«Один в прошлом». За сколько деградирует человек, лишенный удобств и технологий

Главная / Чувства

Привет. Меня зовут Павел Сапожников. Мне 24 года. В сентябре 2013 я начал исторический проект, суть которого - прожить на построенной копии древнерусского хутора семь месяцев без современных удобств и средств связи. Фактически, я живу один в прошлом. По началу было очень тяжело привыкать к одиночеству и обстановке. Однако волей-неволей проект сейчас - это и есть моя жизнь. Множество людей следят за развитием событий и сопереживают моим древнерусским приключениям.
Чтобы я мог описать один день из своей жизни, коллеги выдали мне камеру с блокнотом для ведения записей. Так как доступа ко всемирной паутине я не имею, то весь материал передал друзьям с просьбой отправить в сообщество.

Идет 111-й день проекта, и я с готовностью расскажу вам об одном своем дне в прошлом.
Сергиево-Посадский район
03 января 2014


07:30

Просыпаюсь в доме. Темно и прохладно. За ночь печь остыла и температура в доме упала.

Из маленького кувшинчика наливаю льняное масло в светец (раннесредневековый ночник ), после чего поджигаю фитиль от вручную скрученной восковой свечи, которую в свою очередь запалил от углей в печке.

Ловко одеваю обмотки (длинная и узкая полоса ткани, для обмотки ноги до колена - прадедушка портянок ), которые за целый день ни разу не перематываю и не подтягиваю. Но это уже приобретенный на проекте опыт, умение, доведенное до автоматизма. Раньше с этим было значительно сложнее.

Сверяюсь с собственноручно изготовленным календарем, который одновременно выполняет функцию своеобразного дневника..

И делаю зарубку над дверным косяком на втором дублирующем календаре, чтобы не сбиться со счету и окончательно не затеряться в прошлом. Пошел 111-й день.

На завалинке крепко зашнуровываю кожаные ботинки, одеваю верхнюю рубаху из домотканой шерсти и подпоясываюсь. На улице темно также, как и в доме.

Набираю сухой хворост, хранящийся в жилой части дома, поджигаю бересту и растапливаю печь, которая разгорается буквально за пару минут.

Подкидываю пару поленьев покрупнее, а это значит, что в доме скоро будет много дыма (у древнерусских печей не было дымоходов и дом топится по-черному). Мне пора приступать к ежедневным делам.

Первым делом проверяю хлев. Мои главные друзья и те, с кем можно пообщаться, домашний скот: 3 козы и куры. По привычке приветствую всех животных, затем пересчитываю куриц (в эту ночь погибших, например, от набегов лисы не оказалось, и все 13 пернатых на месте, что не может не радовать).

Коза уже ждет на своем месте для утренней дойки, поэтому достаю из-за притолоки миску и ставлю ее под козочкой. Левым коленом упираюсь в грудь, чтобы не убежала, и начинаю доить. Весь процесс занимает не больше минуты, а удой оказывается на редкость скупым - порядка 200 мл, что для меня при моем немаленьком телосложении на один глоток. Тут же выпиваю утренний завтрак и выхожу на улицу, выпуская вместе с тем и животных.

Пора колоть дрова. Нарубаю полешки на четверти..

Набираю воду из колодца и возвращаюсь в жилую часть дома.

Очень тепло, но так дымно, что ничего не видно. Выпускаю дым через дверной проем и волоковое окно. Затем снова растапливаю печку сухой щепой (те два полена уже сгорели) и начинаю готовить.

В специальное отверстие в верхней части печки ставлю кувшин с водой. Благодаря этой «конфорке» кувшин греется от открытого огня, а не от камней, что значительно сокращает время закипания. Добавив в кипяток ягод и немного меда, укладываюсь на лавку и жду (дом небольшой, как правило, лежу на полатях, да и растапливая печь сухим топливом, в доме можно находиться только лежа - едкий дым стелется довольно низко).

Спустя несколько минут "компот" закипел, наливаю себе кружку и снова укладываюсь на лавку. Неспешно потягивая узвар, пою протяжную песню — так заканчивается ранее утро.

09:00
На улице светает, а значит пора начинать основную деятельность. Выхожу на улицу, подхожу к колодцу и долго осматриваюсь по сторонам с задумчивым видом, составляя план на грядущий день. Внезапно в лесу начал каркать ворон. Я тотчас схватил сулицу и побежал к кромке леса, быстро осмотрев территорию вдоль кромки и подлесок, и снова вернулся на хутор. Меня месяц назад доставали лисы, успев утащить петуха и курицу, поэтому теперь я бдителен и прислушиваюсь к знакам природы.

После пробежки у леса, приступаю к своим рутинным делам и первым делом закрываю дверной проем на сеновал, после чего начинаю отлавливать кур. Скрутив крылья в замок, проверяю каждую курицу - несется она или нет. Сортирую птиц на три группы: несущихся кур убираю в закрытый сеновал, мало несущихся запираю в хлев, а не несущихся решаю зарезать, впервые на проекте, но не сразу — таких оказывается 2 птицы.

Выбор пал на менее красивую птицу. Я кладу ее в ведро и накрываю крышкой, а всех остальных снова выпускаю на улицу.

Далее принимаюсь мастерить короткие вилы, которыми удобно работать в узких помещениях, таких, как сеновал или хлев.

После этого начинаю заниматься уборкой хлева, которую необходимо делать 1-2 раза в неделю. Для начала соскребаю все сено с полатей, а затем и с пола. Но уборкой сена я занимаюсь не часто, так как при гниении оно вырабатывает больше тепла, а в холодное время года это очень важно для меня.

И укладываю пышными кучками. Методом наблюдений выявлено, что куры лучше несутся, когда сена много, и оно уложено именно кучками.

В процессе уборки я обнаруживаю два яйца. Конечно, не самый лучший результат, но это только за ночь, а в среднем куры несут 4-6 яиц в день. Найденные яйца аккуратно укладываю под крышу, чтобы не ходить в жилую часть дома по несколько раз, и чтобы яйца случайно не разбились.

11:00
Выношу из хлева еловые ветки на улицу, потому что они подсохли, и козы перестали их есть. Но стоило веткам оказаться за пределами хлева, как животные с жадностью начали их обгладывать.

После этого беру топор и веревку и направляюсь в лес. Зайдя буквально на пару метров, обнаруживаю упавшую ель. Срубив ветки, связываю их и возвращаюсь на хутор. А тут надо и корыто подчистить, чтобы наполнить его зерном для кур.

Снова рублю дрова..

Набираю воды в котел, иду в дом и ставлю греться на печку. Пока вода в котле закипает, снова устраиваюсь на заваленке отдохнуть и отогреть ноги, которые успели замерзнуть в делах на улице. Болеть в X веке нельзя.

13:30
Пора начинать готовить еду. Выношу корзину с продуктами на улицу и все животные подтягиваются за мной, ожидая чего-то вкусного.

Буду готовить чечевичную похлебку, поэтому чищу лук, шелуху от которой тут же подъедают козы, и подготавливаю сушеные грибы — нарезаю кубиками.

Добавляю два яйца и крупу, все закидываю в горшок и ставлю у входа в печь, периодически помешивая. Через 20-30 минут мой ужин готов. А вот теперь надо приниматься за ту курицу, которой уготовлено стать дополнением к ужину.

Выхожу на улицу, достаю из ведра птицу за ноги. Затем беру за шею и резким движением сворачиваю ей шею. Отрубив голову и крылья, выношу котелок с кипятком к колодцу и ошпариваю тушку. Честно сказать, до этого мне никогда не приходилось убивать птицу, но поскольку мяса в моем рационе очень мало, все больше молоко, яйца и крупы, то мной руководят инстинкты.

Курицу разделал довольно быстро, в ней оказалось мало мяса — это вам не бройлер с прилавков супермаркетов. Ножки положил в тарелку, а остальное закопал в снег на крыше бани, чтобы после можно было еще пару раз сварить куриный бульон и полакомиться куриным мясом.

Заготовки еды сделаны, можно приниматься и за дом. Беру нож, осматриваю щели — дует сильно, печь не справляется с холодами. Беру лопату из лопатки козы (месяцем ранее мне пришлось зарубить и козу, но в хозяйстве пригодились даже кости) и направляюсь за дом, где в снегу припрятан мох.

Набрав целую корзину, начинаю конопатить дом, заправляя в щели мох.

Процесс трудоемкий и длительный. Ушло более четырех корзин, чтобы устранить все видимые щели внутри дома и снаружи. Проверив изнутри с помощью свечки все щели, остаюсь доволен работой и решаю, что пришло время доить козу, так как темнеет.

17.00
В этот раз я поймал козу на улице и надоил всего 100 мл. Даже на полглотка не потянет. Тяжело вздохнув, выпил, после чего завел кормилицу в хлев, а за ней и оставшихся животных, желая им доброй ночи.

А теперь пришла пора полакомиться мясом: дрова уже хорошо прогорели и оставили угли, решил сделать ножки барбекю.

Через 20 минут блюдо приготовилось и для меня это был поистине королевский ужин вместе с приготовленной ранее похлебкой.

Закончив с едой, я решил застирать рубаху. Камни в течении дня хорошо прогрелись, поэтому взял их кузнечными щипцами..

Закинул в бочку с водой и замочил рубаху.

Окунув руки в кипяток, долго наслаждался теплой водой, уж очень я соскучился по горячей ванне. Умыв лицо и шею, приступил к стирке.

Застирываю всегда самые грязные места — ворот и рукава..

А после нескольких полосканий вынес одежду на улицу, повесил на палку. Жаль, что нет мороза.

18:30
Поскольку уже совсем стемнело, а с тем и хозяйственная часть дня подошла к концу, я напевая, снова вошел в дом. Можно готовиться ко сну. Удобно устроившись на лавке, размотал обмотки..

Вынул из обуви стельки и носки, вязанные особой раннесредневековой узелковой методой и уложил на печку для просушки.

После чего окунул голые ноги в ведро с еще горячей водой, дабы провести профилактику от простуды.

В хлеву наступила тишина. Еще раз проверил животных, впустив к ним горячий воздух от печки, и принялся укладываться спать.

Бережно сложив одежду и расстелив меховой спальник, я подумал, что вот и подошел еще один день в одиночестве и в прошлом. Разные мысли меня посещают тут, сильно меняется мировоззрение и ценности, все больше размышляю о жизни наших предков, бренности и бессмысленности бытия. Но глаза стали слипаться, бороться с тяжелыми веками не стало сил, поэтому, укутавшись в шкуры, задул светец и погрузился в сон.

19:00
Дом укутала кромешная тьма.

Неожиданный, масштабный и совершенно безумный реконструкторский проект стартовал в эти выходные в районе Хотьково в Подмосковье. Многие, кому я рассказывал про реконструкции тех или иных исторических эпох, спрашивали меня «Зачем всё это?», другие высказывали комментарии типа «Ряженые ходят, заняться нечем». На самом же деле, многие реконструкторы занимаются тем, что пытаются восстановить историю, ощутить на себе быт наших предков и рассказать другим на своём опыте интересные факты из прошлого. Например, как быстро стираются кожаные ботинки в быту? Как сохранить зерно и другие припасы на зиму не используя современных технологий? Ответы на подобные вопросы мы знаем из археологических находок и тех выводов, которые делают, исходя из них, учёные. Но всё это теории. А как было на практике?...

Проект «Один в прошлом», организованный реконструкторским агентством Ратобор, призван ответить на многие вопросы, касающиеся быта человека жившего в X веке. Год тщательной подготовки и изучения исторических материалов позволил подготовить почву для того, чтобы погрузить человека в условия того периода. Добровольцем, вызвавшемся стать героем эксперимента, стал реконструктор Павел Сапожников (Сапог). Более 7-ми месяцев ему предстоит прожить в тяжёлых условиях одному, используя только те инструменты, которые были доступны в эпоху Раннего Средневековья на Руси.

Павел будет жить в своём небольшом хуторе с домом, баней и несколькими хозяйственными постройками. Ему разрешено выходить за пределы только для охоты или сбора необходимого в лесу. Любое общение с людьми запрещено для большей чистоты эксперимента.

На мой вопрос по поводу безопасности участника и охраны от всяческих недоброжелателей, мне ответили: "Так он же не один, у него есть Снежок".

На территории хутора есть колодец. Насколько он эффективен в зимнее время, покажет время.

Сходить за хлебом в ближайший магазин не получится. Теперь для этого придётся намолоть муку, поставить тесто и испечь хлеб самому. И не стоит забывать, что впереди сырая осень, а за ней зима, зерно нужно ещё суметь сберечь. Мыши, кстати, уже не особо настроены на сохранение запасов.

Дом выстроен по описаниям найденным в книгах. Использование в устройстве крыши брёвен вместе с основным корнем поднятым вверх позволяло удерживать на крыше её тяжёлое покрытие. Чуть позже ещё расскажу от этом.

Сам дом поделён на три части: хлев, жилая часть и амбарная. Жилая часть представляет из себя очень маленькую комнату, с кроватью и маленькой печью. Сейчас по ней очень сложно перемещаться, не задев припасов, заготавливаемых на зиму.

В хлему живут домашние животные, которые помогут Павлу пережить зиму.

Этих прожорливых козликов скорее всего не будет в живых к окончанию проекта. Как шутили другие реконструкторы, приехавшие проводить Павла в прошлое, возможно, что и Снежок «сбежит» до весны.

Пока Павел готовился в официальному приёму гостей и запуску проекта, для нас провели экскурсию по новой площадке ратоборцев.

Планы у ребят на самом деле грандиозные. В последнее время появляется много эко- и этно-поселений, где пытаются воссоздать атмосферу прошлого. Здесь же цель совершенно другая - попытаться полностью восстановить историю. Любой реконструктор может попробовать поселиться на поле, единственным условием является аутентичность. Жилище можно будет построить только из доступных в давнюю эпоху материалов и с помощью аутентичных инструментов. Даже подвоз материалов планируется ограничить телегами, никаких машин.

Эти землянки и полуземлянки строились по найденным описаниям, но несоблюдение технологии строительства из-за спешки привело к тому, что после сильных дождей они оказались полностью затоплены грунтовыми водами. Переживут ли они зиму, под большим вопросом. На их примере можно увидеть как в древности покрывали крышу. На доски выкладывалась береста, которая препятствовала гниению и являлась хорошим гидроизолятором, а сверху насыпалась земля целью которой была теплоизоляция.

На заднем плане стоит ирландский домик. Хитрый ирландец не стал закапываться в землю, как это делалось в Восточной Европе, поэтому в его доме тепло и сухо. Но и он не застрахован от сюрпризов, многие секреты старых построек утеряны и восстановить их можно только методом проб и ошибок.

После интересной экскурсии по зарождающейся площадке мы вернулись, чтобы проводить Павла. Друзья подготовили для него массу подарков, которые пригодятся в испытании.

В первую очередь, конечно же, это еда. Дарили всё, начиная от ягод и мёда...

и заканчивая мясом...

и рыбой.

Тот самый «ирландец» подарил целый набор для кузницы и металл, из которого Павел сможет сделать себе оружие для охоты и инструменты.

Физическая помощь очень нужна, но без моральной поддержки тоже тяжело.

Поэтому Павлу подарили идеального и проверенного собеседника.

Впереди зима и тёплые вещи будут очень нужны.

Шубка маловата, но все сошлись во мнении, что уже совсем скоро она станет в самый раз нашему герою.

Пришло время прощаться. Все друзья собрались вместе на старте этого без преувеличения исторического события.

Проект продлится до 21 марта 2014 года. За Павлом будут наблюдать и регулярно писать о его быте. Сам Павел будет иногда иметь доступ к Интернету, чтобы рассказывать о своей жизни.
Следить за проектом можно на сайте

«Один в прошлом», где молодой парень из Москвы совершил полное погружение в жизнь и быт Древней Руси.


Это невероятный эксперимент, где его участник Сапог (Павел Сапожников), доказывал и опровергал разные теории, как жили люди в Х веке на Руси.

  • В каких условиях жили люди раньше
  • Какую одежду носили
  • Как готовили пищу и из чего
  • О чем они думали, их мировоззрение и многое другое


Это все происходило в самые суровые месяцы в году с осени по весну вдали от цивилизации на маленьком хуторе для одного человека.

«Одно дело приехать на средневековый фестиваль и 2-3 дня походить в древнерусской одежде, а другое жить во всем этом. Тогда и приходит понимание, как все происходило на самом деле. Настоящие выводы приходят на 4-5 месяце, тогда и приходит понимание, что практично, а что носит чисто декоративный характер», говорит Павел Сапожников.

Его хутор - реконструкция поселения X века (cм. схему) - находится на стыке полей и леса под подмосковным Хотьковом. Агентство старинных развлечений «Ратоборцы» несколько месяцев строило его по чертежам археологов.


Каждый интересный эпизод или наблюдение Павел записывал на камеру и все нарезки раз в неделю привозили и выкладывали в группе . Где каждый участник мог комментировать происходящее и задавать вопросы.

Сейчас весь материал собран. Осталось его довести до ума.

Команда проекта собирает стредства на съемку полноценного документального фильма путем краудфандинга на Бумстартере .

«Один в Прошлом»: быть или не быть? Вновь запущен сбор средств на монтаж фильма. Осенью 2013 года были успешно собраны 220 000 рублей на создание фильма. Съемок было больше, чем планировалось. Ведь и сам эксперимент оказался гораздо интереснее, чем ожидалось! Кто следил за порталом sapog.ratobor.com и за обновлениями в группах - видели: видео выкладывалось в сеть регулярно! Но теперь задача сложнее: смонтировать целый фильм, достойный лучших фестивалей документального кино. А деньги с первого сбора все ушли в работу. Нужна помощь всех любителей истории. В этот раз вознаграждения за поддержку проекта стали гораздо привлекательнее! Один только «день на хуторе» чего стоит!

Каждый из вас может стать соучастником проекта и помочь сделать хороший качественный фильм о реконструкции нашего прошлого, а возможно и понять, что будет в будущем…

Что станет с горожанином, если он полгода проживет в глуши без благ цивилизации? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондент «Газеты.Ru» отправилась на закрытие проекта «Один в прошлом», участник которого по-честному провел полгода в полной изоляции от внешнего мира в условиях жизни древнерусской деревни X века.

Я чуть не прокляла все на свете, пока доехала до хутора.

«Таксиста попросите довезти вас до поля с верблюдами. От железнодорожной станции это рублей двести», - написала мне Настя.

«Что еще за поле с верблюдами?!» - подумала я. На вопрос, поймет ли меня таксист, мне через минуту по почте пришел ответ, что поймет, «они привыкшие». Место, куда я отправилась, держали в секрете, а такой своеобразный ориентир мне сообщили только накануне поездки. Настя - PR-директор агентства исторических проектов «Ратоборцы», которые провели масштабный эксперимент под названием «Один в прошлом».

В Подмосковье построили небольшой хутор наподобие древнерусской деревни X века. Туда поселили увлеченного историей 24-летнего москвича, пару лет назад забросившего учебу в медицинском. Парень провел в этой деревне шесть месяцев - в полной изоляции от внешнего мира, живя по законам наших предков времен раннего Средневековья.

Павел Сапожников по прозвищу Сапог добывал огонь из кресала, охотился, чтобы добыть себе пищу, доил коз, варил луковую похлебку и кашу, шил одежду из овечьих шкур. Их он использовал и в качестве одеяла. Время научился определять по солнцу. Обо всем, что с ним происходило, Павел отчитывался в специальном видеоблоге.

Организаторы эксперимента преследовали сразу несколько целей. Во-первых, им захотелось проверить на практике факты, которые известны историкам и археологам о жизни на Руси того времени. Во-вторых, у них вышел настоящий социально-психологический эксперимент: каково это, полгода одному провести в глуши без каких-либо благ цивилизации? Да еще молодому жителю мегаполиса.

Попасть на хутор оказалось непросто. Примерно раз в месяц к Павлу допускали экспертную группу, состоящую из врача, психолога и волонтеров проекта. На этот своеобразный день открытых дверей могли аккредитоваться и журналисты, но запись была такая, что в январе записаться удалось только на подведение итогов проекта в конце марта.

Таксист при фразе «поле с верблюдами», конечно же, ничего не понял, и к началу мероприятия я опоздала.

Где у вас тут поле с верблюдами? - спрашивали мы через окно машины встречных прохожих. Помог нам суровый мужчина с серьгой в ухе на обочине дороги, стоявший рядом с десятком пустых автомобилей.

А вы кто? - поинтересовался он, не прекращая копаться в своем внедорожнике.

Журналист.

Тогда вам туда, - махнул он куда-то в сторону леса. - Идите через поле, не промахнетесь.

Мысленно попрощавшись со своими кедами, я поплелась по месиву из грязи со снегом. Вскоре ноги промокли, а на горизонте действительно появилось что-то похожее на небольшую деревеньку из нескольких построек, огороженную забором. Подойдя ближе, я смогла различить черепа животных на палках у забора и низких деревянных постройках.

Здоровый бородатый парень с русой косой, весь перемазанный сажей и какой-то грязью, стоял у калитки в окружении толпы журналистов. Он непроизвольно морщился и закрывал лицо от камер.

Вы уже решили, что сделаете первым делом после окончания проекта? Может быть, горячую ванну примете? - спросил его кто-то из журналистов.

Необязательно, - флегматично ответил парень. Это и был тот самый Сапог, который провел здесь полгода. - Я привык к довольно размеренной жизни. Для меня принять ванную что сейчас, что через три дня - все довольно близко. В конце концов, я так давно не мылся в ванне, что еще несколько часов или дней она может подождать. Так же, как и все что угодно другое. Голову последний раз я мыл где-то месяц назад.

А какое у вас настроение? - выкрикнул кто-то из-за моего плеча.

Вы меня не поймете, наверное. Медленное, - Сапог немногословен. Похоже, что после стольких месяцев уединения видеть толпу журналистов с камерами и диктофонами ему было крайне досадно. На вопрос, что он вынес из проекта, Павел на минуту замер в размышлениях. Все терпеливо ждали.

Открытий очень много. Ну, например, вы видите эту обувь? - Он показал на свои кожаные ботинки. Очевидно, в таких ходили когда-то по этим полям наши предки. - Я их за полгода перебирал два раза - шнурки перегнивают. - Сапоги резиновые надо было надеть, с грустью думала я. - В условиях такой сырой погоды обувь десятого века живет около двух месяцев, если носить три пары сразу. Если одну - соответственно, значительно меньше. Полагаю, что раньше историкам это было неизвестно. Таких мелких исторических открытий очень много.

Но главный мой вывод: в десятом веке люди жили очень плохо. Я и раньше это знал, но теперь я в этом уверен.

Снова пауза. Все замерли. Происходящее смахивало на встречу гуру с учениками.

Тяжело думается в таких условиях. Голова пустеет, и мыслей большую часть времени нет вообще никаких. И это у меня, современного человека, которому есть что вспомнить, который по сравнению с людьми того времени очень образован. Я представляю, как раньше жили люди. Насколько они были темны. Мысль идет тяжело. Я до этого проекта никогда с этим ощущением не сталкивался, так что я думаю, вы даже не понимаете, о чем я говорю. Без нормального освещения в доме, да и вообще в условиях жизни X века зима - провальное время во всех отношениях. Я думаю, что люди его просто пережидали. Световой день короткий, работать неудобно, все сырое, постоянно холодно. Делать в доме ничего не можешь, света не хватает. Маленький светец освещения дает очень мало, а много зажигать нельзя, иначе на всю зиму не хватит. Поначалу я просыпался рано, задолго до того, как рассветет, засыпал поздно, и сидеть в доме в полной темноте часов шесть и не иметь возможности чем-либо заниматься - это вообще невесело. Со временем я стал все больше и больше спать. В конце концов, в самое темное время я спал часов по 13–14 в сутки, это раза в два больше нормы для меня.

Что для вас самым сложным было за все это время? - спрашиваю я.

Однажды, когда зимой две недели стояли морозы, я ходил по лесу, заготавливал дрова. Когда вернулся домой, уже начинало темнеть, и у меня очень сильно замерзли руки. Я весь вечер не мог развести огонь - пальцы не слушались. Таких моментов было очень много.

Потом мыши. Мыши пришли почти сразу. Чтобы прокопать норку под дом, им нужно нескольких часов. Войну с мышами я проиграл. Потом пришли крысы и уничтожили мышей. Я порадовался, но через некоторое время понял, что проиграл войну крысам.

С ними невозможно бороться никоим образом. Я смирился. На самом деле с крысами в доме жить не так плохо, они совершенно не мешают. Если подвешивать повыше к потолку продукты, то они вполне безобидны. К писку по ночам я привык довольно быстро. До того, чтоб на меня бросаться, они не обнаглели. Кошка не помогала. Когда кошка приходила и ночевала со мной в доме, ни мыши, ни крысы не отваживались бегать по полу и бегали только под полом. Возможно, хорек решил бы проблему, но хорек бы сразу решил проблему и с курами, - Сапог улыбнулся, наверное, впервые за все время.

В целом же, по словам Павла, условия жизни на хуторе оказались несколько проще, чем он ожидал: «В этом плане я был несколько разочарован. К тому же, это все-таки ближнее Подмосковье. Какая тут охота». Одним из самых главных испытаний для Павла стали не трудности, вызванные отсутствием благ цивилизации, а одиночество. Пес Снежок от него почему-то убежал, и кроме кур, гусей, трех коз и приходящей время от времени кошки пообщаться было не с кем.

К этому нельзя привыкнуть. Человек слишком социален. Можно либо страдать, либо сойти с ума и смириться. Возможно, есть какие-то люди, которые могут быть одни долго, но я не из них. Хотя я не могу сказать, что я очень общительный, мне и без людей прекрасно. Но не на протяжении таких длинных отрезков времени. Это тяжко.

Я на самом деле сейчас подумываю всех вас бросить и уехать, - внезапно сказал Сапог, после чего взял и ушел, оставив в недоумении журналистов.

Ему сейчас тяжеловато. На днях открытых дверей поменьше было народу, и как-то ему было спокойнее, - будто извиняясь, сказал мне крепкий мужчина лет пятидесяти, представившийся Михаилом. Он предложил показать мне хутор, как оказалось, построенный в том числе и его руками. Михаил узнал о проекте в интернете. Он всегда интересовался историей, «топор держать умеет, вот и решил внести свой вклад в проект».

По замыслу хутор копирует археологические находки того времени в Великом Новгороде, - с гордостью объяснял мне Михаил. - Мы построили дом, состоящий из трех частей: жилая часть по центру. По бокам - место для скотины и амбар с запасами. Рядом с домом - ледник на шесть метров вниз. Это довольно глубокая яма, в которой собирается вода, в зимнее время она застывает, и лед держится все лето. Сразу за ледником планировалось место для кузни, но на нее у Павла времени не нашлось. Правее от ледника - помещение для хлебной уличной печки, в такой обычно пекли сразу на несколько дворов. Сразу за печкой планировали сделать коптильню. К сожалению, на нее у него тоже не хватило сил. В центре двора - колодец на 25 метров, рядом баня, топилась по-черному.

На подготовку хутора ушло около года, из них полгода непосредственно на строительство. Ну все, выпустили, - недовольно выдохнул Михаил и побежал ловить сбежавшую из хлева курицу. А я пошла в жилую часть дома, где организатор проекта Алексей Овчаренко отвечал на оставшиеся у журналистов вопросы.

Здесь примерно 10 кв. м, - показывал он комнату. - Вообще для одного человека этот дом слишком большой. На такой площади помещалась целая семья, - в комнате четыре человека, и мы с трудом разворачиваемся. В темноте ничего не видно с непривычки, и я пытаюсь не наступить на груду камней в центре темной комнаты. По-видимому, это была печь. - Да, это то, что осталось от системы отопления. За три дня до окончания проекта у Паши развалилась печь. Хорошо, что морозы закончились, иначе ему пришлось бы совсем плохо. Он планирует ее перекладывать. Дом обогревался в основном за счет накаленных камней. Вечером он натапливал до 25°С, утром было около 14°С. А вот и мышь пищит, слышите?

Какая все-таки главная цель у вашего эксперимента? - спрашиваю я у Алексея.

А какая основная цель была у первооткрывателей, которые шли открывать Северный полюс? - улыбается он. - Вот они вставали на лыжи, шли через снега, на собачьих упряжках ехали, кто-то погибал, кто-то не доходил, кто-то флаг ставил не в том месте, но такое дело, они первооткрыватели. Можно сказать, что Паша сегодня - такой же первооткрыватель. Есть еще у вас вопросы?

А все-таки, почему «поле с верблюдами»?

А здесь этнопарк неподалеку, они там верблюдов разводят.

Ну что ж, теперь все ясно.

Научно-исследовательский эксперимент «Один в прошлом», в ходе которого современный человек «переносится» на тысячу лет назад, уходя жить в одиночку на воссозданное древнерусское подворье, должен был запуститься 11го августа. Однако по техническим причинам старт проекта перенесен на 14 сентября, и главный участник эксперимента, Павел Сапожников, временно вернулся в Москву. Корреспондент социального портала «Я – Человек» Екатерина Малахова расспросила его о подробностях проекта.

– Павел, кому изначально принадлежит идея проекта «Один в прошлом»?

Идея проекта принадлежит Алексею Овчаренко, управляющему агентства «Ратоборцы». Впервые мы обсуждали ее еще прошлым летом, т.е. уже примерно год, как мы готовим этот проект.

– По вашим словам, это социально-психологический эксперимент. Каковы его цели и как планируется использовать полученные результаты?

Во-первых, социально-историческим этот проект мы назвали потому, что психология и история – два основных направления, в которых хотелось бы что-то выяснить. Основная цель, сделать так, чтобы результаты проекта были интересны и востребованы для фундаментальных наук, в частности, как я уже говорил, для истории и психологии. По результатам проекта можно будет написать много интересных работ в этих сферах, которые потом смогут стать диссертациями. Вот такую цель преследуем.

– Почему именно Х век, время раннего средневековья?

Наш клуб «Ратобор» изначально ориентирован только на средневековье, и я лично занимался и сейчас занимаюсь реконструкцией этого времени. Эта эпоха нам наиболее интересна, поэтому выбор пал на нее.

– Что повлияло на выбор места? Почему именно Сергиев-посад?

Там находится наше поле, которое мы хотим развивать. Одна из идей заключается в том, чтобы это была не какая-то бездушная площадка, а живое поле, связанное с интересными проектами и людьми.

– Сколько продлится эксперимент?

Теоретически, эксперимент должен продлиться восемь месяцев. Примерно с 14го сентября по май, с учетом переноса. А дальше, как пойдет. Я надеюсь, что преждевременного прерывания все-таки не случиться и проект продолжится до весны.

- Все восемь месяцев вы будете жить исключительно на поляне, в Москву приезжать не будете?

Да, на протяжении всего этого времени я буду жить на погосте, который мы сейчас достраиваем, используя только предметы и технологии тысячелетней давности. У меня не будет абсолютно никаких современных предметов и никаких технологий, которые датируются, как современные.

– С какой периодичностью вы будете рассказывать о течении дел?

Один раз в месяц планируется проводить так называемый «День открытых дверей», во время которого будут приезжать различные эксперты и ученые, фиксировать результаты эксперимента и так далее. А блог я буду вести ежедневно. Пока еще не решили: в формате текста или в формате видео, а может и то, и другое.

- Значит, какой-то предмет современности у вас все же будет?

Да, предполагается наличие некой серой зоны, находящейся на удалении от моего жилища, куда я должен буду приходить раз в день и записывать видео на камеру. Возможно, соорудим какой-то глазок в стенке, как это обычно делается. Что касается текста, придется использовать современный гаджет, потому что иного быстрого способа нет. Естественно, он не будет подключен к интернету, чтобы избежать соблазна.

– Над созданием проекта трудится много людей, кто-то из них останется следить за ходом эксперимента?

Да, совершенно верно, этот проект мне помогает готовить большое количество людей. Отшельничество, хоть и имело место быть в истории человечества, тем не менее, всегда было довольно не типичным. Для Х века, допустим, все-таки очень правильно жить общинно, где все работы выполняются большим количеством людей. А тут я остаюсь жить один, но в плане подготовки мне, действительно, помогают и консультируют. А непосредственно зимой, недалеко от меня, поселится летописец. Он будет описывать мой быт, так как взгляд изнутри – это одно, а со стороны – может быть совсем по-другому.

– Расскажите о чистоте эксперимента. Какие риски вы несете, принимая участие в проекте, и окажет ли кто-нибудь в случае чего медицинскую помощь?

Всегда остается риск заболеть, повредить себе что-то и так далее. Но я постараюсь не прибегать к сторонней помощи до самого крайнего случая. Под крайним случаем я подразумеваю какую-то критическую травму, допустим, перелом, или сильную многодневную лихорадку, которую не удается остановить, заражение крови. В общем, такие совсем серьезные вещи. А по поводу, например, растяжений, которые просто утяжелят быт в «прошлом», или легких заболеваний, я не буду обращаться к сторонней помощи.

– Павел, правда, что с вами будут жить куры и козы?

Да, конечно, без живности на проекте никуда. Потому что, очень многих продуктов, которые для нас сейчас естественны, тогда не существовало, например, той же картошки. Некоторые продукты, вроде моркови, тогда были, но сорта столь сильно изменились, после тысячи лет селекции, что применять их тоже невозможно. Так вот, когда я занимался подсчетом витаминов и минеральных веществ на все эти восемь месяцев, стало абсолютно ясно, что без молока и яиц нормально жить, практически не получится. С этой целью, мы завели четырех коз, две из которых доятся, и полтора десятка кур с петухом.

Не каждый современный человек умеет ухаживать за курами и козами. Вы проходили предварительную подготовку?

Коз доить я умел давно. Два летних сезона я прожил на подобном нашем проекте в Калужской области, на хуторе. Соответственно, опыта автономных зимовок я не имею, но с козой обращаться научился. С курами, вот, никогда дел не имел, но я хорошо теоретически подковался. Кроме того, у меня есть небольшой срок сейчас, перед непосредственным началом проекта, когда все уже практически готово, завезено и закуплено, и можно некоторое время пожить, так скажем, промежуточно на хозяйстве, пользуясь, тем не менее, некоторыми современными вещами.

– Смогут ли зрители наблюдать в реальном времени за ходом эксперимента, и где он будет транслироваться?

Нет, от идеи транслировать это все в реальном времени мы отказались, потому что это ставит под сомнение и нарушает возможность провести эксперимент в чистом виде. Планируется создание отдельных видеофайлов и текстовых сообщений, а в «дни открытых дверей» будут приезжать съемочные группы. Мы надеемся, что по итогам проекта снимут большой документальный фильм, возможно, несколько серий.

– Что для вас значит слово человек? Какой смысл вы в него вкладываете?

Человек – это животное. Для меня настоящим человеком может именоваться тот, кто в состоянии ограничивать свои инстинкты, в соответствии со своим разумом и принципами. Больше, в общем-то, нас от животных ничего не отличает.


Екатерина Малахова
фото: ratobor.com

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры