Образ праведника в произведениях солженицына. Урок по литературе "Образ праведницы в рассказе А.И

Главная / Чувства

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературы для обучающихся 9 класса

учитель Кубышкина Галина Владимировна

гп Приобье

2017 г.

Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».

(второй урок в теме «А.И. Солженицын «Матренин двор»)

1. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

Тест по творчеству А.И.Солженицына позволяет выявить уровень знания текста. К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) - работа выполнена безошибочно

«4» (хорошо) – от 12 до 14 правильных ответов

«3» (удовлетворительно) – от 8 до 11 правильных ответов

Тест по рассказу «Матренин двор» А.И.Солженицына

1.Первоначальное название рассказа:

а) «Не стоит село без праведника»

б) «Не стоит село без Матрены»

в) «Матренины страдания»

г) «Житие Матрены-праведницы»

2.Какая фамилия у Матрены:

а) Григорьева б) Васильева в) Фадеева г) Ефимова

3.Какая характеристика подходит для главной героини:

а) «крестьянка 80 лет, безработная»

б) «крестьянка, одинокая женщина 60 лет, отпущенная из колхоза»

в) «одинокая крестьянка 60 лет, репрессированная»

г) «крестьянка, 60 лет, всю жизнь работавшая где-то на заводе»

4.Какая информация о Матрене верная:

а) любила Ефима, вышла за Фаддея

б) любила Фаддея, вышла за Ефима

в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла

г) никогда никого не любила

5.Закончите фразу: «у Матрены из живности были колченогая старая кошка, грязно-белая коза с кривыми рогами, …?.. да …?….»

а) «котята да козлята»

б) «корова да теленок»

в) «мыши да тараканы»

г) «собака да овечка»

6.Объясните, что значит: родила Матрена шестерых детей, но « они не стояли »

а) не вставали на ноги

б) долго не бегали

в) были не самостоятельными

г) не выживали

7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:

а) на Первой мировой б) в гражданскую

в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной

8.Какая информация о Матрене неверна:

а) вечно она в мужичьи дела мешалась

б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь

в) горницу отдала воспитаннице Кире

г) дом отдала воспитаннице Кире

9.Воспитанница Кира – это:

а) Матренина незаконная дочь б) дочь Фаддея

в) девочка из детдома г) дочь председателя колхоза

10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома:

а) дают участок, но на нем должно стоять строение

б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова

в) для перепродажи и выручки денег

г) построить сарай рядом с домом

11.Как погибла Матрена?

а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г) попала под поезд

12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?

а) жена председателя б) жена Фаддея в) родная сестра г) подруга

13.Матренин постоялец работал:

а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г) учителем

14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый:

а) настоящий человек б) праведник в) человек-надёжа г) страдалец

15. Рассказчик – это:

а) автобиографический персонаж б) сосед Матрены в) Фаддей г) Кира

Ответы:

2. Создание проблемной ситуации на уроке.

Учитель читает эпиграф, записанный на доске.

…Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных,- без которых нет граду стояния.

Н.С.Лесков. Предисловие к циклу «Праведники»

О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Определите, пожалуйста, тему урока.

Тема урока. Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». (Тема праведничества в рассказе.)

Словарная работа: Кого можно назвать праведником?

Праведник – 1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (ирон).

Праведный – 1. Благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

2. Основанный на правде, справедливый. (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова “Толковый словарь русского языка”).

Определите цели урока.

Цели:

2. выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской;

3. подумать над такими нравственными понятиями, как: доброта, милосердие, чуткость, совесть, человечность; задуматься над смыслом жизни человеческой;

4. развивать умения и навыки анализа прозаического произведения.

3. Анализ текста.

Каково первоначальное название рассказа? Как оно связано с эпиграфом к уроку?

1. «Не стоит село без праведника».

2. К теме праведничества Солженицын подходит ненавязчиво и даже с юмором. Говоря о Матрёне, его герой замечает: “Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та - мышей душила!..” Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который совершил множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески, а делает праведничество естественным образом жизни героини.

Сочувствие, жалость, раздражение или восхищение вызывает у вас главная героиня рассказа Матрёна? Обоснуйте своё мнение.

Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора с Матрёной? Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца?

Для жителей села Матрена – никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме.

Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

Чем же Матрёна привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Чем Матрёна отличалась от других жителей деревни Тальново?

Матрёна выходила на работу, даже если болела; не “сводила счёты” и не обсуждала, “кто вышел, а кто не вышел”; не могла отказать, когда кто-то просил помочь в сельскохозяйственных работах: выкопать картошку, вспахать на себе огород; за работу не брала денег; кормила пастухов продуктами, каких не ела сама; не досаждала никому расспросами; не сплетничала; вырастила чужую девочку; горницу отдала приёмной дочери.

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Но не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо

Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они Матрену? Почему?

Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Все пользовались Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.

И после смерти все отзывы о ней были неодобрительны: “…и за обзаводом не гналась, и не бережная; и даже поросёнка не держала; …и, глупая, помогала чужим людям бесплатно”; не гналась за нарядами, не скопила имущества к смерти.

Таков её мир, так она живет.

Приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину.

Сопоставьте Матрёну и Фаддея. Как ведут они себя в близких жизненных ситуациях? (работа в группах)

Жизненные ситуации

Матрёна

Фаддей

Первая мировая война

Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки.

Пошёл он на войну - пропал… а к Миколе зимнему - вернулся… из венгерского плена.

Возвращение Фаддея из плена

В колена б ему бросилась…

…Если б то не брат мой родной - я бы вас порубал обоих.

Семейная жизнь

Детей у неё было шестеро и один за другим умирали все очень рано.

Родила ему вторая Матрёна тоже шестерых детей.

Великая Отечественная война

…Ефима взяли… и младший без вести исчез во вторую (войну).

…Не взяли на войну Фаддея из-за слепоты.

Дом в наследство

Отдельный сруб горницы после смерти её отдать в наследство Кире.

Требовал, чтобы она отдала горницу теперь же, при жизни…

Подготовка горницы к вывозу

Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда… Жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет.

Глаза деловито поблёскивали… ловко лазил… живо суетился… горницу яро разбирал по рёбрышкам, чтобы увезти с чужого двора.

Вывоз горницы

А что было двух не срядить? Один бы трактор занемог - другой подтянул…

Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти всю горницу…

Авария на переезде

И зачем на переезд проклятый пошла?

Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней…

Похороны Матрёны

Лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое…

Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была - спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр...

После похорон

Все отзывы её [золовки] о Матрёне были неодобрительны…

…Преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик…

Ответ заключен в самом сопоставлении героев: как бы тяжела и неотвратима ни была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей.

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей», - прямо заявляет автор.

Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

В чём вы видите трагизм судьбы Матрёны?

Трагизм не только в потерянном женихе, пропавшем без вести муже и умерших детях. Трагизм проявился тогда, когда Матрёна становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства.

Трагизм и в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми руководствовалась Матрёна в жизни. Поэтому после её смерти родственники и хотят поскорее захватить “добро”, которое осталось после неё.

Что стало причиной смерти Матрёны?

Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление помочь. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде.

В числе глубинных причин трагической гибели героини привязанность к Фаддею и своей воспитаннице, его дочери Кире. Именно она невольно становится виновницей разрушения дома, где жила вместе с Матрёной и где сама Матрёна прожила сорок лет. Люди, разбиравшие горницу, разрушают дом, главную ценность семьи. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны. В изуродованном доме она бы уже не смогла жить. Автором осуждаются алчность и жадность Фаддея, который одержим желанием захватить участок земли. Отсюда и его приказ не делать второго рейса, и вывоз уцелевших брёвен во время похорон и поминок. Виноват и зять Матрёны - железнодорожник, не предупредивший станцию о перевозке.

В чём же нравственный смысл рассказанной писателем истории?

Понятие “праведник” приобрело у Солженицына новое значение.

Нравоучительный смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, которое человек может излучать, освещая судьбы других людей.

Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

4. Итог урока. Рефлексия.

Именно такой и могла быть Матрена из рассказа, с неловкой, словно неумелой, улыбкой, мудрыми, спокойными глазами, с какой-то удивительной естественностью, подлинностью, что озаряется на лице - или лике? - светом, идущим откуда-то из глубины, из души. “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”. Лучше Солженицына не скажешь.

Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой “двор”. Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия.

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

Сегодня взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли огромных размеров, кажется, что не может быть людей, подобных Матрёне. Но я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность. Не соглашусь, потому что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить - да, но не уничтожить.

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание . Письменно ответить на один из вопросов.

1. Что изменилось в смысле рассказа Солженицына «Не стоит село без праведника», когда писатель назвал его «Матрёнин двор»?

2. Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

3. В чём праведность Матрёны?

Литература:

1. Интернет-ресурсы.

2. Н.С.Лесков. Предисловие к циклу «Праведники».

3. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

4. А.И. Солженицын. Матренин двор.


Предварительный просмотр:

Урок по рассказу

А. И. Солженицына «Матренин двор»

«Образ праведницы в рассказе

«Матрёнин двор».

Подготовила Гвоздева А. В.

МОУ «Поповская ООШ» 2012 г.

План урока:

1. Вступительное приветствие

2. Душа человека. Смысл слова «праведник»

3. Беседа по плану

4. Беседа по проблемным вопросам

7.Заключительное слово учителя.

Д/З к уроку:

Анализ образа Матрены Васильевны по плану

1) Описание дома, хозяйки, обитателей дома

2) Один день из жизни Матрёны Васильевны.

3) Прошлое Матрёны

4) Общение с Богом

5) История с горницей

6) Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

Цели урока:

Помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

Подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

Формирование нравственных ориентиров учащихся;

Приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

Эпиграф к уроку:

« Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души» - А. И. Солженицын.

I Вступление

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы еще раз будем говорить о рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Мы будем анализировать образ главной героини и попытаемся ответить на сложные философские вопросы о смысле человеческой жизни. Я желаю вам успехов. Я надеюсь, что эта тема будет вам очень интересна и каждый из вас проявит свои способности и получит хорошие оценки.

II Душа человека

Что отличает человека от животного? Душа. Бог дает каждому человеку бессмертную душу. Сколько слов связано в русском языке со словом душа!

Душа болит, радуется, В чем только душа держится , Вложить душу ,

Души не чаять , Душа нараспашку Жить душа в душу .

Человек приходит в мир ребенком с чистой, безгрешной, доверчивой душой. Его душа открыта всем ветрам жестокого мира. Став взрослым, он научится зависти, жестокости, подлости. Как устоять перед соблазнами мира, не озлобиться, не потерять себя? Лишь немногим удастся сохранить свой свет, свою душу до конца чистой. Такой предстает перед нами героиня рассказа Солженицына

II Значение слова “праведник”

Учитель: Как вы знаете, Солженицын первоначально назвал свой рассказ “Не стоит село без праведника”? А что означает это слово? (Учащиеся дают свое понимание) Какими качествами обладает праведник?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом, через художественные детали текста.

IV Аналитическая беседа по плану

Матрёнин дом. Описание дома, хозяйки, обитателей дома

  1. Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
  2. Вспомним самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?
  3. Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?
  4. Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Приведите пример. (Почему?)
  5. Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

- Кошка из жалости была Матреной подобрана

Но я свыкся с шуршанием тараканов, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи .

Один день из жизни Матрёны Васильевны

  1. Когда и как начинался Матренин день?
  2. Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

Почему? Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе -- мелкую, а мне -- с куриное яйцо.

4) Власть в рассказе.

Она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе -- не полагалось ей пенсии за себя , а добиваться можно было только за мужа , то есть за утерю кормильца.

Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом

экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли --

начальству, да кто при начальстве,

Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом

обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а

десять соток так и пустовало за забором.

Жена председателя приходила к Матрене. Она была тоже женщина

городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы

военная.

Вызывали врача однажды, та приехала злая очень, велела Матрене, как

отлежится, приходить на медпункт самой. Матрена ходила против воли, брали

анализы, посылали в районную больницу -- да так и заглохло.

ВЫВОД - Власть враждебна человеку

«Общение» с Богом

  1. Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
  2. Вспомните случай с котелком.

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

  1. Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?

Прошлое Матрёны

  1. Вспомним первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
  2. Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?
  3. Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?

Матрёна и Фаддей Миронович

  1. Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
  2. Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Другой смысл)

История с горницей

  1. Зачем Матрена разрешает ломать дом?

- чтобы получить и удержать участок земли, надо было молодым

поставить какое-нибудь строение. Шла для этого вполне Матренина горница. А

другого нечего было и поставить, неоткуда лесу взять. И не так сама Кира, и

не так муж ее, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в

Черустях.

  1. Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом?

Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму

горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела

Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей

было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне,

постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна

дома. А для Матрены было это -- конец ее жизни всей.

  1. Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

Но в тот же день началась метель

- внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по все голенище.

- кошка колченогая сбрела со двора -- и пропала

4) Смысл заглавия рассказа. (Двор, дом – образ микромира)

Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

  1. Какие черты характера можно назвать главными в Матрене (искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность, сердечность, простота, бескорыстие, умение прощать, терпеливость и т.д.)
  2. Особенности речи - «дуэль, разведка, картонный суп)
  3. Ее отношение к людям.
  4. К богатству
  5. Вспомните эпизоды, художественные детали текста, где автор раскрывает главное в Матрене (эпизод с лошадью, отношение к кошке, Кира, поросенок)

Как относятся окружающие к Матрене. Почему считают ее глупой?

- По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…”

Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны.

- Люди злы, они погрязли в грехах

- Матрена живет по другим меркам, по другим правилам. В ней нет жадности, корысти, зависти

Слово учителя. Перед нами – непростая судьба русской женщины, прожившей безотрадную, полную забот и лишений жизнь с несостоявшейся любовью, смертью шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал. Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? (Рассказ заставляет задуматься о смысле жизни.)

V Беседа по проблемным вопросам

  1. Как вы считаете, какие качества в себе надо уничтожать, а с какими можно смириться? Послушаем песню «Окно» в исполнении С. Копыловой
  2. Какова тема песни? Зависть – один из смертных грехов. Святые отцы считают зависть одним из самых тяжких грехов и равносильной убийству. Почему?
  3. Что общего в этих произведениях?
  4. Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?
  5. Может быть, не стоит так усложнять жизнь? Жить, как живешь? Почему каждый человек должен вести работу над собой?

Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно достойно, не забывая, что это – бесценный дар Бога.

Послушаем прекрасное стихотворение Бориса Пастернака «Больница»

Учитель: Что понял человек, герой стихотворения?
(Как вариант письменной работы на уроке или задания на дом)

Человек должен быть
1) _____________________________________________________
2) _____________________________________________________
3) _____________________________________________________

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами говорили о рассказе «Матренин двор».

У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…

Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.

Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека.

Подведение итогов. Выставление оценок. Д/З


С давних пор считалось, что земля русская держится на праведниках. Настоящие праведники жили без денег, бескорыстно помогали другим людям и никому не завидовали. Под такое описание полностью подходит Матрена из рассказа Солженицына «Матренин двор» .

Матрена Васильевна - это праведная и чистая женщина, которая жила в небольшой деревне возле железнодорожного переезда. В молодости к ней посватался Фадей, но его забрали на войну. Матрена ждала его возвращения, но через три года к ней посватался Ефим, родной брат Фадея. Неожиданно вернулся Фадей из плена - и долго переживал. Он сказал, что убил бы свою невесту, если бы она не была женой брата.

Матрена жила неплохо, но вот с детьми ей не повезло. Ее дети умирали один за другим - и ни один из малышей не выжил. В 1941 году ее мужа призвали в действующую армию - и он домой уже не вернулся. Сначала Матрена ждала мужа, а потом смирилась с его гибелью. Чтобы скрасить свое одиночество, Матрена Васильевна взяла себя на воспитание младшую дочь Фадея, Киру. Она бескорыстно присматривала за девочкой. Когда Кира выросла, она выдала ее замуж в соседнюю деревню за машиниста поезда.

После отъезда воспитанницы в доме Матрены стало пусто и тоскливо, а одиночество бедной женщины скрашивали только фикусы. Она беззаветно любила эти растения - и даже во время пожара спасала не избу, а фикусы. Матрена из жалости приютила колченогую кошку, которая жила у нее долгие годы.

Примечательным был тот факт, что Матрена отработала всю жизнь в колхозе за галочки, которые ставил в табели бригадир. Из-за этого ей не выходила трудовая пенсия. Только после долгих трудов Матрене удалось выхлопотать себе пенсию. Как только у нее появились деньги, оказалось, что у Матрены Васильевны есть три родные сестры.

Через некоторое время приехал Фадей - и попросил горницу для Киры. Матрена отдала свою горницу для строительства - и еще усердно помогала вывозить бревна.

Когда из-за жадности тракториста и Фадея вторая повозка застряла на переезде, Матрена бросилась на помощь. Она всегда помогала окружающим бескорыстно, поэтому не смогла накопить большого добра. Окружающие и родственники считали Матрену неаккуратной и бесхозяйственной. И, к сожалению, никто не оценил честности, доброты и жертвенности этой праведной женщины.

Матрена - это символ доброты и жертвенности , которая очень редко встречается у современных людей. В нашем мире ценится деловая хватка, умение делать деньги, а такие добродушные люди погибают с улыбкой на милом лице. Они знают истинную цену жизни, поэтому для них материальные блага не играют никакой роли. На праведниках держится наша земля, но мы этого не ценим.

Образ праведника встречается во многих произведениях русской литературы. Такой образ можно найти у Лескова в произведении «Очарованный странник», у Чингиза Айтматова в «Плахе», и конечно у Солженицына в повести «Матренин двор».

В произведении «Матренин двор» праведницей является главная героиня книги - Матрена. Матрена - честная и добрая женщина. Ее судьба распорядилась так, что жених Матрены - Фаддей ушел на войну и пропал без вести, ей пришлось выйти замуж за его брата. Дети, которые рождались у них, быстро умирали, и Матрена никак не могла обрести радость материнства. Внезапно с войны вернулся Феддей, он готов был убить их обоих, но потом смирился. Фаддей женился, с женой они народили много детей, одну из его дочерей Киру, Матрена взяла на воспитание и растила как родную.

Всю жизнь Матрена жила ради других: помогала колхозу, соседям, но никто из них не отвечал ей взаимностью. Она помогала людям бескорыстно, несмотря ни на что, она не теряла веру в людей и в правду и продолжала всем помогать. Вся жизнь Матрены - труд, он спасал ее от отчаяния, она работала за двоих. Всегда она была в ладах со своей совестью, была спокойна, жила в гармонии с собой, Матрене не за что было корить сея.

Праведность Матрены заключается в ее способности к состраданию, умении прощать, видеть выход из сложных ситуаций. Матрена никогда не была алчной, жадной, корыстной, не искала выгоды для себя. Все хотели обогатиться за счет главной героини, еще до ее смерти начали разбирать и перевозить Матренину горницу, во время перевоза бревен и изрезал ее проходивший мимо поезд. На ее похоронах все плакали и причитали только потому, что так надо. Никто не говорил о ней даже доброго слова, многие осуждали ее, а ведь, сколько добра она сделала всем этим людям.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры