Она ни на что жаловалась. Готовимся к ЕГЭ

Главная / Чувства

Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким.
Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского « » показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».


Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким.


Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского « » Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.

Вина

Вина – чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского « ». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела. Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 11) Прочитайте текст и выполните задания A29-A31; B1-B8; C1. (1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца. (19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому) A29 В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне? 1) 22 2) 2 3) 24 4) 4 © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 12) A30 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 12 – 21? 1) рассуждение 2) рассуждение и описание 3) повествование и рассуждение 4) повествование и описание A31 Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 1) 5 2) 7 3) 17 4) 4 Часть 2 При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами. В1 Из предложений 5 – 6 выпишите слово, образованное приставочным способом. В2 Из предложений 8 – 9 выпишите наречие. В3 Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Ответы к заданиям B4 – B8 запишите цифрами. В4 Среди предложений 7 – 15 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений. В5 Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. В6 Среди предложений 1 – 8 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих предложений. В7 Среди предложений 13 – 18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 13) Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. В8 «К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, ___, ___ – также подчёркивают замысел автора. ___ «серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста». Список терминов: 1) сравнительный оборот 2) литота 3) фразеологизм 4) ирония 5) метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения 8) экспрессивный повтор 9) восклицательные предложения © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 14) Часть 3 Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение. С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 15) Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку ЧАСТЬ 1 № задания Ответ № задания Ответ А1 4 А17 1 А2 2 А18 2 А3 3 А19 3 А4 4 А20 4 А5 2 А21 2 А6 3 А22 4 А7 2 А23 1 А8 4 А24 4 А9 3 А25 3 А10 1 А26 2 А11 2 А27 4 А12 4 А28 3 А13 1 А29 3 А14 2 А30 4 А15 2 А31 4 А16 4 ЧАСТЬ 2 № задания Верный ответ В1 никому В2 напоследок В3 такая мама В4 9, 14 В5 2 В6 2, 6 В7 17 В8* 3, 8, 9, 5 <или> 3, 9, 8, 5 * Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 2 баллов: 2 балла: нет ошибок; 1 балл: допущена 1 ошибка; 0 баллов: допущены 2 и более ошибок (полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 16) ЧАСТЬ 3 Информация о тексте Основные проблемы: 1) проблема отцов и детей; 2) проблема материнской любви; 3) проблема одиночества Позиция автора: 1) родители любят нас такими, какие мы есть; 2) нет ничего горше одинокой старости © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 17) КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0» . № Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы I Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну 1 из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем 0 исходного текста. К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. 2 Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, 1 но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. Сформулированная экзаменуемым проблема не 0 прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 18) К3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного 1 текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована 0 неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им 2 проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им 1 проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, 0 поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. II Речевое оформление сочинения К5 Смысловая цельность, речевая связность и последователь- ность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, 2 речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, 1 связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 19) В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный 0 замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. К6 Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения 2 мысли, разнообразием грамматических форм. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения 1 мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и 0 однообразием грамматического строя речи. III Грамотность К7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2 допущена 1 ошибка 1 допущено более 1 ошибки 0 К8 Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2 допущены 1 – 2 ошибки 1 допущено более 2 ошибок 0 К9 Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет 2 допущены 1 – 2 ошибки 1 допущено более 2 ошибок 0 К 10 Соблюдение речевых норм допущено не более 1 речевой ошибки 2 допущены 2 – 3 ошибки 1 допущено более 3 ошибок 0 К 11 Соблюдение этических норм этические ошибки в работе отсутствуют 1 допущены этические ошибки (1 и более) 0 К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1 допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0 Максимальное количество баллов за всю письменную работу 20 (К1 – К12) © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 20) При оценке грамотности (К7 – К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается вовсе (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7 – К10) уменьшается. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка); К9 – грамматических ошибок нет; К10 – допущено не более 1 речевой ошибки. 2 балла по критериям К7 – К10 за работу объёмом от 70 до 150 слов вообще не ставится. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1 − К12) оценивается нулём баллов. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Вариант 24

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Дезинформация - это не отсутствие (ноль) информации. (2)Это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекватности текстов (семантической, синтаксической, прагматической) она создаёт в аудитории ложную систему ориентации, формирует неверную картину действительности, искажённые ценности и цели.

(3)Формируемое неверное сознание, в свою очередь, порождает не адекватные стремления и формы поведения, соответствующие целям и планам дезинформатора.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Дезинформация - это отсутствие (ноль) информации.

2) Задача дезинформации как особого типа информации состоит в формировании неверного сознания и порождении неадекватных стремлений и форм поведения, что и является конечной целью дезинформатора.

4) Дезинформация - это особый тип информации, формирующей неверное сознание, порождающее неадекватные стремления и формы поведения, что соответствует замыслу дезинформатора.

5) Задача любого дезинформатора - сформировать в аудитории неверное сознание, вызвать неадекватные стремления и формы поведения.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

таким образом

другими словами

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение.

П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок,

последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п.

Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.

3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.

4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение ).

5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

углуУбить

отозвалА

обнялАсь

заселенА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Брат потерял АБОНЕМЕНТ в бассейн.

На высоком берегу Волги шумел ВЕКОВОЙ сосновый бор.

Мы должны проанализировать ГОДИЧНЫЕ издержки, чтобы понять, в каком квартале возможна наибольшая экономия средств.

ДЕЛОВАЯ переписка хранится у меня вот в этой папке.

Это был по-настоящему благородный ПРОСТУПОК, который оценили все соседи.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

ЛЯГТЕ на коврик

красивый ТЮЛЬ

пара ВАРЕЖКОВ

к ТРЁМСТАМ СОРОКА ЧЕТЫРЁМ избирателям

много ГЕОРГИНОВ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Изображая Петербург, Гоголем используется синекдоха.

2) Каждый человек должен не только любить, но и заботиться об окружающем мире.

3) Тургенев писал, что «Базаров - мое любимое детище, на которое я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски».

4) Те, кто добивается в искусстве наибольших успехов, становится примером для подражания.

5) Ордена первой степени в дореволюционной России носили на широкой ленте, надевавшиеся через плечо.

6) Гомер в поэме «Одиссее» упоминал об использовании янтаря в качестве украшения.

7) По окончанию экзаменов вы получите аттестат.

8) Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрастались ярко-жёлтые первоцветы.

9) Размышляя над прочитанным произведением, видишь, что насколько главный герой изменился в лучшую сторону.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

м..ндариновый,

благораспол..жение

компр..мисс,

соприк..снувшись,

обог..щение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

достопр..мечательность, пр..стол,

квартирос..емщик, фортеп..янный,

под..грать, меж..нститутский,

бе..пошлинный, ди..баланс

о..бросить, на..пись

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выстра..вая

проста..вавший

алюмини..вый

раскра..вать

милост..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

неж..шься,

изуч..нный

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Райский считал себя отнюдь (не) отсталым человеком.

В мечтах он открывал ещё (не) исследованные земли.

Старая усадьба стояла на (не) высоком холме.

Некоторые упражнения (не) выполнены.

Коту Тимофею (не) меньше десяти лет.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ) ТОМ пищей для её ума были (КАК) БУДТО все предметы.

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО) ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

(ПО) ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Современные государства по форме национально-государственного устройства являются унитарными либо федеративными.

2) Мороз украшает город алмазами и жемчугами и рисует белые узоры на окнах домов.

3) Сад и поле и лес залиты утренним солнцем.

4) Специалистов-водителей не хватало как в тылу так и на фронте.

5) Яркая молния передёрнула небо () и я увидел над окном дымный облачный вал.

16. Расставьте знаки препинания:

Увидев в своей комнате человека (1) уносящего опечатанный стул (2) Авессалом Владимирович взмахнул (3) выглаженными у портного (4) брюками (5) и подпрыгнул.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)

20. В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне?

1)22 2)2 3)24 4)4

21. Какие типы речи представлены в предложениях 12 – 21?

1) рассуждение

2) рассуждение и описание

3) повествование и рассуждение

4) повествование и описание

22. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 5 2) 7 3) 17 4) 4

23. Среди предложений 13-18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

24.«К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется А ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, Б___, В___ – также подчёркивают замысел автора.

Г___ «серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

3) фразеологизм

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

Вариант 24

Таким образом

Углубить

Поступок

Пара варежек

Обогащение

Беспошлинный дисбаланс

Алюминиевый

Изученный

Невысокий

Чтобы также

Почему мы равнодушны друг к другу? Над этим вопросом размышляет К. Г. Паустовский.

Данная проблема раскрывается на примере повествования жизни Катерины Ивановны. Героиня совсем стара, а “на белом свете” она осталась одна. Родная дочь Катерины Ивановны Настя не приезжает вот уже 4 год (предложение 3).К. Г Паустовский обращает наше внимание на то, как Катерина Ивановна,”не стыдясь своих слез”, обняв дерево в саду, обращается к собеседнику:”Не дай вам бог дожить до такой одиной старости! Не дай бог.”Безусловно, автор осуждает поступок Насти.

К. Паустовский считает, что близкие люди, родители-это незамаменимые люди. Мы должны о низ заботиться и помогать им в трудных ситуациях.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, родители-это те люди, которые нас воспитали и вырастили. На протяжении всей жизни они дают нам свою поддержку и любовь, оберегая нас от всех невзгод. Свою позицию я готова подтвердить аргументами из литературы.

Из произведения А. С. Пушкина “Станционный

смотритель” вспоминаются главные герои Самсон Вырини его дочь Дуня. Влюбившись в молодого гусара, Дуня уезжает из дома, не сказав ничего отцу. Самон Вырин обезумен поступком дрчери, от горя и безысходности он спивается и умирает. Узнав, что отец Дуни умер, дочь едет на могилу отца, над которой плачет всю ночь.

В произведении Л. Н. Толстого “Война и мир” Мария Болконская проявляет бесконечную любовь и заботу к своему отцу. Отец княжны Марии Болконской очень сторг со своей дочерью. Он упрекает ее в том, что прочитает все письма, которые пишет Мария подругам. Несмотря на строгость и упреки отца, Мария Болконская все равно любит и уважает отца, проявляя заботу и внимание к нему.

Данный текст заставил меня задуматься о том, что родители-это самые близкие люди, мы не должны о них забывать. Нужно всегда одаривать их любовью, лаской и огромным вниманием.


Другие работы по этой теме:

  1. А. П. Чехов называл равнодушие – параличом души. Действительно, черствость способна порой оскорбить сильнее злости или ненависти. В рассказе “Телеграмма” К. Г. Паустовский также обращается...
  2. Осень. Прекрасное время года. В это время природа благоухает, цветет и пахнет. Прочитав текст К. Паустовского, где все происходит осенью. Волей, не волей задумываешься о...
  3. Сочинение по сборнику ОГЭ Н. Нефедовой, вариант 9, задание 15.2 “Но с тех пор я никогда не поверю, что есть на нашей земле места скучные...
  4. Настоящее искусство, по моему мнению, это способность донести до большинства людей нечто прекрасное, способное затрагивать их души, вызывать светлые чувства и приятные эмоции. Истинное искусство...
  5. Любовь и забота родителей окружают нас с самого детства. Мы взрослеем под сенью материнской любви и уходим во взрослую жизнь. Но как же родители, теперь...
  6. Тысячи людей стремись стать писателями. Они фантазировали, искали вдохновение, делали первые попытки печататься. Но лишь единицы становились известными. Почему? Константин Паустовский на примере молодого человека...
  7. Советский прозаик и публицист Б. П. Евдокимов поднимает в своей статье проблему семейных взаимоотношений. Тема остается актуальной и сегодня, ведь есть немало детей, неуважительно разговаривающих...

Предмет: русский язык 19 урок.

Класс: 11

Тема: Изложение-описание. Описание душевного состояния героя.

Цели: проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, видеть, как она раскрывается, определять основную мысль; формирование понятия о важнейших ценностях личности: о любви и преданности к матери, о незримой связи между родными людьми, об отношении взрослых детей к престарелым родителям; наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать; воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Общество, в котором каждый живет по своим принципам или следует чужим, строит современный сложный мир, где человеку в обыденных житейских ситуациях зачастую сложно проявлять свою нравственную сущность.

2. Определение темы, целей урока .

Тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Когда кого-либо хотят убедить в правильности своей точки зрения, то произносят: «Как говорили древние…» или «Не каждый, наверное, знает древнегреческую мудрость…» так поступлю сегодня и я.

Тема урока «Изложение описание на основе прочитанного текста». Как говорил Сократ – один из выдающихся мыслителей Древней Греции: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, чтобы их комментировать. Мне очень хотелось бы, чтобы при написании изложения, вы проявили себя как люди эрудированные, мыслящие, умеющие владеть речью.

3. Чтение стихотворения «Не забывайте матерей», беседа по его содержанию .

Я предлагаю вам послушать стихотворение «Не обижайте, дети, матерей».

Чтение стихотворения, заранее подготовленным учеником.

Не обижайте, дети, матерей!
Пусть сердца их не тронет ваша грубость.
На свете всем нет никого родней,
И нет души безбожней и бедней,
Чем та, что сделать может эту глупость.

Воспета материнская любовь
Не раз, не два и нет ее дороже
Она простит, поймет, поверит вновь.
Она за вас и жизнь отдаст и кровь
Ничтожен, кто понять того не может.

Нет чувства бескорыстней и добрей.
В ней нет расчета, вся, как на ладони
Летит за вами через сто морей,
Чтоб вам помочь, укрыть, согреть скорей,
А вы в броне уже и в обороне.

Да ей не надо ничего от вас
Лишь знать всегда, она необходима.
А вы опять, уже в который раз,
Не видя боль, что плещется из глаз,
Куда то мчитесь, только снова мимо.

Вам так свобода от нее нужна,
Она вас тяготит, мешает, мучит.
Не вы ей, а она лишь вам должна,
Она для вас не так уж и важна,
Но жизнь не зря нас постоянно учит.

Вдруг станет ясно, что без той любви,
Как без глотка воды в пустыне жгучей.
Дыши, смотри, как можешь, так живи,
Хоть кайся, хоть молись, а хоть реви,
Уж не вернешь, ушла, нелепый случай.

Ничто не вечно, даже это счастье,
Когда любим, каким бы ни был ты.
И руки, разгонявшие ненастье,
Спасавшие от горя и напастей
Не приголубят вас уже, увы!

Не обижайте, дети, матерей!
Они для вас - опора и святыня.
Прощенья попросите поскорей,
И добрым словом согревайте матерей
Во все века и присно, и отныне.

- Подумайте, какую проблему ставит автор в стихотворении?

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

- Какую проблему поднимает автор?

Легко ли в современном мире оставаться личностью? Какими нравственными качествами должен обладать человек?

4. Знакомство с текстом К.Паустовского (читает учитель отрывок текста «Телеграмма»).

Внимательно прослушайте текст К. Паустовского и попробуйте определить тему, сформулировать основную проблему и догадаться о том, в чем пытается убедить читателей автор.

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровен час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(24)Я осторожно повёл её

5. Аналитическая работа с текстом.

О чём этот текст? Как вы определили его тему? (О материнской любви, о взаимоотношениях отцов и детей )

Попробуйте сформулировать основные проблемы текста? (Отношение детей – к постаревшим родителям; о ценностях в жизни любого человека; проблема материнской любви )

В чём хочет убедить своих читателей автор? Попробуйте сформулировать авторскую позицию. (К.Паустовский показывает, насколько одиноко и тоскливо забытым старикам; материнская любовь – истинная ценность )

Какой вариант вступления является подходящим к данному тексту? ( Через вопрос темы; собственное мнение; лирическое размышление )

Как, на ваш взгляд, можно завершить свое изложение? ( Выразить надежду на то, что дети более нежно и заботливо будут относиться к своим родителям )

6. Творческая работа.

План.

1. Катерина Петровна.

Жизнь в Заборье;

Помщники;

Немощь.

2. Настя.

Жизнь Насти;

Письмо;

Выставка;

Телеграмма.

3.Моё мнение об о тношении детей – к постаревшим родителям; о ценностях в жизни любого человека; проблема материнской любви

А теперь вы должны оформить свои мысли в форме изложения. Учащиеся выполняют задание.

7. Рефлексия.

Чему был посвящён сегодняшний урок?

Каковы результаты нашей работы вы узнаетена след. уроке.

*** Д\з – подготовка к ЕНТ.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с раннеё весны, всё не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровен час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с раннеё весны, всё не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры