая сила от природы. И это заставляет Флягина идти на безрассудства. В молодости Ивана это не очень волновало, но позже он понимает, что он за это в ответе. Автор произведения не стесняется упоминать, что его персонаж - человек с огромной внутренней и физической силой. Это заключается в его умении в любой ситуации поступать так, как нужно и так, как правильно. Иван Флягин находится в полной гармонии с окружающими и, как истинный герой, всегда готов прийти на помощь.

В заключении, можно сказать, что все черты русского национального характера в образе этого мужчины на лицо. Но это не значит, что он безупречен. Ему более свойственна противоречивость. Где-то он умен и сообразителен, а где-то наоборот. Он может совершать безумства, но, между тем, его тянет совершать хорошие дела. Так что, с уверенностью можно сказать: Иван Северьянович – олицетворение широкой русской личности, ее бесконечности.

Подробно

В рассказе "Очарованный странник" Иван Флягин имеет главную роль.

Его образ предстаёт перед нами в виде сильного Ильи Муромца. Ещё в начале повести Автор сравнивает его с этим витязем. Он был высокого роста, крепкой комплекции со смуглым лицом.

Наш главный герой рождён в имени графа, его отец и мать были крепостных и. Мама умерла, когда рожала Ивана. А отец работал в конюшне. Мальчик все время проводил с лошадьми. И когда он более менее подрос его поставили работать вместе с папой. Один раз они везли графа возле храма. И один батюшка замечтался. И его ударил плетью Ваня.

Когда Иван вёз герцога в Воронеж, перед ними показался большой обрыв. . Иван успел затормозить, а сам упал в него. Но он непостижимым образом выжил. Его герцог конечно-же отблагодарил. И вместо похода в монастырь Иван выбрал гармошку, на которой так и не умел играть.

Вскоре Флягина отправили дробить камень на садовые дорожки. Но ему надоело, что все над ним смеялись и он решил сбежать и повеситься. Только он повис в петле, кто-то обрезал верёвку. Это оказался цыган, который потом предложил Ивану воровать. И чтобы тот не предал его приказал украсть коней из конюшни графа у которого служил Иван. Иван это сделал. И когда они сбыли этих коней, он получил только один рубль. В конце концов он пошёл сдаваться в полицию. Это говорит о следующем его качестве-честность. Хоть он и пошёл воровать коней, потом он все-таки признался.

Вскоре Иван устроился работать к барину, от него ушла жена к военному и бросила свою грудную дочь. И Флягин нянчил эту девочку. Это говорит о его любви к детям

Один раз Иван с маленькой дочкой барина пошли на берег залива, у девочки были больные ножки и врач сказал, что их надо закапывать в писок. Но на берегу девочку увидела её мама. Она просила у Ивана, чтоб тот отдал ей ребёнка, но он не соглашался. Потом появился кавалерист-муж этой барышни и хотел заплатить денег, чтобы им отдали ребёнка, но ничего кроме ручной работы под глазом он не получил. Денег улан не поднял и этим понравился Ивану. Флягин сначала не хотел отдавать ребёнка, но когда увидел как мать девочки к ней протягивает руки, все таки сжалился. Вдруг на пляже появился барин с пистолем и Ивану пришлось уехать вместе с кавалеристом и матерью девочки.

После того как они прибыли в город, улан сказал, что не может держать у себя крепостных, которые сбежали. Дал ему денег и отпустил. В этот момент мне стало очень жалко Ивана. Ему некуда было идти. Он хотел пойти и сдаться в полицию. Но решил пойти попить чай с баранками. Увидел потом как хан Джангар и царь продавали кобылицу, а люди за неё бились. После этого в бой вступил кавалерист, но Иван пошёл биться вместо него. Это говорит о его положительном качестве-храбрости. Но то, что он застегал татарина плеткой-это говорит о его беспощадности. Его хотели забрать в тюрьму, но татары пожалели Ивана и взяли его к себе.

Иван прожил у них десять лет, был врачом, но когда он хотел убежать, татары его поймали, рассекли ему пятки и положили туда разрезанный конский волос. Изначально ему было очень больно ходить. И так прожил Иван в этой орде много лет. Было у него две жены и много детей. Один раз хан приказал ему вылечит его жену и пустил Ивана в свою юрту, после чего у него появилось ещё две жены.

Как-то к татарам пришли батюшки, они хотели чтоб те приняли христианство, но татары отказались. И через некоторое время главный герой рассказа нашёл одного погибшего батюшка в поле, а второго так и не нашёл. В следующий раз к ним пришли неизвестные люди, они были в ярких одеждах. Эти люди хотели купить коней. В один из вечеров они запустили фейерверк и все лошади разбежались, а татары в свою очередь побежали их ловить. Иван понял чем напугали лошадей и татар, и повторил то же самое. В один прекрасный день он нашёл землю, которая разъедает кожу. И придумал такой план: притвориться больным и когда земля разъело ему стопы, вышел конский волос, и гной вместе с ним. Тогда наш герой решил запустить последний фейерверк и ушёл.

Через некоторое время Иван вышел к Каспийскому морю, а потом пришёл и в Астрахань. Заработал там денег и пропил их. Когда он очнулся он был в тюрьме. Из тюрьмы его выслали в родное поместье. Но батюшка Илья отказался признать у него исповедь, так как он очень долго жил у татар в грехах. Граф, который начал молиться богу после смерти жены отказался иметь у себя в слуга не причастившихся, отдал ему паспорт и отпустил.

Когда он ушёл из поместья, пришёл Иван на рынок. Увидел как цыган пытается продать простому крестьянину плохую конягу. Так как Иван был на цыган обижен, он помог крестьянину. После он начал ходить по базарам и помогать крестьянам, советовать-какую конягу можно покупать, а какую нельзя. Вскоре он стал царём цыган и барышников.

Один раз князь попросил открыть ему секрет как он лошадей выбирает. Начал его Иван учить, но князь ничего не понял, тогда он позвал Ивана к себе работать. И подружились они с князем. Чтобы не потратить лишних денег Иван оставлял их князю. Но как-то князь уехал на рынок и наказал прислать туда кобылу, которая очень нравилась Ивану, с горячая он хотел запить, но деньги некому было оставить. Тогда он пошёл в таверну чай пить, и увидел там мужика, который пил и не пьянел. Попросил тогда Иван и его научить так. Тогда мужик ему наказал пить рюмку за рюмкой но перед каждой делать пассы руками, так и научился Иван пить и не пьянеть и все проверял все ли деньги за пазухой. К вечеру друзья поссорились.

Их выгнали из таверны, тогда нищий привёл Ивана в «гостиное место» где были одни цыгане. И вот Иван увидит цыганка, которая запевала песни, её окликали Груша. Тогда и отдал Иван ей все свои сбережения.

Когда он протрезвел, то признался князю что потратил всю казну на одну цыганку. После чего он заболел алкогольным психозом. Когда Иван выздоровел, то узнал, что князь потратил все деньги чтоб выкупить из гурьбы Грушу. Она очень полюбила князя, а он начал ею тяготиться, пользуясь её необразованностью. Иван в свою очередь очень её жалел.

Один раз цыганка заподозрила, что у князя есть любовница и послала Ивана в город разузнать. Он пошёл к бывшей любовнице князя и узнал, что тот хотел выдать Грушу за Ивана. Когда Флягин вернулся с рынка, он увидел что Груши нигде нет. Потом он нашёл цыганку на берегу, оказалось что князь запер её в домике в лесу под охраной девиц, а она сбежала от них. Она попросила убить невесту князя, иначе она станет «самой стыдной женщиной». Иван не выдержал и скинул её с обрыва.

Потом Иван сбежал и начал ходить по миру в скитаниях, пока ему не явилась Груша и не показала правильный путь, на котором он повстречал двух старых людей. Эти старики сделали Ивану новые документы по которым он был Петром Сердюковым.

Потом он попросил я на Кавказ и послужил там больше пятнадцати лет. Потом его посвятили в офицеры, отправили в отставку. В Питере он работал «справщиком» и зарабатывал мало так как досталась ему буква «фита», а фамилий на эту букву было очень мало. И решил он уйти с этой работы. В кучера его не брали и пришлось ему пойти работать актером. Там он изображая демона.

Его спрашивали остальные, не докучает ли ему бес притворившийся цыганкой? Молитвой он справился с бесом, но ему начали мозгоклюйствовать маленькие бесята. Из-за них Иван убил монастырский корову. За это и ещё другие грехи его заперли в погреб, а там он начитался газет и начал прорицать. Потом его отвели в лес и посадили в хижину, и закрыли там. Затем вызвали к нему врача и он не смог понять пророк Иван или бабахнутый. И сказал врач его выпустить.

На пароходе он оказался пробиравшись на богослужение. На этом моменте пассажиры не стали его больше спрашивать ни о чем.

Образ Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» был в одно время честным правильным, а в другое время хитрым и беспощадным. Мне понравился Иван Флягин тем, что в нем мне кажется большее количество хороших качеств, чем плохих.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Генерала Бризжалова в рассказе Смерть Чиновника Чехова сочинение

    В рассказе Чехова два главных героя: Бризжалов и Червяков. Фамилии в некоторой степени говорящие, они подчеркивают характеры этих героев. На протяжении всего рассказа чиновник действительно как бы извивается червем

    Главным героем сказки является солдат. Он храбрый, решительный и дальновидный, а также хочет иметь хорошую жизнь. Он соглашается помочь старухе, без страха залезая в дупло, где его ожидают злобные псы

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры