Образ и характеристика любима торцова в комедии бедность не порок островского сочинение. Митя в поэме бедность не порок островского сочинение Бедность не порок скрытая характеристика героев митя

Главная / Чувства

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Гордей Карпыч Торцов , богатый купец .

Пелагея Егоровна , его жена .

Любовь Гордеевна , их дочь .

Любим Карпыч Торцов , его брат, промотавшийся .

Африкан Савич Коршунов , фабрикант .

Митя , приказчик Торцова .

Яша Гуслин , племянник Торцова .

Гриша Разлюляев , молодой купчик, сын богатого отца .

Анна Ивановна , молодая вдова .

Маша ; Лиза , подруги Любови Гордеевны .

Егорушка , мальчик, дальний родственник Торцова .

Арина , нянька Любови Гордеевны .

Гости, гостьи, прислуга, ряженые и прочие .

Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Небольшая приказчичья комната; на задней стене дверь, налево в углу кровать, направо шкаф; на левой стене окно, подле окна стол, у стола стул; подле правой стены конторка и деревянная табуретка; подле кровати гитара; на столе и конторке книги и бумаги.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Митя ходит взад и вперед по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича».

Егорушка (читает). «Государь мой батюшка, славный и храбрый король, Кирибит Верзоулович, ныне идти за него смелости не имею, потому что когда я была во младости, то король Гвидон за меня сватался».

Митя . Что, Егорушка, наши дома?

Егорушка (зажимает пальцем то место, где читает, чтоб не ошибиться). Никого нет; кататься уехали. Один Гордей Карпыч дома. (Читает.) «На то сказал дщери своей Кирибит Верзоулович…» (Зажимает пальцем.) Только такой сердитый, что беда! Я уж ушел – все ругается. (Читает.) «Тогда прекрасная Милитриса Кирбитьевна, призвав к себе слугу Личарду…»

Митя . На кого же он сердит?

Егорушка (опять зажимает). На дяденьку, на Любима Карпыча. На второй-то праздник дяденька Любим Карпыч обедал у нас, за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать, да смешно таково. Я смешлив ведь больно, не вытерпел, так и покатился со смеху, а уж на меня глядя и все. Дяденька Гордей-то Карпыч принял это себе за обиду да за невежество, осерчал на него, да и прогнал. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку ему и созорничал, пошел да с нищими и стал у собора. Дяденька-то Гордей Карпыч говорит: осрамил, говорит, на весь город. Да теперь и сердится на всех без разбору, кто под руку подвернется. (Читает.) «С тем намерением, чтобы подступил под наш град».

Митя (взглянув в окно). Кажется, наши приехали… Так и есть! Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна, да и гости с ними.

Егорушка (прячет сказку в карман). Побежать наверх. (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Митя (один). Эка тоска, Господи!… На улице праздник, у всякого в доме праздник, а ты сиди в четырех стенах!… Всем-то я чужой, ни родных, ни знакомых!… А тут еще… Ах, да ну! сесть лучше за дело, авось тоска пройдет. (Садится к конторке и задумывается, потом запевает.)

Красоты ее не можно описать!…

Черны брови, с поволокою глаза.

Да, с поволокою. А как вчера в собольем салопе, покрывшись платочком, идет от обедни, так это… ах!… Я так думаю, и не привидано такой красоты! (Задумывается, потом поет.)

Уж и где ж эта родилась красота…

Как же, пойдет тут работа на ум! Все бы я думал об ней!… Душу-то всю истерзал тосковамши. Ах ты, горе-гореваньице!… (Закрывает лицо руками и сидит молча.)

Входит Пелагея Егоровна, одетая по-зимнему, и останавливается в дверях.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Митя и Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Митя, Митенька!

Митя . Что вам угодно?

Пелагея Егоровна . Зайди ужо вечерком к нам, голубчик. Поиграете с девушками, песенок попоете.

Митя . Премного благодарен. Первым долгом сочту-с.

Пелагея Егоровна . Что тебе в конторе все сидеть одному! Не велико веселье! Зайдешь, что ли? Гордея-то Карпыча дома не будет.

Митя . Хорошо-с, зайду беспременно.

Пелагея Егоровна . Уедет ведь опять… да, уедет туда, к этому, к своему-то… как его?…

Митя . К Африкану Савичу-с?

Пелагея Егоровна . Да, да! Вот навязался, прости Господи!

Митя (подавая стул). Присядьте, Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Ох, некогда. Ну да уж присяду немножко. (Садится.) Так вот поди ж ты… этакая напасть! Право!… Подружились ведь так, что н□-поди. Да! Вот какое дело! А зачем? К чему пристало? Скажи ты на милость! Человек-то он буйный да пьяный, Африкан-то Савич… да!

Митя . Может, дела какие есть у Гордея Карпыча с Африканом Савичем.

Пелагея Егоровна . Какие дела! Никаких делов нет. Ведь он-то, Африкан-то Савич, с агличином всё пьют. Там у него агличин на фабрике дилехтор – и пьют… да! А нашему-то не след с ними. Да разве с ним сговоришь! Гордость-то его одна чего стоит! Мне, говорит здесь не с кем компанию водить, всё, говорит, сволочь, всё, видишь ты, мужики, и живут-то по-мужицки; а тот-то, видишь ты, московский, больше всё в Москве… и богатый. И что это с ним сделалось? Да ведь вдруг, любезненький, вдруг! То все-таки рассудок имел. Ну, жили мы, конечно, не роскошно, а все-таки так, что дай Бог всякому; а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то. Перенял, перенял, уж мне сказывали… все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно – хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Да, да!… Надень, говорит, чепчик!… Ведь что выдумает-то!… Прельщать, что ли, мне кого на старости, говорю, разные прелести делать! Тьфу! Ну вот поди ж ты с ним! Да! Не пил ведь прежде… право… никогда, а теперь с этим с Африканом пьют! Спьяну-то, должно быть, у него (показывая на голову) и помутилось. (Молчание.) Уж я так думаю, что это враг его смущает! Как-таки рассудку не иметь!… Ну, еще кабы молоденький: молоденькому это и нарядиться, и все это лестно; а то ведь под шестьдесят, миленький, под шестьдесят! Право! Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русской-то наш обычай испокон веку живет! Старики-то не глупей нас были. Да разве с ним сговоришь, при его же, голубчик, крутом-то характере.

Митя . Что говорить! Строгий человек-с.

Пелагея Егоровна . Любочка теперь в настоящей поре, надобно ее пристроить, а он одно ладит: нет ей ровни… нет да нет!… Ан вот есть!… А у него все нет… А каково же это материнскому-то сердцу!

Митя . Может быть, Гордей Карпыч хотят в Москве выдать Любовь Гордеевну.

Пелагея Егоровна . Кто его знает, что у него на уме. Смотрит зверем, ни словечка не скажет, точно я и не мать… да, право… ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего. (Встает.) Заходи, Митенька.

Митя . Приду-с.

Гуслин входит.

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Те же и Гуслин.

Пелагея Егоровна . Вот и еще молодец! Приходи, Яшенька ужо к нам наверх с девушками песни попеть, ты ведь мастер, да гитару захвати.

В произведении «Бедность не порок», автора Островського, Митя – положительный и обиженный жизнью герой. Он показан, как человек, который любит свободу и ценит право выбора. С начала рассказа, понятно, что Митя – бедный прислуга, приказчик в одной из богатых семей, а именно в семье Торцовых, во главе с Гордеем Карповичем. Из-за своего низкого дохода и статуса, Митя не может позволить себе отдельные апартаменты. Поэтому, он живет в одном доме с Гордеем Карповичем. Митя постоянно терпит унижения и издевательства в свою сторону, так как возможности найти другую работу просто нет. Чтобы работать в другом месте нужно иметь знакомства и связи, которых у нищего приказчика просто нет.

Мало того, что к бедному человеку относятся как к пустому месту, плата за свою работу и постоянное унижение, ничтожно мала. Но у Мити нет иного выбора, так как все это он делает ради своей матери, чтобы она ощущала себя в комфорте и ни в чем не нуждалась. Поэтому, и так вся, мизерная плата, за свои труды и годы терпения уходит на содержание матери. Он говорил, что лучше сам будет терпеть унижение и бедность, но его мама будет в сытости и спокойствии.

Проболтавшись о своих чувствах Гуслину, Митя не знает, что и думать, так как Гуслин рассказал об этом Анне. Хотя и все были уверенны, что парню просто не стоит терять время и силы на это, все же Анна устаревает встречу ребят наедине. Оставшись наедине с Любой, Митя узнает, что она тоже влюблена в него, но также знает, что отец никогда не согласиться дать разрешения на эти отношения. Оказавшись в безвыходном положении Митя решает бросить все и уехать к маме. Но вскоре, Гордей решает выдать свою дочь за старого дрехлеца – Коршунова. Узнав об этом наш герой и вовсе впадает в уныние и предлагает дочери Гордея сбежать с ним. Но Люба не может этого сделать так как не хочет нарушать древние традиции и обидеть папу. Ситуацию спасает брат Гордея, который показывает Коршуна в его настоящем обличии, и отец в ярости прогоняет Коршуна. В конце концов, Гордей, неохотно, но все-таки благословляет брак Мити и Любови и обещает самую красивую свадьбу, которую видела Москва за все время.

Митя – приказчик, носящий старый потрёпанный сюртюк нищий только на вид и только в плане денег. Это очень добрый, отзывчивый, любящий герой, который готов прийти на бескорыстную помощь любому. Пускай он не имеет больших знаний, но он занимается самообразованием, что показывает его волю и усердность. Это показывает, насколько любовь к свободе и доброе сердце сможет растопить любой лед, противостоять любым обидам и несправедливости.

Сочинение Образ и характеристика Мити

В один из литературных вечеров Чернышевский твердо заявил перед публикой, что комедия А.Н. Островского “выше шекспировского творения”, ведь предоставляет не поддельную реальность человеческой сущности.

С подобными суждениями столкнулся молодой небогатый работник - Митя. Комедия начинается с того, что этот юный человек сетует на свою несчастливую и бедную жизнь.

Он не имеет ни родственников, ни друзей в доме Торцова и его престарелая мать нуждается в уходе и обеспечении.

Но корень проблемы таится в социально-неравной любви к дочке хозяина. Митя прекрасно понимает, что ему не построить семьи, потому что он не имеет средств к существованию. Казалось, выхода нет, но Митя не отчаиваться, а продолжает настойчиво стучать в двери судьбы, чтобы она повернулась к нему лицом.

Он занимается самообразованием, а именно пишет стихи, много читает, ведь хочет произвести впечатление на Любовь Гордеевну. Стоит отметить, что состоятельные помещики и купцы не утруждают себя такими занятиями, поэтому постепенно погибают в духовном плане.

Многие герои в комедии отзываются о Мите как о добром, отзывчивом человеке, который не бросает жизнь матери на самотёк, сам терпит лишения, но матушке поможет.

Отличительная черта парня - это благодарность: маме за воспитание, жене хозяина. Он возносит молитвы за здоровье, потому что понимает грань своих возможностей.

Несмотря на унижения со стороны Торцова, Митя не потерял прирожденное качество человека - быть свободным. Он смело высказывает своё мнение в отношении судьбы дочки помещика, а также ломает сложившиеся стереотипы. Простой парень можно сказать закладывает основы современной семьи, где право принимать решения в равных частях ложится на всех членах семьи.

Автор не раз подчеркивает мысль о несостоятельности богатства перед бедностью в моральных аспектах. Митя хочет удивить возлюбленную, поэтому сочиняет или подбирает стихи, вряд ли это под силу закостенелому помещику.

В итоге “бедность” в своем искусном умении побеждает “богатство”. Строгий помещик даёт согласие на брак, и два любящих сердца объединяются в семью. И уже в этой семье приоритетом будет не количество рублей в сундуке, а честные и доверительные отношения.

Несколько интересных сочинений

    На мой взгляд, трагедия жизни Обломова заключается в его непригодности для этого мира. Как ни странно, но он тоже является в каком-то смысле лишним человеком, таким неустроенным и не пристроенным

  • Сочинение История души человеческой в романе Герой нашего времени

    Главная цель писателя - это довести до читателя истинное лицо человека. Григорий Иванович Печорин, интересный персонаж, он достаточно образован, умен, однако у каждого есть свои минусы, и он не исключение, и у него есть свои пороки.


Меню статьи:

Действие комедии Александра Николаевича Островского «Бедность не порок» происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

Действие первое

Читатель оказывается в небольшой скромно убранной приказчичьей комнате. Приказчик по имени Митя меряет шагами комнату. На табуретке сидит мальчик Егорушка, дальний родственник купца – хозяина дома. Митя осведомляется у мальчика, дома ли господа. На что Егорушка, оторвавшись от книги, сообщает, что все уехали кататься, а дома лишь Гордей Карпыч – сам купец, который прибывает в прескверном настроении. Оказывается, что причиной его злости является брат, Любим Карпыч, который опозорил его при гостях своими пьяными речами, а потом ещё и стоял под церковью с нищими. Купец обвиняет брата, что тот осрамил его на весь город, и срывает свой гнев на всех окружающих. В этот момент подъезжает карета. В ней жена купца – Пелагея Егоровна, дочь – Любовь Гордеевна и гости. Егорушка бежит сообщить дядюшке о прибытии семейства.

Оставшись один, Митя сетует на свою несчастную одинокую жизнь без родни и близких. Чтоб развеять грусть, молодой человек решает взяться за работу. Но мысли его по-прежнему витают далеко. Он мечтательно вздыхает, вспоминая о некой прекрасной девушке, чьи глаза заставляют его петь песни и декламировать стихи.

В это время в его комнату входит хозяйка дома Пелагея Егоровна. Она приглашает Митю вечером в гости, говорит, что негоже ему всё время сидеть одному. Так же женщина с горечью сообщает, что Гордей Карпыч в этот вечер будет в отъезде. Ей очень не нравится новый товарищ мужа Африкан Савич. По словам купчихи, дружба с этим фабрикантом совсем помутила разум её мужа. Во-первых, он начал много пить, во-вторых, стал навязывать жене новые модные течения из Москвы и даже требовал, чтоб она носила чепчик. Купец пришёл ко мнению, что никто не ровня его семье в этом захолустном городке, а дочери своей пару и вовсе никак подобрать не мог. Митя предполагает, что Гордей Карпыч хочет выдать дочь замуж в Москву.

Их разговор прерывает появление Яши Гуслина – племянника купца Торцова. Пелагея Егоровна приглашает и его вечером наверх попеть песни с девушками и просит захватить с собой гитару. После этого купчиха удаляется передохнуть.

Митя в приступе меланхолии признаётся Яше, что не на шутку влюбился в Любовь Гордеевну и поэтому не уходит со службы от жадного и склочного купца. Яша отвечает другу, что лучше ему совсем забыть про эту его любовь. Потому что никак не ровня он купеческой дочери по достатку своему. Митя вздыхает и принимается за работу.

В комнату к молодым людям входит беспечный и развесёлый парень Гриша Разлюляев – молодой купец из богатой семьи. Гриша хвастает товарищам тем, сколько у него денег звенит по карманам, а также демонстрирует новенькую гармонь. Митя пребывает в дурном настроении, но молодой купец подталкивает его в плечо, призывая не грустить. В результате все трое с гитарой и гармонью усаживаются, чтобы спеть какую-то песню.



Внезапно в комнату врывается разгневанный купец Торцов. Он кричит на молодых людей, за то, что устроили из комнаты подобие пивнушки, в которой горланят песни. Далее гнев его обращается на Митю, который дурно одет. Купец упрекает его, что тот позорит его перед гостями, заявляясь наверх в таком виде. Митя оправдывается, что он отсылает своё жалование больной старухе матери. Но это не трогает Гордея Карпыча. Он обвиняет всех троих молодых людей в том, что они не просвещённые, выглядят отвратительно и говорят также. Смерив парней презрительным взглядом, купец уходит.

После ухода хозяина дома в комнату спускаются девушки: Любовь Гордеевна, её подруги Лиза и Маша, а также молодая вдова Анна Ивановна, на которой мечтает жениться Гуслин. Молодежь обменивается шутками и колкостями, а Гуслин успевает нашептать на ухо молодой вдове о чувствах Мити к купеческой дочери. После непродолжительной беседы все молодые люди, кроме Мити собираются пойти наверх петь и танцевать. Митя говорит, что придёт позже. Выпустив всех наружу из комнаты, Анна Ивановна ловко затворяет дверь перед лицом Любови Гордеевны, оставляя их с Митей наедине.

Митя предлагает девушке стул и просит разрешения прочесть ей свои стихи, которые написал для неё. Стихи эти преисполнены любви и печали. Любовь Гордеевна слушает их задумчиво, после чего говорит, что тоже напишет ему послание, да только не в стихах. Она берёт бумагу, перо и что-то пишет. Потом она отдаёт бумагу Мите, взяв обещание, что он не будет читать записку при ней. Девушка встаёт и зовёт молодого человека ко всей компании наверх. Он с готовностью соглашается. Уходя, Любовь Гордеевна сталкивается со своим дядей Любимом Карпычем.

Любим Карпыч просит у Мити приюта, так как брат его выгнал из дому. Он признаётся парню, что все его проблемы происходят от пьянства. Далее он пускается в воспоминания о том, как промотал в Москве свою часть отцовского состояния, потом ещё долго нищенствовал и зарабатывал на улице, изображая скомороха. Со временем душа Любима Карпыча не выдержала такого образа жизни, и он явился к брату просить о помощи. Гордей Карпыч принял его, сетуя что тот будет позорить его перед высоким обществом, в котором купец теперь вращается. А потом и вовсе выгнал бедолагу из дому. Митя жалеет пьянчугу, разрешает ему переночевать у себя в конторе и даже даёт немного денег на выпивку. Выйдя из комнаты, молодой человек дрожащими руками достаёт из кармана записку Любови Гордеевны. В записке значится: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Молодой человек в смятении убегает.

Действие второе

События продолжаются в гостиной Торцовых. Любовь Гордеевна рассказывает Анне Ивановне о том, как нежно она любит Митю за его тихий сиротливый нрав. Подруга предостерегает купеческую дочь от импульсивных действий и советует ей хорошенько присмотреться к молодому человеку. Внезапно они слышат шаги на лестнице. Анна Ивановна предполагает, что это Митя и оставляет Любовь Гордеевну одну, чтоб та могла потолковать с ним наедине.

Вдова не ошиблась, это действительно был Митя. Он осведомился у Любови Гордеевны, как ему стоит понимать её записку, и не шутит ли она. Девушка ответила, что написала те слова искренне. Влюблённые обнимаются и думают, как им быть дальше.

Митя предлагает идти к Гордею Карпычу, падать ему в ноги и просить благословить их чувства. Девушка сомневается, что отец одобрит этот союз. Молодые люди слышать шаги, и девушка велит молодому человеку идти, обещая, что позже она присоединится к компании. Митя уходит. А в комнату входит няня купеческой дочери Арина.

Старая женщина упрекает свою воспитанницу, что та бродит в темноте и отправляет её к матушке. После ухода девушки в комнату входит Егорушка.

Арина велит ему звать соседских девушек песни петь. Мальчик очень рад предстоящему веселью и вприпрыжку убегает звать гостей. В комнату к Арине входит Пелагея Егоровна. Она просит няню организовать угощение для приглашённых и зовёт молодёжь в гостиную.

Веселье начинается, кроме молодых людей в гостиной присутствуют так же пожилые женщины, подруги Пелагеи Егоровны, они садятся на диван, смотрят на молодёжь и вспоминают веселье времён своей молодости. Арина накрывает на стол. Гости пьют вино и танцы с песнями становятся всё веселее. Старая нянька сообщает, что пришли ряженные, хозяйка дома велит их впустить.

Все с удовольствием смотрят представление, Арина потчует артистов. В это время Митя стоит подле Любови Гордеевны, что-то шепчет ей на ухо и целует. Это замечает Разлюляев. Он грозит рассказать обо всём купцу. Оказывается, он сам собирается свататься к девушке. Богатый молодой человек насмехается над Митей, говоря, что у него нет никаких шансов заполучить купеческую дочь в жёны.

В это время раздаётся стук в дверь. Открыв дверь, Арина видит на пороге хозяина. Тот приехал не один, а с Африканом Савичем Коршуновым. Увидев ряженных, купец приходит в ярость. Он выгоняет их вон и тихо шепчет жене, что она его опозорила перед столичным важным господином. Купец оправдывается перед другом за увиденное в гостиной и велит жене гнать всех вон. Африкан Савич напротив просит девушек остаться и попеть для них. Гордей Карпыч во всём соглашается с фабрикантом и требует подать к столу лучшего шампанского и зажечь свечи в комнате с новой мебелью для лучшего эффекта. Гостьи Пелагеи Егоровны поспешно покидают купеческий дом.

Коршунов прибывает в весёлом настроении и настаивает на том, чтоб все присутствующие девушки его расцеловали, особенно он навязчив в отношении Любови Гордеевны.

По приказу купца девушки целуют старого фабриканта.Торцов подходит к Мите и сквозь зубы спрашивает его: «Ты зачем? Разве здесь твоё место? Залетела ворона в высокие хоромы!»

После этого Разлюляев, Гуслин и Митя уходят.

Коршунов сообщает Любови Годеевне, что привёз ей подарок, потому что очень её любит. Он демонстрирует собравшимся бриллиантовый перстень и серёжки. Африкан Савич намекает, что если она его и не любит, то обязательно полюбит, потому что он ещё не стар и очень богат. Девушка смущается и отдаёт ему назад украшения, силясь уйти к матери, но отец велит ей остаться. Через минуту в комнату входят Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка с вином и стаканами.

Коршунов и Торцов объявляют собравшимся, что сговорились о браке между Африканом Савичем и Любовью Гордеевной. Кроме всего прочего, купец собирается переехать жить в Москву. Купеческая дочь в ужасе от таких новостей, она падает в ноги отцу, умоляя не отдавать её замуж без любви. Но Торцов непреклонен. Девушка покоряется его воле. Мужчины уходят пить вино в соседнюю комнату, а Любовь Гордеевна рыдает на руках у матери в окружении подруг.

Действие третье

Автор переносит нас в кабинет хозяйки дома, плотно заставленный дорогой мебелью и посудой. Старая няня Арина сокрушается о том, как быстро отняли у них всех Любовь Годеевну. Женщина признает, что вовсе не такой судьбы хотела она для своей воспитанницы, а мечтала для неё о принце заморском. Пелагея Егоровна отправляет няню хлопотать по хозяйству, сама без сил опускается на диван.

К ней входит Анна Ивановна. Купчиха просит её послужить мужчинам при подаче чая. В это время к ним присоединяется Митя. Молодой человек очень печален. Со слезами на глазах он благодарит хозяйку за теплое к себе отношение и сообщает, что уезжает к матери и, скорее всего, навсегда. Женщина удивлена его решением, но принимает его спокойно. Митя просит возможности проститься с Любовью Гордеевной. Анна Ивановна отправляется звать девушку. Пелагея Егоровна жалуется Мите на горе, свалившееся ей на голову. Митя горячо поддерживает опасения женщины по поводу будущего счастья её дочери. Молодой человек не в силах сдержать слёзы, он признаётся купчихе в чувствах к Любови Гордеевне. В этот момент появляется и сама девушка. Митя прощается с ней. Мать позволяет им поцеловаться на прощание, после чего они оба плачут. Митя предлагает девушке бежать с ним к его матери и тайно обвенчаться. Ни Пелагея Егоровна, ни Любовь Гордеевна на это не соглашаются. Девушка говорит, что не пойдёт замуж без отцовского благословения и должна покориться его воле. После этого несчастный влюбленный раскланивается и уходит.

Купчиха жалеет дочь, сокрушаясь об уготованной ей участи. Их разговор прерывает Коршунов. Он просит женщину оставить его с невестой наедине. После того, как мать уходит, Африкан Савич долго описывает девушке перспективы совместной жизни, то сколько подарков она будет получать в Москве. Приводит доводы, почему выгоднее любить старого мужа, чем молодого.

К ним присоединяется Гордей Карпыч. Купец усаживается и начинает вслух мечтать о том какую модную изысканную жизнь он будет вести в столице, то и дело требуя подтверждения у Коршунова, что именно для такой жизни он и создан. Фабрикант ему с готовностью поддакивает. В это время входит Егорушка и, едва сдерживая смех, сообщает что в доме дебоширит Любим Карпыч. Торцов поспешно удаляется усмирять брата.

К жениху с невестой присоединяются Лиза, Маша и Разлюляев. Все они в ужасе от выходок Любима Карпыча. В скором времени появляется и сам Любим. Он начинает обвинять Коршунова в том, что тот способствовал его разорению во времена жизни в Москве и требует выкуп за племянницу в миллион триста тысяч рублей. Африкана Савича сильно забавляет вся эта ситуация. В гостиной появляется Гордей Карпыч и силится выгнать брата. Коршунов просит не гнать его, в надежде ещё посмеяться над пьяницей. Но Любим начинает обвинять его в бесчестье и грязных делишках, а так же том, что прежнюю свою жену фабрикант до смерти уморил своей ревностью. Он молит брата не отдавать дочь за Африкана Савича. Эти речи действуют на нервы Коршунову, он требует выгнать Любима Карпыча. Перед уходом пьяница бросает ещё несколько колкостей с сторону Коршунова.

Африкан Савич приходит в бешенство от такого обращения и при всех гостях заявляет, что теперь купцу придётся кланяться ему, чтоб он взял Любовь Гордеевну в жёны. Купец отвечает, что кланяться он никому не собирается и отдаст дочь за кого захочет. Коршунов посмеивается и уверяет, что Торцов завтра же прибежит просить у него прощения. Купец приходит в бешенство. В это момент входит Митя. Торцов обращает взгляд на молодого человека и говорит, что выдаст дочь за него. Коршунов по-прежнему не верит Гордею Карпычу и с высокомерным видом удаляется.

Пелагея Егоровна переспрашивает у мужа, что тот имел ввиду. Мужчина, по-прежнему в бешенстве от поведения фабриканта, выкрикивает, что она всё правильно слышала, и, на зло Коршунову, он завтра же выдаст дочь за Митю. Все собравшиеся не на шутку удивлены. Молодой человек берёт за руку Любовь Гордеевну и ведёт её к отцу. Он просит отдать её замуж за него не от злости, а по любви взаимной. Такое поведение парня тоже возмущает вспыльчивого купца. Он кричит, что Митя совсем забыл, с кем разговаривает, и что дочь купеческая ему никак не ровня. В это время в толпу гостей, которые наблюдают всю эту сцену, протискивается Любим Карпыч.
Купец не хочет слышать доводов Мити, тогда уговаривать его на брак берутся дочь с женой. К ним из толпы присоединяется Любим Карпыч. Купец возмущён, что брат его всё ещё находится в доме. Любим заявляет, что именно его поведение вывело на чистую воду Коршунова и уберегло Любашу от несчастья в браке. В продолжение своей пламенной речи, пьяница становится на колени и умоляет брата выдать дочь за Митю. Он надеется, что добрый молодой человек и ему, беспутному, не даст замёрзнуть на морозе: «Брат! И моя слеза до неба дойдёт! Что он беден-то! Эх кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок».

Эти слова трогают сердце купца. Он помогает ему встать и благодарит за то, что вправил ему мозги. Далее купец обнимает Любашу и Митю, благословляя их на брак. К купцу подбегает Гуслин и спрашивает, можно ли теперь и ему жениться на Анне Ивановне. На что Гордей Карпыч немедля отвечает согласием. Мужчина призывает всех просить, кто что хочет, потому что теперь он другой человек.
Разлюляев подходит к Мите, хлопает его по плечу и от души поздравляет с предстоящей женитьбой.

Счастливая Пелагея Егоровна просит собравшихся девушек спеть весёлую песню. Инициативу берёт на себя Любим Карпыч, и все поют:

«У нас дело сделано…
По рукам у нас ударено,
Быть сговору-девишнику,
Быть девичьему вечеру».

На Святках. Приказчик Торцова, Митя, бедный юноша, влюблён в дочь своего хозяина, Любовь Гордеевну. Добродушная жена Торцова, Пелагея Егоровна , в честь праздника решает устроить у себя вечеринку для молодых девушек – дочери и её подруг. Она приглашает туда и парней – Митю, племянника Яшу Гуслина и их знакомого, купеческого сына Гришу Разлюляева.

Бедность не порок. Спектакль по пьесе А.Н. Островского (1969)

Перед вечеринкой Пелагея Егоровна заходит в конторскую комнату к Мите и жалуется на своего супруга. Гордей Карпыч в последнее время сдружился с богатым приезжим московским фабрикантом Африканом Савичем Коршуновым. Этот разгульный любитель всего иноземного приохотил и Торцова к чужестранным нравам. Гордей Карпыч, невзирая на собственное простое происхождение, стал хулить «русский обычай» и поговаривать, что в их городишке живут «одни мужики», которые ничего не понимают в европейской культурности и модах.

Когда Пелагея Егоровна уходит, в митиной комнате появляется Яша Гуслин. Митя со вздохами признаётся ему, что изнывает от страсти к Любови Гордеевне. Яша советует забыть об этом безнадёжном чувстве: богач Торцов не выдаст свою дочь за бедняка. К тому же Гордей Карпыч – человек с большим норовом. Яше, своему племяннику, он из самодурства не позволяет жениться на молодой вдове Анне Ивановне.

Приходит друг Яши и Мити – купеческий сынок Гриша Разлюляев, шутоватый повеса. Втроём они поют под игру на гитаре грустную песню в духе народной поэзии Кольцова . За этим занятием их застаёт приехавший домой Гордей Карпыч – и ругает: к чему «горланить, словно мужичьё». Разлюляева он отчитывает за то, что при богаче-отце он носит не модное европейское платье, а русский зипун.

Когда Торцов уходит, к парням заглядывают девушки: Любовь Гордеевна с подругами Машей и Лизой и вдова Анна Ивановна, в которую влюблён Яша Гуслин. Они с удовольствием слушают песни парней. Потом задорная и шаловливая Анна Ивановна уводит всех, захлопывая за собой дверь так, что Митя и Люба остаются в комнате наедине.

Митя в волнении умоляет Любовь Гордеевну посидеть с ним немного. Срывающимся голосом он читает ей несколько строк стихов собственного сочинения о парне, который без надежды полюбил красну девицу. Выслушав, раскрасневшаяся Люба просит лист бумаги, перо, что-то пишет и подаёт свёрнутый листок Мите с уговором прочесть только после её ухода.

Люба выскальзывает в дверь, а к Мите входит брат Гордея Карпыча, Любим Торцов . Некогда Гордею досталось от отцовского наследства торговое заведение, а Любиму – деньги и векселя. Любим поехал в Москву и сдружился там с Африканом Коршуновым – тем самым, что недавно втёрся в доверие и к Гордею. Под дурным влиянием Коршунова Любим в Москве запьянствовал и быстро промотал свой капитал. По натуре весёлый шутник, он стал ходить по городу и скоморошеством собирать копейки на вино. Потом вернулся в родной город, к брату, но тот принял его неласково и стал помогать лишь время от времени, нехотя.

Теперь Любим вновь поссорился с Гордеем и просится к Мите переночевать. Сердобольный юноша впускает его и укладывает спать, а сам разворачивает записку Любы и с замиранием сердца читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

«Бедность не порок», 2 действие – краткое содержание

Митя и Люба случайно встречаются наедине и уже открыто признаются в любви друг к другу. Они решают пойти завтра вдвоём к Гордею Карпычу, упасть ему в ноги и просить благословения на свадьбу.

Вечером в доме начинаются посиделки, устроенные Пелагеей Егоровной для парней и девушек. Собираются Любовь Гордеевна, Маша, Лиза, Анна Ивановна, Митя, Яша Гуслин и Разлюляев. На молодёжь любуются нянька Арина, сама Пелагея и две приглашённые ею знакомые старушки.

Арина обносит гостей рюмками и закусками. Парни и девушки танцуют. Начинается обычное святочное гадание на блюде: кому из девушек суждено в этом году выйти замуж.

С улицы приводят ряженых с медведем и козой. Они поют и играют, забавляя гостей. Но тут входят приехавшие Гордей Карпыч и Африкан Савич Коршунов.

Торцов очень недоволен, что жена устроила вечеринку «на мужицкий манер», с ряжеными. «Сколько раз говорил я тебе: хочешь сделать у себя вечер, позови музыкантов, чтобы было по всей форме». Гордей Карпыч спешит извиняться перед Коршуновым: «Ты, Африкан Савич, не заключай из этого про наше необразование». Гордей велит, чтобы вместо наливок с мадерой подали шемпанское , да побыстрее для ефекта зажгли свечи в гостиной, где поставлена новая небель .

Пожилой Коршунов, хихикая, лезет целоваться к молодым барышням. Потом он вертится вокруг Любы, целует ей руку и достаёт подарки для неё: серьги и перстень с бриллиантами. Люба с отвращением сторонится, но Коршунов, не смутившись, уговаривает: «Полюби те меня, я человек хороший, веселый, хе, хе, хе… Хоть и стар, да не беда. Зато будете в золоте ходить. У меня денег много!»

Гордей Карпыч, откупорив шампанское, громко объявляет: он сосватал Любу за Африкана Савича и хочет переехать из своего города, где «как есть одно невежество», к новому зятю, в Москву.

Пелагея Егоровна в ужасе ахает. Любовь Гордеевна подходит к отцу: «Тятенька! Я из твоей воли ни на шаг не выду. Но пожалей ты меня, не губи мою молодость!…» Однако самодур Торцов возглашает, что своего слова назад не возьмёт.

«Бедность не порок», 3 действие – краткое содержание

Во всём доме Торцовых уныние. К грустно сидящей на диване Пелагее Егоровне приходит Митя: рассказать, что он решил сегодня же ночью уехать из города к матери. «Не моя, Митя, воля – нешто б я отдала за такого!» – горестно говорит Пелагея Егоровна.

Попрощаться с Митей приходит и Люба. С плачем они оба признаются Пелагее Егоровне во взаимной любви. Митя в отчаянии предлагает этой ночью тайком от Гордея увезти Любу домой к своей матери и там обвенчаться. Но Люба не решается «идти супротив отца» – и слушать потом оговоры от людей.

Митя в тоске уходит. Вместо него в комнату стучится Коршунов и просит, чтобы Пелагея Егоровна разрешила ему поговорить с Любой один на один.

Он начинает уговаривать девушку: «Молодой муж вас ценить за любовь не будет. Его и без вас всякая полюбит, а старику-то дорого. Старик-то за любовь и подарочком, и золотом утешит...»

«А вас прежняя жена… покойная, любила?» – спрашивает Люба. Коршунов начинает раздражённо рассказывать, что жена та была к нему непочтительна, хотя он взял её из бедности и содержал на свой счёт вместе с родственниками. «Тогда и я стал с ней плох: кого я полюблю – тому хорошо жить на свете; а уж кого не полюблю, так не пеняй! Я словом да взглядом, пуще чем делом, доеду; я проходу… отдыху не дам человеку!»

Входит Гордей Карпыч, за которым слуга несёт шампанское на серебряном подносе. Он жалуется Коршунову, что в городке никто не может его оценить, хотя он нанял прислуживать в своём доме специально выписанного из Москвы фициянта «в нитяных перчатках». «Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы всякую моду подражал. Сколько б хватило моего капиталу, а уж себя б не уронил!»

Мальчик Егорушка вдруг со смехом извещает Гордея Карпыча, что в доме появился его брат Любим – сильно пьяный, «и разные смешные штуки отпускает».

Весь дом сбегается к Любиму. Увидев вошедшего Коршунова, тот кричит: «А, приятель! Тысячу лет со днем не видались!».

Коршунов сконфужен. «Помнишь, как мы с тобой в Москве погуливали, из трактира в погребок перепархивали? – кричит ему с хохотом Любим. – А не знаешь ли ты, кто меня с сумой по миру пустил? Теперь отдай старый долг и за племянницу плати миллион триста тысяч, дешевле не отдам!».

Любим поворачивается к Гордею: «За кого ты дочь отдаёшь? Коли ты честный купец – не водись с бесчестным».

«Гони его!» – вопит Гордею Коршунов. – «Я не чисто одет, – кричит Любим, – так у меня на совести чисто. Я не Коршунов: я бедных не грабил, жены ревностью не замучил, как ты, изверг естества!»

Коршунов в страшной злобе поворачивается к Гордею Карпычу: «Так этакой-то у тебя порядок в доме! Я, говорит, в Москву поеду, меня здесь не понимают. Да в Москве над такими дураками, как ты, смеются. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покланяйся, чтоб я дочь твою взял».

Самодур Гордей тут же закипает: «Да опосля этих слов я тебя знать не хочу. За моей дочерью большое приданое, её всякий возьмёт. За кого захочу, за того её и отдам!»

Он оглядывается – и случайно видит Митю. «А вот за Митьку и отдам, назло тебе! Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду!»

Коршунов в бешенстве выбегает. Митя берёт Любу за руку и подводит к отцу: «Тогда благословите нас, Гордей Карпыч. Мы любим друг друга».

Гордей спохватывается: «А ты уже и обрадовался случаю! На деньги её польстился?» – «Коли хотите вы моего счастия, тятенька, – уговаривает отца и Люба, – отдайте меня за Митю».

«Отдай Любушку за Митю, – подходит Любим. – Человек ты или зверь? Митя добрый, он и мне угол даст. Тяжело уж мне, старому, милостыню просить на морозе, а потом её пропивать. Не смотри, что Митя беден. Бедность не порок».

Гордей Карпыч со слезами обнимает Любима: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то я было свихнулся совсем». Он благословляет Митю и Любу. Видя удобный момент, Яша Гуслин подходит, держа за руку Анну Ивановну: «Благослови и нас, дядя!» Гордей на радостях даёт благословение и им.

«Ну, теперь пойдет у нас пляска, только держи шапку», – восклицает Анна Ивановна. Любим Карпыч запевает весёлую песню, все подтягивают.

См. также краткие содержания других пьес А. Островского:

Драматическое столкновение тысячелетней общенародной укорененной культуры с преломлением новой европейской куль­туры в сознании традиционалистской купеческой среды лежит в основе комедии «Бедность не порок» (1854). Именно этот кон­фликт составляет зерно сюжета пьесы, как бы втягивая в себя все другие сюжетные мотивы, в том числе и любовную линию, и отношения братьев Торцовых. Старинная русская бытовая культура здесь выступает именно как общенародная. Она - вчерашний день современных Островскому купцов, нередко ещё поколение или два назад бывших крестьянами. Быт этот ярок, живописен и в высшей степени поэтичен, по мысли Остров­ского, и драматург всячески стремится художественно доказать это. Веселые, задушевные старинные песни, святочные игры и обряды, связанное с фольклором поэтическое творчество Коль­цова, которое служит образцом для песен, слагаемых Митей о любви к Любови Гордеевне, - все это в комедии Островского не средство оживить и украсить спектакль. Это художествен­ный образ национальной культуры, противостоящей нелепому, искаженному в сознании темных самодуров и хищников образу заемной для России бытовой культуры Запада. Но это именно культура и быт патриархальные. Важнейшим и наиболее привлекательным признаком подобных отношений оказывается чувство человеческой общности, крепкой взаимной любви и связи между всеми домочадцами - и членами семьи, и работ­никами. Все действующие лица комедии, кроме Гордея и Коршунова, выступают как опора и поддержка этой старинной культуры.

И все-таки в пьесе отчетливо видно, что эта патриархальная идиллия - нечто несовременное, при всей своей прелести несколько музейное. Это проявляется в важнейшем для пьесы художественном мотиве праздника. Для всех участников патри­архальной идиллии подобные отношения не будни, а празд­ник, т.е. радостное отступление от обычного уклада, от повсе­дневного течения жизни. Хозяйка говорит: «Святки - х0чу потешить дочку»; Митя, пуская переночевать Любима, объясняет такую возможность тем, что «праздники - контора пустая».

Все герои как бы вступают в своеобразную игру, участвуют в каком-то радостном спектакле, хрупкое очарование которого немедленно нарушается вторжением современной реальности - бранью и грубой воркотней хозяина, Гордея Торцова. Стоит ему появиться, как умолкают песни, исчезает равенство и ве­селье (см. д. I, явл. 7; д. II, явл. 7).

Взаимодействие /праздника и буден выражает в пьесе Ост­ровского соотношение идеальных, с точки зрения писателя, форм патриархальной жизни с той же патриархальностью, ко­торая существует в современном драматургу купеческом быту. Здесь патриархальные отношения искажены влиянием денег и наваждением моды.

Мотив денег, которые, по словам Любима, «дуракам вред­ны», традиционен для пьес Островского. В высшей степени активен и значителен этот мотив в комедии «Бедность не по­рок». С наибольшей последовательностью он реализован в лю­бовной фабуле, но связан также и с линией Любима. «Наваж­дение моды» - это своего рода лейтмотив образа Гордея.

Гордея сравнивали с Журденом, героем комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Основная причина всех бед домаш­них Гордея, судьбами которых он распоряжается самовластно, - его стремление заставить их забыть, что «у нас тятенька-то мужик был», и намерение «жить по-нынешнему, модами зани­маться». Имя героя - явный намек на то, что его обуяла гордыня, да и жена упоминает о гордости мужа. Весь его дом живет по старине, прочно связан с традиционным бытовым укладом, ценит не только русское платье, но и национальные обычаи (святочные игры, ряженье, народные песни). Гордей от жены требует: «Хочешь сделать у себя вечер, позови музыкан­тов, чтобы это было по всей форме»; гостей, по его мнению, угощать нужно не привычными наливками и мадерой, а шам­панским и т.д.

Поведение Гордея объясняется тем, что в соблазн его вво­дит «цивилизованный» современный фабрикант Африкан Савич Коршунов.

В системе образов пьесы Гордей даже именем контрастно соотнесен с образом своего обедневшего брата Любима Торцова. Он выступает как основное препятствие на пути к соединению влюбленной пары, его дочери Любови Гордеевны и бедного приказчика Мити, судьбу которых в конце концов устроит Любим.

Главная причина, по которой Гордей противится счастью дочери, - желание выдать её за Коршунова, переехать в Москву, где бы он «всякую моду подражал <...> сколько бы хватило <...> капиталу». В его затуманенном соблазнами «цивилизации» со­знании прочно убеждение, что дочь его должна быть счастлива с Коршуновым, поскольку в Москве будет «по-барски жить, в каретах ездить»; переняв комически искаженные внешние при­меты «цивилизованного», «барского» житья, Гордей сохранил, однако, в неприкосновенности патриархальные представления о законности своей абсолютной власти над всеми домашни­ми - от жены до приказчиков, о полном и единоличном праве отца решать судьбу дочери. Однако, по мысли Островского и по мнению других героев пьесы, Гордей это право утратил: ведь родители за детей перед Богом отвечают, и отец не должен из-за прихоти, корысти или каприза обрекать дочь на замужество со злым стариком, замучившим свою первую жену, как говорят о Коршунове некоторые персонажи. Нарушает Гордей и ещё одну незыблемую заповедь патриархального мира, когда оби­жает разорившегося и раскаявшегося в своем загуле брата Лю­бима, пришедшего просить у него работу и кров. Глава рода и купеческого дела должен поддерживать своих менее удачливых родственников, тем более невозможно обидеть родного брата.

Показывая «русского Журдена» во всей неприглядности его нелепого, опасного для окружающих, но вместе с тем комичес­кого поведения, Островский и ему не закрывает путь к прозре­нию. С помощью брата Любима и он понимает, что чуть не погубил дочь, и даже публично признается в этом: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия».

В комедии «Бедность не порок» сталкивается идеальная лю­бовь Мити и Любови Гордеевны, также патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней. Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной ос­новной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: «За что девичий век заедаете, в кабалу отдаете? Нешто это не грех? Ведь, чай, вам за неё надоть будет Богу ответ дать». Митя упрекает не за то, что судьбу Любови Гордеевны решили без её ведома и согласия, а за то, что в мужья выбрали плохого, жестокого, страшного человека. Любовь Гордеевна и не мыслит возмож­ности нарушить отцовскую волю и готова покориться ей, при­нимая предстоящий брак как подвиг послушания, как жертву. Очень характерно, что дочь не просит отца послушать её, пос­ледовать её желанию, в отчаянии она молит его: «Тятенька! Не захоти ты моего несчастья на всю мою жизнь!.. Передумай!..» При всем этом Любови Гордеевне не откажешь в своеобразном мужестве. Приняв решение, она проявляет твердость, не хочет никого мучить зрелищем своих страданий. Когда Пелагея Его­ровна, пытаясь ей посочувствовать, хвалит и жалеет Митю, Любовь Гордеевна решительно её останавливает: «Ну, мамень­ка, что там и думать, чего нельзя, только себя мучить».

Островский видит в поведении Любови Гордеевны не раб­скую покорность, тем более не страх перед невзгодами, кото­рые ждут девушку в случае нарушения отцовской воли. Героиню удерживает мысль о моральном долге, как этот долг пони­мается в её среде; «Должна я ему покориться, такая наша доля девичья. Так, знать, тому и быть должно, так уж оно заведено исстари. Не хочу я супротив отца идти, чтобы про меня люди не говорили да в пример не ставили. Хоть я, может быть, серд­це свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет». Любовь Гордеевна - человек сильный и цельный. её любовь к Мите искренняя, горячая и с оттенком какой-то взрослой, материн­ской жалости к бедному и зависимому человеку. «Ах, Аннушка, как я его люблю-то, кабы ты знала! <...> Парень-то хороший... Больно уж, он мне по сердцу, такой тихий да сиротливый».

Любовь Мити и Любови Гордеевны опоэтизирована Остров­ским, она представляется ему полным выражением настоящей любви, как её понимают в народной среде. Не случайно поэтому отношения любящих все время сопровождаются как лейтмотивом народными лирическими песнями. Особенно тесно связана, соотнесена с фольклорной стихией Любовь Гордеевна. В соответствии со складом её личности речь героини немногословна и сдержанна, но вся строго выдержана в чисто народном, крес­тьянском стиле. Если в складе речи Мити виден приказчик, в неё проникают обороты и выражения «гостинодворской галант­ности», то речь Любови Гордеевны совершенно лишена подоб­ного налета.

Любовь Гордеевна сама не поет, в её речи нет цитат из песен, она даже немного суховата и лишена яркой поэтической образ­ности. Но зато вся судьба Любови Гордеевны в пьесе Островского как бы «выпета» другими героями. Все повороты её отно­шений с Митей, с женихом, с родителями комментируются любовными лирическими песнями и песнями свадебного обряда. Поэтому не будет преувеличением сказать, что Любовь Гордеев­на - героиня песенная и в высшей степени поэтическая. Она в наибольшей степени близка к народу среди всех героев комедии. Митя стоит как бы на следующей ступеньке, в его облике преобладают, как и у Любови Гордеевны, глубоко симпатичные Островскому народные начала. Драматург подчеркивает доброту Мити, которая так ярко выразилась в его сочувствии Любиму, в стремлении посильно помочь ему. Митя - прекрасный, самоотверженный сын. На попреки Гордея, что он бедно одевается, Митя отвечает: «Уж пущай же лучше я буду терпеть, да маменька по крайности ни в чем не нуждается».

Как этого и требует патриархальная мораль, Митя почтите­лен к старшим. Он с сердечным расположением относится к Пелагее Егоровне, находящемуся «в опале» Любиму. Следова­тельно, почтительность Мити бескорыстна и ничуть не связана с видами на какие-то выгоды, ничем не напоминает, напри­мер, почтительность Подхалюзина по отношению к имеющим вес и власть, столь контрастирующую с его беспардонной грубостью к тем, кто либо зависит от него, либо не может уже быть ему полезным. Характерно, что все угнетенные домочад­цы симпатизируют Мите, верят в его доброту и искренность его хорошего отношения. Пелагея Егоровна, сожалея, что дочь просватана и должна расстаться с Митей, говорит о несбыв­шейся надежде молодых людей вымолить согласие Гордея Карпыча на их брак: «А хорошо бы! Полюбовалась бы на старости. Парень-то такой простой, сердцем мягкий, и меня-то бы, ста­руху, любил». В последнем действии Любим, уговаривая брата благословить дочь на брак с Митей, просит: «Пожалей ты и Любима Торцова! <...> Брат, отдай Любушку за Митю - он мне угол даст. <...> Мне работишку дадут; у меня будет свой

горшок щей».

Терпеливо сносит Митя попреки и брань Гордея Карпыча. Вместе с тем в его отношении к хозяину нет и следа угодниче­ства или лести. Он только вежлив, не более.

Митя бескорыстно и самоотверженно любит дочь Гордея. Его разговор с Пелагеей Егоровной о предстоящем браке Лю­бови Гордеевны показывает, что он в отчаянии не только отто­го, что любимая потеряна для него навеки, но едва ли даже не больше оттого, что просватали её за злого, страшного старика. Хотя в своих главных представлениях о жизни, в основных нравственных убеждениях Митя - человек патриархального мира, в нем уже видны некоторые черты, обусловленные влия­нием нового времени. Мы уже не раз обращали внимание на речь Мити, свидетельствующую о его принадлежности к опре­деленной социальной прослойке, - особый приказчичий язык, сочетающий народную основу с признаками «образованности», некоторого городского лоска, «хорошего тона», преломленного в сознании малокультурной купеческой среды. Речь как бы на­мекает на его профессию и связывает с Гордеем Торцовым. С Любимом Торцовым сближает Митю другая черта, обусловлен­ная влиянием нового времени, для Островского черта безус­ловно положительная, - это искренняя бескорыстная тяга к образованию уже в подлинном значении этого слова, тяга к поэзии, к книге. Жизненно правдоподобно, что приобщают Митю к этой культуре стихи Кольцова. Разговор о Кольцове в первом действии как будто бы эпизодический, тем не менее весьма значителен: поэзия Кольцова проникает в среду купе­ческой молодежи. Героям кажется, что Кольцов «в точности описывает» их чувства. Однако нам ясно, что не только «в точ­ности описывает», но и формирует их чувства, воспитывает: недаром непосредственно за этим разговором Митя сообщает, что сочинил песню. Это песня о его собственной любви к Лю­бови Гордеевне, любви, которая так возвышенно понята Ми­тей и его друзьями именно под влиянием кольцовской поэзии. Главным препятствием на пути любящих оказывается в ко­медии воля отца невесты. Казалось бы, мотив этот совершенно традиционный: в основе драмы влюбленных лежит социальное, имущественное неравенство. Первоначально действие и развива­ется именно в этом направлении. Так понимает положение ве­щей и сам Митя. В стихах, сочиненных для Любови Гордеевны, он пишет: «Понапрасну свое сердце парень губит, / Что неровнюшку девицу парень любит». Яша Гуслин воспринимает эту любовь своего друга как несчастье, как нечто безусловно не­сбыточное: «Лучше, Митя, из головы выкинь. Этому делу ни­когда не бывать, да и не раживаться.<...> Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, - да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего». Мотивировка невозможности брака, как видим, чисто денежная.

Но уже во втором действии появляется новый оттенок, мотив, связывающий любовную фабулу пьесы с основным конфлик­том - борьбой исконного, патриархального жизненного уклада и «наваждения моды». Гордей сообщает о решении выдать дочь за Коршунова и приводит причины решения: дело, оказы­вается, не в богатстве жениха, а в желании Гордея иметь своего человека в столице, где он намерен жить и «подражать всякую моду». Загоревшись страстью «подражать всякую моду» и заста­вить забыть, что его «тятенька мужик был», Гордей как бы теряет свою «колею в жизни», начинает чувствовать себя в высшей степени неуверенно, все время боится оплошать и, как всякий человек в таком положении, быстро делается внутренне зависимым, превращаясь в удобный объект для всякого рода влия­ний. Несмотря на свою шумную, но беспорядочную активность, Гордей Карпыч - фигура пассивная, игрушка в руках других людей. Борьба за Гордея и составляет фабулу главного конфликта пьесы, выраженного через столкновение Коршунова и Любима Торцова. История влюбленной пары и поведение Гордея в этой истории оказываются поводом для столкновения двух главных антагонистов пьесы, причем Коршунов выступает здесь как лицо корыстно заинтересованное, как соперник героя-любовника, а Любим Торцов - как бескорыстный защитник справедливости.

Образ Коршунова написан Островским чрезвычайно инте­ресно, совсем по-особому. Решающее значение имеет то, ка­ким он представляется действующим лицам. Пелагея Егоровна считает Коршунова главным виновником «перерождения» Гор­дея Карпыча. И это понимание как бы реализуется в способе изображения героя. Коршунов - злой гений, демон Гордея, а если воспользоваться словами более близкими к лексикону изображаемой среды, - враг, нечистый, мурин, который смущает Гордея. «Уж я так думаю, что это враг его смущает!» - сетует жена Гордея. Характерно особое значение слова «враг», свойст­венное старинному русскому языку: враг - дьявол, искуситель.

Здесь у Островского происходит оживление древнего эвфемис­тического значения и обыгрывание двух смыслов: Коршунов - враг светлого начала, враг всех положительных героев пьесы и попросту враг семьи Торцовых: брак Любови Гордеевны с Кор­шуновым явно не сулит ничего хорошего не только для неё - ни для кого из семьи. И этими героями (исключение - один Любим) Коршунов и воспринимается как нечистый. Чужое и отчасти непонятное, но явно враждебное старому укладу нача­ло дано как загадочное, таинственное. Самое имя Африкана Савича Коршунова - словно и не имя, а прозвище, данное какой-нибудь странницей, ждущей бед из Белой Арапии.

Ореол этой страшной таинственности развеивает Любим. В его судьбе, оказывается, Коршунов тоже играл роль «искусителя». Но в этой истории Коршунов лишается всякой таинственнос­ти, Любим трезво оценивает его как жулика, сознательно разо­ряющего получившего наследство и загулявшего купеческого сына - самого Любима в молодости. По сути дела, «искуси­тель» Коршунов в рассказе Любима превращается просто в вора.

Победа Любима над Коршуновым оказывается поворотным пунктом в судьбе всех героев комедии. И в построении пьесы отчетливо выразился ключевой характер роли Любима Торцова: он своей волей всех спасает, включая и темного, потеряв­шего голову брата Гордея.

В ремарке положение Любима в системе действующих лиц определено именно по отношению к Гордею - «богатому куп­цу». О Любиме же сказано: «... его брат, промотавшийся». Кон­трастная соотнесенность персонажей подчеркнута и семанти­кой имен. По своей фабуле история Любима (о ней он сам рас­сказывает в монологе) - несколько переосмысленная притча о блудном сыне. Сюжет этот, повествующий о горестных при­ключениях молодого человека, вырвавшегося из-под опеки патриархальной семьи и мечтающего пожить по своей воле, пото­му и был весьма популярен на Руси, что выражал долго быв­ший актуальным конфликт. В судьбе Любима этот конфликт претерпевает, однако, характерные изменения. Вместо примирительного финала евангельской притчи - нечто прямо проти­воположное. Сперва он развивается традиционно: блудный сын кутит «по кружалам», в пьесе - развлечения по трактирам («... шпилен зи полька!» - цитирует себя Любим) и посеще­ние театров. Для закутившего купчика это покуда ещё стоит в одном ряду. Есть и традиционный мотив друзей, оставивших юношу после его разорения в кутежах, в которых и они участво­вали за его счет. Финал же этой осовремененной притчи совсем иной, противоположный евангельскому рассказу и его древне­русским вариациям, где отец с распростертыми объятиями встре­чает раскаявшегося сына, дошедшего до крайних пределов нище­ты и позора, живя по своей воле, и мечтающего о возвращении в рай патриархальной семьи. Гордей же (замещающий здесь отца) стыдится брата и не хочет иметь с ним ничего общего.

Еще более важное отличие от притчи - сама суть образа Любима. В евангельской притче круг поисков замыкается, ге­рой возвращается к изначальному состоянию, опыт, обретен­ный в скитаниях, ничем его не обогатил, а лишь подтвердил ценность патриархального существования. Любим же рассмат­ривает свои скитания все же как «науку», горькую, но обога­щающую («...нам, дуракам, наука нужна»). Коренное отличие Любима, выразившееся и в его сюжетной роли, очевидно: в пьесе Островского Любим - единственный действительно «но­вый» человек. Он не только сохранил важнейшие черты народ­ной нравственности (доброта, достоинство, стремление помочь ближним и любовь к людям), но и обогащен ощущением своей личности, индивидуальности, свойством, неведомым патриар­хальному сознанию. Любим принадлежит к типу героев, кото­рых можно назвать авторскими и зрительскими представителя­ми на сцене, героев, которым доверено выражать истину. Лю­бим наряду с Несчастливцевым едва ли не наиболее прямой наследник Чацкого на русской сцене (не по фактуре, конечно, а по своей художественной функции и в какой-то мере - по своему положению по отношению к остальным действующим лицам). А смена образной фактуры и речевой интонации героя, провозглашающего истину, - одно из знамений времени: в ли­тературе середины века появляется целый ряд таких «негерои­ческих» героев, выражающих несомненные истины (ср. Мармеладова в «Преступлении и наказании» Достоевского, многие персонажи Некрасова).

Выступая в фабуле защитником подлинной патриархальной культуры и связанных с ней персонажей, сам Любим иной. Его облик определяется связью с современной Островскому город­ской культурой. Ему одному присущ некоторый налет интеллигентности. Так, он нередко употребляет иностранные сло­вечки и выражения, мимоходом, иронически, но всегда уместно. В его речи и поведении отразилась и театральная культура эпохи (цитаты из популярного репертуара). Элементы городского про­сторечия сочетаются у него с обилием пословиц, поговорок, с народным острословием, местами его монологи походят на ра­ешные сценки (см. д. III, явл. 10). Однако все это именно эле­менты его речевого облика, важные вкрапления в речь, основу которой составляет живой, но вполне правильный и свобод­ный язык москвича середины XIX в. Это особенно заметно в сравнении с молодым героем Митей, только тянущимся к культуре: речь Любима льется свободно и естественно - Митя ско­ван, подбирает слова, мешая простую и искреннюю речь с обо­ротами приказчичьей вежливости.

«Забулдыга» Любим - наиболее здравомыслящий герой в пьесе, он смеется над дворянскими претензиями брата, пони­мает опасную власть денег над темными людьми, ценит скром­ного и честного Митю, видит, в чем состоит истинное счастье племянницы, и умеет спасти её от страшной участи. Весь фи­нал со счастливой развязкой пьесы задуман, спланирован и как по нотам разыгран Любимом. Его план основывается на точ­ном понимании натуры и Коршунова, и брата Гордея.

Таким образом, персонаж, открывающий истину, разобла­чающий злодея, вразумляющий потерявшего «колею в жизни» брата и счастливо соединяющий влюбленных, - Любим Торцов. Столь активная, можно сказать, решающая роль положительного героя в развитии событий - нечастое явление у Островского.

Этот герой произвел очень большое впечатление на совре­менников своей художественной новизной. Оценки колебались от крайнего неприятия («Бедность не порок, да и пьянство не добродетель» - острота, приписываемая великому актеру М.С. Щепкину и многократно повторенная критиками) до вос­торженных строк Ал. Григорьева, посвященных Любиму Торцову в прозе (статьи) и даже в стихах.

Любим Торцов скоро стал популярнейшей «гастрольной» ролью русских актеров, вошел в культурную память, и имя его стало употребляться в нарицательном значении («неправиль­ный», «неблагообразный», герой, проповедующий истину и ус­пешно защищающий слабых).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры